Анализ романа «мы» (е. замятин)

Анализ романа “Мы” Замятина Е.И

Несмотря на активное неприятие идеологической на­правленности романа «Мы», многие современники отмеча­ли его бесспорные художественные достоинства (К. Федин, М. Горький), благодаря которым он стал значительным явлением литературы XX столетия.

Идейно-художественное наполнение романа во многом находилось в плоскости творческих и философских поис­ков Замятина того времени. В области философии Замяти­на захватывает идея энтропийности происходящих в ми­роздании процессов.

Основная идея человеческого бытия и творчества, как квинтэссенции этого бытия, состоит, по Замятину, в противостоянии энтропии (естественному рас­паду, энергетической деградации вселенной).

Обратите внимание

Эти идеи выразились в таких его статьях, как «Роберт Майер» (о философе, предложившим идею энтропийности), «О лите­ратуре, революции, энтропии и о прочем» и др.

В области литературного творчества Замятин вынаши­вает идею художественного перевооружения современного искусства, нарекая ее «синтетизмом» (суть этого понятия также раскрыта в ряде статей той поры). Например, в одной из них Замятин пишет о том, что реализм мир видел простым глазом.

Через поверхность мира символизму мелькнул скелет – и он отвернулся от окружающего мира. Это, по мнению Замятина, тезис и антитезис.

Задача состоит в их соединении в новом “синтезе”, в котором одновременно будет и свойственный реализму микроскоп, и стекла символизма, уводящие, подобно телескопу, к бесконечностям.

В статье «Новая русская проза» Замятин, обращаясь к опы­ту В. Каверина, Л. Леонова, И. Эренбурга, Н. Огнева, Л. Лунда и других «серапионовых братьев», оценивал «сплавы из фантастики и реальности» как перспективную общую тен­денцию новой литературы.

Именно в «фантастическом peaлизме», как называл свое искусство Достоевский, он видел истинный путь постижения этого смятенного времени. В молодую советскую литературу «фантастический реализм» пришел в совсем других, новых и разных, обли­ках — но с подобным же внутренним устремлением.

Наибо­лее глубинным и органичным его воплощением явилось именно творчество Замятина, М. Булгакова, А. Платонова.

Самым “фантастическим” стал роман “Мы”, наиболее крупное творение Замятина пооктябрьского времени. Этот роман был написан в 1921 году. Он является первым творением такого рода в литературе советского времени.

Важно

Считается общепризнанным, что “Мы” Замятина предопределило во многом развитие в различных зарубежных литературах жанра “антиутопии”, ее главной проблематики – драматической судьбы отдельной личности в условиях тоталитаризма.

В этом ряду, кроме Замятина, называют обычно имена автора романа под названием “Прекрасный новый мир” О. Хаксли, а также Д. Оруэлла (“1984”) и некоторых других. Первым, кто предельно точно сказал об “антиутопии” 20 века и “пионере” ее, оказался сам Замятин. Он противопоставил в работе о Г.

Уэллсе классические утопии, авторы которых (Т. Кампанелла, Т. Мор, У. Моррис и другие) дают строение общества, кажущееся им идеальным. Замятин заметил, что фантастика имеет знак “минус”, а утопия – “плюс”.

Романы Герберта Уэллса нацелены практически исключительно на то, чтобы вскрыть существующие в социальном строе дефекты, а не на то, чтобы дать картину грядущего рая.

Как считает Замятин, творчество Уэллса открывает одно из самых пер­спективных направлений в литературе нашего века. В длин­ный перечень имен и названий, призванный подтвердить это, он вводит и свой роман «Мы». К нему относятся в полной мере признаки «антиутопии», перечисленные в статье.

Многие читатели восприняли роман как сатиру на со­временную действительность, но рассмотрение романа толь­ко в плоскости социальной сатиры, имеющей конкретные временные и национальные привязки, во многом обедняло идейно-художественное содержание произведения, которое во многом было шире такого понимания.

«Предупрежде­нием о двойной опасности, грозящей человечеству: гипер­трофированной власти машин и гипертрофированной влас­ти государства» назвал свой роман Замятин. Именно эта угроза прежде всего страшила и авторов последующих за­падных «антиутопий».

Так у Хаксли в «Прекрасном но­вом мире» (1932) «Мировое Государство» будущего, где летосчисление ведется «от Форда»  и в чьем девизе начер­тано слово «Однотипность», безраздельно и неусыпно властвует над жизнью всех членов общества — с помощью со­вершенной техники и недреманного ока «Верховных Контроллеров» (у Замятина — Хранителей).

Властвует от рождения (в инкубаторах) и до смерти, полностью обезли­чивая основную массу и жестоко отсекая «всех тех, кто… оказались слишком яркими… кого не удовлетворяют стан­дарты правоверности…».

Совет

В 1923 году Замятин сказал по поводу обвинений от­дельных литераторов из группы «Серапионовы братья» в антиреволюционности о том, что в России нет сейчас враждебных революции писателей. Их выдумали для того, чтобы не было скучно. Повод для этого – то, что они не считают, что революция является “чахоточной барышней”, которую требуется оберегать от любого сквозняка.

Автор «Мы» испытал воздействие идей Достоевского — создателя «Записок из подполья», «Бесов» и «Легенды о Бели­ном инквизиторе» (из «Братьев Карамазовых»). В литературе о Замятине на это обратили внимание уже очень давно.

В «антиутопии» Замятина есть прямые ассоциации с Достоевским — например, столь близкие философии Великого инквизитора рассуждения Благодетеля (запись 36-я) о «любви к человечеству», которая «непременно бесчеловечна», и о людях, мечтающих о том, чтобы кто-нибудь «приковал их… на цепь» к их «счастью».

(Позднее Хаксли, приникая к тому же источнику, вложит в уста Верховного Контролера из «Прекрасного нового мира» слова о людях, тяготящихся своей свободой, превратившейся в анархию, жаждущих покориться власти, «отдать под контроль даже свой аппетит».

) Другой пример: постоянная ирония Замя­тина по поводу «стеклянного рая», в котором среди «проз­рачных, как бы сотканных из сверкающего воздуха стен» живут, «всегда на виду», люди-нумера» Единого Государ­ства (в «Записках из подполья» — ирония по поводу «хру­стального дворца» — общества будущего в духе социалистов-утопистов (напр., Н.

Чернышевского), где «все поступки человеческие… будут расчислены… математически», как повелевают «разум и выгода»).

Предусматривавшая централизацию в стране экономической и политической жизни, ряд стеснительных (включая уравнительные) жестких мер революционная политика Замятину представлялась единственной моделью дальнейшего движения — новым, наряду с бур­жуазным, вариантом тоталитаризма. Уже в 1918 году он полагает, что освободительная стихия захлебнулась (ста­тья «Скифы ли?»).

Открывает книгу символический образ «огнедышаще­го ИНТЕГРАЛА», который является чудом технической мысли и, в то же время, орудием жесточайшего порабощения.  В функцию машины превратили человека деспотическая власть и бездушная техника. Они у него отняли свободу, в добровольном рабстве воспитав его.

Этому лишенному имени “человеку-нумеру” внушено было, что “счастье” заключается в отказе от собственного “Я” и растворении в “МЫ”, так как личное сознание является всего лишь болезнью. Человеку внушено было, что творчество – “государственная служба”, а не “соловьиный свист”.

А интимная жизнь – это также государственная обязанность, которая исполняется согласно “Табелю сексуальных дней”.

Обратите внимание

В романе Замятин воспротивился в первую очередь фе­тишизации коллективности и фетишизации техники (ко­торые очевидно наблюдались в революционной идеологии).

На всем протяжении книги можно найти тому подтверж­дения: например, упоминание о «наших поэтах», которые «с нами в ногу идут под строгий механический марш Му­зыкального Завода», призывы наподобие такого: «забыть, что ты — грамм и почувствовать себя миллионной долей тонны…» (едва ли не явная цитата из Маяковского) и др.

