«Леди Макбет Мценского уезда», анализ повести Лескова
Повесть «Леди Макбет Мценского уезда» увидела свет в январе 1865 года. Ее опубликовал под заглавием «Леди Макбет нашего уезда» журнал «Эпоха». Согласно первоначальной задумке, произведение должно было стать первым в цикле, посвященном характерам русских женщин.
Предполагалось, что за ним последуют еще несколько историй, но Лесков эти планы так и не реализовал. Вероятно, не в последнюю очередь из-за закрытия журнала «Эпоха», который намеревался опубликовать весь цикл.
Окончательное название повести появилось в 1867 году, когда она вышла в составе сборника «Повести, очерки и рассказы М. Стебницкого» (М. Стебницкий – псевдоним Лескова).
Характер главной героини
В центре повествования – Катерина Львовна Измайлова, молодая купеческая жена. Она вышла замуж не по любви, а из-за нужды.
За пять лет брака ей не удалось нажить детей с супругом – Зиновием Борисовичем, который был почти в два раза ее старше. Катерина Львовна сильно скучала, томясь в купеческом доме, словно птица в клетке.
Большую часть времени она просто слонялась из горницы в горницу и зевала. При этом никто ее страданий не замечал.
Пока муж был в долгом отъезде, Катерина Львовна влюбилась в приказчика Сергея, работающего на Зиновия Борисовича. Любовь вспыхнула мгновенно и полностью захватила женщину.
Чтобы сохранить и Сергея, и свое социальное положение, Измайлова решилась на несколько убийств. Последовательно она избавилась от свекра, супруга и малолетнего племянника.
Чем дальше развивается действие, тем больше читатель убеждается в том, что у Катерины Львовны нет никаких моральных барьеров, способных сдержать ее.
Любовная страсть сначала полностью поглотила героиню, а в финале сгубила. Измайлову вместе с Сергеем отправили на каторгу. По пути туда мужчина показал свое истинное лицо. Он нашел себе новую любовь и начал откровенно издеваться над Катериной Львовной. Потеряв возлюбленного, Измайлова потеряла и смысл жизнь. В конце ей осталось только утопиться, прихватив с собой любовницу Сергея.
Как отмечают литературоведы Громов и Эйхенбаум в статье «Н. С. Лесков (Очерк творчества)», трагедия Катерины Львовны «полностью предопределена прочно сложившимся и неуклонно регламентирующим жизнь личности бытовым укладом купеческой среды». Измайлову часто противопоставляют Катерине Кабановой – героине пьесы «Гроза» Островского. Обе женщины живут с нелюбимыми супругами.
Обоих тяготит купеческий быт. И у Кабановой, и у Измайловой жизнь кардинально меняется из-за незаконной любви. Вот только в похожих обстоятельствах женщины ведут себя по-разному. Кабанова воспринимает охватившую ее страсть как большой грех и в итоге признается во всем мужу.
Измайлова бросается в любовный омут без оглядки, становясь решительной и готовой разрушать любые преграды, которые встанут на их с Сергеем пути.
Персонажи
Единственный персонаж (помимо Катерины Львовны), которому уделено много внимания в повести и чей характер обрисован более или менее подробно, – это Сергей. Перед читателями предстает красивый молодой мужчина, умеющий соблазнять женщин и отличающийся ветреностью.
С предыдущего места работы его прогнали из-за романа с супругой хозяина. Катерину Львовну он, видимо, никогда не любил. Сергей завязал с ней отношения, так как надеялся с их помощью получше устроиться в жизни.
Когда Измайлова все потеряла, мужчина повел себя с ней подло и низко.
Тема любви в повести
Основная тема повести «Леди Макбет Мценского уезда» – тема любви-страсти. Этот вид любви – больше не духовный, а физический. Обратите внимание, как Лесков показывает времяпрепровождение Катерины Львовны и Сережи. Любовники практически не разговаривают. Когда они вместе, их в основном занимают плотские утехи. Физическое удовольствие для них важнее духовного.
В начале повести Лесков замечает, что Катерина Львовна книг читать не любит. Сергея тоже сложно назвать обладателем богатого внутреннего мира. Когда он впервые приходит соблазнять Измайлову, то просит у нее книгу. Эта просьба обусловлена исключительно желанием понравиться хозяйке.
Сережа хочет показать, что он интересуется чтением, интеллектуально развит, несмотря на низкий социальный статус.
Любовь-страсть, которая охватила Катерину Львовну, губительна, так как низменна. Она не способна возвысить, духовно обогатить. Напротив, от нее в женщине пробуждается нечто, носящее животный, первобытный характер.
Композиция
Повесть состоит из пятнадцати небольших глав. При этом произведение можно условно разделить на две части. В первой действие разворачивается в ограниченном пространстве – доме Измайловых. Здесь рождается и развивается любовь Катерины Львовны. После начала романа с Сергеем женщина счастлива.
Она будто пребывает в раю. Во второй части действие происходит по пути на каторгу. Катерина Львовна словно попадает в ад, отбывая наказание за совершенные грехи. Кстати, женщина абсолютно не раскаивается. Ее разум по-прежнему затмевает любовь.
Поначалу рядом с Сережей для Измайловой «и каторжный путь цветет счастием».
Жанр произведения
Лесков назвал «Леди Макбет Мценского уезда» очерком. Основной признак жанра – «писание с натуры», но нет никакой информации о прототипах Катерины Львовны. Возможно, при создании этого образа Лесков частично опирался на материалы уголовных дел, к которым у него был доступ во время службы в Орловской уголовной палате.
Жанр очерка выбран писателем неслучайно. Для него было важно подчеркнуть документальный характер «Леди Макбет Мценского уезда». Известно, что основанные на реальных событиях художественные произведения зачастую сильнее воздействуют на публику. Видимо, этим и хотел воспользоваться Лесков. Совершенные Катериной Львовной преступления шокируют больше, если думать о них, как о реальных.
