Краткий пересказ рассказа В. П. Астафьева «Людочка» | Литерагуру
Рассказ «Людочка» Астафьев В.П. написал в 1987 году. Повествование ведётся в третьем лице. Сюжет повествует нам о истории девушки Люды, основные события, которого, происходят в вымирающей деревне Вычуган. Автор не смог понять, почему это событие до сих пор живет в его памяти и так жжет ему сердце, поэтому решил поделиться с нами.
История, рассказанная автором, была услышана им 15 лет назад. История девушки, которую он никогда не видел и уже не увидит, названной вроде Людочкой, сидит в его памяти и жжёт сердце. Родилась героиня в деревне.
Отец был пьяницей, вскоре умер, а мать работала за копейки и вынуждена была искать помощи у новых мужчин. У Люды появился отчим, но вскоре ей предстояло расстаться с семьей: в деревне работы не было.
Мать отправила ее на заработки, пообещав помогать девушке в первое время с расчетом на помощь в старости.
Героиня решила устроиться в парикмахерскую, но навыков не хватило. Тогда она напросилась в ученицы к местной мастерице. Проверив все документы и расспросив девушку, Гавриловна вяла ее к себе, но с условиями. Договор этот был ненадолго, пока девушка не наработает на общежитие.
Девушка была огромным исключением в квартире Гавриловны, так как с юношами она была строга, а девок и вовсе жить не разрешала после ситуации с жильцами из техникума.
Жили у нее две девушки, вроде бы уважали её правила, только порядок не соблюдали, за квартиру вовремя не платили, пытались воспитывать Гавриловну, а потом стали подворовывать сахар, пирожки.
Последней каплей стало то, что они съели три поспевших огурца, над которыми старуха так корпела, не жалея спины и навоза. Потом пускала только студентов, обучала их хозяйству, уборке, а двоих даже готовить научила.
Несмотря на простоту цирюльного дела, девушке давалось оно трудно, и на мастера она так и не сдала, но осталась штатным сотрудником, подрабатывая уборщицей.
Практику она продолжила – брила налысо призывников, подстригала школьников электроножницами. Кроме того, на ней держалось все хозяйство Гавриловны.
А старуха пообещала даже, что перепишет на нее дом, коли будет также свою работу выполнять.
С работы до дому Люда ехала на трамвае до конечной остановки, а дальше шла пешком через парк вагоно-паровозного депо, погибающий оттого, что проложили через него трубу, а закопать забыли.
Так и осталась лежать черная труба, вся в изгибах, а под ней распаренная глина, позже поверх трубы стала течь горячая речка. Положили поверх трубы мост деревянный, с перилами, которые постоянно ломали, а обновляли весной.
Для удобства стояли там железобетонные скамейки.
Там обитали молодые озорники. Их вожаком был Артем-мыло с белыми волосами на голове, которые Людочка никак не могла усмирить. Как-то раз за домогательства девушка сильно ушибла его, и теперь он и его ватага отвечали героине уважением за ее непреклонность.
Однажды пошли они с Артемом на танцы. В загоне был хаос, словно выпустили зверей из клеток. Насилу вырвалась оттуда героиня и убежала. Старуха постоянно причитала о том, когда Людочка сдаст на мастера и определится с профессией, они ей мигом хорошего ухажера найдут. Девушка соглашалась со всем, ведь не будет плохого советовать человек, что столько опыта имеет.
Выглядел он как черный жук, с узкими глазами. Вместо усов над верхней губой будто черную краску размазали, а улыбался испорченными зубами. Уже в детстве Стрекач стал разбойничать, отнимая у малышей жвачки, пряники. В седьмом классе стал ходить с ножом, вселяя страх, он получал добычу без угроз и насилия – настолько его боялись.
Позже он порезал человека и его поставили на учет в милицию, а за попытку изнасиловать девушку-почтальона – сел на 3 года. Зимой Стрекач проживал на чужих дачах, оставляя угрозы поджога, поэтому владельцы стали оставлять алкоголь и закуски с пожеланием: «Миленький гость! Пей, ешь, отдыхай — только, ради Бога, ничего не поджигай!».
Все уважали Стрекача, ходили за ним, а он довольствовался и обдирал ребят то в карты, то в наперстки. С тревогой жилось людям в Вэпэрвэзэ. Свой вечер после возвращения Стрекач проводил в парке на скамье, попивая дорогой коньяк, а шпана все обещала ему цыпочек с танцев.
Увидев Люду, он схватил ее за пояс плаща, потянул и попытался усадить на колени. Не слушал он Артема, который говорил, что девушка «больная». Когда она начала сопротивляться – кинул за скамью и изнасиловал Людочку. Потом подельники повторили его «подвиг», ведь уголовник заставил их сделать это, чтобы никто его не сдал.
Когда Артемка попытался накинуть на Людочку плащ, она убежала, крича: «Мыло! Мыло!».
Вернувшись, героиня упала в обморок. Проснувшись, она решила поехать к матери за утешением и советом.
Приехала Людочка домой, мокрые руки мать вытирала об фартук, что обрамлял ее большой живот. Взглянув на дочь, поняла, что беда с ней приключилась, и какая именно беда.
Но не стала утешать Людочку, считая, что каждая баба должна пройти через это, научиться справляться с болью. Не рассчитывая на приезд Людочки, мама была рада, что у них была накоплена сметана и накачен мед.