Тем не менее, излюбленной сферой писателя остаются «вечные вопросы». Центральный из них: как соотносятся естественные свойства души, человеческая природа, стре­мящаяся к свободному самовыявлению, и искусственные условия ее существования — социальные, бытовые, психо­логические, созданные самим человеком.

Один из лейтмо­тивов романа — рационализм как преступление против человечности, разрушающее живую душу. Еще одним лейтмотивом, в наши дни особенно актуальным, является “антиобщество”, которое изображено в романе. Оно несет гибель самому естеству жизни, изолируя от природы человека.

Образ отделившей наглухо от неразумного мира животных, птиц и деревьев совершенный (машинный) мир Зеленой Стены является в произведении одним из наиболее зловещих. Следует выгнать людей, “обросших цифрами” голыми в леса для того, чтобы они там учились у солнца, цветов, птиц.

При этом речь в романе идет не о пресло­вутом «голом человеке на голой земле», не о «руссоистском» бегстве от цивилизации, а о восстановлении целостной сущности человека.

Смысл сверхзадачи, высказываемой Замятиным в ро­мане, прост: нельзя ставить точку там, где нет конца дви­жению. Условие живой жизни мира — его непрестанное обновление. В статьях Замятина это названо «бесконеч­ной революцией».

Источник: Родин И.О. Все произведения школьной программы в кратком изложении: 11-й кл./И.О. Родин, Т.М. Пименова. – М: АСТ: Астрель, 2009.

Источник: http://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/zamjatin_e_i/idejno_khudozhestvennoe_svoeobrazie_romana_my_zamjatina_e_i/10-1-0-11

Анализ романа “Мы” Замятина

Произведение «Мы», написанное Евгением Замятиным является великолепным примером антиутопии. Это роман, содержащий в себе протест европейскому обществу, нежелание заходить в тупик. По значимость эта книга стоит на одном ряду с такими культовыми антиутопиям, как «О дивный новый мир»Олдоса Хакслии «1984» Джорджа Оруэлла. В этой статье мы проведем небольшой анализ романа «Мы» Замятина.

История создания романа

Замятин возвратился из Англии и под впечатлением начал писать свой роман. В 1920 году работа была окончена. За границей роман был опубликован в 1924 году, а в России лишь в 1988 году в журнале “Знамя”.

Такой поздний выпуск обусловлен цензурой. Считалось, что роман противоречит политическим интересам страны.

В СССР на Замятина обрушился настоящий шквал критики со стороны представителей власти и литературных кругов.

Анализ композиции романа «Мы» Замятина

Роман «Мы» написан в стиле конспекта рабочего. В произведении Евгений Замятин создал два мира и их разделил цветовой гаммой.

Единое государство имеет серую и голубую палитру, а пространство за Зелёной стеной пестрит изобилием красок. Преобладает розовый оттенок, как будто это иллюзорный мир.

Это как раз и подчеркивает то, что вне рамок возможности намного шире, чем в них. Жизнь как будто играет новыми красками и сияет во всех своих проявлениях.

Важно

Если же говорить о жанровом своеобразии романа, то произведение считается романом-антиутопией. Основная идея этого жанра – это растворение собственного «Я» ради общих интересов. Роман является антиутопией во всех своих проявлениях. В романе содержится любовная линия.

В конце произведения девушку казнят в Газовом Колоколе, а парня лишают фантазии, проводя операцию. Замятин постарался явно показал жизнь в таком закрытом государстве и за его пределами.

Более подробно познакомиться с сюжетом вы можете, прочитав краткое содержание романа «Мы».

У героев нет имен, фамилий или прозвищ. Каждому присвоен свой номер. Такой прием создан, чтобы показан тоталитарный режим их государства. Они нужны лишь для общего дела, никто не рассматривает жителей как личностей. Это место, где все друг другу равны.

Анализ проблематики романа «Мы»

Основная проблема романа – поиск человеческого счастья. К чему приводят такие поиски, можно прочитать в романе. Мир показан огромным механизмом, сравниваемым с вечным двигателем, а каждый человек в нем рабочее звено, без которого полноценное функционирование невозможно.

Проводя анализ романа «Мы» можно заметить, что Замятин в своем романе показал мир будущего, полного бездушности и условностей.

Чтобы выйти из такого государства, достаточно получить Y и быть изгнанным за Зелёную стену. Этот мир полностью контролирует человек, у него нет ничего своего: ни мнения, ни голоса, ни прав.

Фантазию и вдохновение населения, считают болезнями, вся их жизнь – математика.

Мысль главного героя, что “Разум превыше всего”, пришла к нему уже после операции по удалению вдохновения, ведь именно оно делало его человеком, а не бездушным устройством для выполнения технических задач.

Смысл название заключается в том, что же произойдет с людьми, если искусственно создать будущее.

Подводя итог нашему краткому анализу романа «Мы» Замятина стоит отметить, что это действительно книга, которая заслуживает нашего внимания. Автор поднял серьезные вопросы, на которые должен дать ответ в первую очередь человек сам себе.

Мы предлагаем вам полностью прочитать книгу «Мы». Будет рады, если после прочтения вы поделитесь своими мыслями и оставите отзыв на нашем сайте.

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-romana-my-zamyatina

Презентация по литературе на тему “Е.Замятин Роман “МЫ” Анализ содержания” (11 класс)

Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Презентация по литературе на тему “Е.Замятин Роман “МЫ” Анализ содержания” (11 класс)

Бесплатно

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд Описание слайда:

Художественное пространство антиутопии Е.И.

Замятина «МЫ» Роман – … Предчувствие? Предупреждение? Предвидение? «МЫ» – самая моя шуточная и самая серьёзная вещь»<\p>
2 слайд Описание слайда:

* Формируется новое государство Формируется новая литература Каковы основные приметы времени? Каковы черты нового государства и новой литературы? Россия 20-х годов<\p>
3 слайд Описание слайда:

* Черты нового государства: –    усиление власти советского государства, регламентация всех сторон жизни; –    строгий контроль государства, ограничение свободы, введение цензурного аппарата; –    однопартийность власти; предпосылки к возникновению культа личности; «попутчики» и «враги народа»; –    построение коммунизма – идеального общества, основанного на равенстве и братстве: новой утопии.       Россия 20-х годов<\p>
4 слайд Описание слайда:

* Черты новой литературы: –    усиление социального заказа государства; –    ограничение свободы выбора; –    литература должна быть доступна всем; – отражение в литературе фактов, событий, ориентированных на строительство коммунизма –    регламентация тем произведений; –    обязательное противопоставление: они – мы; –    метод социалистического реализма: вместо реальности – новая сказка; –    партийность литературы: давление политики на искусство; Россия 20-х годов<\p>
5 слайд Описание слайда:

«Нельзя ожидать светлого будущего завтра, если сегодня всё разрушается» (Е. Замятин) Б. Кустодиев. Портрет Е. Замятина «Утопии выглядят гораздо более осуществимыми, чем в это верили прежде. И ныне перед нами стоит вопрос, терзающий нас совсем иначе: как избежать их реального осуществления?» (Философ Н.А. Бердяев)<\p>
6 слайд Описание слайда:

* Утопия Антиутопия идеальное социальное устройство нежелательное социальное устройство Утопия – это спор с антиутопией или её принципиальное отрицание? Идея всеобщего равенства оборачивается в антиутопии Е.Замятина устрашающим обезличиванием людей.<\p>
7 слайд Описание слайда:

Каков жанр произведения Е.Замятина? «По своим, замятинским законам творчества написан роман “Мы”, не то действительно “роман” с его тягой к изображению объемности и многогранности событий в центре с любовной интригой, не то повесть как повествование, даже летопись отдаленной от нас эпохи, не то “дневниковые записи”, как определяет их Д-503, давая им заглавие “Мы”. (Л. Полякова) Сам автор чаще всего называл произведение “романом фантастическим”, “сатирическим романом”, “сатирой”. Произведение явно не укладывается ни в какие известные жанровые каноны. *<\p>
8 слайд Описание слайда:

Совет

Язык романа Ненатуральность, искусственность, противоестественность отношений между людьми и государством подчеркивают оксюмороны, используемые в романе: дикое состояние свободы, благодетельное иго разума, математически безошибочное счастье, наш долг – заставить их быть счастливыми, неомраченные безумием мысли лица, самая трудная и высокая любовь – это жестокость, вдохновение – неизвестная форма эпилепсии, душа – тяжелое заболевание, … * Деформированный язык романа отражает деформацию естественных норм бытия.<\p>

Читайте также:  Что помогает человеку стать смелым?
9 слайд Описание слайда:

«МЫ» Каковы особенности композиции? Роман написан в форме дневниковых записей-конспектов (их 40) от первого лица («Я» Д-503), но его «Я» полностью растворено в общем “Мы”, и вначале «душевный» мир главного героя романа — это «типовой» мир жителя Единого Государства. Д-503 – одна из ключевых фигур гипотетического общества будущего. Это гениальный математик и главный инженер новейшего достижения технической мысли — космического корабля «ИНТЕГРАЛ». Д-503 движим целью прославить достижения идеально устроенного общества. *<\p>
10 слайд Описание слайда:

* Двухсотлетняя Война (война между городом и деревней) Зелёная Стена «Наши предки дорогой ценой покорили Голод (нефтяная пища). Правда выжило только 0,2 населения земного шара. Но…) Затем Единое Государство повело наступление против другого владыки мира – против Любви, и эта стихия была побеждена, т.е. организована, математизирована. «Нами введены в русло все стихии – никаких катастроф быть не может» (Запись 5-я) Каковы исторические условия появления Единого Государства?<\p>
11 слайд Описание слайда:

Какова структура общественного устройства Единого Государства? глава Государства полицейская система «сердце и пульс» Единого Государства (предписанный распорядок жизни) Благодетель Бюро Хранителей Часовая Скрижаль * «И я – мы, четверо, – одна из бесчисленных волн в этом могучем потоке… …Непреложно прямые улицы, стекло мостовых, божественные параллелепипеды прозрачных жилищ, квадратная гармония серо-голубых шеренг… Блаженно – синее небо, … неомрачённые безумием мыслей лица…» Стекло символизирует не только прозрачность и призрачность этого мира, но и его искусственность, хрупкость, непрочность. Как вы представляете город, огороженный Зелёной Стеной?<\p>
12 слайд Описание слайда:

* Монолитно сплоченными рядами по четыре «нумера» маршируют на лекции, на работу, в аудиториумы, на прогулку.<\p>
13 слайд Описание слайда:

Образ Благодетеля «Так приятно чувствовать чей-то зоркий глаз, любовно охраняющий от малейшей ошибки, от малейшего неверного шага» *<\p>
14 слайд
15 слайд Описание слайда:

Символы – реалии мира Е Г: Зелёная стена Площадь Куба Благодетель Интеграл Медицинское Бюро День Единогласия Праздник Правосудия Газовый Колокол Все одинаковы, у всех только одно право – право на смерть в Газовом Колоколе * Служение Рационализм Смирение Единогласие Безликость Винтик в системе Повиновение государству<\p>
16 слайд Описание слайда:

* «Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера – сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди – государственный нумер каждого и каждой» «Мы – счастливейшее среднее арифметическое» «Мы так одинаковы» «Мы победим»<\p>
17 слайд Описание слайда:

Мир Единого Государства демонстрирует абсолютную подчинённость государству всех сфер человеческой жизни: Единая Государственная наука Изобретение нефтяной пищи Строительство Интеграла Архитектура Герметичность пространства (куб, квадрат, параллелограмм) Прямолинейность (изогнутые линии искривляют пространство) *<\p>

18 слайд Описание слайда:

Мир Единого Государства демонстрирует абсолютную подчинённость государству всех сфер человеческой жизни: Искусство Оседлана стихия поэзии, цель её – служение государству Музыкальный Завод («Марш Единого Государства») Государственная Газета Институт Государственных Поэтов и Писателей (ежедневные оды Благодетелю, Математические нонны) *<\p>
19 слайд Описание слайда:

Мир Единого Государства демонстрирует абсолютную подчинённость государству всех сфер человеческой жизни: Искусство Искусство заменено Музыкальным Заводом, марши которого придают нумерам бодрость и соединяют в единое счастливое монолитное “Мы”. Эстетический экстаз у жителей Единого Государства вызывают лишь такие произведения, как жуткие, красные «Цветы Судебных приговоров», бессмертная трагедия «Опоздавший на работу» и настольная книга «Стансы о половой гигиене». Уцелел древний литературный памятник – «Расписание железных дорог» *<\p>
20 слайд Описание слайда:

Мир Единого Государства демонстрирует абсолютную подчинённость государству всех сфер человеческой жизни: Образование и воспитание «детоводство» : дети – государственная собственность Материнская норма Детско-Воспитательный завод, где школьные предметы преподают роботы Медицина Медицинское Бюро Великая операция *<\p>
21 слайд Описание слайда:

Обратите внимание

Ангел-хранитель = шпион Запись 7-я: “Есть запах ландыша – и есть мерзкий запах белены: и то и другое запах. Были шпионы в древнем государстве – есть шпионы у нас… Но ведь ясно же: там шпион – это белена, тут шпион – ландыш” Помощники Благодетеля = инквизиция Запись 15-я: “…глупцы…. Сравнивали Операционное с древней инквизицией, но это так нелепо, как ставить на одну точку хирурга… и разбойника… один – благодетель, другой – преступник” Любовь = жестокость Запись 21-я: “…я считаю, что самая трудная и высокая любовь – это жестокость” Счастье = несвобода Запись 31-я: “Ведь все желания – мучительны… И ясно: счастье – когда нет уже никаких желаний, нет ни одного” Запись 16-я: “Крылья – чтобы летать, а нам уже некуда: мы – прилетели, мы – нашли” Душа = болезнь Запись 16-я: “Как: душа? Душа, вы говорите? Черт знает что! Этак мы скоро и до холеры дойдем…” Икона = Скрижаль Бог = Благодетель *<\p>

22 слайд Описание слайда:

4 импульса (толчка к грехопадению) : Человеческое начало («лохматые руки», «капля горячей крови», музыка Скрябина, ощущение семьи (О-90 / R-13)) Любовь – болезнь (I-330) Посещение Древнего Дома (раздвоенность, смятение, изменение) Обнаружение в себе души (неспособность донести, конфликт с собой: борьба логики с человеческой природой) * Как и почему Д-503 из фанатика Единого Государства превращаеся в преступника? Что выводит Д-503 из состояния спячки?<\p>
23 слайд Описание слайда:

Д-503 обладает врожденной эмоциональностью, Часовая Скрижаль напоминает ему поэму, он слушает музыку Скрябина и впервые ощущает «медленную, сладкую боль», чувствуя в своей крови ожог «дикого, несущегося, опаляющего солнца». Решающей в истории государственного грехопадения Д-503 стала его любовь к I-330, переживание ошеломляющего потрясения от этой любви. *<\p>
24 слайд Описание слайда:

Герои. Есть ли среди обезличенных нумеров индивидуальности? С какими персонажами судьба связывает Д-503? Каковы их отличительные черты? Портрет формируют математические фигуры: детали: круг квадрат лохматая рука ромб треугольник пухлая складочка острые зубы негрские губы * Рационализм, искусственное начало Чувства, естественное начало «Я перестал быть слагаемым … я стал единицей»<\p>
25 слайд Описание слайда:

Сюжет. Какое событие в композиции романа является кульминацией? Что произошло на выборах в День Голосования? В какие события оказывается втянут главный герой? Что такое МЕФИ? В чём суть трагедии Д-503? *<\p>

26 слайд Описание слайда:

? Я – МЫ – ОНИ ? Почему кризис государства, рассматриваемый как эпидемия души, получает форму стихийного бунта? Согласны ли вы что МЕФИ – идеал, противопоставленный Единому Государству? «Я уже давно перестал понимать: кто – они , и кто – мы. Я не понимаю, чего хочу…» «Это безумие, -говорю я, – Вы – и Единое Государство. Это всё равно, как заткнуть рукою дуло – и думать, что можно удержать выстрел. Это совершенное безумие!» *<\p>
27 слайд Описание слайда:

Тот миропорядок, который Е. Замятин увидел в двадцатые годы, оценивается как тоталитарный режим, основанный на насилии, контроле, уничтожении, полном подчинении. Он предрекал, что бороться с этой системой будет очень тяжело. *<\p>
28 слайд Описание слайда:

Так в конце романа Д – 503 наконец излечивается от приступов своей болезни: над ним совершают «Великую операцию» – удаление «центра фантазий», путём «троекратного прижигания» Х – лучами «жалкого мозгового узелка». Это «революционное вмешательство» государства в строение личности, в ход её творческой деятельности, эмоциональной сферы, нравственности. Совершеннейшие, изысканные формы насилия над человеческим «я»; уничтожение вместе с фантазией личностного самосознания. «Я» перестаёт существовать как таковое – оно становится лишь органической клеточкой «мы», песчинкой большого коллектива, составляющей толпы. * Можно ли назвать судьбу героя трагической?<\p>
29 слайд Описание слайда:

В чём значение финала романа? О-90 – единственно спасшаяся душа, она обрела свободу и себя благодаря жажде продолжения рода, естественному желанию иметь ребёнка, а не государственного «нумера». Она уходит за Зелёную Стену. Ребёнок, который должен у неё родиться, символизирует надежду на победу над тоталитарной утопией. Туда же, в пролом стены, устремляются ещё «с полсотни громких, весёлых, крепкозубых». Таким образом, по мысли Замятина, человек способен не сломаться внутренне, однако противостояние злу в эпоху крушения гуманизма – трагическое противостояние. *<\p>
30 слайд Описание слайда:

Важно

Позиция автора Эпидемия души заразна. Душа делает человека личностью, индивидуальностью. Картина будущего тоталитарного мира была бы беспросветно черна, если бы не попытки людей выйти за его пределы. Итог трагичен, но человек способен выстоять, не сломаться внутренне перед всё усиливающимся насилием над его совестью, душой, волей. Автор верит в конечное торжество подлинно человеческих ценностей: любви, свободы, творчества. *<\p>

31 слайд Описание слайда:

* Тоталитаризм посягнул на свободу мысли… Не просто возбраняется выражать – даже допускать – определенные мысли, но диктуется, что именно надлежит думать. Дж. Оруэлл «Счастье без свободы – или свобода без счастья?» – об этом размышляют герои романа Е.Замятина “Мы”. Роман «МЫ» – это… О чём заставляет задуматься Е.Замятин?<\p>
32 слайд Описание слайда:

Роман – предупреждение Создав мир Единого Государства, идеальное общество, основанное на уничтожении человеческой личности, на превращении человека в “нумера”, общество, где подменены нравственные законы: любовь – ненавистью, свобода – рабством, предательство – осознанной необходимостью; государство, где утилизировано все: от искусства до мира чувств и эмоций, а механизация проникла в сферу человеческих отношений, Е.И. Замятин заставляет нас задуматься об опасности, грозящей миру. *<\p>
33 слайд Описание слайда:

Роман – предупреждение Обожествляемый глава государства Всесилие правящего режима Зверские орудия убийства Предугаданность итогов выборов Эксперименты с психикой, разумом Обезличивание цифрами Построение Интеграла Сталин Доносы, репрессии, комендантский час Газовые камеры гитлеровцев Однопартийность правления Брежнева Гипноз, зомбирование Номера в концлагерях Космические корабли * Автор многое предвидел:<\p>
34 слайд Описание слайда:

Своим романом Замятин решает ряд важнейших общечеловеческих и политических проблем. Главными в романе являются темы свободы и счастья, государства и личности, столкновение индивидуального и коллективного. Замятин показывает, что не может быть благополучным общество, не считающееся с запросами и интересами своих граждан, с их правом на выбор. В окружающей себя действительности писатель увидел тенденцию к всеобщему уравниванию, обесцениванию человеческой личности. *<\p>
35 слайд Описание слайда:

* За кем, по-вашему, будущее? Счастливейшее среднее арифметическое Личность со всеми радостями и бедами<\p>
36 слайд Описание слайда:

Сочинение Напишите рассуждение по одной из тем с опорой на прочитанное произведение (по роману Е.Замятина «Мы»): Возможно ли счастье без свободы? О чём предупреждал автор романа-антиутопии «Мы»? Какое будущее ждёт наших потомков? *<\p>

Бесплатно

Общая информация

ВНИМАНИЮ ВСЕХ УЧИТЕЛЕЙ: согласно Федеральному закону N273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогическая деятельность требует от педагога наличия системы специальных знаний в области обучения и воспитания детей с ОВЗ.

Поэтому для всех педагогов является актуальным повышение квалификации по этому направлению!

Дистанционный курс «Обучающиеся с ОВЗ: Особенности организации учебной деятельности в соответствии с ФГОС» от проекта “Инфоурок” даёт Вам возможность привести свои знания в соответствие с требованиями закона и получить удостоверение о повышении квалификации установленного образца (72 часа).

Подать заявку на курс<\p><\p> Бесплатно Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.<\p>

Источник: https://infourok.ru/prezentaciya-po-literature-na-temu-ezamyatin-roman-mi-analiz-soderzhaniya-klass-1661386.html

Роман Замятина «Мы» как антиутопия

Роман «Мы» Евгения Замятина можно воспринимать как удивительное социальное предвидение, но с другой стороны, как активную сатирическую критику большевистского режима. В силу этого книга не была допущена к публикации, а его автор подвергся активным гонениям и со стороны критиков, и со стороны властей.

Немного истории

Жизнь Замятина подошла к концу, а жизнь романа только началась – он стал кочевать из одной страны в другую, быстро был переведен на европейские (и не только) языки и положил начало жанру антиутопии в истории мировой литературы.

Затем этот жанр развился в творчестве таких известных американских писателей как Бредбери, Хаксли. Позднее, в 60-70-е годы, традиции Брэдбери стали развивать советские фантасты братья Стругацкие.

Так антиутопия вновь вернулась в Россию, пройдя такой большой временной круг.

Совет

Поэтому, когда в 1988 году впервые была напечатана книга «Мы», это было замечательно, но и странно, ведь мир уже освоил то из русской литературы, что оказалось отвергнутым и попранным на исторической родине.

Позднее в России появится несколько ярких антиутопий, например, «Невозвращенец» А. Кабакова, «Москва 2042» В. Войновича и др.

Что же представляет собой жанр антиутопии?

До Замятина история всемирной литературы знала только жанр утопии. Ее яркими классическими представителями считаются произведения  «Город Солнца» Т. Кампанеллы, «Утопия» Т. Мора. Основная смысловая задача этого жанра – показать идеальное общество будущего. Он представляет собой социальную фантастику, созданную на фундаменте исторического оптимизма.

Антиутопия смыкается с утопией только в том смысле, что это тоже фантастика. Все остальное будет противоположным. В ней утверждается мысль, каким не должно быть общество, и представляет она собой сатирическое отрицание тех мыслей и концепций, что приводятся автором. Антиутопия тесно связана с современностью, в ней, как правило, проверяется какая-либо политическая концепция, идея.

Анализ произведения «Мы»  Замятина

В романе «Мы» Замятин проверил одну из главных мыслей большевизма – мысль о приоритете коллектива над личностью. Он попробовал создать модель государства, где приоритет социального настолько высок, что личность по сути перестает быть таковой и растворяется в коллективе.

У героев романа нет имен, нет собственной одежды, домов, семей, даже детей. Нет проблем, все вопросы решает государство. Люди одинаково одеты, шаблонно мыслят. Живут по единому сигналу правительства: получают письма, отправляются на работу и даже занимаются любовью.

