План-конспект урока по литературе (11 класс) по теме: Александр Исаевич Солженицын. Анализ рассказа «Матренин двор»
Тема урока: Александр Исаевич Солженицын.
Анализ рассказа «Матренин двор».
Цель урока: попытаться понять, каким видится писателю феномен «простого человека», разобраться в философском смысле рассказа.
Ход урока:
История создания.
Рассказ «Матренин двор» написан в 1959 году, опубликован в 1964. «Матренин двор» – произведение автобиографическое и достоверное. Исходное название – «Не стоит село без праведника». Напечатан в «Новом мире», 1963, №1.
<\p>
Это рассказ о той ситуации, в которой он оказался, вернувшись «из пыльной горячей пустыни», то есть из лагеря. Ему хотелось «затеряться в России», найти «тихий уголок России». Бывший лагерник мог наняться только на тяжелые работы, он же хотел учительствовать. После реабилитации в 1957 году С.
некоторое время работал учителем физики во Владимирской области, жил в деревне Мильцево у крестьянки Матрены Васильевны Захаровой.
2. Беседа по рассказу.
1) Имя героини.<\p>
– У кого из русских писателей 19 – го века главная героиня носила такое же имя? С какими женскими образами в русской литературе вы могли бы сопоставить героиню рассказа?
(Ответ: имя героини Солженицына вызывает в памяти образ Матрёны Тимофеевны Корчагиной, а так же образы других некрасовских женщин – тружениц: так же как и они, героиня рассказа «ко всякой работе ловка, приходилось ей и коня на скаку останавливать, и в горящую избу входить». Нет в её внешности ничего от величавой славянки, не назовёшь её красавицей. Она скромна и не приметна.)
2) Портрет.<\p>
– Есть ли в рассказе развёрнутый портрет героини? На каких портретных деталях сосредоточено внимание писателя?
(Ответ: Солженицын не даёт развёрнутого портрета Матрёны. Из главы в главу повторяется чаще всего лишь одна деталь – улыбка: «лучезарная улыбка», «улыбка её кругловатого лица», «улыбалась чему-то», «извиняющаяся полуулыбка».
Автором важно изобразить не столько внешнюю красоту простой русской крестьянки, сколько внутренний свет, струящийся из её глаз, и тем яснее подчеркнуть свою мысль, высказанную прямо: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах со своей совестью».
Поэтому после страшной гибели героини её лицо осталось целёхонькая, спокойная, больше живое, чем мёртвое.)
3) Речь героини.
– Выпишите наиболее характерные высказывания героини. В чём особенности её речи?
(Ответ: Глубоко народный характер Матрены проявляется, прежде всего в её речи.
Выразительность, яркую индивидуальность предаёт её языку обилие просторечный, диалектной лексики и архаизмом (2 – дни приспею, к ужоткому, любота, летось обапол, пособить, неуладкой). Так выговаривали все в деревне.
Так же глубоко народно и манеры речи Матрёны, то, как она выговаривает свои «доброжелательные слова». «Они начинались каким – то низким, тёплым мурчанием, как у бабушек в сказках».
4) Быт Матрёны.
– Какие художественные детали создают картину быта Матрёны? Как предметы быта связано с духовным миром героини?
( Ответ: Внешне быт Матрёны поражает своей неустроенностью («в запущи она живёт») Всё её богатство фикусы, колченогая кошка, коза, мышьи тараканы, пальто, перешитое из железнодорожной шинели.
Всё это свидетельствует о бедности Матрёны, проработавшей всю жизнь, но лишь с великим трудом выхлопотавшей себе крохотную пенсию. Но важно ещё и другое: эти скупые бытовые детали раскрывают её особый мир. Не случайно у фикуса говорится: «Они заполняли одиночество хозяйки.
Они разрослись привольно…» – а шуршание тараканов сравнивается с далёким шумом океана. Кажется, сама природа живёт в доме Матрёны, всё живое тянется к ней).
5) Судьба Матрёны.
– Восстановите историю жизни Матрёны? Как воспринимает Матрена свою судьбу? Какую роль в её жизни играет работа?
( Ответ: События рассказа ограничены чёткими временными рамками: лето-зима 1956 года.
Восстанавливая судьбу героини, её жизненные драмы, личные беды, так или иначе, связаны с поворотами истории: С первой мировой войной, на которой попал в плен Фаддей, с Великой Отечественной, с которой не вернулся муж, с колхозом, которой выжил из неё все силы и оставил её без средств к существованию. Её судьба – частица судьбы всего народа.
И сегодня бесчеловечная система не отпускает Матрену: её оставили без пенсии, и она вынуждена целые дни тратить на добывание различных справок; ей не продают торфа, заставляя воровать, да ещё по доносу ходят с обыском; новый председатель обрезал всем инвалидам огороды; коровы завести невозможно, так как косить ни где не разрешают; даже билеты на поезд и те не продают. Матрена ощущает не справедливость, но она не держит зла на судьбу и на людей. «У неё было верное средство вернуть доброе расположение духа – работа». Не получая ничего за свою работу, она по первому зову идёт помогать соседям, колхозу. Окружающие охотно пользуются её добротой. Сами же односельчане и родственники не только не помогают Матрене, но и стараются вообще не появляться в её доме, боясь, что она попросит о помощи. Всем и каждому Матрена остаётся в своей деревне абсолютно одинокой.
6) Образ Матрены среди родственников.
– Какими красками нарисованное в рассказе Фаддей Миронович и родня Матрёны? Как ведёт себя Фаддей, разбирая горницу? В чём состоит конфликт рассказа?
( Ответ: Главной героине противопоставлен в рассказе брат её покойного мужа, Фаддей. Рисуя его портрет, Солженицын семь раз повторяет эпитет «чёрный».
Человек, чья жизнь по своему была изломана бесчеловечными обстоятельствами, Фаддей, в отличие от Матрены, затаил злобу на судьбу, вымещая её на своей жене и сыне.
Почти слепой старик, оживляется, когда наседает на Матрену по поводу горницы, и затем, когда ломает избу своей бывшей невесты. Корысть, жажда захватить участок для своей дочери заставляют его рушить дом, который он когда-то сам строил.
Бесчеловечность Фаддея особенно ярко проявляется накануне похорон Матрены. На поминки Матрены Фаддей вовсе не пришёл. Но самое главное, что Фаддей был в деревне, что Фаддей был в деревне такой не один. На поминках о самой Матрене никто не говорит.
Событийный конфликт в рассказе почти отсутствует, ибо сам характер Матрены исключает конфликтные отношения с людьми. Для неё добро – неспособность к злу, любовь и сострадание. В этой подмене понятий видит Солженицын сущность того духовного кризиса, который поразил Россию.
7) Трагедия Матрены.
– Какие приметы предвещают гибель героини?
(Ответ: С самых первых строк автор готовит нас к трагической развязке судьбу Матрены. Её гибель предвещают и пропажа котелка с освящённой водой и исчезновение кошки.
