Анализ рассказа «ионыч» (а. п. чехов)

Анализ «Ионыч» Чехов

В рассказе Чехова «Ионыч», со свойственным ему мастерством и талантливыми характеристиками героев рассказа, передана нелицеприятная правда о поколении того времени.

Особо остро автор подчеркивает вопрос о влиянии общества на отдельно взятую личность. Предлагаем ознакомится с кратким анализом произведения.

Данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 10 классе, а также для подготовки к ЕГЭ.

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ионыч.

Год написания – 1898 г.

История создания – Исследователи творчества писателя пришли к выводу, что первоначальные темы и идеи произведения, претерпели значительные изменения, прежде, чем автор создал окончательный вариант.

Тема – Деградация личности, жизнь и быт городских жителей, любовная тема.

Композиция – Рассказ выстроен методом пунктирной композиции: знакомство с доктором и семьей Туркиных, ухаживание Старцева за Екатериной Ивановной, следом идет конец неудавшегося любовного романа, дальше – новая встреча с Катей, и завершается описанием той жизни героев, какой она и будет продолжаться в ближайшем будущем.

Жанр – Произведение автора относится к жанру рассказа.

Направление – Объективные характеристики героев, социальные проблемы общества, описанные Антоном Павловичем, говорят о реалистическом направлении рассказа.

Обратите внимание

В записках писателя сохранились данные о том, что история создания рассказа постепенно изменялась. Если изначально автор хотел описать одну семью Филимоновых, то в дальнейшем фамилия была изменена на Туркиных, изменилась и основная мысль рассказа: в окончательном варианте, писатель дает оценку не социальному обнищанию семьи, а деградации личности самого героя.

После выхода в свет этого произведения, критика со стороны литературоведов была неоднозначной, отзывы были как положительные, отдавшие дань гению Чехова, так и отрицательные, увидевшие недостаточную открытость в характеристике героев. Одним из критиков была отмечена неординарность описания героя, который является не антагонистом общества, а продуктом разложения под его влиянием.

Проводя в «Ионыче» анализ произведения, необходимо раскрыть суть названия рассказа. Описание начинается с семьи Туркиных, создавая впечатление, что речь пойдет об этом семействе. Позже приходит понимание того, что главный герой – Ионыч.

На протяжении повествования, идет деградация доктора Старцева, и в этом заключается смысл названия – автор показывает, как уважаемый человек в городе, хороший врач, постепенно погряз в мещанстве, и превратился в обыкновенного обывателя.

Это дает право остальным жителям относится к нему фамильярно, с некоторым пренебрежением, ставя его в один ряд с серыми и безликими личностями горожан.

Такая деградация личности является одной из главных тем произведения. Старцев, когда – то стремившийся к каким-то идеалам, молодой и энергичный врач, любящий свою профессию, и отдающий работе все свое время, медленно, но верно, стал превращаться в рядового жителя города. Единственным стремлением доктора стало обогащение.

Хорошая медицинская практика стала приносить ему стабильный и крупный доход. Все свои средства, доктор Старцев стал вкладывать в недвижимость, покупать себе вещи, соответствующие его положению и финансовому состоянию.

Докторская деградация стала происходить не только в его внутренних изменениях убеждений, но и во внешних проявлениях.

Важно

Герой стал грубым и раздражительным, он растолстел, у него появилась одышка. У доктора пропал интерес к общественной жизни, не осталось никаких чувств, кроме как жажды обогащения.

Любовная тема, затронутая автором в этом рассказе, умирает так же, как и духовное начало Старцева. Если в начале повествования герой и испытывал какое-то чувство к Екатерине Ивановне, то и оно, по мере его духовной гибели, сошло на нет.

Старцев даже испытывает облегчение от того, что их отношения не сложились.

Проблематика произведения и в состоянии общества в целом, писатель касается многих нравственных проблем, имеющим место в жизни городка. Это и необразованность граждан, его бескультурье и духовная нищета.

Жизнь в городке проходит скучно и уныло, по одному заведенному распорядку.

Жители проводят свое время скучно и однообразно, каждый из них живет в собственном и маленьком мирке, не ставя перед собой никаких глобальных целей и стремлений, серость и низость мышления обывателей превалирует над высокими идеалами.

Роль общества на Старцева оказала большое влияние, он отказался от медицины как от призвания, превратив ее всего лишь в средство обогащения.

Исходя из этого, можно сделать однозначный вывод: уподобившись обывательскому обществу, Старцев изжил себя как личность, и смешался с толпой таких же беспринципных и бездуховных типов, в этом проявляется конфликт человека с силой влияния жизненного окружения.

Композиция рассказа Чехова состоит из пяти частей. В первой части происходит знакомство с семьей Туркиных, с главным героем доктором Старцевым.

Доктор приезжает в городок молодым, энергичным человеком, его приглашают в дом Туркиных.

В герое пока еще присутствует амбициозность, он понимает, насколько мало развита духовность этого семейства, и не стремится продолжать завязавшееся знакомство.

Совет

Старцев увлечен своей работой, он постоянно занят, и вторая встреча с семьей Туркиных происходит по прошествии года с небольшим, во второй части произведения. Хозяйка дома стала часто приглашать молодого доктора, жалуясь на мигрень, и он стал регулярно навещать их, отдавая предпочтение разговорам с Екатериной Ивановной.

Молодая девушка начитана, и Старцеву интересно с ней общаться. После глупой затеи Котика со свиданием на кладбище, Старцев решил сделать ей предложение, с мыслью о богатом приданном. Когда же девушка отказала ему, он пожалел о том, сколько лишних хлопот доставило ему это предложение.

В третьей части рассказа описывается, насколько обрюзг и располнел телом, но обнищал душой, доктор Старцев. Он уже перестал интересоваться чем бы то ни было, найдя удовольствие в ежевечернем подсчитывании своих денег, которых стало уже много, а хотелось еще больше.

Так началось его духовное обнищание, он стал все больше походить на обычных обывателей городка. И в следующей части произведения, Старцев все больше и больше занимается своим обогащением, радуясь тому, что он не женат.

Еще пару раз он встречался с Екатериной Ивановной, но ему становилось стыдно, что когда – то, он делал ей предложение.

В финале рассказа доктор Старцев уже давно превратился в Ионыча, это уже не тот, молодой и амбициозный врач, приехавший в город искать свое медицинское призвание, а старая, обрюзгшая, бездуховная личность, можно сказать «мертвая душа», ищущая счастье в богатстве, и обедневшая морально.

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Ионыча».

Конечно, «Ионыч» является рассказом, но описание всей жизни героя, его постепенное духовное разложение, фактически, приближает его к маленькому роману, настолько глубоко охвачены события этого произведения. Социальные проблемы общества, описанные автором, относят этот рассказ к реализму, детально воспроизводящему события и характеристики героев.

Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/ionych/analiz-proivedeniya-chehova.html

Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

Главный герой рассказа – Дмитрий Ионович Старцев, но это вначале, впоследствии же он просто Ионыч. В сюжете рассказа нет ничего необычного, он повествует о том, как человек с хорошими задатками, мечтами и желаниями постепенно превращается в серого обывателя, серого и невзрачного города полного таких же обывателей.

На первом этапе своей жизни в городе С. Дмитрий Ионович Старцев представляется нам молодым врачом. Он энергичен, полностью поглощен своей работой, можно даже сказать трудоголик. Он все свое время посвящает пациентам, даже в праздники. Почти ни с кем не общается и никуда не ходит.

Жители города С. в большинстве своем мало образованы, да и сам город не образец культуры, здесь даже библиотека существует лишь за счет молодых девушек.

