Образы чиновников в пьесе гоголя «ревизор»

Образы и характеристики чиновников в комедии “Ревизор”: краткое описание в таблице (список)

Хлестаков и чиновники города N.
Художник Ю. Д. Коровин

Образы и характеристики чиновников города N в комедии “Ревизор”: краткое описание в таблице (список)

Чиновники уездного города Nв комедии «Ревизор»
Имя Должность Чин Характеристика
Антон Антонович Сквозник-Дмухановский Городничий Коллежский асессор или выше (не указано в пьесе) “…Городничий, уже постаревший на службе и очень неглупый по‑своему человек. Хотя и взяточник, но ведет себя очень солидно; довольно сурьезен…»
Лука Лукич Хлопов Смотритель училищ Титулярный советник<\p> “… Я, признаюсь, так воспитан, что, заговори со мною одним чином кто‑нибудь повыше, у меня просто и души нет и язык как в грязь завязнул…”
Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин  Судья Коллежский асессор “…человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумен…”

“…Говорит басом с продолговатой растяжкой, хрипом и сапом…”

Артемий Филиппович Земляника Попечитель богоугодных заведений Надворный советник “…Земляника, попечитель богоугодных заведений, очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут. Очень услужлив и суетлив…”
Иван Кузьмич Шпекин Почтмейстер Надворный советник<\p> “…простодушный до наивности человек…”<\p>
Христиан Иванович Гибнер Уездный лекарь “…он по‑русски ни слова не знает…”<\p>
Степан Ильич Уховертов Частный пристав “…А Прохоров пьян? … Как же вы это так допустили?..” (у него подчиненные пьянствуют)
Держиморда, Свистунов, Пуговицын Квартальные (полицейские) “…Да сказать Держиморде, чтобы не слишком давал воли кулакам своим; он, для порядка, всем ставит фонари под глазами – и правому и виноватому…”<\p>

Источник: http://www.literaturus.ru/2015/09/chinovniki-komedija-Revizor-tablica-obraz-harakteristika-spisok.html

Образы чиновников в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»

Н.В. Гоголь в комедии «Ревизор» обрисовал панораму быта и нравов провинциальной России 30-х гг. 19 века.

Уездный город N представлен как царство лицемерия, обмана, мелочности интересов, самолюбия, униженного человеческого достоинства, предубеждений и сплетен.

Обратите внимание

Ярче всего это просматривается в облике Бобчинского и Добчинского, семьи городничего, купечества и мещанства. Наиболее отчетливо законы жизни городка представлены в образах чиновников.

Во времена николаевского правления, чиновничество отличалось властолюбием, кражами государственного имущества, взятками, высокомерием по отношению к «маленьким людям». Именно такими мы видим чиновников и в комедии «Ревизор».

Городничий

Главным чиновником в комедии предстает городничий – самый умный и рассудительный из всех. Он логично размышляет о причинах приезда ревизора. Мы видим, что с его жизненным опытом он способен поставить на место любого мошенника.

Он не гнушается взяток и часто одалживает деньги из государственной казны. Со своими подчиненными он груб и высокомерен, тогда как с вышестоящими должностями почтителен и льстив. Главной целью его жизни становится генеральский чин.

Ляпкин-тяпкин

Говорящая фамилия Ляпкина-Тяпкина сразу же заявляет о его стараниях на службе и достижениях в жизни. Это судья, чувствующий в себе право спорить с решениями городничего.

Окружающие мнят его человеком высокообразованным только потому, что в своей жизни он осилил 5 книг. Такие замечания подчеркивают невежество служащих, ничтожный уровень их образования.

Своими служебными обязанностями он пренебрегает, поэтому в суде никогда нет порядка.

Земляника

Заведующий больницей Земляника абсолютно равнодушен к своим государственным делам. Больные умирают один за другим, потому что врач, нанятый Земляникой, не понимает ни слова по-русски.

Устрашают его размышления о значении больницы для простого люда: если человеку предназначено умереть, он умрет и с лекарствами, а если судьба уготовила ему жизнь, то и без таблеток он будет жить. Рассуждая так, он совсем не закупает лекарств.

Пожаловаться на кого-то из своих сотоварищей ему не доставляет никакого труда. И это первое, что он делает, когда считает Хлестакова ревизором.

Хлопов

За образование отвечает Лука Лукич Хлопов, чиновник, опасающийся всего на свете, даже громче обычного звучащего голоса. Ответственный за почтовую доставку Шпекин приноровился вскрывать письма горожан и так отслеживать все тайные движения города.

Хлестаков, который не принадлежит на самом деле к кругу чиновников, оказывается вовлеченным в жизнь провинциального чиновничества случайно. Он, столичный служащий, настолько пуст, легкомыслен, поверхностен, что за счет этого очень легко вливается в их общество. Гоголь показывает этим, что чиновники одинаковы по всей России.

