Как человек может воспитать в себе доброту?

Сочинение: Как человек может воспитать в себе доброту? | Литрекон

(355 слов) Чтобы воспитать в себе доброту, необходимо честно и добросовестно пройти тернистый жизненный путь.

Если жизнь легка и беззаботна, это не способствует внутреннему развитию и нравственному улучшению человека.

А проходя через страдания, оказываясь в сложных жизненных ситуациях, мы начинаем острее чувствовать боль и радость других людей, становимся намного добрее. Чтобы подтвердить свое утверждение, приведу литературные примеры.

Вспомним Иешуа Га-Ноцри из романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». Это бедный проповедник, который не мог похвастаться легкой жизнью.

Обратите внимание

Он не был обременен богатством и статусным положением, поэтому видел страдания народа, сам переживал их, а потому мог сочувствовать и помогать ему добрым словом.

Даже оказавшись под стражей и представ перед лицом прокуратора Иудеи, он не переставал верить в то, что кругом него находятся добрые люди: «Злых людей нет на свете». Конечно, Иешуа было крайне тяжело. Его готовились осудить на казнь.

И всё-таки он не переставал верить в лучшее в человеке и надеяться, что судьба окажется к нему благосклонна. Он воспитал в себе подобное мировоззрение, честно пройдя через трудности и страдания без помощи матери и отца, без протекции друзей, без хитрости и жестокости. Только высоконравственная жизнь «по совести» делает человека добрее.

Еще одним примером доброты и нравственной чистоты может служить образ Маши Мироновой из повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

Хотя родители и считали девушку трусихой, она не побоялась совершить героический поступок и обратиться за помощью к придворной даме, а на деле к самой императрице с целью спасти своего возлюбленного Петра Гринева от судебного процесса.

Маша испытала много горя – в процессе развития сюжета она остается сиротой, чуть было не становится подневольной невестой офицера Швабрина, переживает арест любимого.

Все эти страдания и трудности помогли наивной барышне стать доброй и благородной женщиной, ведь она познала на личном опыте ту боль, которую людям причиняет недостаток добродетели. Поэтому она ни за что не могла прибегнуть к жестокости, равнодушия и трусости. Так, благожелательное отношение к людям стало основой ее мировоззрения.

Таким образом, только честно и самостоятельно проходя тернистый жизненный путь, люди воспитывают в себе доброту. Пережитые страдания не только способствуют улучшению человека, но и формируют его как личность, стойкую и смелую, способную к самостоятельным решениям, а в процессе честного труда он познает важность взаимовыручки, сострадания и отзывчивости в обществе.

Источник: https://litrekon.ru/sochineniya/itogovye/kak-chelovek-mozhet-vospitat-v-sebe-dobrotu/

Разработка тематического направления “Доброта и жестокость”

Доброта и жестокость

Разработка тематического направления

План-кластер

ДОБРОТА

ЖЕСТОКОСТЬ

БЛАГОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ

ОТЗЫВЧИВОСТЬ

МИЛОСЕРДИЕ

СТРЕМЛЕНИЕ ПОМОЧЬ ЛЮДЯМ

БЕСЧЕЛОВЕЧНОСТЬ

ЭГОИЗМ

ГРУБОСТЬ

ЗАВИСТЬ

Вопросы для обсуждения

  • В чем причины жестокости? 
  • Чем опасна жестокость?
  • Чем опасна жестокость к близким людям?
  • Как вы считаете, жестокость-врожденное или приобретенное качество?
  • Что значит истинная доброта?
  • Может ли добрый человек проявлять жестокость?
  • Может ли жестокий человек проявить доброту?
  • Как человеку воспитать в себе доброту?
  • Чем опасна показательная доброта?

Понятия «доброта» и «жестокость» принадлежат к «вечным» категориям, во многих произведениях литературы показаны персонажи, тяготеющие к одному из этих полюсов или проходящие путь нравственного перерождения

Н. М. Карамзин. «Бедная Лиза»

Лиза

Эраст

«И крестьянки любить умеют!..» 

А.С. Пушкин «Капитанская дочка» А.С. Пушкин «Капитанская дочка»

Жестокость – порождение жестокости власть имущих к простому народу

 В любом человеке нужно видеть личность, достойную уважения и заслуживающую доброго отношения

Пушкин убеждает нас: доброта вызывает ответную доброту даже в мире войны и жестокости.

А. С. Пушкин. «Станционный смотритель»

Роковая страсть Дуни к гусару заставляет совершить жестокость – она тайно бежит из дому, не получив благословения родителя и не сообщив ему о себе ничего. Обезумевший от горя отец спивается и умирает, а дочь появляется лишь на его могиле.

Н. В. Гоголь. «Шинель»

Основной идеей во многих произведениях Н.В.Гоголя является мысль о неправильном устройстве человеческого общества, в котором царит жестокость. В повести «Шинель» рассказывается история жизни и гибели Акакия Акакиевича Башмачкина. Это образ «маленького человека», всеми презираемого и унижаемого.

Он не способен ничего противопоставить своим мучителям. В таком мире ничего хорошего нет для человека «маленького», ведь даже шинель, приобретённая такими жертвами, была отобрана у него.

Важно

Получается, что неправильный мир отвергает всех, кто добр и не способен на жестокость, что-то получить в нём может только тот, кто отберёт, ограбит, унизит и оскорбит другого.

Л. Н. Толстой. «Война и мир»

Наташа Ростова буквально заставляет мать отдать подводы, приготовленные для перевозки вещей («приданого»), раненым солдатам, двигающимся после Бородинского сражения в тыл.

Н.С. Лесков.
«Леди Макбет Мценского уезда»

История любовной страсти и ее страшных последствий. Любовь молодой купеческой жены Катерины Измайловой к приказчику Сергею безумна и безудержна – буквально ничем не удержана, не ограничена.

В. К. Железников. «Чучело» А. И. Куприн. «Олеся» Максим Горький.
«Старуха Изергиль»

За что был наказан сын орла?

Ларра

Данко

Перескажите легенду.

Дайте трактовку

символа горящего сердца Данко.

М. А. Шолохов. «Судьба человека»

Андрей Соколов, переживший фашистский плен, потерявший во время войны всю семью, не очерствел. Его сердце ещё готово любить, поэтому он берёт на воспитание мальчика-сироту Ванюшу.

