Как писать сочинение “Искусство и ремесло” по повести Гоголя “Портрет”?
Молодой художник Чартков был не без таланта, подающий надежды и с большими перспективами на будущее.
Его учитель, замечая в юноше его нетерпение, желание следовать модным веяниям, ненужное щегольство старался предупредить юное дарование:<\p>
Старый и мудрый профессор понимал, что требуется для того, чтобы художник стал настоящим мастером, а не маляром. Но с Чертковым случилось именно то, от чего его и пытался оградить учитель.
Он не хотел терпеть, досадовал, когда видел как заезжие иностранные живописцы, столь почитаемые в русской среде, очень быстро становились богаты. И хотя он по прежнему постигал азы своего искусства, продвигаясь потихоньку всё выше и выше в своём умении, забывая
тем не менее Чертков тяготился своим нищим положением и неустроенностью в жизни.
И вот, странный и неожиданный подарок он получает от портрета, где чья-то умелая кисть изобразила странного мужчину. Этот демонический персонаж дал ему возможность разбогатеть.
Казалось бы, вот она – твоя дорога к постижению настоящего искусства!И Чертков строит планы, как он начнёт продвигаться к вершинам своего творчества, мечтает о признании своего таланта и грядущей славы. Но художник, пусть и модный и востребованный не властен перед желаниями заказчика, который платит деньги за работу.
Зачем ему какие-то творческие изыски, особые повороты головы, смелые решения в композиции полотна… Для заказчика главное, чтобы он себе нравился на портрете.
Если по началу художник ещё мог изумляться требованиям клиентов и его коробило то, что не имеет времени на обдумывание того, как лучше написать, изобразить данную персону, то втянувшись в этот рутинный процесс, уже не давал себе возможности что-либо обдумывать.
<\p>
Он наконец-то стал известным, популярным и богатым, но лишь ремесленником! Создавая массу заказных и однотипных портретов, в которых не было ни блеска, ни эффекта, а только заученные движения, стандартные положения. Чертков работал, как бездушная машина – чётко, аккуратно и без эмоций. Но что страннее всего
Его это уже не волновало. Признанный мэтр жирел,<\p>
Предав свой талант, своё предназначение, Чертков, по сути потерял самого себя. Но настоящая расплата была впереди.
Ему пришлось увидеть настоящее искусство, которое заставляет изумлённо застывать людей перед ним в немом благоговении
Чертков, вдруг, как просыпается и осознаёт, что бесцельно потратил свои годы на хлам, чепуху, загасив в себе искру таланта. А ведь и он мог, мог создать подобный шедевр! Картину представлял хорошо знакомый ему ранее сокурсник, который полностью посвятил себя познанию своего любимого искусства. Он постоянно трудился, смог отказаться от близких ему людей
Вся его жизнь была принесена в жертву искусства и он смог развить свой талант, став настоящим творцом!
Чертков, который выбрал для себя более лёгкую дорогу, не смог справится с
В конечном итоге он сходит с ума. Растрачивает все свои деньги на покупку<\p>
В этом безумном состоянии он и умирает.
Источник: https://www.bolshoyvopros.ru/questions/3038467-kak-pisat-sochinenie-iskusstvo-i-remeslo-po-povesti-gogolja-portret.html
Тема творчества в повести Гоголя «Портрет». Сочинение
Главная тема повести «Портрет» — тема искусства, художественного творчества. Повесть начинается с описания картинной лавочки на Щукином дворе, где продаются картины, в которых видно только
тупоумие, бессильная дряхлая бездарность, которая самоуправно встала в ряды искусств, тогда как ей место было среди низких ремесел…
Итак, первая проблема, с которой мы сталкиваемся, — это проблема противостояния ремесла и искусства. Художник Чартков, человек, наделённый талантом, он стремится следовать природе искусства. Он пытается достичь высоты, но ему не хватает ремесла, «рисунок не строг, а подчас и вовсе слаб, линия не видна».
Попытка добиться скорейшего результата толкает его следовать за модой. Внезапно разбогатев, он уже не хочет терять всего, что имеет, что его и губит. Погнавшись за деньгами и славой, он постепенно теряет свой талант. Для того чтобы писать портреты, удачно реализуемые за хорошие деньги, не надо быть творцом, надо быть циником.
И вот Чартков, забывши о творчестве, «сделался модным живописцем»:
Кто хотел Маркса, он в лицо совал Маркса; кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положение и поворот.
В итоге повести Чартков вышел в тираж, растерял талант. Он предпочел конъюктуру, деньги, творчеству, дающему духовное удовлетворение. Он не выполнил свое назначение в этом мире и был наказан нравственной гибелью, его сожгли собственные страсти.
Гоголь дает нам и другой тип художника, художника, сумевшего сохранить и возвеличить свой талант, написавшего картину, так поразившую Чарткова. Этот человек «всем пренебрегал, все отдал искусству», и талант его претворился в гений.
Чартков слепо копировал природу, этот же человек — творец.
И стало ясно даже непосвященным, какая неизмеримая пропасть существует между созданием и простой копией с природы.
И, наконец, третий, высший тип художника — художник, написавший портрет ростовщика. Он, в отличие от двух первых, занимался не светской живописью, а религиозной. В этом есть глубокий смысл, ведь искусство призвано отражать высшую реальность.
Но в этой высшей реальности наряду с добром существует и зло; пропустив его через себя, невольно заражаешься им. Чтобы изображать духовные реалии, надо обладать огромной силой духа, иначе зло подчинит человека.
Этот художник, написав портрет, на некоторое время потерял чистоту творчества.
В картине…, точно, есть много таланта, но нет святости в лицах; есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах, как будто бы рукою художника водило нечистое чувство.
Человек, изображая зло, как бы дает ему возможность влиять на наш мир, открывает ему окно и тем самым совершает грех.
Чтобы искупить этот грех и чтобы действительно подготовить свою душу для религиозного искусства, художник уходит в монастырь и ведет там жизнь подвижника.
И только очистившись многолетними подвигами, он решается снова взяться за кисть, но служит уже не своему таланту и тщеславию, но Богу. И Бог помогает ему:
Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем.
Этот человек в самой последней части повести выступает в качестве резонера и высказывает тот взгляд на творчество, который был характерен для самого Гоголя:
Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится.
Повесть «Портрет» – это творческое кредо самого писателя, и Гоголь высказывает мысль о том, что творчество — дело прежде всего духовное, и если ты встал на стезю, забудь о наживе, тщеславии, руководствуйся только провидением, следуй указаниям божьей искры.
Источник: https://litera.su/learner/all-works/gogol-n-v/theme-of-creativity-in-gogols-portrait
Тема творчества в повести Н.В. Гоголя “Портрет”
Кто заключил в себе талант,<\p>
тот чище всех должен быть душою.
Н.В. Гоголь
Гоголя всегда интересно читать. Даже давно известные произведения начинаешь перечитывать и увлекаешься, погружаясь в мир, где переплетается реальность и фантастика, где сочные, яркие краски сгущают, оттеняют мрачный фон повествования.
