Анализ стихотворения «не жалею, не зову, не плачу…» (с.а. есенин)

«Не жалею, не зову, не плачу…» С. Есенин

Поэт Сергей Есенин нечасто обращался к философской теме в своих лирических произведениях, считая, что рассуждения о жизни и смерти не являются важным аспектом литературного творчества.

Тем не менее, в 1921 году он написал удивительно тонкое и возвышенное стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…», в котором анализирует свой творческий и жизненный путь, признаваясь, что он близок к завершению.

Это произведение, которое многие литературоведы считают достойным эпиграфом к творчеству поэта, было написано Сергеем Есениным в 26 лет. Казалось бы, нет повода задумываться над жизнью в возрасте, когда большинство людей лишь начинает ощущать ее вкус и прелесть.

Обратите внимание

Однако следует учитывать, что Есенин никогда не принадлежал к большинству, и его духовное развитие намного опережало прожитые годы. Фактически параллельно он прожил несколько жизней – поэта, гражданина, пьяницы и дебошира.

Поэтому к моменту написания стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» в духовном плане мог претендовать не на ролью молодого человека, который только начинает пожинать первые плоды успеха, а на убеленного сединами старца, которому пришло время подводить жизненные итоги.

Стихотворение начинается со строчки, в которой поэт заявляет, что ни о чем не жалеет.

Однако сам же себя и опровергает, так как это произведение пронизано грустью и осознанием того, что у автора нет возможности исправить собственные ошибки и хоть что-нибудь изменить.

Он не винит в этом себя либо других, а лишь констатирует факт, что «увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым». Трактовать это фразу можно по-разному. Однако, вероятнее всего, поэт имел ввиду то, что время менять что-то в своей жизни уже прошло.

Несмотря на очевидную молодость, к этому моменту Сергей Есенин является уже достаточно известным, состоявшимся поэтому. Он познал вкус славы и боль разочарования. И, пройдя через непростые жизненные испытания, по собственному признанию, «скупее стал в желаньях».

В своем восприятии жизни поэт весьма приблизился к лермонтовскому герою Печорину, в душе которого безразличие и цинизм переплетаются с бессмысленным благородством.

«Ты теперь не так уж будешь биться, сердце, тронутое холодком», — эта фраза Сергея Есенина красноречиво свидетельствует о том, что поэт разочаровался во многих аспектах жизни, включая творчество, способность восторженно воспринимать окружающий мир и преклоняться перед женщинами.

Автор отмечает, что даже дух бродяги, присущий ему с рождения, все реже и реже заставляет своего обладателя совершать поступки, достойные истинного поэта. Оглядываясь на свою недолгую жизнь, Есенин пребывает в некотором недоумении и замешательстве, считая, что она больше напоминает сон либо мираж, сквозь который он «проскакал на розовом коне».

И именно это полузабытое ощущение, вернуть которое поэт уже не в силах, заставляет его по-новому смотреть на собственную жизнь, утверждая, что молодость закончилась, а вместе с нею ушло то удивительное ощущение счастья и беззаботности, когда Есенин принадлежал самому себе и был волен поступать так, как считает нужным.

Важно

Нет, поэта не гнетут обязательства и условности общества. Более того, он прекрасно осознает, что «все мы в этом мире тленны». И понимание этой простой истины заставляет автора благодарить Создателя за то, что ему даровано было «процвесть и умереть».

Последняя фраза стихотворения не только свидетельствует о том, что Есенин благодарен судьбе за все, и, если бы была такая возможность, то свою жизнь он прожил бы точно так же. В финальной строчке стихотворения звучит предчувствие скорой гибели, которое оказалось пророческим.

Спустя 4 года он будет найден повешенным в номере ленинградской гостиницы «Англетер», и его смерть до сих пор овеяна тайной.

Источник: http://pishi-stihi.ru/ne-zhaleyu-ne-zovu-ne-plachu-esenin.html

Анализ стихотворения Есенина Не жалею, не зову, не плачу..

Сергей Есенин – один из тех поэтов 20-го века, кто стал невероятно известен в очень молодом возрасте. Стихотворение «Не жалею,  не зову, не плачу» он написал будучи в 26 — летнем возрасте, и уже тогда поэт часто задумывался о прошедшей жизни и её переосмыслении.

  Сергей Есенин пытается решить проблему приятия ухода юности, одновременно с этим осознаёт необходимость смирения перед неизбежным. Содержание произведения наполнено поэтическими деталями и образами.

Розовый конь предстал перед читателями как символ начинающей молодой жизни, тот самый конь является олицетворением настоящего коня, на котором в детстве и юношестве Есенин скакал по родному рязанскому краю.

Если начинает автор с оттенков земного мира и розовых цветов, показывая в строке » словно я весенней гулкой ранней» всю романтичность и доверчивость юности. Но всё же автор прочувствовал на себе суровость реальности, не веря в то, что всё в жизни произошло по — настоящему, это наблюдается в строке:  «Неужели это так на самом деле?

 Далее оттенки плавно переходят в более траурную гамму, которая показывает всё сожаление об ушедшей молодости и «свежести».  Сердце «тронутое холодком» будто разворачивает перед автором все события, и испытания, которые он с трудом пережил, и после которого он перестал верить в то, что преподнесла ему судьба.

Произведение Есенина, очевидно, несет для читателя исповедальный характер. К нему приходит осознание, что жизненный круговорот не прекращается, начинают цвести новые поколения, которые познают радость и горе жизни и также должны умереть, эта мысль закрадывается в строках:

Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.                    

Совет

Не каждый человек так спокойно может воспринять уход из этого мира, в этих строках ощущается огромный опыт автора. Есенин чувствовал жизнь и задумывался о смерти слишком часто,  хотя он совсем недавно перешёл порог двадцатилетия.

Стихотворения Сергея Есенина в большинстве своём написаны очень простым языком, в голове будто сразу картина встает на месте, и понимание будто достигает своей вершины, однако вскоре уже прокрадывается настоящее осознание его глубины и искренности.

Анализ стихотворения Не жалею, не зову, не плачу… Есенина

Это стихотворение с философским уклоном написано в 1921 году. Обычно философствуют люди в более зрелом возрасте. А тут совсем молодой человек в полном расцвете сил. Почему? По всей видимости, не нашёл он себе места в этом мире. Ни в России, ни в Америке, куда он ездил. Там ещё хуже, чем в России — там всем правит доллар.

Никому не нужен ни он, ни его творчество. В России того времени надо было писать о партии, революции, коллективизации. Восхвалять конкретных людей, а не писать о чём-то возвышенном и эфемерном.

Поэт как бы подытоживает свой жизненный путь. Он столько пережил в своей такой короткой жизни, что многие за всю длинную жизнь не переживают. Писал, любил, трижды женился, пьянствовал дебоширил.

