Экзистенциализм — понятие, основные идеи черты философского направления
Экзистенциализм – это одно из философских направлений, центром которого является человек.
Данное течение было широко распространено в прошлом столетии.
Оглавление:
- Понятие экзистенция, экзистенциальность, экзистенциалист
- Философия экзистенциализма
- Причины возникновения
- Направления экзистенциализма
- Экзистенциальные проблемы
- Основные философы экзистенциалисты
- Экзистенциализм в литературе
- Современный экзистенциализм и его представители
Понятие экзистенция, экзистенциальность, экзистенциалист
Экзистенциализм происходит от латинского exsistentia, что означает существовать. Ключевое место здесь принадлежит человеку, как абсолютно уникальному явлению, его внутреннему миру.
Представители этого течения стали именоваться экзистенциалистами. Представителями русского экзистенциализма считают Федора Достоевского, Льва Шестова, в чьих трудах прослеживается подробное описание внутреннего мира, духовной составляющей бытия человека – экзистенциальности.
Философия экзистенциализма
Основные идеи сводятся к определению значения термина «бытие». Характерной чертой последнего является интуитивное познание индивида. В отличие от рационализма, в existentialism существование человека предшествует его сущности.
Это единая связь между субъектом и объектом. Простыми словами, центром теории экзистенциализма выступает переживание по поводу своей роли в мире (в отличие от философии жизни).
Причины возникновения
Выделяют внешние и внутренние предпосылки формирования данного течения.
Внешние обусловлены масштабными историческими событиями, потерями миллионов жизней. В связи с чем возник кризис человека в поствоенном обществе, когда ряд представителей пытались помочь индивиду обрести свое «Я». Философия создавала новые понятия: усредненного человека, вот-бытие, так-бытие, бытие-в-мире.
Внутренние представлены трансцендентностью, которая призвана раскрыть смысл личности, свободы. Имея атеистические взгляды, человек сам управляет и принимает решения, он лишен онтологического существования (по Сартру).
С другой стороны, индивидуумом движут отношения к другим (глубокие, личные), представляемые перед Всевышним (Марсель).
Направления экзистенциализма
Существует два вида этого философского направления.
Атеистический
Ответственность за свою судьбу полностью несет индивидуум. Он сам формирует себя, ни на кого не рассчитывает. С точки зрения светской – человек одинок.
Религиозный
Человек признает существование высшей силы. Вера – источник самосовершенствования. Данная позиция характерна для русской философии. В Германии основной представитель экзистенциализма — Карл Ясперс.
Экзистенциальные проблемы
К основным экзистенциальным вопросам принадлежат вопросы бытия.
Проблема смысла жизни
Существует неразрывно с личностью. Этот вопрос посещает не только философов, но и каждого человека при угрозе смерти или ее приближении. Анализируя прожитую жизнь, возникает стремление к познанию внутреннего мира, саморефлексии.
Пограничные ситуации осмысливаются в трудах писателей-экзистенциалистов, обладающих экзистенциальным опытом (труды Сартра, Камю).
Именно экзистенциальный страх возвращает человека к осмыслению собственного бытия – смысла жизни, а не повседневности, избавляет от экзистенциальной пустоты.
Проблема выбора
Выбор, прежде всего свобода, – основная экзистенциальная потребность. Так, ряд философов возлагает ответственность за жизнь человека на него самого. Он свободен в принимаемых решениях, являясь воплощением свободы.
Здесь экзистенция ориентирована куда-то, на что-то или кого-то.
Свобода выбора заключается в смещении фокуса внимания с общественного на индивидуальное (единичного человека). Сфера личности приводит к историчности, замещая экзистенциальную пустоту.
Проблема философии
Основополагающая проблема сводится к повороту на человека. Уход от рационального, признание иррациональности, признание индивида ядром. Это отличается от ранней онтологии.
Логика, гносеология, теория вещей, теория идей отметаются представителями новой онтологии. Простыми словами в философии развивается новое понятие временности, истинной, отличающейся от физической.
Проблема одиночества
Человек – социальное существо, но каждый выбор приводит к одиночеству. Это чувство может привести к экзистенциальной угрозе (когда совместное сосуществование невозможно в принципе). Окружающая действительность утрачивает свое значение, становится чуждой для индивидуума.
Внутренние переживания, драма приводят к выбору себя в конфликтных ситуациях. Кратко и понятно экзистенциализм можно представить, как направление, где человек одинок, по причинам объективности.
Основные философы экзистенциалисты
Перечислим наиболее масштабные фигуры в данном течении:
- представители в России: Л. И. Шестов, Н. А. Бердяев;
- корифеи немецкой школы: М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер;
- французские экзистенциалисты: Г. Марсель, Ж. П. Сартр, А. Камю.
Экзистенциализм в литературе
На первый план выходят произведения, в которых четко прослеживается проблема одиночества человека в социуме. Герои книг – личности, испытывающие на себе тяготы бытия в обыденной жизни.
Авторы переосмысливают факт существования как такового, стремятся избавиться от трагизма. Яркие примеры – труды Ж. П. Сартра, А. Камю, С. Де Бовуара.
Современный экзистенциализм и его представители
В настоящее время свободу рассматривают, как тяжелый труд, постоянный выбор, что загоняет человека в рамки. Принятие решений – ежедневная обязанность, требующая выполнения. Отсутствие действий – также выбор.
Суть заключается в постоянной ответственности за свою жизнь, за реальность, которую человек создает (И. А. Бродский, позднее творчество В. Высоцкого).
Источник: https://1001student.ru/obshhestvoznanie/ehkzistencializm.html
Главное об экзистенциализме простыми словами: кратко и понятно | Литрекон
Экзистенциализм – это философское течение 20 века, утверждающее уникальность человеческого бытия — превосходство человека над тем, что в него вложено природой.
Но не все в этой философии так оптимистично – ее основоположники во времена всеобщего человеческого кризиса призывали отречься от «религиозного или философского порыва» и веровать только в себя.
По-другому просто бы не получилось.
Причины возникновения
Экзистенциализм как философское течение возникает в эпоху глубочайшего человеческого кризиса. 20 век — 2 мировые войны, повсеместные кровавые революции, тоталитарные и фашистские режимы, экономические кризисы. Наружу выплескивается все плохое, антихристианское, что есть в человеке — стремление к превосходству и уничтожению, жестокость, агрессия.
