Добро и зло в «портрете» гоголя

Урок литературы на тему: «Исследование влияния добра и зла на талант и судьбу героев в повести Н.В. Гоголя «Портрет» (10 класс)

Тема: «Исследование влияния добра и зла на <\p>

талант и судьбу героев в повести <\p>

Н.В. Гоголя «Портрет»

Цель: <\p>

  1. Привить учащимся навык исследовательской работы с первоисточниками, справочной литературой.

  2. В ходе исследовательской работы рассмотреть влияние добра и зла на талант и судьбу героев повести.

  3. Раскрыть художественные особенности образов героев, используя компьютерные и аудио средства.

  4. Способствовать формированию активной нравственной позиции, умения вести дискуссию, навыка работы в группе.

Оборудование: компьютер, проекционный экран, мультимедийный <\p>

проектор, магнитофон, тексты повести, <\p>

Толковый словарь.

Этапы урока:

  1. Организационный момент.

  2. Активизация темы.

  3. Исследовательская работа по теме.

  4. Психологическая разгрузка (здоровьесберегающие технологии).

  5. Подведение итогов урока.

  6. Обсуждение результатов работы.

  7. Домашнее задание по выбору (Оформление черновиков сочинения).

Оформление доски:

Исследование влияния добра и зла на судьбу и талант героев повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Талант есть драгоценнейший <\p>

дар Бога – не погуби его… <\p>

Истинное назначение таланта – <\p>

служить добру.

Н.В. Гоголь

Ход урока:

1. Организационный момент

Метод –

беседа

2. Актуализация темы.

Сегодня у нас заключительный урок по повести Н.В. Гоголя «Портрет», которая входит в сборник «Петербургские повести».

В повести много проблем, обратим особое внимание на одну из них – добра и зла. Мы проведем небольшое исследование, которое поможет вам в написании сочинения. <\p>

Вы прочитали произведение, разобрали каждую часть. На сегодняшнем уроке мы обобщим ваши знания и приведем их в систему, таким образом подготовимся к написанию сочинения.

  • Сначала вспомним композицию повести (определение композиции).
  • В чем особенность построения произведения? (Части расположены не в хронологическом порядке).
  • Какие герои рассматриваются в каждой части?
  • Что связывает их? (Портрет) Является ли он героем повести? (Да, влияет на судьбы героев).

3. Исследовательская работа по теме.

  • Исследовательскую работу на уроках литературы можно проводить по многим направлениям. На уроке мы постараемся их использовать.
  • Вы поделены на три группы, каждая из которых на примере характеристики героев рассмотрит влияние добра и зла. В группах выберите по 1 художнику, который будет изображать героев с помощь карандаша, по 1 систематизатору – работаю письменно над текстами по содержанию повести, 2 человека – аналитики. Они составляют план произведения, анализируют работу групп. Выделяя самых активных учащихся с помощью

+

Метод – рассказ, демонстрация слайда № 1

Демонстрация слайда № 2

Работа в группах по направлениям: характеристики героев. Создание художественных портретов.

Метод – дискуссия +демонстрация слайдов

  1. О каком герое узнаем в начале повести? (Работаю с 1-ой группой, остальные тоже участвуют в обсуждении)

  • Как выглядит Чартков? (Старая шинель, нещегольское платье, крепко и сильно заношенный халат.)
  • Что представляет собой его жилье?
  • Был ли художник талантлив? Прежде чем ответить на этот вопрос, выслушаем архивариуса. Ему было дано задание: «Из нескольких энциклопедических источников найти определение слова «талант» – Докажите ответ.

(Молодой Чартков был художник с талантом, его кисть отзывалась наблюдательностью, занятый своей работой, мог забыть и питье, и пищу, и весь свет).

  • Перескажите момент неожиданного появления денег. Какие чувства и мысли посещают Чарткова? К чему он прислушивается?

Художник начинает работать на заказ, т.к. хочет быстрого обогащения.

  • Когда Чартков понимает, что талант его погиб? Докажите словами из текста. (Кисть его хладела и тупела)
  • Что чувствует герой? (Зависть). Какое намерение родилось в его душе?
  • Закономерна ли смерть Чарткова? Почему? (Зло начинает руководить им).
  • Где в современном мире можно встретить людей, <\p>

подобных Чарткову?

Демонстрация слайда № 3

Отчет архивариуса

2. Перескажите историю художника, создавшего портрет ростовщика

  • Какое произведение явилось примером его духовного возрождения? (Рождество Христа)
  • Что стало с его талантом? Смогло ли зло завладеть его душой? Художник сумел сохранить и возвеличить свой талант.
  • Где в современном мире можно встретить людей, подобных отцу художника Б.?

Демонстрация слайда № 4

3. – Что мы узнали о портрете в начале повести?

  • Что всех поражало? (Глаза).

Обратимся ко второй части.

  • Расскажите о человеке, изображенном на портрете? Какое чувство олицетворяет ростовщик? (Зло). Доказать.

Добро существует наряду со злом. Пропустив его через себя, невольно заражаешься им. Чтобы отобразить духовный мир, надо обладать огромной силой духа и чистотой сердца, иначе зло подчинит человека. Человек, изображая зло, как бы дает ему возможность влиять на наш мир, открывает ему окно и тем самым совершает грех. Художник служит не своему тщеславию, и даже не таланту. Он служит Богу.

  • Показывая влияние на судьбы и талант героев,

Гоголь использует прием фантастики. Что оно обозначает? (Сравнить 2 редакции окончания повести). В первой редакции повести финал был таким: после рассказа об истории страшного портрета изображение ростовщика у всех на глазах исчезает с полотна. Во второй редакции портрет во время рассказа крадут.

Как и почти 200 лет назад в современном мире людей искушает зло, господствуют власть, деньги.

Схема на доске, составленная архивариусом

Мы словесно охарактеризовали героев повести. Теперь послушаем художников. Какая главная деталь в облике? Докажите.

Визуально сравните образы, созданные вами, с работами профессиональных художников.

