Анализ стихотворения «Ночь» (А. Блок) | Литерагуру
Произведения Александра Блока занимали особое место в культуре России XVIII века. Но большую популярность он обрёл после стихотворения «Ночь», написанное в 1912 году. Несмотря на то, что стихотворение достаточно ёмкое по структуре, автор вложил в него глубокий смысл. Это произведение стало очень значимым для Блока.
Благодаря ему, Блок не только обрёл большую популярность, но также, это повлияло и на его мировоззрение в целом.
В его творческой жизни начался новый этап, когда он стал задумываться над более простыми вещами, отрекшись от так привычного для него символизма.
После трагической смерти смерти отца и сына поэта в 1909 году, Блок стал задумываться о философском смысле жизни, считая, что символизм не является реальностью и не имеет конкретики.
История создания
В 1905 году у Блока появился цикл «Страшный мир», по его мнению, страшный мир- это мир, губящий человека, мир безысходности и страданий. Несмотря на то, что стихотворение было написано в 1912 году, оно вошло в цикл «Страшный мир», потому что именно в нем чувствуется тот страх, который и имел в виду Блок.
История написания данного стихотворения довольно печальная и пессимистическая. Слова «ночь, улица и фонарь», упомянутые в стихотворении, возникли у автора, когда он гулял по улицам Петербурга.
Он любил проходить мимо Большого Крестовского Моста, с которого сбрасывались люди в реку, в надежде обрести покой и избавиться от проблем и мучений. Однако утопленников «оживляли» с помощью медикаментов из ближайшей аптеки.
Отсюда и смысл всего произведения.
Жанр, направление, размер
По жанру данное стихотворение является философской лирикой, в нем герой задумывается о смысле жизни. Он видит жизнь неким замкнутым пространством, из которого нет выхода.
Образы предметов в данном произведении создают, так называемую, кольцевую композицию: повторяются первая и последняя строчки.
Мысли лирического героя наполнены мраком, и в его тоне можно прочувствовать обреченность и душевную утомленность.
По размеру произведение написано четырёхстопным ямбом. Автор использовал в нем перекрестную рифмовку, так же, в стихотворении присутствует как женская, так и мужская рифма.
Образы и символы
Фонарь, аптека, ночь и улица выступают символами этого произведения. Этими словами автор начинает стихотворение, и ими же заканчивает, тем самым, образуя упомянутую кольцевую композицию. Эта композиция показывает то, что жизнь циклична от начала до конца. По мнению автора, даже перерождение не станет новым «началом», уточняя это фразой «Умрешь- начнёшь опять сначала».
В стихотворении Блока фонарь выступает не в образе света, который укажет путь к спасению главного героя, а напротив, автор назвал этот свет «тусклым», тем самым говоря о конце жизни. «Ледяная рябь канала» — это та самая река, из которой вытаскивали множество людей, совершивших суицид. Автор сам не раз был свидетелем таких происшествий, и именно этому он посвятил строчку.
Темы и проблемы
Темой этого произведения стало размышления автора над тем, почему люди приходят в этот мир. Но ответа на свой вопрос поэт так и не нашёл. Он понял, что жизнь, это повторяющийся цикл, отсюда и цикличность в стихотворении.
Так же, автор упоминает очень серьёзную проблему -самоубийство, говоря о том, что люди совершают суицид, пытаясь избавиться от «страшного мира». Жизнь людей, по мнению автора, лишена красок и всякого смысла.
Основная идея
Главной мыслью этого произведения считается сущность человека, как объекта безысходного стечения обстоятельств времени. По идее Блока, нет смысла в том, чтобы совершать суицид, все вернётся, и будет как прежде.
Стихотворения делится на две части, первая повествует о жизни, вторая же о смерти. Но настроение героя было таковым, что он не видел принципиальной разницы между этими двумя явлениями. Умерев, душа человека воплощается в облике другого, но перед ней все та же унылая картина.
Средства выразительности
В данном произведении существует множество средств выразительности, придающих тексту эмоциональную окраску, и в некоторых случаях, передающих скрытый посыл от автора.
Например, в первой строчке стихотворения видна парцелляция и ряд однородных членов: «Ночь, улица, фонарь, аптека».
Так же есть эпитет «ледяная» в строчке «ледяная рябь канала». А в строчке «бессмысленный и тусклый свет» мы видим аллитерацию.
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-stihotvoreniya-noch-a-blok/
А. Блок. Анализ стихотворения “Ночь, улица, фонарь, аптека” :
Александр Блок – один из классиков литературы XX века и крупнейший представитель русского символизма. Для его творчества характерно сочетание мистического и бытового. До революции музыкальные стихи Блока, спокойные и плавные, убаюкивали публику, погружая ее в подобие безмятежного сна. Но после революции в его творчестве начинает прослеживаться отчаяние – эмоциональное и громкое.
«Ночь, улица…» – это один из его самых популярных стихов. Эти строки, вероятно, знакомы каждому школьнику. Сегодня мы проведем анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…» Что хотел поведать поэт этими меланхолическими строками?
История написания
Стихотворение было написано Блоком 12 октября 1912 года в его петербургской квартире. Тогда он жил на ул. Офицерской, 57. Сегодня эта улица называется Декабристской.
В квартире А. Блока сегодня расположен музей. Он посвящен жизни и творчеству поэта. Историю написания поведала в интервью сотрудница музея Анна Горегина.
Написал Блок стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека..», анализ которого мы обсуждаем, за любимым письменным столом. Поэту он достался от бабушки, переводчицы Елизаветы Бекетовой. Он был дорог ему как память. Поэтому Александр всегда перевозил его с собой при смене места жительства. Сегодня стол стоит на том же месте, что и сто лет назад. А на нем лежит тетрадь со знаменитыми строками.
Через два дня после написания стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека..» Блока посетил его друг. Это был литературовед и переводчик Василий Гиппиус. Когда последний прочел произведение, то был поражен его мрачностью. В. Гиппиус тогда даже пошутил, что и у его дома есть аптека. На что Блок со всей серьезностью ответил, что у каждого дома есть аптека.
Идеальное произведение
Современники поэта восхищались стихотворением “Ночь, улица, фонарь, аптека…”. Анализ показывает, что оно является идеальным примером сочетания изящности и простоты, зеркальности и глубины.
Этот стих – одна из первых попыток поэта понять предназначение человека, который рождается в этом странном мире. Однако в процессе написания он не получает ответа. Но создает пронзительное и вечное стихотворение.
