Направление «Мечта и реальность». Аргументы из литературы: Островский «Гроза», Куприн «Гранатовый браслет» — что писать в сочинении?
В обоих этих романах, мечта и реальность, исключительно сопряжена с темой любви. Роман «Гроза» Островского, показывает нам жизнь главной героини Катерины, которая в реальности, зажата в быту в оковы домостроя и которые не дают ей ни нормально жить, ни конечно жн любить, так как к своему мужу Тихону, у нее выроботалась, устойчивая антипатия.
В это же время в своих Мечтах, Катерина любит порядочного и образованного парня Бориса и он так же мечтает быть в реальной жизни с ней. Однако Катерине и Борису, не удается порвать и избавиться от оков самодурства Дикого и Кабанихи.
В итоге Дикой отправляет в Сибирь, а Катерина максимум что смогла сделать в качестве протеста к случившемуся, так это покончить жизнь самоубийством, понимая что больше не в силах выдерживать реальных мук бытия в формате домостроя.
Что касается рассказа Гранатовый Браслет, то в нем терзания главного героя, выглядят менее мучительными, причем стоит отметить то, что в них есть и некий плюс, ведь они позволяют ему мечтать о том, что он когда то все таки сможет достичь объекта обожания.
Однако критики считают, что на самом деле Желткову, не нужны реальные отношения с Верой, так как тогда он потерял бы тот вечный стимул к действиям в виде потенциальной любви и желания ее достичь, которые давали ему богатые и яркие мечты и его облагораживали как натуру в целом.
Направление: Мечты и реальность»
Аргументы на основе произведения Островского «Гроза».
Очень часто наши мечты не совпадают с реальностью. Это может сломить человека, обломать ему крылья и привести к непоправимой трагедии.
Главная героиня пьесы Катерина — мечтательная светлая натура. Она мечтала о хорошей крепкой семье, в которой будут свои традиции, теплые отношения.
Но выйдя замуж, она столкнулась с жестокостью свекрови, властной Кабанихи, которая постоянно попрекала и унижала девушку. Муж Катерины Тихон никогда не заступался за свою жену, он также боялся своей матери и не хотел ей перечить. Мечтам Катерины не суждено было сбыться. Она очень несчастна.
Катерина пытается найти утешение в отношениях с Борисом. Но он оказался слабовольным человеком.
Катерина понимает, что что ничего хорошего в жизни она больше не увидит. Мечты остались мечтами, а реальность жестока и несправедлива. Катерина бросается в Волгу, спасти ее не успевают.
Человека можно назвать «мечтателем», когда его мечты выходят за определенные рамки, установленные нашим обществом.
Люди мечтали всегда. Наверное, первым мечтателем, описанным в литературе был Икар, мечтающий о солнце. Впрочем, эта история окончилась очень печально: Икар опалил крылья о солнце и упал.
Помечтать свойственно любому человеку, чем он одухотверенней, тем интересней его мечты. Мечтают писатели — и мы читаем их произведения. Мечтают поэты, мы улавливаем их мечты в их стихотворениях. Мечтают музыканты и все это выливается в музыку.
Но есть и другие мечты. Такие, каким не суждено сбыться. И слабого человека это может погубить. Он не справляется с ситуацией, когда она уходит от его представления об идеальном мире.
Это все прослеживается в Гранатовом браслете и в Грозе.
В Гранатовом браслете Желтков мечтал о замужней женщине и довольствовался письмами, но когда ему было отказано и в этой крохе счастья сердце несчастного влюбленного не выдержало: Желтков свел счеты с жизнью. Так же в Грозе суровая реальность и запретная любовь погубила молодую Катерину.
Люди убегают от реальности, проводя время в своем идеальном мире. Желтков упивался своими письмами, не найдя времени посмотреть вокруг себя и найти новый незанятый «объект поклонения».
Чтобы смотреть в глаза реальности надо быть сильным человеком, который умеет помечтать в меру, его мечты приносят пользу, поднимают настроение, дают новый потонциал для работы и саморазвития.
«Мечтать не вредно» только в таком случае.
Источник: https://faston24.ru/napravlenie-mechta-i-realnost-argumenty-iz-literatury-ostrovskij-groza-kuprin-granatovyj-braslet-chto-pisat-v-sochinenii/
Готовим аргументы на тему
Итоговое сочинение и готовые эссе по текстам ЕГЭ → Полезные статьи → Готовим аргументы на тему “Человек и общество”<\p>
Автор: Администратор
Дата публикации: 06.09.2017
ПОСМОТРЕТЬ ВСЕ АРГУМЕНТЫ
Итоговое сочинение 2017/2018: вспоминаем аргументы на тему «Человек и общество»
По моему мнению, это самое широкое направление, поэтому пойдем по порядку.
В зависимости от темы, понятие «Человек» может подразумевать:
- Продукт социума (то, каким является человек, напрямую зависит от ближайшего окружения и всего мира в целом)
- Личность (подразумевает набор черт и качеств, присущих конкретному человеку: собственное мнение, мировоззрение, самооценка, отношение к жизни и т.д.)
