Тема любви в «асе» тургенева

Тема любви в повести Тургенева «Ася»

Повесть «Ася» — трогательный рассказ о несбывшейся любви. Главных героев иногда сравнивают с Ромео и Джульеттой, хотя на их пути и не было таких преград, как у шекспировских влюбленных. Причина, почему чистое высокое чувство осталось лишь воспоминанием, кроется не во внешних причинах, а в характерах главных героев.

Тема любви раскрыта автором психологически тонко. Повесть учит нас не упускать время и вовремя говорить правильные слова.

Зарождение чувства

Кадр из фильма

Главный герой, который скрывается под инициалами Н.Н., путешествует по свету. Остановившись в одном европейском городке, он идет на студенческое мероприятие. Н.Н. не любит общаться с русскими людьми заграницей, однако его внимание привлекает одна пара: молодой симпатичный юноша и его загадочная спутница.

Между молодыми людьми завязывается непринужденное общение. Нового знакомого зовут Гагин, а его спутницу – Асей. Они брат и сестра, как выяснится чуть позже – сводные по отцу. Господин Н.Н. начинает часто бывать у них в гостях, полагая, что симпатизирует Гагину, этому человеку с настоящей русской душой.

Но понемногу понимает, что его привлекает больше Ася. Эта необычная миловидная девушка нравится герою. Но ее поведение не всегда понятно господину Н.Н. Героиня часто ведет себя, как капризный ребенок. Но иногда ее черты преображаются и ее светлый грустный взгляд волнует героя. Ася тоже влюбляется в господина Н.Н.

Но, будучи еще очень юной, не знает, как правильно привлечь его внимание.

Влюбленные из разных миров

Господин Н.Н. и Ася испытывают друг к другу чувства. Но они очень разные люди. Герой привык ко всему подходить разумно, ведь чувства кажутся ему опасными. Так же он относится и к выбору будущей жены. В светском мире, в среде которого он вырос, образ идеальной жены – это уступчивая женщина с хорошими манерами, тень мужа.

Образ Аси не укладывался в такие стереотипы. Она – дикая стихия, способная, как создать, так и разрушить. Самобытность Аси привлекла господина Н.Н., но также именно она и настораживала его, пугала. К тому же, ей всего 17 лет. И мысль жениться на несовершеннолетней девочке казалась главному герою глупой.

Поэтому он медлил с признанием в любви.

Признание Аси

Героиня не находила себе места после встречи с господином Н.Н. Первая любовь возникла так внезапно и накрыла ее с головой. Она еще молода и не знает, как вести себя с возлюбленным. Поэтому Ася ведет себя странно: то тихо сидит, то вдруг сорвется и убежит куда-то, то дерзко смеется, то смотрит очень вдумчиво и грустно.

Однако, несмотря на свой юный возраст, именно Ася решается сделать первый шаг к любви. Не умея хитрить, она просто признается ему в чувствах. Героиня ждет, что господин Н.Н.

поймет ее и скажет нужные слова, но он колеблется. Вместо того, чтобы честно поговорить с девушкой, герой рассказывает обо всем ее брату. Гагин сразу понимает, что его приятель не готов к женитьбе.

Он не сердится, потому что тоже считает неуместным такой брак.

Осознание ошибки

Господин Н.Н. возвращается к себе, но на следующий день понимает, какую ошибку совершил, ведь он любит Асю! Он приходит к Гагиным, чтобы попросить руку и сердце девушки. Но они уже уехали, и больше герой никогда их не встретил. Однако любовь к этой странной, загадочной девушке рассказчик сохранит навсегда.

В начале повести герой уже зрелый человек, но вспоминает о своей первой любви с нежностью. Он осознал, что совершил ошибку, не сказав тогда Асе простых слов о настоящей своей любви.

Источник: http://spadilo.ru/tema-lyubvi-v-povesti-asya/

Тема: Тема любви в повести Ивана Сергеевича Тургенева «Ася» — Часть 1

Цели:

Обучающие – подготовить учащихся к восприятию повести “Ася”; проследить за зарождением любви Аси и господина Н. Н. и за ее развитием; выявить, с помощью каких средств автор передает психологическое состояние героев; обучение анализу эпизода.

