А. С. Пушкин. «Повести Белкина». Анализ произведения
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Время создания
«Повести Белкина» — первое завершенное прозаическое произведение Пушкина. Все повести написаны в селе Большое Болдино осенью 1830 года. Согласно датировке автора, повести закончены: «Гробовщик» — 9 сентября; «Станционный смотритель» — 14 сентября; «Барышня-крестьянка» — 20 сентября; «Выстрел» — 14 октября; «Метель» — 20 октября.<\p>
Предисловие «От издателя» датируется второй половиной октября или 31 октября — началом ноября 1830 года.<\p>
Сюжет и герои<\p>
Повествование ведется от имени добродушного, небогатого помещика Белкина, вымышленного лица. Это придает повествованию впечатление полной достоверности. Белкин сообщает, что все случаи им услышаны от разных лиц. Но сквозь образы рассказчиков, особенно в эпиграфах, ремарках и отступлениях, ощутим голос самого Пушкина.<\p>
Главный герой повести «Выстрел» Сильвио — сильный и храбрый человек с цельным страстным характером и экзотическим нерусским именем, этим напоминающий загадочных и роковых героев романтических поэм Байрона и молодого Пушкина. Ему приходится служить в армейском полку в скучной провинции, пить, играть в карты с не очень образованными офицерами. В жизни Сильвио есть тайна. Она раскрывается постепенно — из уст нескольких рассказчиков-участников событий: самого Сильвио, его соперника графа и молодого человека, который оказывается в разное время приятелем обоих.<\p>
Когда-то судьба столкнула Сильвио с красивым, богатым и знатным сослуживцем, которому было счастье во всем: службе, чинах, деньгах, картах, любви. Сильвио, теряя самообладание от зависти и злости, вызывает графа на дуэль, которая заканчивается для Сильвио унижением: граф демонстрирует полное безразличие к смерти, явившись к смертельной черте с черешнями, которые он спокойно ест, тогда как Сильвио полон гнева и раздражения. Сильвио оставляет выстрел за собой, превращая всю свою последующую жизнь в ожидание сладкой мести: он ждет момента, когда его обидчику будет что терять, и он насладится страхом смерти в его глазах.<\p>
Сильвио дожидается этого момента. Отложенная дуэль состоялась. Он является с пистолетами к счастливцу-графу в тот момент, когда тот счастлив, женат и дорожит своей жизнью. Происходит новый смертельный поединок. Но Сильвио удовлетворен уже тем, что видит в глазах графа страх, поэтому стреляет вслед за соперником в картину, попадая точно в место выстрела графа. Этот двойной выстрел красиво ставит точку в этой истории. Герои остаются живы. Достоинство свое Сильвио отстоял под пистолетом графа. Но дальше жизнь Сильвио теряет смысл, поэтому он, участвуя в освободительном восстании греков, погибает в битве с турками — как и положено романтическому герою.<\p>
Пушкин пародирует в этом рассказе обычную для того времени романтическую повесть.<\p>
В повести «Метель» как бы пародируется романтическая баллада Жуковского: неравная любовь, родительский запрет, ночь, зима, метель, тайная свадьба в удаленной церкви, сани, по снежной дороге несущие богатую невесту к нищему жениху, роковая путаница, смерть жениха. Уездная дворянская барышня Марья Гавриловна и ее избранник Владимир влюбляются и действуют по-книжному, в соответствии со схемами французских романов и немецких баллад. Но реальность побеждает романтическую книжную схему и просвечивает сквозь нее: богатая невеста убегает из дома в теплом капоте, со шкатулкой с драгоценностями и двумя узлами, жестокие родители легко соглашаются на неравный брак, бедный жених погибает от ран, полученных в Бородинской битве. Жизнь реальная оказывается гораздо суровее и прозаичнее. И в то же время богаче и интереснее романтической баллады, все время ее дополняет и поправляет. Марья Гавриловна обретает, наконец, свою реальную судьбу. Жизнь — царство случая. Комическая путаница с женихами приводит героиню повести к новому, выстраданному счастью.<\p><\p>
В «Гробовщике» пародируются страшные истории романтиков. Главный герой Адриан Прохоров приглашает к себе в гости покойников, которые принимают его приглашение и при свете луны собираются у гостеприимного хозяина. Гробовщик от ужаса лишается чувств — и просыпается.<\p>
Сама ситуация развивается нелепо: соседи неудачно подшутили над его мрачным ремеслом, приучившим его к повседневному общению со смертью и мертвецами. Адриану обидно слышать попреки живых, но легко, будучи в состоянии обиды и опьянения, пригласить к себе на новоселье своих клиентов-мертвецов. Но явление мертвецов нисколько не меняет мысли, совесть и жизнь гробовщика, он обрадовался, узнав, что это был пьяный тяжелый сон, и спокойно продолжает жить дальше и столь же успешно заниматься своей мрачной профессией.<\p>
Романтические ужасы повести приземлены, странно и комически сочетаются с обычным петербургским бытом, коммерческими расчетами героя.<\p>
«Барышня-крестьянка» — маленькая изящная комедия положений с переодеваниями, разворачивающаяся в русской дворянской усадьбе. Она в чем-то пародирует знаменитую трагедию Шекспира «Ромео и Джульетта»: два богатых русских барина-соседа, Муромский и Берестов, один надутый англоман, другой поклонник всего русского, издавна враждуют из-за какой-то мелочи. Между тем любимые дети их, юные красивые Алексей Берестов и Лиза Муромская, ровесники и богатые наследники, благодаря судьбе и лукавой выдумке девушки находят друг друга.<\p>
По всей житейской мудрости отцам следует поженить детей и объединить состояния и земли. Но упрямая русская вражда мешает такому простому решению. Пушкин живописует затейливую комедию и маскарад преображения барышни Лизы в крестьянку Акулину, простодушие романтически разочарованного Алексея, влюбившегося в «простую» девушку. Счастливое развитие дальнейших событий обеспечивает пугливость куцей кобылки, сбросившей на охоте старого Муромского на мерзлую землю. Старики помирились, подружились и решили все за молодых. Сложные романтические ходы любви новых Ромео и Джульетты были отменены простым счастливым стечением обстоятельств. Счастье их было обычным, и не было в нем шекспировской трагедии и романтизма.<\p>
Центр «Повестей Белкина» — «Станционный смотритель». По сюжету своему, выразительности, сложной теме и композиции это маленький, сжатый роман.<\p>