Мама смущалась своего положения в 40 лет, но отчим сам захотел ребенка. Они планировали продать старый дом и переехать в поселок.
Люда задумалась об отчиме и о том, как он привыкал к хозяйству. Трудно, но с азартом. После сенокоса Людочка отправилась на реку, и за обмыском услышала «звериный рокот».
Девушка удивилась, когда увидела отчима, бегающего по отмели, хлопающего себя по мокрому животу и исторгающего из себя рев радости. Смеясь от забав отчима, девушка рассказал матери, как он купался.
На что мать совершенно не удивилась, сказав, что негде ему было учиться этому, все детство в ссылках да лагерях. Но человек он порядочный, может и добрый, сказала женщина, словно доказывая кому-то.
Несмотря на теплую встречу дома, общение с матерью было холодным. Может, отчим смог бы ее утешить. Ей так захотелось убежать в леспромхоз, прильнуть к его грубой груди и выплакаться. Не найдя поддержки в доме – Людочка решила уехать с самой ранней электричкой.
Вернувшись, героиня рассказала, что мама занята. Увидев на своем мешке вместо лямок две веревочки, она вспомнила рассказ матери о том, как та привязывала веревочки к люльке, совала ногу в петлю и качала ногой. Гавриловна испугалась из-за слез девушки. Людочка ответила, что жалко ей маму.
А тем временем старуха получила угрозы в адрес Люды от людей Стрекача. Она испугалась за свое жилье и попросила девушку съехать.
Людочка вспомнила, как попала в больницу с воспалением легких, проживая в совхозе. В одну из ночей она увидела в коридоре, лежа на койке, как в углу, возле печи умирает парень. Медсестра рассказала ей историю, как этот парень, вербованный из дальних мест, заболел на лесосеке и у выскочил на виске фурункул.
Обратившись за помощью, фельдшерица лишь отругала за обращение по пустяку, а спустя день сама его сопровождала в больницу, так как парень впал в беспамятство. Во скрытом черепе обнаружили гной, который начал все разрушать, поэтому парня оставили умирать в коридоре.
Людочка сидела и смотрела на него, а потом подошла и прикрыла его лицо своей ладонью. Он расслабился, успокоился, и попытался что-то выговорить «усу-усу… усу…». Девушка поняла, что он благодарит её. Жалость к юному парню, который наверняка не успел насладиться любовью, так и терзала ее. Взяв его за руку, она присела на рядом стоящую табуретку.
Глаза парня были полны надежды, он пытался шептать ей слова. Девушка подумала что он молится и стала помогать ему, но устала и заснула. Пробудившись, она увидела стекающие слезы. Пожала его руку, но он не ответил. Он постиг цену сострадания.
Предательство между живыми и умирающими всегда будет иметь место, желая человеку не мучиться, ведь сами не хотят мучиться у его постели. Отняв руку у Людочки, парень отвернулся – ведь он ожидал жертвы, а не утешения, волевое решение быть до конца с ним или даже умереть.
И может тогда произойдет чудо, появятся в нем могучие силы, что смогут вернуть к жизни его. Но, никогда живой не будет жертвовать собой ради умирающего, а один он не одолеет смерть. Людочка незаметно отошла от кровати лесоруба, и с тех пор не затихало в ней чувство вины перед покойным парнем.
Героиня жила у Гавриловны, но по ее просьбе скрывала это. И все же в парке ее вновь поймали парни. Пугая Стрекачом, они подталкивали ее к скамье и Людочка знала зачем. После изнасилования в своем кармане она стала носить бритву, желая отрезать достоинство уголовника под самый корень.
Подобный план мести Люда придумала не сама, а услышала в парикмахерской. Наглядно расстроившись, что Стрекача среди них нет, она пообещала вернуться в парк, как только переоденется в рваную одежду, а то уж не богачка.
Людочка пришла домой, переоделась в старое платье, на поясе завязала ту веревочку от своей люльки. Хотела оставить записку, но не нашла ни ручки, ни карандаша. Идя в парк, она увидела объявление о наборе молодых людей в лесную промышленность, и сразу охватило ее желание бросить все и уехать.
Но мысль о том, что там, в лесу, стрекач на стрекаче, и все с усами, перебила ее.
В парке ее ждал тополь, который она давно приметила, с торчащим корявым суком над тропой. Закинув на него веревку, она ловко завязала петлю. Деревенская жизнь научила ее многому. Забравшись на обломок тополя – надела петлю на шею.
Мысленно простившись со всеми родными и близкими, попросив прощение у Бога, если он существует, — с петлей на шее, закрыв лицо ладонями, как в детстве, она оттолкнулась ступнями и бросилась в бездну.
Она лишь почувствовало, как сердце разбухает в груди, словно сейчас сломает ребра, но оно быстро устало ослабело и все муки оставили Людочку.
Парни, что ждали Людочку, стали ругать её за опоздание. Одного послали в разведку. Приятели сразу сбежали, узнав, что девушка с собой сделала. В кафе один из них рассказал, как видел дергающееся тело. Они решили предупредить Стрекача, пока их не забрали.
На поминках отчим пришел посмотреть на Бандита, что довел Людочку до самоубийства. Мужчина сорвал крест с шеи бандита, на что тот начал угрожать ножом, чем рассмешил отчима покойной девушки. Перехватив руку Стрекача, он вырвал ее из кармана прямо с куском ткани.