Он понимает что, жалей — не жалей, плачь — не плачь, зови — не зови нет возврата назад. Это тройное отрицание показывает безропотное принятие своей судьбы. Молодым и беззаботным больше никогда не будешь, не будешь ходить босиком по лесам и полям в «стране берёзового ситца». Как он нежно и трогательно — красиво говорит о России!

Сердце тронуло холодом, и оно стало медленнее биться. Есенин разочаровался в жизни, в творчестве, даже женщины больше не интересуют его. Не хочется больше буянить и дебоширить, чтобы привлечь к себе внимание. Он теперь уже и ничего не желает. Жизнь так быстро пролетела. Он не понимает жил он или это всё приснилось ему. Проскакал по жизни «на розовом коне».

Розовый конь — это наверно, наивные и романтичные мечты юности, когда было так спокойно и счастливо, и поэт не замечал очевидного. Смотрел на жизнь сквозь розовые очки. Но рано или поздно эти очки обречены, упасть и разбиться.

А тут суровая реальность катит в глаза. Его не гнетут условности общества, он понимает, что все люди рано или поздно заканчивают свой жизненный путь. И уходят в вечность.

Обратите внимание

Откуда у молодого человека такое христианское смирение? Он как будто предчувствует свою смерть, понимает её неотвратимость.

Стихотворение написано любимым стихотворным размером поэта — хореем.

  • Анализ стихотворения Гумилева СловоЭлегию «Слово» Гумилёв издал в 1919 г в Петрограде. А напечатали его в 1921 г. в сборнике «Огненный столп». Являясь стихотворцем, Н. Гумилев хорошо понимал, какой мощной энергией обладает обычное слово. Душевная тонкость к словесному
  • Анализ стихотворения Некрасова Мороз красный носВ произведении Некрасова “Мороз красный нос” рассмотрена драма, коснувшаяся целой семьи, потерявшей молодого сына, мужа, отца Прокла. Из-за обморожения мужчина умер, оставив родных и близких горевать.
  • Анализ стихотворения Державина СнегирьСтихотворение «Снегирь» Державин написал после смерти великого русского полководца — Суворова. Это событие вызвало в нем сожаление об утрате такого человека, способного на подвиги во имя родной страны.
  • Анализ стихотворения Жуковского Лесной царьВасилий Андреевич Жуковский — один из самых талантливых поэтов 19 века, он является основателем такого направления в русской литературе как романтизм. Также за свое творчество Жуковский написал большое количество баллад, посланий,
  • Анализ стихотворения Северянина Я генийПериод в литературе под названием « Серебряный век », оставил после себя богатое наследие произведений многих поэтов футуристов, в том числе Игоря Северянина, чей вклад в общее развитие поэзии нельзя недооценить. Северянин,

Источник: https://analiz-stihov.ru/esenin/ne-zhaleyu-ne-zovu-ne-plachu

Анализ стихотворения Сергея Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»

/ Сочинения / Есенин С.А. / Стихотворения / Анализ стихотворения Сергея Есенина «Не жалею, не зову, не плачу…»

  Скачать сочинение
Тип: Эссе

    Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» было написано в 1921 году. Несмотря на то что Есенину в тот момент было всего 26 лет, в его творчестве уже появились грустные философские ноты и скоротечности жизни.     Центральная тема стихотворения – размышление лирического героя о прошедшей жизни, о ее смысле и восприятии. Чувства лирического героя противоречивы.

С одной стороны, все в прошлом. Герой признается, что ему не жаль прошедшей юности, он «не будет больше молодым». Лирический герой говорит о том, что «сердце, тронутое холодком,» остыло; «дух бродяжий» все реже просыпается в его душе, навсегда утрачена «свежесть» молодости. С другой стороны, герой охвачен грустью и тоской по своей юности.

Он, как во сне, просматривает самые запоминающиеся, красочные кадры из жизни («Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?») Здесь же появляется метафоричный образ «розового коня», который символизирует молодость самого поэта. Основная идея стихотворения — необходимость смирения перед неизбежностью. Тема неизбежности конца также появляется как в первой строфе («Все пройдет…»), так и в последней («.

..все мы в этом мире тленны»).     Как и во всей есенинской лирике, в этом стихотворении человек тесно связан с природой. Поэт сопоставляет жизнь с деревом. Здесь листья, как символ жизни человека, охвачены «увяданьем золота». Золотой цвет у Есенина – это цвет осени, который обозначает краткость и величие жизни, неизбежную смену старого на новое.

Лирический герой предстает в этом произведении зрелым человеком, который размышляет о скоротечности жизни. Как проходят года человеческой жизни, так с кленов «тихо льется листьев медь».     Это стихотворение необычайно экспрессивно, наполнено различными образами, создающими особый эмоциональный настрой. Это образ «духа бродяжьего», «утраченной свежести», «розового коня».

Стихотворение очень музыкально, что достигается особой системой рифм, своеобразной строфикой и размером, приемами звукописи — ассонанс (перепевание звуков — э, и для передачи монотонности, мягкости, текучести) и аллитерация (повторяются звуки л, м, н).

    В этом произведение, как и во всей лирике Есенина, есть множество художественно-изобразительных средств: метафор («увяданья золотом», «сердце, тронутое холодком», «страна березового ситца», «пламень уст», «листьев медь»), сравнений («как с белых яблонь дым», «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне»), эпитетов («белых яблонь», «березовый ситец», «утраченная свежесть»).

    Для передачи эмоциональности в стихотворении автором используются восклицания, вопросы, частые обращения («Дух бродяжий!», «Жизнь моя?»). Необыкновенно ярка передача цвета в произведении —дым «белых яблонь», золото «увяданья», медь листьев, «пламень уст» и «березовый ситец».

Важно

    В целом, для стихотворения характерны умиротворение, монотонность, неспешность. Лирический герой размышляет об утраченной молодости, однако его восприятие уходящей жизни естественно, он смиряется с неизбежностью, со скоротечностью человеческого бытия.

Добавил: Marlowmeow

13995 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Смотрите также по произведению «Стихотворения»:

Заказать сочинение      

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00517091429886968452

С. А. Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…»: анализ стихотворения

Произведение было создано автором в 1921 году в возрасте 26 лет. Этот факт особенно любопытен в свете того, насколько сильной философской грустью по утраченной юности пропитано стихотворение.

Читайте также:  Почему творчество требует смелости?

Однако, если получше узнать мысли автора, то все становится на свои места: «…только памятуя о смерти, поэт может особенно остро чувствовать жизнь…» — говорит Есенин на одном из своих публичных выступлений.

Главная тема стихотворения

Основная мысль стихотворения – скоротечность бытия, Есенин сожалеет о том, как коротка человеческая жизнь и в то же время благодарен за возможность прожить ее ярко и красиво. Читателю кажется, что автор будто прощается с ним и с жизнью, подводя своеобразный итог. Он говорит, что ничего уже не заставит трепетать «сердце, тронутое холодком».