Демонстрация слайдов

№ 5-14

4. Психологическая разгрузка.

– Немного отдохнем. Закройте глаза. Послушайте 2 отрывка из классических произведений. Какой персонаж характеризует каждый отрывок? Докажите.

5. Подведение итогов урока.

  • Как же в повести решается проблема влияния добра и зла на талант и судьбу героев? Обратитесь к эпиграфу.
  • Таким образом, люди всегда встают перед определенным выбором. И, выбирая, человек ошибается. Если он осознает свою ошибку и исправляется – это добро, наступает духовное возрождение. Если гордыня не позволяет исправиться, то его падение окончательно – это зло.

Прослушивание аудиозаписей

Метод – беседа

6. Обсуждение результатов работы.

Аналитики сдают планы произведения и оценивают групповую работу, индивидуальные результаты сдаются учителю.

7.Домашнее задание по выбору.

Отметка

Тема сочинения

«3»

Повесть Н.В. Гоголя «Портрет». Тема, идея, композиция, герои произведения.

«4», «5»

1. Путь от таланта к гибели. Характеристика Чарткова.

2. Путь от таланта к очищению. Характеристика художника. Написавшего портрет.

3. Зло в повести Н.В. Гоголя «Портрет»

*задание повышенной трудности

Уговорите Чарткова пойти по правильному пути и сохранить свой талант. Составьте алгоритм разговора с героем. (квестовый диалог)

Демонстрация слайда <\p>

№ 15

– Письменная работа (оформление черновиков сочинения).

Гришина Марина Анатольевна

Источник: https://infourok.ru/urok_literatury_na_temu_issledovanie__vliyaniya_dobra_i_zla_na__talant_i_sudbu_geroev_v_povesti-144372.htm

Готовые школьные сочинения

Авг
24 2013

“Портрет” – повесть о судьбе художника и борьбе добра и зла – часть 1

Н. В.Гоголь.

“Портрет” – повесть о судьбе художника и борьбе добра и зла в душе человека. Рассказ учителя о работе Н. В.Гоголя над повестью, появившейся в 1835 году в составе сборника “Арабески” и встретившей неодобрительные отзывы, резкую критику В. Белинского.

Чтение отрывка из статьи Белинского “О русской повести и повестях Гоголя”. Проблемный вопрос: “Действительно ли “Портрет” есть неудачная попытка Гоголя в фантастическом роде”, а вторая часть “приделка, которая решительно ничего не стоит”?”.

Инсценирование первой редакции повести группой заранее подготовленных учеников и задания классу для домашнего чтения второй редакции, созданной Гоголем в Риме в 1841 – 42 годах. Размышления о различиях первой и второй редакций. Изменение фамилии героя (Чертков – Чартков).

Исключение мистических появлений портрета

И заказчиков, прояснение слога и развертывание реалистических характеристик второстепенных персонажей (Никита, профессор, хозяин дома, квартальный, дамы – заказчицы портрета и др.).

Обратите внимание

Центральный вопрос анализа: “Почему погиб талант художника?” Отношение Чарткова к бедности и своему труду в начале повести. Впечатление, произведенное портретом. Словесное рисование: “Чартков перед портретом ростовщика”. Сон и явь в повести.

Осуществление мечты о богатстве и славе. Секрет успеха Чарткова – угождение самолюбивым заказчикам и отход от подлинного искусства. Правда в искусстве и успех среди публики – «две вещи несовместные» для Гоголя.

Необходимость трагического отречения художника от соблазнов удобства, славы, богатства.

Судьба истинного художника в повести – обобщенный портрет Александра Иванова. Дружба Гоголя с Ивановым в Риме. Картина “Явление Мессии” и подготовительные этюды к ней. Поиски учениками среди них контрастов и аналогов портрету ростовщика: “Голова прислушивающегося”, “Голова Иоанна Крестителя”, “Голова фарисея в чалме”. “Портрет Гоголя” (1841 г.

). Размышление о том, что отличает портрет ростовщика от высокого искусства. Представление Гоголя об озаряющей силе искусства, помогающей победить низость и ужас жизни. Чартков, переходящий от молодого опьянения радостями жизни к самоутверждению в ней. Следы художественных склонностей и жажда золота, побеждающая в Чарткове даже желание славы.

Дискуссия: “Почему подлинное искусство так потрясает Чарткова и отчего им овладела страсть к разрушению?” Неосуществленность таланта, ведущая к злу, зависти и, в конечном счете, к гибели.

Вторая часть повести – история о победе души художника над злом, олицетворенным в дьявольском портрете ростовщика, облик которого в первой редакции исчезал с полотна, а во второй вновь терялся в мире сам портрет.

Размышление о смысле изменения финала и большей реалистичности позиции Гоголя в окончательном тексте повести.

Теория литературы. Фантастическое и реальное в литературе.

Внеклассное чтение. Н. В.Гоголь. “Невский проспект”, “Нос”.

Литературное творчество. Сочинение “”Петербургские повести” Гоголя и картины П. Федотова”. Сочинение-эссе «Подлинное и мнимое искусство».

В. Г.Белинский. “О русской повести и повестях Гоголя”, , “Взгляд на русскую литературу 1847 года”, “Сочинения Александра Пушкина .

Белинский — “одно из самых замечательных лиц николаевского периода”. Личность великого критика в восприятии современников (А. И.Герцен, П. В.Анненков, И. С.Тургенев, Ф. М. Достоевский, А. Я.Панаева и др.).

Важно

Борьба за утверждение “реальной поэзии” в искусстве. “Исторический взгляд” на русскую литературу — обзор статей из цикла “Сочинения Александра Пушкина”.

Разработка и пропаганда принципов “натуральной школы”. Составление “манифеста направления” на основе статей Белинского.

Эволюция взглядов критика от гегелевского признания всего действительного разумным к проповеди свободы личности и борьбы. Составление воображаемого диалога критика с самим собой.

Теория литературы. Критика как вид литературного творчества. Цели и приемы публицистики.

Внеклассное чтение. Одна из публицистических статей в современной журналистике.

