Анализ произведения Рэя Брэдбери «Каникулы» | Литерагуру
Рэй Брэдбери — известный писатель, легенда фантастики, поэт. Его произведения захватывают своей живостью и необычной легкостью людей всего мира. Каждый человек знает его самый популярный роман «451 градус по Фаренгейту», его небольшие рассказы, в том числе и «Каникулы», которые входят в детскую хрестоматию для 5-7 классов.
История создания
Рэй Брэдбери начал сочинять небольшие рассказы в возрасте 12-13 лет. Уже тогда он начал публиковать их в школьных изданиях. Они были интересны юным читателям, и тогда автор понял, что найдет призвание в литературе. Даже будучи взрослым, он продолжал работать над малой прозой, составляя из новелл сборники и даже единые произведения (например, «Марсианские хроники»).
Рассказ «Каникулы» написан в 1949 году. На тот момент писателю было уже 29 лет, он был признанным литератором. Но выход произведения не стал громким событием. В 1964 году он выпустил сборник «Механизмы радости», куда входили и «Каникулы». И вот тогда о рассказе заговорили критики и журналисты.
Жанр, направление
Произведение написано в жанре «рассказ», его литературное кредо — фантастика. Всем работам Рэя Брэдбери присуще философское направление. После прочтения любой его книги, даже будь то небольшой рассказ на 10 страниц, у человека появляется множество мыслей относительно того, что имел в виду автор. Его идеи далеко не всегда лежат на поверхности.
Писатель радует публику своим гармоничным стилем, необычным сюжетом и красочными описаниями, влияя на наше сознание, заставляя наш мозг обдумывать непривычный для нас мир и представлять его во всех деталях.
Суть
Суть рассказа состоит в том, чтобы передать последствия вроде бы обычных, но в то же время разрушительных мечтаний, если они сбудутся.
Вернувшись с надоевшей работы, мужчина горит желанием уснуть и проснуться в мире, где, кроме него и его домочадцев, никого нет. Как по волшебству, улицы, города и страны пустеют, а счастливая чета остается «в покое».
Но их уютное уединение вскоре превращается в неконтролируемый вялотекущий кошмар.
Все мы порой переживаем тяжёлые дни, когда хотим остаться одни во всем мире, лишь бы закончились трудные времена и наступил долгожданный отдых. Но надо понимать, что это всего лишь период жизни и что, оказавшись в одиночестве, мы неизбежно будем желать вернуть все на свои места. Также не стоит забывать, что наши желания могут повлиять на других. Не каждый хочет того, чего хотим мы.
Главные герои и их характеристика
В произведении всего три действующих персонажа. Каждый из них является главным героем. Мальчик лет 7-8, его мама и отец. Автор не дает имен своим персонажам и не говорит ничего конкретного о роде деятельности родителей мальчика.
- Папа — рабочий человек, выступает в данном произведении в роли того самого эгоистичного человека, который думает только о своей усталости. Именно он пожелал жить в уединении, чтобы на всем белом свете не осталось людей, кроме его семьи.
- Мама — простая женщина, содержит семью, сопереживает мужу и соглашается с его чувствами. В рассказе она является как бы смягчающим элементом между отцом и сыном. Скажем так, она — нейтральная сторона, тогда как сын злится на родителей и обвиняет их в том, что это они сделали его мир таким одиноким.
- Мальчик – шаловливый ребенок, которому физически и морально трудно свыкнуться с опустошением Земли. Он теряет взаимопонимание с семьей, замыкается в себе и своем горе. Ему скучно и тоскливо без людей. В финале повествования мальчик выбрасывает в море бутылку с письмом. Вероятнее всего он загадал желание — вернуть все как было. Это даёт неопределенную надежду на то, что следующим утром они проснутся в шумном мире, наполненном людьми. Их каникулы наконец-то закончатся.
Темы и проблемы
- Автор раскрывает проблему эгоизма в своей истории. Отец пожелал остаться одним в мире со своей семьей, чтобы устроить самые долгие каникулы. Но он совсем не подумал том, к чему может привести подобное желание. Он не подумал о том, как нечто подобное отразится на его сыне, да и вообще, как они втроём смогут жить дальше без людей вокруг.
Но на самом деле довольно трудно обвинять отца в том, что он не подумал о последствиях, ведь не каждый день наши произнесенные от усталости и, возможно, отчаяния желания сбываются. Мужчина не мог знать, что мечта сбудется, ведь, по сути, такого не бывает.
- Рэй Брэдбери также затрагивает тему одиночества.
Снова и снова автор дает нам понять, что наше существование невозможно без людей, без города как живого организма с его постоянными изменениями. Человек — социальное существо. Иметь лишь двух близких людей рядом и не иметь возможности контактировать с другими – тяжелое испытание. Оно может привести к безумию.
- Проблема отцов и детей тоже дает о себе знать: ребенок воспринимает мир по-другому, для него потеря общения – трагедия, масштабы которой трудно себе представить. Он только начал познавать свое окружение, как вдруг случайная прихоть отца все отняла у него.
Родители же пресыщены социальными контактами, они уже многое видели и познали, им не так болезненно остаться в изоляции от всех остальных. Поэтому два поколения не могут понять друг друга.
Смысл
В произведении каждый найдет для себя свой смысл. Быть осторожным со своими желаниями — как один из вариантов.
Все мы довольно часто мечтаем: «Вот бы никого на свете не было, только я и любимые люди, мы бы отдыхали от забот и были счастливы». Этот рассказ отчетливо демонстрирует нам последствия таких необдуманных желаний.
Стоить быть аккуратным в своих мыслях и мечтах, ведь иногда вселенная может их услышать и выполнить. И ей все равно, что это не совсем то, что вы хотели.
Ценить то, что вы имеете – еще одна идея автора. Порой мы устаем от рутины и от того, что есть вокруг. Мы устаем от мира и его устоя, от людей рядом, но на самом деле именно в этом механизме обыденности и непредсказуемости и заключается вся ценность.
Семья оказалась в полном одиночестве в мире, сначала им это нравится, но потом приходит осознание того, что совершена непоправимая ошибка. Человек нуждается в шуме города, в разговорах и энергии, которую дает окружение. Не только близкие, а вообще.
Это то, что мы не должны терять никогда.
От своих проблем нельзя убегать — это основная мысль рассказа. Родители мальчика, а точнее отец хотел сбежать от надоевших ему забот. Они не догадывались, что может произойти. И слишком поздно осознали, что лучше иметь проблемы, иметь возможность их исправить, чем оказаться в социальной блокаде. Каникулы не должны длиться вечно.
Источник: https://LiteraGuru.ru/analiz-proizvedeniya-reya-bredberi-kanikuly/
Рецензия на рассказ Р.Брэдбери “Каникулы”
Рецензия на рассказ
Рэя Брэдбери «Каникулы».
«Каникулы в никуда»
Дубовцева Юлия Васильевна
Читать Рэя Брэдбери можно бесконечно, таково мое субъективное мнение. Каждое слово-выстрел, каждая мысль-стрела и все, несомненно, достигает цели. Будоражит сердце читателя. Он словно говорит тебе: «Остановись. Оглянись. Подумай».
Писал автор, как говорил сам, не ожидая вдохновения, оно само «толкало» его в бок. И получалось чудесно!<\p>
Каждое произведение Р.Брэдбери для меня не только приятное общение с книгой, но и бурная работа мозга, вызывающая огромное количество споров с самим собой.
Мой Брэдбери способен создать палитру из разных чувств и эмоций: восторга и негодования, улыбки и страха… Его загадочность научила меня читать между строк, видеть необычное в обычных вещах.