Обратите внимание

Самыми образованными и культурными жители считают семью Туркиных, потому что Иван Петрович, глава семейства, очень остроумно шутит, потому что его жена, Вера Иосифовна, пишет романы, а дочь, Екатерина Ивановна, играет на фортепьяно.

Но вот если взять во внимание нюансы, то выясняется, что шутки однообразны, что романы скучны и неправдоподобны, а этюды исполняемые Екатериной, сложны и неприятны для слуха. Но семья все-таки гордится своими достижениями и постоянно этим хвастается.

В течение рассказа Дмитрий Ионович влюбляется в Катю, но сделав ей предложения руки и сердца, получил резкий отказ. Естественно он был шокирован, Дмитрий никогда бы не подумал, что ему могут отказать.

Через четыре года у Дмитрия Ионовича уже была большая медицинская практика, он пополнел. Старцев бывал в разных домах, но ни с кем очень близко не общался, в принципе он вообще почти не общался. Ему было не интересно разговаривать с людьми, которые говорили об одном и том же, и не высказывали, ни интересных, ни новых мыслей.

Отношение Старцева к Кате тоже изменилось, он уже не испытывал тех нежных чувств как прежде. Он уже не видел в ней легкую, воздушную девушку, она превратилась в разочарованную жизнью женщину. Дмитрий Ионович решил что все-таки сделал тогда хорошо что не женился.

Через несколько лет Ионыч ожирел, стал скупым, грубым, некультурным, почти ни с кем не общался. Забыл напрочь Туркиных и Катю. Его новым идеалом стали деньги и дома, он их покупал, не церемонясь, и расхаживая как хозяин, не обращая внимания на нынешних жильцов.

Постепенно Дмитрий Ионович Старцев превратился просто в Ионыча. Стал таким же скучным обывателем, как и все в городе С. Он уже ничего не хотел кроме богатства и комфорта, он не занимался ни своим образованием, ни своей душой.

На первых порах деградация Старцева вызывает жалость и сочувствие, потом отвращение. Ответить однозначно, почему Ионыч деградировал, очень сложно.

Важно

Безусловно, в чем-то виноват он сам, в чем-то виновата Екатерина Ивановна, но самая большая доля вины припадает на окружающее Старцева общество.

Именно из-за недостатка образования в обществе Старцев не мог поддерживать свою культуру и духовную глубину.

Кроме анализа рассказа Антона Павловича Чехова А.П. «Ионыч» также прочитайте:

  • «Смерть чиновника», анализ рассказа Чехова, сочинение

  • Как вы понимаете термин «футлярный человек»?

  • «Белолобый», анализ рассказа Чехова

  • «Гриша», анализ рассказа Чехова

  • «После театра», анализ рассказа Чехова

  • «В аптеке», анализ рассказа Чехова

  • «Ариадна», анализ рассказа Чехова

  • «Альбом», анализ рассказа Чехова

  • «Горе», анализ рассказа Чехова

  • «Дома», анализ рассказа Чехова

  • «Святая простота», анализ рассказа Чехова

  • «Не в духе», анализ рассказа Чехова

  • «Ариадна», краткое содержание произведения Чехова

  • «Тоска», анализ произведения Чехова, сочинение

  • «Толстый и тонкий», анализ рассказа Чехова

По произведению: «Ионыч»

По писателю: Чехов Антон Павлович

Источник: https://goldlit.ru/chehov/29-ionych-analiz

Чехов А.П. «Ионыч»

Темой рассказа А.П.Чехова «Ионыч» (1898) является взаимодействие человека и среды, воздействие общественных норм жизни на судьбу частного человека. Тема «человек и среда» в русской литературе встречалась довольно часто и имеет целый набор решений. Человек может агрессивно противостоять среде (например, Печорин из романа М.Ю.

Лермонтова «Герой нашего времени») или противостоять ей с помощью апатичного неучастия (как, например, Обломов из одноимённого романа И.А.Гончарова), человек может хотеть войти в общество, но общественной среде он неудобен и она его отторгает (Чацкий из «Горе от ума» А.С.Грибоедова), у человека со средой могут быть сложные, запутанные взаимоотношения (см., например, рассказ И.С.

Тургенева «Гамлет Щигровского уезда» из цикла «Записки охотника»), человек может ощущать себя в полной зависимости от среды (Акакий Акакиевич Башмачкин из повести Н.В.Гоголя «Шинель», чиновник из рассказа А.П.Чехова «Смерть чиновника»), человек может с удовольствием подчинить себя среде, то есть внешнему миру (например, Андрей Болконской или, особенно, Пьер Безухов из романа-эпопеи Л.Н.

Толстого «Война и мир»).

В рассказе Чехова «Ионыч» среда поглощает человека, подавляя в нём всё индивидуальное: некий человек, земский доктор Дмитрий Ионыч Старцев, стал жертвой пошлой, неподвижной, обывательской среды губернского города С

«Среда заела», — любили повторять чеховские персонажи, беспомощно оглядываясь вокруг в поисках виновника их пустого, лишенного смысла существования.

Так же сложилась судьба и еще одного героя — молодого и способного доктора с говорящей фамилией Старцев, который превратился в грузного Ионыча, брюзгливого, раздражительного, одинокого обывателя.

Что же произошло с ним, и как одолела его среда? 

Проблематика

В таком коротком рассказе Чехов показал, как произошло изменение Ионыча.  Он оказался жертвой среды. Котик отказала Ионычу на предложение стать его женой, роль любовника оказалась исчерпанной, но среда уже заразила Ионыча своей болезнью призрачности.

В итоге Ионыч совершенно перерождается, его недавно живая душа отмирает. Такое решение темы человек и среда («среда заела») однако не является изобретением Чехова, оно появилось ещё в очерках авторов «натуральной школы» (В.И.Даль, В.Г.Белинский и др.), а позднее получило развитие, например, у М.Е.

Салтыкова-Щедрина («Господа Головлёвы»). 

Идея

Новым здесь является тонкий психологический анализ. Чехов показал не только этапы и причины духовного перерождения Ионыча, но и во всех возможных подробностях как конкретно это происходило.

Скука превращает Ионыча в банального обывателя: «Опыт научил его мало-помалу, что пока с обывателем играешь в карты или закусываешь с ним, то это мирный, благодушный и даже не глупый человек, но стоит только заговорить с ним о чём-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую, что остается только рукой махнуть и отойти .

Жанр. Столь радикальное изменение героя, происходящее на глазах у читателя, которое показал Чехов в рассказе «Ионыч», — материал, более соответствующий жанру романа, а не рассказа.

Вместо изображения одного главного события из жизни героя, как это обычно бывает в жанре рассказа, здесь Чехов показывает чуть ли не всю его жизнь.

Совет

Однако из «Ионыча» романа не вышло: в романе по мере изменения героя меняется к нему отношение автора (и читателя), а в данном случае, в рассказе Чехова «Ионыч», позиция автора остаётся неизменной.

С самого начала он иронизирует над героем, не верит в здравый смысл и самостоятельность Старцева, потом, ближе к концу рассказа, ирония автора оказывается оправданной — Старцев действительно пренебрег здравым смыслом и поддался влиянию среды в ущерб самостоятельности.

Однако рассмотрение самых глубоких, подспудных мыслей и желаний Дмитрия Старцева заставляло иногда автора и читателя испытать к герою если не симпатию, то по крайней мере сочувствие, понимание. В жанровом отношении «Ионыч» является, конечно, рассказом, но не «чистым»: его можно определить так же, как Чехов охарактеризовал жанр своего раннего рассказа «Скверная история» (1882) — «нечто романообразное» (I, 215). [2]

Герой

Чехов отличается, как известно, особым «чеховским» стилем, суть которого сводится к тому, что он изображает предмет (вещь, человека и т.д.) не в эмоциональной оценке, то есть не выделяет в предмете главное или типичное, а изображает его как он есть в жизни со всем необъяснённым противоречием.

