Анализ стихотворения «жираф» (н.с. гумилев)

Анализ стихотворения «Жираф» Гумилева

В 11 классе школьники изучают творчество Н. Гумилева. Многие его произведения поражают оригинальными экзотическими образами, не исключение и «Жираф», которому посвящена статья. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Жираф» по плану.

История создания – произведение было написано в 1907 г., под впечатлением от путешествий в экзотические страны.<\p>

Тема стихотворения – грусть женщины и рассказы о таинственных дальних странах.

Композиция – стихотворение являет собой монолог лирического героя, адресованный печальной слушательнице. По смыслу оно делится на две части: описание грустной женщины и рассказ о таинственных краях, в центре которого образ жирафа. Формально стихотворение состоит из пяти катренов, постепенно развивающих центральные мотивы.<\p>

Жанр – элегия.

Стихотворный размер – четырехстопный амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Метафоры – «…узор, с которым равняться осмелится только луна, дробясь и качаясь на влаге широких озер», «много чудесного видит земля».

Эпитеты – «руки тонки», «грациозная стройность», «таинственные страны», «изысканный жираф».

Сравнения – «вдали он подобен цветным парусам корабля», бег, «как радостный птичий полет».

История создания анализируемого стихотворения связана со страстью Н. Гумилева к путешествиям. Мужчина любил поездки на Восток, в Турцию и Африку. Культура и природа этих стран очень отличается от русской, поэтому не могла оставить поэта равнодушным. Так экзотические мотивы появились в его лирике.

«Жираф» был написан в 1907 г., а уже в 1908 г. Николай Гумилев включил его в сборник «Романтические цветы». Этим сборником поэт доказал, что его лирический герой может быть разным: отшельником, созерцателем, проигравшим игроком и, наконец, путешественником. Последнего видим в анализируемом произведении.

Автор развивает тему экзотических стран, обрамляя ее рассказом о женской грусти. В центре произведения три главных образа – лирический герой, его слушательница и жираф. Написаны строки от первого лица.

Первые строки являются вступительной частью, показывающей, что подтолкнуло лирического героя к рассказу о далеких краях. Мужчина увидел, что женщина особо грустна. Кто скрывается, под женским образом, жена или сестра, неизвестно. Чтобы поднять ей настроение, герой решил поведать о жирафе.

Обратите внимание

Он говорит, что животное живет на озере Чад. Видно, что жираф очень нравится лирическому герою, ведь тот первым делом отмечает изысканный вид животного, «грациозную стройность» и волшебные рисунки на шкуре. Последние ассоциируются у мужчины с лунным светом, падающим на воду. Очаровывает героя и очертания жирафа, плавность его бега.

Образ экзотического животного подталкивает лирического героя к прекрасным воспоминаниям о далеких странах. Он рассказывает женщине вещи, необычные для нас.

Вскоре рассказчик останавливается, видя что не смог развеселить слушательницу. Наоборот, та начала ронять слезы.

Можно предположить, что грусть стала острее от того, что героиня оказалась заточенной в туманах, и очень сожалеет, что не могла видеть все, о чем услышала.

Благодаря интересной интерпретации экзотических мотивов, стихотворение заняло почетное место в русской литературе.<\p>

При разборе стихотворения привлекает внимание композиция.

По смыслу оно делится на две части: рассказ о загрустившей женщине и рассказ о жирафе, таинственных краях. Первая часть обрамляет вторую, хоть и гораздо меньше по объему.

Формально произведение делится на пять катренов.

Произведение можно определить как элегию, это ведь в нем представлен размеренный рассказ лирического героя, а некоторые стихи «окрашены» грустным настроением. Написан «Жираф» четырехстопным амфибрахием. Н. Гумилев использовал перекрестную рифмовку АВАВ.

Средства выразительности используются автором для передачи настроения героини произведения, а также для воссоздания экзотических образов. Тропы поражают оригинальностью.

Важно

В тексте есть метафоры – «…узор, с которым равняться осмелится только луна, дробясь и качаясь на влаге широких озер», «много чудесного видит земля»; эпитеты – «руки тонки», «грациозная стройность», «таинственные страны», «изысканный жираф» и сравнения – «вдали он подобен цветным парусам корабля», бег, «как радостный птичий полет».

Психологические акценты расставляются при помощи интонации. Поэт использует разные виды синтаксических конструкций: риторические восклицания и вопросы, оборванные предложения. Некоторым строкам выразительности придает аллитерация. Например, в первой грусть героини подчеркивается нанизыванием слов с согласными «ж», «з», «с»: «Сегодня я вижу особенно грустен твой взгляд».

Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/analiz-stihotvoreniya/gumilyov/zhiraf.html

«Жираф» Н. Гумилев

«Жираф» Николай Гумилев

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далёко, далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана,
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет.
Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про чёрную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав.
Ты плачешь? Послушай… далёко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Поэт Николай Гумилев был личностью достаточно одиозной и непредсказуемой. Он сам часто признавался в том, что главной его страстью является отнюдь не литература, а путешествия. Поэтому в Россию поэт наведывался нечасто, предпочитая проводить 8-10 месяцев в году далеко на чужбине и выбирая для своих скитаний самые экзотические и малоизученные страны.

Казалось бы, в тяге к путешествиям нет ничего странного и удивительного, особенно для человека, который обладает романтической натурой. Однако в каждую свою поездку Николай Гумилев вкладывал особый смысл, тайно надеясь отыскать забытый всеми уголок, который можно было бы превратить в настоящий рай на земле.

Совет

В стихотворении «Жираф», которое было написано после очередного путешествия в 1907 году, поэт с затаенным волнением делится со своей незримой собеседницей неизгладимыми впечатлениями, которые произвела на него Африка.

Идеалистическая картина, которую он мастерски воспроизводит, окунувшись в воспоминания, действительно завораживает – зеленый оазис, прохладное и кристально чистое озеро чад, на берегу которого бродит диковинное существо, именуемое жирафом.

У поэта это животное вызывает неподдельный восторг и ассоциируется с мечтами о свободе и независимости, поиски которых заставляют Николая Гумилева предпринимать фантастические экспедиции на самые отдаленные континенты.

Однако в своем творчестве поэт, испытывающий глубокое разочарование в жизни, по-прежнему остается романтиком.

Он продолжает верить в сказочные миры, поэтому жираф в его стихотворении предстает неким мифическим созданием, расцветка которого напоминает паруса корабля, а плавные движения похожи на «радостный птичий полет».

В простых и обыденных вещах автор пытается уловить что-то мистическое и необычное, умышленно приукрашивая пустынный пейзаж и наделяя обитателей Африки некой таинственностью.

Мир, открытый им за тысячи километров от России, он готов с радостью бросить к ногам любимой женщины, которая ничего в своей жизни не видела, кроме серых туманов и холодных дождей.

Будучи человеком темпераментным и непосредственным, Николай Гумилев на мгновение пытается представить, что испытывает человек, который лишен возможности наслаждаться экзотикой удивительных южных стран, и понимает, что его удивительный рассказ о жирафе на берегу далекого озера Чад, тропических пальмах и запахе невиданных трав способен вызвать у слушателей слезы разочарования. Не потому, что нарисованный поэтом мир так плох, а из-за невозможности найти свой райский уголок, надежно укрытый от посторонних глаз.