А поскольку у данных индивидуумов нет проблем, они не перестают говорить о том, что счастливы.

В итоге автор приходит к выводу о том, что существование в обезличенности – это абсурдное счастье. Это способ не ощущать себя человеком. Это триумф безмыслия и бесчувственности. И лишь одна героиня, столкнувшись с древней книгой, находит описание другого счастья. Счастья индивидуального, на почве другой, не государственной любви по розовому талончику.

Она становится человеком, усомнившемся в разумности их благополучия. Ее сомнения заставляют другого героя взглянуть на свою жизнь иначе. В нем просыпается совершенно особое чувство любви к этой женщине. Именно с потребности в индивидуальной любви начинается бунтарство героев. А заканчивается все процессом по их усмирению, в ходе которого героев насильственно лишают рассудка.

Получается, что можно одинаково одеть, причесать и даже заставить думать огромную массу людей, но чувство сопротивляется насильственному обезличиванию дольше. Его нельзя обезличить, можно только убить.

Так название романа становится подчеркнуто символичным и зловещим. «Мы» — это то, что губит индивидуальность, личность, то, что душит развитие общества. Это то, что неизбежно приведет к трагическому концу.

Произведение анализировала Антонова Елена.

Источник: https://chitatelnica.ru/stati/roman-zamyatina-my-analiz.html

Сочинение на тему Анализ произведения Замятина «Мы» читать бесплатно

­Анализ произведения

Роман-антиутопия «Мы», написанный Евгением Замятиным в 1920-м году, представляет собой необычный жанр с элементами сатиры. В нем описывается общество жесткого тоталитарного контроля над человеком, вплоть до установления расписания на дружеские встречи, чтение книг, выбор имени-нумера и т.д. Таким странным образом автор искал новые пути разрешения общественных конфликтов.

По его мнению, только после революции жизнь могла измениться, преобразиться и получить новый виток развития. Именно эта мысль отражена в романе «Мы». В романах-антиутопиях, как правило, всегда выделяются два типа «идеального» государства.

Так и здесь все общество распределено по двум полярно разным идеологиям. Царство победившей утопии в романе – это «Единое государство», в котором все жители пронумерованы и ведут строго регламентированную по Часовой Скрижали жизнь. Во главе государства стоит Благодетель.

Действие происходит в далеком будущем.

Обратите внимание

Основная проблема, как и во все времена и во всяком обществе, это поиски счастья. Мир, задуманный автором, казалось должен быть совершенным. В то же время, в нем много недостатков и пробелов.

Каждый человек в нем это винтик огромного механизма, поэтому от его действий и последовательности зависит благосостояние государства.

Именно по этой причине любой провинившийся проходит своеобразную казнь через Машину Благодетеля, оставляя после себя лишь лужу химически чистой воды. Те, кто заболевают «чувствами», проходят другую процедуру – Уничтожение фантазии.

Врагами счастья Единого государства являются революционеры, собирающиеся в Древнем Доме. Именно среди них главный герой, строитель космического корабля «Интеграл» под нумером Д-503 находит свое личное счастье – тонкую, резкую, упрямо-гибкую I-330.

Она быстро находит к нему подход и просит о личном свидании по розовым талонам, как это принято в рамках государства.

У Д-503 до встречи с ней была другая подруга О-90, которая узнав о его желании прервать дальнейшие встречи, просит только об одном – подарить ей ребенка.

Таким образом, на фоне общественно-политических событий романа, автор умело развивает и линию личностных взаимоотношений.

После процедуры очистки фантазии Д-503 забывает о своей любви к I-330 и с легкостью сдает Благодетелю информацию об известном ему революционном плане «Мефи», о котором узнал во время свидания в Древнем Доме. Когда он встречает I-330 в Газовой комнате, он ее просто не узнает.

Важно

На следующий день она и другие участника плана должны пройти через Машину Благодетеля. Д-503 остается верным своей идее, что разум должен победить.

см. также:
Другие сочинения по произведению Мы, Замятин

Характеристики главных героев произведения Мы, Замятин

Краткое содержание Мы, Замятин

Краткая биография Евгения Замятина

Источник: http://www.sdamna5.ru/analiz_my

Анализ Замятина “Мы” | Инфошкола

Я хочу проанализировать книгу Замятина «Мы», которая не входит в программу. Но роман «Мы» — это очень хорошо забытое старое, а значит, совершенно новое произведение; я не читал критических статей о нем, а из этого следует, что мое суждение личностное и абсолютное независимое.

 В начале 20-х годов книга наделала много шума как в литературных, так и в далеких от литературы кругах. Последние и посодействовали тому, что роман более пятидесяти лет никем не читался. Почему? По-моему, этого следовало ожидать, ведь Замятин, видя происходящее в стране, описывал возможное будущее человечества.

Я надеюсь, что его пророчеству не суждено будет сбыться. Но в первую очередь меня заинтересовала манера повествования, а не проблемное содержание книги. Сама по себе форма дневника для произведения художественной литературы не нова. Но дневник, написанный математиком, я увидел впервые.

Узнав, что Замятин имел техническое образование и был инженером-кораблестроителем, я сильно удивился и перечитал роман еще раз, сделав для себя массу открытий.

Во-первых, при буквальном восприятии эта книга противоречит всему, что я до сих пор знал о человеке. Автор легко и логично объясняеят ненужность свободы: «Свобода и преступление так же неразрывно связаны между собой, как… ну как движение аэро и его скорость: скорость аэро- 0,4, он не движется; свобода человека — О, и он не совершает преступлениЙ.

Единственное средство избавить человека от преступлений — это избавить его от свободы. Также обосновывается и необходимость жесткого контроля и беспрекословного подчинения.

Все эти рассуждения вкладываются в уста, вернее, в рукописи главного героя, который сам о себе говорит так: «Я, Д-50З, строитель «Интеграла»,- я только один из математиков Единого Государства».

Совет

Во-вторых, все эти рассуждения настолько просты, что с легкостью укладываются в голове, не вызывая никаких сомнений в их истинности. И только потом читатель сознает, что сам предмет рассуждений сомнителен.

Автор отразил на бумаге витавшие в воздухе идеи о полном подчинении и всеобщем равенстве, вывел формулу счастья: блаженство и зависть — это числитель и знаменатель одной дроби, именуемой счастьем. Мне кажется, эта формула будет верна в любой исторической ситуации.

Ведь естественно утверждать, что, чем больше в жизни радостей, тем счастливее человек, и, наоборот, чем больше поводов для зависти, тем он несчастнее.

 С точки зрения математики сомнения появляются в том, что формула представляет из себя дробь, а, например, не разность, но потом, когда я понял, что у каждого человека есть свой коэффициент подобия — уровень воспитанности, все стало на свои места, и я согласился с тем, что формула счастья должна быть именно такой. Но здесь и скрывается крючок, на который я попался: формулы счастья вообще не может быть, не говоря уже о такой простой.

В-третьих, я понял, что этот роман — настольная книга ищущих и сомневающихся. Только такого типа книга способна помочь найти свой путь, выбрать жизненную позицию. Если обратиться к произведениям Льва Толстого, Ф. М. Достоевского, А. С.

Грибоедова и современных писателей: Юрия Нагибина, Чингиза Айтматова, Валентина  Распутина — к произведениям, в которых герой сам ищет, думает, сомневается и другим мешает сосредоточиться, то станет ясно, что для достижения воспитательных целей гораздо полезнее ранний Горький, молодой Маяковский и, наконец, Замятин.

Читая их произведения, можно быть только «за» или «против», третьего не дано. Конечно, их герои тоже ищут, сомневаются, думают, но они находят, чего не скажешь о персонажах классиков. Может быть, я не прав. Что ж, время рассудит. И если я сейчас болен юношеским максимализмом, только годы жизни смогут меня исцелить.

