Честь дороже жизни?
ДОРОЖЕ ЖИЗНИ
Два печальных юбилея, неразрывно связанных между собой, отметила в феврале Россия. 8 февраля 1837 года произошла дуэль между Александром Пушкиным и Жоржем Дантесом. Спустя два дня, 10 февраля, смертельно раненный на дуэли поэт умер. Было это 175 лет назад.
Сама по себе история русской дуэли XIX века – это история человеческих трагедий, мучительных смертей, высоких порывов и нравственных падений. Таким образом тогда «выясняли отношения», отстаивая свою честь и достоинство.
А сегодня? Существует ли в нашем обществе понятие «чести»? Если мы говорим об отдельных людях, то среди нас есть как люди чести, так и бесчестные люди. Если говорим об обществе, то трудно сказать, возможно ли в наше время по-настоящему сохранить достоинство, или же сегодняшний уклад оставил это в далеком прошлом. Актуально ли понятие «честь» в современном мире?
Об этом наша беседа с заведующей сектором музейной педагогики Всероссийского музея А. С. Пушкина Е.Б. Добровольской.
– Екатерина Борисовна, вы изучаете жизнь и творчество А.С. Пушкина, в частности, историю дуэли и гибели поэта, рассказываете об этом учащимся. Как вы считаете, почему раньше люди были готовы умереть за свою честь?
– Эта тема очень серьезная, и на этот вопрос трудно ответить коротко. Честь – это родовое понятие русского дворянина, который воспринимал свою жизнь не как что-то случайное и единичное, а как звено в исторической цепочке. Он дорожил своей фамилией, памятью предков и мнением о себе не только тех, кто живет рядом, но и тех, кто будет жить потом.
Он должен был передать детям свое имя незапятнанным, он мечтал прославить свой род, свое имя. Так воспитывали с детства. «Дорога чести и славы открыта перед вами!» – говорил, обращаясь к юным лицеистам, в день открытия Лицея преподаватель Александр Петрович Куницын. И они, совсем юные, мечтали прожить жизнь не зря, оставить в истории свое имя.
<\p>
«Честь выше присяги», – отвечал один из участников движения декабристов на вопрос императора, почему он не донес о существовании тайного общества. Чувство чести оказывалось стержнем характера, тем, что не позволяло совершить подлость или струсить.
<\p>
«Не смерть страшна, а страшно бесчестье», – так напутствовал выпускников Лицея директор Егор Антонович Энгельгардт. Я уверена, что и мы, сегодняшние, внутренне согласны с этим высказыванием, но нас иначе воспитывали, и потому большинству из нас трудно соответствовать такому образцу поведения.
И все же я думаю, что и сегодня жизнь без чувства самоуважения приводит к разрушению личности.<\p>
– Как вам кажется, что важнее: отстоять честь в дуэли или, избежав ее, сохранить свою жизнь? Стоит ли отстаивать честь ценою жизни?
– Повторю: дуэль – понятие историческое. Это способ защиты чести, который был распространен среди дворян, и особенно молодых офицеров, в начале 19 столетия. Но и в то время каждый давал свой ответ на этот вопрос. Пушкин, участвовавший в нескольких поединках, говорил, что считает дуэль «горькой необходимостью».
Исток этого – обостренное понимание собственной чести. О дуэлях много и интересно рассказывается в книгах Ю.М. Лотмана «Беседы о русской культуре», Я.А. Гордина «Дуэли и дуэлянты».<\p>
Если говорить о современности, сохранять ли свое достоинство ценою жизни? Я считаю, что нет ничего дороже жизни. Но плохо представляю себе счастливую жизнь с поруганной честью.
Значит, надо не доводить до такого положения, а если уж случился конфликт, надо найти способ доказать свою правоту, добиться справедливости. Не обязательно стремиться к этому немедленно, тут хороший советчик – время и добрые друзья.
<\p>
– С чем связана утрата чести у современной молодежи, на ваш взгляд?<\p>
Вопрос слишком обобщенный и в постановке своей категоричный. Кто даст определение, что такое «современная молодежь»? Молодые люди от 15 до 25 лет, они такие разные! Но среди них столько талантливых! Они знают языки, владеют компьютером, много путешествуют.
Они не принимают «на веру» то, о чем им говорят, умеют анализировать, способны отстаивать свое мнение. Все это замечательные качества; люди моего поколения в юности были, по-моему, более беспомощны, наивны и внушаемы. Да, есть такие молодые люди, которых я совсем не понимаю, например, группировки «фанатов» или наркозависимые.
Для меня – это проявление «стадного» инстинкта или внутренней слабости. Уважения достойны личности. А личность немыслима без самоуважения. По-моему, именно так и проявляется в настоящее время чувство чести. Я не считаю, что оно утрачено.
– Вы много общаетесь с молодежью во время занятий и лекций. Ваше мнение, как можно объяснить школьникам значимость чувства собственного достоинства?
– Я считаю, что школьникам объяснять это уже поздно! Это чувство впитывается с «молоком матери», воспитывается в семье. В школьном возрасте оно или есть у человека, или нет. Причем, есть у большинства.
А те, кто позволяет себя унижать, топтать свою личность – люди глубоко несчастные.
Но ведь человеку свойственно желать быть счастливым! Так что, на мой взгляд, есть прямая связь: хочешь быть счастливым – уважай себя.
– Если бы появился шанс изменить взгляды на жизнь современной молодежи, что бы Вы попытались изменить?<\p>
– Считаю невозможным и ненужным ни для себя, ни для кого-то «менять чьи-то взгляды на жизнь». Не представляю, как можно изменить взгляды «современной молодежи». Вообще не умею мыслить подобными категориями.
Для меня привычное число собеседников – 30 (именно столько учеников было когда-то в Лицее), а лучше – и того меньше! Так вот, на каждом занятии в музее-Лицее, где я работаю, я стараюсь рассказать ребятам как раз о том, как жили люди «до нас» в надежде, что этот, пусть чужой, но важный духовный опыт может быть им полезен.
