Анализ рассказа а.п. чехова «шуточка»

«Шуточка», анализ рассказа Чехова

При анализе рассказа “Шуточка” обращает на себя внимание то, что повествование ведётся в двух временах.

Настоящий момент (подчёркивается употреблением глаголов в настоящем времени) к концу рассказа становится далёким прошлым, о котором вспоминает рассказчик.

Он является главным действующим лицом, а весь сюжет строится вокруг его отношений с барышней Наденькой. Его чувства к ней несерьёзны, это просто развлечение, “шуточка” – которая, однако, может ранить.

Обратите внимание

Во время катания с горки главный герой произносит признание в любви, а Наденька не может понять, в самом ли деле она его слышала, или это был шум ветра. То, что для рассказчика – шутка, для девушки почти что мука.

“Нетерпеливо, грустным, проникающим взором” смотрит Надя, пытаясь понять, ей “неловко, страшно”. А шутник при этом спокойно курит, “рассматривая свою перчатку”.

Чтобы разобраться, пугливая девушка соглашается ещё и ещё спускаться с горки “в страшную пропасть”, а герой каждый раз повторяет свою шутку, не разрешая загадки.

По эмоциональной напряжённости это произведение можно посчитать новеллой – на пяти страницах разворачивается поистине драматическое действие. Большая часть повествования описывает признания, к которым Надя привыкает, “как к вину или морфию”.

Эти слова, то ли сказанные, то ли нет, становятся главной радостью, смыслом Надиной жизни. Наступает весна, тает горка, а загадка так и остаётся загадкой, и главное, девушке уже не хочется её разгадывать.

Рассказчик застаёт её в весеннем саду, с “бледным, унылым лицом”, “печальным, тоскующим взором”. И, уже зная, что вряд ли он ещё увидит Наденьку перед отъездом на долгое время, он снова повторяет своё признание, которое доносит ветер.

И юная наивная девушка расцветает, протягивает ветру руки, “радостная, счастливая”… Это кульминация произведения: вновь вспыхнувшая надежда побеждает здравый смысл и заставляет верить ветру.

Здесь заканчивается основная часть новеллы, и повествование перескакивает на много лет вперёд. Трогательная, доверчивая барышня стала женой и матерью, у неё трое детей. Воспоминание о признаниях, которые приносил ветер, до сих пор дороги ей, это “самое счастливое и прекрасное”, что было у Наденьки.

Здесь автор проводит параллель: и эти слова о любви, и память о них, и сама юность и заря жизни – одинаково эфемерные, неуловимые. А рассказчик, став старше, уже не понимает, “зачем говорил те слова и шутил”.

Важно

Только молодость могла бы дать ответ – но она ушла безвозвратно, оставив о себе неясное воспоминание, такое же, как признание в любви в потоке ветра.

Кроме анализа «Шуточки» также ознакомьтесь:

  • Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение

  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение

  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова

  • «Крыжовник», анализ рассказа Чехова, сочинение

  • «О любви», анализ рассказа Чехова

  • «Дама с собачкой», анализ рассказа Чехова

  • «Хамелеон», анализ рассказа Чехова

  • «Студент», анализ рассказа Чехова

  • «Злоумышленник», анализ рассказа Чехова

  • «Вишневый сад», анализ пьесы Чехова

  • «Каштанка», анализ рассказа Чехова

  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?

  • «Хирургия», анализ рассказа Чехова

  • «Палата №6», анализ повести Чехова

По писателю: Чехов Антон Павлович

Источник: https://goldlit.ru/chehov/185-shutochka-analiz

Конфликт и сюжет в рассказе А. П. Чехова «Шуточка»

Конфликт и сюжет в рассказе А. П. Чехова «Шуточка»

Брюханова Елена Николаевна,

учитель русского языка и литературыМБОУ «Лицей № 17», г. Сухой Лог

Урок литературы в 10 классе

Тип урока – урок-практикум по анализу прозаического произведения.

Формы работы: фронтальная, групповая.<\p>

Цель урока – рассмотреть особенности сюжетно-композиционной организации рассказ А.П.Чехова.

Планируемые результаты:

личностные: желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся; выразительно читать прозаическое произведение; выражать личное читательское отношение к прочитанному;

метапредметные: <\p>

познавательные: выполнять учебно-познавательные действия; осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы,

коммуникативные: строить небольшие монологические высказывания, уметь задавать вопросы, осуществлять совместную деятельность в рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач,

регулятивные: самостоятельно формулировать тему, проблему и цели урока; в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы;

предметные: воспринимать текст литературного произведения; определять сюжет и композицию литературного произведения, формулировать идею, проблематику произведения; формулировать вопросы по тексту произведения.

Технологическая карта урока

1.Актуализация опорных знаний. Мотивация к учебной деятельности

Что такое сюжет, фабула, конфликт? Как соотносятся между собой построение произведения и особенности протекания конфликта?

Сюжет – цепь событий в авторском изложении.Фабула – цепь событий в хронологической последовательности.Конфликт – столкновение, которое лежит в основе сюжета, противоречие, которое нуждается в разрешении.

Композиция Конфликт
Экспозиция Причины возникновения конфликта
Завязка Намечается противоречие
Развитие действия Противоречие усугубляется
Кульминация Наивысшая точка в развитии конфликта
Развязка Разрешение, снятие конфликта
Эпилог Переход на новый уровень

2. Выявление места и причины затруднения

В чём состоит своеобразие сюжета рассказа А.П.Чехова «Шуточка»? Можно ли определить его сюжет как смену событий? Если нет, то почему?

