Дворянство в романе пушкина «евгений онегин»

Дворянство в романе Пушкина «Евгений Онегин» | Литерагуру

(376 слов) Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» изображает столичное и поместное дворянство, определяя схожие и различные черты. В этом анализе мы действительно видим энциклопедию русской жизни, о которой писал В. Белинский.

Начнем со столичного дворянства. Автор отмечает, что жизнь Петербурга «однообразна и пестра». Это позднее пробуждение, «записочки» с приглашениями на бал, званый вечер или детский праздник. Герой неохотно выбирает какое-либо развлечение, затем заботится о своей внешности и едет в гости.

Именно так проводит время практически все дворянское общество Петербурга.

Здесь люди привыкли к внешнему блеску, заботятся о том, чтобы прослыть культурными и образованными, поэтому они много времени посвящают разговорам о философии, о литературе, но в действительности их культура является лишь поверхностной.

Например, посещение театра в Петербурге превращено в ритуал. Онегин приходит на балет, хотя его совершенно не интересует происходящее на сцене. Что касается духовной жизни, то Татьяна в финале называет светскую жизнь маскарадом. Дворянство в столице живет лишь наигранными чувствами.

Обратите внимание

В Москве, по мнению автора, меньше претензий на высокую европейскую культуру. В 7 главе он не упоминает ни о театре, ни о литературе, ни о философии. Зато здесь можно услышать множество сплетен.

Все обсуждают друг друга, но при этом все разговоры ведутся в рамках принятых правил, поэтому в светской гостиной не услышишь ни одного живого слова.

Автор также отмечает, что представители московского общества не меняются с течением времени: «Все белится Лукерья Львовна, все тоже лжет Любовь Петровна». Отсутствие изменений означает, что эти люди не живут по-настоящему, а лишь существуют.

Поместное дворянство изображается в связи с деревенской жизнью Онегина и бытом семьи Лариных. Помещики в восприятии автора являются людьми простыми и добрыми. Они живут в единстве с природой. Они близки к народным традициям и обычаям. Например, о семье Лариных говорится: «Они хранили в жизни мирной привычки милой старины».

Автор пишет о них с более тёплым чувством, чем о столичных дворянах, так как жизнь в деревне более естественна. Они просты в общении, способны дружить. Однако Пушкин не идеализирует их. Прежде всего, помещики далеки от высокой культуры. Они практически не читают книг.

Например, дядя Онегина читал лишь календарь, отец Татьяны вообще не любил читать, однако, он «в книгах не видал вреда», поэтому позволял дочери ими увлекаться.

Таким образом, помещики в изображении Пушкина являются людьми добродушными, естественными, но не слишком развитыми, а придворные предстают фальшивыми, лицемерными, праздными, но чуть более образованными дворянами.

Источник: https://LiteraGuru.ru/dvoryanstvo-v-romane-pushkina-evgenij-onegin/

Столичное и поместное дворянство в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»: изображение и характеристика

В романе «Евгений Онегин»  Пушкин легкими штрихами обрисовал дворянство – людей, в обществе которых вращался Евгений Онегин, и с кем, помимо главных героев, ему приходилось поддерживать отношения, общаться.

Столичное дворянство разительно отличалось от губернских помещиков, живших в глубинке. Этот разрыв был тем более заметным, чем реже помещики выезжали в столицу.

Интересы, уровень культуры, образованность тех и других зачастую оказывались на разных ступенях.

Образы помещиков и великосветского дворянства только отчасти были вымышленными. Сам Пушкин вращался в их среде, и большинство картин, изображенных в произведении, были подсмотрены на светских раутах, балах, обедах.

Важно

С провинциальным обществом поэт общался во время вынужденной ссылки в Михайловском и в период пребывания в Болдино. Поэтому жизнь дворянства, что в деревне, что в Москве и Петербурге изображена поэтам со знанием дела.

Провинциальное поместное дворянство

Наряду с Онегиным, Ленским, семейством Лариных в губернии жили и другие помещики. С большинством из них читатель знакомится на именинах у Татьяны. Но некоторые штрихи-наброски к портретам соседей-помещиков можно увидеть во второй главе, когда Онегин поселился в деревне.

Простые по своему душевному складу, даже несколько примитивные люди пытались подружиться с новым соседом, но как только он видел приближавшиеся дрожки, он садился на коня и уезжал с заднего крыльца, чтобы не быть замеченным.

Маневр новоявленного помещика был замечен, и оскорбленные в своих лучших побуждениях соседи прекратили свои попытки свести с Онегиным дружбу. Интересно описывает Пушкин реакцию на замену барщины оброком:

Зато в углу своем надулся,
Увидя в этом страшный вред,
Его расчетливый сосед;
Другой лукаво улыбнулся,
И в голос все решили так,

Что он опаснейший чудак.

Отношение дворян к Онегину стало неприязненным. Острые на язык сплетники стали говорить о нем:

«Сосед наш неуч; сумасбродит;
Он фармазон; он пьет одно
Стаканом красное вино;
Он дамам к ручке не подходит;

Все да да нет; не скажет да-с

Иль нет-с». Таков был общий глас.

Придуманные россказни способны показать уровень интеллекта и образованности людей. И поскольку он оставлял желать лучшего, Ленский тоже был не в восторге от своих соседей, хотя из вежливости наносил им визиты. Хотя

Господ соседственных селений
Ему не нравились пиры;

Некоторые помещики, у которых подрастали дочери, мечтали заполучить «богатого соседа» к себе в зятья. И поскольку Ленский не стремился попасть в чьи-нибудь умело расставленные сети, он тоже все реже стал навещать своих соседей:

Бежал он их беседы шумной.
Их разговор благоразумный
О сенокосе, о вине,

О псарне, о своей родне.

Совет

К тому же Ленский был влюблен в Ольгу Ларину и почти все свои вечера проводил в их семействе.

На именины к Татьяне съехались почти все соседи:

С своей супругою дородной
Приехал толстый Пустяков;
Гвоздин, хозяин превосходный,

Владелец нищих мужиков;

Тут Пушкина явно иронизирует. Но, сожалению, подобных Гвоздиных, обдиравших как липку, своих мужиков, среди помещиков было немало.

Скотинины, чета седая,
С детьми всех возрастов, считая
От тридцати до двух годов;
Уездный франтик Петушков,
Мой брат двоюродный, Буянов,
В пуху, в картузе с козырьком
(Как вам, конечно, он знаком),
И отставной советник Флянов,
Тяжелый сплетник, старый плут,

Обжора, взяточник и шут.

XXVII

С семьей Панфила Харликова
Приехал и мосье Трике,
Остряк, недавно из Тамбова,

В очках и в рыжем парике.

Пушкину не нужно тратить длинные строфы на характеристику гостей-помещиков. Фамилии говорили сами за себя.

На празднике присутствовали не только помещики, представлявшие несколько поколений. Старшее поколение представляли Скотинины, чета седая, им явно было за 50, отставной советник Флянов, ему тоже было далеко за 40. В каждом семействе были дети, составившие молодое поколение, которые были рады полковому оркестру и танцам.

Провинциальное дворянство пытается подражать столице, устраивая балы и праздники, но здесь все намного скромнее.

Если в Петербурге предлагаются блюда, приготовленные французскими поварами из заморских продуктов, то в провинции на стол выставляются собственные запасы.

Пересоленный жирный пирог готовился дворовыми поварами, настойки и наливки делались из ягод и фруктов, собранных в собственном саду.

В следующей главе, где описывается подготовка к дуэли, читатель познакомится с еще одним помещиком

Зарецкий, некогда буян,
Картежной шайки атаман,
Глава повес, трибун трактирный,
Теперь же добрый и простой
Отец семейства холостой,
Надежный друг, помещик мирный

И даже честный человек.

Обратите внимание

Это его, Зарецкого, побаивается Онегин, так и не решившись предложить Ленскому примирение. Он знал, что Зарецкий мог

Друзей поссорить молодых
И на барьер поставить их,
Иль помириться их заставить,
Дабы позавтракать втроем,
И после тайно обесславить

Веселой шуткою, враньем.