Развивающие – формировать навыки устной связной речи; формировать навыки выразительного чтения.

Воспитательные – формировать у учащихся интерес к русской литературе; способствовать воспитанию у учащихся нравственных качеств.

Обратите внимание

Методические приемы: слово учителя, беседа, выразительное чтение, анализ художественного текста.

Тип анализа: анализ развития действия с элементами анализа художественного образа.

Ход урока:

Любовь, любовь – загадочное слово.

Кто мог бы до конца тебя понять?

Всегда во всем старо ты или ново?

Томленье духа ты или благодать?

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

Оргмомент

Подготовительный этап

Беседа по содержанию повести

Анализ 16 главы.

Обобщение. Вопросы для обобщения.

Подведение итогов.

Приветствие учащихся. Сообщение числа и темы урока.

Микроцель: подготовить учащихся к восприятию повести “Ася”.

Учитель читает строки эпиграфа.

– Урок, посвященный повести “Ася”, мы не случайно начали с чтения этих стихотворных строк. Любовь… Это, наверное, самое важное и сокровенное из всех человеческих чувств. А Тургенев, как, пожалуй, один из немногих писателей, с поэтическим трепетом вспоминает рождение вечно юного чувства – любви.

Как справиться с сердечной болезнью, как одолеть печаль? Безответная любовь – это что такое? Как первой сказать “люблю” человеку, в котором ты не совсем уверенна? Как перенести страдания отвергнутой любви и оскорбленного чувства? И вообще, как совершается это таинство любви, как происходит чудо: мир волшебно меняется для того, кто любит! Краски становятся ярче, звуки отчетливее! Полюбив, человек тоньше чувствует, острее видит, сердце его открывается для красоты и добра.

Вопросы и вопросы… Прямых ответов на них мы не найдем у Тургенева, но все Тургеневские герои проходят “испытание любовью”, своего рода проверку на жизнеспособность. А при слове “тургеневская девушка” возникает ряд особенных видений:

И там вдали, где роща так туманна,

Где луг едва трепещет над тропой,-

Елена, Лиза, Маша, Марианна,

И Ася, и несчастная Сусанна –

Собралися воздушною толпой.

Знакомые причудливые тени,

Создания любви и красоты,

И действенной и женственной мечты, –

Их вызвал к жизни чистый, нежный гений,

Он дал им форму, краски и черты.

Три повести: “Ася”, “Первая любовь”, “Вешние воды” – Тургенев написал о первой любви. В основу “Аси” легли биографические черты.

В 1842 году у Тургенева от крепостной крестьянки Авдотьи Ермолаевны родилась внебрачная дочь – Пелагея (Полина впоследствии). Долгое время девочка жила в имении Тургеневых, в Спасском. Положение ее было унизительное и жалкое. Мать Ивана Сергеевича сдала свою внучку на руки одной из крепостных прачек. Дворня называла Полю злорадно “барышней”.

В 1859 году Иван Сергеевич вывез свою дочь в Париж, к Полине Виардо, которая воспитывала затем маленькую Полю вместе со своими детьми. То есть дочь Тургенева получила вполне приличное дворянское воспитание – словом точь-в-точь история Аси, история ее странной жизни, сотканной из противоречий.

Учитель обращает внимание учащихся на слова, записанные на доске:

У счастья нет завтрашнего дня…

У него есть настоящее – и то не день – а мгновенье

И. С. Тургенев

А счастье было так возможно…

А. С. Пушкин

– В конце сегодняшнего занятия нам с вами предстоит ответить на вопрос: “Почему у счастья нет завтрашнего дня, что помешало главным героям стать счастливыми?”

– Понравилась ли вам повесть?

– Кто из героев произвел на вас наибольшее впечатление и почему?

Читайте также:  Сочинение: любовь в творчестве марины цветаевой

– Какие эпизоды, с вашей точки зрения, являются наиболее важными и почему?

– Как состоялось знакомство Н. Н. и Аси?

– Каково состояние души Н. Н. после первого дня знакомства?

– Где встретили Н. Н. и Гагин Асю на второй день знакомства? О чем это говорит?