 Теперь же поговорим о вечном, то есть об общечеловеческих проблемах, поднятых в книге. Прежде всего, я хотел бы выяснить, что значит сказать о человеке «он — личность» — осудить или возвысить? Конечно, сразу хочется заявить: «В чем вопрос? Само собой разумеется, возвысить». Но не нужно спешить.

Обратите внимание

Как всегда, многое зависит от ситуации, в которой сказаны эти слова, и от интонации, которую практически невозможно передать на бумаге.

Часто в обществе казарменного типа слово «личность» приобретало отрицательный, ругательный
смысл. Но в любом случае оно подчеркивает неорлн нврные качества человека, его индивидуальность.
Сейчас принято считать, что личность — это хорошо. Не буду спорить.

Также трудно спорить с тем,
что личность требует свободы. Только свободная личость может многого достичь. Нужна ли свобода личности, которая сама себя личностью не считает? Нет.

Но такая ситуация может

сложиться, только если человеку постоянно внушали, что «один в поле не воин». Тогда, до буквочки впитав в себя эти слова, он станет послушным исполнителем, таким же, как и все остальные.

 Но если, выполняя свой долг, он сделает нечто из ряда вон выходящее и подумает о том, что он — личность, то сломить этого человека морально уже не удастся.

Из сказанного можно сделать вывод: свобода нужна только тем, кто считает себя личностью, для всех остальных в этом необходимости нет. Но личностями не рождаются, процесс становления личности показан и на страницах романа «Мы».

 Д-503 на сто процентов уверен в прямой, а значит, в абсолютной мудрости линии Единого Государства.

Это он формулирует ТЕШ: «Линия Единого Государства — это прямая, великая, божественная, точная, мудрая, прямомудрейшая из линий … »

Также и все описанное в книге общество считает существующий порядок прочным, незыблемым. Но все рушится за несколько дней, как карточный домик от малейшего ветерка.

Важно

 Все рушится при появлении личности, какой была 1-330, которая чаще называется просто Она, одна-единственная, неповторимая, и поэтому только она приобретает в книге некое подобие имени собственного, подчеркивающего ее индивидуальность.

1-330 поначалу действовала на всех «как неразложимый иррациональный член, невесть откуда затесавшийся в уравнение».

Общепризнанной в описанном государстве была только одна личность — Благодетель. Его почитали, ему беспрекословно поичннялнсь. Показательно описание фигуры Благодетеля: «Лица — не разобрать, видно только, что оно ограничено строгими, величественными, квадратными очертаниями.

Но зато руки … » Эти тяж[(ие, пока еще спокойно лежащие на коленях руки — ясно: они — каменные, и колени еле выдерживают их вес. Это не человек; это — монумент, памятник, олицетворение силы и могущества. Личность должна быть сильной.

 Необходимость быть личностью подчеркивается тем, что герои романа разные, хоть их и стараются сделать абсолютно одинаковыми: 0-90 — «кругло обточенная … и розовое О — рот раскрыт навстречу каждому моему слову.

И еще: круглая, пухлая скла- дочка на запястье руки — такие бывают у детей». 1-330 — «тонкая, резкая, упрямо-гибкая, как хлыст».

Личности в романе противопоставляется Единое Государство. Но заметьте, нет ни слова об общественном строе в этом государстве.

Этот факт не играет янкакоя роли, сложившаяся там тоталитарная система смогла существовать и при социализме, и при капитализме.

Совет

Именно поэтому произведение актуально и сейчас, в переломный момент нашей истории, хотя писал ось оно в первые, трудные годы социализма, в эпоху военного коммунизма.

Особое место в романе занимают отношения мужчины и женщины. Надо сказать, что главному герою были близки две женщины, точнее, два женских «нумера»: 0-90 и /-330.

Если с первой все было ясно и понятно, то есть личные часы по розовым талонам, то со второй не так уж все просто.

Эти отношения развивались неуправляемо, стихийно, что доказывает нам несостоятельность попыток сопротивления страшной силе, называемой любовью.

Сомнения, переживания рождают в человеке личность. Д-503 начинает сознавать свое отличие от других, и слова уже бесполезны. Но и здесь действенными мерами являются физические, в данном случае нейрохирургическая операция на мозге, заодно показыв!Jющая нам, читателям, безграничные возможности науки.

Еще хотелось бы отметить факт соединения в тексте математики и литературы, вызывающий у меня восхищение мастерством автора. Такие фразы, как «улыбнулась нксово», «производная от всей нашей жизни» и другие, могут стать классикой математической литературы.

Я рассказал о книге как смог. Лично для меня рассказать о чем-либо — значит поделиться своими мыслями, слегка опираясь на предмет разговора. Я думаю, что просто пересказывать содержание неинтересно, ведь искусство должно будить в человеке мысль, а книгу можно прочесть самому …

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-zamyatina-my/

Сочинение на тему анализ романа Мы ( : Замятин Е)

Осенью прошлого года взял я в руки книгу, приобретенную еще ранним летом, дабы избежать небесной кары за ее не прочтение, и начал читать… И та началась с непонятного набора слов, вроде как: «Запись 1-ая. Конспект: ОБЪЯВЛЕНИЕ. МУДРЕЙШАЯ ИЗ ЛИНИЙ. ПОЭМА».

И дальше описание этой главы, в которой становится ясно, что ее пишет какой-то странный человек больше похожий на робота, чем на Человека. Вид записи как дневниковый; и почти весь текст этого произведения имеет этот вид.

Построение какого-то Интеграла, что мы изучаем в 11 классе по Математике, произведение, производные, корни, рациональщина, логика, роботы, машины, строгие конкретные выводы… Уже понятно, что этот мир полон механизмами и всякими винтиками, все делающими по определенному маршруту и плану, и слушающие только одни команды.

<\p>

Никаких свободомыслей, самоинициатив…

Обратите внимание

хотя в этом романе (роман «Мы» он называется), как пишет сам главный герой, есть несколько часов, а конкретно: в послеобеденное время час, и после вечернее время тоже час – которые не находятся под контролем кого-то или чего-то, но, как опять пишет автор, даже за этим свободным временем есть кому следить.

Так оно устроенно. И так могло бы быть или было (?) в стране, где был скачек и Революция, которая перевернула весь этот мир с ног на голову. С этим примерно сравнивает автор романа «Мы» Евгений Замятин мир социалистический и мир рационалистический, которые отказываются от гуманизма как такового и заменяют его целями, результатами, и якобы всеобщим счастьем. Поступаете в 2019 году?

Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы:

  • подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);
  • оформим заявления (Вам останется только подписать);
  • подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);
  • мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);
  • подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).

Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Отказавшись от этого, на отдельно-индивидуальном плане происходит следующее: человек теряет чувство себя, «Я» и заменяет его словом «Мы», не до конца понимая этого, и явно путая с понятием «Единство». Нет личности, она погибла, погибла в пучине социализма, реализма, рационализма… Но, как это всегда положено, что-то да воскресает! И личность тоже.

И в человеке начиняют бороться эта личность и, подавляющая ее, другая какая-то сущность. Эти метания в душе никогда не давали человеку покоя. А при таких обстоятельствах тем более. Что такое любовь для логики? Или те же чувства? Как сказал бы Базаров: «Это нервная система организма на внешние и внутренние раздражители».

А что на деле? А на деле «Мама, мия». Любовь сделает из человека Человека. И из не-человека сделает Человека. Как и было в романе «Мы».

Каким бы не был человек, и как бы его люди и все прочие пресмыкающиеся, хордовые, позвоночные и млекопитающие не называли, даже бездушным или малодушным, у человека есть душа, только у многих она в подавленном состоянии, которое является иллюзией того что этой души нет. Так что, кто не любил, обязательно полюбит, даже если тот этого мало хочет или не хочет вообще.

Что-то я от темы отошел.. как всегда…<\p>

Роман «Мы» многоплановый, интересный, захватывающий и тому подобное. В общем мне он понравился. Еще и потому он мне понравился, потому что в классе мы его не читали, и вообще никто в классе не читал, в классе мы его не обсуждали. Получается я его прочитал один. Роман «Мы» прочел «Я».