Становится страшно, что именно такие люди управляют Россией и устанавливают законы. По мнению В.Г. Белинского, чиновники – это «корпорация служебных воров и грабителей».

Сочинения по комедии Н.В. Гоголя «Ревизор»:

Источник: http://spadilo.ru/obrazy-chinovnikov-v-komedii-n-v-gogolya-revizor/

Образы Хлестакова и чиновников в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Хлестаков  является главным героем комедии «Ревизор». Гоголь даёт ему такую характеристику в описании героев:

Это молодой человек лет двадцати трёх, тоненький, худенький, несколько глуповат и, как говорят, без царя в голове. Говорит и действует без всякого соображения. Он не в состоянии остановить постоянного внимания на какой-нибудь мысли. Речь его отрывиста, и слова вылетают из уст его совершенно неожиданно. Образ чистосердечия и чистоты. Одет по моде.

Хлестаков — мелкий чиновник, человек ничтожный. Его не уважает даже его слуга Осип, может оттаскать за вихры отец. Хлестаков беден, но не способен работать так, чтобы обеспечить себе хоть мало-мальски приличное существование. Он глубоко недоволен своей жизнью, даже подсознательно презирает себя.

Но глупость, пустота не дают ему возможности осмыслить свои беды и хотя бы попытаться изменить жизнь. Он уверен: нужен лишь случай, и все изменится, он станет великим и значимым. Это и позволяет Хлестакову так легко и непринуждённо чувствовать себя лицом значительным.

Хлестаков далёк от всего того, о чем он взахлёб вещает. Он не может представить себе, чем в действительности заняты министры, как ведёт себя и что пишет его “друг” Пушкин. Для него Пушкин — тот же Хлестаков, но счастливее, удачливее, ухвативший свой случай.

<\p>

Если бы Хлестаков был поумнее, сразу понял заблуждение городской верхушки, он начал бы сознательно подыгрывать. И, конечно же, провалился бы. Хитрость, продуманная ложь не обманули бы опытного городничего. Он бы нашёл слабое место в заранее подготовленной выдумке.

Городничий не мог предположить в Хлестакове чистосердечия, неспособности к сознательной, продуманной лжи.

Хлестаков откровенно глуп и лишён даже практической сметки, и это одна из его основных черт. В каждый данный момент он ведёт себя так, как “получается”.

Его не кормили в гостинице, ему угрожал арест — и он буквально умолял слугу принести хоть что-нибудь поесть. Несут обед — и он прыгает на стуле от восторга и нетерпения. Он уже вошёл в роль важного господина.

Ну, хозяин, хозяин… Я плевал на твоего хозяина!”

Образ Хлестакова — гениальное художественное обобщение Гоголя. Смысл и значение этого образа в том, что он представляет собой прочное единство “значительности” и ничтожества, огромных претензий и внутренней пустоты. Хлестаков – это объединение черт эпохи в одном человеке.

Чиновники в пьесе – это люди типичные для своего времени, и в то же время они индивидуальны. Что связывает их? Страх пред ревизором. У них у всех есть «грешки» – они берут взятки, присваивают казённые деньги, заботятся не о службе, а о собственном благополучии. Каждый герой – комическая индивидуальность, но всех их объединяет жадность, зависть к чужому успеху.

Важно

Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский: Начальник уездного города. Всегда берёт взятки и уверен, что «взятки берут все, и чем выше чин, тем больше взятка».

Антон Антонович не боится ревизора, однако его настораживает, что он не знает, кто будет осуществлять проверку в его городе. Городничий – уверенный в себе, наглый и нечестный человек. Он уверен, взятки – это не преступление.

Он берет и с купцов, и с родителей рекрутов, вымогает дорогие подарки.

Судья Аммос Фёдорович Ляпкин-Тяпкин: Он считает себя довольно-таки умным человеком, потому что за свою жизнь прочитал около пяти или шести книг.

Ляпкин-Тяпкин пятнадцать лет просидел на судейском стуле, но в его бумагах «сам Соломон не разрешит», что в них правда, а что неправда.

Судья берет взятки «борзыми щенками», уверяя, что «это совсем иное дело».

Попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович Земляника: В больницах царит грязь, а также ужасный беспорядок. Больные ходят в грязной одежде, а повара готовят в грязных колпаках.

Земляника уверен в том, что не стоит обременять себя выяснением диагноза заболевания своих пациентов, лечением их, потому как «человек простой: если умрёт, то и так умрёт, если выздоровеет, то и так выздоровеет».

Артемию Филипповичу совершенно безразлично здоровье пациентов.

Почтмейстер Иван Кузьмич Шпекин: Любит открывать и читать чужие письма, чтобы узнать, что есть нового на свете, а иногда даже особо понравившиеся письма оставляет у себя.<\p>

Смотритель училищ Лука Лукич Хлопов: Он очень трусливый человек: до смерти запуган тем, что его могут обвинить в вольнодумстве.