Литературное творчество. Рецензия на “главную” книгу года.

А. И.Герцен. “Кто виноват?”, “Сорока-воровка”, “Былое и думы”

(обзор).

Биография, общественная деятельность, мировоззрение и судьба А. И.Герцена — главы из книги “Былое и думы”.

“Былое и думы” — исповедь, утверждающая достоинство, высокое назначение человека и веру в “благородные инстинкты человеческого сердца” (П. В.Анненков).

А. И.Герцен в России. “Семейная разладица” славянофилов и западников. Чтение глав “Наши” и “Не наши” четвертой части “Былого и дум”, сообщения учеников на тему: “Историческое развитие России в осмыслении западников и славянофилов”.

Отношение Герцена к человеку и его роли в истории. Человек как деятельный субъект истории. Размышления учеников о причинах, побудивших Герцена покинуть Россию. Роман “Кто виноват?” и повесть “Сорока-воровка”: анализ, организованный проблемным вопросом: “Какая власть — случая или закона — определяет судьбы героев этих произведений?”

Европа до 1848 года — арена “великой борьбы независимости и человеческих прав”. Причины разочарования Герцена в Европе и возрождение веры в историческую миссию России.

Отношение Герцена к событиям и людям, критерии оценки человека и события, которыми определялись эти отношения. Организация диспута: “Прав ли Герцен, утверждая, что будущность людей и народов зависит “от нас с вами”?”

“Полярная звезда” и “Колокол” — трибуна свободы слова, обращенного к России и призывающего “к великому развитию всех ее неистощимых сил”.

Совет

Словесное рисование снимков для “фотоальбома” о “грозном ритурнеле” истории и людях, в нем участвовавших (по прочитанным главам “Былого и дум”).

Теория литературы. Жанр мемуаров. Документализм и

Художественность.

Внеклассное чтение. И. Эренбург. “Люди. Годы. Жизнь”.

Литературное творчество. Полемический отклик на статью или передачу.

Герой времени. Обзор литературы и искусства 50-60-х гг.

Конец 60-х гг. для России — это эпоха надежд и ожиданий, когда поиски героя времени стали важнейшей проблемой литературы. Различное решение этой проблемы находим мы в романах И. А.Гончарова и И. С.Тургенева.

Большое влияние на формирование взглядов революционно-демократической интеллигенции на будущее России оказал социальный пафос статьи Н. А.Добролюбова “Когда же придет настоящий день?”. Отзыв-характеристика учащихся о героях произведений И. А.

Гончарова и И. С.Тургенева с опорой на суждения критиков.

На рубеже десятилетий, в период реформ, предметом пристального внимания и изучения в искусстве становится народ. Осмысление национального характера воспринимается как задача искусства. Этому посвящены стихотворения Н. А.Некрасова, музыкальные миниатюры М. П.

Мусоргского и А. С.Даргомыжского, “Портрет крестьянина” И. Н.Крамского и др. Критика социальной действительности становится доминантой в искусстве.

Изображение духовной нищеты власть имущих, страданий народа и вырождения религиозных идеалов становится главной темой творчества художника В. Г.Перова ^Чаепитие в Мытищах близ Москвы “, “Проводы покойника “, “Сельский крестный ход на Пасху”).

Сочинение-миниатюра: “Народ в русском искусстве середины XIX века” — обобщение читательских, слушательских и зрительских впечатлений.

Важнейшим событием эпохи стал раскол редакции журнала
“Современник”, получивший зачастую прямо противоположную оценку в
письмах и мемуарах современников.

Различия в понимании искусства
были во многом обусловлены различием во взглядах на будущее России,
на цели и задачи ее настоящего.

Обратите внимание

Те же процессы происходили в музыке и
живописи: наряду с академической школой живописи организуется
артель молодых художников во главе с И. Н.Крамским, положившая

начало обществу “передвижников”; наряду с Петербургской

Консерваторией организуется сообщество композиторов “Могучая кучка”. Споры о назначении искусства между революционерами-демократами и либерально настроенными писателями и сторонниками “чистого искусства”, помимо эстетического, приобретали социально-политическое значение. Песни М. П.Мусоргского на стихи Н. А.

Некрасова и увертюра-фантазия “Ромео и Джульетта” И романсы П. И.Чайковского — яркий пример различного понимания природы искусства в музыке. Составление учащимися синхронической историко-культурной таблицы.

Диспут о назначении искусства с привлечением литературно-критического материала и аппеляцией к собственным впечатлениям учащихся.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » “Портрет” – повесть о судьбе художника и борьбе добра и зла – часть 1 . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/portret-povest-o-sudbe-xudozhnika-i-borbe-dobra-i-zla-chast-1/

План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему: Из опыта работы. Урок. Н.В.Гоголь. «Портрет». Место повести в цикле «Петербургские повести»

Урок 21.  Н.В.Гоголь. «Портрет». Место повести в цикле «Петербургские повести».
Цели урока: Образовательная : – проанализировать повесть Н.В. Гоголя «Портрет». – определить тему и основные проблемы повести. Развивающая: – развить интерес к творчеству Н.В.

Гоголя – устную монологическую речь, аналитическое мышление учеников; – умение работать с текстом, словарной статьей, репродукциями. Воспитывающая:воспитывать ответственность за свою жизнь, чувство уважение к людям талантливым; – убедить учащихся , что чистота души человека зависит только от его самого; – умение различать светлые и негативные стороны жизни.

<\p>

«Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою» Н.В. Гоголь<\p>

1. Орг. момент. – Сегодня на уроке мы продолжим изучение творчества Н.В.

Гоголя, нам предстоит трудная работа: проанализировать повесть «Портрет», определить ее тему и проблему; постараемся решить делему , которая стоит и пред гениями и перед обыкновенными людьми: жить, творить, идя тернистым путём, с чистой душой, либо быть модным, жить в достатке, растратив свой талант, жизнь, продав душу. Эпиграфом к уроку мы возьмем слова Н.В.

Гоголя «Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою». Как вы понимаете эти слова?