Н. Г. Троепольский. «Белый Бим Чёрное Ухо» И.С. Тургенев. «МУМУ» В мире мудрых мыслей

  • Согласны ли вы с утверждением Ариосто: «Жестокость — это порождение злого ума и часто трусливого сердца»? 
  • Согласны ли Вы с тем, что «жестокосердные люди не могут верно служить великодушным идеям» (Гюго)
  • Как Вы понимаете слова Толстого: «Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе»?
  • Согласны ли вы с мнением Бичера: «Поддержать добрым словом человека, попавшего в беду, часто так же важно, как вовремя переключить стрелку на железнодорожном пути»?
  • Раскройте смысл слов Мелихана: «Доброта бывает разной: глупой, умной, хитрой и даже злой». 
  • Как вы понимаете слова А.П. Чехова: «Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой»?

Темы сочинений

  • Может ли доброта причинить вред человеку?
  • Когда в душе человека может наступить конфликт добра и зла?
  • Согласны ли вы со словами Конфуция: «Подлинная доброта вырастает из сердца человека. Все люди родятся добрыми»?
  • Можно ли оправдать жестокость?

Спасибо за внимание! <\p>

Источник: http://uchitelya.com/russkiy-yazyk/155163-razrabotka-tematicheskogo-napravleniya-dobrota-i-zhestokost.html

Статья на тему: КАК ВОСПИТЫВАТЬ ДОБРОТУ

КАК ВОСПИТЫВАТЬ ДОБРОТУ

Доброта – качество, ценимое во все эпохи. Добрый человек пожалеет несчастного, найдет слова утешения, поможет в беде, удержит от ошибки. Он не просто смотрит и слушает других людей – он их видит, слышит и спешит на помощь. Сущность доброты – способность сопереживать другому человеку.<\p>

Существует три понятия доброты.

Самая маленькая доброта — пассивная. Человек не ударит слабого, не заденет самолюбия легкоранимого. Но пройдет мимо зла, не поспешит сделать добро.

Бывает доброта активная, когда человек совершает добрые дела, но тоже проходит мимо зла. Может, он делал добро другим для своей выгоды.

И, наконец, доброта созидательная. Это самое ценное, что может быть в человеке. Такая доброта выбирает себе хозяина — человека с чувством обостренного достоинства, который защитит слабого, поможет в беде, по-настоящему почувствует несправедливость, унижение одного человека другим и способен бороться со злом.

Говоря о воспитании доброты, нельзя не вспомнить Василия Александровича Сухомлинского, который уделяя огромное внимание нравственному воспитанию, писал:

«Искреннее, чистосердечное желание добра неотделимо от самовоспитания. Поистине добрый человек сегодня становится лучше, чем был вчера; чувствование добрых побуждений приносит ему самому счастье. Хорошие, добрые желания живут в душе того, кто умеет отдавать силы своей души другим людям.

Истинная доброта выражается в желании видеть лучшим человека, с которым ты соприкасаешься. Для того чтобы, образно говоря, в сердце маленького человека прочно обосновалось добро, надо с детства воспитывать в нем доброжелательность. Здоровое стремление стать лучше не должно выливаться в нездоровое желание принизить других.

Мастерство и искусство воспитания в этой тонкой сфере заключаются в том, чтобы осознание и переживание человеком своих достоинств гармонически сочетались с беспокойством, с тревогой; почему мой товарищ отстает от меня? Умение правильно, по-доброму видеть своих товарищей, умение желать добра воспитывается лишь в том коллективе, где происходит постоянное интеллектуальное и моральное развитие, совершенствование каждого человека. Способен желать добра другому тот, кто сам чувствует, что он сегодня стал лучше, чем вчера<\p>

Совет

Для воспитания нравственной культуры я считаю очень важным то, чтобы человек и в личных, и в коллективных духовных отношениях был связан с другими людьми узами добрых желаний. Пусть одновременно с первыми шагами познания  окружающего мира он испытывает радостное волнение и тревогу в связи с благополучием или горестями другого человека. Пусть на собственном опыте убедится, что от того как он видит другого человека, как к нему относится, зависит мир и покой в его душе.»<\p>

Как научить ребёнка чувствовать? Дети правильно понимают, что такое доброта, но не всегда, к сожалению, их поступки бывают добрыми. И наша задача состоит в том, чтобы воспитывать у них с детства потребность совершать добрые поступки.<\p>

Способность к сопереживанию у ребенка воспитать непросто. Она развивается постепенно и не сразу проявляется полностью. Доброте ребенка учит взрослый, делая это ненавязчиво, но постоянно, привлекая внимание ребенка, прежде всего к личности другого ребенка, к его душевному состоянию: “Не обижай других”, “Если видишь, что кто-то плачет, подойди и успокой. Тебе ведь лучше, когда тебя утешают?” и т.д. Таких уроков потребуется немало. И начинать их надо очень рано, не пропуская те жизненные ситуации, которые способны подвигнуть ребенка к действенному отклику на эмоциональный дискомфорт товарища. Первое и основное правило – воспитывать доброту можно только добром, опираясь при этом на то хорошее, что уже сформировалось в характере ребенка или только начинает складываться.

В воспитании доброты приоритет за семьей. Человек начинается с детства. В школу приходят разные дети: эгоистичные, избалованные, себялюбивые — и открытые, простые, любящие все живое. Первые школьные годы могут многое изменить в маленьком человеке. Ребенок — как подсолнух: он поворачивается к добру как к солнцу.

И это добро обязательно должно исходить от педагога, учителя. Если ребенок чувствует в учителе доброго, ласкового, справедливого, доброжелательного наставника, то он открывается ему всей душой.<\p>

Поэтому одной из главных задач школы является формирование у детей общечеловеческих  духовных  ценностей и ориентиров.

Среди них – вечные нравственные нормы: доброта, уважение к старшим, помощь и взаимопомощь, и, очень модное сейчас слово, толерантность. Не секрет, что наиболее благоприятным для усвоения нравственных норм поведения является младший школьный возраст. Дети, как губка, впитывают все: и плохое, и хорошее.

Обратите внимание

И задача учителя, научить их разбираться  в  нашем жестоком мире, научить их  сохранять и умножать в себе и окружающих частичку доброты и справедливости.

В каждом ребенке много доброго, неиспорченного, и важно не убить в них это, а увидеть и взрастить. Ведь воспитание личности ребенка происходит непрерывно: и на уроке, и во внеурочной деятельности. В каждом мальчишке и девчонке надо раздуть искорки доброты, милосердия и понимания себя, окружающего мира.