-
«Очарованный странник», краткое содержание по главам повести Лескова
-
«Тупейный художник», анализ рассказа Лескова
-
«Старый гений», анализ рассказа Лескова
-
«Однодум», анализ рассказа Лескова
-
«Человек на часах», краткое содержание по главам рассказа Лескова
-
«Человек на часах», анализ рассказа Лескова
-
«Левша», краткое содержание по главам повести Лескова
-
«Левша», анализ повести Лескова, сочинение
-
«Очарованный странник», анализ повести Лескова, сочинение
-
«Однодум», краткое содержание по главам рассказа Лескова
-
«Зверь», анализ рассказа Лескова
-
«Неразменный рубль», анализ рассказа Лескова
-
«Привидение в Инженерном замке», анализ рассказа Лескова
-
«Запечатленный ангел», краткое содержание по главам повести Лескова
-
«Дурачок», анализ рассказа Лескова
По произведению: «Леди Макбет Мценского уезда»
По писателю: Лесков Николай Семёнович
Источник: https://goldlit.ru/leskov/1222-ledy-macbeth-analiz
Анализ произведения Леди Макбет Мценского уезда Лескова
Произведение посвящено преступлению, тому, как люди становятся на этот путь, а также как люди два разных человека пошли на убийство.
Купчиха Катерина Львовна и работник Сергей первоначально производят впечатление обычных людей.
Жена Зиновия Борисовича просто женщина приятной наружности, которая очень скучает, так как заняться ей особенно нечем, а муж уже немолод. Сергей же молодой, но любвеобильный человек.
Он обладает резким и дерзким характером, достаточно смел, чтобы не бояться хозяев и заводить романы с их женами. За один из них Сергей был изгнан с предыдущего места работы.
Познакомившись, оба главных героя быстро нашли общий язык, почувствовав свое психологическое родство. Сергей быстро приходит к купчихе, говорит ей о любви и между ними сразу завязывается роман.
Этот эпизод показывает, как они относятся к другим людям. Причиной связи послужила не чувство или непреодолимая потребность.
Оба они ни во что ни стали интересы других, в силу своего непреодолимого эгоизма.
Сергей и жена купца быстро почувствовали сладость своего положения. Теперь они избавились от скуки и ощутили удовлетворение от вседозволенности. Однако свекр Катерины Львовны, Борис Тимофеевич однажды видит спускающегося из ее окна Сергея и угрожает рассказать обо всем мужу, поэтому Катерина Львовна отравила отца своего мужа крысиным ядом.
После возвращения Зиновия Борисовича уже работник проявляет инициативу и предлагает любовнице избавиться от мужа, что должно было дать ей свободу, а ему достаток. Мешавший муж был убит, труп же так и не нашли.
Убийцы продолжили свой преступный путь, убив мальчика, племянника Зиновия Борисовича, Федора Ляпина. Инициатором выступает Сергей, убийство должно было дать возможность не отдавать Федору деньги впоследствии. Однако истинной причиной стала не корысть, а желание продолжить захватывающую игру.
Сергей был обычным увлекающимся человеком, поэтому на следствии, после слов священника, говорившего о Страшном Суде, сдал и себя и свое сообщницу. Она же не раскаялась и даже отказалась смотреть на своего новорожденного ребенка. Катерина Львовна отрицала бы все до конца.
На этапе Сергей продолжил быть просто легкомысленным человеком, любящим женщин, который пошел на убийство, только заигравшись в чужую игру.
Катерина Львовна же сохранила свою твердость. Она, в свое время захотела владеть Сергеем, несмотря любой ценой. Это превратилось в манию, сделавшую сильного человека очень опасным. В конце концов, она, обхватив заключенную Сонетку, которой увлекся Сергей, бросилась в реку, убив себя и ее.
Легкомысленное поведение с игнорированием возможных последствий и твердая воля в сочетании с эгоизмом ведут к роковым последствиям.
Анализ 2
Женщины – нежные и хрупкие создания от природы, но по коварности им нет равных. Не заставит труда найти пример из жизни. Не обошел женский драматический образ и Николай Лесков в произведении «Леди Макбет Мценского уезда». Оно о сильной женской любви, которая намного сильней ума и нравственных звконов.
Катерина Измайлова
Кто же такая леди Макбет Мценского уезда? Это женщина, у которой на главном месте оказалась страсть, и наличие каких-то нравственных устоев неважно, она на них не обращает, а слепо идёт на поводу страсти.
Героине 23 года, она по происхождению из крестьянской семьи. Когда начинает развёртываться события она уже замужем 5 лет за немолодым мужчиной из купеческой среды. В душе у неё пустота, поэтому её жизнь кажется скучной. Детей с мужем нет, хотя от первого брака у супруга детей тоже нет. У героини отсутствуют какие-либо душевные привлекательные качества.
Сергей.
Уехавший на долгое время муж Катерины Львовны оставляет её жить с его отцом Борисом Тимофеевичем. И молодая женщина обращает внимание на дерзкого красивого работника. Он ей незнаком, поэтому она узнаёт некоторые факты о мужчине от кухарки. Он в их доме недавно, а с предыдущего места изгнан за отношения с хозяйкой.
Первое убийство.
Отношения развиваются между ними довольно стремительно, героиня влюбляется, и рада появившемуся у неё счастью и очень боится его потерять.<\p>
И лишь только свёкру становится известно о их связи она Бориса Тимофеевича отравляет крысиным ядом.
Второе убийство
Сергей понимает, что как будет вести себя Катерина Львовна, зависит от него, поэтому он её убеждает, что они должны быть в законном браке. Сергей понимает на перёд как будет действовать героиня.
Вернувшийся муж обвиняет её в измене, она, без сомнений показывает Сергея и начинает душить мужа, а Сергей ей помогает.
Сразу после знакомства с Сергеем героиня начинает сильно меняться и ей начинает руководить лишь зов плоти. И когда на каторге Сергей отрекается от неё, она убивает себя.
Федя
Единственный наследник убитого мужа, и когда он приезжает Катерина уже ждёт ребёнка. Даже это не останавливает её от убийства мальчика.
На этот раз настаивает на убийстве сам Сергей, говоря, что он единственное препятствие к их счастью. Героиня начинает колебаться. Но переступает черту.
Мальчик был верующим, и здесь показано, что даже ожидая собственного ребёнка она переступает окончательную черту падения нравственности.
Источник: https://sochinite.ru/sochineniya/sochineniya-po-literature/leskov/analiz-proizvedeniya-ledi-makbet-mcenskogo-uezda
Анализ повести «Леди Макбет Мценского уезда» Лескова
В образе самой обыкновенной женщины Катерины Львовны, происходящей из обыденной, мещанской среды, писатель показывает, как вспыхнувшее страстное чувство полностью ее преображает и она восстает против условностей того мира, в котором до этого провела всю жизнь. С самого начала очерка автор пишет о том, что Катерине жилось в доме ее зажиточного мужа крайне скучно, молодую женщину буквально душили однообразие и тоска.