С ним я приобрела собственную «машину времени», читая «Вино из одуванчиков», смогла увидеть мир без литературы, без книг и мыслей в антиутопии «451 градус по Фаренгейту».
Рассказ «Каникулы» написан в 1963 году и считается одним из наиболее таинственных рассказов писателя. После прочтения можно ощутить какую-то неясность мысли, недосказанность.
Ведь нам неизвестно то, каким образом воплотилось второе желание героев, исполнилось ли оно снова, так же, как и неизвестно, что написал мальчик на клочке бумаги.
В творениях Рэя Брэдбери много загадок, это и манит и не перестает притягивать читателя к его творчеству.
Автор поэтично рисует картину окружающего мира в начале рассказа. Тихое, доброе утро. Все подчинено неповторимому ритму – это закон мироздания. Особый ритм у природы, у жизни общества, у биения человеческого сердца. Каждый ритм неповторим.
Когда нарушается ритм биения человеческого сердца, человек умирает – таков закон. Природа Брэдбери продолжает жить в неповторимом ритме, а вот ритм жизни человечества в «Каникулах» нарушен, его попросту нет.
Гармоничный мир природы автор умело противопоставляет исчезнувшему миру людей.
Герои рассказа недальновидные эгоисты.
Мечтая об исчезновении людей, всех совершенно, кроме их троих, они ни на минуту не задумывались о том, чем заполнят образовавшуюся в своей жизни пустоту, вероятно, забыли, что семья-ячейка общества, его частичка, самое важное звено! Эгоизм, зависть, амбиции – вот «лихая» тройка, которая унесла их в «каникулы в никуда».
Эгоистичные взрослые хотели получить свободу от всей суеты, от работы, прочих хлопот, они хотели уйти на вечный отдых, наполненный счастьем, не понимая, что только тогда отдых хорош, когда он не вечный.
Ведь преодолевая трудности, достигая поставленных целей, накапливая опыт от совершенных ошибок, человек духовно обновляется.
Не в этом ли и заключается счастье? Человек любит выходные, каникулы и отпуска за то, что они вносят некоторое разнообразие в обыденную жизнь и дают время на преобразование своих чувств, а человеку это, бесспорно, необходимо.
Однако слишком долгий отдых надоедает, ежедневное разнообразие перестает быть разнообразным, и человеку нужны новые трудности, новые достижения. Это и произошло с героями рассказа, им нужны новые преобразования души, но у них нет почвы для этих преобразований, им абсолютно некуда стремиться, у них нет никаких трудностей, и, как следствие, нет счастья! Ощутив и осознав ужасные последствия своего нелепого желания, герои хотят вернуть то, что они не ценили – все нелепости, шум и гам, ненависть, все ужасы, все кошмары, злых людей и бестолковых детей, всю эту катавасию, мелочность, суету, все надежды, чаяния и любовь. Взрослые наказаны – пустые, безмолвные улицы и неизвестность впереди…
А что же ожидает их ребенка? Чем он заслужил немую тишину, серые, бесцельные будни? Почему Брэдбери лишает мальчика права выбора? Потому что родители решили за него! Почему они не пожелали остаться вдвоем? Ведь другие дети им не нужны, и этот ребенок должен, по их мнению, стать последним. Жестоко! Если они пожелали остаться в мире с ребенком, которого так сильно любят, то почему же не думают о том, как он будет существовать, ведь иначе такую жизнь не назовешь, когда не станет их.
Образ личности мальчика загадка для меня, его поведение весьма странно, однако объяснимо полным одиночеством ребенка. Каникулы… Какое чудесное слово! С ним связано безоблачное детство, солнце, речка, друзья, масса теплых воспоминаний.
Они непременно должны быть! Но ведь не на тридцать лет?! А здесь, по эгоистичному желанию своих родителей, мальчик остался совсем один, у него нет сверстников, ему не с кем поговорить, не с кем играть – он несчастлив.
Чего же хотели добиться своим желанием родители? Убежать от проблем? Возможно!
Осознание произошедшего всегда происходит- это всего лишь вопрос времени. Главные герои осознали его, особенно ужасным и болезненным это становится тогда, когда внезапно, посреди разговора, появляется ребенок. Его обвинительные крики, словно острый нож, пронзают сердца родителей и нарушают неповторимый ритм природной тишины.
Автор, как мне кажется, дает надежду читателю, запечатлев желание ребенка в брошенной в море бутылке. Надежда на исполнение желания есть! И это важно для нас-читателей.
Рассказ является весьма поучительным, его необходимо прочитать. Ведь в нем говорится о том, что нужно ценить то, что имеешь, необходимо дорожить каждым мгновением жизни. Автор призывает нас не бояться трудностей и не бежать от них, так как любые трудности можно преодолеть, получая как награду достойную и счастливую жизнь.
Р. Брэдбери уже нет, но его рассказы должны читаться и перечитываться, несомненно. Он писал легко, но писал о весьма сложных вещах. Сложное делал понятным и доступным. Писатель и сейчас двигает вас вперед и не позволяет нашим головам отправиться на каникулы – «каникулы в никуда».
Источник: https://videouroki.net/razrabotki/rietsienziia-na-rasskaz-r-bredbieri-kanikuly.html
Отзыв о рассказе Р.Брэдбери «Каникулы»
Главные герои рассказа Рэя Брэдбери «Каникулы» — отец, мать и их сын Джим. Однажды вечером глава семейства, сидя на террасе, мечтал вслух о том, чтобы на Земле в один миг не стало людей. Он считал людей жестокими и ненасытными, способными своей агрессивностью погубить мир, в котором они живут.
Наутро выяснилось, что его желание каким-то невероятным образом сбылось. В городке, где жила эта семья, не осталось ни одного человека. Мужчина пробовал звонить по телефону в разные города, но ему никто не отвечал. Тогда стало ясно, что на Земле действительно остались только они трое.
Обрадованный мужчина сказал, что теперь ему не надо ходить на службу, а сыну — в школу. Еще он побещал, что они соберут припасы и отправятся в длительное путешествие по стране.
На старой дрезине, оснащенной бензиновым мотором, семья отправилась в путешествие по железной дороге. Они ехали много дней, делали привалы, чтобы отдохнуть и перекусить.
И вот однажды, во время такого отдыха, сидя на берегу моря, мужчина стал подробно рассказывать жене о том, какие города они еще смогут посетить во время путешествия.
Но в конце рассказа женщина заметила, как по щеке мужа скатилась слеза.
И тогда муж сказал ей, что на самом деле он мечтает о том, чтобы люди снова вернулись в этот мир, вернулись, невзирая на все их недостатки. Жена согласилась с мужем. Она тоже хотела, чтобы жизнь вернулась на прежние рельсы.
К ним подошел их сын, Джим. Он понял, о чем говорили родители. Мальчику также было скучно в опустевшем мире, ему не с кем было играть. Джим побежал на берег моря и там написал на клочке бумаги записку. Он засунул ее в бутылку, плотно закрыл горлышко, и бросил бутылку в море.
Мать поняла, что сын написал какое-то желание. Позже мальчик спросил, что если загадать желание, то сбудется ли оно? Отец ответил, что иногда желания сбываются, и порой сбываются чересчур.
Семья погрузилась в дрезину и снова отправилась в путь.
Таково краткое содержание рассказа.
Главная мысль рассказа Брэдбери «Каникулы» заключается в том, что важно просчитывать возможные последствия своих действий и даже желаний.
Глава семьи вслух пожелал, чтобы Земля освободилась от людей, которых он считал плохими. Его желание неожиданно сбылось. Однако, наступившие в жизни семьи вечные каникулы не принесли никому счастья.
Герои рассказа осознали, что жизнь без других людей скучна и однообразна.
