Материал для подготовки к ЕГЭ (ГИА) по русскому языку (11 класс) на тему: Аргументы для написания сочинения ЕГЭ
Главный герой, Андрей Соколов, воевал за спасение своей Родины и всего человечества от фашизма, теряя родных и товарищей. Он перенес тяжелейшие испытания на фронте. На героя обрушились известия о трагической гибели жены, двух дочерей, сына.
Но Андрей Соколов – русский солдат несгибаемой воли, вытерпевший все! Он нашел в себе силы, чтобы совершить не только военный, но и нравственный подвиг, усыновив мальчика, у которого война отобрала родителей Солдат в страшных условиях войны, под натиском вражеской силы остался человеком и не сломался. В этом и заключается настоящий подвиг.
Только благодаря таким людям наша страна одержала победу в очень нелегкой борьбе с фашизмом.
Рита Осянина, Женя Комелькова, Лиза Бричкина, Соня Гурвич, Галя Четвертак и старшина Васков, главные герои произведения, проявили настоящее мужество, героизм, нравственную выдержку, сражаясь за Родину. Они не раз могли сохранить себе жизнь, нужно было лишь чуть-чуть отступиться от собственной совести.
Однако, герои были уверены: нельзя отступать, нужно бороться до конца: «Не отдавать немцу ни клочка … Как ни тяжело, как ни безнадежно — держать…». Это слова истинного патриота. Все персонажи повести показаны действующими, борющимися, гибнущими во имя спасения Родины.
Именно такие люди выковывали победу нашей страны в тылу, сопротивлялись захватчикам в плену и в оккупации, воевали на фронте.
Всем известно бессмертное произведение Бориса Полевого «Повесть о настоящем человеке». В основе драматической истории – реальные факты биографии летчика- истребителя Алексея Мересьева.
Сбитый в бою над оккупированной территорией, он три недели пробирался по застепененным лесам, пока не попал к партизанам.
Потеряв обе ноги, герой впоследствии проявляет удивительную силу характера и пополняет счет воздушных побед над врагом.
Немецкий писатель Эрих Мария Ремарк в своем известном романе «На западном фронте без перемен» описывает ужасы Первой мировой войны.
Повествование ведется от лица её участника- девятнадцатилетнего мальчика, на глазах которого умирают его ровесники, при этом их детские психики не могут приспособиться к условиям войны.
В романе описываются безумные, нечеловеческие, жестокие , до крайней степени условия войны, где люди умирают в муках. И не только физических, но и душевных.
Девятнадцатилетний рассказчик теряет смысл жизни, при виде смертей своих ровесников он отчаливается, и вскоре его убивают, при этом главным оказывается то, что он недолго мучился. В этих строчках заключен основной – трагический – смысл романа: война- самое страшное состояние человечества, спасением в котором оказывается смерть.
В романе немецкого писателя Генриха Белля «Дом без хозяина» описываются истории двух подросток, оставшихся без отцов, погибших на войне. Один из мальчиков остался сиротой в три месяца, а другой- еще в утробе матери.
Жизнь мальчиков была совершенно различной и с материальной , и с моральной стороны, но обе семьи объединяло одно -отсутствие хозяина в доме, исковерканные судьбы матерей, оставшихся вдовами, не успев побыть женами.
Особый трагизм романа обусловлен позицией автора: Генрих Белль осуждал политику Гитлера, поэтому дезертировал их армии и симулировал болезни.
Американский писатель Энерст Хемингуэй, автор таких произведений , «Прощай, оружие», «Старик и море» и других, был участником Первой мировой войны.
Он описывает в своих произведениях безумие, царящее в мире во время военных действий, и то, что может спасти людей от окончательного сумасшествия и абсолютной духовной пустоты, – это, конечно, в первую очередь, любовь. Об этом мы читаем в романе «Прощай, оружие».
Но конец этого произведения трагичен: даже любовь не смогла спасти жизни матери и её только что родившегося ребенка. Они ушли рано, и вместе с ними исчезает смысл жизни для главного героя произведения.
Он остается наедине с войной…Этот пример противоположен предыдущему, он иллюстрирует первую часть обозначенной проблемы, а именно бесчеловечность, безумие и абсурдность того, что называется войной…
В повести “Сотников” В.Быкова, рассказывается, о двух партизанах, которые попадают в плен к немцам во время второй мировой войны. Один из партизан предаёт родину и соглашается сотрудничать с немцами.
