Романтизм в творчестве м. Горького
РОМАНТИЗМ В ТВОРЧЕСТВЕ М. ГОРЬКОГО
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 1. Жизненный путь писателя. 2. Романтизм М.Горького. 3. Рассказы Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». 4. Дух романтизма в рассказе «Челкаш» и «Песня о Соколе». 5. «Песня о Буревестнике». 6. Трансформация романтической традиции в творчестве различных мастеров. Заключение Список использованной литературы
Введение
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868 – 1936) – одна из самых значительных фигур в мировой культуре нашего столетия и одновременно – одна из самых сложных и противоречивых. В последнее десятилетие предпринимались попытки “сбросить творчество Горького с парохода современности”.
Однако не будем забывать, что в начале века то же самое пытались проделать с Пушкиным и Толстым… Пожалуй, только Горькому удалось с подлинно эпическим размахом отразить в своем творчестве историю, быт и культуру России первой трети ХХ века. Это относится не только к его прозе и драматургии, но и к мемуаристике.
Прежде всего – к “Заметкам из дневника”, имевшим первоначальное название “Книга о русских людях, какими я их знал”; к знаменитым литературным портретам Чехова, Льва Толстого, Короленко, Леонида Андреева, Сергея Есенина, Саввы Морозова, а также к “Несвоевременным мыслям” – хронике времен Октябрьской революции, в которой Горький дал уникальный ряд русских характеров – от интеллигентов до философствующих босяков, от революционеров до ярых монархистов.
1. Жизненный путь писателя.
Родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде. В 11 лет стал сиротой и до 1888 года жил у родственников в Казани. Перепробовал много профессий: был посудником на пароходе, работал в иконописной мастерской, десятником. В 1888 уехал из Казани в село Красновидово, где занимался пропагандой революционных идей.
Первый рассказ Максима Горького, “Макар Чудра”, был опубликован 1892 году в газете “Кавказ”. В 1898 году вышел сборник “Очерки и рассказы”, а через год был опубликован его первый роман “Фома Гордеев”. В 1901 году Горького высылают из Нижнего Новгорода в Арзамас2.<\p>
Немного позднее началось сотрудничество писателя с МХАТом.
В театре были поставлены пьесы “На дне” (1902), “Мещане” (1901) и другие. К этому же периоду относятся поэма “Человек” (1903), пьесы “Дачники” (1904), “Дети Солнца” (1905), “Две Варвары” (1905). Горький становится активным членом “Московской литературной среды”, принимает участие в создании сборников общества “Знание”.
В 1905 году Горького арестовывают и сразу после освобождения он уезжает за границу. С 1906 по 1913 год Горький живет на Капри. В 1907 году в Америке выходит роман “Мать”3.<\p>
На Капри создаются пьесы “Последние” (1908), “Васса Железнова” (1910), повести “Лето” (1909) и “Городок Окуров” (1909), роман “Жизнь Матвея Кожемякина” (1911).
В 1913 году Горький вернулся в Россию, а в 1915 году начал выпускать журнал “Летопись”. После революции работал в издательстве “Всемирная литература”. В 1921 году Горький снова уезжает за границу.
В начале 20-х годов он заканчивает трилогию “Детство”, “В людях” и “Мои университеты”, пишет роман “Дело Артамоновых”, начинает работу над романом “Жизнь Клима Самгина”. В 1931 году Горький вернулся в СССР. Умер 18 июня 1936 года в селе Горки.
2. Романтизм М.Горького.
В конце 90-х годов читатель был поражен появлением трех томов “Очерков и рассказов” нового писателя – М. Горького. “Большой и оригинальный талант”, – таково было общее суждение о новом писателе и его книгах4.
Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических тенденций в литературе. Особенно ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, в таких рассказах, как “Челкаш”, “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, в революционных песнях. Герои этих рассказов – люди “с солнцем в крови”, сильные, гордые, красивые. Эти герои – мечта Горького. Такой герой должен был “усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета ее”. Центральным образом романтических произведений Горького раннего периода является образ героя, готового на подвиг во имя блага народа. Огромное значение в раскрытии этого образа имеет рассказ “Старуха Изергиль”, написанный в 1895 году. В образ Данко Горький вложил гуманистическое представление о человеке, который все силы отдает служению народу. Данко – “молодой красавец”, смелый и решительный. Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, Данко приносит себя в жертву. Он любит людей. И вот его молодое и горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести их из мрака. “Что сделаю я для людей!?” – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками разорвал себе грудь, и вырвал из нее свое сердце, и высоко поднял его над головой”. Освещая путь людям ярким светом своего горящего сердца, Данко смело повел их вперед. И тьма была побеждена. “Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер”. Умирает Данко, гаснет его смелое сердце, но образ юного героя живет как образ героя-освободителя. “В жизни всегда есть место подвигу”, – говорит старуха Изергиль. Идею подвига, возвышенного и облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую “Песню о Соколе”, написанную в 1895 году. Сокол – олицетворение борца за народное счастье: “О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам моей груди и… захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы!..” Соколу присущи презрение к смерти, храбрость, ненависть к врагу. В образе Сокола Горький воспевает “безумство храбрых”. “Безумство, храбрость – вот мудрость жизни! О, смелый Сокол, в бою с врагами истек ты кровью. Но будет время – и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!” В 1901 году Горький написал “Песню о Буревестнике”, в которой с необычайной силой выразил свое предчувствие нарастающей революции. Горький воспевал близкую, несомненную революционную бурю: “Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем, то кричит пророк победы: “Пусть сильнее грянет буря!” Буревестник – воплощение героизма. Он противопоставлен глупому пингвину, и гагарам, и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей: “Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно морем”. Журнал “Жизнь”, в котором была напечатана эта песня, был закрыт.