Пушкин выстраивает повесть на развитии двух судеб и характеров — отца и дочери. Станционный смотритель Самсон Вырин — старый заслуженный отставной солдат, человек добрый, честный, простодушный, находится в самом низу табели о рангах, на низшей ступени социальной лестницы. Он маленький человек, которого каждый проезжий дворянин может оскорбить. Но мир восстанавливала красивая и бойкая дочь смотрителя Дуня, девочка четырнадцати лет. Она встречала всех гостей, утихомиривала страсти и поила чаем.<\p>
Но эта семейная идиллия рушится: у смотрителя и его дочери были разные судьбы. Проезжий молодой красавец-гусар Минский влюбился в Дуню, ловко разыграл болезнь,'добился взаимного чувства и увез, как и полагается гусару, плачущую, но не сопротивляющуюся девушку на тройке в Петербург.<\p>
Маленький человек не примирился с такой обидой и потерей. Вырин отправился в Петербург спасать дочь, которую, как он не без оснований считал, коварный соблазнитель скоро бросит, выгонит на улицу. Но история оказывается сложнее, чем смотритель это себе представлял: гусар полюбил его дочь и к тому же оказался человеком совестливым, честным. И красавица Дуня отвечает похитителю сильным, искренним чувством.<\p>
Возвращение дочери к отцу невозможно — это разрушение ее судьбы. Гусар, очевидно защищая Дуню и оберегая их счастье, не пускает несчастного отца к дочери, выгоняет его. Вырин унижен, оскорблен и несчастен: он лишился всего, что ему дорого.<\p>
И описанные в начале повести автором развешенные в доме смотрителя знаменитые немецкие гравюры с историей блудного сына, оставившего старика-отца, промотавшего все деньги, бедствовавшего, вернувшегося домой и с радостью добрым отцом встреченного и прощенного, показывают, по какому направлению мог бы развиваться сюжет повести. Однако у действия имеется своя логика, противоречащая житейской мудрости и библейскому нравоучению.<\p>
Несчастный отец возвращается на свою станцию в огромной горести и тревожной неизвестности. Старик спивается от горя, тоски и одиночества, и, вопреки нравоучительным картинкам о блудном сыне, дочь так и не приехала его навестить, пропала, не была и на похоронах отца.<\p>
Но история на этом не заканчивается. Приезд на бывшую почтовую станцию прекрасной барыни с тремя маленькими барчатами на роскошной карете показал, что все это время Дуня боролась за свое счастье и победила.<\p>
В когда-то брошенный родной дом возвращается блистательная барыня. На печальном сельском кладбище молча легла она на могилу отца и «лежала долго». Это народный обычай последнего прощания и поминовения, последнего «прости». Автор изображает простое величие ее искреннего горя и раскаяния.<\p>
Пушкин говорит в этой печальной повести о подлинной цене человеческого счастья. Оно никогда не бывает простым и легким. Цена его бывает для человека слишком высокой.<\p>
Пушкин создал в этой повести поразительно емкий образ «маленького человека». Эта тема стала сквозной для всей последующей русской литературы.<\p>
Особенности поэтики, идейное содержание<\p>
Пушкин писал каждую повесть в том или ином существующем к тому времени направлении в русской литературе: «Выстрел» — романтизм; «Метель», «Станционный смотритель» и «Барышня-крестьянка» — сентиментализм; «Гробовщик» содержит элементы готической повести.<\p>
Язык «Повестей Белкина» прост и лаконичен. Ведущую роль в нем занимает краткая, простая, уравновешенная фраза, освобожденная от дополнений, определений и обстоятельств: «Мы стояли в местечке***. Жизнь армейского офицера известна. Утром ученье, манеж» («Выстрел»).<\p>
Лаконичны и характеристики героев, а также речи действующих лиц. Им соответствует динамическая композиция повестей. Автор сосредоточивает внимание на ключевых эпизодах, не вводит сложных второстепенных линий, подробных описаний и длинных отступлений. Пушкин везде, где это можно, недоговаривает, полагаясь на воображение читателя. Писатель в ряде случаев обрывает повести, лишь намекая на их финалы: «Бурмин побледнел… и бросился к ее ногам» («Метель»); «Читатели избавят меня от излишней обязанности описывать развязку» («Барышня-крестьянка»).<\p>
Есть общие мотивы в построении повестей. Их объединяют внезапные, неожиданные повороты в судьбе героев («Выстрел», «Станционный смотритель»), смены внимания то к одному, то к другому герою («Метель»), смена рассказчиков («Выстрел»). Эти приемы создают перерывы в развитии событий. Острые, эффектные и ложные ситуации, определяемые то случайностью («Метель»), то фантастикой сна («Гробовщик»), то переодеванием («Барышня-крестьянка»), придают действию «Повестей Белкина» стремительность, напряженность, живость.<\p>
Пушкин использует приемы интриги в композиции «Повестей Белкина». Они привносят в них элементы тайны, авантюры, но при этом никогда не делают их запутанными. Они остаются в своей основе ясными по сюжету.<\p>
«Повести Белкина» — первый для автора опыт реалистической прозы. Пушкин искусно объединил в них парадоксальную сюжетную анекдотичность с жизненной правдой. «Повести» проникнуты юмором и иронией.<\p>
Главные размышления автора «Повестей Белкина» — о счастье, о случае и судьбе, о закономерностях событий, происходящих с человеком. Жизнью людей руководят житейская мудрость, правила бытового поведения, общепринятая мораль. Но следование им не всегда приводит к удаче. Нужно, чтобы судьба подарила человеку счастье, чтобы удачно сошлись обстоятельства. В «Повестях Белкина» показано, что нет безвыходных положений, за счастье надо бороться, и оно придет, даже если это казалось невозможным.<\p>
ActionTeaser.ru – тизерная реклама <\p>
Источник: https://www.soch67.info/index.php/podgotovka-k-gia/3919-a-s-pushkin-povesti-belkina-analiz-proizvedeniya
Конспект урока” Мотивы поведения героев повести “Выстрел” А.С.Пушкина, 6 класс
Урок по теме « Мотивы поступков героев повести А.С.Пушкина «Выстрел».
6 класс <\p>
Сиволапова Елена Васильевна ,
учитель русского языка и литературы МБОУ Зимовниковской средней общеобразовательной школы №1 <\p>
Урок
Встреча с Пушкиным-прозаиком из цикла « Повести покойного Ивана Петровича Белкина»
Тема: Мотивы поступков героев повести.
Класс: 6
Вид урока: урок-исследование
Тип урока:комбинированный.
Место урока в системе уроков по теме: 3-й урок по теме «А.С.Пушкин «Выстрел».
Использованная технология: «Развитие критического мышления через чтение ».