Воспитанию доброты способствует проведение классных часов. Беседы с младшими школьниками предусматривают воспитание словом, организацию нравственного просвещения через обобщение жизненного опыта воспитанников.

Ведь мы живем среди людей и необходимо, чтобы дети приобрели опыт взаимодействия с окружающими людьми, не нарушая правил поведения и не мешая своим поведением окружающим людям.

<\p>

На классных часах, на уроках чтения  совместно с детьми анализируются действия и поступки героев различных произведений, обсуждаются разнообразные варианты выхода из сложившихся ситуаций. Никто не остается равнодушным.

Разные ситуации помогают не только узнать, как вести себя в том или ином случае, но и «примерить на себя» эту ситуацию, чтобы выйти из нее достойно. И основным девизом неизменно остается: «Помни, что рядом с тобой люди».

Но в жизни бывает и так, что дети, играя, незаслуженно обижают товарища. И, конечно, это не остается без нашего внимания.

Такие не выдуманные жизненные ситуации, участниками которых оказываются сами дети, приводят к тому, что ребята становятся внимательнее друг к другу, добрее, прислушиваются к мнению товарищей.

Дети не остаются  глухи к чужому несчастью, откликаются и пытаются помочь товарищу, оказавшемуся в беде.

Важно

  Хочется надеяться, что такая ежедневная, кропотливая работа по воспитанию и развитию личности ребенка даст свои результаты: дети станут отзывчивее и добрее. А в дальнейшем может быть это  поможет разбираться им в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми, войти в него уверенным в себе, умеющим общаться с окружающими и способным преодолеть свои страхи и трудности. Хочется верить, что наши ученики войдут в мир созидателями доброты и милосердия. <\p>

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2018/01/29/kak-vospityvat-dobrotu

“Доброта в жизни человека” сочинение

Что же это за понятие? Доброта – это гуманность к людям, любовь и забота к окружающим. Явный признак доброты – это сознательное проявление добра, полезных дел, не требующих что-либо взамен.

Окружающие относятся друг к другу по-разному. Одни проявляют внимание и теплоту к другим, а вторые не показывают никакой заинтересованности к проблемам того или иного человека.

Наличие второго типа людей на нашей планете крайне печально, ибо присутствие равнодушных, безразличных ко всему людей вселяет отрицательные качества в души молодых поколений, что постоянно взаимодействует с этими жителями.

После такого воздействия на светлые умы, человек превращается в бездушное существо, которого, кроме своих сложностей, ничего не интересует. А это очень трагично осознавать.

К глубокому сожалению, многие забыли о понятии “доброта”, что испокон веков значило проявление участия к трудностям других людей. За добротой значится то, что в любой ситуации важно помогать нуждающемуся в поддержке человеку, если нужно, то проявить заботу, внимание к окружающим.

Следует понимать, что на доброту способен только сильный человек, ибо слабому в тягость, что-либо предпринимать не в выгоду себе. И людей, что творят добрые дела, называют личностями! Они могут понять страдания любого отчаявшегося в жизни человека, способны сочувствовать, сопереживать.

А таких людей затруднительно сыскать в современном мире, так как он содержит в себе жителей разных взглядов и принципов.

Совет

Люди же, что не желают иметь в своем сердце такое прекрасное качество, как доброта, не представляют собой ровным счетом ничего, ибо их существование является бессмысленным. Они зажаты, тщеславны, равнодушны.

Иметь такие негативные качества, значит быть отчужденным от этого мира, так как на планете должно царить добро. Это мы знаем еще из сказок, где зло всегда отдает победу добру, потому что так принято и так правильно. С этим ничего не поделаешь.

Не способен на такое возвышенное чувство, значит, ты несчастен. Твоя судьба не имеет должного смысла в жизни, что очень обидно и печально.

Воспитывать доброту необходимо с раннего детства. Это и очевидно, ибо все сталкивались с такой ситуацией, как проезд в автобусе, где важно сообразить: нужно уступить старшему поколению место, иначе это считается не проявлением уважения. За это должно быть стыдно не родителям, а ребенку, который не сумел вовремя усвоить жизненный урок.

Так, доброта – это качество, которое означает проявление заботы и участия к переживаниям людей. Доброту обязан носить в своем сердце каждый человек на Земле! Тогда и мир изменится!

Доброта – это, прежде всего, одно из лучших качеств и характеристик человека. Добро делает его обладателя счастливым и заставляет улыбаться других людей вокруг.

Суть у данного понятия одна – положительная черта, которая выполняет функцию счастья и других хороших чувств. А вот понимание доброты у каждого человека свое, индивидуальное.

Кто-то действительно и серьезно воспринимает добро, а другие люди действует особо не размышляя о том, хорошие или плохие последствия будут впереди.

Обратите внимание

Добро, как и любое другое положительное качество, необходимо закладывать в характер ребенка с детства.

Именно адекватное воспитание и обучение способствует своевременному развитию и учит ребенка (впоследствии взрослого) принимать верные решения в своей жизни. Хоть все и понимают добро по-разному, главное – понимают.

Одному трудно догадаться помочь старушке с переходом дороги, а другой даже на верхушку дерева не побрезгует залезть, чтобы снять котенка.

Проблема воспитания в том, что люди имеют привычку ждать за добро что-то хорошее в обмен, например, равноценное вознаграждение.

И, когда за очередное хорошее дело человек не получил “приз”, то он мысленно делает для себя отметку, что впредь и навеки такого больше не повторять, так как это бессмысленная трата времени и сил.

А разве добро должно вознаграждаться в обязательном порядке? Нет, ни в коем случае, ведь любой добрый поступок, совершенный в сторону ближнего, – это, прежде всего, поступок для самого человека.

Доброта способствует тому, что человек становится счастливым, приобретает отличный авторитет в обществе, чувствует себя лучше, нравится своему окружению, подает пример другим людям, в том числе и детям.

Если ждать чего-либо в жизни стоя на одном месте, то толку не прибавится. Именно по этой причине следует творить добро, притом от чистого сердца, помогая людям, и неважно – родному человеку или незнакомцу.

Каждый, кто получил частичку доброты, запомнит этот поступок и тоже станет немного счастливее.

Добро всегда по определению вызывает высокие чувства, отчего плохое дело легко отличить от хорошего. Не зря существуют такие устойчивые и много раз доказанные и проверенные на деле пословицы как “твори добро – и оно обязательно тебе вернется” и “относись к людям так, как хочешь, чтобы они относились к тебе”. Простые предложения с сильным смыслом.

