Русское самодурство в пьесах Островского
Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)
Самодурство русского человека давно стало притчей во языцех. Его высмеивали Фонвизин, Салтыков-Щедрин, Некрасов, Гоголь, Чехов. Список авторов можно продолжать бесконечно. Островский — один из таких авторов; его отличие от всех опальных состоит в том, что он был драматургом. В пьесе не может быть слишком длинных ремарок (отнюдь не они раскрывают характер героев), автор не имеет возможности выказать свое отношение к тому или иному герою или пуститься в длинные рассуждения. Для драматурга важно, чтобы характер герои был с максимальной полнотой очерчен с помощью его собственных реплик, а также характеристик, которые дают ему другие в глаза или за глаза. В этом сложность драматического произведения. Но русское самодурство Островский сумел раскрыть в полной мере: недостаток художественных средств компенсировался талантом автора.
Кто же предстает самодурами в пьесах Островского? Это представители и старшего, и младшего поколений: Дикой и Кабаниха в “Грозе”; Огудалова, Вожеватов, Паратов – в “Бесприданнице”.
Следовательно, самодурство связано вовсе не с солидным возрастом (всем известно, что родители любят ворчать на своих детей и часто недовольны их поведением), а с тем, что все эти люди — представители патриархального мира, наделенные хотя бы маленькой толикой власти.
В драме “Гроза” всем заправляют два ярких представителя патриархального мира — Кабаниха и Дикой.
Дикой — удачный портрет помещика-самодура. В самом начале пьесы мы слышим от Кулигииа рассказ о том, как Дикой удерживает с мужиков их жалкие гроши, наживая себе состояние. Да и Борис отзывается о своем дядюшке крайне нелестно. Но истинную природу характера Дикого мы понимаем в его разговоре с Кабанихой, когда он сам рассказывает о себе.
У Дикого заведен обычай обругивать тех, кому он должен денег. Он себя специально настраивает так, чтобы обругать человека, и без этого уже не может. Именно такое поведение и называется самодурством: Дикому нет никакой пользы, выгоды от того, что он будет кричать на людей, однако он делает это исключительно ради собственного удовольствия.
Интересный персонаж Кабаниха. У нее нет никаких сомнений относительно правильности иерархических отношений патриархального быта. Она не считает себя неправой, когда всячески придирается (иное слово подобрать трудно) к Катерине.
По мнению Кабанихи, правильный семейный порядок и уклад держатся на дисциплине и повиновении младших старшим. Таким образом, ключевые понятия для благополучия семьи в глазах Кабанихи — “страх” и “приказ”.
Это особенно хорошо видно в сцене отъезда Тихона, когда мать наказывает сыну держать жену в послушании.
Кабаниха подчиняет все в доме своей воле, причем это подчинение доходит до крайности, до нелепости. Она буквально перекрывает кислород своим детям. Хорошо хитрой Варваре, которая лишь внешне поддается власти матери. Но каково свободолюбивой и независимой Катерине, которая волей-неволей вынуждена подчиняться приказам свекрови?
Самое интересное, что Кабаниха не одобряет самодурства Дикого. Она с некоторой долей презрения относится к его буйству и к тому, что он выносит все происходящее у него в доме на люди.
Сама она никогда не пожалуется посторонним на непорядки в семье.
Но в одном они с Диким схожи: они чувствуют себя полновластными хозяевами в доме, маленькими царьками, требуют себе полного подчинения и повелевают людьми, не считаясь с их чувствами и желаниями.
Самодурство несколько иного рода показано в “Бесприданнице”. Во-первых, главными действующими лицами являются люди молодые, если не считать Огудаловой и Кнурова. Но Кнуров полон сознания собственной значимости, ему ни к чему ее доказывать кому-то, поэтому поведение этого персонажа трудно анализировать.
На Огудаловой автор не слишком сильно сосредоточивает внимание. В ее отношении можно только сказать, что и она имеет в своем подчинении вполне свободного человека, а именно, — Ларису. Харита Игнатьевна пытается строить жизнь собственной дочери, неособенно согласуясь с нравственными принципами Ларисы.
Так, она принимает подарки и деньги от Вожеватова и Кнурова и толкает дочь на сближение с ними. Всю жизнь мать как будто выставляла своих трех дочерей на торгах. Как мы узнаем, это не закончилось счастливо ни для одной из них. Но больше всех, конечно, страдала Лариса, потому что ее уже откровенно продавали, как залежавшийся товар на базаре.
<\p>
Страницы: [1] 2 (сочинение разбито на страницы)
Похожие сочинения:
Источник: https://sochinenie5ballov.ru/essay_231.htm
Самодуры и их жертвы в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
Категория: Сочинения по драме “Гроза” (Островский А.Н.) <\p> Actionteaser.ru – тизерная реклама
Драма А.Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году. Она рассказала, помимо всего прочего, о тирании самодурства, денег и старозаветных представлений в купеческой среде. В «Грозе» выступают две группы героев, живущих в городе Калинове.
Одна из них олицетворяет гнетущую власть «тёмного царства». Это Дикой и Кабаниха – угнетатели и враги всего живого и нового. Они усиливают мотив совершенной замкнутости калиновского мира. Жители города не видят ничего нового и знать не знают других земель и стран. Но и о своем прошлом они ничего не знают (про Литву, например, калиновцы думают, что она «к нам с неба упала»).
Жизнь в Калинове замирает, иссякает. О прошлом забыто, «руки есть, а работать нечего». К другой группе персонажей относятся Катерина, Кулигин, Тихон, Борис, Кудряш и Варвара. Это жертвы «тёмного царства», угнетенные, одинаково ощущающие грубую силу, давящую на них. Они по-разному, но всё же выражают свой протест против этой силы.
Дикой и Кабаниха составляют костяк города, который держится на традиции и старине. Олицетворяет этот мир и дом Кабанихи, который вмещает в себя так много людей (от забитых слуг и богомолок до свежей силы – невестки Катерины). Здесь очень сильна религиозность. Образ Кабанихи похож на старинные православные иконы, на которых изображены суровые, угрюмые лица.
Мы сразу понимаем, что Кабаниха не святая, а скорее наоборот, но живет она согласно всем правилам своего традиционного мира. Марфа Кабанова – простая на первый взгляд женщина (если смотреть и слушать со стороны), мать. Желая счастья своему сыну Тихону, она учит его, как нужно правильно жить.
«Что ж ты стоишь, разве порядку не знаешь? Приказывай жене-то, как жить без тебя», – говорит Кабанова сыну, собирающемуся в дорогу. Когда тот пытается ей робко возразить, чтобы смягчить грубость, Кабаниха обрывает его, не дав сказать ни слова. «Поразговаривай ещё!» – говорит она ему властным голосом.
Власть этой женщины держится не только на традиции почитания старших, но и на деньгах, так как она владеет определенным состоянием, в её руках все хозяйство. Именно по инициативе Кабанихи в ее доме поселились богомолки-приживалки, которые в один голос славят добрейшую хозяйку.
Богомолки играют немаловажную роль в становлении власти Кабанихи, так как не дают ей задуматься над тем, что она может делать что-то не так. Их лесть ради куска хлеба губит истину. К тому же разговоры старух о конце света как нельзя лучше поддерживают представления Кабановой о жизни и мире. Ретроградству богомолок в пьесе противостоит Кулибин, ищущий вечный двигатель.