Наши знания, наша историческая память, наша совесть – вот то, что удержит в минуту слабости и поможет в беде. И я уверена, что чувство собственного достоинства во все времена остается внутренним стержнем человека.
Выработать такой стержень в себе – вот что я пожелала бы всем, каждому! И еще я считаю очень важным способом формирования мировоззрения, собственной жизненной позиции чтение. Именно чтение, а не обращение к телеэкрану или компьютеру. Они дают картинку современной жизни, и часто приукрашенную, а порой ужасающую, т.е.
зритель-слушатель оказывается во власти режиссера, редактора. Когда человек читает книгу, он сам создает «мир», о котором читает, он выступает творцом, а не потребителем. Я бы посоветовала читать исторические книги, читать мемуары – ведь жизнь началась не с каждого из нас. Изучая историю, ты проживаешь сотни жизней и приобретаешь важнейший духовный опыт.
И наконец, я предлагаю молодым людям направить свою творческую энергию на созидание, а не на отрицание (отрицать всегда проще!) и на добрые дела для тех, кто рядом с тобой – тогда ты точно почувствуешь, что твоя жизнь нужна.<\p>
Беседовала Настя Шмакова, 8 класс (гимназия №406)
Фото А.Бобырь; из личного архива Е. Добровольской
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2012/02/24/chest-dorozhe-zhizni
Сочинения на Getsoch.ru
Сочинение на тему «Устарело ли понятие чести?»
Подписывайтесь на нашу группу ВК
Устарело ли понятие чести? Спорный вопрос, на который нельзя ответить однозначно.
С одной стороны, мы давно и слов-то таких не употребляем: «честь имею», «честь и хвала». Разве что в пословицах и фразеологизмах: «береги честь смолоду», «пора и честь знать» и т.д.
С другой стороны, разве не важно и в наши дни иметь незапятнанную репутацию и чистую совесть?
Для начала, нужно, пожалуй, разобраться, что означает слово «честь». Итак, по словарю Даля, «Честь – это внутреннее нравственное достоинство человека, доблесть, честность, благородство души и чистая совесть».
Честь как синоним совести и внутреннего достоинства устареть не может: утверждение этого было бы равносильно тому, как если бы вы сказали, что в наши дни не осталось ни одного честного и благородного человека! В то же время, нельзя не заметить, что излишняя честность сейчас не слишком-то приветствуется, все больше побеждают такие качества, как хитрость, лживость, изворотливость.
Но это пороки, а вовсе не идеал, к которому следует стремиться! Не об этом ли писали великие классики всего мира? Достаточно вспомнить Некрасова, Толстого, Шекспира!
Другое дело, что мы сами вкладываем в слово «честь». Например, еще в ХIХ веке любой дворянин мог вызвать на дуэль себе подобного только потому, что тот задел его «честь». Причина при этом могла быть любая: от обвинения в краплении карт до банального «не уступил дорогу».
Мысль же о том, что убийство соперника вряд ли дело более чистое, чем поруганная честь, никого не заботила. Разумеется, в этом смысле понятие «чести» устарело совершенно. Любая расправа и самосуд, пусть даже поруганная честь стала тому причиной, в наши дни строго карается законом.
И все-таки в понятии «честь» прошлых веков и нынешнего есть существенные различия! Вспомним, ведь еще в ХIХ веке слово «честь», прежде всего, являлось синонимом незапятнанной репутации и доброго имени. Малейший проступок мог оказаться роковым: коль скоро данной особе было отказано от одного дому, точно также поступят и другие.
А жизнь вне общества, увы, недопустима. К счастью, в современном мире все обстоит несколько иначе: любой человек имеет право начать новую жизнь (иногда даже после существенных проступков), не терпя при этом попреки и унижение. И это правильно! Ведь пока жив человек, ничего не поздно.
А значит, есть надежда на то, что он станет лучше, честнее и благороднее.
Источник: https://getsoch.ru/po-russkomu/na-svobodnuyu-temu/35-sochinenie-na-temu-ustarelo-li-ponyatie-chesti.html
Устарело ли на сегодня понятие чести
Устарело ли на сегодня понятие чести – вот вопрос, над которым рассуждает известный российский писатель Даниил Гранин.
Эта нравственная проблема существует в мире с давних пор. Об этом говорят примеры из классических произведений А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Л.Н. Толстого, для героев которых не было выше понятия, чем честь дворянина. К сожалению, многие мои современники считают понятие чести несовременным…
Автор текста полагает, что честь, которая даётся “человеку однажды, вместе с именем”, устареть не может, несмотря на то что слово «честь» на сегодняшний день заменено более высоким понятием – принципиальность.
Я разделяю точку зрения Д. Гранина.
Вспоминаю героя пушкинского романа “Капитанская дочка” Петра Гринёва, который, несмотря на молодость, во время пугачёвского бунта показал себя человеком чести и долга. На всю жизнь он запомнил слова отца: “Береги платье снова, а честь смолоду”.
И в наши дни понятие чести не устарело. В памяти народа остается подвиг роты псковских десантников, которые ценой собственной жизни остановили две с половиной тысячи озлобленных членов бандитского формирования. Честь русского солдата и офицера в те часы была для них превыше всего!
Свои размышления о том, устарело ли на сегодня понятие чести, хочу закончить словами французского драматурга Пьера Карнеля:
Я всякую беду согласен перенесть,
Но я не соглашусь, чтоб пострадала честь.
Взяточничество – вот проблема
Взяточничество – вот проблема, над которой рассуждает автор текста.
В. Солоухин с негодованием говорит о том, что коррупция ещё со времен формирования древнерусского государства была и остается неотъемлемой частью общества: она бессмертна, благодаря своему «дьявольскому дружелюбию».
И сегодня, по мнению автора, просто невозможно представить себе Россию без корыстных и алчных чиновников.
Для многих из нас взятка стала ничем иным, как денежными знаками внимания, борьба с которыми уменьшает лишь их количество, но увеличивает сумму.