Использованные приемы:
-синквейн;
-эссе;
Цель урока: Высказать свое понимание художественного смысла произведения
Задачи урока:
образовательные: <\p>
– Довести до учащихся авторскую оценку поступков героев, идею произведения;
– Развивать у учащихся умение анализировать произведение, сравнивать героев и их поступки; делать выводы;
– Развивать навыки работы с художественным текстом, навыки поиска ответов на поставленные вопросы, прежде всего, в самом тексте произведения.
развивающие:
– развитие навыков монологической речи;
– развитие навыков парной и групповой работы;
– развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);
-формирование умений анализировать полученную информацию;
-формирование умения слушать и вступать в диалог;
воспитательные:
– воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;
_ формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы
Оборудование:
компьютерная презентация, учебник, тетради, повесть А.С. Пушкина Выстрел».
Ход урока
I. Организационный момент.
– Ребята, на прошлых уроках мы начали знакомство с Пушкиным-прозаиком из цикла « Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Мы прослушали аудиокнигу в исполнении Сергея Юрского (2007г.)
(Запись даты, темы урока в тетради)
– Цель нашей работы – разобраться с причинами поступков героев и ответить на главный вопрос: Почему Сильвио отказался от дуэли с Р. и от выстрела на первой дуэли с графом?
Достичь цели предлагаю через внимательную, вдумчивую работу с текстом и языковым материалом. При этом договоримся, что сегодня каждый может высказывать свое предположение, но никто не должен его опровергать без аргументов. В конце урока мы проверим правильность наших выводов по теме и выясним, насколько хорошо тема усвоена.
Начнем с проверки знаний.
II. Стадия вызова.
Цели: актуализация имеющихся знаний; пробуждение у школьников интереса , постановка собственных целей обучения.
Вопрос учителя:
– Сколько частей в повести?
– Ответы учащихся – (2 части) <\p>
Вопрос учителя:
– События переданы в хронологическом порядке? (Нет.)
Давайте расположим события в хронологическом порядке. <\p>
Зачем понадобилось автору изменить порядок повествования? ( В этом интрига, загадка. Один из признаков романтизма.) Проверим правильность наших рассуждений
Групповая работа. Предлагаем обучающимся составить характеристику героя. При этом важно поговорить о времени, месте действия и возрасте героя.
1 группа. (о месте)
-Что значит слово «Местечко»?
– Можно ли по нему определить, где стоял полк?
Дадим слово подготовившим индивидуальное задание. Слова повествователя – подполковника И.Л.П., открывающие повесть, задают атмосферу невыносимой скуки.
Местечком в Польше, на Украине и в Белоруссии назывался поселок с торгово-ремесленным населением около 2-10 тысяч человек ( обычно 4-5 тысяч).
Комментарий к слову жид, жидовский: общепринятое в России почти до 20 века наименование евреев.
Слово «жид» не несло в себе никакой отрицательной эмоциональной окрашенности и происходит от того же слова, что иудей. Только в конце 19-начале 20 в. Оно приобрело в антисемитских кругах бранный оттенок.
Местечковые евреи занимались преимущественно торговлей и ремеслом ( портные, сапожники), держали трактиры или шинки.
2 группа. Вопросы учителя ( возраст героя)
В повести – гибель Сильвио в сражении под Скулянами, которое состоялось 17 июня 1821 года.
Первая дуэль с графом должна была состояться в 1814году, вторая – через 6 лет, т.е. не позднее лета 1820 года ( времени, когда помещики уезжают из города в имения).
3 группа. (о времени)
Возраст назван «ему было около 35 лет». Но герой живет в местечке примерно 6 лет. К какому моменту времени относится указание на возраст, сказать трудно. Важно, что офицерам он казался стариком. Он значительно старше армейских офицеров, значит, опытнее.
Парная работа. Задание. Зачитайте однокласснику, сидящему рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение придите к единому мнению или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом
4 группа. (о жилище)
Слово «бедность» и однокоренные с ним несколько раз встречаются в бедном местечке. Пистолеты названы « роскошью». Стены источены пулями « в скважинах, как соты пчелиные». О литературных пристрастиях свидетельствуют собранные им книги.
3)ПРИЁМ « Корзина идей»
Проверка знаний содержания повести с одновременным заполнением листа ватмана. Пишет учитель или учащиеся ( по ситуации).
Ученики по очереди озвучивают свои записи, не повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении.
Примерные ответы учеников
Источник: https://infourok.ru/konspekt_uroka_motivy_povedeniya_geroev_povesti_vystrel_a.s.pushkina_6_klass-566227.htm
Тема человеческого достоинства в повести А. С. Пушкина «Выстрел»
Береги честь смолоду.
Русская пословица
Не зря говорят, что по произведениям А. С. Пушкина можно изучать психологию человеческой души. Замечательный поэт и писатель создал целую галерею образов, каждый из которых со своим характером, темпераментом, даже речью.
Часто Пушкин помещает своих героев в сложные ситуации, когда возникает необходимость бороться, защищая честь и достоинство. В зависимости от того, как они поведут себя, проявят ли храбрость, решительность или трусость, неуверенность, зависит не только дальнейший ход сюжета, но и наше к ним отношение.
В повести «Выстрел» А. С. Пушкин подвергает подобной проверке двух своих героев — Сильвио и графа Б***.
Изначально образ Сильвио загадочен и привлекателен. Этот человек серьезен, даже суров, немногословен, не жаден. Стрельба из пистолета была любимым его увлечением и, постоянно упражняясь, он достиг чрезвычайной меткости.
Кажется, что ни крутой нрав, ни злой язык не могут испортить имидж этого «настоящего мужчины». Не будучи военным, Сильвио вызывал неизменное уважение у офицеров расквартированного в городе полка, для которых он держал открытый стол.
И все же странное поведение этого человека в сложной ситуации изменило привычное к нему отношение многих окружающих. Произошло так, что один из новых офицеров, еще плохо знакомый с Сильвио, незаслуженно оскорбил его в его же доме.
Все присутствующие ожидали ответного вызова на дуэль и «полагали нового товарища уже убитым». Однако Сильвио сумел подавить гнев, а впоследствии «довольствовался очень легким объяснением и помирился».
Многие объяснили для себя его поступок недостатком смелости, хотя раньше робости за Сильвио не замечал никто. Было понятно, что за его поведением кроется какая-то тайна. Как выяснится позже, Сильвио не желал в то время подвергать свою жизнь никакой опасности, потому что берег ее для выполнения определенной задачи.
Разгадка этой тайны сильно поколебала в моих глазах сильный и мужественный образ Сильвио, раскрыв такие нелицеприятные его черты, как мелочность, зависть, мстительность, неумение уступать.