Второй же партизан, Сотников, отказывается предавать родину и выбирает смерть. В этом рассказе сотников показан настоящим патриотом, который не смог предать родную страну, даже под страхом смерти.
Одна из центральных проблем романа – истинный и ложный патриотизм.
Любимые герои Толстого не говорят высоких слов о любви к родине, они во имя её совершают поступки: Наташа Ростова, не раздумывая, уговаривает мать отдать подводы раненым под Бородино, Князь Андрей Болконский получает смертельное ранения на Бородинском поле.
Но подлинный патриотизм, по мнению Толстого, в простых русских людях, солдатах, которые без рисовки, без высоких фраз выполняют свой долг, в минуту смертельной опасности отдавая жизнь за Родину.
Если в других странах Наполеон сражался против армий, то в России ему противостоял весь народ.
Люди разных сословий, разных званий, разных национальностей сплотились в борьбе против общего врага, а с такой могучей силой никто не может сладить.
Толстой даже пишет, что под Бородиным французская армия потерпела нравственное поражение – наше войско выиграло это сражение благодаря духу и патриотизму.
Примером истинного патриотизма служит Пьер Безухов, который на собственные деньги он снаряжает ополчение в тысячу человек, сам участвует в Бородинском сражении, остается в Москве, чтобы убить Наполеона.
Николай Иванович Пирогов – выдающийся русский хирург, во время Крымской войны впервые применил наркоз, облегчая страдания раненных. Он вступивший в борьбу с казнокрадцами-чиновниками, требовал медикаменты, одежду, снаряжения. Пирогов оперировал в местах боевых сражений, в центре обстрела.
Великий врач настолько прославлялся у солдат, что те слагали о нем легенды. Одна из них воспроизведена Л.Н.Толстым в «Севастопольскох рассказах», когда солдаты на носилках доставили в палатку «тело без головы», говоря что врач-волшебник ее пришьет.
Пирогов считал смыслом жизни служение России и никогда не отчаивался, не осуждал недостатки родины, а работал на благо ее процветания.
Поэт Константин Симонов, который в годы войны работал корреспондентом газеты “Красная звезда” и постоянно находился в действующей армии, пишет:<\p>
«Не забывайте о солдатах,<\p>
Что бились из последних сил,<\p>
В бинтах стонали в медсанбатах<\p>
И так надеялись на мир!»<\p>
Я уверен, что никто из тех солдат, о которых писал Симонов, никогда не будет забыт, а их подвиг навсегда останется в памяти потомков.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2018/01/02/argumenty-dlya-napisaniya-sochineniya-ege
Темы (проблемы) сочинений ЕГЭ по русскому языку
Темы сочинений ЕГЭ по русскому языку – достаточно абстрактное понятие. Скорее можно говорить о проблемах. В каждом тексте, предложенном для анализа участнику ЕГЭ, содержится несколько проблем. Обычно их бывает как минимум три, но есть тексты, в которых можно выявить до десяти проблем.
Определение темы (проблемы) текста – самый субъективный момент. Фактически проблема может присутствовать в тексте, но при этом не содержаться в материалах для экспертов, проверяющих работы учеников. Большинство экспертов в подобных ситуациях засчитывает формулировку проблемы.
Сложность в другом: порой ученик некрасиво с точки зрения русского языка формулирует проблему, при этом мысля в верном направлении. Получается верное, но трудное для восприятия содержание. Не всегда эксперт улавливает связь между текстом работы и материалами, согласно которым он должен производить проверку. В результате правильная мысль оценивается нулем баллов.
Как избежать этого? Существует список тем (проблем) сочинений ЕГЭ по русскому языку, он будет приведен ниже. В этом списке даны краткие, но точные формулировки, которые точно будут понятны для эксперта.
Многие из них взяты из материалов для экспертов для проверки экзаменов прошлых лет или из официальных пробных вариантов экзаменов.
Проблемы могут немного видоизменяться в зависимости от исходного текста, но в целом их список является исчерпывающим.
Проблема может быть сформулирована в виде вопроса или в родительном падеже.
В плане оценивания сочинения экспертами нет разницы, каким способом сформулирована проблема. Но использование первого способа (вопроса) приводит к написанию более качественного сочинения. Он дает возможность не запутаться и не уйти от темы. Совет разработчиков сайта: формулируйте проблему в виде вопроса. Перечень тем (проблем) мы тоже сформулируем в вопросной форме.
Список тем для сочинения ЕГЭ по русскому языку
Взаимоотношения человека и природы
Как деятельность человека влияет на природу?
Как нужно относиться природе?
