Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности

Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности

ID: 13571

Название работы: Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности

Категория: Эссе

Предметная область: Логика и философия

Описание: Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Б. М. Теплов Выбранное мною высказывание связано с ролью деятельности в развитии человеческих способностей в формировании личности. Данная тема крайне актуальна в современном мире и отно

Язык: Русский

Дата добавления: 2013-05-12

Размер файла: 30 KB

Работу скачали: 124 чел.

Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. (Б. М. Теплов)

Обратите внимание

Выбранное мною высказывание связано с ролью деятельности в развитии человеческих способностей, в формировании личности. Данная тема крайне актуальна в современном мире и относится к числу традиционных, так как на развитие индивида влияет множество факторов.

Рассматривая человеческую природу и говоря о врожденных и приобретенных качествах, мы должны обязательно коснуться тех внутренних и внешних сил, которые помогают людям проявлять и реализовывать себя, находить свое место в мире.

Надо с пониманием относиться  к вопросу развития человека.

Советский психолог, Борис Михайлович Теплов, полагал, что никакая способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности.

Таким образом, Теплов считает, что задатки не могут получить свое развитие только в процессе социализации, сопровождаемой деятельностью человека.

Я целиком и полностью согласна с автором высказывания и также полагаю, что никакие задатки не могут развиться сами по себе, что их необходимо взращивать в себе, а это возможно только в процессе деятельности и взаимодействия с обществом.

Под деятельностью понимается особая форма активности, присущая лишь человека. Деятельность отличается целенаправленностью. Цель практически любой деятельности – конструирование, создание самого человека.

Деятельность бывает учебная трудовая и игровая. Учебная деятельность дает человеку новые знания о мире, позволяет приобщиться к опыту прошлых поколений.

Труд (а на начальном этапе жизни игра) развивает социально-значимые качества человека, влияет на социализацию личности.

Важно

Под способностями ученые понимают врожденные особенности человека, позволяющие ему успешно заниматься какой-либо деятельностью. Способности имеют врожденный фундамент – задатки. Но далеко не факт, что, обладая этими задатками, человек их не погубит и разовьет.

Лень, нежелание работать над собой, прислушиваться к себе и советам близких людей и учителей могут  погубить на корню все задатки. Большая ответственность за превращение задатков в способности лежит на взрослых. Самые важные способности людей – умственные. Их совокупность и умелое применение в разных ситуациях называется интеллектом.

Есть также музыкальные способности, педагогические, организаторские, литературные, хореографические, художественные. Кроме способностей люди обладают и талантами. Талант – это очень высокий уровень развития способностей человека, проявляющийся в результатах его деятельности. Каждый человек ответственен за свои способности и таланты.

Гений – это высшая форма развития какого-либо таланта. Гении привносят что-то новое в жизнь людей. Таким образом, мы понимаем, что любой задаток преобразуется в способность в ходе какого-либо труда.

Во внешней среде человека очень важен какой-либо положительный фактор, влияющий на развитие способностей. Сергей Петрович Капица был сыном лауреата Нобелевской премии, он вырос в семье ученых, что и позволило ему в итоге самому заняться исследовательской деятельностью и совершить множество открытий в области физики. Мы видим, насколько семья влияет на социализацию личности и ее развитие.

В современном мире мы также можем столкнуться с подобными примерами. Дедушка моей двоюродной сестры был композитором, обучившим своего сына искусству игры на фортепиано.

Живя в интеллигентной семье, человек просто не могу вырасти кем-либо другим. Школа тоже играет очень важную роль.

Если педагоги уделяют  много внимания индивидуальным особенностям человека, поощряют его заниматься тем, что у него получается лучше всего, то задатки находят положительное развитие.

Совет

Таким образом, мы понимаем, что Теплов в своем высказывании был абсолютно прав. Проанализировав теоретический материал и примеры, можно сделать вывод, что действительно способность не может проявиться просто так сама по себе, чтобы она развилась нужно применять ее в соответствующей деятельности.

Источник: http://5fan.ru/wievjob.php?id=13571

«Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности.»

Рекомендуемая категория для самостоятельной подготовки:

Сочинение*

Код 372900
Дата создания 09 января 2018
Страниц 1
Мы сможем обработать ваш заказ 26 марта в 8:00 [мск] Файлы будут доступны для скачивания только после обработки заказа.

«Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности.» …

Важно

Под способностями ученые понимают врожденные особенности человека, позволяющие ему успешно заниматься какой-либо деятельностью. Способности имеют врожденный фундамент – задатки. Но далеко не факт, что, обладая этими задатками, человек их не погубит и разовьет.

Лень, нежелание работать над собой, прислушиваться к себе и советам близких людей и учителей могут погубить на корню все задатки. Большая ответственность за превращение задатков в способности лежит на взрослых. Самые важные способности людей – умственные. Их совокупность и умелое применение в разных ситуациях называется интеллектом.

Есть также музыкальные способности, педагогические, организаторские, литературные, хореографические, художественные. Кроме способностей люди обладают и талантами. Талант – это очень высокий уровень развития способностей человека, проявляющийся в результатах его деятельности. Каждый человек ответственен за свои способности и таланты.

Гений – это высшая форма развития какого-либо таланта. Гении привносят что-то новое в жизнь людей. Таким образом, мы понимаем, что любой задаток преобразуется в способность в ходе какого-либо труда

В данном высказывании автор затрагивает проблему влияния деятельности на развитие человеческих. Данная проблема, несомненно, актуальна в современном мире. Теплов в своем высказывании хотел сказать, что способности человека напрямую зависят и проявляются только в деятельности человека. Ведь мы не сможем определить способности того или иного человека, пока не увидим его в деле.

Труд (а на начальном этапе жизни игра) развивает социально-значимые качества человека, влияет на социализацию личности. Под способностями ученые понимают врожденные особенности человека, позволяющие ему успешно заниматься какой-либо деятельностью. Способности имеют врожденный фундамент – задатки.

