«Ночь» Б. Пастернак
«Ночь» Борис Пастернак
Идет без проволочек
И тает ночь, пока
Над спящим миром летчик
Уходит в облака.
Он потонул в тумане,
Исчез в его струе,
Став крестиком на ткани
И меткой на белье.
Под ним ночные бары,
Чужие города,
Казармы, кочегары,
Вокзалы, поезда.
Всем корпусом на тучу
Ложится тень крыла.
Блуждают, сбившись в кучу,
Небесные тела.
И страшным, страшным креном
К другим каким-нибудь
Неведомым вселенным
Повернут Млечный путь.
В пространствах беспредельных
Горят материки.
В подвалах и котельных
Не спят истопники.
В Париже из-под крыши
Венера или Марс
Глядят, какой в афише
Объявлен новый фарс.
Кому-нибудь не спится
В прекрасном далеке
На крытом черепицей
Старинном чердаке.
Он смотрит на планету,
Как будто небосвод
Относится к предмету
Его ночных забот.
Не спи, не спи, работай,
Не прерывай труда,
Не спи, борись с дремотой,
Как летчик, как звезда.
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — вечности заложник
У времени в плену.
В 1957 году Пастернак написал стихотворение «Ночь». На первый взгляд тема его совершенно понятна – через образы людей профессий обыденных Борис Леонидович рассуждает о творческой деятельности. Среди пастернаковской лирики произведение явно стоит особняком. Начнем с того, что выбрано непривычное пространство.
Действие значительной части стихотворений Бориса Леонидовича разворачивается в Москве или в декорациях пейзажа средней полосы России. В рассматриваемом тексте происходит выход совершенно на другой уровень. Лирический герой ассоциирует себя с летчиком, взирающим с высоты на весь мир, сумевшим добраться до космоса.
Можно подумать, что на создание «Ночи» поэта вдохновил запуск спутника, случившийся четвертого октября 1957 года. Вот только стихотворение сочинено несколько раньше – летом. Скорее всего, на Пастернака влияние оказали произведения Антуана де Сент-Экзюпери.
Кроме того, в небе над поселком Переделкино, где располагался дом Бориса Леонидовича, постоянно появлялись самолеты.
В «Ночи» поэт прямо или косвенно упоминает людей совершенно разных: от истопников и кочегаров до тех, кто интересуется афишей нового парижского фарса. Объединяет их одно – бодрствование в темное время суток, вынужденное или добровольное. Так в стихотворении появляется образ мирового пространства без сна.
Пастернак представляет вниманию читателей ночной дозор, неусыпно наблюдающий за землей, охраняющий ее покой. При этом лексика Борисом Леонидовичем выбирается тревожная: «страшным, страшным креном», «горят материки», «неведомым вселенным».
Последние строки получились афористически точными и выразительными:
Не спи, не спи, художник,
Не предавайся сну.
Ты — вечности заложник
У времени в плену.
В них заключен важный для Пастернака мотив – мотив свидетельствования.
Художник обязан постоянно быть на чеку, не спать в самом широком смысле, никакого спокойствия, никакого благоденствия. По мнению Дмитрия Быкова, написавшего развернутое исследование жизни и творчества Бориса Леонидовича, в стихотворении есть еще и предчувствие европейской славы.
Пастернак ожидал сильнейшего резонанса, который должна была вызвать публикация романа «Доктор Живаго». Как показало время, шуму книга действительно наделала, кардинально изменив жизнь своего создателя.
Кстати, сам поэт «Ночь» очень любил. Он часто и с удовольствием читал произведение вслух. Сохранилась даже аудиозапись, сделанная в 1958 году.
Источник: https://pishi-stihi.ru/noch-b-pasternak.html
План-конспект занятия по литературе (11 класс) на тему: Поэтический язык Бориса Пастернака
Урок по литературе в 11-ом классе
Тема урока: Поэтический язык Б. Пастернака. Анализ стихотворения «Зимняя ночь».
Цели урока: 1. Продолжить знакомство с лирикой Б. Пастернака и
помочь учащимся осмыслить идею<\p>
стихотворения «Зимняя ночь».
2. Охарактеризовать художественные средства,<\p>
используемые Б.
Пастернаком в стихотворении,<\p>
обратить внимание на особенности языка поэта. <\p>
3.
Полученные знания использовать для написания<\p>
письменных работ.
4. Воспитывать у учащихся чувство любви к русской поэзии
Оборудование: портрет Б. Пастернака, роман «Доктор Живаго»,
«Стихотворения Юрия Живаго» (на каждом столе),
интерактивная доска, план анализа
лирического произведения.
Ход урока:
I Объявление темы урока. Целевая установка
II Слово учителя.
Роман о земном пути Юрия Андреевича Живаго начинается со смерти матери, а завершается его смертью, похоронами. Лариса же попросту исчезает с лица земли, «пропала неизвестно где, … в одном из … общих или женских концлагерей севера».
О страшной судьбе их дочери мы узнаем из разговора Гордона и Дудорова в эпилоге романа. Строчка Блока, которую вспоминают друзья («Мы дети страшных лет России»), приобретает новое символическое значение: «Когда Блок говорил это, это надо было понимать в переносном смысле.
А теперь все переносное стало буквальным».
Но заканчивается роман Пастернака тем же ощущением, предвестием свободы, которым пропитано всё произведение. Состарившиеся Гордон и Дудоров перелистывают тетрадь писаний Живаго, ставших вечным его воплощением. (Зачитать отрывок в эпилоге, начиная со слов: «Хотя просветление и освобождение, которых ждали после войны…» (конец 16-й части, 5 глава).
Стихи Юрия Живаго – это бессмертие героя, вечная жизнь его души и души самого автора, который понимал своё творение как исполненную миссию: «Я окончил роман, исполнил долг, завещанный от Бога».<\p>
III Особенности поэзии Пастернака.
- Прочитаем стихотворение, открывающее цикл с шекспировским названием «Гамлет». (Читает заранее подготовленный ученик на фоне музыки).
Гамлет
Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске
Что случиться на моем веку.
На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Авва Отче,
Чашу эту мимо пронеси.
Я люблю твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.
Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить – не поле перейти.
В центре лирики Пастернака стоит образ человека, размышляющего над своей эпохой, поэтому любимым героем Пастернака был Гамлет со своими вечными вопросами. Поэтический мир Пастернака особенный. Метафорическая система поэта стоит в ряду великих поэтических открытий. На уроке литературы мы изучали лирику Пастернака.
– Чем характеризуется художественный мир поэта?<\p>
(Для поэзии Пастернака характерны следующие особенности: 1) метафорическая насыщенность, 2) взаимопроникающие образы и предметы, 3) невыделенность лирического героя, 4) понимание искусства как эквивалента жизни).
– На уроках вы анализировали стихи поэта. Назовите тропы и фигуры речи, используемые Пастернаком.