Здесь все просто от первого и до последнего слога, как и в остальных произведения Есенина, тут нет потайного смысла или двойного дна.

Автор с нежной грустью вспоминает былые времена « Жизнь моя, иль ты приснилась мне? Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне.

» Он как бы намекает читателю: остановись и задумайся, ведь не успеешь оглянуться, а жизнь прожита, а у тебя ни впереди, ни позади ничего не осталось.

Тема увядания и человеческого заката – вообще очень сложная и глубокая. Что еще раз подчеркивает глубину натуры автора, его меланхолический темперамент и склонность к философским размышлениям. Мягко подводит нас Есенин к тому, каково же вообще предназначение человека на земле. Он спрашивает себя и читателя: для чего мы живем на земле?

Структурный анализ стихотворения

По структуре произведение является стихом — монологом. Автор излагает свои грустные думы невидимому собеседнику.

Для него это своеобразная исповедь, открывая душу читателю, он надеется получить глубокий отклик и сопереживание с его стороны.

Именно эта доверительная интонация повествования, простота формы изложения мыслей так трогает читателя, заставляет его задуматься о собственной жизни.

Способом выражения авторской мысли является антитеза: Есенин противопоставляет весну и осень юности и зрелости.

Осень природы Есенин сравнивает с закатом человеческой жизни: «Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым».

Народные корни поэта как нельзя лучше видны в этом стихотворении, однако, даже просторечья, здесь вписаны органично и лишь придают большей выразительности и целостности произведению.

Многие критики отмечают удивительную музыкальность слога: и действительно строки будто льются, подобно нежной песне. «Бродяжий дух» Есенина вырывается в данном стихотворении во всей своей полноте, он феерично использует образы природы для выражения собственных эмоций.

Совет

Тонко подобранные метафоры рисуют в воображении читателя с одной стороны, отдельный, ни на что не похожий мир, с другой – очень емко и точно описывают родную для наших глаз Россию.

«Страна березового ситца», «гулкая рань», «шляться босиком», «с белых яблонь дым» — все это помогает нам вспомнить и ощутить необъятные русские просторы, буквально вдохнуть родной воздух.

Заключение

В финале стихотворение пронизывает дух смирения и умиротворения, автор принимает то, что подготовила ему судьба, благодарит жизнь за то, что было и то, что, возможно, еще будет:«Будь же ты во век благословенно, что пришло процвесть и умереть».

В процессе повествования автор размышляет над тем, как много ошибок он допускал, ведь Есенин был всем известен как знатный дебошир и пьяница.

Именно потому, что он очень многое в жизни испытал в столь юном возрасте, у него рождаются поистине глубокие и проникновенные строки. Здесь мы слышим отчетливое раскаяние, боль разочарований и жизненных потерь.

Однако, изменить уже ничего нельзя, а жизнь сама расставит все по своим местам, ведь по мнению Есенина «все мы в этом мире тленны».

Источник: https://infourok.ru/user/medvedeva-anna-aleksandrovna1/blog/s-a-esenin-ne-zhaleyu-ne-zovu-ne-plachu-analiz-stihotvoreniya-68764.html

«Не жалею, не зову, не плачу…», анализ стихотворения Есенина

Философские мотивы чаще всего появляются в творчестве поэтов уже в зрелом возрасте. Исключение составляют те, кто рано ушел из жизни. К числу таких можно отнести и Сергея Александровича Есенина, который простился с жизнью в самом расцвете – в неполных 30 лет.

Что заставило молодого человека обратиться к переосмыслению прожитой жизни? Возможно, ощущение собственной ненужности в новом, «железном», мире, ведь в произведениях поэта были только живые герои. Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…», впрочем, как и многие стихи Есенина стало песней, ведь его поэзия песенна уже по своему складу.

Но при всей своей напевности «Не жалею, не зову, не плачу…», об анализе которого пойдет речь, не песня, а именно стихотворение. Только лирическое произведение помогает почувствовать связь творчества Есенина с традициями русской литературы.

Обратите внимание

В строке «Не жалею, не зову, не плачу…» автор применяет градацию – троекратный повтор отрицания, усиливающий взволнованность поэтической речи.

Именно эта строка задает основную тему стихотворения – смиренное принятие своей судьбы. В русской христианской традиции – принимать все, как есть, без сожаления и упреков.

Поэтому стихотворение афористично: почти каждая строка содержит размышление, выражающее вековую мудрость всего народа. Например: «Все пройдет, как с белых яблонь дым».

Вообще, стихотворение представляет широкую цветовую гамму – от «белого дыма» яблонь до золота увядания и меди листьев, от «страны березового ситца» до розового коня.  Цветопись – один из характерных признаков поэзии Сергея Есенина. Но на этом восприятие не заканчивается – читатель может услышать «гулкую рань», в которой проскакал розовый конь.

Конечно, герой не может не испытывать сожаление об уходящей молодости, что выражено в риторических обращениях:

Эта строка необычна еще и тем, что здесь автору удается видоизменить привычный прием параллелизма. Использование этого приема предполагает создание образов природы для лучшего восприятия состояния героя. Здесь же, наоборот, человеческие чувства представлены образами природы – буйство глаз и половодье чувств.

Чтобы придать стихотворению впечатляющую взволнованность и доверительность как бы беседы с читателем, кроме риторических обращений, автор использует и риторические вопросы:

В четвёртой строфе появляется самый значительный образ стихотворения: «словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне». Очевидно, эпитет «розовый» несет символический смысл, ведь смотреть на мир сквозь розовые очки означает быть чересчур романтичным, не видеть очевидного. Возможно, автор хотел подчеркнуть, что прозрел, стал видеть только суровую реальность?

Вообще, как и многие другие философские произведения, это стихотворение носит исповедальный характер. Во много это достигается неспешным, размеренным звучанием пятистопного хорея и довольно точными рифмами, в которых не нужно искать какого-то скрытого подтекста. И хотя герой прощается с уходящей молодостью, создается ощущение его ухода навсегда:

Важно

В этих строках вновь происходит своеобразное взаимопроникновение образов природы и человека. И непонятно, то ли герой «увядает» в расцвете лет, то ли листья на деревьях не могут вернуть себе прежнего состояния молодости и свежести. А обращение к сердцу, «тронутому холодком», свидетельствует о разочарованиях героя, какие, очевидно, он уже испытал в своей недолгой жизни.

Последняя строфа просто потрясает своим откровением — она звучит как смиренное признание непреложных законов жизни:

Только умудренный жизненным опытом человек может с таким спокойствием принимать свой уход из этого мира.