Московское дворянское общество

Татьяна попала в Москву не случайно. Она приехала вместе с матерью на ярмарку невест. В Москве жила близкая родня Лариных, и Татьяна с матерью остановилась у них. В Москве Татьяна близко столкнулась с дворянским обществом, которое было более архаичным и застывшим, чем в Петербурге или провинции.

В Москве Таня была встречена родней тепло и душевно. Старушки рассыпались в воспоминаниях, «младые грации Москвы», присмотревшись к новой родственнице и подруге, находили с ней общий язык, делились секретами красоты и моды, рассказывали о своих сердечных победах и пытались выпытать у Татьяны ее секреты. Но

тайну сердца своего,
Заветный клад и слез и счастья,
Хранит безмолвно между тем

И им не делится ни с кем.

В особняк тетушки Алины приезжали гости. Чтобы не выглядеть излишне рассеянной или высокомерной,

Татьяна вслушаться желает
В беседы, в общий разговор;
Но всех в гостиной занимает
Такой бессвязный, пошлый вздор;
Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно.

Все это было не интересно романтически настроенной девушке, которая в глубине души, возможно, ждала какого-то чуда. Она нередко стояла где-нибудь в сторонке, и только

Архивны юноши толпою
На Таню чопорно глядят
И про нее между собою

Неблагосклонно говорят.

Конечно, подобные «архивны юноши» не могли заинтересовать юную барышню. Здесь Пушкин применил старославянскую форму прилагательного, чтобы подчеркнуть принадлежность «юношей» к «прошлому веку».

В конце XVIII- первой половине XIXвека поздние браки были не редкость. Мужчины были вынуждены служить, чтобы сделать определенное состояние, и только потом женились. Но в невесты они выбирали юных девушек.

Важно

Так что неравные в возрастном отношении браки были в то время – не редкость. Они смотрели свысока на провинциальную барышню.

Вместе с матушкой или кузинами Татьяна посещала театры, ее вывозили на московские балы.

Там теснота, волненье, жар,
Музыки грохот, свеч блистанье,
Мельканье, вихорь быстрых пар,
Красавиц легкие уборы,
Людьми пестреющие хоры,
Невест обширный полукруг,
Всё чувства поражает вдруг.
Здесь кажут франты записные
Свое нахальство, свой жилет
И невнимательный лорнет.
Сюда гусары отпускные
Спешат явиться, прогреметь,

Блеснуть, пленить и улететь.

На одном из балов на Татьяну обратил внимание ее будущий муж.

Дворяне Петербурга

В первой части поэтического романа светское общество Петербурга было описано легкими набросками, взглядом со стороны. Об отце Онегина Пушкин пишет, что

Служив отлично благородно,
Долгами жил его отец,
Давал три бала ежегодно,

И промотался наконец.

Не один Онегин-старший жил подобным образом. Для многих дворян это было нормой. Еще один штрих светского общества Петербурга:

Вот мой Онегин на свободе;
Острижен по последней моде,

Как dandy лондонский одет —

И наконец увидел свет.
Он по-французски совершенно
Мог изъясняться и писал;
Легко мазурку танцевал
И кланялся непринужденно;
Чего ж вам больше? Свет решил,

Что он умен и очень мил.

Описанием одного дня Евгения Онегина, Пушкин показывает, какие интересы и мировоззрения у аристократической молодежи.

Никого не смущает, что молодой человек нигде не служит. Если у дворянской фамилии имеются поместья и крепостные, то зачем служить? В глазах некоторых мамаш, возможно, Онегин был неплохой партией для замужества их дочерей. Это одна из причин, почему в свете принимают и приглашают молодых людей на балы и обеды.

Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:

Там будет бал, там детский праздник.

Но Онегин, как известно, не стремился связать себя узами брака. Хотя был знатоком «науки страсти нежной».

Пушкин описывает бал, на который прибыл Онегин. Это описание также служит наброском к характеристике петербуржских нравов. На таких балах молодые люди знакомились, влюблялись

Совет

Я был от балов без ума:
Верней нет места для признаний
И для вручения письма.
О вы, почтенные супруги!
Вам предложу свои услуги;
Прошу мою заметить речь:
Я вас хочу предостеречь.
Вы также, маменьки, построже
За дочерьми смотрите вслед:

Держите прямо свой лорнет!

В конце романа петербуржское светское общество уже не столь безлико, как в начале.

Сквозь тесный ряд аристократов,
Военных франтов, дипломатов
И гордых дам она скользит;
Вот села тихо и глядит,
Любуясь шумной теснотою,
Мельканьем платьев и речей,
Явленьем медленным гостей

Перед хозяйкой молодою…

Автор знакомит читателя с Ниной Воронской, ослепительной красавицей. Подробный портрет светского общества столицы Пушкин дает в описании обеда в доме Татьяны.

Здесь собрались, как тогда говорили, все сливки общества.

Описывая людей, присутствующих на обеде, Пушкин показывает, как высоко поднялась Татьяна по иерархической лестнице, выйдя замуж за князя, военного офицера и ветерана Отечественной войны 1812 года.

цвет столицы,
И знать, и моды образцы,
Везде встречаемые лицы,
Необходимые глупцы;
Тут были дамы пожилые
В чепцах и в розах, с виду злые;
Тут было несколько девиц,
Не улыбающихся лиц;
Тут был посланник, говоривший
О государственных делах;
Тут был в душистых сединах
Старик, по-старому шутивший:
Отменно тонко и умно,

Что нынче несколько смешно.

Тут был на эпиграммы падкий,
На всё сердитый господин:

Но, наряду с представителями высшего света, на обеде присутствовали несколько случайных лиц, попавших сюда по различным обстоятельствам

Тут был Проласов, заслуживший
Известность низостью души,
Во всех альбомах притупивший,
St.-Priest, твои карандаши;
В дверях другой диктатор бальный
Стоял картинкою журнальной,
Румян, как вербный херувим,
Затянут, нем и недвижим,
И путешественник залётный,

Перекрахмаленный нахал.

Дворянский статус предъявлял очень высокие требования к своим представителям. И в России было немало по-настоящему достойных дворян. Но в романе «Евгений Онегин» Пушкин показывает наряду с блеском и роскошью, пороки, пустоту и пошлость.

Обратите внимание

Склонность к затратам, жизнь не по средствам, и стремление к подражательству, нежелание служить и приносить пользу обществу, непрактичность и беспечность светского общества показаны в романе в полной мере.

Эти строки были призваны заставить задуматься читателей, большинство из которых представляли это самое дворянство, пересмотреть свой образ жизни. Не удивительно, что «Евгений Онегин» был принят читающей публикой неоднозначно, и не всегда благосклонно.

Источник: https://PoetPushkin.ru/evgeniy-onegin/stolichnoe-i-pomestnoe-dvoryanstvo-v-romane-evgenij-onegin.html

Сочинение «Дворянство в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

В данной статье мы предлагаем вашему вниманию сочинение о дворянстве, каким его показывает Пушкин в романе «Евгений Онегин».

На сайте также есть краткое содержание романа, и множество сочинений по роману.

Дворянство (Высший свет) в романе «Евгений Онегин»

А.С. Пушкин в своем романе «Евгений Онегин» изобразил жизнь русского дворянства двадцатых годов XIX века. По словам В. Г. Белинского, «он решился представить нам внутреннюю жизнь этого сословия».

Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого и является Евгений Онегин. Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина — типичный день столичного дворянина. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества.

Пушкин говорит о петербургском высшем обществе с изрядной долей иронии и без особых симпатий, ибо жизнь столичная «однообразна и пестра», а «света шум» очень быстро наскучивает.

Поместное, провинциальное дворянство представлено в романе весьма широко. Это дядя Онегина, семейство Лариных, гости на именинах Татьяны, Зарецкий.