Но далеко не факт, что, обладая этими задатками, человек их не погубит и разовьет. Лень, нежелание работать над собой, прислушиваться к себе и советам близких людей и учителей могут  погубить на корню все задатки. Большая ответственность за превращение задатков в способности лежит на взрослых.

Самые важные способности людей – умственные. Их совокупность и умелое применение в разных ситуациях называется интеллектом. Есть также музыкальные способности, педагогические, организаторские, литературные,хореографические, художественные. Кроме способностей люди обладают и талантами.

Обратите внимание

Талант – это очень высокий уровень развития способностей человека, проявляющийся в результатах его деятельности. Каждый человек ответственен за свои способности и таланты. Гений – это высшая форма развития какого-либо таланта. Гении привносят что-то новое в жизнь людей.

Таким образом, мы понимаем, что любой задаток преобразуется в способность в ходе какого-либо труда.Вспомним, к примеру, знаменитого оратора Древнего мира Демосфена.

Самостоятельно

Пожалуйста, внимательно изучайте содержание и фрагменты работы. Деньги за приобретённые готовые работы по причине несоответствия данной работы вашим требованиям или её уникальности не возвращаются.

* Категория работы носит оценочный характер в соответствии с качественными и количественными параметрами предоставляемого материала.

Данный материал ни целиком, ни любая из его частей не является готовым научным трудом, выпускной квалификационной работой, научным докладом или иной работой, предусмотренной государственной системой научной аттестации или необходимой для прохождения промежуточной или итоговой аттестации.

Данный материал представляет собой субъективный результат обработки, структурирования и форматирования собранной его автором информации и предназначен, прежде всего, для использования в качестве источника для самостоятельной подготовки работы указанной тематики.<\p>

Другие сочинения

Источник: https://ReferatBank.ru/market/referat/i/372900/sochinenie-sposobnost-mozhet-vozniknut-vne-sootvetstvuyushchey-konkretnoy-deyatelnosti.html

Способности. Эссе по обществознанию ЕГЭ

«Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности» ( Б. М. Теплов )

Обратите внимание

Выбранное мною высказывание связано с ролью деятельности в развитии человеческих способностей, в формировании личности. Данная тема крайне актуальна в современном мире и относится к числу традиционных, так как на развитие индивида влияет множество факторов.

Рассматривая человеческую природу и говоря о врождённых и приобретённых качествах, мы должны обязательно коснуться тех внутренних и внешних сил, которые помогают людям проявлять и реализовывать себя, находить своё место в мире.

Надо с пониманием относиться к вопросу развития человека.

Советский психолог, Борис Михайлович Теплов, полагал, что никакая способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности.

Таким образом, Теплов считает, что задатки могут получить своё развитие только в процессе социализации, сопровождаемой деятельностью человека.

Я целиком и полностью согласна с автором высказывания и также полагаю, что никакие задатки не могут развиться сами по себе, что их необходимо взращивать в себе, а это возможно только в процессе деятельности и взаимодействия с обществом.

Под деятельностью понимается особая форма активности, присущая лишь человеку. Деятельность отличается целенаправленностью. Цель практически любой деятельности – конструирование, создание самого человека.

Деятельность бывает учебная, трудовая и игровая. Учебная деятельность даёт человеку новые знания о мире, позволяет приобщиться к опыту прошлых поколений.

Важно

Труд (а на начальном этапе жизни – игра) развивает социально значимые качества человека, влияет на социализацию личности.

Под способностями учёные понимают врождённые особенности человека, позволяющие ему успешно заниматься какой-либо деятельностью. Способности имеют врождённый фундамент – задатки. Но далеко не факт, что, обладая этими задатками, человек их не погубит и разовьёт.

Лень, нежелание работать над собой, прислушиваться к себе и советам близких людей и учителей могут погубить на корню все задатки. Большая ответственность за превращение задатков в способности лежит на взрослых. Самые важные способности людей – умственные. Их совокупность и умелое применение в разных ситуациях называется интеллектом.

Есть также музыкальные способности, педагогические, организаторские, литературные, хореографические, художественные. Кроме способностей, люди обладают и талантами. Талант – это очень высокий уровень развития способностей человека, проявляющийся в результатах его деятельности. Каждый человек ответственен за свои способности и таланты.

Гений – это высшая форма развития какого-либо таланта. Гении привносят что-то новое в жизнь людей. Таким образом, мы понимаем, что любой задаток преобразуется в способность в ходе какого-либо труда.

Во внешней среде человека очень важен какой-либо положительный фактор, влияющий на развитие способностей. Сергей Петрович Капица был сыном лауреата Нобелевской премии, он вырос в семье учёных, что и позволило ему в итоге самому заняться исследовательской деятельностью и совершить множество открытий в области физики. Мы видим, насколько семья влияет на социализацию личности и её развитие.

В современном мире мы также можем столкнуться с подобными примерами. Дедушка моей двоюродной сестры был композитором, обучившим своего сына искусству игры на фортепиано.

Живя в интеллигентной семье, человек просто не мог вырасти кем-либо другим. Школа тоже играет очень важную роль.

Совет

Если педагоги уделяют много внимания индивидуальным особенностям человека, поощряют его заниматься тем, что у него получается лучше всего, то задатки находят положительное развитие.

Таким образом, мы понимаем, что Б. М. Теплов в своём высказывании был абсолютно прав. Проанализировав теоретический материал и примеры, можно сделать вывод, что действительно способность не может проявиться просто так, сама по себе, чтобы она развилась, нужно применять её в соответствующей деятельности.

Источник: https://myessay.ru/2017-08-02-17-02-55/12557-2017-08-02-17-36-04.html

Решу егэ

Выберите одно из предложенных ниже высказываний и на его основе напишите мини-сочинение.