Взяточничество, считает В. Солоухин, – это бич современности.
Трудно не согласиться с автором. Ведь на сегодняшний день коррупция для нашей страны – это своеобразная форма самого распространенного «лёгкого наркотика». Страшно представить, что может произойти, если взятки легализовать!
СМИ буквально переполнены сообщениями, в которых затрагивается данный вопрос. К примеру, совсем недавно за взяточничество был задержан офицер МЧС по Северному округу Москвы Андрей Аршинов. Он вымогал деньги у коммерсантов, которые выиграли многомиллионный тендер на установку пожарного оборудования.
И как хитер был современный взяточник! Так икажется, что школу мздоимства он прошел под руководством героя комедии Н. В. Гоголя «Ревизор». Городничий Сквозник – Дмухановский, мздоимец и казнокрад, обманувший на своём веку трёх губернаторов, был убеждён, что любые проблемы можно решить с помощью денег и умения « пустить пыль в глаза».
Таким образом, могу сделать вывод о том, что на протяжении многих столетий проблема взяточничества была и остается злободневной для российского общества.
Что такое благородство
Что такое благородство – вот проблема, которую поднимает Ю. Цетлин.
Этот нравственный вопрос, вызывавший полемику в прошлые века, толкавший на дуэли сотни хороших и плохих людей, актуален и по сей день.
В наше время, считает автор, очень мало благородных людей, способных бескорыстно помогать другим. Для нас, молодых, по его мнению, ярким примером поистине благородного человека должен быть Дон Кихот.
Его желание бороться со злом и несправедливостью есть фундамент истинного благородства.
Ю. Цетлин считает, что человеку «надо уметь при всех обстоятельствах оставаться честным, непоколебимым, гордым », гуманным и великодушным.
Я полностью согласен с мнением автора текста: благородного человека отличает искренняя любовь к людям, желание помогать им, способность сочувствовать, сопереживать, а для этого необходимо иметь чувство собственного достоинства и чувство долга, честь и гордость.
Истинно благородного человека описал Л. Н. Толстым в романе-эпопее «Война и мир». Писатель наделил одного из главных героев своего произведения, Андрея Болконского, не только внешним благородством, но и внутренним, которое он открыл в себе не сразу.
Андрею Болконскому пришлось многое пережить, многое переосмыслить, прежде чем он смог простить своего врага Анатоля Курагина, интригана и предателя, беспомощно лежащего на операционном столе во время Бородинской битвы.
Видя этого глубоко страдающего человека, только что потерявшего ногу, Болконский уже не испытывал к нему ненависти. Вот оно, истинное благородство!
Всем нам, молодым, девизом своей жизни надо считать слова поэта Андрея Дементьева: «Совесть, Благородство и Достоинство – вот оно мое святое воинство!»
Бессилие человека перед невоспитанностью и хамством
Бессилие человека перед невоспитанностью и хамством – вот проблема, над которой рассуждает автор.
Этот морально – этический вопрос актуален в наши дни. С этим явлением мы встречаемся везде: в транспорте, в магазине, на улице, – и никак не можем его побороть!
И. Иванова считает, что хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство вместе взятые, но при этом оно, опирающееся на беззаконность, имеет возможность унижать и не испытывать сопротивления со стороны унижаемого.
Я разделяю точку зрения автора: хамство – настоящий феномен нашей жизни! Этим, казалось бы, уникальным талантом оскорблять человека, не произнося при этом очевидных грубостей и не переходя определенную черту, за которой может стоять открытый конфликт, сегодня обладает просто удивительное количество людей.
Яркий пример беззащитности человека от хамства нахожу в стихотворении Андрея Дементьева:
У меня от хамства нет защиты.
И на этот раз оно сильней.
Звонкие хрусталики разбиты –
Позывные доброты моей…
Недавно в газете «Пятница» прочитала статью, в которой рассказывалось о неосознанном, невидимом, казалось бы, хамстве, которое может проявляться в виде непродуманности, черствости, глупости.
Не зря говорится, что «точность – вежливость королей». Сказать одно – и не выполнить обещание, договориться о встрече – и опоздать или, вообще, забыть об этом – это стало нормой.
За такими «безобидными» поступками хамство прячется, камуфлируясь под случайность.
Мужество людей, проявленное в экстремальной ситуации
Мужество людей, проявленное в экстремальной ситуации, – вот проблема, над которой рассуждает Вячеслав Дёгтев в рассказе “Крест”.
Нравственный вопрос, поднимаемый автором, относится к категории вечных. Ещё Аристотель писал: «Мужественным называется тот, кто безбоязненно идёт навстречу прекрасной смерти».
Вячеслав Дёгтев, изображая осуждённых священнослужителей, закрытых в трюмы затопляемого корабля, показывает, что вначале они начинают кричать. Но мощный бас одного из монахов призвал их в этот смертельный час сплотиться в молитве. И тогда эти мужественные люди запели.
По словам автора «…тюрьма превратилась в храм…». «Сливаясь, голоса звучали так мощно и так слаженно, что аж дрожала, вибрировала палуба. Всю страсть и любовь к жизни, всю веру в Высшую Справедливость вложили монахи в последний свой псалом». В.
Дёгтев, на мой взгляд, гордится мужеством и волей этих людей.
Я разделяю позицию автора.
Как эти священнослужители православной церкви напоминают мне великого старообрядца протопопа Аввакума, который за свою веру мужественно принял мученическую прекрасную смерть.
В “Комсомольской правде” недавно прочёл рассказ об участнике афганской войны Сергее Пёрышкине. Захваченный в плен душманами, он отказался принять мусульманскую веру, остался христианином, за что и был казнен.
Таким образом, могу сделать вывод, что человек мужественный верен своему Слову, Делу, Вере даже перед лицом смерти!
Рекомендуемые страницы:
Источник: https://lektsia.com/7×1881.html
Формирование представлений о чести и достоинстве личности в истории развития общества
Сериева М. М. Формирование представлений о чести и достоинстве личности в истории развития общества // Молодой ученый. — 2016. — №28. — С. 833-835. — URL https://moluch.ru/archive/132/36938/ (дата обращения: 25.03.2019).