- Индивид – единичный представитель общества (подразумеваются черты, свойства и качества присущие КАЖДОМУ человеку)
Можете смело использовать эти термины в своих сочинениях, только не путайте
Понятие «общество» также многозначно, оно может подразумевать:
- Весь мир в целом (все человечество)
- Людей, проживающих исторически длительное время на одной и той же территории, создавших собственную культуру и политическую систему управления, т. е. государство
- Окружение человека
В итоговом сочинении вам могут предложить порассуждать:
о влиянии общества на человека (например, социальное давление)
о том, какое влияние может оказать человек на общество (хочешь изменить мир – начни с себя, один человек может изменить весь мир) или, напротив, насколько бессилен человек перед обществом
об отношении общества к человеку (индивиду): ценность человеческой жизни, гуманизм
об отношении человека к обществу: ненависть/любовь/уважение к людям, соблюдение социальных норм/пренебрежение социальными нормами, зависимость/независимость от чужого мнения)
Зависимость человека от общества (человек вне общества – не человек, человек – продукт социума)
Чтобы подготовить аргументы, нужно вспомнить литературных героев, которые:
Бросили вызов обществу (Раскольников, Пугачев)
Были несчастны, из-за рамок, установленных обществом (Катерина из пьесы «Гроза»)
Зависели от чужого мнения (Онегин)
Не зависели от общественного мнения (Мартин Иден)
Хотели изменить мир к лучшему (Монтэг в романе «451 градус по Фаренгейту») и т.д.
Если информация была для вас полезной, рекомендуем прочесть:
Как подготовиить аргументы на тему “Верность и измена”
Как подготовиить аргументы на тему “Равнодушие и отзывчивость”
Как подготовиить аргументы на тему “Цели и средства”
Как подготовиить аргументы на тему “Смелость и трусость”
Скачать файлом:<\p>
Скачать с unibytes<\p>
Скачать с share4web<\p>
Скачать с gigabase<\p>
Источник: https://supersoch.ru/poleznye-stati1/kak-podgotovit-argumenty-na-temu-chelovek-i-obshhestvo.html
Нравственные проблемы в пьесе Островского Гроза сочинение
Произведение Островского «Гроза», без сомнения, скрывает в себе множество проблем, которые должны заставить читателя задуматься о своей жизни, о жизни своих родных и о жизни общества, в котором живет личность. Среди проблем писатель выделает следующие.
Во-первых, в произведение поднимается проблема свободы человека, как внутренней, так и внешней. Эта проблема является в пьесе одной из главных. Лишь главной героине произведения, Катерине, суждено быть «белой вороной» среди общества этого городка.
С самого начала она проявляет смелость, показывает всем, что является сильной личностью, а не робкой девушкой. Катерина заявляет: «У вас все как будто из-под неволи. Завяла я у вас совсем».
При помощи этой фразы героиня показывает, что она хочет свободы, ей не хочется быть в полном управлении.
Во-вторых, по моему мнению, основной проблемной произведения является проблема выбора, проблема трудности выбора. Конкуренция душевных ощущений и обязанностей уничтожила душевное равновесие главной героини, при которой жила Катерина.
Главная героиня произведения приходит с следующему: «Думать стану – мыслей никак не соберу, молиться – не отмолюсь никак». Катерина не может продолжать существовать такой жизнью, ибо для нее такая жизнь является лишь существованием.
Поэтому и решается покинуть этот мир.
В-третьих, с помощью Катерины Островский поднимает следующую проблему – возможность человека свободно любить другого человека. С Катериной случается порыв к тому, чего нет в доме Кабанихи. Порыв к счастью. Этот порыв связан с существованием Бориса. В чувствах главной героини было нечто независимое, но и трагичное.
Ведь, не просто так, её рассказ о чувствах начинается словами, что она скоро умрет. Варваре главная героиня упоминает следующее: «Быть греху какому-нибудь! Такой на меня страх, такой-то страх! Точно я стою над пропастью, и меня кто-то туда толкает, а удержаться мне не за что».
Возможно, Катерина предчувствует, что скоро будет вынуждена покинуть этот мир.
В заключение хочу сказать, что Островский стремиться показать читателю всю суть произвола и то, как тяжело некоторым при этом произволе жить, ведь жизнь перестает быть жизнью, а превращается в существование. Островский пытается показать, что человек без прав и свобод перестает быть личность, становится рабом своего существования. Человеку нужна свобода, без нее он перестает развиваться.
Нравственные проблемы в пьесе Островского Гроза
Сейчас читают:
- Сочинение День моей мамы (рабочий и выходной день) 4 класс
Моя мама для меня – это настоящий герой! Наверняка каждый ребёнок своей мамы считает так же как и я. Почему? Сейчас расскажу! День моей мамы начинается в половину шестого утра. Очень рано. Так рано она встаёт, потому что каждый будний день ей нужно идти - Сочинение на тему Золотая осень 2, 3, 4 класс
Разное время года несет с собой разное настроение. Кто-то любит белый снег и все, что с ним связано, кто-то расцветает и по-настоящему живет, и хорошо себя чувствует только весной, кто-то очень ждет теплого лета с купанием на море. - Сочинение по картине Тропинина Портрет сына 7 класс
Великий русский художник Тропинин считался мастером реалистического портрета. Каждая из его работ это подлинный шедевр, которая остается в сердце надолго. Василий Андреевич любил тех людей, что писал на своих холстах, и показывал их самые яркие,<\p> - Основной конфликт в пьесе Гроза сочинение
Само по себе название произведения “Гроза” уже предполагает, что в нём будет освещен какой-то конфликт. Ведь если задуматься, то гроза – это природное явление, которое редко у кого вызывает положительные эмоции. Поэтому дав именно такое название - Фамусовская Москва в комедии Горе от ума сочинение
К середине 30-х годов 19 века А.С. Грибоедов заканчивает свою главную комедию “Горе от ума”. В это время в обществе происходят значительные изменения: появляются декабристские идеи, возникает конфликт между дворянским и старым обществом. - Обломов сочинение рассуждение по роману
Каждый из нас, устроен по-особенному, но есть одно, что объединяет всех людей, это чувство собственной лени, которое иногда нам мешает жить и выполнять свои определенные обязанности. Самое страшное, что человек стесняется себе признаться
<\p>
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/nravstvennye-problemy-v-pese-ostrovskogo-groza
Самая удобная и увлекательная подготовка к ЕГЭ
Комментарий ФИПИ по направлению «Человек и общество» :
“Для тем данного направления актуален взгляд на человека как представителя социума. Общество во многом формирует личность, но и личность способна оказывать влияние на социум.