Важно

Таким образом, добро – одна из важных составляющих жизни каждого человека. Без добра не прожить счастливой жизни, а поскольку жизнь дана одна, то без добра она не будет иметь смысла. И совсем неважно, как относятся другие люди – плохо или хорошо. Самое важное для человека – это его отношение к окружающим. Только излучая добро в окружающий мир, будешь счастлив сам.

Источник: https://schoolessay.ru/dobrota-v-zhizni-cheloveka-sochinenie/

Как разбудить в себе добро

Хочешь быть счастливым? Будь им. Но сначала научись дарить счастье другим.

Один из лучших способов стать счастливее — осчастливить ближнего. Бесчисленные исследования подтверждают связь между добротой и душевностью с одной стороны и более высоким уровнем удовлетворения жизнью, прочными межличностными отношениями, а также лучшим состоянием физического и психического здоровья с другой стороны — благожелательные люди даже живут дольше.

Более того, счастье, которое получаешь от хорошего отношения к другим людям, создает цепочку обратной связи: положительные эмоции порождают еще большую благожелательность в ответ, которая, в свою очередь, делает вас еще более счастливым.

Согласно исследованиям, доброта имеет по-настоящему заразительный эффект: те, кто видел или на себе испытал чье-то сердечное отношение, склонны и сами быть добрее; одно-единственное проявление доброты рождает эффект домино и распространяется как минимум на трех человек: того, кто делает добро, того, кто его получает и того, кто это видит.

Но то, что мы способны на добро и даже можем извлекать из него выгоду, вовсе не означает, что люди всегда отзывчивы друг к другу.

Иногда мы бываем слишком заняты, отвлекаемся на что-то или настолько увязаем в собственных заботах, что уделяем не слишком много внимания тем, кто рядом, и вовсе не стремимся им помочь.

Однако ученые утверждают, что отзывчивость подобна мышцам, и её можно «прокачать».

Как же можно натренировать доброту? Предлагаем вам 10 основных упражнений для развития доброты от GGIA, сгруппированных по трем категориям.

Как воспитать в себе чувство доброты

Отзывчивость рождается более естественным путем, когда мы ощущаем свою связь с другими людьми и способны им сострадать. Первая серия упражнений направлена на развитие именно этих чувств.

1. «Чувство причастности»

Сосредоточьтесь на моменте, когда вам приходилось чувствовать сильную связь с другим человеком — через важный разговор, общий опыт тяжелого поражения или громкого успеха или совместное присутствие при историческом событии — и написать об этом моменте.

Исследование Луизы Пейви в 2011 году показало, что участники, выполнившие это упражнение, сообщали о том, что стали больше заботиться о других людях и обнаружили более сильную склонность к добрым поступкам в течение следующих шести недель, таким, как жертвование денег на благотворительность или помощь незнакомому человеку.

Как это упражнение воспитывает доброту? Как предполагает исследование, ощущение связи с другими людьми удовлетворяет базовую человеческую потребность быть причастным к чему-то большему: когда люди не могут этого добиться, они более склонны фокусироваться на собственных переживаниях вместо того, чтобы заботиться о других.

2. «Чувство поддержки»

Подумайте о качествах тех людей, к которым вы обращаетесь в трудную минуту, а затем вспомните о том, как кто-то из них оказывал вам поддержку.

Марио Микулинсер, декан факультета психологии Междисциплинарного центра Герцлия в Израиле, в своём исследовании от 2005 года пришел к выводу, что люди, выполнившие это задание письменно, впоследствии демонстрировали более высокую склонность к состраданию и желание помочь человеку в беде, чем контрольная группа, которая просто в общих чертах описывала своих коллег и знакомых.<\p>

Это простое упражнение очень эффективно, поскольку повышает чувство психологической защищенности, то есть ощущение доверия и спокойствия, и особенно полезно в моменты, когда мы чувствуем какую-то угрозу. Оно также напоминает нам о тех качествах, которые мы хотим проявить, когда поддерживаем других людей.

3. «Прогулка среди величия»

Отправьтесь на прогулку по таким местам, которые своим величием и бескрайностью просторов заставят вас по-новому взглянуть на свою жизнь, а также позволят ощутить себя частью чего-то большего.

В исследовании Пола Пиффа, ученого из Университета Калифорнии в Беркли, от 2015 года, некоторые участники стояли среди возвышающихся над ними деревьев эвкалипта и просто глядели вверх в течение одной минуты; остальные смотрели в другую сторону, на здание.

Те, кто смотрел на деревья, впоследствии были более склонны помогать другим людям в беде и менее склонны считать себя выше остальны

4. «Медитация сострадания»

Эта простая — но вовсе не легкая в исполнении — техника предполагает, что вы должны сосредоточиться на своем дыхании и одновременно вызвать в себе чувство доброжелательности по отношению к своему партнеру, самому себе, человеку, не вызывающему у вас особых чувств, и даже к своему врагу.

Результаты исследования Хелен Венг из Центра изучения здорового образа мышления в Университете Висконсина в Мэдисоне от 2013 года показали, что участники, выполнявшие это упражнение в течение двух недель, демонстрировали более великодушное отношение к другим людям, жертвуя больше денег пострадавшим от несправедливости, а также показывали увеличение активности в таких зонах мозга, которые отвечают за осознание страданий других людей и управление эмоциями.<\p>

Как сделать доброту источником счастья

1. «Если долго мучиться, что-нибудь получится»

Другой способ стать добрее в долгосрочной перспективе выглядит довольно просто: нужно прикладывать последовательные усилия, чтобы проявлений участия и благожелательности с каждым днем становилось все больше.

Заставить себя сделать что-то хорошее — это отнюдь не плохо и ничуть не умаляет цены поступка. Наоборот, это значительно приблизит вас к тому, чтобы превратить доброту в привычку. Во многом это связано со всё возрастающим ощущением счастья: положительные эмоции в итоге усиливают эффект поступка, благодаря чему мы стремимся повторить этот опыт.

Согласно этому упражнению, вы должны каждый день совершать по пять добрых дел, а затем описывать свои ощущения.

Совет

Поступки могут быть любыми: можно приготовить еду для больного друга, уступить место в автобусе, стать донором крови или просто купить кофе для человека, стоящего позади вас в очереди в кафе.

Вдохновляйтесь тем, что видели сами или что кто-то делал непосредственно для вас. Таким образом вы в корне измените самоощущение и повысите самооценку в самом лучшем смысле этого слова.