Почему природа важна для человека?
Должен ли человек беречь природу?
Как природа влияет на человека?
Чем плохо потребительское отношение к природе?
Зависит ли человек от природы?
Почему человек часто не видит в природе прекрасного?
Как природа может вдохновить человека?
Как проявляется разрушающая сила природы?
Почему нужно жить в гармонии с природой?
В чем проявляется красота природы?
Взаимоотношения человека и животных
Почему человек должен заботиться о животных?
Почему бездомные животные вызывают чувство сострадания?
Как люди должны относиться к своим питомцам?
Все ли люди любят животных?
Почему человек так часто жесток по отношению к животным?
Что заставляет человека убивать животных?
Может ли животное быть полезно человеку?
Всегда ли человек разумнее животного?
Отношения в семье, детство
Как семья влияет на формирование личности ребенка?
Есть ли что-то сильнее материнской любви?
Как проявляется забота родителей о своих детях?
Почему родители строги с детьми?
Что влияет на процесс формирования детского мировоззрения?
Всегда ли материнская любовь идет во благо?
Как воспитание отражается на будущем человека?
Должны ли дети бросать своих родителей?
Какая атмосфера должна быть в семье?
Влияют ли отношения в семье на характер ребенка?
Почему родители должны быть честны с детьми?
Почему случаются конфликты “отцов” и “детей”?
Что значат для человека детские воспоминания?
Всегда ли детство можно назвать самой счастливой порой?
Красота и богатство русского языка
Что значит для человека родной язык?
Почему нужно беречь русский язык?
К чему приводит безответственное отношение к родному языку?
Как сохранить красоту русского языка?
Почему молодежь пренебрегает правилами русского языка?
В чем состоит богатство русского языка?
Школа, учителя, книги
Почему человеку важно получить хорошее образование?
Как школа участвует в формировании личности ребенка?
Чем важны школьные уроки?
Почему нужно помнить своих учителей?
Каждого ли учителя можно назвать хорошим?
Каким должен быть настоящий учитель?
Почему человек должен стремиться к знаниям?
Чем плохо нежелание учиться?
Какие последствия имеет работа некомпетентного педагога?
Почему человек должен читать книги?
Как книги влияют на мировоззрение человека?
Какое место в жизни человека должно занимать чтение?
Внутренний мир, нравственные качества человека
О чем может сказать внешность человека?
Всегда ли красивый внешне человек прекрасен внутренне?
В каких ситуациях проявляется характер человека?
Какие внутренние качества человека можно считать правильными?
Каков по-настоящему богатый внутренний мир?
Почему люди совершают безнравственные поступки?
Можно ли чем-то оправдать предательство?
Почему люди встают на путь духовной деградации?
Как проявляется малодушие?
Какого человека можно назвать черствым, бессердечным?
К чему приводит человеческая жестокость?
Почему происходят внутриличностные конфликты?
Может ли нравственный человек изменить своим принципам?
Дружба
Может ли настоящая дружба когда-нибудь закончиться?
Почему происходят ссоры между друзьями?
Почему дружба не терпит предательства?
Какого человека можно назвать настоящим другом?
Могут ли друзья быть соперниками?
Любовь
Какова настоящая любовь?
Как нужно относиться к человеку, которого любишь?
Всегда ли любовь бывает счастливой?
Что может совершить человек во имя любви?
Чем опасна безответная любовь?
Все ли можно простить любимому человеку?
Социальные проблемы
Как нужно относиться к бедным?
Почему следует помогать бездомным?
Всегда ли можно доверять власти?
Как проявляется проблема чинопочитания?
Почему богатые могут управлять судьбами бедных?
Почему процветает преступность?
Можно ли чем-то оправдать воровство?
Что может сделать человека пьяницей?
Всегда ли бедные виноваты в своем материальном положении?
Воспитание
Какого человека можно назвать воспитанным?
Будет ли воспитанный человек грубить или хамить?
Почему человек должен быть отзывчивым?
Кто дает человеку воспитание?
Почему важно уважать окружающих?
Должен ли человек быть вежливым?
Искусство в жизни человека
Всегда ли талантливого человека замечают?
Что дает человеку искусство?
Как музыка влияет на человека?
Можно ли через искусство выразить то, что нельзя передать словами?
Что значила для людей музыка в военное время?
Всегда ли гениальные люди живут счастливо?
За что люди любят искусство?
Как искусство помогает человеку?
Военное время
Почему в военное время героизм был обычным делом?