<\p>

И городничий, и его приближенные, которых нельзя не признать людьми сметливыми, знающими жизнь, по-своему неглупыми, ничуть не смущены враньём Хлестакова. Они тоже уверены, что все дело в случае: повезло — и у тебя хорошая должность, чины, деньги, почёт. Ни труда, ни ума, ни старания не требуется.

Надо лишь помочь случаю: кого-то подсидеть, донести, оболгать.

Эти люди типичны для своего времени. Давая взятки «ревизору», они уверены, что он хитрый и умный человек: не грубо требует взятку, а под благовидным предлогом просит «взаймы», а это в их глазах не преступление.

Земляника ещё успевает и донести на своих сослуживцев, обещая изложить все на бумаге. Они шумно поздравляют Городничего с успехом, про себя завидуя ему.

Совет

А потом злорадствуют, читая письмо Хлестакова: каждому приятно унизить другого, но никто не хочет читать о себе.

Каждый из персонажей пьесы по-своему Хлестаков. Таков авторский замысел. Потому Хлестаков и главный герой, что его черты присущи каждому человеку в той или иной степени. Мечты у всех приблизительно одни: получить чин, большое жалование, уехать в столицу. Так же мелочны и завистливы их жены, мечтающие о балах и нарядах.

Вся администрация города живёт по одному принципу — брать; ограничение одно — брать по чину; да и то  не очень соблюдается. С этим взглядом на службу все так сжились, что он является самым обыкновенным и привычным. А иначе в их понимании и быть не может.

Люди с очень узким кругозором, живущие в глуши, обладающие известною властью, привыкают распоряжаться добром казённым и обывательским, как своим собственным. Бесконтрольная вседозволенность зашла так далеко, что уже без взяток и злоупотреблений они неспособны к тем обязанностям, которые номинально исполняют.

Высмеивая продажность, жадность, глупость, легкомыслие своих героев, Гоголь писал: «Мне жаль, что никто не заметил честного лица, бывшего в моей пьесе. Да, было одно честное, благородное лицо, действовавшее в ней во все продолжение ея. Это честное, благородное лицо был — смех.

… Который углубляет предмет, заставляет выступить ярко то, что проскользнуло бы, без проницающей силы которого мелочь и пустота жизни не испугала бы так человека.

Презренное и ничтожное, мимо которого он равнодушно проходит всякий день, не возросло бы перед ним в такой страшной, почти карикатурной силе, и он не вскрикнул бы, содрогаясь: «неужели есть такие люди?»

Источник: https://videouroki.net/video/18-obrazy-hlestakova-i-chinovnikov-v-komedii-n-v-gogolya-revizor.html

Сочинение: Образы чиновников в пьесе Гоголя “Ревизор”

Представим небольшой уездный городок 30-х годов XIX века, который находится в центре России, но далеко от столицы: от него “хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь”.

Гоголь сознательно не указывает точного местонахождения этого городка. В черновых вариантах писатель давал понять, что это Нежин, но во время работы над пьесой даже малейшие признаки его он убрал.

Гоголь хорошо знал и другие уездные городки, особенно Миргород, давший название сборнику его повестей.

Через много лет известный журналист и писатель В. А. Гиляровский рассказал о знаменательной беседе с землячкой Гоголя.

На вопрос: “Любили ли здесь писателя после того, как его произведения появились в печати? – та ответила: “Кто попал к нему под перо, те не любили, ведь как не любили! Особенно миргородские чиновники: ведь весь ” Ревизор ” с них списан”.

И собеседница указала на некоторых прототипов: “Городничий списан с миргородского городничего Носенка, а почтмейстер – с почтмейстера Мамчина. Все тогда себя узнали: портреты верные были”1.

Обратите внимание

Гоголь проезжал и останавливался по дороге из Петербурга в Москву, из Москвы в Полтаву, из Полтавы в Киев, из Киева в Москву, из Полтавы в Крым и бывал во многих других подобных городках. Поэтому в “Ревизоре” он воссоздал облик типичного уездного города первой половины XIX века, населенного чиновничьим миром.

Белинский писал: “Ни в одной стране нет такого множества чиновников, как в России. И чиновники эти стоят над безгласным народом, как темный лес… Царское самодержавие есть самодержавие чиновников”. Литературовед Д.

Николаев отмечает, что “город этот, во-первых, собирательный, обобщенный (“сборный”); во-вторых, сатирический, ибо вбирает в себя отрицательное, порочное в общественной жизни (“всю темную сторону”)4. Показывая все это, Гоголь одновременно разоблачает наиболее характерные пороки. В “Петербургских записках 1836 года” он писал, что комедия должна быть “верным списком общества, движущегося перед нами”. Комедия “Ревизор” дает своеобразную художественную модель города, в котором нашли отражение явления, характерные для России 30-х гг. XIX века.