Казалось бы, серьезный классический писатель, философ, но берешь его книгу и становишься вольно или невольно участником событий, порой нереальных, а порой и самых житейский. В повести «Портрет» присутствует и те и другие.
Я убеждена, что повесть «Портрет» не может никого оставить равнодушным, потому что идея этой повести была, есть и будет интересна всегда.
Удивительно, что один из самых значительных критиков своего времени, В. Г. Белинский неодобрительно отозвался о повести « Портрет»:<\p>
«Это есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь его талант падает, но он и в самом падении остается талантом».
Вероятно, успех пушкинской «Пиковой дамы» побудил Гоголя рассказать свою историю о человеке, которого погубила жажда золота. Автор назвал свою повесть «Портрет».
Потому ли, что портрет ростовщика сыграл роковую роль в судьбе его героев-художников, судьбы которых сопоставлены в двух частях повести? Или потому, что Гоголь хотел дать портрет современного общества и талантливого человека, который гибнет или спасается вопреки враждебным обстоятельствам и унизительным свойствам натуры? Или это портрет искусства и души самого писателя, пытающегося уйти от соблазна успеха и благополучия и очистить душу высоким служением искусству?
Наверное, есть в этой странной повести Н.В. Гоголя и социальный, и нравственный, и эстетический смысл, есть размышление о том, что такое человек, общество, искусство.
Современность и вечность сплетены здесь так неразрывно, что жизнь русской столицы 30-х годов ХIX века восходит к библейским размышлениям о добре и зле, об их бесконечной борьбе в человеческой душе.
С художником Чартковым мы знакомимся в тот момент его жизни, когда он с юношеской пылкостью любит высоту гения Рафаэля, Микеланджело, Корреджио и презирает ремесленные подделки, заменяющие искусство обывателю. Увидев в лавке странный портрет старика с пронзительными глазами, Чартков готов отдать за него последний двугривенный.
Нищета не отняла у него, а, возможно, дала способность видеть красоту жизни и с увлечением работать над своими этюдами. Он тянется к свету и не хочет превращать искусство в анатомический театр, обнажать ножом-кистью «отвратительного человека».
Он отвергает художников, у которых « самая природа… кажется низкою, грязною», так что «нет в ней чего-то озаряющего». Чартков, по признанию его учителя в живописи, талантлив, но нетерпелив и склонен к житейским удовольствиям, суете.
Но как только деньги, чудом выпавшие из рамы портрета, дают Чарткову возможность вести такую заманчивую светскую жизнь и наслаждаться благополучием; богатство и слава, а не искусство, становятся его кумирами.
Своим успехом Чартков обязан тому, что, рисуя портрет светской барышни, который выходил у него скверным, он смог опереться на бескорыстное произведение таланта – рисунок Психеи, где чувствовалась, физически ощущалась мечта об идеальном существе.
Но идеал был не живым и, только соединившись с впечатлениями реальной жизни, стал притягательным, а реальная жизнь обрела значительность идеала. Однако Чартков солгал, придав бесцветной девице облик Психеи. Польстив ради успеха, он изменил чистоте искусства. И талант стал покидать Чарткова, изменил ему.
«Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», – говорит отец сыну во второй части повести. Не правда ли, что это почти дословный повтор слов Моцарта в пушкинской трагедии: «Гений и злодейство – две вещи несовместные». Но для Пушкина добро – в природе гениальности. Гоголь же пишет повесть о том, что художник, как и все люди, подвержен соблазну зла, но губит себя и свой талант ужаснее и стремительнее, чем люди обычные. Талант, не реализованный в подлинном искусстве, талант, расставшийся с добром, становится разрушительным для личности.
Чартков, ради успеха уступивший истину благообразию, перестает ощущать жизнь в ее многоцветности, изменчивости, трепете. Его портреты утешают, развлекают, «чаруют» заказчиков, но не живут, они не раскрывают, а закрывают личность, натуру.
И несмотря на славу модного живописца, Чартков чувствует, что он не имеет никакого отношения к настоящему искусству, способному возвышать, очищать, подвигать к поиску нового… Замечательная картина художника, который в течение нескольких лет, голодая, испытывая лишения, избегал всех удовольствий, обучался в Италии, вызвала у Чарткова потрясение. Но потрясение, испытанное им, не пробуждает его к новой жизни, потому что для этого необходимо отказаться от погони за богатством и славой, убить в себе зло. Чартков избирает другой путь, достойный «ничтожества от искусства»: он начинает изгонять из мира божественное, скупать и резать великолепные полотна, убивать добро. И этот путь ведет его к сумасшествию и смерти.
Что было причиной этих страшных превращений: слабость человека перед соблазнами или мистическое колдовство портрета ростовщика, собравшего в своем обжигающем взгляде зло мира?<\p>
Н. В. Гоголь двойственно ответил на этот вопрос.
Реальное объяснение судьбы Чарткова столь же возможно, как и мистическое. Сон, приводящий героя к золоту, может быть и осуществлением его подсознательных желаний, и агрессией нечистой силы, которая поминается всякий раз, как речь заходит о портрете ростовщика.
Слова «черт», «дьявол», «тьма», «бес» оказываются в повести речевой рамой портрета.
Художник, прикоснувшийся к злу, написавший глаза ростовщика, которые « глядели демонски-сокрушительно», уже не может писать добро, кистью его водит «нечистое чувство», и в картине, предназначенной для храма, «нет святости в лицах».
Все люди, связанные с ростовщиком в реальной жизни, гибнут, изменив лучшим свойствам своей натуры. Художник, который воспроизвел зло, расширил его влияние. Портрет ростовщика отнимает у людей радость жизни и пробуждает «тоску такую… точно как будто бы хотел зарезать кого-то».
По моему мнению, портрет ростовщика с его дьявольским взглядом является символом не только бесовщины, но и безумной, жгучей жажды обогащения. Портрет приносил людям несчастья, то есть жажда денег убивает все святое в человеке. Именно это и хотел сказать Гоголь читателям.
И мало избавиться от этого портрета – надо изменить свое сознание, очистить душу и помыслы. Пример тому – художник, ушедший в монастырь. Он осознал разрушительную силу портрета и злодейства, которое движет рукой художника, изменил мировоззрение.<\p>
Недаром Гоголь показывает нам три истории разных художников.
Из каждой истории можно извлечь урок. Они, как известно, был наделены талантом от Бога. Но далее Бог бессилен: каждый распоряжается своим талантом, как хочет и как может. Каждый сам решает, чему будет служить его талант: добру или злу. Но, как я уже заметила, злодейство и гений – вещи несовместные.
Что из этого следует? А то, что если художник служит злу, то его гений, талантливое начало непременно погибнет. Да, это поможет ему в достижении каких-то целей, но в то же время заберет у него самое святое. Чартков выбрал зло.