Рассказ учит не бросаться словами и просчитывать последствия своих желаний и поступков.
Главная идея рассказа Брэдбери «Каникулы» состоит в следующем: не делайте акцент на недостатках. Умейте увидеть главное. Главное в жизни — это люди, человеческое общение. А недостатки? Да, они в мире есть. Но умейте за недостатками увидеть людей.
Какие пословицы подходят к рассказу Брэдбери «Каникулы»?
Слово – серебро, а молчание – золото.
Беда на голову с языка валится.
Бойтесь своих желаний, ибо они исполняются.
Источник: https://MadameLaVie.ru/otzyvy/otzyv_bradbery_kanikuly/
Скачать материал
Урок 97 РЭЙ ДУГЛАС БРЭДБЕРИ. РАССКАЗ «КАНИКУЛЫ»<\p> 02.02.2012
21901 1738
Урок 97
Рэй Дуглас брэдбери. рассказ «каникулы»
Цели: формировать вкус
к хорошей научно-фантастической литературе; раскрыть основную идею рассказа –
видеть в жизни хорошее.
Методические приемы: рассказ
учителя, аналитическая беседа.
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Сообщение темы и целей урока.
III. Изучение новой темы.
1. Слово учителя.
Рей Брэдбери – крупнейший американский
писатель-фантаст. Корни
научно-фантастической литературы в древнем фольклорном жанре – сказке. Условное
время и место действия, образ волшебной силы тоже заимствованы из сказки.
Научная фантастика не просто подражает сказке, главное в ней не фантастический
сюжет, а вполне современные и вечные проблемы, стоящие перед человечеством и
каждым человеком в отдельности. Эпиграф к теме взят из высказывания Рея
Брэдбери: «Зачем нужно покорять космос? Для чего?.. Космос – это попытка
человека стать причастным вселенной.
Наша жизнь и будущее человечества зависят
от этого… Да, конец наступит. Земля не вечна. Прах или звезды. Выбирайте. Я
выбираю звезды».
2. Чтение статьи Н. Михальской
о Рэе Дугласе Брэдбери (с. 249– 251).
– Что нового о Брэдбери вы узнали из прочитанной статьи?
3. Чтение статьи «Радость
писать» Р. Брэдбери (с. 251–254).
– В чем старался убедить читателя Р. Брэдбери?
– Часто ли вы, «отправляясь в путь», берете с собой «два воздушных
шарика» – Пыл и Увлеченность?
4. Чтение учителем рассказа
«Каникулы».
5. Аналитическая беседа.
– Каково настроение пейзажа, открывающего рассказ? (Пейзаж внешне
спокоен и тих. Взгляд поднимается снизу вверх – от свежей травы к облакам – и
снова опускается вместе с бабочками, «что опускались на траву». Пейзаж
поэтичен: «День был соткан из тишины…
» Постепенно появляется тревога, она
рождается от неясных противоречий, парадоксов: «край был
недвижим, и все
двигалось»; «безмолвие срасталось
с безмолвием, звук со звуком».
Пустынная железная дорога, сложенная из ржавчины и стальной сердцевины,
усиливает тревогу.
«Одинокий дрозд»,
«черный дрозд» уже
кажется предвестником какого-то
не-счастья.)
– Каково настроение семьи, приехавшей на море? (Пейзаж теперь мы видим
глазами людей, приехавших на дрезине. Тишина становится «сокрушительной».
Женщина неуверенно произносит, обращаясь к мальчику: «Море красивое, правда?»
Она пытается улыбнуться, потом переводит свои серьезные, пытливые глаза на
мужчину. Он одет совсем не для путешествия: «строгий костюм с жилетом, галстук
и шляпа».
Мужчина все время озирается, «словно готовый в любую секунду опять
застегнуться на все пуговицы». Мальчик всё спрашивает отца, были ли прежде на
свете люди. Оказывается, они одни на всей земле.)
– В чем особенность композиции рассказа, ее роль? (События описаны не
в хронологической последовательности. Мы только в середине рассказа узнаем, что
случилось. Наша тревога оправдывается. Но мы и не подозреваем, что исчезновение
людей – дело рук, вернее, желания героя рассказа, отца мальчика.)
– Как мужчина объясняет свое желание? («Всё оставить, кроме человека,
который охотится, когда не голоден, ест, когда сыт, жесток, хотя его никто не
задевает».
Эти обвинения человечеству во многом справедливы. Но он не учитывает
одного: он и его семья тоже принадлежат к человеческому роду, значит, по его
логике, тоже должны исчезнуть.
Однако он делает для себя исключение, даже не
задумываясь об этом.)
– Как наказан эгоизм мужа и жены? (Мужчине и женщине совсем не весело,
они пытаются казаться счастливыми, хотя бы перед своим сыном. Но они не
подумали о том, на какую страшную жизнь и старость обрекли своего ребенка. Они
лишили себя и сына настоящей жизни, превратив ее в скучные, бесконечные
каникулы.)
– Как ведет себя их сын? (Мальчик замечает слезу на щеке отца и жалеет
его: «Папа, тебе тоже не с кем играть». Потом вдруг его прорывает: «Дураки!
Дураки! Глупые дураки! Болваны вы, болваны!»)
– Как вы думаете, что мальчик написал в записке? (Мать мальчика
надеется, что он написал общее желание: чтобы все вернулось на свои места. Но
она сомневается, а вдруг он захочет остаться совсем один – «никаких глупых
взрослых».)
– Какой смысл имеет название рассказа? (Наутро после того, как все
люди исчезли, мужчина радовался, что ему не надо больше ходить на работу, а
сыну – в школу: «Все, занятия кончились, для всех нас кончились!» «У нас одна
обязанность – быть счастливыми», ведь впереди сплошные каникулы. Однако
каникулы тогда желанны, когда наступают после долгих трудов, а счастье не может
быть по обязанности.)
– Какую художественную роль
играет прием фантастики
в рассказе? (Прием фантастики
привлекает читателя исключительностью событий, наглядностью, яркостью в
изображении. Это подчеркивает значительность выводов, к которым приходит автор,
исследуя созданную им художественную действительность.)
IV. Подведение итогов урока.
Герои рассказа оказались в трагическом одиночестве. С течением времени
меняется настроение отца от радости в день исчезновения людей до отчаяния,
мечты о том, чтобы вечером лечь спать, а «ночью все каким-то образом вернулось
на свои места».
По собственному эгоизму герои лишили себя и собственного сына настоящей
жизни, превратив ее в бесконечные и скучные каникулы. Настоящие каникулы потому
и радостные, что ограничены временем. От трудностей жизни люди ушли на
каникулы, но счастливыми не стали.
Домашнее задание: подготовить ответы на вопросы к
рассказу в учебнике (с. 262).
Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.
Источник: https://tak-to-ENT.net/load/220-1-0-3239
Рей Брэдбери
В преддверии каникул по программе школьного курса изучается рассказ великого фантаста Рея Брэдбери “Каникулы”.
Писатель всегда радовал любителей фантастики – красочные образы его произведений всегда дополняются глубоким смыслом. Безграничная фантазия Бредбери с каждым рассказом открывает неизведанные ранее миры, красочные и фантастичные.
Вопросы и задания
1. Рассказ Брэдбери “Каникулы” довольно сложный.
Внимательно прочитайте его и подумайте, о чем, сочетая фантастику и реальность, хочет рассказать нам автор, о чем предупредить? Бредбери старается передать читателю основную мысль – “Любое действие влечет за собой определенные последствия”.
Сплетая реальность и фантастику, он усиливает, гиперболизирует идею сложности жизненного выбора. Когда все люди вокруг исчезли, главные герои рассказа поняли, что не могут быть счастливыми без “этой мелочной человеческой суеты”.