2. «Получать радость»

Однако исследования показывают, что не все добрые поступки имеют одинаковый эффект. То удовлетворение, которое мы получаем от них, определяется многими факторами. Можно выделить три стратегии, которые максимизируют пользу от собственной благожелательности по отношению к другим.

Первая стратегия состоит в том, чтобы сделать доброту осознанным выбором. Как утверждают исследования, мы менее склонны получать удовольствие от добрых поступков, когда чувствуем, что обязаны их совершить — например, когда навязчивые просьбы просто загоняют нас в угол.

Важно оставить за собой право сказать «нет» — и дать это право другим, когда сам просишь о помощи. Вторая стратегия заключается в том, чтобы установить связь с объектом вашей доброты — например, самому угостить коллегу обедом вместо того, чтобы просто его оплатить.

В рамках третьей стратегии вам обязательно нужно узнать о положительных результатах вашего поступка, чтобы самому заразиться чувством радости.<\p>

Как разбудить доброту в других

Безусловно, важно знать, как воспитать доброту в себе. Но, возможно, самое большое добро, которое мы можем сделать, — этой найти способ вдохновить на неё других людей.<\p>

1. «Напоминание о единстве»

Во-первых, мотивирующие постеры и цитаты должны стать вашими хорошими друзьями. Во-вторых, если дать людям возможность узнать о конкретных пострадавших в той или иной ситуации — и их личные истории — это сделает проблему более осязаемой, живой, поможет людям проникнуться сочувствием и подтолкнет их к оказанию помощи.

В-третьих, необходимо напомнить людям о базовых общечеловеческих качествах, которые объединяют их с теми, кто чем-то от них отличается, это помогает преодолеть чувство страха и недоверия и способствовать началу взаимодействия. Даже незначительное сходство, например, любовь к спорту, может повысить чувство единства.

2. «Доброта в детях»

Это упражнение включает в себя четыре техники, которые позволяют раскрыть естественную склонность детей к доброте и великодушию.

Здесь родителям предлагается никак не вознаграждать за проявление участия, чтобы ребенок мог осознать, что доброта — это вознаграждение само по себе: то есть хвалить надо не конкретные поступки, а характер ребенка, чтобы он начал воспринимать доброту как неотъемлемую часть собственной личности; и подавать пример собственным поведением, поскольку в вопросе воспитания доброты действия куда красноречивее слов.

Конечно, нельзя стать добрее — или воспитать доброту в своих детях и учениках — за одну ночь, но тут главное помнить: дорогу осилит идущий.

Источник: https://ru.ihodl.com/lifestyle/2015-10-11/kak-razbudit-v-sebe-dobro/

Человека можно воспитать только добром

Накануне Дня учителя, который в этом году отмечается 1 октября, мы от души поздравляем всех педагогов с наступающим праздником и выражаем слова благодарности за ваш труд, за вашу доброту и строгость, за понимание и заботу, за вашу любовь и настоящее терпение.

“Терпение – это вовсе не состояние скота, который все терпит. Это не компромисс со злом, ни в коем случае.Терпение – это есть умение сохранять невозмутимость духа в тех обстоятельствах, которые этой невозмутимости препятствуют.

Терпение – это есть умение идти к цели, когда встречаются на пути различные преграды.Терпение – это умение сохранять радостный дух, когда слишком много печали.Терпение есть победа и преодоление.Терпение есть форма мужества.

Вот что такое настоящее терпение”.

Александр Мень

28 сентября 2017 года исполняется 99 лет со дня рождения классика советской педагогики, выдающегося педагога-гуманиста, создателя педагогической системы, в центре которой находится ребенок как уникальная личность; академика, автора 48 монографий, более 600 статей, 1500 рассказов и сказок для детей — Василия Александровича Сухомлинского. Его труды опубликованы на 53 языках мира общим тиражом более 15 млн. экземпляров. Наиболее известная его книга “Сердце отдаю детям”.

Обратите внимание

Всё человечество проходит через мир детства. Мир детства не похож на мир взрослых людей. В нем всё более тонко и глубоко. Именно в нём все ростки счастья и несчастья взрослых людей.

Становиться взрослым так же мучительно трудно, как рождаться на свет. Мир ребенка нуждается в любви и понимании взрослого, иначе он чахнет и умирает, оставляя после себя обиды, разочарования…

Мир детства нуждается в хранителях, защитниках и проводниках.

Директор школы в селе Павлыш Кировоградской области, член Академии педагогических наук СССР, В. А. Сухомлинский никогда не стремился возвыситься над остальными учителями, а с невероятным терпением и тактом поднимал уровень образования всего педагогического коллектива.

<\p>

Как ввести маленького человека в мир познания окружающей человека действительности? Как воспитать его Личность? Как взрастить в нём человеческое достоинство? Как заронить в чуткое сердце первые зёрна верности возвышенным идеалам? Как помочь ему учиться? Ответы на эти и многие другие вопросы, связанные с воспитанием и обучением детей, Василий Александрович искал все 35 лет своей педагогической деятельности.

Василий Александрович много работал с учителями, помогая им почувствовать внутренний мир ребёнка. И не только указывал на существующие проблемы, но и вместе с коллегами искал пути их решения.

<\p>

В школе, которой руководил Василий Александрович, оценка использовалась как вознаграждение за труд, как инструмент поощрения.

Сухомлинский считал, что учитель должен вызывать доверие, быть человечным, но иметь авторитет среди детей, а школа не должна убивать в ребёнке его изначальное желание учиться. Никто и никогда не должен торопить ребенка в освоении знаний.

Нужно помогать детям развивать свой талант, способности, развивать свою Личность. Нужно научить ребенка любить людей и природу, видеть окружающую красоту. Необходимо приглашать в школу родителей только для одобрения поступков ребенка. Василий Александрович считал, что наказания не нужны, если ребенка воспитывают в атмосфере добра, ласки и понимании.

Важно

Это особенно актуально в отношении подростков. Кто я? Где мое место в жизни? В чём моё призвание? Юность мучительно ищет ответ. В книге “Рождение гражданина” Сухомлинский писал:<\p>

В павлышской школе В. А.

Сухомлинский осуществлял благородный по замыслу и чрезвычайно сложный по методике его выполнения педагогический эксперимент. Его суть в том, чтобы воспитать будущего гражданина со здоровой, красивой моралью.

Разумеется, такой гражданин должен быть образованным, но главное, в этой школе была создана и практически реализовалась педагогическая система по воспитанию человечного в человеке.

