Конфликт в пьесе островского «гроза»

Основной конфликт в пьесе «Гроза»

Конфликт – основная движущая сила драматического произведения. Конфликт разворачивается благодаря сюжету и может реализовываться на нескольких различных уровнях. Будь то противостояние интересов, персонажей или идей, конфликт разрешается в финале произведения.

Суть конфликта также может определяться и литературной эпохой (для реализма и постмодернизма, например, характерны различные типы конфликтов). В реализме конфликт будет спрятан в изображении социальных неурядиц и обличении пороков общества. Для примера в статье будет рассмотрен основной конфликт в пьесе Островского «Гроза».

Произведение было написано в 1859 году, за несколько лет до отмены крепостного права. Островский хотел показать, насколько сильно общество разъедает само себя изнутри только потому, что уклад жизни остаётся прежним.

Патриархальные порядки тормозят прогресс, а коррупция и чинопоклоничество уничтожают человеческое начало в человеке. В описании такой атмосферы кроется основной конфликт «Грозы».

Итак, как правило, конфликт реализуется на уровне персонажей. Для этого должны быть выявлены пары или группы персонажей. Начать следует с самого яркого противостояния: пары Катя – Кабаниха. Этим женщинам пришлось жить вместе волею обстоятельств. Семья Кабановых довольно богата, сама Марфа Игнатьевна вдова.

Обратите внимание

Она воспитала сына и дочь. Кабаниха постоянно манипулирует сыном, устраивает скандалы и истерики. Женщина считает, что только её мнение имеет право на существование, поэтому всё должно соответствовать её представлениям. Она унижает, оскорбляет остальных членов семьи.

Меньше всего достаётся Варваре, потому что дочь лжёт матери.

Катю рано выдали замуж за Тихона Кабанова, сына Кабанихи. Катя наивно полагала, что её жизнь до замужества будет не сильно отличаться от её новой жизни, но девушка ошибалась.

Чистая Катя не способна понять, как можно врать матери, как делает это Варвара, как можно скрывать от кого-то свои мысли и чувства, как можно не защищать право на собственное мнение.

Ей чужды порядки этой семьи, но из-за царивших в то время патриархальных устоев у девушки не было выбора.

Здесь конфликт реализуется на внутреннем уровне. Эти персонажи слишком разные, но при этом у обеих женщин одинаково сильный характер. Катерина противостоит тлетворному влиянию Кабанихи. Марфа Игнатьевна понимает, что столкнулась с сильной соперницей, которая может «настроить» Тихона против матери, а это не входит в её планы.

В паре Борис – Катерина реализуется любовный конфликт. Девушка влюбляется в приехавшего в город молодого человека. Борис кажется Кате таким, как она сама, непохожим на остальных. Бориса, как и Катерину, раздражает атмосфера города. Им обоим не нравится, что всё здесь построено на страхе и деньгах.

Чувства молодых людей вспыхивают довольно быстро: им хватило одной встречи, чтобы влюбиться друг в друга. Отъезд Тихона позволяет влюблённым тайно встречаться и проводить время вместе.

Катя говорит, что ради Бориса совершает грех, но, раз греха она не побоялась, то и осуждение со стороны людей ей не страшно. Девушка не понимает, зачем скрывать их встречи. Она хотела признаться мужу во всём, чтобы потом честно быть с Борисом, но молодой человек отговаривает от такого поступка.

Важно

Борису удобнее встречаться тайно и не брать на себя ответственность. Разумеется, они не могли быть вместе. Их любовь трагична и быстротечна. Ситуация принимает неожиданный попорот, когда Катя понимает, что Борис на самом деле такой же, как и все остальные жители: жалкий и мелочный.

А Борис не старается это отрицать. Ведь он приехал в город лишь затем, чтобы наладить отношения с дядей (только в этом случае он мог получить наследство).

Определить основной конфликт драмы «Гроза» Островского поможет пара Кулигин – Дикой. Изобретатель-самоучка и купец. Вся власть в городе, кажется, сосредоточена в руках Дикого. Он богат, но думает только лишь о приумножении капиталов.

Его не страшат угрозы со стороны городничего, он обманывает простых жителей, ворует у других купцов, много пьёт. Дикой постоянно ругается. В каждой его реплике нашлось место оскорблениям.

Он считает, что люди, которые ниже его по социальной лестнице, недостойны разговаривать с ним, они заслуживают своего нищенского существования. Кулигин стремится помогать людям, все его изобретения должны были бы принести пользу обществу.

Но он беден, а заработать честным трудом нет возможности. Кулигин знает обо всём, что происходит в городе. «Жестокие нравы в нашем городе». Противостоять или бороться с этим Кулигин не может.

Основной конфликт драмы «Гроза» разворачивается внутри главной героини. Катя понимает, насколько силён разрыв между представлениями и реальностью. Катерина хочет быть самой собой, свободной, лёгкой и чистой. Но в Калинове так жить невозможно.

В этой борьбе она рискует потерять себя, сдаться, не выдержать натиска обстоятельств. Катя выбирает между чёрным и белым, серого цвета для неё не существует. Девушка понимает, что может жить либо так, как хочет она, либо не жить вовсе. Конфликт завершается смертью героини.

Совет

Она не смогла совершить насилие над собой, убить в себе себя в угоду общественным порядкам.

В пьесе «Гроза» несколько конфликтов. Основным является противостояние между человеком и обществом. К этому конфликту добавляется конфликт поколений, конфликт старого и нового. Напрашивается вывод о том, что честный человек не может выжить в обществе лгунов и ханжей.

Определение основного конфликта пьесы и описание его участниковможет быть использовано учащимися 10 классов в сочинения на тему «Основной конфликт в пьесе «Гроза» Островского».
Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/groza/osnovnoy-konflikt-v-pese.html

Основной конфликт драмы «Гроза» А. Н. Островского

Свою пьесу «Гроза» Островский написал еще в 1859 году, еще до того, как отменили крепостничество. В своей работе автор показывает, как общество съедает себя изнутри, живя по установленному укладу жизни и затрагивает несколько конфликтов.