(Пастернак избегает изобретать новые средства выразительности, но среди старых предпочитает: 1)редкие слова, расположенные у границ допустимого, 2) малоупотребительные грамматические формы, 3) вводит лексику разных пластов, 4) часто употребляет фразеологические обороты и гиперболы, 5) любит эллипсисы, анаколуф (нарушение синтаксической правильности согласования членов предложения), 6) использует метафоры, сравнения, антитезу, анафору, повторы, аллитерацию).
IV Анализ стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь».
Стихотворение «Зимняя ночь» из романа «Доктор Живаго», который завершается циклом стихотворений, написанных Юрием Живаго (главным героем). Юрий Живаго – доктор, но мы не видим в романе его непосредственной врачебной деятельности.
Герой Пастернака – врач духовный, он врачует души людей; его стихи – это и благовест, и исцеление, и прозрение, и освобождение, и покаяние, и вера в Воскресение.<\p>
- Сообщение ученика о месте и роли стихотворений в романе.
- Чтение стихотворения «Зимняя ночь» подготовленным учеником.
Зимняя ночь
Мело, мело по всей земле<\p>
Во все пределы.
Свеча горела на столе,<\p>
Свеча горела.
Как летом роем мошкара<\p>
Летит на пламя,<\p>
Слетались хлопья со двора<\p>
К оконной раме.
Метель лепила на стекле<\p>
Кружки и стрелы.<\p>
Свеча горела на столе,<\p>
Свеча горела.
На озаренный потолок<\p>
Ложились тени,<\p>
Скрещенья рук, скрещенья ног,<\p>
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка<\p>
Со стуком на пол.<\p>
И воск слезами с ночника<\p>
На платье капал.
И все терялось в снежной мгле,<\p>
Седой и белой.<\p>
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале.<\p>
И то и дело<\p>
Свеча горела на столе,<\p>
Свеча горела.
- Беседа по содержанию стихотворения.
– Что символизирует свеча?
(Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. Обращаясь к своим ученикам в нагорной проповеди, Христос говорит: «Вы свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы. И зажегши свечу, не ставят её под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме. Так да светит свет ваш перед людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего небесного»).
– Когда появляется в романе образ свечи? Зачитайте.
(Образ свечи появляется в романе дважды. Представим метель, рождественскую морозную ночь, накануне которой умирающая Анна Ивановна благословляет Юру и Тоню, ночь перед елкой у Свентицких.
Юра видит с улицы оттаявший от свечи кружок – в заиндевелом окне Камергерского переулка, где идет разговор между Ларой и Патулей Антиповым: «Сквозь эту скважину просвечивал огонь свечи, проникавший на улицу почти с сознательностью взгляда, точно пламя подсматривало за едущими и кого-то поджидало»).
Именно в это мгновение Юра впервые слышит в своей душе высокое поэтическое слово – «Свеча горела на столе».
Юра ждет, что продолжение прекрасной строки «придет само собой». Но оно само собой не приходит и не может прийти. Для прихода истинной поэзии потребовалась целая жизнь.
Второй раз: вспомним предсмертную исповедь Антипова-Стрельникова Юрию Андреевичу: «Так вот, видите ли, весь этот XIX век со всеми его революциями в Париже, несколько поколений русской эмиграции, начиная с Герцена, все задуманные цареубийства, неисполненные и приведенные в исполнение, все рабочее движение мира, весь марксизм в парламентах Европы, всю новую систему идей, новизну и быстроту умозаключений, насмешливость, всю, во имя жалости выработанную, вспомогательную безжалостность – все это впитал в себя и обобщенно выразил собою Ленин, чтобы олицетворенным возмездием за все содеянное обрушиться на старое.
Рядом с ним поднялся неизгладимо огромный образ России, на глазах у всего мира вокруг запылавший свечой искупления за все бездолье и невзгоды человечества».
Свеча – это символ любви Ю. Живаго к Ларе, символ надежды, добра, победившего зло, свеча – это символ искупления за все невзгоды человечества.
– Слово учителя.
-Какова тема и композиция стихотворения?
(«Зимняя ночь» построена как воспоминание о любви: все глаголы в прошедшем времени).<\p>
– Обратимся к тексту стихотворения. Какие изобразительно – выразительные средства языка использует поэт? С какой целью?
(Эпитеты: озаренный потолок; мгла седая и белая;
Гипербола: мело, мело по всей земле;
Сравнения: как летом роем мошкара летит на пламя; и жар соблазна вздымал, как ангел, два крыла крестообразно;
Метафоры: метель лепила на стекле кружки; и воск слезами ночника на платье капал;
Инверсия: слетались хлопья; и падали два башмачка;
Повтор: свеча горела на столе; свеча горела (симметрично расположенный рефрен «Свеча горела на столе//Свеча горела» завораживает, усиливает впечатление кружения метели, возвращение воспоминаний);
Параллелизм: скрещенья рук, скрещенья ног, судьбы скрещенья).
– Определите стихотворный размер. ( Ямб)
– Определите вид рифмы (перекрестная).
– Почему стихотворение начинается с гиперболы? (Чтобы придать масштабность всему происходящему).
-Заключительное слово учителя
(Зимняя ночь. «Свеча горела на столе, свеча горела» – с этих строк, лейтмотивом звучащих в стихотворении, для Юрия Живаго, героя романа Б.Пастернака «Доктор Живаго», началось творчество.
Стихотворение построено на противопоставлении бушующей стихии за окном (возможно, образа мирового хаоса) – и земной любви двух человек, любви, утверждающей свой высший смысл и своё право на жизнь перед лицом этого враждебного всему живому хаоса.
Таким образом, любовная страсть у поэта предстаёт как сила, способная противостоять напору небытия: «…хаосу, бездне небытия противостоит предельно сжатое, сосредоточенное, интенсивное бытие, высшая концентрация жизни» (Ан.Якобсон). Так что недаром вопреки всему горит на столе свеча – символ человеческой души, человеческой жизни.
V Описание творческого процесса в романе
-Каким образом рождались такие прекрасные, завораживающие стихотворения?
– Найдите и зачитайте в романе отрывок, в котором Юрий Живаго описывает собственный творческий процесс. ( II книга, ч.14, гл.8)
( « После двух-трех легко вылившихся строф и нескольких, его самого поразивших сравнений, работа завладела им, и он испытал приближение того, что называется вдохновением. Соотношение сил, управляющих творчеством, как бы становится на голову.
Первенство получает не человек и состояние его души, которому он ищет выражения, а язык, которым он хочет его выразить.
Язык, родина и вместилище красоты и смысла, сам начинает думать и говорить за человека и весь становится музыкой, не в отношении внешне слухового звучания, но в отношении стремительности и могущества своего внутреннего течения.
Тогда подобно катящейся громаде речного потока, самым движением своим обтачивающей камни дна и ворочающей колеса мельниц, льющаяся речь сама, силой своих законов создает по пути, мимоходом, размер и рифму, и тысячи других форм и образований еще более важных, но до сих пор неузнанных, неучтенных, неназванных.