Именно на его фоне так заметна умственная недалекость «темного царства». Символично в этом смысле и прозвище Кабанихи. Кабан – это свирепое дикое животное, которое нападает порой просто так. Кстати, о дикости. Еще один представитель «темного царства» – Дикой, всесильный Савел Прокофьевич.
В образе Дикого представлен тип упрямого старика, который не дает житья своим родичам, своему племяннику Борису. Вот его власть держится исключительно на деньгах. Дикой угрожает своему племяннику лишить его довольствия. Савел Прокофьевич, в отличие от Кабанихи, уверен, что имеет право на власть.
Это право основывается не только на том, что такова традиция старого мира, но и на том, что у него есть деньги, которые решают все. Но, в конечном счете, не деньги решают, а характер человека. Племянник Дикого Борис уверял Катерину, что он совершенно несамостоятелен только из-за отсутствия денег. На самом же деле Борис просто попал на удочку Савел Прокофьевича, он сам этого захотел.
Не нужно забывать, что его фамилия тоже Дикой. Сноху Катерину Кабаниха ненавидит тупой, неосознанной ненавистью. Она постоянно упрекает её в чём-то без видимой на то причины. Но Катерина – женщина не только со страстным, но и с сильным характером. Она единственная из всех персонажей пьесы, способная на полный разрыв с опостылевшей ей средой и жизнью.
Трагической кончиной Катерины, по словам критика, «дан страшный вызов самодурной силе… В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца».
И хотя протест Катерины и Кулигина обречен на провал, но смертельная рана «темному царству» уже нанесена. И эту обреченность начинает сознавать даже Кабаниха.
«Старине приходит конец» – мрачно заявляет она. Так в драме «Гроза» Островский вынес свой приговор отжившему прошлому – «темному царству», уничтожавшему личность и свободу в любом ее проявлении…<\p>
«Я пригласил вас, господа, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. К нам едет ревизор», – с этой фразы начинается блистательная комедия Н. В. Гоголя «Ревизор», местом действия является небольшой уездный городишко, а главными действующими лицами – городские чиновники. Сообщение о приезде ревизора для них как гром среди ясного неба. Жизнь местных чиновников течет тихо и безмятежно. Лень, взяточничество, казнокрадство – настолько привычные явления в их городе, что практически официально разреше
Только лучшие сочиненияКонечно, пословица права, с этим трудно не согласиться. Я давно знала, что часто первое впечатление о человеке может быть неправильным. Внешность обманчива.
Но со вкусом одетые люди мне нравились и будут нравиться всегда, и я не вижу в этом ничего плохого.Я думаю, многие сталкивались и с глупыми модниками, и с умными, но скромно одетыми людьми.
Хотя почему-то бывает и так, что некоторые судят «по одежке», даже не пообщавшись с тем, о ком говорят. Одна из моих знакомых, нап
Жанр пьесы А. Н. Островского “Гроза” – спорный вопрос в русской литературе. В этой пьесе сочетаются черты как трагедии, так и драмы (т. е. “бытовой трагедии”). Трагическое начало связано с образом Катерины, которая представляется автором как незаурядная, светлая и бескомпромиссная личность. .
Она противопоставляется всем прочим лицам пьесы. На фоне других молодых героев она выделяется своим нравственным максимализмом — ведь все, кроме нее, готовы идти на сделку с совестью и приспосабливаться<\p>
Ярослав Мудрий… Цікава й складна, дуже суперечлива постать.
Жорстокий войовник і мудрий книголюб; творець першого зведення руських законів — «Руської правди», і князь, що залізною рукою скарав у міжусобній боротьбі навіть найближчих родичів; лукавий політик і натхненний будівничий… У своїй п'єсі «Ярослав Мудрий» І. А.
Кочерга відкрив нам завісу на моральні цінності наших далеких предків, їхні ідеали. Перш за все ми можемо говорити про їхню безмірну, всеосяжну любов героїв до батьківщ
Русский романтизм принято делить на несколько периодов: начальный (1801—1815), зрелый (1815—1825) и период последекабристского развития. Однако по отношению к начальному периоду условность этой схемы бросается в глаза.
Ибо заря русского романтизма связана с именами Жуковского и Батюшкова, поэтов, чье творчество и мироощущение трудно ставить рядом и сравнивать в рамках одного периода, настолько различны их цели, устремления, темпераменты.
В стихах обоих поэтов еще ощущается властное влияние прошл
Свои зимние каникулы я провел у дедушки, который работает лесничим в Кавказском заповеднике. Дедушка предложил мне с сестрой посмотреть на новых обитательниц заповедника — светло-серых пушистых красавиц-белочек, которых привезли сюда с Алтая.<\p>
Работа Лермонтова над романом продолжалась около двух лет: 1838—1840 годы.
Появился роман в печати не сразу, а выходил частями. В 1840 году вышло в свет отдельное издание романа, на который живо откликнулась критика тех лет.
Многих он задел за живое, некоторые, почувствовав возможность симпатии публики к герою, объявили Печорина безнравственным, другие отрицали правдоподобность характера главного героя или писали, что Печорин — портрет самого автора. Разноречивые и в основном недружелюбные толки
План Відчуття причетності до свого народу. Моя доля — Україна. Дитячі спогади. З любов'ю до матері Батьківщини. У пошуках щастя. Рухати Україну вперед мені під силу.
Жоден філософ не може точно сказати, коли до людини приходить відчуття належності до свого народу. І хіба можливі тут узагальнення? Напевне, ні. Але всі стежки ведуть у дитинство.
Мені було лише три роки, коли було проголошено Незалежність України, але я добре пам'ятаю, що це було свято. На центральному майдані міс
В традициях старинных русских городов всегда была тесная связь с близлежащими городами, селами и деревнями, «редкими оазисами культуры» и поныне хранящими память о выдающихся творцах национального искусства.
Тула не мыслится без Ясной Поляны, Орел без Спасского-Лутовинова, Ярославль без Карабихи.
И как недостаточно было бы знание художественного наследия известных русских писателей-земляков вне их духовной связи с Ельцом, так и восприятие Ельца XIX- XX веков неполно без лермонтовских мест, форми
На картине «Зима пришла» мы видим маленького мальчика, который задумчиво стоит у окна. А за окном открывает просто таки необычайная картина, так как еще вчера вечером весь двор дома был невзрачного темно – черного цвета, а сегодня этот же двор выглядит как белоснежный пуховой платок, так как все вокруг укрывает белоснежный снег.<\p>
Сейчас смотрят:{module Островский:} Actionteaser.ru – тизерная реклама Actionteaser.ru – тизерная реклама <\p>
Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-ostrovskogo/sochineniya-po-drame-groza/11054-samodury-i-ikh-zhertvy-v-pese-a-n-ostrovskogo-groza.html
Образы купцов-самодуров в пьесе Островского “Гроза”
А. Н. Островский в пьесе “Гроза”, написанной им в 1859 году, показал быт и нравы русского провинциального общества того времени.