Откуда в молодом человеке, едва перешагнувшем порог своего 25-летия, такое христианское смирение, можно только догадываться.

Сам Есенин утверждал, что «поэту необходимо чаще думать о смерти», чтобы «особенно остро чувствовать жизнь». Поэт, действительно, очень остро чувствовал жизнь, раз так спокойно рассуждал о смерти.

  • «Я покинул родимый дом…», анализ стихотворения Есенина
  • «Шаганэ ты моя, Шаганэ!..», анализ стихотворения Есенина, сочинение
  • «Белая береза», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо к женщине», анализ стихотворения Есенина
  • «Я помню, любимая, помню…», анализ стихотворения Есенина
  • «Песнь о собаке», анализ стихотворения Есенина
  • «Чёрный человек», анализ поэмы Есенина
  • «Спит ковыль. Равнина дорогая…», анализ стихотворения Есенина
  • «Собаке Качалова», анализ стихотворения Есенина
  • «Пугачёв», анализ поэмы Сергея Есенина
  • «Поет зима – аукает», анализ стихотворения Есенина
  • «Письмо матери», анализ стихотворения Сергея Есенина
  • «Пороша», анализ стихотворения Есенина
  • «Русь советская», анализ стихотворения Есенина
  • «Край ты мой заброшенный», анализ стихотворения Есенина

По произведению: «Не жалею не зову не плачу…»

По писателю: Есенин Сергей

Источник: https://goldlit.ru/esenin/491-ne-jaleiu-analiz

Анализ стихотворения Есенина Не жалею, не зову, не плачу..

Поэт, в своих работах, не любил поднимать философские темы, утверждая, что жизнь и смерть – это не главное, что должно быть в литературе. Но, все-таки и он прибегнул однажды к этому вопросу, создав достаточно тонкое и неземное стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…», где размышляет о своем творчестве, о своей жизни, чувствуя, что не долго ему осталось жить на этом свете.

Стихотворение было написано, когда поэту было всего двадцать шесть лет. Кажется, зачем в таком возрасте задумываться о жизни, о ее смысле, когда все только начинается, когда в тебе столько жизненной энергий, когда ты полон сил и действий. Но поэт не из числа всех, он развивался духовно куда быстрее своих сверстников.

И уже к своим годам познал многое. Успел побывать и алкоголиком, и хулиганом, но это все не помешало стать великим поэтом, гражданином России.

Совет

И в момент написания, его мысли, слог, выражали поистине зрелого старца, повидавшего многое на своем жизненном пути и который смело, может подводить итоги своей долгой и не простой жизни.

Произведение начинается о том, где автор утверждает, что ему не о чем желать и тут же противоречит, поскольку его стихотворение пронизано печалью и пониманием того, что у него нет больше шанса что-то изменить, что-то исправить.

Есенин никого не обвиняет, это просто факт, факт случившегося, и что это нельзя исправить «увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым». Понять можно по-разному, но скорее всего, автор имел в виду, поздно что-либо менять.

Да, он молод, его жизнь только начинается, но он уже узнал вкус победы и разочарований. И пройдя через многие испытания, стал проще смотреть на этот мир.

Оценивая свою жизнь, автор находится в некой растерянности, в подавленности, у него создается ощущение, что находится в каком-то забвении, он спит, это происходит не с ним «проскакал на розовом коне».

Благодаря ощущениям прошлого, вынуждает заново пересмотреть свою жизнь, доказывая, что ушли младые годы, а так же легкость, некая беззаботность, когда мог жить, как понимал, не быть никому обязанным, чего-то должным.

Поэта не отягощают обстоятельства и предвзятость окружения. Он хорошо понимает, «все мы в этом мире тленны». Он благодарит Бога за то, что было дано жить на этом мире, видеть небо, солнце, всю природу, благодарит за все, что было в этой жизни у него.

Анализ стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу…» Сергея Есенина

«Не жалею, не зову, не плачу» советский поэт Сергей Есенин в жанре элегии написал в 1921 году, находясь под впечатлением, как отмечает С.А. Толстой, прочитанного им впервые лирического отступления «Мертвых душ».

Одновременно, просматривается реминисценция пушкинской «Осени», —  «Пышное природы увяданье». Впрочем, осень, являясь очень уж яркой аллегорией заката и старости, довольно символично взята Есениным не зависимо от творчества Пушкина, и являет собой некое единение человеческого и природного.

Стихотворение построено антитезно: все, что было таким свежим и юным, и – прошло, противопоставлено «холодному» и безынтересному настоящему, а молодость и весна – осени и начальному этапу зрелости.

Во всем «Не жалею, не зову» сквозит тоска и обреченность поэта, говорящего устами лирического героя. Тоска об уходящей молодости и быстром ходе времени, которое он внезапно начал ощущать.

Обратите внимание

Впрочем, сквозь обреченность и тоску все равно ощущается некоторое смирение и спокойствие, грусть светла и не смешана с ожесточением от утрат, по которым герой тоскует: «Не жалею, не зову, не плачу».

Настоящее поэт словно сухо констатирует, перечисляя то, что так было ценно и чем жил еще совсем недавно:

отзывчивое на все новое и прекрасное, сердце, потому что оно «тронуто холодком»;

юношеская непосредственность и легкость («Не заманит шляться босиком»).

Образ розового коня взят Есениным как символ несбыточных юношеских мечт, граничащих с самообманом.

В «проскакал» усматривается драматическая аналогия с быстротечностью времени и мимолетности счастья.

Предпоследние строки стихотворения становится апогеем повествования, полного сожаления и примирения с неизбежным: «Все мы в этом мире тленны…».

Точкой ставится благословление поэта неразрывности жизни и смерти, а точнее, благословление всему, что проходит свой жизненный путь как некое сподвижничество уже в силу того, что путь оканчивается непременной смертью.

Анализ стихотворения Не жалею, не зову, не плачу… по плану

  • Анализ стихотворения Мужичок с ноготок НекрасоваТворчество великого русского писателя Н. А. Некрасова – это сочетание тем и вопросов, которые остаются актуальными во все времена. Это проникновение невзгод и нищеты в мир детства
  • Анализ стихотворения Тютчева Осенний вечер 8, 10 классПейзажная лирика всегда углубляет читателя в мир грез, надежд, созидательности и грусти. Именно такое произведение Федора Тютчева «Осенний вечер». Из самого названия уже понятно, что произведение об осеннем пейзаже
  • Анализ стихотворения Есенина Не жалею, не зову, не плачу…Поэт, в своих работах, не любил поднимать философские темы, утверждая, что жизнь и смерть – это не главное, что должно быть в литературе. Но, все-таки и он прибегнул однажды к этому вопросу, создав достаточно тонкое и неземное стихотворение
  • Анализ стихотворения Капитаны ГумилеваСтав молодым человеком Николай Гумилев проникся духом романтизма и поиска приключений. Он много путешествовал, когда выдалась такая возможность, а ранее создал цикл под названием Капитаны, который был посвящен приключениям и путешествиям в дальние страны.
  • Анализ стихотворения Никитина Зимняя ночь в деревне 5 классСтихотворение «Зимняя ночь в деревне» было написано 1853 года Иваном Никитиным. Никита именно за хорошие стихи и красивые слова, эпитеты и сравнения в стихах и прозвали мастером русского пейзажа
Читайте также:  Анализ романа моэма «театр»