Драма Гроза конфликт и расстановка действующих лиц

В драме «Гроза», где затронуты конфликты разной природы, авто произвел расстановку действующих лиц, разделив их на тех, кто с удовольствием живет в патриархальном Калинове и тех, кто не согласен с его устоями и законами.

К первым мы относим Кабаниху и Дикого, которые по природе являются деспотами, самодурами, представителями «Темного царства.

Ко второй группе относится молодое поколение, где Варвара уходит из дома, Тихон становится безвольным, а Катерина, вопреки всему, вопреки деспотизму, решается на самоубийство, лишь бы не жить по правилам, которые перечат ей, как личности.

Героиня с новыми взглядами на жизнь не желает принимать домодедовские нравы. Так, с помощью небольшого количества героев, которые проживают в Калинове на берегу Волги, автор раскрывает несколько своеобразных конфликтов драмы «Гроза», среди них семейный конфликт, который проявляется столкновением Катерины со своей свекровью.

Социальный конфликт в драме Гроза

Автор также затронул социальный конфликт в драме «Гроза», который представлен столкновением разных мировоззрений, где старое борется с новым, где купец и купчиха являются обобщенными образами тирании и невежества, которые процветали в те времена. Они противники прогресса, все новое воспринимается в штыки.

Они хотят всех держать на коротком поводке, чтобы их «темное царство» не разрушилось. Однако новое мировоззрение, что имеется у Катерины – это альтернатива старому. Оно отличное от взглядов, устоев, традиций, что придерживаются в темном царстве.

Катерина – это обобщенный персонаж иного склада ума, с другим характером, который уже начинает зарождаться в гнилом обществе и становится лучом света в этом темном мире.

В чем заключается основной конфликт драмы Гроза

Среди социального и семейного конфликта можно выделить и основной конфликт. В чем заключается основной конфликт драмы «Гроза»? Я считаю, что главным здесь является конфликт, что разворачивается внутри самой героини. Это противостояние личности и общества.

Здесь мы видим, что Катерина хочет быть собой, свободной, ей неприемлема жизнь среди насилия, вот только в Калинове по-другому невозможно. Здесь либо так, либо никак. Но, не мирится героиня с таким раскладом, и если невозможно жить, как хочется, лучше умереть.

Не смогла она убить в себе свободолюбивую личность в угоду установленным порядкам.

Обратите внимание

Почему именно такое название автор выбрал для своего произведения? Наверное потому, что изображенная жизнь в Калинове пребывает в предгрозовом состоянии, в том состоянии, когда грядет катастрофа.

Это гроза, как предвестник будущих перемен, гроза, как стихийное чувство, что возникло между Катериной и Борисом, гроза – это несогласие с устоями.

А чтобы подчеркнуть мертвый быт калиновцев, автор использует образ и описание красивой природы.

Это отличная работа Островского, которая заставляет задуматься и сделать свои выводы.

  • в чем суть конфликта в пьесе островского гроза
  • драма гроза почему такое название и какой конфликт произошел между героями
  • конфликт гроза островский

Источник: https://sochinyshka.ru/osnovnoj-konflikt-dramy-groza-a-n-ostrovskogo.html

Конфликт в пьесе Островского «Гроза» | Литерагуру

(327 слов) Александр Островский был отцом-основателем русского драматического театра. Ему, как никому другому, удавалось изобразить конфликт, раздирающий реальную жизнь на разные стороны баррикад, поэтому его пьесы всегда задевают за живое. Драма «Гроза» — одно и таких потрясающих произведений, где отображены противоречия, которые касаются всего общества и сегодня.

Островский противопоставил бескомпромиссную в своих устремлениях, смелую героиню косной, окаменелой представительнице старшего поколения.

В масштабах одной семьи оказались принципиально разные женщины: Катерина олицетворяла развитие и верховенство естественного чувства, Кабаниха – верность традиции и всепобеждающий рационализм. Драматизм столкновения двух этих миров не выдуман автором.

Он использовал жизненный материал и изображал судьбы реальных обитателей Замоскворечья. Неслучайно главные антагонисты – женщины, это придает дополнительную остроту сюжету и опять же погружает читателя в действительность.

Ссоры и дрязги невестки и свекрови находят отклик в душе каждого семейного человека. Однако в пьесе героини – лишь плоть и кровь двух мировоззрений, которые до сих пор лежат в основе конфликта отцов и детей.

Если возрастные и семейные противоречия героинь понятны и естественны, то их социальное противоборство куда глубже. Кабаниха – представительница старого патриархального купечества с его предрассудками, невежеством и мещанскими условностями. Ее мир опирается на вековые традиции, хитрость и расчет.

Ее нравственность – ханжество. Таков собирательный образ провинциальной купчихи – представительницы класса, который постепенно вытеснял менее сплоченных и более расточительных дворян.

Пока аристократия стремилась к птичьему полету (тратила наследное богатство, а нового нажить не умела), предприниматели копили и крепли, становясь новой финансовой элитой, которой не хватало одного – авторитета. Его они приобретали посредством мезальянсов: покупали дворянские почести, вступая в браки.

Важно

Также поступил и Тихон. Однако Катерина не смогла встроиться в социальную реальность Калинова, и это вполне ожидаемо: восстало ее происхождение.

Она видела мир, опираясь на идеалы, настоящая же семейная жизнь в грубой и невежественной среде разочаровала искушенную дворянку, привыкшую к утонченности и изяществу во всем, что ее окружало. В ее образе против купечества восстала знать, не желающая сдавать позиции богатым, но ограниченным и чопорным ханжам, которые тянут страну назад.

Таким образом, разноплановый конфликт в драме Островского «Гроза» затрагивает широкий спектр социальных проблем, не имеющих решения по сей день.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Источник: https://LiteraGuru.ru/konflikt-v-pese-ostrovskogo-groza/

Основной конфликт в пьесе Гроза сочинение

Само по себе название произведения “Гроза” уже предполагает, что в нём будет освещен какой-то конфликт. Ведь если задуматься, то гроза – это природное явление, которое редко у кого вызывает положительные эмоции. Поэтому дав именно такое название своему произведению, автор сразу же дал понять, что в нём будет освещен конфликт. Только конечно же не природный, а человеческий.

Здесь главным конфликтом выступает столкновение нескольких сторон, которые вообще не совпадают в своих взглядах на эту жизнь, её смысл и предназначение.