Но, осознав это, не попытался измениться, как художник, создавший ростовщика, а продолжил свое «дьявольское» дело – на этот раз стал уничтожать произведения тех, кто не изменил своему таланту ради «золотого божка».
Так как же не растратить свой дар понапрасну? Вспомним притчу о таланте. Один хозяин дал двум рабам по монете и попросил сберечь до его возвращения. Один, по прошествии времени, отдал ему монету, сказав, что хранил ее, зарыв в земле. А другой принес в 10 раз больше, сказав, что пустил монету в оборот и сколотил состояние.
Вот так, по мнению Гоголя, и человеческий талант – «зароешь его в земле» – ничего не выйдет, а с умом воспользуешься, и пожнешь плоды. Только, я считаю, нужно приложить максимум усилий, ведь талант без труда и упорства – ничто.
Лишь имея перед собой высокую цель, зная свое предназначение, следуя бескорыстным зовам, а не служа злу, можно надеяться на «правильную» реализацию таланта.
Тем не менее поветь «Портрет» не несет успокоения, показывая, насколько все люди, независимо от свойств своего характера и высоты убеждений, подвержены злу.
Гоголь, переделав финал повести, отнимает надежду на искоренение зла. В первой редакции облик ростовщика таинственно испаряется с полотна, оставив чистым холст.
В окончательном тексте повести портрет ростовщика исчезает: зло опять пошло бродить по свету…
Итак, Н. В. Гоголь своей повестью утверждает, что искусство несет не только добро, но и зло. Но в то же время он говорит о том, что нести искусство должно так же, как и талант, исключительно добро. Только в этом случае оно истинное, талант подлинный и, следовательно, душа чиста.
Источник: https://nsportal.ru/ap/library/literaturnoe-tvorchestvo/2012/04/15/tema-tvorchestva-v-povesti-nv-gogolya-portret
28 Проблема искусства и художника в «портрете» Гоголя
Повесть Гоголя
«Портрет»
делится на две
части.
В первой говорится
о неком молодом
художнике Чарткове,
увидевшем портрет старика в каком то
захолустном магазинчике, и этого
живописца зацепили глаза старика, они
были настолько выписаны, что казались
просто живыми.
На последние деньги он
купил этот портрет, и принеся его домой
ему показалось, что старик, изображенный
на портрете, сам полностью живой и
вот-вот вылезет из портрета. Между тем
у Чарткова была
мечта–
разбогатеть и стать модным живописцем.
И в эту же ночь ему снится, будто старик
вылез из своего портрета, и показывает
мешок, в котором множество свертков с
деньгами. Художник незаметно прячет
один из них. На следующее утро он и
вправду находит деньги.
И после этого
момента его дела идут в гору, он и вправду
становится модным художником, но его
работы лишаются индивидуальности, и
как последствие, художник лишается
таланта. Однажды его просят раскритиковать
картину одного молодого художника, и
Чартков видит талант молодого художника
и в ужасе понимает, что променял
талант на деньги.
И тут он начинает скупать все картины
талантливых художников с целью уничтожить
их. Все это время ему мерещатся глаза
старика. Вскоре он умирает ни оставив
после себя ничего.<\p>
Вторая часть
рассказывает об аукционе на котором
продается эта картина.
Многие хотят ее
купить, но один человек говорит, что
портрет должен достаться ему, так как
он давно его искал. Человек, купивший
портрет рассказывает невероятную
историю. Давным-давно жил в Петербурге
некий ростовщик, отличавшийся от прочих
возможностей ссудить какую угодно сумму
денег.
Но странная особенность – все,
кто получал от него деньги, заканчивали
жизнь печально. Однажды ростовщик
попросил художника, отца покупателя,
изобразить его. Но чем дольше художник
рисует, тем больше отвращения испытывает
к старику. Когда портрет оказывается
нарисованным, ростовщик говорит, что
теперь будет жить в портрете, вечером
следующего дня умирает.
В самом художнике
происходит перемены: он начинает
завидовать таланту ученика… Когда же
портрет забирает приятель, художнику
возвращается покой. Вскоре выясняется,
что и приятелю портрет принес несчастье,
и он его продал. Художник понимает,
сколько беды может принести его творенье.
Приняв, постриг в монахи, завещает сыну
найти и уничтожить портрет. Он говорит:
Кто заключает в себе талант, тот чище
всех должен быть душою. Люди, слушающие
рассказ, оборачиваются к портрету, но
его уже нет – кто успел украсть его. Так
заканчивается повесть Н.В.Гоголя Портрет.
. «Портрет» –
повесть о
судьбе художника
и борьбе
добра и зла в душе человека.
Автор использует традиционный мотив:
деньги, богатство в обмен на
душу.
Повесть
затрагивает многие проблемы: борьба
добра и зла в душе человека, власть денег
над человеком, но самая главная –
проблема назначения искусства
(искусство истинное и мнимое) .
В этом
произведении мы встречаемся с тремя
живописцами: это молодой
Чартков,
иконописец
и его сын.
О Чарткове
рассказано в первой части. Он предстает
перед нами довольно талантливым, но
бедным и ропочущим на свою судьбу. Герой
повести «Портрет» — молодой одаренный
художник Чартков — беден. Гоголь рисует
неприхотливый быт художника, скудную
обстановку его жилья, ветхое платье.
в
его характере, как проницательно подметил
профессор живописи, учитель Чарткова,
есть нетерпение, он склонен поддаваться
чарам, соблазнам<\p>
В обычной жизни
слабости принимают иной вид: его «уже
начинает свет тянуть», на шее повязан
«щегольской платок», а на голове красуется
«шляпа с лоском».
Ему хочется кутнуть,
щегольнуть. Но до поры до времени «он
мог взять над собою власть», пока не
произошел случай, круто повернувший
его судьбу.<\p>
Молодой художник
обижается на то, что модные живописцы
рисуют несколько “картинок” и
получают большие деньги, а он вынужден
жить в бедности и безызвестности.
И
вдруг он попадает в небывалую ситуацию:
он получает все, о чем мечтает через
таинственный портрет. Он не сразу
поддается искушению, а сначала решает
купить манекенов и гравюр и серьезно
заняться искусством. Но в нем заговорили
22 года и юность. Внутренний голос и
желания художника противостоят его
рассудку.
Он бросается покупать ненужные
вещи, тратит деньги на недоступные ранее
удовольствия.
Почему же
деньги оказались сильнее таланта
художникаТо
есть у Чарткова есть талант и желание
учиться, но другая часть его души жаждет
мгновенного успеха и славы. И именно
эта часть пересиливает первую.
Поводом
для этого стали дьявольские деньги,
которые толкали Чарткова к славе, но за
которые ему пришлось заплатить своим
талантом. В итоге человек морально
падает.<\p>
Художник, отец
рассказчика второй части совершил грех,
написав портрет ростовщика. Он уходит
в монастырь и становится отшельником.
Здесь человек проходит путь не от таланта
к гибели,
а от совершения
греха до восхождения к добру.
