Тема любви в романе «мастер и маргарита»

Тема любви в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»

«Мастер и Маргарита» — произведение Булгакова, в котором автор раскрывает несколько тем одновременно.
Одной из них является тема любви. Автор раскрывает её в сюжетной линии, которая описывает взаимоотношения Мастера и Маргариты.

По социальному статусу это разные герои. Мастер беден. Сам он себя характеризует как «нищий».

Когда-то он принадлежал к среднему классу, но с годами жизнь его поменялась. Бывший историк еще несколько лет назад работал в музее. Он был одинок. В Москве у Мастера не было ни родных, ни знакомых. Но однажды он выиграл крупную сумму денег. Это и привело к переменам в его жизни. Мастер снял себе небольшую квартирку, накупил книг.

Маргарита, наоборот, была богата. Вместе с мужем они жили в роскошном особняке. Маргарита могла позволить себе абсолютно все. Только одного не было в ее жизни – семейного счастья. Мужа Маргарита уважала, но не любила.
Но такие разные судьбы не помешали им полюбить друг друга. Впервые Мастер и Маргарита встретились на улице. Мастер шел по Тверской и вдруг заметил Маргариту. Она поразила его с первого взгляда. Маргарита несла в руках букет желтых цветов. И хотя Мастер решил, что это плохой знак, все же последовал за женщиной.

Каждый из героев проявлял свою любовь по-разному. Любовь Мастера к Маргарите практически не проявлялась, но он очень любил ее. Мастер с нетерпением ждал встречи с возлюбленной. Уже с утра он настороженно прислушивался к каждому звуку. С самых первых минут Мастер понял, что Маргарита – именно та, кого он искал всю свою жизнь.

Что касается Маргариты, ее любовь к Мастеру проявлялась очень ярко. Он был самым важным человеком в ее жизни. После несчастливого брака, только мастер нужен был Маргарите.
У Маргариты не было детей, и всю свою материнскую любовь она направляла на Мастера. Она заботилась о нем. Когда Мастер писал свой роман, Маргарита была рядом и вдохновляла любимого.

Обратите внимание

Маргарита поддерживала мастера, когда литераторы отвергли его роман. Но сильнее всего любовь Маргариты проявилась, когда мастер исчез. Маргарита винила себя за то, что ушла, а затем за то, что не успела вернуться вовремя. Маргарита старалась хоть что-нибудь разузнать о своем возлюбленном. Ей пришлось вернуться к мужу. Так жила она около полугода.

Маргарита скучала по нему и ждала хоть какое-то известие. Ради мастера Маргарита была готова на все. Она соглашается на сделку с Воландом, как только речь заходит о мастере. Именно ради любимого Маргарита меняет свой образ жизни. Она стала ведьмой.
За свою решительность и любовь Маргарита получила вознаграждение. Она воссоединилась с Мастером.

Они обрели свое счастье. Но это счастье было обретено в нереальном мире. Мастер и Маргарита обрели вечный приют. Но в реальности ни мастер ни Маргарита так и не получают счастья. Мастер умер в «доме скорби», а Маргарита умерла у себя в особняке, сделав шаг из одной комнаты в другую. В реальности их любовь так и не получила счастливого завершения.

Эта была очень сильная любовь. Любовь заставляла этих людей совершать много разных поступков: мастера — творить, Маргариту — уйти от мужа, согласиться на сделку с Воландом. Любовь полностью изменила жизнь Мастера и Маргариты.

Таким образом, можно считать, что Булгакову удалось доказать: истинная любовь действительно существует, и если такая любовь приходит к человеку, то заставляет пойти на всё.

Пикалова Александра

Источник: http://xn—-7sbbl0caghpglbg1kg.xn--p1ai/tema-lyubvi-v-romane-m-bulgakova-master-i-margarita/

Тема любви в романе м. а. булгакова «мастер и маргарита»

ТЕМА ЛЮБВИ В РОМАНЕ М. А. БУЛГАКОВА. Главная цель любого художественного литературного произведе­ния — воспитание в человеке высоких моральных качеств, повыше­ние нравственности и формирование красоты человеческих чувств. Читая роман М. А.

Булгакова, мы попадаем в удивительный мир, где каждая страница — наглядный пример того, к чему приводит нравственное опустошение и деградация общества. В то же время это произведение — настоящая энциклопедия нравственности и че­ловечности, настоящих чувств, искренности, доброты и любви.

Любовь, прощение — понятия и христианские, и общечеловечес­кие, именно они — основа любой морали, любой мировой религии. Для автора «Мастера и Маргариты» эти понятия — главные жиз­ненные принципы. Именно поэтому они положены в основу его ро­мана.

Идеи, которыми на протяжении пятидесяти лет грезила рус­ская культура и которые воплощались в поэтических текстах Тют­чева, Соловьева, Блока, Ахматовой, воплотились в этом произведе­нии. Булгаков — первый прозаик, сумевший с мастерством насто­ящего гения осмыслить эти идеи в своем жанре.

Двойственность бытия, двойственность человека, вторичность земного пути по отно­шению к истине мира, любовь небесная и земная — все это есть в « Мастере и Маргарите». Но законы жанра и таинственные законо­мерности таланта писателя диктовали автору уникальные, не изве­стные до этого времени пути решения этих проблем.

Можно смело сказать, что роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита» — это роман о любви и смысле жизни, о бесчеловечно­сти зла и порыве к свету и добру.

История Мастера и Маргариты — романтическая история люб­ви, подобная повествованиям о Ромео и Джульетте, Тристане и Изольде, Руслане и Людмиле. Подобно своим великим предшествен­никам, Булгаков пишет о самом высоком и прекрасном человечес­ком чувстве — о любви, о бессмысленности сопротивления ей.

Важно

Мастер и Маргарита безумно любят друг друга. «За мной, чита­тель! — восклицает автор. — Кто сказал тебе, что нет на свете на­стоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! *

Настоящая небесная любовь посещает героев книги в расцвете их земной жизни. Такая любовь слишком могущественна и не нужда­ется в защите, а влюбленные нуждаются в том, чтобы удержаться друг возле друга. Энергией сцепления питает их роман, который пишет Мастер. Гибнет книга, и любовники теряют друг друга. Во­ланд возвращает Маргарите рукопись — и возвращается Мастер.

Любовь героев необычна. Необычна уже сама их встреча: Марга­рита шла по улице, неся в руке букет каких-то странных цветов. Мастера поразила «не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в ее глазах».

Девушка внезапно об­ратилась к нему с не менее странным и необычным вопросом: «Нра­вятся ли вам мои цветы?» Но еще более странным кажется ее пос­ледующий поступок: услыхав, что незнакомый ей мужчина предпо­читает розы, Маргарита улыбнулась и выбросила свой букетик в канаву.

«Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выска­кивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поража­ет молния, так поражает финский нож!» — рассказывает Мастер Ивану. Эта любовь в самом деле неожиданна. И у нее вряд ли мо­жет быть спокойное и счастливое продолжение. Маргарита замужем.

Мастер работает над книгой, которую упорно не принимают в ре­дакции. А ведь для него его рукопись — дело всей его жизни. И ему очень нужен человек, способный понять его, почувствовать то, что чувствует и хочет рассказать миру он сам.

Таким человеком и стала Маргарита, разделившая с Мастером все его чувства, все его надежды, страдания и разочарования. Они знакомы недолго, но Мар­гарите уже кажется, что они «любили, конечно, друг друга давным- давно, не зная друг друга, никогда не видя».

Мастер вспоминает: «Она говорила, что с желтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец ее нашел, и что если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь ее пуста». Теперь становится по­нятно, откуда эта грусть в глазах Маргариты. Она жила в ожида­нии любви, не видя этой любви в своей жизни. А ведь жизнь без любви — пуста, бесцветна, безрадостна.

Теперь же в ее глазах горит огонь. Ее любимый рядом с ней. Она перечитывает написанное Мастером и шьет ему черную шапочку, на которой вышивает желтую букву М. « Она сулила славу, она подгоня­ла его и вот тут-то стала называть его мастером…» Она «повторяла отдельные фразы, которые ей нравились, и говорила, что в этом ро­мане — ее жизнь». Но ведь и его собственная жизнь в этом романе.

Совет

Мастеру не удалось напечатать свой роман. На него обрушились с резкой критикой. Мастера охватил страх, наступила «стадия пси­хического заболевания». Видя, что с ее возлюбленным творится что- то неладное, Маргарита и сама похудела, побледнела и совсем пере­стала смеяться.

Поддавшись минутному чувству, под влиянием бо­лезни, Мастер бросает рукопись в огонь. Маргарита голыми руками выхватила из пламени то, что осталось от романа, завернула в бумагу и перевязала ленточкой. Пытаясь сохранить рукопись, она словно пыталась сохранить их любовь. Но ей это не удалось. Мастер исчез. Маргарита снова осталась одна.

Зима прошла для нее в тоске и муках. Но в тот день, когда в городе появился черный маг и про­изошло множество невероятных событий, она проснулась с предчув­ствием, что сегодня, наконец, должно что-то случиться. Это ощу­щение было вызвано сном: Маргарите приснился Мастер.

Во сне он манил ее к себе, поэтому свой сон она истолковала как напоминание Мастера о себе: «Он хочет сказать, что мы еще увидимся. Да, мы увидимся очень скоро».

Именно в этот день она встретила Азазелло, который намекнул ей на возможность встречи с Мастером. Но для этого ей предстоит превратиться в ведьму. Выбор сложный для любого человека — но не для Маргариты. Ради встречи с любимым она готова на все.

Ког­да Воланд спрашивает Маргариту о том, что он может сделать для нее, она не задумываясь просит о встрече с Мастером. И Мастер тут же явился в потоке лунного света. Но это свидание не приносит радости — ее любимый не в своем уме.

И тогда Маргарита снова обращается с мольбой к Воланду: «Вылечите его, он стоит этого… Прошу опять вернуть нас в подвал в переулке на Арбате, и чтобы лампа загорелась, и чтобы все стало, как было». Воланд выполняет ее просьбу. Влюбленные возвращаются в свой угол и думают о бу­дущем.

Маргарита уверена, что «все будет ослепительно хорошо», потому что всемогущий Воланд все устроит. В самом деле, он все устраивает. Является Азазелло, угощает молодых фалернским ви­ном с ядом, отведав которого Мастер и Маргарита умирают, чтобы обрести покой и счастье в ином мире.

Обратите внимание

Они улетают вместе с Волан- дом, который как бы вскользь говорит: «Тот, кто любит, должен раз­делять участь того, кого он любит». И Маргарита понимает, что эти слова относятся к ней.

Простившись с Воландом, вместе со своим любимым идет она по песчаной дороге к их новому жилищу.

«Слушай беззвучие, — говорила Маргарита Мастеру, — слушай и наслаждайся тем, чего тебе не давали в жизни, — тишиной. Смотри, вон впереди твой веч­ный дом, который дали тебе в награду.

Я уже вижу венецианское окно и вьющийся виноград, он подымается к самой крыше…» Отны­не Маргарита будет вечно беречь спокойный сон Мастера.

История булгаковских героев — наглядный пример того, каким бывает настоящее чувство: неудачи Мастера приносят мучительные страдания не только ему, но и его возлюбленной. Уход Мастера стал тяжелейшим ударом для Маргариты. Она заключает сделку с Сата­ной, становится ведьмой, чтобы вернуть своего возлюбленного.

В своем произведении Булгаков утверждает мысль о том, что невозможно противостоять любви. Настоящему чувству не могут помешать никакие преграды. Любовь, по мнению писателя, все искупает и все прощает.

Подобное всепрощение настигает каждого, неотвратимо, как судьба: и мрачного темно-фиолетового рыцаря, из­вестного под именем Коровьева-Фагота, и юношу, демона-пажа, ко­торый был котом Бегемотом, и Понтия Пилата, и романтического Мастера, и его обворожительную спутницу.

Автор показывает, что любовь земная — это любовь небесная, что меняются облик, одеж­да, эпоха, время жизни и место вечности, но любовь, возникшая, «как убийца из-за угла», поражает в самое сердце и навсегда. И такая любовь существовала и будет существовать во все времена.

Булгаков сумел проникнуть в душу человека и увидел, что душа то место, где сходятся земля и небо. И тогда автор выдумал для любящих и преданных сердец место покоя и бессмертия: «Вот твой дом, вот твой вечный дом», — говорит Маргарита, и где-то далеко ей вторит голос поэта, прошедшего эту дорогу до конца:

Смерть и время царят на земле, —

Ты владыками их не зови;

Все, кружась, исчезают во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви.

Важно

Любовь — вот что создает в романе неповторимую ауру очарова­ния. Любовь романтическая, любовь земная, плотская и поэтичная вот та сила, которая движет событиями романа. Ради нее все совершается и все происходит.

Любовь самодостаточна, перед ней снимают свои шляпы Воланд и его свита, на нее из своего света смот­рит Иешуа.

Любовь с первого взгляда, трагическую и вечную, как мир, получили в качестве дара герои книги, ц она помогает им выжить и победить.

Читайте также:  О каком человеке говорят, что он витает в облаках?

«Рукописи не горят», — говорит Воланд.

Подобно своему герою, Булгаков пытался сжечь рукопись романа, но это не принесло ему облегчения, произведение продолжало жить, возможно, благодаря неземной любви — любви героев друг к другу, любви автора к ним и к своему творению. А четверть века спустя после смерти писате­ля роман пришел в литературу, к своему тоскующему читателю. Любовь победила снова, и теперь уже навсегда.

