Динамизм повествования и психологизм в изображении персонажей в новелле Ги де Мопассана «Пышка»
ЗАНЯТИЕ 14
Тема:
Динамизм повествования и психологизм в изображении персонажей в новелле Ги де Мопассана «Пышка»
ПЛАН
• Особенности композиции новеллы «Пышка», ведущая мысль.
• Причины отъезда пассажиров из Руана в опасное время. Характеристика их. Отношение к ним автора.
• Образ Пышки.
• Характеристика прусского офицера, его роль в новелле.
Задания для подготовительного периода
• Повторите теоретические сведения иронию.
• Подумайте, можно дилижанс назвать символом? Что он символизирует?
• Запишите оценку новеллы Андре Моруа в литературном портрете «Ги де Мопассан».
• Составьте чайнворди, кроссворды, ЛС, литературные игры и тесты.
Литература
Гладышев В. В. Эпистолярное наследие как контекст. (Гюстав Флобер о Ги де Мопассана). // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. – 2000. – № 11. – С. 40-41.
Данилин Ю. И. Жизнь и творчество Мопассана. – М., 1968.
Калитина Н. Г., Гюстав Курбе. Очерк жизни и творчества Мопассана. – М., 1981.
Пащенко В.И. Ги де Мопассан. Очерк жизни и творчества. – К., 1986.
Градовсъкий A.B. Исповедь двух жуїрів. «Милый друг» Мопассана и «Город» Пидмогильного. 10 кл. // Зарубежная литература в средних учебных заведениях Украины. – 1999. – №3.-С. 16-19
Ревнивцу А.В. Психологический анализ как средство изучения художественного произведения (на примере фрагментов уроков по творчеству Ги де Мопассана, П. Мериме, И. Крылова, Ф.Тютчева) // Всемирная литература в средних учебных заведениях Украины. – 2003. – № 12. – С. 33-35.
Франс А. Ги де Мопассан и французские рассказчики // Зарубежная литература. – 1998. – № 6. – С. 4
Инструктивно-методические материалы
Имя Ги де Мопассана стоит рядом с именами Стендаля, Флобера. Существовала устоявшаяся мысль, что он был лучшим из зарубежных новелістів XIX века.
Мопассан – основатель жанра психологической новеллы и одновременно создатель безупречных образцов этого жанра. Создал около 300 новелл, которые отразили социальные проблемы того времени.
Создал яркую и широкую картину действительности. В поле зрения писателя попали различные слои французского общества:
• крестьянское жизни;
• мораль и психология мелких буржуа;
• жизнь и ценности изысканного общества.
Это и определило главные темы творчества новеллиста:
– тема франко-прусской войны («Пышка», «Два приятеля», «Мадемуазель Фифи»);
– тема судьбы женщины в обществе («Сімонів отец»);
– тема верности и предательства (« Исповедь»);
– религии и ее влияния на людей и т.д.
Ги де Мопассан создал новый тип новеллы, которого не знала европейская литература:
• сюжет и содержание не совпали (несоответствие между сюжетом и содержанием имела разные формы);
• воспроизвел лишь отдельный эпизод человеческого бытия без четкого определения финала;
• каждый эпизод – проявление глубинных процессов жизни, увидеть, понять которые автор предложил читателям;
• сюжет стал верхним слоем, за которым приховалося главное;
Ги де Мопассан применил специфические средства реализма и психологизма Флобера, учеником которого он был:
• не описывать психологии героя – пусть о нем говорят его поступки (патриотический поступок Пончики);
– не выкладывать подробности – пусть выбранная черта даст остро и полно ощутить целое;
– не комментировать и не оценивать – пусть говорят действия и подтекст, лексика и краски.
Совершенная по стилю можно назвать новеллу «Пышка» (1880). В «Очерке «Вечера в Медане”» Мопассан рассказал о том, что группа молодых писателей, которые собрались в Эмиля Золя в его загородном доме в Медане, решили создать сборник рассказов на тему франко-прусской войны. Мопассану и двум другим писателям было поручено написать по одному рассказу к этой сборки.
Задача сборника – борьба против шовинистической литературы 70-х годов, которая поднимала до небес французскую армию, которая потерпела поражение. Историю, которую рассказал в «Пышке» Мопассан, он узнал от своего родственника, который сам был участником этого путешествия.
Но, взяв сюжет из реальной жизни, Мопассан совсем не стремился натуралистически точно воспроизвести жизненное приключение со всеми присущими ей в реальности подробностями и деталями, а внес в нее целый ряд изменений.
Андрієнна Легей – прототип Пончики – на самом деле осталась верной своей непримиримой патриотической вражды к прусского офицера; и, по словам тех же свидетелей, она была крайне обижена на Мопассана за то, что он заставил Пышку поступить по-другому.
Писатель знал лично Легей: она умерла в бедности после неудачной попытки покончить жизнь самоубийством, оставив своему домовладельцу письмо с извинением, что не может заплатить ему 7 франков.
Сборник «Вечера в Медане» вышла в свет 16 апреля 1880 г., и повесть «Пышка» была признана лучшей. История сопротивления и падения мадемуазель Элизабет Руссе не исчерпала содержания новеллы.
Эта история вставлена в широкую рамку авторского повествования. Экспрессия в начале и в конце новеллы имела очень точный адрес: буржуа, «которые разжирели и потеряли всякую мужество у себя за прилавком», оказались в финале «честными мерзавцами».
Оценка Мопассана тесно связана с сюжетом новеллы.
Сюжет составлен из трех взаимно уравновешенных частей: путь в дилижансе, вынужденная задержка на постоялом дворе, снова дилижанс… Новелла начиналась картиной отступления французской армии – «не войска, а беспорядочных орд». В главном сюжете произведения речь шла о путешествии 10-х руанцев к Гавру.
Главная причина путешествия – «потребность в торговых сделках», снова «ожила в сердцах местных коммерсантов». Отделив их от других руанцев стенками почтовой диліжансу, Мопассан дал читателю возможность рассмотреть отобранные экземпляры достаточно пристально.
Это и супруги виноторговцев Луазо, «офицер ордена почетного легиона», фабрикант с женой и граф де Бревіль с графиней. Все они чувствовали себя «товарищами по богатству». Автор определил и источники этого богатства.
Один продавал некачественное вино и просто был мошенником, второй торговал политическими убеждениями, графство третьего основано было на том, что его предок сумел удачно продать собственную жену, которая стала любовницей короля.
Республиканец – демократ Корнюде, известный в дешевых пивных, и две монахини служили как бы фоном для распределения главных акцентов.