Немалую роль в гуманной педагогике Сухомлинского отводится труду. Труд физический и умственный оказывают на ребенка взаимное влияние. Умный человек делает физическую работу творчески, что вызывает радость.

Труд способен раскрыть природные задатки ребенка и дать толчок его саморазвитию.

Откуда берется это прекрасное единство трёх понятий, трёх чувств в сознании человека: “ТРУДНО! ПРЕКРАСНО! НАДО!”? Возможно, из сказки, возможно, из книги, которую дал почитать учитель, возможно, от самого учителя.

Павлышскую школу, стоявшую на пустыре, благоустраивали сами учителя, ученики, их родители. Пустырь засадили деревьями и цветами. Так совместными усилиями образовался целый школьный городок. Со временем школа буквально утопала в саду.

Другим важным компонентом воспитания Сухомлинский считал природу, которая связана с трудом. Мы живём на земле, преобразованной человеческими руками и умом. Сама природа не воспитывает, но активное соприкосновение с ней способно научить ребенка прекрасному.

Есть немало педагогов, склонных утверждать, что корень учения горек. В. А. Сухомлинский впервые попытался соединить учение с ощущением счастья и сделал это своим педагогическим кредо.

Совет

Василий Александрович систематически, два раза в неделю, в течении четырех лет водил каждую группу своих воспитанников на виноградники, на зеленые луга, в поля, на речку, на курган за селом.

И каждый раз это были не просто прогулки – это были уроки мышления, уроки “под открытым небом” в “школе радости”, где он старался как можно меньше сам говорить, а больше слушать детей.

Давал возможность детям среди природы помолчать, посмотреть, почувствовать, осмыслить увиденное и услышанное.
Умение дать ребенку подумать – это одно из самых тонких качеств педагога.

Большая роль в умственном воспитании предоставлялась сказкам.

Поэтому все с удовольствием сочиняли и рассказывали сказки. Василий Александрович готовил детей к высокому предназначению, он верил в силу добра, любви, уважения и гармонии. Он верил, что человек рождается для самосовершенствования, для честного, творческого труда. Эту веру он передавал детям.

Василия Александровича сравнивали с пианистом, который знает, на какие клавиши нажимать, чтобы родилась музыка как гармония звуков. Сложная гармония школьной жизни. Сухомлинский творил именно такую гармонию. Это требовало от него колоссальной работоспособности.

Практически весь день он проводил в школе, а вечера отдавал книге. Руссо, Ломоносов, Державин, Толстой, древние философы, проза, поэзия, зарубежная литература – это всё в библиотеке человека ищущего. А ещё его интересовала и районная газета, и чем живет страна, и что нового в мире.

Многие иностранные журналы он читал в оригинале. Немецким владел в совершенстве, а также изучил польский, чешский, болгарский, английский, французский, испанский и даже японский. Его рабочий день начинался с 4-х утра.

Эту раннюю пору Василий Александрович называл “золотые часы утреннего творчества”.

Писатель и педагог Симон Львович Соловейчик писал:

“Сухомлинский сам успевал за день и успел за жизнь столько, что у обычного человека это вызывает удивление. Кажется, он за день прожил три дня и прожил за жизнь три жизни”.

Василий Александрович был уверен, что:

Обратите внимание

Поэтому им была разработана и внедрена идея сближения семьи и школы. Он взялся обучать родителей в своём университете при школе. Они поступали туда за два года до начала учебы ребенка и занимались до выпуска из школы. Так формировалась культура семейного воспитания в сотрудничестве со школой.

В. А. Сухомлинский считал, что от рождения до пятилетнего возраста ребенок берёт из окружающего мира во много раз больше для своего разума, воли, характера, чем от пятилетнего возраста до конца своей жизни. Следовательно, формирование человеческой личности начинается в раннем детстве.

Как показывает опыт, наблюдения, а также многочисленные исследования педагогов и психологов, до первичного гормонального всплеска, т.е.

до 5-7 лет, ребенок учится, подражая значимым для него взрослым, а это, в первую очередь, родители, члены его семьи.

Поэтому очень важно, какой пример подают эти взрослые, как они сами общаются, развиваются, в каком внутреннем состоянии пребывают в каждом дне своей жизни.

“…

Поэтому в эти годы для новой Личности важно ее окружение и, в первую очередь, мировоззрение, слова и поступки людей, с которыми она ежедневно контактирует и все впитывает от них, как губка: и плохое, и хорошее, фиксируя информацию на свой чистый лист сознания. Эти первичные закладки отпечатываются на дальнейшей жизни Личности и косвенно влияют на её жизненный выбор: духовный или материальный, который будет доминировать в ней и, соответственно, предопределять её послесмертную судьбу”.

А. Новых, “АллатРа”, с. 604

Источник: https://allatravesti.com/cheloveka_mozhno_vospitat_tolko_dobrom

Как воспитать доброго человека?