Также быстро схватил его за шиворот рубашки и швырнул в канаву через кусты, на что раздался душераздирающий вопль. Вытирая руки о штаны, отчим вышел на дорожку, шпана заступила ему дорогу. Он упёрся в них взглядом. Они увидели в нем истинного главаря, непреклонного и неподкупного, которого невозможно сломать. Все разбежались, кто куда.
Кто то просто из парка, другие искать Стрекача в канаве, кто побежал за помощью, а кто то сообщить новость наполовину спившейся матери бандита о его новой судьбе, путь которого завершился. Мужчина же пошел дальше, так и дошел до конца парка. Споткнувшись, он увидел на суке оставшуюся веревку.
Неведомая сила, которую он знал раньше, но не осознанная до конца, вмиг подтолкнула его ввысь, рукой он схватился за сучок. Он лишь скрипнул и отломился. Повертев его в руке, даже понюхав, он тихо взмолился. Почему он не отломился тогда, когда нужно было?… Раскрошив древо и разбросав по сторонам, мужчина отправился домой.
Еще один стакан выпил отчим, а после засобирался в леспромхоз, и кое как поспевала за ним жена. Он взял у нее вещи Людочки, помог подняться по высоким ступенькам в вагон и нашел свободное место. Мать Людочки начала молить Богу о том, чтобы хотя бы этот ребенок вырос здоровым и сохранился полноценным.
Просила она прощение у Людочки, за то, что не смогла ее сберечь. Несмело положила голову на мужа, которое он вроде бы опустил, чтобы ей было удобнее, и вроде как прижал рукой к ее боку, чтоб было теплее.
Артемку-мыло так и не смогли расколоть, поэтому отпустили его домой. Со страху он пошел в училище связи, где лазал по столбам, ввинчивал стаканы и натягивал провода.
Также и со страху вскоре женился, быстрее всех в поселке у них родился улыбчивый и веселый кучерявый сын.
А дед смеялся, что внук уже с плоской головой, так как его щипцами вынимали, и подавно не сможет сладить с папиной профессией, так как не разберется с какого конца на столб залазить.
Спустя время в местной газете появилась заметка о моральном укладе в городе, куда Людочка и Стрекач не попали. Процент морали вырос, и начальник УВД, которому оставалось 2 года до пенсии, не хотел портить статистику двумя самоубийцами, по глупости наложившими на себя руки.
Источник: https://LiteraGuru.ru/kratkij-pereskaz-rasskaza-v-p-astafeva-lyudochka/
Краткое содержание рассказа «Людочка» по главам (В.П. Астафьев) | Литрекон
В своем кратком пересказе Многомудрый Литрекон постарался передать эмоции и атмосферу произведения, что не так легко осуществить при сокращении многих деталей. Основные события повествуют о том, как сложилась судьба деревенской девушки в городе. Сюжет наполнен трагизмом и депрессивным колоритом эпохи брежневского застоя.
Глава 1
Родилась Люда в старой увядающей деревне Вычуган. Родители были колхозниками. Отец был пьяницей, а мать, боясь что ребенок родится дураком, постаралась зачать его в редкое время от пьянств мужа. Но девочка родилась вялой, нездоровой и плаксивой. Вскоре отец умер, и словно дышать им обеим стало свободней.
У матери потом были мужики, которые пили, пели, ночевали да уходили. И лишь один тракторист из леспромхоза, пообедав, вспахав огород, переночевав – остался жить. Маме Люды он помогал по хозяйству, даже приумножил его. Девочка боялась его, хоть оснований и не было.
Когда Людочка закончила 10-й класс, мать сказала отправляться ей в город, так как в деревне делать нечего. Приехала она туда на электричке, первую ночь провела на вокзале. Утром пошла в парикмахерскую, привела себя в порядок: накрасила ногти, сделала завивку.
Хотела покраситься, но парикмахерша отказалась портить её мягкие волосы. Так и провела она там весь день на побегушках: кому мыло разведет, салфетку подаст, волосы подметет. А к вечеру напросилась в ученицы к старухе Гавриловне, что отсоветовала краситься.
Она согласилась и даже взяла Людочку к себе, пока та не научится стричь, а там и в общежитие пойдет. Старуха имела горький опыт в общении с жильцами и сделала для новой знакомой редкое исключение.
Героиня не была испорчена городом, была послушной, а Гавриловне на старость нужен был кто-то, кто принесет водички и поможет по хозяйству.
Учение давалось девушке непросто, и Людочка смогла стать лишь уборщицей. Но она не сдавалась и продолжала осваивать дело: делала дома фасонные стрижки девушкам с дискотек и не брала за это платы. Прочуяв слабину характера постоялицы, Гавриловна припрягла делать её всю домашнюю работу. Даже мазать свои ноги. За это старуха обещала Людочке прописку, а потом и вовсе переписать на нее свой дом.
Глава 2
Люда постоянно проходила мимо изуродованного парка, через которых проходила труба, разрушающая своим влиянием местную экологию. Из нее вытекала и заполняла парк мутная горячая жижа. Росли там больные и чахлые тополя, а другие деревья и вовсе сникли.