Обозначьте по своему усмотрению одну или несколько основных идей затронутой автором темы и раскройте её (их).

При раскрытии обозначенной(-ых) Вами основной(-ых) идеи(-й) в рассуждениях и выводах используйте обществоведческие знания (соответствующие понятия, теоретические положения), иллюстрируя их фактами и примерами из общественной жизни и личного социального опыта, примерами из других учебных предметов.

Читайте также:  Трагедия совести в пьесе островского «гроза»

Для иллюстрации сформулированных Вами теоретических положений, рассуждений и выводов приведите не менее двух фактов/примеров из различных источников. Каждый приводимый факт/пример должен быть сформулирован развёрнуто и явно связан с иллюстрируемым положением, рассуждением, выводом.

C9.1 Философия. «Наука — это организованное знание». (Г. Спенсер)

C9.2 Экономика. «Бизнес обладает огромной способностью достигать самых границ нашего общества и помогает предоставлять возможности для каждого человека». (Д. Отри)

C9.3 Социология, социальная психология. «Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности». (Б.М. Теплов)

C9.4 Политология. «Человек, властвуя над другими, утрачивает собственную свободу». (Ф. Бэкон)

C9.5 Правоведение. «Закон обнаруживает своё благотворное действие лишь тем, кто ему повинуется». (Демокрит)

Пояснение.

Чтобы справиться с заданием, нам обязательно нужно ознакомиться с критериями оценивания работы. Найти критерии можно на сайте ФИПИ, они размещены в одном документе вместе с демоверсией экзамена.

Первый критерий (К1) — определяющий. Вам нужно раскрыть смысл высказывания. Если вы этого не делаете или раскрываете смысл высказывания неточно, по К1 вам ставится ноль баллов и все эссе не проверятся. Если К1 соблюден, вам ставится 1 балл и эксперт проверяет работу дальше.

Второй критерий (К2). Вы должны привести аргументы из курса обществознания. Нужно привести и объяснить понятия, общественные процессы, законы, которые помогут раскрыть смысл высказывания.

Максимальное количество первичных баллов по этому критерию — 2. Если «в ответе приводятся отдельные относящиеся к теме, но не связанные между собой и с другими компонентами аргументации понятия или положения», эксперт снижает оценку и ставит один балл.

Если смысл хотя бы одного термина передан неверно, то оценка по К2 снижается на 1 балл: с 2 баллов до 1 балла, с 1 балла до 0 баллов.

Третий критерий (К3). Согласно этому критерию, вам нужно привести 2 фактических аргумента в пользу собственной точки зрения. Если вы допустите фактическую ошибку (например, скажете, что Путин является председателем правительства), аргумент не зачтут. Если аргумент не будет работать на вашу точку зрения и раскрывать смысл высказывания, его тоже не зачтут.

Аргументы должны быть из различных источников: «сообщения СМИ, материалы учебных предметов (истории, литературы, географии и др.), факты личного социального опыта и собственные наблюдения». Два аргумента из литературы или два аргумента из СМИ могут посчитать как «аргументы из источника одного типа», что приведет к снижению оценки на 1 балл.

Как выбирать цитату?

Прежде чем писать эссе, нужно выбрать цитату. И выбирать нужно не по принципу «понравилась — не понравилась», «скучная — интересная». Нужно внимательно изучить высказывания и оценить перспективы написания хорошего сочинения по каждому из них. На это должно уйти не больше 2-3 минут.

Обратите внимание

Внимательно прочитайте высказывания. Определите несколько цитат, смысл которых вам наиболее ясен.

По каждому высказыванию, смысл которого понятен, определите круг терминов, процессов, явлений и законов из курса обществознания. Те цитаты, в которых вы не уверены, отбрасывайте.

Из оставшихся цитат выберете те, к которым вы можете привести качественные аргументы.

Если после того, как вы пропустите все цитаты через эти три фильтра, у вас останутся все пять цитат, можно выбрать ту, что ближе всего к сердцу. (В таком случае вы отлично знаете курс обществознания, поздравляю!)

Алгоритм написания эссе

Вы выбрали цитату, смысл которой вам ясен, и вы без труда сможете привести теоретические и фактические аргументы. В худшем случае эта цитата вызовет у вас меньше всего затруднений, что тоже неплохо.

Мы пишем эссе, исходя из того, что читателей у него будет только два — эксперты ЕГЭ. Значит, нам нужно максимально облегчить им работу по проверке сочинения. Эксперту будет удобно проверять, если работа будет структурирована по блокам согласно критериям.

Структура эссе может выглядеть так:

1) Передаем смысл цитаты. Важно, чтобы это не был просто пересказ высказывания. Вы должны продемонстрировать понимание слов автора.

Не страшно, если вы напишете примитивно. В критериях к эссе нет требований к стилю текста.

Важно

Мы выбрали цитату из экономики. «Спрос и предложение — это процесс взаимного приспособления и координации» (П.Т. Хейне).

Пример: Автор высказывания, американский экономист Пол Хейне, утверждает, что механизм спроса и предложения регулирует отношения участников рынка.

2) Формулируем собственную точку зрения: я согласен / я не согласен с автором.

Как правило, с высказываниями, которые предлагают выпускникам на ЕГЭ сложно спорить. Но если вы чувствуете, что не согласны, не бойтесь спорить.

Пример: Я согласен с П. Хейне, потому что…

3) Подкрепите точку зрения терминами, понятиями и законами из курса обществознания. Причем, важно использовать материал из той сферы общественных отношений, который обозначен в задании. Цитату по экономике раскрывайте в экономических терминах, по политологии — в терминах политологии и т.д.

Пример: Основой взаимодействия потребителя и производителя (продавца) в условиях рынка является механизм спроса и предложения. Спрос — это желание и способность потребителя купить конкретный товар или услугу здесь и сейчас.