Яркие представители провинциального дворянства собираются у Татьяны на именинах: Гроздин, «хозяин превосходный, владелец нищих мужиков«; Петушков, «уездный франтик«; Флянов, «тяжелый сплетник, старый плут«.

Если в рассказ о столичном дворянстве Пушкин вводит реальных исторических лиц, например, Каверина, то в данном случае автор использует фамилии известных литературных персонажей: Скотинины — герои «Недоросля» Фонвизина, Буянов — герой «Опасного соседа» В.Л. Пушкина. Автор употребляет также говорящие фамилии.

Например, Трике означает «битый палкой» — намек на то, что он не может быть принят в высшем обществе, но зато в провинции он гость желанный.

Важно

Мир поместного дворянства далек от совершенства, ибо в нем духовные интересы, потребности не являются определяющими, так же как не отличаются интеллектом их беседы:

Их разговор благоразумный

О сенокосе, о вине,

О псарне, о своей родне.

Однако Пушкин пишет о нем с большей симпатией, чем о петербургском. В провинциальном дворянстве сохраняется естественность и непосредственность как свойства человеческой натуры.

Соседей добрая семья,

Нецеремонные друзья.

Поместные дворяне в смысле мироощущения, быта были достаточно близки к народу. Это проявляется в отношении к природе и религии, в соблюдении традиций. Московскому дворянству Пушкин уделяет меньше внимания, чем петербургскому. Проходит несколько лет со времени, когда Пушкин писал 1-ю главу своего романа, а А.С.

Грибоедов закончил комедию «Горе от ума», но Пушкин вносит в эпиграф седьмой главы грибоедовские строки, подчеркивая тем самым, что с тех пор в Москве мало что изменилось. Вторая столица всегда отличалась патриархальностью.

Так, например, Татьяну встречает у тети седой калмык, а мода на калмыков была в конце XVIII века.

Московское дворянство — образ собирательный в отличие от петербургского, где Евгений Онегин является главным героем. Пушкин, говоря о Москве, как бы населяет ее героями грибоедовской комедии, которых не изменило время:

Читайте также:  Краткое содержание пьесы «недоросль» для читательского дневника

Но в них не видно перемены,

Все в них на старый образец…

Появляется в московском обществе и реальное историческое лицо:

К ней (Татьяне) как-то Вяземский подсел…

Но и в Москве все та же суета, «шум, хохот, беготня, поклоны«, которые оставляют равнодушными и Татьяну, и автора

Пушкину удалось дать в «Евгении Онегине» развернутую картину жизни дворянского сословия, а вместе с тем, по мнению Белинского, и всею общества «в том вида, в котором от находилось в выбранную им эпоху, то есть в двадцатых годах текущего XIX столетия».

Вот такое сочинение-характеристика высшего общества в романе «Евгений Онегин».

Источник: https://sochinenie-rus.ru/sochinenie-dvoryanstvo-v-romane-a-s-pushkina-evgeniy-onegin/

Столичное и поместное дворянство в романе Евгений Онегин

В данном романе автор открыто и без прикрас показывает обе стороны дворянства. Все старой закалки представители высшего света, выдержанные, благородные, имеют острый пытливый ум. Для них нет ярких эмоций и пошлости, если аристократ и чувствуют презрение или удивление, он этого не показывает, разговоры ведутся на высоко духовные тематики.

Поместное дворянство это часть людей, которые относятся к дворянскому роду, но не имеют должного образования, их манеры не излучают изысканности. Все поступки лицемерны, направлены на удовлетворение своих низменных потребностей. Обучение такие сливки общества зачастую получают дома.

Соответственно, все науки изучены поверхностно, нужных знаний не получено, поэтому и разговоры у таких дворян пустые, жеманные с излишней высокомерностью, которую они оправдывают своим отношением к знати.

Совет

В данном произведении поместное дворянство выражено в семье Лариных и их соседях, Онегин не ходил к ним в гости, чтобы постоянно не слышать, рассказов о крестьянах, о том, как засолить грибы или правильно кормить свиней.

Мать Татьяны была со знатной семьи, когда она вышла замуж и приехала жить в деревню, сначала долго сопротивлялась обстоятельствам, носила красивые наряды, говорила на французском языке. Но вскоре эта жизнь ее сломала, она привыкла к обществу крестьян, стала управлять хозяйством.

Пример того что Татьяна тоже сблизилась с крестьянами, она может умыться снегом, дружит со своей няней, уклад жизни приносит свои коррективы даже в самые изысканные и высоко духовные натуры. Онегин, чтобы выйти на обед переодевается, приводит себя в порядок, Ларины же могут садиться за стол в халатах, чепце и повседневной одежде.

Многие привычки поместного дворянства, это пережитки прошлого, но с другой стороны, это сохранение традиций наших предков. Сам Онегин представитель столичной аристократии, образован, культурен, но все свое время проводит на балах ресторанах. Много времени проводит в своем кабинете, где ухаживает за собой, то читает книги. Вот поэтому, это однообразие его ввело в депрессию, ему все надоело.

Сам он очень умен, ум всесторонне развит, взгляды на жизнь у него прогрессивные, он понимает и воспринимает все прекрасное в этом мире. А весь остальной круг аристократов, пуст, лицемерен, эгоистичен. Их видимая занятость и деятельность, на самом деле ничего не производит и не приносит никакой пользы. Только бесконечная трата времени, огромных сумм денег на балы и развлечения.

Онегин не находит себе места в столичных аристократических кругах, ему там скучно и не интересно. В то же время Татьяна в своем поместье в кругу то крестьян, то собравшихся в очередной день поужинать у соседей и поговорить о том, как прошел день.

Чтобы уйти от этого не приносящего удовлетворения общества, Онегин приехал в деревню, Татьяна стала читать романы. Татьяна развита духовно, она любит природу, воспитанная, умная и тонкая личность. Вскоре эта героиня станет настоящей светской дамой с необходимым уровнем образования. При этом она простая и искренняя, эти лучшие черты русского характера, автор дал нашей героине.

Обратите внимание

На примере двух частей аристократии автор показывает читателю, каким на самом деле является высшее общество. В основном это лицемерие, жеманство, умение язвить и насмехаться над другими, постоянные интриги, развлечения и балы.

Просто же живущие в глубинке дворяне невоспитанные, имеют привычки крестьян, но сохранили обычаи предков. В итоге в каждом из данных обществ есть, что-то положительное и отрицательное, это две неразделимые части общества.

Сочинение Столичное и поместное дворянство

Одной из главных сюжетных линией романа является описание русского дворянства. В произведении «Евгений Онегин» во всех подробностях описывается быт и нравы общества.

Читая ты, будто оказываешься в том времени. Светскую и деревенскую жизнь А.С.Пушкин описывал на собственном опыте.

Отношение автора неоднозначно к разным слоям общества, он высмеивает светское общество, и с симпатией пишет о поместном дворянстве

Столичное дворянство выражается в распорядке дня Онегина — утро начинается после полудня, небольшая прогулка до ресторана, после обеда поход в театр, а в ночь главное торжество бал. А утром когда просыпается рабочий Петербург, дворяне уезжают с бала. Столичное дворянство можно описать, как суетливое, праздное, а основной их чертой является скука.

В их жизни есть только балы, сплетни, каждый боится мнения окружающих. Они все гонятся за модой, чтоб наряд был лучше, чем у другого. Люди из высшего общества эгоистичны и равнодушны, они искусственные, на людях все мило улыбаются, а за спиной зло судачат. Знания и чувства поверхностные, в таком обществе никогда не смогла бы вырасти такая, как Татьяна Ларина.

В этом обществе жизнь наполнена постоянными балами, карточными играми, интригами. Идут года, люди стареют, а жизнь их не изменяется<\p>

Провинциальное дворянство это дань старине, здесь правит патриархат и семейные ценности. В деревне жизнь медленная, все идет своим чередом, ничего значительно не изменяется.