После того, как паровозы заменили тепловозами, труба засорилась, а вокруг все поросло дурнолесьем. Парк стал выглядеть так, словно его бомбили. Там и водилась, и бесчинствовала местная шпана во главе с Артемкой (прозвище – Мыло).
Он приходил к Люде на стрижку: только её руки займут ножницы, он начинал везде трогать девушку, пока не получил машинкой по голове до крови. Сам домогательства прекратил, а товарищам сказал девку не трогать.
Теперь Люда могла ходить через парк в любое время, отвечая на приветствие шпаны свойской улыбкой. Спустя время Артемка пригласил её на танцы в загон, что стоял в парке. Девушка сразу забилась в угол, в загоне царило безумие. Своего кавалера Людочка так и не нашла, а потом и вовсе убежала, кое-как отбившись от какого-то наглеца.
Гавриловна сказала, что не надо торопиться с этим, ведь у девушки хорошее будущее, и кавалер нужен достойный. Танцы же – звериная утеха, и там много девок перепортили, поэтому не стоит больше туда наведываться. Ученица соглашалась.
Гавриловна за это время прониклась к ней уважением, ведь постоялица постоянно держала дом в чистоте, и, несмотря на сильную слабость, думала лишь о том, что коль замуж выйдет – все будет уметь.
Глава 3
В то время вернулся из тюрьмы человек по прозвищу Стрекач. У него и вправду было внешнее и внутреннее сходство с насекомым: улыбался он оскалом, зубы имел порченные, а вместо усов красовалась на его лице «грязная нашлепка».
Был он преступником с детства: ходил с ножом, насилием вынуждал местных детей отдавать ему все, что есть. Уже подростком получил первый срок за многочисленные проступки: поджоги, грабеж, угрозы и т.д.
С тех пор из лагерей приезжал «как в отпуск».
Вернувшись домой, он сидел со шпаной в парке и требовал у них найти ему женщину. Но первой, кого он увидел, оказалась Людочка. Артемка-мыло попытался отвадить главаря от девушки, но Стрекач не слушал. Он изнасиловал жертву и остановился лишь, когда ее вырвало на него.
Чтобы не быть одним виновником, остальных он тоже заставил «испачкаться». Добежав до дома, она упала на ступени и потеряла сознание. Очнулась девушка уже на кровати и выпросилась съездить к матери.
Гавриловна попыталась убедить ее, что произошедшее – норма, и все женщины рождаются для этого.
Глава 4
Приехав в деревню Вычуган, Людочка увидела, что осталось лишь два дома, где есть жизнь. Дом ее матери, и старухи Вычуганихи. Остальные дома были давно заброшены, о чем свидетельствовали растущие прямо посреди изб тополь и черемуха и заколоченные досками окна.
Когда Людочка только закончила школу, старая яблоня дала большой урожай краснющих яблок, что насторожило Вычуганиху. Она запретила трогать эти яблоки, предчувствуя недоброе. В одну из ночей ветка не выдержала тяжесть плодов и обломилась. Голый и плоский ствол, словно крест, так и остался стоять позади домов, олицетворяя собой смерть еще одной русской деревни.
Вскоре умерла старуха, мужики-трактористы отвезли ее на кладбище, а Людочкина мать собрала на стол, что есть, чтоб помянуть.
Уже беременная от отчима мать героини женским чутьем сразу поняла, что случилось с дочерью, но не утешала ее, ведь
За годы жизни с пьяницей-мужем она ожесточилась и думала, что каждый должен сам со своим несчастьем справляться. Она холодно и отстраненно общалась с дочерью, все время переводя тему на их планы с новым мужем.
Пока отчим Людочки не вернулся с работы, мать отправила ее доить корову и принести дров, а сама пошла готовить похлебку. Она предложила выпить, но дочь сказала, что так и не научилась ни пить, ни стричь. Но, не Боги горшки обжигают, — лишь ответила мать.
На дойке Люда вспомнила, как нелепо отчим купался. Придя, рассказала она об этом матери, и тут она узнала, что мужчина всю жизнь сидел в лагерях, но мать горячо оправдывала свой выбор, ведь отчим был «порядочным человеком».
Вспоминая об этом, девушка подумала, что он мог бы утешить ее, но так и не смогла побороть смущение и рассказать мужчине о своей беде. Кроме того, он был очень замкнут.
В итоге она решила уехать ранним утром, на что мать никак не возразила.
Глава 5
Но Гавриловна так рано её не ждала. Девушка объяснила, что и без нее родители заняты хлопотами переезда. В душе она оправдывала мать, ведь помнила, как тяжело давалась ей жизнь с пьяницей и в нищете. Она продевала ногу в петлю и качала люльку, пока делала домашние дела. Вспоминая об этом, героиня плакала – жалела мать. А старуха жаловалась, что ее пожалеть некому.
Гавриловна рассказала, что Артемку-мыло забрали в милицию и велели ему молчать о сообщниках, иначе убьют. От Стрекача ей передали, если Людочка лишнего скажет, её гвоздями к столбу прибьют, а старухе избу спалят. А это ее последний угол. Гавриловна предложила Людочке пожить некоторое время в общежитии, а как Стрекача снова посадят в тюрьму, она девушку позовет обратно.
Старуха рассказала, что тяжкой работой добыла избу, врала, по тюрьмам ездила, часоткой и лишаем переболела, и теперь ей жаль своего угла.