Также он старается предупредить – каждое желание должно тщательно обдумываться. Мечта не может быть сиюминутной, рожденной за чашкой чая субботним вечером, как у героев фантастического рассказа Брэдбери “Каникулы”.
2. Прочитайте рассказ вслух. Почему вокруг была такая странная тишина: “Море было неспокойно, и море молчало”?
С помощью таких парадоксальных фраз Брэдбери пытается подготовить читателя: создать напряжение, и в тоже время, показать, что ничего не происходит. Дальнейшее развитие сюжета полностью соответствует этой мысли: Людей на целой планете не стало, поэтому так тихо вокруг. Однако жизнь идет своим чередом, все остальное (растения, животные, рыбы и птицы) продолжает развиваться. Кажется, природа и не заметила, что потеряла целую часть себя.
Почему железная дорога была сложена из ржавчины?
На протяжении всего рассказа Брэдбери «Каникулы» прослеживается развитие основной идеи – созданное руками человека существует, пока существует сам человек. Кому нужна “нудная работа” кроме работника, кто будет читать книги, кроме читателя, что станет с железной дорогой, если ее не ремонтировать? Ржавчина – символ заброшенности. Главные герои рассказа поняли, что не смогут жить в мире без людей.
Почему, наконец, путь был разрушен?
Рассказ Брэдбери «Каникулы» повествует о том, что главным героям спустя несколько месяцев путешествия дорога уже не была в радость. Каждый привал был для них способом хоть ненадолго напомнить себе о прошлой жизни – с незначительными заботами, ненужными делами и маленькими радостями. Поэтому каждый поломанный участок путей предвещал облегчение для усталых путников.
3. Брэдбери рисует картину мира, из которого несколько месяцев назад ушли люди. Что заставило их уйти? Писатель дает возможность представить далекое будущее – когда людей на планете не станет.
Главные герои рассказа подумали об этом всерьез, и их желание сбылось за одну ночь – они остались одни на всем земном шаре.
Что же происходит с оставшимися? Можно ли быть счастливыми без людей и без привычных дел?
Оставшиеся отправляются путешествовать, беззаботно проводя время, останавливаясь там, где велит сердце. Спустя несколько месяцев, во время очередного привала, муж говорит жене о том, как хорошо было бы, если бы все вернулось: все нелепости, шум и гам, злые люди и бестолковые дети, надежды, чаяния и любовь… Как оказалось, человеческое счастье немыслимо без этих составляющих.
Об этом и хочет рассказать читателю Рей Брэдбери. «Каникулы» – его небольшое предупреждение людям.
До исчезновения людей главные герои мечтают о мире без насилия, жестокости, переедания, бессмысленных занятий. Еще они хотят устроить себе 30-летние каникулы – путешествовать куда угодно, не соревноваться с более успешными коллегами, не заправлять автомашину и не стоять в пробках.
Оказавшись в мире без людей, главные герои планируют лишь пару вещей – куда они поедут, и как будут проводить время. Все привычные заботы ушли, и теперь единственные люди на планете не знают, чем заняться. Они думают лишь о городах, в которых будет легче выжить.
Муж заплакал от безысходности – он хотел вернуть все обратно, но не знал, как. Скорее всего, за несколько месяцев такой жизни он уже не раз думал об этом, не решаясь высказаться.
Чтобы наиболее полно разобраться в смысле происходящего с главными героями, стоит прочитать «Каникулы» (краткое содержание).
5. Как вы думаете, о чем написал мальчик в записке? Почему мать боялась, что в записке сына – не их мечта?
Мне кажется, мальчик просто хотел вернуть людей обратно. Ему не с кем было играть. Мать боялась, что сын пожелает, чтобы ее вместе с отцом не стало также, как и остальных. Она не хотела исчезнуть, как остальное человечество – навсегда, так же тихо и без следа.
6. Как вы определяете смысл рассказа, его название? Что волнует писателя и от чего предостерегают людей его произведения?
Смысл, который несет в себе рассказ Брэдбери «Каникулы», заключен в простой идее – нужно продумывать последствия своих желаний и действий заранее. Человеческая жизнь не так проста, чтобы при избавлении от одного фактора она стала счастливой. “Каникулы” – идеальное название для рассказа. Оно полностью отражает суть произведения – длительное ничегонеделанье.
Писателя волнует, что люди часто не придают значения важным аспектам своей жизни, не видят главного, не понимают, что без этих самых аспектов жить станет невыносимо. От ошибок, которые потом не исправить, и предостерегает Брэдбери своих читателей.
Бредбери «Каникулы»: Краткое содержание Пустынный пляж, солнечна и беззаботна природа песчаного берега. Шумят, роясь, пчелы, гнутся к земле цветы, бушует море. Ржавые рельсы своим дрожанием нарушают покой – из-за пригорка показывается двухцилиндровая дрезина. На ней путешествует семья из мужа, жены и сына.
Они останавливаются на привал – закончился бензин, нужно залить из запасной канистры. Разворачивают скатерть, садятся есть, и вспоминать прошлое.
Несколько месяцев назад, одним из теплых вечеров, муж и жена размышляли о том, как было бы хорошо, если бы все люди исчезли. Не умерли, просто исчезли, будто их и не существовало.
На следующее утро они просыпаются в полной тишине – их желание сбывается. Тогда они начинают путешествовать – по дороге делать запасы в заброшенных магазинах, зимовать в крупных городах.
Но на этом привале. на морском берегу, что-то меняется. Муж плачет, рассуждая о том, что хотел бы все вернуть. Жена соглашается.
Сын, разозлившийся на родителей, тоже плачет, пишет на клочке бумаги какое-то желание и закупорив его в бутылке, кидает в море. Спустя несколько часов они снова отправляются в путь.
Тонкостью и глубокомыслием отличаются «Каникулы» Брэдбери. Анализ рассказа позволяет понять, что хотел сказать писатель.
Источник: https://decadenz.ru/publ/shkolniku/literatura/rej_brehdberi_kanikuly_kratkoe_soderzhanie/8-1-0-145
Рей Брэдбери – писатель-фантаст
«Жюль Верн был моим отцом. Уэллс — мудрым дядюшкой. Эдгар Аллан По — приходился мне двоюродным братом; он как летучая мышь — вечно обитал у нас на темном чердаке… Ну кем я еще мог стать, как не писателем-фантастом в такой семейке?» — так шутил Рей Брэдбери, один из самых выдающихся писателей-фантастов XX века.
Его герои не просто мечтатели — они фантазеры. Они задают вопросы, на которые трудно ответить: где живут гусеницы? есть ли ласточки и журавли на далеком Марсе? Рассказ «Земляничное окошко» знакомит нас с семьей Роберта Прентиса. Роберт строит на Марсе новый город.
Но его жена Керри тоскует по тем мелочам, которые они оставили на Земле. И по плетеной качалке, и китайской люстре с подвесками, которая поет от малейшего дуновения ветра, и по скрипучим деревянным ступенькам, и по парадной двери с разноцветными стеклами — земляничному окошку…
Люди, покидая свою Землю, должны взять в будущее то, что было в их прошлом, то, что делало их жизнь добрее, светлее, то, что научило их быть людьми.
Земляничное окошко обладает чудесным свойством скрашивать тяготы жизни романтиков-первопроходцев, озарять розовым светом надежды все, что вокруг них.
А вот что случилось с героями рассказа «Каникулы». «В одно прекрасное утро они проснулись — и мир был пуст…» Люди исчезли. Как-то, просматривая вечернюю газету, отец сказал: «А замечательно было бы…
проснуться завтра, и во всем мире ни души… Без насилия. Просто все исчезнут с лица земли. Оставят землю, и море, и все что растет… впереди будет сколько угодно времени. Самые длинные каникулы в истории».