Он раскрыл проблемы морали и недостатки этого общества, которые мы и попытаемся рассмотреть, показав главные черты самодурства некоторых персонажей пьесы. В данном случае имеет смысл взять двух наиболее ярких представителей общества времен Островского – Дикого и Кабаниху.
Рассматривая этих персонажей по отдельности и сравнивая их, мы сможем выявить основные черты самодурства и также некоторые пороки и недостатки.
Очень часто характер героя может четко отразиться в реакции окружающих на его поведение и в репликах, относящихся к нему. Так произошло и в данном случае. Жители Калинова говорят о Диком и Кабанихе очень часто, и это дает возможность получить о них богатый материал.
В разговоре с Кудряшом Шапкин называет Дикого “ругателем”, Кудряш же называет его “пронзительным мужиком”. Кабаниха называет Дикого “воином”. Все это говорит о сварливости и нервозности его характера, потому что Шапкин и Кудряш ругают его между собой не просто так, видя, как Дикой отчитывает Бориса.
Отзывы о Кабанихе тоже не слишком лестные. Кулигин называет ее “ханжой” и говорит, что она “нищих оделяет, а домашних заела совсем”. Это характеризует купчиху с плохой стороны. Более полное, на мой взгляд, представление о человеке может дать его речь, то есть привычные и специфические выражения, присущие только данному герою.
Мы можем увидеть, как Дикой как ни в чем не бывало просто так может обидеть человека. Он говорит Борису: “Провались ты! Я с тобой и говорить-то не хочу, с езуитом”. Из этой его фразы мы видим, что он безграмотен, так он еще и сопровождает свою речь плевком, что окончательно показывает его бескультурье.
Вообще, на протяжении всей пьесы мы видим его пересыпающим свою речь бранью, что показывает его человеком крайне грубым и невоспитанным.
Взять хотя бы пример, когда он как-то вечером зашел к Кабанихе и накричал на нее… Кабаниха же в своей речи пытается прикинуться доброй и ласковой, хотя иногда именно речь обнаруживает отрицательные черты ее характера, например страсть к деньгам. Иногда купчиха становится в позу: “Ну, ты не очень горло-то распускай!” – обращается к Дикому.
Поступки же, характеризующие самодурство Дикого и Кабанихи, представляют особый интерес. Дикой груб и прямолинеен в своей агрессивности, он совершает поступки, порой вызывающие недоумение и удивление у окружающих.
Он способен обидеть и побить мужика, не отдавая тому денег, а потом на глазах у всех стоять перед ним в грязи, прося прощения.
Он буян, и в буйстве своем способен метать громы и молнии на своих домашних, в страхе скрывающихся от него.
Кабаниха же до абсурда слепо предана своим старым традициям, заставляя всех домашних плясать под свою дудку. Она заставляет Тихона по-старинному прощаться со своей женой, вызывая смех и чувство сожаления у окружающих.
Остается заметить, что и Дикой, и Кабаниха очень набожны и религиозны. Дикой, например, в грозе видит возмездие.
Итак, мы рассмотрели основные черты самодурства героев. Остается выяснить вопрос: кто же из них страшнее в своей жизненной концепции и принципах? С одной стороны, кажется, что Дикой грубее, сильнее и, следовательно, страшнее.
Но, приглядевшись поближе, мы видим, что Дикой способен только кричать и буйствовать. Зато перед нами приоткрывается страшная и деспотичная сущность Кабанихи. Она сумела подчинить себе всех, держит все под контролем, она даже пытается управлять взаимоотношениями людей, что и приводит Катерину к гибели.
Кабаниха хитра и умна, в отличие от Дикого, и это делает ее более страшной.
Итак, все вышеприведенное, на мой взгляд, не только показывает основные черты самодурства Кабанихи и Дикого, но в целом может отражать проблемы и недостатки русского общества того времени.
Образы купцов-самодуров в пьесе Островского “Гроза”
Источник: https://home-task.com/obrazy-kupcov-samodurov-v-pese-ostrovskogo-groza/
Самодуры и самодурство в драме А. Островского «Гроза»
Драма «Гроза» (1859) явилась значительным событием в общественной жизни страны в 60-е годы XIX века.
У Островского получилась пьеса о грозе, приносящей обновление в мир природы и в мир человеческой души, о грозе, разрушающей устои «темного царства» по всей России.
Цель создания образов купцов-самодуров в пьесе состояла в том, чтобы осудить их дикий произвол, деспотизм, жестокое насилие, господствовавшие тогда в современной Островскому России. А вымышленный город Калинов, как в зеркале, отразил эти «жестокие нравы».
Сразу после открытия занавеса взору зрителя являются высокий берег Волги, городской сад и гуляющие жители небольшого городка Калинова. Красота пейзажа поначалу закрывает от посторонних глаз реальную жизнь города.
Оказывается, что в чудесном городке на Волге все не так уж прекрасно, как кажется на первый взгляд. Единственный образованный человек в городе, механик-самоучка Кулигин, называет нравы города Калинова жестокими.
Главное, что вызывает его возмущение, — это социальное неравенство, закабаление бедных богатыми, власть денег и жажда наживы, Но нет гармонии и в хозяйственных отношениях между купцами.
Они пишут друг на друга «злостные кляузы», стремятся подорвать торговлю.
На богатых купцов нет никакой управы. Никто им не указ. Даже глава города не может сделать замечание Дикому. Деньги дают им право властвовать над жителями Калинова. А потому никто не может возражать богатым купцам.
Семейные отношения строятся на жестокости и деспотизме самодуров. Слово «самодур» стало синонимом грубой самоуверенности, хамства, произвола и безнаказанности. Всем известно, что Дикой — влиятельный купец города. Он может унизить и обругать человека ни за что. Он своевольничает, так как уверен в собственной безнаказанности.
Он знает, что нигде и никогда не встретит сопротивления, Дикой свободно распоряжается судьбой своего племянника Бориса, который материально зависит от него. Дикой с его грубостью, хамством, невежеством и жадностью олицетворяет основные черты самодуров города Калинова.
Он и говорить-то спокойно не умеет, бросается на людей, как цепная собака, Он постоянно всем недоволен. Но как же возрастает его злоба, когда ему надо расставаться с деньгами. Именно поэтому он так ругает и притесняет Бориса, наследство которого он должен отдать ему по завещанию.
Так же злобствует Диой, если встречается с чем-то недоступным его пониманию. Показательна сцена, когда он набрасывается на Кулигина, пытающегося рассказать ему о громоотводе.
Будучи диким и невежественным человеком, он, как и все калиновцы, убежден, что гроза не есть электричество, а божья кара, посылаемая людям в наказание за грехи. Суеверие и страх перед неведомым определяют сознание Дикого.
Еще более склонна к фанатичной религиозности богатая купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова. На первый взгляд она и вовсе кажется благочестивой: принимает у себя странниц, ходит в церковь, чтит заповеди божьи. В отличие от Дикого, она голоса не повышает, не орет и не ругается.
Но как бы ни прикрывалась Кабаниха благочестивыми фразами, жители города знают о ней правду. Так, например, Кулигин говорит о ее лицемерии Борису: «Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Правда, нужно сказать, что ее самодурство ограничено рамками собственной семьи, но зато здесь она дает себе волю.