И  как бы ни была дорога Гоголю Украина, ставшая его колыбелью, краем детства и отрочества, признание свое Гоголь обрел в России, в городе, навсегда слившемся с его судьбой … Что это за город?<\p>(Санкт – Петербург) …

Город Пушкина, а затем и Достоевского, а далее – и Блока- город литературы непременно должен стать городом Гоголя. Гоголевский Петербург, причудливо сочетающий в себе реальное и фантастическое, – страшный фантасмагорический город, воплощающий все силы зла и выражающий трагические противоречия российской действительности.

 И сегодня на уроке мы попытаемся проанализировать одну из повестей – «Портрет». Сейчас мы проверим домашнее задание. План реферата записан на доске (или спроецирован). 1. Тема художественного творчества в повести «Портрет» (художник Чартков). 2. Проблема противостояния ремесла и искусства. 3. Художник, сумевший сохранить и возвеличить свой талант, пренебрегший всем.

Художник- творец, гений. (А.Иванов). 4. Художник, занимающийся религиозной живописью, служащий Богу, получивший прощение и благословение небес. 5. Творчество – дело, прежде всего духовное, его нельзя загрязнить тщеславием.- Что вы можете сказать по данному выступлению? Учитель:

-Хорошо, а что такое тщеславие? Я просила посмотреть в словаре.

<\p>(Тщеславие – кичливое высокомерие, любовь к славе, к почитанию.)- Да, ребята, эстетическая система взглядов многопланова и позволяет по-разному понять творчество Н.В. Гоголя людям с разным типом эстетического и духовного опыта. Когда вы читали повесть, поняли что повесть читается тяжело и читать ее надо вдумчиво.

Важно

Например, Белинский вообще не понял повесть и отозвался о ней резко отрицательно. – Ребята, в повести есть такие слова: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем».

– Как вы понимаете эти слова?<\p>(Гоголь был глубоко верующим, религиозным человеком мировоззрение его отразилось в повести «Портрет», где писатель обращается к теме художественного творчества и Добра и зла в искусстве.

)

– В чем проявляется борьба Добра со злом, светлого и дьявольского начал в жизни художника Чарткова?<\p>(Чартков – способный художник, но ему хочется скорее прославиться.).
– Какой портрет он купил однажды? (Портрет ростовщика.) Кто такой ростовщик, каково значение этого слова (Ростовщие – тот, кто дает деньги в долг под большие проценты).

– Сейчас нам Маша расскажет о прототипе Чарткова.

Сообщение<\p>( Среди возможных прототипов гоголевского ростовщика исследователи называют известного в Петербурге ростовщика- индейца, которого описывает в своих мемуарах актер Каратыгин « Бронзовое лицо его было татуировано разноцветными красками, черные зрачки его, как угли, блистали на желтоватых белках с кровяными прожилками».

) – О чем думал художник, писавший портрет ростовщика в облике дьявола для церковной росписи? Прочитайте это место в повести: «Экая сила! Если я хотя вполовину изображу его так , как он есть теперь, он убьет всех моих святых и ангелов; они у меня побледнеют перед ним. Какая дьявольская сила!» – Убьет святых и ангелов … Сказано страшно, но верно: искусство способно нести зло и беды в мир, если служит злу. Искусство, выпускающее на волю нечистый дух, само становится жертвою; превращается в средство служения этому духу, как случилось в повести с мастером, создателем дьявольского портрета, либо вырождается в бездушное ремесло, что сказалось в судьбе художника Чарткова , соблазненного страстью корыстолюбия.

В первой редакции Н.В.Гоголь наделил главного героя фамилией Чертков, как вы, думаете от какого слова?<\p>(Черт – в старинных суеверных представлениях злой дух, сверхъестественное существо, олицетворяющее злое начало). Почему же во второй редакции Гоголь изменил фамилию главного героя нам остается лишь догадываться. – Что узнаем мы об этом молодом художнике в начале повести? (Он бедный, неизвестный, голодный, но очень способный.)

– О чем предупреждал Чарткова профессор живописи

? («Смотри, брат, у тебя есть талант, грешно будет, если ты его погубишь. Но ты нетерпелив. Смотри, чтоб из тебя не вышел модный живописец».) -У всех у нас жизнь состоит из белых и черных полос, а у Чарткова жизнь была сплошная черная полоса. И последней каплей явилось не только безденежье, но и выселение из квартиры. И здесь Чартков находит деньги.

– О каких двух путях раздумывает Чартков, когда видит деньги, найденные в раме портрета? (

Он думает, что можно спокойно поработать года три для себя, не торопясь, не на продажу, и быть славным художником. Но в нем раздался и другой голос, который хотел «одеться в модный фрак, разговеться после долгого поста, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую … »)- Ребята, пред Чартковым два пути, два выбора, как в сказке.

Первый путь – это Добро, второй – зло. Как вы понимаете Добро для Чарткова (Добро – это жить в бедности, но сохранить свой талант, душу) а Зло? ( «стать модным художником, жить в достатке и растратить свой талант) .

– Какой путь выбрал художник?<\p>(Он выбрал зло.

Приоделся «накупил духов, помад», дал о себе объявление в газету и стал писать картины и портреты для продажи.) – Каким живописцем он стал, угождая неразборчивой публике, рисуя «портретики за деньги»? (Чартков стал модным живописцем.) – Как Гоголь говорит о том, что он стал терять талант, мастерство? Найдите в тексте: « … Кисть его хладела и тупела …

»)

– Понимал ли это сам художник?<\p>(Многие его знакомые не могли понять, «как мог в нем исчезнуть талант. признаки которого казались уже ярко в нем в самом начале, и напрасно старались разгадать каким образом может угаснуть дарованье в человеке … но этих толков не слышал упоенный художник..

) – Действительно, ребята, все мы думаем, что талант, дарование вечно. – Какую картину он увидел в Академии художеств, куда его однажды пригласили? (Он увидел произведение русского художника, который учился живописи в Италии.