Темы позволят рассмотреть проблему личности и общества с разных сторон: с точки зрения их гармоничного взаимодействия, сложного противостояния или непримиримого конфликта. Не менее важно задуматься об условиях, при которых человек должен подчиниться общественным законам, а общество – учитывать интересы каждого человека.
Литература всегда проявляла интерес к проблеме взаимоотношений человека и общества, созидательным или разрушительным последствиям этого взаимодействия для отдельной личности и для человеческой цивилизации.”
Рекомендации учащимся:
В таблице представлены произведения, в которых отражено какое-либо понятие, имеющее отношение к направлению “Человек и общество”. Вам НЕ НУЖНО читать все указанные произведения. Возможно, вы многое уже прочли.
Ваша задача – провести ревизию своих читательских знаний и, если обнаружится нехватка аргументов в рамках того или иного направления, заполнить имеющиеся пробелы. В этом случае вам и потребуется данная информация. Воспринимайте ее как ориентир в огромном мире литературных произведений.
Обратите внимание: в таблице представлена лишь часть произведений, в которых присутствуют нужные нам проблемы. Это совершенно не означает, что вы не можете приводить в своих работах совершенно другие аргументы.
Для удобства каждое произведение сопровождается небольшими пояснениями (третий столбец таблицы), которые помогут сориентироваться в том, как именно, через каких персонажей, нужно будет производить опору на литературный материал (второй обязательный критерий при оценке выпускного сочинения)
Примерный список литературных произведений и носителей проблем по направлению “Человек и общество”
Человек и общество | А. С. Грибоедов “Горе от ума” | Чацкий бросает вызов фамусовскому обществу |
А. С. Пушкин “Евгений Онегин” | Евгений Онегин, Татьяна Ларина – представители светского общества – становится заложниками законов этого общества. | |
М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» | Печорин – отражение всех пороков молодого поколения своего времени. | |
И. А. Гончаров “Обломов” | Обломов, Штольц – представители двух типов, порожденных обществом. Обломов –продукт уходящей эпохи, Штольц – новый тип. | |
А. Н. Островский. «Гроза» | Катерина – луч света в «темном царстве» Кабанихи и Дикого. | |
А. П. Чехов. «Человек в футляре». | Учитель Беликов своим отношением к жизни отравляет жизнь всем окружающим, и его смерть рассматривается обществом как избавление от чего-то тяжелого | |
А. И. Куприн “Олеся” | Любовь «естественного человека» (Олеси) и человека цивилизации Ивана Тимофеевича не смогла выдержать испытания общественным мнением и общественным устройством. | |
В. Быков «Облава» | Федор Ровба – жертва общества, живущего в непростой период коллективизации и репрессий. | |
А. Солженицын «Один день Ивана Денисовича» | Иван Денисович Шухов – жертва сталинских репрессий. | |
Р. Брдбери. «И грянул гром» | Ответственность каждого человека за судьбу всего общества. | |
М. Карим «Помилование» | Любомир Зух – жертва войны и законов военного времени. |
«Человек и общество» – одна из тем итогового сочинения по литературе для выпускников 2019 года. С каких позиций можно рассмотреть в работе эти два понятия?
К примеру, вы можете написать о личности и обществе, об их взаимодействии, причем как о согласии, так и о противостоянии. Примерные идеи, которые могут прозвучать в этом случае, разнообразны.
Это и человек как часть социума, невозможность его существования вне общества, и влияние социума на что-то связанное с человеком: его мнение, вкусы, жизненную позицию.
Можно также рассмотреть противостояние либо конфликт отдельно взятой личности и общества, в этом случае в сочинении нелишним будет привести примеры из жизни, истории или литературы. Это не только сделает произведение менее скучным, но и даст шанс повысить свою оценку.
Еще один вариант, о чем писать в сочинении, – это способность или, наоборот, неспособность посвятить свою жизнь общественным интересам, человеколюбие и его противоположность – мизантропия.
Или, возможно, в своей работе вы захотите детально рассмотреть вопрос общественных норм и законов, морали, взаимной ответственности общества перед человеком и человека перед обществом за все бывшее и будущее.
Интересным будет также сочинение, посвященное человеку и обществу в государственном или историческом плане, роли личности (конкретной или абстрактной) в истории.
Повысит оценку использование в работе цитат. При этом вы можете упомянуть как слова древних философов («Уничтожь общество, и ты разрушишь единство человеческого рода», Сенека Младший) или русских классиков («Можно без преувеличения сказать, что счастье человека зависит исключительно от особенностей его общественной жизни», Д. И. Писарев), так и современных авторов.
Также можно использовать примеры народного творчества, как, например, пословицы: «Сообща искать – все отыскать» или «У плывущих в лодке судьба одна».