Источник: https://www.prepodka.net/tema-lyubvi-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita/

Любовь Мастера и Маргариты

Пропустить и перейти к содержимому

Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей,
верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его

гнусный язык!

Легендарное детище Булгакова, роман «Мастер и Маргарита», занимает достойное место в русской литературе. Это произведение не сходит с прилавков книжных магазинов уже на протяжении многих лет благодаря актуальности тем, затронутых автором в романе.

Одной из ведущих линий романа является любовь Мастера и Маргариты, о которой и пойдет речь. Достойны ли эти люди того, чтобы быть вместе? Вот главный вопрос. С Мастером автор знакомит читателей в тринадцатой главе.

Уже здесь перед нами предстает образ любящего мужчины.

Он хранит шапочку с вышитой буквой «М». Именно «она» сшила эту шапочку для Мастера. Кто же эта таинственная «она»? Это та, которая верила в своего Мастера. Та, которая жила его романом.

Та, которая пошла на сделку с дьяволом, лишь бы быть с любимым человеком. Это Маргарита. Они оба готовы на самоотверженную любовь. Со стороны Маргариты — это действия, направленные на счастье с Мастером.

Со стороны Мастера — желание того, чтобы его любимая забыла о нем. Так было бы лучше для этой бедной женщине.

Их встреча была ознаменована букетиком желтых цветов в руках Маргариты, что символизировало непростой путь влюбленных. Но настоящая любовь оказалась выше и сильнее всех преград и лишений.

Любовь Мастера и Маргариты является дилеммой: может ли чистая и светлая любовь быть достигнута лишь сделкой с дьяволом? Я могу с уверенностью ответить на этот вопрос утвердительно: да, может. Любовь — это чувство всеобъемлющее, принадлежащее лишь двоим влюбленным и никому более.

Совет

Нередко можно услышать фразу, что для достижения цели все средства хороши. В романе это утверждение подкрепляется поступками героини. Целью ее была любовь и счастье с любимым Мастером. Да и разве решится человек, в котором не пылает огонь любви, на такие подвиги? Нет.

Маргариту вела сила любви, огромная и безграничная. Именно это сильное чистое чувство провело героев через все тернистые пути, через времена и миры.

Несмотря на обеспеченную жизнь в особняке, Маргарита не довольна своей судьбой. Роскоши она предпочтет подвальчик Мастера, в котором они грешно любят друг друга, дышат друг другом. Но зато вместе, вдвоем. «Прости меня и как можно скорее забудь. Я тебя покидаю навек. Не ищи меня, это бесполезно.

Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня. Мне пора. Прощай», — пишет Маргарита своему мужу, улетая навстречу своему истинному счастью. Ею руководит не только любовь, но и чувство злости и обиды за непринятый роман Мастера.

Она рушит все, что попадается ей под руку, мстя за любимого человека.

На мой взгляд, бал у сатаны является главным эпизодом романа. Именно он дает понять, сможет ли Маргарита пройти весь ритуал, достойна ли она счастья быть с Мастером. Она надевает на нагое тело наряды, приносящие боль. Она испивает из кубка кровь.

Она покорно предоставляет колено для поцелуев мертвецов. Она проявляется милосердие, прощая Фриду за детоубийство. Несмотря на натертые ноги, Маргарита гордо ступает и обходит гостей.

А как иначе? Она ведь королева и хозяйка бала! Героиня достойно выносит бал сатаны.

Маргарита не решается напомнить Воланду об обещании, потому что гордая. Даже когда дьявол задает вопрос прямо, она все равно отвечает, что ей ничего не нужно.

«Никогда и ничего не просите! Никогда и ничего, и в особенности у тех, кто сильнее вас. Сами предложат и сами все дадут! Садитесь, гордая женщина!» — произнес Воланд на гордое молчание Маргариты.

Единственное желание Маргариты было озвучено с исказившей судорогой лицо:

«Я хочу, чтобы мне сейчас же, сию секунду, вернули моего любовника, мастера!»

Обратите внимание

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Это было желание, к которому героиня шла на протяжении всего романа. Это еще раз доказывает чистоту ее помыслов и любви. Автору удалось передать эмоциональное изменение Маргариты через ее реплики, которые насыщены повторами, многоточиями и восклицаниями.

Не было предела ее счастью. А Мастеру же все это казалось галлюцинацией, настолько он не верил в возможность снова воссоединиться с любимой. Куда подевалась гордая женщина? Из ее глаз лились слезы, толи счастья, толи горя и жалости. Но теперь они вместе.

Они знают это оба.

Символично воссоединению влюбленных сопутствовал и воскрешенный роман Мастера, ведь «рукописи не горят». А если любовь — это рукопись, которую писали днями и ночами, в успех которой верили, которою жили, сгорит ли она? Мастер и Маргарита, уходя вместе в выстраданный мир счастья, доказали, что настоящая любовь пройдет все: она сгорит в языках пламени, но воскреснет из пепла.

Источник: http://sochinyalka.ru/2017/02/ljubov-mastera-i-margarity.html

Тема любви в романе м. а. булгакова “мастер и маргарита”

Тема любви в романе м. а. булгакова “мастер и маргарита”

Роман называется “Мастер и Маргарита” – значит, в центре его драматическая история талантливого писателя и его возлюбленной, “тайной жены”. Повествуя о них, писатель пытается ответить на вопрос: что такое любовь?

Конечно, не только у Мастера и Маргариты в жизни есть любовные коллизии. Супругу Берлиоза видели в Харькове с балетмейстером, Степа Лиходеев добыл комнату для своей жены, чтобы ее духу не было рядом.

Многие персонажи имеют, кроме семьи, любовниц. Возникает вопрос: чем же отличаются отношения Мастера и Маргариты от всех прочих отношений мужчины и женщины? Ведь Мастер уже был когда-то женат, Маргарита – замужняя женщина.

Так чем же они лучше прелюбодействующих москвичей?

Во-первых, для москвичей материальное благополучие, “квартирный вопрос” являются смыслом жизни. Для Маргариты смысл жизни – в любви. Она имеет все, о чем мечтают горожане, но не знает счастья любви и готова даже покончить с собой.

Во-вторых, в отличие от москвичей, Маргарита критически относится к себе и не снимает с себя вины, она не хочет причинить зла своему мужу и, приняв решение, поступает честно: не забывает написать прощальную записку, намазавшись кремом Азазелло.

Именно любовь Маргариты автор в начале романа называет “настоящей, верной и вечной”. Настоящая любовь, по М. Булгакову, – значит бескорыстная, самоотверженная, способная принимать интересы и устремления любимого как свои.

Жить его жизнью и помогать во всем, умение разделять не только радости, но и неудачи, в трудные минуты стать опорой любимому. Такой и была любовь Маргариты.