Что является источником конфликта в рассказе?

3.Построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта

Исследовательская работа с текстом. Проводится в форме групповой работы: каждая группа получает своё задание – проанализировать элементы сюжета и развитие в них конфликта.

Задания для групп:

1 группа. Каково назначение экспозиции, даёт ли она возможность предположить содержание сюжета и причины возникновения конфликта? Есть ли в рассказе информация, которая могла бы быть включена в эспозицию? Есть ли в сюжете внутренняя соотнесенность с внешним миром?

2 группа. Определите завязку, можно ли её рассматривать как завязку любовной истории? Какое слово можно подобрать для выражения отношения героя к Наденьке?

3 группа. Проследите за развитием конфликта в движении действия. Как организован сюжет во времени? Какую роль играет определение «бедная Наденька» для понимания возможного разрешения конфликта?

4 группа. Найдите момент кульминации и развязки. В чём состоит их своеобразие?

5 группа. Какова роль эпилога? Каков содержательный смысл многоточия в финале рассказа?

Примерные варианты ответов групп:

1 группа

Особенности экспозиции (причины возникновения конфликта):

  • Экспозиция краткая, не содержит любовной интриги.
  • Повествование ведется от 1 лица. Автор очень наблюдателен (много деталей, подробностей): красным сукном обитые санки, иней на кудрях. Это поэтичный, по уровню образования культурный человек.
  • Хронотоп провинциального городка (горка): время циклично, нет событий (забор с гвоздями символизирует ограниченность), пространство замкнутое и ограниченное (дом за высоким забором с гвоздями).

2 группа

Завязка: перелом, конфликт в душе героев – желание нового, любопытство.

Наденька: боится, уступает, бледна, страх, вопросительно заглядывает в лицо, загадка, нетерпеливо, борется с собой, радость, желание любви. У нее вера в счастье.

Герой-рассказчик: умоляю, я рассматриваю перчатку, видимо, я вижу (наблюдательность, равнодушие). Герой экспериментирует, у него пустое развлечение.

Происходит конфликт между героями: 2 типа поведения в одной жизненной ситуации.

3 группа

Развитие действия состоит в следующем:

Ее беспокоит неизвестность, затем уже нравится катание (каждый день ходит на каток, привыкает с его словам, чувство любви переворачивает ее жизнь).

Его голос равнодушен и бесстрастен («Я вижу, как страдает ее душа») – герой-наблюдатель.

4 группа

Кульминация (высший накал чувств):

Эпизод отдален, дистанцирован по времени: нет снега, горки.

Наденька: грусть, слеза, она протягивает руки ветру, непонимание. Но слова любви вновь произносятся, и она радостная ,счастливая, красивая.

Ему опять все равно, он равнодушен.

5 группа

Развязка совпадает с эпилогом. Ситуация осмысливается в масштабе всей жизни. Ставится проблема человеческого счастья, проблема смысла жизни. Счастье является относительным, а холодное отношение к жизни оборачивается пустотой.

До кульминации доминировал он, теперь счастлива она. Конфликт: шуточка, столкнувшая их в ситуацию катания, снимается, но ставится вопрос о смысле жизни.

Наденька: счастье мгновенное ,иллюзорное, желание любить наполняет ее жизнь смыслом.

Герой-рассказчик: ему непонятно, зачем он говорил эти слова, ощущение сожаления.

4.Рефлексия учебной деятельности

К какому выводу мы пришли в ходе анализа элементов сюжета и развития в них конфликта?

Ставится философская проблема: шуточка оборачивается пустотой, счастье оказывается относительным. Следовательно, такая краткая экспозиция выводит на философский смысл.

В чём состоит оригинальность чеховского рассказа?

  • Редуцированная сжатость в обрисовке действия, которая ведет к философской наполненности.
  • Психологический конфликт: сталкиваются эмоциональное нарастание и холодный рациональный расчёт.
  • Переход развязки в эпилог позволяет говорить о конфликте, который разрешается в масштабах всей жизни (конфликт мироотношения – наблюдаем полярное отношение к жизни).
  • Парадоксальность построения рассказа: Чехов маскирует подлинный конфликт, внешне перед нами рассказ о бытовой ситуации, на самом деле ставится вопрос о смысле жизни. Повествование ведется в личностной форме – от лица героя, уверенного в себе и не чувствующего своей пустоты.

5.Итоги урока. Прогнозирование домашнего задания

Подобрать 2-3 примера художественных произведений малых жанровых форм, в которых сюжет и фабула соотносятся по-разному (совпадают или не совпадают). Объяснить причины данного соотношения.

Источник: http://ist.na5bal.ru/literatura/12236/index.html

«Психические состояния» 95

^ В литературе писатель имеет право рассчитывать на более активное соучастие читателя, на понимание ассоциаций неожиданных и далеких…