Современник Горького А.Богданович писал: “От большинства очерков М. Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отличаются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и отверженности”5.
3. Рассказы Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль».
Творчество Горького на начальном этапе несет сильный отпечаток нового литературного течения – так называемого революционного романтизма.
Философские идеи начинающего талантливого писателя, страстность, эмоциональность его прозы, новый подход к человеку резко отличались как от натуралистической прозы, ушедшей в мелочный бытовой реализм и избравшей темой безнадежную скуку человеческого существования, так и от эстетского подхода к литературе и жизни, видевшего ценность лишь в «утонченных» эмоциях, героях и словах.
Для молодости есть две важнейшие составляющие жизни, два вектора существования. Это любовь и свобода. В рассказах Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» любовь и свобода становятся темой историй, рассказанных главными героями6. Сюжетная находка Горького – то, что о молодости и любви рассказывает старость – позволяет дать перспективу, точку зрения человека юного, живущего любовью и жертвующего ради нее всем, и человека, прожившего жизнь, видевшего многое и способного понять, что на самом деле важно, что остается в конце долгого пути.
Герои двух притч, рассказанных старухой Изергиль, являются полной противоположностью. Данко – это пример любви-самопожертвования, любви-отдачи. Он не может жить, отделяя себя от своего племени, народа, чувствует себя несчастным и несвободным, если несвободен и несчастен народ. Чистая жертвенная любовь и стремление к подвигу были характерны для революционеров-романтиков, которые мечтали умереть за общечеловеческие идеалы, не мыслили жизни без жертвы, не надеялись и не хотели дожить до старости. Данко отдает сердце, освещающее путь людям. Это достаточно простой символ: только чистое, полное любви и альтруизма сердце может стать маяком и только бескорыстная жертва поможет освободить народ. Трагизм притчи в том, что люди забывают о тех, кто пожертвовал собой ради них. Они неблагодарны, но прекрасно сознавая это, Данко не задумывается над смыслом своей самоотдачи, не ждет признания, награды. Горький полемизирует с официально-церковным понятием заслуги, в котором человек делает добрые дела, заранее зная, что будет вознагражден. Писатель дает противоположный пример: награда за подвиг – сам подвиг и счастье людей, ради которых он совершен. Сын орла представляет собой полную противоположность Данко. Ларра – одиночка. Он горд и самовлюблен, он искренне считает себя выше, лучше других людей. Он вызывает отвращение, но и жалость. Ведь Ларра никого не обманывает, он не притворяется, что способен любить. Таких людей, к сожалению, много, хотя их сущность не так явно проявляется в реальной жизни. Для них любовь, заинтересованность сводятся лишь к обладанию. Если ельзя обладать – нужно уничтожить. Убив девушку, Ларра с Циничной откровенностью говорит, что сделал это потому, что не мог владеть ею. И добавляет, что, по его мнению, люди только притворяются, что любят и соблюдают нравственные нормы. Ведь природа дала им в собственность только их тело, а владеют они и животными, и вещами. Ларра хитер и умеет говорить, но это обман. Он упускает из виду то, что человек всегда платит за обладание деньгами ли, трудом, временем, но в конечном счете жизнью, прожитой так, а не иначе. Поэтому так называемая правда Ларры становится причиной его отверженности. Племя изгоняет отступника, говоря: ты презираешь нас, ты выше – что ж, живи один, если мы тебя недостойны. Но одиночество становится бесконечной пыткой. Ларра понимает, что вся его философия была только позой, что даже для того, чтобы считать себя выше других и гордиться собой, все равно нужны другие. Нельзя любоваться собой в одиночестве, и все мы зависим от оценки и признания со стороны общества. Свобода и любовь – тема притчи о Радде и Лойко. Нет любви в рабстве, нет подлинных чувств в самообмане. Герои любят друг друга, но превыше всего для них свобода. Свобода у Горького – не беззаконная вольница, а возможность сохранить свою сущность, свое «я», то есть свою человечность, без которой не может быть ни любви, ни жизни. Романтизм ранних рассказов Горького, его героические идеалы близки и понятны молодости всегда, они будут любимы и будут вдохновлять на поиски правды и подвига все новые и новые поколения читателей.
