Добро и зло в романе Мастер и Маргарита сочинение
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова – это фантастически красивый роман, те, кто его хоть раз читал, перечитывают потом не один раз. Великий роман «Мастер и Маргарита» – является одним из самых известнейших романов во всём мире.
Это настоящий шедевр и сокровище мировой классической литературы.
В романе затронуты важнейшие темы библии, проблемы всего общества, морали, человеческих и семейных ценностях и тема извечной борьбы между злом и добром … И это не весь список вопросов, которые затрагиваются в романе.
При создании этого величайшего произведения, Булгаков Михаил Афанасьевич, вложил всю свою душу и знания. Роман «Мастер и Маргарита», несравним ни с каким другим произведением. Булгаков отнёс роман к «фантастике и мистике». Конечно, в произведении есть и нотки юмора, также в ней присутствует и некие критические моменты. Этот великий роман многогранный.
Самой главной темой в романе «Мастер и Маргарита», является добро и зло. В книге автор показал, неразделимость добра и зла, что они всегда идут плечо к плечу, пока существуют люди. Из-за того, что есть зло, существует понятие о том, что такое добро и какое оно. И есть обратная сторона, с помощью добра, можно узнать зло.
Ведь вечная борьба добра и зла видна читателям, и они прекрасно наблюдают это в самом произведении. В романе, Воланд появляется в городе Москва, для того чтоб разоблачить человеческое зло, обман, жадность и двуличие.
В произведении автор плавно перемещается в древнейший город Ершалаим, про который писал сам герой романа Мастер, там он смог более точнее описать и показать борющее между собой добро и зло.
Иешуа Ганоцри, является чистым и светлым образом, которого противопоставили Понтию Пилату, всегда страдающему постоянной головной болью, его терзали душевные страдания и его постоянно мучала совесть. Он был трусом, и за это его душа была наказана, ей просто не было покоя.
Когда Ганоцри ушёл из жизни, он смог показать, что нужно верить в добро. А сам Мастер смог оставить несгораемую рукопись и роман о древнейшем городе Ершалаим и его прокуратора. С помощью него невольно задумываешься об настоящих побуждениях. Роман Булгакова «Мастер и Маргарита» навсегда останется вечным, как и те вопросы, которые были затронуты в нём.
Сочинение на тему Добро и зло в романе Мастер и Маргарита
Добро- это одно из главных понятий нравственности. Понятие добро принадлежит к культуре человечества, люди развивались, развивалось с ними и понятие добра. Сколько времени существует культура людей, столько же времени в ней существует понятие добра. Возможно, нет в мире писателя, который не коснулся бы этой темы.
Итак, что же вкладывает в это понятие Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита»? Тема добра, как и тема зла, здесь ключевая. Во второй главе автор знакомит нас с Понтием Пилатом и Иешуа Га-Ноцри.
Первое, что произносит Иешуа, это слова «добрый человек, поверь мне», хотя он знает, что обращается к прокуратору. В образе Иешуа Булгаков представил идеал добра. Человек, который не боится говорить правду, не боится смерти, кажется, для него нет понятия страха.
Говорит открыто о своих взглядах на жизнь, на власть, на людей.
Фраза о том, что добрые люди изуродовали Крысобоя, звучит нелепо, но Иешуа твердо верит, что все люди добрые. На его веру в людей не влияют обстоятельства, его не мучает совесть, он никогда не стоит перед выбором между добром и злом, потому что добро в нем- это его вера, это его сила, это его свет. Он идет по пути добра во что бы то ни стало.
В прокураторе так же есть и добро, хоть его и называют свирепым чудовищем. Его начинает мучить совесть за то, что, поддавшись трусости, он приговорил к смерти Га-ноцри.
Он раскаивается, поэтому приказывает палачу убить философа на кресте, избавив его от мучений. Прокуратор предлагает помощь Левию Матвею.
Тот, ненавидя прокуратора за убийство своего учителя, все же смягчается, видя, что Пилат переживает о его смерти. Идеи Иешуа о добре нашли отклик в их сердцах.
Добро есть в каждом, как и зло, человек осознанно делает выбор в какую либо сторону. На этот выбор влияют другие люди, обстоятельства, деньги, власть – такое оправдание придумывают себе персонажи в романе, да и люди в реальной жизни, которые встали на сторону зла. Идти по пути добра легко, но, к сожалению, это может быть смертельно.
Добро и зло в романе Мастер и Маргарита
Сейчас читают:
- Мои любимые страницы романа Герой нашего времени сочинение
Всегда при чтении любой книги ваши любимые страницы ее напрямую связаны с основными действующими лицами, их характерами, особенностями сюжетных перипетий. Так и с текстом Михаила Юрьевича «Герой нашего времени». Интересные страницы этого шедеврального - Обломов Испытание любовью Обломова ( по роману Гончарова) сочинение
Настоящая любовь невозможна без преодоления преград. К сожалению, счастье быть рядом с любимым человеком не всегда безоблачно. Прекрасные, возвышенные чувства требуют постоянной духовной борьбы, к которой главный герой произведения - Сочинение на тему 22 марта всемирный день воды
Одной из работ организации по защите чистоты водных ресурсов является направления писем в день воды, всем президентам для определенных действий по защите чистоты местных водных источников. - Сочинение на тему Счастливая жизнь
Пожалуй, каждый человек хоть раз в своей жизни задумывался о том, какой же должна быть настоящая счастливая жизнь. - Образ солнца и огня в живописи, литературе, музыке – сочинение, реферат, доклад
Солнце и огонь издавна почитались нашими предками, так как даруемые ими свет и тепло были очень ценными ресурсами, без которых жизнь была невозможна - Сочинение по картине Репина Стрекоза 6 класс
Знаменитый русский художник Илья Ефимович Репин за свою творческую жизнь написал немало картин. Часто сюжетом его творений становились исторические события того времени или события, значимые для отдельных семей и людей.<\p>
<\p>
Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/dobro-i-zlo-v-romane-master-i-margarita
Добро и зло в романе М.Булгакова “Мастер и Маргарита”
Сочинение ученицы 11 класса Макиевской Кьяры на тему «Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова»В романе “Мастер и Маргарита” М.А. Булгаков поднимает множество интересных, актуальных и важных для общества проблем.
В своём произведении автор задумывается о роли настоящей любви в жизни и творчестве, о храбрости и трусости, об истинных и ложных жизненных ценностях, о вере и безверии и о многих других вечных вопросах, но больше всего в романе меня заинтересовала проблема добра и зла.В отличие от многих других классических авторов М.А.
Булгаков не проводит очевидную и четкую грань между добром и злом, подчеркивая неоднозначность данной проблемы. М.А. Булгаков наводит читателя на эту мысль ещё с самой первой страницы романа, а именно с эпиграфа, представленным цитатой из “Фауста”: “Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо”.