Проведя долгие годы в молитвах и постах,
он наконец берется за кисть и пишет
рождество Иисуса. Иконописец дает
наставление двадцатилетнему сыну, тоже
художнику, который собирается в
путешествие в Италию. Этот художник Б.
такой же молодой как и Чартков, но как
мы видим из описания его на аукционе,
это был немодно одетый молодой человек,
которому чужды все светские потрясения
и которого не волновала мода. Он, получив
от отца просьбу найти и уничтожить
портрет, приходит на аукцион.
<\p>
В повести судьбы
трех художников
объединяет портрет
ростовщика,
который в конце таинственным образом
исчезает с аукциона. Мы видим в поэме
двух совершенно разных художников,
судьбы которых связаны одним портретом.
Но в первом случае художник проходит
путь от таланта к гибели, а во втором –
путь от совершения греха к добру. Гоголь
говорит об ответственности художника
за свое творение; главная цель живописца
– «пробуждать чувства добрые» . Автор
показывает читателю, каким должен быть
настоящий художник: «кто заключил в
себе талант, тот чище всех должен быть
душою» .
Гротесковое,
фантастическое начало
присутствует и в повести «Портрет»,
которая вошла в сборники «Арабески» и
«Петербургские повести» и считается
наиболее романтической. В ней встает
несколько проблем:
нравственной
ответственности художника перед собой
и искусством, зависимости
таланта от моды и денег,
а также дьявольской
сущности искусства.
Выразительной
параллелью, проясняющей мысль Гоголя,
служит один эпизод из второй части.
Пришедший к художнику (отцу рассказчика)
ростовщик сказал ему: «Нарисуй с меня
портрет. С необыкновенным рвением он
принялся за работу, но, нарисовав глаза,
не мог докончить портрета, почувствовав
«тревогу непостижимую». С тех пор он
изменился.
Однажды он принялся писать
новое полотно. Все единодушно предрекали
ему победу в конкурсе, как «вдруг один
из присутствовавших членов, если не
ошибаюсь, духовная особа, сделал
замечание, поразившее всех.
«В картине
художника, точно, есть много таланта,—
сказал он,— но нет святости в лицах;
есть даже, напротив того, что-то демонское
в глазах, как будто бы рукою художника
водило нечистое чувство». Все взглянули
и не могли не убедиться в истине сих
слов».
<\p>
Овладевшее душою
дьявольское наваждение непроизвольно
и как бы незаметно для самого художника
(и человека) проникает в его произведения.
И никакой талант не может изменить
кощунственного содержания.
Напротив,
талант всемерно раскрывает смысл
нечистых побуждений, хотя для неопытного
или «околдованного» взгляда такой смысл
может оставаться непроясненным. Сама
по себе одаренность еще ничего не говорит
о человечности или бесчеловечности
искусства. Гуманность, по мысли Гоголя,
содержится в сердце, в чувствах, в натуре
художника.
Но вследствие этого трудно
различить человеческое (на языке Гоголя
— христианское, Божественное) и
нечеловеческое, дьявольское, демоническое:
то и другое может быть изображено искусно
и мастерски.<\p>
Художник превратился
в ненавистника искусства, уничтожающего
произведения своих талантливых собратьев.
Демоническое (Гоголь сравнивает взгляд
Чарткова со взором василиска, а его с
гарпией, отравляющей все вокруг, с
демоном, ненавидящим и презирающим мир)
начало растет и ширится, приобретая
фантастические размеры: портрет «двоился,
четверился в его глазах: все стены
казались увешаны портретами, вперившими
в него свои неподвижные, живые глаза».
Довершают разрушение личности болезнь,
припадки бешенства и ужасная смерть.<\p>
Фантастическое,
выявляющее страшную власть демонического
начала, служит у Гоголя предупреждением
о необходимости хранить духовность,
серьезно и ответственно относиться к
нравственным достоинствам и гуманистическому
содержанию личности.<\p>
Итак, начав писать
ради денег светские портреты и став тем
самым модным художником, Чартков
преисполнился злобой и завистью ко
всему прекрасному и в припадках безумия
начал уничтожать произведения искусства.
Таким образом,
социальная проблема золота, которое
губит художника, осложняется в повести
собственно эстетической проблемой:
цели и назначения художника. Поэтому
Гоголь прибегает к приему «сравнительного
жизнеописания», дав, по контрасту с
историей Чарткова, историю художника-схимника,
осознавшего высокую религиозную сущность
искусства и наставляющего в финале
своего сына: «Намек о божественном,
небесном рае заключен для человека в
искусстве, и потому одному оно уже выше
всего. И во сколько раз торжественный
покой выше всякого волненья мирского,
во сколько раз творенье выше разрушенья;
во сколько раз ангел одной только чистой
невинностью светлой души своей выше
всех несметных сил и гордых страстей
сатаны, во столько раз выше всего, что
ни есть на свете, высокое созданье
искусства. Все принеси ему в жертву и
возлюби его всей страстью, не страстью,
дышащей земным вожделением, но тихой
небесной страстью; без нее не властен
человек возвыситься от земли и не может
дать чудных звуков успокоения. Ибо для
успокоения и примирения всех нисходит
в мир высокое созданье искусства».<\p>
По контрасту к
истории Чарткова развертывается
предыстория портрета. С другим художником
происходят те же превращения: он тоже
почувствовал зависть к ученику. Но, в
отличие от Чарткова, он понял тайные
причины своего падения и освободился
от власти портрета. Причину он отыскал
в себе самом, хотя она пришла к нему
извне вместе с ростовщиком, заказавшим
свое изображение. Однако художник принял
заказ, как бы впуская демонское начало
в свою душу, и, следовательно, возложил
на себя полную ответственность за
необдуманный поступок.<\p>
Источник: https://StudFiles.net/preview/5775045/page:27/
Сочинение на тему: Искусство в повести Портрет, Гоголь
Искусство
Повесть Н. В. Гоголя “Портрет” была написана в первой половине 19-го века и состоит из двух почти равнозначных частей.
Не последнее место в творчестве этого автора занимает тема мистики, поэтому и в данном произведении она проявляется со всей силой. В нем автор рассказал об одном портрете, обладающем сверхъестественными способностями.
В то же время он раскрыл более глубокие социально значимые проблемы, например, добра и зла, назначения искусства, власти денег и т. д.
Особенно трепетно он описал свое отношение к искусству. В обеих частях мы знакомимся с молодыми, талантливыми художниками, которые по-разному смотрят на жизнь.
Если в первой части, петербуржец Чартков буквально продает свою душу и талант за материальное благополучие, то во второй части Художник Б. пытается наоборот искупить добром грех, случайно совершенный его Отцом.
Первое, что мы узнаем, читая произведение, это образ жизни А. П. Чарткова.
Художник бедно живет и еле сводит концы с концами. Поэтому, когда ему неожиданно попадает в руки портрет, из рамы которого выпадают деньги, он безмерно радуется <\p>
и решает полностью изменить свою жизнь.