Чтобы читателю было гораздо интереснее читать данное произведение, автор создал в нём несколько разных конфликтов, но тем не менее смог выделить среди них один главный, по его мнению.

Читайте также:  По-настоящему интеллектуальные детективы для искушенного читателя

Конечно основным конфликтом становиться душевная драма Катерина, которая является одной из главных героинь данного произведения. Она не желает мириться с тем, что попала в семью, где не ценят простые житейские радости, где царит алчность и жажда наживы.

Ей очень тяжело, так как её не понимают, и даже не пытаются это сделать. Более того, ситуация усугубляется конфликтом поколений, в котором так же оказывается Катерина, и её новоиспеченная родственница.

Вообще данное произведение можно смело назвать трагедией. И трагичным здесь становиться момент неразрешимого конфликта между индивидуальными стремлениями героев и сложными законами жизни, с которыми так или иначе приходиться мириться каждому персонажу.

Совет

Катерина, которая так и не смогла до конца смириться с тем, что выпало на её долю, просто напросто извела себя своими переживаниями. Многие критики уверены, что все переживания данной героини надуманы и её просто нужно было проще относиться к этой жизни и сложившейся ситуации.

Однако, все признают, что гибель Катерины – это как раз таки результат противостояния двух временных эпох.

Вариант №2

Нередко русские классики в произведениях раскрывают проблему непримиримого противоречия в душе одного героя, между несколькими героями. В пьесе А. Н. Островского «Гроза», написанной перед отменой крепостного права, существуют два основных конфликта: внутриличностный и межличностный, рождённый общественным застоем.

Внутренний бунт главной героини данного произведения, Катерины, заключается в противостоянии желания быть свободной, любить и в вере наказания Бога, грешности перед мужем.

Катерина Кабанова является одной из главных героинь драмы «Гроза» А. Н. Островского. Девушку, воспитанную в добре, свободную как птица, умную, открытую отдают замуж за нелюбимого, Тихона Кабанова.

Когда Катерина оказывается в доме мужа, где живёт и свекровь, властная Кабаниха, жизнь становится печальной и пустой, схожей с существованием птицы в клетке, которая тоскует по воле. Чувство любви к племяннику купца Дикого, Борису, заставляет вспомнить Катерину, что такое свобода.

Девушка готова пойти на измену, чем нарушает священный для себя принцип, но позже мучается от осознания греховного деяния, нравственного переживания, ей сложно разрешить внутренний конфликт.

Душевные терзания, отсутствие представления себя в жестоком мире послужили причиной самоубийства, подобно птице вырвавшейся на волю Катерина улетела от тягостной жизни, одержав нравственную победу над «темным царством».

Межличностный конфликт заключен в противостоянии нового поколения (Варвара, Кудряш) и старого (Кабаниха и Савел Дикой – деспоты, самодуры, противники прогресса).

Обратите внимание

Противоречие возникает в момент, когда среди смирившихся обитателей Калинова с тиранством «тёмного царства», предавшихся власти, лукавствующей Варвары, появляется Катерина.

Эта девушка – противоположность, обладающая чувством собственного достоинства, не способная терпеть, подчиняться порядкам этой семьи, но отказаться от такой жизни не было возможности по причине патриархальных устоев того времени.

Драма правдиво отражает общественные отношения, интересы того времени, показывает как рушатся вековые обычаи, тормозящие прогресс, с приходом новой эпохи.

Сочинение на тему Основной конфликт в пьесе Гроза

Как все драматические произведения, пьеса Александра Николаевича Островского «Гроза» построена на конфликте. Многогранность пьесы диктует выявление нескольких конфликтов.

В городе Калинове неистребима популярность не самых удачных постулатов «Домостороя». Кризис устаревшего калиновского общества вылился в конфликт междустаршим и младшим поколением.

Беспардонные поучения старших нередко выносили семейные проблемы на публику. Противоречия возникаюткак между Диким иКабановой, так и в молодёжной среде.

Эти мелкие конфликты служат причиной напряженности в обществе, но ничего не меняют.

Основной конфликт драмы — противоречие между главной героиней Катериной и калиновским обществом. Замужество Катерины, её вселение в дом мужа — это обстоятельства, являющиеся завязкой конфликта.

Катерина попадает в чуждую ей по духу среду. В её родном доме она была окружена искренней любовью, с детства впитала она в себя нелицемерную веру. В семье мужа Катерина столкнулась с деспотизмом, лицемерием, лживостью.

И в такой атмосфере пребывало в целом всё общество Калинова.

Катерина наделена горячим сердцем. Молодая женщина жаждет любви, она готова любить мужа, но все её искренние порывы пресекаются деспотичной свекровью, одержимой ханжеством. Слабый Тихон не в состоянии отстоять перед матерью свою жену. В таком обществе ясный огонь в душе Катерины обречён на угасание.

 Несвобода, притворство, нелюбовь — не для неё. Любовь нужна Катерине как условие живости её души. Так появляется Борис. Для Катерины, воспитанной в христианских традициях немыслимо изменить мужу. Однако Тихон уезжает, складываются благоприятные условия для искушения, да ещё подстрекает влюблённую женщину Варвара. И вот она преступает установленный в её душе нравственный закон.

Важно

Катерина не может жить, как Варвара: лишь бы всё было шито-крыто. Она измучена сознанием своей вины. Кульминация конфликта — публичное признание Катерины в своей измене.

Только искреннее раскаяние не смягчает жестоких сердец. Кабаниха тиранила и невестку, и сына за недостаточно суровое обращение с оступившейся женой. Жизнь Катерины становится невыносимой.

Да и любимый оказался не тем, что она себе вообразила.

Страшная развязка конфликта — самоубийство Катерины, непоправимый грех. Возможно, был другой выход, но она его не видела. Так разрешился душевный кризис героини и социальный конфликт, когда внутренне свободная личность столкнулась с бездушием и косным догматизмом общества.