Предложение — это желание и возможность производителя предложить потребителю товар или услугу по конкретной цене в течение определенного времени. Спрос и предложение взаимосвязаны.

Увеличение спроса способно повлиять на величину предложения, и наоборот.

Идеальной является ситуация, когда на рынке складывается равновесная цена. Если спрос превышает предложение — складывается дефицитный рынок определенного товара. Если предложение превышает спрос — это может привести к перепроизводству.

В условиях высокой конкуренции, когда на рынке большой спрос и много производителей, качество товаров растет, а цена падает, поскольку продавцы вынуждены бороться за покупателя. Это один из примеров изменения ситуации на рынке под влиянием спроса и предложения.

4) Приведите два фактических аргумента из разных источников. Если вы используете в качестве аргумента факт из личного опыта, старайтесь не придумывать его. Экзаменатор, скорее всего, не поверит вам, если вы заявите, что баллотировались в президенты Чили или состоите в Нобелевском комитете.

Пример: Одним из примеров, доказывающих регулирующую функцию предложения, является ситуация на рынке нефти в современном мире. В 2014 году цена на углеводороды упала по причине снижающегося спроса.

Совет

Рынок нефти потеснили перспективные технологии: энергия солнца, ветра и других возобновляемых ресурсов.

Нефтяным компаниям пришлось приспосабливаться под новые условия — снижать издержки по добыче нефти, уменьшать добавленную стоимость и понижать цены на товар.

Источник: https://soc-ege.sdamgia.ru/problem?id=9664

«…Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной

«…Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности». Теплов Борис Михайлович (1896-1965) действительный член АПН СССР, заслуженный деятель науки РСФСР, проф.

, доктор психологических наук (по психологии), научный руководитель лаборатории “Психофизиология индивидуальных различий”, созданной в 1952 году в НИИ общей и педагогической психологии МГУ (ныне Психологический институт РАО), главный редактор журнала “Вопросы психологии”, ответственный редактор пяти томов “Типологические особенности высшей нервной деятельности человека” (1956, 1958, 1963, 1965, 1967).

Слайд 20 из презентации «Практикум по созданию для школьников»

Размеры: 720 х 540 пикселей, формат: .jpg. Чтобы бесплатно скачать слайд для использования на уроке, щёлкните на изображении правой кнопкой мышки и нажмите «Сохранить изображение как…». Скачать всю презентацию «Практикум по созданию для школьников.ppt» можно в zip-архиве размером 7740 КБ.

краткое содержание других презентаций о педагогической деятельности

«Анализ педагогической деятельности» – Посещение уроков коллег Самостоятельно изученные материалы (самообразование). Педагогические задачи на следующий учебный год Повысить качество по предмету Привлечь большее количество учащихся к участию во внеклассной деятельности Увеличить количество проводимых мероприятий по предмету Продолжить работу с КМ школой и работу с интерактивной доской.<\p>

«Профессионально-педагогическая деятельность» – Человек. Описанные технологии. Варианты работы в парах. Образовательные технологии. Технология полного усвоения знаний. Школа с уровневой дифференциацией. Сформированное педагогическое сознание. Технология. Владение педагогической технологией. Технология коллективного взаимообучения А.Г.Ривина. Сущность модульного обучения.<\p>

«Педагогическая деятельность» – Организаторская деятельность. Цель педагогической деятельности. Содержание. Учитель как субъект педагогической деятельности. Педагог в мире профессиональной деятельности. Учитель – не только профессия. Структура педагогической деятельности (по Н. В. Кузьминой). Требования к личности педагога. Виды педагогической деятельности.<\p>

«Сущность педагогической деятельности» – Основные функции педагогической профессии. Критерии результата педагогической деятельности. Педагогическая деятельность как профессия. Структура педагогической деятельности. Педагогическая деятельность. Структура деятельности человека. Сущность педагогической деятельности. Конструктивная деятельность.<\p>

«Педагогическая деятельность учителя» – Аналитическая деятельность педагога -. Педагогический совет: Тематический анализ. Педагогический анализ. Итоговый анализ. Анализ результатов деятельности школы за определенный период Направлен на систематизацию материалов оперативного и тематического видов контроля. Аналитическая деятельность дает возможность учителю:<\p>

«Результаты педагогической деятельности» – Conceptio (лат.) – понятие, смысл, представление. Используемые рабочие программы и УМК (указать какие). Копия диплома. Результативность работы. Особенности используемых учителем программ. Задачи, которые вы решаете для достижения поставленной вами цели. Внеси свой конструктивный вклад в общее дело. Строй свои взаимоотношения с людьми на доверии.<\p> Всего в теме «Педагогическая деятельность» 6 презентаций

Источник: http://900igr.net/prezentacija/pedagogika/praktikum-po-sozdaniju-dlja-shkolnikov-178262/sposobnost-ne-mozhet-vozniknut-vne-sootvetstvujuschej-konkretnoj-20.html

Б.М. Теплов. Способности и одаренность

Три признака, как мне кажется, всегда заключаются в понятии «способность» при употреблении его в практически разумном контексте.

Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.

Такие свойства, как например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя этот последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, успехи которых радуют того же самого педагога.

Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик, «принимая во внимание его способности», мог бы иметь гораздо больше знаний.

Одинаковые знания и умения в области, например, математики для опытного учителя могут у разных учеников обозначать совершенно различное: у одного при блестящих способностях к математике они указывают на совершенно недостаточную работу, у другого они могут свидетельствовать о больших достижениях.

Мы не можем понимать способности как врожденные возможности индивидуума, потому что способности мы определили как «индивидуально-психологические особенности человека», а эти последние по самому существу дела не могут быть врожденными. Врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особенности, т.е. задатки, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития.

Таким образом, отвергнув понимание способностей как врожденных особенностей человека, мы, однако, нисколько не отвергаем тем самым того факта, что в основе развития способностей в большинстве случаев лежат некоторые врожденные особенности, задатки.

