Роман И. А. Гончарова «Обломов» (размышления над прочитанным)
Роман И. А. Гончарова «Обломов» заставляет читателя задуматься о смысле жизни. Кто такой Илья Ильич Обломов? Жизнь Обломова пуста и бессмысленна. Да можно ли назвать его существование жизнью? У Ильи Ильича нет никаких стремлений, каждый его день похож на предыдущий. Он пребывает в своем растительном существовании, не отвлекаясь ни на что.
Обломов ни болен, ни разочарован в жизни. Просто ему удобно жить так, как он живет, – в полном бездействии. Он целыми днями лежит на диване в своем халате из персидской материи.
Причем «лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием».
Как может быть бездействие нормальным состоянием человека? Жизнь человеческая – это постоянное движение, постоянный поиск чего-то нового, постоянное стремление что-то сделать. Один человек не в состоянии изменить мир, к тому же далеко не каждому удается совершить что-то значительное. Но ведь смысл совсем не в том, чтобы совершить великое открытие или изменить мир.
На долю каждого человека выпадает определенная необходимость справляться с повседневными делами. Без этого вся жизнь тускнеет, абсолютно утрачивая всяческий смысл. Достаточно вспомнить запущенную комнату Ильи Ильича, чтобы констатировать, что уважающий себя человек не должен допускать такого. «Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною…
Но опытный глаз человека с чистым вкусом одним беглым взглядом на все, что тут было, прочел бы желание только кое-как соблюсти dekorum неизбежных приличий, лишь бы отделаться от них…
По стенам, около картин, лепилась в виде фестонов паутина, напитанная пылью; зеркала вместо того, чтоб отражать предметы, могли бы служить скорее скрижалями для записывания на них, по пыли, каких-нибудь заметок на память…»
Илья Ильич не может заставить работать даже собственного слугу, разве под силу ему значительные изменения в своей родной деревне Обломовке? Но Обломов, лежа на диване, постоянно строит радужные планы относительно переустройства в деревне. Все мечты и планы Обломова совершенно оторваны от жизни.
Можно ли назвать Обломова мечтателем? Конечно, можно. Несомненно, что Обломов является удивительно беспечным человеком. Он не задумывается о собственном благополучии, его устраивает абсолютно все. И именно это делает его счастливым. Он не приемлет суеты, общество утомляет его.
Он живет в собственном мире, и несмотря на лень и безразличие к окружающей жизни, внутренний мир его достаточно богат. Получается двойственная картина. С одной стороны, Обломова можно назвать счастливым человеком. Потому что счастье – это прежде всего гармония с собой и с окружающим миром.
А жизнь Обломова очень гармонична. Он ни о чем не жалеет, он доволен собой.
С другой стороны, совершенно справедливо можно назвать Обломова несчастным человеком. Его жизнь пуста, его ничто не радует, он постоянно пребывает в полусне. Его не тревожат яркие чувства и переживания.
Илья Ильич, в сущности, абсолютно беспомощен. Он привязан к своему слуге Захару. И в этой привычке раскрываются его консерватизм и нежелание что-либо менять.
Обломов инертен и апатичен, он не меняет свою жизнь, потому что она его полностью устраивает.
Мимо него проходит бурный жизненный поток, череда дел, любовь, возможность семейного счастья, возможность блистательной карьеры, а он все лежит на своем диване, погруженный в свои заоблачные грезы.
Трагедия Обломова заключается именно в этом нежелании выглянуть за узкие рамки своего внутреннего мира. Ему безразлично, как он выглядит, какое впечатление производит на окружающих. Ему безразлично, что было вчера и что будет завтра.
Постоянно пребывая в бездействии, человек деградирует. С Обломовым именно это и происходит. В его жизни не остается ничего, что можно было бы назвать словом «смысл». Постепенно пропадает всякое желание что-то делать, и человек застывает физически и духовно. Роман Гончарова «Обломов» заставляет читателя понять, насколько тягостной может стать бессмысленная жизнь.
Источник: https://scribble.su/work/400/63.html
Сочинение на тему: “Обломов и Захар в романе И.А. Гончарова “Обломов””
Обломов и Захар в романе И.А. Гончарова “Обломов”
В 1858 году И.А. Гончаров завершил свою работу над романом “Обломов” и опубликовал его в первых четырех номерах журнала “Отечественные записки”. Я бы хотела рассказать о главном герое этого романа Обломове и его слуге Захаре. <\p>
Илья Ильич Обломов — человек “лет тридцати двух-трех от роду, среднего роста, приятной наружности. Цвет лица у него не был ни румяный, ни смуглый, ни бледный, а безразличный… может быть, потому, что Обломов как-то обрюзг не по летам… Вообще же его тело, судя по матовому, чересчур белому цвету шеи, маленьких пухлых рук, мягких плеч, казалось слишком изнеженным для мужчины”. На главном герое был надет халат из персидской материи, весьма поместительный, так что Обломов мог завернуться в него дважды. “Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, как у больного человека или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальным состоянием”. <\p>
Комната, где лежал Илья Ильич, с первого взгляда казалась прекрасно убранною. Но приглядевшись получше, можно было понять, что вся эта обстановка — всего лишь желание соблюсти видимость неизбежных приличий. <\p>
Во всех комнатах царил жуткий беспорядок. На стенах, с картин узорами свисала паутина. На зеркалах был такой слой пыли, что на них можно было писать. Редкое утро на столе не стояла не убранная со вчерашнего ужина тарелка, а на столе не валялись хлебные крошки. <\p>
Теперь я бы хотела поговорить о человеческих качествах главного героя. Обломов образован, не глуп, но ему лень что-либо сделать для решения той или иной проблемы. Целыми днями он только лежит и думает. Иногда он как будто бы решается что-то предпринять, но редко доводит свои порывы до конца. Для него нет ничего лучше, чем спокойно лежать и ничего не делать. Даже его деревней управляет доверенное лицо. Для него препятствием к делу становится обычное одевание, потому что он не хочет расставаться с любимым халатом. Обломов пытается разобраться в себе, понять, отчего он такой, и вспоминает свое детство, материнскую ласку, заботу. Маленькому Илюше не разрешалось быть самостоятельным: самому одеваться, умываться. Для этого существовало огромное количество нянек и слуг. Привыкший к подобному опекунству, Обломов, повзрослев, не может обойтись без помощи слуги. Верным другом и слугой у Ильи Ильича был и остается Захар, которого он знал, когда еще был ребенком. <\p>