Важно

Люди невежественные и не очень умные, основные темы для разговоров это сенокос и псарни, если и случается что-то неординарное, это будут обсуждать очень долго. Сплетни здесь ходят как будто домашние, так как все они как большая семья и каждый знает друг о друге все.

Развлечений в деревне не много это поход на охоту или в гости, главным торжеством считается бал, на котором сохранились еще старинные традиции. Пушкин через фамилии отчетливо изображает характеры помещиков (Скотинины, Буянов, Петушков)

Провинциальное дворянство это карикатура на столичное. Чтобы показать свое воспитание в высшем обществе, достаточно было прекрасно знать французский язык, уметь танцевать и обладать манерами светского человека.

Именно в столичном обществе люди становятся лицемерами, скрывают свои чувства.

Пушкин описывая разные слои общества отдает свое предпочтение помещикам живущим в деревне, которые еще сохранили народные традиции и жизненные принципы.

Источник: http://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/pushkin/stolichnoe-i-pomestnoe-dvoryanstvo-v-romane-evgenij-onegin

Дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» — 15 Декабря 2013 — Литература

Дворянство в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин»

В своем романе «Евгений Онегин» Пушкин де­тально изобразил жизнь дворянского общества 20-х годов XIX века. По словам В. Г.

Белинского, это произведение можно назвать
«энциклопеди­ей русской
жизни», потому что здесь воспроизве­дена картина русского общества, «взятого в од­ном из интереснейших
моментов его развития».

Используя широкий бытовой и культурный фон, Пушкин
показывает процесс пробуждения само­сознания в обществе на примере главных
героев. В романе подробно
изображено как столичное» московское и петербургское, так и провинциаль­ное
дворянство.

Русское дворянство было сословием душе- и землевладельцев. Владение поместьями и крепо­стными крестьянами составляло привилегию дворян, оно было мерилом богатства, обществен­ного положения и престижа. Герои «Евгения Онегина» довольно четко охарактеризованы в от­ношении их имущественного положения.

Отец Онегина «промотался», сам герой после получе­ния наследства от дяди сделался богатым поме­щиком. Характеристика Ленского начинается словами, что он богат. Ларины же не были бога­ты: мать Татьяны жалуется, что для поездки в Москву «доходу мало». Старшая Ларина, вдова екатерининского бригадира, скорее всего была помещицей среднего достатка.

Выйдя за князя К, Татьяна сделалась, по ее словам, «богата и знатна»» то есть вошла в круг титулованной знати.

Тема богатства оказывается связанной с моти­вом разорения. Слова «долги», «залог», «заимо­давцы» встречаются уже в первых строках рома­на. Отец Евгения Онегина жил в Петербурге и вел аристократический образ жизни. Это требо­вало больших денег, необходимых на покупку предметов роскоши.

Совет

Кроме того, он давал три ба­ла ежегодно, что было разорительно. Для всего этого нужны были деньги, и, чтобы получить их, помещик, ведущий подобный образ жизни, часто закладывал свои поместья в банк. Жить на средства,
полученные при закладке имения, называ­лось «жить долгами».

Такой способ был прямым путем к разорению.

Неудивительно, что, когда скончался отец Онегина, который
вел хозяйство именно таким образом, выяснилось,
что наследство обременено большими долгами: «Перед Онегиным собрался заимодавцев жадный полк».

В этом случае на­следник
мог принять наследство и вместе с ним взять
на себя долги отца или отказаться от него, предоставив кредиторам самим
улаживать счеты между собой.

Первое решение
диктовалось чув­ством чести, желанием
не запятнать доброе имя отца или сохранить родовое имение. Легкомыс­ленный
Онегин пошел по второму пути.

По
традиции каждый дворянин, достигший совершеннолетия,
имел право поступить на госу­дарственную службу,
военную или статскую. Для этого ему нужно было получить образова­ние.

Пушкин отрицательно относился к домаш­нему воспитанию, которое чаще
всего получал молодой дворянин, обучавшийся
сначала фран­цузскими гувернерами и гувернантками, а затем наемными учителями, редко серьезно относив­шимися к
своим педагогическим обязанностям.

Часто
претендентами на учительские места в России
были мелкие жулики и авантюристы, ак­теры,
парикмахеры, беглые солдаты и просто люди
неопределенных занятий.

Альтернативой
домашнему образованию были частные и
государственные учебные заведения. В России в
это время было пять университетов.

Обратите внимание

Царскосельский
лицей, Педагогический инсти­тут в Петербурге, лицеи и гимназии в
различных городах для желавших поступить в статскую
службу, а также учебные заведения для
тех дво­рян, которые хотели делать
военную карьеру. Кроме того,
состоятельные дворяне посылали своих детей учиться за границу.

Среди друзей и знакомых
Пушкина было много закончивших высшие или средние учебные заведения. Роман отражает реальность того времени. Автор-герой вспоминает свою юность, проведенную в Царско­сельском лицее.

Ленский учился в Геттинген-ском университете, который был одним из наибо­лее либеральных университетов не только в Гер­мании,
но и в Европе. Русские выпускники этого университета принадлежали к числу известных либералов и свободолюбцев. Там также учился и гусар Каверин, впоследствии ставший членом «Союза благоденствия», на встречу с которым едет
Онегин в первой главе романа.

Образование,
которое получил главный герой, носит исключительно домашний характер: он
не закончил никакого учебного заведения. Его
вос­питывали вубогий» француз-гувернер и домаш­ние учителя, которых нанимали для преподава­ния русского языка, истории, а также танцев и верховой езды.

Онегин довольно много знал и умел,
однако его знания не были ориентированы на
профессиональное овладение предметами, они служили тому, чтобы быть
принятым в светских кругах.

Овладев в
совершенстве французским языком и
искусством непринужденных покло­нов,
научившись легко танцевать мазурку, Оне­гин без труда был признан своим в высшем обще­стве: «свет решил, что он
умен и очень мил»>.

Знание
латинского языка не входило в круг светского дворянского
образования. Оно было обычно для
воспитанников духовных семинарий. Однако
латинский язык был распространен сре­ди
дворян, стремившихся к серьезному образова­нию. Этому также способствовала мода на воспи­тателей-иезуитов в начале XIX века.

С закрыти­ем
иезуитских пансионов в 1815 году латынь выпала из
круга светского образования. Поэтому автор
говорит, что «латынь из моды вышла ны­не».

Важно

Онегин
же, воспитанный под руководством аббата-католика,
овладел начальным курсом ла­тинского языка и
умел разбирать эпиграфы — античные
надписи на памятниках, зданиях и гробницах,
которые включались в популярные французские учебники по латыни,

Интерес
к историческим сведениям был широ­ко
распространен в кругу передовой дворянской интеллигенции и особенно
обострился в связи с полемикой вокруг первых томов «Истории госу­дарства Российского» Н. М, Карамзина.

Фило-софско-публицйстический подход к историче­ской
науке & декабристской среде противостоял взгляду
на историю как цепь анекдотов, то есть описаний пикантных происшествий из жизни
царствующих особ и их приближенных лиц.

Именно такое отношение к этой науке
усвоил Онегин, хранивший в своей
памяти «дней минув­ших анекдоты от
Ромула до наших дней».

Интерес
к сочинениям Адама Смита и других экономистов
был яркой чертой общественных на­строений
русской дворянпкой молодежи в 1818— 1820
годах. В тех кругах «Союза благоденствия», с которыми
соприкасался Пушкин, изучение по­литэкономии считалось более
полезным, чем за­нятия античной поэзией.

Политэкономия препо­давалась и в Геттингенском университете, кото­рый закончил Ленский. Онегин, подобно мно­гим, «бранил Гомера, Феокрита» и предпочитал им
труды Адама Смита. Однако автор иронизи­рует по поводу серьезности его познаний в облас­ти политэкономии.

Интерес Онегина к этому предмету мог быть данью моде.