Когда традиционная цивилизация распадается, общество все еще остается, но связано оно теперь очень слабо — потеряна вера в человека, прогресс, науку. В этот момент происходит освобождение индивидуальности, наступает тотальное одиночество, люди осознают обособленность друг от друга.
Важно отметить, что социальные катаклизмы подорвали основы религий, и теперь уже представителей новых поколений ничего не связывало, но они страстно желали обрести иную веру, чтобы их принципы имели морально обоснование, чтобы сложилась новая система взглядов.
Поэтому экзистенциализм, философия жизни без Бога (даже в религиозном истолковании учения божество сильно отличается от того, что мы привыкли видеть в традиционных верованиях), стал ответом на злободневные вопросы, сформировавшиеся в 20 столетии.
Сущность экзистенциализма заключается в том, чтобы объяснить человечеству его вековые заблуждения. Так, развеялись мифы о судьбе, аде и рае, всемогущем законе наследственности и т.д.
, ведь основной принцип новой системы взглядов гласил: человек никем не рождается, зато стать может всем, чем угодно, под влиянием среды, окружения и эпохи.
Так, экзистенциализм является философией людей, которые делают себя сами и несут полную ответственность за результат.
Сущность философии
Характерная черта экзистенциализма – разделение человеческого бытия на сущность и существование. Чтобы разобраться в нем, необходимо вникнуть в перевод и суть самого понятия, которым окрестили новое учение.
Смысл понятия
Философия экзистенциализма строится на двух важнейших понятиях. Чтобы понять сложные латинские слова, достаточно правильно их перевести. Existentia — это существование. Essentia — сущность. Эти два понятия противостоят друг другу, а само учение строится на решение вопроса, что из этого основа бытия.
Экзистенциализм заявляет — существование предшествует сущности. То есть человек не рождается кем-то, по факту рождения он не имеет сущности. Его сущность формируется его существованием — поведением, обстановкой, внешними факторами. Человек сам создает свою жизнь, его бытие уникально, в этом и состоит смысл экзистенциализма.
Незачем перекладывать ответственность на фантомов, ведь причины всех бед и радостей кроются в нас самих.
Экзистенциализм — прививка собственного достоинства.
Философы до экзистенциалистов полагали, что сущность предшествует существованию. То есть, в человека с рождения заложен его характер — Богом, природой, Вселенной, макаронным монстром — кто во что верит.
Экзистенциалисты же считали, что человек сам творит свою судьбу, его поступки формируют его сущность. С рождения человек ничего собой не представляет, не имеет сущности.
Лишь в процессе существования он становится индивидуальностью, и только он, human being, влияет на развитие своей жизни. Ведь “Бог умер” (как говорил немецкий философ Ницше).
Основные идеи
Учения экзистенциализма – это довольно внушительные томики, и каждый кратко пересказать невозможно, это займет не одну статью. Но в основных пунктах большинство теоретиков сошлись, и именно их Многомудрый Литрекн предлагает Вам оценить.
- Экзистенция — жизнь человека как индивидуального существа рассмотренная изнутри и определяющая себя. Происходит “здесь и теперь” и опирается на самобытие и самосознание.
- Главная идея наиболее точно сформирована Сартром: «основе бытия не сущность, а существование, а это существование создает сущность». Для сравнения, у Гегеля, философа 19 века было так: «В основе всего есть сущность, что есть истинное бытие, потом она проявляется в существовании». Экзистенциализм — обратная трактовка сущности и существования.
- У каждого своя сущность. Индивидуальная. У тарелки — тарелочность, у Пелевина — пеливиность, у морковки — морковность, у человека — экзистенция. На становлении сущности не влияют заложенные природой, Богом, вселенной (нужное подчеркнуть) факторы, сущность формируется существованием. Только в процессе бытия человек становится личностью, то есть весь смысл в том, что все в руках у человека. Таковы основные идеи экзистенциализма.
Направления
По Сартру, экзистенциализм делится на религиозный и атеистический. Две категории противоречат одна другой, но только в одном пункте.
- Религиозный экзистенциализм позволяет вступать в диалог с миром и Богом, осуществлять транседнентость (если не можете прочитать это слово до конца, проще сказать, преодолеть пропасть между человеком и тем, кому он обязан своим сотворением).
- Атеистический экзистенциализм предполагает невозможность диалога между человеком и человеком. Один никогда не сможет полностью понять другого. Любят приводить такой пример:
Кошелка яиц — все вместе, но каждое едино.
Соединить их можно только в яичницу, но тогда не будет яиц.
Характеристика экзистенциализма не заканчивается делением на направления. У каждого основоположника, писателя и мыслителя он имеет свои индивидуальные свойства.
Так, Альбер Камю пишет об этой философии весьма резко, его манифест экзистенциализма – книга «Посторонний», где главный герой – не человек, а идея.
Мерсо подчиняется инстинктам и трактует знаки и символы природы, полностью отвергает мораль и традиционные ценности, в его сердце нет типичных для людей чувств.
В то же время Жан Поль Сартр более сухо и научно трактует данное понятие, в его исполнении (роман «Тошнота») герой, наделенный новым мировоззрением, лишь смутно осознает свое отчуждение от общества, свою непонятную тоску. Он все еще находится в социуме, влачит такую же, как у всех, жизнь, и доходит до сути самокопанием, анализом, словом, разумом, а не инстинктом, как Мерсо.
Проблемы и темы
Основные проблемы философии экзистенциализма (смысл жизни, проблема ответственности и духовного одиночества человека, проблема свободы) перечислены здесь с примерами из литературы, где подробно обсуждается подобная проблематика.
- уникальность человеческой жизни. Нет одинаковых впечатлений, все мы каждое действие или явление ощущаем по-своему. (Эрих-Мария Ремарк, «На западном фронте без перемен»)
- общество и технический прогресс. Последующее разочарование в нем, так как человек перестает быть столь значимым, как в прежние времена. (Борис Виан, «Пена дней»).
- внутренний мир человека vs окружающая среда (Франц Кафка, «Превращение»).