Источник: http://sochinite.ru/analiz-stihotvoreniya/esenin/ne-zhaleyu-ne-zovu

Есенин Не жалею не зову не плачу

Данное произведение было написано Сергеем Александровичем Есениным в 21 году прошлого столетия. В это время начинающему поэту было всего-навсего двадцать шесть лет. Постоянные проблемы и появившийся жизненный опыт побудили его создавать шедевры на грустную тематику, в текстах появились философские мысли о сущности бытия и скоротечности жизненного процесса.

Минорные нотки в творчестве поэта возникли достаточно рано, ведь он еще не прожил и половины обычной человеческой жизни, а уже начал рассуждать о возможности кончины. У поэта было свое личное мнение по этому поводу.

Есенин объяснял наличие таких философских раздумий просто: «Настоящий поэт обязан думать о смерти, только помня о ней, можно по-особенному ощутить важность жизни…»

Не жалею, не зову, не плачу,Все пройдет, как с белых яблонь дым.Увяданья золотом охваченный,Я не буду больше молодым.Ты теперь не так уж будешь биться,Сердце, тронутое холодком,И страна березового ситцаНе заманит шляться босиком.Дух бродяжий! ты все реже, режеРасшевеливаешь пламень уст.

О моя утраченная свежесть,Буйство глаз и половодье чувств.Я теперь скупее стал в желаньях,Жизнь моя! иль ты приснилась мне?Словно я весенней гулкой раньюПроскакал на розовом коне.Все мы, все мы в этом мире тленны,Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Особенности стихотворения «Не жалею не зову не плачу…»

Представленное читателям стихотворение – своеобразный монолог автора. Есенин старается поделиться своими раздумьями и чувствами, которые «затаились» у него в глубине души. Стихотворение создано в виде обращения поэта к своему другу, которым в данном случае является читатель. Есенин рассчитывает на понимание, поэтому говорит очень искренно и вдохновенно.

Создание иллюзии обращения у Сергея Есенина получилось, это сразу же понятно после прочтения первых строк. Следует отметить, что интонация произведения создана в форме исповеди, где прослеживается доверительное обращение к читателю. Поэт передает всю грусть души, прощается и благодарит все окружающее за то, что оно подарило ему возможность жить на земле.

На протяжении всего стихотворения время от времени выплескиваются наружу различные яркие высказывания, чувства и напор просто захватывают читателя. Фразы просты и искренни, поэтому способны покорить и пленить даже самого скрупулёзного человека. Автор старался создать такой образ, где будет совмещена душа человека, его чувства и натуральность характера природы.

Что делает стихотворение изысканным?

Сергею Есенину присуще использовать в своих произведениях всю палитру красок. Этой особенностью обладали не все поэты того времени. Автор в строках использовал множество оттенков, к примеру:♦ «…страна березового ситца…»;♦ «…пламень уст…»;♦ «…гулкая рань…»;♦ «…розовый конь…».Таких фраз в строках стихотворения большое количество и они используются уместно.

Цветовая гамма создана таким образом, что способна передать тончайшие настроения, а также одухотворенность с живописным характером.Многие осудят данные строки и будут абсолютно неправы.

К примеру, людям, анализирующим стихотворение, может показаться, что использование розового цвета здесь будет совсем неуместно, так как он маловыразительный и скорее промежуточный, разбавленный в характеристиках. Но Есенин смог передать эту краску так, что вокруг нее сформировалась четкая выразительность.

По мнению поэта, только розовый цвет способен передать все те чувства, которые связанны именно с молодостью, юностью, красотой и свежестью. Не стоит забывать о «розовых очках», которые ассоциируются с безмятежностью, молодостью, неопытностью. Стихотворение обладает своеобразной песенностью. Идея музыкальности звучит в каждой строке.

Важно

Поэт использует большое количество всевозможных сравнений, метафор и создает изысканную красоту форм. Все это используется для того, чтобы как можно полнее и глубже выразить особенные переживания и чувства. Здесь используются фразы о прошлом, настоящем, а также грустные раздумья о грядущем будущем. Такие особенности позволяют создать картину душевной осени.

Следует отметить, что мотивы философского направления чаще всего встречаются у поэтов в зрелом возрасте, но бывают и исключения. Таким ярким примером является именно Сергей Александрович Есенин, который закончил свой жизненный путь в весьма раннем возрасте, а именно в тридцать лет.

У многих читателей возникает вопрос: «Что же заставило человека в молодом возрасте переосмыслить свою короткую жизнь?». По этому поводу существует множество мнений. Вероятно, у него возникло чувство безысходности и невостребованности в настоящем мире, который постоянно меняется и удивляет своей скоростью развития, становясь «железным». Но поэт не теряет живости в своих произведениях, он постоянно использует живые образы. Произведение «Не жалею не зову не плачу…» — это поэзия, распевающая о живом и одухотворенном мире.

Анализ стихотворения «Не жалею не зову не плачу…»

Творение Сергея Есенина интересно и изысканно. Оно позволяет почувствовать настоящую природу чувств, которая отслеживается практически во всех произведениях поэта. Здесь существует особенная связь поэта со старинными традициями в русской литературе.

Сама строка «Не жалею, не зову, не плачу…» представляет собой повтор отрицательных моментов, причем троекратный. Это своеобразная градация, позволяющая усилить взволнованность в поэтических речевых оборотах. Именно эта фраза дает читателю понять, что основная тема стиха – это смирение и принятие сущности судьбоносных действий.

Это знакомо каждому христианину, ведь отрицание и принятие – это уже традиция у народа, который готов воспринимать все как есть на самом деле, не имея сожаления и не упрекая никого в содеянном. Все это придает стихотворению афористичность, т.е.

в каждой строке присутствуют своеобразные мысли и размышления, которые способны выразить мудрость русского народа, сформировавшуюся на протяжении многих веков. К примеру, весьма понятна и интересна фраза «…Все пройдет, как белых яблонь дым…».Следует отметить, что стих представлен в обширной оттеночно-цветовой гамме.

Здесь используется как белый цвет (дым), так и золотистое увядание листвы, показывающее осенний период года. Во всех произведениях Есенина, созданных в то время, отслеживается именно цветопись – она является характерным признаком типологии написания.

