Эссе по обществознанию одного из моих учеников
«Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны». Ф. Аквинский.
В данном высказывании автор поднимает проблему сознательного регулирования поведения людей. Данная проблема является актуальной в условиях современного общества, характеризующегося усилением взаимосвязи и взаимозависимости людей друг с другом.
В своем высказывании автор имел в виду то, что главное проявление сознательности человека заключается в возможности определить свое поведение в соответствии с личным свободным выбором. Автор уверен, что лишь в этом случае он должен нести ответственность за свои действия, только тогда социальные санкции имеют смысл и способны воздействовать на индивида.
Я согласен с автором в том, что без свободы выбора у человека все социальные санкции бесполезны.
Рассмотрим высказывание с точки зрения социологии. В социологии выделяют способы регулирования поведения людей с помощью воли, сознания, социальных норм и потребностей.
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности,выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Сознание – это состояние человека, в котором он способен мыслить, рассуждать и отдавать себе отчет в своих поступках и чувствах.
Социальные нормы – это общепризнанные правила, образцы своего поведения, стандарты деятельности, призванные обеспечивать упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и социальных групп. Потребность – это надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения.
Способы регулирования поведения человека взаимосвязаны с проблемой свободы и ответственности. Свобода – это возможность поступать так, как тебе хочется. Полный произвол по отношению к другим людям, невозможность установления каких-либо устойчивых социальных связей.
Ядром свободы всегда выступает выбор между своими желаниями и потребностями общества, основанный на ответственности человека. Ответственность – это объективный, исторически сложившийся вид взаимоотношений личности и общества, с точки зрения сознательного осуществления предъявляемых к ним взаимных требований.
Выбор между свободой и ответственностью осуществляется в пределах сознательного выбора человека, его моральных качеств и социальных санкций общества. Социальные санкции – это средства поощрения и наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Они бывают формальными и неформальными, служащими для наказания или поощрения.
<\p>
Приведем примеры социальных реалий, подтверждающих высказывание автора. Солдат, исполняющий приказ, не несет ответственность за свои действия, если он находится при исполнении обязанностей, так как у него нет свободы выбора. Невменяемый душевнобольной человек в силу расстройства не в состоянии делать осознанный выбор поведения, поэтому УК РФ не рассматривает его в качестве субъекта совершения преступления и не предусматривает уголовную ответственность.
Таким образом можно сделать вывод, что все социальные санкции имеют смысл, если деятельность человека подчинена его разуму и воле.
<\p>
Источник: https://multiurok.ru/blog/essie-po-obshchiestvoznaniiu-odnogho-iz-moikh-uchienikov.html
Записи с меткой ЕГЭ по обществознанию
«Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания, награды и наказания были бы бессмысленны». Ф.Аквинский
Проблема, поднятая автором, ее актуальность: проблема сознательного регулирования поведения людей является актуальной в условиях современного общества, характеризующегося усилением взаимозависимости и взаимосвязи людей друг с другом.
Смысл высказывания: главным проявлением сознательности поведения человека Фома Аквинский считает возможность человека определять свое поведение с личным свободным выбором. Автор уверен, что лишь в этом случае он должен нести ответственность за свои действия, только тогда социальные санкции имеют смысл и способны воздействовать на индивида.
Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: способы сознательного регулирования поведения человека. Свобода и ответственность в поведении человека. Пределы, в которых осуществляется выбор. Роль социальных санкций в формировании определенного типа поведения людей в обществе.
Примеры: 1. Солдат, исполняющий приказ, не несет ответственности за свои действия, если он находится при исполнении обязанностей, так как у него нет свободы выбора. 2.
Невменяемый душевнобольной человек в силу психического расстройства не в состоянии делать осознанный выбор поведения, поэтому УК РФ не рассматривает его в качестве субъекта совершения преступления и не предусматривает его уголовной ответственности.
«Создает человека природа, но развивает и образует его общество». В.Г. Белинский
Проблема, поднятая автором, ее актуальность: проблема биосоциальной сущности человека, механизмы социализации.
Смысл высказывания: автор утверждает, что человек обладает двойственной сущностью, включающей в себя биологическую основу и социальную составляющую. Белинский определяет ведущую роль общества в становлении личности.
Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: человек – живой организм, биологические потребности, биологически наследуемые черты. Понятие социализации, ее этапы, механизмы, направления. Агенты социализации. Роль социального контроля в формировании личности.