Причем, цитаты могут быть не обязательно «положительными» (к примеру, «Люди рождены друг для друга», как сказал Марк Аврелий), но и «отрицательными» и даже в какой-то мере провокационными (самая известная из таких – «Человек человеку волк», Плавт).
Другие направления итогового сочинения:<\p>
Источник: https://examer.ru/ege/2019/itogovoe-sochinenie/chelovek_i_obschestvo
«Гроза» А.Н. Островского: трагедия светлой души в «темном царстве» | Сайт об истории и культуре России
«Уж сколько раз твердили миру…» Именно такие слова приходят на ум, когда начинаешь говорить о пьесе «Гроза» отца русского театра А.Н. Островского. Да, «замылили» произведение и учителя, и хрестоматийные русские критики Д. Писарев и Н. Добролюбов.
Да и я взглянула на это произведение по-другому совсем недавно. Потому давайте попробуем найти в пьесе все, что приблизит ее к современному читателю, откроет ее немного с другой стороны, хотя и без хрестоматийных выражений (о спасибо, великие!) мы не обойдемся.
О чем пьеса? (Конфликт и сюжет)
В маленьком провинциальном городишке Калинове живет семья купцов Кабановых: мать, сын Тихон, дочь Варвара и жена сына Катерина (обратите внимание на написание имени, очень часто я встречаю в сочинениях ЕКАТЕРИНА, что неправильно, так как нарушает стилистику пьесы).
Мать, властная и сильная, совершенно подавила свое семейство и хочет, чтобы все подчинялись правилам Домостроя (XVI век, если кто не знает), свода законов, регулирующих жизнь семьи.
Тихон подчиняется матери, но находит отдушину в частых отъездах по делам, где пьянствует без просыпу, Варвара живет по принципу «делай, что хочешь, только чтоб все шито-крыто было». Встречается с приказчиком Кудряшом.
Катерине очень тяжело примирить свое желание быть счастливой в семье с пониманием счастья в доме мужа, она хочет любить и быть любимой. Борис, племянник купца Дикого, становится для Катерины отдушиной, она бросается в любовь как в омут. Но терзания совести заставляют ее признаться в грехе и покончить с собой.
Вот такая история, в моем пересказе похожая на мыльную оперу.
Поводом создания пьесы послужила история, услышанная Островским в поездке по Волге. Молодая купчиха покончила с собой, бросившись в омут. Но! Писатель увидел в этой мелодраматической коллизии намного больше, чем просто жестокий романс, и создал произведение-обвинение.
Конфликтов в пьесе два: между Катериной и «темным царством» и внутренний конфликт в душе главной героини.
Идем дальше.
Стороны конфликта: Материалы к сочинению
Начнем с общества Калинова, которое Н.А. Добролюбов назвал «темным царством».
Проблема: каковы законы «темного царства»? Кто его столпы? Как устроена его жизнь?
Ответим на все вопросы последовательно.
И еще. Обычно в школе (и правильно!) рассматривают Калинов в монологе Кулигина «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе…». Но давайте обратим внимание и на другие вещи.
- Пьеса начинается со сцены с Кулигиным и Кудряшом. Первый восхищается красотой Волги и говорит, что уже пятьдесят лет смотрит на нее и наглядеться не может. А Кудряш отвечает: «Ништо», то есть ерунда, блажь. Вот вам и начало конфликта: Кулигин ощущает течение времени, может любоваться красотой природы, а Кудряш ничего этого не видит, он примитивен, хоть и смел, и хитер. Тот же Кулигин говорит: «Бульвар сделали, а не гуляют… В шесть часов вечера по домам сидят, ворота заперты и собаки спущены». Во как! От чего отгородились? Часы не могут починить с тех пор, когда ударила в них молния. Вот и характеристика: отгородились ото всех, замкнулись, время там остановилось. Темные.
- Есть в пьесе интересный персонаж – Феклуша. Эта особа — странница, но далеко от Калинова не уходила, так, вокруг да около бродит. Все знания о мире калиновцы черпают от этой дамы. Ну, например, «в одной земле сидит на троне султан Махнут турецкий, в другой – Махнут персидский. И суд они творят по всей земле…». Дикость полная! Но вот калиновцы ее уважают, а она считает город «землей обетованной». Вот потому это «царство» из страшной сказки: ничего с реальностью общего Калинов не имеет.
- Кто является столпом общества в Калинове? Двое: Кабаниха и Дикой. Это богатые купцы, одна из них ханжа, считающая, что все должно быть правильно: если муж уезжает, то надо в голос выть, свекровь надо уважать до подобострастия, а если изменила жена – живьем в землю закопать. Но сама таких правил не придерживается, готова полюбезничать с Диким на досуге. Дикой – самодур. Что это такое? Это психологический тип. Он говорит про себя: «Очень я дикий сердцем». Как это понять? Сколько вы можете находиться в состоянии гнева? Минуту? Час? Не больше, я думаю. А он в таком состоянии ВСЕГДА. И жизни от него нет никому. Еще и трус: гусар его обругал, а весь дом потом день по чердакам прятался, Дикой же не мог ответить обидчику, а на семье отыгрался.
- И законы в царстве соответствующие: можно обманывать неимущих, наживаться на чужом горе, руки распускать, честно заработанное не отдавать, нельзя любить, учиться, тянуться к знаниям – нельзя жить по-человечески. Законы эти обходят, как могут. Варвара живет по принципу «делай что хочешь, только чтоб все шито-крыто было». Из нее со временем вырастет вторая Кабаниха. Кулигин ушел в себя, замкнулся, живет в своем мире. А Катерина – не может! Не та натура.
