Правда григория мелихова в романе «тихий дон»

Григорий Мелехов — искатель правды (роман Михаила Шолохова “Тихий Дон”)

Герой романа Михаила Шолохова “Тихий Дон” – Григорий Мелихов – простой казак из середняков, попавший в водоворот первой мировой войны, революции и гражданской войны. В это лихое время, он, искусный воин, оказывается нужен всем – и белым, и красным. В круговерти войны Мелехов оказывается во всех противоборствующих армиях гражданской войны и пытается понять, на чьей стороне правда.

Сначала он с красными, возглавляемыми Подтелковым и Кривошлыковым. Тут сказывается присущая Мелехову нелюбовь к офицерам-дворянам, которым чужды интересы народа, в том числе и казачества. Однако именно дикая расправа Подтелкова над пленными офицерами-белогвардейцами отвращает Григория от красных. Он зло бросает вожаку красных казаков, которого самого собираются казнить мучительной смертью:

“Под Глубокой бой помнишь? Помнишь, как офицеров стреляли… По твоему приказу стреляли! А? Теперича тебе отрыгивается! Ну, не тужи! Не одному тебе чужие шкуры дубить! Отходился ты, председатель московского совнаркома! Ты, поганка, казаков жидам продал!” Но гнев Григория Мелехова остужает его товарищ Христоня: “Пойдем, сталбыть, к коням. Ходу! Нам с тобой тут делать нечего. Господи Божа, что делается с людьми!..” Предстоящая казнь Подтелкова, Кривошлыкова и их товарищей тоже потрясает Григория. Не дожидаясь ее начала, он покидает Понамарев хутор, где вершится расправа над пленными.

Сам Григорий тоже после расстрела красными брата Петра способен отдать приказ истребить пленных красноармейцев. Способен изрубить в открытом бою бессчетно красных матросов.

Обратите внимание

Но такие действия он предпринимает лишь в минуты крайнего гнева или вызванного боем возбуждения.

В спокойные минуты он отпускает с миром пленного врага, а про тех же порубленных матросов, остыв, с тоской говорит “в какую-то минуту чудовищного просветления”:

“Кого же рубил!..” И впервые в жизни забился в тягчайшем припадке, выкрикивая, выплевывая вместе с пеной, заклубившейся даже, на губах: — “Братцы, нет мне прощения!.. Зарубите, ради Бога… в Бога мать… Смерти… предайте!..

” Говорит он почти теми же словами, что и казак Егор Жарков, получивший смертельную рану в первую мировую войну и умоляющий товарищей прекратить его мучения: “Братцы, предайте смерти! Братцы!.. Братцы… Что ж вы глядитее-е?.. Ахахаа-а-а-а!.. Братцы, предайте смерти!..

” Мелехов, в отличие от Жаркова, у которого из разорванного живота вываливаются кишки, не ранен, но испытывает почти такие же мучения, что приходится убивать соотечественников, русских людей, казаков, мужиков, матросов… Даже убивая противника в честном бою, он испытывает порой нравственные муки. Что уж говорить об убийстве безоружных.

Правда, мстя за Петра, Григорий и такое черное дело делает. Но чувство мести быстро проходит. И узнав, что в руки казаков попали убийцы Петра, Григорий спешит в родной хутор не затем, чтобы ускорить их гибель, а наоборот, чтобы спасти от смерти. Но он опоздал: в ходе самосуда Ивана Алексеевича убивает вдова Петра Дарья.

Поистине, “что делается с людьми”! Озверения, вызванного гражданской войной, Григорий не приемлет. И в конечном счете оказывается чужим во всех враждующих станах. Он начинает сомневаться, ту ли правду ищет. Мелехов думает о красных: “Они воюют, чтобы им лучше жить, а мы за свою хорошую жизнь воевали… Одной правды нету в жизни.

Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет… А я дурную правду искал. Душой болел, туда-сюда качался… В старину, слышно, Дон татары обижали, шли отнимать землю, неволить. Теперь — Русь. Нет! Не помирюсь я! Чужие они мне и всем-то казакам”. Чувство общности испытывает он только с земляками казаками, особенно в пору Вёшенского восстания.

Мечтает о том, чтобы казаки были независимы и от большевиков, и от “кадетов”, но быстро понимает, что никакой “третьей силе” в борьбе красных и белых не остается места. В белоказачьей армии атамана Краснова Григорий Мелехов служит без воодушевления.

Здесь он видит и грабеж, и насилие над пленными, и нежелание казаков воевать за пределами области Войска Донского, и сам разделяет их настроения. И так же без энтузиазма воюет Григорий с красными после соединения вёшенских повстанцев с войсками генерала Деникина. Офицеры, задающие тон в Добровольческой армии, для него люди не просто чужие, но и враждебные.

Недаром врагом становится и есаул Евгений Листницкий, которого Григорий за связь с Аксиньей избивает до полусмерти. Мелехов предчувствует поражение белых и не слишком печалится по этому поводу. По большому счету война ему уже надоела, а исход едва ли не безразличен. Хотя в дни отступления “временами у него рождалась смутная надежда на то, что опасность заставит распыленные, деморализованные и враждующие между собою силы белых объединиться, дать отпор и опрокинуть победоносно наступающие красные части”.

Важно

Григорий, “угнетаемый бездельем”, хотел “влиться в какую-либо воинскую часть”, но друг и ординарец Прохор Зыков решительно отсоветовал это делать: “Ты, Григорий Пантелеевич, видать, окончательно спятил с ума! — возмущенно заявил он.

— За каким мы чертом полезем туда, в это пекло? Дело конченое, сам видишь, чего же мы будем себя в трату давать зазря? Аль ты думаешь, что мы двое им пособим! Пока нас не трогают и силком не берут в часть, надо, как ни мога скорее, уезжать от греха подальше, а ты вон какую чертовщину порешь! Нет, уж давай, пожалуйста, мирно, по-стариковски отступать. Мы с тобой и так предостаточно навоевались за пять лет, зараз нехай другие пробуются!”

И Григорий соглашается с его доводами. Ведь Мелехов тоже устал от войны, хотя есть у него военная жилка, удаль, даже какая-то тяга к сражению-то. Оттого-то и скучно Григорию в отступлении без настоящего дела.

Однако ни одну из сторон в гражданской войне он не считает правой, и по этой причине быстро остывает к борьбе за дело, которое не считает справедливым.

К красным Мелехов потом поступает служить, чтобы искупить прежние грехи, а против поляков сражается даже с энтузиазмом, почти как против немцев и австрийцев в первую мировую.

Вернувшийся в хутор Татарский потерявший руку Прохор Зыков рассказывает Аксинье о Григории: “Вместе с ним в Новороссийском поступили в конную армию товарища Буденного… Принял наш Григорий Пантелевич сотню, то бишь эскадрон, я, конечно, при нем состою, и пошли походным порядком под Киев.