Для родни и соседи гибель Матрены – лишь повод позлословить о ней до возможность поживиться её не хитрым добром, для рассказчика – это гибель родного человека и разрушение целого мира, мира той народной правды, без которой не стоит русская земля)
8) Образ рассказчика.
– Что общего в судьбе рассказчика и Матрены?
(Ответ: Рассказчик – человек трудной семьи, за плечами которого война и лагерь. Поэтому он теряется в тихом углу России. И только в избе Матрены герой ощутил нечто родственное своему сердцу. И одинокая Матрена почувствовала доверие к своему постояльцу.
Только ему рассказывает она о своем горьком прошлом, только ей откроет он, что много провёл тюрьме. Героев роднит и драматизм их судьбы, и многие жизненные принципы. Особенно их родство сказывается в речи.
И только смерть хозяйки заставила рассказчика постичь её духовную сущность, потому так сильно звучит в финале рассказа мотив покаяния.
9)- Какова тема рассказа?
( Ответ: Главная тема рассказа – «чем люди живы».
-Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой интерес?
(Ответ: Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. Пережить то, что пришлось пережить Матрене Васильевне, и остаться человеком бескорыстным, открытым, деликатным, отзывчивым, не озлобиться на судьбу и людей, сохранить до старости свою «лучезарную улыбку» – какие же душевные силы нужны для этого!<\p>
10) –Каков символический смысл рассказа «Матренин двор»?
( Ответ: Многие символы С. связаны с христианской символикой: образы – символы крестного пути, праведника, мученика. Прямо на это указывает первое название «Матренина двора». Да и само название носит обобщающий характер.
Двор, дом Матрены – то пристанище, которое обретает рассказчик после долгих лет лагерей и бездомья. В судьбе дома как бы повторена, предсказана судьба его хозяйки. Сорок лет прошли здесь.
В этом доме она пережила две войны – германскую и отечественную, смерть шестерых детей, которые погибали в младенчестве, потерю мужа, к-й на войне пропал без вести. Ветшает дом – стареет хозяйка. Дом разбирают, как человека – «по ребрышкам».
Погибает Матрена вместе с горницей. С частью своего дома. Погибает хозяйка – окончательно разрушается дом. Избу Матрены до весны забили, словно гроб, – похоронили.
Вывод:
Праведница Матрена – нравственный идеал писателя, на котором, по его мнению, должна основываться жизнь общества.
Народная мудрость, вынесенная писателем в первоначальное название рассказа, точно передаёт эту авторскую мысль. Матрёнин двор – некий остров посреди океана лжи, которая хранит сокровище народного духа.
Гибель Матрены, разрушение её двора и избы – грозное предупреждение о катастрофе, которая может случиться с обществом, утратившим нравственные ориентиры. Однако, не смотря на весь трагизм произведения, рассказ проникнут авторской верой в жизнестойкость России.
Источник этой жизнестойкости Солженицын видит не в политической системе, не в государственной власти, не в силе оружия, а в простых сердцах никем не замечаемых, унижаемых, чаще всего одиноких праведников, противостоящих миру лжи.)
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2013/05/20/aleksandr-isaevich-solzhenitsyn-analiz-rasskaza-matrenin-dvor
Комплексный анализ произведения “Матренин двор” Солженицына
Рассказ Александра Исаевича Солженицына “Матренин двор” – произведение, основанное на реальных событиях, можно сказать автобиографичное. Автор действительно после возвращения из лагеря работал в сельской школе и жил в доме у Матрены Васильевны Захаровой, с которой целиком – вплоть до биографии и обстоятельств смерти – списан образ одноименной героини.
Само название рассказа “Матренин двор” можно истолковать по-разному. В первом случае, например, слово “двор” может означать просто уклад жизни Матрёны, её хозяйство, её чисто бытовые заботы и трудности.
Во втором случае, пожалуй, можно сказать, что слово “двор” акцентирует внимание читателя на судьбе самого дома Матрёны, самого Матрёниного хозяйственного двора.
В третьем случае — “двор” символизирует тот круг людей, которые были так или иначе заинтересованы в Матрене.
В каждом из приведенных выше мною значений слова “двор” заключен безусловно тот трагизм, который присущ, пожалуй, образу жизни каждой женщины, похожей на Матрёну, но все же в третьем значении, как мне кажется, трагизм наиболее велик, так как здесь речь уже идет не о трудностях жизни и не об одиночестве, а о том, что даже смерть не может заставить людей задуматься однажды о справедливости и должном отношении к достоинствам человека. Гораздо сильнее в людях преобладает страх за себя, свою жизнь, без помощи того, другого, судьба которого их никогда не волновала.
“Тут узнал я, что плач над покойной не просто есть плач, а своего рода пометина. Слетелись три сестры Матрены, захватили избу, козу и печь, заперли сундук ее на замок, из подкладки пальто выпотрошили двести похоронных рублей, приходящим всем втолковывали, что они одни были Матрене близкие”.
Я думаю, что в этом случае складываются все три значения слова “двор”, и каждое из этих значений отражает ту или иную трагическую картину: бездушность, мертвенность “живого двора”, который окружал Матрену при жизни и в дальнейшем делил ее хозяйство; судьба самой Матрениной избы после смерти Матрены и при жизни Матрены; нелепая гибель Матрены.
Главной особенностью литературного языка Солженицына является то, что Александр Исаевич сам дает пояснительную трактовку по многим репликам героев рассказа, и это приоткрывает нам ту завесу, за которой кроется само настроение Солженицына, его личное отношение к каждому из героев. Впрочем, у меня сложилось такое впечатление, что авторские трактовки имеют несколько ироничный характер, но в то же время они как бы синтезируют реплики и оставляют в них только подноготный, ничем не прикрытый, истинный смысл:
“Ах, тетенька-тетенька! И как же ты себя не берегла! И, наверно, теперь они на нас обиделись! И родимая же ты наша, и вина вся твоя! И горница тут ни при чем, и зачем же пошла ты туда, где смерть тебя стерегла? И никто тебя туда не звал! И как ты умерла — не думала! И что же ты нас не слушалась?…(И изо всех этих причитаний выпирал ответ: в смерти её мы не виноваты, а насчет избы ещё поговорим!)”.
Читая между строк рассказ Солженицына, можно понять, что и сам Александр Исаевич делает совсем иные выводы из услышанного, чем те, которых можно было ожидать.
“И только тут — из этих неодобрительных отзывов золовки — выплыл передо мной образ Матрёны, какой я не понимал её, даже живя с нею бок о бок.
Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село”.
Трагично оборвалась жизнь трудолюбивой, доброй, но очень одинокой женщины, которую никто не понимал и не ценил, но всякий старался воспользоваться её трудолюбием и отзывчивостью. Герой рассказа горько раскаивается, что слишком поздно понял свою хозяйку – но остальная деревня не поняла того и после ее смерти.
Образ Матрёны есть живое противопоставление той реальности, которая в рассказе Солженицына выражена через злобу, зависть и стяжательство людское. Вся жизнь этой простой русской женщины утверждает возможность существования праведности даже в окружении мрака и грязи.