Захару было за пятьдесят лет. Он носил серый поношенный сюртук с золотыми ливреями, никогда не снимая эту одежду, она напоминала ему его молодость, годы, проведенные в Обло-мовке. Его лицо украшали широкие, густые бакенбарды. Захар предан своему барину, однако редкий день не солжет ему хоть в чем-нибудь. Слуга старого времени удерживал хозяина от расточительства, а Захар сам любит выпить с друзьями за барский счет. Сверх того он еще и сплетник. Захар жалуется всем, что житья ему нет, что такого дурного барина еще и не видели: и капризен он, и скуп, и сердит. Слуга Обломова, к тому же, очень неловок. У Ильи Ильича в кабинете переломаны почти все вещи — и все по милости Захара. А если Захар захочет навести порядок в доме, то убыткам не будет конца. Начнется ломка, падение разных вещей, битье посуды. <\p>
Захар еще и ленив. В этом заключается важное сходство его с Обломовым. Они друг друга взаимодополняют. Захар нянчил маленького Илью на руках, а тот помнит Захара “молодым, проворным, прожорливым и лукавым парнем”. Они знают друг друга уже много лет. Но есть и существенное различие в их характерах. Захар может прожить без Обломова, а Обломов без Захара — нет. Потому что он абсолютно беспомощен, он ничего не может делать сам, без чей-либо помощи. И в данной ситуации трудно сказать, кто барин, а кто слуга. <\p>
Захар и Илья Ильич Обломов — порождение “обломовщины”, болезнь своего времени, где апатия и лень убивают в человеке все лучшее, что дано ему природой. <\p>
Источник: https://doc4web.ru/literatura/sochinenie-na-temu-oblomov-i-zahar-v-romane-ia-goncharova-oblomo.html
Тема жизни в романе И.А. Гончарова “Обломов”
Без действия нет жизни…<\p>
В.Г. Белинский<\p>
Как басня, жизнь ценится не за длину, но за содержание.
Сенека<\p>
На первый взгляд, “Обломов” может показаться предельно простым и ясным произведением, содержание и смысл которого можно пересказать одной фразой: тут изображается помещик-лежебока, привыкший ничего не делать, а потому и оказывается неприспособленным к жизни и бесславно умирает ещё сравнительно молодым человеком.
Но на самом деле, этот роман имеет более глубокий смысл, в нём отражена целая эпоха, целое поколение людей. Что-то от Обломова переходит каждому бездельнику и повесе, привыкшему жить за чужой счёт, и даже человеку деятельному и со стремлениями, который с годами теряет эти качества и становится таким же лежебокой.
<\p>
Внутреннюю основу, как бы “скелет” романа составляет ежегодный круговорот природы, мерное и своевременное чередование сезонов. Такая композиция приводит к плавной завершённости все сюжетные линии. Всю жизнь Обломова можно сопоставить с временами года.
События первой части разворачиваются весной: первого мая Обломов лежит на своём знаменитом диване и принимает посетителей, которые зовут его на гулянье в Екатерингоф. Но Илья Ильич всем поочерёдно отказывает. Это уже говорит о лени героя, об отсутствии желания что-либо делать.
<\p>
Картину жизни, показанную в этой части, отличает полнота вещественных примет, деталей, всё изображено с мельчайшими подробностями. Здесь совершается представление героя читателю, его облик, привычки.
Образ Обломова полностью раскрывается через быт, например, в перебранке с Захаром, в которой они равны в своей бездуховности, поглощённостью мелочами, – Илья Ильич и Захар ссорятся из-за грязи в комнатах, из-за денег, переезда на квартиру. Затем автор приступает к рассказу о прошлом героя, о его духовных влечениях, интересах.
Оказывается, что прежде чем обосноваться на диване, Обломов прошёл службу, увлечение светом. Он “готовился к поприщу, к роли – прежде всего к службе, что и было целью его приезда в Петербург”. Но, проработав два года, Илья Ильич бросил службу.
Обломов учился в пансионате, университете, но полученные там знания он не смог реализовать: “Жизнь у него была сама по себе, а наука сама по себе”.
Но пережитый в молодости, в дни знакомства с поэзией, искусством, “счастливый, никому не изменяющий, всем улыбающийся момент жизни, расцветания сил, надежд на бытие, желание блага, доблести, деятельности…” навсегда потряс его эмоциональную натуру, возбудил в нём высокие мечты, отбил желание устраивать служебную карьеру.
Вся жизнь Обломова строится на мечтах, он всё время “витает в облаках”.
И, рисуя мечтания героя, автор прибегает к иронии – “он, движимый нравственной силою, в одну минуту быстро изменит две-три позы, с блистающими глазами привстанет до половины на постели, потянет руку и вдохновенно озирается кругом…” – перед нами уже не тот Обломов, который весь поглощён в быт и совершает нелепые поступки.
Никто не знал и не видел этой внутренней жизни Ильи Ильича: все думали, что Обломов “так себе, лежит да кушает на здоровье, и что больше от него ждать нечего; что едва ли у него вяжутся мысли в голове”. Так о нём толковали везде, где его знали.
Сам писатель наталкивает на мысль, что, возможно, Обломов начала романа – это тот Обломов, каким он только казался, “так о нём представляли везде…”, а не настоящий, которого знает автор, о котором и написан роман. Таким образом, первая часть является прологом, “введением” в произведение.
<\p>
Вторая часть изображает “пробуждение” Обломова, когда между ни и Ольгой разгорается любовь, постепенно переходящая в пылкую страсть. Герой живёт на даче, и на фоне летней, меняющей краски природы разворачиваются события. Увлечение, охватившее Илью Ильича и Ольгу, помогло проявиться лучшим качествам, присущим натуре каждого из них.
Ольге открылись добрая душа и сердце Обломова, она начинает осознавать редкость достоинств своего избранника. Ольга посчитала уроком, назначенным свыше, целью – возродить Обломова. “Возвратить человека к жизни – столько славы доктору, когда он спасает безнадёжного больного.