- проблема пограничного состояния. Личность проявляется только в моменты кризиса, когда сознание, куда вдолблены стереотипы, отключается. (Франц Кафка, «Приговор»)
- проблема свободы. Отказ от слепой веры и надежда только на себя. (Альбер Камю, «Посторонний»).
- одиночество. Один человек не в силах понять другого, каждый заточен в своем теле. (Франц Кафка, «Замок»).
- проблема поиска смысла жизни. (Жан-Поль Сартр, «Тошнота»).
Основоположник
Философы экзистенциализма многим обязаны феноменологии, основоположником которой был Эдмунд Гуссерль.
Эдмунд Гуссерль — немецкий логик.
А это значит дважды немец и дважды логик (А. В. Павлов)
Феноменология — теория о феноменах, а феномен — это проявление чего-то в чем-то. Например, Дух Божий проявляется в иконах, богословской литературе. «Назад, к самим вещам» — тезис Гуссерля.
Человеческое сознание — реальность, находящаяся у нас в голове. Куда проявляется эта реальность? До Гуссерля мир внешний проявлялся в сознании, а у Гуссерля позиция другая.
Единичное, индивидуальное сознание проявляется в мире внешнем.
Сами по себе фрагменты реальности ничего не значат, только мы можем наполнить их своими собственными смыслами, ценностями и значениями. Ценностно-смысловая интерпретация знаков реальности может быть произведена только человеческим сознанием, а не наоборот.
Основные представители
Сёрена Кьеркегора принято считать отцом-основателем экзистенциализма, однако этого термина он даже не употреблял. В основу его теории ложится идея первородного греха.
Адам и Ева, ослушавшись Бога, попробовали яблоко с древа познания. Отвернувшись от Веры, они встали на путь разума, но стало ли лучше? Уйдя от одной несвободы, они попали в плен другой — общества.
Итог: одна несвобода оборачивается другой несвободой. В этом «отчаянии» и рождается экзистенциализм.
У экзистенциалистов личный опыт особенно влияет на характер его мышления, поэтому среди религиозных философов, например, можно встретить множество русских фамилий.
- Религиозные экзистенциалисты: Карл Ясперс, Габриэль Марсель, Николай Бердяев, Мартин Бубер, Лев Шестов и даже Федор Достоевский.
- Атеистические экзистенциалисты: Мартин Хайдеггер, Жан-Поль Сартр, Симона де Бовуар, Альбер Камю.
Представители экзистенциализма полагали, что еще одним важным теоретиком новой философии является Мартин Хайддегер.
Его принято считать старшим из экзистенциалистов и называть философом, вынужденным стать поэтом.
У него был такой пытливый ум и философское строение мозга, что ему приходилось облекать свои мысли в доступную для читателей форму. Он уделил большое внимание понятию экзистенция и бытия.
Его интересует сам человек, точнее,
как всякого немца, его интересует все.
Современные экзистенциалисты
Экзистенциализм – это относительно новая философия, пережившая расцвет в середине 20 века. Нашу эпоху принято называть ренессансом экзистенциализма.
Проблемы у нас не изменились, технологии все так же развиваются, человек становится нужен все меньше (разве только чтобы танцевать в костюме робота Алеши на фестивале новых технологий). В чем смысл такого существования — вопрос вечный.
Поэтому среди современных писателей много экзистенциалистов, мы же приведем основных:
- Умберто Эко
- Жак Деррида
- Мишель Фуко
- Ролан Барт
- Андре Глюксманн
- Виктор Пелевин
Экзистенциализм в литературе
- Жан-Поль Сартр, «Тошнота». Культовое произведение, показывающее нам экзистенциальную «тошноту» через дневник молодого Антуана Рокантена. Все абсурдистко-экзистенциальные темы там подняты — свобода, поиск смысла, судьба, хаос и все прочие экзистенциальные приемчики. А термин «тошнота» даже стал одним из основных понятий философии экзистенциализма наряду с экзистенцией и абсурдом.
- Альбер Камю, «Посторонний». Это манифест о свободе героя Мерсо. Там и смертная казнь, и призывы священника прийти к Богу и иллюзии загробной жизни. Экзистенциализм во всей красе.
- Федор Михайлович Достоевский. «Если Бога нет, то все дозволено» — фраза из «Братьев Карамазовых», которая нравится всем экзистенциалистам. Творчеству Достоевского свойственен мотив «переступания», трансцендентальности. Сонечка Мармеладова переступает через себя, Раскольников через гуманность, Свидригайлов через всех.
Источник: https://litrekon.ru/podgotovka/k-ege/glavnoe-ob-ekzistentsializme-prostymi-slovami/
Что такое экзистенциализм? Кратко
Что такое экзистенциализм? Кратко
Это направление философской мысли, нацеленное, в самом широком смысле, на определение того, как должен вести себя человек в «абсурдистском» универсуме, где нет ни смысла, ни цели, ни рациональных оснований чего-либо, ни самой морали. В таком мире человеческое существование, экзистенция, воплощает в себе только одно – полную свободу выбора.
Все варианты этого выбора должны осуществляться вне ограничений, налагаемых слишком общими или отвлеченными представлениями о человеческой натуре, а также научным или историческим детерминизмом, моралью или рассудочными основаниями.
Однако совершая свой выбор, человек обязан полностью принимать во внимание экзистенцию других людей и объектов. «Аутентичность» обретается в признании этой абсолютной свободы, тогда как отрицание свободы равнозначно «ложной вере».
С необходимостью делать выбор человек сталкивается постоянно, и задача личности — взять на себя ответственность за собственные действия, идя навстречу страху или глубокой обеспокоенности.
Наибольшее влияние экзистенциализм оказал на страны континентальной Европы. Одним из первых среди наиболее признанных мыслителей экзистенциализма был датский философ Серен Кьеркегор (1813-55).
Будучи христианином, он подчеркивал важность личного выбора и чувства долга и заявлял, что перед лицом абсурда каждый свободен, решая – веровать или нет.
Кьеркегор называл такую возможность «прорывом веры».
Другим мыслителем, оказавшим влияние на поздних экзистенциалистов, был немецкий философ Фридрих Ницше (1844-1900). Отвергая требования религии, науки, метафизики или рассудочного мышления, Ницше призывал к обретению абсолютной истины жизни или абсолютных ценностей.