^

Метод групповой библиотерапии, так же как и метод индивидуальной библиотерапии на пропедевтическом этапе, имеет свое развитие. Этот метод используется нами в психокоррекционной работе с характерами пациентов. Пациенты глубоко личностно, часто близко к тексту знают художественные произведения, которые анализируют на первом этапе лечения. Согласно методике, прочтение всеми пациентами одних и тех же художественных, терапевтически подобранных произведений, анализ их, запоминание и осмысление отдельных значимых для каждого деталей позволяют членам группы активно включиться в новый процесс работы, поскольку им теперь есть о чем говорить вместе. Здесь рождается психическое состояние, которое мы назвали «состоянием вместе», что означает и «говорить вместе» (друг с другом и психотерапевтом), и говорить спонтанной речью, эмоционально и интеллектуально насыщенной. Психотерапевт же, отталкиваясь от сюжетов художественных произведений, не навязывает своей точки зрения, не поучает пациентов, но путем умело поставленных вопросов, тонких замечаний или поощрений помогает им поддерживать лечебные состояния. Для разбора характерологических особенностей пациента мы используем его же наиболее яркие анализы произведений библиотерапии. Такую процедуру мы называем «Разбор характера Мистера X», поскольку все материалы подаются анонимно. Участникам группы предлагается вычленить конкретные личностные особенности, черты характера человека «X». Однако в начале работы, несмотря на конкретность задания, многие пациенты не обходятся без того, чтобы не «съехать» на собственную проблему, т.е. не перейти на обсуждение своих трудностей. Происходит отреагирование и осознание ими своей личной проблемы. Мы считаем это совершенно естественным, так как на первых порах пациенты не имеют еще достаточного опыта в составлении психологических портретов своих товарищей и не могут быть вполне объективными. Слишком много накопилось невысказанного, наболевшего, личного. Такому «личностному прорыву» способствуют и некоторые темы обсуждаемых произведений. Но в одно и то же содержание пациенты вкладывают свои видения и понимания, порой полностью противоположные. Для поддержания и развития желания пациента раскрыться и выразить свою позицию прилюдно, в группе, психотерапевт выбирает из всего списка библиотерапевтической литературы произведения, наиболее резонирующие с этим состоянием. Для вовлечения всех в групповую работу зачитывается текст анализа художественного произведения одного из пациентов, наиболее доступный для эмоционального и смыслового восприятия остальных. Текст подается анонимно. Предлагаем фрагменты группового анализа сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок» и рассказа А.П. Чехова «Шуточка».

^<\p>

Психотерапевт зачитывает анализ сказки Г.-Х. Андерсена «Гадкий утенок», сделанный пациенткой Ж.С., 32 года:

«Сказку Г.-Х. Андерсена “Гадкий утенок” я по просьбе своей дочери читала вслух. С самого начала чтения настроение хорошее, бодрое: лето, зеленый луг, глубокие озера, солнышко, радость материнства. Затем – появление уродливого утенка.

Когда охотники и собаки окружили озеро, и перед утенком очутилась собака со сверкающими злыми глазами и, оскалив зубы, побежала дальше, утенок подумал: “Уж видно такой я безобразный, что даже собаке противно укусить меня!” Однако, когда всем он был неприятен, мама-утка говорила: “Нет, мой он, родненький. Да он вовсе не дурен, как посмотришь на него хорошенько”.

И дальше: “Он некрасив, но у него доброе сердце “.

Дойдя до слов: “Полечу-ка я к ним, к этим величавым птицам”, – читать вслух уже не могла, комок подступил к горлу. Конец сказки мы с дочерью дочитали порознь, так я еле сдерживалась, чтобы не разрыдаться.

А когда уже чудесное превращение произошло, и гадкий утенок сам узнал об этом, из груди его вырвался ликующий крик: “Нет, о таком счастье я не мечтал'.” И опять природа одарила его своей щедростью: “Сирень склонила к нему в воду свои душистые ветви, солнышко светило так тепло, так ярко” ».

Далее предлагается высказаться всем присутствующим.

Пациент П.В., тяжело переживающий трудности в речи, идентифицируясь с героем сказки, говорит: «Гадкий утенок – это я…».

Совет

Р.Л., поднимая тему «инакости», излагает свое понимание заикания: «Обидно, что у других недостатки завуалированы, а у заикающихся – на виду… а большинство заикающихся как раз добрее, сердечнее других…

» Здесь она невольно выдает свою обиду за допущенную к ней несправедливость. Заикание не позволяет реализоваться ей как личности, из чего следует, что причины коммуникативных неудач РЛ.

лежат намного глубже, чем речь.

Пациентка И.С. после слов: «…уродство Утенка не замечала только его мать, она знала, какой он внутренне красивый!» – заплакала (затронута глубоко волнующая ее тема и поэтому произошло эмоциональное отреагирование).

Н.А., напротив, акцентируя внимание на терпении Утенка, ведет себя как «истинный интроверт», для которого важно переждать, перетерпеть сложный жизненный период, дождаться своего часа. Таким образом, каждому пациенту дается возможность свободно высказаться (без направления пока на выявление черт характера определенного человека), и эта возможность, как видно из приведенных высказываний, реализуется полностью. Это и есть цель начального этапа групповой работы.

^<\p>

Рассказ «Шуточка» интересен тем, что автор ведет повествование от первого лица. Его отношение к «пошутившему» герою не вполне ясно и поэтому толкование событий неоднозначно. Это пример более сложной групповой работы.

Вот почему анализ рассказа, поданный также в анонимной форме, зачитывает не психотерапевт, а один из членов группы, Т.С. В этом – «путь» постепенной передачи инициативы от психотерапевта – группе.

«В рассказе “Шуточка” А.П. Чехова мастерски обнажены человеческие чувства, переживания.

Автор задается вопросом: зачем и для чего человек совершает те или иные поступки. Писатель раскрывает образ Наденьки. Это очень миленькая, совсем еще юная девушка, у которой все впереди: и любовь, и переживания, и разочарования. Однако душа ее уже томится, ждет чего-то нового, еще неизведанного.