Оказывается, что еще несколько лет назад Сильвио служил в гусарском полку, отличаясь храбростью, острым языком и безудержным буйством: «…я привык первенствовать, но смолоду это было во мне страстию».
И вот в полку появляется молодой человек, который своими достоинствами и манерой поведения завоевывает еще больший успех в полку и у женщин, чем сам Сильвио.
Кажется, что этот «блистательный счастливец» безупречен: у него есть громкое имя, деньги, ум, красота, беспечная храбрость и бешеная веселость, он дружелюбен и общителен.
Самолюбие и гордость тщеславного Сильвио уязвлены настолько, что он не только отталкивает руку дружбы, протянутую ему графом Б***, но и откровенно ищет с ним ссоры. В конце концов, в порыве ревности он говорит графу какую-то грубость, за что и получает пощечину и вызывает противника на дуэль.
Как отличались они друг от друга во время поединка! Совершенно спокойный, сохраняющий самообладание и чувство собственного достоинства граф и злобный, нервный, сделавший достаточно подлое предложение Сильвио. Взбешенный равнодушным спокойствием противника, он не стал стрелять, оставив за собой право выстрела до того момента, когда жизнь будет графу дорога больше, чем сейчас. Материал с сайта //iEssay.ru
Так несколько лет ждал Сильвио своего часа, пока не получил известие, что граф женится на молодой и прекрасной девушке. И Сильвио решил, что настало время, когда можно увидеть страх смерти в глазах своего противника. Однако и здесь граф оказался на высоте.
Конечно, умирать ему не хотелось, но боялся он лишь того, что с минуты на минуту войдет его молодая жена и испугается этого страшного поединка. Сильвио же смалодушничал. Ему так хотелось припугнуть графа, что он постоянно тянул время, дождавшись, пока в комнату не вбежала графиня и, узнав в чем дело, бросилась к его ногам с мольбой.
В смятении граф пристыдил жену и гневно поторопил Сильвио, на что тот ответил отказом стрелять: «…я доволен: я видел твое смятение, твою робость…» Поведение графа вызывает у меня восхищение, а Сильвио — отвращение, потому что только внутренне слабый и подлый человек может самоутверждаться, пользуясь беззащитностью других.
А последний выстрел (пуля в пулю) характеризует его еще и как безудержного хвастуна.
Размышляя над этой повестью, я поняла, что каким бы странным ни казалось поведение человека, нужно в первую очередь постараться разобраться в мотивах его действий и лишь после этого выносить свои оценки.
На этой странице материал по темам:
- выстрел сочинение
- проблематика повести выстрел
- пушкин выстрел анализ
- выстрел тема
- пушкин выстрел тема
<\p>
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/p/pushkin/sochineniya/vystrel/tema-chelovecheskogo-dostoinstva-v-povesti-a.-s.-pushkina-vystrel
Анализ “Повестей Белкина” А.С. Пушкин
В 1831 году в печати появляются пять повестей, объединенных одним названием — «Повести покойного Ивана Петровича Белкина, изданные А.П.». Пушкин опубликовал это произведение анонимно, приписав авторство выдуманному лицу — некоему Белкину.
Персонажи в большинстве своем не обладают яркими индивидуальными чертами, как другие герои Пушкина. Эти люди не возвышаются над окружающей их средой, а являются ее типичными представителями. Бытовая сторона выступает здесь на первый план.
Острота сюжета, постепенно нарастающее драматическое напряжение, тайны, разъясняющиеся к концу, неожиданные, но глубоко оправданные, мотивированные развязки — все это непрерывно поддерживает интерес читателя и делает повести увлекательными.
Так богатство содержания сочетается в пушкинских повестях с изяществом и стройностью формы.
«Выстрел»
Главной темой «Выстрела» является вопрос о дуэли, которая в начале 20-х годов была широко распространенной дворянской модой.
Герой этой повести, Сильвио, на первый взгляд кажется натурой исключительной. Но вся его энергия уходит на удовлетворение мелочного самолюбия.
Он жаждет первенства, но не в чем-либо серьезном, а в том, что считается важным в пустой гусарской компании: в моде «буйство», и он старается приобрести славу «первого буяна по армии»; в моде хвастовство пьянством, и он «перепивает» самых знаменитых пьяниц; в моде дуэли, и он делается завзятым дуэлянтом. Это стремление к первенству и приводит его к столкновению с молодым графом, которого он возненавидел из зависти к его достоинствам и успехам.
Все свои зрелые годы Сильвио посвящает подготовке к мести графу. Он поджидает того момента, когда его противнику будет нелегко расстаться с жизнью, и добивается своего: он видит не только смятение графа, но и ужас его молодой жены, в присутствии которой он в него прицеливается.
Но что-то не позволило Сильвио убить графа, жизнь которого была в его руках. Потому ли, что пожалел его жену, или потому что это был уже не прежний блестящий соперник, беспечный храбрец, угощавшийся черешнями под дулом его пистолета, а семьянин, убийство которого уже не льстило его самолюбию.
А может быть, потому, что проснулись в нем естественные человеческие чувства, и он освободился от ложных романтических понятий.
Так или иначе, но эта бескровная развязка характерна для духа гуманности, который придает столько теплоты «Повестям Белкина»: она показывает веру в победу «добрых чувств» над злыми предрассудками среды. Как будто неожиданное, а на самом деле глубоко мотивированное раскрытие благородных задатков в душе «грозного» Сильвио производит яркий эффект.
В качестве третьего действующего лица выступает в повести сам рассказчик — некий отставной подполковник, когда-то, в молодости, отличавшийся «романтическим воображением», а потом остепенившийся мелкопоместный обыватель. В других повестях рассказ ведется прямо от автора, а в «Выстреле» личность рассказчика накладывает свой отпечаток на повествование.
Герои изображаются не сами по себе, а с точки зрения рассказчика, воспринимаются сквозь призму его «романтического воображения». Образу Сильвио поэтому придается какая-то загадочность. Он кажется рассказчику «героем таинственной какой-то повести», на совести которого лежит «какая-нибудь несчастная жертва» его «ужасного искусства» в стрельбе из пистолета.
Во второй половине повести действие переносится в другую обстановку и в другое время. Рассказчик является здесь в новом виде. Молодой человек с «романтическим воображением» превращается в смиренного провинциала.
Таким образом, повествование ведется несколькими рассказчиками.