[3] Именно по этой причине герой у Чехова средний обыкновенный человек со всем набором дурных привычек, опасных и безобидных привычек. При создании образа героя Чехов его не освобождает от случайных, нетипичных, нехарактерных свойств, а оставляет все как в реальной жизни.

Его герой может иметь привычку мять манжеты, поглаживать себя по груди или голове, щелкать пальцами и т.п. — это никак не объясняет их характер, зато придает образам живость, настоящесть, правдоподобие; Чехов не пытается все свести в одну точку, в один фокус, он показывает его с нерешенным противоречием.

Герой рассказа «Ионыч» именно такой: он, например, думает о совершенно никчемном — «Эх, не надо бы полнеть» (Х, 32).

Контекст. Вспомним ещё раз финал нравственного развития Ионыча: он стал известным, довольно богатым («есть имение и два дома в городе», Х, 40), он «пополнел, ожирел, тяжело дышит», «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким» (Х, 40).

Подключение такого контекста позволяет уточнить идею чеховского рассказа: у Ионыча произошло не просто нравственное упрощение, обеднение, а полное перерождение личности, как бы вымирание в нём живой индивидуальности, он превратился в мёртвую душу.

Благодаря наличию такого контекста становится понятным, что Чехов показывает не единичный случай и даже не судьбу поколения в образе Дмитрия Старцева, —поглощение человека средой, общественным мнением, безликим множественным числом («все», «люди говорят», «так не делают»), возможно является серьёзной проблемой в жизни русских людей многих поколений (по крайней мере в XIX веке — от Гоголя до Чехова). Сцена на кладбище напоминает пушкинскую версию сюжета о Доне Жуане, развитую в «маленькой трагедии» «Каменный гость». 

Деградация Ионыча
Спустя четыре года, Дмитрий Ионович стал известным врачом, имеющим большую практику. Он продолжает призирать ненавистное  и раздражающее своей глупостью и неотесанностью общество. Радуется, что не женился на Екатерине, так как с возрастом она стала непривлекательной, разочарованной жизнью женщиной.

С приобретением состояния, незаметно для себя, Старцев постепенно терял ту интеллигентность, которая была ранее присуща ему. Он напрочь забыл о необходимости духовного и культурного развития. Главной целью его жизни стало накопление богатства, строительство новых домов для себя.

Обратите внимание

Из милейшего интеллигентного юноши Дмитрий Ионович превратился в грубого, вечно недовольного жизней мужика. Деградация Старцева вызывает у людей отвращение, и они начинают называть его достаточно неуважительно Ионыч.

Из-за недостаточного уровня образования в обществе, Ионыч не только скатился до его уровня, но в чем-то даже начал отставать от него. Внутренних сил, которые позволили бы самостоятельно поднимать свой уровень культурного развития, у Старцева не было. Деньги для него заменили книги и искусство.

С учётом такого контекста рассказ «Ионыч» воспринимается как более масштабное произведение, в котором речь идёт не только о конфликте между человеком и общественной средой, но о конфликте между личными устремлениями человека и непонятной властной стихией жизни.

                             Четыре этапа жизненного пути Дмитрия Ионовича Старцева, четыре ступеньки лестницы, ведущей вниз.

Этапы жизни, возраст героя События в жизни Старцева Его внутренняя жизнь и духовные запросы Среды. Город С. Внешний план Внутренний план
I ступень. После окончания университета. Примерно 25 лет Приезд в город С., врачебная земская деятельность. Знакомство с семьей Туркиных Ходил пешком, беден (своих лошадей не было). Понимает музыку (поет романс Яковлева на стихи Дельвига и романс Рубинштейна на стихи Пушкина). Понимает, что романы Веры Иосифовны и игра на рояле Екатерины Ивановны — бездарны. Но в душе героя уже есть зачатки опустошения, умирания души: «В креслах было покойно»; «слушать было приятно, удобно»; «в голову шли покойные мысли»; слушать игру Котика «было так приятно, так ново»; «гости, сытые и довольные». «Занятно», «недурственно» — слова Старцева в итоге Есть библиотека, театр, клуб, бывают балы. Есть умные, интересные, приятные семьи — Туркины. Туркин устраивал спектакли. Жена писала романы. Дочь играла на рояле. Все это создает внешнее впечатление культурной семьи Внутренний план изображения города С., истинное лицо семьи Туркиных выражается в подтексте: «благоверная»; «не имеет никакого римского права»; «мой муж ревнив, как Отелло»; «ах ты, цыпка, баловница»; «большинский роман»; «читала о том, чего никогда не бывает в жизни»; «шумные, надоедливые, но все же культурные звуки»; «покорчило вас благодарю»; «умри, несчастная». Глупость, пошлость, бездуховность семьи, плоские шутки, оторванность от проблем жизни
II ступень. Через год. 26 лет Второе посещение Туркиных. Роман Старцева с Котиком: объяснение, свидание на кладбище, попытка сделать предложение, отказ Екатерины Ивановны Любовь, страдание. «Сказал, сильно волнуясь»; «умоляю вас»; «она восхищала его»; «с ней он мог говорить о литературе, об искусстве, о чем угодно», «с волнением спрашивал». НО: «к лицу ли ему, земскому доктору, умному, солидному человеку, вздыхать, получать записочки, таскаться по кладбищам, делать глупости»; «уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке».НО: Старцев все-таки поехал на кладбище, ощутил гармонию природы В городе С. читали мало, «хоть закрывай библиотеку». Когда-то в городе С. была проездом итальянская опера. «Прочел смешное письмо немца-управляющего о том, как в имении испортились все запирательства и обвалилась застенчивость» «Мог жаловаться ей на жизнь»; «к чему поведет роман? Что скажут товарищи, когда узнают?»; «лунный свет подогревал в нем страсть»; «рисовал в воображении поцелуи, объятия»; «перед ним белели уже не куски мрамора, а прекрасные тела, он видел формы, которые стыдливо прятались в тени деревьев, ощущая тепло, и это томление становилось тягостным»; «ох, не надо бы полнеть»
На следующий день «А приданого они дадут, должно быть, немало»; «на душе было туманно, но радостно, тепло, и в то же время в голове какой-то холодный, тяжелый кусочек рассуждал»; «дадут приданое, заведем обстановку». НО: «залюбовался и пришел в такой восторг»; «я страдал»; «нежное, радостное, мучительное чувство», «любовь моя безгранична»; «у Старцева перестало беспокойно биться сердце»; «ему было немножко стыдно»; «и жаль было своего чувтва, этой своей любви» «Я иду по ковру, ты идешь, пока врешь, он идет, пока врет»
Через 3 дня «Он успокоился и зажил по-прежнему». «Сколько хлопот, однако!» — слова в итоге
III ступень. Через четыре года. 30 лет Продолжает работать земским врачом, имеет практику в городе. Посещение Туркиных. Встреча с Екатериной Ивановной «На тройке с бубенчиками»; «пополнел, раздобрел и неохотно ходил пешком»; «и Пантелей мой тоже пополнел»; «ни с кем не сходился близко»; «избегал разговоров, а только закусывал и играл в винт»; «ел молча»; «все… было неинтересно, несправедливо, глупо»; «чувствовал раздражение, волновался, но молчал»; «по вечерам вынимать из каманов бумажки, добытые практикой»; «вспоминал о своей любви, о мечтах и надеждах… и ему стало неловко». «Ему вдруг стало грустно и жаль прошлого. В душе затеплился огонек»; «днем нажива, а вечером клуб, общество картежников, алкоголиков, хрипунов, которых я терпеть не могу»; «вспомнил про бумажки… и огонек в душе погас»; «а хорошо, что я тогда не женился»; «подумал, что если самые талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город» — мысли в итоге «Обыватели своими разговорами… раздражали его», «стоит только заговорить с ним о чем-нибудь несъедобном, например, о политике или науке, как он становится в тупик или заводит такую философию, тупую и злую»; «нужно трудиться, что без труда жить нельзя, то всякий принимал это за упрек». «Вера Иосифовна читала роман, читала о том, чего не бывает в жизни». «Екатерина Ивановна играла на рояле». НО: «Екатерина Ивановна волновалась» «Обыватель глядел искоса и недоверчиво»; «поляк надутый». «А, здравствуйте, пожалуйста». «Бонжурте». «Манерно вздохнула»; «не хотите ухаживать за мной». «Хотелось говорить, жаловаться на жизнь». «Не имеете никакого римского права»; «это с вашей стороны весьма перпендикулярно»; «умри, несчастная»
IV ступень. Через несколько лет. 35 лет Без событий «Пополнел, ожирел, тяжело дышит»; «пухлый, красный»; «Пантелеймон, тоже пухлый, красный, с мясистым затылком»; «кажется, что едет не человек, а языческий бог»; «громадная практика»; «имение и два дома»; «проходя через все комнаты, не обращая внимания на неодетых женщин и детей»; «жадность одолела»; «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким»; «характер стал тяжелым, раздражительным» «Играет в клубе в вист». «У Туркиных все по-прежнему: Вера Иосифовна читает гостям свои романы… А Котик играет на рояле» «Его зовут уже просто Ионычем»; «стараются из всех сил угодить ему»