В такие минуты Юрий Андреевич чувствовал, что главную работу совершает не он сам, но то, что выше его, что находится над ним и управляет им, а именно: состояние мировой мысли и поэзии, и то, что ей предназначено в будущем, следующий по порядку шаг, который предстоит ей сделать в ее историческом развитии. И он чувствовал себя только поводом и опорной точкой, чтобы она пришла в это движение.» )
VI Творческая работа. Анализ стихотворения «Зимняя ночь».
Использовать план анализа стихотворения для написания сочинения. <\p>
Развернутый план анализа лирического произведения
- Дата написания. (Может быть «говорящая» – особый день, год в истории народа или в личной биографии поэта.)
- Характеристика эпохи и ее отражение в стихотворении. Реально-биографический комментарий.
- Жанровое своеобразие. (Назвав жанр, прокомментируйте его: баллада – реальные и фантастические черты, философское стихотворение – какие общие проблемы бытия затрагивает, лирического героя, послание – кому адресовано и т.д.)
- Анализ лирического сюжета: ведущая тема, основная мысль, эмоциональная окраска, преобладающие интонации (восторженные, задумчивые и т.д.)
- Художественные особенности:
- Как раскрываются категории времени и пространства;
- Как решается проблема взаимоотношения мира и человека;
- тропы и фигуры: эпитет, олицетворение, метафора, сравнение, аллегория, символ, гипербола, литота, ирония или самоирония, сарказм.
- Использование стилистически окрашенной лексики;
- Инверсия, повтор, антитеза;
- Параллелизм;
- Риторический вопрос, восклицание;
- Обращение;
- Особенности синтаксиса;
- Основные ритмические особенности стихотворения:
- Ритм (ямб – разговорные, повествовательные интонации; хорей, дактиль – строгость, торжественность; трехсложные размеры стиха или двусложные с пиррихием – особая напевность, сближающая с интонацией былины, народной песни);
- Способ рифмовки (рифма парная, перекрестная, кольцевая);
- Строфика;
- Элементы живописи.
- Черты лирического героя.
- Личное восприятие стихотворения.
VII Чтение и обсуждение ученических работ.
Из сочинений учащихся зачитать фрагменты.
VIII Домашнее задание.
Проанализировать стихотворение (по выбору) из последней части романа «Стихотворения Юрия Живаго».
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/12/05/poeticheskiy-yazyk-borisa-pasternaka
Анализ стихотворения Б.Л. Пастернака «Зимняя ночь»
В стихотворениях Пастернака чувства и эмоции человека передаются посредством природы вещей.<\p>
Это замечаешь, делая глубокий анализ стихотворения «Зимняя ночь». В нем огонь человеческих чувств тонко и прочно переплетается с бушующей стихией природы и островком покоя и любви домашних предметов.<\p>
На протяжении всего стихотворения за окном бушует метель, а в доме двое наслаждаются друг другом. И только свеча освещает и их, и уголки, куда может добраться.<\p>
Танец снежинок за окном переплетается с причудливой игрой теней на стенах. Эти переплетения постепенно вырисовывают основной элемент – крест. Он соединяет пути влюбленных, обжигая их страстью. И в то же время является главным символом соблазна.<\p>
Это стихотворение-противоречие, строчки-противопоставления. Надежда на покой и счастье. И в то же время попытка убежать от действительности, спрятаться от жестокости внешнего мира. Стремление хоть на какое-то время забыть о жизненных бурях и метелях и погрузиться в тепло и уют родной души.<\p>
Огонек свечи, который горит вопреки метели, рассказывает всесильной любви. Она способна противостоять всем невзгодам и натискам внешнего мира и всегда согреет своим теплом жизнь человека. Своим немеркнущим огнем свеча укажет правильный путь.<\p>
В то же время бушующая за окном метель олицетворяет всесильный внешний мир. Ему противостоит одинокая человеческая душа – свеча. И, несмотря на все попытки жизненные преграды, человеку удается выстоять и выйти победителем из этого поединка. Ведь пока горит свеча – огонек надежды в человеческой душе не погаснет.<\p>
Не только внешний мир противостоит человеческой душе, но и собственные слабости. Им тоже нужно сопротивляться, идя на свет добра, льющийся из сердца.<\p>
Проводя анализ стихотворения «Зимняя ночь» Бориса Пастернака, невольно обращаешь внимание на то, что строчки образуют собой как бы замкнутый круг. В последней строфе они повторяются. Кажется, что так будет бесконечно. Что выхода нет, и ничего нельзя изменить. Но все же автор дарит надежду, что метель не вечна. Значит, и невзгоды можно победить.<\p>
Если в начале стихотворения бесконечность и всесилие бушующей стихии не подвергаются сомнению, то уже в конце становится ясно, что все на свете имеет свое завершение. Закончится февраль. С ним уйдут и метели.<\p>
И только свеча будет продолжать гореть в окне, даря надежду и своим огоньком указывая верную дорогу.<\p> .
Источник: https://cwetochki.ru/post-Analiz-stihotvoreniya-BL-Pasternaka-Zimnyaya-noch-23884.html
Зимняя ночь
Мело, мело по всей земле,
Во все пределы,
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,<\p>
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья
И падали два башмачка
Со стуком на пол,
И воск слезами с ночника
На платье капал.
И всё терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
1946
Вопросы к анализу стихотворения
-
На каком контрасте построено стихотворение?
-
В каких рефренах и образах выражается это противостояние?
-
Какой символический смысл вкладывает поэт в образ свечи?
-
Как в стихотворении соединяется вечность с сиюминутностью?
-
Что предпочитает лирический герой Пастернака – холод вечности за окном или тепло жизни в комнате?
-
Приведите примеры метафор, эпитетов, сравнений. Как они усиливают смысл и чувства?
-
Какие согласные звуки и почему преобладают в стихотворении?(Аллитерация)
-
Дважды в стихотворении в разных лексико-грамматических вариантах повторяется образ креста. Что он символизирует?
-
Какова же главная мысль стихотворения?
Анализ стихотворения б.Л.Пастернака «Зимняя ночь»
Это произведение входит в цикл
стихотворений Юрия Живаго, помещённый
в конце романа «Доктор Живаго» под №
15 – в самой середине цикла.
Произведение построено на контрасте.
Холоду пространства и времени противостоит
тепло дома, любви и творчества. Это
противостояние получает художественное
выражение в двух рядах рефренов. Первый
из них связан с образом февральского
холода и метели («мело, мело по всей
земле…» в разных вариантах), а второй
– с образом свечи в тёплом доме («Свеча
горела на столе…»).
Рефрен о свече встречается 4 раза, причём
всякий раз – со всё большей силой и
настойчивостью – в ответ на непрестанную
метель и усиливающийся за окном холод.
Свеча – образ и реальный, и символический,
понятие многогранное.