Она, вероятно, уже не раз представляла себе, как какой-нибудь приятный молодой человек скажет ей слова признания.

И вот эти слова: “Я люблю Вас, Надя”, – звучат в такой момент, когда Наденька не знает, слышит ли она их на самом деле или ей только кажется. Бедная девушка мучается, терзается, ведь для нее “это вопрос самолюбия, чести, жизни, счастья, вопрос очень важный, самый важный на свете”. Так что шутка, по-моему, не совсем удачная и безобидная.

Наденька еще и еще раз решается пережить ужас, чтобы выяснить, кому принадлежат эти четыре слова. Ей мучительно хочется, чтобы эти слова принадлежали ее попутчику. Но загадка, по-прежнему, остается загадкой.

Далее автор словно пытается оправдаться, говоря, что “…ей, по-видимому, уже все равно, из какого сосуда напиться, лишь бы быть пьяной”. Но это все же не так.

Бедная девочка решается одна проехать с горы, чтобы выяснить, наконец, истину, но страх снова парализует ее.

Прошло время. Те события для нее теперь самое счастливое, самое трогательное и прекрасное воспоминание в жизни.

Обратите внимание

Почему? Почему так устроен человек, что вроде бы незначительное событие оставляет глубокий след в памяти? Может быть, потому, что это юность, душа еще не покрыта коростой страха, недоверия, и все воспринимается очень ярко и эмоционально.

Или есть какие-то другие причины? Дай вообще, объяснимо ли это и нужно ли объяснять? Главное, что Наденька была счастлива. Страдала, мучилась, переживала, но была счастлива, и это главное».

Далее начинается групповой анализ. Пациентка И.С. затронутую тему воспринимает с большим чувством, очень взволнованно. То, что произошло с героиней рассказа, Наденькой, кажется ей очень серьезным, жизненно значимым.

Она считает, что «шутка1» оставила неизгладимый след в жизни героини: поступок героя категорически осуждает – он безответственен и даже жесток. «Нельзя так шутить!» – заявляет И.С., и при этом состояние ее близко к аффективному. «Слова много значат для человека, поэтому нельзя их бросать на ветер», – такой вывод делает И.С.

, и в этом ее поддерживает О.И.: «Плохо, что такие важные для человека слова – “Я люблю Вас, Наденька”, – говорятся в шутку».

Другой пациент, В.П., начавшуюся работу над характером, личностью воспринял как нечто лишнее и к делу не относящееся. Для купирования заикания одной техники речи ему казалось достаточно. Полемизируя с И.С., он заявляет, что история с девушкой – самая обычная, в ней нет ничего предосудительного: «Все мы в молодости шутили, и это не преступление…»

И здесь, очень далеко отступив от темы, В.П. начинает рассуждать о положительной роли слов, о том, что ^ .

Он расширяет тему рассказа до огромных масштабов – мужества, героического противостояния трудностям, преодоления себя во имя высокой цели (на примере Наденьки, «готовой пожертвовать жизнью под действием слов главного героя»).

Этот же пациент во время пропедевтического этапа лечения писал, что за избавление от заикания он готов «броситься с головой в глубокую пропасть», «пройти огонь и ад» и «отдать 20 лет жизни».

Важно

Психотерапевт, неожиданно вступая в беседу, напоминает В.П. его прежние «обещания». В.П. растерян – он явно уличен. Подмеченное психотерапевтом совпадение глубоко затронуло его… Здесь-то и начинается собственно групповая психотерапия.

В ходе обсуждения анализов литературного произведения пациенты зачастую не только осознают свои проблемы, но и делают для себя важные выводы. Углубление же понимания себя пациентом, начатое еще на пропедевтическом этапе, необходимо для процесса лечения. Способность признаться в своих недостатках, прислушаться к себе и к своему новому состоянию позволяет начать корректировать свое поведение. Психотерапевт, подхватывая этот процесс, старается создать условия для его закрепления. Итак, на первых порах при групповом разборе анализов текстов пациенты «вычерпывают» из них «то» и «так», что характерно для сложившейся структуры личности каждого. Но уже в ходе группового обсуждения они постепенно продвигаются к тому, чтобы в будущем стать психотерапевтическим коллективом, в котором каждый из членов сможет оказать психотерапевтическую помощь своим товарищам. Доказательством этому служит желание пациентов внимательно выслушивать друг друга, проявляться эмоционально, быть открытым. У пациентов формируется «направленность на другого», что и является основой для участия в процедуре «Разбор характера Мистера X», которым станет каждый из них.

Источник: http://medznate.ru/docs/index-82091.html?page=13

О рассказе а. п. чехова «шуточка»

При анализе рассказа «Шуточка» обращает на себя внимание то, что повествование ведётся в двух временах.

Настоящий момент (подчёркивается употреблением глаголов в настоящем времени) к концу рассказа становится далёким прошлым, о котором вспоминает рассказчик.

Он является главным действующим лицом, а весь сюжет строится вокруг его отношений с барышней Наденькой. Его чувства к ней несерьёзны, это просто развлечение, «шуточка» — которая, однако, может ранить.

Во время катания с горки главный герой произносит признание в любви, а Наденька не может понять, в самом ли деле она его слышала, или это был шум ветра. То, что для рассказчика — шутка, для девушки почти что мука.

«Нетерпеливо, грустным, проникающим взором» смотрит Надя, пытаясь понять, ей «неловко, страшно». А шутник при этом спокойно курит, «рассматривая свою перчатку».