Именно эта фраза замечательно характеризует образ одного из ключевых героев романа – Воланда.
Воланд является булгаковской интерпретацией Сатаны, настоящим представителем зла, но можно ли утверждать, что Воланд является самым страшным злом, описанным на страницах произведения? С первых глав у читателя может создаться именно такое представление, но с каждой новой страницей и каждым новым эпизодом образ Воланда раскрывается все сильнее и сильнее.
В основном из московских глав мы узнаем, что в действительности Воланд не совершает никаких жестоких злодеяний, он лишь обнажает истинный облик москвичей, срывает с них маски и демонстрирует все их главные пороки: алчность, зависть, жадность, лицемерие, жестокость и эгоизм.
Автор наглядно показывает это в эпизоде сеанса чёрной магии в театре Варьете, где Воланд и его свита проводят череду своеобразных фокусов, в ходе которых открываются истинные лица москвичей. Тогда Воланд отметит: “Они – люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было…
Человечество любит деньги, из чего бы те ни были сделаны, из кожи ли, из бумаги ли, из бронзы или из золота. Ну, легкомысленны… ну, что ж… и милосердие иногда стучится в их сердца… обыкновенные люди… в общем, напоминают прежних… квартирный вопрос только испортил их…
” В то же время некоторых героев Воланд не просто проучил, а смог научить чему-то важному, повлиять на судьбу и поменять жизнь в лучшую сторону. Сразу же вспоминается история жизни поэта Ивана Бездомного.
Встреча с Воландом повлекла за собой для Ивана множество бед, главной из которых стало пребывание в больнице для душевнобольных, однако именно там судьба Ивана колоссально меняется, ведь там он знакомится с Мастером.
Мастер стал для Бездомного мудрым учителем, способным научить Ивана различать ложные и истинные жизненные ценности и сумевшим помочь ему выбрать верный жизненный путь. Также нельзя не отметить роль зла и нечистых сил в жизни Мастера и Маргариты.
Ведь в конечном итоге Воланд помог влюблённым воссоединиться и обрести покой и счастье, для Мастера и Маргариты Воланд и его свита по-настоящему “совершили благо”.
Интересен и тот факт, что и добро в понимании М.А. Булгакова не так уж однозначно. Например, если вспомнить жизненный путь Маргариты, нельзя не обратить внимание на то, что жизнь её не была праведной, ведь Маргарита не была верной женой, согласилась стать настоящей ведьмой, гневно и беспощадно отомстила литературным критикам и приняла помощь от самого Сатаны, однако несмотря на все эти факты Маргарита представляется нам исключительной и идеальной женщиной, в душе которой есть место искренней любви, милосердию и храбрости. Маргарита обладает верными взглядами на жизнь, она ценит духовность, а не что-то материальное и пустое. На страницах романа среди москвичей возможно найдётся множество порядочных семьянинов и сдержанных и интеллигентных людей, однако этого совершенно недостаточно для того, чтобы считаться человеком, несущим в себе лишь добро, особенно если за маской порядочности и интеллигенции скрываются ненависть и зависть, именно поэтому Маргарита значительно сильнее располагает к себе читателя, нежели, к примеру, члены МАССОЛИТа.
Проблема неоднозначности добра и зла также поднимается автором и на ершелаимских страницах романа. В ершелаимских главах ещё сильнее ощущается условность таких понятий, как “добрый человек” и “злой человек”.
С первого взгляда может показаться, что нельзя рассуждать о доброте Понтия Пилата, ведь он не смог найти в себе смелости побороть страх перед ответственностью из-за своей должности, вследствие чего Иешуа приговорили к смертной казни. Понтий Пилат всей душой ощущал, что Иешуа невиновен, но он не смог помешать исполнению приговора.
Из-за Понтия Пилата умер невиновный человек, казалось бы, как можно после этого искать что-то светлое в его душе? Но, раскаявшись, Понтий Пилат смог обрести прощение и свободу.
Его неравнодушие и муки совести означали наличие света и чистоты в душе, именно поэтому Понтий Пилат все-таки смог взойти на лунную дорогу и проследовать по ней вместе с Иешуа и своим самым дорогим земным существом – любимым псом. В то же время сразу хочется обратиться к образу Иуды.
И на его душе лежит тяжкий грех за смерть Иешуа, разница лишь в том, что Иуда не сожалел о содеянном, в его сердце не было места милосердию и совести, ради денег он смог легко обречь человека на смерть и дальше думать о своей личной жизни, строить планы и жить спокойной и довольной жизнью. Равнодушие и жестокое хладнокровие – вот что отличает Иуду от Понтий Пилата.
Именно поэтому Иуда не заслужил спасения и был лишён своей жизни.
Таким образом, по мнению М.А. Булгакова, нельзя разделять мир на добро и зло, хороших людей и плохих. Жизнь невероятно сложна, поэтому нельзя судить о человеке, не попробовав разобраться в его характере, ничего не узнав про его судьбу и прошлое. Устами Воланда в разговоре с Левием Матвеем А.М.
Булгаков выразил очень важную мысль: “Ты произнес свои слова так, как будто ты не признаешь теней, а также и зла. Не будешь ли ты так добр подумать над вопросом: что бы делало твое добро, если бы не существовало зла, и как бы выглядела земля, если бы с нее исчезли тени? Ведь тени получаются от предметов и людей. Вот тень от моей шпаги. Но бывают тени от деревьев и от живых существ.
Не хочешь ли ты ободрать весь земной шар, снеся с него прочь все деревья и все живое из-за твоей фантазии наслаждаться голым светом?” М.А. Булгаков отмечает важность и зла, и добра в жизни людей, ведь одинаково в жизни важны как и свет, так и тень.
Добро и зло являются неотъемлемыми частями жизни всех людей в целом, а в отдельности – души каждого человека, но лишь сам человек способен выбрать путь, по которому ему предстоит идти. Именно поэтому М.А. Булгаков не даёт четких ответов и не внушает какую-то определенную точку зрения, в романе “Мастер и Маргарита” он лишь показывает возможные дороги на жизненном пути, а читатель самостоятельно должен сделать выводы для себя лично. Именно поэтому спустя столько лет роман “Мастер и Маргарита” остаётся таким же актуальным и интересным для людей, ведь каждый читатель способен найти и увидеть в нем часть себя, после чего он уже никогда не сможет остаться равнодушным к великому творению М.А. Булгакова.
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2017/03/07/dobro-i-zlo-v-romane-m-bulgakova-master-i-margarita
Добро и зло в романе м. а. булгакова “мастер и маргарита”
Добро и зло в романе м. а. булгакова “мастер и маргарита”
Роман М. Булгакова “Мастер и Маргарита” критика назвала “закатным романом” писателя. Этот роман – попытка ответить на вечные вопросы человеческого бытия: кто правит миром и управляет человеком, что ожидает человека после смерти, что такое добро и что такое зло.