Это – и символ
памяти, и примета праздника, и излучатель
тепла, и составляющая уюта в доме, и
символ любви, и показатель скоротечности
человеческой жизни по сравнению с
бесконечностью времени и пространства,
и, наконец, предмет, сопутствующий
поэзии, творчеству.
Свеча словно соединяет
вечность с сиюминутностью: неограниченность
пространства в начале стихотворения
(«по всей земле») сочетается с
ограниченностью времени в конце («…весь
месяц в феврале…»).
Действие переносится из космического
хаоса, из природного пространства в
конкретный дом, из бытия в быт с реальной
земной ситуацией, а затем обратно. Всё
это весьма напоминает по композиционному
решению стихотворение А.С.
Пушкина
«Зимнее утро» (кстати, есть перекличка
и одновременно полемика даже в самих
названиях стихотворений двух великих
поэтов).
Однако у Пушкина душа героя
стремится от «весёлого треска» печи и
«янтарного блеска» комнаты – в свободное,
яркое и красиво-спокойное природное
пространство, где подлинная жизнь,
подлинное движение, а дремлющая
«красавица» не способна понять и
разделить этого порыва лирического
героя. У Пастернака – наоборот: природное
пространство за окном холодно и жутковато,
как вечность, а комната со свечой –
место спасения от этого холода подлинной
жизнью, любовью, теплом, поэзией.
Художественное впечатление усиливается
целым рядом художественных приёмов,
помимо повторов и контрастов. Можно
отметить такие приёмы, как:
- метафоры (2-я, 3-я и другие строфы);
- эпитеты и сравнения (2-я, 4-я, 6-я строфы);
- олицетворения (3-я и 4-я строфы);
- аллитерацию: преобладают свистящие и шипящие согласные, символизирующие противостояние свиста метели и горения свечи, снежной мглы и жара соблазна.
И всё-таки, если определить в стихотворении
главное, то следует признать, что
Пастернак пишет о любви, причём, любви
гармоничной, не чурающейся единством
духовной и физиологической стихий.
Вот
почему в центре стихотворения образы
скрещивающихся рук и ног, скинутых
платья и башмачков.
Причём святость
любви и «жара соблазна» подчёркивает
образ креста, повторенный в разных
лексико-грамматических вариантах в 4-й
(«скрещенье») и 7-й строфах («крестообразно»).
Таким образом, знаменитое стихотворение
Б.Л.Пастернака и одновременно литературного
персонажа Юрия Живаго художественно
утверждает мысль о том, что человек
способен преодолеть, растопить холод
судьбы только теплом любви и поэзии.<\p>
Источник: https://StudFiles.net/preview/3052648/page:75/
Анализ стихотворения «зимняя ночь» б.л. пастернака
СыЛицзе, Пекинский аэрокосмический университет, Китай
Анализ стихотворения «зимняя ночь» б.л. пастернака
Борис Леонидович Пастернак (1890-1960) родился в семье, где все занимались искусством. Отец его Леонид Пастернак – художник, а мать – пианистка; еще в детстве Пастернак начал писать стихи.В 1913 году он окончил историко-филологический факультет Московского университета.
В 1958 году Шведская королевская академия наук присуждает Пастернаку Нобелевскую премию по литературе за «выдающиеся заслуги в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы», с тех пор его роман «Доктор Живаго» стал известным и пользовался большой популярностью.
Но тогда из-за политической обстановки он не смог принять эту премию. В романе излагается судьба Живаго, точнее, судьба интеллигенции тех времен: их жизненные пути похожи друг на друга. Стихотворение «Зимняя ночь» входит в число стихотворений, опубликованных в конце романа. Любовь, описанная в романе, произвела на многих неизгладимое впечатление.
Отношения Пастернака и Ольги Ивинской стали прототипом этой истории. В письме к «другу души», Ренате Швейцер, адресату из Германии, в мае 1958г. Б.Л. Пастернак пишет: « Во втором послевоенном времени я познакомился с молодой женщиной – Ольгой Ивинской. Она и есть Лара моего произведения, которое я в это время начал писать.
Она олицетворение жизнерадостности и самопожертвования. По ней незаметно, что она в жизни перенесла…. Она посвящена в мою духовную жизнь и во все мои писательские дела»1.
Данная статья посвящена анализу стихотворения с различных сторон:
1. мелодия стихотворения
2. образы в стихотворении
3. художественные особенности стихотворения
1.Мелодия стихотворения.
Пастернак склонен к музыке, он говорил: «Мое самое любимое в мире – это музыка, среди всех музыкантов мой самый любимый – это Скрябин»2. Критик В.Ф. Асмус писал: «Музыка, поэзия и рисование для Пастернака, не представляют собой беспорядочное соединение языков, они не разные языки, а единый художественный язык».
Начиная читать стихотворение, кажется, что его базовая мелодия – старый четырехстопный ямб, нет никаких особенностей, но если внимательно посмотришь, то обнаружишь, что вторая и четвертая строчки каждой строфы стихотворения укорочены: здесь всего две стопы. К тому же в первой и третьей строках применяется мужская рифма, а во второй и четвертой строках – женская.
Разумеется, это не случайно, а тщательно продумано поэтом. Раскрывая картину взаимоотношений героев, поэт не использовал никаких личных местоимений или глаголов с личными окончаниями, но через мелодию стиха читатели понимают основную мысльи видят образы мужчины и женщины. Здесь очевидно прекрасное соединение музыкальных особенностей и выразительных возможностей.
Кроме того, такая необычность отражается еще и в повторах:
1) Повторение гласных звуков и, э, о. Как летом роем мошкара Летит на пламя, Слетались хлопья со двора
1 Письмо к Ренате Швейцер.1958.https://litmir.net/br/?b=193623
(26).
К оконной раме.
2)Повторение (аллитерация) согласных звуков м, л, в, с.
Мело, мело по всей земле,
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Такая мелодия превращает невидимые звуки в видимую картину, что позволяет читателю представить сильную метель, завывание ветра, враждебный окружающий мир.
3)Повторение строчки.
Строчка «свеча горела на столе, свеча горела» повторяется в первой, третьей, шестой и восьмой строфах, что создает эффект противостояния света – мраку, тепла – холоду, огня -льду. Несмотря на тревожность внешней обстановки, влюбленные обнимаются крепко, нет ничего, что может разделить их. Пастернак описывает состояние героев, используя сопоставление контрастных образов (антитеза).
Недаром Цветаева сказала, что нам не нужно читать произведения Пастернака, он уже в нашем сердце. Когда мы читаем Пастернака, мы забываем все, кроме Пастернака … «Действие Пастернака равно действию сна, – писала Цветаева. – Пастернак нами не читается, он в
нас совершается… Пастернак завораживает.Мы его не понимаем. Мы в него попадаем. Под л з
него подпадаем. В него – впадаем» .
2. Образы в стихотворении
В «Зимней ночи» существует много образов, это придает стихотворению особую окраску. Самый необычный образ – это свеча, она появляется не только в стихотворении, но и в романе «Доктор Живаго». Образ «свечи» исходит из «Библии». В христианской символике свеча многозначна.
