Аргументы на тему: месть и великодушие в повести «капитанская дочка»

«Капитанская дочка»: взросление человека | Сайт об истории и культуре России

Роман «Капитанская дочка» — вершина пушкинской прозы. Изучают его в 8 классе, а к 11 напрочь забывают, что очень печально, потому что роман заслуживает большего внимания и почтения.

Это просто кладезь для выпускников и с точки зрения аргументации в 25 задании, и для выпускного сочинения.

Договоримся сразу: я не буду роман пересказывать, а остановлюсь на его проблематике, идейном содержании, и тезисах для сочинений.

Обратите внимание

 И все-таки надо немного сказать о сюжете романа. В «Капитанской дочке» описана история Петра Гринева, которому довелось своими глазами увидеть Пугачевское восстание. Он из недоросля превращается в ответственного, высоконравственного человека, мужчину.

Пройдя через испытания, герой становится настоящим человеком, делающим выбор в пользу чести и достоинства. Роман написан в форме мемуаров.

Зачем? Пушкин будто смотрит глазами героя на происходящее, ведь взрослый Гринев может не только пересказать все, что с ним происходило, но и дать оценку, подчеркнуть что-то или пройти мимо каких-то событий.

Проблематика произведения

  • В романе рассказывается о пугачёвском восстании. А.С. Пушкина интересовала личность Пугачева. (Попробуйте сами определить проблему!) Почему ему удалось стать предводителем тысяч и тысяч человек? Чем он лучше Екатерины II? Эти вопросы сводятся к одному: проблеме власти. Конкретизируем: какая власть лучше? Здесь же надо сказать и о проблеме, которая, казалось бы, не лежит не поверхности, но Пушкина очень интересует. Это проблема человека и истории. Какую роль играют исторические события в судьбе человека?
  • Путь Гринева – от беспечного и глуповатого недоросля до серьезного и ответственного человека, настоящего мужчины. Какая проблема с этим связана? Да, проблема взросления и воспитания человека. Через что должен пройти человек, чтобы стать взрослым?
  • В романе есть два сопоставимых героя: Гринев и Швабрин. Их связывает место службы, любовь к Маше, дружба, а потом соперничество. Один становиться героем, а второй – предателем. Почему? Иными словами, в романе есть проблема нравственного выбора.

Какой должна быть власть?

Давайте соберем все, что мы узнаем о Пугачеве и Екатерине в «Капитанской дочке». Пугачев.

Портрет в главе «Вожатый» (мужик с умными бегающими глазами), появление при взятии крепости (жестокий предводитель восстания), «милость» в виде тулупа, коня и пропавшей полтины денег, Пугачев на совете «енералов», разговор с Гриневым по дороге (калмыцкая сказка об орле и вороне), казнь Пугачева. Пересмотрите эти эпизоды, чтобы понимать, о чем дальше пойдет речь.   Екатерина. Дама в домашнем утреннем платье, ласково расспрашивающая Машу о ее беде. Она сразу изменилась, когда узнала, что речь идет о Гриневе, даже не зная его лично. Предатель – и все, без комментариев. Не захотела вначале выслушать ее. Потом, правда, помиловала Петра Андреевича из-за заслуг отца Маши. А если бы Маша не увиделась с ней?

Тезисы: <\p>

  • И Екатерина, и Пугачев – представители власти. О Пугачеве мы знаем больше, можем сделать выводы о его характере, характере его власти.
  • Пугачев в романе предстает перед читателями в разных ипостасях: простой мужик, предводитель восстания, благородный человек, способный оценить верность долгу и мужественные поступки, жестокий тиран, обрекающий на смерть ни в чем не повинных людей. Когда перед нами человек, а когда – тиран? В эпизоде первой встречи мы видим умного, хитрого, сметливого человека, в разговоре с Гриневым – трагическую фигуру, ведь он осознает, на что пошел и чем пожертвовал. Смысл калмыцкой сказки помогает нам понять, что Пугачев желает прожить яркую, хотя и короткую жизнь. Среди своих сподвижников он первый среди равных, несомненно, лидер (сравним с военным советом в Оренбурге, где в основном чай пьют, а решения принять не могут). И наконец, сцены взятия крепости показывают жестокость восставших (смерть Мироновых, похищение Маши, разрушение и смерти).
  • Идея образа: Пугачев, несомненно, фигура незаурядная, талантливый человек, но власть и необходимость жестокости на войне превращает его в такого же жестокого тирана, как императрица, против которой он поднял восстание.
  • Екатерина. Милая женщина в домашнем платье оказывается не столь доброй, когда речь заходит о государственном изменнике. При этом не учитываются никакие смягчающие обстоятельства, императрица их знать не хочет. Так чем же эта власть лучше власти Пугачева? Ничем.