Рассказ Чехова «Ионыч» похож на печальную поучительную притчу. Житейские обстоятельства вовсе не ломали Старцева, напротив, это он с радостью поддался им. Город С., скучный и серый, получил еще одного обывателя, который отличается от прочих только тем, что понимает, как бездарны окружающие его люди.

Но разве он вправе судить их? Чехов, крайне редко высказывающий свое отношение к персонажам, характеризует Ионыча очень резко «… не человек, а языческий бог». В самом деле, человеческого у героя осталось немного: его ничто не радует, ему скучно, его одолевает бессмысленная жадность. Так уходит из человека его живая душа.

Источник: https://svitova-litera.at.ua/load/russkaja_literatura/analiz_proizvedenij/chekhov_a_p_ionych/85-1-0-732

Учительський журнал ~online



             Анализ рассказа А.П. Чехова «Ионыч»

                                                           Материалы к уроку внеклассного чтения

                                                           преподавателя зарубежной литературы

                                                           специлиста высшей категории

                                                          учителя-методиста  гимназии №7 г. Одессы

                                                                ФОКИНОЙ  ИРИНЫ  ПАВЛОВНЫ

     «Краткость – сестра таланта». Этот принцип поэтики А. Чехова хорошо известен. Читателя поражают концентрация глубокого философского содержания в рамках чеховского рассказа или повести. Свои взгляды на мир писатель воплощал во всей образной системе произведений – сюжете и композиции, характеристике действующих лиц, изображении их мыслей и чувств.

     В 1898г. Чехов создаёт рассказ «Ионыч». Автор сознательно пренебрегает внешне увлекательным сюжетом, избирая предметом изображения обыденные события. Но именно они раскрывает глубинные процессы психологии героев.

     Тема это явление жизни, которые отражены в произведении.

Тема рассказа – история превращения неглупого, трудолюбивого человека в пошлого, равнодушного обывателя.

     Проблема – сложный вопрос, поставленный в литературном произведении: решенный или оставшийся неразрешенным.

Важно

Автор пытается исследовать причины, которые способствуют разрушению личности Дмитрия Старцева.

     Идея – главная мысль, выраженная в художественных образах.

Чехов протестует против пошлости,  обывательщины, духовного мещанства. Главная идея заключена в призыве: «Берегите в себе человека!».

     Протестует и призывает писатель, как всегда, не громогласно и открыто, а тонко, делая акцент не на событийный ряд, а на психологию героев. Ведь особенность чеховского стиля и заключается в том, что основную смысловую нагрузку несёт не текст, а подтекст; внешний «быт» раскрывается через внутреннее «бытие». Чехов не подсказывает нам готовых ответов, а, доверяя читателю, учит его мыслить.

     Глубина содержания находится в гармонии с совершенной формой чеховского рассказа.

     Сюжет – ход событий, складывающихся из поступков героев, т.е. пространственно-временная  динамика изображённого.

     Сюжет рассказа прост. Главный герой – Дмитрий Старцев, молодой талантливый врач, который живёт и практикует в губернском городке С. Он энергичен и трудолюбив, интересуется литературой, чувствует себя одиноким среди обывателей, они раздражают его своей пошлостью и ограниченностью.

Познакомившись с семьёй Туркиных, увлекается Екатериной Ивановной, даже делает ей предложение и собирается жениться. Но Котик не принимает его чувства, они расстаются. Через несколько лет перед нами – преуспевающий врач: у него есть большая практика, шикарный выезд, несколько домов, счёт в банке… ожирение, отдышка, одиночество.

Он, как и все, жаден, скучен, равнодушен.

    В данном рассказе сюжет и фабула совпадают. Нет ни экскурсов в прошлое, ни забеганий вперёд, т.к.

     Фабула – это хронологически последовательное изображение событий,  изображенных в произведении.

     Композиция проста на первый взгляд.

     Композиция – это определённая организация, построение и соотношение частей произведения. Она состоит из сюжетных элементов:

     Мы помним, что основная динамика у Чехова – внутренняя. События и происшествия – это, прежде всего устремления, мысли и чувства Старцева.

Совет

     Если взять за точку отсчёта чувства героя к Екатерине Ивановне, то в экспозиции мы знакомимся с семьёй Туркиных; завязкой является зарождение любви Дмитрия; развивается чувство – развивается действие; кульминационная сцена объяснения и отказа почему –то  не является для нас неожиданностью; на самом деле, перестрадав 3(!) дня, герой остывает; и в эпилоге мы узнаём, что о предмете своей увлечённости он вспоминает с трудом. Внесюжетных элементов (вводных эпизодов и лирических отступлений) в прозе Чехова немного, краткость и объективизм – принципы его художественной эстетики.

     В основе сюжета лежит художественный конфликт – столкновение характеров и обстоятельств, взглядов и принципов жизни, положенное в основу действия.

     В «Ионыче» конфликт – в сознании героя. У Старцева внутреннее неприятие мещанской среды быстро угасает, и он сам всё больше подчиняется инерции обывательщины.

     Для проникновения в сущность конфликта нужно тщательно анализировать приёмы создания художественного образа персонажа: портрет, психологический анализ, характер героя (поступки, речь), сопоставление с другими лицами, изображение окружающей среды. Но особое внимание следует обратить на чеховскую  художественную деталь – мельчайшие изобразительные или выразительные подробности.

     Первые предложения рассказа знакомят нас со «скукой и однообразием» жизни губернского города С. и указывают на самую «умную, интересную и приятную» семью Туркиных. Мы уже чувствуем иронию в подтексте. Ирония и в «говорящей» фамилии – Туркины (от «турки»?); первоначальная версия в черновиках Чехова – Филимоновы. Каждый из них обладает доморощенным «талантом».