This article provides an overview of the history of the formation of views on honor and dignity of the person in social development. It gives the value of categories of «honor» and «dignity» in different historical periods, as well as their reflection in the legal reality.
<\p>
The object of research is the system of social relations associated with the emergence and development of social honor and dignity, their reflection in the legal sphere.<\p>
Key words: honor, dignity, rights and freedoms<\p>
На первых этапах развития человечества начали формироваться представление о чести и достоинстве.
Еще в рабовладельческом обществе существовал стереотип, что чем выше социальное положение человека в обществе, тем ценнее его нравственные качества. В различных цивилизациях представления о чести и достоинстве содержательно и концептуально различались.
Для античности характерно, что ценность и достоинство человека определялось его принадлежностью к государству, вне Афин, Рима или Спарты личность теряла свое значение. То есть существовало гражданское полноправие, когда не будучи гражданином Рима, человек не мог претендовать на обладание честью.
<\p>
Доминирующим классом, который формировал представление о чести и достоинстве в средние века являлись феодалы-рыцари. Они считали, что только люди благородного происхождения могут быть преданы своему господину, верны данному слову, обещанию, способны на подвиги. Все это способствовало возвышению рыцаря в глазах рыцарского клана. Чтобы все это заслужить совершались подвиги.
Особая храбрость рыцарей означало признание среди людей самого мужественного, бесстрашного, сильного клана.<\p>
В ХV11-Х1V началось оформление чести и достоинства в системе прав человека. Ярким представителем развития идеи достоинства как индивидуальной ценности человека является немецкий мыслитель И. Кант.
Он считал, что каждый человек обладает достоинством и это –родовое качество разумных существ. Кант утверждал, что как разумное существо человек никогда не может быть лишь средством подобно простой вещи, а всегда является целью сам по себе.<\p>
Посягательство на честь считалось оскорблением. Оскорбление делилось на обиду и опозорение.
Если оскорбление способно опорочить человека в глазах в-третьих лиц, то это признавалось как опозорение, а если унижено нравственное достоинства лица –это обида.<\p>
В советское время честь гражданина оценивалась общественно полезным трудом. И это ценность труда, создающее все блага жизни, получила высокую оценку в обществе.
Существовала система поощрений за высокопроизводительный труд: от премии и путёвок в дома отдыха и санатории, продвижение очереди на бесплатное жильё до присвоения звания Героя Социалистического труда.<\p>
В современном мире заметно растет тенденция обесценивания духовных ценностей.
Понятия честь и достоинство отражают моральную ценность личности и представляют собой общественную и индивидуальную оценку нравственных качеств человека.<\p>
Честь — внешнее, общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющихся в почитании, авторитете, славе.
Чувство чести, внутреннее присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности.<\p>
Достоинство — внутренняя уверенность в собственной ценности, чувства самоуважения.<\p>
Одним из условий становления и самоутверждения личности духовного индивида является формирование у него чести и достоинства.
Но современно ли понятия честь и достоинство в современном мире? Устарело ли это понятие? И что оно значит для современного человека?<\p>
Человек наделен достоинством с момента появления на свет, а честь приобретается на протяжении всей жизни.
Честный человек всегда поступить к себе и другим с достоинством, он непременно извинится, если причинит другим значимые или мелкие неудобства.<\p>
Человек чести может быть честен по отношению к Родине, долгу к другим людям, обязанностям. Он пользуется хорошей репутацией, авторитетом и уважением в обществе.
«Человек чести» — один из самых значимых в России комплиментов благородному человеку. Человек, который честно исполняет данные обещания и приучает себя не давать невыполнимых обещаний и всегда держать слово, становится человеком чести.<\p>
Честь включает в себе две стороны: субъективную, т. е.
это мнение которое имеет о себе сам человек, и объективную, ценность которой наделяют человека окружающие люди. Человек с явно завышенной оценкой переоценивает свое достоинство, требует к себе особого уважения.<\p>
Что значит потерять честь? Это значит потерять свое имя, свое лицо.
Ведь верность, благородство, собственное достоинство –это то, что делает личность сильнее, мужественнее и светлее.<\p>
Честь отдают офицеры, дают клятву президент и врачи. Это помогает им осознать свою ответственность, взять ее на себя, быть верными, стать доблестным.
В современном мире люди потеряли свое духовное стремление к благородству, обретя потребительское отношение ко всем сферам жизни. Сегодня каждый человек может отказаться от своего достоинства, пройти мимо несправедливости, безнаказательно «опустить» другого человека.<\p>
Честь – это социально-этическое чувство честности и моральной чистоты.
Существует честь офицера, для которого незапятнанная честь его мундира превыше всего; честь гражданина, не смеющего предавать честь своей страны; честь врача и учителя, жертвенно относящихся к своей профессии; честь политика и журналиста, стремящихся не вводить в заблуждение народ и быть его верными слугами.<\p>
Утрата чести не ведет к автоматической утрате достоинства. Т. е.
можно сказать, что умение принять бесчестие с достоинством очень благородно. Каждый человек в этом случае может вести себя по-разному. Кто-то может пересмотреть свое поведение и осознать, что вел себя не достойно и понять, что надо пережить это бесчестие и в дальнейшем изменить свое поведение. А другой может не принять это к сведению и вести себя, как будто ничего не изменилось.
<\p>
Достоинство человека – это один из духовных стержней личности. Понятие «человеческое достоинство» неразрывно связано с таким понятием, как духовно-нравственная ценность личности. Человек не обладает чувством собственного достоинства и лишен духовно-нравственного стержня, когда он продает себя в каком-либо в качестве, взяточника, предателя и т. д.
Такие люди больше всего ценят и оберегают свою внутреннюю интеллектуально-нравственную свободу и духовную независимость и осознают свои достоинства как способность делать свободный выбор поведения, самому решать свою судьбу, устраивать свои дела, нести ответственность за свои поступки.
