Анализ повести “Нос” Гоголя
Всем известно, что гениальный украинский и русский писатель Николай Васильевич Гоголь завоевал уважение читателей благодаря тонкому юмору и наблюдательности, а также фантастическим и невероятным сюжетам, которые он так умело создавал в своих произведениях. Мы будем сейчас проводить анализ повести “Нос”, несомненно относящуюся именно к таким шедеврам писателя. Но прежде, чем мы перейдем непосредственно к анализу повести, давайте рассмотрим очень коротко сюжет.
Сюжет повести “Нос” очень кратко
В данном произведении три части, которые повествуют о том невероятном, что случилось с неким коллежским асессором Ковалевым. Но рассказ стоит начать с описания трапезы городского петербургского цирюльника Ивана Яковлевича. Как-то раз, взяв буханку хлеба, он видит, что в ней лежит нос.
Позднее становится известно, что это нос одного очень уважаемого человека. Цирюльник избавляется от этого носа, скинув его с моста. В то же время Ковалев по утру замечает, что его носа нет на месте, и, выйдя на улицу, прикрывается платком. Неожиданно тот самый нос, уже одетый в мундир, попадается Ковалеву на глаза.
Он ездит по Петербургу и даже заходит в собор помолиться.
Изложение сюжета очень кратко повести “Нос”, анализ которой мы проводим, поможет более точно дать нужные характеристики персонажам. Ковалев продолжает поиски и прилагает усилия по поимке носа.
Для этого он идет в полицию, и даже просит напечатать объявление в газете, но получает отказ – слишком необычное это дело. И скандальное. Ковалев начинает подозревать, кто мог подстроить такую оказию, и решает, что это дело рук штаб-офицерши Подточиной.
Вернее всего, она мстит Ковалеву за отказ взять замуж ее дочь. Чиновник берет перо, чтобы написать ей все, что он думает о Подточиной, но, получив письмо, она недоумевает.
Очень скоро слухи обо всей этой истории распространяются по всему городу, а одному полицейскому удается, все-таки, поймать нос и доставить его хозяину. Правда, нос ну никак не желает становится на свое место, и даже доктор помочь не может. Проходит около двух недель – проснувшись, Ковалев понимает, что его нос снова на месте.
Анализ повести “Нос”
Конечно, по своему литературному жанру эта повесть является фантастической. Видно, что Гоголь хочет показать человека, который живет в суете, проводит пустые и бессмысленные дни, при этом, он не может посмотреть дальше своего носа.
Он погружен в обыденность и каждодневные хлопоты, но они на самом деле не стоят того. И обрести спокойствие такому человеку помогает лишь то, что он снова ощущает себя в привычной обстановке.
Что еще можно сказать, делая анализ повести “Нос”?
О чем это произведение? Совершенно уверенно можно сказать, что эта повесть рассказывает о чиновнике, гордость которого не позволяет посмотреть на тех, у кого чин ниже. Он безразличен к простым людям. Такую личность можно сравнить с оторванным нюхательным органом, облаченным в мундир. Его нельзя уговорить или попросить о чем-то, он просто занимается привычным делом.
Гоголь придумал оригинальную фантастическую сюжетную линию, создал замечательных персонажей, чтобы побудить читателя поразмышлять о власть имеющих. Ярким языком описывает автор жизнь чиновника и его вечные, но бессмысленные заботы. Неужели только свой нос должен заботить такого человека? Кто же будет заниматься проблемами простого народа, над которым поставлен чиновник?
Анализ повести “Нос” Гоголя выявляет скрытую насмешку, с помощью которой автор обращает внимание на большую и злободневную проблему определенных слоев общества. На нашем сайте вы можете прочесть краткое содержание повести “Нос” и биографию Николая Гоголя.
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-povesti-nos-gogolya
«Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
«Нос» часто называют самой загадочной повестью Николая Васильевича Гоголя. Она была написана в 1833 году для журнала «Московский наблюдатель», который редактировали друзья писателя. Но произведение редакция не приняла, назвав его грязным и пошлым.
Это первая загадка: почему друзья Гоголя отказались от публикации? Какую грязь и пошлость они усмотрели в этом фантастическом сюжете? В 1836 году Александр Пушкин уговорил Гоголя опубликовать «Нос» в «Современнике».
Для этого автор переработал текст, изменив финал и усилив сатирическую направленность.
В предисловии к публикации Пушкин назвал повесть веселой, оригинальной и фантастической, подчеркнув, что она доставила ему удовольствие. Прямо противоположный отзыв от Александра Сергеевича – еще одна загадка. Ведь Гоголь кардинально не менял произведение, второй вариант принципиально не отличался от первого.
Много непонятных моментов можно найти и в фантастическом сюжете повести.
Здесь нет четко обозначенных мотивов бегства носа, странной выглядит роль цирюльника в этой истории: почему именно у него объявился сбежавший нос, да еще и в хлебе? В повести размыт образ зла, скрыт движущий мотив многих поступков, нет явной причины для наказания Ковалева. Заканчивается повесть также вопросом: почему нос вернулся на место без каких-либо объяснений?
В произведении четко прописаны некоторые второстепенные детали, которые не влияют на развитие событий, а более существенные факты, действующие лица и обстановка изображены весьма схематично.
Такой «прокол» можно бы и простить начинающему автору, но Гоголь в период создания повести был уже зрелым литератором.
Следовательно, детали важны, но в чем тогда их значимость? Эти загадки породили в среде критиков много разных версий.
Большинство специалистов справедливо причисляют произведение к жанру сатиры на современное общество, где человека оценивают не по личным качествам, а по чину. Вспомним, как робко заговаривает Ковалев с собственным носом. Ведь тот облачен в мундир, который показывает, что перед майором чиновник более высокого ранга.
Интересен образ квартального надзирателя. Он заметил издалека, что цирюльник что-то бросил в воду, но разглядел утерянную часть тела, только нацепив очки.
Конечно, ведь нос был в блестящем мундире и при шпаге, а при виде господ, полиция всегда близорука. Поэтому арестован цирюльник, кто-то ведь должен ответить за происшествие.
Бедный пьяница Иван Яковлевич идеально подошел на роль «стрелочника».