– Какое чувство вызывает Ася у Н. Н.? Подтвердите текстом.

– Как же заканчивается второй день знакомства?

– Прошли две недели ежедневных встреч. Н. Н. все более огорчался ревнивым подозрением и, хотя в полной мере не догадывался о своей любви к Асе, но она постепенно овладевала его сердцем. Он оказался во власти этого чувства.

– Какое же настроение было доминирующим в этот период?

– Каким образом подтверждается подозрение Н. Н. о том, что Гагин и Ася не брат и сестра?

– Какие чувства овладевают героем после этого?

– Что же узнал Н. Н. об Асе из рассказа брата? Как меняется его душевное состояние?

– Как вы понимаете слова Аси: “Если бы мы с вами были птицы – как бы мы взвились, как бы полетели. Так бы и утонули в этой синеве…”?

– Что чувствовал Н. Н. в этот день после гагинского сообщения истории сестры, веселого вальсирования с Асей и ее призыва вообразить, что них выросли крылья?

– Как Тургенев через пейзажную зарисовку (гл. 10) помогает читателям, понять психологически состояние героя в этот момент?

Микроцель: определить роль 16 главы в повести.

“Сцена свидания Аси и Н. Н. в доме фрау Луизе”

– Какие события описаны в данной главе?

– В каком состоянии шел Н. Н. на свидание с Асей?

– Понравился ли вам Н. Н. в этой сцене?

– В чем он обвиняет Асю?

– В чем хочет оправдать себя?

– Как Ася ведет себя во время отповеди?

– Как вы поняли, какую роль играет эта глава в повести?

– Главная тема повести – любовь, в основе сюжета – история любви. Как вы думаете, почему эта любовь закончилась разлукой?

– Повесть называется “Ася”, по имени главной героини. Как вы думаете, почему? Можно ли назвать Асю красавицей?

Собственно внешняя красота не является доминирующей чертой “тургеневской девушки”. В облике своих героинь автору важны личностное обаяние, грация, человеческая неповторимость. – Что же создает представление об Асе?

– А теперь давайте вернемся к вопросу, который мы задали в самом начале нашего занятия.

– Так почему же не состоялось счастье героев?

Приветствие учителя. Запись числа и темы урока.

– Господин Н. Н. весь разнежен сладким томлением и ожиданием счастья.

– На уступе стены, на развалинах феодального замка прямо над пропастью сидела Ася. Это говорит о романтическом характере героини.

– Неприязнь, досада.

Герой не отдает себе отчета в том, что с ним происходит. Он ощущает то какое-то смутное беспокойство, которое вырастает в непонятную ему тревогу; то ревнивое подозрение, что Гагины не родственники.

Важно

Настойчивое любопытство, некоторая досада на загадочное, необъяснимое поведение девушки, стремление понять ее внутренний мир.

– Подслушанный разговор в беседке.

– Сам герой не находит точного определения своим чувствам. Но читатель уже понимает, что его захватило глубокое и тревожное чувство любви. Именно от него он уходит в горы.

Выборочный пересказ истории Аси.

– Он мгновенно обретает утраченное равновесие и так определяет свое состояние: “Я почувствовал какую-то сладость – именно сладость на сердце: точно мне втихомолку меду туда налили…”.

Источник: http://historylib.net/tema-tema-lyubvi-v-povesti-ivana-sergeevicha-turgeneva-asya-chast-1/

Сочинение по повести Тургенева “Ася” “Была ли любовь господина Н. Н. настоящей?”

Наша кнопка

Скачать материал<\p>

<\p>

<\p>

Многие писатели уделяют большое внимание теме о любви. А она в литературе всегда была актуальна. Ведь любовь – это самое чистое и прекрасное чувство, которое воспевалось ещё с античных времен. Любовь не стареет. И поэты, писатели всегда старались показать истинное её место в человеческой жизни, отношениях между людьми.

В повести Ивана Сергеевича Тургенева «Ася» также затрагивается тема любви. Писатель считает, что это чувство «сильнее смерти и страха смерти».

Господин Н. и Ася являются главными героями повести.