Примеры: 1. Длительное отсутствие сна у человека разрушает его способность к познавательной деятельности, к адекватному поведению, самоконтролю. 2. Факты существования детей-маугли.
«Там, где великие мудрецы имеют власть, подданные не замечают их существования». Лао-Цзы
Проблема, поднятая автором, ее актуальность: проблема характера взаимоотношения государства и граждан, степени легитимности государственной власти является актуальной в условиях современных политических процессов, происходящих в мире.
Смысл высказывания: автор утверждает, что степень уважения и готовности населения подчиняться государственной власти зависят прежде всего от личностных качеств правителей, их профессионализма, средств и методов воздействия на общество.
Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: какими качествами обладают правители – великие мудрецы? При каких условиях государственная власть не раздражает общество? Государство должно выражать интересы всего общества, чтобы не было угнетенных. Оно должно реализовывать принцип социальной справедливости. Преобладающим методом должно стать убеждение, а не принуждение. Нравственный, моральный облик правителей, их преданность делу, строгое соблюдение закона.
Примеры: 1. Реализация идеи социального партнерства в современных Швеции, Дании, Австрии, основанного на согласии и взаимной ответственности бизнеса, власти, наемных работников.
В Дании самые высокие в мире налоги, а жители этой страны считают себя самыми счастливыми людьми. 2.
Противоположным примером является фашистская Германия: дискриминационная, агрессивная политика Гитлера привела к расколу немецкого общества, многочисленным жертвам и краху государства, что тяжелым бременем легло на плечи простых граждан.
«Свобода одного заканчивается там, где начинается свобода другого» М. Бакунин
Проблема, поднятая автором, ее актуальность: проблема свободы личности в обществе является актуальной в условиях формирования правового государства.
Смысл высказывания: автор утверждает, что абсолютной свободы в обществе быть не может.
Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: понятие свободы. Границы свободы. Свобода и ответственность. Социальные гарантии свободы. Закон как ограничитель свободы в правовом государстве.
Примеры: 1. Право слушать музыку, заниматься творчеством (КоАП РФ вводит ограничение до 23.00) не должно препятствовать осуществлению права на отдых других людей. 2. Свобода предпринимателя в области производства продуктов питания ограничивается требованиями соблюдения определенных санитарных норм, установленных законом.
«Культура есть неотвратимый путь человека и человечества» Н. Бердяев
Проблема, поднятая автором, ее актуальность: проблема культуры как совокупности средств и способов преобразования мира человеком и все результаты этого преобразования. ИЛИ проблема духовной культуры как способа реализации творческих потребностей и способностей человека. Аспект культурной преемственности как способ сохранения и развития человечества.
Смысл высказывания: автор утверждает, что общество не может существовать, не создавая культуру.
Для аргументации на теоретическом уровне необходимо раскрыть тезисы и понятия: понятие культуры в широком и узком смысле слова. Виды культуры: индивидуальная, коллективная. Типология культуры: народная, массовая, элитарная. Проблема диалога культур. Роль культуры в формировании личности индивида.
Примеры: 1. Школьница пишет стихи, занимается живописью – она вносит свой вклад в культуру. 2. Проявления молодежных субкультур (ЭМО, готы, панки). 3. Рок-опера «Юнона и Авось» — сочетание церковного песнопения, симфонической музыки с современной инструментальной музыкой.
Источник: https://examlevel.ru/tag/ege-po-obshhestvoznaniyu
Увещевание
Увещевание как качество личности – способность наставлять, уговаривать к добру, стыдить, поучать советами, обрабатывать, внушать, убеждать.
Часовой на КПП остановил офицера: — Я майор Петров, — говорит офицер. — Простите, — сказал часовой, — но без пропуска я вас пропустить не могу. — Оставьте формальности, часовой.
Как вам не стыдно отнимать время у своего командира? Я просто забыл пропуск, а вы меня прекрасно знаете. Часовой, действуя по Уставу, не поддаётся на уговоры.
Тут из дежурной комнаты раздаётся голос: — Что ты, Вася, всю ночь собираешься слушать эти увещевания? Без всяких увещеваний пристрели его, как этого требует Устав, и пошли в карты играть, а то водка стынет и девочки скучают.