На что готовы люди, любящие свою Родину?
Какого человека можно назвать патриотом?
Как проявляется ложный патриотизм?
Имеет ли смысл гуманное отношение к неприятелю?
Почему война – горе для каждой семьи?
Почему мы должны помнить героев войны?
Как человечество хранит память о Великой Отечественной войне?
Список проблем может быть дополнен. Новые проблемы будут добавляться в общий список, следите за обновлениями.
Источник: https://ege-soch.ru/temy-sochinenij-ege-po-russkomu-yazy-ku/
Проблема творчества: аргументы из литературы и сочинение ЕГЭ
Доброго времени суток, дорогие друзья. В данной статье будет рассмотрена проблема творчества: аргументы из литературы и авторское сочинение для подготовки к единому государственному экзамену.
Будут использоваться следующие аргументы:
– А. А. Ахматова, «Творчество»
– А.И. Куприн, «Тапёр»
<\p>
Творчество занимает неотъемлемую часть нашей жизни. Сами творцы кажутся необычными и притягательными, а их работы помогают приблизиться к прекрасному.
Искусство наполняет наш мир красками, помогает увидеть красоту. К сожалению, порой великие создатели не находят понимания среди общества либо должного внимания к своим работам. Это наша большая ошибка, ведь творчество дарит нам океан восхитительных эмоций.
В стихотворении «Творчество» Анна Ахматова погружает нас в атмосферу слов и рифмы.
Поэтесса знакомит нас с моментом создания будущего шедевра, описывает, какие эмоции и переживания она испытывает в этот момент.
Пробный тест ЕГЭ 2019 русский язык от Egeshik!Редакция нашего сайта подготовила для вас пробные тест ЕГЭ 2019 по русскому языку. Пройдите их, проверьте свои знания! Перейти к выбору теста!
Ахматова говорит об истоме, о несмолкающем бое часов, раскатах грома и голосах, которые она слышит.
Но все эти разнообразные звуки побеждает один единственный, вокруг которого и будет создаваться будущее произведение.
После этого невидимого противостояния звуков вдохновение берет верх, духовный мир Анны Андреевны побеждает бытовой шум, и она начинает создавать то, что шепчет ей внутренний голос.
В рассказе А. И. Куприна «Тапёр» главный герой обладает удивительным талантом. Четырнадцатилетний пианист Юрий Азагаров приглашается на новогодний вечер в семью Рудневых. Мальчик не внушает доверия к своей игре, даже вызывает откровенные насмешки старшей дочери Лидии Аркадьевны.
Когда Юрий садится за инструмент, из-под его пальцев начинают литься волшебные звуки музыки, которые вызывают восторг у присутствующих. Азагарова просят продолжать играть различные композиции без перерывов. Позже мальчик замечает, как в зал входит пожилой солидный господин, вызывающий своим присутствием странные тревожные эмоции у музыканта.
Мужчина внимательно следит за игрой Юрия, а после просит сыграть для него рапсодию Листа. Переживания мальчика не помешали ему произвести неизгладимое впечатления на этого господина. Позже Азагаров узнает, что этот мужчина – Антон Григорьевич Рубинштейн, великий композитор. Он увозит мальчика с собой и становится его учителем.
Талант Азагарова помогает обрести пианисту неповторимого учителя, под руководством которого его творчество достигает больших высот.
Творческие люди меняют наш мир, а порой помогают измениться и нам самим. Радость и вдохновение, с которыми человек отдается творческому процессу, наполняют его необыкновенными эмоциями, эйфорией.
Связать с творчеством можно почти любую деятельность, ведь подходить неординарно к какому-либо действию совсем несложно. Главное – не бояться и дать волю своей фантазии.<\p>
Сегодня мы поговорили на тему “Проблема творчества: аргументы из литературы“.
Данный вариант вы можете использовать для подготовки к единому государственному экзамену.
Источник: https://egeshik.ru/opuses/problema-tvorchestva-argumenty-iz-literatury-i-sochinenie-ege.html
Проблема искусства. Сочинение ЕГЭ
В век компьютерных технологий и интернета понятие об искусстве у современной молодежи отошло на второй план. Задумайтесь, когда вы в последний раз посещали театр, оперу, филармонию. А ведь без искусства внутренний мир человека превращается просто в затвердевший сухарь.
Искусство обогащает, питает положительными эмоциями, энергией, наполняет духовный мир позитивом и добром. Люди учатся видеть красоту мира, доброту человека, чувства любви, верности, через произведения искусства.