Основной конфликт в пьесе Гроза

Сейчас читают:

  • Сочинение Что можно делать в лесу
    Лес – это целый мир, в котором существуют свои правила и чудеса. Особенно для тех, кто живёт в городе и в лесу никогда не был. В лесу хорошо проводить время всей семьёй. Можно взять с собой большое покрывало, корзинку с едой,<\p>
  • Сочинение на тему Какой я представляю землю глядя на глобус 4 класс
    Наша земля необъятная. Ее населяют разные нации, везде различный климат и отношение к жизни. Смотря на глобус, представляешь, сколько всего интересного находится на земле.
  • Сочинение Чудо природы (про радугу) 5 класс
    Удивительное чудо природы – радуга. Учёные называют её длинным и малопонятным словом – метеорологическое явление. А я пытаюсь понять,- кто же смог нарисовать такой огромный аккуратный мост?
  • Анализ пьесы Вишнёвый сад Чехова сочинение
    Создание этой пьесы знаменитому автору далось не просто. В годы ее написания его мучила страшная болезнь. Работа над ней началась в первом году двадцатого века, и продолжалась три года. А еще через год состоялась премьера в Московском художественном
  • Сочинение на тему Моя любимая книга 5 класс
  • Сочинение на тему 12 декабря день конституции
    День Конституции представляет собой один из наиболее главных праздников государства. Отмечается он 12 декабря ежегодно, как очередная годовщина принятия главного закона.

<\p>

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/osnovnoj-konflikt-v-pese-groza

12.Основной конфликт пьесы а.Н. Островского «Гроза»

это
столкновениедвух или нескольких сторон,
не совпадающих во взглядах, мироощущениях.В
пьесе Островского Гроза несколько
конфликтов, но как же решить, какой из
них главный? В эпохусоциологизма в
литературоведении считали, что социальный
конфликт самый важныйв пьесе.

Конечно,
если видеть в образе Катерины отражение
стихийного протестанародных масс против
сковывающих условий темного царства и
восприниматьгибель Катерины как
результат столкновения ее с самодуркой
свекровью, следуетопределить жанр пьесы
как социально-бытовую драму.

Драма – это
произведение, вкотором общественные и
личные стремления людей, а иногда и сама
их жизньоказываются под угрозой гибели
со стороны не зависящих от них внешних
сил.В пьесе также присутствуетконфликт
поколений между Катериной и Кабанихой
новое всегда наступает на пяткистарому,
старое не хочет сдаваться новому. Но
пьеса гораздо глубже, чем этоможет
показаться на первый взгляд.

Ведь
Катерина прежде всего борется сама
ссобой, а не с Кабанихой, конфликт
развивается не вокруг нее, а в ней
самой.Поэтому пьесу Гроза можно определить
как трагедию.<\p>

Трагедия
– произведение, вкотором присутствует
неразрешимый конфликт между личными
стремлениями героя исверхличными
законами жизни, которые происходят в
сознании главного героя.

Вообще пьеса
очень похожа на античную трагедию хор
заменяют некоторыевнесюжетные герои,
развязка заканчивается гибелью главного
героя, как и вантичной трагедии кроме
бессмертного Прометея .Гибель Катерины
– эторезультат столкновения двух
исторических эпох.<\p>

Некоторые
герои пьесы как быразличаются временем,
в которое они живут.

Например Кулигин
– это человекXVIII века, он хочет изобрести
солнечные часы, которые были известны
еще вантичности, или перпетуум мобиле,
что является отличительной
чертойсредневековья, или громоотвод.
Он сам доходит умом до того, что давно
ужеизобрели, а он только мечтает об
этом. Он цитирует Ломоносова и Державина
– этотоже черта человека

13.Изображение «тёмного царства» в пьесе а.Н. Островского «Гроза»

Для
того чтобы показать противоречия между
грубостью и честью, между невежеством
и достоинством, в пьесе показаны два
поколения: люди старшего поколения, так
называемое “темное царство”, и люди
нового веяния, более прогрессивные, не
желающие жить по старым законам и
обычаям.<\p>

Дикой
и Кабанова — типичные представители
“темного царства”. Именно в этих образах
Островский хотел показать господствующий
класс в России того времени.

Дикой
и Кабанова — это и есть то самое “темное
царство”, пережитки, сторонники устоев
этого “темного царства”. Вот кто они,
эти Дикие и Кабановы, глупые, невежественные,
лицемерные, грубые. Такой же мир и порядок
проповедуют они. Это мир денег, злобы,
зависти и вражды.

Они ненавидят все
новое и прогрессивное.<\p>

Совет

Замысел
А. Н. Островского состоял в разоблачении
“темного царства”, используя образы
Дикого и Кабановой. Он обличал всех
богатых людей в бездуховности и подлости.

В основном в светском обществе России
XIX века были такие Дикие и Кабановы, что
и показал нам автор в своей драме “Гроза”.

Источник: https://StudFiles.net/preview/2555364/page:5/

Сочинение Основной конфликт в пьесе Гроза Островского

Пьеса в пяти действиях Александра Николаевича Островского написана в 1959 году. Основным посылом произведения считается отражение тогдашнего застоя общества, однако проблематика пьесы намного шире.

Сюжет разворачивается в типичном поволжском городке Калинове, где главная героиня, Катерина, живёт в браке по расчету с Тихоном Кабановым.

Семья находится под гнётом жестокосердной овдовевшей купчики Кабанихи, которая хотя и живёт по старым, христианским традициям, в действительности не признаёт никаких ценностей, кроме материальных. Кабаниха на пару с С.П. Диким является самым богатым и влиятельным лицом в городе.

Внешнему конфликту произведения присущи черты драмы. Этот конфликт заключается в противостоянии Катерины прогнившему обществу города, которое пытается подмять под себя девушку, живущую в чистоте и правде.

В отличие от всей семьи Кабановых, Катерина действительно религиозна, искренне верит в Бога и живёт по заповедям, а не просто создаёт вид христианки.

Девушка пытается сохранить душевную чистоту, но на грех подталкивает её сестра мужа, Варвара.

Для Варвары ночные тайные свидания с Кудряшом, конторщиком Дикого, и ложь матери давно стали повседневностью. Она подговаривает Катерину на время отъезда мужа видеться с симпатизирующим ей Борисом Григорьевичем, порядочным и образованным племянником Дикого.