) – В образе художника, живущего в Италии и приславшего на выставку своего гениальное произведение, литературоведы усматривают черты художника Иванова, чей труд над картиной «Явление Христа народу» стал для Гоголя образцом истинной преданности искусству.

Сейчас мы с вами посмотрим репродукцию картины Иванова «Явление Христа народу» Художник Александр Иванов много лет писал свое грандиозное полотно «Явление Мессии» (Спасителя, Иисуса Христа).

– А теперь прослушайте слова самого Н.В.

Гоголя, увидевшего эту картину (уч-ся)<\p>«Где мог найти он образец для того, чтобы изобразить главное, составляющее задачу всей картины – представить в лицах весь ход человеческого обращения к Христу? Откуда мог он взять его? Из головы? Создать воображением? Постигнуть мыслию? Нет, пустяки! Холодна для этого мысль и ничтожно воображение.

Нет, пока в самом художнике не произошло истинное обращенье к Христу, не изобразить ему того на полотне. Иванов молил Бога о ниспослании ему такого полного обращения, лил слезы в тишине, прося у Него же сил исполнить им же внушенную мысль … » – Что теперь понимает Чартков, хотя им полностью завладела страсть к золоту? Найдите слова в тексте.

(Ответ чтение цитаты: «Слава не может дать наслажденья тому, кто украл ее, а не заслужил; она производит постоянный трепет только в достойном ее. И потому все чувства, и порывы его были обращены к золоту».) – Да, дарование, талант дается Богом, но его нужно заслужить и сохранить.

-Греховна ли такая всепоглощающая страсть, какую проявил Чартков?<\p>(Да) – Что почувствовал художник, когда понял, что потерял свой талант?(Чтение цитаты: (С очей его вдруг слетела повязка. Боже! И погубить так безжалостно лучшие годы своей юности, истребить, погасить искру огня … Им овладела , ужасная зависть до бешенства») – Что такое зависть? (Зависть – один из смертных грехов. О ней говорил Христос в Нагорной проповеди. А Чартковым овладела ужасная зависть, зависть до бешенства. Желчь проступала у него на лице, когда он видел произведение носившее печать таланта».

– Какое адское намерение родилось в его душе? Удалось ли ему привести его в исполнение

?(Нет). Подтвердите текстом (Чтение цитаты: «Он начал скупать всё лучшее, что только производило художество. Купивши картину дорогою ценою осторожно приносил в свою комнату и с бешенством тигра на нее кидался, рвал, разрывал ее, изрезывал на куски и топтал ногами, сопровождая смехом наслаждения».)

– Какое сравнение? (

с бешенством тигра) – Как закончил жизнь Чартков? (У него началась «жестокая горячка, соединенная с самою быстрою чахоткой … K этому присоединились все признаки безнадежного, сумасшествия …

Наконец, :жизнь его прервалась в последнем, уже безгласном, порыве страдания».) – Жизнь Чарткова закончена, а портрет ростовщика с его дьявольской силой, остался. – Как отзывались люди о портрете ростовщика? «В нём сидит нечистая сила».

«Переходя из рук в руки он приносил страдания и несчастья.)

-Как называется повесть? (

«Портрет»)Так что же здесь главное? ( Кто бы ни был хозяином портрета, он нёс ему горе .. )В чем заключается смысл названия?- А сейчас поговорим о судьбе живописца, авторе портрета ростовщика. Что вы можете сказать о нем? ( До создания портрета художник был добрым семьянином, но бедным. С написания портрета жизнь резко меняется: вдруг повалили деньги, стал бить жену, стал злым и эгоистичным) .- Как он решил очиститься от греха, подумав, что его рукой водил дьявол? (Он ушел в монастырь каяться и молиться).

– Простил ли его Бог?<\p>(Да, наверное.) – Какую картину он написал в конце жизни? (Икону «Рождество Христово».) Прочитайте выразительно описание картины, которую нарисовал художник, автор портрета ростовщика в образе дьявола в повести Гоголя «Портрет», чтобы замолить свой грех. (Чтение цитаты: «Предмет, взятый им, было Рождество Иисуса.

Совет

Целый год сидел он за ним, не выходя из кельи, едва питая себя суровой пищей, молясь беспрестанно. По истечении года картина была готова. Это было, точно, чудо кисти. Надобно знать, что ни братья, ни настоятель не имели больших сведений в живописи, но все были поражены необыкновенной святостью фигур.

Чувство божественного смиренья и кротости в лице Пречистой Матери, склонившейся над младенцем, глубокий разум в очах Божественного младенца, как будто уже что-то прозревающих вдали, торжественное молчанье пораженных божественным чудом царей, повергнувшихся к ногам его, и, наконец, святая, невыразимая тишина, обнимающая всю картину.

– все это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое». – Наверное, счастье этого художника, что он вовремя понял свою беду и решил уединиться в монастыре. Здесь же в келье посещает его уже взрослый сын. – Давайте прочитаем заповедь, которую произносит этот художник, напутствуя сына,. «Я ждал тебя, сын мой.

Тебе предстоит путь, по которому отныне потечет жизнь твоя. путь твой чист, не совратись с него. У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар) Бога – не погуби его … Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится. Человеку.

который вышел из дому в светлой праздничной одежде, стоит только быть обрызнуто одним пятном грязи из-под колеса, и уже весь народ обступил его, и указывает на него пальцем, и толкует об его неряшестве, тогда как тот же народ не замечет множества пятен на других проходящих, одетых в будничные одежды. Ибо на будничных одеждах не замечаются пятна».

– Эти слова, ребята, можно назвать гимном жизни, не только для гениев, но и для нас, обыкновенных людей. Они и сейчас актуальны.

– Это идеалы, достойные человека?<\p>(Да. В словах отца сыну есть духовная независимость от внешних обстоятельств, предпочтение ценностей духовных. Истинное искусство служит Добру. «Спасай чистоту души своей.

Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», – пишет в конце повести Гоголь.) Какой литературный прием использует автор в повести? (- Две жизни, два художника. Прием сопоставления).-И мы с: вами опять вернулись к началу урока. Эпиграф.