Чтобы правильно понять творчество автора необходимо углубиться, вникнуть в его идею и задумку, выделить для себя главные аспекты. Ученые и психологи давно доказали, что классическая музыка может оказывать целебные действия на человека. Благоприятно влияет на нервную систем, снимает напряжение.
Недаром врачи советуют будущей маме слушать классику, так ребенок еще в утробе матери приобщается к прекрасному, чувствует себя спокойно, защищено. Произведения классиков способствуют повышению интеллекта, избавляют человека от негатива.
Прививать любовь к искусству необходимо с самого рождения. Родители кроме основного воспитания, должны заботиться и о духовном состоянии своих детей. Необходимо приобщать их к прекрасному, учить разбираться в классике. Посещать картинные галереи, музеи, театры.
Ведь недаром люди на протяжении тысячелетий собирали и хранили произведения искусства. Даже во время военных действий, спасали ценой собственной жизни шедевры, для того, чтобы потомки могли увидеть и оценить их.
Человек всегда стремился к искусству. Даже пещерные люди камнями высекали различные рисунки на стенах своего жилища. В наше время невозможно представить мир без творчества Рафаэля, Леонардо да Винчи, Чайковского, Баха, Моцарта и других великих гениев.
Глядя на их произведения, как будто погружаешься в другой мир, эпоху, где люди жили и мыслили по-другому. Современные проблемы как будто уходят на второй план, забываешь обо всем на свете, пытаешься понять глубокий смысл шедевра.
Никогда не замечали, сидя в театре и слушая оперу на иностранном языке, даже не зная его, ты все равно понимаешь все, что показано на главной сцене. В этом и есть сила искусства.
Не стесняйтесь посещать культурные заведения, читайте, смотрите, слушайте классику, наслаждайтесь ее красотой. Обогащайте свой внутренний мир, поверьте, даже в современном мире это ценится. Культурные, образованные люди, с тонкой душой всегда были и будут в почете.
(1 votes, average: 3.00
Источник: https://school-essay.ru/problema-iskusstva-sochinenie-ege.html
Аргументы к сочинению по проблеме воздействия музыки на человека
Пётр Гринёв, спасённый от виселицы усилиями Савельича и милосердием Пугачёва, является по требованию вождя восстания в место заседания мятежного совета. Повстанцы спорят, принимают решения, а в довершении поют песню о виселице. Петруша был потрясён этим пением.
Люди, обречённые на смерть пели о виселице, как-то восторженно и тревожно одновременно. «Их грозные лица, стройные голоса, унылое выражение, которое придавали они словам и без того выразительным, — все потрясало меня каким-то пиитическим ужасом».
Подобное пение подвигает Гринёва говорить с Пугачёвым открыто, принимая свою судьбу без компромиссов.
2. Л.Н. Толстой «Война и мир»
Замечательна в этом смысле сцена, когда Наташа, Николай и Петя Ростовы после охоты заезжают в гости к своему дяде и слушают игру на балалайке кучера Митьки. Звуки незамысловатой, но с переборами и перехватами музыки приводит в восторг Наташу. Да и Николай оценивает игру достаточно высоко, но стесняется в этом признаться.
А Наташа, с присущей только её эмоциональностью говорит: «Как отлично?.. Не отлично, а это прелесть, что такое!.». Когда музыка замолкает она требует, чтобы Митька заиграл снова. Под воздействием порыва она пускается в пляс под аккомпанемент уже дядюшки, который захотел перехватить эстафету у своего кучера.
В этой пляске проявляется вся глубинная сущность главной героини: её любовь к народу, к национальному творчеству, к родной культуре.
3. Л.Н. Толстой «Война и мир»
Николай Ростов, проиграв деньги Долохову, находится на грани самоубийства, он малодушно подумывает пустить себе «пулю в лоб». В этот момент он ненавидит всех родных, которые, по его мнению, веселятся непонятно почему. И вдруг Наташа начинает петь.
В душе Николая рождается целая буря эмоций: «Всё это, и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь – всё это вздор… а вот оно настоящее… Hy, Наташа, ну, голубчик! ну матушка!…» – радуется он взятой высокой ноте, которую поёт вместе с сестрой. Всё лучшее тронулось в сердце младшего Ростова.
И он понял, что жизнь не кончена, что есть другие ценности, более высокие, чем какой-то проигрыш. Так музыка помогла Николаю обрести потерянный смысл жизни.
4. И.А. Гончаров «Обломов»
Илья Ильич Обломов очень любил арию Casta diva из оперы Беллини «Норма».