Все написанное выше является моими странными мыслями, которые нужно правильно упаковать, чтобы уравновесить и взвесить и понять. В общем, книга классная… жаль в классе не читали ее…

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) – начать подготовку

Источник: https://www.kritika24.ru/page.php?id=4330

Анализ рамана Е. Замятина “Мы”

1.  Роман создавался вскоре после возвращения автора из Англии в революционную Россию в 1920 году (по некоторым сведениям, работа над текстом продолжалась и в 1921 году). Первая публикация романа состоялась за границей в 1924 году. В 1929 году роман был использован для массированной критики Е.

Замятина, и автор был вынужден защищаться, оправдываться, объясняться, поскольку роман был расценен как политическая его ошибка и «проявление вредительства интересам советской литературы». После очередной проработки на очередном собрании писательской общественности Е.

Замятин заявил о своем выходе из Всероссийского Союза Писателей. Свидетель и участник событий К. Федин писал в связи с этим: «Я был раздавлен происходившей 22 сентября поркой писателей, никогда личность моя не была так унижена».

Важно

Обсуждение «дела» Замятина было сигналом к ужесточению политики партии в области литературы: шел 1929-й год — год Великого перелома, наступления сталинизма. Работать как литератору в России Замятину стало бессмысленно и невозможно и, с разрешения правительства, он в 1931 году уезжает за границу.

<\p>

Объясняя произошедшее с ним, Е. Замятин приводит персидскую басню о петухе, у которого была дурная привычка петь на час раньше других, из-за чего хозяин попадал в 
нелепое положение. В конце концов он отрубил петуху голову.

«Роман “Мы”, — с горечью заключает писатель, — оказался персидским петухом: этот вопрос и в такой форме поднимать было еще слишком рано». В действительности же роман на родине писателя еще не был прочитан: первая публикация романа в СССР состоялась лишь в 1988 году (журнал «Знамя». 1988. № 4–5).

2.  Идея совместного счастливого человеческого общежития, всеобщего братства издавна привлекала мыслителей. К этой идее вновь и вновь возвращались на протяжении многовековой истории. В дохристианскую эпоху — это философское сочинение древнегреческого философа Платона «Государство», в эпоху Возрождения — «Утопия» Т. Мора и «Город солнца» Т. Кампанеллы.

В чем заключается секрет удивительной притягательности этой идеи?<\p>

В мировой мифологии существует сюжет о «золотом веке человечества», который приводит в своей поэме «Труды и дни» древнегреческий поэт Гесиод.

В древности эпоха существования рода, уже ушедшая в прошлое, представлялась золотым веком, поскольку не существовало разделения на имущих и бедных, все были равны перед природой и все находили опору и защиту в родовой общине.

Это родовое (роевое) начало при неоформленности личностных качеств помогало выжить, принять участие в общем деле продолжения жизни, осталось как золотая легенда в мифологии.

Сюжет «золотого века» можно назвать архетипическим, потому что он отшлифовался и остался в памяти — в коллективном бессознательном человечества, проявляясь так или иначе в философии, искусстве в различные эпохи.

«Одним из художественных образов, основанных на архетипе рода, и стало утопическое государство… Этот образ, в силу своей глубинной значимости и художественной универсальности, остался актуальным для художественного сознания на протяжении двух тысячелетий»2.

<\p>

Однако совершенно очевидно, что в последующие времена идеал рода должен был вступать в конфликт с личностным началом, которое стало фактом общественной жизни, философии, искусства в период христианского средневековья, а затем в эпоху Возрождения.<\p>

И если прежде история мировой 
литературы знала лишь «утопии» — т.е.

Совет

описание идеального совместного человеческого общежития, то в новейшее время ситуация меняется.

С одной стороны, человеческая личность осознает себя равной целому миру, а с другой стороны, появляются и усиливаются мощные дегуманизирующие факторы, в первую очередь техническая цивилизация, вносящая механистичное, враждебное человеку начало, поскольку средства воздействия технической цивилизации на человека, средства манипуляции его сознанием становятся все более мощными, глобальными.<\p>

В это время в противовес утопии появляется антиутопия как антижанр, направленный на выявление негативного 
смысла утопии. По мнению современных 
исследователей, главное отличие 
антиутопии от утопии заключается в 
том, что «утописты ищут пути для 
создания… идеального мира, который будет базироваться на синтезе постулатов добра, справедливости, счастья и благоденствия, богатства и гармонии. А антиутописты стремятся понять, как же человеческая личность будет чувствовать себя в этой образцовой атмосфере»3.<\p>

Местоимение “Мы”, также, как и местоимение «я», само по себе не содержит негативного содержания, но после появления замятинского романа “Мы” звучит скорее негативно. В чем его смысл, т.е. что представляет собой общность людей, объединенных этим единым названием? “Мы” Единого Государства — это не объединение свободных личностей, а безликое “Мы”, механическое, основанное на одновременном выполнении общественных работ, биологических функций и т.д. Это людская не рассуждающая масса, возглавляемая Благодетелем, доведенная до пародии идея коллективизма.

3.  В архитектурном плане мир Единого Государства, разумеется, представляет собой также нечто строго рационализованное, геометрически упорядоченное, математиче ски выверенное, господствует эстетика кубизма: прямо угольные стеклянные коробки домов, где живут люди-нумера («божественные параллелепипеды прозрачных жилищ»), прямые просматриваемые улицы, площади («Площадь Куба.

Шестьдесят шесть мощных концентрических кругов: трибуны. И шестьдесят шесть рядов: тихие светильники лиц…»). Люди в этом геометризованном мире являются неотъемлемой его частью, несут на себе печать этого мира: «Круглые, гладкие шары голов плыли мимо — и оборачивались».

Стерильно чистые плоскости стекла делают мир Единого Государства еще более безжизненным, холодным, ирреальным. Архитектура строго функциональна, лишена малейших украшений, «ненужностей», и в этом угадывается пародия на эстетические утопии футуристов начала ХХ века, где стекло и бетон воспевались как новые строительные материалы технического будущего.

<\p>

Жители Единого 
Государства настолько лишены индивидуальности, что различаются только по нумерам-индексам. Вся жизнь в Едином Государстве 
базируется на математических, рациональных основаниях: сложении, вычитании, делении, умножении. Все представляют собой счастливое среднее арифметическое, обезличенное, лишенное индивидуальности.

Обратите внимание

Появление гениев невозможно, творческое вдохновение воспринимается как неизвестный вид эпилепсии.<\p>

Тот или иной нумер (житель Единого Государства) не обладает в глазах других никакой ценностью и легкозаменяем.

Так, равнодушно воспринимается нумерами гибель нескольких «зазевавшихся» строителей «Интеграла», погибших при испытании корабля, цель строительства которого — «проинтегрировать» вселенную.<\p>

Отдельным нумерам, проявившим склонность к самостоятельному мышлению, проводится Великая Операция по удалению фантазии, которая убивает способность мыслить.

Вопросительный знак — это свидетельство сомнения — не существует в ЕГ, зато в избытке, разумеется, знак восклицательный.<\p>

Не только государство 
расценивает как преступление всякое личностное проявление, но и нумера не ощущают потребности быть личностью, человеческой индивидуальностью со своим неповторимым миром.

Главный 
герой романа Д-503, математик, первый строитель «Интеграла», приводит хорошо знакомую каждому школьнику в Едином Государстве историю «трех отпущенников». Эта история о том, как троих нумеров, в виде опыта, на месяц освободили от работы.

Однако несчастные возвращались к своему рабочему месту и по целым часам проделывали те движения, которые в определенное время дня уже были потребностью их организма (пилили, строгали воздух и т.п.). На десятый день, не выдержав, они взялись за руки и вошли в воду под звуки марша, погружаясь все глубже, пока вода не прекратила их мучений.