Проблема добра и зла – основная в романе. Эта проблема всегда занимала ведущее место в русской философии и литературе. В булгаковском романе четко прослеживается различие между двумя силами – силой добра и силой зла. В ершалаимских главах эти понятия разделены особенно четко.
Трудно не согласиться с тем определением, которое дал себе прокуратор Понтий Пилат: “свирепое чудовище”.
Понтий Пилат живет по своим законам: он знает, что мир разделен на властвующих и подчиняющихся им, что формула “раб подчиняется господину” незыблема, значит, господин имеет право судить всех и вся.
Не случайно он появляется “в белом плаще с кровавым подбоем” – пролитая кровь для него привычное дело. И, несмотря на все сомнения, он посылает на казнь Иешуа.
У Иешуа совершенно другая философия. “Добрый человек”, – обращается он к Понтию Пилату, потому что считает, что “…злых людей нет на свете, есть несчастливые”.
Такими для него являются и прокуратор, и центурион Крысобой, и даже Иуда, предавший его.
Иешуа является олицетворением добра, потому что он не только верит, что человек по природе своей добр, он ведет с людьми себя так, как будто бы они в действительности добры.
Зло в романе представлено еще и множеством второстепенных персонажей. Палачи, изменники, корыстолюбцы появляются на балу у Сатаны. Столь же порочны люди и в современной Москве: процветает взяточничество (история Никанора Босого), распутство (Семплеяров), безделье и пьянство (Степа Лиходеев). Главным же злом в современной Москве М.
Булгаков считает бюрократическую систему, при которой совершенно все равно, человек ли отдает распоряжения, подписывает приказы, или костюм, из которого на некоторое время исчез его хозяин.
Самое поразительное – “вернувшись на свое место, в свой полосатый костюм, Прохор Петрович совершенно одобрил все резолюции, которые костюм наложил во время его краткосрочного отсутствия”.
Все эти пороки обнажает Воланд. Считается, что главное занятие Сатаны – неутомимое сеяние соблазнов, разрушений и зла. Но, вчитавшись в роман, можно убедиться, что это не так. Прежде всего, Воланд восстанавливает справедливость.
Во всех его поступках можно увидеть или акты справедливого возмездия, или стремление доказать людям существование и связь добра и зла. Кроме того, Воланд действительно делает добро – благодаря ему становится возможной встреча Маргариты с пропавшим Мастером, он восстанавливает сгоревшую рукопись.
Эксперимент Воланда показывает, что добро и зло очень тесно переплелись, и прежде всего в человеческих душах. Когда Воланд в сцене в Варьете лишает головы конферансье Бенгальского, сердобольные женщины требуют поставить голову на место.
И тут же мы наблюдаем, как те же самые люди дерутся из-за червонцев, посыпавшихся на их головы. Отсюда главный вывод романа: добро и зло переплетены в современном мире, но человек обязан их различать.
Человек всегда выбирает между добром и злом и отвечает за свой выбор.
М. Булгаков в своем романе смог охватить множество проблем, волнующих нас всех. Роман – об ответственности человека за добро и зло, которое совершается на земле, за собственный выбор жизненных путей, ведущих к истине и свободе или к рабству, предательству и бесчеловечности.
(No Ratings Yet)
Источник: https://goldsoch.info/dobro-i-zlo-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita/
Сочинение на тему «Добро и зло в романе Мастер и Маргарита»
Данная тема весьма популярна и всегда останется актуальной не только в произведении «Мастер и Маргарита». Тема добра и зла присутствует практически во всех литературных произведениях.
«Мастер и Маргарита» — роман не просто историко-философский. В некотором роде он считается мистическим. Здесь удивительным образом сочетается реальность и мистика, фэнтези, фантастика и философия. И где уж как не в нем присутствовать и добру, и злу.
Главный герой романа, вокруг которого все крутится, Воланд. Именно он связывает две части романа, два события, которые происходят в разное время и в разных местах. Не меняется в нем одно — разные глаза. Воланд может появляться в разных обликах. Он и его шайка — настоящее зло.
Самого Воланда можно было бы сравнить с настоящим дьяволом. Но так кажется почему-то только на первый взгляд. То зло, которое он мог бы совершить, он совершать не стал. Кого-то он наказывает, кого-то учит, чтобы те переменили свои взгляды. Один из таких людей, которых научил Воланд — Иван Бездомный.
Есть в этом романе и другие герои — Маргарита и Мастер. Маргарита — жена богатого мужчины, которая безумно любит Мастера. А Мастер писатель, он пишет роман о Христе.
И ради своей любви Маргарита становится ведьмой, продав свою душу. Она согласилась отказаться от всего своего богатства, только чтобы быть рядом с Мастером.
И в конце романа, после долгих испытаний, Воланд поможет влюбленным соединиться.
В романе Булгакова как бы два романа. Один — самого Булгакова, другой — Мастера. Тот самый роман, который Мастер пишет о Христе.
В обоих романах показана жизнь общества, его недостатки, проблемы, любовь и долг, дружба, печаль и смех. Пока на земле есть человек, тема добра и зла будет существовать. Одно не может жить без другого. Именно благодаря злу, мы сможем понять, что же такое добро.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Начинается все, когда Воланд со свитой появляется в Москве. Нам показана Москва во всей ее «красе», со всеми пороками, такими, как зависть, лицемерие, недоверие к людям, ложь. Воланд все называет своими именами.
И на сеансе черной магии он удивляется тому, что люди нисколько не изменились. Они по-прежнему любят деньги, они по-прежнему легкомысленны. И лишь иногда бывают милосердными. Как в те самые времена, которые описывает в своем романе Мастер.
Именно о них и вспоминает тогда Воланд.
Роман Булгакова поможет взглянуть людям на мир по-новому. Именно он помогает понять, что добро и зло неразрывно существуют в мире и понять: где одно, а где другое.
Источник: https://sochinyalka.ru/2014/01/dobro-i-zlo-master-i-margarita.html
Сочинения на Getsoch.ru
Добро и зло в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита»
Подписывайтесь на нашу группу ВК
«Я – часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо»
Мефистофель, «Фауст»
Проблемы таких категорий философии как добро и зло волновали умы писателей всех времен. Каждый автор по-своему старался представить себе, что же представляет из себя добро, а что можно отнести к категории зла. И М.Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» также обращается к этим вечным вопросам.
На мой взгляд, у М.Булгакова четкое разделение мира на добро и зло отсутствует, в отличие от произведений многих других писателей. Более того, в мире романа происходит борьба не столько внешних сил, сколько борьба внутри самого человека. Тем самым поднимаются такие вопросы, как индивидуальный выбор человека, его собственная вера в себя, внутренняя борьба.