Он полагал, что в мире, лишенном, по существу, порядка или цели, личность должна презреть «рабскую мораль» христианства и вдохновенно устремиться к новым ценностям «по ту сторону добра и зла».
Незаурядный человек открывает для себя «волю к власти» и улучшает жизнь, наполняя ее творческой силой.
В XX веке одним из ведущих представителей экзистенциализма становится Мартин Хайдеггер (1889-1976).
Его глубоко волновало, в чем заключается «значение бытия», и он же разрабатывал концепцию аутентичности и страха как источника экзистенциальной тревоги.
Во Франции горячим поборником экзистенциализма был писатель-романист, драматург и философ Жан-Поль Сартр (1905-80), оставивший нам в наследие и чеканный термин экзистенциализма «ложна вера».
Источник: https://www.winstein.org/publ/11-1-0-411
Что такое экзистенциализм, если говорить простыми словами?
Название “экзистенциализм” происходит от слова existentia – существование. Оно противопоставляется понятию essentia, сущности. Главный тезис экзистенциализма: существование предшествует сущности.
Экзистенциалисты считали, что вся предшествующая философия ставила сущность на первое место, а существование на второе. Например, утверждение, что человек совершает определенные поступки, так как это заложено в него природой, Богом или чем угодно ещё – это эссенциалистский подход, который экзистенциалисты подвергали критике.
Согласно экзистенциализму, напротив, человек определяется исключительно его собственными свободными решениями, то есть Ваши поступки определяют Вашу природу, каждый Ваш выбор свободен, а Вы несёте за него полную ответственность. Именно человек, его моральный выбор, проблемы свободы и ответственности ставились экзистенциалистами в центр их философских построений.
Для меня это направление – в психологии, во всяком случае, – о том, как люди справляются каждый по-разному в разные периоды своей жизни с принципиально неразрешимыми противоречиями, заложенными в самую основу человеческого существования.
То есть: мы все умрём, – а жить хочется.
Мы хотим близости, слияния с теми, кто дорог, – а при этом мы сокрушительно отдельны; и любые близкие отношения завершаются расставанием (кроме редких случаев, когда все умерли в один день)).
Мы хотим смысла в жизни, – а объективного смысла нет.
И тому подобные милые вещи.
То есть экзистенциализм плотно сидит попой на “проклятых вопросах”, они же “вечные вопросы”. Специализация у него такая.
В истории человеческой мысли, в разные периоды и разными мыслителями, суть человека объясняется тремя основными способами.
Первый: личность вообще не существует, человек – капля воды в океане, имя которому – Бог/боги, Дао, Высший Разум и.т.п.
Второй: личность человека определяется тем и постольку, поскольку человек вовлечен в окружающий мир, мыслит и действует на благо среды и общества.
Третий: человек самодостаточен, его личность определяется внутренней системой убеждений и взглядов.
Условно говоря:
1) Человек – для Бога/Дао;
2) Человек – для мира;
3) Человек – для себя.
Экзистенциализм – разновидность третьего способа объяснения Человека. При этом наделение экзистенциалистами человеческой личности самодостаточной ценностью, в отрыве от мира и/или любого вида божества, с неизбежностью приводит их к выводам о неустойчивости, неустроенности человеческой жизни, о неизбежности в ней чувства страха, отчаяния, безысходности.
Читать ещё 8 ответов
Источник: https://TheQuestion.ru/questions/108651/chto-takoe-ekzistencializm-esli-govorit-prostymi-slovami
Шпаргалка экзистенциализм
На смену «философии жизни» приходит экзистенциализм – «философия существования» – субъективно-идеалистическое направление, формирующееся в 20-30-х гг. ХХ в.
Наибольшее распространение экзистенциализм получил в Германии (Карл Ясперс, Мартин Хайдеггер) и во Франции (Жан-Поль Сартр, Альбер Камю). В России это направление представляли Н.Бердяев и Л.Шестов.
Идеи экзистенциализма оказали большое влияние на литературу, театр, кино, многие его представители – люди искусства.
Центральная категория этого направления – экзистенция (существование). Основная идея – человек существует в чуждом ему мире. Подлинная действительность – это существование «своего Я» – то есть переживание своего бытия в мире, того, чем Я являюсь для самого себя.
Философия экзистенциализма носит индивидуалистический характер. (В пьесе Сартра «Запреты» трое преступников после смерти попадают в ад, который представляет собой комнату в дешевой гостинице, где все время горит яркий свет, нет зеркала и невозможно остаться одному.
Ад – это другие, заявляет один из грешников.)
В реальном бытии человек постоянно находится перед лицом страха, беды – т.е. в «пограничных ситуациях», поэтому его естественные состояния – это тревога, страдание, вина, страх, боль.
Страх – главный принцип жизни человека. «Предметом страха является мир как таковой» (М.Хайдеггер). Страх разобщает людей и, следовательно, дает возможность полного проявления индивидуальности.
Важнейшая категория экзистенциализма – «смерть». Жизнь абсурдна, бессмысленна, и поэтому осознание своей смертности дает человеку ощущение свободы, неповторимости. А.Камю в «Мифе о Сизифе» писал: «есть только один действительно серьезный вопрос – это вопрос о самоубийстве». Возможность самоубийства он рассматривает как доказательство свободы человека о внешних сил.
Основной вопрос философии Камю формулирует так: «Стоит ли жизнь того, чтобы ее прожить?».
В решении этого вопроса в экзистенциализме выделяются 2 направления: 1) религиозное (Ясперс, Бердяев), представители которого видят возможность обретения свободы через Бога и 2) атеистическое (Хайдеггер, Сартр) – видят возможность обретения свободы только в сфере собственного сознания, которое и является истинным бытием.
В то же время установки экзистенциализма предполагают и ответственность человека за мир. Человек свободен в выборе своих возможностей и ответственен за этот выбор.
Философию представители этого направления ставят выше науки, т.к. она является осмыслением экзистенции. В статье Сартра «Экзистенциализм – это гуманизм» он связывает с философией экзистенциализма надежду на жизнь в абсурдном мире.