Сплав романтизма и реализма, с которого начинал свой творческий путь М.Горький, явился новым прогрессивным шагом в развитии русской литературы. Первым ярким произведением, с которым Горький вошел в литературу, был “Макар Чудра”7.<\p> Небольшой по объему рассказ поражает богатством и глубиной заключенных в нем мыслей: прославление свободы, красоты и радости жизни. Рассуждения старого цыгана о жизни поражают глубиной и простотой одновременно: “Разве ты сам – не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому…” – Единственная ценность на земле – свобода, ради нее стоит жить и умереть, – так считают герои этого рассказа. Никакие сокровища мира не заменят человеку свободу. В этом рассказе пока только намечен автором прекрасный романтический порыв человека к свободе. Она является самоцелью, герои не знают, что с ней делать, на что употребить. В рассказе есть отдельные замечательные фрагменты и части, когда старый солдат Данило рассуждает, что “это только паны продают все, от своих свиней до своей совести, а я с Кошутом воевал и ничем не торгую!”, или ответ Рады на предложение пана: “…кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле вошла, чем бы она стала?” Образная и яркая речь героев, прекрасная южная природа, на фоне которой происходит действие, но нет пока определенной цели у героев, ради которой они так высоко чтут свою личную свободу. Это скорее индивидуализм, гордая прихоть каждого, чем достоинство характера. Молодой Горький “размахнулся”, показал красоту и силу свободного человека, но еще не знает, куда ее применить, чтобы не погибла она бессмысленно. А именно так, красиво и зря, гибнут эти герои: Рада и Лойко, мечтающие о любви и видящие в ней только путы и цепи, а не возможность обрести счастье и покой. “Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня…” Здесь каждый из героев хочет доказать свое превосходство, право на первенство и главенство. Здесь нет любви, а скорее игра честолюбий, которая заканчивается по всем законам романтизма: герои гибнут прекрасными, молодыми и несломленными. Горький продолжил работу в этом жанре, и романтический мотив прекрасного свободного человека, только намеченный в рассказе “Макар Чудра”, получает новый и глубокий смысл в легендах старухи Изергиль. От индивидуализма Ларры, через свободный порыв к счастью самой Изергиль автор приводит читателей к истинному герою Данко, отдавшему свою жизнь за свободу и счастье людей. Так, уже в раннем творчестве Горький заявляет о новом романтическом герое, показывая его самоотверженность и решительность. Он человек действия, и это главное.
Источник: https://tnu.podelise.ru/docs/index-282005.html
Романтический реализм в творчестве Горького
В 1892 году в тифлисской газете “Кавказ” под псевдонимом Максим Горький писатель опубликовал свой первый рассказ “Макар Чудра”. Выбирая псевдоним, Алексей Максимович Пешков, конечно, имел в виду собственную “горькую” жизнь, но – главное – свое призвание он увидел в сочувствии горькой судьбе обездоленных людей.
Горький на протяжении всей своей жизни считал себя продолжателем реализма в русской литературы, однако в первый период творчества он активно использовал традиции романтизма. В ранней прозе писателя переплетаются реалистические и романтические элементы.
Такая разность стиля обусловлена двуединой художественной задачей, которую Горький ставил перед собой. С одной стороны, он изображал убогое, со безрадостное существование социальных низов.
С другой – этим “свинцовым мерзостям жизни” он противопоставляет свое идеальное представление о мире.
В самом начале творческого пути преобладали произведения романтического плана. Стиль раннего Горького подчеркнуто красочный, метафорический. Он создает многоцветные, великолепные пейзажи, в которые, как в изысканную раму, “вписаны” удивительные истории.
Необычны сюжеты ранних рассказов, неординарны их герои – сильные духом и гордые люди, “рожденные в крови с солнцем”. При характеристике героев подобного типа Горький многократно обыгрывает эту метафору, используя образы огня, пламени, искры, факела. Макар Чудра, повествующий легенду, восхищается “солнечным” цыганом.
Под стать “соколу” “царица-девка” Радда, сказочную красоту которой не описать словами. Гордая красавица признается: “Я никого, никогда не любила Лойко, я тебя люблю”. Однако для романтических героев абсолютной ценностью является свобода, без которой не может существовать настоящее счастье оно даже дороже самой жизни.
Радда говорит любимому: “Волю-то, Лойко, я больше люблю, чем тебя…” Перед влюбленными возникает дилемма – любовь или свобода? Так как это ценности равновеликие, герои не могут определиться в предпочтение одной из них. И все же в рамках “романтической” логики они находят выход – смерть.