Если судить по репликам героев пьесы, этот городок был грязным. В центре его – площадь, недалеко от которой находились уездные учреждения и базар, где слышались крики и ругань полицейского.

Здесь учитель должен познакомить школьников с основными обитателями города, представленными в комедии, при этом только с теми чиновниками, которые занимают значительные посты в городском управлении.

Городок возглавлял городничий, которому были подчинены все городские власти. В пьесе это Антон Антонович Сквозник-Дмухановский. Как замечает Гоголь, это “уже постаревший на службе и очень неглупый, по-своему, человек”.

Закоренелый взяточник, он ведет себя очень солидно, довольно серьезен, любит поучать и не прочь порассуждать. Попутно знакомятся ученики и с его женой Анной Андреевной, дочерью Марьей Антоновной.

В этом же городе есть суд, в котором “трудится” судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин – с “1816 г. избран на трехлетие по воле дворянства и продолжает должность до сего времени”. Он прочитал “пять или шесть книг и поэтому несколько вольнодумен”. Это вторая рсоба после городничего и потому стремится “сохранить в лице своем значительную мину”.

Важно

В городе также было училище, начальником которого является Лука Лукич Хлопов, а также почта, находящаяся в ведении Ивана Кузьмича Шпекина, В функции последнего входило выдавать почтовых лошадей, перевозивших людей и почту от одной станции к другой. Из праздного любопытства почтмейстер перечитывал все письма, которые попадали на почту.

В то время существовали богоугодные заведения, т. е. больницы, приюты для детей-сирот, дома для увечных и престарелых. Они создавались частными лицами, чтобы “угодить богу”, и существовали на их средства. Чиновник, ведавший ими, назывался попечитель богоугодных заведений. В пьесе это Артемий Филиппович Земляника.

Кроме этих персонажей, в комедии действуют городские помещики Добчинский и Бобчинский, разные отставные чиновники, начальник полицейской части Уховертов, полицейские Свистунов, Пуговицын, Держиморда, а также другие лица.

: Гоголь изобразил в пьесе только часть чиновников, проживавших в городе.

Отметим, что в пьесе по имени и отчеству именуются только судья Аммос Федорович, попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович и смотритель училищ Лука Лукич, жена и дочь городничего. Все

Источник: https://ukrtvir.com.ua/sochinenie-obrazy-chinovnikov-v-pese-gogolya-revizor/

Образы и характеристики чиновников в комедии «Ревизор»: список с кратким описанием

Гоголь сатирически обличает многие человеческие пороки на примере своих героев.

Большинство персонажей комедии “Ревизор” – чиновники, которые ориентируются только на материальные ценности, во всем ищут личную выгоду, опираются лишь на корыстные желания.

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский –  городничий, несет в себе все особенности истинного ценителя мелких мечтаний и поступков. Он берет взятки, мошенничает, ворует деньги, предназначенные для благоустройства города, подхалимничает, ради признания свыше готов на любой обман, и плюс ко всему гордится этими своими качествами:

“Тридцать лет живу на службе! Трех губернаторов обманул!”.

Сквозник-Дмухановский не стыдится своих пороков, в обществе ведет себя солидно, серьезно, хитро и расчетливо.

Иван Александрович Хлестаков – мелкий чиновник. Мастер врать и хвастаться, но врет он не ради какой-то особенной цели, а по своему обыкновению. Хорошо пользуется своим положением мнимого ревизора, хотя изначально представляться им не намеревался. Умеет притворяться кем-то важным, и это подтвердило подозрения других чиновников в том, что он действительно ревизор.

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин – судья, но судейству предпочитает охоту. Невежественный взяточник. Фамилия говорит о его безответственности, ведь дела в суде у него велись как-нибудь, тяп-ляп.

Артемий Филиппович Земляника – попечитель богоугодных заведений, тоже честно служит безнравственным правилам поведения своего окружения.  Как и городничий, он услужлив, самолюбив, суетлив, а судьба его больных ему совершенно безразлична:

“Человек простой: если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет”.

Лука Лукич Хлопов – смотритель училищ. Всего боится, жена держит его под каблуком. Трусость не позволяет ему выполнять свою работу, учителей и их странные поступки он контролировать не может. Робок настолько, что не осмеливался взять у Хлестакова сигарету, когда тот ему предлагал. А когда все-таки взял, то не смог от страха закурить с правильной стороны.

Иван Кузьмич Шпекин – почтмейстер. Простодушный, наивный, безответственный, читает чужие письма просто из любопытства, не видит в этом ничего плохого, посылки у него не доходят.

Всем чиновникам комедии свойственны такие особенности, как корысть, хамство, мошенничество, они все следуют беззаконию, в пьесе нет ни одного честного персонажа. Они ориентируются не на высшие моральные ценности, а на материальные достижения.