Итак, роман хронологически разделен на две части: во-первых, это главы, описывающие Москву 30-х гг; во-вторых, это ершалаимские главы, действие которых происходит в начале нашей эры.
Олицетворением зла, как кажется на первый взгляд, выступают в московских главах Воланд и его свита. Воланд – это булгаковский Сатана, вскрывающий людские пороки и подталкивающий москвичей на их свершение.
Чего только стоят сеанс «черной магии» в Варьете, проделки кота Бегемота, Азазелло с Лиходеевым, Босым, Рюхиным. С появлением Воланда, кажется, что Москва перевернулась с ног на голову.
Однако, если внимательно присмотреться, не Воланд стал причиной распространения подобного проявления «зла»: корысти, честолюбия, жадности, алчности. Они жили в московском обществе. Он их лишь обнажил.
С другой стороны, вернемся на «двенадцать тысяч лун» назад. Понтий Пилат – это также явное проявление Зла. Иудейский прокурор осуждает Иешуа Га-Ноцри. Однако, внутри Понтия Пилата борются два начала. Ему хочется сделать добро. Он искренне считает, что Иешуа не виновен.
Но Пилат не может противостоять своему сану. Он остается на стороне зла, и именно это становится причиной его внутреннего конфликта. Он ищет его разрешения в отмщении за Иешуа. Он приказывает убить Иуду. Он хочет искупить свою вину.
Но, в конце концов, Пилат смог обрести покой только тогда, когда искренне раскаялся в содеянном.
С другой стороны обратимся к образам Мастера и Маргариты. Они – воплощение добра, любви, чистоты, света. Но даже Мастер, которому открылась истина, который написал вечное произведение, отвержен обществом. Не сумев противиться общественной критике, он поддался своим внутренним страхам, он сбежал от этого мира.
Что же касается Маргариты – она, по М.Булгакову, представляет собой идеальный образ женщины. Но именно она пошла на соглашение с силами Зла. Именно она жестоким образом отмстила тем, кто отверг Мастера. Она пытается бороться методами зла – со злом.
Таким образом, на судьбах нескольких персонажей М.Булгаков показывает читателям сущность Добра, которое не может существовать без Зла, и наоборот. Одно не может жить без другого. Вечная борьба, как в обществе, так и внутри одного человека никогда не сможет завершиться победой одной стороны. И именно поэтому проблемы Добра и Зла также останутся вечными.
Источник: https://getsoch.ru/po-literature/silver-age/116-dobro-i-zlo-v-romane-m-bulgakova-master-i-margarita.html
Добро и зло в романе Булгакова “Мастер и Маргарита”
Добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова
Моя работа посвящена роману «Мастер и Маргарита» М.А. Булгакова. Это произведение о вечных проблемах бытия, о важнейших нравственных принципах человека и общества, о судьбах людей в обществе и истории. Многоплановый роман «Мастер и Маргарита» стал отражением эпохи первой половины ХХ века. Он вошел в золотой фонд русской и мировой литературы.
Его читают, анализируют, им восхищаются, о нём спорят. Тема добра и зла красной нитью проходит через весь роман «Мастер и Маргарита». Эта тема волновала людей на протяжении столетий, волнует она людей и сегодня. Вот почему выбор был сделан в пользу этого романа, темой исследования стало соотношение добра и зла в романе.
<\p>
В ходе работы предполагалось определить, насколько соотношение добра и зла происходит в пользу добра. Добро и зло не только философские, но и жизненные понятия. «Добро всегда побеждает зло» – гласят русские народные сказки. В реальной жизни, к сожалению, так происходит не всегда.
Митинги и беспорядки в Украине, шокирующее происшествие в московской школе: это события сегодняшнего дня говорят о другом. Мы видим, что человеческий произвол и вседозволенность – это зло, которое творит сам человек, это зло доходит до крайностей и ведёт к непоправимым последствиям. Порой кажется, что миром овладело зло. Конечно, в мире много и добра.
Хочется, чтобы именно добро играло в нашей жизни решающую роль. Что же в конечном итоге победит, добро или зло, или они сохранят равновесие?
Тема добра и зла в романе «Мастер и Маргарита» наиболее ярко проявляется в образах Иешуа и Воланда. Несомненно, добро предстаёт в образе Иешуа. Булгаковский Иешуа Га-Ноцри – это художественное осмысление евангельского образа Иисуса Христа.
Но в отличие от Иисуса, герой не знает о своем божественном происхождении, он простой человек. Его истина заключается в том, что он всех называет «добрыми людьми», даже Марка Крысобоя, к которому, кажется, совсем неприменимы представления о гуманности. Он считает «добрым» и прокуратора, прощает его.
Прощение – естественное свойство натуры Иешуа, живущей вне законов зла.
Понятие зла в романе воплощено в образе Воланда. Воланд – это дьявол, «князь тьмы», «дух зла и повелитель теней». Он тот, кто возглавляет мир потусторонних сил.
Эпиграф к роману, заимствованный из Фауста Гёте, относится к Воланду, и очень ярко отражает сущность этого персонажа. В романе мы видим совершенно нетрадиционного дьявола, не существовавшего в литературе вплоть до этого момента. Желая зла, он все-таки приносит благо.
Воланд – самый обаятельный персонаж в романе, который вызывает у читателя симпатию и улыбку.
Вначале я обратилась к ершалаимским главам романа, в ходе проведенного исследования, было выяснено, что Иешуа – носитель добра, символ нравственной стойкости и человечности.
Понтия Пилата нельзя отнести ни к носителям зла, ни к носителям добра, потому, что он соединяет в себе оба начала, что также вполне может определять человеческую сущность.
Образы Понтия Пилата и Иешуа дают возможность понять, что добро не всегда торжествует на земле, а борьба этих двух начал не всегда заканчивается победой добра.
Затем обратилась к московским главам романа, в результате пришла к выводу, что Мастер – носитель добра. Даже несмотря на то, что он отказался от борьбы, за свои страдания он заслужил если не свет, то покой. Его Маргарита – символ добра и милосердия.
Через ее судьбу Булгаков представляет нам путь добра к истине с помощью чистоты сердца и горящей в нем огромной, искренней любви, в которой и содержится сила.<\p>
А Воланд – часть той силы, которая по идее должна совершать зло, но на самом деле творит добро.
Он – вечно существующее зло, становящееся необходимым условием для проявления добра. Именно его образ отражает нравственные понятия Булгакова о том, что добро и зло творится руками самого человека. Все познания Воланда, поразительные по глубине идеи обнаружены из богатого опыта наблюдений над жизнью самим Булгаковым.