Такой индивид не будет совершать аморальных, безнравственных поступков и никому не позволить унижать себя, помыкать и издеваться.<\p>
В современное время понятие чести и достоинства все больше связывают с материальным достатком, успехом, властью, престижем.<\p>
Подводя общие итоги, можно сделать следующие выводы:<\p>
- Достоинство – это фундамент прав человека, наполняющий права и свободы богатым содержанием. Честь и достоинство граждан не одинаковы, так как не одинаковы их заслуги перед обществом. Содержание чести и достоинства человека постоянно обогащается, меняется по мере развития его общественной деятельности.
- В понятие «честь» вкладывают положительное общественное мнение о нравственных качествах конкретной личности, объективную оценку личности, определяющую отношение общества к гражданину; это социальная оценка моральных и иных качеств личности.
- Если бы не существовало понятии чести достоинства, не было бы самой личности. Любой личностный рост и саморазвитие невозможны без осознания собственной ценности и значимости.
Литература:<\p>
- История политико-правовых учений под ред. А. Н. Хорошилова. М. 2001.
- Бачинин В. А., Сальников В. П. Философия права, краткий словарь. СПб. 2000.
Основные термины (генерируются автоматически): честь, достоинство, современный мир, достоинство человека, высокая оценка, собственная ценность, собственное достоинство, человек чести.
Если состояние чести человека зависит от его общественного положения, отношения к нему общества, то достоинство определяется его отношением к самому себе как духовно-нравственному существу.
достоинство, человеческое достоинство, достоинство человека, высшая ценность, ценность, Узбекистан, собственное достоинство, онтологическая основа, государство, Адлер.
Честь, достоинство и деловая репутация — это такие морально-правовые категории, которым присущи специфические свойства. Они влияют на оценку и значимость человека для общества, связаны с существованием человека в социальной среде.
Категории чести и достоинства, в частности, определяют отношение к человеку как к высшей общественной ценности. Понятия «честь» и «достоинство» являются достаточно широкими понятиями, богатыми по содержанию и своей природе.
Полноценная человеческая личность, обладающая чувством собственного достоинства — стоит в центре развития любого общества. Понятия «личность» и «достоинство личности» помогают охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности…
Честь и достоинство не даются человеку с рождения, а формируются постепенно, в процессе всей его жизни и общественной деятельности, причём в общественную оценку включаются не только сами его поступки, но и движущим им цели, мотивы и убеждения.
Право человека на честь и достоинство должно быть обеспечено системой гарантий — материальных, политических, идеологических. Остановимся подробнее на правовых гарантиях. Отечественное отраслевое законодательство предусматривает следующие юридические…
Честь и достоинство являются ценностными качествами, принадлежащими каждому человеку.
Российская Федерация является правовым государством и потому высшей ценностью являются права и свободы человека и гражданина.
Достоинство означает, что человек заслуживает уважения, чести и имеет «абсолютную ценность как разумно-социальное существо» [4, с. 147].
Сохраняющий достоинство человек заслуживает чести и уважения.
Если состояние чести человека зависит от его общественного положения, отношения к нему общества, то достоинство определяется его отношением к самому себе как духовно-нравственному существу.
достоинство, человеческое достоинство, достоинство человека, высшая ценность, ценность, Узбекистан, собственное достоинство, онтологическая основа, государство, Адлер.
Честь, достоинство и деловая репутация — это такие морально-правовые категории, которым присущи специфические свойства. Они влияют на оценку и значимость человека для общества, связаны с существованием человека в социальной среде.
Категории чести и достоинства, в частности, определяют отношение к человеку как к высшей общественной ценности. Понятия «честь» и «достоинство» являются достаточно широкими понятиями, богатыми по содержанию и своей природе.
Полноценная человеческая личность, обладающая чувством собственного достоинства — стоит в центре развития любого общества. Понятия «личность» и «достоинство личности» помогают охарактеризовать в человеке социальное начало его жизнедеятельности…
Честь и достоинство не даются человеку с рождения, а формируются постепенно, в процессе всей его жизни и общественной деятельности, причём в общественную оценку включаются не только сами его поступки, но и движущим им цели, мотивы и убеждения.
Право человека на честь и достоинство должно быть обеспечено системой гарантий — материальных, политических, идеологических. Остановимся подробнее на правовых гарантиях. Отечественное отраслевое законодательство предусматривает следующие юридические…
Честь и достоинство являются ценностными качествами, принадлежащими каждому человеку.
Российская Федерация является правовым государством и потому высшей ценностью являются права и свободы человека и гражданина.
Достоинство означает, что человек заслуживает уважения, чести и имеет «абсолютную ценность как разумно-социальное существо» [4, с. 147].
Сохраняющий достоинство человек заслуживает чести и уважения.
Источник: https://moluch.ru/archive/132/36938/
Наш образец Сочинение на тему Честь
Когда нас спрашивают, какими качествами должен обладать настоящий человек, мы, не задумываясь, говорим о красоте морального облика, нравственных достоинствах и чести. Что мы понимаем под словом честь? Для многих из нас это внутреннее благородство, совестливость, честность.
Автор данного текста – Д. Гранин – поднимает проблему чести и задается вопросом об актуальности данного понятия в современном обществе.
Действительно, на сегодняшний день само понятие «честь» воспринимают как пережиток прошлого. Оно уходит из языка. В повседневной речи редко приходится слышать «отстаивал честь», «оберегал честь». Однако суть вещей от этого не меняется.
В человеке во все времена ценились и будут цениться такие качества, как искренность, красота души, доброта, умение быть верным своему слову, высокие нравственные принципы. На мой взгляд, все это и называлось когда-то честью.
<\p>
Автор утверждает, что понятие чести – непреходящее общечеловеческое. Несмотря на то, что в языке оно встречается реже, содержимое этого понятия (чистая совесть, достоинство, благородство и т.д.) будет актуально во все времена.