Материал с сайта //iEssay.ru
И наутро действительно остались только трое: отец, мать и сын. Казалось, ничего не произошло для этих людей: так же сияло солнце, плескалось море, цвели цветы, пели птицы. Но все это было без людей.
И тогда именно отец, по чьему желанию вдруг исчезли люди, сказал жене: «Хорошо, если бы мы вечером легли спать, а ночью все вернулось бы на свои места…» Оказалось, что без нелепостей и шума, ссор и неприятностей, даже без злых людей и бестолковых детей человек не может быть счастлив.
Только в обществе таких же людей, как ты сам, можно чувствовать себя счастливым.
Мы живем в одном огромном мире, который нужно сделать таким, чтобы всем людям было в нем тепло и уютно. Об этом говорят нам удивительные рассказы Рея Брэдбери.
На этой странице материал по темам:
- анализ рассказа рэя брэдбери земляничное окошко
- тест по книге земляничное окошко
- рэй брэдбери каникулы анализ
- сочинение по рассказу каникулы рей брэдбери
- сочинение рассказу каникулы рей брэдбери
<\p>
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/foreign/b/bredberi/sochineniya/obshhie-temy/rej-bredberi-pisatel-fantast
Рэй Дуглас Брэдбери “Каникулы” – Учение без границ: уроки литературы
Рэй Брэдбери родился 22 августа 1920 года в городе Уокиган, штат Иллинойс.
В 1934 году семья Брэдбери перебирается в Лос-Анджелес, где Рэй проживает и по сей день. Детство и юношество писателя прошли во времена Великой депрессии, средств на университетское образование у него не было, тем не менее, приняв едва ли не в 12 лет решение стать писателем, Рэй с завидным упорством ему следовал, никогда не задумываясь об иной профессии.
Будучи молодым, он продавал газеты, затем несколько лет жил за счёт жены, пока в 1950 году наконец не было опубликовано первое его крупное произведение —«Марсианские хроники». Затем после написания в 1953 году романа “451 градус по Фаренгейту “(Fahrenheit 451) его слава разрослась до всемирной.
<\p>
Рэя Брэдбери часто называют мэтром фантастики, одним из лучших писателей-фантастов и основоположником многих традиций жанра. Фактически же Брэдбери не является фантастом, так как его творчество следует отнести к «большой», внежанровой литературе, да и истинно фантастических произведений у него лишь малая доля.
Тем не менее, Брэдбери является обладателем нескольких наград в области фантастики, помимо множества общелитературных премий.
Произведения Брэдбери в большинстве своём — это короткие рассказы неразвлекательного характера, содержащие короткие зарисовки, сводящиеся к драматическим, психологическим моментам, построенные в основном на диалогах, монологах, размышлениях героев, нежели на действии. Несмотря на явный талант к придумыванию различных сюжетов, зачастую занимательных и оригинальных, писатель часто ограничивается бессюжетными зарисовками.
Также практически ни в одном произведении писателя не удастся уличить в морализаторстве и навязывании своей точки зрения: в 99 % произведений автор остаётся «за кадром».
Ситуация может развиваться сколь угодно пристрастно, но никогда Брэдбери не приведёт читателя к выводу.
Словно бы он видит свою задачу в том, чтобы взволновать читателя, обострить ситуацию и уйти, оставив его размышлять за книгой.
Соответственно, не возводя сюжетную основу в абсолют, Брэдбери легко меняет стили и жанры своих произведений. В рассказах одного и того же года написания легко можно встретить и фантастику, и мелодраму, и детектив, и фэнтези, исторические зарисовки, стихи и прочее.
Брэдбери ратует за духовные ценности и прежде всего за фантазию, творчество. Едва ли не высшей ценностью Брэдбери объявляет внутренний мир человека, его мировоззрение, фантазию. Способность человека чувствовать, сопереживать писатель признаёт главным качеством.
90 летний Рэй Брэдбери сказал:<\p>
“Я не люблю машины. Я ненавижу Интернет, ненавижу компьютеры. Они мешают нам жить, они отбирают наше время. Люди слишком много работают за компьютерами, они слишком много болтают, вместо того чтобы слушать и слышать друг друга».
Полный текст рассказа “Каникулы”
Предисловие
Неотвязный, завораживающий образ опустошённого мира в «Каникулах» овладевает читателем надолго. А может и навсегда остаётся где-то на краю сознания это зёрнышко. Простая и преступная мысль «А вот если бы…».
В рассказе герои переступают эту черту и разворачивается чудовищный мысленный эксперимент. И снова так душевно, спокойно, без криков и пафоса Брэдбери возвращает нам почву под ногами. Рассказ получается простым и доступным, как библейская притча.
День был свежий – свежестью травы, что тянулась вверх, облаков, что плыли в небесах, бабочек, что опускались на траву.
День был соткан из тишины, но она вовсе не была немой, ее создавали пчелы и цветы, суша и океан, все, что двигалось, порхало, трепетало, вздымалось и падало, подчиняясь своему течению времени, своему неповторимому ритму. Край был недвижим, и все двигалось. Море было неспокойно, и море молчало.
Парадокс, сплошной парадокс, безмолвие срасталось с безмолвием, звук со звуком. Цветы качались, и пчелы маленькими каскадами золотого дождя падали на клевер.
Волны холмов и волны океана, два рода движения, были разделены железной дорогой, пустынной, сложенной из ржавчины и стальной сердцевины, дорогой, по которой, сразу видно, много лет не ходили поезда. На тридцать миль к северу она тянулась, петляя, потом терялась в мглистых далях; на тридцать миль к югу пронизывала острова летучих теней, которые на глазах смещались и меняли свои очертания на склонах далеких гор.
Неожиданно рельсы задрожали.
Сидя на путях, одинокий дрозд ощутил, как рождается мерное слабое биение, словно где-то, за много миль, забилось чье-то сердце.
Черный дрозд взмыл над морем.
Рельсы продолжали тихо дрожать, и наконец из-за поворота показалась, вдоль по берегу пошла небольшая дрезина, в великом безмолвии зафыркал и зарокотал двухцилиндровый мотор.
На этой маленькой четырехколесной дрезине, на обращенной в две стороны двойной скамейке, защищенные от солнца небольшим тентом, сидели мужчина, его жена и семилетний сынишка.
Дрезина проходила один пустынный участок за другим, ветер бил в глаза и развевал волосы, но все трое не оборачивались и смотрели только вперед.
Иногда, на выходе из поворота, глядели нетерпеливо, иногда печально, и все время настороженно – что дальше?
На ровной прямой мотор вдруг закашлялся и смолк. В сокрушительной теперь тишине казалось – это покой, излучаемый морем, землей и небом, затормозил и пресек вращение колес.
– Бензин кончился.
Мужчина, вздохнув, достал из узкого багажника запасную канистру и начал переливать горючее в бак.
Его жена и сын тихо глядели на море, слушали приглушенный гром, шепот, слушали, как раздвигается могучий занавес из песка, гальки, зеленых водорослей, пены.
– Море красивое, правда? – сказала женщина.
– Мне нравится, – сказал мальчик.
– Может быть, заодно сделаем привал и поедим?
Мужчина навел бинокль на зеленый полуостров вдали.
– Давайте. Рельсы сильно изъело ржавчиной. Впереди путь разрушен. Придется ждать, пока я исправлю.
– Сколько лопнуло рельсов, столько привалов! – сказал мальчик.
Женщина попыталась улыбнуться, потом перевела свои серьезные, пытливые глаза на мужчину.
– Сколько мы проехали сегодня?