Кабаниха безалостно притесняет своего сына. Под ее влиянием он превратился в жалкого, забитого, безвольного человека, который ничего сам не решает и все время принужден оправдываться перед матерью за какие-то несуществующие грехи. Тихон бывает свободен от власти матери лишь во время деловых поездок.
А когда он дома, то стремится запить, чтобы забыться.
Конечно, Кабаниха не так уж умна, к ней можно приспособиться. Поэтому ее дочь Варвара — смелая и хитрая девушка — без труда находит выход. Она предпочитает жить по принципу «делай, что хочешь, только бы шито-крыто было».
Жестокая и деспотичная Кабаниха, используя маску благочестия, превратила в ад жизнь не только своих собственных детей, но и жизнь невестки. Не могли быть счастливы Катерина и Тихон, ведь мать вмешивается в их дела. Тихон не может проявлять никакой самостоятельности даже в отношениях со своей женой.
Это мать ему диктует, что ему говорить, как себя вести с Катериной. Она и сцену проводов Тихона устраивает по своему разумению, отводя сыну и невестке исполнение назначенных ею ролей. Тихон, запинаясь, произносит поучения под диктовку матери. А Катерина по приказу свекрови обязана выть на крыльце после отъезда мужа.
Да, вот уж, действительно, дикие нравы в городе Калинове.
Грозна власть Диких и Кабановых, но, видно, и ей приходит конец. С горечью принуждена признать Кабаниха, что старина выводится: «В другой дом и взойти не хочется. А и взойдешь-то, так плюнешь да вон скорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».
Несмотря на свою безграничную власть в семье, Кабаниха ощущает внутреннюю тревогу. Она чувствует, что все идет не так, как ей хочется. Даже своему безропотному сыну она не может внушить, что семья должна страхом держаться, а не чувствами. Именно поэтому она в сцене покаяния Катерины торжествующе говорит Тихону, пытаясь убедить его в своей правоте: «Что, сынок! Вот куда воля-то ведет!».
Пошатнулись опоры, на которых держатся самодуры в Калинове. Катерина предпочитает смерть горькой жизни в неволе и бросает открытый вызов «темному царству». Варвара и вовсе бежит из дома. И даже робкий Тихон осмелился обвинить мать в смерти жены: «Маменька, вы ее погубили».
«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского», — писал Добролюбов. Необходимость перемен в общественной жизни страны — главная идея пьесы.
Под самодурством революционер-демократ Добролюбов понимал не только семейный деспотизм, но и всю систему общественных отношений в царской Росии, доведенную до крайности.
Пьеса Островского «Гроза» и должна была принести обновление в мир человеческих отношений, чтобы навсегда избавить людей от жестокости, деспотизма, грубости и лицемерия.
Источник: https://5litra.ru/soch/1013-samodury-i-samodurstvo-v-drame-a-ostrovskogo-groza.html
Образы самодуров в драме А. Н. Островского «Гроза»
Уж такого-то ругателя, как у нас
Савел Прокофьич, поискать еще!..
Хороша тоже и Кабаниха.
А. Островский. Гроза
В своей драме «Гроза» А. Н. Островский ярко и живо изобразил «темное царство» российской провинции, подавляющее лучшие человеческие чувства и стремления. Автор не только первым ввел в литературу слово «самодур», но и разработал в художественной форме само явление самодурства, когда люди, имеющие власть, действуют по произволу, по своей прихоти, не считаясь с другими.
В драме «Гроза» явление самодурства описано на примере образов «значительных лиц» города Калинова — Дикого и Кабанихи.
Для Дикого основная цель в жизни, единственный закон — деньги. Грубый, жадный, невежественный, Дикой трусится над каждой копейкой. Он самый богатый человек в городе, но ему все мало, поскольку он уверен в том, что деньги — это власть.
И эта установка позволяет ему жестоко эксплуатировать людей и ставить себя при этом выше всех: «Так ты знай, что ты червяк. Захочу — помилую, захочу — раздавлю».
В накоплении денег Дикой не выбирает средств: присваивает себе наследство племянников, издеваясь при этом над ними, бессовестно обсчитывает бедных мужиков, работающих на него: «ни одного путем не разочтет». Он действует по принципу: «Много у меня в год-то народу перебывает..
. не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Дикой привык думать только о себе.
Не зря об этом купце говорят: «У него вся жизнь основана на ругательстве». По-человечески Дикой разговаривать просто не умеет: кричит, ругается, не дает жизни домашним.
Грубый и бесцеремонный, он осознает свою безнаказанность и поэтому часто оскорбляет бедных и бесправных: «Они должны мне покоряться…» Однако перед теми, кто способен дать ему отпор, перед сильными личностями или перед людьми, имеющими больше денег, Дикой пасует, отступает.
Темнота, бескультурье, ограниченность умственного кругозора — черты, характеризующие купца далеко не с лучшей стороны.
Кабаниха же является ярой защитницей старых основ жизни и обычаев «темного царства». Консерватизм взглядов и ненависть ко всему новому являются ее отличительными чертами: «Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон поскорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю».
Сильный, властный, деспотичный характер Кабанихи в сочетании с самым серьезным отношением к домостроевским порядкам делает жизнь домашних в ее семье невыносимой.
Своего сына она вырастила бесхарактерным, слабым, лишенным самостоятельности, рабски покорным материнской воле. Но Кабаниха хочет сделать его «хозяином» в своей семье, которого жена не только беспрекословно слушается, но и боится.
Поэтому она не только подавляет волю сына, но и мучит, придирается, постоянно упрекает невестку.
Кабаниха строго придерживается обычаев и ритуалов, многие из которых устарели и стали нелепыми; для нее главное — соблюдение формы, несмотря на то что от ее косности и невежества страдают живые люди. Материал с сайта //iEssay.
ru<\p>
Ханжество и лицемерие являются типичными чертами характера Кабанихи. Она умеет прикрыть свои действия маской покорности божьей воле: «Ханжа, сударь. Нищих оделяет, а домашних поедом заела».
Однако и религиозность Кабанихи внешняя, дань традициям.
Неограниченная власть диких и кабаних душит город, о быте которого Добролюбов писал: «Отсутствие всякого закона, всякой логики — вот закон и логика этой жизни».
Нередко мы и сегодня встречаемся с самодурами в жизни. Их можно отличить по тому, что «самодур все силится доказать, что ему никто не указ и что он — что захочет, то и сделает». Я думаю, что единственное средство для борьбы с самодурством — это развитие внутренних качеств каждого человека, возрождение истинной культуры в собственном сердце.
На этой странице материал по темам:
- конспект по литературе кто такие самодуры
- обращ самодуров
- доказать что дикой-самодур
- самодуры в драме гроза
<\p>
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/o/ostrovskij/sochineniya/groza/obrazy-samodurov-v-drame-a.-n.-ostrovskogo-groza
Образы самодуров в драме А. Н. Островского “Гроза”
“Гроза”
А. Островский. Гроза
В своей драме “Гроза” А. Н. Островский ярко и живо изобразил “темное царство” российской провинции, подавляющее лучшие человеческие чувства и стремления. Автор не только первым ввел в литературу слово “самодур”, но и разработал в художественной форме само явление самодурства, когда люди, имеющие власть, действуют по произволу, по своей прихоти, не считаясь с другими.