Глава 6
Вспомнила тогда Люда, как лежала в больнице с воспалением легких. Там она увидела парня, который умирал по вине врачей один в коридоре. Медики не признали в его случае беды, а между тем на его голове созрел фурункул, и гной прорвался в мозг.
Тогда она сама утешала парня в последние минуты жизни. Всю ночь она ему читала стихи и молитвы. Он же наутро отвернулся, понимая, что ей – жить, а ему уже нет. Плакал он, понимая, что все хотят его смерти, чтобы самим не мучиться.
Теперь, когда она была безутешна и в горе, особо остро чувствовалась вся отверженность умирающего человека.
Ей выпало горе самой узнать лукавое человеческое сочувствие. Но не понимала она, зачем тогда притворялась, что ей жаль его, чувство стыда охватило ее. Ведь если бы она была готова остаться с ним, забрать всю его боль и муки, как раньше, может появились бы в нем неистовые силы, что могут поднять с колен человека при смерти.
Но, даже если бы этого чуда не случилось, осознание того, что она «готова отдать ему всю себя, до последнего вдоха», дало бы ей новые силы. Она предала не только молодого лесоруба, но и себя. Людочка подумала про отчима, наверняка он из таких, сильных.
Потом задумалась, может ли вообще судить людей за равнодушие к себе? В беде и одиночестве все равны, и нечего кого-то стыдить или презирать.
Глава 7
В общежитии мест до сих пор не было, поэтому Людочка жила у Гавриловны. Старуха пыталась научить девушку возвращаться домой иными путями, чтобы никто из шпаны не узнал о ее проживании в поселке. Вопреки уговорам Гавриловны – она ходила через парк, где ее и схватили парни.
Героиня поняла, что среди них нет ее обидчика. Ей было жаль, ведь она носила в кармане бритву на случай встречи. Хотела отрезать орудие его преступления. Чтобы выиграть время, она сказала, что пойдет переодеться, а то ей жаль платья, которое уже испортили насильники в тот раз.
Парни поверили и насмешками проводили ее в путь.
Дома она переоделась старое деревенское платье, взяла веревку, написала прощальное письмо, вышла и пошла к давно примеченному тополю. По пути увидела объявление о найме в лесное хозяйство, думала уехать, но вспомнила:
Дойдя до места, ловко снарядила петлю. Многое все-таки умела эта тихая девушка. Последние мысли ее были о прощении: она просила бога и родных простить ее. Потом про Бога подумала:
Глава 8
Парни рассердились на нее за опоздание, послали гонца, а он, увидев труп на тополе, прибежал обратно. Ребята разбежались и решили предупредить Стрекача.
Напоследок они выпили по одной и все недоумевали, зачем она так поступила?
Глава 9
Похоронили Людочку на городском кладбище. Мать то сдерживала себя, обслуживая пришедших, глотая соленые слезы, то голосила. Гавриловна абсолютно не сдерживалась. Плакала так, словно потеряла родную дочь, не скрывая, как привыкла к Людочке. Выпив стакан водки, мужчина «пошел покурить» и ушел в парк. Там наткнулся на разросшуюся компанию Стрекача.
Он увидел его, сначала говорил спокойно, потом нахамил на тюремном жаргоне, и, конечно, Стрекач полез за ножиком. Но отчим выбил финку вместе с куском ткани. В итоге сильный, закаленный работой мужчина быстро одолел уголовника и выбросил его в кипящее месиво реки под трубой. Преступник взвыл и обварился.
Его шпана стала подбирать иностранные пуговицы, выпавшие из кармана главаря. Заслонив отчиму дорогу, они вдруг обмякли и пропустили его, почувствовав в нем настоящего «пахана». Он-то не гнул спины перед начальниками, был настоящим авторитетом и в его сдержанном гневе чувствовалась настоящая дикая мощь.
Он ушел и по пути скрошил тот сучок, где повесилась Люда. Придя домой к Гавриловне, он выпил немного водки, но сдержал себя и не стал пить еще. Они с женой пошли к электричке.
Она еле поспевала за ним, но он делал все, чтобы ей было комфортно: нес сумку, потом нашел место в электричке, а затем еще и сел так, чтобы ей было удобно опереться.
По пути мать молилась и просила у Бога прощения за то, что не уберегла Люду. Также просила, чтобы ребенок живым родился.
Глава 10
Артем не признался в содеянном, и его отпустили. От испуга он взялся за ум, пошел учиться, женился. У него родился ребенок.
Местная милиция составила отчет о нравах в городе, но инцидент с Людой и Стрекачом не попал в него, потому что начальник отделения не хотел портить статистику перед выходом на пенсию. Эти и заканчивается рассказ «Людочка» в сокращении.
Источник: https://litrekon.ru/kratkie-soderzhaniya/lyudochka-po-glavam-astafev/
Изложение сюжета рассказа В. Астафьева «Людочка»
У них всё проходило на уровне инстинктов. Характер Людочки раскрывается во многих эпизодах рассказа. Например, в эпизоде с умирающим человеком, когда все от него отошли дона лишь Людочка его пожалела. А после его смерти все только делали вид, что им его жалко, все кроме Людочки.
В эпизоде, когда в парикмахерской к ней начал приставать Артёмка-мыло, она его порезала ножницами, после чего Артёмка-мыло больше никогда её не трогал и всем своим друзьям сказал, чтобы её не трогали. Кроме Людочки, в рассказе Виктора Астафьева есть и другие герои: мать Людочки, её отчим, Стрекач, Артёмка-мыло и другие.