Умерев физически, “гордая пара” обрела бессмертие в прекрасной легенде.
Желая подчеркнуть неординарность, необычность излагаемых историй, Горький придает им характер легенды, сказки, притчи, песни. В рассказе “Старуха Изергиль” (1895) идейно и композиционно “противостоят” две легенды.
Оба легендарных героя молоды, красивы, сильны, свободолюбивы. Эти исключительные герои (“сверхлюди”) противопоставлены обычным людям – своим соплеменникам. В рассказе дано два решения конфликта “герой и толпа”.
Ларра, сын орла и женщины, “считает себя главным на земле и не видит он ничего, кроме себя”. “За свою гордость” он “поражен”: “У него нет жизни, и не улыбается ему смерть.
И не находит он места и среди человеческого рода!”
Во второй легенде герой – Данко – “любил людей”, и его сердце, в отличие от “каменного сердца” Ларры, “вспыхнуло огненным желанием спасти их”. Данко ведет соплеменников из тьмы лесов и болот “в море солнечного света”.
Когда люди, обессиленные, утратившие надежду, начали роптать, он разорвал себе грудь, вынул сердце, которое “пылало настолько ярко, даже ярче самого солнца”. Горький славит не просто исключительный поступок героя, а восхищается личностью, способной пожертвовать жизнью ради других.
Впервые романтический герой, возвышающийся по своим нравственным качествам над толпой, не порывает с ней. Подвиг Данко рожден желанием вытеснить из сознания людей страх, безволие, инертность, эгоизм.
В 1898 году в одном петербургском издание была опубликована первая книга рассказов и очерков, заимевшая небывалый успех, ставши сенсационной.
Окруженный поклонниками, Горький выступал на литературных вечерах с чтением “Песни о Соколе” (1895). Этот небольшой текст, написанный ритмизированной прозой, производил на публику колоссальное впечатление.
Позже недоброжелатели Горького не раз иронизировали то, что он заставил Ужа заползти высоко в горы, где этому пресмыкающемуся вовсе не место. Но писатель и не претендовал на фактологическую достоверность. Он сочинил притчу, герои которой не живые существа, а аллегории человеческих качеств.
Песня, воспевающая “безумство храбрых”, звучала как вызов унылой атмосфере декаданса, будила в людях веру в себя, жажду деятельности.
Источник: https://www.lang-lit.ru/2016/01/romanticheskiy-realizm-v-tvorchestve-gorkogo.html
Ранний романтизм Горького
В конце 90-х годов XIX века читатель был поражен появлением трех томов “Очерков и рассказов” нового писателя – М.Горького. “Большой и оригинальный талант”, – таково было общее суждение о новом писателе и его книгах. Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызвали усиление романтических тенденций в литературе.
Особенно ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, в таких рассказах, как “Челкаш”, “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, в революционных песнях. Герои этих рассказов – люди “с солнцем в крови”, сильные, гордые, красивые. Эти герои – мечта Горького.
Такой герой должен был “усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета ее”. Центральным образом романтических произведений Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа.
Огромное значение в раскрытии этого образа имеет рассказ “Старуха Изергиль”, написанный в 1895 году. В образ Данко Горький вложил гуманистическую идею о человеке, который все силы отдает служению народу. Данко – “молодой красавец”, смелый и решительный. Чтобы вывести свой народ к свету и счастью, Данко приносит в жертву самого себя. Он любит людей.
И вот его молодое и горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести их из мрака. “Что сделаю я для людей!?” – сильнее грома крикнул Данко. И вдруг он руками разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой”. Освещая путь людям ярким светом своего горящего сердца, Данко смело повел их вперед. И тьма была побеждена.
“Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, – кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер”. Умирает Данко, гаснет его смелое сердце, но образ юного героя жив, как образ героя-освободителя. “В жизни всегда есть место подвигам”, – говорит старуха Изергиль.
Идею подвига, возвышенного и облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую “Песнь о Соколе”, написанную в 1895 году. Сокол – олицетворение борца за народное счастье: “О, если б в небо хоть подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам моей груди и… захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы!..” Соколу присущи презрение к смерти, храбрость, ненависть к врагу.
В образе Сокола Горький воспевает “безумство храбрых”. “Безумство, храбрость – вот мудрость жизни! О, смелый Сокол. В бою с врагами истек ты кровью.
Но будет время – и капли крови твоей горячей, как искры, вспыхнут во мраке жизни и много смелых сердец зажгут безумной жаждой свободы, света!” В 1901 году Горький написал “Песню о Буревестнике”, в которой с необычайной силой выразил свое предчувствие нарастающей революции.
Горький воспевал близкую, несомненную революционную бурю: “Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем, то кричит пророк победы: “Пусть сильнее грянет буря!” Буревестник – воплощение героизма. Он противопоставлен глупому пингвину, и гагарам, и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей: “Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно морем”. Журнал “Жизнь”, в котором была напечатана эта песня, был закрыт.