Источник: https://shpora.me/112233/ekzistencializm
ЭКЗИСТЕНЦИАЛИЗМ
существование, философия существования. Иррационалистическое направление в философии, возникшее в начале XX в. в России, после 1-й мировой войны в Германии, в период 2-й мировой войны во Франции, а затем в других странах. Идейные истоки: учение Кьеркегора, философия жизни, феноменология.
Центральной проблемой философии считает поиск смысла жизни, существования человека, который раскрывается через столкновение со смертью в пограничных ситуациях: борьба, страдание, угроза смерти.
Постигая смысл экзистенции (центральное понятие, означает человеческое существование как нерасчлененная целостность объекта и субъекта), человек обретает свободу, которая накладывает на него ответственность за все происходящее в мире. Внутри Э. различают два течения: атеистическое (М. Хайдеггер, Ж.
П. Сартр, А. Камю) и религиозное (К. Ясперс, Г. Марсель, Н. А. Бердяев, Л. Шестов, М. Бубер). Характерные черты Э. – пессимизм, субъективистское истолкование свободы, порицание рационального познания и утверждение интуитивного, непосредственного постижения реальности.
Оказал значительное влияние на литературу и искусство Запада, настроения интеллигенции.<\p>
Источник: Словарь исторических терминов
(лат. existentia — существование) — иррационалистическое направление современной западной философии, возникшее в начале XX в. Крупнейшими представителями экзистенциализма являются Л. Шестов, Н. Бердяев (Россия); М. Хайдеггер, К. Ясперс, М. Бубер (Германия); Ж. П. Сартр, А. Камю (Франция).
Своими предшественниками они считают Б. Паскаля, С. Кьеркегора, М. Де Унамуно, Ф. М. Достоевского и Ф. Ницше. Большое влияние также оказали философия жизни и феноменология Э. Гуссерля. Экзистенциализм стремится постичь бытие как нерасчлененную целостность субъекта и объекта, как человеческое существование (экзистенция).
Бытие направленно на ничто и сознает свою конечность. Структура экзистенции описывается через ряд чисто человеческих характеристик — страх, забота, решимость, совесть и др. Все они определяются через смерть (т.е. движение к ничто).
По-нять зкзистенцию как основу своего существа, природы, человек может только в критических ситуациях, в момен-ты глубочайших потрясений.
Одной из важнейших проблем для экзистенциа-лизма является осознание свободы как экзистенции. Свобода для человека — это тяжелое бремя, которое он обречен нести, если он — личность. Отказаться от свободы можно, если перестать быть личностью, стать «как все».
Общество, состоящее из людей, отказавшихся от свободы в пользу безлично-универсального, состоит из людей, которые абсолютно одиноки. В таком обществе невозможно общение, а человеческая жизнь становится абсурдной и бессмысленной. Показать эту бессмысленность традиционной любви, дружбы и др. и пытаются Ж. П. Сартр и А.
Камю в своих книгах — художественных произведениях. Только бунт людей против этой абсурдности существования, экстаз разру-шения мира может объединить их друг с другом. Таково мнение А. Камю. Г. Марсель считает, что такой прорыв возможен через любовь. Прорывом к истинной экзистенции также является художественно-философское творчество.
Но оно, как и истинное об-щение между людьми, неизбежно трагично, т.к. в лю-бой момент может рухнуть под воздействием неистинного, объективированного мира. Понимая это, человек должен научиться жить и любить с постоянным сознанием хрупкости и конечности всего, что он любит. Осознание этого причиняет боль.
Но это же придает человеческим чувствам особую чистоту и одухотворенность. Эти идеи нашли свое выражение в творчестве крупнейших писателей и драматургов XX столетия — Ж. Ануя, Э. Хемингуэя, Дж. Болдуина, А. Мердок, У. Голдинга, Кобо Абэ и др.
Источник: Мировая художественная культура. Словарь
лат. exsistentia – существование), философское и литературное течение в Западной Европе в годы 2-й мировой войны и после нее. Философия экзистенциализма подразумевает понимание человека как экзистенции, самой определяющее свое существование: человек предоставлен самому себе, только он решает, что ему делать, и только он отвечает за свои действия.
Философами-экзистенциалистами были Ж. П. Сартр, К. Ясперс, М. Хайдеггер, М. де Унамуно и др. Экзистенциализм в литературе предполагает анализ поведения человека в кризисных ситуациях, когда ответственность за свои действия проявляется наиболее ярко. Например, герои А.
Камю изображены в момент предельного напряжения: в повести «Посторонний» главный герой совершил беспричинное убийство, в романе «Чума» современный город вдруг оказывается охваченным эпидемией чумы, его закрывают и стараются бороться с заболеванием, и в этой ситуации становятся очевидны человеческие качества героев, их личностные особенности.
Одна из главных тем экзистенциализма в литературе – утрата смысла жизни, изношенность духовных ценностей, которые уже ни для кого не ценны, кризис мировоззрения. Так, главный герой романа Ж. П. Сартра «Тошнота» Антуан Рокантен перестает воспринимать окружающий его мир как нормальный, все предметы кажутся ему липкой и вязкой массой, вызывающей отвращение.
Всепоглощающее одиночество человека, его ничем не ограниченная свобода приводят к вседозволенности и, в конечном итоге, к смерти. Этой идее посвящена аллегорическая драма А. Камю «Калигула». Кризисная ситуация, часто вымышленная или надуманная, обнажает человеческую природу, и не всегда эта природа оказывается привлекательной. Так, в романе У.
Голдинга «Повелитель мух» на необитаемом острове в результате авиакатастрофы оказывается множество подростков, без единого взрослого. Их радость от свободы, первоначально веселая жизнь скоро переходит во вражду, заканчивающуюся убийством.
Иногда для изображения трагичной свободы, «заброшенности» человека в мире используются фантастические, гротескные образы: в «Пене дней» Б. Виана герой, чтобы вылечить свою жену (внутри нее растет лилия и душит ее), работает на оружейном заводе: согревает своим телом посаженное в землю оружие, чтобы оно выросло.