А спасти нравственно погибающий ум, душу?!” Самолюбие движет поведением героини, она гордилась самой возможностью провести такой “эксперимент”, тем, что “всё это чудо сделает она, такая робкая, молчаливая, которой до сих пор никто не слушался, которая ещё не начала жить! Она – виновница такого превращения!” Любовь Обломова обладала одной особенностью, которая, возможно, и сыграла решающую роль в дальнейших взаимоотношениях героев. Эта любовь романтика-мечтателя, она возвышенна, восторженна, идеальна. Когда Обломов делает предложение Ольги, он разочаровывается её спокойствием, ведь он мечтал о “стыдливом согласии, о слезах”. Такая любовь питается мечтой о счастье, его ожиданием. Ольга – идеал для Обломова, но идеал для него всегда только мечта, ему вполне хватает предвкушения счастья.<\p>
В третьей части, в связи с начавшейся осенью, Илья Ильич переезжает на Выборгскую сторону: “И вся эта летняя, цветущая поэма любви как будто остановилась, пошла ленивее; как будто не хватило в ней содержания”. Первым испытанием любви стал её счастливый венец. Обломов сделал предложение Ольги – оно принято. Мечта романтика готова превратиться в реальность, но она сразу тускнеет. “Он чувствовал, что светлый, безоблачный праздник любви отошёл, что любовь, в самом деле, становится долгом, что она мешалась со всей жизнью, входила в состав её обычных отправлений и начинала линять, терять радужные краски”. Для Ольги же “жизнь – долг, обязанность, следовательно, любовь – тоже долг”. Ольга чувствовала, что любовь больше не двигается вперёд, страдала и видела выход в побуждении героя к действию. Но Обломов предпочитал лежать на диване, мечтать об Ольге, о счастье и ничего не делать по устройству имения, что приблизило бы реальность счастья. В искреннем чувстве Ольге была большая доля самолюбования, она наслаждалась властью над Обломовым, была увлечена “экспериментом”. Она понимала безысходность их романа, отчего и мучилась, но больше всего страдало её самолюбие. Вскоре она осознала, что роль “путеводной звезды” не для неё, и её нужен сильный человек. Таким человеком и стал Штольц – лучший друг Обломова, человек, который его понимал, заботился о нём. Они дружили с детства, но Штольц в отличие от Обломова – воплощение энергии, “Он беспрестанно в движении”, “он весь составлен из костей, мускулов и нервов, как кровная английская лошадь”. Только наедине со Штольцем, единственным близким ему человеком, Илья Ильич становился таким, каким был показан “в одну из ясных, сознательных минут в его жизни”, в тайной исповеди перед самим собой. Он отвечает на вопросы Штольца о своей жизни “печально”, “с едва заметной горечью”, “со вздохом”. То есть Обломов понимает свои ошибки, недостатки и осознаёт бесцельность своего существования.<\p>
И, наконец, четвёртая часть романа – об умирании, смерти Обломова. Он расстаётся с Ольгой, а параллельно в природе устанавливается зима: “Снег валил хлопьями и густо устилал землю. “Снег, снег, снег! – твердил он бессмысленно, глядя на сне, густым слоем покрывший забор, плетень и гряды на огороде. – Всё засыпал!” – шепнул потом отчаянно, лёг в постель и заснул свинцовым, безотрадным сном”. Белый снег и свинцовый сон Обломова предвещают скорый финал его жизни. Герой тихо и покойно живёт под крылом Агафьи Матвеевны; как зимняя природа, так и он постепенно всё более погружался в оцепенение, замирают живые силы, “душа организма”. Обломов обрёл в Агафьи Матвеевне свою покойную мать, которая была для него идеалом, сохранившимся в памяти с детских лет. В доме Пшенициной о нём заботились, ему ничего не нужно было делать, можно было лежать на диване и наслаждаться стряпнёй хозяйки. “Жизнь его не только сложилась, но и создана, даже предназначена была так просто, немудрено, чтоб выразить возможность идеально покойной стороны человеческого бытия” – к такому выводу приходит Обломов к концу своих дней.<\p>
Этот роман оставил в моей душе тяжёлое, неизгладимое впечатление. Я стала задумываться над вопросом: а не есть ли я сама в коем-то роде Обломов? Не ждёт ли меня такой конец, не проживу ли я бесславно свою жизнь? Ведь и в наши дни ведут жалкое существование тысячи обломовцев, поэтому не стоит забывать такое слово, как “обломовщина”, иначе она может настигнуть и нас.
Источник: https://velib.com/sochinenie/tema_zhizni_v_romane_ia_goncharova_oblomov/
Сочинение на тему: Обломов и обломовщина в романе Гончарова
Чрезвычайно высоко отзываясь о романе Гончарова “Обыкновенная история”, Белинский все же. остался недоволен его финалом.
По мнению критика, превращение романтика-идеалиста Александра Адуева в преуспевающего чиновника, “положительного человека” неправдоподобно: “Автор имел бы скорее право заставить своего героя заглохнуть в деревенской дичи, апатии и лени, нежели заставить его выгодно служить в Петербурге”. Так критик наметил проблему которая стала центральной в следующем романе Гончарова.
Там, а по определению Добролюбова, подхватившему мысль Белинского “Лень и апатия Обломова – единственная пружина действия во всей его истории”. И сам писатель спустя много лет в очерке “Лучше позже, чем никогда” также воспринимал свой!
Роман как “зеркало обломовской бездонной лени, апатии, сна”.
Гончаров заканчивал “Обломова” в конце 50-х годов, в период общественного подъема, когда вопрос об отмене крепостного права! уже широко обсуждался, а толки о капиталистических проектах, новых железных дорогах, банках, акционерных обществах звучали все громче и громче.
В этой обстановке появление книги Гончарова было очень своевременным, ибо, как писал Добролюбов, “в ней сказалось новое слово нашего общественного развития”. Многие русские писатели не раз обращались к проблеме “естественного человека”.
Нередко драматическая судьба героя с простым, неиспорченным сознанием, живущего по законам природы,, служила укором антигуманным основам “цивилизованного” об – щества.
И у героя нового романа Гончарова проявляются черты “естественного человека”, удивительным образом сохранившиеся в середине XIX в.
У Обломова есть собственный идеал цельного’ и гармонического человека, во имя которого он решительно отвергает суету, тщеславие, карьеризм, погоню за выгодной женитьбой, за богатством. “Нет,- восклицает он,- это не жизнь, а искажение нормы, идеала жизни, какой указала природа целью человека”,.
Однако желанные для Обломова идеал, “норма”, “рай” были возможны только для человека, у которого есть Захар и еще триста таких же Захаров и для которого “труд и скука были синонимами… “.
Обломов – помещик не только по своему происхождению, но и по духу, идеологии, сознанию.