     Но в картину описания семейной идиллии и просторного гостеприимного дома диссонансом врезается деталь – запах жареного лука. Он становится символом пошлого мещанского мирка.

     Именно тогда и появляется главный герой – Дмитрий Ионыч Старцев. Он молод, однако фамилия подсказывает, что процесс душевного старения у него не зависит от возраста. Интересно и отчество – Ионыч, ведь именно оно вынесено в название рассказа.

 Поэтику названия объясняет библейская легенда, согласно которой кит проглотил Иону, но подавился и выплюнул. Так и Ионыч в конце повествования становится одиноким, никому не нужным, «выплюнутым» из «полноценной» жизни.

Обратите внимание

А пока он полон желания работать, наслаждаться жизнью и даже верить в любовь. Портрет героя в начале рассказа не нарисован.

     Портрет – изображение внешности человека, его лица, одежды, жестов.

     Но мы видим Старцева, который идёт пешком, т.к. «своих лошадей у него ещё не было».

Несколькими штрихами обрисованы члены «приятного» семейства. «Большинский роман», «здравствуйте  пожалуйста» — и перед нами бездарный домашний остряк Иван Петрович. Роман о том, «чего никогда не бывает в жизни», — детище глупой и жеманной Веры Иосифовны. Нежное прозвище «Котик» никак не гармонирует с тяжёлой, грубой игрой Екатерины Ивановны.

     И вообще в рассказе «Ионыч» общую смысловую атмосферу низости и пошлости ограниченной, тупой мещанской жизни помогают воссоздать и понять запахи (жареного лука, осенних листьев) и звуки (песня «Лучинушка», вой собак).

     А так же передать душевное состояние героев помогают лаконичные пейзажные зарисовки.

      Пейзаж – описание природы в литературном произведении, которое противопоставляет или уподобляется внутреннему состоянию человека.

     Первое знакомство героев – весной, красота Екатерины Ивановны говорит «о весне, настоящей весне»   чувств; разговор в саду – «приближалась осень»; в день объяснения «накрапывал дождь», а в момент последней встречи просто «было темно»!

     Между событиями I и II части  прошло более года. Время здесь – важная художественная деталь. Старцев пребывает в трудах и одиночестве. Будучи приглашенным вторично в дом Туркиных, влюбляется в Екатерину Ивановну. Выбор предмета страсти – лучшая характеристика героя. Какова же героиня?

     Умна и начитана? Из знакомства с книгой Писемского запомнила только его странное отчество. Увлечена искусством? Но игра её напоминает камнепад (в её пользу свидетельствует пусть позднее, но всё-таки понимание своей бездарности).Остроумна и весела? Но хохочет невпопад она во время серьёзного разговора, а шутка о свидании на кладбище была пошлой и жестокой. Такова Котик.

Важно

             Но влюблённый Старцев, интуитивно чувствуя, ещё всего не видит. И на странное свидание приезжает (благо, уже есть пара лошадей), и даже начинает размышлять о вечных ценностях. И тут опять врывается нота «глухой тоски небытия, подавленного отчаяния» Это голос грядущего, пока ещё очень тихий, но именно в этот момент  герой и ощущает, что любви нет.            

                 Однако вязкое болото обыденности начинает засасывать. Практика, дом, лошади, жена – это минимальный «джентельменский набор ». И он идёт делать предложение. Если бы не глупая улыбка Котика, мы бы поверили в слова  её высокомерного монолога, когда она отказывала Старцеву. Но мы не верим, не верит и он – вздыхает облегчённо,  развязывает галстук.

     В дальнейшем действии рассказа не происходит, можно сказать, качественных скачков. Только количественные изменения. Художественные детали повторяются, видоизменяясь.

     Прошёл не гол, а четыре.

     У Старцева не пара лошадей, а тройка.

     О деньгах он не думает не только в связи с приданным, а всегда.

     Раздражают его не только обыватели, но уже и пациенты.

     Образы Туркиных статичны. Екатерина Ивановна, возвратясь, была всё так же красива, худа и шумна в игре.

     А Ионыч толст и стар, одинок и скучен, хотя ему едва за 30.

     Личность, по Чехову, начинает  разрушаться, когда идеалы, счастье, смысл жизни начинают принимать материальные формы. Но страшно не только стремление к наживе.

На примере счастливой семьи Туркиных особенно ясно становится, что опасны не внезапные перемены, не резкие повороты в человеческой судьбе,  страшно только одно: человеческая жизнь, которая совсем не меняется, в которой ничего не происходит, в которой человек равен самому себе.

     Это и есть, по Чехову, безвыходно страшная жизненная ситуация. Изображая её, писатель напоминает нам, что надо беречь в себе лучшее, святое, чистое; ставить цели и добиваться их; верить в любовь и быть искренним; всегда оставаться Человеком.

Источник: http://test.teacherjournal.in.ua/index.php/shkilni-predmeti/mirovaya-literatura/2665-analiz-rasskaza-a-p-chekhova-ionych

Анализ рассказа «Ионыч» Чехова А.П

Следует иметь в виду, что одноразовое прочтение произведения может дать лишь самое общее, поверхностное представление об авторском замысле. Серьезный анализ возможен лишь при многократном прочтении художественного текста, при непременном выявлении подтекста, учета контекста, особенностей повествования и т.д.

Недооценка сложности и новаторского характера чеховской поэтики, неумение увидеть особенности текста чеховской прозы нередко приводили к неправильному истолкованию авторского замысла. Так было и с рассказом «Ионыч», в котором причиной гибели молодого земского врача-демократа называли условия, в которые он попал: провинцию, «отсасывающую», по словам Чехова, у человека крылья.

Рассказ, состоящий из пяти маленьких главок, по сюжету вроде бы незамысловат.

Старцев, врач земской больницы, находящейся от провинциального города в девяти верстах, знакомится с самой образованной и талантливой, по мнению горожан, семьей Туркиных, влюбляется в дочь Екатерину Ивановну, мечтающую стать пианисткой, делает ей предложение, но получает отказ: она стремится в консерваторию и уезжает.

Совет

Вернувшись через четыре года убежденной в отсутствии у нее таланта, она старается восстановить былые отношения со Старцевым, но тот давно остыл, увлекся зарабатыванием денег и уже очень рад, что «тогда» не женился. Финал печален. «Он одинок. Живется ему скучно, ничто его не интересует».

Однако это лишь общая схема. Обратимся к событиям, в которых участвует главный герой. Даже не очень подробный анализ событий позволяет предположить, что общение незаурядной личности с обществом завершилось деградацией личности, и в этом не столько виновато общество, сколько личность.

<\p>

«Дьячковского сына» потянуло к комфорту уже при первом знакомстве с Туркиными. Влюбленность лишь сопутствовала родившейся мечте. Накопительство сделалось единственной целью жизни.

Отказала Старцеву Екатерина Ивановна, да и «общество» не приняло его, впрочем, он и не стремился войти в него — он достаточно умен.

Система персонажей построена так, что Старцеву противостоит тоже незаурядная личность. Екатерина Ивановна сумела вырваться из захолустного благополучного мирка, где так удобно жили ее родители, но… ненадолго.

Ей, видимо, хотелось блеска, славы, но, признав свою заурядность, она вернулась, и мир этот для нее по-прежнему чужой. Не состоялась и ее жизнь. Писатель по-своему снисходителен к ней.