Источник: http://sochinenieliteratura.com/1347

Сатирическое изображение чиновничества в произведениях Гоголя («Ревизор», «Мертвые души»)

Сатирическое изображение чиновничества. В комедии «Ревизор» и в поэме «Мертвые души» Гоголь обра­тился к важным социальным темам. В них речь идет о жизни це­лых сословий — уездного чиновничества, поместного дворянст­ва. В поле зрения автора «вся Русь».

Места, где происходят со­бытия, обобщены и типизированы: никак не определяются географически ни городишко, где действует «Ревизор» («отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь»), ни губернский город N, куда приехал Чичиков.

(Смысл и вся на­правленность комедии Гоголя заставляют признать главным действующим лицом «Ревизора» всю группу чиновников с город­ничим во главе.)

Сюжет комедии «Ревизор» прост. Сам Гоголь сказал: «В «Ре­визоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России, ка­кое я знал… и за одним разом посмеяться над всем». В комедии изображается обывательское существование чиновников уездного города, взяточников, казнокрадов, карьеристов и бездельников.

Городничий Антон Антонович Сквозник-Дмухановский — изво­ротливый, неглупый, грубый, выслужившийся долгой тяжелой службой, привыкший хватать все, что плывет в руки, т. е.

взя­точник и хапуга, в минуту злобной откровенности признавший­ся, что ни один купец, ни один подрядчик не мог его провести, что сам он мошенник над мошенниками, обманывал пройдох и плутов, «таких, что весь свет готов обворовать, поддевал на уду», что трех губернаторов он обманул, когда же он поверил, что стал «птицей высокого полета» и может, пожалуй, «влезть в генералы», то уже откровенно мечтает о генеральской красной ленте через плечо и о том, как будет лакомиться в Петербурге ря­пушкой и корюшкой.

Не менее выразительны в своей пошлости и другие чиновни­ки. Судья Ляпкин-Тяпкин, который хоть и призван служить пра­восудию, не заглядывает в судебные дела. Он любитель псовой охоты, берущий взятки борзыми щенками. Он считается в горо­де «вольнодумцем», так как прочел пять-шесть книг.

Попечитель богоугодных заведений Земляника, услужливый и суетливый проныра, доносчик и плут, рассуждает следующим образом: «Человек простой: если умрет, то и так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет».

И в больницах, которыми он руководит, лекарств не используют, больные в них похожи на кузнецов. При таком Землянике возможен немец-лекарь, ничего не понимавший по-русски, но исправно моривший людей.

Совет

Но тот же Земляника дает Хлестакову в богоугодном заведении блес­тящий завтрак, вот и применение суммам, идущим на ле­карства.

Смотритель училища Хлопов, живущий в вечном страхе от всяких выговоров, ничего не понимает в педагогическом деле и вечно жалуется на тяготу «служить по учебной части».

Простодушно наивный почтмейстер Шпекин занимается у се­бя на почте ученнейшим чтением вскрываемых писем, чтобы уз­нать, что есть нового в свете. Все чиновники являются ближай­шими помощниками городничего.

Не случайно в первом же дей­ствии Антон Антонович говорит: «Ну, здесь все свои».

На нижней же ступени административной лестницы действуют по­лицейские: Свистунов, ворующий серебряные ложки и не по чи­ну берущий взятки, Держиморда, дающий волю своим кулакам и для порядка «всем ставящий фонари под глазом — и правому, и неправому».

И вдруг все это болото встревожилось вестью о приезде реви­зора. Управление города (отцы города) со страху принимает за ревизора мелкого петербургского чиновника — «сосульку» Хлестакова, остановившегося проездом в городской гостинице. Беззастенчивый хвастун Хлестаков входит в роль и своею бол­товней наводит на чиновников страх.

Он берет «взаймы» от го­родничего и обещает купцам устранить его от должности, объяс­няется в любви жене городничего и делает предложение его дочери. Хлестаков — герой нового времени, «столичная штучка», пред­ставитель канцелярских сфер. По словам самого Гоголя, Хлеста­ков — «один из тех людей, которых в канцеляриях называют пус­тейшими».

Папенька отправил его на службу в надежде на «фор­туну». Хлестаков пленен столичной жизнью и «срывает цветы удовольствия», где и как может, — это его жизненное правило. «Хлестаков, — говорит Гоголь, — вовсе не надувает, он сам поза­бывает, что лжет. Он берет не взятки у чиновников, а взаймы у хороших людей».

Уезжая после хорошего приема, он не дума­ет, что совершил что-нибудь нечестное. С ним просто произошел забавный случай.

Обратите внимание

В образах чиновников города раскрыты совершенно конкрет­ные социальные уродства, жизнь провинциального городишка воспринимается как широкая картина жизни полицейско-бю­рократической монархии Николая I. Смехом казнит своих геро­ев Гоголь.