Достаточно вспомнить, как она поддерживает Мастера во время его мытарств, связанных с судьбой романа.

Важно

Определение “верная” раскрывается во второй части романа, когда Маргарита остается одна и не имеет никаких известий о Мастере. Она не только верна своему чувству, но и не теряет надежды на встречу, причем для нее совершенно безразлично, на каком свете это произойдет.

“Вечной” любовь становится тогда, когда Маргарита проходит испытание свободой от всех норм и законов, когда встречается с потусторонними силами. Предначертана была сама встреча Мастера и Маргариты. Мастер рассказывает: “Любовь выскочила перед нами, как из-под земли выскакивает убийца в переулке, и поразила нас сразу обоих! Так поражает молния, так поражает финский нож!”

Любовь Мастера и Маргариты трагична. Не принятый окололитературной средой, оклеветанный ею, Мастер заболевает, в состоянии нервного потрясения сжигает свой роман. В бой за возлюбленного вступает Маргарита. Ради него она готова на все.

Превратившись в ведьму, став королевой на балу у Сатаны, она с нетерпением ждет возможности попросить Воланда об обещанной встрече с Мастером.

Воланд дарит им, измученным и истерзанным враждебным миром, великое счастье: наконец встретившись, они обретают заслуженный ими покой вне существующего общества.

“Мастер и Маргарита” – сложное произведение, в котором вечная тема любви обретает новое звучание. О нем много еще будут думать многие поколения читателей, которым суждено по-своему открывать и понимать художественные и философские ценности, заложенные в его глубинах.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/tema-lyubvi-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita/

Сочинения на Getsoch.ru

Сочинение на тему «Любовь в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Роман «Мастер и Маргарита» по праву можно назвать одним из самых культовых произведений в русской литературе двадцатого века. Он затрагивает наиболее актуальные проблемы общества: человеческая жадность и озлобленность, творчество, противостояние добра и зла и, конечно же, любовь — вечная тема для литераторов любого времени.

       Центральной историей является любовь Мастера и Маргариты. Она успела стать эталоном, образцом тех чувств, о которых мечтают все влюбленные.

Мастер — писатель, настоящий романтик, и Маргарита, воплощение чувственности и женственности, – это люди, сердца которых соединились случайным образом. Но эта любовь оказалась столь возвышенной и сильной, что помешать ей не в силах никто и ничто.

Сам Воланд, повелитель темных сил, подчиняясь договору, поможет им обрести друг друга, несмотря на все трудности и потери.

       Роман «Мастер и Маргарита» полон идеи любви в каждой из тонких нитей повествования. Это всепоглощающее чувство выражается здесь не только в отношениях мужчины и женщины; любовь Мастера к книге, любовь Пилата к своей собаке — везде присутствует жертвенность и желание до конца разделить участь, как счастливую, так и печальную.

       Любовь Маргариты к своему Мастеру в произведении показана как могущественная сила, которую питает книга. Именно после гибели романа герои теряют друг друга. Именно после возвращения его Воландом они соединяются вновь. Мастер — творец, которому необходима мягкая, но всепобеждающая женская сила. Вместе они — непобедимы.

       Оба героя изначально одиноки — именно так они чувствуют, узнают друг друга из тысяч людей. Они нуждаются друг в друге, и появление Маргариты в подвальчике озаряет жизнь Мастера новыми красками.

Совет

Ей не нужна обеспеченная жизнь, полная материальных ценностей и любви мужа, — только Мастер, талантливый и такой же одинокий, как она.

Маргарита не хочет жить без любви; встреча с Мастером меняет всё в ней, и за любимого женщина готова даже заключить сделку с дьяволом.

       Часто звучит мнение, что главной темой романа является сущность добра и зла. Я считаю, что любовь тесно затрагивает данный вопрос, ведь именно это чувство, настоящее, искреннее, не оставляет равнодушным даже Воланда. Любовь, способная победить смерть, победит всё.

       Великое чувство, соединяющее сердца, вынуждено родиться среди людей, не понимающих глубины творчества и силы любви.

Ему нет места среди приземленных, бездуховных людей советской действительности; поэтому влюбленным даруется смерть как благо, как освобождение от всех мучений, страхов и потерь.

В этом моменте — боль автора: ведь самое светлое, существующее в действительности, вынуждено покинуть её, оставив земную жизнь. Но ведь любовь вечна, поэтому Мастер и Маргарита, разделяющая судьбу того, кого она любит, обретают вечный покой.

Источник: http://getsoch.ru/po-literature/literatura-xix-veka/430-sochinenie-na-temu-lyubov-v-romane-bulgakova-master-i-margarita.html

Сочинение на тему “Любовь Мастера и Маргариты” по роману Булгакова Мастер и Маргарита, – Сочинения по литературе

Читайте также:
Сочинение на тему любви в прозе Александра Куприна

ИСТОРИЯ ЛЮБВИ МАСТЕРА И МАРГАРИТЫ<\p>

(по роману М. Булгакова «Мастер и Маргарита»)

Что мы вспоминаем, когда слышим имя «Михаил Булгаков»? Конечно же, «Мастера и Маргариту». Почему? Ответ прост: здесь поднят вопрос о вечных ценностях — добре и зле, жизни и смерти, духовности и бездуховности. Это сатирический роман, роман о сущности искусства, судьбе художника.

Но все-таки для меня это в первую очередь роман о настоящей, верной, вечной любви. Романы в большинстве случаев полностью отвечают своему названию, и главная тема в них — любовь. В романе же «Мастер и Маргарита» автор затрагивает эту тему лишь во второй части.

Мне кажется, Булгаков делает это для того, чтобы подготовить читателя, для него любовь неоднозначна, у него она многогранна.

Обратите внимание

Вся история любви Мастера и Маргариты — вызов окружающей обыденности, пошлости, протест против конформизма, то есть пассивного принятия существующего порядка вещей, нежелания сопротивляться обстоятельствам.

Своей мучительной бессмыслицей эта «обыкновенность» доводит человека до отчаяния, когда впору крикнуть, как Пилат: «О боги, боги мои, яду мне, яду!». И страшно, страшно, когда давит пошлость. Но когда Мастер говорит Ивану: «Жизнь моя, надо сказать, сложилась не совсем обыкновенно… «, в роман врывается свежая, спасительная струя, хотя она и трагическое опровержение той обыденности, которая может поглотить жизнь.

Полностью изменяя тему Фауста, Булгаков заставляет не Мастера, а Маргариту связаться с дьяволом и вступить в мир черной магии. Единственным персонажем, который отваживается на сделку с дьяволом, оказывается жизнелюбивая, беспокойная и отважная Маргарита, готовая рисковать чем угодно, лишь бы отыскать своего возлюбленного.