Шести лицам, которые олицетворяли «прослойка людей порядочных, влиятельных, верных религии с твердыми устоями», противопоставлена продажная женщина по прозвищу Пышка. Сам выбор профессии для героини новеллы достаточно ироничный. Луазо или где Бревілі торговали другими.
Пончик как товар могла предложить только саму себя, что и вызвало возмущение «порядочных» людей, которые оказались с ней в одной карете.
Мопассан весьма далек от идеализации или героизации Пончики. Ее портрет достаточно красноречиво свидетельствовал об этом.
Она «маленькая, вся кругленькая, заплила жирком, с пухлыми пальчиками, перетянутыми в суставах наподобие связки коротеньких сосисок».
Автор посмеивался над наивностью и ограниченностью героини, над ее доверчивостью и сентиментальностью, и все же морально сделал ее неизмеримо выше «порядочных» спутников.
Пончик с готовностью предложила буржуа, которые недавно оскорбляли ее, свои съестные припасы. Убедившись, что спутники голодные, она доброжелательная и способна на самопожертву. ей одной из всей компании было данное чувство национальной гордости. Правда, и гордость, и самопожертвование Пончики вылились скорее комическую, чем в героическую форму.
Она решительно отказала прусскому офицеру, который добивался ее любви. Для нее пруссак – враг, и уступить ему не позволяло ей чувство собственного достоинства. Намеченная в экспозиции тема народной войны получала несколько неожиданное, трагикомическое продолжение в протесте проститутки.
Героиня согласилась только в результате длительной психологической атаки со стороны своих спутников, которые оказались намного хитрее нее. Патриотический порыв и неожиданное целомудрие Пончики задерживали их отъезд, и они продали ее, как до этого продавали честь и родину.
Французские владельцы и пруссаки показаны в новелле не в состоянии вражды, а в единственно возможном для них состоянии купли-продажи. Интересно, что прусский офицер пассивный. Он выжидал. Луазо, Kappe – Ламадони и где Бревілі, наоборот, развернули активную деятельность. Монахини и республиканец Корнюде им потакали.
В карете, направлявшейся из постоялого двора, находились те же люди, только освещенные более резким светом. Эпизод с подорожньою провизией, повторенный дважды, предоставил рассказы особой завершенности.
В начале путешествия Пышка раздала все, что у нее было.
Отправляясь из постоялого двора, она не успела позаботиться о еде, но ей уже никто ничего не дал, все поспешно и жадно ели по углам, пока обиженная Пышка молча глотала слезы.
Такой финал вызвал у читателя почти физическое отвращение к буржуа, которые работали челюстями, и сочувствие к оскорбленной в своих лучших чувствах главной героини. Особенности композиции произведения:
• экспозиция новеллы дала широкую картину нашествия, описание исторических событий;
• кульминация новеллы – протест Пончики;
• неожиданная развязка;
• характер героев раскрывался через поведение;
• события происходили в дилижансе поданные в отношении людей из высшего мира к людям из низов;
• автор сам не высказывал прямого отношения к героям;
• эпизод с пустой провизией, повторенный дважды, предоставил рассказы особой завершенности.
ТЕМА: тема народного патриотизма.
ИДЕЯ: разоблачение позорного явления, когда бедность привела женщину к унизительной участи – быть живым товаром в цивилизованном обществе, которое громко кричало о свою добропорядочность.
ЦЕЛЬ: понять и донести читателям, кто виноват в том, что происходило, и
существовали силы, способные противостоять национальному распада.
ПРОБЛЕМЫ: войны, патриотизма, героизма, классового неравенства, человеческой чистоты и морального превосходства, деспотизма и т.д.
ВЫВОД: любовь Мопассана до людей «маленьких», неидеальных, но способных жертвовать собой ради родины, высоких идеалов, оставаться людьми в самых нечеловеческих условиях.
Основа – обычный бытовой анекдот, который перерос в большой произведение искусства, основная мысль которого – настоящими патриотами были простые люди, женщина – куртизанка.
Автор предлагал искать положительное – правду, гуманность, патриотизм там, где его, казалось бы, не могло и быть. Поэтому не случайно главной героиней стала женщина сомнительной репутации – проститутка Элизабет Руссе по прозвищу Пышка.
Однако она стала намного выше представителей «высшего» мира: Луазо, Каре-Ламадон, Юбер де Бревіль.
ОТНОШЕНИЕ АВТОРА К СВОИМ ГЕРОЯМ
Пассажиры | Отношение автора |
Супруги Луазо | Он – отчаянный пройдоха, хитрый и жизнерадостный. Плебейская натура госпожи Луазо развернулась на всю ширину |
Г-Н Карре-Ламадон | Возглавил оппозицию с единственной целью – получить позже побольше за присоединение к тому строю, с которым он боролся |
Юбер де Бревіль | Дворянин пожилого возраста с величественной фигурой, пытался изысканностью костюма подчеркнуть свою природную схожесть с королем Генрихом IV |
Республиканец Корнюде | Чучело всех уважаемых людей |
Дилижанс, в котором ехали убегая от врага герои, символизирующий Францию. Этим самым автор сделал незаметный переход от рассказы бытового содержания до всемирного уровня повествования и вынес приговор всему французскому обществу.
Идейную и стилевую сложность новеллы создала наличие в ней двух полюсов: пренебрежительно-насмешливого отношения автора к трусливых и продажных буржуа и сочувственно-захваченного – до французских патриотов, что отражено в авторской языке ряду оценочных высказываний.
Особенности новеллы «Пышка»:
• композиция – обобщение в отдельном ярком эпизоде типичных конфликтов периода войны и французского общества в целом;
• принцип парадокса (проститутка – патриотка);
• поиск справедливости (лицемерие сильных мира сего и достоинство отринутых, отвергнутых обществом людей);
• способность автора сопереживать боль вместе со своей героиней;
• правдивое изображение действительности – художественный прием реализма.
Источник: https://zarlitra.in.ua/36-21.html
Психология Мопассана на примере рассказа “Пышка”
Содержание
Введение
Психология
Мопассана
Заключение
Список
литературы
Введение
Ги
де Мопассан (1850 -1893) занимает особое место
в истории французской литературы. Его творчество завершает собой
развитие французского реализма XIX в., и вместе с тем в нем отчетливо обнаруживаются черты, которые станут характерными для литературы века XX.
Будучи “великим живописцем человеческого
безобразия” (А.