Ну, девка, и дали мы чертей этим полякам! Шли туда, Григорий Пантелевич и говорит: “Немцев рубили, на всяких там австрияках палаш пробовали, неужели у поляков черепки крепше? Сдается мне, их легше будет рубить, чем своих — русских, как ты думаешь?” — и подмигивает мне, оскаляется.

Переменился он, как в Красную Армию заступил, веселый из себя стал, гладкий как мерин… Говорит, буду служить до тех пор, пока прошлые грехи замолю. Это он проделает — дурачье дело нехитрое… Возле одного местечка повел он нас в атаку. На моих глазах четырех ихних уланов срубил.

Он же, проклятый, левша сызмальства, вот он и доставал их с обоих сторон… После боя сам Буденный перед строем с ним ручкался, и благодарность эскадрону и ему была”. Тем не менее благодарность легендарного командарма Первой конной не спасла Мелехова от подозрений.

А когда буденновцев перебросили в Крым против Врангеля, Григорию пришлось рубить уже не поляков, а своих, русских людей. После ранения на врангелевском фронте Мелехова из Красной Армии демобилизовали, не слишком полагаясь на его благонадежность.

Слова Григория о том, что у поляков “черепки” не крепче, чем у немцев, нельзя понимать как радостную готовность убивать людей. Радуется, если можно так сказать, Мелехов лишь тому, что приходится убивать чужеземцев, а не соотечественников. Однако, как видим, пришлось ему позднее убивать и русских, возможно, тех же братьев казаков, сражавшихся под знаменами Врангеля.

Григорий, возвращаясь на хутор, рассчитывает, что его оставят в покое: “Он кончил воевать. Хватит с него. Он ехал домой, чтобы, в конце концов, взяться за работу, пожить с детьми, с Аксиньей…” Григорий, кажется, нашел свою правду: тихая семейная жизнь, с детишками, с женой. Бывшему другу и нынешнему зятю он признается: “Никому больше не хочу служить.

Совет

Навоевался за свой век предостаточно и уморился душой страшно. Все мне надоело – и революция, и контрреволюция. Нехай бы вся эта… нехай оно все идет пропадом! Хочу пожить возле своих детишек, заняться хозяйством, вот и все. Ты поверь, Михаил, говорю это от чистого сердца”.

Однако Кошевой не верит, и мечтам Григория о спокойной мирной жизни не суждено сбыться.

Угроза ареста вынудила Григория бежать с родного хутора, а случай привёл его в банду Фомина, где он уже не правду искал, а просто скрывался от преследования. Он решил уехать с Аксиньей на Кубань и там начать новую жизнь, но его возлюбленная погибла от шальной пули.

После этого Мелехов “еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла какую-то ценность и для него, и для других”. В конце концов Григорий, не дожидаясь амнистии, возвратился домой.

В финале “сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром”.

Шолохов провёл своего любимого героя по всем кругам ада гражданской войны, наконец, подвёл к мирному берегу и здесь оставил его. И хотя сам прекрасно понимал, что ожидало Григория Мелехова впереди, не мог и не хотел этого говорить, а потому оставил видимость счастливого конца. В эпоху революционных катаклизмов честным людям счастья не бывает.

Источник: https://school-essay.ru/grigorij-melexov-iskatel-pravdy-roman-mixaila-sholoxova-tixij-don.html

Григорий Мелехов. Поиски правды (по роману М. Шолохова «Тихий Дон»)

Главный герой романа М. А. Шолохова «Тихий Дон» Григорий Мелехов, ища правду жизни, много путается, ошибается, страдает, потому что ни в одной из противоборствующих сторон не находит той нрав­ственной правды, к которой он стремится.

Григорий верен казачьим традициям, внушаемым ему с самого рождения. Но при этом он отдается во власть буйной страсти, способной нарушить общепри­нятые нормы и правила. Ни грозный отец, ни грязные слухи и насмешки не в силах остановить Григория в его страстном порыве.

Мелехова отличает удивительная способность лю­бить. Невольно при этом он причиняет боль близким людям. Григорий и сам мучается, страдает не меньше, чем Наталья, Аксинья, родители.

Обратите внимание

Герой оказывается словно между двумя полюсами: любовью-долгом и любовью-страстью. Совершая дурные с точки зрения общественной морали поступки и встречаясь с замуж­ней женщиной, Григорий остается до конца честным и искренним.

«И жалко тебя,— говорит он Наталье,— кубыть, за эти деньки и сроднились, а нету на сердце ничего… Пусто».

Бурные исторические события закрутили Григо­рия в своем вихре. Но чем больше он углубляется в во­енные действия, тем больше его тянет к земле, к труду. Ему часто снится степь. Сердцем он всегда с люби­мой, далекой женщиной, с родным хутором, куренем.

Новый поворот в истории возвращает Мелехова к земле, к любимой, к семье. Григорий встречается с до­мом, с хутором после долгой разлуки. Лоно семьи воз­вращает его в мир пошатнувшихся привычных пред­ставлений о смысле жизни, о казачьем долге.

Воюя, «крепко берег Григорий казачью честь, ло­вил случай выказать беззаветную храбрость, риско­вал, сумасбродничал, ходил переодетым в тыл к авст­рийцам, снимал без крови заставы». Со временем ге­рой меняется.

Он чувствует, что «ушла безвозвратно та боль по человеку, которая давила его в первые дни войны. Огрубело сердце, зачерствело…». Меняется и первоначальный портрет Григория: «…

ввалились у него глаза и остро торчат скулы».

Трагический переворот, расколовший мир казаков на своих и чужих, ставит перед Григорием множест­венные трудные и острые вопросы. Герой стоит перед выбором.

Куда идти? С кем? Для чего? Где правда? Мелехов на своем пути поиска сталкивается с разны­ми людьми, у каждого из которых своя точка зрения на происходящее.

Так сотник Ефим Изварин не верит во всеобщее равенство, декларируемое большевика­ми, он убежден в особой судьбе и предназначении ка­зачества и выступает за самостоятельную, автоном­ную жизнь Донской области. Он сепаратист.

Важно

Григо­рий, вникая в суть его речей, пытается с ним спорить, но он малограмотен и проигрывает в споре с хорошо образованным сотником, умеющим последовательно и логично излагать ход своих мыслей. «Изварин лег­ко разбивал его в словесных боях»,— сообщает автор, а потому Григорий попадает под сильное влияние изваринских идей.

Иные истины внушает Мелехову Подтелков, счи­тающий, что у казаков общие интересы со всеми русскими крестьянами и рабочими, со всем пролетариа­том. Подтелков убежден в необходимости выборной народной власти. Он настолько грамотно, убедитель­но и горячо говорит о своих идеях, что это заставляет Григория прислушаться к нему и даже поверить.

Читайте также:  От каких ошибок может предостеречь жизненный опыт?