В драме “Гроза” явление самодурства описано на при мере образов “значительных лиц” города Калинова Дикого и Кабанихи.
Для Дикого основная цель в жизни, единственный за-' кон деньги. Грубый, жадный, невежественный, Дикой трусится над каждой копейкой. ' Он самый богатый человек в городе, но ему все мало, поскольку он уверен в том, что деньги это власть.
И эта установка позволяет ему жестоко эксплуатировать людей и ставить себя при этом выше всех: “Так ты знай, что ты червяк. Захочу – помилую, захочу раздавлю”.
В накоплении денег Дикой не выбирает средств: присваивает себе наследство племянников, издеваясь при этом над ними, бессовестно обсчитывает бедных мужиков, работающих на него: “ни одного путем не разочтет”. Он действует по принципу: “Много у меня в год-то народу перебывает…
не доплачу я им по какой-нибудь копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!” Дикой привык думать только о себе.
Не зря об этом купце говорят: “У него вся жизнь основанa на ругательстве”. По-человечески Дикой разговаривать просто не умеет: кричит, ругается, не дает жизни домашним.
Грубый и бесцеремонный, он осознает свою безнаказанность и поэтому часто оскорбляет бедных и бесправных: “Они должны мне покоряться… ” Однако перед теми, кто способен дать ему отпор, перед сильными личностями или перед людьми, имеющими больше денег, Дикой насует, отступает.
Темнота, бескультурье, ограниченность умственного кругозора черты, характеризующие купца далеко не с лучшей стороны.
Кабаниха же является ярой защитницей старых основ жизни и обычаев “темного царства”. Консерватизм взглядов и ненависть ко всему новому являются ее отличительными чертами: “Так-то вот старина-то и выводится. В другой дом и взойти-то не хочется. А взойдешь-то, так плюнешь, да вон поскорее. Что будет, как старики перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю”.
сла-I бым, лишенным самостоятельности, рабски покорным матетеринской воле. Но Кабаниха хочет сделать его “хозяи ном” в своей семье, которого жена не только беспрекословно слушается, но и боится. Поэтому она не только подав ляет волю сына, но и мучит, придирается, постоянно упре кает невестку.
Кабаниха строго придерживается обычаев и ритуалов, многие из которых устарели и стали нелепыми; для нее главное соблюдение формы, несмотря на то что от ео косности и невежества страдают живые люди.
“Ханжа, сударь. Нищих оделяет, а домашних поедом заела”. Однако и религио. ч ность Кабанихи внешняя, дань традициям.
Неограниченная власть диких и кабаних душит город, о быте которого Добролюбов писал: “Отсутствие всякого закона, всякой логики вот закон и логика этой жизни”.
“самодур все силится доказать, что ему никто не указ и что он что захочет, то и сделает”. Я думаю, что единственное средство для борьбы с самодурством это развитие внутренних качести каждого человека, возрождение истинной культуры в соб ственном сердце.
Источник: https://referat-lib.ru/view/referat-literature/55/54133.htm
Образы купцов-самодуров в пьесе Островского «Гроза»
1860-й год. Назревает реформа. Действительно, как бы сам напрашивается образ грозы, вернее, предгрозового состояния, предчувствия изменений. Мрачные тучи вот-вот должны пролиться дождем, взорваться яркой молнией, чтобы затем очистить небо.
Чем дальше от столицы, тем застойнее нравы. Чем невежественнее люди, тем упорнее они в своих убеждениях. Чем мельче духовная сила человека, ограниченнее его взгляды, тем с большим апломбом он кричит о себе, тем важнее для него власть.
И дело не в том, что возвыситься над другими, в том, что он желает унизить себе подобных.
Когда сравниваешь маленький провинциальный городишко Калинов (не ищите его на карте — название выдуманное, но все остальное — как в других городах, ведь изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах — одно из непременных условий реализма как художественного направления в литературе) с центром, кажется, что вступает в силу закон обратной пропорциональности: чем дальше от центра, тем противоречия острее, гнет сильнее, мрак безобразнее.
С чего начинается знакомство читателя, зрителя с городом? На фоне прекрасного волжского пейзажа, размахивая руками, купец Савел Прокофьевич Дикой ругает племянника. И вдруг понимаешь, что это не единичный, случайный эпизод, это будни Дикого, более того — его душевная потребность.
Это и незаконная неуплата денег Борису по завещанию бабушки: «Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало ».
Это и ругань с работниками при расчете: «Не доплачу я им по какой-то копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!» Это и общение Дикого с людьми на базаре: «Всех мужиков переругает. Хоть в убыток проси, без брани все-таки не отойдет.
А потом и пошел на весь день».
Все уже знают: «Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от всего отступиться, только б он унялся».
На него нет управы, потому что властям выгодны Дикие, они — их опора.
Бесполезно жаловаться на Дикого начальству: он «потрепал городничего по плечу, да и говорит: “Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать!”»
И он не один такой, даже в этом маленьком городке. Кулигин говорит о купцах города: «Торговлю друг друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти.
Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличьето человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних.
И начинается у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся-судятся здесь да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками плещут.
Водят их, водят, волочат их, волочат; а они еще и рады этому волочению, того только им и надобно. “Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копейку”».
Можно ли сказать, что Дикой опасен только как «власть имущий », богатый человек, только с экономической точки зрения? Нет, опасен он еще и в социальном и психологическом плане.
Домашние, на которых он срывается каждый день, с утра трясутся от страха, а в случае великого гнева хозяина «две недели все прятались по чердакам да по чуланам».
«Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: “Батюшки, не рассердите, голубчики, не рассердите!” » Все домашние становятся покорными, запуганными жертвами.
Борис, молодой мужчина, не имеющий сил защитить ни себя, ни любимую женщину, даже говорит о себе, используя страдательные причастия, как о ком-то маленьком, ничтожном, почти неодушевленном: «Загнан, забит…». От отчаяния у него сразу опускаются руки, и он совершенно не способен на борьбу, даже на словесный протест — только на рыдания.
И сам Дикой втянулся в этот водоворот ругательств, попреков, насилия над личностью. Он уже просто не может по-другому, и сам это сознает: «…Да что же мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу.
Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить — обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому заикнись мне о деньгах, у меня нутренную разжигать станет, всю нутренную вот разжигает, да только, ну, и в те поры ни за что обругаю человека ».
Одно лишь может остановить безудержный поток ярости самодура — столкновение с такими же, как он, грубиянами, с теми, кого он обругать не смеет — как с гусаром на перевозе. Стало быть, возникает замкнутый круг, из которого нет выхода: нет возможности изменить свое поведение, нет желания что-то менять в себе.
Но еще страшнее Дикого двуличная и лицемерная Марфа Игнатьевна Кабанова. На людях она выставляет напоказ порядок, благочестие и доброжелательность да поучает молодых, а дома она всех тиранит, выказывая неуемное желание во все вмешиваться, даже в личную жизнь сына, все испортить, лишь бы ее слово было последним.
Это о таких, как она, в городе говорят: «У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены. Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят.