По-моему, раз прочитав этот рассказ, нельзя ни забыть его, ни самому остаться прежним.
(1 votes, average: 3.00
Источник: https://school-essay.ru/kompleksnyj-analiz-proizvedeniya-matrenin-dvor-solzhenicyna.html
“Матренин двор”: анализ произведения Солженицына (3 вариант)
Авторское название рассказа – “Не стоит село без праведника”, однако главный редактор “Нового мира”, где в 1963-м году (№1) было напечатано произведение, А.
Твардовский настоял на названии “Матренин двор”, которое с точки зрения выражения авторской позиции несравненно слабее, поскольку для Солженицына главным было утверждение невозможности существования жизни, лишенной нравственного начала, олицетворением которого в народе и являлась для него главная героиня рассказа.
Рассказ “Матренин двор”, анализ которого мы проведем, в плане воспроизведения событий действительности сохраняет полную достоверность: и жизнь, и смерть Матрёны Васильевны Захаровой в произведении представлены с документальной точностью; в жизни действие происходило в деревне Мильцево Владимирской области.
Таким образом, сюжет рассказа и образы героев не выдуманы, здесь проявилась одна из характерных черты творчества Солженицына: писатель тяготеет к реальным фактам, художественное осмысление которых в его произведениях осуществляется в направлении выявления философских основ жизни, превращающих быт в бытие, по-новому раскрывающих характеры героев, объясняющих их поступки с позиций не сиюминутных, суетных, а вечных.
Образ железной дороги в русской литературе имеет давние традиции, и рассказ Солженицына “Матренин двор” эти традиции продолжает.
Начало его как бы заинтересовывает читателя: почему на переезде “еще с добрых полгода после того все поезда замедляли свой ход как бы до ощупи”? После “чего”? Однако дальнейшее повествование снимает некую таинственность с событий, ставших причиной почти что остановки поездов, и выясняется, что здесь, на этом переезде, погибла страшной смертью та самая Матрена, которую при жизни её мало ценили окружающие, почитая за “смешную” и “глупую”, а после смерти и вовсе стали осуждать за то, что она была такая “неправильная”.
Образ главной героини рассказа “Матренин двор” нарисован автором в высшей степени реалистично, его Матрена ничуть не приукрашена, она изображена как самая обычная русская женщина – но уже в том, как она “содержит” свою избу проявляется необычный душевный склад этой женщины: “Просторная изба и особенно лучшая приоконная её часть была уставлена по табуреткам и лавкам – горшками и кадками с фикусами. Они заполняли одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой”, – рассказывает автор, и читатель видит этот мир живой – для хозяйки – природы, в котором ей хорошо и покойно. Она заботливо создавала этот свой мир, в котором находила душевное успокоение, потому что жизнь её была необыкновенно тяжёлой: “Не понятая и брошенная даже мужем своим, схоронившая шесть детей”, “Много было наворочено несправедливостей с Матреной: она была больна, но не считалась инвалидом; она четверть века проработала в колхозе, но потому, что не на заводе – не полагалось ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа…” – вот какой была жизнь этой женщины.<\p>
Однако, как подчёркивает автор, все эти жизненные испытания не превратили Матрёну Васильевну в озлобленного человека, она оставалась легким, умеющим радоваться жизни, смотрящим на мир открыто и радостно человеком, она сохранила “лучезарную улыбку”, она научилась в любой ситуации находить возможность радоваться жизни, и, как пишет автор, “Я заметил: у неё было верное средство вернуть себе доброе расположение духа – работа”. Любая несправедливость, портившая ей жизнь, забывалась в работе, которая преображала её: “И не столам конторским кланяясь, а лесным кустам, да наломавшая спину ношей, в избу возвращалась Матрёна уже просветлённая, всем довольная, со своей доброй улыбкой”. Может быть, поэтому не могла она отказать любому, кто просил (чуть ли не требовал…) её помочь в работе, что испытывала радость от труда? А соседи и родственники пользовались этим, и получалось, что до своего огорода у Матрёны руки не доходили – нужно было другим помогать, которые её за эту помощь и презирали чуть ли не в открытую: “И даже о сердечности и простоте Матрены, которые золовка за ней признавала, она говорила с презрительным сожалением”.
Автор показывает Матрёну также и человеком, в котором сосредоточены подлинные, не выставляемые напоказ, духовные ценности русского народа: доброта, истинная любовь к людям, вера в них (несмотря на несправедливое отношение к себе), некая даже святость – только святость обыденной жизни, в которой человеку необыкновенно трудно сохранить в себе нравственное начало. Примечательно, что об этом автор упоминает, говоря о месте религии в жизни героини: “Может быть, она и молилась, но не показно, стесняясь меня или боясь меня притеснить… с утра по праздникам зажигала Матрена лампадку. Только грехов у нее было меньше, чем у ее колченогой кошки. Та – мышей душила…” О духовной красоте героини говорит и такая деталь, подмеченная автором: “У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей… и грел этот отсвет лицо Матрены.”
Героиня рассказа “Матренин двор” Солженицына гибнет под колесами поезда из-за чужой жадности, из-за своего желания помочь другим, вроде бы родным людям.
Однако эти “родные и близкие” коршунами налетают на небогатое (если не сказать нищенское) “наследство”, устраивают из плача над телом убитой “обвинительные плачи против” друг друга, стараясь показать, что именно они больше всех любили покойную и сильнее всех по ней скорбят, и при этом плач их переходит “обрядные нормы”, “холодно-продуманный, искони заведенный порядок”.
А на поминках, для которых “из плохой муки пекли невкусные пирожки”, спорили о том, кому что из вещей покойной достанется, и “уж дело упиралось писать в суд” – так неуступчивы были “родственники”.
И после похорон долго ещё золовка Матрены вспоминает о ней, и “все отзывы её о Матрене были неодобрительны: и нечистоплотная она была; и за обзаводом не гналась; и не бережная; и даже поросенка не держала, выкармливать почему-то не любила; и глупая, помогала чужим людям бесплатно…
” Но именно этим в глазах автора Матрёна и противопоставлена всем остальным героям рассказа, потерявшим человеческий облик в погоне за “обзаводом” и прочими жизненными благами, ценившим в жизни только эти самые пресловутые блага, не понимающим, что главное в человеке – это душа, о которой единственной и стоит хлопотать в этой жизни. Не случайно же, узнав о гибели Матрены, автор говорит: “Убит родной человек”. Родной – потому что понимал жизнь так же, как и он сам, хотя и никогда не говорил об этом, может, просто потому, что слов-то таких не знал…
Автор в конце рассказа признается, что ему, пока Матрена была жива, так и не удалось до конца понять ее.