Еще совсем юной и неопытной девушкой она оказалась в супругах у купца Зиновия Борисовича, никаких чувств к нему у нее никогда не было, родители выдали Катерину замуж лишь потому, что к ней посватался первым именно этот жених, и они сочли его подходящей партией. С тех пор пять лет жизни женщина проводит фактически во сне, каждый день с точностью до минуты напоминает предыдущий, у нее нет друзей или хотя бы знакомых, Катерину все чаще охватывает такая тоска, от которой ей буквально хочется «удавиться».
Женщина мечтает о ребенке, ведь с малышом в доме у нее хотя бы будет занятие, радость, цель, но в ее унылом браке судьба так и не приносит ей детей.
Но по прошествии этих пяти лет в жизни Катерины неожиданно возникает горячая любовь к работнику ее мужу Сергею. Это чувство принято считать одним из самых светлых и возвышенных, однако для Измайловой оно становится началом ее гибели и приводит слишком страстную и пылкую женщину к печальному финалу.
Катерина не задумываясь готова ради дорогого ей человека на любые жертвы и нарушения всех моральных норм. Женщина без всяких угрызений совести убивает не только давно опостылевших ей свекра и супруга, но и мальчика Федю, никому не причинившего никакого зла, невинного и набожного ребенка.
Всепоглощающая страсть к Сергею уничтожает в Катерине чувство страха, сострадания, милосердия, ведь прежде они были ей присущи, как и почти любой представительнице слабого пола.
Но в то же время именно эта безграничная любовь порождает в ней несвойственные ей прежде смелость, изворотливость, жестокость и способность бороться за свою любовь, за свое право постоянно быть вместе с любимым человеком и избавиться от любых преград, препятствующих исполнению этого желания.
Сергей, возлюбленный Измайловой, также предстает человеком без всяких моральных правил и принципов. Он без колебаний способен пойти на любое преступление, но не из любви, как Катерина.
Для Сергея мотивом его поступков служит то, что он видит в этой женщине возможность обеспечения для себя дальнейшего безбедного существования, ведь она является супругой и законной наследницей богатого купца, происходя из более высокого, обеспеченного и почитаемого в обществе сословия, чем он сам.
Его планы и надежды действительно начинают сбываться после смерти свекра и мужа Катерины, однако внезапно возникает еще одно препятствие, маленький племянник купца по имени Федя.
Если прежде Сергей служил лишь помощником в убийствах, то теперь он сам предлагает любовнице избавиться от ребенка, остающегося для них единственной помехой. Он внушает Катерине, что при отсутствии мальчика Феди и рождении ею ребенка до истечения девяти месяцев после исчезновения ее супруга все деньги покойного купца целиком достанутся им, и они смогут жить счастливо без каких-либо забот.
Катерина соглашается с возлюбленным, его слова оказывают на нее фактически гипнотическое воздействие, женщина готова сделать буквально все, чего желает Сергей. Таким образом она и превращается в настоящую заложницу своего чувства, безотказную рабу этого мужчины, хотя изначально Измайлова занимает более значимое социальное положение, чем работник ее супруга.
Во время допроса Катерина не скрывает, что совершила несколько убийств исключительно ради любовника, что к столь ужасным поступкам ее подтолкнула страсть.
Все ее чувства сосредоточены только на Сергее, родившийся младенец не вызывает у нее никаких эмоций, женщине безразлична судьба ее ребенка.
Все вокруг абсолютно безразлично Катерине, воздействие на нее способны оказать лишь нежный взгляд или доброе слово ее любимого.
В пути на каторгу женщина замечает, что Сергей к ней явно охладевает, хотя она по-прежнему готова на все, лишь бы лишний раз его увидеть.
Однако мужчина чувствует себя глубоко разочарованным и в Катерине, и в жизни в целом, ведь он так и не достиг желаемого, никакого богатства с помощью купчихи Измайловой ему уже никогда не придется увидеть.
Сергей без смущения встречается с развратной Сонеткой на глазах у любовницы, он откровенно осыпает Катерину оскорблениями и унижениями, стараясь отомстить ей за то, что именно она, как он считает, сломала его судьбу и окончательно погубила.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Когда Катерина видит, что ее возлюбленный, ради которого она пожертвовала всем, что имела ранее, заигрывает с другой женщиной, ее рассудок не выдерживает испытания жестокой ревностью. Она даже не понимает смысла издевательств со стороны других заключенных, в первую очередь Сонетки и Сергея, однако они оказывают глубокое разрушающее воздействие на ее уже полностью надломленную психику.
Перед мысленным взором Катерины появляются ее жертвы, женщина не в состоянии двигаться, говорить, жить дальше, почти бессознательно она принимает решение покончить с собой, чтобы избавиться от невыносимой муки, в которую превратилось все ее существование. Без колебаний она убивает и Сонетку, считая, что именно эта девица увела у нее возлюбленного. В свои последние минуты Катерина считает, что ей нечего более делать на свете, ведь ее любовь, смысл ее жизни, для нее окончательно потеряна. Из-за беспредельной страсти личность женщины полностью разрушается, Катерина Измайлова становится жертвой собственных чувств и неумения ими управлять.<\p>
Источник: https://sochinyalka.ru/2017/07/analiz-povesti-ledi-makbet-mtsenskogo-uezda-leskova.html
“Леди Макбет Мценского уезда” анализ повести
Повесть “Леди Макбет Мценского уезда”, анализ которой мы сейчас проведем, написал Николай Лесков, и на нашем сайте вы найдете также краткое содержание этого произведения.
Говоря о истории написания повести, отметим, что из биографии Лескова известно: автор сам имел отношение к судебным уголовным делам, и это наводит на мысль о том, что история “Леди Макбет” вполне могла быть основана на реальных событиях, ведь речь идет о преступлениях и понятиях нравственности. Произведение написано в 1864 году.
Жанр, композиция и основная тема
Хотя в данной статье уже отмечалось, что произведение является повестью, сам Николай Лесков определил жанр как очерк, так как в нем есть элементы повествования реальных событий и есть своя предыстория. Поэтому не ошибкой будет назвать жанром произведения и очерк, и повесть.
Так как в любом классическом произведении есть определенная проблематика, делая анализ “Леди Макбет Мценского уезда”, тоже не пропустим упоминание о затронутых автором проблемах.
И главная из них – это нравственная проблема, о которой не говорят герои произведения, но эта тема ярко выражена, если следить за происходящими событиями и диалогами.
Анализ предоставляется читателям, потому что у каждого может быть свое понимание нравственности, однако есть некие мерила, отступать от которых и значит поступать безнравственно.