Типичен главный герой произведения майор Ковалев. Это провинциал без образования, получивший свой чин на Кавказе. Такая деталь говорит о многом. Ковалев хваток, энергичен, храбр, иначе не выслужился бы на передовой.
Он амбициозен, предпочитает, чтобы его называли военным чином «майор», а не гражданским – «коллежский асессор». Ковалев метит в вице-губернаторы и мечтает о выгодной женитьбе: «в таком случае, когда за невестой случится двести тысяч капиталу».
Но теперь Ковалев очень страдает из-за того, что не может приударить за дамами.
Все мечты майора рассыпаются в прах после исчезновения носа, ведь вместе с ним потеряны лицо и репутация. В это время нос поднимается по карьерной лестнице выше хозяина, за что угодливо принят в обществе.
Комичен цирюльник, носящий фрак. Его неопрятность (воняющие руки, оборванные пуговицы, пятна на одежде, небритость) контрастируют с профессией, призванной делать людей чище и аккуратнее. Дополняет галерею юмористических персонажей доктор, который проводит диагностику щелчками.
Однако жанр сатирической фантасмагории лишь частично раскрывает тайны повести. Критики давно заметили, что произведение представляет собой некий шифр, прекрасно понятный современникам Гоголя и совершенно непостижимый для нас.
Существует несколько версий на этот счет. Одна из них: Гоголь в завуалированном виде изобразил некое скандальное происшествие, хорошо известное в его обществе.
Этот факт объясняет отказ в первой публикации (скандал был еще свеж), благосклонность известного любителя эпатажа Пушкина и негативную оценку критиков.
Некоторые исследователи находят в повести параллели с известными лубочными сюжетами. В 30-х годах XIX века лубок считался «низким» жанром, особенно презираемым в светском обществе.
Близость Гоголя к народным традициям вполне могла привести писателя к такому своеобразному эксперименту.
Есть и более экзотические версии: борьба с собственными комплексами автора по поводу своей внешности, расшифровка популярного сонника и т. п.
Но ясной и правильной трактовки повести «Нос» мы пока не дождались. «Во всем этом, право, есть что-то», – лукаво заявил в конце произведения Гоголь.
-
«Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя
-
«Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение
-
«Мертвые души», анализ произведения Гоголя
-
«Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя
-
«Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя
-
«Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
-
«Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя
-
«Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя
-
«Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя
-
«Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя
-
«Шинель», краткое содержание повести Гоголя
-
«Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
-
«Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя
-
«Вий», краткое содержание повести Николая Васильевича Гоголя
-
«Невский проспект», анализ повести Николая Васильевича Гоголя
По произведению: «Нос»
По писателю: Гоголь Николай Васильевич
Источник: https://goldlit.ru/gogol/650-nos-analiz
Реальное и фантастическое в повести Гоголя
Искусство и развлечения 25 декабря 2014
Повесть “Нос” – одно из самых веселых, оригинальных, фантастических и неожиданных произведений Николая Гоголя. Автор долго не соглашался на публикацию этой шутки, однако друзья уговорили его.
Повесть была впервые напечатана в журнале “Современник”, в 1836 году, с примечанием А.С. Пушкина. С тех пор вокруг этого произведения не утихают горячие споры. Реальное и фантастическое в повести Гоголя “Нос” сочетается в самых причудливых и необыкновенных формах.
Здесь автор достиг вершины своего сатирического мастерства и нарисовал подлинную картину нравов своего времени.
Блистательный гротеск
Это один из самых любимых литературных приемов Н.В. Гоголя. Но если в ранних произведениях он использовался для того, чтобы создать в повествовании атмосферу загадочности и таинственности, то в более поздний период превратился в способ сатирического отображения окружающей действительности. Повесть “Нос” – наглядное тому подтверждение.
Необъяснимое и странное исчезновение носа с физиономии майора Ковалева и невероятное самостоятельное существование его отдельно от хозяина наводят на мысль о противоестественности порядков, при которых высокий статус в обществе значит гораздо больше, чем сам человек.
При таком положении вещей любой неодушевленный предмет может внезапно получить значительность и вес, если приобретет надлежащий чин. В этом основная проблематика повести “Нос”.
Особенности реалистического гротеска
В позднем творчестве Н.В. Гоголя преобладает реалистический гротеск. Он направлен на то, чтобы раскрыть противоестественность и абсурдность действительности. С героями произведения происходят невероятные вещи, но они помогают вскрыть типичные черты окружающего мира, выявить зависимость людей от общепринятых условностей и норм.
Современники Гоголя не сразу оценили сатирический талант писателя. Только В.Г. Белинский, сделавший много для правильного понимания творчества Николая Васильевича, однажды заметил, что в “уродливом гротеске”, который тот использует в своем творчестве, содержится “бездна поэзии” и “бездна философии”, по своей глубине и достоверности достойная “кисти Шекспира”.
Краткое содержание повести
“Нос” начинается с того, что 25 марта в Санкт-Петербурге случилось “необыкновенно странное происшествие”. Иван Яковлевич, цирюльник, утром обнаруживает в свежеиспеченном хлебе нос. Он сбрасывает его с Исаакиевского моста в реку. Хозяин носа, коллежский асессор, или майор, Ковалев, проснувшись поутру, не находит у себя на физиономии важной части тела.
В поисках пропажи он направляется в полицию. По дороге встречает свой собственный нос в облачении статского советника. Преследуя беглеца, Ковалев направляется за ним в Казанский собор.
Он пытается вернуть нос на место, но тот лишь молится с “величайшим усердием” и указывает хозяину на то, что между ними не может быть ничего общего: Ковалев служит по другому ведомству.
Отвлекшись на изящную даму, майор теряет взбунтовавшуюся часть тела из виду. Предприняв несколько безуспешных попыток найти нос, хозяин возвращается домой. Там ему возвращают пропажу. Полицмейстер схватил нос при попытке бегства по чужим документам в Ригу. Радость Ковалева длится недолго. Он не может приставить часть тела на прежнее место.
Краткое содержание повести “Нос” этим не исчерпывается. Как герою удалось выйти из этого положения? Доктор ничем не может помочь майору. По столице меж тем ползут любопытные слухи. Кто-то видел нос на Невском проспекте, кто-то – в Таврическом саду. В результате он сам вернулся на прежнее место 7 апреля, чем доставил хозяину немалую радость.