Мудр тот, кто прислушивается к увещеваниям совести и разума. Совесть никогда не обманывает и подсказывает единственно верное решение, разум нивелирует влияние ненасытных чувств и вожделенного ума и, тем самым, увещевает человека поступать правильно.
Философ Демокрит утверждал: «Кто поддаётся увещеваниям разума, тот более способен быть добродетельным, чем тот, кто повинуется лишь закону и необходимости. Ведь тот и способен на тайное преступление, кого могут сдерживать лишь законы; напротив, кто повинуется чувству долга, тот не способен ни на тайное, ни на явное преступление».
Увещевание – призыв к Добру. Увещевание – агитация не делать плохое. Увещевание – желание достучаться до разума, обойдя преграды взбалмошных чувств и баррикады мечущегося ума. Увещевание обычно проявляется в связке с внушением, обработкой разума, наставлениями, упрашиванием и уговариванием.
Классика жанра – увещевание кота Васьки, который, несмотря на все потуги повара усовестить его и пристыдить, чхать хотел на все его увещевания.
Когда повар вернулся и увидел, что кот ест курку, он, вместо того, что бы подвергнуть его наказанию, начал увещевать его, что так делать нельзя, что это не хорошо, что о нем пойдет плохая слава и т.д.
А Васька все это слушал спокойно и продолжал доедать курицу:
(А Васька слушает, да ест.)
Тут ритор мой, дав волю слов теченью,
Не находил конца нравоученью,
Но что ж? Пока его он пел,
Кот Васька все жаркое съел.
Выражение используется, когда хотят подчеркнуть, что напрасно увещевать того, кто находится под влиянием энергии невежества и деградации, кто потерял стыд и совесть. Увещевать невежественных людей всё равно, что метать бисер перед свиньями.
Это мартышкин труд, пустое разбазаривание времени. Слова увещевателя не доходят до разума невежественного человека. Он не обращает ни наименьшего внимания на все замечания, нарекания и продолжает делать что-то плохое. Увещевание его — напрасная вещь.
Вот такой жлоб, невежественный персонаж завёлся в одном питерском доме. Двор такого дома напоминает колодец. Акустика в этих дворах лучше, чем в консерватории.
И вот, приезжая ночью на своём «Чероки», это антиувещеваемое существо, включив приёмник на полную громкость и открыв двери в машине, поднимало на ноги весь дом.
Уговоры и увещевания в ответ вызывали потоки мата и угрозы закатать всех в асфальт.
И вот однажды утром во дворе раздался рёв кастрируемого носорога. Любимая машина была пробита сверху вниз, насквозь дворницким ломом с привязанной, для стабилизации полёта, метлой. Дом в 9 этажей, так что лом даже немного в землю вошёл. Поиски метателя ни к чему не привели, а во дворе по ночам стало тихо.
Увещевания на жлоба действуют, как комариный укус на слона. Жлоб считает себя венцом мироздания, поэтому убежден, что может насаждать свою эталонную «культуру» в любом «чужом монастыре». Непонятно с какого перепугу жлоб считает, что стал «всем», хотя еще совсем недавно был «никем».
В любой обстановке он плюет и харкается, потеет и матюкается, «благоухает» так, что впору давать команду: «Газы!» Лошади вздрагивают от его смеха. Словом, это олицетворение вопиющего, нарочито агрессивного бескультурья. Культура – это всегда система ограничений. Жлобство игнорирует всякие ограничения, условности и общественные предписания.
Никакие уговоры и увещевания на него не действуют. Противоядием от жлобства служит только денежное наказание, например, штраф.
Мао Цзэдун никогда не чистил зубы. На все увещевания отвечал: — А вы видели, чтобы тигр это делал?
Увещевания абсолютны неэффективны при столкновении с деспотизмом. Увещевания, мольбы, обращения к его совести и стыду на деспота действуют, как на слона духовое ружье, заряженное горохом. Разум деспота блокирован ложным эго. В нем бушуют исключительно взбешенные чувства.
Он никого не слышит, вид увещевающей жены только распаляет его гнев. Деспот обожает унижать свою женщину перед друзьями и знакомыми, он высокомерен и лишен малейших признаков уважительности к членам своей семьи.
Швыряние предметов, рукоприкладство (без тяжелых последствий), угрозы физической расправы, сопровождаемые оскорблениями – характерный набор методов деспотичного воздействия на членов семьи.
Увещевание эффективно, если есть наглядный пример.