Мучаясь своей виной за то, что “в день последний я укорил ее за телогрейку”, он пытается понять, в чем же было притягательность Матрёны как человека, и отзывы о ней ее родни открывают ему подлинное значение этого человека в его собственной жизни и жизни тех, кто, как и он сам, так и не сумел ее понять при жизни: “Все мы жили рядом с ней и не поняли, что она и есть тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша”. Признание это характеризует автора как человека, способного признавать свои ошибки, что говорит о его душевной силе и честности – в отличие от тех, кто при жизни пользовался добротой души Матрёны, а после смерти презирал её за эту же доброту…
На пути к изданию рассказ Солженицына “Матренин двор” претерпел изменения не только в названии. Была заменена дата описанных событий – по требованию редакции журнала был указан 1953-й год, то есть сталинская эпоха.
А появление рассказа вызвало волну критики, автора упрекали, что он односторонне показывает жизнь колхозной деревни, не учитывает опыт соседнего с деревней, где живет Матрёна, передового колхоза, хотя именно о его председателе писатель в самом начале говорит: “Председатель его, Горшков, свёл под корень изрядно гектаров леса и выгодно сбыл в Одесскую область, на том свой колхоз возвысив, а себе получив Героя Социалистического Труда”… Наверное, пафос произведения Солженицына, показавшего, что “праведник” покинул эту землю, и не устраивал тех, кто определял “значение” рассказа, но автор его тут ни при чем: он и рад бы показать жизнь иной, но как быть, если она такая, как есть? Глубокая тревога писателя за судьбу народа, “праведники” которого живут непонятыми и умирают столь страшной смертью, и составляет сущность его нравственной позиции, и рассказ Солженицына “Матрёнин двор”, анализ которого мы провели, является одним из самых значительных его произведений, в котором эта тревога ощущается особенно остро.
Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. – М.: ФЛИНТА, 2014
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/solzhenicyn_a_i/matrenin_dvor_analiz_proizvedenija_solzhenicyna_3_variant/18-1-0-1717
Анализ «Матренин двор» Солженицын
«Матренин двор» анализ произведения — тема, идея, жанр, сюжет, композиция, герои, проблематика и другие вопросы раскрыты в этой статье.<\p>
«Не стоит село без праведника» — таково первоначальное название рассказа. Рассказ перекликается со многими произведениями русской классической литературы. Солженицын как будто переносит какого-либо из героев Лескова в историческую эпоху XX века, послевоенное время. И тем драматичнее, трагичнее видится судьба Матрены посреди этой обстановки.<\p>
Жизнь Матрены Васильевны, казалось бы, обычная. Она всю ее посвятила труду, самозабвенному и тяжелому труду крестьянскому. Когда началось строительство колхозов, она пошла и туда, но из-за болезни ее оттуда выпустили и теперь уже привлекали тогда, когда отказывались другие. И работала она не за деньги, денег никогда не брала. Уже потом, после ее смерти, ее золовка, у которой поселился рассказчик, будет зло вспоминать, а точнее припоминать ей эту ее странность.<\p>
Но так ли уж проста судьба Матрены? А кто знает, каково это — полюбить человека и, не дождавшись его, выйти замуж за другого, нелюбимого, а потом увидеть своего суженого через несколько месяцев после свадьбы? И каково потом жить с ним бок о бок, видеть его каждый день, чувствовать на себе вину за несложившуюся его и свою жизнь? Муж не любил ее. Она родила ему шестерых детей, но ни один из них не выжил. И ей пришлось взять на воспитание дочь своего любимого, но уже чужого. Сколько душевного тепла и доброты накопилось в ней, столько она и вложила в свою приемную дочь Киру. Пережила Матрена так много, но не утратила того внутреннего света, которым светились ее глаза, отливала улыбка. Она ни на кого не держала зла и только огорчалась, когда ее обижали. Она не сердится на своих сестер,появившихся только тогда, когда все в ее жизни уже стало благополучно. Она живет тем, что есть. А потому не накопила за свою жизнь ничего, кроме двухсот рублей на похороны.<\p>
Переломным моментом в ее жизни стало то, что у нее хотели увезти горницу. Не было ей жалко добра, она никогда о нем не жалела. Страшно ей было подумать, что будут ломать ее дом, в котором вся ее жизнь пролетела как один миг. Сорок лет провела она здесь, перенесла и две войны, революцию, отголосками пролетевшую. И для нее сломать и забрать ее горницу — значит разломать и разрушить ее жизнь. Для нее это был конец. Не случаен и реальный финал романа. Человеческая жадность губит Матрену. Больно слышать слова автора о том, что Фаддей, из-за чьей алчности и началось дело, в день смерти и потом уже похорон Матрены только и думает об оставленном срубе. Он не жалеет ее, не плачет по той, кого так горячо любил когда-то.<\p>
Солженицын показывает ту эпоху, когда с ног на голову перевернулись жизненные устои, когда собственность стала предметом и целью жизни. Автор не зря задается вопросом, почему вещи называют «добром», ведь это по сути дела зло, причем страшное. Матрена понимала это. Она не гналась за нарядами, одевалась по- деревенски. Матрена — это то воплощение истинной народной нравственности, нравственности общечеловеческой, на которой весь мир держится.<\p>
Так и осталась Матрена не понятой никем, никем не оплаканной по-настоящему. Только Кира одна плакала не по обычаям, а от души. Опасались за ее рассудок.<\p>
Рассказ мастерски написан. Солженицын — мастер предметной детализации. Из мелких и, казалось бы, незначительных деталей выстраивается у него особый объемный мир. Этот мир зрим и ощутим. Этот мир — Россия. Мы можем с точностью сказать, в какой точке страны находится деревня Тальново, но мы прекрасно понимаем, что в этой деревне — вся Россия. Солженицын соединяет общее и частное и заключает это в единый художественный образ.<\p>
Большое внимание уделяет автор языковым деталям. Матрена не только носитель нравственных ценностей, но и живого русского языка, яркого, самобытного.<\p>
План
- Рассказчик устраивается учителем в Тальново. Поселяется у Матрены Васильевны.
- Постепенно рассказчик узнает о ее прошлом.
- Фаддей приходит к Матрене. Он хлопочет за горницу, что Матрена обещала Кире, его дочери, воспитанной Матреной.
- При перевозе сруба через железнодорожные пути Матрена, ее племянник и муж Киры погибают.
- Из-за избы и имущества Матрены долго идут споры. А рассказчик переезжает к ее золовке.