Автор призывает нас не переставать беспокоиться о своей чести, оберегать и отстаивать ее до последнего.
Я полностью согласна с автором: сохранение чести должно стать приоритетным делом жизни любого человека. Только так мы можем сохранить человеческое достоинство, передать честное имя своим детям.
К счастью, можно привести великое множество имен, чьи носители были поистине людьми чести.Как известно, А. С. Пушкин погиб на дуэли, сражаясь за честь своей жены. М.
Лермонтов в своем стихотворении назвал поэта «невольником чести». Ссора, причиной которой была оскорблённая честь А. Пушкина, привела к гибели величайшего писателя.
Однако Александр Сергеевич сохранил в памяти людей свою честь и доброе имя.
Тема чести часто звучит в произведениях русской литературы. Героем с высокими моральными качествами является Петруша Гринев – персонаж повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Честь свою Петр не запятнал даже в тех случаях, когда за нее можно было поплатиться головой.
Это был достойный уважения и гордости высоконравственный человек. Он не мог оставить безнаказанным наговор Швабрина на Машу, поэтому вызвал его на дуэль. Швабрин – полная противоположность Гриневу: это человек, для которого понятия чести и благородства вовсе не существует.
Он шел по головам других, переступая через самого себя в угоду своим сиюминутным желаниям.
Недаром народня молва гласит: «береги платье снову, а честь смолоду». Однажды запятнав честь, ты вряд ли когда-нибудь сможешь восстановить свое доброе имя.
Источник: https://5uglov.ru/post/12169_nash_obrazec_sochinenie_na_temu_chest
Сборник идеальных эссе по обществознанию
(1)Многие считают понятие чести устарелым, несовременным, в
том смысле, что оно нынче не применимо – не те условия. (2)Для одних это
связано с такими действиями, как дуэль: мол, чем иначе можно защитить свою
честь от оскорблений? (3)Другие считают: честь сегодня заменена более высоким
понятием – принципиальность. (4)Вместо человека чести – человек принципов…
(5)Как может
устареть чувство чести, чувство собственного достоинства, сугубо личное нравственное
чувство? (6)Как может устареть понятие чести, которая даётся человеку однажды,
вместе с именем, и которую нельзя ни возместить, ни исправить, которую можно
только беречь?
(7)Мне вспоминается
случай, связанный с именем А.П. Чехова.
(8)В 1902 году царское правительство
аннулировало избрание Максима Горького в почётные академики. (9)В знак протеста
Короленко и Чехов отказались от звания академиков. (10)Для Чехова это был акт
не только общественный, но и личный. (11)Он писал в заявлении, что при избрании
Горького он повидался с ним и первый поздравил его.
(12)А теперь, когда
Академия наук известила, что выборы недействительны, выходит, что он, Чехов,
как академик, признаёт это. (13)«Я поздравлял сердечно, и я же признаю выборы
недействительными – такое противоречие не укладывается в моём сознании,
примирить с ним свою совесть я не мог, – писал он в Академию наук.
– И после
долгого размышления я мог прийти только к одному решению… о сложении с меня
звания почётного академика». (14)А ведь так сложились обстоятельства, вроде
независимые от Чехова, и он мог бы найти для себя оправдание.
(15)Убеждения, конечно, вещь необходимая. (16)Но
есть такое более простое, конкретное понятие, как слово, данное человеком.
(17)Оно не подтверждено никаким документом, справкой. (18)Просто слово.
(19)Допустим, делового человека, который обещал сделать ремонт к такому-то числу,
собрать людей, привезти оборудование, принять приехавших издалека. (20)Да мало
ли ещё что. (21)Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привёз. (22)Сделает
через месяц, примет через два дня, и за это спасибо.
(23)Бывает, что и в самом
деле ничего страшного, никакой катастрофы, если исключить одно обстоятельство –
слово, дано было слово.
(По Д. Гранину)
Честь… Что это такое? Есть ли место для чести в жизни современного человека? Эти и другие вопросы возникают после прочтения текста Д. Гранина.
Автор поднимает актуальную проблему чести. В небольшом, но очень содержательном тексте Д.
Гранин рассуждает о том, что понятие чести в наше время уходит на второй план: «Многие считают понятие чести несовременным, устарелым…».
Также автор пишет о важности слова, данного человеком, о том, как некоторые люди не выполняют данное ими слово, рассуждая так: «Ну, эка беда, не принял, не сделал, не привез».
Позиция автора ясна и понятна. Он убеждён в том, что порядочный человек должен дорожить своей честью и исполнять данное им слово.
Я полностью разделяю позицию автора. Действительно, каждый должен жить по совести, особенно это важно в наше время, когда материальные ценности стали важнее ценностей нравственных. Честь-это то, что отличает нас от животных, то, что даёт нам право называть себя людьми. Свою позицию я готов подтвердить примерами из литературы.
Говоря о
Критерии
Источник: https://neznaika.info/check/rus-write/8862.html
Понятие чести (по тексту Д.Гранина)
Есть что добавить?Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru! |
/ Сочинения / ЕГЭ / Часть C / Понятие чести (по тексту Д.Гранина)
Скачать сочинение |
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения |
Что означает понятие «честь» для современного человека? Может быть, это пустой звук? Или же это что-то очень важное?
Такие нравственные вопросы всегда волновали сердца людей, потому что незапятнанная честь во все времена являлась величайшим достоинствам человека.
Проблему значимости чести и поднимает в своей статье и Д. Гранин.
Он считает, что «чувство чести» – это чувство собственного достоинства, оно не может устареть: это нравственный стержень человека. Честь – это моральное качество, которое поддерживает уважение к самому себе или уважение со стороны окружающих.
Я разделяю позицию автора. Сохранение своего внутреннего богатства, чести, которая «дается однажды», есть важнейшее благо для человека.
Честный человек, переступивший через свои моральные убеждения, тяжело это переживает.