Тема произведения
Так в чем смысл столь невероятного сюжета? Основная тема повести Гоголя “Нос” – это потеря персонажем частички своего “я”. Вероятно, это происходит под воздействием нечистой силы. Организующая роль в сюжете отводится мотиву преследования, хотя конкретное воплощение сверхъестественной силы Гоголем не указывается.
Тайна захватывает читателей буквально с первой фразы произведения, о ней все время напоминается, она достигает своей кульминации…но разгадки нет даже в финале. Покрыто мраком неизвестности не только загадочное отделение носа от тела, но и то, как он мог существовать независимо, да еще в статусе высокопоставленного чиновника.
Таким образом, реальное и фантастическое в повести Гоголя “Нос” переплетается самым немыслимым образом.
Реальный план
Он воплощается в произведении в форме слухов, о которых автор все время упоминает.
Это сплетни о том, что нос регулярно совершает променад по Невскому проспекту и другим людным местам; о том, что он как будто заглядывал в магазин и так далее.
Для чего Гоголю понадобилась подобная форма сообщения? Сохраняя атмосферу таинственности, он сатирически высмеивает авторов глупых слухов и наивную веру в невероятные чудеса.
Характеристика главного героя
За что майор Ковалев заслужил к себе такое внимание сверхъестественных сил? Ответ кроется в содержании повести “Нос”. Дело в том, что главный герой произведения – отчаянный карьерист, готовый на все ради повышения по службе. Он сумел получить чин коллежского асессора без экзамена, благодаря службе на Кавказе.
Заветная цель Ковалева – выгодно жениться и стать высокопоставленным чиновником. А пока, чтобы придать себе больше веса и значительности, он везде именует себя не коллежским асессором, а майором, зная о преимуществе военных званий над гражданскими.
«Он мог простить всё, что ни говорилось о нем самом, но никак не извинял, если это относилось к чину или званию», – пишет о своем герое автор.
Вот нечистая сила и посмеялась над Ковалевым, не только отобрав у него важную часть тела (без нее карьеры не сделать!), но и наделив последнюю генеральским чином, то есть придав ей больше веса, чем самому хозяину. Правильно, нечего нос задирать! Реальное и фантастическое в повести Гоголя “Нос” заставляет задуматься над вопросом “что важнее – личность или ее статус?”. И ответ выходит неутешительным…
Намеки гениального автора
В повести Гоголя много сатирических тонкостей, прозрачных намеков на реалии современного ему времени. Например, в первой половине 19 века очки считались аномалией, придающей облику офицера или чиновника некоторую неполноценность. Для того чтобы носить этот аксессуар, требовалось специальное разрешение.
Если герои произведения в точности соблюдали предписания и соответствовали форме, то Нос в мундире приобретал для них важность значительного лица. Но стоило полицмейстеру “выйти” из системы, нарушить строгость мундира и надеть очки – он тотчас заметил, что перед ним всего лишь нос – часть тела, бесполезная без своего хозяина.
Так переплетается реальное и фантастическое в повести Гоголя “Нос”. Недаром современники автора зачитывались этим неординарным произведением.
Многие литераторы отмечали, что “Нос” – это великолепный образец фантастики, гоголевской пародии на различные предрассудки и наивную веру людей в мощь сверхъестественных сил. Фантастические элементы в произведениях Николая Васильевича – это способы сатирического отображения пороков общества, а также утверждение реалистического начала в жизни.
Источник: https://monateka.com/article/129461/
Анализ повести «Нос»
Повесть Николая Гоголя «Нос» является одним из самых знаменитых произведений писателя. Эта абсурдистская повесть была написана 1832-1833 годах.
Первоначально журнал «Московский наблюдатель» отказался печать это произведение, и автор решил опубликовать его в журнале «Современник». Гоголю пришлось услышать в свой адрес много жестокой критики, поэтому несколько раз повесть подвергалась существенным изменениям.
Повесть «Нос» состоит из трех частей и рассказывает о невероятном случае, произошедшим с коллежским асессором Ковалевым.
«Нос» начинается с того, что одним утром петербургский цирюльник обнаруживает, что в его хлебе находится нос, и впоследствии понимает, что этот нос принадлежит его клиенту – майору Ковалеву.
Все последующее время цирюльник пытается любыми возможными способами избавиться от носа, но оказывается, что он постоянно роняет злосчастный нос и все окружающие постоянно указывает ему на это. Цирюльник смог избавиться от него лишь тогда, когда выбросил его в Неву.
А тем временем, проснувшийся Ковалев обнаруживает пропажу собственного носа, и кое-как прикрыв лицо, отправляется на его поиски.
Гоголь показывает нам, как коллежский асессор усердно разыскивает нос по всему Санкт-Петербургу, и его лихорадочные мысли о том, как ужасно оказаться в таком положении и не иметь возможности показаться знакомым ему людям на глаза.
А когда Ковалев наконец-то встречает свой нос, тот попросту не обращает на него внимания, и никакие просьбы майора о его возвращении на место не действуют на нос.
Главный герой пытается подать объявление о пропаже носа в газету, но в редакции ему отказывают в виду того, что такая фантастическая ситуация может навредить репутации газеты. Ковалев даже отправляет письмо знакомой даме Подточиной с обвинениями в том, что она украла его нос в отместку за то, что он отказался жениться на ее дочери.
В конце концов, полицейский надзиратель приводит нос к его владельцу и рассказывает каких трудов ему стоит поймать нос, который собирался отправиться в Ригу. После ухода надзирателя главный герой пытается приставить нос на место, но у него ничего не получается.
И тут Ковалев впадает в ужасающее отчаяние, он понимает, что жизнь отныне бессмысленна, так как без носа – он никто.
Положение человека в обществе
Именно абсурдность и фантастичность сюжета вызвала такую обильную критику в адрес писателя. Но следует понимать, что эта повесть обладает двойным смыслом, и замысел Гоголя намного глубже и поучительнее, чем кажется на первый взгляд.
Именно благодаря такому невероятному сюжету Гоголю удается привлечь внимание к важной на то время теме – положении человека в обществе, его статус и зависимость личности от него.