Франс), Мопассан в
то же время с глубоким сочувствием
и симпатией относился к униженному и страдающему человеку, страстно защищал его право на счастье, что наполняет произведения писателя “высшим отблеском человечности”, а его самого ставит в один ряд с великими художниками-гуманистами.<\p>
И.С.
Тургенев оказал заметное влияние на творчество Мопассана. Русский писатель помог ему в какой-то мере преодолеть скептицизм во взгляде на человека, характерный для французской литературы конца XIX в.
, увидеть духовное, благородное начало в нем, светлые поэтические стороны жизни; познакомил с гуманистической русской литературой.<\p>
К концу 70-х гг. относится сближение
Мопассана с Э. Золя и его окружением. В их коллективном сборнике “Меданские
вечера” (1880) была опубликована новелла “Пышка.
<\p>
В это время расширяется тематика новелл, социальные конфликты становятся ведущими, в них все чаще звучит гневный и страстный голос самого писателя, который, по словам Л.Н. Толстого, “мучается… неразумностью мира и… некрасивостью его”. Мопассан приходит к созданию классических образцов реалистической новеллы. Одной из них явилась “Пышка” (1880),
«Я вошел в литературу, как метеор», – шутливо говорил Мопассан. Действительно, он стал знаменитостью на другой день после опубликования «Пышки».
Психология
Мопассана
Из оккупированного пруссаками Руана, то и дело увязая в снегу, тащится дилижанс. Исключительные обстоятельства военного времени собрали здесь весьма пеструю компанию. Присмотримся к пассажирам: они открывают длинную галерею персонажей, населяющих созданный Мопассаном мир.
Здесь хапуга-виноторговец, веселый плут и мошенник Луазо, богатый «влиятельный промышленник г-н Карре-Ла-мандон, аристократ граф Юбер де Бревиль; со своими безупречными «половинами» эти господа олицетворяют «обеспеченный, уверенный в себе и могущественный слой общества».
Здесь же две монахини, перебирающие четки. Но здесь и вызывающий антипатию у этих почтенных господ «демократ и патриот» Корнюде.
И — того хуже – здесь же Пышка, «падшая женщина», хорошо известная в Руане и вызывающая у находящихся в дилижансе дам ужас, презрение и вместе с тем какой-то особый, стыдливый интерес.
Медленно движется дилижанс, еще медленнее течет время на постоялом дворе, где томятся пассажиры, задержанные произволом офицера, который «являет собой великолепный образчик хамства, свойственного пруссаку-победителю».
Но на этом фоне стремительно разыгрывается настоящая человеческая драма: обнажаются истинные лица людей, выявляется лицо целого класса, и «пикантное» происшествие наполняется глубоким социальным и нравственным смыслом.
Конечно, Пышка и в мыслях своих никогда не поставила бы себя рядом с этими господами и дамами, хотя кто-кто, а она могла бы и раньше знать им цену. Но сила социальных предрассудков такова, что Пышка почитает для себя великой честью находиться в их обществе, быть им полезной, делить с ними свою трапезу и участвовать в общей беседе.
Наивная и неумная, сентиментальная и добрая, она честна и искренна в побуждениях и поступках, несмотря на свою постыдную профессию.
Из всех пассажиров дилижанса только ею одной движет патриотическое чувство, пусть наивное, пусть смешно выражающееся, но искреннее и, главное, совершенно бескорыстное: она уезжает из Руана, потому что ненавидит врагов-пруссаков.
А господа из общества движимы лишь своими деловыми, шкурными интересами, патриотизм в их устах — такая же фраза, как и столь рекламируемые ими мораль, честь и совесть. Даже у Корнюде, который «двадцать лет окунал свою длинную рыжую бороду в пивные кружки всех демократических кафе», к республиканским убеждениям примешивается изрядная доля карьеризма.
И вот уважаемые, почтенные, высоконравственные господа и дамы совершают шаг за шагом то, что составляет самую суть их социальной практики: гнусно эксплуатируют Пышку, используя в своих интересах ее наивность, ее уважение к ним, господам из «хорошего», общества, ее доброту и отзывчивость, ее религиозность, ее женское тщеславие, наконец, ее жалкую профессию продажной женщины. В тот момент, когда в Пышке, так или иначе прикоснувшейся к большому патриотическому началу, просыпается и восстает человеческое достоинство, они подло предают и продают ее, платят ею оккупанту за разрешение следовать дальше, по своим делам.
Снова трясется на ухабистой дороге дилижанс, и в нем те же десять пассажиров. Но «цикл завершился», и опять господа и дамы обливают волнами презрения «эту тварь», которая должна знать свое место. Теперь уже у Пышки не припасено ничего в дорогу, но никто и не собирается с ней поделиться. «Никто не смотрел на нее, никто о ней не думал.
Она чувствовала, что ее захлестывает презрение этих честных мерзавцев, которые сперва принесли ее в жертву, а потом отшвырнули, как ненужную грязную тряпку». Только Корнюде, подкрепившись крутыми яйцами и вспомнив о своем демократизме, начинает насвистывать и напевать Марсельезу, что очень раздражает господ.
«А Пышка все плакала, и порою, между двумя строфами, во тьме прорывались рыдания, которых она не могла сдержать».
В «Пышке» Мопассан не без вызова противопоставил образ героини повести, отверженной «обществом» содержанки, ее «почтенным» дорожным спутникам, представителям дворянских, буржуазных и клерикальных кругов, олицетворявшим собою, по иронической характеристике писателя, «обеспеченный, уверенный в себе и могущественный слой общества, слой людей порядочных, влиятельных, верных религии, с твердыми устоями». Неумолимо, шаг за шагом разоблачает Мопассан подлое поведение этих «порядочных людей». Если сначала они хоть на миг разделяют патриотическое негодование Пышки, отказывающей наглым домогательствам прусского офицера, то затем лицемерно и настойчиво стараются сломить ее сопротивление. И эти же люди, после того как Пышка уступила против воли их доводам, снова превращают ее, свою спасительницу, в объект гадливого презрения… Но Мопассан вполне убеждает читателя, что настоящего презрения заслуживают именно эти «честные мерзавцы», как он их называет.
Конфликты мопассановских новелл, с одной стороны, связаны с представлением писателя о противоречивости человека, в котором как бы живут и вечно борются друг с другом два противоположных существа; изображение этой внутренней борьбы человека, обычно обусловленной давлением на него социальных причин, позволило Мопассану создать наивысший образец его новеллистики – новеллу характеров, в которой писатель очень сжато и выразительно показывал человека в его поступках и жестах. С другой стороны, Мопассан строил свои новеллы и на тех социальных конфликтах, которые возникают в борьбе людей между собою, а также в их борьбе с предрассудками и условностями буржуазного общества. Обрисовываемые Мопассаном конфликты иногда дают простор его сатире – осмеянию низких, корыстно-стяжательских стремлений человека, его духовного и интеллектуального убожества, но нередко эти конфликты исполнены драматизма, даже трагической силы, когда речь идет о тех мучительных человеческих страданиях, которые так умел изображать гуманист Мопассан.