Недаром разоблаченный в своих проделках городни­чий обращается ко всем со словами: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!» Хищническое паразитическое существование цар­ских чиновников, бюрократов и тунеядцев, их гнусные поступки осмеиваются и изобличаются в комедии как проявление антина­родного начала.

Провинциальное чиновничье общество, погряз­шее во взяточничестве, лихоимстве, олицетворяет паразитизм самодержавного строя. Недаром, посмотрев комедию, Николай I сказал, что ему попало больше всех.

Жизненно правдивая коме­дия наделала много шума: реакционные круги злобно обвиняли автора в клевете на чиновников и требовали запрещения пьесы. Гоголь же писал: «Малейший признак истины — и против тебя восстает не один человек, а целые сословия».

В поэме «Мертвые души», посвященной поместному дворянст­ву, также изображено чиновничество. Оно повысилось в ранге — из уездного стало губернским. Образы чиновников даны общим крупным планом.

Губернатор — «светский» человек, любезный и обаятельный, — был не толст и не тонок, имел на шее Анну, и поговаривали даже, что он представлен к звезде, впрочем, был большой добряк и даже «сам вышивал иногда по тюлю».

Это важное должностное лицо, первое в губернии.

В поэме выведен и представитель высшего петербургского света (в «Повести о капитане Копейкине»). Это генерал-аншеф, который предлагает израненному офицеру, отстоявшему Россию в Отечественной войне 1812 года, инвалиду без руки и без ноги, ждать ответа на прошение. Когда же несчастный калека реши­тельно потребовал хоть какой-либо помощи, бездушный чинов­ник приказал выслать его из столицы.

Полицмейстер, «отец и благодетель города», должен строго и неуклонно следить за тем, как выполняются законы, отдавать в руки правосудия тех, кто нарушает их, но, наведываясь в гос­тиный двор, он чувствует себя здесь, как в собственной кладо­вой.

«Хоть он и возьмет, — говорят купцы, — но зато уж никак тебя не выдаст». Другими словами, за взятку скроет преступле­ние. Этим он приобрел любовь и «совершенную народность».

Важно

Го­голь так ведет рассказ, что слово «народность» приобретает про­тивоположный смысл: поступки, действия представителя власти преступны, антинародны.

Вот остряк и «философ» почтмейстер, так неудачно предпо­ложивший, что Чичиков — это капитан Копейкин. Вот перепу­ганный прокурор, боящийся своей жены. Оформление купчей крепости — типичный эпизод из повседневной деятельности чи­новников.

В момент оформления купчей крепости мы встречаем­ся с тонким чиновником Иваном Антоновичем — «кувшинное рыло». Автор рассуждает о способности чиновников превращать­ся то в орла, то в муху. За своим столом Иван Антонович — орел, а в кабинете начальника — муха.

Это взяточник, бюрократ, лов­кий стряпчий всяких незаконных дел. Даже Чичиков дал ему взятку, хотя и был другом его начальника.

Пустота и безделье губернского общества показаны в разгово­ре просто приятной дамы с дамой, приятной во всех отношениях.

Чиновники города связаны круговой порукой во взяточниче­стве, грабеже, обмане. Угодничество перед значительными чина­ми лишило их возможности распознать в Чичикове мошенника.

Они не смогли узнать: «тот ли он человек, которого можно задер­жать и схватить как неблагонамеренного, или же он такой чело­век, который может сам схватить и задержать их всех как небла­гонамеренных». Гражданский долг, общественные интересы этим чиновникам чужды.

На балу у губернатора показаны моло­дые и пожилые чиновники, которые носились кучами по парке­ту, как носятся мухи на белом сияющем рафинаде в пору жарко­го июльского лета. Взятки, воровство, чинопочитание, круговая порука — все это не случайные явления. Гоголь говорит, что чи­новники жестоки и бесчеловечны.

Совет

Сатирически изображая про­винциальных чиновников, автор наносит удар по бюрократическо­му аппарату всего самодержавно-крепостнического государства и дает понять, что эти «блюстители порядка и законности» — та­кие же мертвые души, как и помещики.

По словам Герцена, «с хохотом на устах он (Гоголь) без жалости проникает в самые сокровенные складки нечистой, злобной чиновничьей души. Ко­медия Гоголя «Ревизор», его поэма «Мертвые души» представ­ляют собой ужасную исповедь современной России».

Источник: https://www.prepodka.net/satiricheskoe-izobrazhenie-chinovnichestva-v-proizvedeniyah-gogolya-revizor-mertvy-e-dushi/

Образы чиновников в пьесе Гоголя «Ревизор» — Сочинение по произведению Н. В. Гоголя «Ревизор»

Представим небольшой уездный городок 30-х годов XIX века, который находится в центре России, но далеко от столицы: от него «хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь».

Гоголь сознательно не указывает точного местонахождения этого городка. В черновых вариантах писатель давал понять, что это Нежин, но во время работы над пьесой даже малейшие признаки его он убрал.