Из повести становится ясно, что коллежский асессор Ковалев, который для большей важности называл себя майором, всю свою жизнь посвящает карьере и социальному статусу, у него нет никаких других надежд и приоритетов.
Ковалев теряет свой нос – то, что, казалось бы, нельзя потерять без видимых на то причин, – и теперь не может показаться в приличном месте, в светском обществе, на работе и в любом другом официальном учреждении.
А с носом ему договориться не удается, нос делает вид, что не понимает, о чем говорит его хозяин и игнорирует его.
Этим фантастическим сюжетом Гоголь желает подчеркнуть изъяны тогдашнего общества, недостатки мышления и сознания того слоя общества, к которому принадлежал коллежский асессор Ковалев.
Нужна помощь в учебе?
Предыдущая тема: «Лишние» и «странные» герои русской литературы: герой и его время
Следующая тема: Анализ романа Отцы и дети Тургенева И.С.
Источник: https://nado5.ru/e-book/v-gogol-nos
Гоголь “Нос”: анализ повести
Написанная в один год с “Ревизором”, “шутка” Гоголя, а именно так назвал повесть «Нос» А. С. Пушкин, печатая ее в «Современнике», оказалась настоящей загадкой для исследователей. И как бы ни призывал один из известнейших критиков XIX века Аполлон Григорьев отказаться от ее толкования, пройти мимо этого «искушения» исследователям не удалось.
В повести требует интерпретации все и прежде всего — сюжет, очень простой и фантастический одновременно. Главный герой повести майор Ковалев, как-то поутру проснувшись, не обнаружил своего носа и в дикой панике кинулся на его розыски.
По мере развития событий с героем случилось много неприятного и даже «недостойного», но через 2 недели нос как ни в чем не бывало оказался вновь «между двух щек майора Ковалева». Абсолютно невероятное событие, как невероятно, впрочем, и то, что у носа оказался более высокий чин, чем у самого героя.
Вообще в повести автор громоздит нелепицу за нелепицей, но при этом сам постоянно настаивает на том, что это «необыкновенно странное происшествие», «чепуха совершенная», “вовсе нет никакого правдоподобия”.
Гоголь словно настаивает: в Петербурге, где разворачиваются события, неправдоподобно все! И прием фантастики, к которому прибегает писатель в этой повести, призван помочь читателю проникнуть в суть самых обыденных вещей.
Почему таким странным образом развиваются события? Вот майор Ковалев, пускаясь вслед за собственным носом и стремясь вернуть его на место, вдруг обнаруживает свое бессилие, и все потому, что нос “был в мундире, шитом золотом… считался в ранге статского советника”.
Оказывается, что нос на три (!) чина старше майора Ковалева, поэтому и сделать с ним его хозяин ничего не может. В городе, где мундир, чин заменил человека, это совершенно нормально и естественно.
Если у жителей Петербурга нет лиц (вспомним “Шинель”), а есть только чины и мундиры, то почему бы носу и впрямь не делать визитов, не служить по ученой части, не молиться в Казанском соборе.
И нелепость, несуразность сложившейся ситуации — это подчеркивает писатель — не в том, что нос носит мундир или ездит в карете, и даже не в том, что он стал неуязвим для обладателя, а в том, что чин стал важнее человека. Человека вообще в этом мире нет, он исчез, растворился в иерархии чинов.
Интересно, что героев сложившаяся ситуация отнюдь не удивляет, они привыкли все мерить рамками чина и ни на что, кроме чина, не реагируют. В мире, где чин правит бал, все может быть.
Можно публиковать объявления о продаже коляски и продаже кучера, девки девятнадцати лет и прочных дрожек без одной рессоры. Можно жить в городе, где ходят бакенбарды, усы (их Гоголь изобразит в повести “Невский проспект”).
А автор, нагнетая подобные нелепости, пытаясь преподнести историю как “всамделишнюю”, словно стремится доказать: в этом мире исчезновение носа с лица его обладателя событие не более фантастичное, чем, например, объявление о пуделе черной шерсти, который оказался казначеем какого-то заведения. Таким образом, в “Носе” доведено до абсурда то, что было в самой жизни, что было ее сущностью.
На этом завершим разбор повести, автор которой – Гоголь (“Нос”). Анализ, приведенный выше, представлен в следующем источнике.
Источник: В мире литературы. 10 кл. / А.Г. Кутузов, А.К. Киселев и др. М.: Дрофа, 2006
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_19_veka/gogol_n_v/gogol_nos_analiz_povesti/35-1-0-354
Нос (повесть), сюжет, идеи повести, история создания, литературная экскурсия, экранизации, «нос» в произведениях других авторов
Нос (значения)
Название | Нос |
Жанр | повесть |
Автор | Николай Гоголь |
Язык оригинала | русский |
Написан | 1832—1833 |
Публикация | 1836 |
«Нос» — сатирическая абсурдистская повесть, написанная Николаем Васильевичем Гоголем в 1832—1833 годах.
Сюжет
Коллежский асессор Ковалёв — карьерист, для большей важности именующий себя майором — неожиданно просыпается утром без носа. На месте носа оказывается совершенно гладкое место. «Чёрт знает что, какая дрянь! — восклицает он, плюнувши. — Хотя бы уже что-нибудь было вместо носа, а то ничего!..
» Он направляется к обер-полицмейстеру, чтобы заявить о пропаже, но по пути неожиданно встречает собственный нос в шитом золотом мундире, шляпе статского советника и при шпаге. Нос запрыгивает в карету и направляется в Казанский собор, где набожно молится. Поражённый Ковалёв — за ним.
Робея, коллежский асессор просит нос вернуться, но тот, со всей важностью, свойственной разговору с младшим чином, заявляет, что не понимает, о чём идёт речь, и ускользает от хозяина.
Ковалёв отправляется в газету, чтобы дать объявление о пропаже носа, но там ему отказывают, опасаясь, что такое скандальное объявление нанесёт ущерб репутации издания. Ковалёв бросается к частному приставу, но тот, будучи не в духе, лишь заявляет, что приличному человеку носа не оторвут, если он не таскается чёрт знает где.