Идея: в «темном царстве» остановилась жизнь, атмосфера затхлости поглотила человеческие чувства и желания. Самое страшное, что это быт человека, его повседневность, окружающая его каждый день, час, минуту. Быт становится убийцей.
Для ЕГЭ! Материал о «темном царстве» можно использовать в сочинении по проблеме «человек и быт», «влияние общества на человека».
Надо показать, что общество способно изменить человека как в лучшую, так и в худшую сторону («темное царство»).
Можно протестовать и сохранить свои принципы, а можно приспособиться, но потерять себя, и тогда человек или сломается, или станет таким же.<\p>
Образ Катерины
Проблема: какой она предстает перед нами? Как изображена? В чем ее трагедия?
- Катерина рассказывает о своем детстве. Она любила поливать цветы, вышивать золотом по бархату (представьте, какая красота!), вставала рано. Она говорит: «Маменька меня любила, работать не заставляла». Но она не выросла лентяйкой! Напротив, выросшая в любви, она открыта для такой же любви в новой семье. В девичестве любила ходить в церковь, и Бог для нее был не карающей силой, как для калиновцев, а добром, благодатью.
- Если применить к героине модное нынче слово «образ» (в смысле вид), то это птица. Она говорит о желании полететь, о том, что в детстве, обидевшись, села в лодку, оттолкнула ее от берега и уплыла. Она натура цельная и решительная.
- Удушающая атмосфера убивает Катерину, а она просто хочет жить в соответствии со своими понятиями о любви и семье. Поэтому появляется Борис, не похожий на Тихона, которого она готова была любить, и бросается героиня в любовь как в омут, и это ее протест против страшного быта «темного царства».
- Внутренний конфликт героини порожден ее натурой: она не может простить себе грех измены. Она мучается, мечется. Во время страшной грозы признается во всем Тихону. В последней надежде на любовь обращается к Борису, но тот слаб, отказывает ей в помощи… и вот тогда для нее совсем конец – смерть.
- Я каждый раз, изучая это произведение с ребятами, объясняю им, молодым и сильным, почему Катерина покончила с собой. Они вместе с Д. Писаревым осуждают ее самоубийство. Но она не могла иначе! Почему? Ее внутренний конфликт, угрызения совести привели к трагическому концу. Главный признак трагедии – внутренний неразрешимый конфликт в душе героя. А Катерина его испытывает. Вот поэтому «Гроза» — это трагедия, и страшно то, что трагедия порождена бытом. Островский и называет свое произведение «драма», снижая градус напряжения, как-то не принято, что ли, что ужас существов
ания пробрался в самое близкое человеку. Но еще страшнее делается от таких мыслей. - Идею, заложенную в образ, лучше всех сформулировал Н.А. Добролюбов: «Самый сильный протест поднимается из груди самых слабых и терпеливых». И это конец «темного царства». Смерть Катерины стала грозой, предвещающей окончание власти самодуров. В этом смысл названия пьесы.
Внимание, ЕГЭ! Образ Катерины – прямая иллюстрация проблемы унижения человека, или проблемы свободы человека. Человек должен быть свободен внутренне, это его естественное право – вот тезис, который надо проиллюстрировать с помощью драмы «Гроза».<\p>
Вот такая пьеса, грустная, но заставляющая подумать о своей свободе, любви, жизни. Спасибо, А.Н. Островский!
Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ
Источник: https://samarus-school.ru/groza-a-n-ostrovskogo-tragediya-svetlojj-dushi-v-temnom-carstve.html
Общественная и семейная жизнь в драме А. Н. Островского «Гроза»
Сочинения › Островский А.Н. › Гроза
Готовые Домашние Задания
Семья – составная часть любого общества. Исключением не является и город Калинов, и потому общественная жизнь здесь построена на тех же принципах, что и семейная.
Наиболее полно Островский представляет нам семью Кабановых, во главе, в центре, на вершине которой помещается Марфа Игнатьевна Кабанова, богатая купчиха, с ее патриархальным воспитанием и моралью.
Далее располагаются другие члены ее семьи: дочь Варвара, девушка своенравная, хитрая, не привыкшая подчиняться даже матери; сын Тихон, в котором всякие проявления живой человеческой души настолько задавлены постоянным (с рождения) владычеством матери, что противостоять ее тирании он не может; невестка Катерина, женщина кроткая, но тонко чувствующая, эмоциональная.
Катерина, на первый взгляд, женщина ничем не примечательная, обыкновенная. “Встану я, бывало, рано; коли летом, так схожу на ключик, умоюсь… У меня цветов было много, много. Потом пойдем с маменькой в церковь… у нас полон дом был странниц и богомолок…
А придем из церкви, сядем за какую-нибудь работу, больше по бархату золотом, а странницы станут рассказывать, где они были, что видели, жития разные, либо стихи поют…” – вспоминает Катерина о своем житье-бытье до замужества.
Я думаю, почти каждая девушка из купеческой семьи могла рассказать о своей жизни что-нибудь подобное. Но жизнь после замужества не радует Катерину, поэтому она и живет воспоминаниями о своей привольной жизни с родителями. Власть свекрови в доме мужа безгранична.
Катерина должна полностью подчиняться матери мужа. Кабаниха патриархально правит в этой семье, заменяя собой владыку-мужа, но искренне желает счастья Тихону и потому пытается по таким же законам выстроить семейную жизнь своего сына, который “из ее воли ни на шаг”.
Да и жена его, Катерина, почти этому не противится: “Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты…” – говорит она. Хотя далее замечает: “Напраслину-то терпеть кому ж приятно!”