Современник Горького А.Богданович писал: “От большинства очерков г.Горького веет этим свободным дыханием степи и моря, чувствуется бодрое настроение, что-то независимое и гордое, чем они резко отличаются от очерков других авторов, касающихся того же мира нищеты и отверженности”.
Психологическая подготовка к экзаменам Психологическая подготовка к экзаменам Во-первых, необходимо внушить себе, что легкое волнение перед экзаменом – это вполне естественное и даже необходимое состояние. Оно мобилизует, настраивает на интенсивную умственную работу. Иногда отсутствие “предстартового” волнения даже мешает хорошим ответам. Во-вторых, стоит научиться никогда не думать о провале на экзамене … | Небесная сфера Небесная сфера. Тысячи и тысячи лет люди смотрят на звездное небо. Как же разобраться в этой звездной россыпи, как установить порядок? Звезды кажутся нам одинаково удаленными. Недаром в древности считали, что все они расположены на хрустальной сфере… Концепция небесной сферы помогает ученым разобраться в звездном хаосе. Для удобства измерений, для решения … |
Цефеиды Уважаемые посетители! Наиболее важный аспект астрономии в изучении Вселенной – определение расстояний до отдаленных объектов – галактик. Правильность этих определений позволяет наиболее точно оченивать размеры окружающего нас мира. Основным методом, сохранившим действенность до наших дней, является метод определения расстояний при помощи цефеид. Об этих – … | Бестужев-Марлинский А. А Выдающийся писатель, известный под псевдонимом Марлинского. Происходил из старинного дворянского рода; родился 23 октября 1797 г. в высококультурной и талантливой семье, давшей России нескольких замечательных деятелей. Недюжинный человек был его отец, Александр Феодосьевич (1761 – 1810), весьма образованный артиллерийский офицер, издававший в 1798 г. вместе с И. П. Пниным “С.-Петербугский … |
Источник: https://for-schoolboy.ru/Ranniy-romantizm-Gorkogo-711.html
Ранний романтизм М. Горького (Первый вариант)
«Мечтать — это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги!»
М. Горький
Революционный романтизм в раннем творчестве Максима Горького был вызван жизнью и творческими поисками молодого писателя. В период нарастания революционного движения требовалось сказать новое, героическое слово, поэтому нужен был новый герой в литературе.
Герои революционно-романтических произведений Максима Горького — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике» — рождены его революционной мечтой. Максима Горький считал, что теперь недостаточно только критиковать существующие порядки.
Он, ждущий и приближающий светлое будущее, хочет подсказать пути к нему. Вот почему в центре произведений этого периода стоят гордые, свободолюбивые герои: Данко, Сокол, Буревестник — те, кто готов пожертвовать собой для того, чтобы изменить жизнь к лучшему.
Они призывают активно вмешиваться в жизнь, совершать героические подвиги во имя самой высокой цели — свободы. и счастья народа. «Я свободный человек и буду жить так, как я хочу», — заявляет Лойко, герой рассказа «Макар Чудра».
Романтический рассказ «Старуха Изергиль» содержит две легенды, рассказанные старухой, — «Легенда о Ларре» и «Легенда о Данко». В легендах сознательно преувеличены автором возвышенные и низменные души — «огненного сердца» подлинного героя Данко и «каменного сердца» жестокого Ларра. Ларра считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего.
«Всем даже страшно стало, когда поняли на какое одиночество он обрекал себя». Народ отвергает его и обрекает на вечное одиночество. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему». Ларра попытался презреть священные законы человеческой любви. И потерпел крах, он превратился в тень, но страдая, всё ещё бродит по свету.
Величайшее благо на земле — жизнь — становится невероятной мукой, если человек оторван от своего народа.
Другой романтический герой рассказа Данко отдаёт свои силы жалким, трусливым созданиям, мечтая пробудить в их душах светлые порывы. Соплеменники Данко оказались в безвыходном положении: отрезанными от солнца, отброшенными врагами в болото.
И тогда «страх родился среди них, сковал их крепкие руки», «и трусливые слова стали слышны в лесу, сначала робкие и тихие, а потом всё громче и громче». Сказочный пейзаж насыщен «говорящими» красками и символами. Неустанно варьируются образы серого сумрака, тьмы, теней, «собравшихся сразу всех ночей».
Злые силы сдерживают просветление душ. Люди, лишённые света, пугаются трудностей, страшного леса, испытывают угнетающую неизвестность будущего и в мстительной злобе, гневе обрушиваются на вдохновителя борьбы.
«Вы сказали: «Веди!» — и я повел!» — возражал им смелый юноша, но те ревели: «Ты умрёшь!» И тогда, страстно любя свой народ, готовый ради него умереть Данко «вдруг разорвал руками себе грудь и вырвал из неё своё сердце и высоко поднял его над головой», чтобы осветить путь людям.