Еще одна проблема – это проявление любви, точнее рассмотрение того, на что способна горячо любящая женщина. А что является основной темой произведения?
Конечно же, это тема любви. Опьяненная чувствами, но холодная в момент совершения преступления, Катерина показывает своим примером, на что она готова ради собственного счастья.
Хотя мы не можем назвать ее счастливой после всего, что она сделала.
Именно поэтому это очерк – здесь нет оценки персонажей и характеристики их личности, а описаны лишь страшные преступления, оценивать которые можно со стороны.
Основные образы
- Катерина. Главная героиня очерка. Она не была красивой внешне, но была притягательной женщиной, харизматичной. Одинокая, живущая без детей и мужа. Из описания ее быта мы понимаем, что она не потенциальный преступник. И она готова вступить в отношения с первым встречным, который обратит на нее внимание.
- Сергей. Приказчик, который не любил Катерину, а играл с ней и с ее чувствами.
- Свекр, который издевался над Сергеем. Позже он был убит Катериной.
- Федя Лямин. Сын убитого мужа, маленький мальчик. Именно его убийство натолкнуло героиню на мысль, что ей сложно остановиться убивать.
Важные детали анализа “Леди Макбет Мценского уезда”
Конечно, “Леди Макбет” – это морально тяжелое произведение о последствиях любви вечно одинокой женщины. Каждое убийство описано детально.
Любовь не была порывом чувств в жизни главной героини, она была замкнута в себе и скучна, проводила все время дома и бездельничала.
Катерина Львовна понимала, что любовь – это некая характеристика человека, которая должна быть у всех, в том числе и у нее. Но тогда она не осознавала, до чего доведут ее такие рассуждения.
Сергей, будучи ее сообщником, пряча вместе тело свекра, шел на преступления ради наживы. А вот Катерина была одержима, ее было не остановить.
После этого убийства она почувствовала себя хозяйкой в доме, отдавала всем распоряжения, но при этом Сергей был всегда при ней. Ради него и их любви она была готова на все.
Что она и подтверждает тем, что идет у него на поводу и не смеет сказать слова против.
Когда в их дом приехал Федя, инициатором убийства стал Сергей. Он внушил женщине то, что мальчик – препятствие к их семейному счастью. По его мнению, мальчик разрушит их союз. Образ Феди – один из значимых в очерке “Леди Макбет Мценского уезда”, анализ которого мы проводим. Вместе с мальчиком умирает и душа Екатерины. Она решается на жестокое убийство, даже будучи беременной.
Совершая убийство за убийством, в портрете Сергея замечаются изменения, такие как дрожание губ, тремор подбородка и другие, а вот Катерина остается совершенно бездушной. Но вот в развязке очерка сама Катерина становится жертвой, и ее даже жалко. Она уже никого не любит, в том числе и себя.
Произведение вызвало бурю осуждения и негодования. Оно не подходило под литературные критерии и политический настрой того времени. Образ Катерины не был признан типичным женским российским образом.
В этой статье мы представили вам краткий анализ повести “Леди Макбет Мценского уезда”, больше информации по теме вы найдете, посетив наш литературный блог.
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/ledi-makbet-mcenskogo-uezda-analiz-povesti
Н. С. Лесков,
Искусство и развлечения 16 февраля 2016
Женщины – создания нежные, но в коварности их не превзойти. Это подтверждают примеры из жизни. И этой теме посвящали свои творения гении драматургии и прозы. Первым о женской хитрости и жестокости сказал Уильям Шекспир.
Николай Лесков драматический образ использовал в создании очерка «Леди Макбет Мценского уезда». Анализ этого произведения, впрочем, говорит о том, что русский классик раскрыл тему глубже.
Ведь посвятил он его неудержимой женской любви, которая сильнее разума и нравственных законов.
История создания
Свое произведение Лесков определил как очерк. Этот жанр является чем-то средним между художественной литературой и публицистикой. По роду деятельности писатель некоторое время имел отношение к судебным уголовным делам. И, возможно, одно из них и легло в основу сюжета. Хотя прямых доказательств этому нет.
Журнал «Эпоха» – периодическое издание, в котором впервые появилась «Леди Макбет Мценского уезда». Анализ этого художественного произведения необходим, прежде всего, для того, чтобы понять, каким видел автор силу женского русского характера. Ведь именно этой теме писатель в дальнейшем планировал посвятить ряд работ. Однако очерк, о котором идет речь в этой статье, стал первым и последним.
Заглавие произведения является аллюзией на название тургеневского рассказа «Гамлет Щигровского уезда».
Катерина Измайлова
Кто такая леди Макбет Мценского уезда? Анализ этой героини позволяет сделать вывод, что это женщина, лишенная всякой нравственной основы, и в жизни ее занимает главенствующее место слепая страсть. Имя ее – Измайлова Катерина Львовна.
Ей двадцать три года, и по происхождению она крестьянка. За пять лет до описываемых в очерке событий Катерина вышла удачно замуж за немолодого мужчину, представителя купеческого сословия.
Ее жизнь до невозможности скучна, потому как нет ее в душе ничего – одна пустота. Ребенка Измайловы за пять лет не нажили.
Рассказчик, однако, упоминает, что от первого брака у мужа Катерины детей тоже не было.
Женщиной, абсолютно лишенной каких-либо привлекательных душевных качеств, является леди Макбет Мценского уезда.
Анализ этого персонажа следует делать на основании ее поступков и событий, которые изображены в произведении, а также исходя из художественных средств, которые автор использует для того, чтобы глубже раскрыть ее характер.
Но прежде следует сказать об основной особенности этой натуры – она малообразованна и далека от христианской религии. Это дает основание полагать, что безумная страсть овладела ею в силу душевного уродства, моральной неполноценности.
Видео по теме
Сергей
Муж Катерины Львовны уехал надолго и оставил ее в доме со своим отцом Борисом Тимофеевичем. Молодой женщине в отсутствие мужа приглянулся дерзкий красивый работник. Ранее его она не видела, но узнала некоторые факты из его биографии от кухарки.
Оказывается, Сергей недавно только появился у Измайловых. А на прежнем месте задержаться долго не смог из-за любовной связи с тамошней хозяйкой.
Но Катерину Львовну эти сведения не только не смущают, но даже, напротив, интригуют, что говорит отнюдь не в пользу ее морального облика.
Первое убийство
Между Сергеем и Измайловой быстро завязывается тот род отношений, из-за которых Сергей не так давно был изгнан из прежнего дома. И Катерина Львовна впервые в жизни испытывает счастье.