«Аристократка» Екатерина Ивановна, как ни странно, в нравственном отношении оказалась выше «демократа» Старцева: она вернулась в мир, которому принадлежит по рождению, в силу обстоятельств, мечтая о другой, деятельной жизни, о служении народу вместе со Старцевым, и когда это не удалось, она, опять же в силу обстоятельств, осталась в этом мире одинокой, несчастной, и не может не вызвать сочувствуя.

Судьба Старцева, сделавшего свой выбор сознательно, сочувствия не вызывает. Автор помогает понять это читателю, используя массу деталей: «…он пухлый, красный, едет на тройке с бубенчиками… и кажется, что едет не человек, а языческий бог»; «горло заплыло жиром, голос у него изменился, стал тонким и резким», «Характер… стал тяжелым, раздражительным» и т.д.

Как видно, портрет подтверждает правильное читательское восприятие, которое складывается при анализе событий рассказа. То же можно заметить, сопоставив портрет Екатерины Ивановны из пятой главы и Котика из первой. Прием «двойного портретирования» — один из ведущих приемов чеховской поэтики. Тему деградации личности подчеркнет и последовательная плавная композиция рассказа.

Наконец, нельзя не обратить внимание и на специфическую чеховскую реалистическую символику. Начинается рассказ с утверждения местных жителей, что в городе С — «очень хорошо». А впечатления Старцева на кладбище, оказывается, очень точно характеризуют не только финал его устремлений, но и всю жизнь провинциальной России: «глухая тоска небытия, подавляемое отчаяние».

Обратите внимание

Даже беглый анализ текста рассказа «Ионыч» позволяет сделать некоторые выводы. Предметом изображения является жизнь провинциальной интеллигенции. Центральная проблема — проблема выбора. Не конфликт незаурядной личности с косным обществом, об этом многое сказано в русской литературе, а именно проблема выбора.

Не трудно догадаться и об авторском замысле: читателю предложено самому решить проблему, вставшую перед многочисленными «дьячковскими» и даже «кухаркиными» детьми, сумевшими благодаря прогрессу в экономике конца века получить образование и в силу этого оказаться в привилегированном обществе, сделав выбор между «служением» и личным обогащением.

Свою позицию Чехов не скрывает.

Источник (в сокращении): Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/chekhov_a_p/analiz_rasskaza_ionych_chekhova_a_p/79-1-0-2357

Анализ рассказа Ионыч Чехова 10, 11 класс

В своих рассказах и других произведениях Чехов часто поднимает тему бесцельности или своеобразной обреченности человеческого существования. Он передает эти мотивы через образы интеллигентов, которые не могут противостоять трудностям этого мира или просто проводят свою повседневность в праздности и бездеятельности.

Таких образов огромное количество и в пьесах («Вишневый сад», «Дядя Ваня» и другие) где герои часто прямым текстом обращаются к себе и другим с призывами раскаяться и поразмыслить над своим пустым бытием, и в рассказах, где герои как бы иллюстрируют собой возможность для человека не прийти ни к чему.

Тут тоже масса примеров, когда герои в итоги приходят в точку разочарования или полного цинизма по отношению к миру. Стоит вспомнить рассказ «О любви» и множество других, где герои в итоге понимают нелепость и пустоту своих действий и потребность проявлять активность или следовать более настойчивому пути.

«Ионыч» дополняет ряд таких рассказов и само название указывает на ту самую итоговую точку, к которой придет главный герой.

По отчеству, одним только отчеством часто называют сторожа или подобного человека, но главный герой этого рассказа – интеллигент, доктор, который приезжает в земство для того чтобы служить людям.

Изначально он совсем не Ионыч, а Дмитрий Старцев – молодой и красивый доктор, который полон надежд и энтузиазма.

Мне кажется, описание сути этого рассказа возможно сделать через образ жира.

Жира, которым постепенно заплывает Старцев, становясь все менее восприимчивым и к миру, и к собственным чувствам (ведь сердце его тоже «жиреет» со временем), «жира», которым является светское общество, где иногда предстоит существовать Старцеву. Поначалу его даже тошнит от обыденности и пустоты общества, он отвергает эти наплывы бездушного жира, которые стремятся его поглотить.

Тем не менее, в итоге он поддается и подчиняется этому обществу. Во многом из-за отсутствия надежд. Ведь даже Туркины, которым следовало бы являть собой «луч света», на самом деле оказываются банальными и, наверное, даже безнравственными людьми и Старцев погружается во мрак, из молодого доктора он становится жирным и бесчувственным Ионычем.

Анализ 2

На моё мнение, данное произведение слегка сложновато для восприятия по причине скоротечности и неопределённости, хоть и сюжет выстраивался на протяжении нескольких лет, при этом опуская сущие мелочи, в которых нет необходимости и смысловой подоплёки.

Но всё по порядку. В самом начале автор повествует о губернском городке С., который вызывал у приезжих чувство скуки и томящегося однообразия. Местные жители с негодованием отвечали, что ,мол, это на самом деле таковым не является, и с надеждой указывали на оправдывающий фактор в лице семьи Туркиных – самых образованных и талантливых представителей городка С.

Однажды в городок приезжает некий земский врач по имени Дмитрий Ионыч Старцев – типичный представитель чеховских рассказов, обладающий интеллектом, верой в возвышенное и сакральное, испытывающий антипатию к высшей знати как к людям пустоутробным и совершенно перечащим его мировоззрению. Тем не менее, он сближается с семьёй Туркиных и становится частым гостем, посещая и их дом и постепенно падает в пропасть любви. Его «богоизбранная» — дочь Ивана Петровича и Веры Иосифовны Туркиных. Молодая барышня в скорости отвергает предложение выйти замуж за «Ионыча», как бы намекая, что связывать свою судьбу с жалким городком и с таким же обыкновенным человеком – не её мечта. Она заслуживает большего. Спустя пару дней она уезжает в Москву поступать в обсерваторию. На этом динамика изложения затухает.

Важно

Через четыре года она всё же возвращается обратно, и, словно пересмотрев своё отношение к миру, уже сама признаётся в любви Дмитрию Старцеву. Но, позабыв прелесть любовного периода, избегает какого-либо контакта с ней. Он окончательно окостенел, потерял краски жизни, сдвинулся на край, сделался, по сути, тем самым обычным человеком, коего презирал.

С одной стороны – типичный сюжет о несбыточных мечтах и несостоявшейся женитьбы, как по команде наталкивающий нас на размышления эстетического характера, о смысле бытия и степени его тщетности при выборе не того пути.

Поглощая опыт, передаваемый нам буквами из книги, мы трезво можем оценивать риск и весомость принятых нами решений на фоне происходящих событий.

Заявление из серьёзных, и ответственность за донесение посыла возложил на себя великий русский писатель – Антон Павлович Чехов.

← Беликов в рассказе Человек в футляре
← Анализ рассказа Смерть чиновника↑ ЧеховАнализ произведения Злоумышленник →
Анализ рассказа Крыжовник →

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/chekhov/analiz-rasskaza-ionych

Анализ рассказа «Ионыч» А. П. Чехова

Рассказ А. П. Чехова «Ионыч» подвергся серьезной критике в периодической печати того времени. Сразу же после публикации произведения в 1898 году посыпались многочисленные упреки в том, что сюжет произведения затянут, рассказ скучен и невыразителен.

В центре произведения жизнь семьи Туркиных, самой образованной и талантливой в городе С. Живут они на главной улице. Образованность их выражается прежде всего в тяге к искусству. Отец семейства Иван Петрович устраивает любительские спектакли, его жена Вера Иосифовна пишет повести и романы, а дочка играет на рояле.

Однако примечательна одна деталь: Вера Иосифовна никогда не печатает свои произведения под предлогом того, что семья имеет средства. Становится понятно, что проявление образованности и интеллигентности важно для этих людей только в своем кругу. Заниматься общественной просветительской деятельностью никто из Туркиных не собирается.