– Неполных девяносто миль. – Мужчина все еще напряженно глядел в бинокль. – Больше, по-моему, и не стоит проходить в день. Когда гонишь, не успеваешь ничего увидеть. Послезавтра будем в Монтерее, на следующий день, если хочешь, в Пало Альто.
Женщина развязала ярко-желтые ленты широкополой соломенной шляпы, сняла ее с золотистых волос и, покрытая легкой испариной, отошла от машины. Они столько ехали без остановки на трясучей дрезине, что все тело пропиталось ее ровным ходом. Теперь, когда машина остановилась, было какое-то странное чувство, словно с них сейчас снимут оковы.
– Давайте есть!
Мальчик бегом отнес корзинку с припасами на берег.
Мать и сын уже сидели перед расстеленной скатертью, когда мужчина спустился к ним; на нем был строгий костюм с жилетом, галстук и шляпа, как будто он ожидал кого-то встретить в пути.
Раздавая сэндвичи и извлекая маринованные овощи из прохладных зеленых баночек, он понемногу отпускал галстук и расстегивал жилет, все время озираясь, словно готовый в любую секунду опять застегнуться на все пуговицы.
– Мы одни, папа? – спросил мальчик, не переставая жевать.
– Да.
– И больше никого, нигде?
– Больше никого.
– А прежде на свете были люди?
– Зачем ты все время спрашиваешь? Это было не так уж давно. Всего несколько месяцев. Ты и сам помнишь.
– Плохо помню. А когда нарочно стараюсь припомнить, и вовсе забываю. – Мальчик просеял между пальцами горсть песка. – Людей было столько, сколько песка тут на пляже? А что с ними случилось?
– Не знаю, – ответил мужчина, и это была правда.
В одно прекрасное утро они проснулись и мир был пуст. Висела бельевая веревка соседей, и ветер трепал ослепительно белые рубашки, как всегда поутру блестели машины перед коттеджами, но не слышно ничьего “до свидания”, не гудели уличным движением мощные артерии города, телефоны не вздрагивали от собственного звонка, не кричали дети в чаще подсолнечника.
Лишь накануне вечером он сидел с женой на террасе, когда принесли вечернюю газету, и даже не развертывая ее, не глядя на заголовки, сказал:
– Интересно, когда мы ему осточертеем и он всех нас выметет вон?
– Да, до чего дошло, – подхватила она. – И не остановишь. Как же мы глупы, правда?
– А замечательно было бы… – Он раскурил свою трубку. – Проснуться завтра, и во всем мире ни души, начинай все сначала!
Он сидел и курил, в руке сложенная газета, голова откинута на спинку кресла.
– Если бы можно было сейчас нажать такую кнопку, ты бы нажал?
– Наверно, да, – ответил он. – Без насилия. Просто все исчезнет с лица земли. Оставить землю и море, и все что растет – цветы, траву, плодовые деревья. И животные тоже пусть остаются. Все оставить, кроме человека, который охотится, когда не голоден, ест, когда сыт, жесток, хотя его никто не задевает.
– Но мы-то должны остаться. – Она тихо улыбнулась.
– Хорошо было бы. – Он задумался. – Впереди – сколько угодно времени. Самые длинные каникулы в истории. И мы с корзиной припасов, и самый долгий пикник. Только ты, я и Джим. Никаких сезонных билетов.
Не нужно тянуться за Джонсами. Даже автомашины не надо. Придумать какой-нибудь другой способ путешествовать, старинный способ. Взять корзину с сэндвичами, три бутылки шипучки, дальше, как понадобится, пополнять запасы в безлюдных магазинах в безлюдных городах, и впереди нескончаемое лето…
Долго они сидели молча на террасе, их разделяла свернутая газета.
Наконец она сказала:
– А нам не будет одиноко?
Вот каким было утро нового мира. Они проснулись и услышали мягкие звуки земли, которая теперь была просто-напросто лугом, города тонули в море травы-муравы, ноготков, маргариток, вьюнков. Сперва они приняли это удивительно спокойно, должно быть потому, что уже столько лет не любили город и позади было столько мнимых друзей, и была замкнутая жизнь в уединении, в механизированном улье.
Муж встал с кровати, выглянул в окно и спокойно, словно речь шла о погоде, заметил:
– Все исчезли.
Он понял это по звукам, которых город больше не издавал.
Они завтракали не торопясь, потому что мальчик еще спал, потом муж выпрямился и сказал:
– Теперь мне надо придумать, что делать.
– Что делать? Как… разве ты не пойдешь на работу?
– Ты все еще не веришь, да? – Он засмеялся. – Не веришь, что я не буду каждый день выскакивать из дому в десять минут девятого, что Джиму больше никогда не надо ходить в школу. Всё, занятия кончились, для всех нас кончились! Больше никаких карандашей, никаких книг и кислых взглядов босса! Нас отпустили, милая, и мы никогда не вернемся к этой дурацкой, проклятой, нудной рутине. Пошли!
И он повел ее по пустым и безмолвным улицам города.
– Они не умерли, – сказал он. – Просто… ушли.
– А другие города?
Он зашел в телефонную будку, набрал номер Чикаго, потом Нью-Йорка, потом Сан- Франциско. Молчание. Молчание. Молчание.
Все, – сказал он, вешая трубку.
– Я чувствую себя виноватой, – сказала она. – Их нет, а мы остались. И… я радуюсь. Почему? Ведь я должна горевать.
– Должна? Никакой трагедии нет. Их не пытали, не жгли, не мучали. Они исчезли и не почувствовали этого, не узнали. И теперь мы ни перед кем не обязаны. У нас одна обязанность – быть счастливыми. Тридцать лет счастья впереди, разве плохо?
– Но… но тогда нам нужно заводить еще детей?
– Чтобы снова населить мир? – Он медленно, спокойно покачал головой. – Нет. Пусть Джим будет последним. Когда он состарится и умрет, пусть мир принадлежит лошадям и коровам, бурундукам и паукам Они без нас не пропадут.
А потом когда- нибудь другой род, умеющий сочетать естественное счастье с естественным любопытством, построит города, совсем не такие, как наши, и будет жить дальше. А сейчас уложим корзину, разбудим Джима и начнем наши тридцатилетние каникулы.
Ну, кто первым добежит до дома?
Он взял с маленькой дрезины кувалду, и пока он полчаса один исправлял ржавые рельсы, женщина и мальчик побежали вдоль берега.
Они вернулись с горстью влажных ракушек и чудесными розовыми камешками, сели, и мать стала учить сына, и он писал карандашом в блокноте домашнее задание, а в полдень к ним спустился с насыпи отец, без пиджака, без галстука, и они пили апельсиновую шипучку, глядя, как в бутылках, теснясь, рвутся вверх пузырьки.
Стояла тишина. Они слушали, как солнце настраивает старые железные рельсы. Соленый ветер разносил запах горячего дегтя от шпал, и мужчина легонько постукивал пальцем по своему карманному атласу.
– Через месяц, в мае, доберемся до Сакраменто, оттуда двинемся в Сиэтл. Пробудем там до первого июля, июль хороший месяц в Вашингтоне, потом, как станет холоднее, обратно, в Йеллоустон, несколько миль в день, здесь поохотимся, там порыбачим…
Мальчику стало скучно, он отошел к самой воде и бросал палки в море, потом сам же бегал за ними, изображая ученую собаку.
Отец продолжал:
– Зимуем в Таксоне, в самом конце зимы едем во Флориду, весной – вдоль побережья, в июне попадем, скажем, в Нью-Йорк. Через два года лето проводим в Чикаго.
Через три года – как ты насчет того, чтобы провести зиму в Мехико-Сити? Куда рельсы приведут, куда угодно, и если нападем на совсем неизвестную старую ветку – превосходно, поедем по ней до конца, посмотрим, куда она ведет.