Он ощущает себя прежде всего барином – это его звание, положение, наконец, предназначение на земле, дающее ему право попрекать слугу и вообще всех крестьян в явной неблагодарности: “…
Для вас я посвятил всего себя, для вас вышел в отставку, сижу взаперти…”. Комизм сцены возрастает в силу полной убежденности Обломова в справедливости этих; обвинений, основанных на чистой фантазии.
Однако Захар, искалеченный крепостным правом не в меньшей степени, чем Обломов, нисколько не сомневается в естественности и законности образа жизни и образа мыслей своего барина. Даже его капризы Захар “уважал внутренно, как проявление барской воли, господского права”.
Противопоставляя свою неподвижность и мнимую независимость мирской суете, Илья Ильич не отдает себе отчета в том, что сам он является частичкой все того же ненавистного ему мира, где нарушается цельность человеческой личности, где, по его же убеждениям, “грамотность вредна мужику: выучи его, так он, пожалуй, и пахать не станет…”.
Как справедливо сказано в одном из исследовании, “руссоизм” Ильи Ильича Обломова, “постановка им вопроса о норме человеческого существования постоянно помещичьи привычки, ставшие его второй натурой”.
Изредка прозрение озаряет Обломова, и тогда он с гнетущим давлением начинает задумываться не только над своей жизнью, ( и над причинами, которые предопределили гибель всего доброго, но ныло в нем заложено:
“Кто-то будто украл и закопал в собственной его душе принесенные ему в дар миром и жизнью сокровища… некой-то тайный враг наложил на него тяжелую руку в начало пути и далеко отбросил от прямого человеческого назначения…”
Вот ответ на вопрос, мучивший героя. Тайным врагом оказывается обломовщина, так колоритно и неповторимо нарисованная писателем.
Во “Сне Обломова” перед читателем раскрывается идеальная картина патриархально-крепостнической утопии, главным содержанием которой, по словам Гончарова, были “сон, вечная тишина, милая жизнь и отсутствие движения”.
Большого мастерства достигает писатель в использовании категорий художественного времени и пространства. Характерно желание героя в части занять как можно меньше места, спрятаться в свой халат, как в футляр, отгородиться от жизни, ее шума, тревог, запросов.
Положение меняется во второй и третьей частях романа: под воздействием Штольца, а затем и Ольги сфера действий и поступков Обломова расширяется, но до известных пределов. Роман строится по принципу кольцевой композиции. В четвертой части пространство героя становится снова предельно узким.
Сонный покой снова обволакивает Обломова, “настоящее и прошлое слилось и перемешалось”. В первых частях романа время еще – хотя и медленно – двигалось.
Оно убыстряется с появлением Штольца и Ольги; в четвертой же части время постепенно останавливается и даже имеет тенденцию повернуться вспять, в то далекое прошлое, когда лучшими сочинителями считались Дмитриев, Карамзин, Батюшков и Жуковский…
(No Ratings Yet)
Загрузка…
Сочинение на тему: Обломов и обломовщина в романе Гончарова
Другие сочинения по теме:
- Штольц как антипод обломова в романе И. А. Гончарова “Обломов” Сочинения по литературе: Штольц как антипод обломова в романе И. А. Гончарова Обломов Произведения И. А. Гончарова получили широкую известность…
- Комическое и трагическое в романе И. Гончарова “Обломов” Сочинения по литературе: Комическое и трагическое в романе И. Гончарова “Обломов” Я считаю, что “Обломов” Гончарова – это роман-трагикомедия: в…
- Два основных женских образа в романе Гончарова “Обломов” В романе И. А. Гончарова “Обломов” показаны только два основных женских образа, тоже противоположных друг другу. Это образ Ольги Ильинской…
- Предметный мир в романе А. И. Гончарова “Обломов” Роман И. А. Гончарова “Обломов” исследовался в различных аспектах, с разных точек зрения многими литературными критиками. Действительно, этот роман многопланов,…
- Образ Андрея Штольца в романе И. А. Гончарова “Обломов” Школьное сочинение по русской литературе по роману И. А. Гончарова “Обломов”. Андрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли…
- Человеческие отношения главных героев в романе И. А. Гончарова “Обломов” Есть такой тип книг, где читатель увлекается повествованием не с первых страниц, а постепенно. Я думаю, что “Обломов” – именно…
- Трактовка характеристики Ольги Ильинской в романе Гончарова “Обломов” Принято считать, что в образе Ольги Ильинской Гончаров воплотил не только лучшие черты настоящей женщины, но и все лучшее в…
- “Без Ольги Ильинской и без ее драмы с Обломовым не узнать бы нам Илью Ильича так, как мы его знаем”; (по роману И. А. Гончарова “Обломов”;) Обломов Гончаров И. А “Без Ольги Ильинской и без ее драмы с Обломовым не узнать бы нам Илью Ильича так, как мы его знаем”…
- Образ Ольги Ильинской в романе И. А. Гончарова “Обломов” Образ Обломова в русской литературе замыкает ряд “лишних” людей. Бездеятельный созерцатель, не способный на активные действия, на первый взгляд действительно…
- Образ Ольги Ильинской в романе Гончарова “Обломов” Гончаров Умел рисовать пленительные женские портреты и создал целую галерею женских образов. Ольга Ильинская – главная героиня романа “Обломов” –…
- Характеристика главных героев в романе Гончарова “Обломов” Андрей Штольц – ближайший друг Обломова, они вместе выросли и пронесли свою дружбу по жизни. Остается загадкой, как столь непохожие…
- Обломов это есть “обломовщина” В 1859 году вышел роман И. А. Гончарова “Обломов”, справедливо считающийся вершиной творчества писателя. Почему же именно этот роман является…
- Роль художественной детали в романе “Обломов” Обломов Гончаров И. А Роль художественной детали в романе “Обломов” Роман И. А. Гончарова “Обломов” – это роман о движении и покое. Автор, раскрывая…
- Вечные образы в романе “Обломов” Обломов Гончаров И. А Вечные образы в романе “Обломов” Вечные образы – персонажи литературных произведений, которые вышли за рамки произведения. Они встречаются в других…
- Образ Андрея Штольца в романе “Обломов” Штольц – друг Обломова с детства, с тех времен, когда они оба еще учились в пансионе отца Штольца, в Верхлеве….