Если раньше он много трудился, развивал свой талант, жертвуя временем и усилиями, то теперь он стал рисовать только посредственные портреты под копирку и брать за это большие деньги.
Он стал ревностно относиться к работам других художников, завидовать им и при возможности порочить их доброе имя.
Все эти перемены произошли с героем после обнаружения клада в портрете. Во второй части автор дает разъяснение случившемуся. Оказывается, человек, изображенный на портрете, и при жизни приносил людям беды.
Он был злостным Ростовщиком, который одалживал деньги на якобы выгодных условиях, а затем брал с людей вдвое больше. Хуже всего, что все его должники становились несчастными. Та же участь теперь преследовала владельцев его портрета.
Что же хотел сказать этим автор?
В этой повести Гоголь подвергает сомнению суть искусства. Он яро осуждает этот портрет, не считая его искусством, а только материальной ценностью, от которой лучше быстрее избавиться.
Искусство для него, это то, что вначале создавал Чартков, вкладывая в свои работы всю душу. Это то, как до встречи с ростовщиком расписывал храмы отец художника Б. Искусство должно идти от души и не противоречить моральным принципам человека.
Каждый художник несет ответственность за то, что создает.
Именно так автору виделось назначение искусства, что он и хотел передать читателям. Он сам в каком-то смысле был художником, создающим литературные шедевры. При этом в свои произведения он вкладывал глубокий смысл, делая их интересными для чтения.
(1
Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-iskusstvo-v-povesti-portret-gogol/
Урок по теме: Тема истинного искусства и назначения художника в повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Жучкова Елена Николаевна, <\p>
преподаватель русского языка и литературы <\p>
ГБПОУ “Дзержинский педагогический колледж”, <\p>
кандидат филологических наук
Урок по теме: Тема истинного искусства и назначения художника в повести Н.В. Гоголя «Портрет»
Цель: выявление своеобразия эстетических взглядов Н.В. Гоголя через текстуальный анализ повести «Портрет».
Задачи:
- проанализировать структуру персонажной системы повести;
- определить основные функции фантастического и ключевых деталей в тексте;
- определить значение интертекстуальных связей в повести «Портрет».
Студенты должны уметь:
- раскрывать основную нравственно-философскую проблематику произведения и его художественные особенности;
- выявлять своеобразие эстетических взглядов писателя через анализ произведения;
- определять интертекстуальные связи произведения.
Форма: практическое занятие.
Оборудование: текст повести «Портрет», репродукции работ Рафаэля, Микеланджело, Иванова. <\p>
План практического занятия <\p>
-
История создания повести «Портрет» и отражение в ее редакциях взглядов Гоголя-художника.
-
Структура персонажной системы:
- Первая часть – образ Чарткова: трагедия загубленного таланта; наказание героя;
- Вторая часть – образ безымянного художника: аскетизм, строгая взыскательность и самоотверженный труд, творческие и духовные итоги героя;
- значение истории с портретом ростовщика и образа в структуре повести.
-
Проблема сущности искусства и назначения художника в трактовке Гоголя.
Вопросы и задания
-
Выпишите и прокомментируйте известные вам высказывания Гоголя об искусстве (опирайтесь на материал информационного текста «Духовная проза Н.В. Гоголя» и книги «Выбранные места из переписки с друзьями»).
-
Проследите основные этапы жизни художника Чарткова.
Каковы внешние и внутренние причины его творческой и духовной деградации? Каковы основные черты его псевдоискусства? В чем состоит наказание героя? <\p>
-
Какой образ жизни вел создатель таинственного портрета до встречи с ростовщиком? Почему, работая над портретом, он испытал душевное смятение; к чему стремился художник в ходе этой работы?
-
Подумайте, каким образом Гоголь осмыслил пушкинский афоризм «Гений и злодейство – две вещи несовместные»?
-
Постарайтесь выявить функции фантастического в повести.
Литература
-
Гоголь Н.В. Выбранные места из переписки с друзьями// Духовная проза. – М., 1992.
-
Дунаев М.М. Н.В. Гоголь// Вера в горниле сомнений. – М., 2003. С. 146-147.
-
Машинский С.И. Художественный мир Гоголя. – М., 1971. С. 203-208.
РЕКОМЕНДАЦИИ К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАНЯТИЯ.
В повести “Портрет” Гоголь поднимает ведущие в мировой литераторе проблемы власти золота в жизни человека и сущности истинного искусства. В чем состоит назначение художника? В цикле “Петербургских повестей” “Портрет” играет особую роль: автор задается вопросом, возможно ли вдохновенное творчество в меркантильном обманчивом и бездуховном мире призрачного Петербурга?
Композиция повести делится на две части: В первой повествуется о судьбе Чарткова – художника, променявшего свой талант («небесные сокровища») на богатство и успех («земные сокровища»).
По принципу антитезы Чарткову противопоставлен безымянный герой второй части – художник, также искушавшийся нечистой силой, но победивший в этой борьбе и посвятивший свое творчество Богу. Сквозным образом – символом, связующим судьбы героев обеих частей, становится портрет ростовщика-азиата с дьявольской душой.
Именно он по-разному искушает обоих художников. Основа этих искушений едина – возможность союза со злом и служения дьявольской силе.
Этот вопрос волновал Гоголя всю жизнь. На лекции о духовной прозе Гоголя мы говорили о взглядах писателя на искусство и роль художника. Как же выразились эти взгляды в повести “Портрет”?
1. Беседу начинаем с анализа образа Чарткова.
КАКИМ ПРЕДСТАЕТ ГЕРОЙ В НАЧАЛЕ ПОВЕСТИ?
КАКОЕ СОБЫТИЕ ПЕРЕВОРАЧИВАЕТ ВСЮ ЕГО ЖИЗНЬ?
(В начале повести герой фанатически трудолюбив, предан только искусству, далек от материальных соблазнов.)
Отмечаем, что больше он напоминает Сальери, чем Моцарта. Покупка портрета и найденные в нем 1000 золотых переворачивают его жизнь: деньги дают возможность независимости и свободы творчества.
Однако возникает парадокс: герой в суете светской жизни утрачивает свой талант, на смену кропотливому труду приходят быстрота и шаблонность. Постепенно из его “творений” уходит жизнь и они превращаются в подделки.
<\p>
ПОЧЕМУ ЖЕ ВСЕ-ТАКИ УШЕЛ ТАЛАНТ? ЧТО СТАЛО ОТЛИЧИТЕЛЬНОЙ ЧЕРТОЙ ПСЕВДОИСКУССТВА ЧАРТКОВА?
Как и Сальери, Чартков устранил из своих произведение жизнь, в его картинах не стало мысли и чувства. На смену им пришли схематичность и внешняя эффектность.
Мы возвращаемся к 1-ой главе, в начале которой Гоголь говорит о массовом искусстве, в котором “душу живу” заменили яркость и аляповатость, ходовые сюжеты и образы.