Рассмотрим героя романа Ф.М.Достоевского. Родион Раскольников решается на убийство человека. После совершения преступления он переживает глубочайшее духовное потрясение, ощущает себя отчужденным от всех людей, даже от сестры и матери, ради которых он сделал этот отчаянный шаг.
Родион не выдержал тяжести своего преступления. Он понял, что не сможет жить с «черным пятном на совести», признался в преступлении и понес наказание. Почему-то мы и можем считать его человеком, имеющим честь.
Также понятие «честный человек» можно соотнести с героем повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка», Петром Гриневым.
В молодые годы, проигравшись по неопытности, он не поддался уговорам Савельича и не обратился с просьбой простить долг к победителю. Им руководит честь: проигрался – отдай. Он понимает, что должен отвечать за свои поступки. Не зря ведь народная мудрость гласит : «Береги платье снову, а честь – смолоду».
Сохранить свою честь очень важно для любого человека, независимо от условий его существования, от рода занятий. Ведь однажды запятнав свою честь, ты вряд ли когда-нибудь сможешь восстановить свое доброе имя.
Добавил: Kalliroya
14416 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p> |
Заказать сочинение |
Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа.
Уникальное сочинение в единственном экземпляре.
100% гарантии от повторения!
Источник: https://litra.ru/composition/get/coid/00431521395308598633/
Сочинение о совести. Сочинение на тему «Совесть». Голос совести, а также понятие чести в современном обществе
Закрывая глаза на бессовестное отношение плохих людей к беззащитным существам окружающего мира, мы невольно провоцируем идентичное отношение мироздания к себе самим, о чем красноречиво повествует познавательное сочинение о совести и чести. Вооружившись девизом предков – «Береги честь смолоду», мы сможем смело и прямо идти по жизни без зазрения совести.
— # —<\p>
В современном мире понятия честь и совесть не очень актуальны. С детства ребенок растет во лжи, лицемерии и хамстве. Эти качества он переносит во двор, на детскую площадку, потом в школу, и уже там их «шлифует» до совершенства. Семья порядочная и не скандальная обычно становится объектом насмешек среди соседей, а ее ребенок – изгоем.
В наше время стало не модно испытывать муки совести, быть преданным другом, или совершать подвиги во имя чего-бы то ни было. Мало кто читает романы позапрошлого века, а уж тем более книги о войне. Школьная программа чаще всего воспринимается учениками поверхностно, без особого интереса и энтузиазма.
А если вдруг мы проснемся завтра, а за окном девятнадцатый век! По мостовым катятся кареты. Кучеры лихо подстегивают хлыстами норовистых лошадей. Кавалеры сопровождают дам, учтиво раскланиваясь со встречными знакомыми. Любое оскорбление кончается дуэлью, чтобы обидчик был наказан, и другому не повадно было распускать язык.
Девицы очень скромны, стеснительны, рассудительны. «Береги честь смолоду» — это девиз юного поколения и самое страшное для них – это быть обесчещенными, так как тогда закрыты все пути для продвижения и нормальной жизни.
Неужели всего за полтора века мы утратили голос совести и обесценили понятие чести?
Очень ярким всплеском все эти качества проявились во время Великой Отечественной Войны. Совесть и долг перед Родиной поднимали людей на великие подвиги.
Предательство и трусость пресекались на корню.
Герои войны от мала до велика защищали честь страны от фашистов ценой собственных жизней, потому что свято верили, что честь дороже жизни.
Честь и совесть – это состояние души. Оно не врожденное, поэтому взрослые люди должны очень бережно относиться к этим качествам характера.
Не допускать никаких сделок с совестью, оправдывая все свои неблаговидные поступки сложившимися обстоятельствами.
С детства учить детей быть честными и справедливыми, не бояться всегда иметь свое личное мнение и уметь его отстаивать очень спокойно, но твердо.
Наверное, каждому из нас хотелось бы вместо матерных слов слышать в разговоре культурно-аргументированные доводы. Вместо обидных оскорблений – мировое соглашение. Вместо слез и печали – счастливый детский смех. Все получится, если каждый начнет меняться с себя.
Стоит попробовать один раз не ударить слабого, или не соврать родителям, или не предать из-за своей трусости друга, или постоять за честь беззащитной девочки, или просто накормить голодное бездомное животное. И когда хорошие дела будет совершать не стыдно – честь и совесть станут верными спутниками.
Другие, более слабые духом люди, будут завидовать вашей внутренней свободе и независимости.
Честь и совесть присущи исключительно существу разумному. И если кто-то теряет их в погоне за земными благами, значит не достоин называться человеком.
Источник: https://stud-time.ru/sochineniya-na-svobodnuyu-temu/sochinenie-na-temu-chest-i-sovest-chest-i-sovest-v-sovremennom-obshhestve-est-li-oni-voobshhe.html
Честь дороже жизни?
Два печальных юбилея, неразрывно связанных между собой, отметила в феврале Россия. 8 февраля 1837 года произошла дуэль между Александром Пушкиным и Жоржем Дантесом. Спустя два дня, 10 февраля, смертельно раненный на дуэли поэт умер. Было это 175 лет назад.
Сама по себе история русской дуэли XIX века — это история человеческих трагедий, мучительных смертей, высоких порывов и нравственных падений. Таким образом тогда «выясняли отношения», отстаивая свою честь и достоинство.
<\p>
А сегодня? Существует ли в нашем обществе понятие «чести»? Если мы говорим об отдельных людях, то среди нас есть как люди чести, так и бесчестные люди.
Если говорим об обществе, то трудно сказать, возможно ли в наше время по-настоящему сохранить достоинство или же сегодняшний уклад оставил это в далеком прошлом. Актуально ли понятие «честь» в современном мире?
Об этом наша беседа с заведующей сектором музейной педагогики Всероссийского музея А. С. Пушкина Е. Б. Добровольской.
— Екатерина Борисовна, вы изучаете жизнь и творчество А. С. Пушкина, в частности, историю дуэли и гибели поэта, рассказываете об этом учащимся. Как вы считаете, почему раньше люди были готовы умереть за свою честь?