Идея, к которой приводит нас А.С.

Пушкин: любая власть —  императрицы или ее антагониста Пугачева — враждебна простому человеку. «Не дай бог увидеть русский бунт, бессмысленный и беспощадный», — вот итог романа.<\p>

Проблема человека и истории связана с событиями, происходящими в романе.

Кратко перечислю идеи: у истории есть светлые и темные стороны. Не думал Гринев, что ему придется пережить такие события, но именно исторические события высветили в нем настоящего человека с честью и достоинством. Смерть Мироновых и еще тысяч людей, разоренные дома, искалеченные судьбы – это темная сторона истории. Пушкин будто прожектором высветил судьбы героев в истории, и именно простой человек интересует его больше всего, недаром роман называется «Капитанская дочка», а не «Пугачев», например.

Внимание, ЕГЭ! Аргументы из «Капитанской дочки» можно использовать в сочинении, если поставлена проблема «человек и государство», «власть и человек». Никакая власть милосердной к человеку не будет по определению – это тезис, подтвержденный иллюстрацией из романа.

Проблема взросления молодого человека Эта проблема связана с образом главного героя Петра Андреевича Гринева. Тезисы:

  • в начале романа Гринев – недоросль, который может «здраво судить о свойствах борзого кобеля» и из карты сделать воздушного змея. Мечтает о «непыльной службе» в Петербурге. Взрослый Гринев иронизирует над собой молодым. Но отец дает ему наставления (вспомните, например, наставления отца Молчалина) служить честно, беречь семейные традиции, за наградами не гнаться и от службы не уклоняться. С тем Гринев и отправляется в маленькую крепость под Оренбургом.
  • Первое испытание – встреча с Зуриным, проигрыш в карты и обида, нанесенная Савельичу – верному слуге и другу. Гринев испытывает угрызения совести.
  • В крепости до восстания влюбляется в Машу, дерется на дуэли со Швабриным, защищая честь девушки.
  • После захвата Белогорской крепости Гринев поставлен перед выбором: признать Пугачева или сохранить верность присяге. Он выбирает последнее, заслуживая уважение Пугачева.
  • Маша в плену и просит о помощи. Гринев, не получив ее от своего начальства, бросается спасать Машу к Пугачёву, несмотря на запрет непосредственного начальства. Он нарушает присягу, самовольно покидая Оренбург. Но герой  поставлен перед выбором, и делает его в пользу спасения человека.  Пугачев, уважая Гринева за честь и достоинство, отпускает их. Гринева отдают под суд, и только Маша, добравшись до Петербурга, вымаливает помилование.
Читайте также:  Образ дон кихота

Идея, к которой приводит нас автор, в следующем: молодой человек взрослеет, когда на его долю выпадают испытания, когда он стоит перед выбором, жертвует жизнью ради других. Только в этом случае из него получится настоящий человек.

Внимание! ЕГЭ! Иллюстрация из «Капитанской дочки» может быть использована в любом сочинении по проблемам воспитания.

Если речь пойдет о плохом воспитании, то можно привести пример Гринева как образец правильного воспитания, и тогда аргумент будет от противного, а если о правильном – то подтверждающий аргумент. О чем он? Смотрите идею!

Проблема нравственного выбора Она связана с образами Гринева и Швабрина. Почему в одинаковых условиях один становится предателем, а другой – героем?