Созданным образом Булгаков как бы заявил, что добро и зло в жизни неразделимы и являются вечными сущностями жизни. <\p>
И наконец, сопоставление добра и зла в двух пластах романа привело к выводу, что добро и зло в романе «Мастер и Маргарита» существуют в неразрывном единстве.
Если и в представлениях о мире и сформировалось противопоставление добра и зла как полярных начал, то также очевидно и то, что эти понятия могут существовать лишь относительно друг друга. При этом зло играет исключительно важную роль, так как только благодаря ему мы узнаем добро.
<\p>
В ходе данного исследования проведен анализ глав романа «Мастер и Маргарита». Определено, что в романе добро и зло – это не два различных явления, противопоставленные друг другу, они представляют собой единую картину мира. Явления добра и зла ценны в своем единстве.
На основании результатов данного исследования доказано, что гипотеза не подтвердилась, потому что в этом романе мы увидели, что добро и зло находятся в равновесии без явного преимущества добра, а зло не всегда противопоставлено добру.<\p>
Как в романе, так и в нашей жизни нет, как преимущества добра, так и зла.
Такое устройство понятий вовсе не снимает обязанности с человека стремления к добру. Все люди добрые, как утверждает Иешуа, только не все могут противостоять злу, найти в себе силы устоять перед искушением. Доброта – естественное свойство человеческой натуры, которое присуще каждому.<\p>
Добро и зло – категории нравственные. Человек волен выбирать, что ему по душе.
Сделав выбор в пользу добра, он не только преображает мир, но и поддерживает его гармонию. Ведь многое от нас с вами зависит. Все в наших руках.<\p>
В целом, добро и зло в романе присутствуют в равной степени. Вступая на путь добра, герой романа приходит к добру. Именно к добру призывает нас роман «Мастер и Маргарита». Талант М. А.
Булгакова вновь и вновь побуждает обращаться к гениальному, фантастическому и философскому роману «Мастер и Маргарита», шедевру русской и мировой литературы.
Источник: https://multiurok.ru/files/dobro-i-zlo-v-romanie-bulghakova-mastier-i-margharita.html
Сочинение на тему: Добро и зло в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Добро и зло в романе М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”
Проблема добра и зла волновала умы писателей во все времена. Не обошла она и гениального литератора XX века Михаила Афанасьевича Булгакова. Роман “Мастер и Маргарита” писался в 1930-е годы, но был опубликован лишь в 1966 году. Его относили к разряду фантастического, реалистичного, гротескного и даже атеистического.
Появление Иешуа Га-Ноцри, прототипа Иисуса Христа, и Сатаны в одном романе, вызвало небывалый интерес. Уже на примере этих персонажей можно было сделать вывод, что фабула произведения основана на борьбе добра со злом. Однако, не обязательно, чтобы это были разные люди, ведь добро со злом могут столкнуться и в одном человеке.
Каждая личность, желает того или нет, стоит перед проблемой выбора. То же происходило и с героями романа “Мастер и Маргарита”.
Булгаковский Иисус, Иешуа Га-Ноцри, является обычным человеком со своими страхами и слабостями. Он мог бы быть и вовсе слаб, если бы не его вера. Он искренне верит, что все люди на свете добрые и, что злых людей не бывает.
Будучи честным человеком, он прямо <\p>
говорит о своих убеждениях, не отрекаясь от них даже под страхом смерти. Он искренне верит, что когда-нибудь настанет время справедливости и на свете не станет жестокости.
Такой выбор делает Иешуа и не отступает со своего пути. За это он наделяется Светом.
Ему противопоставляется прокуратор Иудеи – Понтий Пилат. Этот человек, наделенный властью и силой, также стоит перед выбором: помиловать невинного философа или казнить. Однако ему не хватает храбрости пойти против системы.
Опасаясь доноса, он подписывает Иешуа смертный приговор, хотя уверен, что арестант не виновен. В результате это становится тяжким грузом на его совести. Чтобы как-то искупить свою вину, он лично организует убийство предателя Иуды из Кириафа. Но, как оказалось, Иешуа был прав.
Искупить вину можно только искренним раскаянием, а не новым убийством. Только после раскаяния Пилату было даровано прощение.
Проблема выбора добра и зла стоит не только перед евангельскими героями, но и перед жителями Москвы 1930-х годов. Так, например, председатель крупного литературного издательства, Михаил Александрович Берлиоз, был наказан и обречен на смерть за неверие в существование Бога и дьявола.
И своего главного героя, именуемого Мастер, автор ставит перед выбором. Однако, поддавшись малодушию и слабости, тот повторяет действия Понтия Пилата. Он отказался бороться за свое произведение и предпочел его сжечь, хотя и знал, что оно достойно публикации. В противовес ему, Маргарита, возлюбленная мастера, занимает более активную позицию.
Она готова бороться за благосостояние любимого и его творчества. Ради этого она даже идет на сделку с дьяволом, принимая его условия. У нее нет такой веры как у Иешуа, но зато есть всепоглощающая любовь, от которой она не отрекается. В результате она делает верный выбор.
Несмотря на то, что она выбирает сторону сил тьмы, ее выбор не приносит никому горя и страданий.
На примере своих героев, автор всячески старается показать читателю, что в романе никто не совершает грехов по подсказке. Все, что происходит, это сознательный выбор каждого. Поэтому каждый человек в ответе за свои поступки, как хорошие, так и плохие.
(Пока оценок нет)
Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-dobro-i-zlo-v-romane-m-a-bulgakova-master-i-margarita/
Проблема Добра и Зла в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита»
Творческий путь М. А. Булгакова (1891 — 1940) проходил в непростые для России годы. Это были годы великих перемен — социальных, бытовых, религиозных.
Булгаков был художником, остро осознающим свою ответственность за «весь распорядок жизни на земле». В своих произведениях он стремился поднять проблемы общечеловеческие, проблемы нравственные.
В последнем своем романе «Мастер и Маргарита» Булгаков сумел подняться на новую художественную высоту в изображении проблем современности.
Борьба Добра и Зла — одна из основных тем мировой литературы на протяжении многих веков. В романе «Мастер и Маргарита» Булгаков наиболее полно раскрывает суть этой борьбы в диалоге Иешуа и Пилата.
Перенося действие диалога на два тысячелетия назад, писатель указывает на историческую перспективу постановки проблемы.
В то же время по некоторым психологическим и социальным «параметрам» собеседники скорее современники XX века, нежели люди, живущие в 30-е годы I века. Этим Булгаков подчеркивает актуальность проблемы в наши дни.
Иешуа Га-Ноцри — обычный человек, довольно слабый физически. Вместе с тем, это индивидуальность, человек высокого духа.