По­сле разговора с Подтелковым герой «мучительно ста­рался разобраться в сумятице мыслей, продумать что-то, решить». В Григории, человеке малограмот­ном и политически неподкованном, несмотря на раз­ные внушения, все же активно пульсирует стремле­ние найти свою правду, свое место в жизни, то, чему действительно стоит служить.

Окружающие предла­гают ему разные пути, но Григорий твердо отвечает им: «Сам ищу входа».

Наступает момент, когда Мелехов всей душой ста­новится на сторону нового строя. Но этот строй своей жестокостью к казакам, несправедливостью вновь толкает Григория на тропу войны.

Мелехова шокиру­ет поведение Чернецова и Подтелкова в сцене распра­вы над чернецовцами. Оно горит слепой ненавистью и враждой. Григорий, в отличие от них, пытается защи­тить безоружного врага от беспощадной кровавой рас­правы.

Не за неприятеля вступается Григорий — в ка­ждом из врагов он видит прежде всего человека.

Но на войне как на войне. Усталость и озлобление ведут героя к жестокости. Об этом красноречиво гово­рит эпизод убийства матросов. Однако Григорию не­легко дается такая бесчеловечность.

Совет

Именно после этой сцены Мелехов испытывает глубокие мучения от осознания страшной истины: он далеко ушел от того, для чего был рожден и за что сражался.

«Неправиль­ный у жизни ход, и, может, и я в этом виноватый»,— понимает он.

Неотступной истиной, непоколебимой ценно­стью всегда остается для героя родное гнездо. В са­мые тяжелые жизненные моменты он обращается к мыслям о доме, о родной природе, о труде. Эти вос­поминания дают Григорию ощущение гармонии и душевного покоя.

Григорий становится одним из руководителей Вешенского восстания. Это новый виток в его пути. Но постепенно он разочаровывается и понимает, что вос­стание не принесло ожидаемых результатов: от белых казачество страдает так же, как до этого страдало оно от красных.

Сытые офицеры — дворяне презрительно и надменно относятся к рядовому казаку и мечтают лишь достичь успеха с его помощью в новых своих по­ходах; казачество — лишь надежное средство в дости­жении их целей.

Возмутительно для Григория хам­ское отношение к нему генерала Фицхелаурова, нена­вистны и отвратительны иностранные оккупанты.

Мучительно перенося все происходящее в стране, Мелехов тем не менее отказывается от эвакуации. «Какая бы ни была мать, а она родней чужой»,— рас­суждает он. И такая позиция заслуживает всяческого уважения.

Очередным переходным этапом, спасением для Григория снова становится возврат к земле, к Акси­нье, к детям. Он неожиданно проникается необыкно­венным теплом и любовью к детям, осознает, что в них смысл его существования.

Привычный уклад жизни, обстановка родного дома порождают в герое стремление уйти от борьбы. Григорий, пройдя долгий и трудный путь, теряет веру и в белых, и в красных. Дом и семья — подлинные ценности, настоящая опо­ра.

Обратите внимание

Насилие, многократно виденное и познанное, вы­зывает в нем отвращение. Не раз совершает он благо­родные поступки под воздействием ненависти к нему.

Григорий отпускает из тюрьмы родственников крас­ных казаков, загоняет до смерти лошадь, чтобы ус­петь спасти от гибели Ивана Алексеевича и Мишку Кошевого, уходит с площади, не желая быть свидете­лем казни подтелковцев.

Скорый на расправу и неоправданно жестокий, Мишка Кошевой толкает Григория на побег из дома. Он вынужден скитаться по хуторам и в результате примыкает к банде Фомина. Любовь к жизни, к детям не дает Григорию сдаться. Он понимает, что в случае бездействия его ждет расстрел. У Мелехова нет выхо­да, и он присоединяется к банде. Начинается новый этап духовных исканий Григория.

Немногое остается у Григория к концу романа. Дети, родная земля и любовь к Аксинье. Но героя ждут новые потери.

Глубоко и тяжко переживает он гибель любимой женщины, однако находит силы ис­кать себя дальше: «Все отняла у него, все порушила безжалостная смерть. Остались только дети.

Но сам он все еще судорожно цеплялся за землю, как будто и на самом деле изломанная жизнь его представляла ка­кую-то ценность для него и для других».

Григорий большую часть жизни проводит в плену разрывающей мир ненависти, смерти, ожесточаясь и впадая в отчаяние. Останавливаясь на пути, он с от­вращением обнаруживает, что ненавидя насилие, не­сет смерть. Он глава и опора семьи, но ему некогда быть дома, среди любящих его людей.

Все попытки героя найти себя — это путь хождения по мукам. Мелехов идет вперед с открытым всему, «разворошенным» сердцем. Он ищет цельности, под­линных и неоспоримых истин, во всем хочет дойти до самой сути. Искания его страстны, душа горит. Его мучит неутоленный нравственный голод.

Важно

Григорий жаждет самоопределения, он не лишен при этом само­осуждения. Корень ошибок Мелехов ищет в том числе и в себе самом, в своих деяниях. Но о прошедшем че­рез многие тернии герое можно с уверенностью ска­зать, что его душа, вопреки всему, жива, она не загублена тяжелейшими жизненными обстоятельствами.

Свидетельство этого — стремление Григория к миру, к покою, к земле, желание вернуться домой. Не дож­давшись амнистии, возвращается Мелехов домой. Им владеет единственное желание — желание покоя. Его цель — растить своего сына, щедрую награду за все жизненные муки.

Мишатка — надежда Григория на будущее, в нем возможность продолжения рода Меле­ховых. Эти мысли Григория — подтверждение того, что он надломлен войной, но не сломлен ею.

Путь Григория Мелехова к правде — это трагиче­ский путь скитаний человека, обретений, ошибок и потерь, свидетельство тесной связи личности и исто­рии. Этот сложный путь был пройден русским наро­дом в XX веке.

Критик Ю. Лукин писал о романе: «Значение фигу­ры Григория Мелехова… расширяется, выходя за рамки и специфику казачьей среды Дона 1921 года и вырастает до типического образа человека, не нашед­шего своего пути в годы революции».

Источник: https://5litra.ru/soch/283-grigoriy-melehov-poiski-pravdy-po-romanu-m-sholohova-tihiy-don.html

Поиск правды героя Григория в романе “Тихий Дон” М. Шолохова

Сочинения › Шолохов М.А. › Тихий Дон

Готовые Домашние Задания

Трудно нащупывалась верная тропа…тропа дробилась, и не было уверенности – по той ли, по которой надо, идет.

М.А.Шолохов

Ничто не может развиваться без опоры на традиции, на опыт предшествующих поколений. Литература ХХ века не составляет исключения. Из ХIX столетия пришли в нее различные идеи, проблемы, жанры. Довольно часто встречается в русской литературе образ правдоискателя.