Чтобы разобраться, пугливая девушка соглашается ещё и ещё спускаться с горки «в страшную пропасть», а герой каждый раз повторяет свою шутку, не разрешая загадки.

По эмоциональной напряжённости это произведение можно посчитать новеллой — на пяти страницах разворачивается поистине драматическое действие. Большая часть повествования описывает признания, к которым Надя привыкает, «как к вину или морфию».

Эти слова, то ли сказанные, то ли нет, становятся главной радостью, смыслом Надиной жизни. Наступает весна, тает горка, а загадка так и остаётся загадкой, и главное, девушке уже не хочется её разгадывать.

Совет

Рассказчик застаёт её в весеннем саду, с «бледным, унылым лицом», «печальным, тоскующим взором». И, уже зная, что вряд ли он ещё увидит Наденьку перед отъездом на долгое время, он снова повторяет своё признание, которое доносит ветер.

И юная наивная девушка расцветает, протягивает ветру руки, «радостная, счастливая»… Это кульминация произведения: вновь вспыхнувшая надежда побеждает здравый смысл и заставляет верить ветру.

Здесь заканчивается основная часть новеллы, и повествование перескакивает на много лет вперёд. Трогательная, доверчивая барышня стала женой и матерью, у неё трое детей. Воспоминание о признаниях, которые приносил ветер, до сих пор дороги ей, это «самое счастливое и прекрасное», что было у Наденьки.

Здесь автор проводит параллель: и эти слова о любви, и память о них, и сама юность и заря жизни — одинаково эфемерные, неуловимые. А рассказчик, став старше, уже не понимает, «зачем говорил те слова и шутил».

Только молодость могла бы дать ответ — но она ушла безвозвратно, оставив о себе неясное воспоминание, такое же, как признание в любви в потоке ветра.

Источник: https://rulit.online/articles/o-rasskaze-a-p-chehova-shutochka/

Содержание Работа по рассказу А П Чехова

Содержание • Работа по рассказу А. П. Чехова «студент» …………. …. . Будникова М. • Анализ рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» . …. . Деянова А. • Эссе по рассказу А. П. Чехова «Шуточка» ……………. . Жукова П. • Интепретация произведения А. П. Чехова «Письмо к ученому соседу» ………………. . ………Игнатьева О. • «Заметки на полях» (По А. П. Чехову «Тоска» )……………. Сорокина Ю.<\p>

Работа по рассказу А. П. Чехова «студент» Рассказ занимает чуть больше 3 страниц, но оставляет сильное впечатление. «Правда» и «красота» соединяются в последнем размышлении студента. Но на этих основах и строится весь художественный образ произведения. Правда в мире Чехова – это реальная жизнь, чаще всего наполненная трудными ситуациями, это жизнь обыкновенных людей. Место проблем человеческого бытия «заставлено» бытовыми подробностями и мелочами повседневности. Красота мимолетно присутствует в мире. Она непрочная, порой даже не замечаемая людьми. И стоит человеку быть чутким, как он почувствует красоту в падающем первом снеге, красоту женского лица, красоту старого кладбища под лунным светом. И если красота пробивается сквозь тяжесть жизни, то ей нет цены. После прочтения «студента» возникает ощущение, что в рассказе абсолютно нет событий. Но стоит обратить внимание на чувства героя, как становится ясно, что основное действие скрыто в его душе. Герой меняет одно душевное состояние на противоположное.<\p>

Композиция рассказа максимально простая и четкая. Она делится на 3 части – исходное настроение и мировосприятие Ивана, толчок к перемене, новое настроение и отношение к миру. Начало и конец сходны похожими синтаксическими конструкциями: «Ему казалось, что…» . В чеховском рассказе сливаются бытовые зарисовки с пейзажем и мыслями студента о законах бытия. В маленьком пространстве получается обширная картина. В самом начале присутствуют 3 стихии – природа, быт и история. Душа Ивана наполнена ощущением враждебности к окружающему миру и жизни. В природе это выражается холодом, побеждающим весну. В повседневности – лютая бедность, голод. В истории – дурная бесконечность бед. У каждой стихии свое время: зима побеждает весну, что свидетельствует о дисгармонии в природе. Для повседневны праздники с предшествующими им постами, соответственно чувство голода продлевается. В истории все беды идут по кругу. Все это отражается и на мировоззрении Ивана. От всемирной дисгармонии он чувствует угнетенности и безнадежность существования.<\p>

В этом открываются вечные законы, имеющие отношение ко всем людям. Если происходит единение людей, значит они поднимаются над дисгармонией природы, повседневности. Так расширяется горизонт к концу произведения. Происходит озарение героя ( «он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не видно было людей» ). Здесь огонь уже отделяется от своего источника и становится огнем, который озаряет сознание героя. Несмотря на то, что за один вечер ничего не поменялось ни в истории, ни в быту, свершилось изменение в человеческой душе. В его душе сплелись правда жизни и красота, ему удалось преодолеть уныние и отчаяние. В мире есть место не только дисгармонии, но и красоте. Но случайная встреча двух крестьянских женщин меняет его. Он начинает рассказывать им о предательстве апостола Петра. Но в этом проявляется и простота жизни: Петр обычный человек, которому свойственны слабости и способность к раскаянию. Правду жизни он рассказывает с помощью красивых слов. Реакция неграмотных женщин свидетельствует о естественности их чувств. Заплакавшая старуха и ее дочь в какой-то степени поняли Ивана, одинаково откликнулись на прекрасное.<\p>