ЧАРТКОВУ ПРОТИВОПОСТАВЛЕН ДРУГОЙ ХУДОЖНИК, КАРТИНА КОТОРОГО ПОКОРИЛА ВСЕХ. ЧЕМ? ЧТО ТАКОЕ ИСТИННЫЙ ШЕДЕВР ИСКУССТВА?
В ЧЕМ СОСТОИТ НАКАЗАНИЕ ЧАРТКОВА? ВОЗМОЖНО ЛИ ЕГО ВОЗРОЖДЕНИЕ? ПОЧЕМУ ОН СХОДИТ С УМА?
Герой все-таки понял, что истинному он предпочел ложное: за деньги он продал не только талант, но и свою душу.
Однако его охватило не так раскаяние, как зависть и злость. Он поддался низким страстям и это довершило его падение и гибель. Причиной безумия стало осознание того, что он загубил божеский дар – талант; вечному предпочел преходящее.
Во второй части изложена история создания портрета ростовщика, загубившего жизнь Чарткова.
Портрет злого ростовщика создавался трудолюбивым, честным и верующим человеком, которого искушать золотом было бессмысленно. Для него, в отличие от Чарткова, самоцелью являлось искусство. Художник вложил в него свою душу… Почему же столько зла принес этот портрет людям?
Во 2-0й части содержатся взгляды писателя на сущность истинного искусства, и ее можно назвать эстетическим кредо Гоголя. Сформулируем основные тезисы этого кредо.
Во-первых, создатель портрета поставил цель изобразить дьявола на картине и, сам того не желая, он вступил в союз с нечистой силой.
Во-вторых, увлекшись, художник постарался скопировать ростовщика и ему это удалось. Художник передел допустимую грань и был жестоко наказан.
Здесь явно слышится перекличка с новеллой Бальзака “Неведомый шедевр”, в которой есть такие слова: “Задача искусства не в том, чтобы копировать природу, а в том, чтобы ее выразить”.
В-третьих, и это самое главное – художник вступил в союз с дьяволом, предал душу злу. Здесь – явная перекличка с пушкинским: “Гений и злодейство – две вещи несовместные”. <\p>
ИТОГИ. Повесть “Портрет” позволяет выявить эстетические взгляды Гоголя, их общность с эстетической позицией А.С. Пушкина.
1.Искусство должно не копировать природу, а выражать ее сущность.
2.Настоящее творение обязательно должно быть «пропущено» через душу художника.
3.Сила искусства велика, поэтому огромный спрос и с самого художника, который не должен поддаваться стихии зла. Если же художник поддался мятежным и темным страстям, то он уже не художник, а злодей.
4.Истинное искусство способствует созиданию, примирению, успокоению, нравственному совершенствованию человека. Искусство должно сеять только добро.
Великий грех берет на душу тот художник, который проповедует зло, безысходность и насилие.
Отмечаем, что все эти мысли очень актуальны именно в наше время – время засилья “чернухи” и массовой культуры, ничего не дающей душе, а только растлевающей ее.
В заключение занятия процитируем слова профессора Михаила Дунаева: «Искусство, выпускающее на волю нечистый дух, само становится жертвой своего перерождения: превращается в средство служения этому духу, как случилось с мастером-создателем бесовского портрета, либо вырождается в бездушное ремесло, что сказалось в судьбе Чарткова, соблазненного страстью корыстолюбия, какой заразило его золото ростовщика, обнаруженное в портрете».
Источник: https://infourok.ru/urok-po-teme-tema-istinnogo-iskusstva-i-naznacheniya-hudozhnika-v-povesti-nv-gogolya-portret-3365764.html
Сочинение к итоговому сочинение на тему: искусство и ремесло, какие привести аргументы?
В качестве аргумента можно использовать произведение Короленко, которое называется «Слепой музыкант». Главный герой — пианист Петр Попельский, и он совершенно ничего не видит, является слепым. Ему очень тяжело приходится в жизни, но его ремесло оказалось способным достичь уровня искусства, так, он стал великолепным пианистом.
Если говорить о ремесле, то это просто владение на профессиональном уровне навыками и умениями в той или иной профессии.
И не обязателно профессия должна быть связана с каким-либо видом художественного творчества.
Часто даже про врача могут сказать, что он хороший ремесленник, то есть, хорошо освоил все профессиональные навыки и применяет их.
А вот искусство начинается уже там, когда появляется творчество. То есть, человек создает продукт, который ранее никем не был создан и делает это, пропуская через свою точку видения, наполняя своим смыслом.
Например, есть художники, которые пишут добротные картины, могут сделать копию любого произведения — это хорошие ремесленники.
Художники же, которые стали основателями новых направлений, творчество которых не похоже на творчество других матеров изобразительного искусства, произведения которых не просто красивы и умело написаны, а вызывают эмоции, переворачивают души — занимаются искусством.
Часто, люди искусства в этом понимании слова проходят через этап ремесленника, в то время, когда они осваивают те или иные приемы, но они идут дальше и становятся создателями нового, а ремесленники так и остаются на этой стадии.
Еще один пример — из музыки. Есть много хороших пианистов, но лишь немногим из них доступно высшее искусство собственной интерпретации того или иного произведения композиторов.
Какие привести аргументы к сочинению на тему: искусство и ремесло?
Ремесло можно превратить в искусство, если к этому есть предрасположенность. Чтобы ремесло стало называться искусством, нужно «жить» и «гореть» этим ремеслом, до идеала отточив мастерство. Искусство называется вечным, поскольку творение может жить веками, много лет после гибели создателя.
Аргументы к теме «Искусство и ремесло» можно привести из произведения Л.Н.Толстого «Война и мир». Искусство способно исцелять душу. Вспомните эпизод из романа-эпопеи:
Наташа была в прекрасном настроении от того, что Денисов влюблен в нее. Но ее брат сидел с ними огорченным, ведь он проиграл крупную сумму денег в карты. К тому же, их семья бедна.
Николай места не находил, что даже вначале был зол на сестру из-за ее веселья. Но когда она начала петь, то у него сразу исчезли все встревоженные мысли. Вот оно, влияние музыки как вида искусства на человека.
В этом романе автором описывается любовь к народной музыке, где каждый выражает себя.
А настоящее искусство Толстой видит именно в беспорядочном танце Ростовой, но никак не в безупречной грации Элен.
Аргументы к теме «Искусство и ремесло» можно привести из произведения «Портрет» Гоголя. Тут рассказывается о бедном художнике который практически в жизни еле еле сводил концы с концами, но однажды он купил портрет ростовщика и он оказался волшебным. Чарткову приснился сон, где он увидел, что якобы человек с его картины ожил и обронил несколько ассигнаций на пол.
И о чудо, художник и правда находит в том же месте деньги. С тех пор к нему посыпались заказы от богатых клиентов, но они просили не рисовать как есть, а приукрасить портреты, то есть нарисовать того чего нет.
Чартков все делал в угоду гонораров и постепенно он понял, что от него ушел дар, а осталось только ремесло и когда он увидел картины друга на выставке, то свои решил уничтожить.