Зажженная во время молитвы свечаозначает явление Христа; свет свечи во время Пасхи означает воскресение Христа, также означает бессмертие, кроме того, иногда свеча обозначает самого Бога, поэтому свечу и ее свет часто связываются с Богом и любовью к Богу.
В этом стихотворении можем увидеть символическое значение свечи с разных сторон: во-первых, свеча является символом русской религии, она дает людям надежду, тепло, успокаивает душу; во-вторых, горящая свеча символизирует судьбу Лары и Живаго, они жертвуют собой ради любви, но чувствуют себя счастливыми.
Интересно то, что издавна кружки и стрелочки – символы мужского пола и женского пола, а также символ любви4. Пастернак прекрасно использовал это для того чтобы показать природное явление: «метель лепила на стекле кружки и стрелы». Здесь метель как светское мнение и упреки, что напоминает читателю повесть А.С.
Пушкина «Метель», название намекает на трагический конец. В седьмой строфе «ангел» символизирует сладкую любовь, но крест намекает на страдания, моральное осуждение и разлуку. Итак, смена этих образов создает антитезу целого стихотворения. Такая антитеза и отражает внутренний конфликт, и переживания главных героев.
3. Художественные особенности стихотворения.
Стихотворение «Зимняя ночь» (1946) построено на приеме антитезы: противоположность между огнем свечи и метелью; между теплом, счастливым миром внутри комнаты и холодным миром снаружи.
Домик – это оазис любви и райский сад для героев, окно – это пограничная линия антитезы.
Последняя строфа и первая строфа образуют антитезу[5, в начале стихотворения «мело, мело по всей земле», но заканчивается такими строчками: «свеча го-
3.ЦветаеваА.М. Хрестоматия критических материалов. Русская литература рубежаХ1Х-ХХ ве-
ков.[М].Айрис Пресс, Рольф (Россия), 1999.
рела на столе, свеча горела». Такая антитеза доказывает, что высокое человеческое чувство не уступает злому внешнему миру. К тому же ряд антитез – это проявление философской мысли поэта: художественной установкой Пастернака является анализ отношения человека и окружающего его мира. Поэт устремлен в глубь, в суть постигаемого явления.
Это стихотворение принадлежит к медитативной лирике. Строчки «Зимней ночи» – это своеобразный поток сознания, который равно захватывает явления бытия и быта, внешнее и внутреннее, абстрактное и конкретное.
Это своего рода философский этюд с жизнеутверждающим финалом, в котором сопрягаются элегические раздумья со своеобразными пейзажными зарисовками, что образуют параллель с внутренним миром человека.
Идем до конца жизни рука об руку, лишь бы твое сердце билось только для меня одного
Стихотворений о любви много, но каждое из них имеет свою историю, грустную или радостную. А.С. Пушкин сдержанно выразил свои чувства стихотворением «Я Вас любил», Ф.И. Тютчевстихотворением «Последняя любовь» показал нам, что для настоящей любви нет ограничения в возрасте, В.В.
Маяковский своим «Любит? Не любит» заверил нас, что сила настоящей любви так велика, что человек может пожертвовать собой ради нее. Пастернак стихотворением «Зимняя ночь» рассказал о том, как дорого духовное общение между людьми. Пушкин не написал бы о всепрощающей любви без Анны Керн, С.А.
Есенин не создал бы гениальные строки без Айсидоры Дункан, Пастернак не стал бы Пастернаком без Ольги Ивинской!
Литература
1. Письмо к Ренате Швейцер.1958.https://litmir.net/br/?b=193623 Н&^,1992.(26).
3. ЦветаеваА.М. Хрестоматия критических материалов. Русская литература рубежаХЕХ-XX веков.[М]. Айрис Пресс, Рольф (Россия).1999.
4Ц.(20-25)
5. Ш$%^ШШ¥[М]^к^ЬЛЙМ±,2004¥.(80).
Для дальнейшего прочтения статьи необходимо приобрести полный текст. Статьи высылаются в формате PDF на указанную при оплате почту. Время доставки составляет менее 10 минут. Стоимость одной статьи — 150 рублей.<\p>
Источник: https://naukarus.com/analiz-stihotvoreniya-zimnyaya-noch-b-l-pasternaka
Анализ стихотворения Бориса Пастернака Зимняя ночь
Анализ стихотворения Бориса Пастернака “Зимняя ночь”.
Елена Бахтина
11-й класс
Кировский экономико-правовой лицей
Зимняя ночь… Вы произнесли эти слова, и что предстало перед мысленным взором? Может быть, тишина и спокойствие, лёгкий, уютный снег, полная луна и россыпь звёзд по иссиня-чёрному небу? А может быть, метель за окном, вихрь снежных хлопьев, сумасшедшая пляска духов природы и единственная тихая пристань – дом, свеча на столе?..
В 1946 году Борис Пастернак пишет стихотворение «Зимняя ночь». Совсем недавно закончилась война.
Казалось бы, вот оно, наступившее спокойствие! Но бури мировых потрясений не утихли и, наверное, не утихнут никогда.
Где же спасение? Что поможет человеку в водовороте страстей не затеряться, сохранить свой хрупкий внутренний мир? И поэт даёт ответ: дом, очаг – обитель надежды и спокойствия. Но этот ответ не однозначен.
Давайте вернёмся к стихотворению и посмотрим, что хотел сказать автор читателю, какие мысли он выразил в стройной череде строк.
Это произведение – стихотворение-сомнение, уход, бегство. Не случайно оно полностью построено на приёме антитезы, то есть на противопоставлении. Рефреном из строфы в строфу следует двустишие:
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Свеча – символ надежды, тихого счастья, уединения и чистоты. Этот огонёк, являющийся для лирического героя центром Вселенной, центром его мира, легко потушить. Достаточно лёгкого дуновения – и вот уже
…жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Жар, огонь – символ эмоций, страстей. Но это “жар соблазна”. Огонь свечи – светоч жизни тихой, уединённой. Автор изобразил одну стихию в двух диаметрально противоположных ипостасях. Но основой произведения всё-таки является антитеза огня и льда.
Обратим внимание на первую строфу:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы.
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Первые две строки погружают в зиму, рой снежных хлопьев, метель. Причём холодная стихия – царица всего мира, “всей земли”, всё ей подчинено. И лишь одинокая свеча храбро противостоит этой снежной королеве. Та возмущена, разъярена, и вот:
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Противостоянием дикой пляски, борьбы духов природы и бытия и одинокой человеческой души – свечи – «Зимняя ночь» напоминает пушкинских «Бесов». Но итог здесь совсем иной.
Если у Пушкина демоны в образе стихии переворачивают возок затерявшегося путника, ломают его сопротивление, то здесь внешние силы не могут окончательно победить маленький огонёк, этот светоч надежды.