«Ночь, улица, фонарь, аптека…» – анализ стихотворения
Лирической герой поэта ощущает тоску и обреченность. Он размышляет о жизни и смерти. Первая часть стиха рассказывает о жизни. Вторая – о смерти. Однако герой не видит в них различия. И жизнь, и смерть двигаются по замкнутому кругу – «умрешь – начнешь опять сначала…».
Фонарь – это свет, а свет в мировой литературе всегда символизировал гармонию, добро, жизнь. Но Блок представляет его «бессмысленным и тусклым». В данном случае свет лишается своего священного значения.
Улица, аптека, освещенная этим тусклым светом, представляют собой замкнутое пространство, безразличное, пустое. Подобные строки были вполне в духе меланхоличного поэта, который, согласно письменным воспоминаниям его ближайшего окружения, еще в детстве был очень необщительным и молчаливым.
Первая часть стихотворения начинается более оптимистично, чем вторая. Это видно по расстановке атрибутов – начальная строка заканчивается словом «аптека». В целом она звучит мягче и оптимистичнее благодаря женской рифме.
Однако последнее слово стихотворения – “фонарь”. Мужская рифма, которая завершает произведение, придает строке резкость, невозможность продолжения.
Поэт повествует о безысходности. Умирая, душа вновь рождается в другом теле, но и тогда ее будут окружать все те же навязчивые, тоскливые образы. Надежды нет. Есть лишь бесконечность, которая повторяется снова и снова, лишая веры и счастья. Однако некоторые специалисты считают, что слово “фонарь” открывает финал и словно дает лучик надежды читателю.
Заключение
В целом стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…», краткий анализ которого мы сделали, является одним из самых пронзительных и безысходных произведений Блока.
Источник: https://syl.ru/article/361811/a-blok-analiz-stihotvoreniya-noch-ulitsa-fonar-apteka
Анализ стихотворения Блока Ночь улица фонарь аптека
Стихотворение «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение было написано А.А. Блоком 10 октября 1912 года на его квартире в Петербурге. Оно вошло в поэму «Пляски смерти», включенную в цикл «Страшный мир». Спустя несколько дней Блок показал стихи В. Гиппиусу, и тот был поражен мрачностью произведения.
Стихотворение можно отнести к философской лирике. Лирический герой размышляет в нем о жизни. Она представляется ему неким замкнутым кругом, из которого нет выхода. «Ночь, улица, фонарь, аптека» — эти образы, открывая и замыкая поэтическую мысль, создают кольцевую композицию. Мысли героя мрачны, в интонациях его — душевная усталость, тоскливая обреченность.
Исследователи неоднократно отмечали, что поэт здесь уходит от поэтической традиции противопоставления света и тьмы. «Свет» в русской поэзии — это символ надежды, добра, гармонии и веры.
У Блока же «свет» — «бессмысленный и тусклый».
Пространство замкнуто, ограничено мрачной улицей, ее атрибутами, жизни и движения нет, время словно замерло, и проходящая четверть века не привносит в жизнь лирического героя ничего нового.
Стихотворение состоит из двух частей. Первая часть говорит о жизни, вторая часть — о смерти. Однако душевное состояние героя таково, что он не видит здесь различий. Он говорит о том, что, умирая, душа воплотится в каком-то новом облике, но и тогда ее будут окружать какие-то навязчивые образы:
Умрешь — начнешь опять сначала.
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Замыкается стихотворение образом фонаря, однако, думается, свет здесь символизирует не робкую надежду героя, а скорее, подчеркивает безысходность ситуации. Слово «фонарь» замыкает стихотворение, ударение в нем падает на последний слог, что придает всей строфе жесткость и определенную завершенность. Это своеобразный итог, за которым уже ничего быть не может.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом. Поэт использует различные средства художественной выразительности (парцелляцию и ряды однородных членов «Ночь, улица, фонарь, аптека…», эпитеты («ледяная рябь канала»), аллитерацию («бессмысленный и тусклый свет»).
Стихотворение мы можем рассматривать в контексте философских размышлений поэта о себе и мире, о своем времени — стихотворений «Как тяжко мертвецу среди людей», «Пустая улица. Один огонь в окне», «Старый, старый сон. Из мрака…», «Миры летят. Года летят. Пустая…».
Здесь искали:
- ночь улица фонарь аптека
- ночь улица фонарь аптека анализ
- анализ стихотворения ночь улица фонарь аптека
Анализ стихотворения А.Блока “Ночь,улица,фонарь,аптека. “
“Ночь,улица,фонарь,аптека. “Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя,его состояние.Все стихотворение пронизано тоской,чувством безысходности “Бессмысленный и тусклый свет” и “Все будет так.Исхода нет” Присутсвие символов усугубляет эти чувства: “Ночь,улица,фонарь,аптека.
” Эти символы я понимаю, как жизненный путь, пролегающий в темноте,мраке,и фонарь, как олицетворение надежды,маленького счастья, и опять тьма,болезни.”Ледяная мгла канала”- страх,холод,смерть. Все стихотворение представляет собой развернутую метафору.Путь,дорога жизни-печальная,нескончаемая,безнадежная.
Композиция этого стихотворения-зеркальная т.к.в начале и в конце стиха одинаковые строчки “ночь,улица,фонарь,аптека. ” и “Аптека,улица,фонарь. “все идет по кругу,жизнь не прекращается,но и не меняется: “И повторится все как встарь. ” и “Умрешь-начнешь опять сначала.
” Жизненное кружево,ритмический плавный танец,завораживающий,дающий толчок на переосмысливание своего жизненного пути.
В конце стихотворения у лирического героя все-таки возникает надежда на какое то чудо,фонарь как предвестник счастья. Робкая оптимистическая нотка,ожидание чего то прекрасного и многообещающего.
22214
Анализ стихотворения А.Блока “Ночь,улица,фонарь,аптека. “
«Ночь, улица, фонарь, аптека…» А.Блок
Умрешь — начнешь опять сначала
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Анализ стихотворения Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…»
Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…», созданное Александром Блоком в 1912 году, является переломным в творчестве поэта.
Восемь коротких строф, написанных четерехстопным ямбом, не только принесли их автору мировую известность, но и изменили его жизненные взгляды.
Данное произведение ознаменовало новый этапа творчества Александр Блока, в котором он практически полностью отрекся от так обожаемого им символизма, впервые в жизни задумавшись над более прозаическими и банальными вещами.