Его смерть стала подвигом, который привёл к освобождению племени. Но люди жестоки. Они не замечают смерти Данко. Они радуются тому, что опасность миновала, а трудности позади. Но все забыли, кому обязаны спасением. А тот лежит бездыханный, и на его благородное сердце наступает ногой какой-то «осторожный» человек.
Из-за таких «осторожных людей» предаются забвению великие люди и великие поступки. И всё-таки тьма преодолена: «тут сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в брильянтах дождя и золотом сверкала река». И искры гордого сердца Данко, что огоньками светятся в степи, напоминают людям о том, что «в жизни всегда есть место подвигам».
В «Песне о Соколе» много уже знакомых по рассказу «Старуха Изергиль» мотивов и приёмов. Снова перед нами бесконечное, слившееся с синим южным небом море. Крымский чабан Рагим близок по вольному духу дочери молдавских степей Изергиль. Сокол, как Данко, поражает внутренней силой в битве с тьмой, капли его крови «как искры, вспыхнут во мраке ночи».
В «Песне о Соколе» происходит столкновение двух жизненных философий. «Песня…» строится на противопоставлении. Несовместимы представления о правде жизни гордого Сокола и ничтожного Ужа. Для Сокола она в возможности «видеть небо», сразиться с врагом, «храбро биться».
Ужу дорого ущелье: там «тепло и сыро», а в облаках он видит «пустое место», там «нет пищи и нет опоры живому телу». Могучая природа близка Соколу и чужда Ужу. Море поёт гимн смелому Соколу.
Безумство храбрых — вот мудрость жизни! Рагим, который поёт песню, и автор прислушиваются к «львиному рёву» волн, они тоже верят, что много «смелых сердец зажгут безумной жаждой борьбы и света» капли крови, пролитые Соколом. Призывы Сокола Уж, не сумевший взлететь, посчитал за обман. Материал с сайта //iEssay.
ru<\p>
Испуганным за свою жизнь птицам из «Песни о Буревестнике» уже не до рассуждений. Они в ужасе перед бурей пытаются спастись от гибели. Чайки «прячут ужас», гагар «гром ударов пугает», пингвин «робко прячет» своё тело. Горький, описывая состояние птиц, подчёркивает предельную степень трусости, мещанской самосохранения.
А «смелый Буревестник» «гордо реет», «реет смело и свободно», «над тучами смеётся». В песне Буревестника слышится воспевание начавшейся бури. «В смелом крике птицы» — «сила гнева, пламя страсти и уверенность в победе».
Сама гроза дана как стихия, смывающая старую жизнь: «не скроют тучи солнца, — нет, не скроют!» Буревестник — «пророк победы», «над тучами смеётся, от радости рыдает». Буре способны отдаваться только подлинные герои. Грозная стихия несовместима с никчёмными, жалкими людьми. Не случайно «Песня о Буревестнике» воспринималась современниками Горького как призыв к революции и поэтому распространялась как листовка.
Романтизм Горького — активный, он, по словам автора, «стремится усилить волю человека к жизни, возбудить в нём мятеж против действительности, против всякого гнёта в ней». В самоотверженном подвиге находит счастье легендарный смельчак Данко! Рвётся в небо истекающий кровью Сокол! Возвещает революционную бурю гордый Буревестник!
На этой странице материал по темам:
- анализ рассказа девушка и смерть
- м горький песня о буревестнике анализ lingvisticheskiy
<\p>
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/g/gorkij/sochineniya/obshhie-temy/rannij-romantizm-m.-gorkogo
Романтизм ранних рассказов Горького | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
К романтическим рассказам Горького относятся «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Песня о Соколе» и другие. В них герои – люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно.
Цыгане в романтических рассказах писателя полны мудрости и достоинства. Эти неграмотные люди рассказывают герою-интеллигенту глубокие символические притчи о смысле жизни. Герои Лойко Зобар и Рада в рассказе «Макар Чудра» противопоставляют себя толпе, живут по своим законам.
Больше всего на свете они ценят свободу, как и старый Макар Чудра, который рассказывает историю их любви. Макар не понимает, почему люди живут тесно, хотя места на земле много, всю жизнь тяжело работают, но остаются нищими рабами. Макар осуждает общество, но не призывает изменить его законы.
Горький считал, что черпать силу человек должен в природе, как вольные цыгане.
Романтической чертой в рассказах Горького является интерес автора к образам природы. Природа для него – это важная философская тема. Это мир символов для писателя-романтика. Описание бури, ветра, моря, гор – все это создает атмосферу романтических переживаний. Не случайно рассказ «Макар Чудра» заканчивается песней моря, которое поет гимн гордым и смелым цыганам.