Обратите внимание

Это первая страсть, которой поддаётся Катерина, игнорируя свою совесть. Также ломает её характер мягкотелость мужа. Для него нормой является слепое подчинение Кабанихе, он не думает о том, что правильно, а что нехорошо: ведомый её указаниями, он избивает Катерину после известия об измене.

Именно через него Кабаниха воздействует на непокорную невестку.

В этом городе остались ещё ясные головы, как, например, мещанин Кулигин, который постоянно изобретает что-то для улучшения жизни в Калинове. Однако его идеи постоянно отвергают: Дикой и Кабаниха крепко держат в своих консервативных руках общественное мнение. Бороться с этим укладом у Катерины не получается, её нравственный протест царящей здесь лжи и жестокости пресекается.

Другой конфликт, трагический, протекает внутри самой Катерины. В отличие от окружающих, в ней ещё остались нравственные ценности, благодаря которым она различает худое от доброго. Идя на измену, она постоянно испытывает муки совести.

Она воспринимает отношения с Борисом серьезно, её чувства к нему неподдельны: однако молодому человеку нет до этого дела, он отказывается от её предложения сбежать.

Куда сильнее давления окружающих те внутренние переживания, которые испытывает Катерина, борясь со страстями внутри себя.

Какой из этих конфликтов является основным в произведении, должен каждый читатель выбрать сам. Заставили ли утопиться Катерину несчастная любовь, жестокость и извращенность окружающих или же собственные муки совести? Одно ясно наверняка: смерть её лежит на совести этих безбожных людей, жизнь среди которых невозможна для честного человека.  

← Протест Катерины против темного царства
← История создания пьесы Гроза↑ ОстровскийТемное царство в пьесе Гроза →
Трагедия Ларисы в романе Бесприданница Островского →

  • Сочинение по картине Васнецова Витязь на распутье 6 класс
    На картине Васнецова «Витязь на распутье» изображен крепкий русский всадник на могучем белом коне, который остановился перед огромным серым камнем, лежащим на распутье, с выбитой на нем надписью.
  • Сочинение на тему Как я в первый раз встал на коньки для 7 класса
    Этот случай всегда останется в моей памяти. Мне было примерно десять лет, когда я захотела кататься на коньках. Это желание появилось у меня после рассказов дяди о том
  • Сочинение Кого можно назвать добрым человеком? 11 класс
    Кто же такой добрый человек? Где его найти? Это тот, кто будет делать добрые поступки, поддерживать, защищать и не просить ничего взамен, тот, кто не ждет добра в ответ на свои действия.
  • Сочинение на тему Что такое Предательство
    Что такое предательство? Этот вопрос задали для школьного сочинения. Я обратился к интернету, словарям и нашел такие ответы: это когда кто-то обманывает другого; это плохой поступок; это неверность или вероломство…
  • Образ Любима Торцова и его характеристика (Бедность не порок Островского)
    Любим Торцов – один из персонажей пьесы Островского «Бедность не порок». Он приходится братом Гордею Карпычу Торцову, богатому помещику и самодуру.

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/ostrovskij/osnovnoj-konflikt-v-pese-groza

Сюжет и конфликт в пьесе А.Н.Островского «Гроза»

А.Н.Островский использует в этом произведении:

  • традиционный для литературы сюжет (в его основе любовный треугольник — Тихон — Катерина — Борис)
  •  традиционный конфликт (конфликт поколений, в котором отражена смена старого новым), однако и в сюжете, и конфликте отражается национальная специфика русского характера и та историческая обстановка, в которой творил драматург.

Традиционное решение сюжета и конфликта пьесы «Гроза»

Сюжетно пьеса развивается стандартно: муж Катерины Тихон уезжает, Катерина просит взять ее с собой, однако Тихон не может ослушаться матери, да и сам рад вырваться из дома. Катерина признается Варваре, что ей нравится Борис. Варвара устраивает свидания влюбленных. Возвращается муж.

Мучимая сознанием содеянного Катерина прилюдно сознается в грехе. Мать Тихона, Кабаниха, торжествует: она предупреждала.

Важно

Доведенная до отчаяния Катерина бросается к Борису, но он не может защитить ее, тогда героиня кончает жизнь самоубийством, бросается в Волгу, предпочитая смерть жизни с нелюбимым мужем и страшной свекровью.

Традиционно русская литература изображала социальные конфликты, отраженные в личной жизни людей. Основной конфликт пьесы «Гроза»  — борьба старого и нового в жизни, протест против угнетения и унижения.

Тематика пьесы и ее герои

Представители старого мира — Дикой и Кабаниха — верны ветхим догмам, которые упорядочивают изменяющийся мир. Семантика фамилий героев подчеркивает их приверженность к старому миру — миру самодуров. Н.А.Добролюбов называет этот старый мир в пьесах Островского

«темным царством».

Тема протеста по-разному трактуется драматургом: Кудряш и Варвара бегут из города, Тихон выступает против деспотизма матери только после смерти Катерины

«Это вы ее убили, маменька!».

Апофеозом протеста становится образ Катерины. Девичья жизнь героини, ее религиозность, поэтичность, богатое воображение

«Отчего люди не летают, как птицы?»

сталкивается с суровой реальностью порядков Кабанихи, основанных на подавлении искреннего чувства, ханжестве, угнетении, унижении.

Развитие конфликтной линии пьесы «Гроза»

Развитие конфликта в драме идет по нескольким сюжетным линиям, это позволяет сделать вывод об универсальности происходящих процессов: стремлении молодого поколения вырваться из-под гнетущей власти старших и зажить своей жизнью, которая изменилась и соответственно требует изменения отношений между людьми.

В решении противостояния участвуют не только главные герои, но и второстепенные, которые подчеркивают косность старого мира, как, например, образ Феклуши воплощает в себе абсурдность.

Внешний конфликт поколений, старого и нового усиливается внутренним столновением в душе Катерины. Катерина не любит и не может любить забитого Тихона, хотя и стремится сохранить верность мужу.

Совет

Но любовь к Борису — это, по выражению Добролюбова, не только любовь к человеку, который не похож на окружающих, но и потребность быть любимой, оскорбленное чувство женщины и жены, желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы.