Последняя строфа повторяет первую:
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Последние две строки совпадают, но не первые. Обратим на них внимание. В первой строфе нет ощущения времени, действие сливается с бесконечностью. Это подчёркивается повтором: “мело, мело…” В последней строфе уже поставлены чёткие временныRе рамки: “в феврале”, к тому же слово “мело” не повторяется.
Значит, зимняя буря не бесконечна, она имеет своё завершение. Заключительная строка – “свеча горела” – утверждает победу жизни и надежды. Эта борьба, порой житейская, порой неоправданная, заканчивается в пользу чистого источника света, храбро отстоявшего своё право на жизнь.
Именно противостояние жизненным бурям как внешнего мира, так и внутреннего является главной идеей произведения. Её раскрытию служит и кольцевая композиция «Зимней ночи», и эмоциональная окраска произведения. Если мы внимательно приглядимся к нему, прислушаемся к звучанию слов, то поймём, что она очень ярка и красочна.
Стихотворение написано ямбом “старинным, допотопным”, по словам В.Ходасевича, более всего отражающим сильную эмоциональную окраску стиха. Казалось бы, что в этом такого? Ямб традиционный, четырёхстопный… Но посмотрим на вторую и четвёртую строки каждой строфы. Они укорочены. Здесь всего две стопы.
К тому же в первой и третьей строках применяется мужская рифма, а во второй и четвёртой – женская. Разумеется, это не случайно. Используемые приёмы являются красками в палитре поэта для придания яркости эмоциональному настрою стихотворения.
Строки укорочены – и вот антитеза огня и льда выделена, обращает на себя внимание. Но жестокости и грубости здесь нет. Этому способствует приём аллитерации:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы…
Или в другой строфе:
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
Или согласные звуки:
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы.
В данном случае указанный приём придаёт метели звонкость, лёгкость, мы слышим своеобразный хрустальный звон льдинок, но чувствуем безжизненность. И это снова играет на антитезу.
Она применяется и в описании внешнего поэтического мира. Он суетлив, жесток, бесцветен:
И всё терялось в снежной мгле,
Седой и белой.
В нём легко пропасть, исчезнуть. Он с лёгкостью поглотит всё чуждое, несвойственное. А вот та часть мира, где царит свеча; для её описания автор употребляет слова, обозначающие простые, домашние вещи, – это “потолок”, “два башмачка”, “воск”, “слёзы”, “ночник”, “платье” и так далее. Здесь мило и уютно, но и сюда доносятся отзвуки другого мира, и здесь есть место борьбе и сомнениям:
На озарённый потолок
Ложились тени,
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
Таким образом, внешний мир стихотворения обрисован достаточно чётко. Если проанализировать используемые в произведении существительные, то практически все они относятся именно к его описанию. Внутренний же мир лирического героя стихотворения представить довольно трудно.
О нём почти ничего не сказано, он дан отдельными штрихами. Мы можем лишь догадываться о чувствах, владеющих душой лирического героя. Проникновение в его внутренний, духовный мир заставляет нас думать, размышлять, потому что, как и всякое лирическое произведение Б.
Пастернака, «Зимняя ночь» несёт мощный философский потенциал.
Душой лирического героя завладели сомнения, “жар соблазна”. Этот жар коварен, здесь употребляется любопытное сравнение:
…И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Мы видим явное несоответствие: соблазн, являющийся исключительной прерогативой сатаны, сравнивается с ангелом, символом чистоты и непорочности. Выделенное слово “крестообразно” – символ христианства – опять, словно в насмешку, приписывается пороку.
И это является ярким показателем мятущейся души лирического героя: где зло? где добро? что лучше, а что хуже? Как найти ответы на эти вопросы? Как не растеряться? Единственной соломинкой, единственным ориентиром в пространстве является символическая “свеча” – оплот веры и надежды.
Будет она светить или погаснет под натиском жизненных неурядиц – зависит от самого героя.
Источник: https://MirZnanii.com/a/56427/analiz-stikhotvoreniya-borisa-pasternaka-zimnyaya-noch
Материалы к анализу стихотворения Б. Пастернака «Зимняя ночь»
Это стихотворение входит в поэтический цикл, что завершает роман Б. Пастернака «Доктор Живаго». Он посвящен О. Ивинской. Стихотворение написано под впечатлением встречи-свидания поэта с О. Ивинской на его даче в Переделкино. Уже тогда они поняли, что не могут жить друг без друга.
Эта зима 1945—1946 гг. была поворотной в его судьбе. Пастернак начал работу над романом «Доктор Живаго», который сыграет роковую роль в его жизни. В это же время он знакомится с сотрудницей редакции журнала «Новый мир» Ольгой Всеволодовной Ивинской. Ему было тогда 56, ей — 34 года. О.
Ивинская стала закатной любовью поэта, последние 14 лет жизни Пастернака она была его мукой и страстью, стала прототипом образа Лары в «Докторе Живаго». В одном из писем он восторженно говорит о своей любимой: «Она и есть Лара моего произведения, которое я именно в это время начал писать… Она — олицетворение жизнерадост-ности и самопожертвования.
По ней незаметно, что она в жизни (уже до того) перенесла… Она посвящена в мою духовную жизнь и во все мои писательские дела».
Это ее драматическая судьба отразилась в романе, и, в свою очередь, драматическая судьба романа отразилась на ее судьбе. Ольга был арестована. Сталин оставил на свободе Пастернака, но нанес ему предательский удар арестом его возлюбленной.
В начале 1949 года Ивинскую увезли на Лубянку якобы за то, что она хотела устроить Пастернаку побег за границу и бежать вместе с ним. В тюрьме ее подвергли пыткам, даже несмотря на то, что она ждала ребенка. Однажды после очередных пыток она очнулась в морге. Потом ей сказали, что произошла ошибка, не туда привезли.
Но по возвращении в камеру начались сильные боли, и Ольга Всеволодовна потеряла ребенка. Страданиям горячо любящих людей не было конца:
Как будто бы железом,
Обмокнутым в сурьму,
Тебя вели нарезом
По сердцу моему, — писал Пастернак.
Но есть стихи О. Ивинской, которые звучат ответом любимому:
Играй во всю клавиатуру боли,
И совесть пусть тебя не укорит
За то, что я, совсем не зная роли,
Играю всех Джульетт и Маргарит.
Вскоре после ареста Ольги Пастернака свалил инфаркт, а Ивинская попала на 4 года в мордовские лагеря, откуда была освобождена только после смерти Сталина. В письме к Р. Швейцер поэт писал: «Ее посадили из-за меня. Чтобы добиться свидетельства против меня. Только ее мужеству обязан тем, что меня не арестовали и я имею возможность писать».
А судьба романа оказалась не менее трагичной. «Доктор Живаго» был закончен в конце 1955 года и отправлен в редакцию журнала «Новый мир». Роман был отвергнут по идейным соображениям, так как советские идеологи от литературы увидели в нем искаженное изображение революции. «Дух Вашего романа — дух неприятия социалистической революции.