Такого богатства наблюдений, жизненных характеров, социальных типов, психологической глубины французская новелла до Мопассана не знала. Одновременно она приобрела и огромную жанровую емкость, вместив сатиру и лиризм, философскую настроенность и психологический анализ, юмор и сдержанную патетику.
Поведение героев новелл Мопассана раскованно, неоднозначно, подчинено глубоким психологическим переживаниям и эмоциональным порывам, свободно от натуралистического детерминизма.
Так, проститутка Пышка, развязная и привыкшая к любой грубости женщина, оказавшись преданной и проданной трусливыми буржуа, заставившими ее уступить домогательствам прусского офицера, не разражается вспышкой ярости, как ей, казалось, подобает, но бессильно плачет, сраженная последней мелкой подлостью: попутчики к тому же оставили ее голодной… И эти неожиданные слезы Пышки по силе психологической реакции на пережитое равнозначны удару ножом, который нанесла девица Рашель прусскому офицеру («Фифи»).
Но ненавистная война помогла ему увидеть и другое. В ее трагических обстоятельствах яснее, чем в повседневном быту мирного времени, раскрывалась истинная сущность отдельной личности и целых классов, ярче выявлялся человеческий потенциал людей.
В одной статье, защищая право писателя изображать отверженных, париев общества, Мопассан привел свидетельство аристократки, которая участвовала в сборе средств среди населения промышленного города на уплату контрибуции, чтобы ускорить освобождение от оккупации. «Начала она с рабочих кварталов.
Конечно, ей попадались и грубияны, но нашлось немало бедняков, отдававших ей последнюю копейку. Женщины из народа, умиленные, стремились расцеловать ее, а мужчины, делясь своими грошами, пожимали ей руку так крепко, что она чуть не вскрикивала от боли.
Когда же она пришла в буржуазные кварталы, ей отвечали, что хозяев нет дома, а если ей и удавалось их застать, они всячески хитрили, чтобы внести поменьше, лицемерно извинялись и длинно рассказывали о своем разорении. Однажды, не застав дома одного крупного промышленника, она встретила его в подъезде.
Он извинился перед, нею, вежливо пригласил ее наверх в свой кабинет, угостил бисквитами и малагой, а затем принес торговые книги и доказал ей, как дважды два, что за весь год нашествия он не получил никакой прибыли и поэтому не в состоянии ничего уделить на нужды родины».
Этим промышленником, не правда ли, мог быть почтенный г-н Карре-Ламандон, наш знакомый из «Пышки»? Таков патриотизм этих господ.
Перед лицом всенародной беды в простых людях, в отличие от буржуа вроде спутников Пышки, просыпается лучшее, то, что подавляется условиями повседневной и тяжелой борьбы за существование, и они становятся способными на подвиг.
Заключение
Современники
часто упрекали Мопассана в равнодушии, бесстрастности, чрезмерной объективности. Отвечая своим критикам, он в одном из писем 1890 г. горько заметил: “…я из числа тех людей, у которых содрана кожа и нервы обнажены.
Меня, без сомнения, считают одним из наиболее равнодушных людей на свете. Я же скептик, что не одно и то же, скептик, потому что у меня хорошие глаза. Мои глаза говорят моему [88] сердцу: спрячься, старое, ты смешно! И сердце прячется…
“
Мопассан – писатель, который болел всеми
человеческими бедами и горестями, однако не видел возможности изменить мир к лучшему. Но любовь к людям, ненависть ко всему, что уродует их жизнь и калечит души, он выразил в своих произведениях.
Велико значение Мопассана как художника. Разработанные им новые средства и приемы психологического анализа обогатили современную литературу. По словам А.П.
Чехова, “он, как художник слова, поставил такие огромные требования, что писать по старинке сделалось уже более невозможным”.
Список
литературы
“Писатели Франции.” Сост. Е.Эткинд, Издательство “Просвещение”, Москва, 1964 г.
Ги де Мопассан, Полное собрание сочинений в двенадцати томах, т. IX, изд. «Правда», М., 1958
Луначарский А. В. Искусство как вид человеческого общения. Л.-М., 1930.
Никифорова О. И. Психология восприятия художественной литературы. М., 1972.
Ресурсы сети Интернет
Источник: https://student.zoomru.ru/psih/psihologiya-mopassana-na-primere-rasskaza/57188.454506.s1.html
Анализ новеллы Ги Де Мопассана «Пышка»
Департамент образования города Москвы.
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
города Москвы
«Московский городской педагогический университет».
Реферат на тему:
Анализ
новеллы Ги Де Мопассана «Пышка».
Выполнила:
Рашидова
Айсат
РУСА-ОД
3 курс
Проверила:
Линкова Я.Н
Москва 2011 год.<\p>
«Пышка» — первый рассказ, прославивший имя Мопассана, — открывает собой целую серию его новелл и рассказов, посвященных событиям франко-прусской войны 1870-1871 годов, которая окончилась военной катастрофой при Седане и падением империи Наполеона III.
<\p>
Эта новелла — первое произведение Мопассана, вышедшее под его настоящим именем. «Пышка» вошла в сборник рассказов «Меданские вечера». Идея выпустить этот сборник к десятилетней годовщине франко-прусской войны возникла в группе молодых писателей, объединившихся под лозунгом натурализма в литературе и собиравшихся по четвергам в Медане, в загородном доме Золя.
<\p>
В сборник вошло шесть рассказов: самого Эмиля Золя, Поля Алексиса, Анри Сеара, Леона Энника, Жориса-Карла Гюисманса и Ги де Мопассана.<\p>
Главные персонажи рассказа “Пышка” не были плодом чистого воображения автора.
Известен прототип Корнюде (родственник Мопассана — Шарль Корд'ом, который и рассказал ему подлинную историю, положенную в основу рассказа). Прообразом самой Пышки послужила Андриена Легэ, проститутка из Руана.
На мой взгляд, новелла «Пышка» одна из ярких произведений писателя.<\p>
В этой новелле Мопассан описывает события, произошедшие во время Франко-прусской войны. Мопассан свел в одном дилижансе людей из высшего общества и женщину легкого поведения.