Когда Людочка уже не могла переносить жизнь в городе среди ВПВРЗэшников, она приехала на время в свою родную деревню, к своей матери. Мать Людочки, рассказывая ей только о своей жизни, даже не поинтересовалась жизнью своей дочери. Поэтому Людочка ей и не рассказала, что ей пришлось пережить в городе, так как посчитала, что её матери нет никакого дела до неё.
Мать Людочки была не таким человеком, которого описывал М. Горький в начале XX века в своём романе «Мать».
Из самого названия рассказа («Людочка») видно, что в нём написано о хорошей хрупкой девушке. Людочка всё своё детство провела в деревне, со своими родителями: отцом и матерью, а после смерти отца – с отчимом. Её отчим «никак не относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Людочка в деревне росла «как вялая примороженная трава».
Когда Людочка приехала из деревни в город, она сразу же устроилась работать в парикмахерскую. С работы ей приходилось возвращаться домой через городской парк отдыха ВПВРЗ. Автор рассказа сравнивает этот парк со всей Россией: «Парк… выглядел словно бы после бомбёжки или нашествия неустрашимой вражеской конницы». В этом парке «с годами разрослось всякое дурнолесье и дурнотравие».
Виктор Астафьев с иронией называл парк «роскошным местом», потому что он был «ближней природой» в городе, но так как «человеку без природы существовать невозможно», то в парке ВПВРЗ все отдыхали и все им любовались. Парк ВПВРЗ был похож на «загон», а люди, проводившие в нём время – на «животных». У этих людей (если, конечно, их можно так назвать) всё было не по-человечески.
Они никогда не жили разумной человеческой жизнью.
Рецензия на рассказ В. Астафьева «Людочка» Каждый писатель в своих произведениях пытается отразить жизнь того времени, в котором он живёт. Великие писатели никогда не приукрашивают жизнь, описанную ими в своих произведениях.
Так в рассказе Виктора Астафьева «Людочка» описана жестокая реальность жизни. Рассказ «Людочка» В. Астафьев написал в 1989 году. Но это произведение очень актуально и сейчас, в наше время, спустя десять лет.
В этом рассказе Астафьев описал жизнь одной девушки, приехавшей в большой город из деревни. Эту девушку зовут Людочка. Так называется и рассказ Астафьева.
Рекомендуем почитать ►
Пересказ «Автостопом по Галактике» Дугласа Адамса
Она повесилась не от плохой жизни в городском парке ВПВРЗ, а из-за того, от неё все отвернулись, даже её собственная мать. Все её оставили в одиночестве. Она не была никому нужна.
В таких условиях жизни, в таком одиночестве человек может только или стать таким же существом, как эти «звери» из парка ВПВРЗ, или, не выдержав этой жизни, уйти из неё путём самоубийства.
Ведь и Артёмка-мыло, и Стрекач, и другие, подобные им отбросы общества – это люди, которых все отвергли, которые остались одни. Всех их сделало такими общество в котором они жили. Им оставалось только стать «животными», чтобы продолжать своё существование.
Людочка перед смертью говорит: «Никто ни про что не спрашивал меня – никому до меня нет дела. А душа? Да кому она нужна, та простенькая, в простенькой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа». Рассказ «Людочка» очень актуален и в наши дни. В наше тяжёлое время деморализованное общество продолжает деградировать.
И в наши дни существуют такие люди, как Людочка, от которых все отрекаются, даже родные и друзья (в следствие чего они не могут прожить в полном одиночестве и им остаётся только наложить на себя руки). Всё чаще встречаются такие отбросы общества, как Артёмка-мыло и Стрекач, которых такими сделало общество.
Написав этот рассказ, Виктор Астафьев описал жизнь не только московского парка ВПВРЗ, но и жизнь всей России. Ведь общество деградирует не только в Москве, а во всей России. Своим рассказом автор хотел показать, что может произойти с человеком, когда он остаётся один (из людей).
Такое может произойти не только с героиней этого рассказа, но и с любым другим человеком. Рассказ «Людочка» написан доступным понятным языком.
В произведении автор использовал много сравнений, причём в основном для деморализованного общества: центральный городской парк ВПВРЗ – загон, зверинец; люди – животные, стадо, звери.
Рекомендуем почитать ►
Пушкин основоположник реализма в русской литературе
В его произведении мать шла на всё ради своего сына, а в конце XX века, в рассказе В. Астафьева «Людочка» матери нет никакого дела до своей дочери. Все оставили Людочку «… теперь и самой ей предстояло до конца испить чашу одиночества, отверженности, лукавого людского сочувствия…» Об отчиме Людочки никто много и не знает, даже сам автор. Ему не известна ни его фамилия, ни его имя.
Он «никак не относился к Людочке: ни хорошо, ни плохо». Но именно он отомстил Стрекачу за Людочку. А Стрекач – это такой же обитатель парка ВПВРЗ, как и все остальные, только его отличие от остальных – это то, что многие обитатели городского парка считали его своим главарём.
Для Стрекача, так же как и для других ВПВРЗэшников не существовало никаких рамок, в нём полностью отсутствовало что-либо человеческое.