Гоголь хорошо знал и другие уездные городки, особенно Миргород, давший название сборнику его повестей.

Через много лет известный журналист и писатель В. А. Гиляровский рассказал о знаменательной беседе с землячкой Гоголя. На вопрос: «Любили ли здесь писателя после того, как его произведения появились в печати? — та ответила: «Кто попал к нему под перо, те не любили, ведь как не любили! Особенно миргородские чиновники: ведь весь «Ревизор» с них списан».

И собеседница указала на некоторых прототипов: «Городничий списан с миргородского городничего Носенка, а почтмейстер — с почтмейстера Мамчина. Все тогда себя узнали: портреты верные были»1.

Гоголь проезжал и останавливался по дороге из Петербурга в Москву, из Москвы в Полтаву, из Полтавы в Киев, из Киева в Москву, из Полтавы в Крым и бывал во многих других подобных городках.

Поэтому в «Ревизоре» он воссоздал облик типичного уездного города первой половины XIX века, населенного чиновничьим миром. Белинский писал: «Ни в одной стране нет такого множества чиновников, как в России.

Обратите внимание

И чиновники эти стоят над безгласным народом, как темный лес… Царское самодержавие есть самодержавие чиновников». Литературовед Д.

Николаев отмечает, что «город этот, во-первых, собирательный, обобщенный («сборный»); во-вторых, сатирический, ибо вбирает в себя отрицательное, порочное в общественной жизни («всю темную сторону»)4.

Показывая все это, Гоголь одновременно разоблачает наиболее характерные пороки. В «Петербургских записках 1836 года» он писал, что комедия должна быть «верным списком общества, движущегося перед нами».

Комедия «Ревизор» дает своеобразную художественную модель города, в котором нашли отражение явления, характерные для России 30-х гг. XIX века. Если судить по репликам героев пьесы, этот городок был грязным. В центре его — площадь, недалеко от которой находились уездные учреждения и базар, где слышались крики и ругань полицейского.

Здесь учитель должен познакомить школьников с основными обитателями города, представленными в комедии, при этом только с теми чиновниками, которые занимают значительные посты в городском управлении. Городок возглавлял городничий, которому были подчинены все городские власти. В пьесе это Антон Антонович Сквозник-Дмухановский.

Как замечает Гоголь, это «уже постаревший на службе и очень неглупый, по-своему, человек». Закоренелый взяточник, он ведет себя очень солидно, довольно серьезен, любит поучать и не прочь порассуждать.

Попутно знакомятся ученики и с его женой Анной Андреевной, дочерью Марьей Антоновной. В этом же городе есть суд, в котором «трудится» судья Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин — с «1816 г.

избран на трехлетие по воле дворянства и продолжает должность до сего времени».

Он прочитал «пять или шесть книг и поэтому несколько вольнодумен». Это вторая рсоба после городничего и потому стремится «сохранить в лице своем значительную мину».

Важно

В городе также было училище, начальником которого является Лука Лукич Хлопов, а также почта, находящаяся в ведении Ивана Кузьмича Шпекина, В функции последнего входило выдавать почтовых лошадей, перевозивших людей и почту от одной станции к другой.

Из праздного любопытства почтмейстер перечитывал все письма, которые попадали на почту. В то время существовали богоугодные заведения, т. е. больницы, приюты для детей-сирот, дома для увечных и престарелых.

Они создавались частными лицами, чтобы «угодить богу», и существовали на их средства. Чиновник, ведавший ими, назывался попечитель богоугодных заведений. В пьесе это Артемий Филиппович Земляника.

Кроме этих персонажей, в комедии действуют городские помещики Добчинский и Бобчинский, разные отставные чиновники, начальник полицейской части Уховертов, полицейские Свистунов, Пуговицын, Держиморда, а также другие лица.

: Гоголь изобразил в пьесе только часть чиновников, проживавших в городе. Отметим, что в пьесе по имени и отчеству именуются только судья Аммос Федорович, попечитель богоугодных заведений Артемий Филиппович и смотритель училищ Лука Лукич, жена и дочь городничего.

Источник: http://sochbox.com/obrazy-chinovnikov-v-pese-gogolya-revizor-sochinenie-po-proizvedeniyu-n-v-gogolya-revizor/

Сатирические образы чиновников в комедии «Ревизор»

«В «Ревизоре» я решился собрать в одну кучу все дурное в России… и за одним разом посмеяться над всем», — объяснял замысел своей комедии Гоголь. Изображая злоупотребления в уездном городе N, от которого «хоть три года скачи, никуда не доскачешь», писатель обличает всю чиновничью николаевскую Россию, погрязшую в казнокрадстве, взяточничестве.

В пьесе нет ни одного положительного персонажа; все они порочны, как порочна система в целом. В каждом из чиновников представлен какой-нибудь отдельный порок.