Убитый горем Ковалёв возвращается домой, и тут приключается нежданная радость: внезапно входит полицейский чиновник и вносит завёрнутый в бумажку нос. По его словам, нос был перехвачен по дороге в Ригу с фальшивым паспортом.
Ковалёв безмерно радуется, но преждевременно: нос не желает прилепляться на своё законное место, и даже приглашённый доктор не может ничем помочь. Лишь спустя много дней нос с утра снова оказывается на лице своего владельца, также необъяснимо, как исчез.
И жизнь Ковалёва возвращается в своё нормальное русло.
Идеи повести
Нос в повести символизирует бессодержательную внешнюю благопристойность, имидж, который, как оказывается, вполне может существовать в петербургском обществе без всякой внутренней личности.
И более того, оказывается, что у обычного коллежского асессора этот имидж на целых три чина выше самой личности, и щеголяет в мундире аж статского советника, да ещё при шпаге.
Напротив, несчастный владелец носа, утеряв столь важную деталь своей внешности, оказывается совершенно потерян, ибо без носа «…не появишься в официальном учреждении, в светском обществе, не прогуляешься по Невскому проспекту». Для Ковалёва, который прежде всего в жизни стремится к успешной карьере, это трагедия.
В «Носе» Гоголь стремится показать другой Петербург, который скрывается за красивыми улицами и проспектами. Петербург, в котором живут пустые и напыщенные люди, любящие внешнюю эффектность, гоняющиеся за высоким статусом и милостью вышестоящих чинов.
Город, в котором общественное положение и чин ценятся гораздо больше самой личности, ими обладающей. Любой гражданин чином выше коллежского асессора, кем являлся главный персонаж «Носа», вызывал в петербургском обществе уважение, а все остальные оставались просто незамеченными. Гоголь разовьёт эти темы в своих следующих произведениях.
История создания
В 1835 году журнал «Московский наблюдатель» отказался напечатать повесть Гоголя, назвав её «плохой, пошлой и тривиальной». Но, в отличие от «Московского наблюдателя», Александр Сергеевич Пушкин считал, что в произведении «так много неожиданного, фантастического, весёлого и оригинального», что он уговорил автора опубликовать повесть в журнале «Современник» в 1836 году.
Повесть «Нос» подвергалась жестокой и неоднократной критике, в результате ряд деталей в произведении переделывался автором: например, встреча майора Ковалёва с Носом была перенесена из Казанского собора в Гостиный двор, а финал повести менялся несколько раз.
Литературная экскурсия
- Цирюльник, нашедший в печёном хлебе нос, живёт на Вознесенском проспекте, а избавляется от него на Исаакиевском мосту.
- Квартира майора Ковалёва находится на Садовой улице.
- Разговор между майором и носом происходит в Казанском соборе.
- Цветочный водопад дам сыплется по тротуару Невского от Полицейского до Аничкина моста.
- Танцующие стулья танцевали на Конюшенной улице.
- По сведениям Ковалева именно на Воскресенском мосту торговки продают очищенные апельсины.
- Студенты Хирургической академии бегали смотреть на нос в Таврический сад.
- Орденскую ленточку майор покупает в Гостином дворе.
- «Нос-близнец» питерской версии находится на Андреевском спуске в Киеве.
Экранизации
- «Нос». Режиссёр Ролан Быков. Фильм довольно точно следует содержанию книги.
«Нос» в произведениях других авторов
- Опера «Нос» Д. Д. Шостаковича (1928)
- Повесть вдохновила Джанни Родари на написание сказки «Как убежал нос» (Il naso che scappa):
начало цитатыСиньор Гоголь рассказал как-то историю об одном носе, который катался по Невскому проспекту в коляске и проделывал невероятные вещи.Такой же нос проказничал однажды в Лавено, на озере Лаго Маджоре. |
- В рассказе Николая Дежнёва «Читая Гоголя» в роли «Носа» выступает мужской детородный орган.
- Повесть иллюстрировали, среди прочих, Леон Бакст и Дэвид Линч.
- Памятник «Нос майора Ковалёва», Петербург. Архитектор В. Б. Бухаев. Скульптор Р. Л. Габриадзе. Установлен в октябре 1995 г. на фасаде дома: Проспект Римского-Корсакова, 11 Гранит розовый. Высота 40 см
- Василий Аксёнов: «Говоря, откуда мы вышли, я вспоминаю, как Андрей Вознесенский однажды сказал, что мы вышли не из «Шинели», а из гоголевского «Носа». «Ты, Вася, — говорил он, — вышел из левой ноздри, а я — из правой».» (Василий Аксёнов: Я московский эмигрант. «Российская газета» — Черноземье № 3890 от 4 октября 2005 г.)