Абсурдность действий и реплик героев еще больше подчеркивает одиночество и трагизм их положения.<\p>
Экзистенциализм не является литературной школой, свою принадлежность к нему признавали только Ж. П. Сартр и А. Камю. Настроения экзистенциализма можно найти в прозе С. де Бовуар, Н. Мейлера, А. Мердок, У. Голдинга, Х. Э. Носсака и др.
Предшественниками экзистенциализма считаются писатели Ф. М. Достоевский и Ф. Кафка, философы Л. Шестов, Н. А. Бердяев, С. Кьеркегор. Во второй пол. 1950-х гг. экзистенциализм постепенно утрачивает свое влияние и популярность, но основные мотивы его унаследовали «новый роман», «театр абсурда» и др.<\p>
Источник: Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия
от позднелат. ex(s)istentia – существование), философия существования, – идеалистическое направление совр. бурж. философии. Возник в России накануне 1-й мировой войны и Окт. революции (Л. Шестов, Н. А. Бердяев), в Германии – после 1-й мировой войны (М. Хайдеггер, К. Ясперс), во Франции – в период 2-й мировой войны (Ж. П. Сартр, А. Камю и др., до них – Г. О.
Марсель), в 40-50-е гг. распространился и в др. европ. странах, а затем и в США. Проблемы, стоящие в центре экзистенциалистской философии – человеческое существование, судьба личности в совр. мире, вера и неверие, утрата и обретение смысла жизни и др. Политич. позиции приверженцев Э. различны.<\p> Проблемы философии истории занимают в Э.
большое место, поскольку в истории, как полагают экзистенциалисты, раскрывается сущность человека и постигается смысл бытия. Хайдеггер и X. Ортега-и-Гасет, Ясперс, Бердяев и Марсель, при всем существенном различии их концепций, признают конечность человека, его смертность важнейшей характеристикой его экзистенции (существования).
С конечностью человека связана временность, историчность его.
В отличие от обычного (физического) времени, в к-ром разъединены прошлое, настоящее и будущее, экзистенциальная временность характеризуется, по Хайдеггеру, целостным единством этих трех “экстазов” времени: настоящее, прошедшее и будущее проникают друг в друга и тем самым образуют как бы исходную клеточку “историчности”.
Хотя человек конечен, как и остальные живые существа, но в отличие от них, подчеркивают экзистенциалисты, человек сознает свою конечность и благодаря этому она становится фактором, определяющим его духовную жизнь. Философия истории Э. направлена, во-первых, против натуралистич. понимания человека как существа природного – ни биологич., ни психологич.
определения человека не могут, утверждают экзистенциалисты, раскрыть специфику человека как существа конечного. Э. здесь полемичен как по отношению к позитивизму, так и по отношению к натуралистически окрашенной “философии жизни”. Во-вторых, понимание истории Э., подчеркивающим значение ист.
традиции, направлено против философии Просвещения, согласно к-рому индивид может встать над историей и судить ее с позиций вневременного разума. Связь ист. событий, согласно Э., носит не причинно-следственный, а смысловой характер: это не связь необходимости, а связь судьбы. Поэтому экзистенциалисты говорят о драме истории.
Содержание ее раскрывается разными представителями Э. по-разному, гл. обр. в зависимости от того, в какой мере они допускают определение ист. судеб трансцендентным началом. Так, Бердяев видит в истории осуществление христ. мистерии – у истоков истории стоит вневременной акт отпадения человека от бога в силу изначально присущей ему иррациональной свободы – свободы зла. Ист.
процесс представляет собой любовь-борьбу человеческого и божеств. начал, развертывание тайны человеческой свободы. Этот процесс должен завершиться, история не может бесконечно продолжаться (отсюда у Бердяева эсхатология, переживание истории, характерное в целом для христианства).
Ясперс тоже убежден, что история уходит корнями в трансцендентное, но он не склонен интерпретировать трансценденцию в символах христианской религии. Смыслообразующим моментом мировой истории, положившим начало тому типу человеческой личности, к-рый существует и поныне, Ясперс считает т. н. осевую эпоху – период примерно между 800 и 200 до н. э.
В этот промежуток времени параллельно в Китае, Индии, Персии, Палестине, Греции возникли конфуцианство и даосизм, джайнизм и буддизм, зороастризм, религия евр. пророков и др.-греч. философия, эпос Гомера, творения великих др.-греч. трагиков.
“Осевая эпоха” положила начало мировым религиям и философии, она создала новый тип личности и культуры, просветленный мыслью и остро ставящий вопрос о последнем смысле человеческого бытия, – тип, к-рого не знала “доосевая эпоха”. События, происшедшие в “осевую эпоху”, служат залогом возможности взаимопонимания между Востоком и Западом, т. е.
залогом общечеловеческой коммуникации. По Ясперсу, совр. индустр. цивилизация Запада и создающийся на ее базе новый, неведомый прежним эпохам тип “массового общества” несет угрозу человеку того склада, к-рый возник в “осевое время”; эта новая цивилизация хочет поставить на место прежней внутренней и смысловой связи между различными культурами связь механич.
и внешнюю, осуществляемую с помощью средств массовой информации. Но это, по Ясперсу, приводит только к разрыву подлинной коммуникации между людьми и культурами. Чтобы спасти человеческую сущность, к-рой угрожает совр. бездуховная цивилизация, необходимо, утверждает Ясперс, постоянно обращаться к великим духовным движениям “осевой эпохи”. Философия истории Э.
глубоко пессимистична, поскольку ее представители смотрят в будущее не с надеждой, а с тревогой и страхом. Все они согласны между собой в том, что совр. период истории – это конец большой эпохи в развитии человечества, и то новое, что назревает в совр. индустриализирующемся об-ве, представляется им гибельным для гуманистич. ценностей. Э.