При этом в процессе повествования автор и сам понимает, что созданный им мир иллюзорен, так как от мрачной действительности можно убежать даже на край света. Однако избавиться от мыслей, чувств, сомнений и личных переживаний невозможно даже на берегу волшебного озера Чад, в компании гордого и свободолюбивого жирафа.

Обратите внимание

Однако открытый поэтом мир настолько притягателен и необычен, что Николай Гумилев готов убедить и себя, и свою собеседницу в том, что это и есть настоящий рай. Главное, здесь и сейчас заглушить ту душевную боль, которая заставляет его вновь и вновь отправляться в странствия.

Красивая мечта, дающая надежду на счастье, настолько хороша, что автор попросту не готов с ней расстаться, и, занимаясь самообманом, пытается вовлечь в него близкого человека, чтобы хоть немного скрасить унылое и безрадостное существование той, которую он любит, но не может сделать по-настоящему счастливой потому, что рая на земле не существует.

А значит, мифический жираф так и останется символом другого мира, полного загадок и неизъяснимого очарования, в котором для поэта, к сожалению, места так и не нашлось.

Источник: http://pishi-stihi.ru/zhiraf-gumilev.html

«Жираф», анализ стихотворения Гумилёва

Стихотворение «Жираф» Гумилёв написал в 1907 г. Оно было опубликовано в сборнике стихов 1908 г. «Романтические цветы», изданном в Париже, и было посвящено Анне Ахматовой, которую Гумилёв в тот момент считал своей невестой и на которой женился в 1910 г. Впоследствии посвящение было снято.

Принято считать, что стихотворение написано под впечатлением путешествия Гумилёва в Африку, но в 1907 г. поэт, которому в тот момент 21 год, в Африке не был. Пережив отказ Анны Ахматовой, он действительно отправился в путешествие по Ближнему Востоку, но не в Африку. Первое путешествие в Африку состоялось в 1909 г. как раз на деньги, полученные от сборника «Романтические цветы».

Так что Гумилёв описывал жирафа до того, как его увидел, причём так захватывающе, что ему поверили многие поколения читателей. Это потом он устал от «декоративных жирафов» в Каире.

Интересно, что в литературных кругах Гумилёва ещё долго называли «изысканным жирафом» и посмеивались за глаза. Иронию вызывало стремление поэта уйти от действительности в декоративные иные миры.

Литературное направление и жанр

Гумилёв был мастером «Цеха поэтов», основанного в 1911 г., в 1912 заявил о появлении нового течения – акмеизма. Но в 1907 г. Гумилёв только открывает для себя новые поэтические законы, которые впоследствии назовутся акмеистическими.

Стихотворение представляет собой жанровую сценку (разговор с грустной собеседницей), в которую включён экзотический африканский пейзаж и даже портрет жирафа. Но жанр стихотворения – интимная лирика. Все остальные элементы подчинены отношениям лирического героя и возлюбленной.

Тема, основная мысль и композиция

Стихотворение состоит из 5 четверостиший. Из первого становится понятно, к кому обращён рассказ лирического героя. В нём же возникает образ изысканного жирафа. Вторая и третья строфы описывают жирафа. Четвёртая и пятая строфы делятся на две части.

В первой лирический герой соблазняет возлюбленную другими преимуществами экзотической Африки, во второй констатирует, что ему не удалось отвлечь её от грустных мыслей. Композиционная симметрия достигнута. В пятой строфе рефреном звучит обращение к возлюбленной.

Важно

Лирический герой упрямо повторяет свою историю, хотя в первый раз она не только не утешила девушку, но довела её до слёз.

Тема стихотворения – взаимопонимание между людьми, между мужчиной и женщиной, парой. Основная мысль состоит в том, что у влюблённых разные ценности, которые, как бы ни были они прекрасны, могут быть ненужны или непонятны другому.

Тропы и образы

Герой обращается к девушке, отмечая только две детали её портрета: особенно грустный взгляд и особенно тонкие руки, обнимающие колени (эпитеты). Для описания Гумилёв использует неправильную грамматическую конструкцию, нужно было сказать: «Руки, колени обнявшие». Ещё современник Гумилёва Есенин, отмечая неправильность конструкции, утверждал, что она вызывает яркий зрительный образ.

Если портрет девушки занимает 2 строчки, то описание жирафа – целых десять. Изысканный жираф (эпитет) показан в обычной для него обстановке: в месте своего обитания, днём и на закате, издали и вблизи, так что можно рассмотреть волшебный узор на шкуре (эпитет).

Этот узор сравнивается с отражающейся в широких озёрах луной. Необычно второе сравнение самого жирафа с цветными парусами корабля, а третье – сравнение его бега с радостным полётом птицы.

Возможно, птицу герою напомнила высоко расположенная и как бы парящая голова, которая при ходьбе движется по причудливой траектории.

Лирический герой любуется фантастическим жирафом, внешность и образ жизни которого он придумал. Когда адресат его монолога утрачивает к рассказу о жирафе интерес, лирический герой предлагает собеседнице весёлые сказки таинственных стран (эпитеты). И эти сказки о чёрной деве и страсти молодого вождя, как негатив, отражают отношения девушки и лирического героя.

Экзотическому далёкому миру таинственного жирафа, тропического сада со стройными пальмами и немыслимыми травами (эпитеты) противопоставлен мир лирического героя, наполненный тяжёлым туманом (метафорический эпитет), неверием и слезами.

Совет

Почему же рассказ о ярком, цветном африканском мире не утешает обитательницу тусклой комнаты? Ни одна девушка, ожидающая проявления любви от молодого человека, не утешится и не увлечётся его рассказами о счастье, свободе и любви других личностей в другом месте. Она хочет счастья собственного и в своём мире. Лирический герой не понимает этого. Поэтому и плачет девушка. На эти отношения Гумилёв проектирует собственные отношения с Ахматовой, которая действительно была равнодушна к экзотическим путешествиям Гумилёва.

Вопрос лирического героя в последней строфе отражает его искреннее недоумение. Этот мужчина не умеет жить здесь и сейчас, ему необходим другой мир, в который можно убежать от действительности.

Размер и рифмовка

Стихотворение написано пятистопным амфибрахием, который прекрасно передаёт размеренную речь монолога лирического героя.

В стихотворении перекрёстная рифмовка, резкие мужские рифмы соответствуют характеру лирического героя.

  • «Заблудившийся трамвай», анализ стихотворения Гумилёва

  • «Шестое чувство», анализ стихотворения Гумилёва

  • «Слово», анализ стихотворения Гумилёва

  • «Она», анализ стихотворения Гумилёва

  • «Волшебная скрипка», анализ стихотворения Гумилёва

  • «Вечер» (Ещё один ненужный день…), анализ стихотворения Гумилёва

  • «Капитаны», анализ цикла стихотворений Гумилёва

  • «Две розы», анализ стихотворения Гумилёва

  • «Змей», анализ баллады Гумилёва

  • «Озеро Чад», анализ стихотворения Гумилёва

  • «Мечты», анализ стихотворения Гумилёва

  • Гумилёв Николай Степанович, краткая биография

По произведению: «Жираф»

По писателю: Гумилёв Николай Степанович

Источник: https://goldlit.ru/gumilyov/1035-zhiraf-analiz

анализ стихотвореня Гумилева «Жираф» — Школьные Знания.com

Николай Гумилёв – один из известных поэтов конца 19 — начала 20 века, легендарная личность… Но, увы, заслуги поэта–акмеиста высоко ценили только после смерти, что лишило его возможности создать ещё множество произведений.