Восторгаясь музыкой, он говорит: «Как выплакивает сердце эта женщина!» Штольц, желая расшевелить своего друга, знакомит его с Ольгой Ильинской, которая, по его мнению, прекрасно исполняет эту арию.
Услышав пение Ольги, Обломов смог вымолвить лишь «Ах!» Его восторг стал основой будущей любви, которая, на самом деле, вернула его к жизни на некоторое время.
5. А.П. Чехов «Ионыч»
Дмитрий Ионович Старцев, впервые оказавшись в доме Туркиных, сидя в уютном мягком кресле, слушает роман хозяйки дома. Роман отдаёт пошлостью и примитивизмом, это очень хорошо чувствует молодой врач, знающий и поющий замечательные романсы на стихи А.Дельвига и А.С.Пушкина.
В момент, когда Вера Иосифовна закончила чтение романа, все молчали минут пять и слушали «Лучинушку», «которую пел хор, и эта песня передавала то, чего не было в романе и что бывает в жизни».
Эта мелодия, лишний раз напомнила всем слушателям о том, что является истинным искусством, но все-таки гости высказывали своё одобрение чтиву хозяйки дома, видимо, желая отведать бесплатный ужин.
В это малодушное восхваление был вовлечён и молодой доктор, что и стало началом его деградации. Так, предав истину, которую проповедует музыка, можно предать и самого себя.
Источник: https://litera.su/learner/arguments-to-essay/the-problem-of-impact-of-music-on-human
Аргументы к сочинению по тексту № 24 учебника «ЕГЭ. Русский язык: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И.П. Цыбулько»
1. М.М.Пришвин «Лесной хозяин»
М.М.Пришвин известен своими философскими взглядами, которые нашли отражение в дневниках писателя, рассказах, повестях. В своем творчестве писатель поднимает важные экологические проблемы. По мнению Пришвина, истоки экологического кризиса напрямую связаны с кризисом духовным.
Вот почему автор уделяет особое внимание воспитанию души ребенка. Пришвин одухотворяет природу, напоминая каждому, что она живой организм, она способна чувствовать, дышать, плакать, огорчаться, хмуриться и радоваться.
Прием олицетворения помогает ребенку найти в каждом обитателе природы собеседника, товарища, друга.
В рассказе «Лесной хозяин» из-за циничного отношения к природе – поджога — погибает дерево. Писатель размышляет о том, что одна беда влечет за собою другую. Огонь с одного дерева может перекинуться на весь лес. В этом и заключается неразумное, небережливое отношение к природе.
Пришвин называет мальчишку-поджигателя «вредителем» и «разбойником». В конце рассказа автор показывает, что любой неосторожный поступок, необдуманное действие может привести к экологической катастрофе: «… не приди тот человек, не погаси он пожар, от этого дерева сгорел бы весь лес.
Вот бы мы тогда поглядели!» Рассказчик не только спас лес от пожара, но и показал детям красоту и хрупкость природы.
2. В.Распутин «Прощание с Матерой»
Персонажи повести В.Распутина осознают свою ответственность перед ушедшими за продолжение жизни. По их мнению, Земля дана человеку «на подержание»: ее надо беречь, сохранить для потомков. В диалоге Андрея и Дарьи внук пытается убедить бабушку в том, что «человек – царь природы». А Дарья отвечает ему: « Вот-вот, царь.
Поцарюет, поцарюет, да загорюет». «Человек должен находиться в единстве с природой, с Космосом», — убежден писатель. Цивилизация никогда не сможет одержать верх над тем, что было создано до нее. Вот почему в финале повести мы видим могучий листвень, который будет оберегать остров до момента затопления.
Дерево не поддалось человеку, сохранив за собой главенствующее начало.
Говоря о проблемах экологии, нельзя не сказать о культурном отношении человека к природе. Одним из ярких примеров, показывающих влияние «царя природы» на окружающий мир, является эпизод истребления лиственя в повести В.Распутина «Прощание с Матерой». С древних времен жители Матеры с почтением и страхом относились к миру природы.
Они верят, что могучий «царский листвень» — дерево, которое крепит остров к речному дну. Легенда гласит, что «до тех пор, пока будет стоять листвень, будет стоять и Матера». Бригада рабочих, занимающихся очищением территории от растительности и построек перед затоплением, озадачена тем, что не может уничтожить вековое дерево.