В 1912 году Александр Блок уже состоялся как поэт, однако его творчество было рассчитано на возвышенных и утонченных кисейных барышень, в буквальном смысле не дававших своему кумиру прохода. Легкость бытия, отсутствие четких целей – все это превратило жизнь Блока в нечто эфемерное.
Отрезвление наступало постепенно, и не последнюю роль в этом сыграли две трагедии – смерть сына и отца поэта, которые скончались в 1909 году. Именно в этот период Александр Блок впервые задумался о философском смысле жизни, точнее, об его отсутствии.
И осознал, что символизм, лишенный конкретики и не соприкасающийся с реалиями бытия, его больше не привлекает.
Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» является одной из первых попыток поэта разобраться, зачем же человек приходит в этот мир. Ответа на свой вопрос Александр Блок так и не получил, а его выводы, озвученные в данном произведении, наводят на достаточно печальные мысли.
Сама жизнь представляется поэту замкнутым кругом, в ней все циклично и неизменно. При этом человеческое бытие окрашено в безрадостные и мрачные тона, о чем свидетельствуют такие эпитеты в стихотворении, как «тусклый», «бессмысленный», «ледяная».
Все, что дано человеку – увидеть лишь кусочек мироздания, который в стихотворении Александра Блока представлен улицей, одиноким фонарем и домом, в котором расположена аптека. Не отвергая возможности реинкарнации, поэт убежден, что, умерев и родившись вновь, непременно увидит все тот же унылый ночной пейзаж.
Впрочем, это утверждение не стоит воспринимать буквально, ведь Александр Блок, перестав считать себя символистом, в своем творчестве время от времени все же прибегал к образным сравнениям. Поэтому в данном контексте его стихотворение воспринимается, как попытка найти смысл жизни, который иллюзорен.
Ведь до этого поэт считал, что его творчество имеет неоспоримую ценность для всего человечества, поэтому пребывал в убеждении о необходимости передавать свои чувства и мысли в стихах. Однако малопривлекательная действительность заставила Александра Блока пересмотреть свои жизненные ценности и приоритеты.
Человек смертен, и его земное существование – лишь мгновение по сравнению с вечностью. Поэтому для того, кто осознает, насколько жизнь коротка, даже самые восхитительные стихи не могут являться смыслом и целью.
Безысходность, которой веет от стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…», в точности передает душевное состояние Блока, который оказался перед непростым выбором жизненных ценностей. И осознал, что такой выбор рано или поздно приходится делать каждому человеку.
Материальное либо духовное, вечность или же забвение – вот что волнует поэта на данном этапе. Примечательно, что впоследствии Александр Блок все же определился, что именно является для него важным и ценным. Именно поэтому после революции он остался в России, чем фактически обрек себя на гибель.
Но до окончательного выбора еще более пяти лет, и открытие о том, что жизнь по своей сути никчемна и бессмысленна, угнетает поэта. «Все будет так. Исхода нет».
«Ночь, улица, фонарь, аптека…», анализ стихотворения Блока
Рубеж XIX и XX веков был своего рода «смутным временем».
Неопределенность политической власти, две революции 1905 года, усиливающиеся атеистические тенденции – все вызывало у людей чувство безысходности, неуверенности в завтрашнем дне, чувство страха.
Такие настроения проявились и в литературе: именно на конец XIX века приходится эпоха декаданса (от французского – «упадок»). Появляются произведения с пессимистическими названиями: «Закат Европы», «Без дороги», «В тупике».
Символист Александр Блок тоже не избежал подобного настроения. Его цикл 1905 года называется «Страшный мир». Действительно, мотив страха звучит здесь с особенной силой. По мнению критиков, для Блока началось осознание российской действительности, ведь «страшный мир» – это мир, уродующий и губящий человека.
В дальнейшем понятие страшного мира станет не только отдельной темой его творчества, но и будет для него определением жизни, по-блоковски точным и ярким: в нем и громадность силы, уродующей судьбы людей, и ужас перед всеохватывающим мраком, в котором не видно пути, и осознание невозможности принять его принципы.
Однако другим важнейшим мотивом цикла становится мотив омертвения мира современной городской цивилизации. Надо отметить, что мотив города и его влияния на человека появился сначала в русской прозе конца XIX века. Так, в романе «Преступление и наказание» Федора Михайловича Достоевского Петербург становится соучастником преступления Родиона Раскольникова.
В поэзии начала ХХ века, особенно модернистской, город становится сценой для театра абсурда.
Например, в стихотворении Владимира Маяковского «Адище города» появляется совершенно враждебный человеку мир города, перенявшего от него все самое ужасное: «у раненого солнца вытекал глаз», а «ночь излюбилась, похабна и пьяна».
Кстати, «дряблая луна» Маяковского сопоставима с луной, воссозданной Блоком в «Незнакомке». у символиста тоже не традиционный романтический образ, а диск, который «бессмысленно кривится».
Стихотворение Александра Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…». которому посвящен анализ, хотя и было написано в 1912 году, традиционно относится к теме страшного мира. В нем с наибольшей полнотой звучит мотив безысходности.
Он усиливается, во-первых, кольцевой композицией, ведь начинается и заканчивается произведение одинаковыми словами, создающими замкнутый круг, а во-вторых, лексикой самого стихотворения: «исхода нет». «умрешь».
«бессмысленный свет» .
Почему именно аптека появляется уже в первой строке? По времени создания данное стихотворение входит в цикл «Пляски смерти». Следовательно, в нем ведущей была уже тема смерти. Современники вспоминают, что Блок был очень конкретен в своих произведениях.
Поэтому, читая их, можно было воссоздать картину реальной действительности. Например, данное стихотворение сразу вызывает ассоциацию с мостом, ведущим на Крестовский остров, который по ночам, как правило, был пустынным и не охранялся городовыми. Возможно, поэтому он всегда притягивал к себе самоубийц.
Именно в аптеке на углу набережной Малой Невки и Большой Зелениной улицы оказывали помощь покушавшимся на самоубийство. Это была мрачная аптека, при этом ее огни и горевший рядом керосиновый фонарь отражались в воде.
Так как Блок любил Петроградскую сторону и часто бывал здесь, то вид «аптеки самоубийц» и вызывал в его сознании мистическое сочетание жизни и смерти, отраженное в «ледяной ряби» канала.