Фауст, ра зумеется, продавал душу дьяволу не ради любви — им двигала страсть к возможно более полному познанию жизни. Интересно, что в романе, который, на первый взгляд, так сильно напоминает «Фауста», нет ни одного героя, который соответствовал бы главному герою Гете.

Несомненно лишь сходство мировоззрений, лежащих в основе этих двух произведений. И в том, и в другом случаях мы сталкиваемся с теорией сосуществования противоположностей, с идеей, что человек имеет право ошибаться, но при этом обязан стремиться к чему-то, выводящему его за пределы животного существования, обыденности, покорно-застойной жизни.

Есть, конечно же, и еще одно важное сходство — и Фауст, и Мастер получают спасение от любящих женщин.

И что интересно: Маргарита, эта отдавшаяся на волю дьявола ведьма, оказывается более положительным персонажем, чем Мастер. Она верна, целеустремленна, это она вытаскивает любимого из небытия сумасшедшего дома.

Мастер же — художник, противостоящий обществу, — смалодушничав, не сумев полностью осуществить требования своего дара, сдается, как только ему приходится страдать за искусство, смиряется с действительностью, и не случайно именно Луна оказывается последним пунктом его назначения.

Важно

Мастер не исполнил своего долга, не смог продолжать писательского труда. Мастер сломлен, он прекратил борьбу, он жаждет только покоя…

В романе Булгакова нет места ненависти и отчаянию. Та ненависть и месть, которой исполнена Маргарита, бьющая стекла домов и топящая квартиры, скорее никакая не месть, а веселое хулиганство, возможность подурачиться, которую дает ей дьявол.

Ключевой фразой романа является стоящая прямо в его середине, многими замеченная, но никем не объясненная фраза: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!».

Автор, создавая главных героев, наделяет их необыкновенной чувственностью и сердцами, преисполненными любовью друг к другу, но он же разлучает их. Он посылает к ним на помощь Воланда — сатану.

Но почему, казалось бы, такому чувству, как любовь, помогает нечистая сила? Булгаков не делит это чувство на светлое и темное, не относит его к какому-то разряду. Это вечное чувство. Любовь — это такая же сила, такое же «вечное», как жизнь или смерть, как свет или тьма.

Любовь может быть порочной, но может быть и божественной, любовь во всех своих проявлениях в первую очередь остается любовью. Булгаков называет любовь настоящей, верной и вечной, а не небесной, божественной или райской, он соотносит ее с вечностью, как рай или ад.

Всепрощающая и всеискупающая любовь — о ней пишет Булгаков. Всепрощение настигает всех и каждого, неотвратимо, как судьба: и клетчатого гаера, известного под именем Коровьева-Фагота, и юношу-пажа — кота Бегемота, и прокуратора Иудеи Понтия Пилата, и романтичного Мастера, и его возлюбленную.

Писатель показывает, что земная любовь — это любовь небесная: могут изменяться внешний облик, одежда, эпоха, время, место жизни и место в вечности, но любовь, настигшая вас однажды, поражает в самое сердце раз и навсегда. Любовь остается неизменной во все времена и во все вечности, которые нам суждено пережить.

Совет

Она наделяет героев романа энергией всепрощения, той, которую выказывает в романе Мастера Иешуа и о которой две тысячи лет тоскует Понтий Пилат. Булгаков сумел проникнуть в душу человека и увидел, что она — то место, где сходятся земля и небо.

И тогда автор выдумывает для любящих и преданных сердец место покоя и бессмертия: «Вот твой дом, вот твой вечный дом», — говорит Маргарита, и где-то далеко ей вторит голос другого поэта, прошедшего эту дорогу до конца:

Смерть и Время царят на земле, — Ты владыками их не зови; Все, кружась, исчезает во мгле,

Неподвижно лишь солнце любви.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-lyubov-mastera-i-margarity-po-romanu-bulgakova-master-i-margarita/

Тема любви в романе “Мастер и Маргарита”

Герои до встречи друг с другом Проблема любви в романе Любовь Мастера и Маргариты: самоотверженность и бескорыстие Милосердие и сострадание в любви героев Верная и вечная любовь Мастера и Маргариты

История Мастера и Маргариты известна даже никогда не читавшим произведение Михаила Булгакова. Одна из вечных, вневременных тем, тема любви в романе ” Мастер и Маргарита ” Булгакова притягивает глубиной и искренностью.

Герои до встречи друг с другом

Устами самого Мастера Булгаков рассказывает нам о его жизни до встречи с героиней. По образованию историк, герой работал в одном из музеев столицы, иногда “занимался переводами” (знал несколько языков). Он был одинок, знакомых в Москве имел мало.

Выиграв по облигации, полученной на работе, большие деньги, снял подвальные комнаты в маленьком доме, купил нужные книги и начал писать роман о Понтии Пилате. Мастер, имевший тогда имя, переживал свой “золотой век”.

Наступившая весна была прекрасна, роман о Пилате “летел к концу”.

Однажды “случилось нечто гораздо более восхитительное”, нежели <\p>

крупный выигрыш – Мастер встретил женщину, очень красивую, с “необыкновенным, никем не виданным одиночеством в глазах”, и с этого момента жизнь его обрела полноту.

Женщина эта была красива, обеспечена, замужем за молодым успешным специалистом, и, по меркам окружающих людей, совершенно благополучна. Рассказывая о ней, автор восклицает: “Боги, боги мои! Что же нужно было этой женщине!” Героиня одинока и несчастна – в ее жизни нет любви. Вместе с Мастером в жизнь Маргариты пришел смысл.

Так с рассказа о, казалось бы, случайной встрече героев начинает звучать в романе “Мастер и Маргарита” тема любви.

Проблема любви в романе

Любовь не сделала героев лучше или хуже – она, как истинное чувство, сделала их другими.

Мастер и Маргарита поняли, что свела их “сама судьба и что созданы они друг для друга навек”. Любовь “поразила нас мгновенно”, “поразила нас сразу обоих! – восклицает Мастер, разговаривая с поэтом Бездомным, – так поражает молния, так поражает финский нож!” – навсегда и бесповоротно.

Мастер теперь создавал великий роман, его вдохновляла любимая. Маргарита же обрела счастье, став “тайной женой”, подругой и единомышленницей писателя. И, как не было в переулке, по которому, впервые встретившись, шли герои, “ни души”, так в новой их жизни не было места никому: только двое и общее их дело – роман, творимый Мастером.

Обратите внимание

Роман был дописан, и “настал час, когда пришлось покинуть тайный приют и выйти в жизнь”.

Мир литературы, реальность, в которую погружается Мастер – мир приспособленчества, бездарности и отрицания таланта, ломает его.

Героям приходится противостоять окружающему миру. Следя за судьбой писателя и его возлюбленной, мы видим, как многопланово решается проблема любви в романе “Мастер и Маргарита”.