Отставного подполковника, которому приписывается сам сюжет, бесхитростного Белкина, который записывает услышанную любопытную историю, и двух героев, в изложении которых даны самые драматические моменты повести: в передаче Сильвио мы узнаем завязку (отложенный выстрел), в передаче графа — развязку (последнюю встречу), причем везде соблюдается верный тон, соответствующий точке зрения того или иного рассказчика.
«Метель»
Мария Гавриловна, героиня «Метели», вся во власти романтических настроений, заимствованных из французских романов, на которых она воспитана. Именно ее «романтическое воображение» и соблазнило ее согласиться на бегство из родительского дома и тайный брак с «бедным армейским прапорщиком» Владимиром, которого отвергают ее богатые родители.
После всего, что пришлось пережить Марье Гавриловне (венчание с чужим человеком, смерть отца и гибель Владимира), она продолжает играть роль романтической героини.
Горе не мешает ей легкомысленно кокетничать с Бурминым, гусарским полковником с Георгием в петлице и «с интересной бледностью» в лице и добиваться от него «романтического объяснения».
Да и неизвестно, насколько была серьезна ее любовь к Владимиру и не было ли это следствием увлечения французскими романами, на что есть намек в повести: «Мария Гавриловна была воспитана на французских романах и, следственно, была влюблена».
То же самое можно сказать и о ее возлюбленном — Владимире. Он сочиняет разные «романтические» планы явно книжного происхождения: «венчаться тайно», «скрываться», потом «броситься к ногам родителей», которые будут тронуты «героическим постоянством и несчастьем любовников». Но когда доходит до дела, теряется и оказывается беспомощным.
Иронический тон рассказа подчеркивает несерьезность поверхностной романтической моды, увлекшей на время дворянскую молодежь, особенно провинциальную.
Но есть одно, что вносит серьезную ноту в ироническую картину провинциального помещичьего быта: это война 1812—1814годов, которая вклинивается в действие повести.
Война преображает людей, смывая все ложное, напускное и обнажая то, что таится в душе каждого русского человека. Романтический мечтатель Владимир гибнет героической смертью. Бурмин когда-то легкомысленно подшутил над неизвестной девушкой, став с ней под венец вместо жениха.
Тогда это было для него гусарской проказой, забавным приключением, о котором он забыл на следующей станции. После войны он смотрит на это дело иначе.
Он не знает, кто эта девушка, с которой венчался, брак его не записан ни в каких церковных книгах, но тем не менее он чувствует свою вину перед неведомой супругой, разыскивает ее и не может предложить руку той, которую полюбил, считая себя связанным прежней женитьбой.
К лучшим, живым страницам повести относится описание метели, сыгравшей роковую роль в судьбе Марьи Гавриловны и несчастного Владимира. Человек отчаянно борется с метелью, которая преграждает ему путь к счастью, и это придает описанию метели в повести драматический характер.
«Гробовщик»
Из военного и помещичьего мира действие этой повести переносится в среду мелких московских ремесленников и торговцев.
Вместо гусаров с их «проказами» и барышень с «романтическим воображением» здесь действует гробовщик Адриан Прохоров с двумя дочерьми, чувствительный немец-сапожник Готлиб Шульц, его дочка Лотхен, толстый немец-булочник, будочник Юрко. Этот будочник в своем квартале является важной персоной, как представитель власти.
В маленьком мирке не занимаются праздными фантазиями, а интересуются только барышами. Гробовщик Адриан ждет не дождется смерти купчихи Трюхиной на Разгуляе и беспокоится, что конкуренты, воспользовавшись его переселением с Басманной на Никитскую, перехватят у него богатые похороны. Смерть людей для них нажива.
К покойникам Адриан относится как к заказчикам, потребителям его изделий. Его не интересует, какие это были люди до того, как они стали «предметом» его мрачного ремесла, и даже во сне, когда они являются поздравить его с новосельем, он различает их только с точки зрения прибыли или убытка от похорон.
Так, например, бригадир в треугольной шляпе, которого хоронили под проливным дождем, причинил ему ущерб, так как мантии от дождя сузились, шляпы покоробились, отчего предвидятся «неминуемые расходы».
А вот этот бедняк, что «смиренно стоит в углу» и не смеет подойти к хозяину, «стыдясь своего рубища», был похоронен по приказу квартального совсем даром.
В мертвецах, как в зеркале, отражаются социальные отношения, существующие между живыми.
«Станционный смотритель»
Герой этой повести Самсон Вырин — маленький чиновник, не защищенный своим чином даже от побоев знатных проезжих, — уверен, что дочка его Дуня, которую увез с собой Минский, блестящий гусар с «черными усиками», погибла.
«Не ее первую, не ее последнюю сманил проезжий повеса, – говорит он, – а там подержал, да и бросил. Много их в Петербурге, молоденьких дур, сегодня в атласе да бархате, а завтра, глядишь, метут улицу вместе с голью кабацкой.
Как подумаешь порою, что и Дуня, может быть, тут же пропадает, так поневоле согрешишь да пожелаешь ей могилы…»
Но вместо подобной истории происходит нечто иное Когда смотритель отправляется в Петербург на розыски Дуни и является к Минскому, тот приходит в крайнее замешательство.
Он говорит старику: «Виноват перед тобой и рад просить у тебя прощения; но не думай, чтоб я Дуню мог покинуть: она будет счастлива, даю тебе честное слово». И, как это ни странно, слово свое сдержал и женился на Дуне.
Она приезжает на могилу отца богатой барыней, «в карете в шесть лошадей, с тремя маленькими барчатами, и с кормилицей, и с черной моською». Предсказания отца не сбылись: не «могила» ожидала Дуню, а богатство и знатность.
Но трагедия Самсона Вырина заключалась в том что дочь он все-таки потерял. Между его миром, миром' маленьких людей, и миром Минских целая пропасть, и ему даже в голову не приходило, что можно перешагнуть через эту пропасть.
И если Дуня все же перешагнула через нее то это чистая случайность, которой она обязана исключительно своему женскому обаянию. Но у нее не хватило характера преодолеть «приличия» новой среды, в которой она очутилась.
Войдя в другой мир, она вынуждена была порвать все связи с отцом.
Если бы Минский бросил Дуню, то получилась бы «жалостная» история и весь смысл повести сводился бы к обличению безнравственного соблазнителя. В этой повести у Пушкина все и тоньше, и глубже, и, главное, реалистичнее. Несмотря на «счастливую» развязку, произведение сохраняет трагическую окраску.
«Барышня-крестьянка»
«Барышня-крестьянка» — последняя, заключительная повесть в сборнике. Читатель снова попадает в обстановку «дворянского гнезда», окутанную «романтическими» настроениями. Но в этой атмосфере есть что-то новое, чего нет в «Метели».