Сознание греховности такой любви ясно и для Катерины, и для окружающих. Религиозность героини не позволяет ей скрывать свое чувство и обманывать

«обманывать-то я не умею».

Но и жить после признания в грехе, в семье, где ее бьет по приказанию матери муж, где свекровь вечно будет попрекать и мучить ее, для Катерины невозможно. С точки зрения христианской морали, самоубийство — это грех, поэтому так Мучительны ее размышления перед смертью

 «Грех! Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться…».

Сама героиня воспринимает смерть как избавление от гнета. Да и для других персонажей это не грех, а вызов миру Кабанихи и Дикого. Добролюбов назвал самоубийство Катерины

«протестом, доведенным до конца».

Конфликт поколений, решенный в пьесе Островского с такой остротой, раскрывает стремление всех сословий России к изменению жизни, возникшее в пореформенную для страны эпоху.

Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой  (см.»Наша библиотека»)

Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь<\p> Запись опубликована в рубрике Готовые сочинения. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Источник: https://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/syuzhet-i-konflikt-v-pese-a-n-ostrovskogo

Центральный конфликт драмы Островского «Гроза»

Главной трагедией приволжского города Калинова, в котором и разворачивается драма, являются самодурство и произвол определенной части его населения, из-за которых на протяжении многих лет покорно страдают не только близкие этих самодовольных и бессердечных людей, но и остальные их сограждане.

Именно в этом мире злобы, лицемерия, хитрости и в то же время безволия, безынициативности, апатии оказывается центральная героиня этого произведения Катерина, еще совсем юная и не обладающая житейским опытом женщина, которая значительно отличается от всех окружающих, что в итоге и становится причиной столь раннего и печального завершения ее жизни.

В свои детские годы Катерина, как она рассказывает свояченице Варваре, вполне счастливо жила в доме матери, где ее любили и ни к чему не принуждали. Взрослеющая девушка постоянно ходила в церковь, испытывая там самые сильные и только позитивные эмоции, ей снились необыкновенные сны, она охотно занималась вышиванием и иными домашними делами.

Обратите внимание

Став женой Тихона Кабанова, Катерина словно попадает в иное измерение, где всем заправляет властная, суровая, деспотичная, полностью придерживающаяся старых домостроевских обычаев свекровь, прозванная Кабанихой, и девушке крайне нелегко приспособиться к новой обстановке, хотя сначала она всячески старается жить мирно с членами своей теперешней семьи и не конфликтовать с ними.

Из монологов Катерины ясно, насколько тонкой, поэтичной, глубоко чувствующей натурой ее наделила судьба.

В доме Кабановых ее стремления, мечты и желания никому не нужны, ее никто не понимает и даже не желает заглянуть в ее внутренний мир.

В первое время замужней жизни Катерина пытается полюбить своего мужа Тихона, однако это ей не удается, молодая женщина с горечью убеждается в том, что и у него с нею нет ничего общего, как и у ее свекрови.

Тихон Кабанов от природы является добросердечным, отзывчивым, искренним человеком, однако он давно полностью подавлен своим окружением, в первую очередь жесткой, не терпящей никаких возражений матерью. Именно ее постоянное давление и сделало его слабым, робким, лишенным воли и способности к любому сопротивлению.

Катерина, придя в дом Кабановых, абсолютно не готова и не в силах смириться с таким положением вещей, она твердо отвечает Кабанихе, что не намеревается терпеть ее ни на чем не основанные оскорбления и обвинения, ведь в начале пьесы Катерина еще остается честной женой, ни в чем не нарушившей установленных правил. Однако супруг не смеет заступить за нее перед матерью, более того, он совершенно не понимает ее порывов и чувств, и лишь советует ей молча, покорно все выносить, не обращая особого внимания на слова его матери.

Не находит молодая Кабанова контакта и с Варварой, сестрой Тихона. Девушка также рекомендует ей не возражать заправляющей всем в их семье матери, а потихоньку делать так, как считает выгодным для себя сама Катерина. По мнению Варвары, необходимо лишь, чтобы все оставалось «шито-крыто», а такие понятия, как совесть, честь, чувство долга, для нее просто не существуют.

То, что по ходу действия пьесы происходит с Катериной, оказывается грехом не только в глазах всего местного общества, сама юная женщина также полагает, что ее поступку нет и не может быть прощения.

Важно

Горячая страсть, которую она впервые в жизни испытывает к Борису, борется в ее душе с нравственностью, памятью о клятве в верности, которую она дала Тихону при венчании, хотя осуждения окружающих Катерина почти не боится, для нее оказывается наиболее страшным само совершаемое ею прегрешение.

Полюбив постороннего мужчину, жена Тихона Кабанова жестоко терзается из-за того, что она нарушает все принесенные ею обеты, однако и отказаться от чувства несчастная женщина не в состоянии.

Но искренняя, честная и глубоко религиозная Катерина понимает, что никак не сможет далее жить с мужем и свекровью, делая вид, что ничего не произошло, как поступила бы та же Варвара.

Она принимает решение покаяться и во всем признаться, хотя после этого шага ее существование в семье Кабановых становится абсолютно невыносимым.

Единственно возможным выходом из ситуации девушке кажется добровольный уход из жизни, что и происходит в финале этой драмы. Однако Островский делает основной конфликт пьесы гораздо более широким, чем обычные внутрисемейные проблемы и выяснение отношений мужа и жены, свекрови и невестки.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Здесь сталкиваются столпы «темного царства», такие, как Дикой и Кабаниха, и те, кто вынужден мучиться и страдать из-за их жестокости и ограниченности.

Они губят в первую очередь Катерину, хотя и Тихон оказывается такой же несчастной жертвой, не сумевшим противостоять тирании матери и защитить любимую супругу.

Совет

Но даже этот совершенно безвольный человек в заключительной сцене осмеливается упрекнуть Кабаниху, ставшую главной виновницей смерти его жены.

В произведении представлен целый ряд остросоциальных противодействий, что и обеспечивает действительно «грозовую» атмосферу трагической истории, все более «насыщающей» обстановку, в которой вынуждены существовать герои.