Второй пример из произведения «Моцарт и Сальери». Моцарт был действительно талантлив и ему давалось все легко, а второй ему завидовал и во всем пытался быть лучше. И действительно он больше занимался, лучше учился, но обладал лишь ремеслом. Тогда подлый Сальери решил убрать конкурента при помощи яда, но музыка гения смерть победила и его помнят до сих пор и любят, а Сальери забыт как автор.
Тема «Искусства и ремесла» является довольно сложной, но для её раскрытия можно привести такой литературный аргумент, как повесть Гоголя «Портрет».
В повести на примере талантливого художника мы видим, как он теряет свой дар, талант и приобретает искусство ремесла.
Талантливый художник был очень беден и имел много долгов.
Но, однажды его жизнь координально меняется. Он приобретает картину, на которой изображен богатый ростовщик.
Картина не оставляет его, преследуя даже во сне. Проснувшись живописец находит деньги рядом с картиной, но теперь его жажда денег начинает расти.
Чартков забывает о искусстве и теперь пишет только ради денег, в угоду на заказ, богатеям, толстосумам.
Со временем, он понимает, что его талант утерян, в обмен на приобретённое ремесло.
Источник: https://faston24.ru/sochinenie-k-itogovomu-sochinenie-na-temu-iskusstvo-i-remeslo-kakie-privesti-argumenty/
Тема творчества в повести «Портрет» Н. В. Гоголя
Пристальное внимание Гоголя на разных этапах творческого
развития привлекал вопрос о взаимоотношении
искусства и действительности.
Художник и общество, искусство и жизнь, идейно-творческие задачи художника – все эти проблемы глубоко волновали его в период работы над «Миргородом» и «Арабесками».<\p>
Трагическое неустройство жизни
— главная тема петербургских
повестей. И в каждой из них дан
свой вариант этой темы.
<\p>
Через многие произведения Гоголя проходит мысль о растлевающей власти денег: она начинает волновать писателя уже на заре его литературной деятельности.
В повести «Портрет»
Гоголя волнует судьба искусства
в современном мире. Тема эта была очень актуальна для собственного творчества писателя периода создания петербургских повестей. Как уберечь искусство художнику и писателю? В каком случае искусство способно оказать очищающее влияние на душу людей?
Композиция повести «Портрет» делится на две части; в первой из них Гоголь рассказывает жизненную историю художника Чарткова и его падения; вторая повествует о происхождении страшного портрета, о ростовщике Петромихали и художнике-монахе, искупающем свои грехи. Деление это Гоголь сохранил неизменным в обеих редакциях повести.
<\p>
Рассказ о жизненной
истории Чарткова затрагивает крупные социальные, культурные и художественные проблемы. Скромным и незаметным художником начинает свою деятельность герой «Портрета». Это был человек, глубоко любивший искусство, отдававший ему все свои силы. Он «с самоотвержением предан был своему труду», своему призванию.
Бескорыстный труженик, Чартков не расставался с нуждой и лишениями. Приютившийся в маленькой комнатке в доме на Пятнадцатой линии Васильевского острова, он находился под постоянной угрозой оказаться на улице.
Подобно Пискареву, молодой художник Чартков живет в мире высоких идей, пытается сберечь свой талант от соблазна коммерческого успеха, не злоупотребляет ни бойкостью кисти, ни яркостью красок, прислушиваясь к совету своего учителя: «Терпи. Обдумывай всякую работу, брось щегольство».
В творческом труде его
вдохновляют великие создания мастеров искусства прошлого, в произведениях
которых является «человек вольный, свободный, таков, каким он создан природою».
«Временами он мог позабыть все, принявшись за кисть, и отрывался от нее не иначе, как от прекрасного прерванного сна. Вкус его развивался заметно.
Еще не понимал он всей глубины Рафаэля, но уже увлекался быстрой, широкой кистью Гвида, останавливался перед портретами Тициана, восхищался фламандцами.
<\p>
Иногда становилось ему досадно, когда он видел, как заезжий живописец, француз или немец, иногда даже вовсе не живописец по призванью, одной только привычной замашкой, бойкостью кисти и яркостью красок производил всеобщий шум и скапливал себе вмиг денежный капитал.
Это приходило
к нему на ум не тогда, когда, занятый
весь своей работой, он забывал и
питье, и пищу, и весь свет, но тогда, когда наконец сильно приступала необходимость, когда не на что было купить кистей и красок, когда неотвязчивый хозяин приходил раз по десяти на день требовать платы за квартиру.<\p>
Тогда завидно
рисовалась в голодном его воображенье
участь богача-живописца; тогда пробегала
даже мысль, пробегающая часто в
русской голове: бросить все и
закутить с горя назло всему.<\p>
И теперь он почти
был в таком положении.»
Он мечтает разбогатеть с одной
единственно целью: иметь возможность
развивать свои художественные навыки. По случаю, он покупает портрет работы неизвестного автора, который его
впечатлил живостью изображения. С
этой покупки и начинаются все события.
Таинственным образом, человек с портрета “подбрасывает” художнику пачку денег, когда
тот наиболее в них нуждается.<\p>
«Теперь я обеспечен, по крайней мере, на три года, могу запереться в комнату, работать.
На краски теперь у меня есть; на обед, на чай, на содержанье, на квартиру есть; мешать и надоедать мне теперь никто не станет; куплю себе отличный манкен, закажу гипсовый торсик, сформую ножки, поставлю Венеру, накуплю гравюр с первых картин.
И если поработаю три года для себя, не торопясь, не на продажу, я зашибу их всех, и могу быть славным художником».
Так говорил он заодно с
подсказывавшим ему рассудком; но извнутри раздавался другой голос, слышнее и
звонче. И как взглянул он еще
раз на золото, не то заговорили в
нем двадцать два года и горячая юность.
Теперь в его власти было все то, на что он глядел доселе завистливыми глазами, чем любовался издали, глотая слюнки.
Ух, как в нем забилось ретивое, когда он только подумал о том! Одеться в модный фрак, наесться после долгого поста, нанять себе славную квартиру, отправиться тот же час в театр, в кондитерскую, в… и прочее, — и он, схвативши деньги, был уже на улице.»
С Васильевского острова
Чартков переезжает в самый центр
столицы, дает объявление об услуге написания
портретов под заказ и постепенно превращается в хорошо оплачиваемого ремесленника. От таланта не остается и следа, только бездушное копирование с натуры.
Следование и в жизни, и в искусстве моде, ее нелепым
причудам, служение пошлым вкусам заказчиков, «избранной» публики стало для Чарткова непреложным законом. И это с катастрофической быстротой сказывается на его творчестве.
«Ценители» таланта Чарткова были весьма далеки от понимания истинного искусства. Меньше всего они хотели правдивого воссоздания жизни. Дания заказ художнику написать портрет, они требовали идеализированного изображения натуры.
Всяческое приукрашивание это то главное, что определяло успех художника у «избранной» публики.