Некоторые вещи кажутся слишком замысловатыми и могут анализироваться по-разному, к примеру, «…гулкая рань…» или «…розовый конь…»Практически в каждой строке произведения отслеживается постоянное сожаление о том, что молодость уже ушла и впереди лишь грустное и скучное однообразие будущего. В тексте присутствую фразы, которые просто кричат об этом:

«…О, моя утраченная свежесть, буйство глаз и половодье чувств!…»

Для придания стихотворению особенной впечатляющей взволнованности и доверительности, автор по тексту применяет различные риторические вопросы о жизненных ситуациях, помимо риторических обращений, к примеру:

«…Жизнь моя? Иль ты приснилась мне?…»

Далее по тексту следует замысловатый ответ на поставленный вопрос. Автор использует множество всевозможных эпитетов, которые, на первый взгляд, могут показаться «фантастическими», но имеют свой эксклюзивный смысл.

Совет

Есенин указывает на то, что не стоит относиться к жизни слишком легкомысленно, что рано или поздно человек прозреет и ощутит суровую реальность настоящего мира.Следует отметить, что, как и многие иные произведения с философским направлением, данное творение имеет характер исповеди.

Есенин использовал при создании пятистопный хорей, который дополняется максимально точными рифмами. Он имеет неспешное и размерное звучание, не имеющего слишком замысловатого скрытого подтекста. Автор, прощаясь со своей молодостью в стихах, создает ощущение того, что он вскоре уйдет насовсем.

Особенно это прослеживается в строках:

«…Увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым…»

Здесь, как и по всему произведению, ощущается взаимопроникновение человеческой натуры и природной натуральности. И это вполне объяснимо, ведь автор передает читателю мысль о том, что его молодость увядает, сравнивая свое состояние с деревьями, которые не могут быть вечно молодыми и красивыми.

В строках прослеживается особенное разочарование, которое он ощущал на протяжении своей жизни.

В последних строках стиха описываются откровения поэта, которые звучат как смиренное признание сущности.

Это свидетельствует на то, что только мудрый человек способен спокойно воспринять уход из настоящего мира.

Источник: https://gfom.ru/esenin_ne_jaleyu_ne_zovu_ne_plachu.php

Анализ стихотворений «Не жалею, не зову, не плачу» и «Отговорила роща золотая» | Инфошкола

Эти два стихотворения «Не жалею, не зову, не плачу» и «Отговорила роща золотая»- одни из самых любимых в народе. Образность, насыщенность метафорами не затрудняет их восприятие даже далёкими от литературы людьми.

Метафорические образы в них не вычурны, не выдуманы, не изобретены, а, несмотря на оригинальность, удивительно органичны и безошибочно узнаваемы как «есенинские».

За каждым из них открывается поразительно яркая, живописная картина, соотносимая с самыми сокровенными переживаниями каждого человека.

Они пробуждают грусть о скоротечности жизни, тленности всего живущего на Земле. Популярности стихотворений способствовало то, что оба положены на музыку композитором-песенником Пономаренко, который чутко ощутил грусть, лиризм, любовь к миру, жизни, выраженные в этих стихотворениях, и в проникновенных мелодиях сумел гениально выразить видения, чувства, мысли поэта.

Но что удивительно! Когда собираются запеть одну из этих песен, сначала замешкаются, чтобы отличить одну от другой, вспомнить и «развести» строки, слова. Это, конечно, нисколько не снижает силы и выразительности стихотворений.

Просто чувства, выраженные в них, очень схожи. И всё же в лирическом тоне и в развитии близких тем наблюдаются некоторые различия. Время написания стихотворений установлено комментаторами по времени первого появления их в печати. Похожее, близкое в них говорит о глубоком и непреходящем чувстве в душе поэта. Различное — о его меняющихся самоощущении, отношении к жизни.

Попробуем разобраться в этом.

Обратите внимание

При внимательном чтении стихотворений замечаем прямые образные соответствия: «страна берёзового ситца» может говорить «березовым весёлым языком»; поэт, «увяданья
золотом охваченный», слышит, как «отговорила роща золотая». Мотив скоротечности времени, увядания пронизывает очень похожие строки двух стихотворений: тихо льётся с клёнов листьев медь … и дерево роняет тихо листья…

Не жалею, не зову, не плачу — я роняю грустные слова. И поэт сам будто вступает в диалог с собой: ничего в прошедшем мне не жаль-кого жалеть? Ведь каждый в мире странник …
Души сиреневая цветь и белых яблонь дым трогают удивительной нежностью и чистотой пастельных красок, не вечных, тающих, как свет зари.

Сиреневый, белый, розовый (проскакал на розовом коне) — цвета чистой юности, весенней гулкой рани жизни, быстро проходящей. Эти нежные тона сменяются красками насыщенными, яркими, в которых ощутим отсвет «страшных лет России»: в саду горит костёр рябины красной, но никого не может он согреть. В более раннем стихотворении сердце ещё только тронутое холодком.

В более позднем — холод и печаль сердца в образе костра рябины красной звучат трагичнее, безнадёжнее; очерчены чётко, определённо.

Оба стихотворения проникнуты щемящей грустью, оттого что жизнь не вечна. И в том и в другом восторг и сожаление. Но в первом любовь к миру выливается в благословление его: будь же ты вовек благословенно, / Что пришло процвесть и умереть.

Во втором стихотворении звучит безнадёжность, горькая мысль о том, что время, ветром разметая, / Сгребёт их [листья с деревьев, листья-слова, листья-стихи] все в один ненужный ком, который, очевидно, будет сожжён (ведь опавшие листья жгут, и незабываем образ яркого костра в этом стихотворении).

Последние строки второго стихотворения: скажите так … что роща золотая / Отговорила милым языком – звучат как будто с некоторой обидой, горьким упрёком и одновременно говорят о смирении перед всё уносящим временем и равнодушием потомков.

К кому обращено это — скажите? К нам! .. Но мы помним, мы знаем, любим и дорожим, как и сам поэт ценил свое поэтическое слово, вырвавшееся из глубины сердца: роща
золотая / Отговорила милым языком.

Важно

Исследователи поэзии С.Есенина указывают на её народно-фольклорный характер. Он — в олицетворении картин природы, в скрытом параллелизме изображения изменений,
текучести состояний при роды, созвучной жизни души человека. Отмечается богатство цветовых эпитетов поэта; золотой, голубой как самые любимые им, что можно ярко проиллюстрировать на стихотворениях, о которых мы говорим.

Читайте также:  Краткая биография в. г. короленко: самое главное и основное

Чего стоит такой зримый образ: О всех ушедших грезит конопляник / С широким месяцем над голубым прудом. Указывают на характерные для есенинской поэзии усечённые формы слов цветь, рань. Обращают внимание на напевность стиха.