    Романтик, поэт, путешественник, воин – в каких только образах не предстаёт перед нами лирический герой его творений! Стихотворения поэта отличают романтика и экзотичность. В этом заключается новаторство его творчества.

В лирике Гумилева много упоминаний об Африке, чудесных местечках нашей страны. 

    Поэта не интересует посредственность, обыденность, его влекут неизведанные дальние края и просторы планеты. 

    Именно этой теме посвящен сборник «Озеро Чад», в том числе, стихотворение «Жираф».

    С первых строчек стихотворения перед нами открывается довольно безрадостная картина. Мы видим грустную девушку, она сидит, наверное, у окна, подтянув к груди коленки, и сквозь пелену слёз смотрит на улицу. Рядом лирический герой, который, стараясь её утешить и развлечь, ведёт рассказ о далёкой Африке, об озере Чад.

Так взрослые, стараясь утешить ребенка, поведывают о чудесных краях, о «прекрасном далёко». Перед нами – чудесная страна, где «бродит» жираф. Он описан как существо небывало красивое, главный эпитет, характеризующий его – «изысканный». Это не просто животное, это — символ изящества, экзотики.

Непревзойденное художественное мастерство Гумилёва помогло создать многозначные, метафорические образы.

Умело применяя звуковой символизм, поэт использует гласные «о», «а», «е», что помогает передать красоту и изысканность образа, придаёт легкость и плавность строкам: «грациозная стройность и нега дана», «бег его плавен, как радостный птичий полёт», «волшебный узор».

Автор сравнивает узор животного с луной, отражающейся в воде, а бег животного — с парусами корабля. Жираф выступает как воплощение надежды, ведь, если вдали видны паруса, скоро покажется и корабль. Подобное сравнение еще раз настраивает читателя на романтический лад, ведь море – это всегда путешествия, экзотика, таинственность. 

     Но прекрасен не только жираф, но и всё, что его окружает. Это чудо обитает в «мраморном гроте». Чудесны луна и небо, озера и пустыни, земля молча созерцает свои красоты и «много чудесного видит…». Гумилев не ставит целью противопоставить жирафа окружающей действительности. Да, он – воплощение нереального, загадочного, но, в то же время, всё это достижимо! Задача Гумилева в том, чтобы другие смогли почувствовать близость той невероятной загадочности, которую ему удалось познать.

    Поэт много путешествовал и многому научился: «Я знаю веселые сказки таинственных стран, про чёрную деву, про страсть молодого вождя». Он пытается открыть другим глаза на бескрайний, многогранный, удивительный мир. Но могут ли его знания быть кому- то полезны? Лирический герой наталкивается на стену непонимания, так как все отказываются принять очевидное. 

    Рассказ не вдохновил возлюбленную, таинственный мир столкнулся с серостью и обыденностью. Девушка отказывается «верить во что-то, кроме дождя» — символа беспросветности и грусти. Может, в её сердце не осталось места романтике, восторженности, фантазии? Она «слишком долго вдыхала тяжёлый туман», утратив способность мечтать и верить. Между ней и героем – пропасть непонимания, их отношения обречены. Автор использует антитезу, чтобы показать, насколько это разные люди.    Образ девушки – символ прагматизма, противопоставленного романтизму лирического героя, который не теряет надежду: «Ты плачешь? Послушай…Далёко на озере Чад…» Эта история вызвала лишь слёзы… Девушка ограничена, ей непонятен окружающий мир во всех его прелестях и сложности, слезы, дождь и туман – вот её удел.    Стихотворение не только о красотах земли, об отношениях юноши и девушки, но и о том, как непохожи люди. Насколько одни романтичны и мечтательны, настолько другие приземлены и конкретны. Одни довольствуются лишь черно-белой картинкой за окном, другим мало целого мира. Кому-то дождик кажется трагедией, поводом для слез, а кто-то каждый раз раскрывает над своим сердцем яркий зонтик мечтаний и фантазий.

Обратите внимание

    Это стихотворение показывает многогранность таланта Гумилева. Декларировав положения акмеизма, поэт сам часто выходил за поставленные рамки. Его заслуги нельзя переоценить.

Новаторство автора в области сюжета, образов, приемов, позволило создать небывалые по содержанию, изяществу, красоте поэтические творенья.

И пусть Африка, жираф, , озеро Чад – экзотическая тайна, она близка – только руку протяни, и она войдёт в твою жизнь! Это реальность, которую надо понять, рассмотреть, прочувствовать. Но способен на это далеко не каждый. 

    Стихотворение «Жираф» — вызов существующим устоям, упоминание о другой жизни. Жираф способен спасти от безысходности, согреть озябшую душу, но для этого в него надо верить! Гумилев верил и всем своим творчеством убеждал в этом читателя.

Источник: https://znanija.com/task/14004168

Анализ стихотворения Гумилева Жираф 11 класс

Совершенно не является секретом то, что есть особые поэты, произведения которых оказывают свое, неповторимое влияние на потомков. Их лирические произведения захватывают, остаются в сердце и помогают в принятии правильных решений в любой непонятной ситуации.

К таким поэтам, безусловно, можно отнести Гумилева Николая Степановича. Сегодня хочется более подробно познакомиться с одним из самых знаменитых его произведений. Речь конечно же пойдет о стихотворении «Жираф».

Естественно начинать анализ любого стихотворения нужно с рассказа о его авторе. И так, Николай Гумилев стал известным и любимым многими поэтом, благодаря своим прекрасным произведениям.

Так же нужно отметить, что данный человек знаком многим как руководитель и создатель некой школы акмеизма.

Нужно отметить и тот факт, что несмотря на всеобщую признательность и любовь, сам автор относился к своим произведениям очень критично и придирчиво.

Ну а теперь давайте, более подробно познакомимся со стихотворением «Жираф».

Первое, что является важным, так это то, что данное стихотворение входит в сборник произведений автора «Романтические цветы». Стихотворение «Жираф» было написано автором в 1907 году. Оно стало одним из самых ярких и запоминающихся произведений поэта. Многие критики и специалисты в области литературы утверждают, что данное стихотворение является своеобразной визитной карточкой поэта.

Для написания данного стихотворения был использован жанр философской лирики. Оно наполнено большим количеством ярких и запоминающихся моментов, которые надолго остаются в памяти читателей.

Важно

Основной темой данного стихотворения как ни странно является некое чувство, из-за которого главный герой решается на рассказ удивительной истории, которая должна была поднять и улучшить настроение его избранницы.

Что касается различных литературных приемов, то их в данном произведении достаточно большое количество, и все они очень удачно вписались в общую картину стихотворения.

В заключении хотелось бы сказать, что данное стихотворение является не только удачно построенным с точки зрения литературных законов, но и является очень запоминающимся, простым и душевным одновременно.

Анализ стихотворения Жираф Гумилева

Сюжет стихотворения таков. Девушка грустит, слёзы текут по щекам. Уныло смотрит на улицу. Её друг пытается развеселить её. Рассказывает ей о чудесной Африке, где живут необычные животные, например — жираф.