Многие известные писатели в своих произведениях показывали людей, занимающихся поиском смысла жизни, пытающихся найти общую истину, которая была бы справедлива для всех. К этой теме обращаются Н.А.Некрасов в поэме «Кому на Руси жить хорошо», Л.Н.Толстой в романе «Война и мир», Н.С.Лесков в «Очарованном страннике».

Совет

Герои этих произведений ищут правду и справедливость в тяжелые для нашей страны времена – нашествие Наполеона, отмена крепостного права. В XIX веке это были переломные для Российского государства моменты. Но и в начале ХХ столетия история России наполнена трагическими событиями, которые всколыхнули весь мир.

Это революция 1905 года, Первая мировая война, Октябрьская революция, Гражданская война. И уже другие русские писатели – М.Горький, А.Н.Толстой, М.А.Шолохов – обращаются к теме поиска правды и справедливости. Ведь именно в годы переломных моментов в жизни страны меняются представления людей об окружающем мире.

Перемены в общественной жизни непосредственно отражаются на судьбе отдельного человека. И каждый сам для себя должен решить, принимает ли он новую жизнь, согласен ли с ее законами и требованиями, и насколько изменившиеся условия отвечают его мировоззрению, идеалам и убеждениям.

Но всегда находятся люди, которым сомнения и неуверенность не позволяют выбрать одну из сторон. И тогда начинаются мучительные, иногда даже трагические поиски истины.

Такова судьба Григория Мелехова, главного героя романа-эпопеи «Тихий Дон», созданного Михаилом Александровичем Шолоховым.

Автор повествует о сложнейшем периоде жизни нашей страны, о социальных и моральных потрясениях в годы революции и Гражданской войны. Рушится привычный уклад жизни, коверкаются и ломаются судьбы людей.

Трагичен и путь главного героя романа, как, впрочем, и путь всего российского народа этого времени.

Григорий Мелехов – потомственный донской казак. Он представитель двух кровей – турецкой и казацкой.

Обратите внимание

Но при этом в его облике явно преобладают черты, унаследованные от бабки-турчанки: восточные, чуть раскосые глаза, вислый «коршунячий» нос, подсиненные миндалины глаз, острые скулы и что-то звероватое в улыбке и взгляде.

Но, кроме внешнего сходства со своими предками, Григорий перенял и особенности родового характера: хозяйственность и трудолюбие, гордость и независимость, свободолюбие и своеволие.

Среди земляков он выделяется храбростью, горячностью в поступках, глубиной чувств, добротой и нежностью в отношениях с женщинами. Как истинный казак, Мелехов никогда не искал собственной выгоды, не поддавался соблазну наживы, не был карьеристом. И на протяжении всего романа мы видим глубокую привязанность Григория к родному хутору, к дому, к земле.

Но основной чертой характера Мелехова является его стремление к нравственной истине. Он не просто общается с людьми и участвует в событиях, он при этом размышляет, оценивает, судит себя и других. Несмотря на природную сметливость, Григорию трудно разобраться в общественных противоречиях. Но обостренное чувство справедливости заставляет его постоянно искать историческую правду и смысл жизни.

Началом жизненных испытаний для Григория Мелехова стала Первая мировая война. Оказавшись в гуще военных событий, он проявляет себя как смелый и стойкий боец. Уклоняться от военной службы ему не приходило в голову, потому что это противоречило бы его представлениям о казачьем долге и чести. Но при этом Мелехов не приемлет смерть и утверждает значимость человеческой жизни.

Поэтому таким тяжелым нравственным испытанием стало для него первое убийство австрийского солдата. «Меня совесть убивает», – признается он брату. Со временем Григорий перестает щадить свою и чужую жизнь. Но война не разрушила его моральных принципов, он не принимает утверждения об оправданности смерти.

И здесь проявляется трагический разлад в душе героя между собственными убеждениями и суровой реальностью.

Очевидная жестокость и бессмысленность кровавых сражений пробуждают в Мелехове тоску, беспокойные мысли. Он разочарован в войне.

Важно

Получив ранение, Григорий попадает в госпиталь, где встречает большевика Гаранжу. Эта встреча совершила в душе Мелехова глубокий переворот, заставив его коренным образом пересмотреть свои взгляды на верность царю, воинскому долгу.

«Изо дня в день внедрял он в ум Григория досель неизвестные тому истины, разоблачал подлинные причины возникновения войны, едко высмеивал самодержавную власть. Григорий пробовал возражать, но Гаранжа забивал его в тупик простыми… вопросами, и Григорий вынужден был соглашаться».

Таким образом, встреча с Гаранжой привела Мелехова к пониманию, что он жил в мире иллюзий, далеких от справедливой жизни.

Вопрос поиска правды для главного героя особенно обостряется в период Гражданской войны. Революция словно бы провела черту, разделившую людей на «своих» и «чужих». Многие выбрали свой путь, подчинившись внезапному порыву или стечению обстоятельств.

Григория же одолевают сложные, противоречивые чувства, он находится в постоянных сомнениях. «…Ничего не понимаю…Мне трудно в этом разобраться…Блукаю я, как метель в степи…» – говорит он Изварину.

В жизни Мелехова наступает период неуверенности в правильности своих действий, справедливости выбора. Он воюет то на стороне красных, то на стороне белых. Но жестокость, грабежи, убийства, насилие отталкивают Григория и от тех, и от других.

Переходя с одной стороны на другую, Мелехов понимает, что справедливости нет ни у белых, ни у красных: «Одной правды нету в жизни. Видно, кто кого одолеет, тот того и сожрет…».

Перед Верхнедонским восстанием Григорий решил, что нашел, наконец, свою правду: «Надо биться с тем, кто хочет отнять жизнь, право на нее…». Мы видим ожесточившегося человека, готового яростно защищать свою собственность, свой кусок земли. И все же Григорий чувствует, что правда его слишком жестока, усталость от войны, ощущение безысходности происходящего не покидают его.

На протяжении всего романа Мелехов находится в положении «между», что еще больше усиливает трагичность его судьбы.

Совет

Испытывая внутреннее стремление к мирному труду на своей земле, Григорий вынужден постоянно участвовать в боевых действиях, таким образом, находясь в состоянии между войной и миром.

И чем больше Мелехов втянут в круговорот Гражданской войны, тем сильнее он мечтает о мирной жизни: «Никакой работой не погнушаюсь. Моим рукам работать надо, а не воевать. Вся душа у меня разболелась…».

Но оторванный от своей земли, вынужденный воевать, Мелехов разрывается между гуманизмом и необходимостью убивать. И если сначала Григорий с ненавистью рубит матросов, то совсем скоро он бьется в истерике, осознавая содеянное им. В такие минуты он испытывает чувство безотчетной жалости к людям, ему хочется «отвернуться от бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира».

И в личной жизни Мелехов вынужден постоянно находиться «между». С одной стороны – дом, жена, дети, с другой – любимая женщина. Выбирая между Натальей и Аксиньей, Григорий сумел полюбить и ту, и другую.