В рассказе «Девушка и смерть» противопоставлены жизнь, любовь и гибель, разрушение, олицетворением которых являются два образа: Девушка и Смерть.
В произведениях Горького человек хоть и «природное» существо, но изуродованное городом и современной цивилизацией. Горьковские босяки – «дети природы», люди бедные, но гордые.
Романтической чертой является и равнодушное отношение писателя к быту. Мы не можем узнать ничего конкретного о жизни босяков, слышим только их пламенные речи о свободе.
Как и у романтиков, у Горького характеры героев написаны резкими черно-белыми цветами. Если Ларра злодей, то без примеси добра. В образе Данко даны только положительные черты.
Он спасает людей ценой собственной жизни, освещая им путь своим горящим сердцем.
Но, в отличие от европейских романтиков, Горький прославляет не зло, а добро. Отрицательные герои у него однозначно осуждаются, как в русских сказках.
Единственный чисто романтический герой у Горького – это Ларра, сын женщины и орла. Он презирает людей, видя в этом свою свободу. Цыгане изгоняют гордеца. Ларра – воплощение цинизма и эгоизма.
Данко же представляет собой другую сторону возможностей человеческой души – героизм и способность к самопожертвованию.
Романтизм Горького отличается наличием положительного идеала. «В жизни всегда есть место подвигам», – утверждает автор. Его храбрый Сокол из «Песни о Соколе» истек кровью в бою с врагами. Но смерть его не напрасна. Писатель создает образы, которые стали бы примером для читателей.
Источник: https://resoch.ru/romantizm-rannix-rasskazov-gorkogo/
Романтизм и реализм в произведениях максима горького
Романтизм и реализм в произведениях максима горького<\p>
Горький на протяжении всей своей жизни считал себя продолжателем реализма в русской литературы, однако в первый период творчества он активно использовал традиции романтизма. В ранней прозе писателя переплетаются реалистические и романтические элементы. Такая разность стиля обусловлена двуединой художественной задачей, которую Горький ставил перед собой. С одной стороны, он изображал убогое, со безрадостное существование социальных низов. С другой – этим “свинцовым мерзостям жизни” он противопоставляет свое идеальное представление о мире.<\p>
Ранние горьковские произведения Рассказы с романтической доминантой: Рассказы смешанного типа романтикореалистические: “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, “Песня о “Челкаш”, Соколе” “Коновалов”, “Супруги Орловы”, “Двадцать шесть и одна”<\p>
В самом начале творческого пути преобладали произведения романтического плана. Стиль раннего Горького подчеркнуто красочный, метафорический. Он создает многоцветные, великолепные пейзажи, в которые, как в изысканную раму, “вписаны” удивительные истории.<\p>
Необычны сюжеты ранних рассказов, неординарны их герои – сильные духом и гордые люди, “рожденные в крови с солнцем”. При характеристике героев подобного типа Горький многократно обыгрывает эту метафору, используя образы огня, пламени, искры, факела. Макар Чудра, повествующий легенду, восхищается “солнечным” цыганом. Желая подчеркнуть неординарность, необычность излагаемых историй, Горький придает им характер легенды, сказки, притчи, песни.<\p>
Если для реализма XIX века главным было объяснить характер теми жизненными обстоятельствами социального, бытового, этического, эстетического плана, которые на него воздействуют, то в новом типе реализма, появление которого связано именно с именем Горького, принципы типизации изменяются. Влияние становится как бы двунаправленным: теперь не только характер испытывает на себе влияние среды, но утверждается также возможность и даже необходимость воздействия личности на среду. Формируется новая концепция личности: человек не рефлексирующий, но созидающий, реализующий себя не в сфере частной интриги, но на общественном поприще. В литературе этого периода проявилось доверие художника к своему герою.<\p>
Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, вступающей в борьбу с миром один на один, подходящей к действительности с позиции своего идеала, предъявляющей окружающему исключительные требование. Романтический герой на голову выше людей, окружающих его, их общество им отвергается. Этим обусловлено столь типичное для романтика одиночество, которое чаще всего мыслится им как естественное состояние, ибо люди не понимают его и отвергают его идеал. Поэтому герой-романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы, океана, моря, гор, прибрежных скал. Таковы герои и ранних рассказов Горького: Данко, Ларра, Радда и другие.<\p>
Большую роль в романтических произведениях играет пейзаж– лишённый полутонов, основанный на ярких красках, выражающий самую неукротимую сущность стихии и её красоту и исключительность. Именно через пейзаж выражается неординарность характера героя Однако одиночество романтического героя может трактоваться и как отверженность его идеала людьми, и как драма непонятости и непризнанности. Но и в этом случае попытки сближения с миром реальным чаще всего бесперспективны: реальность не принимает романтического идеала героя в силу его исключительности. Свидетельством этому является то, что главная черта романтического художественного мира – принцип романтического двоемирия.<\p>
Источник: https://present5.com/romantizm-i-realizm-v-proizvedeniyax-maksima-gorkogo/
Сочинение на тему “Романтизм в творчестве Горького”, – Сочинения по литературе
В конце 90-х годов ХIХ века читатель был поражен появлением трех томов «Очерков и рассказов» нового писателя — М. Горького. «Большой и оригинальный талант», — таково было общее суждение о новом писателе и его книгах. Растущее в обществе недовольство и ожидание решительных перемен вызывали усиление романтических тенденций в литературе.