– Как вы понимаете эти слова (

^ Дар дается не каждому человеку. Кому же он дан, тот -должен быть чище всех душою. Обязан не растерять, не разменять на мелочи.) – Какой мы может сделать вывод: Черткова погубили не только страсть к наживе, не только развращающее влияние аристократической среды, но и отсутствие внутреннего сопротивления этому миру: он сам уничтожил в себе Божий дар.

Какова же главная тема в повести «Портрет»<\p>(Тема искусства, художественного творчества и Добра и зла в искусстве.) (Проблема противостояния ремесла и искусства.) – План реферата, который записан у нас на доске, и явился планом нашего урока. Рефлексия: О чем же мы говорили на уроке. – Ребята, я хочу еще раз вам сказать, что Гоголь раскрыл связь искусства с религией.

Из религиозной темы Н.В.Гоголь не сделал предмет теоретических или художественных изображений, он хотел, прежде всего, найти правду для самого себя, осуществить эту правду в самом себе, в своих произведениях.<\p>

Д/з : написать мини сочинение – рассуждение: 1. «Тема искусства в повести Н.В. Гоголя «Портрет».

2.

«Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/01/07/iz-opyta-raboty-urok-nvgogol-portret-mesto-povesti-v-tsikle

Роль фантастики в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н.В.Гоголь. «Портрет».)

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Разное / Роль фантастики в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н.В.Гоголь. «Портрет».)

  Скачать сочинение

    Один из самых значительных критиков своего времени, В.Г.Белинский неодобрительно отозвался о повести “Портрет”: “это есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом”.
    Вероятно, успех пушкинской “Пиковой дамы” побудил Гоголя рассказать историю о человеке, которого погубила жажда золота.

Автор назвал свою повесть “Портрет”.

Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев -художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что Гоголь хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству?
    Наверное, есть в этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х годов XIX века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.
    Художника Чарткова поначалу мы встречаем в тот момент его жизни, когда он с юношеской пылкостью любит высоту гения Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и презирает ремесленные подделки, заменяющие искусство обывателю. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не отняла у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр, обнажать ножом-кистью “отвратительного человека”. Он отвергает художников, у которых “самая природа… кажется низкою, грязною”, так что “нет в ней чего-то озаряющего”. Чартков, по признанию его учителя в живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к житейским удовольствиям, суете. Но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь и наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство, становятся его кумирами. Своим успехом Чартков обязан тем, что, рисуя портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на бескорыстное произведение таланта — рисунок Психеи, где слышалась мечта об идеальном существе. Но идеал был не живым и, только соединившись со впечатлениями реальной жизни, стал притягательным, а реальная жизнь обрела значительность идеала. Однако Чартков солгал, придав незначительной девице облик Психеи. Польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. И талант стал покидать Чарткова, изменил ему. “Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою”, — говорит отец сыну во второй части повести. И это почти дословный повтор слов Моцарта в пушкинской трагедии: “Гений и злодейство — две вещи несовместные”. Но для Пушкина добро — в природе гениальности. Гоголь же пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла и губит себя и талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. Талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушительным для личности.
    Чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее многоцветности, изменчивости, трепете. Его портреты утешают заказчиков, но не живут, они не раскрывают, а закрывают личность, натуру. И несмотря на славу модного живописца, Чартков чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству. Замечательная картина художника, усовершенствовавшегося в Италии, вызвала в Чарткове потрясение. Вероятно, в восхищенном контуре этой картины Гоголь дал обобщенный образ знаменитого полотна Карла Брюллова “Последний день Помпеи”. Но потрясение, испытанное Чартковым, не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого необходимо отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.
    Что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло мира? Гоголь двойственно ответил на этот вопрос. Реальное объяснение судьбы Чарткова столь же возможно, как и мистическое. Сон, приводящий Чарткова к золоту, может быть и осуществлением его подсознательных желаний, и агрессией нечистой силы, которая поминается всякий раз, как речь заходит о портрете ростовщика. Слова “черт”, “дьявол”, “тьма”, “бес” оказываются в повести речевой рамой портрета.
    Пушкин в “Пиковой даме” по существу опровергает мистическое истолкование событий. Повесть, написанная Гоголем в год появления и всеобщего успеха “Пиковой дамы”, является ответом и возражением Пушкину. Зло задевает не только подверженного соблазнам успеха Чарткова, но и отца художника Б., который писал портрет ростовщика, похожего на дьявола и самого ставшего нечистой силой. И “твердый характер, честный прямой человек”, написав портрет зла, чувствует “тревогу непостижимую”, отвращение к жизни и зависть к успехам талантливых своих учеников.
    Художник, прикоснувшийся ко злу, написавший глаза ростовщика, которые “глядели демонски-сокрушительно”, уже не может писать добро, кистью его водит “нечистое чувство”, и в картине, предназначенной для храма, “нет святости в лицах”.
    Все люди, связанные с ростовщиком в реальной жизни, гибнут, изменив лучшим свойствам своей натуры. Художник, который воспроизвел зло, расширил его влияние. Портрет ростовщика отнимает у людей радость жизни и пробуждает “тоску такую… точно как будто бы хотел зарезать кого-то”. Характерно стилистически это сочетание: “точно как будто бы…” Разумеется, “точно” употреблено в смысле “как”, чтобы избежать тавтологии. Вместе с тем сочетание “точно” и “как будто бы” передает свойственную Гоголю манеру детализированного реалистического описания и призрачности, фантастического смысла событий.

    Повесть “Портрет” не несет успокоения, показывая, насколько все люди, независимо от свойств своего характера и высоты убеждений, подвержены злу Гоголь, переделав финал повести, отнимает надежду на искоренение зла. В первой редакции облик ростовщика таинственно испарялся с полотна, оставив чистым холст. В окончательном тексте повести портрет ростовщика исчезает: зло опять пошло бродить по свету.

7468 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Разное / Роль фантастики в одном из произведений русской литературы XIX века. (Н.В.Гоголь. «Портрет».)