Понятие «врожденный», выражаемое иногда и другими словами, – «прирожденный», «природный», «данный от природы» и т.п. – очень часто в практическом анализе связывается со способностями.

Обратите внимание

Важно лишь твердо установить, что во всех случаях мы разумеем врожденность не самих способностей, а лежащих в основе их развития задатков. Да едва ли кто-нибудь и в практическом словоупотреблении разумеет что-нибудь иное, говоря о врожденности той или иной способности.

Далее, необходимо подчеркнуть, что способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Способность существует только в движении, только в развитии.

Читайте также:  Может ли отзывчивость принести разочарование?

В психологическом плане нельзя говорить о способности, как она существует до начала своего развития, так же как нельзя говорить о способности, достигшей своего развития, так же как нельзя говорить о способности, достигшей своего полного развития, закончившей свое развитие.

Поняв, что способность существует только в развитии, мы не должны упускать из виду, что развитие это осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической и теоретической деятельности. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности.

Только в ходе психологического анализа мы различаем их друг от друга. Нельзя понимать дело так, что способность существует до того, как началась соответствующая деятельность, и только используется в этой последней. Абсолютный слух как способность не существует у ребенка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука.

До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт.

Развитие способностей, как и вообще всякое развитие, не протекает прямолинейно: его движущей силой является борьба противоречий, поэтому на отдельных этапах развития вполне возможны противоречия между способностями и склонностями. Но из признания возможности таких противоречий вовсе не вытекает признание того, что склонности могут возникать и развиваться независимо от способностей или, наоборот, способности – независимо от склонностей.

Выше я уже указывал, что способностями можно называть лишь такие индивидуально-психологические особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности.

Однако не отдельные способности как таковые непосредственно определяют возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь то своеобразное сочетание этих способностей, которое характеризует данную личность.

Важно

Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека. Надо признать заслугой ряда зарубежных психологов, и в первую очередь Штерна в его «Дифференциальной психологии», выдвижение и разработку понятия компенсации способностей и свойств.

Именно вследствие широкой возможности компенсации обречены на неудачу всякие попытки свести, например, музыкальный талант, музыкальное дарование, музыкальность и тому подобное к какой-либо одной способности.

Для иллюстрации этой мысли приведу один очень элементарный пример. Своеобразной музыкальной способностью является так называемый абсолютный слух, выражающийся в том, что лицо, обладающее этой способностью, может узнавать высоту отдельных звуков, не прибегая к сравнению их с другими звуками, высота которых известна.

Имеются веские основания к тому, чтобы видеть в абсолютном слухе типичный пример «врожденной способности», т.е. способности, в основе которой лежат врожденные задатки. Однако можно и у лиц, не обладающих абсолютным слухом, выработать умение узнавать высоту отдельных звуков.

Это не значит, что у этих лиц будет создан абсолютный слух, но это значит, что при отсутствии абсолютного слуха, можно, опираясь на другие способности – относительный слух, тембровый слух и т.д.

, – выработать такое умение, которое в других случаях осуществляется на основе абсолютного слуха Психические механизмы узнавания высоты звуков при настоящем абсолютном слухе и при специально выработанном так называемом «псевдоабсолютном» слухе будут совершенно различными, но практические результаты могут в некоторых случаях быть совершенно одинаковыми.

Надо помнить, что отдельные способности не просто сосуществуют рядом и независимо друг от друга. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей.

Исходя из этих соображений, мы не можем непосредственно переходить от отдельных способностей к вопросу о возможности успешного выполнения данным человеком той или иной деятельности.

Этот переход может быть осуществлен только через другое, более синтетическое понятие.

Совет

Таким понятием и является «одаренность», понимаемая как-то качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.

Своеобразие понятий «одаренность» и «способности» заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или другая практическая деятельность.

Поэтому нельзя говорить об одаренности вообще. Можно говорить только об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности.

Это обстоятельство имеет особенно важное значение при рассмотрении вопроса о так называемой «общей одаренности», которого мы коснемся несколько позже.

То соотнесение с конкретной практической деятельностью, которое с необходимостью содержится в самом понятии «одаренность», обусловливает исторический характер этого понятия. Понятие «одаренность» существенно зависит от того, какая ценность придается тем или другим видам деятельности и что разумеется под «успешным» выполнением каждой конкретной деятельности.

Подраздел: Хрестоматия по возрастной психологии

Похожие материалы в разделе Хрестоматия:

Источник: https://Psylist.net/hrestomati/readerage011.htm

Вопрос 48. Задатки, способности, одаренность

Способноститакие индивидуальные особенности, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей. Развитие способностей осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности (Б.М.Теплов).

Способности не могут быть врожденными. Врожденными могут быть лишь задатки, т.е. анатомо-физиологические особенности, которые лежат в основе развития способностей, сами же способности всегда являются результатом развития, осуществляющегося в процессе воспитания и обучения (Б.М.Теплов).

Но способности это и возможности, которые на долгие годы, а иногда и навсегда, могут остаться скрытыми и для самого человека, и для других. В число этих потенциальных возможностей входят природные предпосылки способностей, задатки. Задача заключается в их распознании, измерении и развитии. Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности.

Три признака в понятии “способность”:<\p>

1) под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

Обратите внимание

2) способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей (например, вспыльчивость, вялость, медлительность не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей);

3) понятие “способность” не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека. При хорошей работе ученик, “принимая во внимание его способности”, мог бы иметь гораздо больше знаний.

Общие способности включают те, которыми определяются успехи человека в самых различных видах деятельности. К ним, например, относятся умственные способности, тонкость и точность ручных движений, развитая память, совершенная речь и ряд других.