Любовь Мастера и Маргариты: самоотверженность и бескорыстие

Булгаков пишет историю любви самоотверженной и бескорыстной.

Маргарита принимает интересы героя как свои, она делает все, чтобы любимый ее был счастлив и спокоен, в этом теперь смысл ее существования, она вдохновляет писателя, помогает творить и делает его Мастером.
Жизнь их становится единой.

Ни минуты не чувствуя себя счастливой в готическом особняке, Маргарита тем не менее не может причинить боль мужу, уйти, ничего не объясняя, ведь он “не сделал никакого зла” ей.

Мастер, создавший гениальный, но “несвоевременный” роман, сломлен. “Я теперь никто”. Он не хочет больше ничего, кроме того, чтобы видеть любимую, но считает себя не вправе ломать ей жизнь.

Милосердие и сострадание в любви героев

Любовь в романе “Мастер и Маргарита” милосердна и сострадательна.

Чувство, которое испытывает героиня к избраннику, неразрывно связано с ее любовью к людям. С достоинством выполняя роль королевы на балу Сатаны, она одаривает всех великих грешников любовью и вниманием.

Собственные страдания побуждают ее избавить от страданий других: даже не задумываясь, “человек исключительной доброты”, “высокоморальный человек” ли она, просит у Воланда не о себе, а о прощении Фриды, раскаявшейся убийцы собственного ребенка.

Даже в порыве мщения любовь позволяет Маргарите оставаться женщиной, чуткой и милосердной. “Дикий разгром”, учиненный героиней, прекратился, как только, она увидела в одном из окон испуганного малыша. Жаждущая расправы с критиком Латунским, погубившим Мастера, Маргарита не способна обречь его на смерть. Превращение ее в ведьму не лишает главного – истинной женственности.

Последний шаг перед растворением в вечности любящие делают вместе. Маргарита требует отпустить душу Пилата, так долго мучимого совестью, Мастер же получает возможность сделать это, закончив роман одной фразой: “Свободен! Свободен! Он ждет тебя!”

Верная и вечная любовь Мастера и Маргариты

Оставшись одна, не имея никаких известий о любимом, Маргарита хранит свое чувство и надежду на встречу. Ей все равно, как и где состоится она, кто ее устроит.

Именно в произведении “Мастер и Маргарита” тема вечной любви и верности как спасительной силы человеческой души раскрывается перед нами автором. На что способен человек, чтобы сохранить свою любовь – об этом заставляет нас задуматься повествование.

Узнать о Мастере – единственное желание отчаявшейся Маргариты, ради которого можно поверить во что угодно, превратиться в ведьму, стать хозяйкой бала самого Сатаны.

Важно

Для нее стираются границы Света и Тьмы: “потустороннее или не потустороннее – не все ли это равно”, – уверена она. Иешуа прочитал роман, просит подарить покой писателю и его возлюбленной, и “князь тьмы” покой “устраивает”.

Маргарита останется с любимым навсегда, рядом с ним смерть не страшит. “Беречь твой сон буду я”, – говорит она, идя с Мастером к их вечному дому.

Сила любви избавляет Мастера от страданий, делает его сильным (“я никогда больше не допущу малодушия”, – обещает он героине) и возвращает миру его гениальный роман.

Тема любви в произведении Булгакова, возможно, потому так пронзительна и достоверна, что автору выпало счастье любить самому и быть любимым женщиной, которая и воплотилась в образе Маргариты.

Идет время, история вечной любви, рассказанная на страницах “Мастера и Маргариты”, не стареет, убеждая, что настоящая любовь – существует.

Многие современники пытались дать свой анализ любви в романе и причин ее появления, приведенные рассуждения призваны помочь 11 классам при написании сочинения на тему “Любовь в романе “Мастер и Маргарита” Булгакова”.

Источник: https://ege-essay.ru/tema-lyubvi-v-romane-master-i-margarita/

Тема любви в романе Булгакова Мастер и Маргарита

Что мы вспоминаем, когда слышим имя Михаила Булгакова? Мы вспоминаем уютный дом Турбиных, профессора Преображенского и его Шарика, «Роковые яйца», но все-таки в первую очередь Мастера и его возлюбленную – Маргариту.

Но почему? Что есть в этом романе, чего нет в других произведениях? Ответ прост: здесь есть все.

Роман написан так, “Словно автор, заранее чувствуя, что это его последнее произведение, хотел вложить в него без остатка всю остроту своего сатирического глаза, безудержность фантазии, силу психологической наблюдательности” (К. Симонов).

Совет

Это сатирический роман, роман о сути искусства и о судьбе художника. Здесь поняты вопросы о вечных ценностях: вопрос добра и зла, жизни и смерти, духовности и бездуховности. Но все-таки для меня это в первую очередь роман, роман о настоящей, верной, вечной любви.

Несмотря на то, что романы в большинстве случаев полностью отвечают своему названию, и главной темой в них становится тема любви, в романе «Мастер и Маргарита» автор затрагивает эту тему лишь во второй части. Мне кажется, Булгаков делает это для того чтобы подготовить читателя, для автора любовь не однозначна, у него она многогранная.

В романе Булгаков не находит места ненависти и отчаянию. Та ненависть и месть, которой исполнена Маргарита, бьющая стекла домов и топящая квартиры, скорее всего никакая не месть, а веселое хулиганство, возможность подурачится, которую дает ей Дьявол.

Ключевой фразой романа является стоящая прямо в его середине, многими замеченная, но никем не объясненная фраза: «За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык! За мной, мой читатель, и только за мной, и я покажу тебе такую любовь!»+
Автор романа, создавая главных героев, наделяет их необыкновенной чувственностью и сердцами, преисполненными любовью друг к другу, но он также разлучает их. Он посылает к ним на помощь Воланда – сатану. Но почему, казалось бы, такому чувству, как любовь, помогает нечистая сила? Булгаков не делит это чувство на светлое или темное, не относит его к какому-то разряду. Это вечное чувство, любовь это такая же сила, такое же «вечное», как жизнь или смерть, как свет или тьма. Любовь может быть порочной, но может быть и божественной, любовь во всех своих проявлениях в первую очередь остается любовью. Булгаков называет любовь настоящей верной и вечной, но не называет её небесной, божественной или райской, он соотносит её к вечности, как рай или ад.

Всепрощающая и все искупающая любовь – вот та любовь, о которой пишет Булгаков.

Всепрощение настигает всех и каждого, неотвратимо, как судьба: и клетчатого гаера, известного под именем Коррвьева – Фагота, и юношу, пажа, который был котом Бегемотом, и прокуратора Иудеи – Понтия Пи­лата, и романтического Мастера, и его возлюбленную.

Писатель показывает своим читателям, что любовь земная — это любовь небесная, что могут изменяться внешний облик, одежда, эпоха, время, место жизни и место вечности, но любовь, настигшая вас однажды, поражает в самое сердце и навсегда.