«Он не прочь был жить с ними с обеими, любя каждую из них по-разному…». Но роковые обстоятельства прерывают мучительный выбор главного героя между двумя женщинами. Теперь у него есть только сын.

Читайте также:  Сочинение по картине григорьева «вратарь»

«Это было все, что осталось у него в жизни, что пока еще роднило его с землей и со всем этим огромным, сияющим под холодным солнцем миром».

Итак, на протяжении всего романа мы видим, как человек, страстно любивший жизнь, постепенно теряет веру в нее, веру в себя и в свою правоту. Путь к правде оказался для Григория долгим, извилистым, тернистым. И все же на этом пути он не убил в себе человека окончательно.

Об этом говорит добровольное разоружение и возвращение Мелехова в родной хутор, его готовность ответить перед народом за совершенные ошибки и пролитую им людскую кровь. Заключительная картина с сыном на руках у отца – это и есть то немногое сбывшееся, о чем мечтал Григорий.

Эта сцена утверждает жизнь ради жизни, жизнь, в которой нет места смерти, ненависти, изматывающим поискам абсолютной нравственной правды, позволяющей построить честный, справедливый и счастливый мир для большинства.

Таким образом, на примере Григория Мелехова М.А.Шолохов показал нам сложные, напряженные, мучительные поиски истины, которые охватили весь российский народ в период революции и Гражданской войны. Трагический путь донского казака с его сомнениями, колебаниями, печалями – это путь всего русского народа того мятежного времени.

Сочинения по теме:

  • Тяжёлый жизненный путь Григория в романе М. Шолохова “Тихий Дон” сочинение
  • Жизненный события Григория Мелихова в романе М. Шолохова “Тихий Дон” сочинение
  • Величайшее произведение русской литературы – “Тихий Дон” М. Шолохова сочинение
  • Народные образы романа “Тихий Дон” М. Шолохова сочинение

Источник: https://1soch.ru/sholohov-ma/tihiy-don/poisk-pravdy-geroya-grigoriya-v-romane-tihiy-don-m-sholohova

Тема поиска правды Григорием Мелеховым (по роману М. Шолохова “Тихий Дон”)

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Тихий Дон / Тема поиска правды Григорием Мелеховым (по роману М. Шолохова “Тихий Дон”)

  Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

    В романе-эпопее М.Шолохова «Тихий Дон» Дон является своеобразным стержнем, на который нанизывается большинство происходящих в произведении событий. Главный герой романа Григорий Мелехов – человек, находящийся на протяжении всего повествования в поисках правды.     Григорий – представитель среднего казачества.

Он вырос в семье, обладавшей крепким хозяйством, всегда жившей в достатке, но никогда не пользовавшейся наемным трудом. Тяжелый крестьянский труд был для семьи Мелеховых привычным делом. Личными качествами – недюжинным природным умом, храбростью, ловкостью, силой воли, глубиной чувств, бурной, неукротимой натурой – Григорий резко выделялся среди земляков.

Личностными чертами героя являются и духовные искания. При всей остроте ума Григорий не смог самостоятельно разобраться в сложном переплетении общественных противоречий, а обстоятельства жизни не свели его с надежным политическим руководителем. Поэтому главный герой так беспомощен в спорах с белыми офицерами.

Обратите внимание

Сколько раз бывало, что он смутно чувствовал правду, но не умел ее доказать и вынужден был подчиниться тому, с чем внутренне был не согласен. «Я, брат, чую, что тут ты неправильно гутаришь, – говорит он своему начальнику штаба, офицеру Копылову, – а вот припереть тебя не умею… Давай бросим об этом.

Не мучай меня, я и без тебя запутанный!»
    Когда Григорий лежал в госпитале, сосед по койке, большевик Гаранжа, раскрыл ему глаза на истинный смысл империалистической войны. И Мелехов возненавидел войну, рушились его прежние представления о царе, о казачьем воинском долге.

Но, вернувшись с фронта домой, оказавшись в обстановке родного казацкого быта, Григорий заколебался в своих новых, недостаточно прочно усвоенных взглядах. К тому же, старина явилась перед ним замаскированной в новое одеяние: Изварин опутывает его идеей создания самостоятельного казачьего государства.

Правда, герой не верит клевете Изварина на большевиков, но опровергнуть ее не умеет и, в ответ на его речи, говорит: «…Ничего я не понимаю… Мне трудно в этом разобраться…Блуждаю я, как метель в степи…» Через месяц встретился Григорий с большевиком Федором Подтелковым и услышал, что казачья автономия – это та же власть белых генералов.

Примкнул он к красным, командовал сотней, затем дивизионом. Во время атаки, в результате которой было разбито большое соединение белых, Григорий Мелехов был ранен. Пролежав неделю в лазарете, он поехал домой.

Когда в хуторе белые объявили мобилизацию, Григорий отклонил предложение Кошевого бежать к красным: «Я-то, воевал, пущай другие спробуют», – ответил он, надеясь отсидеться дома. Но это ему не удалось. Нехотя, в последнем ряду сформированного на хуторе отряда, ехал Мелехов на войну против красных.

В бою он услышал донесшиеся от красноармейской цепи звуки «Интернационала» и «почуял, как, сорвавшись, резко, с перебоем стукнуло его сердце…»
    Григорий оказался для всех чужим. Казаки не доверяли ему, потому что он был раньше красным командиром, а когда он самовольно покинул белый фронт, пришедшие в хутор красные тоже не доверяли ему, потому что он был белым офицером.

Двойное прошлое, как проклятие, ходило за главным героем.     Во время контрреволюционного мятежа казаков Григорий командовал повстанческой дивизией. Ему казалось, что он воюет за свое родное дело, но пришла белая армия, пытающаяся восстановить дореволюционные порядки, и Мелехов понял, как жестоко он ошибся.

Важно

Офицерская среда была ему по-прежнему чужда и ненавистна, и офицеры, несмотря на его высокий чин и несомненный военный талант, смотрели на него как на простого, необразованного казака. «В вопросах приличия и грамотности ты просто пробка!» – говорит ему Копылов, на что Григорий отвечает: «Это я у вас пробка, а вот погоди, дай срок, перейду к красным, так у них я буду тяжелей свинца.