Специальные способности определяют успехи человека в специфических видах деятельности, для осуществления которых необходимы задатки особого рода и их развитие.

К таким способностям можно отнести музыкальные, математические, лингвистические, технические, литературные, художественно-творческие, спортивные и ряд других. Наличие у человека общих способностей не исключает развития специальных и наоборот.

Нередко общие и специальные способности сосуществуют, взаимно дополняя и обогащая друг друга.

Одаренностькачественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности. (Теплов)

Нельзя говорить об одаренности вообще. Можно только говорить об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности. Это обстоятельство имеет особенно важное значение при рассмотрении вопроса о так называемой “общей одаренности”.

Итак, понятие “одаренность” не имеет смысла без соотнесения его с конкретными, исторически развивающимися формами общественно-трудовой практики.

От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, т.е.

наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями.

(Какую бы феноменальную и музыкальную одаренность ни имел человек, но, если он не учился музыке и систематически не занимался музыкальной деятельностью, он не сможет выполнять функции оперного дирижера или эстрадного пианиста.)

Общая одаренность – качественно своеобразное сочетание способностей к широкому кругу деятельностей.

2 вида общей одаренности:

1) интеллектуальная

2) творческая (креативность)

Специальная одаренность –качественно своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-то деятельности.

Способности – индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности, не сводимые к навыкам и умениям, которые уже выработаны человеком.

Важно

Способности оцениваются через темп и динамику развития человека: проявляются к 12-13 годам, в науке – до 20 лет.

Структура способностей:

общие – проявляются во всех видах деятельности:

· интеллект – глубина, обобщенность и подвижность знаний; первичные умственные способности:

– вербальные – пространственные – мнемические

– арифметические – умение выстраивать умозаключения (индукция)

· обучаемость – способность овладевать уже известным

· креативность – способность создавать новое

специальные – проявляются в конкретном виде деятельности

Рубинштейн: способности – формальный эффект обучения. Способности базируются на задатках, но не сводимы к ним.

Задатки – анатомо-физиологические особенности:

ü наследственные – от родителей

ü врожденные – сформированные во внутриутробном развитии

Внутренние условия развития способностей:

· интерес и склонность определенной сфере деятельности

· профессиональные знания

· потребность в творческом осмыслении трудовой деятельности с целью ее рационализации

· подвижность профессиональных знаний, умений и навыков; вообще ЗУН способствуют развитию способностей

· целеустремленность, готовность преодолению трудностей на пути достижения цели

Внешние условия (действуют только через внутренние):

· самодеятельность в разнообразных формах, развивают интерес не только своей деятельности, но и к смежным + развивают личную активность

· недостаточное развитие одной способности может быть скомпенсировано развитием другой, от которой также зависит успешность выполнения деятельности

Лазурский: борьба между способностями – непременное условие их развития, т.е. успешность зависит от комплекса способностей.

· разработка методов развития способностей

· диагностика общих способностей, которая может прогнозировать успешность социальной и профессиональной карьеры

У детей способности развиваются в зависимости от условий, их окружающих (куда родители отдали, те способности и будут развиваться). У взрослых способности развиваются в основном в процессе профессиональной деятельности, возможны 3 сценария:

– способности развиваются в благоприятных условиях (творчество)

– для развития способностей надо преодолевать трудности

– способности не развиваются, т.к. деятельность не интересна

Признаки способного человека:

a) склонность к какой-либо деятельности, мотивация

b) высокий темп обучения ЗУН

c) нестандартность результатов

d) внутренняя и внешняя помехоустойчивость

e) высокий уровень обобщенности, переноса

Одаренность – диапазон возможностей, который открывает реализация наличных возможностей.

Существует общая одаренность – способность обучению, и специальная – высокий уровень специальных способностей.

Градации одаренности:

· талант – способность к достижениям высшего порядка.

· гениальность – способность создавать что-то принципиально новое;

Гениальность проявляется: незаурядность в различных областях, при наличии доминирующей стороны; осознание способности и включение ее в характер. <\p>

Дата добавления: 2016-07-18; просмотров: 4092; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник: https://poznayka.org/s38363t1.html

13. Способности

Способности
— индивидуальные особенности личности,
являющиеся субъективными условиями
успешного осуществления определённого
рода деятельности.

Способности не
сводятся к имеющимся у индивида знаниям,
умениям, навыкам. Они обнаруживаются в
быстроте, глубине и прочности овладения
способами и приёмами некоторой
деятельности.

В отечественной психологии
наибольший вклад в экспериментальные
исследования способностей внес Б. М.
Теплов.

Условия
формирования способностей

Сами
по себе способности не могут быть
врождёнными. Врождёнными могут быть
только задатки.

Совет

Задатки
– некоторые анатомо-физиологические
особенности, лежащие в основе развития
способностей.

Способности
формируются в деятельности. Теплов
пишет, что «…способность не может
возникнуть вне соответствующей конкретной
предметной деятельности». Она же влияет
на успешность выполнения данной
деятельности.

Способности
и индивидуальные различия

Каждый
человек имеет индивидуально-своеобразное
сочетание способностей, и успешность
его деятельности определяется наличием
того или иного их сочетания. На успешность
одной и той же деятельности могут влиять
разные способности, поэтому, отсутствие
одной способности может быть скомпенсировано
наличием другой.

Способности
и одарённость

Одарённость
– это «качественно-своеобразное
сочетание способностей, от которого
зависит возможность достижения большего
или меньшего успеха в выполнении той
или другой деятельности».

Одарённость
обеспечивает не успех в какой-либо
деятельности, а только возможность
достижения этого успеха.

Кроме наличия
комплекса способностей, для успешного
выполнения деятельности человеку
необходимо обладать определённой суммой
знаний, умений и навыков.

Читайте также:  Что в большей степени управляет человеком: разум или чувства

Виды
способностей

Способности
делятся на общие и специальные.