Н. – молодой человек, который любит путешествовать. Во время путешествия по Германии он знакомится с братом и сестрой Гагиными. Господин Н. и Гагин быстро находят свой общий язык и становятся друзьями. Они начинают проводить много времени вместе. Ася сперва кажется Н. тихой и замкнутой, но потом, узнав её поближе, она оказывается умной, доброй, честной девушкой.

Общаясь с необыкновенной девушкой, Н. все больше привязывается к ней и вскоре понимает, что он влюблен. Позже Н. узнает, что Ася тоже его любит. Брат беспокоится за нее. Он боится, что господин Н.

не захочет брать ее в жёны. На свидании с Асей он ведёт себя осторожно, боится обидеть или ранить ее. А она хочет услышать от него только одно слово. И его Н.

не произнес, зато очень скоро понял, насколько дорога ему Ася, как он ее любит.

А были ли любовь Н. к Асе настоящей? Если рассматривать этих людей поодиночке, то они предстают, как две противоположности. Господин Н.Н. – веселый. Ася – печальная. Он – «не только о будущем, о вчерашнем дне не думал». Она – « всю ночь думала о многом» и т.д.

Но чувства Н. к молодой вдове и к Асе отличаются. Насчет первой он считал, что любит. Когда она его бросила, он особо и не расстроился. Н.Н. заставлял себя грустить. Он как будто пытался убедить себя, что любит. Но, как только появилась Ася, Н.Н. не вспоминал больше молодую вдову. Значит, чувства к Асе у Н.Н. были сильны. Они были настоящими.

Я считаю, что с одной стороны Ася могла бы быть с господином Н.Н., а с другой стороны они очень разные.

Листать вверх Листать вниз Скачивание материала начнется через 51 сек.

Нравится материал? Поддержи автора!

Ещё документы из категории литература:

КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ Бесплатные олимпиады Инфоурок

Источник: https://doc4web.ru/literatura/sochinenie-po-povesti-turgeneva-asya-bila-li-lyubov-gospodina-n-.html

Тема любви в повести И.С. Тургенева «Ася»

И лишь когда девушка внезапно исчезает, заставляя всех тревожиться и искать ее повсюду, чувства героя, наконец, обнажаются. «Уж не досада меня грызла, — тайный страх терзал меня, и не один страх я чувствовал. . . нет, я чувствовал раскаяние, сожаление самое жгучее, любовь — да! самую нежную любовь», — замечает рассказчик. Герой расстается с Гагиным в предвкушении грядущего счастья, но счастью этому не суждено сбыться: Ася исчезает навсегда.<\p>

Чернышевский в статье «Русский человек на render-vous» писал, что причиной несчастной любви господина Н. Н. стала мелочность и бездушность его жизни, его робость, нерешительность, духовный инфантилизм. Критик рассматривал отношения героев в традиционном для русской литературы аспекте: «необыкновенная, самоотверженная женщина и слабый, нерешительный мужчина».<\p>

Д. Писарев тоже считал, что преградой к счастью стали личностные качества героя и героини. Ася — горда, господин Н. Н. — робок. В двусмысленном положении девушки черты эти оказались роковыми.<\p>

Безусловно, душевный склад героя здесь очень важен. Однако дело, думается, вовсе не в трусости и инфантилизме его, а в той специфической особенности его натуры, которую П. Анненков обозначил как «сластолюбие». Господин Н. Н. в повести постоянно наслаждается жизнью — красотой природы, общением с людьми, душа его жаждет новых и новых впечатлений. Он постоянно анализирует и оценивает свои ощущения. Истинную ценность для него представляют не люди и события как таковые, а та тень, которую они отбрасывают в его сознание.<\p>

Читайте также:  Вишневый сад: драма или комедия

«Ни малейшего признака, чтоб он занят был истиной, правдой отношений своих к неожиданной Жюльетте, попавшейся ему на дороге: он только занят изучением ея характера да изучением своих впечатлений. Но в натуре этого человека есть одно важное качество: он способен понимать себя и при случае сознавать бедность нравственного существа своего. Вот почему он останавливается иногда у самой цели, к которой стремится безоглядно», — писал критик.<\p>