Уж тогда не попадайтесь мне приличные и образованные дармоеды. Душу буду вынать прямо с потрохом!»
    Переходя то к белым, то к красным, Мелехов не может найти свое настоящее место. Он хочет вырваться из водоворота военных событий: вместе с Аксиньей бежит из родного хутора на Кубань, чтобы начать там новую жизнь. Но в пути девушка погибает, и Григорий, совершенно надломленный, возвращается домой. Многое изменилось в хуторе, изменился и сам герой. Из живого, вспыльчивого паренька превратился в сдержанного, седого мужчину, думающего только об одном – о покое в стенах родного куреня: «… Сбылось то немногое, о чем бессонными ночами мечтал Григорий. Он стоял у ворот родного дома, держал на руках сына… Это было все, что осталось у него в жизни…»

    Пожалуй, это и есть та правда, которую искал всю свою жизнь Григорий Мелехов.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>

/ Сочинения / Шолохов М.А. / Тихий Дон / Тема поиска правды Григорием Мелеховым (по роману М. Шолохова “Тихий Дон”)

Источник: https://www.litra.ru/composition/get/coid/00051601184864215823

История жизни Григория Мелехова в романе “Тихий Дон”: биография, судьба, жизненный путь (план)

Григорий Мелехов.
Художник О. Верейский

Роман “Тихий Дон” Шолохова является выдающимся произведением русской литературы XX века. В этой статье представлена история жизни Григория Мелехова в романе “Тихий Дон”: биография, судьба, жизненный путь (план).

Смотрите: Все материалы по роману “Тихий Дон”

В 1912 г. молодой донской казак Григорий Мелехов живет на хуторе Татарском в станице Вешенской на берегу Дона. Григорию в это время, вероятно, около 20 лет. Григорий живет беззаботной жизнью и встречается с замужней соседкой, красавицей Аксиньей Астаховой.

Отец заставляет Григория жениться на другой девушке с хутора, Наталье Коршуновой. Григорий и Наталья играют свадьбу. Вскоре после свадьбы Григорий понимает, что не может забыть Аксинью. Он уходит от жены. Аксинья в свою очередь бросает мужа Степана. Григорий и Аксинья поселяются в имении пана Листницкого, где работают прислугой. Летом 1913 г.

у Аксиньи и Григория рождается дочь.<\p> В январе 1914 г. Григорий едет в армию. Его определяют в 12-ый казачий полк и отправляют на службу. Летом 1914 г., в то время как Григорий служит в армии, Россия вступает в Первую мировую войну. Григорий воюет на фронте, получает ранение. За храбрость ему дают Георгиевский крест и повышение по службе.

После ранения в глаз Григорий оказывается в клинике в Москве. Здесь он знакомится с большевиком Гаранжой, который настраивает его против царской власти. Григорий склоняется на сторону большевиков.

В августе 1914 г., пока Григорий находится на фронте, дочь Аксиньи и Григория умирает от скарлатины.

Убитая горем Аксинья вступает в отношения с Евгением Листницким, сыном пана. В ноябре 1914 г. Григорий приезжает в отпуск с фронта и узнает об измене Аксиньи. Он возвращается жить на хутор к жене Наталье.<\p> В 1915-1916 г. Григорий Мелехов продолжает воевать на фронте. К этому времени он уже получил 4 Георгиевских креста и 4 медали. Осенью 1915 г.

Наталья Мелехова рожает двойню – мальчика и девочку. В феврале 1917 г. происходит революция и свержение царя. В октябре 1917 г. к власти приходят большевики. В России разгорается Гражданская война между “красными” и “белыми”. Вернувшись с фронта на Дон, Григорий Мелехов переходит на сторону большевиков и воюет за “красных” против “белых”. В апреле 1918 г.

на Дону поднимается восстание против Красной Армии. Разочаровавшись в большевиках и Красной Армии, Григорий Мелехов присоединяется к восстанию и теперь сам воюет против “красных”. Осенью 1918 г., устав воевать, Григорий покидает фронт и приезжает домой. В 1919 г. казаки поднимают восстание против Советской власти и создают повстанческую армию.

Григорий воюет против “красных” и командует целой дивизией. Тем временем от рук “красных” погибает брат Григория, Петро Мелехов. Живя с Натальей, Григорий не может забыть Аксинью. Он признается Аксинье в своих чувствах. Они снова начинают встречаться. Наталья узнает об изменах Григория с Аксиньей.

Устав от своей несчастливой жизни, Наталья решает не рожать ребенка, которым беременна. Она делает аборт, который проходит неудачно. Наталья умирает. Григорий тяжело переносит смерть жены, которую тоже по-своему любил. У Григория остаются сын Мишатка и дочь Полюшка. Осенью 1919 г. Красная Армия все активнее наступает на казаков.

Совет

Казаки-повстанцы уходят в отступление. В ходе отступления умирает отец Григория. Сам Григорий переносит тиф, но выживает. В конце 1919 г. Григорий, спасаясь от Красной Армии, добирается до Новороссийска. Оказавшись в тупике, он переходит на сторону “красных” и воюет за Красную Армию.

Осенью 1920 г. Григорий демобилизуется из Красной Армии и приезжает домой.

Мать Григория умирает незадолго до его приезда. Григорий с детьми живет у Аксиньи. Устав от войны, он надеется начать спокойную жизнь. Однако власти преследуют его за участие в восстании против “красных”. Чтобы избежать ареста, Григорий пускается в бега. 

Весной 1921 г. Григорий примыкает к банде казака Фомина, но вскоре сбегает домой. Григорий с Аксиньей решают убежать подальше из дома, на Кубань, где их никто не будет преследовать. Во время побега красноармейцы ранят Аксинью. Она умирает. Григорий скитается по степи и несколько месяцев живет с казаками-дезертирами. Тем временем правительство обещает дать амнистию казакам-повстанцам.

Весной 1922 г., Григорий, истосковавшись по дому, возвращается на хутор, не дожидаясь амнистии. Он узнает, что его дочь Полюшка умерла. Из родных у Григория остается сын Мишатка и сестра Дуняша. 

Источник: https://www.literaturus.ru/2016/12/istorija-zhizni-grigorija-melehova-biografija-sudba-zhiznennyj-put.html

Жизненный путь Григория Мелехова в романе «Тихий Дон»

«Тихий Дон» – это произведение, в котором показана жизнь донских казаков в один из самых сложных исторических периодов России.

Реалии первой трети ХХ века, перевернувшие весь привычный уклад жизни, словно гусеницами проехали по судьбам простого народа.

Через жизненный путь Григория Мелехова в романе «Тихий Дон» Шолохов раскрывает основной замысел произведения, который заключается в изображении столкновения личности и не зависящих от него исторических событий, его израненную судьбу.

В начале произведения главный герой показан трудолюбивым парнем, отличающийся горячим нравом, который он унаследовал от своих предков. В нем текла и казачья, и даже турецкая кровь. Восточные корни одарили Гришку яркой внешностью, способной вскружить голову не одной донской красавице, а казачье упорство, местами граничащее с упрямством, обеспечили стойкость и непоколебимость его характера.

С одной стороны, он проявляет уважение и любовь к родителям, с другой, не прислушивается к их мнению. Первый конфликт между Григорием и родителями случается из-за его любовной связи с замужней соседкой Аксиньей.

Чтобы прекратить греховную связь между Аксиньей и Григорием, его родители решают женить его. Но их выбор в роли милой и кроткой Натальи Коршуновой не решил проблемы, а лишь усугубил ее.