Тезисы:

  • Гринев и Швабрин встречаются в крепости и очень скоро становятся соперниками в борьбе за любовь.
  • О Гринёве смотрите предыдущие тезисы, о Швабрине скажем подробнее. Уже в самом начале Гринев замечает, что Швабрин жестоко шутит над семьей, где принят как родной, злословит о Маше. На дуэли наносит подлый удар в спину. Уже тогда можно заметить, что Швабрин – человек непорядочный.
  • Настоящим испытанием для них становится захват крепости. Гринев отказывается присягать Пугачеву и рискует жизнью, Швабрин уже в крестьянском платье (приготовил заранее) и острижен «в кружок» (интересно, когда успел?). Значит, к предательству был готов.

Идея: человек делает нравственный выбор в соответствии со своими убеждениями и принципами. Если они есть, есть и высота духа (Гринев). Швабрин изначально демонстрирует подлую натуру во всем, и в итоге становится предателем.

Внимание, ЕГЭ! Отличная аргументация в сочинениях по проблеме нравственного выбора, порядочности, чести, достоинства. Гринев, обладая высотой духа и моральными принципами, не роняет себя и вызывает только уважение, а Швабрин-предатель – презрение.

Подводя итог, можно сказать, что «Капитанская дочка» — одно из самых светлых произведений в русской литературе. Почему? Потому что А.С. Пушкин, рассказав о жестоком восстании, все равно утвердил идеалы добра, честности и порядочности.

Материал подготовила Карелина Лариса Владиславовна, учитель русского языка высшей категории, почетный работник общего образования РФ

Источник: http://samarus-school.ru/kapitanskaya-dochka-vzroslenie-cheloveka.html

Тема чести в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка» — Сочинения

Лейтмотивом всей повести «Капитанская дочка» стала тема чести и достоинства человека в любых жизненных обстоятельствах. Она прослеживается на примере положительных и отрицательных героев повести.

Пётр Гринев является представителем офицерского дворянства, который, по совету отца, выбрал серьёзную службу, а не бессмысленное прозябание в столице. С самого детства он получал достойное воспитание и знал, что по совести и чести надо жить всегда.

Гринев был чужд всему злому и несправедливому. Относился трепетно и заботливо даже к своему слуге Савелию и незнакомому проводнику, который оказался бунтарём и беглецом.

За помощь он отблагодарил чужака своим заячьим тулупчиком, тем, что было самого ценного на тот момент.

Конечно, любой благородный поступок судьба всегда вознаградит. Хотя никакой корысти Гринев в тот момент не имел. Только сама жизнь расставила все по местам.

Очень ярким эпизодом в повести является вторая и третья встреча Петра с Пугачевым.

Попав в плен, офицер Гринев не теряет своего достоинства и не предаёт императрицу, которой присягал в верности. Не боясь смерти, он отстаивает свою позицию перед бунтарём.

Но Пугачев, несмотря на его бунтарство и народный дух, как и Гринев, знает законы чести и достоинства. Он восхищён его героизмом и преданностью идеалам.

Важно

Поэтому решает помиловать Гринева, несмотря на то, что Пётр не перешёл на его сторону.

В этом эпизоде Пушкин показал, что порядочным и честным может быть не только человек из высшего сословия, но и обычный простолюдин обладает чувством собственного достоинства и долга перед другим человеком. Ещё раз такое сопоставление мы видим в эпизоде, когда Пугачев помогает Гриневу с освобождением Маши и отпускает их.

Тему чести и достоинства Пушкин подаёт нам и с позиции Маши. Простая девушка из благородной семьи проживает свои дни в деревне. Она уже и не надеется выйти замуж, но судьба благосклонна к ней и дарит любовь к Гриневу, который тоже испытывает такое чувство.

Конечно, у Маши была возможность удачно выйти замуж за Швабрина, но девушка тонко чувствует его фальшь и подлость. Она не может выйти по расчёту, совесть ей этого не позволит сделать. Находясь в плену у Швабрина, она готова умереть, но не быть подвластной его воле. Робкая и трусливая в начале, Маша становится храброй и решительной в борьбе за своего любимого.

Любовь, а не богатство является смыслом её жизни. Девичья честь спасена людьми, являющимися врагами на поле боя.