Он свободен от власти патриархальной традиции, неважно, кто его родители, важно, что он — личность. Иешуа человек мысли, независимый от сословных и религиозных догм, он живет «своим умом».
Он уверен в возможности человека изменить себя к лучшему, а следовательно, изменить к лучшему окружающий мир.
С точки зрения Булгакова, добро обретает свою истинную силу лишь при соблюдении некоторых условий. И условия эти нелегки.
Во-первых, добро не может опираться на насилие, ведь насилие — это обычный инструмент зла. Добро располагает собственным оружием: доброжелательностью, готовностью и желанием понять другого. За этим идут искренность, участие, отзывчивость, гибкость…
Воспитать в себе эти качества — значит сделать первый шаг к добру. Во-вторых, добро — это самобытность мысли, широта культурного кругозора. В-третьих, добро — это труд и творчество, обращенные на благо людей.
И, наконец, это величайшая нравственная стойкость, твердость в защите своей идеи, самоотверженность, воля.
Только все это, вместе взятое, есть оружие добра. Поэтому добрым быть очень трудно. Добро легко заменить подделкой, что нередко и происходит. Но если оно все же есть в человеческой личности — оно всесильно.
Ведь Иешуа — «бродяга», «слабый человек» — сумел перевернуть жизнь Пилата, «всемогущего правителя», прокуратора Иудеи. Он оказал воздействие и на других людей, с которыми встречался (в романе упоминаются Иуда из Кириафа, Левий Матвей).
Материал с сайта //iEssay.ru
Зло, по мнению Булгакова, — это темные стихийные страсти, не вытесненные и не усмиренные человеческим началом. Зло — это проявление дочеловеческих атавизмов. Поэтому в определение «человека» зло Булгаковым не включается. Человек начинается там, где кончается зло.
В романе Булгакова зло воплощается в образах «нечистой силы» (Воланд и его свита) и в ее «достижениях» (бал у Сатаны). В соответствии с философским замыслом романа автор идет дальше, показывая глубинный источник зла. Зло — это доисторический хаос первородного космоса.
Добро — это обретенная миллионами лет развития способность человека познать себя и управлять собой.<\p>
Булгаков считал проблему Добра и Зла особенно важной. Ведь современная ему жизнь стала одним из важнейших и острейших моментов во всемирной истории человечества.
С точки зрения масштабности перемен в обществе современному человеку жить трудно. Но тысячелетия истории не должны пройти для него даром. У человека сегодняшнего есть великое благо — сознание, знание, исторический опыт, память.
И, по мнению Булгакова, человек обязан продолжить традицию очеловечивания стихийных сил в себе и в окружающем мире. Вот почему Добро должно в конечном счете победить Зло.
На этой странице материал по темам:
- основные нравственные проблемы, которые раскрывает Булгаков в своём романе. мастер и маргарита
- проблемы добра и зла в романе мастер и маргарита
- тема добра и зла в романе булгакова мастер и маргарита
- чем закончился роман мастер и маргарита
- проблема добра и зла в романе мастер и маргарита эссе
<\p>
Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/b/bulgakov/sochineniya/master-i-margarita/problema-dobra-i-zla-v-romane-m.-a.-bulgakova-master-i-margarita
Тема борьбы добра и зла в романе М. А. Булгакова «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (по выбору экзаменуемого) » Шпоры для студентов
Нет зла без добра, нет Сатаны без Бога, и Сатана также естествен в мире, как обитель добра. Это основная философская мысль в романе «Мастер и Маргарита». Поэтому Воланд в этом произведении перестаёт быть носителем зла. Действия его становятся естественным продолжением и дополнением миропорядка.
Больше того, у Булгакова Сатану легко воспринять и как ревизора от Бога. Он – исполнитель его воли. Ведь это дьявол выполняет просьбу Левия Матвея от имени Бога – устроить судьбу Мастера в новой жизни.
Таким образом, объективно Воланд творит добро, но он и не очень – то рвётся делать зло.
Самый главный и самый страшный дьявол у Булгакова – это человеческое общество. Воланд – князь тьмы – по сравнению с ним мелкий хулиган.
Прибыв на инспекцию в Москву 30–ых годов, он практически в растерянности: ему нечего делать, негде творить своё исконное зло. Всё уже сделано, остается лишь подбирать какие-то крохи.
А людишки так испоганились, что где Сатана не повернется, кого не щелкнет по носу – все негодяй, все мелкий бес, по сравнению с которым и свита Воланда – веселые шалуны.
По мысли писателя, современное ему общество, без помощи дьявола, проделало всю дьявольскую работу по совращению людей во все смертные грехи, по искушению и растлению. Здесь дьяволу уже делать нечего.
Более того, общество лишает своей поддержки и честного художника. И поэтому Мастер вынужден уйти под опеку к Воланду. Князь тьмы оказывается единственным могущественным опекуном среди бесправия и морального и физического гнёта.
Естественно, что и любовь, как и творчество (два наиболее высоких проявления духовности человека) оказываются ненужными в данном обществе. Поэтому Мастер И Маргарита вынуждены идти за помощью к Сатане.
Маргарита говорит: «Я стала ведьмой от горя и бедствий, поразивших меня».
Мастер, Га – Ноцри, Маргарита не могут жить среди людей, в которых сместились все ценности. Нравственные люди, которые стараются идти по жизни в согласии со своей совестью, имеют собственную точку зрения, оказываются за бортом жизни, их заглатывает серая толпа: Иешуа оказывается на кресте, а Мастер – в психлечебнице.
Совершенно очевидно, что поэтому Булгаков не принимает и не может принять современный ему действительности, порожденной данным обществом. Это государство для него страшнее самого Дьявола.
Таким образом, тема добра и зла в «Мастере и Маргарите» – одна из основополагающих тем. Писатель показывает, что по законам Вселенной добро и зло гармонично сосуществуют, дополняя и переплетаясь друг с другом. Но в современном писателю обществе нарушились все законы. Зло взяло верх над добром, и неизвестно, восстановится ли когда-либо мировое равновесие.
Источник: https://shporiforall.ru/shpory/otechestvennajaj-lit/tema-borby-dobra-i-zla-v-romane-m-a-bulgakova-belaya-gvardiya-ili-master-i-margarita-po-vyboru-ekzamenuemogo.html
Аргументы к итоговому сочинению 2016-2017 года по произведению “Мастер и Маргарита”
Подробности Категория: Образцы сочинений ЕГЭ по литературе
Итоговое сочинение 2016-2017: аргументы по произведению “Мастер и Маргарита” для всех направлений
– Честь и бесчестие;
– Победа и поражение;<\p>
– Ошибки и опыт;
– Разум и чувства;
– Дружба и вражда.