Пышка – прозвище девушки легкого поведения, которая ехала со знатными господами в одном дилижансе. Задержанные немецким патрулем, господа подтолкнули Пышку на безнравственный поступок, а потом, получив результат, сами же и осудили ее.
В новелле «Пышка» сюжет предельно прост, но в то же время впечатляющий. Захваченный прусаками Руан покидает группа людей, среди которых и оказывается Элизабет Руссе – пышка. Ими руководят далеко не патриотические чувства, а корыстные мотивы – боязнь потерять свои деньги.
В дороге эти «добропорядочные господа» пользуются добротой и отзывчивостью Пышки, заставляют её служить своим интересам. По их настоянию ей пришлось уступить домогательствам прусского офицера, представлявшего собой «великолепный образчик хамства, свойственного победоносному солдафону».
Одним из излюбленных приемов Мопассана является парадокс. В «Пышке» он его использует в полной мере, противопоставляя «добродетельных» граждан Руана и «порочной проститутки Пышки (все они пассажиры одного дилижанса), в результате чего добро и зло должны поменяться местами (проститутка оказывается более нравственней и принципиальней «высоких» господ).
Как не странно, при описании пассажиров дилижанса все «положительные» герои получают отрицательные оценки непосредственно от повествования: оптовый виноторговец Луазо – мошенник; его жена – скряга; фабрикант – жадный лицемер.
Напротив, Пышка награждается самыми лестными определениями: свежа, румяна, великолепные черные глаза, густые ресницы (хотя и тут автор как бы подталкивает нас к конфликтной ситуации, господ он описывает с нравственной стороны, а в Пышке он затрагивает лишь ее внешний вид, не слова не говоря о ее профессии, или о какой-то ее моральной стороне). Этим противоречием Мопассан зарождает парадокс как ситуацию обличающую всех участников поездки.
Дальше, развитие парадокса: проголодавшие господа вынуждены говорить с Пышкой, так как лишь у нее есть корзина с едой, которой она, ни сколько не смущаясь, делится с высокими особами.
И наконец, конфликт, как основная часть парадокса, без которой он теряет всякий смысл. Немецкий офицер требует к себе Пышку (мадемуазель Элизабет Руссе), а та отказывает (офицер пруссак).
Вот он! Патриотизм! И тут Мопассан мастерски, на нескольких страницах описал все лицемерие, низость и трусость людей, по наследству получающих право быть избранными.
<\p>
Чтобы закончить рассказ, Мопассан проводит параллель с началом поездки, теперь у всех есть еда, кроме Пышки, да только делится с ней никто не будет, и остается ей только одно – плакать.
Мопассан мастерски эксплуатирует возможности парадоксальной ситуации, неожиданного поворота событий. Он достигает максимальной занимательности, используя всевозможные контрасты: социальные, бытовые, религиозные и наконец, нравственные.
Примечательно, что дословный перевод прозвища Элизабет Руссе звучит как “шарик сала” (“Boule de suif”). Оно традиционно переводится как шутливо-ласкательное “Пышка”, тогда как французский вариант уничижителен; иными словами, по-французски Пышка гораздо менее аппетитна.
В новелле “Пышка” Мопассан мастерски на нескольких страницах описал все лицемерие, низость и трусость людей, по наследству получающих право быть избранными или претендующих на ту ступеньку, которая недосягаема для простых смертных.<\p>
Источник: https://freepapers.ru/9/analiz-novelly-gi-de-mopassana/24324.170573.list1.html
Тест по литературе (10 класс) на тему: БИОГРАФИЯ ГИ де МОПАССАНА. МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ В НОВЕЛЛЕ ГИ ДЕ МОПАССАНА «ПЫШКА»
БИОГРАФИЯ ГИ де МОПАССАНА
Ги де Мопассан – известный французский писатель-реалист XIX века.
Детство<\p>
Ги де Мопассан родился 5 августа 1850 года в замке Миромениль около г. Дьеппа (департамент Сена Приморская). Отец (Гюстав де Мопассан) – из обедневшего лотарингского дворянского рода, мать (Лаура ле Пуатвен) из буржуазной семьи.
Мопассан с детства отличался прекрасным здоровьем, хотя его мать, приятельница Флобера, всю жизнь мучалась неврозами, а младший брат, по профессии врач, умер в лечебнице для душевнобольных. Ги был воспитан в краю Ко, на крутых берегах, размытых дождем, среди кошуанских рыбаков и фермеров.
Он говорил на их наречии, любил их рассказы, усвоил их добродетели и их пороки.
Образование
Проучившись недолго в семинарии, Мопассан перешёл в руанский лицей, где и окончил курс обучения. Во время учёбы в лицее он зарекомендовал себя способным учеником, увлеченным поэзией и театральным искусством.
В этот период времени Мопассан близко сходится с Луи Буйе — поэтом и смотрителем руанской библиотеки и особенно с Флобером, который стал наставником юноши.
Окончив лицей в 1869 году и посоветовавшись с матерью и Флобером, отправился в Париж, чтобы приступить к изучению права.<\p>
Военная служба
Разразившаяся война нарушила все планы. В 1870-1871 годах принимал участие во франко-прусской войне, служа рядовым. После возвращения из армии, так как семья была разорена, поступил на службу в Морское министерство, где пробыл около десяти лет.
Учёба у Флобера
На протяжении шести лет Ги учился у Флобера писательскому искусству, и только в 1880 году была опубликована первая новелла: рассказ «Пышка» был напечатан в сборнике «Меданские вечера».
Смена места службы
В 1880 году, после публикации первого рассказа и пьесы «Histoire du vieux temps», Мопассану предложили место хроникера в газете «Голуа», что позволило ему оставить чиновничью службу в министерстве.
Литературные учителя
Литературными учителями Ги де Мопассана, по его словам, были Гюстав Флобер (мать и дядя будущего писателя с детства были друзьями Флобера) и И.С. Тургенев, благодаря которому он познакомился с русской литературой.
Изменение круга друзей
Смерть Флобера в 1880 году оборвала связи молодого автора с миром серьезных писателей и художников, и он стал реже видеться с Эмилем Золя и его друзьями, среди которых были Сезанн, Моне и Мане. Изменение круга друзей писателя отражается и на его образе жизни.