Каждый из родителей мечтает вырастить своих детей добрыми, счастливыми людьми. Однако одного желания мало. В период дошкольного возраста для развития нравственного облика ребёнка безгранично влияние родителей, их авторитет. Именно родители являются первыми учителями своих детей. Что же следует воспитывать в наших детях с самого раннего детства, из чего складывается нравственный мир ребёнка? Понятие «добрый человек» — очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, честность, совестливость, чувство долга, справедливость, трудолюбие. Главная особенность этой гаммы качеств — их неразрывность. Только все вместе и хорошо развитые они определяют доброту человека. Доброта — сплав различных качеств, составляющих нравственный мир человека. Каждое из них движет поведением человека в той или иной ситуации. Чтобы поведение его с раннего возраста было добрым в любой ситуации, нужно из системы «двигателей» человеческой души выделить главный. Таким определяющим элементом являются нравственные потребности человека. Воспитать развитые нравственные потребности — главнейшая задача родителей. И она вполне выполнима. Что же нужно для её успешного решения? К сожалению, некоторые взрослые допускают грубые ошибки в воспитании своих детей, нанося непоправимый ущерб формированию у них нравственных потребностей. Первейшей, широко распространённой ошибкой является деление людей в семье на «своих» и «чужих», «плохих» и «хороших». В этом трудно подчас и взрослому человеку разобраться. А как ориентироваться ребёнку: какой человек и как к нему относиться? Вот он и спрашивает об этом у взрослых. Ответ должен быть приблизительно такой: «Всех людей надо любить и ко всем хорошо относиться». Близка по существу с первой и другая ошибка в семейном воспитании, наносящая ущерб формированию в детях нравственных потребностей. Часто родители внушают детям: «Слушайся старших, они учат тебя только добру». Под старшими имеют в виду обычно себя и ближайших родственников. Или ещё хуже бывает: родители иногда переносят на детей свои отношения с соседями, коллегами, приятелями. Поссорится такая мама с соседкой и приказывает своим детям: «Теперь вы с Анной Ивановной не здоровайтесь, и чтоб я вас с её Веркой больше не видела, поняли?» Помните, доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро. И ее воспитание осуществляется прежде всего в родительском доме. Тёплая, дружественная атмосфера в семье, уважительное, заботливое отношение её членов друг к другу и к людям вообще, целенаправленность воздействия родителей способствуют формированию человека, готового совершать добрые дела и ценить добро. Доброта порождается и питается добротой. Малыш стремится к эмоционально-нравственному общению со взрослыми, ждёт от них ласки и охотно отвечает тем же. Родителям при этом необходимо быть предельно внимательными к ребёнку, не оскорблять его равнодушием, раздражительностью. Но доброта в отношении к детям должна сочетаться с разумной и последовательной требовательностью к ним. По мере взросления ребёнка нужно развивать у него стремление делать добро людям. Доброта в понимании детей — это и щедрость, готовность поделиться всем. Разумно поступают те родители, которые поощряют это желание. Когда родители внушают ребёнку необходимость проявлять заботу о тех, кто в ней нуждается, помогать человеку, испытывающему боль или горе, можно смело утверждать, что ребёнок вырастет заботливым, понимающим боль и огорчения других. Но как помочь малышу сформировать в себе такие качества? Некоторые полагают, что для этого не требуется каких-то особых приемов и методов, просто нужно почаще демонстрировать положительные черты характера. Например, родители, видя, как один малыш обижает другого, непременно должны остановить обидчика, объяснив, что так поступать нельзя, что ссора не поможет решению спорного вопроса. Родители, желающие воспитать ребёнка способным переживать чужую боль, как свою, должны оказывать помощь нуждающимся в ней, точно описывая свои чувства и переживания, обосновывать гуманные поступки и меры наказания, учить детей брать ответственность на себя, когда этого требует ситуация, устанавливать социально приемлемые нормы поведения дома и на улице, кропотливо разъясняя их смысл. Такое воспитание необходимо тогда, когда малыши впервые начинают осознавать свою обособленность от других, отличие своей боли от чужой, когда они либо проявляют заботу о людях, либо эгоистически проходят мимо чужих страданий. Как показывают исследования, дети, умеющие заботиться о других в два с половиной года, проявляют это качество и в семь лет. Формирование доброты начинается еще с дошкольного возраста, когда взрослый проявляет по отношению к ребёнку любовь, ласку, часто употребляет нежные слова, поглаживает, хвалит малыша за каждое проявление доброжелательности, обучает способам сочувствия и внимания. Нельзя разрешать ребёнку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям, тем более подкреплять эти действия своей положительной оценкой (малыш срывает очки с лица бабушки, а та смеется). Надо знать, что ребёнок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что — отрицательную. В младшем дошкольном возрасте важно, чтобы социальный опыт малыша пополнился множеством единичных положительных поступков. Он ещё не способен самостоятельно сделать обобщение, но постепенно благодаря оценкам взрослых начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо. В возрасте 4−5 лет происходит постепенное осознание ребёнком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного ранее. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения ко взрослым, детям, природе. Задачу воспитания доброжелательного отношения к окружающим на этом этапе можно считать выполненной, если у ребёнка появляются элементарные самостоятельные обобщения и желание «быть хорошим», похожим на положительного героя. В старшем дошкольном возрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков. Следует подчеркнуть и то, что в этом возрасте закладываются основы нравственного воспитания. Жизненный опыт со временем или утвердит его в положительном отношении к окружающим, или заставит измениться. На развитие у ребёнка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, дошкольное учреждение, окружающие. Причём влияние это бывает как положительным, так и отрицательным, иногда же оно противоречиво. Например, отправляя утром малыша в детский сад, мама может несколько раз повторить: «Никому не давай свою игрушку, её сломают». В детском саду воспитатель учить детей быть добрыми, делиться игрушками. Как поступить малышу в такой ситуации? Эти противоречия могут вызывать неудовлетворённость, хитрость. В результате у ребёнка могут не сложиться чёткие представления о том, как поступать в каждом конкретном случае. Дети чутко реагируют на проявления доброты, недоброжелательного отношения к ним, искренне тянутся к людям отзывчивым. С умения понять другого начинается путь к добру и справедливости. Воспитатель должен обратить особое внимание именно на первые, порой незаметные попытки ребёнка проявить сочувствие к окружающим его людям, он должен поддержать его добрые намерения. В период дошкольного детства ребёнок переживает и сопереживает особенно искренне. Поэтому важно не упустить момент, не дать застыть быстро развивающейся душе малыша.

Одобрение взрослых помогает ребёнку убедиться в правильности своих поступков, вызывает желание повторять их, у малыша пробуждается стремление быть хорошим, стать ещё лучше. Сказанное вовремя, внушительно обязательно находит отклик в душе ребёнка. Учить детей сочувствию следует как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются нравственные ч<\p>