В стихотворении «Ночь, улица…» тема смерти, конечно, уже переосмыслена и выведена на новый философский уровень. Речь идет уже о духовной смерти. ведь, согласно христианской вере, греховное земное существование должно смениться райским благополучием – выходом на высший уровень создания. Здесь же ничего не меняется:
Умрешь – начнешь опять сначала…
В этот замкнутый круг духовной смерти попадает и лирический герой: в его душе развивается ощущение смертельной усталости.
Использование формы 2 лица глаголов «умрешь, начнешь» становится выражением основы для обобщенно-личных предложений, как будто в этот круг уже вовлекаются все и ощущение безысходности приобретает всеохватный космический характер. Так в небольшом лирическом произведении воплотилась философская идея о смерти .
Стихотворение Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека”: анализ
November 17, 2016
Особенность человеческого существования – безысходность, невозможность что-либо изменить. По крайней мере, так полагают пессимисты и те, кто переживают непростой период в жизни. Такая философская мысль лежит в основе стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Анализ этого поэтического произведения – тема статьи.
Новые мотивы в творчестве
В 1912 году Александром Блоком были написаны мрачные строки: «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Анализ произведения позволит увидеть существенную разницу между этим стихом и более ранними.
Один из сборников поэта называется «Страшный мир». Именно в этот цикл включил Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…», анализ стиха стоит начать с предыстории.
В чем отличие этого произведения от прочих, созданных русским поэтом? Какие события повлияли на взгляды Блока?
Смена эстетических взглядов
В 1912 году автор этого стихотворения был уже знаменит на всю страну. В начале двадцатого столетия в русском литературном мире царил символизм.
Это направление зародилось во Франции, а в России получило особое развитие. Стихи, которые Блок создавал в ранний период своего творчества, были рассчитаны на эстетов, читателей, обладающих утонченным вкусом.
В них было нечто эфемерное, неосязаемое, нереалистичное.
Душевный кризис
Блок пережил страшную трагедию: смерть сына. Произошло это за три года до создания весьма мрачного произведения, начинающегося со слов «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Анализ обнаруживает почти полное отсутствие в строках аллегорий, метафор. В них почти нет символичности.
В совсем нетипичном для раннего творчества духе написал Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Анализ произведения говорит о том, что автор в момент его создания пребывал в состоянии отрезвления. Страшного, тяжелого.
В такие моменты человек вдруг понимает, что в жизни нет места иллюзиям, надеждам и мечтам. Мрачность и безысходность – составляющие картины, которую ему придется наблюдать до последних дней своего земного существования.
Исхода нет
Для чего все-таки человек является в этот страшный мир? Стих «Ночь, улица, фонарь, аптека…», анализ которого сделать лишь на первый взгляд просто, стал, возможно, одной из первых тщетных попыток поэта ответить на этот вопрос.
В стихотворении присутствует рефрен. Лирический герой наблюдает одну и ту же картину на протяжении всей своей непростой жизни. Он так и не получает ответа на свой вопрос. Единственный вывод, к которому приходит автор, «. исхода нет».
Мрачный пейзаж
Какую картину видел Блок перед собой, создавая это стихотворение? Весь мир окрашен в безрадостные мрачные тона.
Для усиления этого впечатления поэт использует такие эпитеты, как «бессмысленный», «тусклый», «ледяной». Все, на что может рассчитывать человек, по мнению Блока, это увидеть лишь часть мрачного мира.
Изменить в нем что-либо, придать ему более жизнерадостные оттенки никому не под силу.
Мир поэт изображает на примере скупого городского пейзажа, который открывается перед его глазами. Из окна он видит улицу, одинокий тусклый фонарь и здание, в котором и расположена та самая аптека. Хотя поэт и оставил к моменту написания этих строк традиции символизма, он внес в произведение иррациональные мотивы.
Он говорит о том, что даже в случае возвращения в этот мир уже после смерти, человеку не суждено увидеть более светлый, жизнеутверждающий пейзаж. Автор вряд ли верит в реинкарнацию. Скорее, слова «начнешь сначала» – образное сравнение, прием, от которого поэт не смог отказаться, даже избавившись от влияния символизма.
Человек смертен. Его пребывание на земле ничтожно по сравнению с вечностью. Такова философская мысль поэта. В ранние годы Блок жил лишь поэзией.
Он наивно полагал, что искусство и литература способны изменить человеческую жизнь к лучшему. Эта точка зрения оказалась несостоятельной.
Анализ стиха Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека» позволяет прочувствовать переживания разочаровавшегося в своих идеях художника.
Какую идею раскрыл анализ стиха? «Ночь, улица, фонарь, аптека…» пронизано тоской и ощущением обреченности.
Всего восемь лаконичных строк, которые написаны четырехстопным ямбом, передают внутренний мир человека, который едва ли находит силы во что-то верить, на что-то надеяться. Вечность или забвение, материальность или духовность – выбор, который стоит перед лирическим героем.
Блок впоследствии все же нашел ответ на свой вопрос. Он сделал выбор. Поэт отказался покидать Россию, даже при том, что остаться для него означало обречь себя на гибель.
Слушать стихотворение Блока Ночь улица фонарь аптека
Темы соседних сочинений
← Ночь на новый год↑ БлокО доблестях о подвигах →
Источник: https://ostihe.ru/analiz-stihotvoreniya/bloka/noch-ulica-fonar-apteka
Анализ стихотворения Блока “Ночь, улица, фонарь, аптека…” (2)
Стихотворение “Ночь, улица, фонарь, аптека…” , созданное Александром Блоком в 1912 году, является переломным в творчестве поэта.
Восемь коротких строф, написанных четерехстопным ямбом, не только принесли их автору мировую известность, но и изменили его жизненные взгляды.
Данное произведение ознаменовало новый этапа творчества Александр Блока, в котором он практически полностью отрекся от так обожаемого им символизма, впервые в жизни задумавшись над более прозаическими и банальными вещами.
В 1912 году Александр Блок уже состоялся как поэт, однако его творчество было рассчитано на возвышенных и утонченных кисейных барышень, в буквальном смысле не дававших своему кумиру прохода. Легкость бытия, отсутствие четких целей – все это превратило жизнь Блока в нечто эфемерное.
Отрезвление наступало постепенно, и не последнюю роль в этом сыграли две трагедии – смерть сына и отца поэта, которые скончались в 1909 году. Именно в этот период Александр Блок впервые задумался о философском смысле жизни, точнее, об его отсутствии.
И осознал, что символизм, лишенный конкретики и несоприкасающийся с реалиями бытия, его больше не привлекает.