Пафос Вашего романа — пафос утверждения, что Октябрьская революция, гражданская война и связанные с ними последние социальные перемены не принесли народу ничего, кроме страданий, а русскую интеллигенцию уничтожили или физически, или морально…» — это письмо от редакции подписано Б. Агаповым, Б. Лавреневым, К. Фединым, К. Симоновым.
Рукопись романа попала в Италию, где и была напечатана на итальянском и русском языках. Публикация романа послужила дополнительным основанием для Нобелевского комитета присудить Пастернаку премию 1958 года «за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы». Началась травля писателя.
Нобелевский лауреат был исключен из Союза писателей. Под угрозой насильственной высылки из СССР, в беспокойстве о благополучии и самой жизни близких ему людей Пастернак отказался от Нобелевской премии.
Я пропал, как зверь в загоне.
Где-то люди, воля, свет,
А за мною шум погони.
Мне наружу ходу нет,
Что же сделал я за пакость,
Я, убийца и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Над красой земли моей.
(«Нобелевская премия», 1959 г.).
Поэт был близок к самоубийству. Его сломила болезнь, от которой он уже не мог оправиться. В последние дни поэта поддерживали друзья и письма О. Ивинской. Из семьи Б. Пастернак так и не ушел, ибо считал невозможным для себя «соединяться на обломках чьего-то крушения».
Теперь, как 14 лет назад, он признавался ей: «Золотая моя прелесть, твое письмо как подарок, как драгоценность. Одно оно способно излечить, окрылить, вдунуть в меня жизнь». Это написано 30 апреля 1960 года. Ровно через месяц, 30 мая, его не стало. Когда О. Ивинская пришла проститься с ним, перед ней молча расступились.
Ибо все чувствовали, что у этой женщины были «какие-то свои, совсем особые права на скончавшегося».
Слова эти принадлежат Пастернаку. Это сцена, когда к мертвому, утопающему в цветах доктору Живаго приходит в последний раз его Лара.
Конечно, стихотворение «Зимняя ночь» написано под впечатлением конкретного факта из жизни Пастернака. Но, безусловно, оно выходит за рамки автобиографического. Как ни печально, ни О. Ивинской, возлюбленной великого поэта, ни самого Б. Пастернака уже нет в живых. Но свеча, зажженная силой любви поэта, горит всем февральским метелям назло.
Это стихотворение удивительно. Возможно, даже с первого чтения не постигаешь его колдовства. Надо читать, читать стихотворение, желательно вслух. И постепенно ты попадаешь под магию слов, тебя очаровывает волшебная музыка, ты повторяешь как заклинание:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы…
И настроение у тебя чудесным образом меняется, душа словно бы очищается, осветляется, возносится:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы…
Вы тоже попали под колдовской ритм этих строк? Вы почувствовали с помощью ассонанса, как плачет вьюга, завывает ветер и крутит снежные хлопья? Это все творит удивительная звукопись стихотворения. Недаром, утверждала М. Цветаева, восхищенная талантом Пастернака, он пришел из музыки. Пастернак принес в поэзию «всю несказанность». Читая стихи Б.
Пастернака, идешь «ощупью, наугад». И, боясь показаться однообразной, приведу еще одну цитату Цветаевой: «Пастернак нами не читается, он в нас совершается… Пастернак завораживает. Когда мы читаем Пастернака, мы все забываем, кроме Пастернака… Действие Пастернака равно действию сна. Мы его не понимаем. Мы в него попадаем. Под него подпадаем. В него — впадаем».
Потому что он — тайнопись, иносказание, шифр.
Конечно, можно наслаждаться пастернаковской «Зимней ночью», не постигая тайны его стихотворчества.
Но разве плохо понять, как очаровывает это стихотворение, почему берет в плен, каким образом покоряет? Из чего состоит ткань стиха, нежнейшая «на ощупь»? Какой словесный и звуковой рисунок встает перед читателем? Если ученики постигнут эту науку, то, на мой взгляд, их восхищение стихотворением будет глубже и осознанней. А то, что ученики восхищены «свечой», горящей на столе вопреки февральским метелям, я смогла убедиться за годы преподавания в старших классах. Расскажу лишь о недавнем случае. Зима. За окном снег. Идет урок в 11 классе. Не помню, в связи с какой темой, но говорим о любви, о силе этого чувства. Я внезапно предлагаю ребятам: «Хотите, я вам прочту потрясающее стихотворение о любви?» Начинаю читать «Зимнюю ночь». Когда стихи кончились, в классе повисла тишина. А потом… раздались аплодисменты! Поверьте, я была рада не за себя, что дошла до сердец моих ребят. Я была горда, что Пастернак вызвал у ребят восторг! Уверена, что в мировой лирике не так уж много совершенных стихов, где сплавлены поэзия и музыка в абсолютно идеальных пропорциях. Думаю, что возглавлять этот список будут «Незнакомка» А. Блока и «Зимняя ночь» Б. Пастернака.
У больших поэтов нет ничего случайного.
И если мы говорим о звукописи Пастернака, то это не означает, что поэт рассудочно отбирал слова, создающие эффект завывания вьюги или рисующие картину озаренной свечой комнаты.
В том-то и чудо гениальных строчек, что поэт интуитивно находит единственно возможные образы, слова, звуки, слышит ту музыку, которая подчеркивает смысловое богатство стихотворения.
Тягучий, протяжный ритм, поразительные ассонанс (созданный звуками И, Э) и аллитерация (прием, основанный в данном случае на повторении звуков М и Л) первых двух строчек в начале стихотворения заставляют нас представить ночное безмолвие, безжизненность пространства, где царит мрак и холод, злобствование метели, швыряющей снежные хлопья в освещенное окно:
Мело, мело по всей земле
Во все пределы…
По смыслу, по тональности, по звуковому оформлению контрастом звучат вторые две строки:
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Концентрированное повторение звука А, открытого и широкого, создает эффект противостояния света — мраку, тепла — холоду, огня — льду.
Эти две строки, четырежды повторенные в стихотворении, станут его лейтмотивом, ключом к пониманию главной мысли поэта и будут раз от разу звучать все более настойчиво и жизнеутверждающе.
Прием градации придает стихотворению вид заклинания, оно воспринимается как вызов судьбе.
Итак, уже в первой строфе зашифровано все, что будет раскрыто в последующих строках. В стихотворении есть два основных символа — метель и свеча. Символы эти многозначны, они приобретают философский характер, достигают вселенского масштаба. Стихотворение построено на антитезе: противодействуют и взаимодействуют (единство и борьба противоположностей) два символа, два мира, две стихии.
Метель — это не просто явление природы, свеча — не просто тающий от огня воск. Пастернак подчеркивает надмирность метели, которая «метет по всей земле», застит свет, сбивает с жизненных ориентиров, угрожает, леденит душу. Она враждебна уюту и теплу, стремится погасить огонь в очаге, мешает соединению родственных душ:
Как летом роем мошкара
Летит на пламя,
Слетались хлопья со двора
К оконной раме.