Гумилёв характеризует его, как стройного, грациозного, изысканного. Он передвигается плавно, как будто летит парусник по волнам. Его пятна похожи на волшебный узор. Поэту кажется, что он напоминает отражение луны в воде.

Море, паруса — настраивают на путешествие, таинственную экзотику.

Гумилёв романтик и путешественник. Ездить по белому свету ему нравится больше, чем писать стихи. Причём, для своих поездок он выбирает малоизученные и экзотические страны. Что он там ищет? Быть может райский уголок, где не ступала нога человека.

И жить там свободно и не зависеть ни от какой власти, или ни от какой женщины? Или он пытается заглушить какую-то душевную боль, обиду, вот и мечется по свету.

Но даже эти красивые места и красивые диковинные животные не могут помочь избавиться от мыслей, переживаний, сомнений.

Поэт так красочно описывает озеро Чад, буйную растительность возле него. Далее поэт описывает жилище жирафа. Интересно, какое оно? Ведь это очень высокое животное. И живёт оно в мраморном гроте.

Но девушка не поверила восторженным словам своего друга. Её воображение ограничено, по натуре она приземлённый прагматик. За окном она видит холод, серость, дождь. Всё грустно, мокро и беспросветно. Она плачет.

Совет

Она не хочет фантазировать, не хочет мечтать о дальних странах, не хочет высунуться из своего придуманного мирка. По выражению поэта «надышалась тяжёлого тумана» и не хочет не во что верить.

А друг хотел ещё рассказать ей про «тропический сад, стройные пальмы, таинственные запахи» Африки.

Люди бывают разные. Одни мечтатели, верят в то, что придумали. Другие — натуры ограниченные, приземлённые. Им трудно верить в чудеса, в сказку. Мечтателям и целого мира мало, подавай им всю Вселенную. Ограниченным достаточно и вида из кухонного окна.

Для них идущий за окном осенний дождь — трагедия. Другие же видят за дождём радугу. Она надевают плащ, резиновые сапоги, берут яркий разноцветный зонтик и радостно шлёпают по лужам. Готовы пешком и в Африку уйти, чтоб увидеть экзотического жирафа.

Гумилёв — неисправимый романтик, его волшебные стихи нужны людям и сейчас, чтобы оторваться от засасывающего быта. Вспомнить, как они в детстве первый раз увидели в окно радугу после дождя. А родителям вместе с детьми сходить в зоопарк и вместе посмотреть на этого сказочного жирафа.

История создания. 5, 11 класс кратко по плану

  • Анализ стихотворения Бунина В горах
    Стихотворение, датированное 1916 годом и написанное в форме сонета, относится к той группе стихотворений, в которых автор задумывается о природе и сущности поэзии как искусства, передавая свои мысли и переживания через
  • Анализ стихотворения Хлебникова Птичка в клетке
    Данное стихотворение Велимир Хлебников написал в возрасте тринадцати лет. Вначале он писал совершенно понятные для всех стихотворения, они были просты и незамысловаты. Через некоторое время писателя признали одним из одиозных
  • Анализ стихотворения Есенина О природе
    Есенин один из известных писателей, который затрагивал тему природы. Любовь ко всему живому связано с тем, что писатель родился и вырос в маленькой деревушке. Ему нравилось наблюдать за явлениями в природе и писать о них стихи.
  • Анализ стихотворения Брюсова Ассаргадон
    Известный поэт Брюсов считается одним из главных стихотворцев в начале 20-го века. Он является одним из главных родоначальников русского символизма.
  • Анализ стихотворения Ахматовой Творчество
    Автором стихотворения является всеми известная Анна Ахматова. Её творение увидело свет в 1940 году. Это никак не стабильное время. Время Войны, ужасного горя, больших потерь и героического мужества. Ещё сильнее усугубляет ситуацию недавно

Источник: https://analiz-stihov.ru/gumilev/zhiraf-11-klass

Анализ стихотворения Н. Гумилёва «Жираф»

Анализ стихотворения Н. Гумилёва «Жираф» <\p>

Николай Гумилёв сочетал в себе отвагу, мужество, поэтическую способность предсказывать будущее, детское любопытство к миру и страсть к путешествиям. Эти качества и способности поэт сумел вложить в стихотворную форму.

<\p>

Гумилёва всегда привлекали экзотические места и красивые, музыкою звучащие названия, яркая почти безоттеночная живопись. Именно в сборник «Романтические цветы» вошло стихотворение «Жираф» (1907), надолго ставшее «визитной карточкой» Гумилёва в русской литературе.

<\p>

Николай Гумилёв с ранней юности придавал исключительное значение композиции произведения, его сюжетной завершённости. Поэт называл себя «мастером сказки», сочетая в своих стихотворениях ослепительно яркие, быстро меняющиеся картины с необыкновенной мелодичностью, музыкальностью повествования.

<\p>

Некая сказочность в стихотворении «Жираф» проявляется с первых строчек: <\p>

Послушай: далеко, далеко, на озере Чад <\p>

Изысканный бродит жираф. <\p>

Читатель переносится на самый экзотический континент — Африку.

Гумилёв пишет, казалось бы, абсолютно нереальные картины: <\p>

Вдали он подобен цветным парусам корабля, <\p>

И бег его плавен, как радостный птичий полёт… <\p>

Обратите внимание

В человеческом воображении просто не укладывается возможность существования таких красот на Земле.

Поэт предлагает читателю взглянуть на мир по-иному, понять, что «много чудесного видит земля», и человек при желании способен увидеть то же самое. Поэт предлагает нам очиститься от «тяжёлого тумана», который мы так долго вдыхали, и осознать, что мир огромен и что на Земле ещё остались райские уголки.

<\p>

Обращаясь к загадочной женщине, о которой мы можем судить лишь с позиции автора, лирический герой ведёт диалог с читателем, одним из слушателей его экзотической сказки.

Женщина, погружённая в свои заботы, грустная, ни во что не хочет верить, — чем не читатель? Читая то или иное стихотворение, мы волей-неволей выражаем своё мнение по поводу произведения, в той или иной мере критикуем его, не всегда соглашаемся с мнением поэта, а порой и вовсе не понимаем его.

Николай Гумилёв даёт читателю возможность наблюдать за диалогом поэта и читателя (слушателя его стихов) со стороны. <\p>

Кольцевое обрамление характерно для любой сказки. Как правило, где действие началось, там оно и завершается.

Однако в данном случае создаётся впечатление, что поэт может рассказывать об этом экзотическом континенте ещё и ещё, рисовать пышные, яркие картины солнечной страны, выявляя в её обитателях всё новые и новые, невиданные прежде черты. Кольцевое обрамление демонстрирует желание поэта снова и снова рассказать о «рае на Земле», чтобы заставить читателя взглянуть на мир по-иному.

<\p>

В своём сказочном стихотворении поэт сравнивает два пространства, далёкие в масштабе человеческого сознания и совсем близкие в масштабе Земли. Про то пространство, которое «здесь», поэт почти ничего не говорит, да это и не нужно. Здесь лишь «тяжёлый туман», который мы ежеминутно вдыхаем. В мире, где мы живём, остались лишь грусть да слёзы.

Важно

Это наводит нас на мысль, что рай на Земле невозможен. Николай Гумилёв пытается доказать обратное: «…далеко, далеко, на озере Чад // Изысканный бродит жираф». Обычно выражение «далеко-далеко» пишется через дефис и именует нечто, совершенно недостижимое.