Важно

Для нумеров стала потребностью направляющая рука Благодетеля, полное подчинение контролю хранителей-шпионов:<\p>

Так приятно чувствовать 
чей-то зоркий глаз, любовно охраняющий от малейшей ошибки, от малейшего неверного 
шага. Пусть это звучит несколько сентиментально, но мне приходит в голову опять все та же аналогия: ангелы-хранители, о которых мечтали древние.

Как много из того, о чем они только мечтали, в нашей жизни материализовалось.<\p>

Д-503 недоумевает, почему «древние» 
так много уделяли внимания «нерациональному» И. Канту7 и не увидели величия рационалистической системы Ф. Тейлора8, превратившего процесс труда в ряд продуманных, четких, экономных ритмичных движений, при которых не терялось даром ни одной секунды.

Д-503 — инженер по профессии и поэт в душе — поэтически описывает особую гармонию тейлоровской системы труда:<\p>

Я видел: по Тейлору, размеренно быстро, в такт, как рычаги одной огромной машины, нагибались, разгибались, поворачивались люди внизу. В руках у них сверкали трубки: огнем резали, огнем спаивали стеклянные стенки, угольники, ребра, кницы. Я видел: по стеклянным рельсам медленно катились прозрачно-стеклянные чудовища-краны и так же, как люди, послушно поворачивались, нагибались, просовывали внутрь, в чрево «Интеграла», свои грузы. Это была высочайшая, потрясающая красота, гармония, музыка…

4.  Жанр. Сюжет. Композиция.  Конфликт.<\p>

Роман написан 
в жанре фантастики — антиутопии. Причем наряду с условностью, фантастичностью 
роману свойствен также психологизм, что драматизирует собственно социально-общественную, идеологическую проблематику.

Скорее можно согласиться с теми, кто признает за автором умение не только демонстрировать смысл идей и показывать их столкновение, но и умение увлечь читателя человеческими характерами, психологией героев, то есть с теми, кто расценивает замятинский роман не только как роман идей (что в общем-то является свойством жанра, к которому обратился писатель), но и роман людей. За фантастическим сюжетом и антуражем автор видит и показывает человека, его дыхание, пульс, пульсирование мысли.<\p>

О сложности романа, его 
многогранности, о том, что его 
содержание не исчерпывается одной 
антиутопической идеей, свидетельствуют 
трудности, которые мы испытываем при 
определении жанра этого произведения. Л.В. Полякова в связи с этим справедливо пишет: «По своим, замятинским законам творчества написан и роман “Мы”, не то действительно “роман” с его тягой к изображению объемности и многогранности событий в центре с любовной интригой, не то повесть как повествование, даже летопись отдаленной от нас эпохи, не то “записи”, как определяет их Д-503, давая им заглавие “Мы”. Сам автор чаще всего называл произведение романом, “самой моей шуточной и самой серьезной вещью”, “романом фантастическим”, “сатирическим романом”, “сатирой”, “утопией”. Произведение явно не укладывается ни в какие известные жанровые каноны»6.<\p>

Сюжет романа фантастичен, действие его происходит в далеком будущем 
в некоем Едином Государстве – 
утопическом городе всеобщего счастья. Государство полностью взяло 
на себя заботу о своих жителях, точнее, оно приковало их к счастью: всеобщему, обязательному, равному. В Едином Государстве с изобретением нефтяной пищи побежден давний враг человечества — голод, ликвидирована зависимость от природы и нет необходимости думать о завтрашнем дне. Жителям Единого Государства не знаком и еще один источник страданий, переживаний человечества — любовь, а вместе с ней — и ревность, нерациональная трата физических, эмоциональных сил, им ничто не мешает «нормально функционировать». Любовь сведена к случайным, медицински полезным процедурам по заявкам – розовым талонам. Причем ликвидированы неравенство и несправедливость и в этой области — в отношениях полов: каждый нумер имеет право на нумер другого пола как на сексуальный продукт. Создана новая практическая наука — «детоводство», и эта сфера также полностью находится в ведении Единого Государства. Дети воспитываются на Детско-Воспитательном заводе, где школьные предметы преподают роботы.<\p>

Совет

Искусство заменено Музыкальным 
Заводом, марши которого придают нумерам бодрость и соединяют в единое счастливое монолитное “Мы”. Эстетический экстаз у жителей Единого Государства вызывают лишь такие произведения, как жуткие, красные «Цветы Судебных приговоров», бессмертная трагедия «Опоздавший на работу» и настольная книга «Стансов о половой гигиене». Монолитно сплоченными рядами по четыре «нумера» маршируют на лекции, на работу, в аудиториумы, на прогулку:<\p>

Проспект полон: в такую 
погоду послеобеденный личный час — 
мы, обычно, тратим на дополнительную прогулку. Как всегда, музыкальный завод всеми своими трубами пел Марш Единого Государства. Мерными рядами, по четыре, восторженно отбивая такт, шли нумера — сотни, тысячи нумеров, в голубоватых юнифах, с золотыми бляхами на груди — государственный нумер каждого и каждой. И я — мы, четверо, — одна из бесчисленных волн в этом могучем потоке.

Действие известных в 
мировой литературе утопий происходит, как правило, на острове либо в 
идеальном городе. Замятин выбирает город, что символично в контексте 
технической цивилизации ХХ века, когда сложилась антиномия город—деревня.

В античную эпоху город еще не противостоял деревне, в новое же время город означает отрыв от природы, земли, отрыв от человеческой сути. В лекции «Современная русская литература» Е.

Замятин одной из черт неореализма называл антиурбанизм, обращенность «в глушь, в провинцию, в деревню, на окраины», потому что «жизнь больших городов похожа на жизнь фабрик: она обезличивает, делает людей какими-то одинаковыми, машинными».<\p>

Поэтика романа, в том 
числе и особенности психологизма, обусловлена его жанровой спецификой.

Нередко роман кажется «тяжелым», так, А.К. Воронский писал о “Мы”: «очень растянут роман и тяжело читается». А.И. Солженицын оценивает роман как «блестящую, сверкающую талантом вещь; среди фантастической литературы редкость тем, что люди – живые и судьба их очень волнует».<\p>

Поступки героев в этом романе жестко регламентированы, расчислены.

Однако форма, структура романа глубоко органична авторскому замыслу, механистичному, роботизированному миру романа. Не забудем, что главный герой романа — математик, строитель «Интеграла». Он привык к языку формул, точных понятий.

Например, о своей знакомой О-90, о ее милой болтовне он записывает:<\p>

Обратите внимание

Вообще, эта 
милая О… как бы сказать… у ней 
неправильно рассчитана скорость языка, секундная скорость языка должна быть всегда немного меньше секундной 
скорости мысли, а уж никак не наоборот.<\p>

Роман написан 
в форме дневниковых записей-конспектов (их число — 40).

Д-503 движим целью прославить достижения идеально устроенного общества. Роман написан от первого лица единственного числа — «Я» Д-503, но его «Я» полностью растворено в общем “Мы”, и вначале «душевный» мир главного героя романа — это «типовой» мир жителя ЕГ.

Повествование от первого лица единственного числа (для которого характерна рефлексия, самонаблюдение, анализ собственных переживаний), в принципе, интимизирует повествование, позволяет полнее раскрыть образ изнутри.

Но такой характер повествования обедняет другие образы, которые существуют только в восприятии, в оценках повествователя, и иная точка зрения не предусмотрена. Мир Единого Государства показан изнутри — в восприятии героя, авторского голоса в тексте нет, и это очень важно и оправдано: «автор антиутопии (и романа неклассического типа, создателем которого и мыслил себя Замятин) не может уподобиться творцу высмеиваемого им, Замятиным, жанра утопии, чье слово — носитель последней истины, завершенного, конечного знания»8. Изображение утопического мира в мировой литературе не было новым, но взгляд на утопическое общество изнутри, с точки зрения одного из его жителей — принадлежит к числу новаторских приемов Е. Замятина.

Источник: http://stud24.ru/literature/analiz-ramana-e-zamyatina-my/506493-2056403-page1.html

Ссылка на основную публикацию