Этот момент ставит под сомнение истинность фразы о том, что семья является самой образованной и талантливой в городе.

В доме Туркиных часто бывают гости, царит атмосфера простоты и сердечности. Гостям здесь подавался всегда обильный и вкусный ужин.

Повторяющейся художественной деталью, актуализирующей атмосферу в доме Туркиных, является запах жареного лука. Деталь подчеркивает хлебосольность данного дома, передает атмосферу домашнего тепла и уюта.

В доме мягкие, глубокие кресла. В разговорах героев звучат хорошие покойные мысли.

Совет

Завязкой сюжета является назначение в город земским врачом Дмитрия Ионыча Старцева. Будучи интеллигентным человеком, он быстро входит в круг семьи Туркиных. Его встречают с радушием и тонкими интеллектуальными шутками. Хозяйка дома игриво кокетничает с гостем. Затем его знакомят с дочкой Екатериной Ивановной. А. П.

Чехов дает развернутый портер героини, которая очень похожа на мать: «Выражение у нее было еще детское и талия тонкая, нежная; и девственная, уже развитая грудь, красивая, здоровая, говорила о весне, настоящей весне». Двойственное впечатление оставляет и описание игры Екатерины Ивановны на фортепиано: «Подняли у рояля крышку, раскрыли ноты, лежавшие уже наготове.

Екатерина Ивановна села и обеими руками ударила по клавишам; и потом тотчас же опять ударила изо всей силы, и опять, и опять; плечи и грудь у нее содрогались, она упрямо ударяла все по одному месту, и казалось, что она не перестанет, пока не вобьет клавишей внутрь рояля. Гостиная наполнилась громом; гремело все: и пол, и потолок, и мебель.

Екатерина Ивановна играла трудный пассаж, интересный именно своею трудностью, длинный и однообразный, и Старцев, слушая, рисовал себе, как с высоты горы сыплются камни, сыплются и все сыплются, и ему хотелось, чтобы они поскорее перестали сыпаться, и в то же время Екатерина Ивановна, розовая от напряжения, сильная, энергичная, с локоном, упавшим на лоб, очень нравилась ему».

Игра эта технически сильная, но создается впечатление, что героиня не вкладывает в нее душу. Очевидно, что и образованность, и талантливость, о которых говорилось в начале рассказа, на деле оказываются поверхностными, неистинными. Не случайно, пассаж Екатерины Ивановны интересен именно своей трудностью. Для восприятия же он является длинным и однообразным.

В портрете Екатерины Ивановны сочетаются романтические (например, локон, упавший на лоб) и реалистические черты («напряженность, сильность и энергичность»),

С тонкой иронией описывает А. П. Чехов характер самой игры: это «шумные, надоедливые, но все же культурные звуки». Вот это выражение «все же» сразу же ставит под сомнение истинность той культуры, которую так хотят продемонстрировать Туркины.

Они словно играют в высшее общество, пытаясь рядиться не в свои одежды, примерять на себе устойчивые эталоны, образцы людей из культурной среды. Таланты в этой семье непомерно выпячиваются, гости, например, непомерно льстят Котику (так по-домашнему называют Екатерину Ивановну). А. П.

Обратите внимание

Чехов же иронично подчеркивает, стремление героини поехать в консерваторию выражается в часто повторяющихся припадках. Необыкновенный язык, на котором говорит хозяин дома Иван Петрович.

Язык этот наполнен многочисленными цитатами и шутками, которые происходят не от искрометной силы интеллекта, а всего лишь выработаны долгими упражнениями в остроумии. Одной из центральных сцен рассказа является сцена объяснения Старцова с Екатериной Ивановной.

Свежесть и трогательность героини, ее показная начитанность на деле оборачиваются склонностью к интригам и желанием усилить романтический налет встречи. Например, она назначает свидание Старцеву на кладбище возле памятника Деметти, хотя они могли встретиться и в более подходящем месте. Доверчивый Старцев понимает, что Котик дурачится, но наивно полагает, что она все — таки придет.

А. П. Чехов помещает в рассказе детализированное описание кладбища. Оно воссоздастся в романтических тонах. Автор подчеркивает сочетание черного и белого цветов в кладбищенском пейзаже.

Мягкий лунный свет, осенний запах листьев, увядшие цветы, звезды, глядящие с неба, — все эти художественные детали воссоздают атмосферу тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную: «В каждой могиле чувствуется присутствие тайны, обещающей жизнь тихую, прекрасную, вечную».

Во время боя часов он воображает себя мертвым, зарытым здесь навеки.

Ему вдруг кажется, что кто-то смотрит на него, и «он на минуту подумал, что это не покой и не тишина, а глухая тоска небытия, подавленное отчаяние. «.

Роман (бессмертное произведение)тическая атмосфера ночного кладбища подогревает в Старцеве жажду любви, поцелуев, объятий, постепенно томление это становится все более тягостным.

На следующий день доктор едет к Туркиным делать предложение. В этой сцене романтические настроения в его голове сочетаются уже с мыслями о приданом. Постепенно приходит в голову ему реальное видение ситуации: «Остановись, пока не поздно! Пара ли она тебе? Она избалована, капризна, спит до двух часов. А ты дьячковский сын, земский врач. «.

Важно

Кроме того, разговор Старцева с Котиком выдает поверхность натуры героини. Вся ее утонченность и начитанность, так последовательно подчеркиваемая автором на протяжении рассказа в облике девушки, внезапно разоблачается, когда та.

узнав, что Старцев все-таки ждал ее на кладбище, хотя с самого начала понимал, что она скорее всего просто дурачится, рассказывает о том, что страдал. Дмитрий Ионыч ему отвечает: «И страдайте, если вы не понимаете шуток». Вот здесь как раз и обнаруживается вся несерьезность ее натуры.

Однако Старцев, увлеченный своей страстью, продолжает ухаживание. Он едет домой, но вскоре возвращает одетый в чужой фрак и белый жесткий галстук.

Он начинает рассказывать Екатерине Ивановне о своей любви: «Мне кажется, никто еще не описал верно любви, и едва ли можно описать это нежное, радостное, мучительное чувство, и кто испытал его хоть раз, тот не станет передавать его на словах». В конце концов он делает ей предложение.

Котик отказывается, объясняя Ионычу, что мечтает об артистической карьере. Герой тут же почувствовал себя на любительском спектакле: «И жаль было своего чувства, этой своей любви, так жаль, что кажется, взял бы и зарыдал или изо всей силы хватил бы зонтиком по широкой спине Пантелеймона».

Глупая выходка с кладбищем усилила его страдания, нанесла неизгладимую душевную травму. Он перестал доверять людям. Ухаживая за Котиком, он ужасно боялся набрать вес, а теперь располнел, раздобрел и неохотно ходил пешком, начал страдать одышкой. Теперь Старцев ни с кем не сходился близко.

Попытка героя начать разговоры о том, что человечество идет вперед, что нужно трудиться, воспринималась в кругу обывателей как упрек. Начинались назойливые споры. Почувствовав непонимание, Старцев стал избегать разговоров. Он лишь закусывал в гостях и играл в винт. Герой стал копить деньги. Через четыре года А. П. Чехов вновь заставляет своего героя встретиться с семейством Туркиных. Однажды ему присылают приглашение от лица Веры Иосифовны, в котором приписка: «К просьбе мамы присоединяюсь и я. К.».