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00091201184864092398/

Добро и зло в повести Н. В. Гоголя «Портрет» Гоголь назвал свою повесть «Портрет». Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев, худ

Задани 04. Чертеж отрезков. По заданным координатам концов отрезка ав построить его комплексный чертеж. Определить положение отрезка относительно плоскостей проекций
Документ

Задание1. 05.1 По заданным координатам построить комплексный чертеж треугольника АВС и прямой MN. Найти точку пересечения прямой MN с непрозрачной пло…полностью>>

Билеты по геометрии для проведения устного

Документ

1. Приведите формулы площади прямоугольника и площади параллелограмма. Приведите примеры применения площади прямоугольника либо площади параллелограмм…полностью>>

Дизайн какой полиграфической продукции Вы хотели бы заказать?

Документ

выделенный на проект и сроки (если у Вас есть бюджет и сроки, которые выделены на дизайн, просим Вас указать их) Дополнительные вопросы, которые могут…полностью>>

Контактные телефоны: 27-90-05, 89036327517 Андрей

Документ

) Полотенце круг 50 КПБ 1,5 400 Полотенце кухонное 0 КПБ х 440 Полотенце махр в ассортименте 50- 80 Бязь Ивановская(100гр….полностью>>

Добро и зло в повести Н.В. Гоголя
«Портрет»

Гоголь
назвал свою повесть «Портрет».

Обратите внимание

Потому
ли, что портрет ростовщика сыграл роковую
роль в судьбе его героев, художников,
судьбы которых сопоставлены в двух
частях повести? Или потому, что автор
хотел дать портрет современного общества
и талантливого человека, который гибнет
или спасается вопреки враждебным
обстоятельствам и унизительным свойствам
натуры? Или это портрет искусства и души
самого писателя, пытающегося уйти от
соблазна успеха и благополучия и очистить
душу высоким служением искусству?
    Наверное,
есть в этой странной повести Гоголя и
социальный, и нравственный, и эстетический
смысл, есть размышление о том, что такое
человек, общество, искусство. Современность
и вечность сплетены здесь так неразрывно,
что жизнь русской столицы 30-х годов Х1Х
века восходит к библейским размышлениям
о добре и зле, об их бесконечной борьбе
в человеческой душе.<\p>

Повесть
Н.В.Гоголя «Портрет» состоит из двух
взаимосвязанных частей. Первая часть
повести рассказывается о молодом
художнике по фамилии Чартков. Увидев
в лавке странный портрет старика с
пронзительными глазами, Чартков готов
отдать за него последний двугривенный.
Нищета не отнимает у него способности
видеть красоту жизни и с увлечением
работать над своими этюдами. Он тянется
к свету и не хочет превращать искусство
в анатомический театр и обнажать
ножом-кистью «отвратительного человека».
Он отвергает художников, у которых
«самая природа… кажется низкою, грязною»,
так что «нет в ней чего-то озаряющего».
Чартков покупает портрет и несет его в
свой бедный дом. Дома он рассматривает
портрет лучше, и видит, что теперь живы
не только глаза, ни и все лицо, кажется,
будто старик вот-вот оживет. Молодой
художник ложится спать, и ему снится,
будто старик вылез из своего портрета,
и показывает мешок, в котором множество
свертков с деньгами. Художник незаметно
прячет один из них. Утром он действительно
обнаруживает деньги. А что же происходит
с главным героем далее? Как
только деньги, чудом выпавшие из рамы
портрета, дают Чарткову возможность
вести рассеянную светскую жизнь,
наслаждаться благополучием, богатство
и слава, а не искусство становятся его
кумиром. Чартков нанимает
новую квартиру, заказывает о себе в
газете похвальную статью и начинает
писать модные портреты. Причем сходство
портретов и<\p>

заказчиков – минимальное,
так как художник приукрашивает лица и
убирает изъяны. Деньги текут рекой.
Чартков сам удивляется, как он мог раньше
придавать столько значения схожести и
тратить столько времени на работу над
одним портретом. Чартков становится
модным, известным, его всюду приглашают.
Академия художеств просит высказать
его свое мнение по поводу работ одного
молодого художника. Чартков собирается
было раскритиковать, но вдруг видит,
как великолепно творчество молодого
таланта. Он понимает, что когда-то
променял свой талант на деньги. Но
потрясение, испытанное Чартковым от
прекрасной картины не пробуждает его
к новой жизни, потому что для этого надо
было отказаться от погони за богатством
и славой, убить в себе зло. Чартков
избирает другой путь: он начинает
изгонять из мира талантливое искусство,
скупать и резать великолепные полотна,
убивать добро. И этот путь ведет его к
сумасшествию и смерти.

Источник: http://site-to-you.ru/sty/index-id=152924.php

Сочинение

Итоговое задание для всех учащихся Подведение итогов урока. Что же вещное, а что вечное? Вещное – зло. Вечное – добро. Сочинение “Добро и зло в повести Н. В. Гоголя “Портрет”.

“…Соседство первой и второй частей в “Портрете” Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы. И так будет всегда. Ведь портрет исчезает.

Зло гуляет по свету, находя новые жертвы… Зачем это автору? Мне кажется, что автор ещё раз призывает художника к осторожности, внимательности, ответственности, призывает, прежде всего хранить чистоту сердца, “бодрствовать” душой.”.

Слайд 20 из презентации «Цикл Петербургских повестей Гоголя». Размер архива с презентацией 636 КБ.