Действительно, сразу и не поймёшь, что одно из приведённых стихотворений написано хореем, а другое ямбом. Пиррихии размывают чётность этих ритмов. Чередование мужских и женских рифм придаёт звучанию стиха и сдержанность и мягкость. Стихотворения так и просятся на музыку, а сделавшись песнями, воспринимаются как народные.

В статье «О малороссийских песнях» Гоголь пишет, что народная песня «сочиняется не с пером в руке, не на бумаге, не с строгим расчётом, но в вихре, в забвении, когда душа звучит»

Именно так и рождались стихи С.Есенина.

В этой же статье, сравнивая малороссийские песни с русскими, писатель замечает, что «русская заунывная музыка выражает… забвение жизни: она стремится уйти от неё и заглушить вседневные нужды и заботы; но в малороссийских песнях она слилась с жизнью, — звуки её так живы, что, кажется, не звучат, а говорят … и каждое слово этой яркой речи проходит душу» (там же).

Трудно согласиться с такой оценкой русской песни. Да,  русской народной музыкальной культуре много протяжных лирических песен, пронизанных грустью, печалью, как и рассматриваемые стихотворения поэта. Но это, конечно, не грусть забвения.

Это не сиюминутный отклик на жизненную ситуацию (что подметил Гоголь в малороссийской песне). Это чувство, в котором переживаемое мгновение воспринимается и осмысливается в пространственно-временной перспективе, и оно почти всегда от быта ведёт к бытийности, обретает философское звучание.

Таковы и рассматриваемые стихотворения.
Не жалею … не плачу, не буду больше молодым; «журавли, печально пролетая … не жалеют … ни о ком. Кого жалеть?

Но ничего в прошедшем мне не жаль. Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь …

Когда забываешь строчку о всех ушедших грезит конопляник, хочется восстановить её так: о всех ушедших плачет конопляник… Наверное, потому, что везде, где написано
Не жалею … не плачу, читается, слышится: п л а чу,  ж а л е ю. Стихотворения учат ценить и любить жизнь, замечать красоту, смягчают и облагораживают душу.

Источник: https://info-shkola.ru/analiz-stixotvorenij-ne-zhaleyu-ne-zovu-ne-plachu-i-otgovorila-roshha-zolotaya/

Сочинения на Getsoch.ru

Анализ стихотворения Есенина «Не жалею, не зову, не плачу» (2 вариант)

Подписывайтесь на нашу группу ВК

       Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу» написано Есениным в довольно молодом возрасте. Однако в нем поэт рассуждает о быстротечности жизни, закате молодости и приближении неизбежного конца.

Есенин нечасто обращается к философии в своих стихах, но данное произведение ясно показывает ту пронзительно-лиричную часть его души, которая словно кричит: «Я не буду больше молодым».

И сожаление об этом можно увидеть в каждой строчке, хотя начинается стихотворение со слов «Не жалею».

       В своих размышлениях поэт делится самыми глубокими переживаниями и мыслями.

Совет

       Доверительно-грустная интонация стихотворения создают иллюзию диалога с кем-то близким — так поэт выделяет своего читателя. Но не ту грусть, что душит и не дает покоя, мы видим в его словах; здесь, скорее, нотки светлой печали и благодарности за прожитые годы.

       В стихотворении очень много литературных приемов (метафор, эпитетов, сравнений), связанных с образами природы. Это добавляет простоты и искренности данным строчкам. В самом начале мы видим осенние мотивы и образы («увяданья золотом охваченный, я не буду больше молодым»).

Свое «увядание» автор противопоставляет беспечности и молодости лета («и страна березового ситца не заманит шляться босиком»).

В последних строках поэт вновь возвращается к теме осени — он тихо грустит о прошлых прогулках босиком, о молодости, об утраченных годах («Тихо льется с кленов листьев медь»).

Вопрос, заданный самому себе: «Жизнь моя! Иль ты приснилась мне?» — показывает нежелание поэта осмыслить ушедшую молодость. Он словно не верит, но сам себя характеризует словами «Я теперь скупее стал в желаньях» — это слова зрелого, прошедшего через многие лишения человека.

       Быстротечность юности ярко обрисована метафорой «Словно я весенней гулкой ранью проскакал на розовом коне». Розовый цвет — символ юношеской чистоты, свежести, невинности и поры мечтаний. Поэтому «розовый конь» — это собирательный образ всех стремлений и желаний поэта, одновременно демонстрирующий их стремительность.

       Последние строки — лирическое заключение, смирение с закатом: «Все мы в этом мире тленны». Автор даже благодарит свою судьбу, оставив тревогу и беспокойство. Белые яблони и розовый конь остались для него в прошлом, уступив место золоту увядания и опадающим кленам. Искренность и светлая грусть этих слов трогают своей пронзительностью и удивительной мудростью.

Источник: http://getsoch.ru/biblioteka/analiz-stihov/402-analiz-stikhotvoreniya-esenina-ne-zhaleyu-ne-zovu-ne-plachu-2-variant.html

«Не жалею, не зову, не плачу…»: анализ, размышления на тему стихотворения С. А. Есенина, разное

Уже по первым строкам: «Не жалею, не зову, не плачу» становится понятно, что речь пойдет о жизни, ее смысле и скоротечности. Тема стихотворения – значимость человека, его взгляд назад и полное осмысление прожитого. Перед поэтом остро становится проблема ухода юности из его жизни, и осознание того, что он к таким изменениям не готов.  

Основа стихотворения — это антитеза, которую Есенин использует для передачи смысла.

Он неоднократно противопоставляет весенние яблоки с осенним золота увяданием, имея в виду детство и более зрелую жизнь.

Обратите внимание

Кроме того, он напрочь отрицает возможность вернуться обратно в детство, более того, он вовсе не желает помнить о нём, дабы уменьшить боль души, особенно ярко об этом нам говорит первая строка.

Настолько много сожалений и противоречий в данном произведении, что становится приторно, поэт перечит своим чувствам, ощущениям, и прожитым годам, однако ничего у него не получается, поскольку себя не обманешь. 

Данное стихотворение многие литературоведы считают эпиграфом творчества поэта. Сложно поверить, что такое тяжелое и жизнью осмысленное произведение автор написал, когда ему было всего 26 лет. Возраст, который, казалось бы, не предполагает поводов для подобных размышлений о жизни, когда большая масса людей только начинает ощущать весь вкус и прелести жизни.

Однако не стоит забывать, что Сергей Есенин всегда выделялся из большинства, его духовное развитие существенно опережало прожитые им годы.

Можно сказать, что параллельно он проживал несколько жизней одновременно – гражданина, поэта, пьяницы и дебошира.

Следовательно, к моменту написания данного произведения духовный возраст поэта мог соответствовать возрасту убеленного сединой старца, которому настало время подводить итоги прожитого.