Творческое одиннадцатилетие<\p>
Мопассан за одиннадцать лет создал целый ряд сборников небольших повестей, обозначенных в заголовке по имени первого рассказа (до 16 томов); в то же время им написано 6 романов: «Жизнь» (1883), «Милый друг» (1885), «Монт-Ориоль» (1887), «Пьер и Жан» (1888), «Сильна как смерть» (1889) и «Наше сердце» (1890), а равно как и описания пережитого и передуманного за время экскурсий: «Под солнцем» (1884);«На воде» (1888) и «Бродячая жизнь» (1890). Эти произведения позволили Мопассану занять одно из первых мест в новейшей французской новеллистике. Лучшие французские критики единогласны в восторженных отзывах о Мопассане.
Популярность произведений Мопассана в России
В России первое отдельное собрание произведений Мопассана было издано в 1894 году, второе издание – в 1896 году. Многие романы и новеллы Ги де Мопассана были инсценированы и экранизированы.
Большой успех Мопассана
Произведения Мопассана имели большой успех; его заработок достигал 60 тыс. франков в год. Мопассан считал своим долгом финансово поддерживать мать и семью брата. Чрезмерное умственное напряжение быстро подорвало здоровье писателя.
Последствие чрезмерного умственного напряжения
С 1884 года он начал страдать от нервных расстройств, навязчивых идей и галлюцинаций. В декабре 1891 года Мопассан был помещен в клинику доктора Бланша в Пасси (предместье Парижа), где находился до самой смерти.<\p>
Смерть писателя
Умер Ги де Мопассан 6 июля 1893 года душевнобольным в полусознательном состоянии; причиной смерти был назван прогрессивный паралич мозга.
Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов.
Нажимайте на клавиши с номерами всех правильных ответов:
1. ГИ ДЕ МОПАССАН {родился, окончил лицей, опубликовал первую новеллу, был помещён в клинику, умер} В
1) 1850 4) 1869
2) 1880 5) 1893
3) 1891 6) 1894 ГОДУ
2. {отец, мать } ПИСАТЕЛЯ БЫЛ(А) ИЗ
1) буржуазной семьи
2) обедневшего дворянского рода
3. МОПАССАН С ДЕТСТВА<\p>
1) мучился неврозами
2) отличался прекрасным здоровьем
4. ОБРАЗОВАНИЕ ПОЛУЧИЛ В
1) лицее
2) семинарии
5. ВО ВРЕМЯ УЧЁБЫ В ЛИЦЕЕ УВЛЕКАЛСЯ
1) поэзией 3) изучением права<\p>
2) рыбалкой 4) театральным искусством
6. {наставником, литературными учителями} ГИ ДЕ МОПАССАНА БЫЛ(И)
1) Золя 4) Флобер
2) Бланш 5) Тургенев<\p>
3) Сезанн 6) Луи Буйе
7. ПОСЛЕ {возвращения из армии, публикации первого рассказа} ПОСТУПИЛ В
1) Морское министерство
2) газету «Голуа» хроникером
8. РОМАНЫ МОПАССАНА
1) «Жизнь» 5) «Пьер и Жан»<\p>
2) «Пышка» 6) «Милый друг»
3) «Ожерелье» 7) «Монт-Ориоль»
4) «Наше сердце» 8) «Сильна как смерть»
9. ИЗМЕНЕНИЕ КРУГА ДРУЗЕЙ ПИСАТЕЛЯ ПРОИЗОШЛО ИЗ-ЗА
1) смерти Флобера
2) его нервных расстройств
3) большого успеха его произведений
4) чиновничьей службы в министерстве
10. {первое отдельное собрание, второе издание} ПРОИЗВЕДЕНИЙ ГИ ДЕ МОПАССАНА БЫЛО ИЗДАНО В РОССИИ В
1) 1884 3) 1894
2) 1891 4) 1896 ГОДУ
МОРАЛЬ И НРАВСТВЕННОСТЬ
В НОВЕЛЛЕ ГИ ДЕ МОПАССАНА «ПЫШКА»
Новеллы Ги де Мопассана – классика французской и мировой литературы<\p>
Известный французский писатель-реалист XIX века Ги де Мопассан потрясал своими новыми рассказами, новеллами, романами всю французскую общественность, элитные слои общества.
Новеллы Ги де Мопассана стали неотъемлемой частью классики французской и мировой литературы. Им присущ блистательный психологизм, глубина социального анализа, ясность и точность художественной формы.
Разнообразные по содержанию и жанровым особенностям, эти новеллы несут отпечаток неизбывного интереса автора к человеку.
Хирург французского высшего общества
Время, когда жил Мопассан, было для Франции довольно благополучным, оно пришлось на расцвет буржуазии.
Ни для кого не секрет, что под благочинной и благопристойной маской представители изысканных слоев общества скрывали ханжество, лицемерие, всеобщую продажность, бесстыдную погоню за наживой, авантюризм и разврат.
Как никто другой, Мопассан знал жизнь высшего общества, круговорот сплетен, пучину разгулов. В своем творчестве он даже не пытался завуалировать проблемы. Мопассан, можно сказать, был хирургом общества, но на общество его произведения не действовали.
Предыстория новеллы «Пышка»
В 1870 году началась франко-прусская война, и с первого дня войны Мопассан служит в армии. В это время он окончательно возненавидел французских буржуа, которые показали себя в дни войны с самой неприглядной стороны. Результатом его наблюдений стала новелла “Пышка”.
Разношерстная публика дилижанса
Из города, оккупированного прусскими войсками, выезжает дилижанс с шестью знатными персонами, двумя монахинями, мужчиной-демократом и особой легкого поведения по прозвищу Пышка.
Мопассан дает нелестную, язвительную и краткую характеристику известным персонам, раскрывая подноготную их прежней жизни, сколачивания состояния, получения титулов.
Присутствие Пышки оскорбило добродетельных жен буржуа, и они объединились против “этой бесстыжей продажной твари… Несмотря на разницу в общественном положении, они чувствовали себя собратьями по богатству, членами великой франкомасонской ложи, объединяющей всех собственников, всех, у кого в карманах звенит золото”.
Вынужденное общение с Пышкой
Пышка была единственной, кто предусмотрел, что в дороге захочется есть. Голод и ароматные запахи еды растопят любую ледяную глыбу отношений. “Нельзя было есть припасы этой девушки и не говорить с нею. Поэтому завязалась беседа, сначала несколько сдержанная, потом все более непринужденная…”
Поиски причины задержки дилижанса
Поселок, куда въехал дилижанс, был занят немцами. Проверка документов задержала пассажиров. Убивая время, они высокопарно рассуждают о патриотизме и войне. Немецкий офицер, якобы беспричинно, отказывает в выезде дилижанса из поселка. Мопассан поставил богатых людей в тупик. Их мысли мечутся, они пытаются понять, что за причина задерживает их.