Обратите внимание

Анализ рассказа А. П. Чехова «Толстый и тонкий» Толстый и тонкий. Этот рассказ – один из моих любимых произведений А. П. Чехова с детства. Но почему он так привлекателен? Я хотела бы разобраться в этом. Во всем рассказе сквозит тонкая ирония. Это ирония на отношения двух чинов – тайного советника(одного из высших чинов в дореволюционной России) и коллежского асессора(низшей ступени). Мы видим как влияет звание и статус на отношения бывших гимназических приятелей – сначала они говорят на равных, но после оглашения своих знаний коллежский асессор уходит в норку, а статский советник пытается всётаки говорить на равных. Но в этом отношении также есть свои нюансы: вроде бы и невзначай он выдает свое звание «— Нет, милый мой, поднимай повыше, — сказал толстый. — Я уже до тайного дослужился. . . » . И тут с тонким происходит разительная перемена: веселое щебетание, припоминание старых грешков, панибратский тон мгновенно улетучиваются, как будто их и не бывало.<\p>

И вот перед нами «маленький человек» . Видна тема чинопочитания: это заискивающий лебезящий тон «— Помилуйте. . . Что вы-с. . . » , «Милостивое внимание вашего превосходительства. . . вроде как бы живительной влаги. . . » , окончания « –с» : «Что вы-с» , «Очень приятно-с!» , «Хи-хи-с» . Сам Чехов описывает это явление так: «Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило» . Толстый был настолько огорчен, что не может ни с одним человеком, даже со школьным товарищем, поговорить нормально без угодливости, льстивости с их стороны, настолько ему это претило, наскучило, приелось, что он попытался возвратить прежний тон их беседе. Но увы! Насколько толстому это чинопочитание приелось, настолько прочно оно укоренилось в тонком. И тонкий уже не смог перейти на прежний дружеский тон общения.<\p>

Интерпретация произведения А. П. Чехова «Письмо к ученому соседу» Чехов – мастер слова, и каждое его произведение – шедевр, но моим самым любимым является, пожалуй, «Письмо к ученому соседу» , где и юмор, и глубина смысла, и лексика, и манера повествования достигают небывалых высот. Если я не ошибаюсь, это единственное произведение Чехова, в котором он намеренно использует разного рода ошибки: орфографические, грамматические, лексические и пунктуационные – для того, чтобы изобразить мир и образ мышления неграмотного помещика, пишущего «к ученому соседу» . Комичный эффект достигается за счет этих ошибок. Но уровень «узнавания» ошибок завышен и, как всегда у Чехова, предполагает в качестве собеседника грамотного и толкового читателя. Первое, что обращает на себя внимание, название села, в котором живет помещик: «Блины-Съедены» , далее обращение «Дорогой Соседушка» (с большой буквы и с уменьшительно-ласкательным суффиксом), ошибка в написании слова «Извините» (написано: «Извените» ) и невыделение запятыми уточняющей конструкции ( «Извените и простите меня старого старикашку и нелепую душу человеческую за то, что осмеливаюсь Вас беспокоить своим жалким письменным лепетом» ).<\p>

В письме данном помещик изволит спорить с ученым по поводу разного рода открытий, сделанным наукой. Например, говорит он, человек никак не мог произойти от обезьяны, ибо тогда у него непременно был бы хвост и дикий голос, а прелестные женщины неприятно пахли бы. В качестве доказательств он приводит такие слова: «Этого быть не может потому, что этого никак не может быть» . Каждое предложение настолько смыслоемко и самодостаточно, что в качестве примера можно было бы процитировать все произведение. Чехов никогда не дает пояснений и авторских комментариев назидательно-нравоучительного характера, каждый образ объемен и требует «распаковывания» и приятного «смакования» . Конечно, в поле его зрения Чехова – человек и человеческая природа, сложная, парадоксальная.<\p>

Можно было бы просто посмеяться над неграмотным помещиком, наставить всех на путь единственно правильный – путь образования и просвещения, но также в этом «несчастном» (или счастливом? . . ) «грамотее» , ставящем запятую научным открытиям, есть нечто умилительное и добродушное, русская простонародность и самобытность, наивность, с которой он пытается переубедить «ученого» . И он говорит по-своему умные вещи. ( «Матушка природа есть книга, которую надочитать и видеть. Я много произвел открытий своим собственным умом, таких открытий, каких еще ни один реформатор не изобретал» ). И готовность всегда спорить и принимать у себя гостя – радушие и богатырская удаль, свойственные, пожалуй, одному только русскому человеку, – все это, несомненно, есть в Василии Семи-Булатове (как он подпишется в конце письма). Я думаю, что Чехов создал образ человека из народа, простого, но честного, местами комичного, но узнавшего о мире не из книг, а собственными руками и делами, и потому по-своему мудрого.<\p>

Эссе по рассказу А. П. Чехова «Шуточка» Творчество выдающегося русского писателя А. П. Чехова требует от читателя особой работы мысли и сердца, особого участия. Предметом исследования Чехова стал внутренний мир человека, тончайшие и иногда непредсказуемые движения человеческой души – вот чему уделял внимание в своих произведениях, в том числе и чувству любви. Тема любви занимает значительное (если не главное) место в творчестве Чехова. Этой теме посвящены более сорока произведений, в которых писатель придает чувству любви множество различных форм, порой в корне отличающихся. Так любовь тонкая, чистая, поэтичная изображена в рассказах «Дом с мезонином» , «Верочка» , «Дама с собачкой» , «О любви» . Любовь, убиваемая пошлостью, повседневностью, скукой – в «Супруге» , «Дуэли» , «Ионыче» , «Скуке жизни» . Любовь-игра, любовьманипуляция, неглубокая, неискренняя, ненастоящая – в рассказах «Ариадна» , «Шуточка» .<\p>