<\p>
Источник: https://libaid.ru/katalog/s/solzhenitsyn-aleksandr/4274-analiz-matrenin-dvor-solzhenitsyn
Матренин двор – анализ произведения
История создания произведения Солженицына «Матрёнин двор»
В 1962 г. в журнале «Новый мир» был опубликован рассказ «Один день Ивана Денисовича», сделавший имя Солженицына известным всей стране и далеко за ее пределами. Через год в том же журнале Солженицын опубликовал несколько рассказов, в том числе — «Матренин двор». На этом публикации прекратились. Больше ни одно из произведений писателя не было допущено к изданию в СССР. А в 1970 г. Солженицын был удостоен Нобелевской премии. Первоначально рассказ «Матренин двор» назывался «Не стоит село без праведников». Но, по совету А. Твардовского, во избежание цензурных препятствий название было изменено. По этим же причинам год действия в рассказе с 1956-го был заменен автором на 1953-й. «Матренин двор», как замечал сам автор, «полностью автобиографичен и достоверен». Во всех примечаниях к рассказу сообщается о прототипе героини — Матрёне Васильевне Захаровой из деревни Мильцово Курловского района Владимирской области. Рассказчик, как и сам автор, учительствует в рязанской деревне, живя у героини рассказа, да и само отчество рассказчика – Игнатич – созвучно с отчеством А. Солженицына — Исаевич. Рассказ, написанный в 1956 г., повествует о жизни русской деревни в пятидесятые годы. Критика высоко оценила рассказ. Суть произведения Солженицына отметил А. Твардовский: «Почему судьба старой крестьянки, рассказанная на немногих страницах, представляет для нас такой большой интерес? Эта женщина неначитанная, малограмотная, простая труженица. И однако ее душевный мир наделен такими качествами, что мы с ней беседуем, как с Анной Карениной». Прочтя эти слова в «Литературной газете», Солженицын сразу же написал Твардовскому: «Нечего и говорить, что абзац Вашей речи, относящийся к Матрене, много для меня значит. Вы указали на самую суть— на женщину любящую и страдающую, тогда как вся критика рыскала все время поверху, сравнивая тальновский колхоз и соседние».
Первое название рассказа «Не стоит село без праведников» заключало в себе глубокий смысл: российское село держится на людях, чей образ жизни основан на общечеловеческих ценностях добра, труда, сочувствия, помощи.
Так как праведником называют, во-первых, человека, живущего в соответствии с религиозными правилами; во-вторых, человека, ни в чем не погрешающего против правил нравственности (правила, определяющие нравы, поведение, духовные и душевные качества, необходимые человеку в обществе).
Второе название — «Матренин двор» — несколько изменило угол зрения: нравственные начала стали иметь четкие границы только в пределах Матрениного двора. В более широком масштабе села они размыты, окружающие героиню люди часто отличаются от нее.
Озаглавив рассказ «Матренин двор», Солженицын сосредоточил внимание читателей на удивительном мире русской женщины.<\p>
Род, жанр, творческий метод анализируемого произведения
Солженицын однажды заметил, что к жанру рассказа он обращался нечасто, для «художественного удовольствия»: «В малой форме можно очень много поместить, и это для художника большое наслаждение — работать над малой формой. Потому что в малой форме можно оттачивать грани с большим наслаждением для себя». В рассказе «Матренин двор» все грани отточены с блеском, и встреча с рассказом становится, в свою очередь, большим наслаждением для читателя. В основе рассказа обычно — случай, раскрывающий характер главного героя. По поводу рассказа «Матренин двор» в литературоведении имели место две точки зрения. Одна из них представляла рассказ Солженицына как явление «деревенской прозы». В.Астафьев, назвав «Матренин двор» «вершиной русской новеллистики», считал, что наша «деревенская проза» вышла из этого рассказа. Несколько позже эта мысль получила развитие и в литературной критике. Вместе с тем рассказ «Матренин двор» связывали со сформировавшимся во второй половине 1950-х годов оригинальным жанром «монументального рассказа». Примером этого жанра может служить рассказ М. Шолохова «Судьба человека».
В 1960-е годы жанровые черты «монументального рассказа» узнаются в «Матренином дворе» А. Солженицына», «Матери человеческой» В. Закруткина, «При свете дня» Э. Казакевича.
Главным отличием этого жанра является изображение простого человека, который является хранителем общечеловеческих ценностей. Причем изображение простого человека дается в возвышенных тонах, а сам рассказ ориентирован на высокий жанр.
Так, в рассказе «Судьба человека» просматриваются черты эпоса. А в «Матренином дворе» уклон сделан на жития святых.
Перед нами житие Матрены Васильевны Григорьевой, праведницы и великомученицы эпохи «сплошной коллективизации» и трагического эксперимента над целой страной. Матрена рисовалась автором как святая («Только грехов у нее было меньше, чем у колченогой кошки»).<\p>
Тематика произведения
Темой рассказа является описание жизни патриархального российского села, где отражается, как процветающий эгоизм и хищность обезображивают Россию и «рушат связи и смысл». Писатель поднимает в небольшом рассказе серьезные проблемы русской деревни начала 50-х гг. (ее жизнь, обычаи и нравы, взаимоотношение власти и человека-труженика). Автор неоднократно подчеркивает, что государству нужны только рабочие руки, а не сам человек: «Была она одинока кругом, а с тех пор, как стала болеть — из колхоза ее отпустили». Человек, по мнению автора, должен заниматься своим делом. Вот и Матрена смысл жизни находит в работе, ее сердит недобросовестное отношение других к делу.
Идея
Анализ произведения показывает, что поднятые в нём проблемы подчинены одной цели: раскрыть красоту христианско-православного мировоззрения героини. На примере судьбы деревенской женщины показать, что жизненные потери и страдания только ярче проявляют меру человеческого в каждом из людей. Но гибнет Матрена — и рушится этот мир: растаскивают по бревнышку ее дом, с жадностью делят ее скромные пожитки. И некому защитить Матренин двор, никто даже не задумывается, что с уходом Матрены уходит из жизни что-то очень ценное и важное, не поддающееся дележу и примитивной житейской оценке. «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни города. Ни вся земля наша». Последние фразы расширяют границы Матрени-ного двора (как личного мира героини) до масштабов человечества.
Основные герои произведения
Главной героиней рассказа, как это и обозначено в названии, является Матрена Васильевна Григорьева. Матрена — одинокая обездоленная крестьянка с щедрой и бескорыстной душой. Она потеряла на войне мужа, похоронила шестерых своих и вырастила чужих детей. Своей воспитаннице Матрена отдала самое дорогое, что было в ее жизни — дом:«… не жалко ей было горницу, стоявшую без дела, как вообще ни труда своего, ни добра своего…». Героиня перенесла много тягот в жизни, но не утратила способности сопереживать с другими радость и горе. Она бескорыстна: искренне радуется чужому доброму урожаю, хотя у самой на песке его никогда не бывает. Все богатство Матрены составляют грязно-белая коза, хроменькая кошка да большие цветы в кадках. Матрена — сосредоточие лучших черт национального характера: стеснительна, понимает «образованность» рассказчика, уважает его за это. Автор ценит в Матрене ее деликатность, отсутствие досаждающего любопытства к жизни другого человека, трудолюбие. Четверть века проработала она в колхозе, но потому, что не на заводе, — не полагается ей пенсии за себя, а добиваться можно было только за мужа, то есть за кормильца. В итоге пенсии она так и не добилась. Жить приходилось чрезвычайно трудно. Она добывала траву для козы, торф для тепла, собирала старые, вывороченные трактором пеньки, мочила на зиму бруснику, растила картошку, помогая выживать и тем, кто находился рядом. Анализ произведения говорит, что образ Матрены и отдельные детали в рассказе носят символический характер. Матрена у Солженицына — воплощение идеала русской женщины. Как отмечается в критической литературе, облик героини подобен иконе, а жизнь — житию святых. Ее дом как бы символизирует ковчег библейского Ноя, в котором он спасается от всемирного потопа. Гибель Матрены символизирует жестокость и бессмысленность мира, в котором она жила. Героиня живет по законам христианства, хотя ее поступки не всегда понятны окружающим. Поэтому и отношение к ней разное. Матрену окружают сестры, золовка, приемная дочь Кира, единственная в деревне подруга, Фаддей. Однако никто не оценил ее по достоинству. Жила она бедно, убого, одиноко — «потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью. Родные почти не появлялись в ее доме, все хором осуждали Матрену, что смешная она и глупая, на других бесплатно работает всю жизнь. Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием — и дружно судили ее за это. Среди окружавших ее людей с большой симпатией относится к своей героине автор, любит ее и сын Фаддея, и ее воспитанница Кира. Образ Матрены противопоставлен в рассказе образу жестокого и алчного Фаддея, который стремится заполучить дом Матрены еще при ее жизни.