И любовь остается неизменной во все времена и во все вечности, которые нам суждено пережить. Она наделяет героев романа энергией всепрощения, той, которую выказывает в романе Мастера Иешуа и о которой две ты­сячи лет тоскует Понтий Пилат.

Булгаков сумел проникнуть в душу человека и увидел, что она то место, где сходятся земля и небо. И тогда автор выдумывает для любящих и преданных сердец место покоя и бессмертия: «Вот твой дом, вот твой вечный дом», — гово­рит Маргарита, и где-то далеко ей вторит голос другого поэта, про­шедшего эту дорогу до конца: Смерть и Время царят на земле, — Ты владыками их не зови; Все, кружась, исчезают во мгле, Неподвижно лишь солнце любви.

Обратите внимание

Любовь — именно она придает книге загадочность и не­повторимость. Любовь поэтичная, любовь зем­ная, плотская и романтическая— это та сила, которая движет всеми события­ми романа. Ради нее все меняется и все происходит.

Перед нею преклоняются Воланд и его свита, на нее из своего света смотрит, и восхищается ею Иешуа. Любовь с первого взгляда, тра­гическая и вечная как мир.

Именно такую любовь получают в качестве дара герои романа, и она помогает им выжить и обрести вечное счастье, вечный покой.

Источник: http://MirZnanii.com/a/355518/tema-lyubvi-v-romane-bulgakova-master-i-margarita

Любовь в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”

Любовь, милосердие, прощение, творчество – понятия общечеловеческие, составляющие основу морали всякого человека, любой мировой религии. Именно эти принципы лежат в основе романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Романа, в некоторой степени автобиографичном, поскольку Мастер – двойник Булгакова, но не его копия.

Маргарита любит Мастера, Мастер – Маргариту. Казалось бы, что может быть проще и обыденней?!

«За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!»

Но, как оказывается, дело не просто в любви, героев объединяет творчество Мастера, его писательские способности, которые выразились в одном единственном, изменившим их жизнь, произведении. Настоящая любовь приходит к Мастеру и Маргарите в расцвете их жизни, поселяется в сердцах, но последующие события складываются вовсе не так, чтобы спасти эту любовь.

Окружающий мир против того, чтобы Мастер и Маргарита были счастливы вместе, и тогда приходит Сатана-Воланд. Любовь между влюбленными становится зависимой от книги, но в тоже время эта любовь питает и роман, который пишет Мастер.

Наступает момент, когда Мастеру необходимо положить свой роман о Понтии Пилате на стол критикам, и он понимает, что дальнейшая его судьба решится именно здесь. Роман не проходит, и Мастеру становиться ясно, что озлобленность критиков вызвана не тем, что им не нравится роман, а тем, что они говорят не то, о чем думают на самом деле.

В этом заключается проблема не только тех критиков, но и большинства людей того времени, да и нынешних наших граждан тоже. Решение «Литературного общества» сломало Мастера. В нем было много сил, энергии для дальнейшего творчества, но его главное и единственное произведение в жизни не было принято должным образом. Пропала вера в себя…

Маргарита ощущает растерянность и страх возлюбленного, но он не признается ей, в чем дело. Узнав же проблему Мастера, Маргарита, любя его всем сердцем, идет на сделку с Дьяволом. Ради любимого молодая женщина готова на многое…

Важно

Наконец, настает ужасная ночь, когда Мастер уничтожает рукопись. Но он, совершая свой безумный поступок, еще не знает, что «рукописи не горят». Эту фразу бросает впоследствии Воланд, когда показывает Мастеру копии романа. Но даже если бы этих копий не было, это не сыграло бы никакой роли.

Мастер помнит свое творение слово в слово, он не может выбросить из памяти то, что было создано таким трудом. Как бы Мастер не переживал, как бы горько ни складывалась его судьба, но бесспорно одно -«Литературному обществу МАССОЛИТа», не удается убить талант. Рукопись Мастера не может сгореть, потому что в ней правда.

Правда, которую никто не хочет видеть и знать.

Творческую личность можно проклинать, запрещать ее творения, довести до сумасшедшего дома, но уничтожить созданное ею – невозможно. Мастер навсегда связан со своим творением. Гибнет книга, и любовники теряют друг друга. Воланд возвращает Маргарите рукопись – и возвращается Мастер. Всё взаимосвязано.

 Писатель показывает нам, своим читателям, что любовь земная – это любовь небесная, что меняются внешность, одежда, время, но любовь, настигшая однажды, поражает в самое сердце навсегда. И она неизменна во все времена, которые нам суждено пережить. Так было и две тысячи лет назад, так есть и сейчас.

Судьба – загадка, решение которой человечество пытается найти с давних времен. В жизни каждого человека может наступить момент, когда он захочет узнать или даже предопределить свою судьбу.

Иногда у человека может появиться выбор: либо изменить свою жизнь, рискуя заплатить за это высокую цену и приблизиться к счастью, либо оставаться несчастным. В романе «Мастер и Маргарита» М. А.

Булгаков показывает читателю возможный исход таких событий.

Маргарита Николаевна, главная героиня романа, оказалась перед выбором: забыть своего возлюбленного, Мастера, или ждать и надеяться, что они когда-нибудь встретятся. Сила любви Маргариты придает ей терпение, и она ждет Мастера. С каждым днем ожидание становится все мучительнее.

Однажды, сидя на скамейке под кремлевской стеной, она подумала о том, что отдала бы все что угодно, даже душу свою, дьяволу, лишь бы узнать – жив ли Мастер. В этот момент определилась судьба Маргариты. С ней неожиданно заговорил подсевший к ней на ту же скамейку Азазелло, посланник Воланда (дьявола).

Совет

Почувствовав недоброе, Маргарта решила уйти, но слова Азазелло заставили ее остаться. Маргарита поняла, что у нее может появиться возможность узнать хоть что-то о Мастере.

Маргарита оказалась перед трудным выбором. Осознававая, что она общается с нечистой силой, Маргарита тем не менее выбирает путь тьмы – так безгранична ее любовь к Мастеру. «Я погибаю из-за любви!» – говорит Маргарита.

Выбор, сделанный Маргаритой, может показаться странным, ведь у Маргариты есть «прекрасный муж, которого ей не за что упрекнуть, отличный дом, она никогда не прикасалась к примусу, не знала ужасов житья в совместной квартире». Однако ни одной минуты она не была счастлива. Счастьем для нее был только Мастер.

Кто же такой Мастер? Мастер – писатель. Смыслом его жизни стал написанный им роман о Понтии Пилате и Иешуа Га-Ноцри, в который он вложил всю свою душу. Но вот роман окончен, и что же? Его не принимают, критика его бракует. Мастер начинает борьбу за свое произведение, но, увидев в печати отрывок из романа, он сдается.