- Любовь в жизни Обломова. (По роману И. А. Гончарова “Обломов”) Я считаю, что каждый человек, независимо от своих личных пристрастий ищет это странное чувство любовь. Любовь это необыкновенная сила, способная…
- Краткое содержание романа Гончарова “Обломов” Часть первая В Петербурге, на Гороховой улице, в такое же, как и всегда, утро, лежит в постели Илья Ильич Обломов…
- История создания романа “Обломов” Начало работы над романом относится к 40-м гг. XIX в. После завершения “Обыкновенной истории”, где основным мотивом, по словам автора,…
- Что такое “обломовщина? И. А. Гончаров также исследовал тему “лишних людей”. Им был создан выдающийся роман XIX века, – “Обломов”. Илья Ильич Обломов,…
- Испытание любовью в романе “Обломов” с описанием образа Штольца В романе “Обломов” И. А. Гончаров пытается найти ответы на те вечные вопросы, которые хоть раз в жизни задает себе…
Источник: https://ege-russian.ru/sochinenie-na-temu-oblomov-i-oblomovshhina-v-romane-goncharova/
Гончаров И. А. школьное сочинение по произведению на тему, Обломов, Обломов и «обломовщина» в романе И. А. Гончарова «Обломов»
Гончаров И. А.
Сочинение по произведению на тему: Обломов и «обломовщина» в романе И. А. Гончарова «Обломов»
Роман Гончарова “Обломов”, опубликованный в 1859 году в журнале “Отечественные записки”, не только реалистически отразил тип русского байбачества, но и с эпической масштабностью раскрыл причины этого явления, показал состоние России в пореформенный период, а также затронул проблемы, выдвинутые временем, и причины ухода дворянства с арены общественного развития России.
Проблема влияния среды на человека уже поднималась в русской литературе, но образ барина-увальня окончательно сформировался и приобрел черты типического обобщения только у Гончарова. Именно герой романа, Илья Ильич Обломов, русский барин, воплотил черты праздности, лени, апатии, отсутствия полета мысли и чувства – словом, мертвенности духовной, которая в итоге и привела к смерти физической.
Рисуя портрет Ильи Ильича, Гончаров указывает на черты обрюзглости, приобретенные к тридцати годам от неподвижного образа жизни, на изнеженные руки, непривычные к труду, на пухлые плечи, не испытавшие тягот жизни. Интерьер также подчеркивает безразличие и лень хозяина дома. Везде царит “запущенность и небрежность”. Показывая обычный день Обломова, Гончаров подробно описывает детали (засаленный халат, стоптанные тапочки), постоянные призывы слуги Захара для поисков письма, ход мыслей героя (вставать или полежать) и отмечает неумолимый ход времени (проснулся Обломов “рано, около восьми утра”, когда подумал, что нужно вставать, был уже десятый час, но до одиннадцати утра так и не собрался подняться и гостей принимал, лежа в постели).
Во всем повторяет своего хозяина и слуга Захар. Как неизменный халат Ильи Ильича, так и старый сюртук с прорехой под мышкой – атрибут Захара. Для Обломова подняться с дивана — неимоверная трудность, для Захара – оторваться от печки. Как и барин, он всегда находит оправдание своей лени. Препирательства одного и другого направлены на то, чтобы ничего не делать, найти отговорку от дела. Захар ждет, когда барин на целый день уедет, чтобы в его отсутствие “позвать баб” и сделать уборку, а Обломов ждет, когда “созреет план”, чтобы написать письмо в деревню.
Вся внутренняя жизнь Обломова проходит в бесплодных маниловских фантазиях: то он воображает себя Наполеоном, то героем сказок своей няни — словом, совершает “подвиги добра и великодушия”. Даже план переустройства имения в его сознании приобретает грандиозные черты: мажордом Захар, оранжереи с южными плодами. “Мысль гуляет вольной птицей”.
Обломов гордится своим бездельем. По его понятиям, покой и лень, тот образ жизни, который он ведет, его “нормальное состояние” – лежание — есть тот истинный образ жизни, который должен вести русский барин. Он гневно выговаривает Захару, неосторожно сравнившего его с другими: “Я ни разу не натянул себе чулок на ноги, как живу, слава Богу!”. Однако, гордясь своей барской неприспособленностью и независимостью, Обломов попадает под влияние чужой воли, начиная от Захара и кончая Тарантьевым с Иваном Матвеевичем. Таким образом, в портретной характеристике, внешних деталях, образе жизни Обломова Гончаров показал типичные черты русского барина-байбака: апатию, лень, бездеятельность.
Представление о предыстории героя Гончаров дает читателям из сна Ильи Ильича, где тот видит свое детство, родной дом, семью. Здесь перед нами предстает такое явление, как “обломовщина”. Гончаров дает понять, что это не образ жизни одного человека, а состояние общества, при котором подавляется светлое начало, инициатива, гуманность (вспомним больного странника в Обломовке), всякое движение (запреты на игры с деревенскими мальчишками маленькому Илье).
С первых строк сна Гончаров подчеркивает безмятежность и покой самой природы, как бы определившей и образ жизни людей, населяющих Обломовку. Нет ни бурь, ни потрясений, ни высоких гор, ни необъятных морей, как отсутствуют войны и странные болезни в жизни обломовцев, как не будоражит их сознание устремленность ввысь мечты и помыслы. Как небо “ближе жмется к земле, чтоб покрепче обнять ее, уберечь от невзгод”, так и родительская любовь направлена на избавление дитяти от труда и учения. Как времена года невозмутимым порядком проходят друг за другом, так и жизнь в Обломовке измеряется родинами, крестинами, свадьбой, похоронами.
Тишина и неподвижность природы находится в гармонии с сонным образом жизни обломовцев, и писатель делает акцент на этом “ничем непобедимым всепоглощающем сне, похожем на смерть”. С одной стороны, мотив сна, созвучие с ним мертвенности дум и образа жизни Гончаров покажет в других эпизодах, раскрывающих суть обломовщины, с другой – сон, как мечта, как идиллия патриархальной жизни, сосредоточенность на физиологических потребностях (еда, сон, продолжение рода), привязанность 284
людей к одному месту, замкнутость от внешнего мира, мягкость и сердечность, большая, чем в чуждом внешнем деловом мире, человечность, самодостаточность поэтизируются Гончаровым, как и сама Русь.