Пушкин в своей повести на примере положительных героев доказал, что в любой ситуации можно оставаться человеком и не идти против своей совести и чести.

Сегодня такая позиция является актуальной для многих людей, а повесть до сих пор интересна современному читателю.

Источник: https://sochinenienatemu.com/sochinenie-kapitanskaya-dochka-pushkin/tema-chesti-v-povesti-s-pushkina-kapitanskaya-dochka/

Итоговое сочинение «Тематическое направление «Месть и великодушие»»

Итоговое сочинение.

Тематическое направление

«Месть и великодушие».<\p>

Подготовила: Шевчук А.П.,

учитель русского языка и литературы<\p>

МБОУ «СОШ №1»

г. Братска Иркутской обл.

В рамках данного направления можно рассуждать о диаметрально противоположных проявлениях человеческой натуры, связанных с представлениями о добре и зле, милосердии и жестокости, миролюбии и агрессии.

Понятия «месть» и «великодушие» часто оказываются в центре внимания писателей, которые исследуют реакции человека на жизненные вызовы, на поступки других людей, анализируют поведение героев в ситуации нравственного выбора как в личностном, так и в социально-историческом плане.

«Месть и великодушие» в литературе: список произведений

1. В.В. Быков: «Сотников», «Журавлиный крик»;

2. Л.Н. Толстой, «Война и мир»;

3. А.С. Пушкин, «Капитанская дочка»;

4. Б.Л. Васильев, «А зори здесь тихие…»;

5. В.П. Аксёнов, «Московская сага»;

6. Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание»;

7. М.А. Шолохов: «Тихий Дон», «Судьба человека»;

8. В.М. Гаршин, «Трус»;

9. А.Т. Твардовский, «Василий Тёркин»;

10. Дж. Роулинг, «Гарри Поттер».

Примерный список тем для итогового сочинения в 2018/2019 учебном году по официальному направлению от ФИПИ — «Месть и великодушие».

Совет

Напоминаем, что это примерные темы! Точный список тем будет известен за 15 минут до начала итогового сочинения.

— Что такое месть?

— Как вы понимаете фразу: «Глаз за глаз, зуб за зуб»?

— Почему человеку нужно оставаться великодушным к — братьям нашим меньшим?

— Что такое великодушие?

— Можно ли отомстить врагу?

Читайте также:  Анализ стихотворения ахматовой «сжала руки под тёмной вуалью…»

— Можно ли оправдать месть?

— Что такое «кровная месть»?

— Чем великодушие отличается от благородства?

— Как убедить человека отказаться от мести?

— Чем великодушие отличается от доброты?

— Как научить подрастающее поколение великодушию?

— Что значит достойно пережить поражение?

— Сила или слабость человека проявляется в великодушии?

  • Как вы понимаете цитату из стихотворения А.С. Пушкина
  • «Памятник» — «милость к падшим призывал»?

  • Почему человеку иногда приходится делать выбор между
  • местью и великодушием? — Может ли мстительный человек быть счастливым?

Аргументы по направлению «Месть и великодушие»

Л. Н. Толстой «Война и мир»

Умение вовремя простить сможет помочь сохранить дружеские отношения. Далеко не все могут побороть в себе чувство агрессии и злости; признать, что ошибались, были не правы.

Князь Андрей Болконский все же не смог простить Наташу Ростову. Её выбор был ошибкой, он не мог справиться со своим эгоизмом. Узнав об измене Наташи, Болконский сказал Безухову, что падая женщина не может быть прощена.

Но спустя время, пусть и не сразу, он однако простил свою возлюбленную.

Война и мир

Лев Николаевич Толстой

Андрей Болконский проявляет благородство, великодушие не только внешнее, что свойственно было представителям его общества, но и внутреннее. Когда он видит своего врага Анатоля Курагина без ноги, в нем уже нет ненависти и злобы. Он смог его простить и забыть прошлые обиды

А. Дюма «Граф Монте Кристо»

Проблема мести ярко отражена в романе французского писателя Александра Дюма «Граф Монте Кристо». Главный герой моряк Эдмон Дантес, в результате лживого доноса оказывается пожизненно заключен в замок Ив. Там молодой человек знакомится с аббатом Фариа, таким же узником.