В рассказе «Шуточка» , очень печальном и трогающим до глубины души, звучит тема злой игры с любовью. К героюрассказчику слишком поздно приходит понимание любви как высшей ценности, и светлое, робкое, волнующее, чистое, но слепое чувство Наденьки, влюбленной в рассказчика, оказывается растоптано его злой шуткой. Всякий раз, когда он с Наденькой спускается на санках с горы, а ветер свищет так сильно, что не разобрать слов, он не всерьез шепчет Наденьке слова любви, которые умирают вместе с шумом и остаются загадкой для героини – были или нет? Своей любовью и единственной возможностью услышать эти желанные слова – съезжать и съезжать с горки, такой страшной, что, «кажется, сам дьявол обхватил лапами и с ревом тащит в ад» , – Наденька становится одержимой, она «привыкает к этой фразе, как к вину или морфию» . Смеющийся над девушкой рассказчик множество раз спускается с этой горы, которая символизирует духовное падение, схождение к дьяволу, утаскивая за собой робкую и наивную Наденьку.<\p>

Человеческая слабость ярко изображена в этом рассказе: мужская – чувствовать себя властным, сильным, способным управлять, женская – слышать слова любви, зависеть от мужчины. Любовь здесь приобретает уродливые, искаженные формы. Саркастично звучит название рассказа, ведь шуточка – это скорее детское озорство, но не жестокая игра с чужими чувствами. Проходит время, и в финале рассказчик уже с сожалением говорит о своей шутке, и кажется, будто тем самым с растоптанного чувства еще может быть смыта грязь, но «шуточка» оказывается роковой: для Наденьки, уже вышедшей замуж за другого и ставшей матерью троих детей, по словам рассказчика, воспоминание о тех словах любви так и осталось «самым счастливым, самым трогательным и прекрасным воспоминанием в жизни» . Что это, если не последствия дьявольской игры – слепо хранить самыми светлыми чувствами воспоминания о том, как подшутили над твоей любовью, и не понимать этого? . .<\p>

«Заметки на полях» (По А. П. Чехову «Тоска» ) Кому повем печаль мою? . . «Заметки на полях» Вечерние сумерки, переходящие в вечернюю мглу. Всё пронизано «больной» белизной – крупный мокрый снег… извозчик Иона Потапов весь бел, как привидение… лошадёнка тоже бела и неподвижна… бледность фонарных огней… по-лебединому вытянутая шея… Ночь и снег. Белое и черное. Два мира. Всё шум и углы. Всё «больное» , неподвижное – неподвижность, угловатость форм, палкообразная прямота ног лошади… чудовищные огни… неугомонный треск… бегущие люди… уличная суматоха…на козлах, как на иголках… дребезжащий голос… Шум и углы. Словно, когда болеешь – внутри кровь колет тело, естественное становится невыносимым своею немощью перед ним. И шум, и треск в ушах от воспаленного тела, и разума, и души.<\p>

Важно

Всё одно. Бог и Дьявол – Божья воля… Сворачивай, дьявол… Накажи меня бог… Тьфу, чтоб тебя черти… Но, чёрт… дай бог здоровья. Слова о боге – из уст Ионы, слова о дьяволе – из уст мира его окружающего. Иона. Иоанн? Откровение Иоанна об апокалипсисе? …Не найдётся ли из этих тысяч людей хоть один, который выслушал бы его? Глазами гляди!. . Крушение света, отраженного в белом снеге, покрывающим Иону и его лошадь. Мгла, наполненная окриками и упоминаниями черта. Тишина. Пустота. Т о с к а… И найдется ли хоть один, который остановится, который посмотрит глазами, который услышит? Кому повем печаль мою? . .<\p>

Источник: https://present5.com/soderzhanie-rabota-po-rasskazu-a-p-chexova/

Книга «Шуточка»

Лишь благодаря изданию А.Ф.Марксом чеховского собрания сочинений, появилась эта новая версия «Шуточки», рассчитанная на думающего читателя. В первоначальной редакции (1886г) герой, оригинальным способом заинтриговав девушку, женился на ней.

И только уже поздний Чехов (1899г) превратил рассказ в психологическую головоломку и обозначил в нём многоплановую перспективу развития событий. Финал стал истинно чеховским.<\p>

Выбранный писателем способ рассказывания от первого лица наполнил «Шуточку» парадоксами, которые открывают нам простор для размышлений.

При подобном методе повествования (устами героя-рассказчика) зачастую раскрывается внутренний мир самого повествователя, но не других героев. В «Шуточке» же – всё наоборот, что вполне может ввести читателя в заблуждение.

«Из какого сосуда ни пить – всё равно, лишь бы быть пьяным» – это мысль, возникшая в голове главного героя в отношении героини рассказа. Но мне кажется, что фраза отражает, в первую очередь, взгляды самого героя.

Ведь наши мысли о других всегда несут в себе отпечаток нашей собственной личности и характеризуют, прежде всего, нас самих. Ещё Спиноза утверждал, что «слова Павла о Петре говорят нам больше о Павле, чем о Петре».

Герой-повествователь, который так и не смог устроить свою личную жизнь и понять мотивы собственных поступков, почему-то абсолютно убеждён, что в душу другого он способен проникнуть глубоко и разложить чужие мысли и чувства по полочкам.