Стихотворение “Ночь, улица, фонарь, аптека…” является одной из первых попыток поэта разобраться, зачем же человек приходит в этот мир. Ответа на свой вопрос Александр Блок так и не получил, а его выводы, озвученные в данном произведении, наводят на достаточно печальные мысли.
Сама жизнь представляется поэту замкнутым кругом, в ней все циклично и неизменно. При этом человеческое бытие окрашено в безрадостные и мрачные тона, о чем свидетельствуют такие эпитеты в стихотворении, как “тусклый”, “бессмысленный”, “ледяная”.
Все, что дано человеку – увидеть лишь кусочек мироздания, который в стихотворении Александра Блока представлен улицей, одиноким фонарем и домом, в котором расположена аптека. Не отвергая возможности реинкарнации, поэт убежден, что, умерев и родившись вновь, непременно увидит все тот же унылый ночной пейзаж.
Впрочем, это утверждение не стоит воспринимать буквально, ведь Александр Блок, перестав считать себя символистом, в своем творчестве время от времени все же прибегал к образным сравнениям. Поэтому в данном контексте его стихотворение воспринимается, как попытка найти смысл жизни, который иллюзорен.
Ведь до этого поэт считал, что его творчество имеет неоспоримую ценность для всего человечества, поэтому пребывал в убеждении о необходимости передавать свои чувства и мысли в стихах. Однако малопривлекательная действительность заставила Александра Блока пересмотреть свои жизненные ценности и приоритеты.
Человек смертен, и его земное существование – лишь мгновение по сравнению с вечностью. Поэтому для того, кто осознает, насколько жизнь коротка, даже самые восхитительные стихи не могут являться смыслом и целью.
Безысходность, которой веет от стихотворения “Ночь, улица, фонарь, аптека…”, в точности передает душевное состояние Блока, который оказался перед непростым выбором жизненных ценностей. И осознал, что такой выбор рано или поздно приходится делать каждому человеку. Материальное либо духовное, вечность или же забвение – вот что волнует поэта на данном этапе.
Примечательно, что впоследствии Александр Блок все же определился, что именно является для него важным и ценным. Именно поэтому после революции он остался в России, чем фактически обрек себя на гибель. Но до окончательного выбора еще более пяти лет, и открытие о том, что жизнь по своей сути никчемна и бессмысленна, угнетает поэта. “Все будет так. Исхода нет”.
(No Ratings Yet)
Источник: https://goldsoch.info/analiz-stixotvoreniya-bloka-noch-ulica-fonar-apteka-2/
Ночь, улица, фонарь, аптека
Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.
Умрешь — начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.
Анализ стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека» Блока
Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека» стало переломным этапом в творчестве Блока. Он долгое время принадлежал к лагерю символистов и был достаточно знаменит в этом кругу.
Туманными стихами Блока, насыщенными таинственными и загадочными образами, восхищались люди, оторванные от реальной жизни, живущие в мире своих фантазий.
Для многих это была попытка уйти от жестокой российской действительности начала XX века. Блок разделял это желание.
С возрастом к поэту приходит жизненный опыт. Он начинает понимать всю эфемерность и бесполезность своего творчества. От реальной жизни убежать не удается никому. Блок был вынужден признать это после смерти сына и отца. В 1912 г. он пишет произведение «Ночь, улица, фонарь, аптека», поразившее современников своим мрачным настроением.
Небольшое по объему произведение, где перечисляются ничем не примечательные элементы действительности, имеет глубокое философское содержание. Блок размышляет над смыслом человеческой жизни и приходит к неутешительному выводу. В мире нет никакой высшей цели.
Человек обречен на вечное существование в узких ограниченных рамках. Проведя бессмысленную жизнь на отведенном ему кусочке мироздания, человек еще имеет надежду на лучшую участь в следующем возрождении. Но его надежда разбивается в прах. Новая жизнь также ограниченна и однообразна.
От перестановки окружающих предметов местам результат не меняется. Из замкнутого круга «исхода нет».
Блок не мог, конечно же, сразу и бесповоротно порвать с символизмом. Перечисляемые образы («ночь, улица…») являются символами однородности и мрачности окружающего мира. Они не имеют конкретного значения, взяты поэтом наугад. Отсутствие какой-либо ценности образов усиливает пессимистическое настроение.
Не случайно, что Блок выбрал в стихотворении описание городского пейзажа. В начале XX века не только в России, но и во всем мире появилась идея обреченности мира.
Одно из положений этого мнения опиралось на пагубное воздействие технического прогресса. Крупные города, в которых были наиболее заметны изменения, считались воплощением темных сил.
Они символизировали неизбежный конец человечества, утратившего понятия добра и зла.
Стих полностью пропитан темными красками. Единственный источник освещения – фонарь, который дает лишь «бессмысленный и тусклый цвет», раздражающий взгляд. Чувствуется огромная усталость Блока от жизни.
Стихотворение написано четырехстопным ямбом, имеет кольцевую композицию благодаря повторению первых и последних строк.
В целом произведение пропитано ощущением смерти, причем не только физической, но и духовной. Возрождение после смерти ничего не изменит, поэтому грань между мирами стирается. Лирическому герою становится абсолютно все равно, жив он или мертв. Ведь его обреченность остается неизменной.
Популярные тематики стихов
Читать стих поэта Александр Блок — Ночь, улица, фонарь, аптека на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.
Источник: https://rustih.ru/aleksandr-blok-noch-ulica-fonar-apteka/
Анализ стихотворения Блока Ночь, улица, фонарь, аптека
Одна из наиболее знаменитых работ Александра Александровича Блока написана им была в 1912 году. Примечательно то, что благодаря данному стихотворению имя поэта известно во всем мире. Александр Блок, как известно, был символистом.
Однако именно короткое произведение поэта означало для него переход, наверное, все-таки ближе к реализму, к простому языку и обычным вещам. Понять: почему Блок решил для себя перейти к изображению в слове простых вещей, можно прочитав его биографию.
Пережив смерти отца и собственного сына, Александр Блок понимает, что символизм, не выражающий предметов реальности его не привлекает. Поэт начинает думать о таком философском вопросе всех времен, как смысл жизни.
В стихотворении проглядываются результаты раздумий Блока о том, зачем человек приходит в этот мир. Мы четко можем увидеть мнение Александра Александровича Блока в строчках его творения.
Для него жизнь представляет собой цепочку, которую никак нельзя нарушить, все однообразно, и так далее будет продолжаться. Возможно, именно утраты в жизни подталкивают поэта омрачить в произведении человеческую жизнь.