противостоит марксистско- ленинской философии и есть выражение кризиса совр. бурж. об-ва. Соч.: Бердяев Н. A., Смысл истории, Берлин, 1923; его же, Судьба человека в совр. мире, Париж, 1934; Heidegger M., Sein und Zeit, T?bingen, 1960; Jaspers K., Die geistige Situation der Zeit, 3 Aufl., B.-Lpz., 1932; его же, Vom Ursprung und Ziel der Geschichte, Z., 1949; Sartre J. P., Critique de la raison dialectique, P., 1960; Ortegay Gasset, La rebeli?n de las masas, Madrid, 1930; его же, Toward a philosophy of history, N. Y., 1941. Лит.: Совр. экзистенциализм, M., 1966; Соловьев Э. Ю., Экзистенциализм, “ВФ”, 1966, No 12, 1967, No 1; Гайденко П., Философия культуры К. Ясперса, “Вопр. лит-ры”, 1972, No 9; Wahl J., Les philosophies de l´existence, P., 1954; Bollnow O. F., Existenzphilosophie, 5 Aufl., Stuttg., 1960. П. П. Гайденко. Москва.
Источник: Советская историческая энциклопедия: В 16 т. – М.: Государственное научное издательство «Советская энциклопедия», 1961-1976 г.
Источник: https://interpretive.ru/termin/ekzistencializm.html
Философия экзистенциализма. Понятие экзистенции.
Светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс) экзистенциализм
Экзистенциализм
(лат. exsistentia – существование) – философия, которая в качестве подлинного изначального бытия признает только само переживание человеком своего существования.
Переживание человеком своего существования есть бесспорная и подлинная непосредственная данность, присущая ему в качестве экзистенции – ощущения человеком своего живого присутствия в мире и в отношениях с миром.
Поскольку экзистенция есть непосредственная данность, то её основная особенность, в таком случае – это не выводимость из каких-либо объективных причин (биологических, физиологических, духовных, бессознательных и т.д.), и не сводимость к ним.
Вследствие этого экзистенция рационально не познаваема никакими рациональными средствами (ни наукой, ни философией) и также ни в каком виде не объективируема (не может быть представлена в виде объекта познания): ни в практическом (в виде предметов или физических объектов), ни в теоретическом (в виде идей или рассудочных моделей). И только в моменты глубочайших потрясений, в условиях пограничной ситуации (перед лицом смерти) человек может прозреть и постичь экзистенцию, как стержень своего существа и как способ своего существования.
Различают экзистенциализм светский (Хайдеггер, Сартр, Камю) и религиозный (Ясперс).
МАРТИН ХАЙДЕГГЕР полагал, что:
1. Поскольку экзистенция есть осознание человеком своей конечности, временности, то основной характеристикой бытия является время.
Следовательно, бытие нельзя рассматривать как нечто вневременное, оно в своих характеристиках полностью определяется главной своей существенной характеристикой – временем.
Но поскольку подлинное бытие – это экзистенция, то есть нечто, обязательно соотносимое с человеком, то и подлинное время должно соотноситься с человеком.
Таким образом:
– подлинное время – это время, соотносимое с человеком, время, которое человек психологически переживает («первоначальное время»), а
– не подлинное время – это время, не соотносимое с человеком, то есть объективное, физическое время, которое не переживает человек и, следовательно, которого не содержит экзистенция человека («производное время»).
2. Таким образом, если время – это основная характеристика человеческого бытия, и если время может быть подлинным и не подлинным, то и само человеческое бытие может быть также подлинным, и неподлинным.
В таком случае:
– подлинное бытие содержит в себе подлинное время, то есть внутреннее переживание человеком своего будущего, а
– неподлинное бытие остается замершим в неподлинном физическом времени настоящего.
3.Итак, подлинное бытие – это внутреннее переживание человеком своего будущего.
Но внутреннее переживание человеком будущего есть не что иное, как страх смерти, осознание человеком своей конечности.
Следовательно, чтобы постичь подлинное бытие и его смысл, человек должен осознать свою смертность, чувствовать себя постоянно перед лицом смерти, и тогда он будет в состоянии увидеть значимость каждого момента жизни и освободится от скрывающих истину нагроможденных целей повседневной жизни.
Но познать бытие дальше его смысла, познать само бытие как таковое, то есть экзистенцию, возможно только в момент смерти, когда человек психическим усилием особого порядка, недоступного в иные моменты жизни, отстраняется от всего и обращается к самому себе.
Вклад Хайдеггера в экзистенциализм состоит в рассмотрении отношений бытия и времени.
ЖАН ПОЛЬ САРТР полагал, что:
1. Время есть всего лишь свойство переживающей человеческой души. То есть время – это элемент внутренней человеческой реальности, а не внешнего человеку объективного мира.
Человеческая реальность, следовательно, существует во времени, а поскольку время в человеческой реальности создается психикой, то сама психика человека есть явление, существующее до времени, до самой вот этой человеческой реальности, способной переживать и рефлексировать.
2. Таким образом, психика человека существовала некогда в состоянии, не способном переживать и рефлексировать, пока не создала время и не превратилась в нынешнюю рефлексирующую внутреннюю реальность человека.
Но при этом следует иметь в виду то обстоятельство, что способность к рефлексии – это есть способность осознавать себя и получать опыт своего индивидуального существования.
Следовательно, в дорефлексионном состоянии человеческое сознание было неспособно осознавать себя и воспринимать своё индивидуальное существование и, таким образом, не способно было осознавать мир, ибо не было индивидуальным сознанием, то есть сознанием, способным вмещать в себя нечто, что не есть оно само.
Таким образом, сознание создает для человека мир только тогда, когда оно из дорефлексионного, превращается в сознание, имеющее опыт своего индивидуального существования. Таким образом, именно опыт сознания человека и есть та данность, которую невозможно отрицать – экзистенция, ибо, если отрицать эту данность, то человек должен отрицать самого себя.
Следовательно, экзистенцию следует понимать и описывать в неразрывности с сознанием.
3. Однако, говоря о сознании, нельзя сказать, что оно есть что-то определенное само по себе, так как в мире нет такой данности, о которой можно было бы сказать, что вот она – это сознание.
Сознание вообще может существовать только как сознание того, на что оно направлено. То есть сознание – это «ничто».
Ведь если попытаться сопоставить его с чем-либо из мира и спросить: «что из этого есть сознание?», то ответом будет – «ничто».
Таким образом, сознание – это есть «бытие-для-себя», и существует оно, или как осознание самого себя, или как осознание какой-то другой, иной себе данности.
Таковой данностью, иной сознанию, является окружающий мир, «бытие-в-себе» (аналогично «вещи в себе»).