Знание
трудов французских фи л ос офов» про­светите л
ей также было широко распространено в среде
передовой дворянской интеллигенции.

Их сочинения
вызывали многочисленные споры и дискуссии,
Онегин и Ленский, встретившись в деревне, обсуждали «племен
минувших догово­ры»: речь шла о трактате Жан
Жака Руссо «Обобщественном
договоре», широко известном б России.

«Плоды наук, добро и зло»
— другой по­вод для спора,
также связанный с диссертацией Руссо на тему в Способствовал о ли возрождение наук и искусства очищению нравов?», в
которой французский философ высказывает убеждение в ложности направления всей человеческой
циви­лизации.

Совет

По традиции того времени молодой дворянин занимался своим образованием только до поступ­ления на службу или начала выездов в свет.

Са­моцельный интерес к науке после достижения совершеннолетия воспринимался окружающи­ми как большое чудачество и непозволительная блажь.

Онегин, свободный от служебных обязан­ностей, разочаровавшись в светской жизни» все же сделал попытку занять себя изучением чужих трудов, но у него из этого ничего не вышло.

Дворянство было «служилым» сословием. Хо­тя неслужащий дворянин формально не нарушал законов Российской империи, но отношение к нему было отрицательным как со стороны прави­тельства, так и со стороны общественного мне­ния. Служба также органически входила в дво­рянское
понятие чести и связывалась с патрио­тизмом. Наиболее престижной считалась воен­ная
служба.

На таком фоне биография Онегина приобрета­ла демонстративный оттенок. Герой пушкинско­го романа не
только никогда не носил военного мундира,
что выделяло его из числа сверстников, встретивших
1812 год в возрасте 16—17 лет, но и вообще
никогда нигде не служил, не имел ника­кого, даже
самого низшего чина.

Это делало Оне­гина белой
вороной в кругу современников. До­статочно
сказать, что князь М, за которого выш­ла замуж
Татьяна» был боевым генералом, израненным в сражениях.
По возрасту же он был не намного старше Онегина, так как они были приятелями.
Отец Татьяны тоже в свое время служил и вышел в отставку в чине бригадира.

Он был участником русс
ко-ту редкой войны и полу­чил
медаль за храбрость при штурме Очакова. Отец Онегина, живя в Петербурге, служил «от-лично-благородно&, что означает
«заслуживаю­щим отличия
образом». Он скорее всего был стат­ским чиновником.

Ленский же, только что до­стигший совершеннолетия,
окончив универси­тет, еще не успел определить свой жизненный путь, рано погибнув на дуэли.

Обратите внимание

Светская
жизнь наряду со службой была важ­ным
элементом дворянского быта. Свободный от служебных
обязанностей, Онегин ведет исклю­чительно
светский образ жизни. Лишь немного­численная группа дворянской молодежи Петер­бурга начала XIX века вела подобную
жизнь.

В соответствии с аристократической привычкой столичного жителя он просыпается «за пол­день». Мода вставать как можно позже восходи­ла к французской аристократии ^старого режи­ма»
и была занесена в Россию эмигрантами-ро­ялистами.

Эта привычка отделяла неслужащего дворянина
не только от простонародья или офи­церов, тянувших фрунтовую лямку, но и
от дере­венского помещика-хозяина, чей день
начинался довольно рано.

Татьяна Ларина, выросшая в де­ревне и следовавшая здоровым обычаям сель­ских жителей, любила « предупреждать зари восход».

За поздним подъемом
следовал утренний туа­лет и чашка кофе,
которые сменялись к двум-трем часам
дня прогулкой по Невскому проспек­ту.
Около четырех часов пополудни наступало время обеда. Такие часы ощущались как
поздние и «европейские»: для многих еще было памятно время, когда обед начинался в двенадцать.

Моло­дой человек, ведущий холостой образ жизни, редко содержал повара, он предпочитал обедать в ресторане.
Местом сбора петербургских денди во времена Онегина был ресторан Талона на Нев­ском проспекте.

Именно туда он
отправился, что­бы встретиться с Кавериным, который был извес­тен своим разгульным поведением и
свободомыс­лием.

Послеобеденное время-Онегин, как любой пе­тербургский франт, проводил в театре, заполнив время между рестораном и балом. Театр в это время был не только художественным зрелищем и своеобразным клубом, где происходили свет­ские встречи,
но и местом любовных интриг.

Это была область непринуж­денного
общения, светского отдыха, где границы служебной
иерархии значительно ослаблялись.

Недаром в романе изображению балов
уделено много внимания: два петербургских бала, бал по случаю именин Татьяны, а
также вкратце упоми­нается московский бал в Благородном собрании, на котором героиню заметил князь N.

Признаком
особого щегольства считался по­здний приезд
на бал. В первой главе Онегин, сле­дуя
моде, опаздывает и появляется в тот момент, когда толпа занята мазуркой. Танцы были цент­ральным событием бала, им придавалось боль­шое значение. Они следовали в определенном по­рядке.

Бал начинался с торжественного танца — полонеза, затем следовал вальс, «однообразный и безумный, как вихорь жизни молодой», потом — мазурка, считавшаяся кульминацией бала. За­ключительным танцем был котильон.

Каждый из танцев задавал особую манеру поведения и те­мы разговоров в зависимости от характера му­зыки.

Умение
танцевать в светском обществе счита­лось
признаком хорошего воспитания. Поэтому обучение
танцам начиналось рано, с пяти-шести лет.
Длительные упражнения придавали молодому
человеку не только ловкость во время танцев, но и свободу в движениях.

Это влияло на душев­ный строй
человека: он чувствовал себя уверенно и свободно в светском обществе, как опытный ак­тер на сцене. Однако в эпоху Онегина в
среде пе­редовой дворянской молодежи
складывается от­рицательное отношение к
танцам.

Совет

В то время бы­ли ев моде
строгость правил и политическая экономия, а поэтому считалось неприличным танцевать и заниматься дамами».

Вал заканчивался в два-три часа ночи ужи­ном,
после чего гости разъезжались. Онегин воз­вращается
домой на рассвете, когда трудовой Пе­тербург
начинает новый день. Назавтра его жизнь
пойдет по тому же раз и навсегда заведен­ному кругу, из которого трудно
выбиться.

Жизнь петербургского франта
подчинялась общему за­кону дворянской культуры — стремлению к ри­туал изац и и быта, исключавшей возможность ин­дивидуального распорядка дня.

Это механиче­ское однообразие светского ритуала не нравится и Татьяне, привыкшей к простоте сельской жиз­ни
в гармонии с природой и угадывавшей за суе­той
и внешним блеском светской жизни ее внут­реннюю бессодержательность.

Понятие чести было важным для понимания поведения русского дворянина послепетровской эпохи. Как человек своего сословия он подчинял­ся законам чести, и психологическим стимулом здесь
выступал стыд.

Идеал, созданный дворян­ской
культурой, подразумевает полное изгнание страха и утверждение чести как
основного зако­нодателя поведения. Поэтому особое значение приобретает дуэль как занятие, демонстрирую­щее бесстрашие.

Ее целью было снятие с обижен­ного позорного пятна, нанесенного оскорблени­ем,
восстановление его чести.

Дуэль
проходила по определенным правилам» Она
начиналась с вызова. Ему, как правило, предшествовало
столкновение, в результате которого кто-то считал себя оскорбленным
и требо­вал удовлетворения, С этого момента
противни­ки не общались друг с другом. Это
брали на себя их представители —
секунданты.

Обратите внимание

Выбрав себе се­кунданта,
оскорбленный обсуждал с ним тя­жесть нанесенной ему обиды, от чего
зависел и характер будущей дуэли — от
формального обме­на выстрелами до гибели одного или обоих участ­ников.
После этого секундант направлял против­нику
письменный вызов, или картель.

В обязан­ности секундантов также входило найти воз­можность для мирного решения конфликта.

В романе Пушкина Зарецкий, к которому об­ратился
оскорбленный Ленский, был единствен­ным распорядителем дуэли и намеренно допус­тил
нарушение правил.