Его нервы, бывшие на пределе, не выдерживают, даже любовь ему теперь не помогает. Мастер делает свой выбор. Он решает сжечь роман, бывший смыслом его жизни. Мастер хочет, чтобы этот роман не приносил больше страданий никому. Возненавидев свое произведение, он уходит в клинику для душевнобольных, подчиняясь страху, страху перед всем (он боится теперь даже темноты).

Свой поступок он оправдывает тем, что не хочет, чтобы из-за него страдала Маргарита. То есть, по сути, он убегает от всего. Но мог ли он поступить по-другому? Безусловно. Мастер мог продолжить свою борьбу, или же, если он сам отверг свой роман, мог найти другую цель в жизни. Его поступок лишь усилил душевные страдания и его самого, и Маргариты. У Мастера не хватило веры.

Булгаков не соглашается с выбором Мастера и считает, что его герой не заслужил света.

Маргарите предоставляется возможность заключить договор с Волан-дом, чтобы встретиться с возлюбленным. Ее намерения чисты, ей некого и нечего бояться – за это Воланд и его свита уважают ее.

Обратите внимание

Только ради Мастера она становится ведьмой и присутствует в качестве хозяйки на «балу ста королей» в расширенной до гигантских размеров квартире № 50 дома 302-бис на Садовой. После бала Воланд испытывает ее, предлагая сделать еще один выбор.

И вот, когда наступает момент, о котором она мечтала, Маргарита просит не за себя, а за Фриду, которая задушила платком своего ребенка и отвечала за это мучениями: ей подавали все время тот самый платок. Маргарита оказалась человечной ведьмой, она простила Фриду. Сама Маргарита тоже заслужила награду: Иешуа отпускает на свободу Мастера.

В образе Маргариты автор показывает нам настоящую, вечную любовь. Ради любви Маргарита готова отказаться от благополучия, от всего, что у нее есть. И она получила то, что хотела: ей вернули Мастера, Мастер обрел желанный покой, а Маргарита осталась с ним.

Мастера и Маргариту ждет покой. Выбрав путь тьмы, они обрели свою любовь. Их страдания и несчастья заканчиваются там, где они будут «днем гулять под вишнями…, а вечером слушать музыку Шуберта». Они будут счастливы, и ничто не сможет нарушить их спокойную, полную любви и покоя жизнь. Они сделали свой выбор.

Источник: http://www.rlspace.com/lyubov-v-romane-bulgakova-master-i-margarita/

Мастер и Маргарита, Любовь в романе «Мастер и Маргарита» М. Булгакова

Роман “Мастер и Маргарита” посвящен истории мастера — творческой личности, противостоящей окружающему миру. История мастера неразрывно связана с историей его возлюбленной. Во второй части романа автор обещает показать “настоящую, верную, вечную любовь”. Любовь мастера и Маргариты была именно такой.

Что значит, по М. Булгакову, “настоящая любовь”? Встреча Мастера и Маргариты была случайной, но не случайным было чувство, связавшее их до конца их дней. Не зря они узнают друг друга по “глубокому одиночеству” во взгляде. Это значит, что даже не зная друг друга, они испытывали друг в друге огромную потребность. Именно поэтому и совершилось чудо — они встретились.

«Любовь поразила сразу нас обоих”, — говорит мастер. Настоящая любовь властно вторгается в жизнь любящих и преображает ее! Все будничное, обыденное становится ярким и значительным. Когда Маргарита появилась в подвальчике мастера, все мелочи его скудного быта начинали как будто бы светиться изнутри, и все меркло, когда она уходила.

Настоящая любовь — это любовь бескорыстная. До встречи с мастером у Маргариты было все, что надобно женщине для счастья: красивый, добрый, обожавший свою жену муж, роскошный особняк, финансы. “Словом… она была счастлива? — задается вопросом писатель. — Ни одной минуты!.. Что же надобно было этой женщине?.

, ей нужен был он, мастер, о вовсе не готический особняк, и не отдельный сад, и не деньги”. Все материальные блага оказываются ничтожными по сравнению с возможностью быть рядом с любимым человеком. Когда у Маргариты не было любви, она готова была даже покончить с собой.

Но при этом она не хочет причинить зла своему мужу и, приняв решение, поступает честно: оставляет ему прощальную записку, где все объясняет.

Истинная любовь, следовательно, не может причинить зла никому, она не будет строить свое счастье за счет несчастья другого человека.

Истинная любовь самоотверженна. Маргарита способна принимать интересы и устремления своего возлюбленного как свои, живет его жизнью, помогает ему во всем. Мастер анонсирует роман — и это становится содержанием жизни Маргариты. Она переписывает набело готовые главы, старается, чтобы мастер был спокоен и счастлив, и в этом видит смысл своей жизни.

Что же такое “верная любовь”? Это определение раскрывается во второй части романа, когда Маргарита остается одна и не имеет никаких известий о мастере. Она вся погружена в ожидание, она буквально не находит себе места. При этом она не просто верна своему чувству, но и не теряет надежды на встречу. И для нее совершенно безразлично, на каком свете эта встреча произойдет.

«Вечной” любовь становится тогда, когда Маргарита проходит испытание встречей с потусторонними силами. Маргарита борется за мастера. Посещая Великий бал полнолуния, Маргарита при помощи Воланда возвращает его. Рядом с возлюбленным она не боится смерти, и за смертной чертой она остается с ним. “Я буду беречь твой сон”, — говорит она.

Важно

Но как ни переполнена Маргарита любовью и тревогой за мастера, когда настает время просить, она просит не за себя — за Фриду. И не только потому, что Воланд советует ничего не просить у власть имущих. Любовь к мастеру органично соединена в ней с любовью к людям, тяжесть собственных страданий — со стремлением избавить от страданий других.

Любовь связана с творчеством. Судьба любви переплетена с судьбой романа. По мере того, как крепнет любовь, создается роман, и потому произведение — плод любви, и роман одинаково дорог и мастеру, и Маргарите. И если мастер отказывается от борьбы, то Маргарита устраивает разгром в квартире критика Латунского.

Но любовь и творчество существуют среди людей, которые не знают ни того, ни другого. Поэтому они обречены на трагедию.

В конце романа мастер и Маргарита уходят из общества, где нет места высоким духовным побуждениям. Мастеру и Маргарите смерть дается как покой и отдых, как свобода от земных мытарств, горя и мучений.

Можно ее воспринимать и как награду. Здесь боль самого писателя, боль времени, боль жизни.

Роман М. Булгакова, пережив десятилетия забвения, и сегодня обращен к нам, в наше время. “Настоящая, верная и вечная любовь” — вот главная сущность, отстаиваемая романом.<\p>

Источник: http://www.getsoch.net/master-i-margarita-lyubov-v-romane-master-i-margarita-m-bulgakova/

Ссылка на основную публикацию