Его не берет ни топор, ни огонь, ни бензопила. Непокорный листвень становится безмолвным свидетелем сожжения материнских лесов: он «один…продолжал властвовать над всем вокруг». В.Распутин с горечью говорит о том, что человек недальновиден в своих действиях, направленных на воплощение в жизнь грандиозных замыслов.
В мире, где утрачена связь поколений, где нет бережного отношения к природе, не может быть ни гармонии, ни счастья.
3. Е. И.Носов «Кукла»
Рассказ «Кукла» начинается с описания знакомой рассказчику речки. Сначала она представляется такой, какой ее запомнил главный герой, а немного позже мы видим, какой она стала спустя несколько лет. «Русло сузилось, объявилось много незнакомых мелей и кос». Старожил Акимыч, любивший рыбную ловлю, горестно отмахивается от расспросов.
Бедственное состояние речки, как и окружающей природы в целом, он видит в том, что люди перестали замечать красоту, «творят худое», очерствели душой. Указывая рассказчику на куклу, которая валяется в придорожной канаве, Акимыч обращает внимание на то, что раздели игрушку и пытались ее поджечь, по всей видимости, не дети.
А малыши видят растерзанную куклу и «привыкают к такому святотатству». Больше всего поражает старика то, что и учителя, призванные воспитывать подрастающее поколение, безмолвно проходят мимо. Таким образом, Е.И.
Носов подводит нас к мысли о том, что в людях с раннего возраста надо воспитывать чуткое, бережное отношение к природе, ко всему живому, чтобы в будущем они не были глухи к и слепы к тому, что происходит вокруг.
Источник: https://mmv-teacher.ru/arguments_text24/
Почему в сочинении по русскому стоит (и можно) использовать аргументы из сериалов
По школам ходит легенда, что аргументировать свою позицию можно только примерами из художественной литературы. Это неправда. Основатели курсов по подготовке к ОГЭ и ЕГЭ LUDI разобрались, как и когда на экзамене можно использовать свою любовь к сериалам.
Всё про ЕГЭ. Рассылка
Для тех, кто готовится к главному школьному экзамену
Учителя любят запугивать выпускников неадекватностью экспертов и говорят, что за аргументы не из литературных произведений баллов не дают. Некоторые заходят ещё дальше: якобы засчитываются только классические русские тексты: Пушкин, Лермонтов, Достоевский. Ну, вы поняли — никаких тебе Пелевиных, Кингов и уж тем более сериалов.
Обесценивается и личный опыт ученика: события из его жизни, просмотренные фильмы, знания о мире. По мнению учителей, у выпускников не хватает жизненного опыта, чтобы приводить такие примеры. Поэтому в школе заставляют писать сочинения, где оба аргумента опираются на художественную литературу.
Наверное, так мотивируют читать произведения из школьной программы. А ещё ограждают учеников от придумывания нелепых историй в попытке хоть чем-то аргументировать свою точку зрения — такое часто встречается на экзамене.
Типичный случай: в сочинении про отношение человека к природе ученик иллюстрирует свою позицию словами «в детстве я часто гулял в парках, мне это нравилось, поэтому природу надо беречь».
Звучит неубедительно и наивно — аргумент не засчитывают.
Не верьте, если вам говорят, что в качестве аргументов можно использовать только классическую художественную литературу. Это миф
К чему приводит этот миф
Если вы любите читать книги, анализируете их и хорошо запоминаете сюжет и имена персонажей, то легко найдёте два аргумента из литературных произведений. Но такое встречается нечасто. Обычно из головы вылетают детали, школьники начинают путаться. Так появляются ляпы, которые быстро распространяются в сети.
Допустим, вы ошиблись в имени автора или жанре произведения — при этом аргументы соответствуют проблеме и больше в них ошибок нет. Аргументы засчитают, но могут снизить максимальный балл (поставить не три, а два балла по этому критерию). Ещё один балл вы потеряете за фактическую ошибку.
Если не помните имя автора и напишете только фамилию, сохраните баллы за аргументы и фактическую точность (при отсутствии других ошибок, конечно), но можете потерять балл за этику.
Другой вариант — вы только примерно помните сюжет произведения. Или вовсе его не читали: обратились к кратким содержаниям, банкам аргументов или сочинениям в интернете. В этом случае аргумент обычно сильно искажает смысл произошедшего в произведении. За такое вы можете получить 0 баллов вместо четырёх (три за аргументы, один за фактическую точность).