Источник: https://cultin.ru/books-nos-povest
Повесть н в гоголя нос история создания
ПОВЕСТЬ Н. В. ГОГОЛЯ “Нос”<\p>
ИСТОРИЯ СОЗДАНИЯ • «Нос» — сатирическая абсурдистская повесть, написанная Николаем Васильевичем Гоголем в 1832 — 1833 годах. • В 1835 году журнал «Московский наблюдатель» отказался напечатать повесть Гоголя, назвав её «плохой, пошлой и тривиальной» . Но, в отличие от «Московского наблюдателя» , Александр Сергеевич Пушкин считал, что в произведении «так много неожиданного, фантастического, весёлого и оригинального» , что он уговорил автора опубликовать повесть в журнале «Современник» в 1836 году. • Повесть «Нос» подвергалась жестокой и неоднократной критике, в результате ряд деталей в произведении переделывался автором: например, встреча майора Ковалёва с Носом была перенесена из Казанского собора в Гостиный двор, а финал повести менялся несколько раз.<\p>
Замечательная повесть Н. В. Гоголя «Нос» состоит из трех частей и повествует об удивительных событиях, произошедших с коллежским асессором Ковалевым. … Двадцать пятого марта петербургский цирюльник Иван Яковлевич обнаруживает в свежеиспеченном хлебе нос. Иван Яковлевич с удивлением узнает, что нос принадлежит одному из его клиентов, коллежскому асессору Ковалеву. Цирюльник пытается избавиться от носа: выбрасывает его, но ему постоянно указывают на то, что он что-то уронил. С большим трудом Ивану Яковлевичу удается бросить нос с моста в Неву.<\p>
А в это время коллежский асессор просыпается и не находит у себя носа. Он шокирован. Прикрыв лицо платком, Ковалев выходит на улицу. Он весьма расстроен произошедшим, так как теперь не сможет появляться в свете, да к тому же у него много знакомых дам, за некоторыми из которых он не прочь поволочиться. Неожиданно он встречает свой собственный нос, наряженный в мундир и панталоны, нос садится в карету. Ковалев спешит за носом, оказывается в соборе. Думается, Гоголь недаром сделал местом действия повести “Нос” Петербург. По его мнению, только здесь могли “произойти” обозначенные события, только в Петербурге за чином не видят самого человека. Гоголь довел ситуацию до абсурда – нос оказался чиновником пятого класса, и окружающие, несмотря на очевидность его “нечеловеческой” природы, ведут себя с ним как с нормальным человеком, соответственно его статусу<\p>
Нос ведет себя так, как и подобает “значительному лицу” в чине статского советника: делает визиты, молится в Казанском соборе “с выражением величайшей набожности”, заезжает в департамент, собирается по чужому паспорту уехать в Ригу. Никого не интересует, откуда он взялся. Все видят в нем не только человека, но и важного чиновника. Интересно, что сам Ковалев, несмотря на свои старания его разоблачить, со страхом подходит к нему в Казанском соборе и вообще относится к нему как к человеку.<\p>
Гротеск в повести заключается еще и в неожиданности и, можно сказать, несуразности. С первой же строчки произведения мы видим четкое обозначение даты: “Марта 25 числа” – это сразу не предполагает никакой фантастики. И тут же – пропавший нос. Произошла какая-то резкая деформация обыденности, доведение ее до полной нереальности. • Несуразица же заключается в столь же резком изменении размеров носа. Если на первых страницах он обнаруживается цирюльником Иваном Яковлевичем в пироге (т. е. имеет размер, вполне соответствующий человеческому носу), то в тот момент, когда его впервые видит майор Ковалев, нос одет в мундир, замшевые панталоны, шляпу и даже имеет при себе шпагу – а значит, ростом он с обычного мужчину.<\p>
• Последнее появление носа в повести – и он опять маленький. Квартальный приносит его завернутым в бумажку. Гоголю неважно было, почему вдруг нос вырос до человеческих размеров, неважно и почему он опять уменьшился. Центральным моментом повести является как раз тот период, когда нос воспринимался как нормальный человек.<\p>
Сюжет повести условен, сама идея – нелепа, но именно в этом и состоит гротеск Гоголя и, несмотря на это, является довольно реалистичным. Чернышевский говорил, что подлинный реализм возможен лишь при изображении жизни в “формах самой жизни”.<\p>
Гоголь необычайно раздвинул границы условности и показал, что эта условность замечательно служит познанию жизни. Если в этом нелепом обществе все определяется чином, то почему же нельзя эту фантастически-нелепую организацию жизни воспроизвести в фантастическом сюжете? Гоголь показывает, что не только можно, но и вполне целесообразно. И таким образом формы искусства в конечном счете отражают формы жизни.<\p>
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!<\p>
Источник: https://present5.com/povest-n-v-gogolya-nos-istoriya-sozdaniya/
38 Проблематика «петербургских повестей» Гоголя. Художественная природа гротеска и фантастике в произведениях «Нос» и «Шинель»
Впечатления, вызванные жизнью Гоголя в Петербурге, сказались в так называемых
“Петербургских повестях”, созданных
в 1831-1841 годах. Все повести связаны общей
проблематикой: власть чинов и денег.
Всем им присущ типичный главный герой
— разночинец, “маленький” человека.
Ведущий пафос повестей — развращающая
сила денег, разоблачение вопиющей
несправедливости общественной системы.
Они правдиво воссоздают обобщенную
картину Петербурга 30-х годов XIX века.
Гоголь особенно часто обращается в этих
повестях к фантастике и излюбленному
им приему крайнего контраста. Он был
убежден, что “истинный эффект заключен
в резкой противоположности”. Но
фантастика в той или иной мере подчинена
здесь реализму.
“Петербургские повести” обнаруживают
эволюцию от социально-бытовой сатиры
(“Невский проспект”) к
социально-политической памфлетно-сти
(“Записки сумасшедшего”), от
романтизма и реализма при преобладающей
роли второго (“Невский проспект”)
к все более последовательному реализму
(“Шинель”).
В повести “Нос” рисуется чудовищная
власть чинопочитания. Писатель показывает
всю нелепость человеческих взаимоотношений
в условиях деспотическо-бюрократической
субординации, когда личность, как
таковая, геряет всякое значение. И здесь
Гоголь искусно использует фантастику.
Сюжет повести условен, сама идея –
нелепа, но именно в этом и состоит гротеск Гоголя и , несмотря на это,
является довольно реалистичным.
Чернышевский говорил, что подлинный
реализм возможен лишь при изображении
жизни в “формах самой жизни”.
Гоголь
необычайно раздвинул границы условности и показал, что эта условность замечательно
служит познанию жизни
” Шинель ” Гоголя — гротеск и
мрачный кошмар, пробивающий черные дыры
в смутной картине жизни.
Поверхностный
читатель увидит в этом рассказе лишь
тяжеловесные ужимки сумасбродного
шута; глубокомысленный — не усомнится
в том, что главное намерение Гоголя было обличить ужасы русской бюрократии.
Но и тот, кто хочет всласть посмеяться,
и тот, кто жаждет чтения, которое
“заставляет задуматься”, не поймут,
о чем же написана ” Шинель “. Подайте
мне читателя с творческим воображением
— эта повесть для него.
Николай
Васильевич Гоголь создал в своем раннем
творчестве сплав сатиры и лирики, он
обогатил реализм достижениями романтизма.
Со всей мощью своего таланта он рисовал
действительность, взращивая при этом
мечту о прекрасном человеке и будущем
своей страны. Тем самым он поднял
критический реализм на новую, высшую
ступень по сравнению со своими
предшественниками.
В финале « Шинели », как это часто бывает
у Гоголя , реалистическая достоверность
сливается с фантастикой , гротеском:
по городу поползли слухи о мертвеце,
который в поисках украденной у него шинели срывал шинели со всех встречных,
не разбирая, чина и звания, пока не
добрался до «значительного лица».