Школа. У девчонок 7-8 класса появилась фишка такая: у них в туалете зеркало висит. Вот эти девицы после того, как губы накрасят, зеркало целовать стали. Прикольно — отпечаток остается… А администрация подумала и решила — непорядок, антигигиена и всё такое. Обычные увещевания ничего не дали.
Видя, что увещевания не помогают, девушки, которые находились под подозрением, были вызваны в туалет для промывки мозгов. Кроме них, там же присутствовали директриса и уборщица МарьВанна.
И вот директриса вроде начинает старую песню — увещевать: — Одумайтесь, неправильно поступаете, (тра-ля- ля)… и, в конце концов, МарьВанне очень трудно всё это потом отмывать! МарьВанна, покажите, как вам трудно.
МарьВанна достает свой скребок (дальше читать вдумчиво), макает его в унитаз и бодренько начинает вытирать зеркало… Как вы думаете, были ли еще после этого губки на зеркале?
Увещевание не терпит публичности. Его не следует выставлять напоказ.
Иоанн Златоуст утверждал: «Как раны, открытые и часто подвергающиеся влиянию холодного воздуха, делаются более жестокими, так и душа согрешившая становится более бесстыдною, если пред многими обличается в том, в чем она согрешила. Не прибавляй же раны к ранам, объявляя согрешившего, но делай увещевание без свидетелей».
Надоедливые увещевания, как и непрошеные советы, вызывают отторжение и раздражение.
Двое приятелей сидят в машине, окна открыты. Идёт мама с ребенком лет 4-х, ребенок сосредоточенно волочит за собой огромную картонную коробку, мама, проявляя незаурядное терпение, спрашивает: — Детка, ну зачем тебе эта коробка? Она же грязная, ну сам подумай, что с ней делать будешь? Для чего она может пригодиться?… и т. д.
Ребенок молчит, сопит и тащит коробку, идут они медленно, поэтому нам слышны все увещевания мамы.
Когда она в очередной раз задает вопрос: — Зачем тебе эта коробка?, ребенок кидает коробку, смотрит на маму и изрекает: — Вот когда я сдохну от твоих вопросов, ты меня в ней закопаешь! Берет коробку и устремляется дальше, мама в ауте, мы в истерике!
Источник: https://podskazki.info/uveshhevanie/
WisemenAntiquity
ВОЗВРАТ
Октябрь 2017, №10
Мудрецы прошлого____________________
См. начало
I – XVI века
Персий
34 – 62
Внутрь себя углубись и познай, как бедна твоя утварь.
<\p>
Марциал
40 – 104
Уметь наслаждаться прожитой жизнью, означает жить дважды.
Плутарх
45 – 127
Уже одно притворство в добродетели незаметно производит стремление и привычку к ней.
С потребностью в необходимом вместе и вслед идет жажда избыточного.
Кто хочет пребывать в благополучии, тот должен научиться жить в нужде.
Сострадание есть горе о чужом несчастье, зависть – есть горе о чужом счастье.
Ни одно слово не принесло столько пользы, сколько множество несказанных.
Почести изменяют нравы.
Поэзия есть говорящая живопись, а живопись – молчащая поэзия.
II
век
Марк Аврелий
161 – 180
Свернись в самого себя.
Мир – изменение, жизнь – восприятие.<\p>
Аврелий Августин
354 – 430
Любовь к временному можно познать, только почувствовав сладость вечного.
Вера вопрошает, разум – обнаруживает.
V век<\p>
Боэций
480 – 524
Порок не остается безнаказанным, так как быть порочным – это уже наказание.
IX век <\p>
Рудаки
860 – 941
Беда тому, кто разумом гордится,
А сын его бездельник и тупица.
И добрый нрав, и размышлений плод
К наследнику, увы, не перейдет.
Аль-Фараби
870 – 950 <\p>
Группу людей, следующих одному и тому же мнению и ссылающихся на тот же авторитет,
ведущий их за собой, с мнением которого они все согласны, можно рассматривать как один разум,
а один разум может заблуждаться.
X век
Фирдоуси
<\p>
935-1020<\p>
Мир удивителен; и нет ни в ком
Из смертных разуменья обо всем.
Веления светил для нас темны…
Познанье выше имени и знанья, И выше свойств врожденных – воспитанье.
Коль в воспитаньи сил не оберут,
Врожденные способности замрут.