Патриархальные, домостроевские законы, беспрекословного исполнения которых требует Кабаниха, по большей части основаны на уже отживших, “мертвых” традициях и обычаях, по которым мужчина – создание наивысшее, требующее беспрекословного женского подчинения, и потому жена должна мужа бояться, а он – приказывать. Также необходимо, чтобы она не грубила свекрови, “чтоб почитала ее, как родную мать”, чтоб сложа ручки не сидела, как барыня, “чтоб в окны глаз не пялила”; “хорошая жена, проводивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце…”, да в ноги ему кланяется, прощаясь. И Катерина все это терпит, так как и семья, где выросла она, тоже являлась частицей общества, жизнь которого построена на патриархальных законах. (Ведь и замуж была выдана не по любви, а в соответствии с представлениями о замужестве в купеческой среде.)
Самым ярким примером такого общества является город Калинов: у него есть свой “центр”, “голова”, и, естественно, он мужчина. Так как город провинциальный, купеческий, то этим головой является Дикой -самый богатый купец в городе, и потому он никого не боится и над теми, кто победнее, тиранствует, куражится.
(Как и Кабаниха в своем семействе.) Власть Дикого основана не на уважении, как во всяком цивилизованном обществе, а на деньгах и страхе.
Как Кабаниха говорит пренебрежительно про Катерину “эка птица”, так и Дикой отвечает на просьбу Кулигина для “общей пользы” соорудить громоотвод и солнечные часы на бульваре: “Что я тебе равный, что ли! Ишь ты – какое дело нашел важное…” Так он относится к людям, в какой-то степени зависящим от него, а им “…
нечего делать, надо покориться!”. И лишь остается мечтать: “А вот когда будет у меня миллион, тогда поговорю…”, потому как “…у кого деньги, тот старается бедного закабалить…”.
Да и семья самого Дикого строится на тех же принципах: каждый унижен. Жена Дикого каждое утро со слезами умоляет: “Батюшки, не рассердите! Голубчики, не рассердите!” И Борис, нежеланный племянник, “живет, делает, что прикажут…”, а дядя через год разочтет, как ему угодно будет.
Создается впечатление, что у жителей Калинова просто нет потребности в своей воле: они спокойно подчиняются давно установившимся, общепринятым нормам и обычаям, их вполне удовлетворяет спокойный, “правильный”, замкнутый мирок, и, скорее всего, этому способствует их общее (от Глаши до самого Дикого) невежество, поддерживаемое рассказами странниц Феклуш о “людях с песьими головами”, о “султанах Махнутах” с их неправедным судом.
И, по-моему, Кабаниха (быть может, подсознательно) понимает, что эти повествования и россказни укрепляют ее патриархальную власть, и потому содержит при себе Феклушу. А та “так довольна, так довольна, по горлушко!”
Вот почему в этом невежественном замкнутом мирке любая стихия, во-первых, пугает.
В патриархальной купеческой семье невозможно встретить такое чувство, как любовь; здесь оно действует как стихия, разрушая все порядки и устои, а потому воспринимается как нечто беззаконное, постыдное.
Когда Катерина, прощаясь с Тихоном, в порыве чувства бросается ему на шею, то получает гневную отповедь свекрови: “Что ты на шею-то виснешь, бесстыдница! Не с любовником прощаешься! Он муж тебе, глава! Аль порядку не знаешь…”
Подобное отношение к искреннему чувству здесь можно сравнить с реакцией калиновцев на другую стихию, нарушающую их спокойствие, грозу. На этот случай у них тоже образовался определенный обычай: принято считать, что “гроза-то нам в наказание посылается…”.
Любовь Катерины к Борису ставит ее против всего калиновского общества, и потому оно отторгает ее. Это общество не признает тех, кто нарушает его порядки, не следует всем его законам. И, быть может, поэтому такой человек, как Кулигин, не имеет семьи: он бы не смог следовать всем домостроевским законам ее построения, необходимым для существования в городе Калинове.
Итак, в драме Островского “Гроза” стихийная любовь главной героини ставит ее против невежественного калиновского общества, живущего по отмирающим домостроевским законам, и, в том числе, против семьи Кабановых. И это общество, и эта семья отторгают Катерину как чуждое явление, нарушающее все законы и порядки, а потому угрожающее этому обществу.
Да и сама героиня, являясь порождением этого самого общества, не может простить себе “такого греха” и потому идет на самоубийство. Грустен конец этой драмы. “Но в Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, — писал Н. А.
Добролюбов в статье “Луч света в темном царстве”, – протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной…”
Сочинения по теме:
- Тирания самодурства в пьесе А.Н. Островского «Гроза» сочинение
- Выявление глубокого конфликта в пьесе А. Н. Островского «Гроза» сочинение
- Катерина — “луч света в темном царстве”. сочинение
- Борьба мрака со светом сочинение
Источник: https://1soch.ru/ostrovskiy-an/groza/obshhestvennaya-i-semeynaya-jizn-v-drame
«Гроза» в пьесе Островского как социальное явление
В пьесах Островского отразилась, словно в зеркале, вся жизнь русского купечества. Драма «Гроза» показывает читателю достоверную картину трагедии, которую можно считать совершенно обыденным явлением для купеческой среды.
Быт и нравы русского купечества были способны довести человека до нравственной и физической гибели, и Островский в своих произведениях показывает все ужасные в своей обыденности и типичности обстоятельства, сопутствующие подобной трагедии.