Достаточно только взглянуть на первую же строфу, эпитеты « тусклый» и «бессмысленный» сразу дают нам понять печальный мотив стихотворения. Нельзя не сказать, что в стихотворении такой печальный напев не играет такой важной роли, как передача кратковременности бытия.
Жизнь человека только крупица по сравнению с пустыней вечности. Даже родившись заново человек увидит все то же самое, что было при прошлой жизни.
Безысходность и, возможно, отчаяние- вот понятия, которые могут передать тему стихотворения без лишнего описания. В творении поэта можно увидеть его внутреннее состояние, лирического героя в стихотворении хоть и нет, но мы, будто чувствуем его переживания.
«Исхода нет»-пишет автор, эта фраза мучила Блока после того, как он переосмыслил свои жизненные ценности. Конечно, на это понадобилось время. И не удивительно, что это короткое и, казалось бы, простое стихотворение меняет мировоззрение некоторых людей, заставляет так же переосмыслить свою жизнь, найти предназначение.
Александр Блок-это талантливый поэт, который смог переживания людей всего мира поместить в восемь строк своего произведения.
Ночь, улица, фонарь, аптека (Анализ №2)
Великий писатель, романтик – Александр Блок, но вместе с тем – он все же реалист. Его стихотворения вызывают в душе бую эмоций, которые невозможно скрыть. А. Блок написал в 1912 году, если точнее, то 10 октября, стихотворение, которое назвал необычно: «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека». Это название, тем не менее, уже как бы предсказывает о том, что будет раскрываться в поэзии Блока.
Стихотворение, как было выяснено позже, было написано в квартире писателя в городе Петербург. Позже, он ввел это стихотворение в сборник под названием «Страшный мир», который считается также циклом в литературе Блока. Также, стихотворение писателя «Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» вошло и в поэму «Пляски смерти».
Литературные критики относят произведение Блока Александра к философской лирике. В этом произведении нет конкретных лиц, но есть лирический герой, от которого и ведется повествование обо всем.
В стихотворении главный герой много размышляет о своей и вообще о жизни.
Мысли его нельзя назвать пессимистичными, но он довольно грустен и не видит выхода, в который можно было войти, и перестать волноваться о проблемах насущных в этом мире.
Жизнь представляется лирическому герою – замкнутым кругом, в котором будто бы нет выхода. Ключевые слов в этом произведении – ночь и улица, фонари и здание аптеки. Именно эти слова – образы, которые делают этот круг замкнутым.
Они как будто осуществляют мысли в реальный мир этого человеческого «я». В словах и предложениях лирического героя чувствуется грусть, печать и очень сильная усталость. Будто бы он устал, устал просто не по особенной конкретной причине, а от жизни.
Именно потому его слова и мысли – очень пессимистические. Тем не менее, не смотря на то, что пессимизм – это не всегда хорошо, лирический герой писателя в какой-то степени, прав. Ведь иногда в жизни бывают моменты, в которых хочется плакать, а если нет слез, тогда уже плохо.
Ведь когда человек плачет, с его слезами выходят горе, обида и печать. Потом становиться легче.
Также, литературные исследователи замечали, что Блок в своем произведение, которое так необычно названо, как бы противопоставляет свет – тьме, и наоборот. Вообще, в русской национальной поэзии свет означает – добро, радость и теплоту, то есть теплоту отношений, взгляды и жизненных позиций.
Но у самого Блока это означает нечто другое. У него свет – как будто бы и не играет очень важную роль, потому как для него свет – совсем не такой яркий, а наоборот, кажущийся тусклым и каким-то бессмысленным. Жизнь как бы замирает у этого столба, еще видна аптека, и стоит темная ночь.
Все это действует психологически, заставляя думать о жизни, как о замкнутом круге.
Анализ стихотворения Ночь, улица, фонарь, аптека по плану
- Анализ стихотворения Некрасова Железная дорога (6, 7 класс)Николая Некрасов – это человек очень талантливый. Именно он написал произведение, которое называлось «Железная дорога». Это произведение было создано автором в 1864 году. Недаром, оно носит такое название
- Анализ стихотворения Немые ТвардовскогоЭто стихотворение посвящено вражеским захватчикам России во время второй Мировой войны – немецким фашистам. Конечно, оно обличает их. Само название – это кличка немцев. В произведении несколько раз повторяется
- Анализ стихотворений БаратынскогоЕвгений Баратынский – практически «основатель» русской поэзии, человек, создававший поэтический язык, переводчик и патриот. Его насыщенные стихи поражают до сих пор.
- Анализ стихотворения Блока РодинаА. Блок – это один из тех, кто пережил октябрьскую революцию. Обманувшись своим ожиданиям, он все-таки не захотел уезжать из России. Здесь сыграла роль не только любовь к родине, но и надежда на то, что Россия – на самом деле сильная держава, которая
- Анализ стихотворения Водопад ДержавинаВодопад – довольно интересное название для длинной оды, ведь если посмотреть на строение практически любого стиха, то он действительно струится вниз подобно водопаду, только состоящему из слов
Источник: https://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/blok/noch-ulica-fonar-apteka
Анализ стихотворения
Образование 22 июня 2018
Стихотворение, о котором пойдет речь, несомненно, самое известное произведение в творчестве великого поэта серебряного века Александра Александровича Блока. В этой статье анализируется стихотворение “Ночь, улица, фонарь, аптека”. О чем хотел сказать Блок в своем маленьком, но очень популярном, а для многих – непонятном и загадочном творении?
Ночь, улица, фонарь, аптека
Анализировать стихотворение Блока невозможно без прочтения самого произведения. Несмотря на то что многие знают эти восемь знаменитых строк наизусть, ниже приведен оригинал стихов.
История создания
Историческое анализирование стихотворения “Ночь, улица, фонарь, аптека” показывает, что произведение было создано в 1912 году. Поэт написал его 10 октября, в петербургской квартире дома номер 57 на улице Декабристов (в то время – Офицерская улица). В настоящее время эта квартира стала музеем Блока.
Первым, кому Блок показал свои мрачные строки, стал его друг, также поэт – Василий Гиппиус. Василий Васильевич вспоминал в своих мемуарах, что был поражен унынием, царящим меж этих строк, и единственное, что он смог сказать – это заметить, что и у его дома есть аптека. На это Блок без тени улыбки ответил: “У всех домов есть аптека”.