Разразившаяся в итоге гроза отнюдь не является в этой пьесе случайностью, она прекрасно передает горькое, печальное состояние расколотого на две части мира, где нет места вольным, свободолюбивым, стремящимся к радости и полету натурам, к числу которых принадлежит Катерина Кабанова.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/11/tsentralnyj-konflikt-dramy-ostrovskogo-groza.html

Конфликт в пьесе Николая Островского Гроза До

Конфликт в пьесе Николая Островского «Гроза»<\p>

До реформы 1861 года пьеса «Гроза» стала крупным общественным событием. Очень значимым открытием Островского является народный героический характер. В пьесе существует две основные мысли: сильное отрицание застоя «темного царства» и появление светлого начала, настоящей героини из народной среды. Это было новой идеей для того времени.<\p>

Конфликт существует в каждой талантливо написанной драме. Он является главным противоречием, в столкновениях взглядов и чувств, страстей и характеров героев произведений.<\p>

Противоречие возникает в «Грозе» тогда, когда среди тоскующих, хитрящих является человек, наделенный гордостью, чувством собственного достоинства, не способный смириться с жизнью в рабстве даже перед лицом смерти.<\p>

Катерина очень светлый человек. Это ее натура, которая выражается в силе переживаний, в отношении к людям, во всем ее поведении. Конфликт «Грозы» очень своеобразен. Его можно рассматривать двояко. Островский определил свое произведение как драму. Действительно, с одной стороны, «Гроза» – это социально-бытовая драма, но с другой стороны — это полноценная трагедия.<\p>

Для этого произведения характерно особое внимание к быту. Писатель подробно обрисовывает город Калинов. Поэтому немаловажную роль в произведении играет пейзаж описанный в диалогах действующих лиц. Одни герои видят окружающую красоту. Например, Кулигин восклицает: «Вид необыкновенный! Красота! Душа радуется!» .<\p>

Островский сталкивает нас с мрачными картинами повседневной жизни и быта, с жестоким отношением людей друг к другу. В этом городе царят грубость и бедность, здесь «честным трудом никогда не заработать» . Жители не видят нового, не знают о нем, и не хотят знать. Люди «Грозы» живут в кризисном мире. Первое действие вводит нас в предгрозовую атмосферу. Внешне все благополучно, но сдерживающие силы слишком непрочны. Чувствуется напряжённость. Она сгущается к концу первого действия.<\p>

В купеческом Калинове Островский видит мир, который противоречит с нравственными традициями народной жизни. Только Катерина в «Грозе» может сохранить чувство нравственной ответственности.<\p>

Обратите внимание

В центре этого «темного царства» стоит грубая и невежественная купчиха — Кабаниха. Она защитница старых основ жизни, обрядов и обычаев города Калинова. Она диктует нравственные законы всему городу, навязывает свою волю всем окружающим и требует беспрекословного повиновения. Она ненавидит все новое, поэтому никак не может примириться с тем, что «для ради скорости» люди выдумали «огненного змея» — паровоз. Кабаниха ратует за крепкую, прочную семью, за порядок в доме, что, по ее представлениям, возможно только, если основой семейных отношений будет страх, а не взаимная любовь и уважение. Свобода, по мнению героини, ведет человека к нравственному падению. Исходя из этого Кабаниха требует от своего сына Тихона полного повиновения и подчинения<\p>

Катерина – поистине луч света в «темном царстве» . В ней поражает верность идеалам, духовная чистота, нравственное превосходство над окружающими. В образе Катерины писатель воплотил лучшие черты — вольнолюбие, независимость, талантливость, поэтичность, высокие нравственно-этические качества.<\p>

Катерина предпочитает умереть, чем жить в неволе. В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, «доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябанием, которое ей дают в обмен за ее живую душу. . . »<\p>

Источник: https://present5.com/konflikt-v-pese-nikolaya-ostrovskogo-groza-do/

Особенности конфликта в пьесе А. Островского «Гроза»

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Особенности конфликта в пьесе А. Островского «Гроза».

  Скачать сочинение

    Конфликт — это столкновение двух или нескольких сторон, не совпадающих во взглядах, в мироощущении. В пьесе Островского “Гроза” несколько конфликтов, но как же решить, какой из них главный? В эпоху социологизма в литературоведении считали, что социальный конфликт самый важный в пьесе.

Конечно, если видеть в образе Катерины отражение стихийного протеста народных масс против сковывающих условий “темного царства” и воспринимать ее гибель как результат столкновения с самодуркой свекровью, следует определить жанр пьесы как социально-бытовую драму.

Драма — это произведение, в котором общественные и личные стремления людей, а иногда и сама их жизнь оказываются под угрозой гибели со стороны не зависящих от них внешних сил. В пьесе также присутствует конфликт поколений между Катериной и Кабанихой: новое всегда наступает на пятки старому, старое не хочет сдаваться новому.

Но пьеса гораздо глубже, чем это может показаться на первый взгляд. Ведь Катерина прежде всего борется сама с собой, а не с Кабанихой, конфликт развивается не вокруг нее, а в ней самой, поэтому пьесу можно определить как трагедию. Трагедия — это произведение, в котором присутствует неразрешимый конфликт между личными стремлениями героя и сверхличными законами жизни.

Вообще пьеса очень похожа на античную трагедию: здесь хор заменяют некоторые внесюжетные герои (Кулигин), а развязка заканчивается гибелью главного героя.
    Гибель Катерины — результат столкновения двух исторических эпох. Некоторые герои пьесы как бы различаются временем, в котором они живут.

Например, Кулигин — это человек XVIII века, он хочет изобрести солнечные часы, которые были известны еще в античности, или перпетуум мобиле — излюбленная тема средневековья, или громоотвод, цитирует поэтов XVIII столетия Ломоносова и Державина. Борис — это уже образованный человек XIX века. Катерина же — героиня допетровских времен.

Рассказ о ее детстве — это рассказ об идеальном варианте патриархальных домостроевских отношений. В этом идеализированном мире царит только всепроникающая взаимная любовь и человек не отделяет себя от общества.
    Катерина воспитана так, что не может отказаться от нравственных законов, всякое нарушение их — неминуемая смерть.

Важно

Героиня оказывается как бы старше всех в городе по своему мировоззрению, даже старше Кабанихи, которая осталась как последняя блюстительница домостроевского уклада в Калинове. Ведь та только делает вид, что в семье у нее все как положено: ее боятся и уважают невестка и сын.