Один из жителей города, Кулигин, говорит:
- «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие!».
Жестокость настолько тесно вплетена в жизнь города и его обитателей, что никому даже в голову не приходит противиться и негодовать по этому поводу. Все окружающие вынуждены мириться с существующими порядками и нравами.
Единственное, что в городе есть светлого, чистого и прекрасного, — это изумительно красивая природа. Не случайно в самом начале произведения отдается дань этой вечной красоте, не зависящей от злобы и жестокости людей.
Кулигин говорит о красоте родной природы: «Вот, братец ты мой, пятьдесят лет я каждый день гляжу на Волгу и все наглядеться не могу».
Волга символизирует собой свободу, а любой человек в городе Калинове зависит от окружающих, от жестоких нравов и чужого мнения, зачастую несправедливого. Именно поэтому в воздухе явно ощущается какая-то духота. В природе такое встречается перед началом грозы.
«Темное царство» старается поработить всех, кто имеет хотя бы малейшие предпосылки к тому, чтобы думать или действовать самостоятельно. Все подчиняются, поэтому такие представители «темного царства», как Кабанова и Дикой, могут беспрепятственно устанавливать свои порядки.
Кабаниха — на редкость отвратительный персонаж, она жестока, властолюбива, но при этом глупа и ограниченна. Она лицемерна, в ее душе нет ни жалости, ни сострадания к окружающим. Про нее говорят, что она — ханжа, «нищих оделяет, а домашних заела совсем».
Кабаниха постоянно упрекает всех вокруг за то, что они не проявляют к ней должной почтительности и уважения. Впрочем, и уважать ее совершенно не за что. Кабанова настолько донимает своих домочадцев, что они тихо ненавидят ее.
Иначе к ней относиться просто нельзя.
Кабанова требует, чтобы все ей повиновались. В глубине души она чувствует, насколько непрочной является ее власть над окружающими. И это заставляет ее еще в большей степени злиться и ненавидеть всех вокруг. Она тоже несчастная жертва «темного царства». Возможно, в молодости она была иной, но существующие порядки привели к тому, что она превратилась в злобное и жестокое существо.
Кабаниха не может понять даже членов своей собственной семьи, среди которых постепенно устанавливаются иные отношения, нежели те, к которым она привыкла. Марфе Игнатьевне трудно понять, что каждый человек — это целый мир, целая Вселенная. И поэтому каждый человек имеет право на собственную жизнь, которая строится по иным принципам, нежели те, которые проповедует она.
Кабанова считается в городе уважаемой и влиятельной женщиной. Она и купец Дикой составляют «цвет» городской знати. Немудрено, что в городе царит такая удушающая атмосфера, ведь все порядки устанавливают такие ограниченные и злобные люди. Достаточно посмотреть, как купец Дикой относится к окружающим: он присваивал деньги своего племянника, оставшегося сиротой.
И он всячески шантажирует племянника, угрожая, что он не получит свои деньги, если не будет к нему достаточно почтителен и послушен его воле. Дикой не платит денег крестьянам, он унижает людей, растаптывая их человеческое достоинство. Дикой и Кабаниха — одного поля ягоды.
Они крайне эгоистичные люди, которые ценят только себя, а окружающих стараются не брать в расчет.
Катерина изначально представляется обладательницей совершенно противоположных качеств, чем те, которые свойственны представителям купеческой среды.
Катерина мечтательна и нерасчетлива Несмотря на то что она выросла в такой же купеческой семье, к ней родители относились совершенно иначе. Катерина сама вспоминает с грустью о своем девичестве: «Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле.
Маменька во мне души не чаяла, наряжала меня, как куклу, работать не принуждала…». Катерину выдают замуж насильно, как, впрочем, и было принято в купеческом обществе того времени. Она не питает никаких чувств к своему мужу, поэтому сама жизнь в доме Кабановых угнетает ее.
Катерина мечтает о свободе, о радости, о настоящей, полной событиями жизни. А ей приходится прозябать в атмосфере всепоглощающей тупости, ханжества и фальши.
Свекровь пытается унизить Катерину, а той только и остается, что терпеть. Катерина нежна и мечтательна, она страдает от отсутствия любви и заботы. Ей скучно, тоскливо и грустно. Она абсолютно несчастна Муж Катерины — безвольный и слабый человек, Катерина его не любит, а он даже не пытается защитить свою жену от злобной и несправедливой свекрови.
Любовь к Борису является для Катерины уходом от серости и однообразия повседневной безрадостной жизни. Катерина не может отказаться от своего чувства. Ведь любовь — единственное, что есть у нее чистого, светлого и прекрасного. Катерина — человек открытый и прямодушный, поэтому она не может скрывать свои чувства, приспосабливаясь к царящим в обществе порядкам.
Катерина больше не может оставаться в этом городе, снова терпеть унижения свекрови. И она принимает решение уехать с любимым человеком. Но он отказывается: «Нельзя мне, Катя. Не по своей воле еду: дядя посылает». Катерина с ужасом понимает, что ей снова придется жить с мужем и терпеть порядки Кабанихи. Душа Катерины не выдерживает.
Она решает броситься в Волгу и обрести свободу в смерти.
Катерина расстается с жизнью в тот момент, когда над городом разразилась гроза. Гроза в природе радикальным образом меняет атмосферу, пропадает жаркое и удушающее марево.
Смерть Катерины явилась для общества той же самой грозой, которая заставила людей иначе взглянуть на собственную жизнь. Теперь даже Муж Катерины понимает, кто виноват в смерти женщины.