Однако душевный склад героя — это лишь одна из причин его жизненной драмы, причем причина поверхностная. Истинный же, глубинный смысл событий — в неотвратимости судьбы. Судьба у Тургенева враждебна по отношению к человеку. Счастье на земле невозможно вследствие изначальной обреченности земной любви, бренности земного счастья.<\p>

В своих романах писатель почти не изображает счастливой любви. Очень интересны в этом плане наблюдения дореволюционного исследователя Андреевского. Он замечает, что Тургенев — «поэт девушек», а не женщин. Писатель нигде не изображает брачный союз. Счастливую семью в тургеневских романах мы видим или «в проекте» (Аркадий Кирсанов и Катя Одинцова) или «в старости» (родители Базарова). Лиза («Накануне»), Наталья Ласунская («Рудин»), Ася («Ася»), Марья Павловна («Затишье»), Джемма («Вешние воды») — «исчезают со сцены девушками». Вот где заключена «тургеневская боязнь жизни, боязнь счастья вследствие боязни смерти, вследствие горького опасения и сознания, что все это счастье неизбежно потускнеет, разрушится и исчезнет», — пишет исследователь.<\p>

В то же время Тургенев нередко противопоставляет любовь и смерть (рассказ «Довольно»), любовь в представлении писателя является силой, равновеликой смерти, даже побеждающей ее. Через любовь, красоту и искусство человек, по мысли Тургенева, обретает бессмертие. Отсюда — большая избирательность чувства, повышенное внимание человека к своим ощущениям и впечатлениям.<\p>

Совет

Поэзия любви у Тургенева в «несбыточности чувства». Д. Мережковский замечает, что в своем творчестве и мировосприятии писатель противопоставляет «любовь-похоть» и романтическую влюбленность. Первый тип любви равносилен личностной смерти, второй — бессмертию. Поэтому любовь героя в «Асе» «несбыточна», она так и остается «влюбленностью».<\p>

Стоит отметить, что мировоззрение Тургенева во многом сформировалось под влиянием философии Шопенгауэра, утверждающего несбыточность идеи человеческого счастья. «Счастье.<\p>

Источник: https://cwetochki.ru/post-Tema-lyubvi-v-povesti-IS-Turgeneva-Asya-22869.html?page=3

Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы (тема любви в повести И. С. Тургенева “Ася”) – Часть 5

Герои Тургенева жаждут не обычного и доступного, а “бессмертного счастья”.

Счастливая любовь, как они ее понимают, призвана, соединив двоих, не обособить их от огромного мира, а соединить с ним, примиряя разобщенные в практической жизни человека конечную и вечную, относительную и абсолютную, материальную и духовную грани бытия, его “прозу” и “поэзию”.

Однако для этого влюбленный и сам должен уподобиться во времени вселенной, стать бессмертным, что никому из людей не дано. По словам Блеза Паскаля, “несоразмерность” смертного человека со Вселенной – вот главная и непреодолимая преграда для “бессмертного счастья” Тургеневских героинь.

Как на собственном опыте убеждается рассказчик повести “Ася”, у счастья “нет завтрашнего дня; у него нет и вчерашнего; оно не помнит прошедшего, не думает о будущем; у него есть настоящее – и то не день, а мгновение”.

Мимолетно счастье и Тургеневских женщин. Это и понятно. Вовсе не сошедшие с икон и в большинстве своем физически пленительные, они вместе с тем пребывают как бы на грани двух миров – материально-земного, ограниченного и идеально-бесконечного. Заметьте: их портреты сопровождают у Тургенева понятие дали, устремленности к запредельным сферам.

“Трагическое значение любви” усугубляется для героев Тургенева по существу трагическим же итогом устремленности их к природе. Вечная стихия, которая, по словам Ф. И.

Тютчева, “знать не знает о былом” и которой “чужды наши призрачные годы”, природа влечет к себе тургеневских героев своей беспредельностью, свободой и внутренним равновесием.

Однако те же тургеневские герои не мыслят себя растворенными в природе, как и в Боге, так как означало бы утрату ими своей личностной автономии. Безраздельная власть природы вызывает у них протест и отпор.