Героиня, Лиза Муромская, такая же «уездная барышня», как Марья Гавриловна, но совсем в ином роде. Ее порывы не заимствованы из французских книжек, а вытекают из ее натуры и сдерживаются строгим английским воспитанием под надзором мисс Жаксон. Романтизм ее деятельный, а не пассивный и мечтательный, как у Марьи Гавриловны. Лиза — задорная, живая и шаловливая молодая девушка.
«Барышня-крестьянка» по сюжету как будто не более чем «водевиль с переодеванием». Но в нем есть какая-то необъяснимая прелесть, состоящая в раскрытии простых русских характеров. Трудно сказать, когда Лиза играет роль — тогда ли, когда она в одежде Акулины, или в своем настоящем виде барышни.
Оказывается, что Лиза гораздо милее в крестьянском наряде: «Лиза примерила обнову и призналась перед зеркалом, что никогда еще так мила самой себе не казалась». Она сразу, без усилий, усвоила милый говорок крестьянской девушки и кокетливое крестьянское лукавство. «Я провожу тебя…
— говорит ей Алексей Берестов, — ты мне позволишь идти подле себя?» — «А кто те мешает, — отвечает ему Лиза; — вольному воля, а дорога мирская». В роли крестьянки проявляется присущая ей русская народная грация. Эта грация и покорила сердце Алексея.
Именно крестьянку Акулину, а не барышню Лизу полюбил Алексей — до того, что даже решил жениться на ней, несмотря на все дворянские предрассудки. Маскарад послужил к тому, чтобы обнаружить русскую сущность «уездной барышни». Личины упали, и в обоих героях открылись простодушные русские люди.
«Русская душа» Лизы и есть то, что роднит ее с другими пушкинскими героинями, в том числе и с Татьяной, и придает поэтическую прелесть ее слегка очерченному образу.
В сборнике «Повести Белкина» представлено, как в разрезе, русское общество; от высших этажей до низших. Белкин — только маска, которую надел на себя поэт, чтобы подчеркнуть особый выбор сюжетов, из которых ни один не выходит за пределы кругозора простодушного провинциального помещика.
Главная черта пушкинской прозы вообще и «Повестей Белкина» в частности — это сжатость и простота изложения, из которого не выкинешь ни единого слова, потому что каждое слово на месте и необходимо. Пушкин избегает всяких распространений, ненужных украшений. Его проза — точная, краткая, мужественная, «голая», как однажды выразился Лев Толстой.
Пушкин никогда не вдается в подробное объяснение поступков своих героев. Но он всегда угадывает своим художественным чутьем, как должен поступать такой-то человек в силу своих социальных навыков и других причин, и угадывает безошибочно, так что читатель без всяких толкований сразу чувствует правду, видит живых людей со всеми их противоречиями.
Высоко оценил «Повести Белкина» Лев Толстой, считавший их школой для писателей.
В 1874 году, работая над «Анной Карениной», он писал одному знакомому: «Вы не поверите, что я с восторгом, давно уже мною не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище.
На меня это новое изучение произвело сильное действие». Это сильное действие производят «Повести Белкина» и сейчас. Если читать внимательно, вникать в каждое слово, поддаешься очарованию их поэтической простоты.
Источник: https://5litra.ru/proizvedeniya/russian_classik/440-as-pushkin-povesti-belkina.html
План-конспект урока литературы (6 класс) по теме: Урок литературы по теме «А.С.Пушкин. Повесть «Выстрел»
Урок литературы по теме «А.С.Пушкин. Повесть «Выстрел»
Цель: 1. Познакомить учащихся с повестью А. С. Пушкина «Выстрел»
2. Раскрыть проблему повести, выявить своеобразие повествования событий.
3. Организовать исследовательскую работу учащихся с текстом, развитие творческих способностей учащихся, умения выделять главное в художественном тексте, развитие навыков выразительного чтения.
4. Продолжить работу над воспитанием внимательного отношения к художественному слову.
Оборудование: Портрет А. С. Пушкина, выставка книг А. С. Пушкина, иллюстрации к произведению, мультимедийный проектор, кинофрагменты фильма по повести «Выстрел»
Запись на доске: « Я с восторгом, мною давно уже не испытываемым, читал это последнее время повести Белкина, в седьмой раз в моей жизни. Писателю надо не переставая изучать это сокровище. Я на днях это сделал и не могу передать того благодетельного влияния, которое имело на меня это чтение.» Л. Н. Толстой.
Ход урока
I.Вступительное слово учителя.
– Здравствуйте, ребята! Мы продолжаем наше знакомство с творчеством А. С. Пушкина и сегодня поговорим о повести «Выстрел»- это одно из произведений из цикла «Повести Белкина».
Мы не просто ограничимся знакомством содержания повести, а попробуем выявить своеобразие произведения, раскрыть суть проблемы, описанной в повести и поговорим о характерах героев.
Но прежде давайте прослушаем выступление об истории создания «Повестей Белкина».
1) Выступление заранее подготовленного ученика.
Осень 1830 года.А. С. Пушкин провёл в селе Болдино Нижегородской губернии. Из-за вспыхнувшей холеры он был вынужден задержаться здесь.
Осень всегда вызывала у поэта прилив творческих сил, была самым любимым временем года. «Нигде мне так хорошо не пишется, как осенью в деревне»,- говорил он.
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы лёгкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута- и стихи свободно потекут.
А. С. Пушкину пришлось прожить в Болдино три месяца.
За это время он закончил роман «Евгений Онегин», написал несколько драматических сцен: «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», « При во время чумы», «Дон Жуан», поэму «Домик в Коломне», около тридцати лирических стихотворений, 2Повести Белкина», в которые входят: «Выстрел», «метель», «Станционный смотритель», «Гробовщик», «Барышня- крестьянка».
«Материалом для них послужили в большинстве случаев некоторые предания. Воспоминания, житейские эпизоды, лично помеченные или бытовавшие в устной 9 а подчас и книжной) традиции» ( Гроссман Л. Пушкин: ЖЗЛ.-М. 1960.)
– Почему «Повести» были изданы анонимно?
2) Выступление заранее подготовленного учащегося.
– Авторство повестей было приписано вымышленному лицу- Ивану Петровичу Белкину. Это придавало внешне не связанным между собой историям цельность и впечатление полной достоверности.
Вместе с тем использование распространённого в ту пору приёма литературной маскировки ограждало повествование о провинциальном быте от обвинений консервативной критики, пытавшейся обнаружить в новаторских произведениях Пушкина признаки ослабления его таланта.
– Кто же такой Иван Петрович Белкин?