Когда- нибудь, честное слово, пойдем на лодке вниз по Миссисипи, я об этом давно мечтал. На всю жизнь хватит, не маршрут – находка…
Он смолк. Он хотел уже захлопнуть атлас неловкими руками, но что-то светлое мелькнуло в воздухе и упало на бумагу. Скатилось на песок, и получился мокрый комочек.
Жена глянула на влажное пятнышко и сразу перевела взгляд на его лицо. Серьезные глаза его подозрительно блестели. И по одной щеке тянулась влажная дорожка.
Она ахнула. Взяла его руку и крепко сжала.
Он стиснул ее руку и, закрыв глаза, через силу заговорил:
– Хорошо, правда, если бы мы вечером легли спать, а ночью все каким-то образом вернулось на свои места. Все нелепости, шум и гам, ненависть, все ужасы, все кошмары, злые люди и бестолковые дети, вся эта катавасия, мелочность, суета, все надежды, чаяния и любовь. Правда, было бы хорошо?
Она подумала, потом кивнула.
И тут оба вздрогнули.
Потому что между ними (когда он пришел?), держа в руке бутылку из-под шипучки, стоял их сын.
Лицо мальчика было бледно. Свободной рукой он коснулся щеки отца, там где оставила след слезинка.
– Ты… – сказал он и вздохнул. – Ты… Папа, тебе тоже не с кем играть.
Жена хотела что-то сказать.
Муж хотел взять руку мальчика.
Мальчик отскочил назад.
– Дураки! Дураки! Глупые дураки! Болваны вы, болваны!
Сорвался с места, сбежал к морю и, стоя у воды, залился слезами.
Мать хотела пойти за ним, но отец ее удержал.
– Не надо. Оставь его.
Тут же оба оцепенели. Потому что мальчик на берегу, не переставая плакать, что- то написал на клочке бумаги, сунул клочок в бутылку, закупорил ее железным колпачком, взял покрепче, размахнулся – и бутылка, описав крутую блестящую дугу, упала в море.
Что, думала она, что он написал на бумажке? Что там, в бутылке?
Бутылка плыла по волнам.
Мальчик перестал плакать.
Потом он отошел от воды и остановился около родителей, глядя на них, лицо ни просветлевшее, ни мрачное, ни живое, ни убитое, ни решительное, ни отрешенное, а какая-то причудливая смесь, словно он примирился со временем, стихиями и этими людьми. Они смотрели на него, смотрели дальше, на залив и затерявшуюся в волнах светлую искорку – бутылку, в которой лежал клочок бумаги с каракулями.
Он написал наше желание? – думала женщина.
Написал то, о чем мы сейчас говорили, нашу мечту?
Или написал что-то свое,пожелал для себя одного,чтобы проснуться завтра утром – и он один в безлюдном мире, больше никого, ни мужчины, ни женщины, ни отца, ни матери, никаких глупых взрослых с их глупыми желаниями, подошел к рельсам и сам, в одиночку, повел дрезину через одичавший материк, один отправился в нескончаемое путешествие, и где захотел – там и привал.
Это или не это? Наше или свое?..
Она долго глядела в его лишенные выражения глаза, но не прочла ответа, а спросить не решилась.
Тени чаек парили в воздухе, осеняя их лица мимолетной прохладой.
– Пора ехать,- сказал кто-то.
Они поставили корзину на платформу. Женщина покрепче привязала шляпу к волосам желтой лентой, ракушки сложили кучкой на доски, муж надел галстук, жилет, пиджак и шляпу, и все трое сели на скамейку,глядя в море,- там, далеко, у самого горизонта, поблескивала бутылка с запиской.
– Если попросить – исполнится? – спросил мальчик. – Если загадать – сбудется?
– Иногда сбывается… даже чересчур.
– Смотря чего ты просишь.
Мальчик кивнул, мысли его были далеко.
Они посмотрели назад, откуда приехали, потом вперед, куда предстояло ехать.
– До свиданья, берег, – сказал мальчик и помахал рукой.
Дрезина покатила по ржавым рельсам. Ее гул затих и пропал. Вместе с ней вдали, среди холмов, пропали женщина, мужчина, мальчик.
Когда они скрылись, рельсы минуты две тихонько дребезжали, потом смолкли. Упала ржавая чешуйка. Кивнул цветок.
Море сильно шумело.
Полный текст: https://raybradbury.ru/library/story/63/5/1/
– Расскажи о своём впечатлении от рассказа?
– Чем фантастический рассказ отличается от сказки?
Заполни интерактивный рабочий лист, предварительно сделав копию
Источник: https://www.sites.google.com/site/utseniebezgranits/a-platonov/rej-duglas-bredberi
Рассказ Рея Бредбери «Каникулы». Что нужно человеку для счастья?. Видеоурок. Литература 7 Класс
Тема: Зарубежная литература XX века
Урок: Рассказ Рея Брэдбери «Каникулы»
Рис. 1. Рей Дуглас Брэдбери (1920–2012) (Источник)
Американский писатель-фантаст Рей Дуглас Брэдбери (рис. 1) стал одним из самых известных и читаемых писателей во всем мире. Его смерть в 2012 году оплакивали миллионы поклонников его таланта.
Писатель родился в бедной американской семье. Окончив среднюю школу, сразу пошел работать, так как денег на дальнейшее образование не было.
В будущем писатель вспоминал: «Когда мне было 19 лет, я не мог поступить в колледж: я был из бедной семьи. Денег у нас не было, так что я ходил в библиотеку. Три дня в неделю я читал книги.
В 27 лет вместо университета я окончил библиотеку».
Брэдбери впервые попробовал себя в литературе в 12 лет, когда написал собственное продолжение к роману Э. Бэрроуза «Великий воин Марса». Писатель упомянул в одном из интервью, что из-за бедности в то время просто не мог позволить купить себе следующую книгу, и тогда сам решил придумать, что может быть дальше.
Рей Брэдбери много читал и перенял лучшие традиции предшествующей и современной ему фантастической литературы. Сам писатель однажды шутливо заметил: «Жюль Верн был моим отцом. Уэллс — мудрым дядюшкой, Эдгар Аллан По приходится мне двоюродным братом… Ну, кем я еще мог стать, как не писателем-фантастом — в такой-то семейке!»
Творческое наследие писателя огромно. Это более 800 различных произведений, среди которых романы, повести, рассказы. С одним из фантастических рассказов Брэдбери мы познакомимся сегодня. Это рассказ «Каникулы».
Жанр – фантастический рассказ. Однако, читая его, мы не сразу это понимаем. Повествование начинается с пейзажной экспозиции (рис. 2):
Рис. 2. Иллюстрация к рассказу Брэдбери «Каникулы» (Источник)
«День был свежий — свежестью травы, что тянулась вверх, облаков, что плыли в небесах, бабочек, что опускались на траву.
День был соткан из тишины, но она вовсе не была немой, ее создавали пчелы и цветы, суша и океан, все, что двигалось, порхало, трепетало, вздымалось и падало, подчиняясь своему течению времени, своему неповторимому ритму. Край был недвижим, и все двигалось.
Море было неспокойно, и море молчало. Парадокс, сплошной парадокс, безмолвие срасталось с безмолвием, звук со звуком».
Пейзаж идеален своим величественным спокойствием. Нарушается гармония всего лишь одним предложением: «Парадокс, сплошной парадокс». Слово «парадокс» как инопланетное существо нарушает земной пейзаж. Что же оно означает?
Парадо́кс (от др.-греч.— неожиданный, странный) — ситуация (высказывание, утверждение, суждение или вывод), которая может существовать в реальности, но не имеет логического объяснения.