Изначально предполагалось, что прообразом аптеки стала фармацевтическая лавка Винникова, расположенная как раз на Офицерской улице, рядом с домом Блока. Но оттуда не видно канала, который упомянут в стихах. А вот от аптеки, расположенной напротив Мариинского театра, канал видно, и поэт любил совершать в этом районе ночные прогулки.
Безысходность стихов навеяна поэту временем: грядущие перемены, буквально витающие в воздухе, вселяли в тонкие, чувствительные натуры ощущение потери, одиночества и однообразия.
Те, кто не принадлежал к революционному движению, либо боялись перемен, либо не верили в них.
Блок относился к последним, не просто не веря, а именно считая, что даже самые глобальные перемены никак не затронут естественного хода вещей:
Мрачное стихотворение о ночных улице, фонаре и аптеке анализировать помогает личная жизнь Блока: тремя годами ранее, в 1909 году, скончались маленький сын и отец Александра Александровича. Возможно, недавняя утрата также повлияла на поэта, решившего отойти от символизма, оторванного от жестокой реальности.
Видео по теме
Анализ
“Ночь, улица, фонарь, аптека” – стихотворение, удивляющее соотношением емкости и силы, относится к лирическому жанру и философской тематике “страшного мира”, очень распространенной на рубеже 19 и 20 веков.
Чтобы подчеркнуть безысходность, Александр Блок использует цикличность – стихи начинаются и заканчиваются одними и теми же словами. Так же присутствует усиление смысловой нагрузки, подчеркивающей упадническое настроение: “бессмысленный свет”, “исхода нет”, “умрешь”.
Слово “аптека” так же намекает на смертельный исход: не зря именно в цикле “Пляски смерти” представлено творение Блока о ночных улице, фонаре и аптеке. Анализируя стихотворения из этого поэтического сборника, видно, что все они связаны темой меланхолии и смерти.
Вероятнее всего, лирический герой, убитый отчаянием и уставший каждую ночь видеть одно и то же – пустынную улицу, фонарь и здание аптеки – бродит вдоль канала, размышляя о самоубийстве. Однако приходит к выводу, что единичная смерть ничего не изменит:
Следует упомянуть, хотя бы кратко, анализ стихотворения “Ночь, улица, фонарь, аптека” с морфологической точки зрения. Произведение написано в форме четырехстопного ямба, с использованием перекрестной рифмы, чаще всего встречающейся в творчестве поэта.
Философия и влияние
Анализируя стихотворение “Ночь, улица, фонарь, аптека”, можно сказать, что это произведение и на сегодняшний день является актуальным. Во все времена люди размышляли на тему жизни и смерти, об этом написано множество философских трудов.
Гениальность этих стихов Блока в том, что он всего в восьми строфах сумел емко выразить размышления каждого человека, который сталкивается с меланхолией или чувствует себя на пороге смерти, видя вокруг себя однотипную мрачную картину, как в стихотворении: ночь, аптеки, улицы и фонари. Анализ произведения не открывает, к какому ответу пришел сам Блок. Скорее всего, ценность произведения в том, что оно помогает сформулировать вопрос. А ответ, помогающий осознать, как же все будет, и что именно должно повторяться “как встарь”, каждому необходимо найти самостоятельно.
Современники Блока, анализируя стихотворение “Ночь, улица, фонарь, аптека”, называли его самым гениальным из всех, написанных в первом десятилетии 20-го века.
Источник: fb.ru
Источник: https://monateka.com/article/280173/
Тема города и страшного мира в поэзии А.А. Блока (Анализ стихотворений “Фабрика”, “Ночь, улица…”, “На железной дороге”
Инфоурок › Русский язык ›Презентации›Тема города и страшного мира в поэзии А.А. Блока (Анализ стихотворений “Фабрика”, “Ночь, улица…”, “На железной дороге”.
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд Описание слайда:
Стихотворения «Ночь, улица, фонарь, аптека…» «На железной дороге», «Фабрика» Тема города и «страшного мира» в лирике Александра Блока
2 слайд Описание слайда:
«Фабрика» 1903 Символика цвета: Желтый – увядание, тление Черный – тревога, гибель, катастрофа В соседнем доме окна жолты. По вечерам – по вечерам Скрипят задумчивые болты, Подходят люди к воротам.
И глухо заперты ворота, А на стене – а на стене Недвижный кто-то, черный кто-то Людей считает в тишине. Я слышу всё с моей вершины: Он медным голосом зовет Согнуть измученные спины Внизу собравшийся народ. Они войдут и разбредутся, Навалят на спины кули.
И в жолтых окнах засмеются, Что этих нищих провели.
3 слайд Описание слайда:
Ночь, улица, фонарь, аптека, Бессмысленный и тусклый свет. Живи еще хоть четверть века – Все будет так. Исхода нет. Умрешь – начнешь опять сначала И повторится все, как встарь: Ночь, ледяная рябь канала, Аптека, улица, фонарь. 10 октября 1912 «Ночь, улица, фонарь, аптека…»
Стихотворение «Ночь, улица, фонарь, аптека…» было написано 10 октября 1912 года, входит в цикл «Пляски смерти». Оно является одним из самых безнадёжных и трагических произведений Блока. Поэт глубоко переживал из-за отсутствия творческого начала, дисгармонии окружающей жизни, что побудило его назвать свой сборник «Страшный мир».
5 слайд Описание слайда:
Сразу можно обратить внимание на настроение лирического героя, на его состояние. Все стихотворение пронизано тоской, чувством безысходности: “Бессмысленный и тусклый свет” “Все будет так. Исхода нет” Каким настроением проникнуто стихотворение?
6 слайд Описание слайда:
Первое слово –ночь дает нам сразу же время действия и задает характер освещения. Слово улица призвано обозначить собственно «сцену»: городское пространство, ограниченное домами. Фонарь оказывается единственным источником света (а вовсе не традиционная для лирики луна). Единственный освещенный объект – это аптека, еще один, и очень специфический, признак городского пейзажа.
7 слайд Описание слайда:
Стихотворение воспроизводит действительность. Образ мрачной улицы – это философская метафора трагичности жизни. Свет лишается своего ореола. Нет свободы движения, а только имитация.
Даже смерть не может преодолеть унылого однообразия. Жизнь представляет собой череду повторяющихся событий, которые бессмысленны и скучны. Ощущение безысходности существования усиливает кольцевая композиция.
Какова основная мысль стихотворения?
8 слайд Описание слайда:
Все стихотворение представляет собой развернутую метафору: путь, дорога жизни-печальная, нескончаемая, безнадежная. Эпитеты: «бессмысленный и тусклый свет» «ледяная рябь канала» – страх, холод, смерть Гипербола: «умрешь – начнешь опять сначала» Какие поэтические приёмы использует поэт?