Таким образом, жизненная позиция Обломова формировалась в этой среде с ее понятиями и идеалами, где труд люди воспринимали как “наказание господне”, где все необходимое сделают триста Захаров, где перед глазами у Илюшеньки был пример отца, вся деятельность которого заключалась в наблюдении, кто куда пошел и что понес, где наделенный необъятной материнской любовью мальчик приобрел черты мягкости, нежности, чуткости (“голубиное сердце”), но потерял волю и желание трудиться. “Все началось с неумения надевать чулки, а кончилось неумением жить”. Как некогда обломовцы, столкнувшись с реальным внешним миром, спасовали перед письмом, так и впоследствии Обломов спасует перед ответственностью за свою ошибку (перепутает Астрахань с Архангельском) и подаст в отставку. Как отец Ильи Ильича не смог послать другу рецепт пива, так и Илья Ильич не сможет ни написать письмо управляющему в деревню, ни ответить другу Штольцу.
Исключая всякую инициативу из жизни мальчика, общество убило в нем всякое живое движение, но душа ребенка сохранилась в Обломове во всей нежности, наивности, чистосердечии, чем он был интересен Гончарову. Именно эти качества, каких не было ни у кого из окружающих, привлекли в Обломове Ольгу Ильинскую, девушку необычайно умную, чистую, натуру цельную, глубокую. Она была в состоянии разглядеть, что скрывается за оболочкой неуклюжего увальня. Для Ольги не важен внешний вид, она ценит обыкновенные человеческие качества: ум, искренность, естественность, что, в свою очередь, привлекло к ней героя. В этом Обломов и Ольга похожи, но только в этом.
Подвергая испытанию любовью своего героя, Гончаров идет испробованным путем в русской литературе, проверяя его личность на состоятельность. Ольга для Обломова идеал, как и для Гончарова. Ольга полюбила не реального Обломова, а будущего, каким она хотела его видеть. Обломов же понял это гораздо раньше Ольги и постарался предостеречь ее, а себя уберечь от будущих душевных треволнений. Свадьба была невозможна изначально. Ольга требовала деятельности – Обломов стремился к покою. Для Ольги идеал жизни – в стремлении к развитию души и интеллекта, для Обломова – в безмятежном семейном кругу с чередой обедов и ужинов.
Этот идеал семьи, родную обломовщину Илья Ильич обретает в браке с Агафьей Матвеевной Пшеницыной, мещанкой, в дом которой он переехал с Гороховой улицы. В описании двора Гончаров дает многозначную характеристику тишины и покоя, отмечая, что “кроме лающей собаки, казалось, ни одной живой души не было”. Первой, что замечает Обломов в Агафье, – ее хозяйственность и основательность. В ведении хозяйства она талантлива, но в остальном ничего не смыслит. Чувство Обломова к Пшеницыной было приземленным, к Ольге – возвышенным. Об Ольге он мечтает, на Агафью смотрит, для свадьбы с Ольгой нужно было что-то сделать, а брак с Агафьей складывается сам собою, незаметно. Даже Штольц уже оставил надежду вытащить из этой обломовщины своего друга, увидев “вечный” халат Ильи Ильича. Если Ольга “сняла” халат, то Агафья, залатав, “чтоб дольше прослужил”, вновь облекла в него Обломова. Единственное, что может сделать Штольц, – это позаботиться о сыне Обломова. Таким образом, передавая на воспитание Штольцу маленького Андрюшу, Гончаров показывает, за кем будущее.
Неразрывную связь с обломовской средой не может преодолеть и Агафья, которой после смерти Обломова Штольц предлагал жить вместе с сыном. Значение образа Обломова необычайно велико. Его Гончаров противопоставил суетности и бессмысленности петербургской жизни Волковых, Судьбинских, Пенкиных, забывших о человеке и стремящихся удовлетворить свое мелкое тщеславие или меркантильные интересы. Эту петербургскую “обломовщину” не приемлет и Гончаров, устами Обломова выражая протест против осуждения “падших людей”. О сострадании к “падшим” говорит Обломов, в порыве чувств встав с дивана. Не видя смысла в суетной жизни Петербурга, в погоне за призрачными ценностями, ничегонеделание Обломова – своеобразный протест против наступающего рационализма буржуазной эпохи. В эту эпоху Обломов сохранил чистую детскую душу, но “обломовщина” – апатия, лень и отсутствие воли — привела его к гибели духовной и физической.
Итак, значение произведения в том, что Гончаров показал реальную картину состояния российского общества, при котором лучшие задатки человека подавляются бездеятельной жизнью. Образ Обломова, сохранившего “ голубиную душу” в эпоху смены феодального уклада буржуазным и воплощающего лень и апатию, приобрел нарицательное значение.
goncharov/oblomov68
История народа и законы развития языка. Вопросы метода в языкознании. Как написать школьное сочинение. Книжные предисловия – сборник сочинений и эссе по литературе
Источник: https://www.testsoch.info/goncharov-i-a-shkolnoe-sochinenie-po-proizvedeniyu-na-temu-oblomov-oblomov-i-oblomovshhina-v-romane-i-a-goncharova-oblomov/
Один день из жизни Обломова Ильи – сочинение на тему по роману Гончарова » Сочинение на EraInfo.ru
В утреннем споре между слугой и барином о неубранной комнате и грядущем переезде раскрываются характеры персонажей – они оба «обломовы».
Захар, как слуга, все же что-то делает, но совершает это нехотя – через силу и только по приказу, тогда как Обломову лень даже решать что-то самому.
Илья Ильич всячески пытается переложить дела на слугу (а далее и на своих знакомых), лишь бы самому продолжать лежать на диване и только обдумывать, как и что он мог бы сделать.
Посетители Обломова
Однообразный день Ильи Обломова не меняет своего размеренного течения даже с приходом многочисленных посетителей. Первые три гостя – Волков, Судьбинский и Пенкин – просто знакомые Обломова.
Они приходят, чтобы рассказать о своих успехах и пригласить Илью Ильича поехать с ними на прогулку либо куда-то в гости.
С этими персонажами читатель встречается только в первой главе, они выступают эпизодическими образами, которых сам Обломов воспринимает как проходящих мимо и незначительных – он даже ленится встать в постели, чтобы встретить пришедших, так и оставаясь на одном месте.
Волкова, Судьбинского и Пенкина по праву можно назвать представителями нового поколения людей – активных, целеустремленных, общительных. Они в чем-то похожи на Штольца и по-своему пытаются вытащить Илью Ильича из «обломовщины», однако они не интересны герою, поэтому он с ними общается скорей из вежливости, чтобы те быстрей ушли.
Совершенно другими персонажами выступают Алексеев и Тарантьев.
Они интересны Обломову, так как развлекают его – Алексеев в качестве тихого, незаметного слушателя, а Тарантьев в качестве активного начала, которое, тем не менее, не мешает Обломову оставаться в своем мечтательно-аппатичном состоянии.