аль-Маарри
973 – <\p>
Человек благородный везде отщепенец
Для своих соплеменников и соплеменниц.
к заботе.
XI век
990 – 1022 Смерть – это стрела, пущенная в тебя, а жизнь – то мгновенье, что она до тебя летит.
Слова, которые рождаются в сердце, доходят до сердца, а те, что рождаются на языке, не идут дальше ушей. <\p>
Юсуф Баласагунский
1018 – 1086
Тем, кто не знает, я скажу по чести:
Язык карают с головою вместе.<\p>
И помни, что уменье что-то скрыть
Порой ценней уменья говорить.
Сорокалетье – вот рубеж извечный,
Попутный ветер был, теперь он встречный.
Как видишь, в этом мире счастья мало,
И все, что сладко, сладко лишь вначале.
Запомни: знанье – это ширь морская,
Которой нету ни конца, ни края.
Омар Хайям
<\p> 1048 – 1131 Не завидуй тому, кто силен и богат. За рассветом всегда наступает закат. С этой жизнью короткою, равною вздоху, <\p>
Обращайся как с данной тебе напрокат.
XIII век
Руми
1207- 1273
Зашей глаза, пусть сердце станет глазом.
Саади
1213 – 1291 Смиренье – путь высоких мудрецов.
Так гнется ветвь под тяжестью плодов.
Фома Аквинский
1225 – 1274
Человек имеет свободу выбора, ибо в противном случае советы, увещевания, назидания,
награды и наказания были бы бессмысленны.
Бар-Эбрей
1226 – 1286
Пусть мысли, заключенные в книгах, будут твоим основным капиталом,
а мысли, которые возникнут у тебя самого, – процентами на него.
Умный человек утешает себя тем, что сознает неизбежность случившегося.
Дурак утешается тем, что с другими произошло то же, что с ним.
Умный человек всегда соглашается с другим умным человеком, глупый же обычно
не соглашается ни с умным, ни с глупым.
По-настоящему богат лишь тот, кто вполне удовлетворен тем, что имеет.<\p>
Кого можно считать умным?.. Того, кто стремится лишь к достижимой цели.
Знание столь драгоценная вещь, что его не зазорно добывать из любого источника.<\p>
Хуан Мануэль
<\p>
1282 – 1348 <\p>
Лучшее, чем может обладать человек, – это знание.
Многие выражают сомнение,
что лучше: знать или обладать, уметь или иметь. Уверенно можно сказать, что разрешить это сомнение весьма просто.
Ведь истинно то, что умение сохраняет имение, а имение не дает умения.
Теряют и выигрывают великие царства не только на полях битвы, но и в сердцах поданных. <\p>
Умный терпит глупца, но глупец умного не терпит; напротив, он его всячески притесняет.
Кто не думает о конце, ошибется в начале.
V век Петрарка
1304 – 1374 Мои скромные правила таковы: ничего поспешно не осуждать, ничего назойливо не утверждать.
Чтить сильных – дешевая услуга, настощее величие души – оказывать помощь слабым.
XV век
Понтано
<\p> 1429 – 1503 <\p>
Кто хочет властвовать, должен прежде всего заботиться о двух вещах: первое – быть щедрым, второе – быть снисходительным.
1378 -1418 Опасно, когда рукоплещет глупец.
Людовик XI
1423 – 1483
Кто хочет царствовать, пусть разделяет.
Эразм Роттердамский
1469 – 1536 Иногда хорошо любить – значит хорошо ненавидеть, праведно ненавидеть – значит любить.
XVI век
Монтень
1533 – 1592
Если хочешь излечиться от невежества, надо в нем признаться.
Самая великая вещь на свете – умение принадлежать себе.
Никто не раздает всех своих денег другим, а вот свое время и свою жизнь раздает каждый;
и нет ничего, в чем бы мы были столь расточительны и в чем скупость была бы полезнее и похвальнее.
Тысячи путей уводят от цели и лишь единственный ведет к ней.
…Не достигнув желаемого, они сделали вид, будто желали достигнутого.