Дамы требовали, чтобы преимущественно только душа и характер изображались в портретах, чтобы остального иногда вовсе не придерживаться, округлить все углы, облегчить все изъянцы и даже, если можно, избежать их вовсе. Словом, чтобы на лицо можно было засмотреться, если даже не совершенно влюбиться.».
«И вследствие этого, садясь писаться, они принимали иногда такие выражения, которые приводили в изумленье художника: та старалась изобразить в лице своем меланхолию, другая мечтательность, третья во что бы ни стало хотела уменьшить рот и сжимала его до такой степени, что он обращался наконец в одну точку, не больше булавочной головки. И, несмотря на все это, требовали от него сходства и непринужденной естественности. Мужчины тоже были ничем не лучше дам.»
«Сначала Чарткова бросали в пот такие требованья: все это нужно было сообразить, обдумать, а между тем сроку давалось очень немного. Наконец он добрался, в чем было дело, и уж не затруднялся нисколько. Даже из двух, трех слов смекал вперед, кто чем хотел изобразить себя. Кто хотел Марса, он в лицо совал Марса; кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положенье и поворот.
Коринной ли, Ундиной, Аспазией ли желали быть дамы, он с большой охотой соглашался на всё и прибавлял от себя уже всякому вдоволь благообразия, которое, как известно, нигде не подгадит и за что простят иногда художнику и самое несходство. Скоро он уже сам начал дивиться чудной быстроте и бойкости своей кисти.
А писавшиеся, само собою разумеется, были в восторге и провозглашали его гением.
Чартков сделался модным живописцем во всех отношениях»
После этого мнение художника полностью изменяется, он удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом: «Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант.
Гений творит смело, быстро…, утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства, что все они до Рафаэля писали не фигуры, а селедки… Да и сам Рафаэль писал не очень-то хорошо.
Микель-Анжело вообще хвастун… грациозности в нем нет никакой, и настоящий блеск, силу кисти и колорит нужно искать только теперь, в нынешнем веке.<\p>
Чартков становится модным и известным богачом.<\p>
Секрет его
успеха прост – угождение самолюбивым
заказам и отход от подлинного искусства.
<\p>
Однажды его
попросили высказать свое мнение по поводу работ одного молодого художника. Чартков собирался раскритиковать его картины, но вдруг видит, как
великолепно творчество молодого таланта, и понимает, как он сам пал, променяв талант на ремесло модного мазилы.
Из любимца света он превращается в изгоя, которого перестали принимать в лучших домах. А после и вовсе становится сумасшедшим: из зависти к чужому таланту, скупает и уничтожает лучшие картины.
И тут тот
он понимает, что обменял свой талант на деньги. Тогда-то им овладевает зависть ко всем по-настоящему художникам – он фанатично скупает и уничтожает их лучшие картины.
Никогда ни одно чудовище невежества не истребило
столько прекрасных произведений, сколько
истребил этот свирепый мститель. На всех аукционах, куда только показывался он, всякий заранее отчаивался в приобретении художественного создания.
Казалось, как будто разгневанное небо нарочно послало в мир этот ужасный бич, желая отнять у него всю его гармонию.<\p>
К счастию мира и искусств, такая напряженная
и насильственная жизнь не могла
долго продолжаться: размер страстей был слишком неправилен и колоссален для ее слабых сил.
Припадки бешенства
и безумия у Чарткова начали оказываться
чаще, и наконец все это обратилось в самую ужасную болезнь.
Он ничего не понимал и
не чувствовал, кроме своих терзаний, и издавал одни ужасные вопли
и непонятные речи.<\p>
И всюду его преследуют глаза старика с портрета. Вскоре Чартков сходит с ума и умирает.
А от его огромных богатств не могли найти ничего; но, увидев изрезанные куски тех высоких произведений искусства, которых цена превышала миллионы, поняли ужасное их употребление.
Сделавший своим «призванием» накопление богатств, угодливое служение «верхам» общества, Чартков мог создавать лишь стандартные, лишенные всякой живой мысли, живого чувства портреты знатных сановников, аристократических Дам, но он потерял Дар передать в искусстве большую жизненную правду, Талантливый художник превратился в жалкого ремесленника, не способного создавать подлинные идейные и художественные ценности. Трагедия Чарткова в том и состоит, что он сам загубил свой талант, поставив дешевую славу, материальный успех выше искусства. Это трагедия человека, изменившего своему призванию, высоким творческим принципам ради расчетливого преуспевания.
Как и в любом своем произведении Гоголь указывает на то, что только чистота помыслов и честный труд может сделать человека успешным. Он говорит об ответственности художника за свое творение.
О том, что главная его цель – «пробуждать чувства добрые».
Он показывает, каким должен быть настоящий художник: «Нужно спасать чистоту души своей: кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».
И в очередной
раз нам напоминает о том, что не стоит заигрывать с нечистой силой, в реальности которой сам автор ничуть не сомневался.
Гоголю противно это общество, где все покупается и продается: исполнение закона, приговор судьи, человеческая совесть. Все решают в этом мире деньги. «Наш век давно
уже приобрел скучную физиономию банкира», — замечает Гоголь в «Портрете».
Жаждой стяжания отравлены не только примитивные люди. Она вторгается порой даже в душу хороших, талантливых людей и безжалостно губит их.
<\p>
В повести приведена
и история самого портрета, переходившего из рук в руки и приносящего беды своим владельцам.
Во второй части повести
рассказывается о совершенно другом художнике. На аукцион приходит молодой
человек и говорит, что он хочет
забрать портрет старика, который
по праву должен принадлежать ему. Тут
этот молодой бедный художник рассказывает историю о неком ростовщике. Он был необыкновенно богат и мог любому занять денег.
Но каждый человек, бравший у него в займы, заканчивал свою жизнь печально. Однажды этот ростовщик попросил нарисовать его портрет. Портрет принялся рисовать отец художника, рассказывающего историю. Но с каждым днем он испытывал отвращение к ростовщику, ибо его глаза на картине были очень выразительны, словно живые. Вскоре ростовщик умер.
Художник понял, что совершил большой грех, нарисовав портрет ростовщика, ведь с каждым, кому он попадался в руки, случалось несчастье. Он становится отшельником, уходит в монастырь. Вскоре он нарисовал икону Рождество Иисуса, пробыв многие годы здесь.
Таким способом он исцелил свою душу: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью, и благословенье небес почило на труде твоем». После этого он завещает своему сыну – молодому художнику уничтожить портрет, который он когда-то нарисовал, портрет самого дьявола.
Таким образом, мы видим в поэме двух совершенно разных художников, судьбы которых связаны одним портретом. Но в первом случае художник проходит путь от таланта к гибели, а во втором – путь от совершения греха к добру. Гоголь говорит об ответственности художника за свое творение; главная цель живописца – «пробуждать чувства добрые».
Автор показывает читателю, каким должен быть настоящий художник: «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».
Источник: https://yaneuch.ru/cat_09/tema-tvorchestva-v-povesti-portret/205342.2070264.page1.html