Несмотря на официальный брак, любовь к жене не появилась, а к Аксинье, которая, мучаясь от ревности, все чаще искала с ним встречи, лишь разгоралась.

Шантаж отца домом и имуществом заставил горячего и импульсивного Григория в сердцах покинуть хутор, жену, родных и уйти с Аксиньей.

Обратите внимание

Из-за своего поступка гордому и непреклонному казаку, род которого испокон веков обрабатывал собственную землю и выращивал свой хлеб, пришлось пойти в наемники, отчего стыдно и мерзко было Григорию.

Но он должен был отвечать теперь и за Аксинью, бросившую из-за него мужа, и за ребенка, которого она носила.

Новая беда не заставила себя ждать: началась война, и Григорий, присягавший в верности государю, вынужден был оставить как старую, так и новую семью и оправиться на фронт. В его отсутствие Аксинья осталась в господском доме. Смерть дочери и известия с фронта о гибели Григория подкосили силы женщины, и она вынуждена была поддаться натиску сотника Листницкого.

Придя с фронта и узнав о предательстве Аксиньи, Григорий снова возвращается в семью. Какой-то период жена, родные и вскоре появившиеся двойняшки радуют его. Но смутное время на Дону, связанное с Революцией, не позволило насладиться семейным счастьем.

В романе «Тихий Дон» путь Григория Мелехова полон исканий, сомнений и противоречий как в политическом плане, так и в любви. Он постоянно метался, не зная, где правда: «У каждого своя правда, своя борозда. За кусок хлеба, за делянку земли, за право на жизнь всегда боролись люди.

Надо биться с теми, кто хочет отнять жизнь, право на нее…». Он решил возглавить казачью дивизию и чинить опор наступающим красным. Однако чем дальше продолжалась Гражданская война, тем больше сомневался Григорий в правильности своего выбора, яснее понимал, что казаки ведут войну с ветряными мельницами.

Интересы казачества и его родного края никого не интересовали.

Такая же модель поведения характерна и в личной жизни главного героя произведения. Со временем он прощает Аксинью, понимая, что не может жить без ее любви и берет с собой на фронт.

После он отправляет ее домой, где она вынуждена в очередной раз вернуться к мужу. Приехав на побывку, он другими глазами смотрит на Наталью, оценив ее преданность и верность.

Его потянуло к жене, и эта близость увенчалась зачатием третьего ребенка.

Важно

Но снова страсть к Аксинье взяла над ним верх. Его последняя измена привела к погибели жены.

Угрызения совести и невозможность противостояния чувствам Григорий топит в войне, став жестоким и беспощадным: «Я так об чужую кровь измазался, что у меня уже и жали ни к кому не осталось.

Детву – и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война из меня все вычерпала. Я сам по себе страшный стал. В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…».

Потеря близких и отступление отрезвили Григория, он понимает: нужно суметь сохранить то, что у него осталось. Аксинью он забирает с собой в отступление, но из-за тифа он вынужден оставить ее.

Он снова начинает искать правду и оказывается в Красной армии, приняв командование конным эскадроном. Однако даже участие в военных действиях на стороне Советов не смоет прошлого Григория, запятнанного белым движением.

Ему грозит расстрел, о чем его предупредила сестра Дуня. Взяв Аксинью, он совершает попытку побега, во время которого убивают любимую женщину.

Воевавший за свою землю и на стороне казаков, и красных он остался чужим среди своих.

Путь исканий Григория Мелехова в романе – это судьба простого человека, любившего свою землю, но потерявшего все то, что имел и ценил, защищая ее для жизни следующего поколения, которое в финале олицетворяет его сын Мишатка.

Будь в числе первых на доске почета <\p>

Источник: https://obrazovaka.ru/sochinenie/tihiy-don/zhiznenny-put-grigoriya-melehova-v-romane.html

Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни в романе М. А. Шолохова “Тихий Дон”

История жизни центрального героя романа-эпопеи М. Шолохова “Тихий Дон” Григория Мелехова наиболее полно отразила драматизм судеб донского казачества.

На его долю выпали такие жестокие испытания, каких человек, казалось бы, не в состоянии вынести.

Сначала Первая мировая война, потом революция и братоубийственная гражданская, попытка уничтожения казачества, восстание и его подавление.

Совет

В тяжелой судьбе Григория Мелехова слились воедино казачья вольность и судьба народа. Унаследованный от отца крутой нрав, принципиальность и бунтарство не дают ему покоя уже с молодости.

Полюбив Аксинью, замужнюю женщину, он уходит с ней, презрев общественную мораль и запреты отца. По характеру герой добрый, смелый и мужественный человек, стоящий горой за справедливость. Автор показывает его трудолюбие в сценах охоты, рыбалки, сенокоса.

На протяжении всего романа в суровых битвах то на одной, то на другой стороне воюющих он ищет правды.

Первая мировая война разрушает его иллюзии. Гордые своим казачьим войском, его славными победами, в Воронеже казаки слышат от местного старичка фразу, с жалостью брошенную им вслед: “Милая ты моя… говядинка!” Пожилой человек знал, что страшнее войны ничего нет, это не приключение, на котором можно стать героем, это грязь, кровь, смрад и ужас.

Молодецкая спесь слетает с Григория, когда он видит, как умирают его друзья-казаки: “Первым упал с коня хорунжий Ляховский. На него наскакал Прохор… Резцом, как алмазом на стекле, вырезала память Григория и удержала надолго розовые десны Прохорова коня с ощеренными плитами зубов, Прохора, упавшего плашмя, растоптанного копытами скакавшего сзади казака… Падали еще.

Казаки падали и кони”.

Параллельно автор показывает события на родине казаков, где остались их семьи.

“И сколько ни будут простоволосые казачки выбегать на проулки и глядеть из-под ладоней, – не дождаться милых сердцу! Сколько ни будет из опухших и выцветших глаз ручьиться слез, – не замыть тоски! Сколько ни голосить в дни годовщины и поминок, – не донесет восточный ветер криков их до Галиции и Восточной Пруссии, до осевших холмиков братских могил!”

Война представляется писателю и его героям чередой лишений и смертей, которые меняют все основы. Война калечит изнутри и уничтожает все самое дорогое, что есть у людей. Она заставляет героев по-новому посмотреть на проблемы долга и справедливости, искать правду и не находить ее ни в одном из враждующих лагерей.

Оказавшись у красных, Григорий видит все ту же, что у белых, жестокость, непримиримость, жажду крови врагов. Война разрушает налаженную жизнь семей, мирный труд, отнимает последнее, убивает любовь.

Григорий и Петр Мелеховы, Степан Астахов, Кошевой и другие герои Шолохова не понимают, зачем ведется братоубийственная война. Ради кого и чего они должны умирать в расцвете сил? Ведь жизнь на хуторе дарит им много радости, красоты, надежд, возможностей. Война же – только лишения и смерть.