На мой взгляд, герой излишне самоуверен, считая, что зимние катания с ним стали самыми прекрасными воспоминаниями в жизни взрослой женщины, имеющей мужа и троих детей. Причём никаких подробностей о её семейной жизни он не знает. И вполне возможно, что героиня счастлива и вообще о нём забыла, а именно для него эти воспоминания остались такими значимыми и «пьянящими». Ведь в тексте рассказа нет ничего, что бесспорно бы подтверждало или опровергало утверждения героя-рассказчика. И в этой заведомой неясности, возможно, и заключается суть идейного замысла «Шуточки».

Совет

Сегодняшний взгляд на «Шуточку» у меня появился далеко не сразу, раньше я всё воспринимала иначе. Мне было жаль Наденьку, и она казалась мне жертвой розыгрыша. Я почему-то совсем не придавала значения тому, что переживания героини описываются не автором (он-то, безусловно, вправе был бы создавать любой образ), а самим героем-повествователем (но ведь это – очень важный момент!).

И никаких убедительных фактов, подтверждающих или опровергающих наличие предполагаемых душевных метаний у девушки, в рассказе нет. Мнение героя может соответствовать истине, но может и не соответствовать. И даже он сам вполне может оказаться жертвой своих же заблуждений.

Ведь воспоминания о совместных катаниях не покидают именно героя рассказа, а помнит ли о них героиня, неизвестно. Более того, мы даже точно не знаем, слышала ли Надя произносимые для неё слова. Герой создал в своём воображении иллюзию собственной значимости (в данном случае – для Наденьки) и пытается убедить в этом, прежде всего, самого себя, выдавая желаемое за действительное.

«Когда нет настоящей жизни, то живут миражами. Всё-таки лучше, чем ничего» (А.П.Чехов). Но счастливый и самодостаточный человек не станет пытаться играть чувствами других. И потребность в подобном самоутверждении у правильно устроенного человека не возникает.<\p>

Теперь этот рассказ мне представляется психологической задачей, для решения которой не хватает данных.

Вопрос о том, кто из героев – жертва, остаётся открытым, так как однозначного ответа на него (во всяком случае, у меня) нет. Я нахожусь под большим впечатлением, открыв для себя «Шуточку» заново. И даже в самом названии мне сейчас видится двойственный смысл.

С одной стороны, шуточка – это попытка героя поиграть с чувствами героини, а с другой – весь рассказ мне кажется какой-то замысловатой путаницей, психологической загадкой и утончённой шуточкой Чехова над читателем.

Источник: https://www.livelib.ru/book/1000929470-shutochka-anton-chehov

Интересный рассказ и его краткое содержание

Искусство и развлечения 16 октября 2016

В статье описан интересный рассказ, дано его краткое содержание. “Шуточка” Чехова заставляет задуматься о многих вещах. Например, о том, как иногда жестоко бывает юношеское легкомыслие.

Лаконичный пересказ одной истории

Итак, опишем рассказ “Шуточка” Чехова. Краткое содержание истории: молодой человек пришел на каток с девушкой Наденькой. Он уговаривает ее скатиться на санках с крутой горки, но девушка очень боится. В конце концов парень все-таки добивается ее согласия, и они вместе несутся вниз с заснеженного крутого склона.

На спуске при сильном порыве ветра юноша наклоняется к своей спутнице и говорит вполголоса: “Я люблю вас, Надя!” Когда молодые люди приехали вниз, Наденька недоумевает, действительно ли ее спутник признался ей в любви, или ей послышались заветные слова? А сам юноша делает вид, что ничего не произошло.

Девушка колеблется, недоумевает, а потом уже сама приглашает парня еще раз скатиться с ней с горки на санках. И все повторяется снова: при очередном порыве ветра молодой человек шепчет: “Я люблю вас…”, а внизу делает вид, что ничего не было. Они катаются еще долго, парень видит по лицу девушки, что та волнуется, но его это только забавляет.

Вот такая “Шуточка” Чехова! Краткое содержание этого рассказа продолжим ниже.

Обратите внимание

На следующий день Наденька посылает юноше записку, в которой приглашает его на каток. Они снова катаются вдвоем на санках с крутого склона, каждый раз при спуске парень шепчет своей спутнице слова любви, а внизу принимает равнодушный вид.

Но девушке уже все равно – ветер признается ей в любви или ее спутник, ей радостно от этих слов. Так продолжается до весны. В марте парень навсегда уезжает в Питер, но перед отъездом приходит к дому девушки и снова через забор шепчет ей: “Я люблю вас, Наденька!”.

Девушка в ответ радостно протягивает руки навстречу ветру.

Прошли годы..

Как заканчивается рассказ “Шуточка” Чехова, краткое содержание которого приведено в статье? Читатель вдруг переносится на десять лет вперед.

Он видит Наденьку уже замужем, у нее трое детей, но для нее по-прежнему самым романтичным воспоминанием в жизни остается то катание с горки и ласковый шепот ветра… А молодой человек возмужал.

Вспоминая о своей шутке, он только недоумевает, зачем говорил те слова?

Что значит эта “Шуточка” Чехова?

Краткое содержание рассказа, приведенное в статье, вызывает симпатию и сочувствие к Наденьке и отрицательные эмоции по отношению к молодому человеку, который буквально “бросал слова на ветер”, жестоко заигрывая с сердцем впечатлительной юной девушки.

Источник: fb.ru

Источник: https://monateka.com/article/119949/

Ссылка на основную публикацию