Он обвиняет в трагедии собственную мать: «Маменька, вы ее погубили! Вы, Вы, Вы…».
Смерть Катерины явилась тем знаком, который заставил очнуться окружающих, открыть глаза, долгое время закрытые пеленой лжи, лицемерия и ханжества. Самодурство, равнодушие и людское безразличие к чужой судьбе губит людей не только физически, но и духовно.
Драма носит название «Гроза» потому, что в данном произведении гроза является не только природным, но и социальным явлением.
В городе назревала взрывоопасная ситуация, и наконец она произошла — под влиянием среды и окружающих людей несчастная женщина добровольно рассталась с жизнью.
Источник: https://studbirga.info/groza-v-pese-ostrovskogo-kak-socialnoe-yavlenie/
Проблемы человеческого достоинства в пьесе Гроза
Автор: Островский А.Н.
Достоинство — это нечто внутреннее, не материальное в человеке, устремляющееся навстречу другому человеку, например в любви, навстречу миру, в добрых поступках и отнимаемое или нарушаемое в случаях проявления злобы, агрессии. Достоинство, как проявление всех прав и свобод, не всегда понимается и воспринимается.
Связано это стем, что существует два вида достоинства: личное и человеческое. Личное достоинство достигается благородным поведением, добрыми делами и утрачивается, когда мы совершаем подлость. Достоинство — проявление самосознания и самоконтрол, на которых строится требовательность человека к самому себе. Оно тесно связано с совестью, честью, ответственностью.
Обладая достоинством, человек во имя самоуважения не отступает от своих обещаний, схраняет мужество в трудных жизненных ситуациях. Понятие человеческого достоинства связано с самой сущностью человечности. Люди отличаются друг от друга, но понятие человеческого достоинства связано с тем, что каждый из нас неповторим.
Не было и не будет точно такого же человека, с теми же мыслями. Человек. который не может предъявить свои притязания, в некотором смысле, лишён достоинства. Физическое насилие, притеснение, возмущает его. Личное достоинство — человеческое достоинство, в самом полном смысле этих слов.<\p>
В пьесе «Гроза» А.Н.
Островский, на мой взгляд, показал дикое, глухое общество уездного города Калинова, живущее по законам калиновцев, и противопоставил ему образ свободолюбивой девушки, не пожелавшей смириться с Калиновскими нормами быта и поведения. Одна из наиболее важных проблем, поднятых в произведении, — проблема человеческого достоинства.
Общество, показанное в пьесе, живет в атмосфере лжи, обмана, двуличия; в своих усадьбах старшее поколение ругают домочатцев, а за забором изображают любезность, почтительность. Все люди в «Грозе», по мнению Н.А.Добролюбова, делятся на самодуров и «забитых людей».
Самодуры — купчиха Кабанова и Дикой — властные, жестокие, считающие себя вправе оскорблять и унижать зависящих от них людей, постоянно терзают домашних выговорами. Для них не сущетвуетпонятия человеческого достоинства: они не считают подчиненных за людей.
Кабаниха и Дикой — люди недостойные, неограниченные своей властью дома, душевно черствые люди, и жизнь их тусклая, наполненная бесконечными выговорами.
У них нет человеческого достоинства, потому что обладающий им человек знает цену себе и другим, всегда стремится к миру, душевному покою; самодуры же все время пытаются утвердить свою власть, их не любят и не уважают, их только юоятся и ненавидят.
<\p>
Постоянно унижаемая, некоторая молодежь потеряла чувство собственного достоинства, стала рабски покорна, никогда не спорющая, не возражающая, не имеющая собственного мнения. К таким относится Тихон, у которого с детства был подавлен характер матерью.
Тихон жалок и ничтожен: его нельзя назвать личностью; пьянство заметило ему все радости жизни, он не способен на сильные, глубокие чувства, понятие человеческого достоинства для него чуждо.<\p>
Варвара и Борис — менее подавленные самодурной силой, у них больше свободы.
Кабаниха не запрещает Варваре гулять(«Гуляй, пока твое время не пришло, — ещё насидишься»), но даже если начинаются упрёки, у Варвары хватает самообладания и хитрости, чтобы не реагировать; она не даст себя в обиду. Дикой публично ругает и оскорбляет Бориса, заставляя народ уважать его.
<\p>
Этому миру противопоставлен образ Катерины — девушки из купеческой семьи, выросшей в религиозности, душевной гармонии и свободе. Выйдя замуж, она попадает в нгепривычную для себя среду, где ложь — основное средство добиться чего-либо. Кабанова унижает и оскорбляет катерину, делая ее жизнь невыносимой. катерина душевно ранимая девушка. жестокость Кабанихи больно ранят ее, унижая ее достоинство, но она терпит, не отвечая на оскорбления. Свобода девушки резко ограничивается(«Здесь всё как-то из-под неволи»).<\p>
Никому из представителей Калиновского общества неизвестно чувство человеческого достоинства. Никто не может понять и оценить его в другом человеке. Мир города Калинова пытается унизить её, сделать своей частью, но человеческое достоинство — рожденное и неискоренимое качество, его нельзя отнять. Катерина не может стать подобной этим людям и, не видя иного выхода, бросается в реку, обретя на небе долгожданный мир и покой.<\p>
Трагизм пьесы «Гроза» — в неразрешимости конфликта между человеком, обладающим чувством собственного достоинства, и обществом, в котором никто не имеет представления о человеческом достоинстве.
Источник: https://globuss24.ru/doc/problemy-celoveceskogo-dostoinstva-v-pese-groza