После его смерти «угнетённые, ограбленные, царапанные… обитатели железнодорожного посёлка вздохнут теперь освобождено, и будут жить теперь более или менее ладно до пришествия нового Стрекача, ими же порождённого и взращённого».
Когда Стрекач насиловал Людочку никто даже не отозвался на крики (Людочки) о помощи. Даже находящийся в это время рядом Артёмка-мыло ничего не стал предпринимать для спасения чести Людочки.
Кульминационным эпизодом рассказа является самоубийство (через повешение) Людочки.
Источник: https://www.getsoch.net/izlozhenie-syuzheta-rasskaza-v-astafeva-lyudochka/
Краткое содержание – Людочка – Астафьев
В. Астафьев – рассказ “Людочка”. В этом рассказе автор представляет нам трагическую историю деревенской девушки. Рассказу предшествует эпиграф и вступление. Эпиграф стихотворный, во вступлении читаем пушкинские строки: “Что в имени тебе моем?”.
Вступление наполнено авторскими вопросами: “Зачем я помню это? Зачем же история эта, тихо и отдельно ото всего, живет во мне и жжет мое сердце?”. И писатель тут же дает ответ: “Может, все дело в ее удручающей обыденности, в ее обезоруживающей простоте?”.
И далее он разворачивает перед читателем эту простую историю о деревенской девушке, вроде бы ничем не выделяющейся на фоне окружающих, обыкновенной, скромной, замкнутой, по-крестьянски трудолюбивой. Она живет в деревне с матерью и отчимом. Закончив десятилетку, уезжает в поселок ВПВРЗ, где поступает на работу в местную парикмахерскую. Снимает комнату у приютившей ее Гавриловны.
Рассказ о жизни героини в этом поселке предваряется у Астафьева описанием городского парка. И всюду тут мы видим запустение, разорение, издевательство человека над природой.
В парке выкопана канава, по которой течет горячая бурда – грязь и мазут. Вокруг “дурнолесье” и “дурнотравье”: растут кривоствольные черемухи, бузина, волчатник. Место полностью захламлено человеком: всюду бутылки, мусор, сломанные скамейки.
С этой ужасной картиной контрастируют лозунги, висящие в этом месте: “Ленинизм живет и побеждает!”, “Слава советскому народу, народу-победителю!”. Так писатель, используя прием контраста, говорит об огромной дистанции между планами государства и реальной жизнью.
И в деревне Вычуган, и в поселке – всюду разруха, пьянство, нищета, нравственная деградация общества. С большой иронией, даже сарказмом писатель замечает, что под этими лозунгами в парке местные жители пили, играли в карты, дрались и резались насмерть, “имали девок”.
Вот как Астафьев описывает танцы в этом парке: “В загоне-зверинце и люди вели себя по-звериному”, “Бесилось, неистовствовало стадо, творя из танцев телесный срам и бред”.
Характерное поведение отличает и жителей этого поселка. Вот Артемка-мыло, представитель местной шпаны, вот пахан и вор Стрекач, человек, способный на любую подлость и гнусность. Именно он нападает на Людочку в один из вечеров, когда она возвращается домой через парк.
Причем делает это от скуки, желая покуражиться перед приятелями. Свое отношение к этому персонажу Астафьев выражает в авторских комментариях – едких и саркастических, в презрительной интонации. В этом герое нет ничего человеческого, он подлый и примитивный тип.
Став жертвой насилия, героиня тяжело переживает случившееся. Она пытается найти поддержку у Гавриловны, в собственной семье. Однако все остаются равнодушными к ее горю.
В эти минуты Людочка вспоминает об умершем в больнице парне-лесорубе, о том, что не смогла ничем помочь ему, разделить его участь, чувствует свою острую вину перед ним. В простой душе этой девушки живут сильные и глубокие чувства.
После всего произошедшего Людочка испытывает глубокое чувство вины, стыда, отчаяния, одиночества. “Никто ни о чем не спрашивал – никому до меня нет дела!” – думает она. И она решает покончить с собой, повесившись на дереве. Горькое восклицание автора словно продолжает мысли его героини: “А душа? Да кому она нужна, та простенькая, в простенькой, в обыкновенной плоти ютившаяся душа?”
Самоубийство девушки вызывает неоднозначную реакцию окружающих. Близкие испытывают острое чувство вины, отчим Людочки расправляется со Стрекачом. В поселке же все остается по-прежнему.
Астафьев замечает: “Угнетенные, ограбленные, царапанные, резанные, битые, в страхе ожидания напастей жившие обитатели железнодорожного поселка вздохнут теперь освобожденно и будут жить более или менее ладно до пришествия нового Стрекача, ими же порожденного и взращенного”.
С горечью всматривается Астафьев в души своих героев и понимает, что это “темное царство” погубило невинную душу.
А каковы же истоки этих бед? По мысли писателя, корень этого зла – в разрыве связей народа со своей историей, в гибели русской деревни, в губительной социальной политике, когда государству нет дела до конкретного человека. В душе героев нет веры в Бога, но нет и никаких иных идеалов.
Астафьев с горечью пишет о нравах русского народа, озабоченного строительством социализма и коммунизма, когда жизнь человеческая обесценивается, когда рушатся все моральные устои, все то, чем Испокон веков был жив русский человек.