Что же в описании пейзажа парадоксального? Это какая-то неестественная тишина, непривычное спокойствие. Такое, что становится не по себе и как-то тревожно на душе: «Цветы качались, и пчелы маленькими каскадами золотого дождя падали на клевер.
Волны холмов и волны океана, два рода движения, были разделены железной дорогой, пустынной, сложенной из ржавчины и стальной сердцевины, дорогой, по которой, сразу видно, много лет не ходили поезда.
На тридцать миль к северу она тянулась, петляя, потом терялась в мглистых далях; на тридцать миль к югу пронизывала острова летучих теней, которые на глазах смещались и меняли свои очертания на склонах далеких гор».
Железная дорога обозначила присутствие человека и одновременно подчеркнула его загадочное отсутствие.
В чем же причина запустения, почему по дороге не ходят поезда? Может быть, это просто заброшенная железнодорожная ветка, и поезда здесь уже вообще не ходят? Однако вскоре на горизонте появляется маленькая четырехколесная дрезина, на которой едет семья: супружеская пара с семилетним сынишкой. Они останавливаются, чтобы перекусить на природе.
Сначала кажется, что в этом нет ничего странного: обычный уикенд, когда семья выехала за город на пикник. И только из разговора мы узнаем страшное: оказывается кроме них, в мире больше нет людей. Как же такое могло случиться?
А все началось с разговора, когда однажды вечером, измученный каждодневной рутинной работой, герой размечтался:
«— А замечательно было бы… Проснуться завтра, и во всем мире ни души, начинай все сначала!
Он сидел и курил, в руке сложенная газета, голова откинута на спинку кресла.
— Если бы можно было сейчас нажать такую кнопку, ты бы нажал?
— Наверно, да, — ответил он. — Без насилия. Просто все исчезнет с лица земли. Оставить землю и море, и все, что растет — цветы, траву, плодовые деревья. И животные тоже пусть остаются. Все оставить, кроме человека, который охотится, когда не голоден, ест, когда сыт, жесток, хотя его никто не задевает.
— Но мы-то должны остаться, — она тихо улыбнулась.
– Хорошо было бы, — он задумался. — Впереди — сколько угодно времени. Самые длинные каникулы в истории…»
Мечты героя нам понятны. Кто из нас в минуты усталости не мечтал о долгих каникулах. Однако настораживает другое: почему-то для окончательного счастья героям захотелось уничтожить всех людей. Почему? Надоело сравнивать с другими: ведь кто-то успешнее в бизнесе, у кого-то больше дом, дороже автомобиль, счастливее и интереснее жизнь. И вот сбылась мечта:
«Они проснулись и услышали мягкие звуки земли, которая теперь была просто-напросто лугом, города тонули в море травы – муравы, ноготков, маргариток, вьюнков.
Сперва они приняли это удивительно спокойно, должно быть потому, что уже столько лет не любили город и позади было столько мнимых друзей, и была замкнутая жизнь в уединении, в механизированном улье.
Муж встал с кровати, выглянул в окно и спокойно, словно речь шла о погоде, заметил: — Все исчезли. Он понял это по звукам, которых город больше не издавал».
Жизнь героев изменилась: не надо ходить на работу и в школу, можно много путешествовать. Сначала они были бесконечно счастливы:
«— И теперь мы ни перед кем не обязаны. У нас одна обязанность — быть счастливыми. Тридцать лет счастья впереди, разве плохо?»
Но иллюзия счастья продлилась недолго. С каждым днем герои все острее ощущают необходимость в людях, потребность в общении с ними, пускай не всегда приятном, но, как оказалось, таким важным.
Их маленький сын скучает, потому что ему не с кем играть. Он открыто выражает свои эмоции: «Мальчик отскочил назад.
— Дураки! Дураки! Глупые дураки! Болваны вы, болваны! Сорвался с места, сбежал к морю и, стоя у воды, залился слезами».
Взрослые не так откровенны, особенно отец. Ведь это он мечтал о нескончаемых каникулах. Теперь ему сложно признать свою ошибку.
Наблюдая за героем, мы видим, что он живет надеждой на то, что все вернется на круги свои: «Мать и сын уже сидели перед расстеленной скатертью, когда мужчина спустился к ним, на нем был строгий костюм с жилетом, галстук и шляпа, как будто он ожидал кого-то встретить в пути.
Раздавая сэндвичи и извлекая маринованные овощи из прохладных зеленых баночек, он понемногу отпускал галстук и расстегивал жилет, все время озираясь, словно готовый в любую секунду опять застегнуться на все пуговицы».
Кульминацией рассказа стал момент, когда отец с атласом в руках строит планы дальнейших путешествий. Кажется, что герой бодр, весел и даже счастлив, особенно когда говорит о возможности осуществить мечту и отправиться на лодке вниз по Миссисипи.
«Он хотел уже захлопнуть атлас неловкими руками, но что-то светлое мелькнуло в воздухе и упало на бумагу. Скатилось на песок, и получился мокрый комочек. Жена глянула на влажное пятнышко и сразу перевела взгляд на его лицо. Серьезные глаза его подозрительно блестели.
И по одной щеке тянулась влажная дорожка».
Наш герой строит планы счастливого будущего и плачет. Его слезы — это слезы отчаяния, бессилия и одновременно надежды на то, что все можно изменить:
«— Хорошо, правда, если бы мы вечером легли спать, а ночью все каким-то образом вернулось на свои места. Все нелепости, шум и гам, ненависть, все ужасы, все кошмары, злые люди и бестолковые дети, вся эта катавасия, мелочность, суета, все надежды, чаяния и любовь. Правда, было бы хорошо?»
Вывод. Герои рассказа Брэдбери поняли, что счастье состоит не только в том, чтобы жить для себя. Оказывается, для счастья человеку нужны друзья, работа. И даже трудности, которые преодолевает человек, позволяют насладиться радостью победы, осознанием своего личностного роста.
Рассказ Брэдбери заканчивается тем, что мальчик пишет письмо и отправляет его в морское плавание в закупоренной бутылке. Мы не знаем, что он в нем написал, но вместе с его родителями надеемся, что там написано приблизительно следующее: «Люди, пожалуйста, вернитесь! И пусть все будет так, как прежде!»
Список рекомендованной литературы
- Коровина В.Я. Дидактические материалы по литературе. 7 класс. — 2008.
- Тищенко О.А. Домашняя работа по литературе за 7 класс (к учебнику В.Я. Коровиной). — 2012.
- Кутейникова Н.Е. Уроки литературы в 7 классе. — 2009.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2012.
- Коровина В.Я. Учебник по литературе. 7 класс. Часть 2. — 2009.
- Ладыгин М.Б., Зайцева О.Н. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. — 2012.
- Курдюмова Т.Ф. Учебник-хрестоматия по литературе. 7 класс. Часть 1. — 2011.
- Фонохрестоматия по литературе за 7 класс к учебнику Коровиной.
Дополнительные рекомендованные ссылки на ресурсы сети Интернет
- ФЭБ: Словарь литературных терминов (Источник).
- Словари. Литературные термины и понятия (Источник).
- Толковый словарь русского языка (Источник).
- Рей Брэдбери. Творчество. Биография (Источник).
Рекомендованное домашнее задание
- Прочитайте рассказ. Составьте его план.
- Мальчик написал письмо. Как вы думаете, о чем оно? Попробуйте составить и записать это письмо.
- Чему учит рассказ Брэдбери «Каникулы»?
Источник: https://interneturok.ru/lesson/literatura/7-klass/zarubezhnaya-literatura-xx-veka/rey-duglas-bredberi-kanikuly?trainers