Именно лояльное отношение Алексеева и Тарантьева к «обломовщине» делает их «приятными» Илье Ильичу людьми (даже несмотря на то, что персонажи всячески наживаются на Обломове).
Однако и ради них Обломов не встает с постели, все так же прикрываясь одеялом и объясняя это тем, что посетители пришли с холода.
Илья Ильич словно пытается всеми способами отгородиться от окружающего, более активного мира, где люди ходят в гости и ездят на прогулки.
Его постель и старый халат становятся неким «убежищем», покинув которое он может лишиться своего полусонного состояния, всеохватывающей лени и безволия.
Единственным человеком, который заставил его наконец встать в пятом часу с постели был Штольц, как раз приехавший к Обломову в гости.
Активной воле Андрея Ивановича оказался подвластен не только Захар, быстро выполнивший все, что от него требовалось, но и сам Обломов, который нехотя, но подчинился воле Штольца.
Примечательно, что если бы к Илье Ильичу не приехал друг детства, Обломов за весь день так бы и не встал с постели, отмахиваясь от посетителей, которых он воспринимал как нечто второстепенное и маловажное в своей жизни.
Сон Обломова
Общество и реальная жизнь воспринимаются Обломовым словно через призму сна, как будто истинная реальность происходила совсем в другой плоскости – в снах и мечтах об родном поместье героя – Обломовке.
Не удивительно, что самым ярким моментом за весь день жизни героя становится именно сон об Обломовке, о детстве и семье героя. Илья Ильич чувствует себя счастливым, полным сил и энергии, когда возвращается туда, однако не понимает, что это всего лишь иллюзии, никак не связанные с реальностью.
Обломовка является для героя такой же прекрасной и недостижимой сказкой, как мифы и предания, которые в детстве ему рассказывала няня.
Для Ильи Ильича его кровать и халат, обретающий в произведении особую символическую, «сказочную» функцию предмета «обломовщины», становятся средоточием того, ирреального мира сна и грез, с которыми герой не хочет расставаться.
И пока Штольц в буквальном смысле не заставляет Обломова переодеться и встать с постели, Илья Ильич всячески держится за свой иллюзорный мир – даже обставленная, на первый взгляд, со вкусом квартира героя своей неубранностью напоминает Обломовку со старыми, ветхими вещами и остановившимся временем.
Спор же Ильи Ильича с Захаром, что в комнате нужно убраться, предназначен просто для поддержания разговора – ведь любая активность, любая смена порядков и необходимость действия могла бы разрушить «обломовщину» души героя, его иллюзорный мир – и Захар это понимает.
Заключение
Изобразив в романе «Обломов» один день из жизни главного героя Ильи Ильича, Гончаров раскрыл трагизм не сколько социальной, сколько душевной «обломовки», когда человек всячески старается убежать и спрятаться от реального мира, всеми силами держась за собственные грезы, мечты и смутные воспоминания.
Для Обломова планы и мечты не пересекались с реальным миром, оставаясь в кладовых его сознания, где герой проживал «полную жизнь».
Илья Ильич не хочет отказываться от «обломовщины», давно разрушающей его душу и погружающей в полусонное апатичное существование – он продолжает мечтать о несбыточном, переставая развиваться.
Уже в начале произведения становится понятно, что деструкция личности героя слишком сильна, поэтому даже высокое чувство или потрясение не смогли бы изменить Обломова, окончательно вытащив из болота «обломовщины».
В своем романе Гончаров изобразил неплохого, доброго, но лишнего человека, не понимающего ценностей нового общества, живущего старыми, архаичными устоями с заведомо трагичной судьбой.
Илья Ильич Обломов – персонаж, напоминающий современным читателям о необходимости постоянного развития, интенсивной работы над собой и своей жизнью.
Детальное описание дня Обломова и анализ всех его составляющих пригодятся ученикам 10 классов при подготовке материалов для сочинения на тему «Один день из жизни Обломова Ильи Ильича».
Источник: https://erainfo.ru/odin-den-iz-zhizni-oblomova-ili-sochinenie-na-temu-po-romanu-goncharova/
Сочинение на тему «Мое отношение к Обломову»
Иван Александрович Гончаров в своем выдающемся романе «Обломов» описал действительность середины XIX века, отразил образы русского общества, характерные для той эпохи. Выхода романа в свет ждали долго.<\p>
В первой части своего романа Гончаров описывает обычный день из жизни обычного помещика России Ильи Ильича Обломова. Он не работает, не служит, избегает выхода в свет, ведет обычное, скучное существование, лежит все время на своем диване и размышляет о будущем, не имея определенных целей. Вся его жизнь ограничивается рамками одной комнаты, которая служит ему спальней, кабинетом и приемной. Обстановка была удручающей. Лежанье было у него нормальным состоянием. С первого взгляда кажется, что в Илье Ильиче нет ни капли воли, а если уж есть, то так мало, что ее хватает лишь на одно действие: чтобы хоть иногда вставать с постели. Он ничего не старается делать и не видит смысла в делах, так как не считает какую-либо деятельность настоящей целью человека. Он не хочет карьеры чиновника, погруженного в бумагах, он не признает высший свет, ведь в нем, как он считает, нет искренних чувств и вольной мысли. Понятно, что у безвольного человека мало друзей. Все, кто к нему не приходил, делали это лишь для того, чтобы иметь какую-нибудь выгоду. Но был у него один настоящий друг – Андрей Штольц. Только он вносил в мрак его сознания хоть какой-то луч жизни и хотя бы на время вытаскивал Обломова из того болота лени, безразличия и лежания, в котором тот завяз навсегда.<\p>
Андрей знакомит Обломова с девушкой Ольгой, надеясь, что чувства любви способны изменить его друга. Становится видно, что не все чувства в душе Обломова угасли. В герое просыпается любовь. Это чувство становится той долгожданной ниточкой, за какую Ольга старается вытянуть Илью Ильича из его душевного болота к счастью, радости, любви. Но тот пугается своих чувств и отпускает ниточку. Обломов и Ольга – совершенно разные люди. И героиня романа вскоре поняла это. Желание не обременять себя лишними хлопотами берет верх над всеми хорошими душевными качествами, какими обладал Обломов. И жизнь опять теряет у него всякий смысл. Можно сказать, что Илья Ильич постепенно, медленно, сам не осознавая этого, укладывается в гроб. Однако со временем к главному герою все-таки приходит настоящее, пусть и позднее, прозрение. Он признается своему другу Штольцу в том, что осознал: он гаснет. Хотя Обломов и остался прежним, он все же, пусть и запоздало, но признал все свои ошибки. Беда героя в том, что он за всю свою жизнь не видел примера жизненного идеала, настоящего мужчины, а стать таким, как его друг Штольц, он не мог , так как его душа совсем другая.<\p>