Двор Матрены — один из ключевых образов рассказа. Описание двора, дома подробное, с массой деталей, лишено ярких красок Матрена живет «в запуши».
Автору важно подчеркнуть неразрывность дома и человека: разрушат дом — погибнет и его хозяйка. Эта слитность заявлена уже в самом названии рассказа.
Изба для Матрены наполнена особым духом и светом, жизнь женщины связана с «жизнью» дома. Поэтому она долго не соглашалась ломать избу.<\p>
Сюжет и композиция
Рассказ состоит их трех частей. В первой части речь идет о том, как судьба забросила героя-рассказчика на станцию со странным для русских мест названием — Торфопродукт. Бывший заключенный, а ныне школьный учитель, жаждущий обрести покой в каком-нибудь глухом и тихом уголке России, находит приют и тепло в доме пожилой и познавшей жизнь Матрены. «Может, кому из деревни, кто побогаче, изба Матрены и не казалась доброжилой, нам же с ней в ту осень и зиму вполне была хороша: от дождей она еще не протекала и ветрами студеными выдувало из нее печное грево не сразу, лишь под утро, особенно тогда, когда дул ветер с прохудившейся стороны. Кроме Матрены и меня, жили в избе еще — кошка, мыши и тараканы». Они сразу находят общий язык. Рядом с Матреной герой успокаивается душой. Во второй части рассказа Матрена вспоминает о своей молодости, о страшном испытании, выпавшем на ее долю. Ее жених Фаддей пропал без вести на Первой мировой войне. К ней посватался младший брат пропавшего мужа, Ефим, оставшийся после смерти один с младшими детьми на руках. Пожалела Матрена Ефима, вышла замуж за нелюбимого. А здесь после трех лет отсутствия неожиданно вернулся и сам Фаддей, которого Матрена продолжала любить. Тяжелая жизнь не ожесточила сердце Матрены. В заботах о хлебе насущном прошла она свой путь до конца. И даже смерть настигла женщину в трудовых заботах. Матрена погибает, помогая Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной Кире. Фаддей не пожелал дожидаться смерти Матрены и решил забрать наследство для молодых при ее жизни. Тем самым он невольно спровоцировал ее гибель.
В третьей части квартирант узнает о гибели хозяйки дома. Описание похорон и поминок показали истинное отношение к Матрене близких ей людей. Когда родственники хоронят Матрену, они плачут скорее по обязанности, чем от души, и думают только об окончательном разделе Матрениного имущества. А Фаддей даже не приходит на поминки.<\p>
Художественные особенности анализируемого рассказа
Художественный мир в рассказе выстраивается линейно — в соответствии с историей жизни героини. В первой части произведения все повествование о Матрене дается через восприятие автора, человека, много претерпевшего на своем веку, мечтавшего «затесаться и затеряться в самой нутряной России». Рассказчик оценивает ее жизнь со стороны, сравнивает с окружением, становится авторитетным свидетелем праведности. Во второй части героиня рассказывает о себе сама. Сочетание страниц лирического и эпического, сцепление эпизодов по принципу эмоционального контраста позволяет автору менять ритмику повествования, его тональность. Таким путем идет автор к воссозданию многослойной картины жизни. Уже первые страницы рассказа служат убедительным примером. Его открывает зачин, рассказывающий о трагедии на железнодорожном разъезде. Подробности этой трагедии мы узнаем в конце рассказа. Солженицын в своем произведении не дает подробного, конкретного описания героини. Лишь одна портретная деталь постоянно подчеркивается автором — «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены. Тем не менее к концу рассказа читатель представляет облик героини. Уже в самой тональности фразы, подборе «красок» чувствуется авторское отношение к Матрене: «От красного морозного солнца чуть розовым залилось замороженное окошко сеней, теперь укороченных, — и грел этот отсвет лицо Матрены». И далее — уже прямая авторская характеристика: «У тех людей всегда лица хороши, кто в ладах с совестью своей». Даже после страшной гибели героини ее «лицо осталось целехонькое, спокойное, больше живое, чем мертвое». В Матрене воплощен народный характер, который в первую очередь проявляется в ее речи. Выразительность, яркую индивидуальность придает ее языку обилие просторечной, диалектной лексики (приспею, кужоткаму, летость, молонья). Глубоко народна и манера ее речи, то, как она выговаривает свои слова: «Они начинались каким-то низким теплым мурчанием, как у бабушек в сказках». «Матрёнин двор» минимально включает пейзаж, больше внимания он уделяет интерьеру, который появляется не сам по себе, а в оживленном сплетении с «жителями» и со звуками — от шорохов мышей и тараканов до состояния фикусов и колченогой кошки. Каждая деталь здесь характеризует не только крестьянский быт, Матрёнин двор, но и рассказчика. Голос рассказчика открывает в нем психолога, моралиста, даже поэта — в том, как наблюдает он за Матрёной, её соседями и родственниками, как оценивает их и её. Поэтическое чувство проявляется в эмоциях автора: «Только грехов у неё было меньше, чем у кошки…»; «Зато и вознаградила меня Матрёна…». Особенно очевиден лирический пафос в самом финале рассказа, где даже синтаксический строй меняется, включая абзацы, переводя речь в белый стих: «Веемы жили рядам с ней/и не поняли, / что есть она тот самый праведник, / без которого, по пословице, / не стоит село. /Ни город./Ни вся земля наша».