39 «Миражный мир» комедий Гоголя. Поэтика комического. «Ревизор» как новый тип комедии
На примере Ревизора
« Миражная интрига» — термин Ю. В.
Манна (слово « миражная » заимствовано
у критика прошлого века Ал. Григорьева).
Он означает, что формально интрига
происходит между Хлестаковым и
чиновниками, а на самом деле чиновники
взаимодействуют не с Хлестаковым, а с
отсутствующим Ревизором.
<\p>
Эту мнимую идиллию, в которой пребывают
жители города, нарушает страшное известие
— приезд ревизора.
В суматохе перепуганные
чиновники, старающиеся создать видимость
порядка и своей честной службы, принимают
за инкогнито проезжего петербургского
регистратора, оказавшись сбитыми с
толку его самоуверенностью и манерой
поведения типичного столичного чиновника.
Мнимый ревизор Хлестаков, такой, каким
он предстает в глазах городничего и
других сановников города, Хлестаков,
«находящийся на дружеской ноге с
Пушкиным», имеющий один из самых
знаменитых домов в Петербурге, «где
собираются князья и графы, а иной раз и
министр», Хлестаков, «которого сам
государственный совет боится», — фантом.
Этому призраку и начинают всячески
прислуживать и угождать чиновники, на
которых лживые рассказы Хлестакова
производят огромное впечатление. В
рассказах этих нам предстает миражный мирПетербурга, его
кривое отражение, город-призрак, город
чиновников, взяточников, мошенников,
плутов, картежников, город Хлестаковых
и Тряпичкиных.
Надо сказать, что Хлестаков занимает
миражное
положениене только для
чиновников, он и сам пребывает в иллюзиях.
Будучи всего лишь регистратором,
Хлестаков считает себя важной персоной
и даже не удивляется повышенному вниманию
и заботе чиновников, считая это в порядке
вещей.
Городничему, его жене и дочери
все начинают оказывать мнимые почести,
выражать лживую, неискреннюю радость,
в душе завидуя и проклиная.
В итоге же,
когда героям раскрывается истинное
положение дел, когда Сквозник-Дмухановский
и другие чиновники понимают, как жестоко
обманулись, на них надвигается новый
призрак, ревизор, на этот раз настоящий…
Таким образом, весь фантастический,
если не сказать парадоксальный, сюжет
комедии движим миражами,
построен на иллюзиях. Но, как я уже
сказала, пьеса «Ревизор», «этот
государственный призрак», является
отражением реальности.
В комедии
узнаваемы многие приметы российской
действительности. Взяточничество,
казнокрадство, обман властей — все это
реалии не только гоголевского времени.
Иллюзорный,миражный мирпьесы, скрывающий в
себе правду, подобен Зазеркалью, отражению
в зеркале, которое обращено к читателям.
Зеркало это позволяет нам увидеть не
только миражи, в которых живут герои
комедии, но и отражение нашей собственной
жизни, дает нам возможность узнать себя,
живущих по ложным представлениям о зле
и добре, о правде и лжи, питающих иллюзии
по поводу собственной жизни и не видящих,
как сильно погрязли в обмане, пошлости,
зависти и мелочности.
Источник: https://StudFiles.net/preview/1619794/page:4/
Нос. Гоголь Н.В
В это повести происходят невероятные, фантастические события. Они никаким образом не поддаются логическому объяснению. Даже сам повествователь в конце концов бросает попытки и говорит: «Чепуха совершенная делается на свете Просто я не знаю, что это…».
Он понимает, что описываемое им событие – «необыкновенно-странное происшествие» и нет никакой возможности его объяснить, хоть и достоверно известно, когда и где оно произошло. Это необъяснимое событие вторгается во вполне объяснимую реальность, с точными бытовыми подробностями, вписанную в реальное (и обозначенное) время и пространство – в реальную действительность.
Откуда же появляется в рациональной, понятной и знакомой каждому непостижимое, иррациональное? Но как только повествователь касается причин этого, он тут же уходит, увиливает от ответа, вставляя в свою речь множество вводных слов и предложений.
Вопрос о границе между реальным и фантастическим здесь снимается задолго до финала, так как все возможные причины – естественные и сверхъестественные – отвергнуты. Единственным объяснением происходящего становится реплика Ковалева: «Черт хотел подшутить надо мною!».
Действительно, то, что нос майора Ковалева самовольно покидает свое привычное место, можно с уверенностью назвать необъяснимым, фантастическим, иррациональным происшествием. Еще более странным является то, что в конце повести нос добровольно возвращается на подобающее место.
Кроме того, что это невозможное событие погружено в самую обычную реальную действительность, находка и пропажа носа вызывают вполне обычные, рациональные действия со стороны других персонажей повести.
Иван Яковлевич в страхе, что полицейские, разыскивая пропажу, найдут нос у него, завертывает его в тряпицу и сбрасывает с Исаакиевского моста, после чего идет отметить удачный исход дела в пивную. Сам Ковалев даже не изменяет своим привычкам: он первым делом идет в гостиницу.
Когда же он встречает свой нос, то его внимание отвлекает «легонькая дама», узнаваем также тон, которым он говорит с носом, – обычный для разговора чиновника среднего уровня с большим начальством. Но и в эти разумные действия постоянно вмешивается фантастическое начало: чем разумнее поступки, относящиеся к странностям, тем больше возникает нелепостей.
Так, например, странной можно назвать поимку носа, а также то, что вернули его Ковалеву уже в бумажке, а не в тряпке. Рациональные, разумные действия персонажей всюду пересекаются с иррациональным, невероятным, причем оно возникает как будто бы из ничего. Можно сделать вывод, что фантастика заложена в самой действительности, в самой повседневной жизни – невероятное является свойством самой фактической реальности.
Нос является частью лица, а потому с его пропажей пропадает и все лицо в целом – исчезает человеческая личность. Однако нос сам становиться некой человеческой персоной – часть заменила целое, сама стали им.
Автор играет с такими превращениями: он не только привлекает множество пословиц и поговорок, касающихся носа, но он в самом тексте сталкивает «нос» и «лицо». Нос майора Ковалева сам обретает лицо: у него есть глаза, брови и т.д.