Однако поэт, возможно, с некоторой долей иронии акцентирует внимание читателя на том, так ли уж на самом деле далёк этот континент. Известно, что Гумилёву довелось побывать в Африке, собственными глазами увидеть описанные им красоты (стихотворение «Жираф» было написано до первой поездки Гумилёва в Африку).

<\p>

Мир, в котором живёт читатель, совершенно бесцветен, жизнь здесь как будто течёт в серых тонах. На озере Чад, словно драгоценный алмаз, мир блестит и переливается.

Николай Гумилёв, как и другие поэты-акмеисты, использует в своих произведениях не конкретные цвета, а предметы, давая читателю возможность в своём воображении представить тот или иной оттенок: шкура жирафа, которую украшает волшебный узор, мне представляется ярко оранжевой с красно-коричневыми пятнами, тёмно-синий цвет водной глади, на котором золотистым веером раскинулись лунные блики, ярко оранжевые паруса корабля, плывущего во время заката. В отличие от мира, к которому мы привыкли, в этом пространстве воздух свежий и чистый, он впитывает испарения с озера Чад, «запах немыслимых трав»… <\p>

Лирический герой, кажется, настолько увлечён этим миром, его богатой цветовой палитрой, экзотическими запахами и звуками, что готов без устали рассказывать о бескрайних просторах земли. Этот неугасаемый энтузиазм непременно передаётся читателю. <\p>

Николай Гумилёв не случайно остановил свой выбор именно на жирафе в данном стихотворении. Твёрдо стоящий на ногах, с длинной шеей и «волшебным узором» на шкуре, жираф стал героем многих песен и стихов. Пожалуй, можно провести параллель между этим экзотическим животным и человеком: он так же спокоен, статен и грациозно строен. Человеку также свойственно возвеличивать себя над всеми живыми существами. Однако, если жирафу миролюбие, «грациозная стройность и нега» даны от природы, то человек по своей натуре создан для борьбы прежде всего с себе подобными. <\p>

Экзотика, присущая жирафу, очень органично вписывается в контекст сказочного повествования о далёкой земле. Одним из наиболее примечательных средств создания образа этого экзотического животного является приём сравнения: волшебный узор шкуры жирафа сопоставляется с блеском ночного светила, «вдали он подобен цветным парусам корабля», «и бег его плавен, как радостный птичий полёт». <\p>

Мелодия стихотворения сродни спокойствию и грациозности жирафа. Звуки неестественно протяжны, мелодичны, дополняют сказочное описание, придают повествованию оттенок волшебства. В ритмическом плане Гумилёв использует пятистопный амфибрахий, рифмуя строки при помощи мужской рифмы (с ударением на последнем слоге). Это в сочетании со звонкими согласными позволяет автору более красочно описать изысканный мир африканской сказки.

Источник: https://doc4web.ru/literatura/analiz-stihotvoreniya-n-gumilyova-zhiraf.html

Анализ стихотворения Гумилева «Жираф»

Николай Степанович Гумилев был отважным, мужественным, очень любил путешествия. Эти особенности поэт складывал в стихи.

Гумилев много путешествовал, его всегда притягивали экзотические места, красивые названия, красочная живопись колорита. Самое известное из стихотворений Гумилева – это «Жираф», написанное в 1907 году.

Поэт с самого детства любил придавать своему произведению определенную завершенность. Он является «мастером сказки», как говорил про себя сам Гумилев, совмещая в своих поэтических произведениях яркие и стремительно видоизменяющиеся картины.

В стихотворении «Жираф» сказочность проявляется чуть ли не с начала произведения:

«Послушай: далеко, далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф».

Гумилев осознанно переносит читателя в Африку. Но затем поэт описывает нереальную обстановку: «Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полёт».

Совет

В голове человека трудно укладывается наличие таких красот на нашей планете. Поэт дает возможность читателю взглянуть на окружающий мир по-иному, что надо видеть мир во всех его красках и чудесах.

В стихотворении происходит диалог поэта и читателя. Данный стиль написания характерен для сказки. Однако, стоит заметить, что поэт может и хочет еще рассказывать о континенте, продолжить снова раскрывать картины.

В стихотворении происходит сравнение двух пространств. Одно из них – это «здесь», о котором поэт не говорит совершенно ничего. В этом мире остались такие чувства, как грусть и слезы. Из этого следует вывод, что рая на Земле нет. Но тут же Гумилев опровергает это. Гумилев побывал в Африке и видел красоты тех мест.

Читатель живет в бесцветном мире, все находится в серости. Но озеро Чад – это как дорогой алмаз, который переливается и блестит. Поэт готов без устали везти рассказ о просторах земли. Прочитав строки стихотворения, читатель начинает с энтузиазмом загораться, чего и добивался автор.

Выбор жирафа в стихотворении не случаен. Животное стоит твердо на ногах, длинная шея, красивый волшебный узор – все это дает непоколебимое спокойствие. Жирафу необходимо миролюбие, а человек сотворен для борьбы с самим собой.

Образ экзотического животного идет сравнение узора шкуры с блеском ночного светила.

Стихотворная мелодия сближена со спокойствием и грациозностью жирафа. Противоестественно звуки протяжны, мелодичны, в полной мере дополняют сказочное описание, придают оттенок волшебства всему стихотворению.

(6 votes, average: 3.50

Источник: https://school-essay.ru/analiz-stixotvoreniya-gumileva-zhiraf.html

Анализ стихотворения «Жираф» Гумилёв — Сочинение

Жираф (1907)

Стихотворение «Жираф» было опубликовано в 1908 году в сборнике «Романтические цветы» и на­долго стало визитной карточкой Николая Гумилёва в литературе. Поэта всегда привлекали экзотиче­ские места.

Детское любопытство к миру, страсть к путешествиям, любовь к яркой живописи — всё это.он вложил в стихотворение.

Обращаясь к некой загадочной женщине, которая грустит и ни во что не хочет верить, автор на самом деле ведёт диалог с читателем.

В стихотворении поэт сравнивает два пространства: далёкое и совсем близкое.

Обратите внимание

Про то пространство, которое «здесь», он почти ничего не говорит, да это и не нужно. Здесь лишь «тяжёлый туман», дождь, грусть да слёзы, в этом мире нет красок — он бесцветен, и потому кажется, что рай на Земле невозможен.

Но поэт хочет доказать любимой женщине, что «далёко, на озере Чад» — всё по-другому. Там мир полон радости, он переливается и сияет всеми краска­ми, словно драгоценный алмаз. И там «изысканный бродит жираф ».

Для описания этого удивительного существа автор нашёл необыкновенные слова:

Ему грациозная стройность и нега дана,

И шкуру его украшает волшебный узор…

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полёт.

Поэтический образ жирафа можно назвать алле­горией. Это дивная грёза — воплощение красоты Африки, о которой мечтает поэт. Лирический герой сближен с автором. Он предстаёт в стихотворении оптимистом, романтиком и мечтателем.

У стихотворения кольцевая композиция, и в на­чале, и в конце — одни и те же слова:

Послушай… далёко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.