Писатель искал новое слово. Примером тому могут служить его убедительные статьи о языке в «Литературной газете», фантастическая приверженность Далю (исследователи отмечают, что примерно 40% лексики в рассказе Солженицын заимствовал из словаря Даля), изобретательность в лексике. В рассказе «Матренин двор» Солженицын пришел к языку проповеди.<\p>
Значение произведения
«Есть такие прирожденные ангелы, — писал в статье «Раскаяние и самоограничение» Солженицын, как бы характеризуя и Матрену, — они как будто невесомы, они скользят как бы поверх этой жижи, нисколько в ней не утопая, даже касаясь ли стопами ее поверхности? Каждый из нас встречал таких, их не десятеро и не сто на Россию, это — праведники, мы их видели, удивлялись («чудаки»), пользовались их добром, в хорошие минуты отвечали им тем же, они располагают, — и тут же погружались опять на нашу обреченную глубину». В чем суть праведности Матрены? В жизни не по лжи, скажем мы теперь словами самого писателя, произнесенными значительно позже. Создавая этот характер, Солженицын ставит его в самые обыденные обстоятельства сельской колхозной жизни 50-х гг. Праведность Матрены состоит в ее способности сохранить свое человеческое и в столь недоступных для этого условиях. Как писал Н.С.Лесков, праведность — это способность жить, «не солгав, не слукавив, не осудив ближнего и не осудив пристрастного врага». Рассказ называли «блистательным», «подлинно гениальным произведением». В отзывах о нем отмечалось, что он и среди рассказов Солженицына выделяется строгой художественностью, цельностью поэтического воплощения, выдержанностью художественного вкуса.
Рассказ А.И. Солженицына «Матренин двор» — на все времена. Особенно он актуален сегодня, когда вопросы нравственных ценностей и жизненных приоритетов остро стоят в современном российском обществе.<\p>
Точка зрения
Источник: https://referatwork.ru/analiz_proizvedeniya_8_klass/section-16.html
Матренин двор – анализ рассказа
Русский советский прозаик Александр Солженицын оставил особенно яркий след в нашей литературе, и главным образом он смог заставить людей помнить и задумываться о своей истории, о тех ее моментах, которые можно назвать мрачными страницами.
Солженицын достаточно прямо поведал о том, какие антигуманные порядки царили в советском режиме и указал, что явилось истоками духовной пустоты следующих поколений перестройки.
Мы сделаем анализ рассказа “Матренин двор”, чтобы увидеть подтверждение вышесказанному.
Немного об истории написания рассказа
Надо сказать, что по литературному жанру произведение “Матренин двор” относится к рассказу, несмотря на то, что его размер намного больше, чем классический рассказ в том понимании, как мы привыкли его видеть.
Работу над этим произведением Солженицын завершил в 1959 году, но с публикацией были некоторые трудности, и если бы не Твардовский, руководивший в то время “Новым миром”, печать “Матренина двора” не состоялась бы.
Достаточно вспомнить, что Солженицын получил клеймо “врага народа”, отсидел в лагере и подвергся преследованиям после книги “Один день Ивана Денисовича”. Эти факторы мешали писателю пробиться в печать.
Проблематика и направленность
Продолжим анализ “Матренин двор”. Важно понимать, что этот рассказ относится к “деревенской прозе”, ведь его тематика и сюжетная линия сосредоточена именно вокруг проблем “русской деревни”. Причем в этом аспекте русская литература особенно дорожит рассказом Солженицына, настолько точным и глубоким он получился.
В этом произведении Солженицын проявил приверженность своим принципам, показал твердую нравственную позицию, правдиво изложив события. Конечно, цензурой и конъюнктурой были предприняты усилия затенить рассказ, умолчать о нем, однако это не удалось.
Сразу отметим, что прототипом главной героини рассказа – Матрёны – стала женщина, лично знакомая автору. Ее звали Матрёной Захаровой, жила она в деревеньке Мильцево, а Солженицын одно время арендовал небольшую площадь в ее доме.
Образ Матрёны обобщил судьбу всех русских женщин, простых и работящих, которым не приходилось ждать от кого-то помощи и они выживали, как могли. Особенно в те времена. Но в рассказе “Матренин двор”, анализ которого мы проводим, видна и судьба рассказчика.
Это бывший военный, который много лет провел в исправительных лагерях, он нестерпимо уставший, жизнь его била несправедливо и тяжело. Этому человеку хочется одного – ощутить на себе провинциальную тишину, спокойно дышать природой и отдыхать душой.
Другие детали анализа
Часть важных деталей мы уже уловили, продолжим анализ. “Матренин двор” можно воспринять, как некую притчу о русской женщине, очень доброй и неозлобленной на всех вокруг. Она всегда помогала другим, и отдав свою жизнь работе в колхозе, потеряв силы и оставшись почти без здоровья и пенсии, она не жалуется.
Можно поехать в город, попытаться высказать свое негодование или чего-то потребовать, но это не в ее принципах.
Однако как она ведет себя, когда ее просят помочь? Например, однажды она от председателя слышит просьбу помочь по сбору в полях, или в другой раз кто-то из соседей зовет на помощь по картошке. Матрёна, даже если в плохом самочувствии, идет и помогает, что великолепно характеризует ее.
Она не берет оплату за помощь и искренне радуется успехам других. Это видно по ситуации, когда ее картошка уродилась плохо, а у сеседей на удивление богато – Матрёна счастлива.
Солженицын много и внимательно наблюдал за загадками души русского человека, и в анализе рассказа “Матренин двор” видно, что автор хотел подчеркнуть особым образом, на что обратить внимание. Русская душа – тайна. Это видно по главной героине.
С виду, она невзрачный, бедный человек, можно сказать, нищая женщина. Но это все перекрывает внутренняя красота и богатство души.
Не преследуя никогда цели стать богатой, Матрёна не жалуется на своё имущество, а оно небольшое, потому что Матрёна владеет козой, кошкой, фикусами да тараканами.
Мы представили краткий анализ рассказа “Матренин двор”. Возможно, вас заинтересует также краткое содержание этого произведения.