Когда читаешь роман, то переживаешь все то, что переживал Обломов. Испытываешь радость и грусть, восхищение и разочарование. С одной стороны видно, что Илья Ильич – настоящий увалень и в нем не возможно найти ни капли стремления к жизни. В тоже время, с другой стороны понимаешь, что таким его сделало общество, что вины его нет. С малых лет он был подвижный, озорной, в молодости стремился к высоким идеалам, думал о своей пользе человечеству. По-моему, он многого бы добился, если бы ничто ему не мешало. Но встретив препятствия, Илья Ильич решил остановиться на достигнутом.<\p>
Я считаю, что автор романа, Гончаров, описывая это душевное падение своего героя, хотел показать читателям, как низко, ничтожно выглядит человек, который в душе Обломов. Из этого романа можно многое почерпнуть. Каждый, читая это произведение, понимает, что без цели жить нельзя, и, если он не хочет стать похожим на Обломова, то должен ставить перед собой и пытаться достичь все новых, а потом и новых целей. Человек должен стремиться к покорению своих вершин при любых обстоятельствах, какие бы жизненные трудности не возникали на пути, какие бы препятствия не приходилось преодолевать. Тогда на такого человека посмотрят с восхищением, и тогда он сможет сказать, что победил в душе обломовщину.<\p>
Источник: https://best-language.ru/sochineniya/goncharov/oblomov/moe-otnoshenie-k-blomovu
Размышления о романе Гончарова «Обломов»
Автор: Евгения Кошечкина
Сочинение по роману И.А.Гончарова «Обломов»
В самом начале романа И.А.Гончарова «Обломов» автор раскрывает образ главного героя, но не только его внешность, манеры, привычки, но и чувства, мысли. Можно даже почувствовать сам исход романа после этого описания, бесконечно долго тянущегося введения читателей в жизнь Обломова: один только день его существования занимает четверть романа.
Так какой же этот Илья Ильич Обломов? Человек «приятной наружности, с темносерыми глазами, но с отсутствием всякой определенной идеи». Действительно, Обломов не имел никакой идеи, т.к. он даже и не трудился задавать себе такую сложную задачу. Ему было просто лень что-либо выдумывать.
Хотя Обломов не мог не мыслить, он часто мучил себя задачами: ехать или не ехать в Обломовку, встречаться ли с Ольгой, даже начать ли читать. Но он был настолько безвольным, беспечным и ленивым, что обычно просто не мог решить эти задачи: «Редко тревога эта застывала в форме определенной идеи, еще реже превращалась в намерение».
Все кончалось тем, что он охал, вздыхал или просто засыпал. Вся жизнь текла медленно, однообразно и скучно для него.
Гости, посещающие Обломова, такие как Волков, Судьбинский, Пенкин, Алексеев, приглашают его на обед, на вечер, просто развлечься. Но они все равно не смогли сдвинуть его с места – у него даже «платье не готово».
Еще один гость, часто посещавший Обломова, – Михей Андреевич Тарантьев. Не даром, не просто так он заходит пообедать к Обломову, а из собственной выгоды, а позже даже ворует у него большие деньги. Это настоящий мошенник, только и умеющий поживиться с помощью хитрых выдумок да придуманных подвохов.
Хотя в детстве он был очень способным, у него не оказалось возможности применить эти способности в учебе, зато «теоретиком» он остался на всю жизнь. «Никто лучше его не рассудит какого-нибудь общего житейского вопроса или юридического запутанного дела: он сейчас построит теорию действий в том или другом случае и очень тонко подведет доказательства».
Именно этой своей способностью он и воспользовался, чтобы заполучить оброк с Обломовки.
Обломов сначала хорошо относился к Тарантьеву, даже думал, что тот помогал ему, может быть, потому, что Тарантьев считал, что делает честь всякому своим посещением. Но позже, узнав о подлости, Обломов окончательно порвал с ним и выгнал его. Он сам понял, что Тарантьев – ничтожество (но не без влияния Штольца: они поссорились после его отъезда).
Почему Обломов и Штольц были такими близкими друзьями? Возможно, не только потому, что они росли вместе, а потому, что они были «столь различны меж собой». Штольц с его живым умом, жаждой действия, устремленностью к полноте жизни, и Обломов с его ленивостью, «голубиной нежностью» и «чистой душой».
Штольц прекрасно понимает Обломова, знает, что его необходимо расшевелить, может быть, даже силой заставить его уехать, поменять образ жизни, окружающую атмосферу. Штольц пытается все это предпринять, но бесполезно. Обломов каждый раз увиливает, находит отговорки (говорит, что приедет «попозже»).
Казалось, все потеряно, нет больше шансов.
Но появляется милый образ Ольги. И в уснувшей душе Обломова пробуждаются чувства. Но он боится понимать эти чувства, не знает, что в нем происходит.
Сама Ольга очень полюбила Обломова. Она видела в нем не только то, что видели все, но и то, что мало кто замечал: его нежность и чистоту, неумение лгать и делать подлости. Эти свойства души Обломова заметил и Штольц.
Возможно, потому, что Штольц и Ольга были очень похожи; у них были общие интересы, общие цели. Ольга надеялась пробудить в Обломове тягу к жизни, она думала, что он изменится благодаря ей, хотела передать ему свои интересы.
Но Обломов, как только возвращался от Ольги и переступал порог своего дома, попадал в атмосферу лени и бездеятельности: ни к чему привыкать не надо, обычная обстановка, обычные люди, обычные новости. Все вставало на свои обычные места. Из-за вымышленных страхов было неудобно и лень появляться дома у Ольги, было боязно встречаться с нею: а вдруг кто-нибудь подумает что-нибудь?
Обломову ничего не оставалось, кроме дремоты, мечтаний да никчемных раздумий. Хотя, послушай бы он Ольгу, все было бы иначе. Но этого не случилось.
Так и провел он всю свою оставшуюся жизнь. Что же так влияло на него, что давило своей непомерною тяжестью? – Обломовщина!
« Назад к списку
Источник: https://www.rhapsody.ru/compositions/razm_oblomov.html