Подборка Г.Меш
Предыдущие публикации – в Тематическом Указателе в разделе
“
Афоризмы. Юмор. Сатира
“
НАЧАЛО ВОЗВРАТ
Источник: https://russian-globe.com/N188/WisemenAntiquity2.htm
Для начала остановимся на критериях оценки эссе, потому что если завалить один важный критерий, то всё эссе пойдёт насмарку. Речь идёт о критерии K1
При формулировании проблемы и смысла высказывания автора: 1) С одной стороны, непонимание и неумение вычленить проблему высказывания связано с отсутствием знаний по базовой науке, к которой относится цитата, а с другой стороны, с попыткой подогнать под известные проблемы, рассмотренные на уроках, в ранее написанных, прочитанных, то есть готовых эссе. 2) Неумение сформулировать проблему часто связано с отсутствием развитого словарного и терминологического запаса по базовым обществоведческим наукам. 3) Неумение сформулировать смысл высказывания автора связано с непониманием или неправильным пониманием его содержания, отсутствием необходимых обществоведческих знаний.
4) Подмена проблемы авторской позицией — связано с тем, что учащийся не видит разницы между ними. Проблема — это тема рассуждения автора. Она всегда широкая, предусматривает несколько мнений, позиций, часто абсолютно противоположных друг другу. Сущность или смысл высказывания автора — это его личный ответ на поставленный вопрос, один из нескольких существующих в науке или общественной мысли. При высказывании и аргументации собственной позиции: 1. Отсутствие аргументов связано с незнанием или игнорированием учеником требований к эссе по обществознанию, его структуре. 2. Довод выпускника лишь повторяет высказывание. 3. Ошибки в операциях с понятиями: неоправданное расширение или сужение значения рассматриваемого понятия, подмена понятий. 4. Ошибки в работе с информацией, вызванные неумением проанализировать социальный опыт. Часто примеры, приводимые выпускниками, слабо связаны с рассматриваемым положением (связь либо не прослеживается, либо поверхностна и не отражает существенных моментов). 5. Некритическое восприятие социальной информации из сообщений СМИ, Интернета. В результате непроверенные факты, несостоятельные или провокационные утверждения и предвзятые оценки нередко используются выпускниками в качестве доказательств в эссе. 6. Преобладание одностороннего взгляда на социальные явления, неумение выявлять и выстраивать причинно-следственные связи. Для удобства на черновике можно составить таблицу с основными идеями, например: Примеры для работы с высказываниями
<\p>
<\p> |
Пример эссе для анализа с детьми( простой по структуре)
Социология, социальная философия
«Функция выбора – основа личности» (Б.Ф. Поршнев)
Смысл высказывания автора я вижу в том, что возможность и умение осознанной альтернативы социального поведения является главным в жизни человека.Во-первых, что такое личность? Это активный субъект социальных связей и отношений, обладающий собственным мировоззрением. Он деятель, труженик. Яркими личностями были Наполеон, Эйнштейн, Чарли Чаплин.
Во-вторых, выбирает человек постоянно, на протяжении всей жизни. С детства ребенок стоит пред выбором – помочь или нет, совершить добрый поступок, или остаться в стороне. В процессе социализации мы усваиваем нормы, требующие социально полезного поведения.В-третьих, можно вспомнить исторический пример.
Гай Юлий Цезарь, римский полководец и политик, сделал один из важнейших выборов в истории и в своей жизни. Заявив: «Жребий брошен!», он перешел через Рубикон – границу римских владений, и введя армию в Рим, захватил единоличную власть. Рим стал империей.Таким образом, каждый из нас решает, и это важнейшее качество личности.
Лишенный возможности выбора, голоса человек, может потерять и право называться личностью, вернется в серую массу индивидов.Социология, социальная философия«Функция выбора – основа личности» (Б.Ф. Поршнев)
Сразу выполняем первый критерий (К1).
Дело в том, что если Вы не раскрываете смысл цитаты, или не обозначаете поднятую автором проблему, или делаете это неправильно, Ваше эссе просто не проверяется. За все сочинение Вы получите .
Пишем:
«Смысл высказывания автора я вижу в том, что возможность и умение осознанной альтернативы социального поведения является главным в жизни человека».
Мы просто переформулировали мысль автора. Выбор – альтернатива (синоним), человека – личности (тоже здесь аналогичный термин).
Можно было использовать и иные шаблоны начала эссе, например:
«Я поражаюсь глубине высказывания автора цитаты! Он считает, что…»
Но, если Вы не уверенны, и письменные задания даются Вам не просто, применяйте для начала простые структуры.