9 слайд Описание слайда:
Композиция этого стихотворения – зеркальная т.к.в начале и в конце стиха одинаковые строчки “ночь, улица, фонарь, аптека…” и “Аптека, улица, фонарь…”все идет по кругу, жизнь не прекращается, но и не меняется: “И повторится все как встарь…” и “Умрешь-начнешь опять сначала…” Какова композиция стихотворения?
10 слайд Описание слайда:
Марии Павловне Ивановой Под насыпью, во рву некошенном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая. Бывало, шла походкой чинною На шум и свист за ближним лесом. Всю обойдя платформу длинную, Ждала, волнуясь, под навесом.
Три ярких глаза набегающих – Нежней румянец, круче локон: Быть может, кто из проезжающих Посмотрит пристальней из окон… Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели. «На железной дороге» Вставали сонные за стеклами И обводили ровным взглядом Платформу, сад с кустами блеклыми, Ее, жандарма с нею рядом…
Лишь раз гусар, рукой небрежною Облокотясь на бархат алый, Скользнул по ней улыбкой нежною, Скользнул – и поезд в даль умчало. Так мчалась юность бесполезная, В пустых мечтах изнемогая… Тоска дорожная, железная Свистела, сердце разрывая… Да что – давно уж сердце вынуто! Так много отдано поклонов, Так много жадных взоров кинуто В пустынные глаза вагонов…
Не подходите к ней с вопросами, Вам все равно, а ей – довольно: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена – все больно. 14 июня 1910
11 слайд Описание слайда:
Символично название. Вспомним, что “железнодорожно-трамвайной” смертью погибают в русской литературе Анна Каренина, не в “своем” трамвае, то есть в чуждом ему времени, оказался лирический герой стихотворения Н. Гумилева “Заблудившийся трамвай”. Перечень можно было бы продолжить…
В авторском примечании к этому стихотворению Блок свидетельствует: “Бессознательное подражание эпизоду из “Воскресения” Толстого: Катюша Маслова на маленькой станции видит в окне вагона Нехлюдова в бархатном кресле ярко освещенного купе первого класса”.
Однако содержание стихотворения, конечно, выходит далеко за рамки “бессознательного подражания”. Смысл названия.
12 слайд Описание слайда:
Стихотворение А. Блока “На железной дороге” начинается с описания гибели героини – молодой женщины. К смерти ее возвращает нас автор и в конце произведения.
Композиция стиха, таким образом, кольцевая, замкнутая. Под насыпью, во рву некошенном, Лежит и смотрит, как живая, В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая.
Невольно думается: не сама ли это поруганная, «раздавленная» Россия? 1 строфа
13 слайд Описание слайда:
Это молодая женщина, испытавшая крушение надежд на возможное счастье: В цветном платке, на косы брошенном, Красивая и молодая. Бывало, шла походкой чинною На шум и свист за ближним лесом. Всю обойдя платформу длинную, Ждала, волнуясь, под навесом…
Каким представляете образ героини? Шла спокойно, “чинно”, но сколько, наверное, было в этом сдержанного напряжения, затаенного ожидания, внутреннего драматизма. Все это говорит о героине как о натуре сильной, которой свойственна глубина переживаний, постоянство чувств. Как на свидание, приходит она на платформу: “Нежней румянец, круче локон..
.” Приходит задолго до назначенного часа (“всю обойдя платформу длинную…”). 2-3 строфы
14 слайд Описание слайда:
А вагоны “шли привычной линией”, равнодушно и устало “подрагивали и скрипели”. В вагонах же шла своя привычная жизнь, и никому не было дела до одинокой молодой женщины на платформе. В первом и втором классах (“желтые и синие”) были холодно немногословны, отгородившись броней равнодушия от остального мира.
Ну, а в “зеленых” (вагоны III класса), не тая чувств и не стесняясь, “плакали и пели”: Вагоны шли привычной линией, Подрагивали и скрипели; Молчали желтые и синие; В зеленых плакали и пели. Вставали сонные за стеклами И обводили ровным взглядом Платформу, сад с кустами блеклыми, Ее, жандарма с нею рядом…
4-5 строфы
15 слайд Описание слайда:
Лишь однажды мелькнуло молодой женщине манящее видение – гусар с “улыбкой нежною”, но, наверное, только разбередило душу. Коль счастье невозможно, взаимопонимание в условиях “страшного мира” невозможно, стоит ли жить? Цену теряет и сама жизнь. 6 строфа Лишь раз гусар, рукой небрежною Облокотясь на бархат алый, Скользнул по ней улыбкой нежною, Скользнул — и поезд в даль умчало.
16 слайд Описание слайда:
Она заставляет нас подумать о юности – быстропроходящей, о мечтах – часто несбывшихся… Стало быть, не только у этой одной «красивой и молодой» мечты оказались пустыми и бесплодными. Так частный случай приобретает обобщающий характер. Так мчалась юность бесполезная, В пустых мечтах изнемогая… Тоска дорожная, железная Свистела, сердце разрывая… 7 строфа
17 слайд Описание слайда:
Да что — давно уж сердце вынуто! Так много отдано поклонов, Так много жадных взоров кинуто В пустынные глаза вагонов… 8 строфа Единственное восклицательное предложение в стихотворении
18 слайд Описание слайда:
Как, должно быть, унизительны, невыносимы были для героини стихотворения эти “ровные взгляды”.
Неужели ее не заметят? Неужели она не заслуживает большего?! Но она воспринимается проезжающими в одном ряду с кустами и жандармом. Обычный пейзаж для едущих в поезде. Обычное равнодушие.
Не подходите к ней с вопросами, Вам все равно, а ей – довольно: Любовью, грязью иль колесами Она раздавлена – все больно. 9 строфа
19 слайд Описание слайда:
Образ неуклонного пути, мчащейся беспощадной судьбы Образ пути, дороги
20 слайд Описание слайда:
Тема Родины в лирике А.Блока: «Русь», «Россия», цикл «На поле Куликовом», «Скифы», «Коршун»») Устно проанализируйте стихотворения. Домашняя работа
Общая информация
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Источник: https://infourok.ru/tema-goroda-i-strashnogo-mira-v-poezii-aa-bloka-analiz-stihotvoreniy-fabrika-noch-ulica-na-zheleznoy-doroge-717452.html