Обратите внимание

Зато они видят, что тяготы войны ложатся прежде всего на плечи мирного населения, простых людей, голодать и умирать – им, а не командирам.

Есть в произведении и персонажи, мыслящие совсем по-другому. Герои Штокман и Бунчук видят страну исключительно как арену классовых битв. Для них люди – оловянные солдатики в чужой игре, а жалость к человеку – преступление.

Судьба Григория Мелехова – это жизнь, испепеленная войной. Личные отношения героев происходят на фоне трагичнейшей истории страны. Григорий не может забыть первого врага, австрийского солдата, которого он зарубил саблей. Миг убийства неузнаваемо изменил его самого.

Герой потерял точку опоры, его добрая, справедливая душа протестует, не может пережить такого насилия над здравым смыслом. Разрубленный надвое череп австрийца становится наваждением для Григория. Но война идет, и Мелехов продолжает убивать. Не он один задумывается о страшной обратной стороне воинского долга.

Он слышит слова своего же казака: “Человека убить иному, какой руку на этом деле наломал, легше, чем вшу раздавить. Подешевел человек за революцию”. Шальная пуля, которая убивает саму душу Григория – Аксинью, воспринимается как приговор всем участникам бойни.

Война на самом деле ведется против всех живых, недаром Григорий, похоронив Аксинью в овраге, видит над собой черное небо и ослепительный черный диск солнца.

Мелехов мечется между двумя воюющими сторонами. Везде он наталкивается на насилие и жестокость, которые не может принять, потому и не может принять одну сторону. Когда мать укоряет его за то, что он участвовал в казни пленных матросов, он сам признается, что стал жесток на войне: “детву и ту не жалею”.

Осознав, что война убивает лучших людей своего времени и что среди тысяч смертей нельзя найти правду, Григорий бросает оружие и возвращается в родной хутор, чтобы работать на родной земле, поднимать детей. В свои без малого 30 лет герой уже почти старик.

Важно

Шолохов в своем бессмертном произведении ставит вопрос об ответственности истории перед личностью.

Писатель сочувствует своему герою, жизнь которого изломана: “Как выжженная палами степь, черна стала жизнь Григория…” Образ Григория Мелехова стал для Шолохова большой творческой удачей.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/sudba-grigoriya-melexova-kak-put-poiska-pravdy-zhizni-v-romane-m-a-sholoxova-tixij-don/

Сочинения на Getsoch.ru

Судьба Григория Мелехова как путь поиска правды жизни в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

Подписывайтесь на нашу группу ВК

В жизни судьба всегда оставляет дверку для выхода

Мигель Сервантес

       Григорий Мелехов – один из главных персонажей романа Михаила Шолохова «Тихий Дон». Путь Григория труден, извилист и неоднозначен. «Душой болел, туда – сюда качался», – сам о себе думает герой, и эти метания исследует писатель на протяжении всего романа.

        Неоднозначность образа  Григория Мелехова вызывала совершенно противоположные суждения литературоведов. Одни называли его отщепенцем, жестоким убийцей, комментируя эпизод, в котором Аксинья рассматривает лицо любимого во время сна.

Женщина отмечает, что Григорий изменился, погрубел.

Другие исследователи говорили, что любимый герой Шолохова может быть только честным и правильным человеком, его идеализировали и обвиняли в его метаниях внешние трагические  обстоятельства и другие герои – Михаил Кошевой, комиссар Малкин и так далее.

       Сам Шолохов не разделял ни одну, ни другую позицию. Не принимал и счастливого жизнеутверждающего последнего кадра фильма «Тихий Дон».

  В интервью газете «Известия», опубликованном 1 июля 1956 года,  Шолохов сказал: «Из трагического конца Григория Мелехова, этого мечущегося искателя правды, который запутался в событиях… сценарист делает счастливый конец… В сценарии Григорий Мелехов сажает Мишатку на плечо и идет с ним куда-то в гору, так сказать, символический конец, Гришка Мелехов поднимается к сияющим вершинам коммунизма. Вместо картины трагедии человека может получиться этакий легкодумный плакат».

       Этими словами писатель подтверждает, что хотел показать трагизм судьбы простого человека, поставленного перед сложным выбором в постоянно меняющейся общественной и социальной жизни.

       В этом образе автор показывает лучшие черты казака: трудолюбие, воинскую удаль, чувство собственного достоинства. С самого начала Гришка отличается от других мужчин. Ему присущи сочувствие, сострадание.

Совет

Он расстраивается из-за зарезанного косой утенка, бросается спасать избиваемую мужем Аксинью, хотя слабее Степана. О незаурядности натуры Григория говорит эпизод, в котором он уходит с Аксиньей, жертвуя семьей и репутацией.

Это был неслыханный по тем временам поступок.

       Свободолюбивому Мелехову очень трудно привыкнуть к воинской службе. Он неохотно слушает назидания Чубатого об отсутствии сочувствия к врагу в бою. Человеколюбие определяет поведение Григория в эпизоде с полькой Франей. Раненый, он выносит с поля боя своего заклятого врага, мужа Аксиньи, Степана.

       Мелехов находится в постоянных исканиях. Он ничего не берет на веру, старается сам разобраться в сути вещей. Поэтому мечется он от белых к красным.  «Ломала и его усталость, нажитая на войне. Хотелось отвернуться от всего бурлившего ненавистью, враждебного и непонятного мира.

Там, позади, всё было путано, противоречиво. Трудно нащупывалась верная тропа; как в топкой гати, зыбилась под ногами почва, тропа дробилась, и не было уверенности – по той ли, по которой надо идёт.

Тянуло к большевикам – шёл, других вёл за собой, а потом брало раздумье, холодел сердцем…»

       Постоянные противоречия терзают душу героя в личной жизни. Он по-своему любит Наталью, свыкся с ней за совместно прожитые шесть лет. Но безмерно рвется душа его к возлюбленной Аксинье.

       Кровавые события тяжело сказываются на характере и поведении Григория. В разговоре с Натальей он говорит: «Ха! Совесть!.. Я об ней и думать позабыл.

Какая уж там совесть, когда вся жизнь похитнулась… Людей убиваешь… Я так об чужую кровь измазался, что у меня уж и жали ни к кому не осталось. Детву – и эту почти не жалею, а об себе и думки нету. Война все из меня вычерпала.

Обратите внимание

Я сам себе страшный стал… В душу ко мне глянь, а там чернота, как в пустом колодезе…»

       Что же хотел показать Шолохов на примере Григория Мелехова? Думаю, что герой является одним из правдоискателей, которыми так богата русская литература. Автор демонстрирует личную трагедию человека на фоне кровавых исторических событий, кризис гуманистических идей в затянувшейся полосе социальных катаклизмов.

Источник: https://getsoch.ru/po-literature/287-sudba-grigoriya-melekhova-kak-put-poiska-pravdy-zhizni-v-romane-m-a-sholokhova-tikhij-don.html

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]