Поэтическое обрамление стихотворения создаёт такое впечатление, будто лирический герой готов вновь и вновь без устали повторять свой рассказ о рае на Земле, чтобы заставить любимую женщину (и нас, читателей) взглянуть на мир по-иному.

Мелодия стихотворения спокойна и грациозна — сродни образу жирафа. Звуки, протяжные и мело­дичные, дополняют сказочное описание волшеб­ного края.

Для передачи настроения поэт использует кра­сочные эпитеты (изысканный жираф; немыслимые травы; мраморный грот; таинственные страны), необычные сравнения (подобен цветным парусам корабля; бег его плавен, как радостный птичий по лёт), метафоры (вдыхала тяжёлый туман).

Как все поэты-акмеисты, Николай Гумилёв ис­пользует не конкретные цвета, а предметы — он даёт возможность читателю самому представить тот или иной цвет или оттенок. Жираф «подобен цветным парусам корабля», наверное, шкура его — ярко-оранжевая с красно-коричневыми пятнами, что эффектно контрастирует с синей водой.

В этом пространстве воздух свежий и чистый, с запахом «немыслимых трав». Не так уж и далёк этот экзотический африканский континент, если читатель умеет мечтать, если он не желает жить в сером, скучном мире обыденности. Поэт предлагает читателю взглянуть на мир по-другому и осознать, что он огромен и прекрасен.

Стихотворение написано пятистопным амфибра­хием.

Строки рифмуются при помощи мужской рифмы (с ударением на последнем слоге).

Здесь искали:

  • Анализ стихотворения жираф
  • гумилев жираф анализ
  • жираф гумилев анализ

Источник: http://Sochineniye.ru/analiz-stihotvoreniya-zhiraf-gumilyov/

Презентация к уроку по литературе (11 класс) по теме: Анализ стихотворения Н. Гумилева «Жираф»

Слайд 1

Анализ стихотворения Николая Гумилева «Жираф»

Слайд 2

Цель урока знакомство учащихся с великим таинством поэтического текста через выявление сложных внутренних связей его содержания и формы Вот рай, пропитанный звучаньем и тоской, Не рай, так подступы к нему, периферия Той дивной местности, Той почвы колдовской, Где пятая откроется стихия. А. Кушнер.

Слайд 3

История созания стихотворения Приезд семьи Гумилевых в 1903 году в Царское Село, встреча семнадцатилетнего Николая с удивительной девочкой, утверждающей, что к ней “приплывала зеленая рыба”, “прилетала белая чайка” , а она “ была дерзкой, злой и веселой И вовсе не знала, что это-счастье . В песок зарывала желтое платье , Чтоб ветер не сдул, не унес бродяга…” Она была равнодушна к влюбчивому юноше, но он привык всегда добиваться своего, пусть на это уйдут даже годы…

Слайд 4

Царское село

Слайд 5

Николай Гумилев Анна Ахаматова (Горенко)

Слайд 6

Например, «Жираф» Потом Н. Гумилев стал поэтом, воином, путешествовал по Африке, Абиссинии, Мадагаскару. В результате появились замечательные стихотворения, некоторые из которых посвящены экзотическим животным.

Слайд 7

Жираф Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд, И руки особенно тонки, колени обняв. Послушай: далеко, далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.

Важно

Ему грациозная стройность и нега дана, И шкуру его украшает волшебный узор, С которым равняться осмелиться только луна, Дробясь и качаясь на влаге широких озер. Вдали он подобен цветным парусам корабля, И бег его плавен, как радостный птичий полет.

Я знаю, как много чудесного видит земля, Когда на закате он прячется в мраморный грот. Я знаю веселые сказки таинственных стран Про черную деву, про страсть молодого вождя, Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман, Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад, Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав… Ты плачешь? Послушай…далеко, на озере Чад Изысканный бродит жираф.

Слайд 8

Чем стихотворение “Жираф” отличается от текстов, которые уже обсуждались на уроке? О чем это стихотворение ? (поставь галочку ) Об экзотическом животном О любви

Слайд 9

Если оно о любви, то почему называется “Жираф”? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте, понаблюдаем над текстом.

Слайд 10

Оно грустное , почти печальное и тревожное, тоскливое… Каково настроение стихотворения ?

Слайд 11

Можно ли пересказать его сюжет?

Слайд 12

(Маленькая комната, дождь за окном. Маленькая хрупкая девушка, обнимая колени,… Где происходит действие? Как оно происходит ?

Слайд 13

(Сегодня. Но время как будто остановлено. Сегодня равно сейчас, в любое мгновение). Когда происходит действие?

Слайд 14

Лирический герой Кто ведет повествование?

Слайд 15

Каким вы представляете его себе? Он романтичен, одновременно реален, только опечален грустным взглядом на мир своей возлюбленной. Как счастлива может быть девушка, рядом с которой такой удивительный друг! Он нежный, терпеливый, мудрый.

Любимая для него – ребенок, нуждающийся в утешении и поддержке, поэтому нужна СКАЗКА… про ЖИРАФА… про черную деву…И он рассказывает, как будто рисует яркими красками плавный и величавый бег грациозного животного, по красоте сравнимого с мерцающей лунной, дорожкой на широкой глади озера.

Слайд 16

Совет

Из маленькой комнаты — в Африку, на озеро Чад! Погружение в экзотический мир помогает уйти от проблем. Как выражается художественное пространство?

Слайд 17

«…И руки особенно тонки, колени обняв…» Для чего автор использует сложные языковые синтаксические конструкции? Найдите ошибку в употреблении деепричастного оборота. Почему эта стихотворная строчка- одна из самых завораживающих в тексте ?

Слайд 18

Что придает стихотворению оттенок волшебства и загадочности?

Слайд 19

Какие эпитеты и сравнения встречаются в стихотворении «Жираф»?

Слайд 20

Итоги урока Стало ли более понятным стихотворение после беседы на уроке? Почему оно называется “Жираф”? Как вы понимаете эпиграф, предложенный к уроку? А сейчас давайте послушаем песню Андрея Макаревича “Место где свет”. Чем созвучны стихи и мелодия песни со стихотворением Гумилева?

Слайд 21

Домашнее задание Выучить стихотворение “Жираф” наизусть. Написать работу “Размышление над стихотворением Н. Гумилева” или “Жираф” Н. Гумилева и “Место где свет” А. Макаревича. Сравнительная характеристика.

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2012/12/07/analiz-stikhotvoreniya-n-gumileva-zhiraf

Анализ стихотворения Н. Гумилева «Жираф»

Стихотворение Н.Гумилева «Жираф» датируется 1907 годом, Париж и является одним из наиболее известных произведений этого поэта. Оно представляет собой классический образчик такого направления в литературе как акмеизм. Родившись как реакция на символизм и его «туманные», иные миры, акмеизм ставил своей целью возродить интерес к «настоящей», реальной жизни.

Его представители (Н.Гумилев, О.Мандельштам и др. ) старались увидеть и отобразить красоту, сочность, выразительность настоящего, невыдуманного мира, его энергию, наполненность, насыщенность событиями. И поэтому для акмеизма характерно обращение к экзотическим пейзажам, необычным местам, колоритным персонажам и героям.

Стихотворение «Жираф» полностью соответствует этим условиям. Его можно отнести и к философской, и к любовной лирике поэта.