Выделяют
следующие виды специальных способностей:

учебные
и творческие

умственные
и математические

конструктивно-технические

музыкальные

литературные

художественно-изобразительные

физические
способности

парапсихологические
(экстрасенсорные)

Конкретный
пример: Для математика недостаточно
иметь хорошую память и внимание. Людей,
способных к математике, отличает умение
уловить порядок, в котором должны быть
расположены элементы, необходимые для
математического доказательства. Наличие
интуиции такого рода — есть основной
элемент математического творчества.

Уровни
развития способностей:

репродуктивный

творческий

Стадии
развития способностей:

Задатки

Способности

Талант

Гениальность

Высшая
степень творческих проявлений личности
называется гениальностью,
а высшая степень способностей личности
в определенной деятельности – талантом.

Обратите внимание

О гениальности говорят, когда достижения
человека составляют эпоху в жизни
общества, в развитии культуры. Таких
людей за всю пятитысячную историю
цивилизации было не более 400 человек.

Деятельность талантливого человека
отличается принципиальной новизной,
оригинальностью подхода, но в уже
определенной области знаний, за границу
которой он не выходит.

Источник: https://StudFiles.net/preview/4274685/page:3/

Семья является первичным лоном человеческой культуры

Поиск Лекций

Человек вне общества или Бог, или зверь.

Тема соотношения всего биологического и социального в человеке

актуальна во все времена. На мой взгляд, этими словами Аристотель хотел подчеркнуть,

что, оторвавшись от общества, человек может найти свой путь, или,

наоборот, сбиться с него и начать подчиняться животным законам.

Я согласна с Аристотелем, так как человек- существо бинарное

и должен пройти процесс социализации- усвоение опыта

предшествующих поколений. Лишь пройдя этот процесс, человек становится личностью.

С одной стороны, человек- зверь. Например, Маугли.

Первую часть своей жизни он провел вне общества,

поэтому не смог пройти процесс антропогенеза.

Он индивид, но не может быть личностью.

С другой стороны, человек- Бог. Например, Робинзон Крузо,

который прожил на необитаемом острове двадцать восемь лет.

Он смог выжить, потому что до кораблекрушения уже жил

в обществе и именно это помогло ему не сойти с ума и

не растерять свои умения навыки.

Таким образом, я пришла к выводу, что человек

вне общества может превратиться в животное, а может стать святым.

Способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности.

Для того, чтобы проявлялись способности,

нужно заниматься определенной деятельностью.

Лишь при взаимодействии способностей и

деятельности можно добиться хороших результатов в чем-либо.

Я согласна с точкой зрения Теплова,

так как способности- это индивидуальные особенности личности,

помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Примером является известный ученый Ломоносов,

у которого были способности к многим видам деятельности.

Успех во всех областях пришел к нему благодаря упорной работе, учебе.

С другой стороны, рассмотрим пример обычного человека- меня.

В будущем я хочу стать переводчиком, но, если я

не буду заниматься английским языком, я не смогу

добиться желаемой цели.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том,

что способности не могут существовать без конкретной деятельности.

Бездействие граждан в политической жизни.

В данной цитате автор рассматривает проблему

бездействия граждан в политической жизни.

Данная проблема особенно актуальна в наше время,

потому что, не значит, что человек этого не делает подсознательно.

Физические действия становятся принципами самого человека.

Я согласна с мнением философа в том, что, когда человек не голосует,

на самом деле голосует за него. На мой взгляд,

нынешнюю молодежь не беспокоит будущее своей страны.

Примером являются выборы в Государственную Думу,

Источник: https://poisk-ru.ru/s33706t9.html

Условия формирования способностей

Б. М. Теплов указывает на некоторые условия формирования способностей. Сами по себе способности не могут быть врождёнными. Врождёнными могут быть только задатки. Задатки Теплов понимал, как некоторые анатомо-физиологические особенности. Задатки лежат в основе развития способностей, а способности являются результатом развития.

Если способность сама по себе не врождённая, следовательно, она формируется в постнатальном онтогенезе (важно обратить внимание на то, что Теплов разделяет термины «врождённый» и «наследственный»; «врождённый» – проявляющийся с момента рождения и формирующийся под воздействием как наследственных, так и средовых факторов, «наследственный» – формирующийся под воздействием факторов наследственности и проявляющийся как сразу после рождения, так и в любое другое время жизни человека). Способности формируются в деятельности. Теплов пишет, что «…способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной предметной деятельности»[1] . Таким образом, к способности относится то, что возникает в соответствующей ей деятельности. Оно же влияет на успешность выполнения данной деятельности. Способность начинает существовать только вместе с деятельностью. Она не может появиться до того, как началось осуществление соответствующей ей деятельности. Причём, способности не только проявляются в деятельности. Они в ней создаются.

Специальные способности и их виды

Под специальными понимают способности, которые отчетливо проявляются в отдельных, специальных областях деятельности (например, сценической, музыкальной, спортивной и т.п.). Разрешения общих и специальных способностей имеет условный характер. Собственно, речь идет об общих и специальных стороны в способностях человека, которые существуют во взаимосвязи.

Общие способности проявляются в специальных, то есть в способностях к какой-то определенной, конкретной деятельности. С развитием специальных способностей развиваются и общие их стороны. Высокие специальные способности имеют в своей основе достаточный уровень развития общих способностей.

Так, высокие поэтические, музыкальные, артистические, технические и другие способности всегда опираются на высокий уровень общих умственных способностей. Вместе с тем за примерно одного и того же развития общих способностей люди часто различаются своими специальными способностями.

Учащиеся, которые имеют высокие общие способности к обучению, нередко обнаруживают их в равной мере по всем школьным предметам. Однако зачастую одни из учеников оказываются особенно способными к рисованию, вторые – к музыке, третий – до технического конструирования, четвертые – к спорту.