И что слез льется за этими запорами, невидимых да неслыханных!» «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем», — коротко и точно охарактеризует ее Кулигин. «Точит она его теперь, как ржа железо», — говорит Варвара о разговоре матери с Тихоном.
По репликам Кабановой замечаешь, что ей важна не столько суть, сколько видимость, оболочка. Ей важна не искренность поступка, а то, что так принято.
Заставив сына жениться не по любви — по приказу, она не дает ему возможности полюбить молодую жену, и все выясняет, кого же он предпочтет: ее, мать, или Катерину. Кабанова не любит никого и ничего, кроме ощущения своей власти над людьми, возможности давить на них.
Своими попреками да нотациями она добивается того, что Тихон начинает видеть причину недовольства матери в жене.
Даже религиозность Кабановой резко отличается от религиозности Катерины. Здесь нет веры в добро и свет, яркого, радостного ощущения своей причастности к высшему духу, а есть слепое следование догмам, без понимания, без человечности, мрачное, карающее зло.
Если вера Катерины очищает, воспитывает, то вера Кабановой лишь грозит наказанием за все, даже за малейшее несоблюдение обряда. Положено жене приказывать, как жить без него — пусть сын приказывает. Положено прежде в ноги поклониться, а потом обнять на прощание — пусть склонит голову.
Чего стоит ее упрек Катерине, расстроенной отъездом мужа:
«Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена проводит мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего». На что Катерина отвечает: «Не к чему! Да и не умею.
Чего народ-то смешить! » Однако Кабанова не унимается: «Хитрость-то не великая. Кабы любила, так бы выучилась. Коли порядком не умеешь, ты хоть бы пример-то этот сделала, все-таки пристойнее, а то, видно, на словах-то только».
«Старина выводится», — сокрушается Кабанова. В ее понимании «старое время» — это, прежде всего, внешние приличия и обряды, чтобы все было «шито-крыто». Именно она стала причиной того, что Варвара начинает лгать и лицемерить, а потом и вообще убегает из родительского дома в неизвестность, может быть, в нищету, с человеком, на которого не всегда можно положиться.
Именно из-за постоянных нудных нотаций Кабановой Тихон научился пропускать все мимо ушей и так же пропустит мимо ушей смятенные просьбы — жалобы жены. Кабанова настолько приставала со своими наставлениями к сыну, уча его уму-разуму, что он почти поверил в то, что у него нет своего ума и что он век должен жить чужим.
«Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится», — говорит Тихон. Именно отношение Кабановой стало причиной того, что Катерина поддалась искушению увидеть любимого. «Кабы не свекровь!… Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны», — говорит она.
Не будь придирок Кабановой, ежеминутно отравляющих жизнь, думаю, Катерина нашла бы, чем удержать себя в семье.
Предположим, что Катерина призналась бы в измене мужу, но не на людях, а дома, наедине со своими. Я думаю, что главным чувством свекрови было бы не огорчение, что у сына в семье нелады, а радость от того, что наконец-то появился повод тиранить и казнить невестку. Ведь это она приказывает сыну побить провинившуюся, хотя и видит, что он искренне простил жену.
Только один раз Кабаниха показывает свое истинное лицо — в день смерти Катерины, не пуская Тихона взглянуть на жену и угрожая ему материнским проклятием. И даже первый в жизни протест сына ее не пугает, она считает, что еще в силах все вернуть на круги свои: «Ну, я с тобой дома поговорю».
И тут же надевает свою любимую маску ханжи: «Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!»
«Темное царство» — так точно и метко назвал этот уродливый и страшный мир Н. А. Добролюбов. «Темное царство» боится света, боится красоты.
Так полусумасшедшая барыня, пугая Катерину, кричит: «А ты молись богу, чтоб отнял красоту-то! В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей!» Угрожая всем карой за грехи, она не помнит, как сама «всю жизнь смолоду грешила».
Похоже, консерваторам-самодурам легче заметить соринку в чужом глазу, чем бревно в своем.
Ханжеством и лицемерием тянет даже от их веры в бога.
Для них главное — не чистота душевных помыслов, а «благолепие», не желание облегчить от страданий душу ближнего, а возможность развлечения («Уж больно я люблю, милая девушка, слушать, коли кто хорошо воет-то!» — говорит Феклуша перед отъездом Тихона).
Поражает темнота и невежественность этих людей, слепая вера в рассказы странниц, которые сами никуда далеко не ходили, но где-то что-то слышали. Вот и ходят, рассказывая, про страны, где «суд неправедный» и где «люди с песьими головами».
Даже первые поезда представляются им огненным змеем, а трубочист — дьяволом, что с крыши «плевелы сыплет». Или, например, жители Калинова, а именно элита городка, понятия не имеют, что такое Литва, но зато с апломбом утверждают, что «она на нас с неба упала». «Толкуй еще! Все знают, что с неба; и где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны».
Даже простая просьба о необходимости поставить громоотвод вызывает у горожан гневное отторжение: «Какое там еще электричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться.
Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А? Говори? Татарин?» А за строчки поэта Державина Дикой вообще грозит «отправить к городничему». Зачем им перемены, новые взгляды, искренние чувства.
Они стеной встают против любого, кто посмеет внести в их привычный, косный, затхлый мир хоть искру света, струю свежего воздуха — будь то изобретатель-самоучка или женщина, сумевшая познать радость искренней любви.
И все-таки рассеивается понемногу мрак, ветшают стены «темного царства». Вот-вот разразится настоящая гроза. Н. А.
Добролюбов, чутко откликаясь на все происходящее в обществе и в литературе, писал: «Самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему… Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров».
Источник: https://vip-gdz.ru/obrazy-kuptsov-samodurov-v-p-ese-ostrovskogo-groza/
Образы Самодуров в пьесе А.Н Островского Гроза
Образы “Самодуров” в пьесе А. Н Островского “Гроза”
Ответ:
Дикой и Кабаниха — это представители старшего поколения. Дикой и Кабаниха отвратительны, в них нет ни единого положительного качества. Они жестоки, лицемерны.
Они прикрываются ханжескими словами, а на самом деле сеют вокруг себя злобу и ненависть. Дикой жесток даже по отношению к своим родным, которые живут в атмосфере страха и бесправия. Ничем не отличается от него Кабаниха.
Ей свойственно стремление даже в мелочах вмешиваться в жизнь окружающих.
Дикой и Кабаниха никого не уважают и не боятся, и никто из окружающих не осмеливается им перечить. Купцы-самодуры чувствуют себя в патриархальном об-ществе настоящими хозяевами жизни. Островский рисует купеческую среду, мягко говоря, достойной осуждения.
Мы испытываем неподдельное отвращение, узнавая все новые и новые подробности о Диком и Кабанихе, которые являются оли-цетворением старшего поколения купцов. Надо ли сомневаться, что все окружающие ведут себя точно так же. Об этом Островский ничего не говорит, но об этом легко догадаться.
Не случайно один из обитателей города Калинова, Кудряш, говорит: «Уж это у нас в купечестве такое заведение». Это подтверждает нашу догадку о том, что Дикой и Кабаниха — типичные представители патриархальной купеческой среды.Кабанова благочестива и религиозна, покровительствует нищим и странникам.