Метель лепила на стекле
Кружки и стрелы…
Снова явление метели создано с помощью повтора согласных Л, М и гласной Э, И.
И даже в человеческом жилище, защищенном от стужи февральской вьюги, нет покоя: «на озаренный потолок ложились тени», на свечу «дует из угла», капает слезами «воск … с ночника».
Что может противопоставить человек враждебному миру и ощущению затерянности в холодном пространстве? Только любовь, «судьбы скрещенье», огонь души.
Когда встречаются он и она, отступают темнота и холод, мир становится надежным, знакомым, узнаваемым. Тогда поэтом используется другая лексика. Автор включает в философские стихи простые и привычные слова: потолок, платье, башмачки, ночник, слезы, воск.
Бытие и быт здесь сосуществуют, дополняя друг друга. Предельно конкретные вещи, те, что окружают человека ежеминутно, — входя в стихотворение, получают образное воплощение и становятся олицетворением вечных истин. Обыденное обнажает значительное и вечное… Пастернака «увлекала задача…
воссоздать всеохватывающую атмосферу бытия…» (А. Синявский).
Сцена свидания описана предельно откровенно, но и чрезвычайно целомудренно и возвышенно. Мы видим брошенное на стул платье, упавшие на пол башмачки, мелькающие тени, слившиеся воедино:
На озаренный потолок ложились тени
Скрещенья рук, скрещенья ног,
Судьбы скрещенья.
И падали два башмачка
Со стуком на пол.
И воск слезами с ночника
На платье капал.
С помощью звукописи потрясающе переданы стук упавших башмачков и медленное падение восковых капель.
В нескольких строчках — любовный порыв двух близких людей, ищущих оплота друг в друге во враждебном мире. Их словно осеняет ангел:
На свечку дуло из угла,
И жар соблазна
Вздымал, как ангел, два крыла
Крестообразно.
Чувства двоих освящены поэтом. Он утверждает: метель бессильна. Она не может задуть горящую свечу.
Всемирная метель и хрупкий огонек свечи вступают в противодействие, и побеждает свет! Горящая свеча также перерастает в символ: это маяк для одиноких путников, магнит для любящих сердец, ориентир для жаждущих света, гавань для сбившихся с дороги, пристань для отчаявшихся, уставших и заблудших.
Свеча горит вопреки злым силам. Образ свечи имеет в христианской символике особое значение. Христос в Нагорной проповеди говорит: «И зажегши свечку, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме».
В финале стихотворения, которое имеет кольцевую композицию, пропадает значение всемирности метели. Лед побежден огнем, мрак потеснен светом. Метель — всего лишь февральская вьюга, которая обязательно отступит под напором весны. Отсутствие повтора «мело, мело» в последней строфе снимает ощущение безысходности:
Мело весь месяц в феврале,
И то и дело
Свеча горела на столе,
Свеча горела.
Очень хочется точку в конце заменить восклицательным знаком, потому что уверенность и сила исходят от последних строчек, в них утверждается идея безграничности высоких чувств и силы любви, которая не покоряется обстоятельствам.
Автор рассуждает о проблемах онтологического характера, склоняясь к философским обобщениям. Художественной установкой Пастернака является анализ соотношения человека и внешнего мира. Поэт устремлен вглубь, в суть постигаемого явления. Это стихотворение принадлежит к медитативной лирике.
Строчки «Зимней ночи» — это своеобразный поток сознания, который равно захватывает явления бытия и быта, внешнее и внутреннее, абстрактное и конкретное.
Это своеобразный философский этюд с жизнеутверждающим финалом, в котором сопрягаются элегические раздумья со своеобразными пейзажными зарисовками, что образуют параллель с внутренним миром человека.
Стихотворение метафорично. Обычный мир поэт видит сквозь «магический кристалл». Сам Пастернак определял метафоризм как «естественное следствие недолговечности человека и надолго задуманной огромности его задач.
При этом несоответствии он вынужден смотреть на вещи по-орлиному зорко и объясняться мгновенными и сразу понятными озарениями. Это-то и есть поэзия. Метафоризм — стенография большой личности, скоропись ее духа».
Многозначная метафора для Пастернака — единственно возможное средство запечатлеть многозначный мир вокруг и внутри человека.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, который как нельзя более удачно передает эмоциональную насыщенность и взволнованность текста. Но вторая и четвертая строки в строфах укорочены и имеют все две стопы. Возможно, эта перебивка ритма и придает энергию строкам, делает стихи динамичными, экспрессивными.
Мы отмечаем чередование мужской и женской рифмы в строках, в зависимости от расположения рифмы определяем ее как перекрестную (АВАВ).
В стихотворении мало тропов: есть редкие эпитеты, помогающие создать цветовой образ:
озаренный потолок — снежная мгла, седая и белая; есть сравнение, характеризующее отношение автора к чувству героев: жар соблазна вздымал, как ангел, два крыла…
Интересно проследить за словесным строением текста. Здесь нет глаголов, обозначающих действия героев. Нет существительных, называющих героев.
Мы узнаем об их существовании и поведении с помощью словосочетаний с существительными: ложились тени, скрещенье рук, скрещенье ног, падали башмачки, воск… на платье капал.
Враждебная влюбленным стихия описана с помощью безличных глаголов, что подчеркивает не конкретный характер злых сил, а их вселенский масштаб: мело, мело по всей земле, на свечку дуло из угла.
Итак, перед нами сплав философской и любовной лирики. К какому методу и направлению можно отнести этот стихотворный шедевр? Безусловно, утонченное воссоздание личностных чувств и переживаний, метафоричность текста, создающая настроение, музыкальность позволяют говорить о принадлежности стихотворения к импрессионизму.
Но мы можем также утверждать, что стихотворению присущи и признаки символизма: пастернаковский мир синкретичен, он не познается с помощью рациональных приемов, он доступен лишь интуиции, раскрывается с помощью намека, цветового решения, музыки (романсовость формы подсказывает современным композиторам мелодии, есть даже несколько удачных попыток положить стихотворение на музыку). Однако мы видим и романтичность чувства, и реалии жизни. Поэтому нелепо пытаться классифицировать стихотворение однозначно. Пастернак больше, шире, глубже любого окончательного определения. Он сам в книге лирики «Сестра моя жизнь» писал: «Мне совершенно безразлично, как называется сила, давшая книгу, потому что она безмерно больше меня и поэтических концепций…»
Свеча поэзии Пастернака горит вопреки всем запретам и табу.
И каждый может увидеть этот свет, и греться у этого тепла, если в нем нет «той смертной бескрылости», которую ненавидел в людях поэт и его герой Юрий Живаго.
Источник: https://rulit.online/articles/materialy-k-analizu-stihotvoreniya-b-pasternaka-zimnyaya-noch/