Каждый из родителей мечтает вырастить своих детей добрыми, счастливыми людьми. Однако одного желания мало. В период дошкольного возраста для развития нравственного облика ребёнка безгранично влияние родителей, их авторитет. Именно родители являются первыми учителями своих детей. Что же следует воспитывать в наших детях с самого раннего детства, из чего складывается нравственный мир ребёнка? Понятие «добрый человек» — очень сложное. Оно включает самые различные качества, издавна ценимые людьми. Добрым можно назвать человека, у которого развиты любовь к Родине, рядом живущим людям, активное стремление делать добро, честность, совестливость, чувство долга, справедливость, трудолюбие. Главная особенность этой гаммы качеств — их неразрывность. Только все вместе и хорошо развитые они определяют доброту человека. Доброта — сплав различных качеств, составляющих нравственный мир человека. Каждое из них движет поведением человека в той или иной ситуации. Чтобы поведение его с раннего возраста было добрым в любой ситуации, нужно из системы «двигателей» человеческой души выделить главный. Таким определяющим элементом являются нравственные потребности человека. Воспитать развитые нравственные потребности — главнейшая задача родителей. И она вполне выполнима. Что же нужно для её успешного решения? К сожалению, некоторые взрослые допускают грубые ошибки в воспитании своих детей, нанося непоправимый ущерб формированию у них нравственных потребностей. Первейшей, широко распространённой ошибкой является деление людей в семье на «своих» и «чужих», «плохих» и «хороших». В этом трудно подчас и взрослому человеку разобраться. А как ориентироваться ребёнку: какой человек и как к нему относиться? Вот он и спрашивает об этом у взрослых. Ответ должен быть приблизительно такой: «Всех людей надо любить и ко всем хорошо относиться». Близка по существу с первой и другая ошибка в семейном воспитании, наносящая ущерб формированию в детях нравственных потребностей. Часто родители внушают детям: «Слушайся старших, они учат тебя только добру». Под старшими имеют в виду обычно себя и ближайших родственников. Или ещё хуже бывает: родители иногда переносят на детей свои отношения с соседями, коллегами, приятелями. Поссорится такая мама с соседкой и приказывает своим детям: «Теперь вы с Анной Ивановной не здоровайтесь, и чтоб я вас с её Веркой больше не видела, поняли?» Помните, доброта — отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро. И ее воспитание осуществляется прежде всего в родительском доме. Тёплая, дружественная атмосфера в семье, уважительное, заботливое отношение её членов друг к другу и к людям вообще, целенаправленность воздействия родителей способствуют формированию человека, готового совершать добрые дела и ценить добро. Доброта порождается и питается добротой. Малыш стремится к эмоционально-нравственному общению со взрослыми, ждёт от них ласки и охотно отвечает тем же. Родителям при этом необходимо быть предельно внимательными к ребёнку, не оскорблять его равнодушием, раздражительностью. Но доброта в отношении к детям должна сочетаться с разумной и последовательной требовательностью к ним. По мере взросления ребёнка нужно развивать у него стремление делать добро людям. Доброта в понимании детей — это и щедрость, готовность поделиться всем. Разумно поступают те родители, которые поощряют это желание. Когда родители внушают ребёнку необходимость проявлять заботу о тех, кто в ней нуждается, помогать человеку, испытывающему боль или горе, можно смело утверждать, что ребёнок вырастет заботливым, понимающим боль и огорчения других. Но как помочь малышу сформировать в себе такие качества? Некоторые полагают, что для этого не требуется каких-то особых приемов и методов, просто нужно почаще демонстрировать положительные черты характера. Например, родители, видя, как один малыш обижает другого, непременно должны остановить обидчика, объяснив, что так поступать нельзя, что ссора не поможет решению спорного вопроса. Родители, желающие воспитать ребёнка способным переживать чужую боль, как свою, должны оказывать помощь нуждающимся в ней, точно описывая свои чувства и переживания, обосновывать гуманные поступки и меры наказания, учить детей брать ответственность на себя, когда этого требует ситуация, устанавливать социально приемлемые нормы поведения дома и на улице, кропотливо разъясняя их смысл. Такое воспитание необходимо тогда, когда малыши впервые начинают осознавать свою обособленность от других, отличие своей боли от чужой, когда они либо проявляют заботу о людях, либо эгоистически проходят мимо чужих страданий. Как показывают исследования, дети, умеющие заботиться о других в два с половиной года, проявляют это качество и в семь лет. Формирование доброты начинается еще с дошкольного возраста, когда взрослый проявляет по отношению к ребёнку любовь, ласку, часто употребляет нежные слова, поглаживает, хвалит малыша за каждое проявление доброжелательности, обучает способам сочувствия и внимания. Нельзя разрешать ребёнку проявлять недоброжелательность по отношению к взрослым и детям, тем более подкреплять эти действия своей положительной оценкой (малыш срывает очки с лица бабушки, а та смеется). Надо знать, что ребёнок очень восприимчив в этом возрасте к оценке взрослого и быстро усваивает, что вызвало положительную реакцию, а что — отрицательную. В младшем дошкольном возрасте важно, чтобы социальный опыт малыша пополнился множеством единичных положительных поступков. Он ещё не способен самостоятельно сделать обобщение, но постепенно благодаря оценкам взрослых начинает понимать, что такое хорошо и что такое плохо. В возрасте 4−5 лет происходит постепенное осознание ребёнком нравственных ценностей. Он уже способен к элементарному обобщению личного опыта, накопленного ранее. Закрепляются представления о характере и способах проявления положительного отношения ко взрослым, детям, природе. Задачу воспитания доброжелательного отношения к окружающим на этом этапе можно считать выполненной, если у ребёнка появляются элементарные самостоятельные обобщения и желание «быть хорошим», похожим на положительного героя. В старшем дошкольном возрасте дети способны не только на обобщение своего опыта отношений, но и на их анализ, на объяснение причин замеченных в них недостатков. Следует подчеркнуть и то, что в этом возрасте закладываются основы нравственного воспитания. Жизненный опыт со временем или утвердит его в положительном отношении к окружающим, или заставит измениться. На развитие у ребёнка представлений о морали оказывают влияние одновременно семья, дошкольное учреждение, окружающие. Причём влияние это бывает как положительным, так и отрицательным, иногда же оно противоречиво. Например, отправляя утром малыша в детский сад, мама может несколько раз повторить: «Никому не давай свою игрушку, её сломают». В детском саду воспитатель учить детей быть добрыми, делиться игрушками. Как поступить малышу в такой ситуации? Эти противоречия могут вызывать неудовлетворённость, хитрость. В результате у ребёнка могут не сложиться чёткие представления о том, как поступать в каждом конкретном случае. Дети чутко реагируют на проявления доброты, недоброжелательного отношения к ним, искренне тянутся к людям отзывчивым. С умения понять другого начинается путь к добру и справедливости. Воспитатель должен обратить особое внимание именно на первые, порой незаметные попытки ребёнка проявить сочувствие к окружающим его людям, он должен поддержать его добрые намерения. В период дошкольного детства ребёнок переживает и сопереживает особенно искренне. Поэтому важно не упустить момент, не дать застыть быстро развивающейся душе малыша.

Одобрение взрослых помогает ребёнку убедиться в правильности своих поступков, вызывает желание повторять их, у малыша пробуждается стремление быть хорошим, стать ещё лучше. Сказанное вовремя, внушительно обязательно находит отклик в душе ребёнка. Учить детей сочувствию следует как на положительных, так и на отрицательных примерах. Только при сравнении хорошего, доброго с плохим, злым формируются нравственные чувства ребёнка!<\p><\p>

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/@vscolu/posts/35239/

Ссылка на основную публикацию