Источник: https://reedcafe.ru/blogs/matrenin-dvor-analiz-rasskaza
А. И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор». Анализ произведения
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Время и история создания<\p>
Рассказ «Матренин двор» был опубликован в журнале «Новый мир» в январе 1963 года. Авторское название было другим — «Не стоит село без праведника», но оно было изменено по требованию редакции.<\p>
Солженицын писал это произведение с августа по декабрь 1959 года. Рассказ два года лежал в редакции «Нового мира», поскольку редактор журнала Твардовский сомневался в возможности публикации.<\p>
Твардовский решился на публикацию этого рассказа после успеха первого напечатанного в «Новом мире» произведения Солженицына — повести «Один день Ивана Денисовича».<\p>
«Матренин двор» вызвал волну споров и дискуссий в советской прессе. Позиция автора в рассказе оказалась излишне пессимистичной, не соответствующей принципам социалистического реализма.<\p>
«Матренин двор» стал первым напечатанным произведением Александра Солженицына во время перестройки в 1989 году после долгого запрета на публикацию произведений писателя.<\p>
Сюжет<\p>
Время и география в рассказе точны. Лето 1956 года. Сто восемьдесят четвертый километр от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань. С поезда сходит пассажир-рассказчик. Он воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере. Судьба его напоминает судьбу самого Солженицына. Герой мечтает работать учителем где-нибудь в глубине России, подальше от больших городов. Он поселяется в одной из деревень под названием Тальново. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрена Васильевна Григорьева, или просто Матрена.<\p>
Именно судьба Матрены — главное содержание рассказа. Сама героиня не считает ее интересной для «культурного» человека, но иногда по вечерам рассказывает о себе постояльцу. Услышанное завораживает и в то же время ошеломляет его. Он понимает, что это не просто частная жизнь какой-то безграмотной женщины, живущей в глубине России. Герой видит в ее судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрены.<\p>
История Матрены такова: муж пропал без вести в начале войны. Ее семейная жизнь сложилась, как считает Матрена, — он любил и не бил ее, как другие деревенские мужья своих жен. Но Матрена не любила его, поскольку прежде у нее был другой жених: она должна была выйти замуж за старшего брата мужа — Фаддея. Тот ушел на фронт в Первую мировую войну и тоже пропал без вести. Матрена ждала его, но вышла замуж за младшего брата — Ефима, так как его семья на этом настаивала. Далее события разворачивались драматично: внезапно вернулся Фаддей, бывший, как оказалось, в венгерском плену. Он даже хотел зарубить своего соперника-обидчика топором, но не сделал этого, потому что тот был ему братом. Фаддей подыскивает себе новую невесту с тем же именем — так он любил Матрену. Дети Матрены, едва родившись, умирали. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрены», которая родила Фаддею шестерых детей, — Киру, воспитывала ее десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в другой поселок.<\p>
Из-за того, что Бог забирал у нее детей, Матрена решила вслед за пересудами деревни, что она «порченая»,<\p>
Матрена всю жизнь постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за нее денег. Рассказчика поражает огромная внутренняя сила, которая есть в этой женщине. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, с которой не могут справиться мужчины, — возникает как бы напоминание о некрасовском образе русской женщины.<\p>
Именно на таких, как Матрена, отдающих себя другим без остатка, и держится еще вся деревня и вся русская земля — такой вывод делает рассказчик, услышав историю Матрены и поняв ее нехитрую жизнь. Но его совсем не радует это открытие: поскольку, если Россия держится только на самоотверженных старухах, у нее не может быть будущего.<\p>
Конец рассказа трагический. Матрена помогает Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной приемной дочери Кире: Фаддею не терпится, он не пожелал дожидаться смерти Матрены и решил забрать наследство для молодых при ее жизни. Матрена погибает. Родственники хоронят Матрену. Но они плачут о ней неискренне, по обязанности, а на самом деле думают только о разделе Матрениного имущества. А Фаддей, ставший косвенной причиной ее гибели, даже не приходит на поминки Матрены.<\p>
Поэтика, композиция, идея<\p>
Композиция рассказа проста и сложна одновременно, поскольку в рассказе присутствуют два взгляда на описываемые события: самой Матрены и рассказчика. Соответственно в них проявляются и две различные оценки событий.<\p>
Взгляд А. И. Солженицына на деревню 50—60-х годов суровый и жесткий. Он правдив, хотя и беспощаден. Способы изображения этой правды скупы, но выразительны. Особенную роль играют детали, подмеченные автором. Они красноречивее длинных рассуждений. «Что на завтрак, она не объявляла, да это и догадаться было легко: картовь необлупленная, или суп картонный (так выговаривали все в деревне), или каша ячневая (другой крупы в тот год нельзя было купить в Торфопродукте, да и ячневую-то с бою — как самой дешевой, ею откармливали свиней и мешками брали)». Эти описания жизни деревни («Облетели листья, падал снег — и потом таял. Снова пахали, снова сеяли, снова жали. И опять облетали листья, и опять падал снег. И одна революция. И другая революция. И весь свет перевернулся») настолько противоречили официальному бодрому тону статей о деревне, что редактор журнала «Новый мир» А. Т. Твардовский настоял заменить время действия рассказа с 1956 на 1953 год. То есть события в рассказе переносились во времена до хрущевской «оттепели». Это было сделано в надежде пробить публикацию нового произведения Солженицына.<\p>
Взгляд героини рассказа, в котором много покорности и отсутствует осуждение кого бы то ни было, контрастирует со взглядом рассказчика. Жизнь Матрены — сплошные потери: разбитая любовь, смерть шестерых детей, утрата мужа на войне, адский труд в деревне, болезни. Матрена рассказывает о своей судьбе не сразу, а постепенно. Ее речь безоценочна. Она смиренно принимает все, что выпало ей на долю. После всех испытаний она не обозлилась на этот мир, сохранила доброе сердце, чувство радости и жалости к другим. Это поражает автора и читателя вслед за ним.<\p>
Для автора в судьбе Матрены отражена трагедия деревенской русской женщины. «Потерянная старуха», измотанная трудом и болезнью, она живет убого, бедно, одиноко. Родные редко появляются в ее доме, опасаясь, что Матрена будет просить у них помощи. Все пользуются Матрениной добротой и простодушием, при этом дружно осуждают ее за это.<\p>
Автор скуп в описании героини. Только одна портретная деталь постоянно подчеркивается — «лучезарная», «добрая», «извиняющаяся» улыбка Матрены.<\p>
Основной прием, на котором строится рассказ, — детализация. Из мелких и вроде бы незначительных деталей выстраивается в рассказе особый объемный мир. Он приобретает символическое звучание. Этот мир — Россия. Нельзя с точностью сказать, в какой точке страны находится деревня Тальново, но читатель понимает, что в облике этой деревни явлена вся Россия. Писатель создает единый художественный образ, соединяя общее и частное.<\p>
Мир, в котором живет героиня, вещи, ее окружающие, — как бы продолжение ее самой, частичка ее жизни. В этом мире все огранично и естественно: и шуршащие за перегородкой тараканы, шорох которых напоминал «далекий шум океана», и колченогая кошка, и мыши, которые в трагическую ночь гибели Матрены так метались за обоями, как будто сама Матрена «невидимо металась и прощалась тут с избой своей». Живыми существами мира Матрены выступают даже ее любимые фикусы, которые «заполонили одиночество хозяйки безмолвной, но живой толпой».<\p>
Особенную роль играет язык повествования. Писатель подчеркивает то, как говорит героиня, поскольку Матрена не только носитель нравственных ценностей, но и живой русской речи, языка яркого, самобытного.<\p>
Автор подчеркивает: смерть героини — это начало распада, гибели нравственных устоев деревни, которые крепила своей жизнью Матрена. Она устраивала свою жизнь трудом, честностью, добротой и терпением, сохранив свою душу и внутреннюю свободу. Но Матрена умирает, и «погибает» вся деревня: «Все мы жили рядом с ней и не поняли, что есть она тот самый праведник, без которого, по пословице, не стоит село. Ни город. Ни вся земля наша».<\p>
ActionTeaser.ru – тизерная реклама <\p>
Источник: https://www.soch67.info/index.php/podgotovka-k-gia/4011-a-i-solzhenitsyn-rasskaz-matrenin-dvor-analiz-proizvedeniya