Особенно ярко эти тенденции отразились в творчестве молодого Горького, в таких рассказах, как «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», в революционных песнях. Герои этих рассказов — люди «с солнцем в крови», сильные, гордые, красивые. Эти герои — мечта Горького.
Такой герой должен был «усилить волю человека к жизни, возбудить в нем мятеж против действительности, против всякого гнета ее».
Центральным образом романтических произведений Горького раннего периода является образ героя, готового на подвиг во имя блага народа. Огромное значение в раскрытии этого образа имеет рассказ «Старуха Изергиль», написанный в 1895 году. В образ Данко Горький вложил гуманистическое представление о человеке, который все силы отдает служению народу.
Данко — «молодой красавец», смелый и решительный, чтобы вывести свой народ к свету и счастью, Данко приносит себя в жертву. Он любит людей. И вот его молодое и горячее сердце вспыхнуло огнем желания спасти их, вывести из мрака. «Что сделаю я для людей?!» — сильнее грома крикнул Данко.
И вдруг он руками разорвал себе грудь и вырвал из нее свое сердце, и высоко поднял его над головой. Освещая путь людям ярким светом своего горящего сердца, Данко смело повел их вперед. И тьма была побеждена. «Кинул взор вперед себя на ширь степи гордый смельчак Данко, кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и умер».
Умирает Данко, гаснет его смелое сердце, но образ герояосвободителя живет в памяти людей.
В своих ранних рассказах М. Горький использует элементы романтического изображения персонажей, что позволяет ему создать яркие, запоминающиеся образы. В центре этих произведений — романтический конфликт сильной духовной личности и всего остального мира.
Эстетика романтизма предполагает изображение цельного, гармоничного человека, духовный мир которого равен мировоззрению человека независимого и одинокого. Таков Макар Чудра, герой одноименного рассказа Горького. Вольный цыган, построивший жизнь по своей собственной воле, независимый и гордый.
Идеал человека для Макара — странник, познающий мир в странствиях. «Так ты ходишь? Это хорошо! Ты славную долю себе выбрал, сокол. Так и надо: ходи и смотри, насмотрелся, ляг и умирай — вот и все!».
В рассказе «Макар Чудра» находит воплощение еще один эстетический принцип романтизма: мысль о том, что человек представляет собой вселенную, глубины которой требуют познания. Макар Чудра говорит: «Жизнь? Иные люди? А тебе что до этого? Разве ты сам — не жизнь?»
Идеальный романтический герой всегда находится в противоречии с миром, с существующим порядком вещей. В легенде о Лойко и Раде, которую рассказывает Макар Чудра, сталкиваются две сильные личности — конфликт, несомненно, имеющий романтическую природу. Трагическая развязка служит лишь следствием непримиримости двух романтических персонажей. В легенде о Ларре («Старуха Изергиль») романтический пафос еще более усилен: Ларра, сын орла и земной женщины, обрекает себя на гордое одиночество, считая себя «первым на земле». В наказание за свою гордость Ларра обречен на полное забвение — даже смерть отворачивается от него. «Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!» «В жизни всегда есть место подвигу», — говорит старуха Изергиль.<\p>
Идею подвига, возвышенного и облагораживающего, Горький вложил в свою знаменитую «Песню о Соколе», написанную в 1895 году. Сокол — олицетворение борца за народное счастье: «О, если б в небо хоть раз подняться!.. Врага прижал бы я… к ранам моей груди и … захлебнулся б моей он кровью! О счастье битвы!..» Соколу присущи презрение к смерти, ненависть к врагу. В образе Сокола Горький воспевает «безумство храбрых». В 1901 году Горький написал «Песню о Буревестнике», в которой с необычайной силой выразил свое предчувствие нарастающей революции. Горький воспевал близкую, несомненную революционную бурю: «Буря! Скоро грянет буря! Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем, то кричит пророк победы: «Пусть сильнее грянет буря!» Буревестник — воплощение героизма. Он противопоставлен глупому пингвину, и гагарам, и чайкам, которые стонут и мечутся перед бурей. «Только гордый Буревестник реет смело и свободно над ревущим гневно морем». Журнал «Жизнь», в котором была напечатана эта песня, был закрыт.<\p>
Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.
Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-romantizm-v-tvorchestve-gorkogo/