Он не обсудил возмож­ность
примирения ни при первом посещении Онегина, ни перед началом поединка,
хотя всем, кроме восемнадцати лет не го
Ленского, было яс­но, что произошло
лишь недоразумение.

Появле­ние Онегина на месте поединка со слугой в
роли секунданта было грубым нарушением
правил и оскорбительно для самого Зарецкого. Секундан­ты, как и противники, должны быть социально равными.

Гильо и Зарецкий не встретились на­кануне и не составили условий, на основании ко­торых она должна была проводиться. Онегин по­является
на месте поединка не в условленное вре­мя, а опоздав более чем на час.

Таким образом, Онегин и Зарецкий оба
нарушают правила дуэли, Первый, чтобы
продемонстрировать свое презре­ние к
истории, в которую он попал против собст­венной воли и в серьезность
которой еще не ве­рит, Зарецкий же потому,
что видит в дуэли за­бавную историю,
предмет сплетен и розыгры­шей.
Поведение Онегина во время поединка сви­детельствует о том» что он не хотел кровавого ис­хода, а стал убийцей поневоле, так как он стре­лял
с дальней дистанции, что было для него сов­сем
невыгодно.

 Возникает
вопрос; почему Онегин все-таки стрелял в Ленского, а не мимо? Дуэль с ее стро­гим ритуалом представляла целостное
действо — жертвоприношение
ради чести. Как всякий жесткий
ритуал, она лишает участников индиви­дуальной воли.

Важно

Остановить или изменить что-ли­бо в ходе
дуэли отдельный участник не был влас­тен. Это особенно важно для понимания образа Онегина.

Герой романа, отстраняющий все фор­мы внешней нивелировки своей личности, изме­няет себе: против собственного желания
он при­знает нормы
поведения, навязанные ему Зарец-ким и «общественным мнением». Теряя волю, он становится куклой в руках безликого
ритуала ду­эли.

Боязнь
быть смешным и сделаться предме­том сплетен — это основной механизм, при помо­щи которого общество, презираемое
Онегиным, все же властно
управляет его поступками»

Однако условная этика дуэли не могла отме­нить общечеловеческие нормы нравственности. С одной стороны, победитель был окружен орео­лом общественного интереса» а с другой, он не мог забыть, что он убийца.

Это важно для пони­мания психологического состояния Онегина, « победившего» на поединке.

Убив друга и избе­жав наказания, он оказался перед судом собст­венной совести, которая не давала ему покоя» Это стало причиной очередного кризиса, пережитого главным
героем.

Источник: https://vsedli.ucoz.ru/news/dvorjanstvo_v_romane_a_s_pushkina_evgenij_onegin/2013-12-15-52

Московское и петербургское дворянство в романе а. с. пушкина “евгений онегин” (вариант 1)

А. С. Пушкин искренне восхищается Москвой как воплощением национальной культуры, самобытности, русского духа, хранительницей исторической памяти народа. Поэт гордится старинными замками, Кремлем, свидетелями славы русского оружия, символами торжества идеи национального единства, национального самосознания:

Москва… как много в этом звуке

Для сердца русского слилось!

Как много в нем отозвалось!

Гордость московского дворянства его соприкасаемостью с героическими страницами русской истории, верность традициям, старинному жизненному укладу вызывают уважение, сочувствие поэта. И наоборот – низменность уровня духовного развития, пошлость привычек, ограниченное и самодовольное восприятие вызывают иронию и насмешку автора:

Но в них не видно перемены;

Все в них на старый образец…

Все то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп,

Семен Петрович так же скуп…

“Младые грации Москвы” и “архивны юноши” чопорно и неблагосклонно воспринимают провинциальную барышню: свысока, небрежно и самодовольно “озирают Татьяну с ног до головы”, “ее находят что-то странной, провинциальной и жеманной”.

Простоту, естественность, непосредственность девушки юные московские дворяне трактуют как недостаток воспитания, неумение вести себя в свете, неумелое желание обратить на себя внимание.

Впрочем, общество, признавая за Татьяной право на провинциальную странность, принимает ее в свой круг.

Поэт увлеченно и сочувственно описывает московские балы:

Там теснота, волненье, жар,

Музыки грохот, свеч блистанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар

Красавиц легкие уборы…

Совет

Его завораживает обилие света, громкая музыка, красивые наряды, грациозные движения танцующих. Праздничная суета, “шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс” привлекают Пушкина красочностью, торжественностью. Татьяна, выросшая в гармоничном единении с природой, задыхается в этом столпотворении на ограниченном пространстве Собрания, она “волненье света ненавидит”:

Ей душно здесь… она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам,

В уединенный уголок,

Где льется светлый ручеек,

К своим цветам, к своим романам…

А. С. Пушкин сопереживает героине, рвущейся из круга суеты, условностей, московского чванства на простор природы. Консерватизм, избирательность московского барства отталкивают и поэта, впрочем, и кузины, и тетушки довольно скоро преодолевают городской снобизм в отношении к его героине и искренне желают ей достигнуть, как им кажется, самого главного в жизни: удачно выйти замуж.

Уровень общения московского дворянства отдает провинциальной примитивностью и интеллектуальным убожеством. Если в деревне люди просты и бесцеремонны, приветливы и непретенциозны, в московском “свете пустом”, но чопорном, напыщенном духовная ограниченность дворянской среды выглядит отталкивающей:

Татьяна вслушаться желает

В беседы, в общий разговор;

Но всех в гостиной занимает

Такой бессвязный, пошлый вздор;

Все в них так бледно, равнодушно;

Они клевещут даже скучно…

Как поразительно близки эти строки тем, в которых Ленский жалуется на узость провинциального порядка сельского дворянства.

Гораздо более сложно неоднозначное отношение Пушкина к столичному высшему обществу. В начале романа автор защищает петербургские балы от необъективной, беспощадно критической оценки Евгения Онегина (“Я был озлоблен, он угрюм”):

Я о если б не страдали нравы,

Я балы б до сих пор любил.

Люблю их бешеную младость,

И тесноту, и блеск, и радость,

И дам обдуманный наряд.

Пушкин разделяет скептическое восприятие разочарованным Онегиным уровня духовной жизни “света пустого”, но неприятие Евгением всех достоинств аристократического образа жизни – и театра, и балета – вызывает противодействие автора.

В восьмой главе романа А. С. Пушкин уточняет свое восприятие петербургского дворянского общества, дает свою оценку наполненному светскими условностями образа жизни.

Авторский взгляд воплощается в представлениях музы поэта и воздает должное роскоши, вкусу, изяществу, совершенству форм и красок аристократического общества. Вот как воспринимает муза светский раут:

Вот села тихо и глядит,

Любуясь шумной теснотою,

Мельканьем платьев и речей,

Явленьем медленным гостей

Перед хозяйкой молодою

И темной рамою мужчин

Вкруг дам, как около картин.

Обратите внимание

Столь же высоко оценивает муза и исполненный сдержанного достоинства стиль поведения высоких гостей, безупречную логику и благородный тон общения лучших людей России:

Ей нравится порядок стройный

Олигархических бесед,

И холод гордости спокойной,

И эта смесь чинов и лет.

Но воздавая должное интеллектуальной элите страны, являвшейся неотъемной частью столичного дворянства, Пушкин столь же искренне и объективно признает ее количественную незначительность.

В основном же общество – напыщеная, холеная, полная великосветских условностей толпа – вызывает у поэта отвращение большее, чем консервативное московское дворянство.

Строгие искусственные правила безупречного поведения, благопристойного лицемерия отталкивают поэта неестественностью, безжизненностью, несвободой.