4. Разница между сознанием и окружающим миром состоит в том, что:
– окружающий мир (бытие-в-себе) – есть то, что он есть, независимо ни от чего и, прежде всего, от собственных усилий; то есть
предметный мир – это отсутствие свободы быть тем или этим, это необходимость быть именно тем, что ты есть;
– а сознание (бытие-для-себя) есть отчасти также то, что оно есть, но больше оно то, чем оно должно быть по собственному выбору, по собственным намерениям, то есть,
сознание – это выбор, это самоопределение, это свобода быть тем, чем ты себя спроектируешь.
Но не следует забывать, что сознание, как человеческая свобода, самоопределяется в условиях несвободного мира, который может влиять на сознание и ограничивать свободу выбора человека.
Однако мир, как внешняя сознанию среда, совсем не механически влияет на сознание, ибо этот процесс всегда сопровождается ответной авторской работой человека, благодаря чему возникает определенное взаимодействие среды и сознания в тех или иных обстоятельствах, то есть возникает взаимодействие пассивной среды и активного сознания, что можно назвать «ситуацией».
5. Ситуация – это есть синтез случайной данности пассивной среды, сложившейся тем или иным образом, и целенаправленного активного сознания, которое отрицает ситуацию и проектирует ее изменение, исходя из целей человека. Таким образом, сознание, самоопределяясь в мире и проектируя изменения сложившихся ситуаций, является источником активности мира, его перемен и преобразований.
Следовательно, мир без сознания человека случаен (как тот или иной вид беспричинно сложившейся ситуации), и, следовательно, не разумен.
6. На этом основании следует отказаться от иллюзий упорядоченности и закономерности мира, а, вслед за этим, отказаться и от необходимости существования Бога.
Таким образом, только человек ответственен за всё происходящее, как с ним, так и со всем миром, как в социально-историческом, так и в морально-этическом плане, и, следовательно, человек, и более ничто, есть единственный источник и критерий нравственности.
Вклад Сартра в экзистенциализм состоит в рассмотрении отношений бытия и сознания.
АЛЬБЕР КАМЮ также признает неразумность мира, но доводит эту неразумность до степени абсурдности.
Всё, что можно сказать о мире, это то, что мир абсурден. У человека в абсурдном мире также нет никакого смысла существования, поскольку его жизненный путь завершается смертью.
Таким образом, у человека нет не только смысла настоящего в абсурдном мире, но и отсутствует вообще будущее, и, следовательно, абсурд – это вся правда и конечный смысл человеческого существования.
В этом много трагического, но это не должно приводить к самоубийству или к бегству в религию, наоборот, следует трезво взглянуть на мир, реально увидеть всю абсурдность существования и жить, несмотря на это и безо всяких поводов к этому.
Но жить следует, не примирившись с действительностью, а, бунтуя против нее, неустанно проявляя мужество и стремление бороться с миром, потому что только бунт, как действие осознанное и направленное, вносит в мир хоть немного от разума и целеполагания, что делает тотально абсурдный мир хоть сколько-нибудь гармоничным.
Вклад Камю в экзистенциализм состоит в рассмотрении вопросов смысла человеческого существования.
КАРЛ ЯСПЕРС представитель религиозного экзистенциализма. По его мнению, неразумность мира на самом деле есть видимость, которая скрывает его истинную разумность.
Само бытие мира Ясперс делит на три вида:
1. Предметное бытие, чувственный мир, который есть мир явлений.
2. Бытие человеческого «я», то есть, необъективируемая в качестве какого-либо предмета, экзистенция.
3. Трансценденция, то есть мир сверхувственного, недоступный, ни опыту, ни мышлению (Бог).
Когда сознание человека проникает в предметное бытие, то оно ориентирует в нем человека с помощью таких наук, как антропология, психология, социология, история и т.д.
Когда сознание проникает в экзистенцию, то оно её высветляет, открывает для себя, но не познает, поскольку экзистенция в принципе не доступна научному познанию, так как познать можно только объект, а экзистенция необъективируема, то есть не может быть объектом.
Когда сознание пытается проникнуть в трансцендентное, познать Бога, то возникает метафизика, которая является тайнописью, шифром, несущим в себе только одну единственную истину – трансцендентное действительно есть; Бог действительно существует. Таким образом, узнать о Боге больше того, что Он действительно существует, невозможно.
Но даже это знание о Боге не может быть выражено никакими словами, символами или знаками. Однако Бога познать нельзя, но с ним возможна коммуникация, то есть духовное общение.
Поскольку главная особенность человека вообще состоит в его тотальном стремлении к коммуникации, то в мире существуют не только коммуникации экзистенций с экзистенциями (между людьми), но и коммуникации экзистенций с трансцендентным (людей и Бога).
Именно наличие этих коммуникаций определило возникновение в истории общего духовного истока всего человечества – «осевой эпохи», периода между 800 и 200 годами до н.э.
В этот промежуток времени, в Китае, Индии, Персии, Палестине и Древней Греции параллельно возникли духовные движения, которые сформировали тип человека, существующий и поныне.
Таким образом, условием коммуникации экзистенций, то есть общечеловеческого общения, является общий духовный исток всего человечества – «осевая эпоха». Если человечество отречется от этой своей общности, то возможность человеческого взаимопонимания оборвется, и это приведет к гибели цивилизации: к мировой военной катастрофе, к техногенным или экологическим катаклизмам и т.д.
Следовательно, проблема сохранения общечеловеческих ценностей – это жизненная необходимость общепланетного значения.
Отсюда и особая роль философии в современном обществе, которая выражается в том, что философия должна связать всех людей с помощью нового типа веры, стоящей выше отдельных религий, так называемой «философской веры», которая станет противоядием от разрушения нравственной и культурной общности человечества.
Вклад Ясперса в экзистенциализм состоит в рассмотрении проблем отношения экзистенции и трансценденции.
Экзистенциализм привнес в философское осмысление действительности скептицизм в отношении безоглядной ставки на науку и технику при определении приоритетов человеческой истории, а также связал проблему свободы выбора человека с проблемой ответственности человека за последствия своего выбора.
Источник: https://filosofedu.ru/index.php/lekcii-po-obshhemu-kursu-filosofii/522-filosofija-jekzistencializma-ponjatie-jekzistencii