Любовная линия просматривается через монолог лирического героя и его возлюбленной. В воображении читателя рисуется маленькая комната, дождь за окном; грустная хрупкая девушка, обнимая колени, сидит на диване. Рядом с ней юноша.

Мы не узнаем причину ее настроения, но узнаем, что «она слишком долго вдыхала тяжелый туман» и не верит ни во что «кроме дождя».

Ее возлюбленный- лирический герой- пытается ободрить, вдохнуть новую жизнь в эту девушку, подарить ее сказку о другом мире, красивом, беззаботном и радостном.

Неслучайно и само стихотворение несколько похоже на сказку с ее «далеко, далеко…».

Попытки вдохнуть в существование лирической героини, показать ей краски и запахи другого, радостного, яркого мира, не увенчиваются успехом- «Ты плачешь?» От этого стихотворение создает общий грустный, похожий на осеннюю погоду фон.

И настроение читателя так же становится приглушенным, как- будто покрытым тем самым туманом, который «вдыхала» героиня. И даже сама сказка юноши о жирафе, о далекой стране, о «черной деве» и «страсти молодого вождя» не может изменить это настроение.

Но для самого Н.Гумилева эта сказка является самой настоящей реальностью, которую можно достать, увидеть, прочувствовать. Будучи воином, он немало путешествовал по Африке, Абиссинии, Мадагаскару.

Обратите внимание

В результате появились замечательные стихотворения, некоторые из которых посвящены экзотическим животным. Одним из этих животных и является жираф.

Для автора жираф является символом яркого, красочного, животрепещущего бытия, наполненного и брызжущего впечатлениями.

Для образа жирафа Н.Гумилев использует красочную палитру, как- будто широкими мазками кисти он обозначает и «волшебный узор» шкуры, и «грациозность», и «негу». Невольно рисуется это гордое, красивое животное, которое Н.

Гумилев наделяет характеристиками самого что ни есть дивного существа.

И перед нами уже не простое млекопитающее, а наделенное магической силой животное, которое может исполнить все мечты, подарить сказку о прекрасном и стать проводником в новый чудесный мир.

Эта картина дополняется ошеломляющими красами «дивного сада», «мраморного грота», «стройных пальм».

Читатель будто переносится из комнаты, где находятся герои в тот самый неведомый, безграничный мир, и каждый имеет возможность дополнить его, создать свою собственную сказку с собственными персонажами и животными.

И чем жираф для этой девушки не сказочный единорог, приносящий только счастье и радость, а если слезы, то только от самого сильного счастья? А, может быть, и сам лирический герой станет для девушки тем символом, который принесет счастью, который сможет осушить ее слезы и сделать сказкой всю ее жизнь?

В своем произведении поэт использует художественные средства, которые позволяют достичь наибольшей выразительности. Стихотворение написано дактилем, с использованием перекрестной рифмы (abab).

Но более интересны стилистические приемы, которые использует автор. Так, мы видим рефрены «На озере чад изысканный бродит жираф». Этот повтор акцентирует внимание читателя, обращает нас к символике стихотворения.

Для усиления впечатления от настроения героини и от африканских пейзажей используется их противопоставление друг другу. Жара и колорит Африки с экзотикой еще больше оттеняют дожди и слезы, недоверие и разочарование девушки; а «страсть молодого вождя» подчеркивает невинность и печаль лирического героя, вызванные страданиями его собеседницы.

Важно

Яркие, буйные эпитеты в рассказе героя- «изысканный», «волшебный», «чудесное», «веселое», «таинственное», «немыслимое» придают объем и жизненность этому рассказу, заставляют нарисовать в своем воображении самые красочные и невероятные пейзажи.

И пусть сейчас мир открыт для всех, и можно увидеть разных экзотических животных разный стран, но жираф Н.Гумилева останется тем символом, который позволит даже в самый дождливый день, когда «особенно…грустен взгляд» увидеть красоту окружающего.

Источник: http://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_stikhotvorenija/gumilev/analiz_stikhotvorenija_n_gumileva_zhiraf/45-1-0-500

Стихотворение

Образование 24 апреля 2015

Есть поэты среди лириков Серебряного века, чье влияние на потомков и современников было особенно значительным. К ним принадлежит, конечно, Гумилев Николай Степанович. В этой статье мы проанализируем его стихотворение «Жираф».

План анализа

Анализируя стихотворение, следует выделить следующие моменты.

— Название, автор, история создания, события, которые обусловили появление данного произведения.

— К какому направлению в литературе принадлежал его автор.

— Жанр данного стихотворения.

— Идея, тема.

— Композиция.

— Использованные в произведении художественные образы.

— Лирический герой.

— Литературные приемы, которые использует автор (метафора, эпитет, сравнение, олицетворение, повтор, символ и др.), а также поэтическая лексика (неологизмы, архаизмы, антонимы, синонимы) и поэтическая фонетика (диссонанс, аллитерация).

Основываясь на этом плане, мы проведем анализ стихотворения «Жираф» Гумилева. Однако применять его можно и к другим поэтическим произведениям.

Автор произведения

Начнем анализ стиха Гумилева «Жираф» с представления автора. Этот поэт известен был как один из руководителей и создателей школы акмеизма. Сам он относился к собственным стихам весьма критически, работал скрупулезно над их содержанием и формой. Гумилев — один из самых взыскательных и строгих учителей, прививавших молодым поэтам вкус к отточенности высказывания.

Видео по теме

К какому направлению принадлежал гумилев?

Гумилев, как мы уже упоминали, принадлежал к такому направлении, как акмеизм. Это придуманный Николаем Степановичем стиль, который подразумевал отражение действительности емкими и легкими словами.

Лирический герой

Намеренно лирический герой закрывает глаза на будничность жизни, окружающей его. Он ей противопоставляет полный приключений, яркий мир свободного странника. Привлекают его красивые названия, экзотические места. Целеустремленность и воля — духовный стержень всей поэзии Николая Степановича.

Современников захватил облик лирического героя Гумилева, сочетавший в себе мужество, отвагу, способность предсказывать будущее, а также страсть к путешествиям и детское любопытство к окружающему миру.

История создания произведения «Жираф» (Гумилев)

Анализ по плану продолжим, рассказав немного об истории создания стихотворения и сборнике, в который оно включено. «Романтические цветы» — сборник стихотворений, вышедший в 1908 году. Лирический герой в данном цикле примеряет различные маски.

Он — то проигравший все игрок, который поставил в страшном порыве свой крест на карту; то мыслитель-отшельник, который обладает высшим знанием; то странник. За этими обличьями мы видим одного человека, мужественного и упрямого, мечтательного и отважного, который не боится испытаний и тревог, даже если они угрожают герою смертью.

В сборник под названием «Романтические цветы» не случайно вошло стихотворение «Жираф», написанное в 1907 году. Это одно из наиболее ярких творений Гумилева, ставшее надолго его визитной карточкой в литературе.

Сам автор много путешествовал по Турции, Африке, Востоку. Впечатления эти отразились в его стихах, для которых характерны дикие экзотические ритмы.

Звучит в его произведениях и музыка заморских стран, и русские песни, и трубы войны, и слезы, и смех любви. Одним из наиболее прекрасных стихотворений, посвященных Африке, является у такого поэта, как Гумилев, «Жираф».

Краткий анализ произведения не позволяет говорить подробно об остальном его творчестве, которое также весьма любопытно.