3) Пересказ одного ученика вступления «От издателя».
II.Выявление первоначальных читательских впечатлений.
Беседа по вопросам:
-Кто является главным героем повести «Выстрел»?
-Кто рассказывает историю Сильвио?
-Прочитайте эпиграфы к повести, какова тема предстоящего повествования?
Иван Петрович Белкин от «недостатка воображения» записывал услышанные истории. «Выстрел» он услышал от подполковника И. Л. П. таким образом А. С. Пушкин хочет довести до читателей очень простую мысль: всё это было в жизни, всё достоверно. Но ситуации, в которые попали герои, книжные.
III. Просмотр кинофрагментов. Работа с текстом.
– Вы узнали Сильвио? Найдите в тексте детали, с помощью которых создан образ этого персонажа.
– Какой поступок Сильвио и почему не могли понять офицеры полка?<\p>
– Когда раскрылась тайна героя?
– За что Сильвио возненавидел нового товарища по полку?<\p>
– Кто виноват в состоявшейся дуэли?
Просмотр кинофрагмента (сцена дуэли Сильвио со своим обидчиком)
– Почему герой оставил выстрел за собой? Какой мыслью он был одержим? (подтвердите свои ответы эпизодами из текста)
– Рассказ разделяется на две части. Сильвио уехал в Москву, чтобы отомстить своему обидчику. (Просмотр кинофрагмента)
– Почему Сильвио сразу не воспользовался своим правом выстрела, а вновь предложил выстрелить графу?
– Ожидаема ли такая развязка повести?
– Могли бы вы представить себе, что Сильвио откажется от выстрела?
– Каким герой предстает в финале?
– Что победило в его душе?
IV. Итоги урока.<\p>
– Каков финал произведения?
– Жизнь многообразна, её повороты не укладываются в привычные рамки литературных сюжетов. Она вмешалась в судьбы героев и всё расставила по своим местам: молодой офицер дослужился до чина подполковника, вышел в отставку и сделался помещиком средней руки, граф научился ценить семейное счастье, дуэлист Сильвио умер как герои.
– Как вы думаете, эти события действительно реальны?
Всё-таки А.С. Пушкин настаивает на том, что события эти реальны и если так, то оказывается, что интересна сама жизнь. Жизнь интереснее вымысла. А где же сам Пушкин, его точка зрения? Она в авторской иронии. Которой пронизан весь текст: « Приезд богатого соседа есть важная эпоха для деревенских жителей.
Помещики и их дворовые люди толкуют о том месяца два прежде и года три спустя.
» Такая система рассказчиков помогает автору представить события с разных точек зрения и помогает читателю увидеть изображённое событие с самых разных сторон, что вовлекает читателя в свободную и весёлую поэтическую игру, заставляет получить удовольствие от чтения этих историй, свободных от нравоучений.
V. Домашнее задание: подготовиться к внеклассному чтению. Прочитать рассказы А.С. Пушкина «Повести Белкина», подготовить пересказ одного рассказа на выбор.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/03/29/urok-literatury-po-teme-aspushkin-povest-vystrel
Основная идея повести «Выстрел» Пушкина А.С
Прекрасно и замечательно произведение Александра Сергеевича Пушкина «Выстрел», которое вошло в цикл рассказов «Повести Белкина». По сюжету произведения в повести есть рассказчик, которым является не сам автор, а он повествование передает от лица Белкина. Иван Белкин эту историю услышал от людей, которые были ее непосредственными свидетелями.
Стоит внимательнее отнестись и к композиции повести. Она разделена на две небольшие главы, в которых кульминацией действия является поединки. А вот символами таких поединков является выстрелы. Психологическое описание дуэли, которая оказывается прерванной, дается поочередно двумя рассказчиками. Скорее всего, оба они были свидетелями этой дуэли, но воспринимают ее совершенно по-разному.
Первый рассказчик — это непосредственный участник самой дуэли, и на него было направлено дула пистолета. В главах дается точное и подробное описание этих выстрелов, которые несут за собой важнейшие изменения в жизни людей, и не только потрясения.
И вот такое ведение рассказа, его перекрещивание позволяет автору показать более глубокую и трагичную сцену дуэли, которая показывает, что человек может пойти на многое, чтобы добиться не только уважение окружающих, но и уважение самого к себе.
Каждый из пушкинских героев должен был, прежде всего, одержать победу над собой, оно только для этого нужен сильный и вольный дух и обладание самими лучшими нравственными качествами.
Так, один из героев — граф. Он совсем потерял власть над собой и просто предоставил все обстоятельствам. Поэтому он лишился и своей воли, но, главное, достоинства.
Сильвио оказался победителем в этой истории, причем он не только победил противника в дуэли, но он победил его и нравственно. Автор дает каждому из них свой выбор: благородство или унижения и низость.
И такой выбор делает и Сильвио, и граф, опираясь на то, каковы их принципы в жизни и на то, что они ценят в ней больше всего.
Сильвио вызывает странное отношение к себе у читателя. Так, с одной стороны так хочется ему сочувствовать, попытаться понять, почему в его душе нет покоя, и что его так тревожит. Но, с другой стороны, он ведь по отношению к другому человеку, к графу, он ведет себя нехорошо, и этим отталкивает читателя.
Известно, что Сильвио всегда раньше был в полку преуспевающим и первым. Это всегда в нем жило, и он стремился никому и ни в чем не уступать. Он даже во вредных привычках преуспел. Так, если нужно было быть буйным, так как это было модным. Он был в этом первым.
Потом эта мода в армии перешла на пьянство, и здесь он оказался впереди всех.
А когда в моду вошли дуэли, то он стал участником всех. Так, где – то он был главным действующим лицом, а где-то просто свидетелем. Товарищи всегда любили Сильвио, что нельзя было сказать о его командирах, которым он нарушал любой порядок в армии.
Поэтому, когда появился молодой граф, который превосходил его во многом, то Сильвио никак не мог с этим смириться. Каждый раз, когда он его видел, самолюбие Сильвио страдало, и он пытался как-то принизить графа, хотя тот очень был похож на него.
Но зато он постепенно вынашивал свою месть, которую потом все-таки выполнил.
Автор построил свое произведение следующим образом: сначала идет авторское вступление, а затем рассказ уже строится от лица Сильвио, и уже в конце опять авторское отступление, которое подводит итог всему.
Каждая дуэль, описанная Пушкиным, имеет свои характерные детали. Например, первая дуэль — это фуражка главного героя, которую прострелил граф.
Во второй дуэли уже пострадала картина от рук Сильвио, но, уходя, граф тоже выстрелил в нее.