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лицы,

Необходимые глупцы;

Тут были дамы пожилые

В чепцах и в розах, с виду злые;

Тут было несколько девиц,

Неулыбающихся лиц…

Здесь все играют свои роли, однажды усвоенные и одобренные обществом, выражая не личное восприятие, а ролевое ожидание света: и “на эпиграммы падкий, на все сердитый господин”, и “диктатор бальный стоял картинкою журнальной… затянут, нем и недвижим”. Эта наигранность, фальшь, “света суета” в высшей степени неприятна полному жизни и искренности поэту и он выносит устами Татьяны строгий вердикт столичному дворянству.

Источник: https://goldsoch.info/moskovskoe-i-peterburgskoe-dvoryanstvo-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin-variant-1/

Описание быта дворян в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Поповская средняя общеобразовательная школа»

Бавлинского муниципального района

Республики Татарстан

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ  РАБОТА

«Описание  быта дворян в романе А.С. Пушкина<\p>

«Евгений Онегин»

Номинация «Быт и культура пушкинского времени»

                                     Автор работы

                                                    Байтериков Александр

                                                                                     ученик 9 класса  МБОУ «Поповская СОШ»<\p>

                                     Руководитель

                                                                       Царёва Людмила   Александровна<\p>

                                                                             учитель русского языка и литературы<\p>

                                                        МБОУ «Поповская СОШ»

Поповка, 2013 год

СОДЕРЖАНИЕ

       «Евгений Онегин» — «энциклопедия русской жизни»

Глава I. Евгений Онегин – типичный представитель петербургского дворянства.

     Глава II. Московское дворянство в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Глава III.Духовный мир провинциальных дворян в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

Введение

«Евгений Онегин»- «энциклопедия русской жизни»

                                                                                                         Великий Пушкин!                                                                                                         Как хорошо, что есть твое                                                                                                         богатство:                                                                                                         Твои стихи, поэмы и романы,                                                                                                         Твои сонеты, оды, эпиграммы –

                                                                                                        Все, чем сильно твое искусство.

                                                                                                                                    Т.В. Румянцева<\p>

      Роман «Евгений Онегин», мне кажется, занимает центральное место в творчестве Пушкина.

Это не только самое крупное по размерам произведение, но и самое широкое по охвату тем, характеров, картин, мест. Писатель работал над ним более восьми лет.                               За широту изображения русской жизни, за глубину типических образов и богатство мыслей В.Г.

Важно

Белинский назвал его «энциклопедией русской жизни». По нему, действительно, можно судить об эпохе, изучать жизнь России в 10-20 годах 19 века. Поэт дал нам яркие картины столичного и провинциального дворянства.

Читайте также:  Анализ стихотворного цикла тургенева «деревня» («люблю я вечером к деревне подъезжать»)

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

               В «Евгении Онегине» герои даны в обычной для них социальной среде, они живут и действуют в обстановке русской действительности того времени, в кругу своих родных, в своем обществе. У каждого из героев этого произведения своя биография, своя психология, свои привычки, свое понимание жизни.

В романе дается широчайшая картина жизни России того времени, общественно-политическая, экономическая и культурная обстановка той эпохи, перед нами проходят яркие образы и картины жизни «высшего света» – петербургского и московского — и провинциального дворянства.

Через мысли, чувства и поступки героев выступает историческая жизнь русского общества.                           

      Работая над романом, Пушкин вводил в его текст детали современной ему жизни, прямо следуя за ходом самой действительности.

       Целью исследовательской работы является анализ изображенного мира романа с точки зрения проявления в нем реалий культуры и быта русского дворянства пушкинской эпохи.

    В соответствии с заявленной целью я полагаю необходимым решить следующие задачи:        — исследовать изображенную в романе жизнь дворянского общества;                                           — рассмотреть культуру и быт дворянства в начале XIX века;                                                         —       выявить их значение для замысла романа и роль в воплощении художественных образов произведения.

ГЛАВА I.

Евгений Онегин – типичный представитель петербургского дворянства.

      Особое внимание автор романа уделяет петербургскому дворянству, типичным представителем которого является Евгений Онегин.

Совет

Поэт во всех подробностях описывает день своего героя, а день Онегина — типичный день столичного денди. Таким образом, Пушкин воссоздает картину жизни всего петербургского светского общества.

День таких людей начинался далеко за полдень. Право вставать как можно позже являлось признаком аристократизма:

Бывало, он ещё в постели:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут…

      Утренний туалет и завтрак сменялись прогулкой. Излюбленным местом гуляний петербургских франтов – Невский проспект и Английская набережная Невы. И Онегин в эти часы тоже гуляет по «бульвару»:

Надев широкий боливар, Онегин едет на бульвар И там гуляет на просторе, Пока недремлющий брегет

Не прозвонит ему обед.<\p>

      Послеобеденное время, Онегин, как, и другие молодые люди его круга, проводит в театре. Но он не увлечён искусством и ходит туда, скорее, из-за моды и воспринимает театр, как место, где происходят светские встречи и любовные интриги:

Все хлопает. Онегин входит,

Идёт меж кресел по ногам,

Двойной лорнет, скосясь, наводит

На ложи незнакомых дам

…Еще амуры, черти, змеи

На сцене скачут и шумят…

…А уж Онегин вышел вон;

Домой одеться едет он.                                                                                                                                  Онегин едет на бал, где проводит все оставшееся время. День Онегина завершается. Он отправляется домой, но завтра его ожидает такой же день:

Спокойно спит в тени блаженной

Забав и роскоши дитя.

До утра жизнь его готова,

Однообразна и пестра

И завтра то же, что вчера.

      Из этого отрывка мы можем видеть, что светская жизнь главного героя, наполненная блеском и роскошью, на самом деле пуста и однообразна.<\p>

ГЛАВА II.

Московское дворянство в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин»

      Московское дворянство, с которым нас знакомит автор на страницах своего романа, кажется проще, радушнее, естественнее. Но он отзывается о нём довольно резко, остро-сатирически, давая тем самым очень нелестные характеристики:

Обратите внимание

Но в них не видно перемены; Всё в них на старый образец: У тетушки княжны Елены Все тот же тюлевый чепец; Все белится Лукерья Львовна, Все то же лжет Любовь Петровна, Иван Петрович так же глуп,

Семен Петрович так же скуп…

     Юные московские дворяне чопорно и неблагосклонно воспринимают провинциальную барышню: свысока, небрежно и самодовольно «озирают Татьяну с ног до головы», «её находят что-то странной, провинциальной и жеманной».

Простоту, естественность, непосредственность девушки они трактуют как недостаток воспитания, неумение вести себя в свете, неумелое желание обратить на себя внимание.

Впрочем, общество, признавая за Татьяной право на провинциальную странность, принимает её в свой круг.

      Поэт увлечённо и сочувственно описывает московские балы:

Там теснота, волненье, жар,

Музыки грохот, свеч блистанье,

Мельканье, вихорь быстрых пар

Красавиц лёгкие уборы…

      Его завораживает обилие света, громкая музыка, красивые наряды, грациозные движения танцующих. Праздничная суета, «шум, хохот, беготня, поклоны, галоп, мазурка, вальс» привлекают Пушкина красочностью, торжественностью. Татьяна, выросшая в гармоничном единении с природой, задыхается в этом  ограниченном пространстве, она «волненье света ненавидит»:

Ей душно здесь…она мечтой

Стремится к жизни полевой,

В деревню, к бедным поселянам,

В уединённый уголок,

Где льётся светлый ручеёк,

Я своим цветам, к своим романам.

      В гостиной всех занимает «бессвязный, пошлый вздор»:

Они клевещут даже скучно; В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей

Не вспыхнет мысли в целы сутки…<\p>

      Кругом царит беспробудная тоска, так московское общество занимают «разговоры ни о чём».  

      Значит, бездуховность, отсутствие каких-либо умственных интересов, застойность жизни московских дворян становится основной их характеристики.

ГЛАВА III.

Духовный мир провинциальных дворян.

      Ярким примером мелкопоместного дворянства является семья Татьяны Лариной, дядя Онегина и гости на именинах Татьяны. Семья Лариных — эта та среда, в которой выросла Татьяна, впитав в себя всю доброту, простоту, патриархальность и сердечность поместных нравов и уклада жизни.