Среди выдающихся людей известно немало личностей с разносторонний развитием общих и специальных способностей (Н. В. Гоголь, Ф. Шопен, Т. Г.

Важно

Шевченко, Каждая способность имеет свою структуру, в ней различают ведущие и вспомогательные свойства Так, ведущими в литературных способностях особенности творческого воображения и мышления, яркие наглядные образы памяти, развитие эстетических чувств, чувство языка, в математических – умение обобщать, гибкость процессов мышления, легкий переход от прямого к обратному ходу мысли; в педагогических – педагогический такт, наблюдательность, любовь к детей, потребность в передаче знаний, а в художественных – особенности творческого воображения и мышления, свойства зрительной памяти, способствующих созданию и сохранению ярких образов, развитие эстетических чувств, которые оказываются в эмоциональном отношении к воспринято, волевые качества личности, которые обеспечивают преобразование замысла в действительность. Принадлежность личности к одному из трех человеческих типов – “художественного”, “мыслительного” и “промежуточного” (по терминологии И. П. Павлова) – определяет особенности ее способностей.

Относительное преимущество первого сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преимущество второго сигнальной системы – мыслительный, определенная их равновесие – средний тип людей.

Эти различия в современной науке связывают с функциями левой (словесно-логический тип) и правого (образный тип) полушарий головного мозга. Художественном типовые свойственна яркость образов, мыслительном – преимущество абстракций, логических конструкций. У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них преобладает другие.

В то же время у разных людей наблюдаются одни и те же способности, которые, однако, не одинаковы по уровню развития.

Обучаемость и ее структура

Обучаемость есть совокупность интеллектуальных свойств человека, от которых – при наличии и относительном равенстве других исходных условий (исходного минимума знаний, положительного отношения к учению и т. д.)-зависит продуктивность учебной деятельности.

Такими свойствами являются: 1) обобщенность мыслительной деятельности-ее направленность на абстрагирование и обобщение существенного в учебном материале; 2) осознанность мышления, определяемая соотношением его практической и словесно-логической сторон; 3) гибкость мыслительной деятельности; 4) устойчивость мыслительной деятельности; 5) самостоятельность мышления, восприимчивость к помощи.

Характер сочетания указанных свойств определяет индивидуальные различия в обучаемости, является ее качественным показателем. Уровень развития этих свойств мышления есть показатель, заключающийся в легкости, краткости пути к достижению высокого уровня усвоения знаний; он обозначается как и является количественным показателем обучаемости.

в целом обучаемость – это восприимчивость к усвоению знаний и способов учебной деятельности. Она является относительно устойчивым свойством личности.

Совет

Это понятие по своему содержанию более узкое, чем понятие , определяемое как свойство личности, которое является условием успешного выполнения определенных видов деятельности. Способность включает в себя высокую обучаемость определенным видам деятельности.

Подобно тому, как различаются способности общие и специальные, следует различать обучаемость общую и специальную. Вторая проявляется только при обучении определенному учебному предмету.

Обучаемость тесно связана с умственным развитием, однако эти понятия не тождественны. Высокая обучаемость способствует более интенсивному умственному развитию, однако с высоким умственным развитием может сочетаться относительно более низкая обучаемость, которая компенсируется большой трудоспособностью.

Уровень умственного развития повышается с возрастом, в то время как обучаемость может сохраняться относительно постоянной на протяжении длительного периода, а в каких-то случаях, что особенно ярко проявляется при овладении речью, в более ранние возрастные периоды она может быть даже более высокой.

Для определения уровня обучаемости имеет значение не столько результативная сторона (что характерно для умственного развития), сколько самый процесс формирования знаний и приемов- степень легкости и быстроты приобретения знаний, организации их в системы, овладения приемами умственной деятельности.

Не случайно поэтому для выявления обучаемости необходим обучающий эксперимент, вскрывающий потенциальные возможности развития ученика, а не наличное его состояние.

Псих-ия одаренных детей

В большинстве научных концепций одаренность и предпосылки к ее развитию связывают с творческими возможностями и способностями ребенка, определяемыми как креативность. одаренные дети обнаруживают сильную тягу к занятиям той деятельностью, к которой они способны.

Они могут буквально часами заниматься изо дня в день интересующим их делом, не уставая и как бы вовсе не напрягаясь. Это для них одновременно труд и игра. Все из переживания, интересы, поиски, вопросы концентрируются вокруг этих занятий.

Обратите внимание

Легко понять, как много в результате подобной почти непрекращающейся деятельности успевает ребенок узнать, понять и усвоить и как много потребовалось бы времени и усилий педагогу, чтобы специально всему этому его научить.

выражения «одаренный ребенок», «одаренные дети» — весьма условны: они фактически обозначают умственные преимущества на данном возрастном этапе.

Строго говоря, понятие «одаренность» должно было бы применяться лишь в тех случаях, когда выдающиеся свойства ребенка предстают как реальная предпосылка стать со временем одаренным взрослым.

Но судить об этом в годы, когда индивидуальное еще недостаточно отделено от возрастного, на время возникающего, чрезвычайно трудно.

Следует в полной мере учитывать, что когда речь идет о детях, то проявления их интеллекта и более частных умственных способностей являются как бы предварительными, только частично раскрывающими внутренний потенциал.

Нельзя пренебрегать заботой о том, чтобы сберечь, развить ростки их необычных способностей. Важно, чтобы ребенок с повышенной восприимчивостью к учению и ранними творческими проявлениями прожил ее, не задерживаемый в своем развитии, не лишаемый условий для полноты и своевременности приложения своих сил. Задачу изучения ранних признаков одаренности можно определить так: сквозь возрастные достоинства интеллекта выявить, в той мере, в какой это возможно, уже собственно индивидуальные его черты, в их развитии.



Источник: https://infopedia.su/8x99f7.html

Ссылка на основную публикацию