Все вокруг твердят, что аббат сумасшедший, а он гениальный учёный, который открыл Дантесу причину его заточения и кто в этом виноват. Отныне Дантес даёт слово отомстить обидчикам и сдерживает клятву.

Впоследствии он станет богатым и влиятельным человеком, графом Монте Кристо.

А. С. Пушкин «Капитанская дочка»

Великодушие проявляет один из героев повести Пугачев. Его заметно в общении с Петром Гриневым. Пугачев не забыл сделанное ему добро. Благодаря этому молодой человек остался в живых.

Благородно поступил Пугачев, когда отпустил Машу Миронову, хотя мог и не спасать девушку, она была дочерью коменданта крепости.

Обратите внимание

Гринев ценил человеческие качества Пугачева, ему даже было жалко, что его предадут казни.

(1)Я даже не помню, как называлась та книга. (2)Помню только, что на коричневой обложке длинным зигзагом алел вымпел какого-то парусника.

(3)Я не особенно любил читать, но с удовольствием давал книги из нашей домашней библиотеки своим одноклассникам. (4)Петька Солодков вытащил её из портфеля и положил на стол.

(5)Мы стояли у окна и смотрели на хмурое октябрьское небо, с которого, словно пух, падал редкий снег.

(6)— Санёк, спасибо за книгу! (7)Я всю ночь сегодня читал: не мог оторваться! — восхищённо улыбаясь, произнёс Петька и пожал мне руку.

(8)В это время в класс вошёл мой сосед по парте — Колька Бабушкин. (9)Носатый, долговязый, нескладный… (10)У него не было отца.

(11)Его и маленькую сестрёнку воспитывала мать, истеричная, крикливая женщина, которая то и дело приходила в школу, чтобы разобраться с обидчиками её детей.

(12)Но такое заступничество только усиливало наше презрительно-высокомерное отношение к её жалкому отпрыску.

(13)Увидев Бабушкина, всё сурово умолкли, и, когда он кивком головы, улыбаясь, поздоровался с нами, никто даже не взглянул на него. (14)Он поставил изжёванный дерматиновый портфель на стол и вдруг увидел книгу. (15)Она лежала на его половине парты. (16)Бабушкин замер и благоговейно, словно святыню, взял её в руки.

(17)— Санёк, глянь! — толкнул меня Петька. (18)Я от возмущения разинул рот. (19)Бабушкин пролистал книгу, и странная восторженная улыбка появилась на его лице.

(20)Он посмотрел на нас и вдруг сказал: — Спасибо за подарок!

(21)— Положи книгу на место и не трогай чужого! — выйдя из оцепенения, прорычал я. (22)Бабушкин испуганно вздрогнул и выронил книгу. (23)Все засмеялись. (24)А он, готовый

от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться.

(25)— Просто у меня сегодня день рождения, и я подумал, что …

(26)Тридцать лет прошло с тех пор.

(27)Когда я оглядываюсь назад и вижу, как много несчастий и бед окружает нас, я почему-то думаю, что всему виной не какие-то исторические закономерности, не какие-то высшие силы, а тот случай с книгой, когда я нечаянно разрушил огромный дом человеческой веры, когда я сделал больно другому и не нашёл в себе мужества исправить ошибку. (28)И наша жизнь пошла по другой дороге, где всем больно и одиноко, где нет тех, кто может поднять упавших.

(29)А эта книга… (30)Колек, да я отдал бы тебе всю библиотеку! (31)Да мы бы всё тебе отдали…

(32)Но только он сгорел в танке под Кандагаром, в Афганистане, когда я учился на втором курсе университета. (33)Боль стала моей неразлучной спутницей, она смотрит на меня глазами долговязого восьмиклассника и терпеливо напоминает: человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят.