“Они изо всех сил старались выдумать какую-нибудь правдоподобную ложь, скрыть свое богатство, выдать себя за бедных, очень бедных людей”. Причина вскоре открылась – прусский офицер хочет воспользоваться услугами Пышки, единственного человека, который по-настоящему патриотичен и бесстрашен. Пышка взбешена и оскорблена унизительным предложением.
<\p>
Совместное решение о самопожертвовании
Вынужденный “отдых” уже начал раздражать пассажиров. “Надо ее переубедить” – было принято решение. Разговоры о самопожертвовании “преподносились замаскированно, ловко, пристойно”. Соотечественники убедили Пышку уступить немецкому офицеру, маскируя этим свое желание продолжить путь и мотивируя тем, что она, как истинная патриотка, спасет им всем жизнь.
Занятия буржуа
Пока Пышка “отрабатывала” всем свободу, представители буржуазии веселились, отпускали гнусные шуточки, “хохотали до колик, до одышки, до слез”.
«Награда» патриотки
И что в награду получила патриотка Пышка – “взгляд оскорбленной добродетели”, все сторонились ее, будто боялись “нечистого прикосновения”. “Эти честные мерзавцы”, которые принесли ее в жертву, жрали свою провизию в движущемся дилижансе и хладнокровно рассматривали слезы опозорившейся девицы.
Снятие масок с избранных лиц
В новелле “Пышка” Мопассан мастерски на нескольких страницах описал все лицемерие, низость и трусость людей, по наследству получающих право быть избранными или претендующих на ту ступеньку, которая недосягаема для простых смертных.
Вашему вниманию предлагаются задания, в которых могут быть один, два, три и большее число правильных ответов.<\p>
Нажимайте на клавиши с номерами всех правильных ответов:
1. НОВЕЛЛЫ МОПАССАНА – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ ЧАСТЬ КЛАССИКИ
1) русской<\p>
2) мировой<\p>
3) французской ЛИТЕРАТУРЫ
2. НОВЕЛЛАМ МОПАССАНА ПРИСУЩ(А,И)<\p>
1) блистательный психологизм
2) глубина социального анализа
3) ясность и точность художественной формы
3. АВТОР В СВОЁМ ТВОРЧЕСТВЕ
1) пытался
2) не пытался
ЗАВУАЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ ИЗЫСКАННЫХ СЛОЁВ ОБЩЕСТВА
4. НА ОБЩЕСТВО ЕГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ
1) действовали
2) не действовали
5. НАСЕЛЁННЫЙ ПУНКТ, {из которого выезжает, куда въехал} ДИЛИЖАНС, ОККУПИРОВАН
1) прусскими
2) немецкими
3) французскими<\p>
ВОЙСКАМИ
6. В ДИЛИЖАНСЕ ЕХАЛИ
1) две монахини 4) прусский офицер
2) знатные персоны 5) мужчина-демократ
3) немецкий офицер 6) особа легкого поведения
7. ЛЮБУЮ ЛЕДЯНУЮ ГЛЫБУ ОТНОШЕНИЙ РАСТОП(И, Я)Т
1) голод
2) ароматные запахи еды
3) непринужденная беседа
4) звенящее в карманах золото
8. ОТНОШЕНИЕ ПОПУТЧИКОВ К ПЫШКЕ {до, после} ВЫНУЖДЕННОГО «ОТДЫХА»
1) сторонились ее
2) не говорили с нею
3) ели припасы этой девушки
4) угощали её своей провизией
5) рассматривали слезы девицы
6) вели непринуждённую беседу с ней
9. ПОКА ПЫШКА «ОТРАБАТЫВАЛА» ВСЕМ СВОБОДУ, ПРЕДСТАВИТЕЛИ БУРЖУАЗИИ
1) веселились
2) жрали свою провизию
3) прятали свое богатство
4) отпускали гнусные шуточки
5) рассуждали о патриотизме и войне
6) хохотали до колик, до одышки, до слёз
10. В НОВЕЛЛЕ «ПЫШКА» МОПАССАН ОПИСАЛ
1) низость 3) лицемерие
2) трусость 4) патриотизм
ЛЮДЕЙ, ПО НАСЛЕДСТВУ ПОЛУЧАЮЩИХ ПРАВО БЫТЬ ИЗБРАННЫМИ
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2015/01/04/biografiya-gi-de-mopassana-moral-i-nravstvennost-v-novelle-gi
Новеллитика Г. Де Мопассан : тематика, хара-е черты и поэтика («Пышка»)
В историю литературы Мопассан вошел, прежде всего, как новеллист, но огромную известность принесли ему романы («Жизнь», «Монт-Ориоль», «Милый друг»). Важное место в новеллистике Мопассана занимала тема любви.
Во многом это объясняется тем, что Мопассан, как и другие писатели-натуралисты, обратился к запретной прежде для литературы теме плотской любви.
Многие произведения Мопассана посвящены раздумьям о существовании людей, заслуживающих лучшей доли, о неизбежной трагедии старости и смерти.
Ги де Мопассан (1850 -1893) занимает особое место в истории французской литературы. Его творчество завершает собой развитие французского реализма XIX в., и вместе с тем в нем отчетливо обнаруживаются черты, которые станут характерными для литературы века XX.
В большом и многоплановом творческом наследии Мопассана особое место принадлежит новелле. Традиционный для французской литературы жанр обогатился его стараниями новым содержанием и достиг высот художественного совершенства.
Новеллы Мопассана (их около 300, объединенных в 16 сборников) исключительно разнообразны по тематике, жанровым особенностям (новелла-анекдот, новелла- памфлет, новелла-исповедь, лирическая новелла, новелла характеров и др.), тональности и языку.
Собранные вместе, они дают исчерпывающее представление о французской действительности конца XIX в., выявляют богатство социальных типов и человеческих характеров, позволяют проследить эволюцию творческого метода писателя.
В новеллах первых сборников (“Воскресная прогулка буржуа”, “Заведение Телье”) влияние натурализма очевидно проявляется в пристрастии к изображению темных сторон жизни, в преувеличении роли биологического начала в человеке (“В лоне семьи”), обусловленности его поступков инстинктами (“Подруга Поля”), в нарочито объективной, безоценочной манере повествования (“Заведение Телье”).
В сборниках середины 80-х гг. расширяется тематика новелл, социальные конфликты становятся ведущими, в них все чаще звучит гневный и страстный голос самого писателя. Мопассан приходит к созданию классических образцов реалистической новеллы.