Но что скрывается под маской такого человеколюбия? Только ханжество и лицемерие. Кабанова не дает жизни никому: ни своему сыну, ни дочери, ни невестке. Но если Тихон и Варвара еще могут приспособиться к ней, они научились прятаться, выкручиваться, то Катерина не способна на ложь. Она до поры, до времени терпит. А потом начинает протестовать.
Дикой открыто показывает свое отношение ко всем окружающим, он сознательно оскорбляет всех вокруг. Кабанова открыто никого не оскорбляет, она действует намного более изощренно. Она подчиняет себе всех, кто оказывается на ее пути. Кабаниха постоянно напоминает о том, что все живут и действуют неправильно, не соблюдают неведомо кем придуманные законы.
Кабанова страшна в своем деспотизме, она подавляет безвольного сына, робкую невестку. Варвара умеет изворачиваться, только поэтому не так страдает от своей властной матери. Поведение Дикого и Кабановой — это норма с точки зрения обывателей города Калинова. Ведь в провинциальном городке люди все живут в злобе, пьянстве, зависти, ненависти, разврате.
И неважно, что они прикрываются «благочестием» и соблюдением «старых традиций». На самом деле они совершают преступление за преступлением, губят все то чистое, светлое, искреннее, что может зародиться в душе кого-то из окружающих. Весь купеческий городок живет по таким законам, что они могли бы показаться изуверскими человеку непосвященному. Впрочем, так оно и было.
Но люди, далекие от патриархального купечества, старались поменьше с ними общаться. Например, мать Бориса, дворянка по происхождению, даже несколько дней не могла провести с родными своего мужа. Отец Бориса, по-видимому, значительно отличался от своего брата, Дикого, раз «женился на благородной». Но о нем мы ничего не знаем, он умер задолго до описываемых событий.
Так что, несмотря на распространенность «Кабаних» и «Диких» в обществе, очевидно, были и другие представители купеческого сословия, более прогрессивные и благородные. Однако в городе Калинове мы их не встречаем. Они были в меньшинстве, так что властные и агрессивные купцы-самодуры все-таки оказываются в выигрышном положении.
Источник: https://znanija.com/task/327716
Источник: https://chemzanyatsa.com/obrazi-samodyrov-v-pese-a-n-ostrovskogo-groza.html
Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского “Гроза”
Жестокие нравы, сударь, В нашем городе, жестокие… А. Н. Островский. Гроза 1860-й год. Назревает реформа. Действительно, как бы сам напрашивается образ грозы, вернее, предгрозового состояния, предчувствия изменений. Мрачные тучи вот-вот должны пролиться дождем, взорваться яркой молнией, чтобы затем очистить небо.
Чем дальше от столицы, тем застойнее нравы. Чем невежественнее люди, тем упорнее они в своих убеждениях. Чем мельче духовная сила человека, ограниченнее его взгляды, тем с большим апломбом он кричит о себе, тем важнее для него власть. И дело не в том, что возвыситься над другими, в том, что он желает унизить себе подобных.
Когда сравниваешь маленький провинциальный городишко Калинов (не ищите его на карте – название выдуманное, но все остальное – как в других городах, ведь изображение типичных характеров в типичных обстоятельствах – одно из непременных условий реализма как художественного направления в литературе) с центром, кажется, что вступает в силу закон обратной пропорциональности: чем дальше от центра, тем противоречия острее, гнет сильнее, мрак безобразнее.
С чего начинается знакомство читателя, зрителя с городом? На фоне прекрасного волжского пейзажа, размахивая руками, купец Савел Прокофьевич Дикой ругает племянника. И вдруг понимаешь, что это не единичный, случайный эпизод, это будни Дикого, более того – его душевная потребность. Это и незаконная неуплата денег Борису по завещанию бабушки: “Он прежде наломается над нами, наругается всячески, как его душе угодно, а кончит все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало “. Это и ругань с работниками при расчете: “Не доплачу я им по какой-то копейке на человека, а у меня из этого тысячи составляются, так оно мне и хорошо!” Это и общение Дикого с людьми на базаре: “Всех мужиков переругает. Хоть в убыток проси, без брани все-таки не отойдет. А потом и пошел на весь день”. Все уже знают: “Кто же ему угодит, коли у него вся жизнь основана на ругательстве? А уж пуще всего из-за денег; ни одного расчета без брани не обходится. Другой рад от всего отступиться, только б он унялся”. На него нет управы, потому что властям выгодны Дикие, они – их опора. Бесполезно жаловаться на Дикого начальству: он “потрепал городничего по плечу, да и говорит: “Стоит ли, ваше высокоблагородие, нам с вами о таких пустяках разговаривать!” И он не один такой, даже в этом маленьком городке. Кулигин говорит о купцах города: “Торговлю друг друга подрывают, и не столько из корысти, сколько из зависти. Враждуют друг на друга; залучают в свои высокие-то хоромы пьяных приказных, таких, сударь, приказных, что и виду-то человеческого на нем нет, обличье то человеческое истеряно. А те им, за малую благостыню, на гербовых листах злостные кляузы строчат на ближних. И начинается у них, сударь, суд да дело, и несть конца мучениям. Судятся-судятся здесь да в губернию поедут, а там уж их и ждут да от радости руками плещут. Водят их, водят, волочат их, волочат; а они еще и рады этому волочению, того только им и надобно. “Я, говорит, потрачусь, да уж и ему станет в копейку”. Можно ли сказать, что Дикой опасен только как “власть имущий “, богатый человек, только с экономической точки зрения? Нет, опасен он еще и в социальном и психологическом плане. Домашние, на которых он срывается каждый день, с утра трясутся от страха, а в случае великого гнева хозяина “две недели все прятались по чердакам да по чуланам”. “Тетка каждое утро всех со слезами умоляет: “Батюшки, не рассердите, голубчики, не рассердите!” ” Все домашние становятся покорными, запуганными жертвами. Борис, молодой мужчина, не имеющий сил защитить ни себя, ни любимую женщину, даже говорит о себе, используя страдательные причастия, как о ком-то маленьком, ничтожном, почти неодушевленном: “Загнан, забит… “. От отчаяния у него сразу опускаются руки, и он совершенно не способен на борьбу, даже на словесный протест – только на рыдания. И сам Дикой втянулся в этот водоворот ругательств, попреков, насилия над личностью. Он уже просто не может по-другому, и сам это сознает: “… Да что же мне прикажешь с собой делать, когда у меня сердце такое! Ведь уж знаю, что надо отдать, а все добром не могу. Друг ты мне, и я тебе должен отдать, а приди ты у меня просить – обругаю. Я отдам, отдам, а обругаю. Потому заикнись мне о деньгах, у меня нутренную разжигать станет, всю нутренную вот разжигает, да только, ну, и в те поры ни за что обругаю человека “. Одно лишь может остановить безудержный поток ярости самодура – столкновение с такими же, как он, грубиянами, с теми, кого он обругать не смеет – как с гусаром на перевозе. Стало быть, возникает замкнутый круг, из которого нет выхода: нет возможности изменить свое поведение, нет желания что-то менять в себе. Но еще страшнее Дикого