Раньше она об этом и не помышляла. Жила с нелюбимым немолодым мужем и невыносимо скучала. Но человек не может вести бесцельное существование.
И если после долгого застоя он вдруг приобретает смысл жизни, лишиться его он боится превыше всего.
А потому, когда свекор узнал о любовной связи Катерины с Сергеем, она, недолго думая, отравила Бориса Тимофеевича крысиным ядом. Тело они с Сергеем спрятали в погребе.
Второе убийство
Как сказано было великим английским драматургом – «Кто начал со зла, тот в нем и погрязнет». Сергей, понимая, что все действия Катерины Львовны теперь зависят лишь от него, убеждает ее в том, что не может пребывать с ней дальше в незаконной связи. Он хочет, чтобы она стала его женой.
Следует сказать, что молодой человек умеет оказывать влияние на человеческую душу. Он относится к тому типу аморальных мужчин, которые живут за счет своего таланта влюблять в себя женщин.
Играя роль ревнивого любовника и убеждая ее в том, что хочет стать ее законным мужем, он ясно отдает себе отчет в последующих событиях.
Когда же возвращается муж и обвиняет Катерину в «амурах», она, ничуть не смутившись, подзывает Сергея и признается в преступной связи. А затем начинает его душить. Сергей, разумеется, приходит ей на помощь.
Какие чувства испытывает после совершенного злодеяния леди Макбет Мценского уезда? Анализ произведения можно провести параллельно характеристике шекспировской героини. Если сравнивать этих персонажей, можно обнаружить общие черты: холодность, сдержанность и решительность.
Но Измайлова совершает злодеяние не из корыстных соображений и честолюбия, а исключительно из-за своей болезненной страсти.
Сергей и Катерина
Удивительно то, что реакция сообщников разная. Сергею после убийства мерещатся призраки. Катерина же не испытывает никаких угрызений совести. Во время убийства губы его дрожат, его бьет лихорадка. Она же спокойна, хотя позже и видит тревожные сны. Однако это вовсе не говорит, что Сергей обладает более тонким душевным строем.
Катерина Львовна преступила закон нравственности. Она утратила свое душевное начало и остановиться больше не в силах. Измайлова и после убийства мужа способна на все, чтобы удержать счастье. Любить и быть любимой во что бы то ни стало – теперь великая цель ее жизни.
И состояние ее души находится на грани безумия. Сергей же – подлец. Его действиями руководит не чувство, а расчет. Его жизнь, в отличие от жизни его соучастницы, и после совершенных злодеяний не остановится.
А потому он обнаруживает некую тревогу, которая, впрочем, отнюдь не является следствием угрызений совести.
Жизнь без мужа
Второе убийство не омрачает счастья Катерины. Зиновия Борисовича разыскивают, а она тем временем не особенно стремится создать образ безутешной вдовы. Это отличает от подобных персонажей героиню очерка «Леди Макбет Мценского уезда».
Анализ произведения кратко можно сделать и на основе заключительных событий. Уже в первые дни знакомства с Сергеем кардинально меняется ее душевный мир. Ею руководит исключительно зов плоти. Состояние героини повести Лескова напоминает тяжкую болезнь, психическое расстройство.
И когда позже, на каторге, Сергей отвергает ее, она лишает себя жизни.
Но возвращаясь к событиям, предшествовавшим аресту, следует продолжить анализ повести «Леди Макбет Мценского уезда», сравнив главную героиню с новым персонажем – Федей. Этот герой противопоставлен Катерине, представляет собой образ мученика, почти ангела, погубить которого – значит совершить самый страшный грех.
Федя
Мальчик является единственным законным наследником убитого мужа. В то время когда он приезжает в дом Измайловых, Катерина уже ждет ребенка. Но даже этот факт не удерживает ее от смертоубийства. Однако следует сказать, что на этот раз инициатором выступает Сергей.
Убеждая сообщницу в том, что мальчик стал единственным препятствием на пути к их великому счастью, он высказывает мысль о необходимости избавиться от него. И лишь на мгновение душа будущей матери оживает. Решающую роль играет в сюжете «Леди Макбет Мценского уезда» любовь.
Анализ этого произведения приводит к мысли о том, насколько многозначно это слово. Под понятием «любовь» понимают чрезвычайно широкий спектр чувств. И для Катерины Львовны оно значит безумную слепую страсть, которая приводит не только к убийствам. Она уничтожает и душу героини. А главное – убивает в ней женщину и мать.
Федя – мальчик богобоязненный. В день убийства он читает житие одного из святых. Его образ – символ окончательной нравственной гибели Измайловой. И после его убийства женщина лишается не только свободы, но и материнских чувств. Рожденный перед отправкой на каторгу ребенок не вызывает в ее душе никакого отклика.
Весьма своеобразную оценку русской женской душе дал Лесков. «Леди Макбет Мценского уезда» (анализ представлен в этой статье) является произведением, в основе которого – представление автора о характере простолюдинки. В конце повести героиня погибает, уничтожая при этом свою соперницу. Это ничуть не делает ее образ более привлекательным.
Очерк вызвал негативную реакцию в обществе. Представление о характере русской женщины не гармонировало с настроениями, царившими в России во второй половине девятнадцатого века.
Согласно революционно-демократическим идеям, «простой человек» был избавителем, обладающим всевозможными добродетелями.
Писатель же настаивал на том, что психологический тип, изображенный им в очерке, нельзя обойти вниманием, потому как он все-таки существует. Звериная простота, глупость и бездуховность способны сделать из человека преступника.
Достаточно всего лишь одной искры. Для героини очерка этой искрой стала любовь. Но ведь бывают и другие – месть, обида, стремление к наживе или желание самоутвердиться.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/124125/
Тема любви в повести Н.Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”
/ Сочинения / Лесков Н.С. / Леди Макбет Мценского уезда / Тема любви в повести Н.Лескова “Леди Макбет Мценского уезда”
Скачать сочинение |
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения |
Главная тема, которую затрагивает Н.С.Лесков в повести Леди Макбет Мценского уезда, это тема любви; любви, не имеющей границы, любви, ради которой совершают все, даже убийство. Главная героиня – купеческая жена Катерина Львовна Измайлова; главный герой – приказчик Сергей. Повесть состоит из пятнадцати глав.
В первой главе читатель узнает, что Катерина Львовна – молодая, двадцатичетырехлетняя девушка, довольно милая, хотя и не красавица. До замужества она была веселой хохотушкой, а после свадьбы ее жизнь изменилась. Купец Измайлов был строгий вдовец лет пятидесяти, жил с отцом Борисом Тимофеевичем и вся его жизнь заключалась в торговле.