При новой встрече Котик предстает герою уже в ином свете. В нет прежней свежести и выражения детской наивности. Герою уже не нравится ни бледность, ни улыбка Екатерины Ивановны. Прежние чувства к ней вызывают теперь лишь неловкость.

Совет

Герой приходит к выводу о том, что правильно сделал, что не женился на ней. Теперь героиня по-другому относится к Старцеву. Она глядит на него с любопытством, и глаза ее благодарят за любовь, которую он когда-то испытывал к ней.

Герою вдруг становится жаль прошлого.

Теперь Екатерина Ивановна уже понимает, что она никакая не великая пианистка. А о его миссии земского врача она говорит с подчеркнутым уважением: «Какое счастье! — повторила Екатерина Ивановна с увлечением.

— Когда я думала о вас в Москве, вы представлялись мне таким идеальным, возвышенным. «.

Старцеву же приходит мысль в голову о том, что если талантливые люди во всем городе так бездарны, то каков же должен быть город.

Через три дня герой вновь получает приглашение от Туркиных. Екатерина Ивановна просит его о разговоре.

В пятой части рассказа герой предстает перед нами еще более опустившимся. Он еще сильнее заплыл жиром, характер у него стал тяжелым и раздражительным.

Жизнь же семьи Туркиных почти не изменилась: «Иван Петрович не постарел, нисколько не изменился и по-прежнему все острит и рассказывает анекдоты; Вера Иосифовна читает гостям свои романы по-прежнему охотно, с сердечной простотой. А Котик играет на рояле каждый день, часа по четыре». В лице семьи Туркиных А. П.

Чехов разоблачает городских обывателей, которые лишь демонстрируют свою тягу к «разумному, доброму, вечному», а на деле ничего не могут предложить обществу.

Как скачать бесплатное сочинение? Жми и сохраняй . И ссылка на это сочинение; Анализ рассказа «Ионыч» А. П. Чехова уже в твоих закладках.

Дополнительные сочинения по данной теме

  • Духовная деградация главного героя рассказа А. П. Чехова «Ионыч»
    Как мы поживаем тут? Да никак. Старимся, полнеем, опускаемся. А. П. Чехов Рассказ Чехова из пяти глав, и каждая из них раскрывает новый этап в жизни Дмитрия Ионыча Старцева. Преисполненный великих стремлений, энергии, сил, прибывает в земскую больницу молодой доктор. Перед ним заманчивое будущее: интересная работа, благородная цель жизни — «помогать страдальцам, служить народу». Он молод, здоров, весел, полон надежд, беспричинной юношеской радости, ожидания счастья. Все ему кажется интересным, занимательным, новым. Вся первая глава наполнена
  • Текстовый опрос на уроке литературы
    В Пояснительной записке сборника нормативно-методических материалов по литературе чётко определена цель литературного образования. Вся работа учителя-словесника должна быть направлена на “становление духовного мира человека, создание условий для формирования внутренней потребности личности в непрерывном совершенствовании, в реализации и развитии своих творческих возможностей”. В данном документе также говорится, что “при этом ученик овладевает мастерством читателя”, а “потребность в общении с книгой может сложиться лишь при широком и умело направленном знакомстве с литературой”.
  • А. П. Чехов — обличитель мещанства и пошлости (по рассказу А. П. Чехова «Ионыч») (План-сочинение)
    Тема духовного обнищания в творчестве А. П. Чехова. Талант мастера короткого рассказа А. П. Чехова на протяжении всего творческого пути сопровождала тема смысла жизни, тесно переплетающаяся с темой растворения, оскудения духовной основы личности. В основе рассказа «Ионыч» лежали впечатления автора от посещения провинциальных городов, где «скучная серая» жизнь порождает «скучных и бездарных людей». Сюжетная основа рассказа. Образ главного героя. Процесс духовной деградации. Последовательно и подробно представлен на страницах рассказа «Ионыч» (1898)
  • О рассказе «Ионыч» А. П. Чехова
    В этом рассказе Чехов описал крушение человека, побежденного той самой обывательской пошлостью, которая ему самому так ненавистна и которую он сам искренне презирает. Это история падения молодого талантливого врача, который избирает путь постепенного материального обогащения, что приводит его к духовному обнищанию. Внутренняя эволюция доктора Старцева особенно наглядно раскрывается в его любви к Екатерине Ивановне Туркиной. В русской классической литературе, как вы уже знаете, любовь всегда была важным испытанием для героя. Правда,
  • Проблема ответственности человека за свою судьбу (по рассказам А. П. Чехова «Ионыч» и «Попрыгунья»)
    Рассказ «Ионыч» — еще один пример «футлярной жизни». Герой этого рассказа — Дмитрий Ионович Старцев, молодой врач, приехавший работать в земскую больницу. Он работает, «не имея свободного часу». Его душа стремится к высоким идеалам. Старцев знакомится с жителями города и видит, что они ведут пошлое, сонное, бездуховное существование. Обыватели все «картежники, алкоголики, хрипуны», они раздражают его «своими разговорами, взглядами на жизнь и даже своим видом». С ними невозможно поговорить о
  • Почему начало романа Веры Иосифовны пошло, что такого плохого во фразе «Мороз крепчал»?
    В 1898 году Чехов пишет рассказ, зерно которого намечено в его записных книжках: «Филимоновы (в рассказе Туркины) талантливая семья, так говорят во всем городе. Он, чиновник, играет на сцене, поет, показывает фокусы, острит («здравствуйте пожалуйста»), она пишет либеральные повести, имитирует: «Я в вас влюблена. ах, увидит муж!» — это говорит всем при муже. В первый раз, в самом деле, все это в скучном сером городе показалось забавно и
  • Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе Чехова
    Тема ответственности человека за свою судьбу в прозе А. П. Чехова Антон Павлович Чехов — один из самих читаемых в мире прозаиков. Он прожил в двадцатом веке всего несколько лет, но искусство этого столетия неотделимо от его имени. Облик Чехова — человека и писателя — не тускнеет, он остается дорогим для людей всех стран и континентов. Его знают и любят миллионы, но к каждому он приходит как незамени­мый, единственный в

Популярные эссе

    Креативне опрацювання та впровадження технологій тестування в курсі географії 8 клас

8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

Особистісно-орієнтований підхід в навчанні історії

Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі — історії) у системі

Виступ екологічної агітбригади

На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

Обратите внимание

Любимый день недели (Второй вариант)

Мой любимый день недели, как это ни странно, — четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.

Новые сочинения

Экзаменационные сочинения

    Сила любви в художественном мире Ф. И. Тютчева

Каждый поэт, писатель создаёт в своём творчестве особый мир, в рамках которого пытается образно переосмыслить волнующие его проблемы, найти их

Я люблю Україну Пізнавально-розважальний захід Ведуча: Здоровенькі були, любі друзі! Доброго вам здоров'я Правда, чудові ці фрази? Вони нас зближують

Концепция внедрения медиаобразования в Украине

КОНЦЕПЦІЯ ВПРОВАДЖЕННЯ МЕДІА-ОСВІТИ В УКРАЇНІ Схвалено постановою Президії Національної академії Педагогічних наук України 20 травня 2010 року, Протокол № 1-7/6-150

1 Ахматова писала о Пастернаке так: Он награжден каким-то вечным детством, Той щедростью и зоркостью светил, И вся земля была

Статистика

© Лучшие сочинения всех времен и народов, которые включенные во все школьные и вузовские программы, сочинения по произведениям русских и зарубежных писателей, «краеугольных» шедевров русской и мировой литературы. Все материалы доступны для скачивания бесплатно.

Источник: http://prochekhov.ru/1562-analiz-rasskaza-ionych-a

Ссылка на основную публикацию