Далее, переходим к аргументации, она, как правило, занимает большую (до 60-70 %) часть работы.
«Предлагаю Вам рассмотреть эту мысль и конкретизировать ее»
Вы показываете, что будете аргументировать мысль.
«Во-первых, что такое личность? Это активный субъект социальных связей и отношений, обладающий собственным мировоззрением. Он деятель, труженик. Яркими личностями были Наполеон, Эйнштейн, Чарли Чаплин».
Этот план эссе – самый простой. Во-первых, во-вторых, в-третьих…
Мы раскрываем определение, данное в цитате. То есть, показываем знание теории (начинаем выполнять К2). Приводим простые примеры. Понятно, что все великие персонажи истории – яркие личности. То есть, начинаем выполнять К3 – качество аргументации!
Продолжаем:«Во-вторых, выбирает человек постоянно, на протяжении всей жизни. С детства ребенок стоит пред выбором – помочь или нет, совершить добрый поступок, или остаться в стороне. В процессе социализации мы усваиваем нормы, требующие социально полезного поведения».
Сохраняя структуру выбранного плана (это ценится), мы приводим абстрактный пример (из общественной жизни) – ребенок. Не забываем про терминологию – СОЦИАЛИЗАЦИЯ, НОРМЫ. Переходим на конкретику – МЫ. Показываем социальный оптимизм – пишем про пользу выбора личности!
Переходим к конкретной аргументации:
«В-третьих, можно вспомнить исторический пример. Гай Юлий Цезарь, римский полководец и политик, сделал один из важнейших выборов в истории и в своей жизни. Заявив: «Жребий брошен!», он перешел через Рубикон – границу римских владений, и введя армию в Рим, захватил единоличную власть. Рим стал империей».
Мы показываем знание истории, собственную интеллектуальность (это ценится), приводим корректный пример.
Теперь завершаем. Короткий итог, который венчает любой план такого творческого задания, как эссе:
«Таким образом, каждый из нас решает, и это важнейшее качество личности. Лишенный возможности выбора, голоса человек, может потерять и право называться личностью, вернется в серую массу индивидов».
Применяем вводный оборот ТАКИМ ОБРАЗОМ. Идем от противного, касаемся другого аспекта проблемы (это ценится). Не можешь выбирать – не личность (?!).
Итак, вот наше эссе готово!!!!
Образе эссе для анализа с детьми( сложное по структуре)
«Начало личности наступает намного позже, чем начало индивида». (Б.Г. Ананьев)
В своем высказывании автор поднимает проблему социализации личности. Смысл его высказывания я вижу в том, что человек, не прошедший социализацию, не сможет стать полноценным участником общественных отношений.
Вспомним, что из курса обществознания, мы знаем, что индивид – это любой представитель вида homo sapiens. Например, это новорожденный ребенок. Он не обладает языком, коммуникативными навыками, а, следовательно, не может самостоятельно жить в обществе.
Личностью мы называем полноправного активного участника общественных отношений, созидателя, труженика, деятеля. Личность обладает развитым мировоззрением, статусами и ролями. Яркими личностями были Пушкин, Достоевский, Суворов и многие другие деятели русской истории.
С точки зрения древних греков, например, личность должна была сочетать в себе не только физическую силу и мужественность, как, например, спартанский царь Леонид и его 300 спартанцев.
Но и быть развита интеллектуально, активно участвовать в общественной жизни своего полиса, быть его патриотом, защитником при необходимости.
История рассказывает нам о том, что всем известный Пифагор был Олимпийским чемпионом по кулачному бою, а Платон – в панкратионе.
Посмотрим на иной аспект проблемы. Что произойдет, если индивид не пройдет стадию социализации? Обратимся к литературе. Например, герой произведения Р. Киплинга «Маугли» не стал личностью, так как не прошел социализацию, его вырвали в младенчестве из социума.
Напротив, герой романа Д. Дефо «Робинзон Крузо», не смотря на вынужденную изоляцию от общества, остался личностью. Он применил те качества, навыки и умения, которые приобрел в рамках социализации и подчинил себе природу на своем острове.
Именно он – деятель, труженик, личность.
Таким образом, нельзя не согласиться с мнением Ананьева. Только в обществе и при его непосредственном влиянии мы можем стать личностями!
Источник: https://ob.na5bal.ru/filosofiya/1938/index.html?page=2
Adblockdetector