Будьте осторожны: не пишите о том, чего не читали сами и знаете плохо. Банки литературных аргументов — это обман, чтобы набрать классы! Баллы это вам набрать не поможет
Какие аргументы можно использовать
В задании к сочинению на ЕГЭ говорится, что вы должны опираться в первую очередь на свой читательский опыт. Нет ни слова о том, что использовать можно только русские классические произведения.
Не сказано и о художественной литературе. Это значит, что если один из двух аргументов будет из текстов (художественных, публицистических или даже научных), то вы получите максимальный балл — три.
Это подтверждают критерии оценивания.
Сериалы редко опираются на текст, а потому примеры из них — это аргументы из жизненных наблюдений. За два аргумента из сериалов вы получите два балла из возможных трёх, зато не потеряете балла за фактические ошибки. Сравните:
Верьте угрозам школьных учителей, только если сильно любите рисковать
В качестве аргументов из жизненных наблюдений подойдут также просмотренные фильмы и истории из жизни (необязательно вашей).
Эксперты оценивают сочинение по специальным критериям, и в них нет ни слова о том, что вы должны использовать в качестве аргументов только литературный материал. Впрочем, один аргумент из прочитанного ценится выше примеров из жизненного опыта (если в нём нет ошибок, конечно).
Как быть с итоговым сочинением
В требованиях к итоговому сочинению указано, что вы должны привести как минимум один аргумент из литературного материала. Этот критерий является одним из основных: если нет примера из литературы, вы получите незачёт.
Здесь поможет «Игра престолов» (смотрели её, кстати?). Можете приводить в пример события до третьего сезона включительно. Идеально — события первого сезона: они практически идентичны тому, что происходит в книгах. Только помните, что это не одна книга, а цикл романов. И не «Игра престолов», а «Песнь льда и огня».
Аргументы на любой вкус. Спасибо, Джордж!
В итоговом сочинении хотя бы один аргумент должен быть из литературы, но необязательно художественной — статьи, научные публикации, мемуары тоже подойдут. Если же вы совсем не любите читать, выбирайте фильмы и сериалы, которые достоверно передают описанное в книге. Скажем сразу: найти такое не так уж и просто. Легче и быстрее начать читать.
Вот вы мне скажете, что можно, а я за это 0 баллов получу
Бояться, что что-то пойдет не так, совершенно нормально. Результат экзамена влияет на поступление — а значит, и на ваше будущее. Вот какие есть варианты в этом случае.
1. Вы привели оба аргумента из сериалов, а по этому критерию всё равно получили ноль баллов. Подумайте, насколько корректно использованы примеры. Не ошиблись ли вы в имени персонажей? Соответствуют ли аргументы проблеме текста? Если вы уверены, что всё было в порядке, то смело подавайте на апелляцию.
2. Вам вообще не хочется связываться с апелляционной комиссией. Тогда начинайте читать тексты уже сейчас. Не доверяйте банкам литературных аргументов и кратким содержаниям: это быстро забудется, и на экзамене вам нечего будет сказать.
Если нет времени читать большие произведения, обратитесь к рассказам. Чтобы сделать подготовку эффективной, воспользуйтесь нашим шаблоном для конспектирования прочитанного.
Так вы научитесь выделять в текстах то, что потребуется на ЕГЭ, и лучше запомните персонажей.
3. Ну, вы помните. «Игра престолов».
Какие бы аргументы вы ни приводили, делайте это грамотно. Тогда шанс получить высокий балл будет гораздо выше. В помощь — наша памятка.
Как правильно приводить аргументы
- Подбирайте сильные примеры. Представьте, что вам нужно переубедить человека с противоположной позицией. Если он считает, что природой надо пользоваться, а не беречь её, ваши воспоминания о прогулках по паркам в детстве не помогут ему сменить точку зрения (в другом месте погуляете).
- Используйте только те аргументы, в которых уверены. Если вместо книги прочли краткое содержание, лучше приведите аргумент из сериала, фильма или собственного опыта.
- Не пересказывайте весь сюжет. Описывайте только то, что важно для подтверждения вашей позиции по этой проблеме. Для перепроверки задавайте себе вопрос: «Что именно в этом примере может убедить другого согласиться с моей позицией?».
- Конспектируйте прочитанное (и просмотренное), чтобы не потерять балл за фактические ошибки и сделать подготовку более эффективной. Не забывайте писать полное имя автора (или хотя бы инициалы) и правильно определять жанр произведения.
Источник: https://mel.fm/blog/ilya-sozontov/81674-pochemu-v-sochinenii-po-russkomu-stoit-i-mozhno-ispolzovat-argumenty-iz-serialov