Но всех их объеди­няют бюрократизм, чинопочитание, произвол, стремление нажиться за чужой счет. Все чиновники, ощущая давление деспотизма, деспотичны сами.

Их пронизывает страх перед Хле­стаковым, который представляет будто бы столичную власть.

В комедии «Ревизор» Гоголь показал «корпорацию разных слу­жебных воров и грабителей». Уже в авторских характеристиках, предваряющих пьесу, кратко очерчена суть персонажей.

Город­ничий «хоть и взяточник, но ведет себя очень солидно», Ляп- кин-Тяпкин — «человек, прочитавший пять или шесть книг, и потому несколько вольнодумец», Хлестаков — «без царя в го­лове.

Говорит и действует без всякого соображения».

Красноречиво говорят о персонажах и их фамилии: частный пристав Уховертов, лекарь Гибнер, почтмейстер Шпекин, су­дья Ляпкин-Тяпкин.

Гоголь дает яркие портретные характеристики в письме Хле­стакова своему приятелю в Петербург. Так Землянику — попечи­теля богоугодных заведений он называет «совершенной свиньей в ермолке».

Совет

У каждого героя подчеркивается какое-то наиболее выразительное свойство, характеризующее его не столько как индивидуальность, сколько как социальный тип.

Гоголь рисует не галерею уездных чиновников, а создает их обобщенный груп­повой портрет, на переднем плане которого — Городничий и Хлестаков.

Городничий, узнав о приезде ревизора, призывает подчи­ненных навести в их учреждениях хотя бы внешний порядок. Почтмейстеру Шпекину он дает задание узнать, «что за пти­ца такая едет». Понимая, что это противозаконно, Городни­чий предлагает «для общей пользы всякое письмо этак не­множко распечатать». А Шпекин и так этим постоянно зани­мается.

Попечителю богоугодных заведений Городничий при­казывает, «чтобы больные были чистые, не походили на кузне­цов», «да лучше бы, чтоб их вообще было поменьше». Земля­ника успокаивает Городничего, что у них хорошие методы лечения: «…лекарств дорогих не употребляем. Человек про­стой: если умрет, то и так умрет: если выздоровеет — то и так выздоровеет».

Чиновники изображаются Гоголем сатирически. Определя­ющими приемами являются гипербола и гротеск. Безгранично самоуправство Городничего — он присваивает деньги, собран­ные на строительство церкви, приказывает высечь розгами унтер-офицершу. Под стать ему и чиновники рангом помень­ше.

Судья Ляпкин-Тяпкин уверен, что в его делах «сам Соло­мон не разрешит, что правда и что неправда». Врач Христиан Иванович Гибнер ни слова не знает по-русски: понятно, как он лечит больных. Судебный заседатель постоянно пьян, но всех удовлетворяет его объяснение, что «в детстве мамка его ушибла, и с тех пор от него отдает немного водкою».

Учителя в гимназии метко характеризуются Городничим: «Умный чело­век — или пьяница, или рожу такую состроит, что хоть святых выноси».

Провинциальное чиновничество предстает как коллективный портрет в реплике Городничего: «Ничего не вижу: вижу какие- то свиные рыла вместо лиц, а больше ничего…»

Обратите внимание

Все пороки столичного чиновничества воплотил в себе Хле­стаков. Он честолюбив, пошл. Чего стоит философия его жизни: «Ведь на то живешь, чтобы срывать цветы удовольствия».

Глав­ная черта Хлестакова — мнимая значительность и неоправдан­ные претензии при внутренней пустоте и ничтожности.

Рассказ Хлестакова о его петербургской жизни полностью очерчивает представление ограниченного человека о жизненном идеале и вершине карьеры. Образ Хлестакова построен на сатирическом гротеске.

Гоголь, сатирически заостряя типические свойства персона­жей, создал нарицательные образы общечеловеческого значе­ния. Хлестаков, Ляпкин-Тяпкин, Держиморда, унтер-офицер­ская жена, Добчинский и Бобчинский воплотили отрицатель­ные черты с такой силой и полнотой, что стали названиями определенных явлений действительности.

Идейный смысл комедии, намеченный в эпиграфе «Неча на зеркало пенять, коли рожа крива», раскрываясь в действии ко­медии, достигает своего патетического завершения в восклица­нии Городничего: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!»

Сообщение о появлении настоящего ревизора после того, как все «деяния» чиновников вышли наружу, воспринимается как грядущее наказание. Немая сцена несет символическую нагрузку.

На этой странице искали :

  • образы чиновников в комедии ревизор
  • характеристика чиновников в ревизоре
  • чиновники в ревизоре
  • образ чиновников в комедии ревизор
  • образ чиновников в ревизоре

Сохрани к себе на стену!

Источник: http://vsesochineniya.ru/satiricheskie-obrazy-chinovnikov-v-komedii-revizor.html

Ссылка на основную публикацию