Жанр стихотворения

Как и многие другие стихотворения данного автора, этот стих написан в жанре философской лирики.

Анализ стихотворения «Жираф» Гумилева, кратко изложенный в этой статье, позволяет говорить о том, что перед нами поэт предстает «мастером сказки», в своем произведении сочетая описание быстро меняющихся, ослепительно ярких картин прекрасной далекой страны с музыкальностью и мелодичностью повествования.

Тема и идея

Лирический герой стихотворения «Жираф» для того, чтобы развеять печаль своей спутницы, решает ей рассказать грустную и таинственную сказку про страсть молодого вождя к черной деве, про «стройные пальмы», «тропический сад», про все экзотическое, прекрасное. Начинается она особенно: «Далеко, далеко на озере Чад…» бродит изысканный жираф.

Выражение «далеко-далеко» пишется обычно через дефис. С помощью него определяется что-то совершенно недостижимое. Однако Гумилев не без некоторой доли иронии наше внимание акцентирует на том, что этот континент не так уж и далек.

Он сравнивает два пространства, в масштабе сознания человека являющиеся далекими. Однако они совсем близки в масштабе земли. Про то, что находится «здесь», автор не говорит ничего. Это и не нужно, так как здесь только «тяжелый туман», который мы привыкли вдыхать ежеминутно.

Жизнь в мире, где мы живем, течет в серых тонах. Именно такой ее изображает Николай Гумилев («Жираф»). Анализируя произведение, можно сказать, что лишь слезы и грусть остались «здесь». Кажется, как будто на земле невозможен рай. Однако лирического героя эта обыденность не устраивает.

Его влекут необычность, красочность, экзотические ритмы.

Лирический герой, обращаясь к таинственной женщине, судить о которой мы можем только с позиции автора, диалог ведет и с нами, то есть теми, кто слушает эту сказку. Он предлагает взглянуть иначе на мир, понять, что земля видит «много чудесного».

Каждый из нас способен при желании увидеть это, следует лишь очиститься от вдыхаемого нами «тяжелого тумана» и понять, что мир прекрасен и огромен. Автор стремится это доказать. Совершенно иной представляется жизнь на озере Чад.

Здесь, как будто драгоценный алмаз, переливается и блестит мир, воздух чистый и свежий.

Художественные образы

Вот уже мы переносимся вместе с героиней стихотворения в загадочную Африку для того, чтобы попасть в «тропический сад», дотронуться до стволов прекрасных «стройных пальм», вдохнуть воздух далекой земли, напоенный благоуханием растений и цветов и увидеть удивительное животное, которому дана «грациозная стройность и нега».

Романтически условен облик этого африканского животного. Много в стихотворении «придуманного» изящества. Можно отметить здесь строчку о том, что он «прячется в мраморный грот» на закате. Однако поэтическая форма оправдывает это, поскольку предполагает уже изначально наличие таинственного и чудесного.

В данном стихотворении Николай Гумилев остановил не случайно свой выбор на жирафе. Присущая ему экзотика вписывается очень органично в текст повествования о загадочной далекой земле.

Совет

С длинной шеей, стоящее твердо на ногах, с «волшебным узором», украшающим шкуру, это животное стало героем множества стихов и песен. Можно, пожалуй, провести параллель между ним и человеком, который так же грациозно строен, статен и спокоен.

Однако жирафу «нега» и миролюбие даны от природы. А «царь зверей» по собственной воле возвеличивает себя над другими живыми существами.

Литературные приемы, которые использует Гумилев

Проведя анализ стиха Гумилева «Жираф», мы заметили, что автор использует прием необычного сравнения, что является одним из самых примечательных средств создания образа жирафа. Волшебный узор его шкуры сравнивается с блеском луны, а сам он «подобен цветным парусам корабля». Бег животного уподобляется радостному птичьему полету: он такой же плавный.

Другими средствами, к которым Гумилев прибегает в данном стихотворении, являются эпитеты: «грациозная стройность», «изысканный жираф», «цветные паруса», «волшебный узор», «тяжелый туман», «радостный полет», «немыслимые травы», «таинственные страны», а также метонимия («бродит жираф»), повтор («далеко, далеко»), олицетворение («осмелится только луна», «много чудесного видит земля»).

Сродни грациозности и спокойствию жирафа мелодия произведения, как показывает анализ стихотворения «Жираф» Гумилева. Неестественно протяжны звуки. Они мелодичны, придают оттенок волшебства повествованию, дополняют также сказочное описание.

Гумилев в ритмическом плане использует в стихотворении пятистопный ямб. С помощью мужской рифмы объединяются строки (то есть ударение падает на последний слог). Звучит эффектно заключительный стих последней и первой строф, сокращенный до трех стоп.

Возможно, именно поэтому они запоминаются и надолго остаются в памяти. Мы заметили также еще один важный момент, проведя анализ.

Гумилева «Жираф» — стихотворение, в котором пятистопный амфибрахий, его баюкающий ритм в сочетании с использованием звонких согласных позволяет автору красочно и органично описать мир сказки. Настолько мелодично это стихотворение, что сегодня оно стало песней: на него написана музыка.

Автор использует для создания образа таинственной и печальной незнакомки аллитерацию, ассонанс (взгляд — Чад), анафору («особенно грустен», «особенно тонки»). Мы встречаемся с ассонансом и далее (вождя — дождя, дана — луна, стран — туман и т.д.).

Обратите внимание

Нельзя не включить в анализ стихотворения «Жираф» Гумилева и следующий момент. Автор, рисуя картины волшебной страны перед читателем, нигде при этом не использует в повествовании конкретного описания цвета образов и предметов.

Гумилев, прибегая к поэтическим средствам, своего цветового видения не навязывает. Он дает возможность воображению представить живо мир, о котором говорится в стихотворении, его оттенки и цвета.

В этом вы можете убедиться, проведя самостоятельно анализ.

Гумилева «Жираф» — произведение, читая которое, мы действительно представляем и сидящую грустно у окна изящную девушку, и шкуру жирафа с волшебным узором, и цвет глади воды, по которому раскинулись золотистым веером лунные блики, и паруса корабля, плывущего на закате, алые, как у Грина.

Композиция

Завершает наш анализ стихотворения «Жираф» Гумилева композиция произведения. Это прекрасная сказка. Для нее, как и для многих других, характерна кольцевая композиция. Заканчивается действие там же, где оно и начиналось.

Этот прием в данном случае демонстрирует желание Гумилева рассказать читателям о «рае на Земле» для того, чтобы заставить посмотреть их по-новому на мир. Создается впечатление по мере прочтения, что еще не окончена сказка о таинственной и прекрасной Африке.

Кажется, что лирический герой настолько увлечен богатой палитрой цвета, экзотическими звуками и запахами, что без устали готов рассказывать о них, рисовать яркие, пышные картины. И нам невольно передается этот неугасимый энтузиазм.

Мы с нетерпением, как в сказках Шахерезады, ожидаем продолжения и находим его с благодарностью, обращаясь к творчеству Гумилева, в других его произведениях.

Итак, мы рассказали о произведении, которое создал Николай Гумилев («Жираф»). Анализ стихотворения был проведен с опорой на план, данный в начале статьи. Это лишь краткая характеристика, отмечающая основные особенности данного произведения.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/186651/

Ссылка на основную публикацию