Глоссарий:
- людочка краткое содержание
- людочка астафьев краткое содержание
- астафьев людочка краткое содержание
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/kratkoe-soderzhanie-lyudochka-astafev/
Рассказ в. п. астафьева «людочка»
Рассказ в. п. астафьева «людочка». Многие современники считают В. П. Астафьева совестью нашей эпохи, тем, чем были для России Толстой и Достоевский в свое время. Действительно, в своих произведениях оценку всем событиям автор дает с позиций нравственности, пишет горькую правду, не скрывая того, что есть на самом деле.
Небольшое произведение «Людочка» вместило в себя многие проблемы, волнующие писателя: загрязнение окружающей среды, падение общественной нравственности и деградация личности, а также гибель русской деревни.
В рассказе «Людочка» раскрывается трагедия «маленького» человека. Астафьев как бы продолжает одну из излюбленных тем русской литературы XIX века.
Здесь описывается судьба несчастной деревенской девушки, которая приехала в город на поиски счастья, но натолкнулась на равнодушие и жестокость людей.
Над ней надругались, но это не самое страшное: люди, которых она любила, не захотели понять ее. И, не найдя ни в ком моральной поддержки, она покончила с собой.
Рисуя образ Людочки, автор изобразил портрет обычной русской девушки, каких у нас сотни. Людочка с детства не отличалась ни особой красотой, ни умом, но сохранила в своей душе доброту и порядочность, милосердие и уважение к людям. Девушка была слабохарактерной, и потому Гавриловна (женщина, которая ее приютила в городе) свалила на нее всю работу по хозяйству.
Но Людочка на нее не обижалась, а делала все с удовольствием. Из жалости к одинокой женщине девушка массировала ей больные ноги. Жалость и сострадание почувствовала она и к несчастному парню — лесорубу, который умирал в больнице исключительно по причине халатности врачей.
Людочка чувствовала глубокую вину перед парнем, потому что она живет, а он, такой молодой, должен умереть. Предают, предают его живые! И не его боль, не его жизнь — им свое сострадание дорого, и они хотят, чтобы скорее кончились его муки, для того чтоб самим не мучйться».
Астафьев возмущается тем, что люди не способны чувствовать чужую боль, что они ужасно эгоистичны и лицемерны. Но это не всегда их вина. Возможно, Людочка острее других почувствовала сострадание к этому парню только потому, что сама на себе это перенесла и натолкнулась на непонимание близких людей.
Мать догадалась, что с ней случилось, но не пожалела ее, потому что «русская баба обязана вынести все». А девушка была так бесконечно одинока в своей печали, ей так хотелось кому-то выплакаться, рассказать о своей беде! Это чудовищное непонимание и подтолкнуло ее к самоубийству.
Только после смерти дочери мать поняла свою ошибку. Можно ли винить ее за это? Всю жизнь эта женщина прожила в погибающей деревне Вычуган и трудилась от зари до зари.
Живя с мужемал коголиком и одна воспитывая дочь, эта женщина захотела чуть- чуть счастья, связав свою жизнь с человеком, вышедшим из тюрьмы, но не растерявшим человеческие качества.
Мать видела, как на ее глазах гибнет деревня, и поэтому отправила дочь в поселок, мол, тут делать нечего.
Изображая гибель русской деревни, писатель создает символический образ старой яблони, которая погибла только потому, что отдала все свои соки растущим на ней плодам, как мать старается отдать все лучшее своим детям.
«Голый, плоский ствол остался с расступившимися домами, словно крест с обломанной поперечиной на погосте. Памятник умирающей русской деревеньке. Еще одной». Да, умирают деревни, отдав все лучшее, все народные традиции и обычаи русскому человеку.
Вот почему большинство великих людей были выходцами из деревни.
Почему же грязь и мерзость городской суеты не запачкала деревню? Быть может, потому, что эти люди выросли на земле и впитали в себя всю прелесть русской природы? Каждая травинка, каждый кустик дорог им, все это они считают своим родным, близким.
А что же в городе? Даже то, что еще осталось от природы, сами люди испоганили, так как считали это ничьим. Какими ужасными красками описывает Астафьев отвратительную канаву в парке Вэ- Пэвэрзэ, как гибнет все живое и прекрасное рядом с ней. Живя вблизи с этой мерзостью, впитывая всю эту дрянь, сами люди становятся моральными уродами.
В образе Стрекача автор собрал все гадкое, что только может быть в человеке. Нет, не поворачивается язык назвать его человеком — это какое-то нравственно одичавшее существо, которое может издеваться только над слабым, а при встрече с более сильным поджимает хвост.
В стычке между Стрекачом и отчимом Людочки писатель на стороне последнего, хотя тот совершает самый ужасный грех — убийство. Но с такими, как Стрекач, можно бороться только такими методами.
«Людочка» Астафьева притягательна тем, что в таком маленьком произведении автор сумел поставить перед читателем ряд важнейших проблем и в яркой художественной форме изобразил картины нашей реальной жизни. Но думаю, главная задача писателя — показать, в какую пропасть мы идем.
И если вовремя не остановиться, нам грозит полное вырождение. Автор призывает всех подумать о своей душе и об окружающем мире, попытаться изменить себя, научиться любить и сострадать ближнему. Увидеть красоту мира и попытаться сохранить ее.
Ведь, как писал Достоевский, красота спасет мир.
Источник: https://www.prepodka.net/rasskaz-v-p-astafeva-lyudochka/