С самого начала произведения, буквально с первой строки автор заявляет, что он ни о чем не жалеет, но тут же сам себя опровергает. Все стихотворение насквозь пронизано грустью и пониманием того, что возможности вернуться и исправить собственные ошибки, у автора нет.

Нет, какого то чувства вины или раскаяния тоже нет, он просто констатирует факты: «увядания золотом охваченный, я не буду больше молодым». Конечно, трактовать данную фразу можно по-разному.

Важно

Но, вероятнее всего, Есенин имел в виду, что время упущено, и менять что-либо в своей жизни уже поздно.

Общий настрой произведения достаточно умиротворенный и неспешный. Размеренное повествование предполагает дальнейшее размышление для читателя, позволяет самостоятельно додумывать, опираясь на собственный опыт, мировоззрение и жизненные ценности.

Источник: https://sochinenienatemu.com/sochinenie-esenin/analiz-stihotvoreniya-s-esenina-ne-zhaleyu-ne-zovu-ne-plachu-raznoe-esenin-s-a/

Литературный портал «Шпаргалкино» Сочинения, рефераты, шпаргалки

   Стихотворение «Не жалею, не зову, не плачу…» было написано С.А. Есениным в 1921 году. По свидетельству С.А. Толстой, поэт написал это стихотворение под влиянием лирического отступления из поэмы «Мертвые души» Н.В.

Гоголя: «…что пробудило бы в прежние годы живое движенье в лице, смех и немолчные речи, то скользит теперь мимо, и безучастное молчание хранят мои неподвижные уста. О моя юность! о моя свежесть!». Узнаваема у Есенина и реминисценция из пушкинского стихотворения «Осень» («пышное природы увяданье»).

Жанр произведения – элегия, основная тема – прощание лирического героя с юностью, осознание им быстрого хода времени.
   В основе построения стихотворения лежит антитеза. Прошлое противопоставлено у поэта настоящему, юность – зрелости. Начинается стихотворение с тройного отрицания («не жалею, не зову, не плачу»).

Однако отрицаются здесь негативные эмоции. Во всяком случае, именно таким образом лирический герой вначале обозначает свои чувства.

   А вот далее он говорит о настоящем, и в его голосе появляются грустные ноты. Здесь уже звучит мотив прощания с юностью, мотив безвозвратно ушедшего времени, мотив неповторимости жизни, заданный вторым отрицанием:

   Во второй строфе лирический герой обращается к собственному сердцу. Трагическое звучание приобретает третье отрицание в речи лирического героя:

   Таким образом, настоящее и будущее здесь соотносятся с прошлым. И настоящее дается в негативном аспекте, подчеркнутом тремя отрицаниями.
   В третьей строфе мы имеем кульминацию в развитии темы. Здесь присутствует обращение героя к «духу бродяжьему», к «утраченной свежести» юности:

Совет

   В этом образе «утраченной свежести» сконцентрирован весь эмоциональный пафос стихотворения, передано единство человеческого и природного. Значение кульминации обретает и четвертая строфа, в которой лирический герой обращается к жизни:

   Образ розового коня здесь символичен. Это мечты лирического героя о прекрасном, о несбыточном идеале. Символика розового цвета у Есенина опирается здесь на устойчивые ассоциации – розовые мечты, грезы, флер, означающие способность к самообману. Но, кроме того, этот эпитет передает юношескую восторженность, романтичность.

Одновременно образ розового коня отражает осознание лирическим героем иллюзорности жизни. В литературоведении этот образ трактуется и как образ Пегаса, символизирующего вдохновение, творчество. И глагол «проскакал» ассоциируется у нас с «упущенным временем, возможностью, счастьем», придавая элегии драматические ноты.

Жизнь человека у Есенина соотнесена с природной: юность, весенний возраст, пролетает быстро и незаметно. И вот уже наступает осень – время зрелости, осмысления пережитого. Эти строчки напоминают нам и о стихотворении Лермонтова «Выхожу один я на дорогу…».

Там также звучит мотив сна, однако сон этот противопоставлен жизни лирического героя:

   Лирический герой Есенина же признает диалектическое единство жизни и смерти. Именно об этом он говорит в финале элегии.
   Последняя строфа представляет собой развязку в развитии темы. Лирический герой Есенина не вступает здесь в конфликт со временем, но примиряется с ним. И резкость антитезы «процвесть и умереть» сглаживается тремя утвердительными глаголами в финале:

   Таким образом, от безысходности лирический герой Есенина переходит к покою и умиротворению, к примирению с природой и жизнью[1].

   Элегия поэта, таким образом, включает в себя и традиционные для русской литературы аллегории («жизнь – путь» и «жизнь – сон»), и цветовую символику поэтов-символистов («белых яблонь дым» – олицетворение чистоты и невинности)[2].

   В основе композиции стихотворения, как мы уже отмечали выше, лежит принцип антитезы прошлого и настоящего, будущего. Эта антитеза присутствует в каждой строфе. Произведение построено на постепенном развертывании темы, с кульминационным ее звучанием в строках «Жизнь моя, иль ты приснилась мне?» и развязкой в последней строфе.

Обратите внимание

Кроме того, два природных образа («белых яблонь дым» и кленовая «листьев медь») образуют в стихотворении кольцо.

Кольцевая композиция подчеркнута и в развитии мотивов (в отрицании негативных эмоций в начале («не жалею, не зову, не плачу») присутствует скрытое утверждение, перекликающееся с открытым утверждением в финале («Будь же ты вовек благословенно, Что пришло процвесть и умереть»).

   Стихотворение написано пятистопным хореем, катренами, рифмовка – перекрестная. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («с белых яблонь дым», «гулкой ранью», «на розовом коне»), метафоры («сердце, тронутое холодком», «расшевеливаешь пламень уст»), сравнение («Словно я весенней гулкой ранью Проскакал на розовом коне»), инверсию («с белых яблонь дым»), риторический вопрос («Жизнь моя, иль ты приснилась мне?»), аллитерацию («Дух бродяжий!» ты все реже, реже Расшевеливаешь пламень уст»), ассонанс («Проскакал на розовом коне»).

   Таким образом, произведение развивает традиционные для творчества Есенина темы и мотивы: прощания с юностью, быстротечного хода времени, жизни и смерти. Также очень значима здесь тема пути, странника.

Те же самые мотивы пронизывают многие стихотворения поэта двадцатых годов («Этой грусти теперь не рассыпать», «Ты прохладой себя не мучай…», «Отговорила роща золотая»).

Элегия «Не жалею, не зову, не плачу» – одно из лучших творений поэта.

Источник: http://shpargalkino.com/elegiya-ne-zhaleyu-ne-zovu-ne-plachu-s-a-esenina-vospriyatie-tolkovanie-ocenka/

Ссылка на основную публикацию