двуличная и лицемерная Марфа Игнатьевна Кабанова. На людях она выставляет напоказ порядок, благочестие и доброжелательность да поучает молодых, а дома она всех тиранит, выказывая неуемное желание во все вмешиваться, даже в личную жизнь сына, все испортить, лишь бы ее слово было последним. Это о таких, как она, в городе говорят: “У всех давно ворота, сударь, заперты и собаки спущены. Вы думаете, они дело делают либо богу молятся? Нет, сударь! И не от воров они запираются, а чтоб люди не видали, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых да неслыханных!” “Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем”, – коротко и точно охарактеризует ее Кулигин. “Точит она его теперь, как ржа железо”, – говорит Варвара о разговоре матери с Тихоном. По репликам Кабановой замечаешь, что ей важна не столько суть, сколько видимость, оболочка. Ей важна не искренность поступка, а то, что так принято. Заставив сына жениться не по любви – по приказу, она не дает ему возможности полюбить молодую жену, и все выясняет, кого же он предпочтет: ее, мать, или Катерину. Кабанова не любит никого и ничего, кроме ощущения своей власти над людьми, возможности давить на них. Своими попреками да нотациями она добивается того, что Тихон начинает видеть причину недовольства матери в жене. Даже религиозность Кабановой резко отличается от религиозности Катерины. Здесь нет веры в добро и свет, яркого, радостного ощущения своей причастности к высшему духу, а есть слепое следование догмам, без понимания, без человечности, мрачное, карающее зло. Если вера Катерины очищает, воспитывает, то вера Кабановой лишь грозит наказанием за все, даже за малейшее несоблюдение обряда. Положено жене приказывать, как жить без него – пусть сын приказывает. Положено прежде в ноги поклониться, а потом обнять на прощание – пусть склонит голову. Чего стоит ее упрек Катерине, расстроенной отъездом мужа: “Ты вот похвалялась, что мужа очень любишь; вижу я теперь твою любовь-то. Другая хорошая жена проводит мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце; а тебе, видно, ничего”. На что Катерина отвечает: “Не к чему! Да и не умею. Чего народ-то смешить! ” Однако Кабанова не унимается: “Хитрость-то не великая. Кабы любила, так бы выучилась. Коли порядком не умеешь, ты хоть бы пример-то этот сделала, все-таки пристойнее, а то, видно, на словах-то только”. “Старина выводится”, – сокрушается Кабанова. В ее понимании “старое время” – это, прежде всего, внешние приличия и обряды, чтобы все было “шито-крыто”. Именно она стала причиной того, что Варвара начинает лгать и лицемерить, а потом и вообще убегает из родительского дома в неизвестность, может быть, в нищету, с человеком, на которого не всегда можно положиться. Именно изза постоянных нудных нотаций Кабановой Тихон научился пропускать все мимо ушей и так же пропустит мимо ушей смятенные просьбы – жалобы жены. Кабанова настолько приставала со своими наставлениями к сыну, уча его уму-разуму, что он почти поверил в то, что у него нет своего ума и что он век должен жить чужим. “Я вот возьму да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится”, – говорит Тихон. Именно отношение Кабановой стало причиной того, что Катерина поддалась искушению увидеть любимого. “Кабы не свекровь!… Сокрушила она меня… от нее мне и дом-то опостылел; стены-то даже противны”, – говорит она. Не будь придирок Кабановой, ежеминутно отравляющих жизнь, думаю, Катерина нашла бы, чем удержать себя в семье. Предположим, что Катерина призналась бы в измене мужу, но не на людях, а дома, наедине со своими. Я думаю, что главным чувством свекрови было бы не огорчение, что у сына в семье нелады, а радость от того, что наконец-то появился повод тиранить и казнить невестку. Ведь это она приказывает сыну побить провинившуюся, хотя и видит, что он искренне простил жену. Только один раз Кабаниха показывает свое истинное лицо – в день смерти Катерины, не пуская Тихона взглянуть на жену и угрожая ему материнским проклятием. И даже первый в жизни протест сына ее не пугает, она считает, что еще в силах все вернуть на круги свои: “Ну, я с тобой дома поговорю”. И тут же надевает свою любимую маску ханжи: “Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!” “Темное царство” – так точно и метко назвал этот уродливый и страшный мир Н. А. Добролюбов. “Темное царство” боится света, боится красоты. Так полусумасшедшая барыня, пугая Катерину, кричит: “А ты молись богу, чтоб отнял красоту-то! В омут лучше с красотой-то! Да скорей, скорей!” Угрожая всем карой за грехи, она не помнит, как сама “всю жизнь смолоду грешила”. Похоже, консерваторам-самодурам легче заметить соринку в чужом глазу, чем бревно в своем. Ханжеством и лицемерием тянет даже от их веры в бога. Для них главное – не чистота душевных помыслов, а “благолепие”, не желание облегчить от страданий душу ближнего, а возможность развлечения (“Уж больно я люблю, милая девушка, слушать, коли кто хорошо воет-то!” – говорит Феклуша перед отъездом Тихона). Поражает темнота и невежественность этих людей, слепая вера в рассказы странниц, которые сами никуда далеко не ходили, но где-то что-то слышали. Вот и ходят, рассказывая, про страны, где “суд неправедный” и где “люди с песьими головами”. Даже первые поезда представляются им огненным змеем, а трубочист – дьяволом, что с крыши “плевелы сыплет”. Или, например, жители Калинова, а именно элита городка, понятия не имеют, что такое Литва, но зато с апломбом утверждают, что “она на нас с неба упала”. “Толкуй еще! Все знают, что с неба; и где был какой бой с ней, там для памяти курганы насыпаны”. Даже простая просьба о необходимости поставить громоотвод вызывает у горожан гневное отторжение: “Какое там еще электричество! Ну как же ты не разбойник! Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рожнами какими-то, прости Господи, обороняться. Что ты, татарин, что ли? Татарин ты? А? Говори? Татарин?” А за строчки поэта Державина Дикой вообще грозит “отправить к городничему”. Зачем им перемены, новые взгляды, искренние чувства. Они стеной встают против любого, кто посмеет внести в их привычный, косный, затхлый мир хоть искру света, струю свежего воздуха – будь то изобретатель-самоучка или женщина, сумевшая познать радость искренней любви.
И все-таки рассеивается понемногу мрак, ветшают стены “темного царства”. Вот-вот разразится настоящая гроза. Н. А.
Добролюбов, чутко откликаясь на все происходящее в обществе и в литературе, писал: “Самодуры русской жизни начинают, однако же, ощущать какое-то недовольство и страх, сами не зная перед чем и почему… Помимо их, не спросясь их, выросла другая жизнь, с другими началами, и хотя далеко она, еще и не видна хорошенько, но уже дает себя предчувствовать и посылает нехорошие видения темному произволу самодуров”.
(No Ratings Yet)
Loading…
Біографія багряного скорочено.
Ви зараз читаєте: Образы купцов-самодуров в пьесе А. Н. Островского “Гроза”« Альбер Камю. Світогляд і творчість письменникаТрагедія жіночої долі в творчості Івана Карпенка-Карого »
Источник: https://ukr-lit.com/obrazy-kupcov-samodurov-v-pese-a-n-ostrovskogo-groza/