(По В. Дроганову

Проблема великодушия, доброты, уважения к людям

Как часто мы оказываемся чёрствыми, бестактными людьми и как часто потом жалеем  об этом, но исправить ничего уже не можем! В. Дроганов в своём тексте и описывает такую ситуацию, когда люди проявили жестокость, грубость по отношению к своему товарищу, который ничем не заслужил этого. Автор поднимает проблему великодушия, уважения к людям.  

Писатель привлекает наше внимание к этой проблеме, вспоминая эпизод из детства своего героя. Как часто бывает в школьных коллективах, и в описываемом классе есть ученик, которого все обижают: нескладный и тихий Коля Бабушкин. Рассказчик принёс книгу своему другу Петьке и положил её на парту Коли.

Коля взял книгу в руки, с радостью и восхищением рассматривая её. Грубый окрик заставил его выронить книгу. Автор подчёркивает жестокое отношение к мальчику: «Все засмеялись.

А он, готовый от стыда провалиться сквозь землю, густо покраснел, торопливо поднял её и, погладив обложку, отодвинул от себя, словно извиняясь за то, что посмел к ней прикоснуться». А ведь у Коли был день рождения, и он подумал, что книга — это подарок для него.

<\p>

Казалось, этот эпизод должен был исчезнуть из памяти героя рассказа, однако совесть в нём всё-таки проявилась, правда, через много лет, когда рассказчик узнал, что Коля погиб в Афганистане, сгорев в танке. Теперь он был бы рад отдать ему любую книгу, но Коли нет.

Этот эпизод из детства заставляет автора и нас вместе с ним поразмышлять над взаимоотношениями людей, над тем, как часто проявляются нетерпимость, жестокость, о которой потом так горько жалеют!

Важно

Я согласна с автором рассказа, потому что часто бывают ситуации, когда люди могли бы быть более великодушными, отзывчивыми, человечными. А совершая некрасивый поступок, человек впоследствии осознает свою вину, но исправить уже ничего не может. И это должно стать для него уроком на будущее.

Позиция автора по этой проблеме заключена в финале рассказа: «Человеческая жизнь коротка, можно не успеть, поэтому никогда не жалей того, что можешь дать, и никогда не отнимай того, что у тебя просят».

Схожую ситуацию мы можем увидеть в повести В. Железникова «Чучело». Весь класс начинает травлю Лены Бессольцевой. Дети проявляют неслыханную жестокость по отношению к ней. В результате девочка со своим дедушкой вынуждена уехать из родного города. Вероятно, кое-кто из одноклассников Лены в будущем пожалеет о своём поступке.

Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Благородство, великодушие – то качество, которым может владеть не только абсолютно порядочный человек, но иногда даже настоящий подлец. Свидригайлов совершил множество гадостей, но способен на сочувствие и помощь сиротам Катерины Ивановны и Раскольникову.

Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Некоторые люди перекручивают значение благородства так, как выгодно им. Лужин считает благородством и великодушием жениться на бесприданнице Дуне, но еще до свадьбы знает, что будет постоянно напоминать ей о своей «благотворительности».

Преступление и наказание

Федор Михайлович Достоевский

Истории известны немало примеров, когда самые большие злодеи в неожиданные моменты делают благородные поступки. Раскольников не сильно уважал семью Мармеладовых, которая, соответственно его теории, принадлежала к категории рабов, но искренне сочувствовал их нищете и совершал хоть незначительные, но благородные поступки для них.

Источник: http://uchitelya.com/literatura/133099-itogovoe-sochinenie-tematicheskoe-napravlenie-mest-i-velikodushie.html

Месть и великодушие по повестям Капитанская дочка и Поединок, что написать? Итоговое сочинение ЕГЭ 2019

В повести «Капитанская дочка» тема «Мести и великодушия» отражена очень ярко в образах м поступках героев.

Петр Гринев великодушный и благородный человек, он не таит зла и легко прощает обиды.

Его великодушие просматривается в таких поступках, как спасение Маши из плена и даже к своему сопернику, Швабрину он проявляет великодушие.

Совет

После дуэли он ходотайствует за Швабрина, прося, чтобы его выпустили из-под ареста.

О своём конкуренте, враге он говорит

Благодаря прощению он счастлив, его не гнетет груз мести, она его не разрушает.