Время от времени он уезжает, и молодая жена его места себе не находит. Скука, самая, что ни на есть безудержная, толкает ее однажды прогуляться по двору. Здесь она знакомится с приказчиком Сергеем, необычайно красивым парнем, о котором говорят, что какую ты хочешь женщину, улестит и до греха доведет.
В один из теплых вечером Катерина Львовна сидит у себя, в высокой горнице у окошка, как вдруг видит Сергея. Сергей ей клонится и уже через несколько мгновений оказывается у ее дверей. Не имеющая смысла беседа заканчивается у постели в темном углу.
С тех пор Сергей начинает посещать Катерину Львовну по ночам, приходя и уходя по столбам, которые поддерживают галерею молодой женщины. Однако в одну из ночей его видит свекор Борис Тимофеевич – он наказывает Сергея плетьми, обещая, что с приездом сына Катерину Львовну выдерут на конюшне, а Сергея отправят в острог.
Но на следующее утро свекор, поев грибков с кашицей получает изжогу, а через несколько часов умирает, да именно так, как умирали в амбаре крысы, яд для которых был только у Катерины Львовны. Теперь любовь у хозяйской жены и приказчика разгорается пуще прежнего, уже и во дворе про это знают, но считают так: ее мол, это дело, ей и ответ будет.
В главе повести Н.С.
Лескова Леди Макбет Мценского уезда рассказывается о том, что очень часто Катерине Львовне снится один и тот же кошмарный сон. Будто ходит по ее кровати огромный кот, мурлычет, а потом вдруг ляжет между ней и Сергеем. Иногда кот разговаривает с ней: Никакой я ни кот, Катерина Львовна, я знаменитый купец Борис Тимофеевич.
Я только тем теперь плох, стал, что все мои косточки внутри потрескались от невестушкиного угощения. Взглянет молодая женщина на кота, а у него голова Бориса Тимофеевича, да вместо глаз огненные кружки. В эту же ночь возвращается домой муж, Зиновий Борисович. Катерина Львовна прячет Сергея на столбе за галереей, выбросив туда же его обувь и одежду.
Вошедший муж просит поставить ему самовару, а потом интересуется, почему в его отсутствии постель надвое разложена, да указывает на шерстяной поясочек Сергея, который находит на простыне. Катерина Львовна в ответ подзывает Сергея, муж ошарашен такой наглостью. Недолго думая, женщина начинает душить мужа, затем бьет его литым подсвечником.
Когда Зиновий Борисович падает, на него садится Сергей. Вскоре купец умирает. Молодая хозяйка и Сергей закапывают его в погребе.
Теперь Сергей начинает ходить как настоящий хозяин, а Катерина Львовна зачинает от него ребенка. Счастье же их все же оказывается недолгим: выясняется, что у купца был племянник Федя, имеющий больше прав на наследство.
Сергей убеждает Катерину, что из-за Феди, переехавшего теперь к ним; влюбленным не будет счастья и власти.… Задумывается убийство племянника.
В одиннадцатой главе Катерина Львовна осуществляет задуманное, и, конечно, не без помощи Сергея. Племянника душат большой подушкой. Но все это видит любопытный человек, заглянувший в этот момент в щель между ставнями.
Мгновенно собирается толпа и врывается в дом… И Сергея, признавшегося во всех убийствах, и Катерину, ссылают на каторжные работы. Ребенка, который рождается незадолго до того, отдают родственнице мужа, так как только этот ребенок остается единственным наследником. В заключительных главах автор повествует о злоключениях Катерины Львовны в ссылке.
Здесь Сергей полностью отказывается от нее, начинает ей открыто изменять, она же продолжает его любить. Время от времени он приходит к ней на свидание, и в одну из таких встреч он просит у Катерины Львовны чулки, так как якобы у него сильно болят ступни. Катерина Львовна отдает красивые, шерстяные чулки.
Утром следующего дня она видит их на ногах Сонетки, молодой девице и нынешней подруги Сергея. Молодая женщина понимает, что все ее чувства к Сергею бессмысленны и не нужны ему и тогда решается на последнее…
В один из ненастных дней каторжных переправляют на пароме через Волгу. Сергей, как уже стало привычно в последнее время, снова начинает смеяться над Катериной Львовной. Она смотрит пустующим взглядом, а потом резко хватает стоящую рядом Сонетку и бросается за борт. Спасти их не удается.
Этим завершается повесть Н.С.Лескова Леди Макбет Мценского уезда.
Добавил: 9876
47469 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p> |
Смотрите также по произведению “Леди Макбет Мценского уезда”:
- Краткое содержание
Источник: https://litra.ru/composition/get/coid/00389421211468868898
Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»
Цель: раскрыть трагедию, загадку женской души.
Ход урока
I. Вступительное слово учителя.
«Леди Макбет Мценского уезда» – впервые опубликована в журнале «Эпоха» в 1865 году под названием «Леди Макбет нашего уезда». Повесть показывает неразрывную связь капитала с преступлением.
Это трагическая история бунта женской души против мертвящей обстановки купеческого быта. Это одна из художественных вершин творчества Лескова. Итак, основное содержание произведения Н.С.
Лескова «Леди Макбет Мценского уезда» составляет тема трагической женской судьбы.
II. Загадка женской души1. Слово учителя.
Любовь — великая радость и тяжкий крест, откровение и тайна, огромное страдание и самое большое счастье, а главное — то, что лишь ею, любовью, живет и хранится женская душа, и доныне таинственная и загадочная.
Любовь русской женщины была всегда согрета глубоким религиозным чувством, поднимающим отношение к любимому, к семье на особую духовную высоту. Она и впрямь спасала и себя, и родных, дара им всю теплоту и нежность своей целомудренной прекрасной души. Эта традиция идет из фольклора.
Помните Марьюшку из русской народной сказки «Перышко Финиста ясна сокола»? В поисках любимого она три пары башмачков железных истоптала, три посоха чугунных изломала, три каменных хлеба изглодала. А ведь сила разрушить чары была в ней самой, в светлой и ясной ее душе. А Ярославна из «Слова о полку Игореве», которая «зегзицей плачет на Путивле», тоскуя о любимом!
Или любовь — дом у Татьяны Лариной из Пушкинского «Евгения Онегина». Кто помнит? (Учительница читает наизусть строки):
Я вас люблю —
К чему лукавить? —
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна.