Герои: Воланд, Мастер, Маргарита
Литературный пример. Ложь, страх и бесчестие пронизывают роман насквозь. Все лгут, страшатся и лукавят. Воланд и его свита выводят «на чистую воду» завравшихся горожан, но тут же обманывают всех собравшихся в варьете, мастерски играя на их страстях.
Обманывает он и Мастера с Маргаритой, не дав им прожить и дня обещанной счастливой жизнью в подвальчике. Сделка с дьяволом -грандиозный обман, увенчанный гибелью.
Оба героя, сослужив службу нечистому и получив от него обещание исполнения желаний, отравлены по его указанию в тот же день, они так и не успели насладиться свободой.
Назад
Герои: Понтий Пилат
Литературный пример: Во сне прокуратор производит впечатление абсолютно другого человека. Пилат соглашается с мыслью Иешуа о том, что они теперь всегда будут вместе.
Прокуратор перестает испытывать отвращение, которое возникало у него по отношению ко всему, что было связано с учением Иисуса.Стоит человеку обрести богатство, как сразу же он начинает бояться его потерять.
Сон позволяет Пилату сделать то, на что он не мог решиться в жизни.
Зачастую литературные критики оценивают сон Пилата, его прогулку по «лунной дороге» как высшую победу человека над самим собой.
Назад
Герои: Понтий Пилат
Литературный пример: Пилат не смеет пойти против воли Синедриона, с ощущением совершения непоправимой ошибки он объявляет свое решение толпе. После этого рокового поступка в голове игемона проносятся страшные мысли: “Бессмертие… Пришло бессмертие… Чье бессмертие пришло?” Героя обрекли на вечные страдания.
После казни ни в чем не повинного Иешуа Пилат мучается страшными угрызениями совести. Он ясно чувствует свою ошибку, но уже не в силах что-либо исправить: “Ему ясно было, что сегодня днем он что-то безвозвратно упустил, и теперь он упущенное хочет исправить какими-то мелкими и ничтожными, а главное, запоздавшими действиями”.
Назад
Герои: Мастер, Маргарита
Литературный пример: Любовь между Мастером и Маргаритой вспыхнула, как только они увидели друг друга: «Так поражает молния! Так поражает финский нож!». Героиня любит мастера всем своим сердцем, вдыхает жизнь в его квартирку. Свою внутреннюю силу и энергию она отдает роману своего возлюбленного.
Герои очень разные. Мастер спокоен, задумчив. Маргарита же сильная и резкая. Мастер воплощает в себе раздумье, мысль, Маргарита – действие. Они настолько близки духовно, что просто не могут существовать раздельно. Будучи безумно одинокими до своей встречи, герои обретают понимание, поддержку, искренность и тепло.
Назад
Герои: Мастер, члены МАССОЛИТа
Литературный пример. По вине членов МАССОЛИТа -представителей литературной элиты -роман Мастера не издан. Из-за них он сжег произведение, которое так долго создавал. И именно они виновны в том, что Мастер находится в клинике для душевнобольных.
У него после тщетных попыток не осталось ничего. Иван Бездомный является типичным представителем элитного литературного мира. И мир этот ненавистен не только герою романа, но и самому автору.
Мастером овладевает апатия, и, ненавидя проявленных врагов, он не стремится противостоять врагам сущностным, он вполне одержим.
Назад
Источник: https://www.egeigia.ru/all-ege/dokumenty-ege/itogovoe-sochinenie/2175
Проблема добра и зла в романе М. Булгакова “Мастер и Маргарита” (стр. 1 из 6)
Введение
Человечество на протяжении всей своей истории пыталось объяснить природу вещей и событий. В этих попытках люди всегда выделяли две противоборствующие силы: добро и зло.
Соотношение этих сил в душе человека или в окружающем мире определяло развитие событий. А сами силы люди воплощали в образах, близких им. Так появились мировые религии, заключающие в себе великое противоборство.
В противопоставлении светлым силам добра появлялись разные образы: сатаны, дьявола, других темных сил.
Вопрос о добре и зле всегда занимал умы душ, ищущих правды, всегда побуждал пытливое человеческое сознание к стремлению разрешить этот трудноразрешимый вопрос в том или ином смысле.
Многих интересовали, как интересуют и теперь, вопросы: каким образом появилось зло в мире, кто первый положил начало появлению зла? Есть ли зло необходимая и неотъемлемая часть человеческого существования, и если это так, то каким образом Благая Творящая Сила, создавая мир и человека, могла создать зло?
Проблема добра и зла – это вечная тема человеческого познавания, и, как любая вечная тема, она не имеет однозначных ответов.
Одним из первоисточников этой проблемы по праву можно назвать Библию, в которой «добро» и «зло» отождествляются с образами Бога и дьявола, выступающими в качестве абсолютных носителей этих моральных категорий человеческого сознания. Добро и зло, Бог и дьявол, находятся в постоянном противодействии.
В сущности, эта борьба ведётся между низшим и высшим началом в человеке, между смертной личностью и бессмертной индивидуальностью человека, между его эгоистическими потребностями и стремлением к общему благу.
Уходя своими корнями в далекое прошлое, борьба добра со злом на протяжении ряда столетий привлекала внимание многих философов, поэтов, прозаиков.
Осмысление проблемы борьбы добра со злом нашло отражение и в творчестве Михаила Афанасьевича Булгакова, который, обращаясь к вечным вопросам бытия, переосмысливает их под воздействием исторических событий, происходящих в России в первой половине ХХ века.
Роман «Мастер и Маргарита» вошел в золотой фонд русской и мировой культуры. Его читают, анализируют, им восхищаются. Булгаков изображает добро и зло – дьявола и Христа – во всей их полноте, имея целью разоблачить зло реальное, порожденное новым строем, и показать возможность существования добра. Для этого писатель и использует сложную структуру построения произведения.
Тема добра и зла у М. Булгакова – это проблема выбора людьми принципа жизни, а предназначение мистического зла в романе – воздать каждому в соответствии с этим выбором.
Перо писателя наделило данные понятия двойственностью природы: одна сторона – реальная, «земная» борьба дьявола и бога внутри любого человека, а другая, фантастическая, помогает читателю сознать проект автора, разглядеть предметы и явления его обличительной сатиры, философско-гуманистические идеи.
Творчество М.А. Булгакова является предметом пристального внимания литературоведов, изучающих его художественный мир в разных аспектах:
Б. В. Соколов «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», А. В. Вулис «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», Б. С. Мягков «Булгаковская Москва», В. И. Немцев «Михаил Булгаков: становление романиста», В. В.
Новиков «Михаил Булгаков – художник», Б. М. Гаспаров «Из наблюдений над мотивной структурой романа М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», В. В. Химич «Странный реализм М. Булгакова», В. Я. Лакшин «Роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита», М. О.