Интересно, что нос даже вернувшись на место сохраняет некоторую самостоятельность: он сидел на лице Ковалева «как ни в чем не бывало не показывая даже вида, чтобы отлучался по сторонам».
Можно утверждать, что невероятное происшествие гротескно – результатом его является обезличивание человека (посредством исчезновения части его лица), и обретение исчезнувшим носом самостоятельности, нового лица, где все оказывается на своем месте.
Гоголевский гротеск проясняет абсурдность социального миропорядка, которая заключена в том, что человеческая функция становится выше самого человека – ведь у носа нет ни имени, ни фамилии, мы знаем только его чин (личность заменяется чином).
Получается, что, чтобы достичь значимого социального положения, надо потерять свое человеческое лицо. Именно человеческая личность в этой фантастической действительности всегда находится в опасности.
Но откуда именно исходит угроза? Майора Ковалева никто не преследует: в повести нет какого-либо носителя зла, который характерен для других гротескных произведений. Устраняя конкретного преследователя, Гоголь усиливает ощущение фантастического, необъяснимого чувства ужаса. Угроза, хоть и не исходит ниоткуда, исходит отовсюду.
Человек в любой момент может стать жертвой демонической силы. Но не с кем вступать борьбу, так как нет носителя зла. Следственно, фантастика и абсурд лежат в самой основе существующей бюрократической системы.
Сатирический эффект создается смешением невероятного и повседневного. Не раз было замечено, что в гротескном мире «Носа», где невероятные события нагромождаются друг на друга, где царят хаос и абсурд, незыблемо сохраняются общественные отношения, принадлежащие обыденной жизни.
При любых поворотах действия остаются нерушимыми иерархия чинов и званий, власть полиции, законы чиновничьего и бытового мира, связанные с ними обычаи и предрассудки.
Словом, «реальности бюрократической системы вполне органично входят в царство абсурда: так обнаруживается их подспудное родство», – пишет В.М. Маркович.
Гоголь изображает общество, одержимое получением чинов и собственной карьерой в принципе. Здесь каждый стремится подняться как можно выше по служебной лестнице, а главное – к привилегиям, которые из этого следуют.
Такая одержимость создает целый мир искусственных целей и отношений, мир, где чин и его атрибуты важнее человека, где фикции заменяют реальных людей, где продвижение по службе (или его невозможность) порождает нелепые поступки.
Совершенно очевидно, что подобное смятение несет за собой гибель человеческой личности и, как следствие, общества.
В условиях, где достоинство человека связывается с преуспеванием, превосходством, признанием или приличием, самоутверждение возможно только внешнее — в чужих оценках. Результатом этого является раздробленная личность, а также похожесть героев повести друг на друга.
По мнению Гоголя, «сама природа человека оказывается искалеченной, даже извращенной пагубными тенденциями, господствующими, в российской общественной жизни».
Именно поэтому личность Ковалева как бы расщепляется на две половинки, причем сам Ковалев перестает быть человеком (потому что какой же человек без носа?), а нос наоборот становится полноправным героем повести, у которого есть своя жизнь и даже – что важнее всего – положение в обществе.
В фантастическом рассказе о небывалом происшествии Гоголь раскрывает мысль о близорукости большинства людей, не только привыкших видеть только чин, а не человека, личность, но и стремящихся к этому. Устами полицейского, принесшего Ковалеву его нос, произнесены слова, которые выражают чрезвычайно важную идею повести: «…странно то, что я сам принял его сначала за господина.
Но к счастию, были со мной очки, и я тот же час увидел, что это был нос. Ведь я близорук, и если вы станете передо мной, то я вижу только, что у вас лицо, но ни носа, ни бороды, ничего не замечу. Моя теща, то есть мать жены моей, тоже ничего не видит».
К счастью для Ковалева, полицейский надел очки, которые позволили ему увидеть, что за чином скрывается обыкновенный нос, а не человек.
Имя Ковалева заключает в себе двойную семантику образа: с одной стороны, шаблонную и общераспространенную фамилию (укр. коваль — кузнец), с другой — имя и отчество (Платон Кузьмич), содержащее одновременно иронический намек на греческого философа Платона и диссонирующее с ним простоватое отчество. Его философия, как у Хлестакова (и Пирогова), «срывать цветы удовольствия».
Майор Ковалев— «кавказский» коллежский асессор (чин 8-го класса соответствовал майору в военной табели о рангах). На Кавказе этот чин получить было проще, поэтому туда съезжались за чином молодые титулярные советники. М.К.
именует себя майором необоснованно, ибо по указу Екатерины II от 15 -ноября 1793 г. статские не имеют права именовать себя воинскими чинами.
Следовательно, сущность героя — амбиция, сознание иерархического ранга в качестве незыблемого жизненного закона.
Образ Ковалева распадается надвое: он сам и его Нос. Двойник майора (Нос) метонимически отделяется от своего носителя.
Гротескные приключения Носа, как телесного показателя амбиции Ковалева, иронически обыгрываются Гоголем в духе назидательного рассказа о справедливо наказанном тщеславии.
Притом Нос на три чина выше самого Ковалева и служит по другому ведомству, что разрушает стройный мир иерархического порядка в сознании героя.
Нос Ковалева в ранге статского советника — превратившаяся в отдельного человека и отделившаяся от героя воплощенная мечта, мыслимый предел его тайных карьеристских желаний. Между тем майор Ковалев попадает в центр по сути несуществующей интриги – вступает в конфликт с собственным носом. От исхода этой борьбы зависят все блага жизни для Ковалева: повышение по службе, а также женитьба без носа невозможны.
Мистическая пропажа носа и страдания, связанные с ним, забываются героем как только нос возвращается на место, но вновь обретенный нос только подчеркивает потерю человеческого лица.
Образ Носа М.К. Гоголь заимствовал из журнальной «носологии», романа Л.Стерна «Жизнь и мнения Тристрама Шенди, джентльмена», а также из общего увлечения в 20-30-х гг. XIX века. натурфилософскими и мистическими учениями.
Источник: https://biblioteka-shkolnika.blogspot.com/2016/01/blog-post.html