Важно

      Отец Татьяны, “добрый малый, но в прошлом веке запоздалый”, вел простой обывательский образ жизни, какой вели его родители и деды: “в халате ел и пил; покойно жизнь его катилась; под вечер иногда сходилась соседей добрая семья, нецеремонные друзья, и потужить, и позлословить, и посмеяться кой о чем”. Он искренне любил жену, был снисходителен к ее капризам, никогда не читал книг, но не препятствовал увлечению дочери, в общем, “был простой и добрый барин”, необремененный интеллектом и образованием, и Ленский, “полный искренней печалью”, с теплотой вспоминает о нем.
     Мать Татьяны в юности испытала страстную любовь, но по старинному обычаю, “не спросясь ее совета, девицу повезли к венцу”. Она “рвалась и. плакала сначала”, но “потом хозяйством занялась, привыкла и довольна стала”. Ее образ жизни типичен для деревенской помещицы:

Она езжала по работам, Сушила на зиму грибы, Вела расходы, брила лбы,

Ходила в баню по субботам,  

Служанок била осердясь —
Все это мужа не спросясь.

      Это были милые, гостеприимные люди, вполне удовлетворенные своим положением, не пытающиеся осмыслить устройство мироздания, но искренне привязанные друг к другу, ценящие порядочность, простоту, доброту. Такие деревенские жители, как и прекрасные картины природы, привлекают поэта гармоничностью и свободой.

Под обаяние природы и простоты человеческих отношений попадают и главные герои романа, но поэтичности, умения найти прекрасное в простом им не всегда хватает.

                                                                                                                                                                            И Татьяна, и Ленский, выросшие в деревенской глуши, довольно снисходительно, доброжелательно относились к соседям-помещикам, стараясь, впрочем, избегать общения с недалекими ограниченными сельскими жителями с их узким кругозором:                <\p>

Их разговор благоразумный О сенокосе, о вине, О псарне, о своей родне, Конечно, не блистал ни чувством, Ни поэтическим огнем,

Ни остротою, ни умом…

      В своем вещем сне Татьяна видит себя на бесовском шабаше, среди галдящей и гогочущей шайки, производящей ужасные звуки: “лай, хохот, пенье, свист и хлоп, людская молвь и конский топ!” Вся эта бесовская, шальная нечисть пугает своей бесцеремонностью, нахрапистостью, грубостью, страшным видом напоминает колдовские образы Гоголя:
…за столом<\p>

Сидят чудовища кругом:<\p>

Один в рогах с собачьей мордой, Другой с петушьей головой, Здесь ведьма с козьей бородой, Тут остов чопорный и гордый, Там карла с хвостиком, а вот

Полужуравлъ и полукот.

      Казалось бы, это обилие отталкивающих физиономий, эта пёстрая толпа – просто образы страшного сна, но последующее описание именин Татьяны разительно напоминает её недавний сон:

В передней толкотня, тревога;<\p>

В гостиной встреча новых лиц,<\p>

Лай мосек, чмоканье девиц, Шум, хохот, давка у порога, Поклоны, шорканье гостей,

Кормилиц крик и плач детей.

Совет

      Образы гостей Лариных удивительно похожи на увиденных во сне чудовищ своей непривлекательностью и уродливостью, примитивностью, даже созвучием имен. Деревенские помещики так опустились, оскудели умом, что немногим отличаются от чудовищ — полуживотных, полулюдей.

Сатирическая сила пушкинского обличения бездуховности и пошлости достигает апогея — воображаемая и реальная компании героев перекликаются, сливаются. Образы людей ничуть не лучше уродливых героев странного сна. Если внимательно присмотреться, то примитивные, но безобидные соседи-помещики оказываются столь же отталкивающими, как и воображаемые чудовища.

Все это одна компания.

Некоторые из гостей Лариных: “мосье Трике, остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике” — пошлый стихоплет, провинциальный массовик-затейник, крикливый острослов, привыкший быть в центре внимания с заранее заготовленным набором убогих шуток; “Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков” — безразличный к судьбе своих подданных; “толстый Пустяков” — сама фамилия, как и определение, недвусмысленно говорят об ограниченности интересов, душевном убожестве.

      А. С. Пушкин, верный жизненной правде, создал запоминающиеся образы помещиков. Портреты одних из них очень выразительные, подробные, портреты других помещиков поверхностные.

Поэт беспощадно изобличает потребительское отношение помещиков к жизни, но с искренней симпатией относится к простоте и доброте отношений, которые существуют в среде провинциального дворянства.

Да, они не герои, это обыкновенные люди со слабостями, недостатками, они не стремятся к высокому, но все же проявляют участие и теплоту к своим близким и ожидают от них того же.

Заключение.

      В романе «Евгений Онегин»  А.С. Пушкин рисует картину  жизни русского дворянства в начале Х1Х века, его быт и нравы.

В этом романе, как в энциклопедии, можно узнать всё не только о жизни дворян, но и об их культуре, о том, как они одевались, что было в моде, меню престижных ресторанов, что шло в театре.

Обратите внимание

На протяжении действия романа и в лирических отступлениях поэтом показаны все слои русского общества того времени: высший свет Петербурга, дворянская Москва, поместное дворянство и крестьянство.

Это позволяет говорить о «Евгении Онегине» как об истинно народном произведении.                          Читатель узнает о том, как  воспитывалась и проводила время светская молодёжь, перед нами даже открываются альбомы уездных барышень. Мнение автора о балах, моде привлекает внимание остротой наблюдения.

        «Евгений Онегин» – «энциклопедия русской жизни» пушкинского времени. Впервые в русской литературе с такой широтой и правдивостью была воссоздана целая историческая эпоха, современная действительность. В романе «Евгений Онегин» Пушкин обращает русскую литературу к важнейшим вопросам национальной жизни.

Все слои русского общества крепостной поры находят свое художественное воплощение  в романе, освещаются общественные и культурные течения и веяния первой половины 20х годов XIX века.               Роман Пушкина учил презирать дворянско-крепостное общество, ненавидеть пустую и бессодержательную жизнь, эгоизм, самовлюбленность, черствость сердца.

Роман возвеличивал подлинно человеческие отношения, провозглашая необходимость связи русской дворянской культуры с народом, с его жизнью. Вот почему «Евгений Онегин» Пушкина являлся в высшей степени народным произведением, «актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него», – писал Белинский.

 «Евгений Онегин» был первым русским реалистическим романом. Герои мыслят, чувствуют  и поступают в соответствии со своим характерами.

       Реализм романа отчетливо выразился в стиле, в языке пушкинского произведения. Каждое слово автора точно характеризует национально – исторический быт эпохи, характер и культуру героев и одновременно эмоционально окрашивает их.

«Евгений Онегин» запечатлел духовную красоту Пушкина и живую красоту русской народной жизни, которая была впервые открыта читателям автором гениального романа.

                                         Таким образом, «Евгений Онегин» является реалистическим, общественно – бытовым романом, объединившим в себе историю и современность.<\p>

Литература

1. Пушкин А.С. Евгений Онегин. – М., 1986г.

2. Белинский В.Г. Сочинения А.С. Пушкина. – М., 1990г.

3. Большая советская энциклопедия

4. Зырянов П.Н. История России Х1Х века. – М., 2001г.

5. Э.Г. Бабаев  Творчество Пушкина  -М, 1988г

6. Лотман Ю.М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского

          дворянства XVIII – начало XIX века. С-Пт., 2001

7. Лотман Ю.М. Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» Комментарий. – С-Пт., 1983г.

8. Ляшенко М.Н. История России. – М., 1997г.

9. Петров С.М. Очерк жизни и творчества А.С. Пушкина. – М., 1986г.

Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2013/03/02/opisanie-byta-dvoryan-v-romane-as-pushkina-evgeniy-onegin

Ссылка на основную публикацию