Скачать презентацию<\p> краткое содержание других презентаций

«Басни Крылова про 1812» – Полководец Кутузов. Как рисует Крылов политическую ситуацию. Мозговая атака. Исторический комментарий. Акростих. Комментарий историков. Кутузов. Басня «Волк на псарне». Басня. Лексическая работа. Притча. История события. Война с Наполеоном. Аллегории. Лошадь молодая. Иван Андреевич Крылов. Отечественная война. Отражение исторических событий. События 1812 года.<\p>

«Детство и юность Пушкина» – Происхождение. Пушкин Александр Сергеевич. Детство и Юность. Пушкин родился 26 мая (6 июня ) 1799 г. в Москве . Юность. Любимыми авторами молодого Пушкина были Вольтер и Парни. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года. Здесь юный поэт пережил события Отечественной войны 1812 года . В лицейский период Пушкиным было создано много стихотворных произведений. Детство.<\p>

«Стихотворения Рубцова» – Мотивы и образы в поэзии Н.М.Рубцова. Стихотворение Н.Рубцова. Б.Кустодиев «Сенокос». Северный пейзаж. Связь поэзии, живописи и музыки. Размышления после урока. Душа человека. Н.М.Рубцов. Стихи Н.М.Рубцова. Роль цвета. Обсуждение стихотворения. Рисуем северный пейзаж.<\p>

«Л.Толстой «После бала»» – Что влияет на душевное состояние человека. Из дневника Л.Н.Толстого. На балу. Н. Ге Портрет Л. Н. Толстого. После бала. Анализ текста. Антитеза. Роль контраста цвета и звука в рассказе Л. Толстого . Перекличка эпох в рассказе «После бала». Автор подчёркивает контраст. История создания рассказа. Цель урока. Эксперимент. Творческая работа. Бал. Л. Н. Толстой “После бала”. Композиция рассказа. Улица.<\p>

«Создание комедии «Ревизор»» – Художник Ф.Моллер. Н.В.Гоголь и А.С.Пушкин. Роды литературы. Артемий Филиппович Земляника. Эпиграф к комедии. И.И.Сосницкий. Актуализация знаний о жизни и творчестве писателя. События, повлиявшие на создание комедии. Краткие сведения о Н.В.Гоголе. Иван Алексеевич Хлестаков. Ревизор. Произведения. Сценическая история комедии. Аммос Федорович Ляпкин-Ляпкин. Роль городничего. Царь на представлении комедии.<\p>

«Стихи Гамзатова» – Пушкинские традиции. Всеотзывчивость. Основная мысль стихотворения. Существенное значение. Своеобразие идейно-образной системы. Основная мысль. Стихотворный размер. Пушкинские традиции в творчестве Расула Гамзатова. Семейные истоки любви. Полемика. Сравнительный анализ стихотворений. Наставник и учитель.<\p> Всего в теме «Литература 8 класс» 71 презентация

Источник: http://5klass.net/literatura-8-klass/TSikl-Peterburgskikh-povestej-Gogolja/020-Sochinenie.html

Повесть Н. В. Гоголя «Портрет» состоит из двух взаимосвязанных частей

Повесть Н. В. Гоголя «Портрет» состоит из двух взаимосвязанных частей – страница №1/1

Добро и зло в повести Н.В. Гоголя «Портрет»

Гоголь назвал свою повесть «Портрет».

Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев, художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что автор хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству?

    Наверное, есть в этой странной повести Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство. Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х годов Х1Х века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.

Повесть Н.В.Гоголя «Портрет» состоит из двух взаимосвязанных частей.<\p> Первая часть повести рассказывается о молодом художнике по фамилии Чартков. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный. Нищета не отнимает у него способности видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами.

Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр и обнажать ножом-кистью «отвратительного человека». Он отвергает художников, у которых «самая природа… кажется низкою, грязною», так что «нет в ней чего-то озаряющего». Чартков покупает портрет и несет его в свой бедный дом.

Дома он рассматривает портрет лучше, и видит, что теперь живы не только глаза, ни и все лицо, кажется, будто старик вот-вот оживет. Молодой художник ложится спать, и ему снится, будто старик вылез из своего портрета, и показывает мешок, в котором множество свертков с деньгами. Художник незаметно прячет один из них. Утром он действительно обнаруживает деньги.

А что же происходит с главным героем далее? Как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести рассеянную светскую жизнь, наслаждаться благополучием, богатство и слава, а не искусство становятся его кумиром. Чартков нанимает новую квартиру, заказывает о себе в газете похвальную статью и начинает писать модные портреты.

Причем сходство портретов и

заказчиков – минимальное, так как художник приукрашивает лица и убирает изъяны. Деньги текут рекой. Чартков сам удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом. Чартков становится модным, известным, его всюду приглашают.

Академия художеств просит высказать его свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирается было раскритиковать, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. Он понимает, что когда-то променял свой талант на деньги.

Но потрясение, испытанное Чартковым от прекрасной картины не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого надо было отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь: он начинает изгонять из мира талантливое искусство, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.

Важно

Что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло мира?<\p>

Зло задевает не только подверженного соблазнам успеха Чарткова, но и отца художника Б.

, который писал портрет ростовщика, похожего на дьявола и самого ставшего нечистой силой. И «твердый характер, честный прямой человек», написав портрет зла, чувствует «тревогу непостижимую», отвращение к жизни и зависть к успехам талантливых своих учеников.

Он уже не может писать добро, кистью его водит «нечистое чувство», и в картине, предназначенной для храма «нет святости в лицах».

Видя корысть, ничтожность, «земность» людей, писатель негодует и поучает.  Художник, отец рассказчика второй части Б., искупая зло, которое совершил он, написав портрет ростовщика, уходит в монастырь, становится отшельником и достигает той высоты духовной, которая позволяет ему написать рождество Иисуса. Приняв постриг в монахи, он завещает сыну найти и уничтожить портрет. Он говорит: «Кто заключает в себе талант, тот чище всех должен быть душою».<\p>

 Соседство первой и второй частей в «Портрете» Гоголя призвано убедить читателя в том, что зло способно овладеть любым человеком независимо от его нравственной природы. И так будет всегда. Ведь портрет исчезает. Зло гуляет по свету, находя новые жертвы…<\p>

Зачем это автору? Мне кажется, что автор ещё раз призывает художника к осторожности, внимательности, ответственности, призывает, прежде всего хранить чистоту сердца, «бодрствовать» душой.<\p>

Источник: http://davaiknam.ru/text/poveste-n-v-gogolya-portret-sostoit-iz-dvuh-vzaimosvyazannih-c

Ссылка на основную публикацию