    Главная героиня попадает в мир, который она представляла себе совсем иначе: патриархальный уклад оказывается ложен и разрушается прямо на глазах. Она не может сжиться с этим обществом, оно чуждо ей. Для Катерины муж — это опора и властелин.

Но Тихон не таков, жена разочаровывается в нем, и в этот момент происходит зарождение нового чувства — чувства личности, которое оборачивается “греховной” любовью. Это чувство для Катерины — страшный грех. Если бы она продолжала жить в патриархальном мире, то этого чувства не было бы.

Даже если бы Тихон показал свою мужскую волю и просто взял бы ее с собой, она бы забыла о Борисе навсегда. Трагедия Катерины в том, что она не умеет лицемерить.

    Во многом судьбу Катерины решает Варвара, подбивая ее идти на свидание, без нее вряд ли Катерина решилась бы на это. Варвара относится к тем молодым людям города Калинова, которые сформировались на переломе патриархальных отношений. Но Катерина как личность с высокими нравственными требованиями не умеет приспосабливаться через насилие над собой. Она не смогла жить дальше, нарушив один раз законы “Домостроя”. То чувство, которое зародилось в героине, не может воплотиться в ней до конца, и она, не смиряясь с содеянным, совершает еще больший грех — самоубийство. Итак, можно сделать вывод: пьеса “Гроза” — это трагедия главной героини, в которой немаловажную роль сыграла эпоха перелома патриархальных отношений.

42447 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>

/ Сочинения / Островский А.Н. / Гроза / Особенности конфликта в пьесе А. Островского «Гроза»

Смотрите также по произведению “Гроза”:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00032701184864138478/

Конфликт в пьесе А. Н. Островского «Гроза»

КОНФЛИКТ В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО «ГРОЗА»

Конфликт, составляющий основу сюжета драмы Островского «Гроза», выходит за пределы пьесы. Это конфликт между старым – патриархальными принципами, и новым – стремлением к свободе. Этот конфликт очень важен, но не менее значительны противоречия внутренние, между чувствами и принципами человека.

В темном царстве, царстве деспотизма, где «слезы льются за запорами, невидимые и неслышимые», появилась героиня, отличающаяся своей чистотой, поэтически настроенной натурой. В этой исключительности и своеобразии характера героини заключается причина ее глубокой жизненной драмы.

честностью, искренностью, горячим сердцем и, конечно же, твердостью характера.

взгляд, жизнь города не сливается с трагической судьбой героини, но Островский показывает нам гнетущую силу общественного мнения, которая в конечном счете привела Катерину к обрыву.

Героиня сначала не желает считаться с общественным мнением калиновских обывателей: «Пусть все знают, пусть все видят, что я делаю! Коли я для тебя греха не побоялась, побоюсь ли я людского суда?» Но ей не удалось вынести тяжесть «людского суда»: «Все и ходят за мной целый день, и смеются мне прямо в глаза…»

Характер Катерины, каким он дан в драме, раскрывает перед нами чуткую натуру, способную меняться и бороться. Героиня представлена в самых различных эмоциональных состояниях – в тихой радости и в тоске, в ожидании счастья и в предчувствии беды, в смятении чувств и в порыве страсти, в глубоком отчаянии и в бесстрашной решимости принять смерть.

С самого начала драмы Катерина с удивлением прислушивается к тому, что с ней происходит: «Что-то во мне такое необыкновенное», «точно я снова жить начинаю». Это ощущение возникает из-за Бориса (возлюбленного ее).

Поначалу Катерина пытается отогнать от себя даже мысль о нем: «Я его и знать не хочу!» Но уже в следующую минуту она признается: «Об чем ни задумаю, а он так и стоит перед глазами.

Совет

И хочу себя переломить, да и не могу никак». Катерина остается верна себе, и «переломить» себя, то есть изменить своему характеру, она не может.

Ей остается только терпеть: «Уж лучше я буду терпеть, пока терпится».

Ее терпение испытывается уже вскоре, когда ей приходится выслушивать Тихона, говорящего словами Кабановой. Катерина оскорблена тем, что она смеет так бесцеремонно вставать между ней и Тихоном.

В сцене прощания с мужем слышится не только боязнь остаться наедине с искушением, но и предчувствие того неисправимого, что случится после его отъезда. Еще важнее отчаянная, но искренняя попытка обрести близость с Тихоном: «.

.. как бы я тебя любила…»

В монологе с ключом Катерина пытается сначала отвлечь себя, но она не может, да и не хочет себя обманывать: «Перед кем я притворяюсь-то!» В этом суть: притворяться героиня драмы ни перед кем не будет, и тем более перед собой.

Опорная фраза монолога -, «А горька неволя, ох, как горька». Горечь неволи, быть может, и толкнула героиню драмы на шаг, который оказался для нее роковым.

Монолог, начавшийся душевным смятением, завершается бесповоротным решением: «Будь что будет, а я Бориса увижу!»

Стоя у калитки, Катерина все еще сомневается, надо ли ей идти на встречу, но потом решает, вопреки всему, последовать велению своего сердца.

В том, что Катерина не побоялась «людского суда», мы можем убедиться в сцене признания. Для нее невыносимо то положение, в котором она оказалась. Обманывать мужа ей не позволяет чистота души.

Обратите внимание

Недаром она открылась Варваре: «Обманывать-то я не умею, скрыть-то ничего не могу». После того как она все рассказала, она все. же осталась верна своему чувству к Борису.

Катерина сознает преступность своей любви, но она готова пренебречь всем и связать свою жизнь с ним.

Конец пьесы неоднозначен. С одной стороны, он пессимистичен, так как влюбленные разлучены, а главная героиня погибает, но, с другой стороны, смерть Катерины помогла обличить «темное царство», погубившее ее. Трагический конфликт живого чувства Катерины и мертвого уклада жизни привел ее к обрыву.

она не падшая женщина, а та, которая нашла в себе силы бороться со старыми устоями жизни, женщина, полная решимости найти свое счастье, пусть даже таким неправедным путем.

Источник: https://referat-lib.ru/view/referat-literature/54/53998.htm

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]