А вот чистая, светлая, хотя и непонятная для других любовь Катерины из «Грозы» Островского. Для многих женщин русской литературы любовь — не только дар, но и ДАРЕНИЕ — бескорыстное, безоглядное, чистое от дурных помыслов. Их чувство, сильное и пылкое, всегда оставалось целомудренным.
Но была и другая женская любовь — любовь-страсть, мучительная, непобедимая, все преступившая — такая, как в очерке Лескова «Леди Макбет Мценского уезда».
III. Осмысление названия – работа с классом.
– В чем странность названия лесковского очерка?
(Столкновение понятий из различных стилистических пластов: «Леди Макбет» – ассоциация с трагедией Шекспира: Мценский уезд — соотношение трагедии с глухой российской провинцией — автор расширяет масштабы происходящего в повести.)
Проблемный анализ повести
Прочтите рассуждение сильных характеров.
«Иной раз в наших местах задаются такие характеры, что, как бы много лет ни прошло со встречи с ними, о некоторых из них никогда не вспомнишь без душевного трепета» (гл. 1).
По мнению Ап. Григорьева, Катерина Измайлова — это «блестящий действительно, и страстный действительно, и хищный действительно тип, который в природе и в истории имеет свое оправдание своей возможности и реальности».
1 Лидия Харина, средняя школа № 12, г. Воркута, Республика Коми.
Были в истории подобные хищные типы. (Петр I A.C. Пушкина:
Его глаза сияют.
Лик его ужасен.
Движенья быстры.
Он прекрасен,
Он весь как Божия гроза.)
И вот теперь лесковская Катерина. Как же зародилась любовь- страсть? Слово Катерине Измайловой.
Далее одна из учениц делает художественный пересказ-монолог (история замужества Катерины Измайловой) от первого лица (гл.1).
– Что послужило причиной страсти? (Скука.)
– Катерина в «Грозе» Островского — возвышенно-легкая, поэтичная. А какова была «девка» Катерина Львовна?
(«Яв девках страсть сильна была … Меня даже мужчина не всякий одолевал» (гл. 2)
А «диковинная» земная тяжесть означает чудовищную, но пока еще скрытую силу. Посмотрите, что говорит мужичок: «Что есть такое тяжесть в нас? Разве тело наше тянет? Тело наше, милый человек, на весу ничего не значит: сила наша, сила тянет — не тело», (гл.2)
Но оказывается, что главное свойство натуры — решительность. Прочтите, как «Сергей обнял молодую хозяйку», а «Катерина Львовна не успела даже распорядиться своею хваленою силою» (гл.2). (Страсть захватила ее всю.)
– Сравните со словами короля Макбета (тоже о решительности):
Я смею все, что смеет человек,
И только зверь на большее способен.
– Так зверь или человек? (Звериная простота в человеке.)
– Подтвердите текстом упоминание автора о зверином начале.
(Просто, как крысы в амбаре, умер свекор [гл.5]; Зиновий Борисыч, как зверь, закусил горло Сергея [гл.8]; Катерина Львовна бросилась на Сонетку, как сильная щука на мягкоперую плотвицу [гл. 15].)
«Невмоготу» ей: для ее проснувшейся любви-страсти, легко преодолевающей любые препятствия, все просто. Умер свекор — о смерти человека — походя. Это страшно.
– Как живет теперь без мужа Катерина Львовна?
(Начало гл. 4: «Много было в эти ночи в спальне Зиновия Борисыча и винца из свекрового погреба попито, и сладких сластей поедено, и в сахарные хозяйкины уста поцеловано, и черными кудрями на мягком изголовье поиграно».)
– Страсть перерастает пределы измены. Почему?
(Текст — конец гл.4: «… Невмоготу стало. Развернулась она вдруг во всю ширь своей проснувшейся натуры и такая стала решительная, что и унять ее нельзя».)
– А Катерина Львовна «уж совсем разошлась». Почему?
(Текст — конец гл. 6: «Катерина Львовна теперь готова была за Сергея в огонь, в воду, в темницу и на крест. Он влюбил ее в себя до того, что меры ее преданности ему не было никакой. Она обезумела от своего счастия».)
Вариант уроков 32-33 (100-101)
Но ведь счастье бывает разное. Вспомните сказ «Несмертельный Голован»: «Есть счастье праведное, есть счастье грешное. Праведное ни через кого не переступит, а грешное все перешагнет» (Лесков).
И ведь «перешагнула». Второе убийство — с тем же спокойствием.
ГУ. Анализ сцены убийства.
Чтение по ролям сцены «Убийство мужа (3 чел.) — конец гл.7 — начало 8, от слов «-Расспрашивай, о чем так знаешь-то хорошо…» до слов «… с рассеченным виском».
По библии, закон брака: «Двое — одна плоть». А Катерина Львовна плоть эту своими же руками раздавила — спокойно, даже с дерзкой гордостью за свою неодолимость.
– Помните эпиграф к очерку? Как его поняли?
(Это ведь только «первую песенку зардевшись спеть», а дальше уже само пойдет.)
И вот живет Катерина Львовна, «царствует» (с ребенком во чреве) — все вроде бы свершилось по идеалу (помните, хотела себе «для веселости ребеночка родить»). Этот идеал по логике сталкивается с другим — высоким христианским идеалом, которого нет в душе Катерины Измайловой, но которому до смерти оставалась верна другая Катерина — из «Грозы» Островского.
– Какой это идеал?
(Десять заповедей Божьих, одна из них — «не прелюбодействуй»; Катерина Кабанова, нарушив ее, уже не смогла жить — совесть не позволила.)
У лесковской героини этого нет, только сны чудные пока тревожат.
V. Выразительное чтение сцен снов.
Первый сон — гл.6 (кот пока — просто кот)
Второй сон — гл.7 (кот, похожий на Бориса Тимофеевича убиенного)
Вывод: не так просто, оказывается, «песенку спеть». Что-то внутри постоянно напоминает об этом. Хоть по Шекспиру:
Сон, смерть земных тревог,
Бальзам больной души, –
– но легче от этого не становится. Таким образом, сны симво- личны. Уже не совесть ли просыпается в молодой купчихе?
(Пока нет).
Символичные слова звучат и в устах бабушки Феди. (Текст — гл.10: «Потрудись, Катеринушка, ты, мать, сама человек грузный, сама суда Божьего ждешь; потрудись…»)
– Как же потрудилась Катеринушка? (Убила Федю.)