Другим произведением, которое так же ярко раскрывает тему «Мести и великодушия» является повесть Куприна «Поединок».

Здесь автор на примере героини Раисе показал к чему способна привести месть. Чувство ревности угнетает её, Раиса клевещет на Ромашова. В результате её оговора, на дуэли он погибает. Месть облегчения Раисе не приносит.

Месть не приносит ни кому счастья, поэтому стоит учится прощать и не таить обиды.

Если Вы выбрали направление «Месть и великодушие» хорошими произведениями для примера будут «Капитанская дочка» и «Поединок».

В другом произведении «Поединок» Куприна явным проявление мести служит поступок Раисы. Месть женщины приводит к тому, что Ромашов погибает на дуэли. Здесь автор показывает к какому исходду может привести слепая, необдуманная месть.

В произведении «Капитанская дочка» подлым и мстительным персонажем является Швабрин. Он готов мстить Маше и Гриневу, хотя сам утверждает что любит девушку. Но видимо отказ Марии насколько его поразил и обидел, что она начал мстить. В отличии от Швабрина Петр Гринев очень великодушный, он прощает своего врага, хотя многого от него натерпелся.

В произведении «Поединок» в роли мстительного персонажа выступает Раиса, женщина не может простить Ромашова, за то что он предпочел ей другую женщину. Она оговаривает его и в результате Ромашов погибает.

Как видим месть чувство которое присуще многим людям, в независимости от пола, возраста и социального положения. Впрочем, великодушие тоже присуще многим людям.

Обратите внимание

В первом произведении, указанном в вашем вопросе, совершенно противоположными личностями по этим качествам, выступают Швабрин и Гринев. Первый персонаж как раз таки и являет собою воплощение такого человеческого чувства как месть. Гринев и его поступки напротив, выражают как раз таки благородство и великодушие, которые противопоставляются мстительным замыслам.

Во втором произведении ярким носителем чувства мести выступает Раиса. Хотя её месть и можно оправдать тем что она осталась одна, однако то к чему приводят её интриги, наводит на мысли что здесь возмездием и не пахнет, здесь явные подлые действия мстительного и меркантильного человека приведшие к трагедии.

В рассказе Поединок месть проявляет Раиса, которая не может простить измен мужа. Ведь Ромашов ушел к замужней женщине и тайно встречался с ней. Она раскрыла все тайны Николаеву и он совершает месть — убивает любовника на дуэли выстрелив в него.

В произведении Капитанская дочка месть проявляет Швабрин. Мужчина настолько оскорблен отказом возлюбленной, Маши. Что сдает ее местонахождение Пугачеву, девушку берут в плен и удерживают долгое время.

Все по принципу — не моя, значит ничья. Гринев же проявляет милость и великодушие, он помогает окружающим.

И даже того не подозревая помогает Пугачеву, что запомнил предводитель и в итоге отпустил Машу и спас от казни самого Гринева.

Подлость и мстительность антигероя Швабрина в повести Пушкина «Капитанская дочка» невероятны. Он настолько обозлился, что Маша миронова отказала ему, что выдает ее Пугачеву и заставляет держать в плену, а также вызывает Гринева на дуэль.

Однако Петр Гринев — человек с большим сердцем, он не собирается никому мстить он великодушно отдает заячий зипун замерзшему спутнику. Швабрина он прощает. Пугачев тоже в долгу не остается, помня добрый поступок Гринева.

Он отпускает Машу и спасает жизнь Гриневу, когда того хотят казнить.

Важно

В повести Куприна «Поединок» главный герой Ромашов оказывается в обществе, где все замешано на обмане,нечестности и интригах. Ромашов погибает на дуэли, потому что его бывшая возлюбленная Раиса не может простить ему, что он ушел от нее к Шурочке. Она компрометирует Ромашова, когда муж Шурочки Николаев узнает об измене жены. Так от интриганки умирает порядочный и честный человек.

Источник: https://www.sportsalo.com.ua/mest-i-velikodushie-po-povestyam-kapitanskaya-dochka-i-poedinok-chto-napisat-itogovoe-sochinenie-ege-2019.html

Ссылка на основную публикацию