Чудакова «Жизнеописание М. Булгакова» [7, с.206-208].
«Мастер и Маргарита», как справедливо заметил критик Г. А. Лесскис, – двойной роман. Он состоит из романа Мастера о Понтии Пилате и романа о судьбе Мастера.
Главным действующим лицом первого романа является Иешуа, прообраз которого – библейский Христос – воплощение добра, а второго – Воланд, чьим прообразом является сатана – воплощение зла.
Неформально-структурное деление произведения не закрывает того, что каждый из этих романов не мог бы существовать отдельно, так как их связывает общая философская идея, понятная только при анализе всей романной действительности.
Заданная в начальных трех главах в трудном философском споре героев, которых автор представляет первыми на страницах романа, эта идея воплощается затем в интереснейших коллизиях, переплетениях реального и фантастического, библейских и современных событиях, оказывающихся вполне сбалансированными и причинно обусловленными [19, с.76].
Своеобразие романа заключается в том, что перед нами представлены два пласта времени. Один связан с жизнью Москвы 20-х годов двадцатого века, другой-с жизнью Иисуса Христа. Булгаков создал как бы «роман в романе», и оба эти романа объединены одной идеей – поиском истины.
Актуальность
нашего исследования подтверждается тем, что проблемы, поднятые в произведении, современны. Добро и зло… Понятия вечные и неразделимые. Что есть добро и что есть зло на земле? Этот вопрос проходит лейтмотивом через весь роман М. А. Булгакова. И пока жив человек, они будут бороться друг с другом. Такую борьбу и представляет нам Булгаков в романе.
Цель настоящей работы
– исследование особенностей осмысления проблемы добра и зла в романе М. Булгакова «Мастер Маргарита».
Данной целью определяется решение следующих конкретных задач:
проследить соотношение вечных ценностей в романе;
соотнести творческую работу М. Булгакова над произведением с исторической эпохой;
раскрыть художественное воплощение проблемы добра и зла через образы героев романа.
В работе используются различные методы исследования
: научно- познавательный, практическо-рекомендательный и анализ, интерпретация в той мере, в которой они кажутся нам уместными и необходимыми для решения поставленных задач.
Объект исследования
: роман М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита».
Предмет исследования:
проблема добра и зла в романе М. А. Булгакова.
Практическое значение работы состоит в том, что ее материал может быть использован при разработке уроков и дополнительных занятий по русской литературе в школе.
Глава 1. История создания романа «Мастер и Маргарита»
Роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита» не был завершен и при жизни автора не публиковался.
Впервые он был опубликован только в 1966 году, через 26 лет после смерти Булгакова, и то в сокращенном журнальном варианте.
Тем, что это величайшее литературное произведение дошло до читателя, мы обязаны жене писателя Елене Сергеевне Булгаковой, которая в тяжелые сталинские времена сумела сохранить рукопись романа.
Это последнее произведение писателя, его «закатный роман», завершает значимую для Булгакова тему – художник и власть, это роман трудных и печальных раздумий о жизни, где соединились философия и фантастика, мистика и проникновенная лирика, мягкий юмор и меткая глубокая сатира.
История создания и публикаций этого самого знаменитого романа Михаила Булгакова, одного из самых выдающихся произведений в современной отечественной и мировой литературе, сложна и драматична.
Это итоговое произведение как бы резюмирует представления писателя о смысле жизни, о человеке, о его смертности и бессмертии, о борьбе доброго и злого начал в истории и в нравственном мире человека. Сказанное помогает понять собственную оценку Булгаковым своего детища.
«Умирая, он говорил, вспоминала его вдова, Елена Сергеевна Булгакова: «Может быть, это и правильно. Что я мог бы написать после Мастера?
»[18, с. 34].
Творческая история «Мастера и Маргариты», замысел романа и начало работы над ним Булгаков относил к 1928 году
, однако по другим данным, очевидно, что идея написания книги о приключениях дьявола в Москве у него возникла на несколько лет раньше, в начале-середине 1920-х годов.
Первые главы были написаны весной 1929 года. 8 мая этого года Булгаков сдал в издательство «Недра» для публикации в одноименном альманахе фрагмент будущего романа – его отдельную самостоятельную главу, названную «Мания Фурибунда», что в переводе с латинского означает «буйное помешательство, мания ярости».
Эта глава, от которой до нас дошли лишь не уничтоженные автором фрагменты, по содержанию примерно соответствовала пятой главе печатного текста «Дело было в Грибоедове».
В 1929 году были созданы основные части текста первой редакции романа (а возможно, и фабульно завершенный черновой его вариант о появлении и проделках дьявола в Москве) [3, с. 77].
Вероятно, зимой 1928-1929 года были написаны только отдельные главы романа, отличавшиеся еще большей политической остротой, чем сохранившиеся фрагменты ранней редакции. Возможно, отданная в «Недра» и не дошедшая до нас полностью «Мания Фурибунда» представляла собой уже смягченный вариант первоначального текста.
В первой редакции автор перебрал несколько вариантов названий своего произведения: «Черный маг», «Копыто инженера», «Гастроль Воланда», «Сын Гибели», «Жонглер с копытом», но ни на одном не остановился. Эта первая редакция романа была уничтожена Булгаковым 18 марта 1930 года, после получения известия о запрете пьесы «Кабала святош».
Об этом писатель сообщил в письме правительству 28 марта 1930 года: «И лично я, своими руками, бросил в печку черновик романа о дьяволе ».
Нет точных сведений о степени фабульной завершенности этой редакции, но по сохранившимся материалам, очевидно, что еще отсутствует та итоговая композиционная сопоставленность двух романов в романе («античного» и современного), которая составляет жанровую особенность «Мастера и Маргариты».
Написанного героем этой книги – мастером – «романа о Понтии Пилате», собственно, и нет; «просто» «странный иностранец» рассказывает на Патриарших прудах Владимиру Мироновичу Берлиозу и Антоше (Иванушке) об Иешуа Га-Ноцри, причем весь «новозаветный» материал изложен в одной главе («Евангелие от Воланда») в форме живой беседы «иностранца» и его слушателей.
Нет и будущих главных героев – мастера и Маргариты. Это пока что – роман о дьяволе, причем в интерпретации образа дьявола Булгаков поначалу более традиционен, чем в окончательном тексте: его Воланд (или Фаланд) еще выступает в классической роли искусителя и провокатора (он, например, подучивает Иванушку растоптать изображение Христа), но уже ясна «сверхзадача» писателя: и сатана, и Христос необходимы автору романа как представители абсолютной (хоть и «разнополюсной») истины, противостоящей нравственному миру российской общественности 20-х годов.
Источник: https://MirZnanii.com/a/136785/problema-dobra-i-zla-v-romane-m-bulgakova-master-i-margarita