Пушкин очень интересно и в постоянном развитии показывает своих героев. Так, молодой граф в начале повести кажется совершенно равнодушным, он очень уверен в себе и совсем ни на что не обращает внимания, и ничего не боится. Но уже в конце повести он выглядит совсем иначе: он уже постоянно нервничает, боится и старается понять, как же ему все-таки лучше всего поступить.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Как меняется на протяжении всего пушкинского произведения характер и поведение героев, так же изменяется и их речь. Так, Сильвио и граф рассказывают свои истории живо и красочно, но вот повествование самого рассказчика кажется более скучным.
Заметно, что Сильвио любит читать, так как его речь более правильная и грамотная. Предложения его короткие, но точные и описывают подробно действия.
Он эмоционален, поэтому можно понять, что чувствует герой и как он относится к тому, о чем он рассказывает.
Постоянно чувствуется в рассказе и то, что ситуация, конфликт которой с каждой сменой события нарастает, или не сможет разрешиться никогда, или же его конец будет трагичен и печален.
Но все-таки герои стремятся жить так, как они того желают, хотят быть счастливыми. И, несмотря на то, что произведение было написано уже больше, чем сто лет назад, сюжет его по-прежнему остается интересным и актуальным.
Перед читателями в пушкинском произведении открывается новый и эмоциональный мир.
Источник: https://sochinyalka.ru/2017/02/osnovnaja-ideja-povesti-vystrel-pushkin.html
Анализ произведения А. С. Пушкина “Выстрел”
Сочинения › Пушкин А.С. › Повести Белкина
Готовые Домашние Задания
Повесть «Выстрел» открывает «Повести Белкина» А.С. Пушкина. Она повествует о, казалось бы, незначительном происшествии в жизни главного героя. Долгие годы он стремился отомстить одному человеку. В итоге, когда такая возможность ему представилась, герой отказался от нее.
Этот главный герой – Сильвио. Мы встречаемся с ним уже в самом начале повести. Рассказчик представляет нам его как романтического героя.
В романтической литературе существует определенный тип героя. Это человек, благородный, сильный и честный, который противостоит окружающему миру. Часто этот герой действует в экзотической обстановке, совершает героические поступки.
Портрет романтического героя создается также в романтических тонах. Часто у него мужественные черты лица, романтическая бледность. Романтического героя всегда окутывает ореол таинственности, за ним тянется какая-то загадка.
У него может быть печальная или трагическая тайна в прошлом, которая тяготит его душу и не позволяет быть счастливым. Как правило, жизнь романтического героя заканчивается трагически.
Он погибает, потому что у него нет сил жить в мире зла, обмана и пошлости.
Сильвио выписан как романтический герой. Это подтверждает его портрет: «его обыкновенная угрюмость, крутой нрав и злой язык имели сильное влияние на молодые наши умы».
Сильвио отличается от офицеров, окружающих его, выделяется из общей массы. Ему около тридцати пяти лет, и он, по меркам обычных людей, ведет странный образ жизни.
Не являясь военным, общается только с ними, живет расточительно и скудно одновременно.
У Сильвио была одна черта, которую можно назвать талантом и за которую его так уважали молодые офицеры. Этот герой виртуозно стрелял, всегда, из любого положения, попадая в цель.
Была у Сильвио и своя тайна, которая определила всю его жизнь, стала его навязчивой идеей. Эту тайну Сильвио поведал рассказчику, к которому питал искреннюю симпатию. Будучи метким стрелком, герой отказался от дуэли с офицером, оскорбившим его. Все в гарнизоне недоумевали: почему Сильвио так поступил?
В разговоре с рассказчиком он объяснил, что не стал стреляться не из благородных побуждений. Конечно, герой мог легко застрелить своего противника. Но он не стал этого делать, потому что считал, что за ним был долг, обязательства, которые он должен быть выполнить. Поэтому герой не имеет права рисковать своей жизнью.
Как выяснилось, в молодости, когда Сильвио служил в гусарском полку, у него был соперник, который позже стал его врагом. Этот соперник был красив, умен, богат, остроумен, удачлив во всех делах.
Сильвио завидовал ему, потому что всегда и во всем он привык быть первым: «Я его возненавидел. Успехи его в полку и в обществе женщин приводили меня в совершенное отчаяние». Этот молодой человек занял его место. По крайней мере, так считал Сильвио.
Поэтому он не принимал никаких знаков дружбы или примирения от графа. Сильвио нарочно искал с ним ссоры.
Наконец, он добился своего: нагрубил графу на балу. Была назначена дуэль. Право первого выстрела выпало сопернику Сильвио. Он прицелился и попал в фуражку героя. Настала очередь Сильвио стрелять.
Но граф вел себя так спокойно и непринужденно, ел черешни в ожидании своей участи. Сильвио же больше всего хотел задеть своего соперника, сделать ему больно, чтобы тот мучился духовно так же, как и сам герой.
На дуэли такой возможности ему не представилось.
За Сильвио остался его выстрел. Он ждал случая отомстить. И вот, много лет спустя, его ожидание оправдалось. В сцене второй дуэли раскрываются все положительные качества героя. Он не смог просто так выстрелить в безоружного человека. Противники опять бросали жребий, первым опять стрелял граф. Его пуля пробила картину. Выстрелить Сильвио помешала судьба.
Он увидел графа испуганным, смятенным, униженным. Этого герою хватило с лихвой. Он достиг своей цели, поэтому стрелять ему было уже не обязательно. Сильвио говорит графу: «Не буду… я доволен: я видел твое смятение, твою робость; я заставил тебя выстрелить по мне, с меня довольно. Будешь меня помнить. Предаю тебя твоей совести».
Жизнь Сильвио закончилась трагически. Он погиб, и смерть его тоже окутана романтическим ореолом. Героя убили в Греции, где он возглавлял освободительный отряд.
Сильвио – романтический герой, но основная суть его характера – реалистическая. Что двигало им? Жажда мести и зависти. Он не смог пережить, что кто-то лучше его. Это слабость, а романтический герой всегда силен. Поэтому за маской романтизма в этом образе скрывается реалистический персонаж.
Сочинения по теме:
- Анализ повести А. С. Пушкина “Барышня-крестьянка” сочинение
- Художественное своеобразие А. С. Пушкина в произведении “Повести Белкина” сочинение
- Герои и их образы в произведении А. С. Пушкина “Барышня-крестьянка” сочинение
- Глубокий смысл произведения “Метель” А. С. Пушкина сочинение
Источник: https://1soch.ru/pushkin-as/povesti-belkina/analiz-proizvedeniya-a-s-pushkina-vystrel