Одной из них явилась “Пышка” (1880), открывшая цикл рассказов, посвященных событиям франко-прусской войны. В ней впервые была сказана вся правда о причинах поражения Франции, о героизме ее народа и продажности власть имущих. Сюжет новеллы предельно прост.
Захваченный пруссаками Руан покидает группа людей: виноторговец Луазо с женой, фабрикант Карре-Ламадон с супругой, граф и графиня де Бревиль, – олицетворяющие “обеспеченный, уверенный в себе и могущественный слой общества”.
Ими руководят не патриотические чувства, а корыстные мотивы – боязнь потерять свой капитал. Их случайной соседкой по дилижансу оказалась Элизабет Руссе, женщина легкого поведения, прозванная Пышкой.
Она уезжает из Руана, потому что ненавидит захватчиков. В дороге эти добропорядочные господа, используя доброту и отзывчивость Пышки, заставляют ее служить собственным интересам.
По их настоянию, чтобы иметь возможность продолжить путешествие, она уступает домогательствам прусского офицера, являвшего собой “великолепный образчик хамства, свойственного победоносному солдафону”. И вновь движется дилижанс по зимней дороге. В углу его тихо плачет Пышка.
“Честные мерзавцы”, которые “сперва принесли ее в жертву, а потом отшвырнули, как ненужную грязную тряпку”, выказывают Пышке свое презрение. В других военных новеллах (“Святой Антуан”, “Пленные”, “Папаша Милон”, “Старуха Соваж”, “Два друга”, “Мадмуазель Фифи” и др.
) писатель показывает, как в самых заурядных, ничем не примечательных, задавленных унылой повседневностью людях любовь к родине пробуждает удивительную силу духа и несгибаемое мужество.
В новеллах о современности Мопассан, развивая традиции французского реализма, показывает губительную власть денег, духовное измельчание человека в мире, где “накопить фортуну и иметь как можно больше вещей – главный кодекс нравственности” (Достоевский), торжество воинствующей пошлости во всех сферах жизни.
Центральной фигурой новелл этого цикла становится трусливый и ограниченный обыватель, все помыслы которого направлены на приобретение богатства, положения в обществе, наград. В его обрисовке Мопассан широко использует разнообразные приемы сатиры: юмор, иронию, сарказм.
Героиня новеллы “Мать уродов” обретает достаток, преднамеренно рожая искалеченных детей и продавая их в ярмарочные балаганы. Мопассан изображает ее не какой-то романтической злодейкой, а самой обыкновенной женщиной, совершающей свое преступление с будничной деловитостью.
В своих новеллах писатель, как никто другой, сумел передать трагедию современной жизни, поставить кардинальную для литературы XX века проблему отчуждения людей в обществе, их неизбывного одиночества в жестоком мире.
Старый бухгалтер Лера (“Прогулка”), сорок лет проработавший в одной конторе, однажды весенним вечером выйдя на бульвар, заполненный толпой гуляющих, вдруг почувствовал “все убожество, все беспросветное убожество своей жизни, убожество прошлого, убожество настоящего, убожество будущего…
и понял, что ничего нет впереди, ничего позади, ничего вокруг, ничего в сердце, ничего нигде”. И он не смог вернуться в свою пустую комнату, к пустой, лишенной смысла жизни -повесился в Булонском лесу.
Убежище от грубой прозаической действительности Мопассан искал в поэтическом мире природы и любви, которой посвятил множество новелл, стихотворения, романы. Гимном торжествующей любви звучит новелла “Лунный свет”.
Суровый аскет аббат Мартиньяк, ненавидящий женщин как коварных искусительниц мужчин, вооружившись дубинкой, выходит ночью в залитый лунным светом сад, чтобы помешать свиданию своей племянницы и ее возлюбленного.
Но потрясенный волшебной красотой природы, он внезапно приходит к мысли о том, что “значит господь позволил людям любить друг друга, если он окружает их любовь таким великолепием”.
Но больше всего у писателя горьких новелл о невозможности и обреченности любви в мире, где все продается и покупается (“Исповедь женщины”, “Господин Паран”, “Реванш”, “Крик тревоги”, “Свидание”, “Завещание”, “Мадмуазель Перль”, “Иветта” и др.). Чувство приносится в жертву корысти, эгоизму, предрассудкам.
https://mreadz.com/new/index.php?id=5898- про мопассана вообще, надо почитать просто, чтоб знать, 8 страниц всего. А дальше я просто экстракт оттуда печатаю, чтоб потом легче было вспомнить, что там в статье детально уже было))
Его учителя – Флобер, Тургенев (тоже на шопенгауэре весь такой).
Против полного фотографирования жизни, писатель должен воспроизвести реальность, но отбирая материал.
Главный пафос в том, чтоб раскрыть подоплеку мнимого благополучия буржуазного общества и сделать явным ее узаконенное уродство. Религиозный слой тоже обличает. Под внешним приличием, внешним благополучием отстой и безысходность. Везде. Однако помимо отстоя, он видит и красоту, и героику.
Но не идеализирует никогда. Хорошее видит в простых людях, мещанах, крестьянах («Дядюшка Милон» – старики не соглашаются ни за что купить себе жизнь у козлин франко-пруссов, которые их оккупировали, ценою предательства).
– этот патриотический цикл новелл печатался в 40-45 гг, помогал Сопротивлению морально двигать против Гитлера.(!)
Внешнее всегда ассоциируется с внутренним состоянием героя, и природа тут играет роль. Психологизм.
Мопассан открывает психологическое направление в западноевропейском романе конца XIX и начала XX века, идя в одном направлении с великими русскими классиками Толстым, Тургеневым, Достоевским и Чеховым.
Этому усложнению и обогащению реализма в творчестве Мопассана способствовала его огромная тяга к красоте и болезненная чувствительность к уродству повседневного человеческого существования, от которого он так сильно страдал в конце своей жизни.
Я потому пишу, что понимаю все существующее, что страдаю от него, что слишком его знаю, и более всего потому, что, не имея возможности им насладиться, я созерцаю его внутри себя, в зеркале своей мысли, говорит он в лирическом дневнике На воде, где запечатлены многие поразительные по силе и трагизму думы и переживания художника.
Драма Мопассана заключалась в том, что, глубоко понимая и ненавидя уродство буржуазных отношений и в то же время не веря в возможность революционного преобразования мира, упорно сторонясь каких бы то ни было политических партий, он нигде не видел выхода из глубокого скептицизма и пессимизма.
Источник: https://cyberpedia.su/6xb1d6.html