– И перед очередным убийством «собственный ребенок у нее впервые повернулся под сердцем, и в груди у нее потянуло холодом». Случайно ли у Лескова упоминание этой детали?
(Сама природа, женское естество предостерегает ее от задуманного преступления.)
Но нет: «Кто начал злом, тот и погрязнет в нем» (Шекспир).
– В отличие от первых двух убийств, возмездие пришло сразу. (Гл. 11): «… стены тихого дома, сокрывшего столько преступлений, затряслись от оглушительных ударов: окна дребезжали, полы качались…» Как вы думаете, почему – сразу?
(Погублена душа чистая, ангельская, безгрешная.)
– Маленький страдалец, отрок, угодный Богу; даже имя символично: «Федор» в переводе с греческого – «Божий дар». Всмотритесь в репродукцию предсмертного портрета Феди кисти художника Ильи Глазунова. Что подчеркнул художник?
(Большеглазый отрок на фоне икон, ручка на груди как парафразис страстей по Дмитрию убиенному.)
– Это ли не вечный укор за содеянное перед Богом? А ведь Катерина Измайлова о Боге-то еще и не упомянула. Что это? Может, в Мценске все люди — безбожники, креста на себя положить не умеют?
Подтвердите свою мысль текстом.
(«Наш народ набожный, к церкви Божией рачительный и по всему этому народ в свою меру художественный: благолепие церковное и стройное «органистое» пение составляют для него одно из самых высоких и самых чистых его наслаждений» (начало гл. 12).)
Вывод: нарушен высший нравственный закон, заповедь Божия — «не убий», ибо высшая ценность на земле — это жизнь. Потому так велика глубина нравственного падения Катерины и Сергея.
Вспомните Тютчева:
Две силы есть — две роковые силы,
Всю жизнь свою у них мы под рукой,
От колыбельных дней и до могилы, –
Одна есть Смерть, другая —
Суд людской.
– Итак, суд земной, суд людской совершился. Произвел ли он особенное впечатление на Катерину Львовну?
(Гл. 13): «Она видит опять Сергея, а с ним ей и каторжный путь цветет счастьем». Любит она ведь по-прежнему.)
– В самом начале урока вы услышали мнение Ап. Григорьева о Катерине как о «страстном, хищном типе». К чему же приводит вырвавшаяся на свободу страсть?
(Свобода, страсть, не знающая нравственных ограничений, превращается в свою противоположность.)
Вывод: страстная натура, оказавшись во власти «свободы» преступлений, неминуемо обречена на гибель.
– Изменила ли лесковскую героиню каторга?
(Да, теперь это не хладнокровный убийца, вызывающая ужас и изумление, а страдающая от любви отвергнутая женщина.)
– Жалко ее? Почему?
(Она жертва, отверженная, а любит по-прежнему, даже сильнее (гл. 14): «Она хотела себе сказать: «не люблю ж я его» и чувствовала, что любила его еще горячее, еще больше». Чем безогляднее ее любовь, тем откровеннее и циничнее надругательство Сергея над нею и ее чувством.)
Вывод: бездна нравственного падения бывшего приказчика так страшна, что его пытаются усовестить даже видавшие виды арестанты-каторжники.
– Бернард Шоу предостерегал: «Бойся человека, Бог которого на небе». Как вы понимаете эти слова?
(Бог — совесть, внутренний судья. Нет такого Бога в душе — страшен человек. Такова была Катерина Львовна до каторги. Таким остался Сергей.)
– А героиня изменилась. Что же теперь больше интересует Лескова: страстная натура или душа отвергнутой женщины?
(Душа.)
Шекспир в своей трагедии сказал о леди Макбет:
Она больна не телом, но душою.
– Можно ли так сказать о Катерине? Ответить на этот вопрос поможет обращение к символике пейзажных сцен.
VI. Самостоятельная работа по анализу пейзажа (работа по тексту с карандашом, 3 мин.)
Вопросы на доске:
– Какой цвет чаще встречается в описании природы?
– Найдите слово-образ, который использует Лесков в этом отрывке.
– Какова символика пейзажной сцены?
Выводы: больная душа у Катерины Измайловой. Но предел собственных страданий и мучений пробуждает проблески нравственного сознания у лесковской героини, не ведавшей раньше ни чувства вины, ни чувства раскаяния.
– Как показано пробуждение чувства вины в Катерине?
(Текст, гл.15: «И вот вдруг из одного переломившегося вала показывается ей синяя голова Бориса Тимофеевича, из другого выглянул и закачался муж, обнявшись с поникшим головкой Федей».)
Волга заставляет вспомнить другую Катерину — из «Грозы» Островского. Определите различие в трагической развязке судеб героинь Лескова и Островского. (Катерина Островского, по мнению Добролюбова, «луч света в темном царстве». А о Катерине Измайловой два отзыва (запись на доске):
Катерина Измайлова — «молния, порожденная самим мраком и лишь ярче подчеркивающая непроглядную темень купеческого быта».
В. Гебель
«Какая там «Гроза» Островского — тут не луч света, тут фонтан крови бьет со дна души: тут «Анна Каренина» предвещена — отмщение «бесовской страсти».
Л. Аннинский
– Кто из исследователей более глубоко «вчитался» в образ Катерины Измайловой, понял и почувствовал его?
(Л. Аннинский — Ведь он увидел «фонтан крови» не только напрасноубиенных Катериной, но и кровь ее загубленной души.)
VII. Итоги, общение.
– Кто же она, Катерина Измайлова, – страстная натура или?.. Допишите! Чем оказалась любовь для Катерины Львовны?
(Огромным страданием и тяжким крестом, вынести не в состоянии ее душа, то есть остаться чистой, незапятнанной. На алтарь ради любви Катерина Измайлова приносит в жертву все вплоть до собственной жизни.)
Учащиеся дописывают вопрос: «Страстная натура или больная душа?»
Так в чем же загадка женской души? Не знаете? И я не знаю. И прекрасно, что мы этого в точности не знаем: останутся еще вопросы для размышления над русской классикой.
Одно верно: основа женской души — да и души человеческой вообще — любовь, о которой так удивительно поведал Ф.И. Тютчев: Союз души с душой родной.
Их съединенье, сочетание,
И роковое их слиянье,
И… поединок роковой.
Домашнее задание — сочинение-размышление (на выбор):
1. «Поединок роковой» (драма любви Катерины Львовны).
2. «Зеркало души — ее деянья» (В. Шекспир).
Источник: https://scribble.su/school-literature/pouroch-razrab-10-part-2/29.html