— Эта тема очень серьезная, и на этот вопрос трудно ответить коротко. Честь — это родовое понятие русского дворянина, который воспринимал свою жизнь не как что-то случайное и единичное, а как звено в исторической цепочке. Он дорожил своей фамилией, памятью предков и мнением о себе не только тех, кто живет рядом, но и тех, кто будет жить потом.
Он должен был передать детям свое имя незапятнанным, он мечтал прославить свой род, свое имя. Так воспитывали с детства. «Дорога чести и славы открыта перед вами!» — говорил, обращаясь к юным лицеистам, в день открытия Лицея преподаватель Александр Петрович Куницын. И они, совсем юные, мечтали прожить жизнь не зря, оставить в истории свое имя.
«Честь выше присяги», — отвечал один из участников движения декабристов на вопрос императора, почему он не донес о существовании тайного общества. Чувство чести оказывалось стержнем характера, тем, что не позволяло совершить подлость или струсить.
<\p>
«Не смерть страшна, а страшно бесчестье», — так напутствовал выпускников Лицея директор Егор Антонович Энгельгардт.
Я уверена, что и мы, сегодняшние, внутренне согласны с этим высказыванием, но нас иначе воспитывали, и потому большинству из нас трудно соответствовать такому образцу поведения.
И все же я думаю, что и сегодня жизнь без чувства самоуважения приводит к разрушению личности.<\p>
— Как вам кажется, что важнее: отстоять честь в дуэли или, избежав ее, сохранить свою жизнь? Стоит ли отстаивать честь ценою жизни?
— Повторю: дуэль — понятие историческое. Это способ защиты чести, который был распространен среди дворян, и особенно молодых офицеров, в начале 19 столетия. Но и в то время каждый давал свой ответ на этот вопрос. Пушкин, участвовавший в нескольких поединках, говорил, что считает дуэль «горькой необходимостью».
Исток этого — обостренное понимание собственной чести. О дуэлях много и интересно рассказывается в книгах Ю. М. Лотмана «Беседы о русской культуре», Я. А. Гордина «Дуэли и дуэлянты».<\p>
Если говорить о современности, сохранять ли свое достоинство ценою жизни? Я считаю, что нет ничего дороже жизни.
Но плохо представляю себе счастливую жизнь с поруганной честью. Значит, надо не доводить до такого положения, а если уж случился конфликт, надо найти способ доказать свою правоту, добиться справедливости. Не обязательно стремиться к этому немедленно, тут хороший советчик — время и добрые друзья.
<\p>
— С чем связана утрата чести у современной молодежи, на ваш взгляд?
— Вопрос слишком обобщенный и в постановке своей категоричный. Кто даст определение, что такое «современная молодежь»? Молодые люди от 15 до 25 лет, они такие разные! Но среди них столько талантливых! Они знают языки, владеют компьютером, много путешествуют.
Они не принимают «на веру» то, о чем им говорят, умеют анализировать, способны отстаивать свое мнение. Все это замечательные качества; люди моего поколения в юности были, по-моему, более беспомощны, наивны и внушаемы.
Да, есть такие молодые люди, которых я совсем не понимаю, например, группировки «фанатов» или наркозависимые. Для меня — это проявление «стадного» инстинкта или внутренней слабости. Уважения достойны личности. А личность немыслима без самоуважения.
По-моему, именно так и проявляется в настоящее время чувство чести. Я не считаю, что оно утрачено.
— Вы много общаетесь с молодежью во время занятий и лекций. Ваше мнение, как можно объяснить школьникам значимость чувства собственного достоинства?
— Я считаю, что школьникам объяснять это уже поздно! Это чувство впитывается с «молоком матери», воспитывается в семье. В школьном возрасте оно или есть у человека, или нет. Причем, есть у большинства.
А те, кто позволяет себя унижать, топтать свою личность — люди глубоко несчастные.
Но ведь человеку свойственно желать быть счастливым! Так что, на мой взгляд, есть прямая связь: хочешь быть счастливым — уважай себя.
— Если бы появился шанс изменить взгляды на жизнь современной молодежи, что бы вы попытались изменить?<\p>
— Считаю невозможным и ненужным ни для себя, ни для кого-то «менять чьи-то взгляды на жизнь». Не представляю, как можно изменить взгляды «современной молодежи». Вообще не умею мыслить подобными категориями.
Для меня привычное число собеседников — 30 (именно столько учеников было когда-то в Лицее), а лучше — и того меньше! Так вот, на каждом занятии в музее-Лицее, где я работаю, я стараюсь рассказать ребятам как раз о том, как жили люди «до нас» в надежде, что этот, пусть чужой, но важный духовный опыт может быть им полезен.
Наши знания, наша историческая память, наша совесть — вот то, что удержит в минуту слабости и поможет в беде. И я уверена, что чувство собственного достоинства во все времена остается внутренним стержнем человека.
Выработать такой стержень в себе — вот что я пожелала бы всем, каждому!<\p>
И еще я считаю очень важным способом формирования мировоззрения, собственной жизненной позиции чтение. Именно чтение, а не обращение к телеэкрану или компьютеру. Они дают картинку современной жизни, часто приукрашенную, а порой — ужасающую.
Зритель-слушатель оказывается во власти режиссера, редактора. Когда человек читает книгу, он сам создает «мир», о котором читает, он выступает творцом, а не потребителем. Я бы посоветовала читать исторические книги, читать мемуары — ведь жизнь началась не с каждого из нас. Изучая историю, ты проживаешь сотни жизней и приобретаешь важнейший духовный опыт.
И наконец, я предлагаю молодым людям направить свою творческую энергию на созидание, а не на отрицание (отрицать всегда проще!) и на добрые дела для тех, кто рядом с тобой — тогда ты точно почувствуешь, что твоя жизнь нужна.<\p>
Беседовала Настя Шмакова, 8 класс
Фото А. Бобырь и фотографии из личного архива Е. Добровольской
Источник: https://gorod-pushkin.info/chest-dorozhe-zhisni