И, однако, драматические ноты в творчестве Тургенева не являются следствием усталости или разочарования в смысле жизни. Скорее наоборот. Оно порождается страстной влюбленностью в жизнь, доходящей до жажды бессмертия, до желания, чтобы человеческая индивидуальность не угасала, чтобы красота явления превратилась в вечно пребывающую на земле, нетленную красоту.

Повести о трагическом смысле любви.

Обратите внимание

Уже в “Рудине” прозвучала мысль о трагичности человеческого существования, о мимолетности молодых лет, о роковой несовместимости людей разных поколений, разных психологических возрастов. После “Рудина” эти мотивы в творчестве писателя усиливаются.

Он пишет ряд повестей о зависимости всех людей на земле от неумолимо бегущего времени, от стихийных сил природы и любви. Тургенев смотрит на человеческую судьбу с философской точки зрения.

Жизнь, считает он, определяется не только общественными отношениями данного исторического момента, не только всей совокупностью национального и общечеловеческого опыта. Она находится еще и во власти неумолимых законов природы. Повинуясь им, дитя становится юношей, юноша – зрелым мужем и, наконец, стариком.

Слепые законы природы отпускают человеку время жить и время умирать, и время это до боли мгновенно по сравнению с вечностью. Кратковременность жизни человека – источник не только личных, но и исторических драм. Поколения людей, вынашивающих грандиозные замыслы, сходят со сцены, не сделав и сотой доли задуманного.

Повесть “Поездка в полесье” открывается рассуждением о ничтожестве человека перед властью всемогущих природных сил, отпускающих каждому время жить, до боли мгновенное в сравнении с вечностью. Находясь во власти природы, человек остро чувствует свою обреченность, свою беззащитность, свое одиночество. Есть ли спасение от них? Есть.

Оно заключается в обращении к трудам и заботам жизни. Рассказчик наблюдает за простыми людьми, воспитанными природой полесья.

Общение с людьми из народа открывает одинокому интеллигенту-рассказчику тайный смысл жизни: “Тихое и медленное одушевление, неторопливость и сдержанность ощущений и сил, равновесие здоровья в каждом отдельном существе…”

В “Фаусте” и “Асе” Тургенев развивает тему трагического значения любви.

Чернышевский, посвятивший разбору повести “Ася” статью “Русский человек на rendez-vous”, в споре с Тургеневым хотел доказать, что в несчастной любви рассказчика повинны не роковые законы, а он сам как типичный “лишний человек”, пасующий всякий раз, когда жизнь требует от него решительного поступка.

Разумеется, Тургенев был далек от такого понимания смысла своей повести. У него герой не виновен в своем несчастье. Его погубила не душевная дряблость, а своенравная сила любви. В момент свидания герой еще не был готов к решительному признанию. И счастье оказалось недостижимым, а жизнь разбитой.

Важно

Эта же тема ставится Тургеневым в повести “Фауст”. Любовь, подобно природе, напоминает человеку о силах, стоящих над ним, и предостерегает от чрезмерной самоуверенности. Она учит человека готовности к самоотречению.

В повестях о трагическом значении любви и природы зреет мысль. Тургенева о нравственном долге, забвение которого заводит личность в пучину индивидуализма и навлекает возмездие в лице законов природы, стоящих на страже мировой гармонии. В следующем романе – “Дворянское гнездо” проблема нравственного долга получит иное, социально-историческое обоснование.

Читайте также:  Образ и характеристика манилова в поэме «мертвые души» (н. в. гоголь)

2.3 Тема любви в повести “Ася”

Отзывы современников

Как нам кажется, “Ася” – одна из самых лиричных повестей И. С. Тургенева. Часто ее издают вместе с повестями “Первая любовь” и “Вешние воды” под общим названием “Повести о любви”.

“Ася” была написана в 1857 году, то есть почти полтора столетия назад, ее появление знаменовало собой выход Тургенева из глубокого душевного кризиса. Опубликованная впервые в 1858 году в журнале “Современник”, она вызвала многочисленные отклики.

К этому произведению может быть применена характеристика Тургенева как художника, данная Добролюбовым: “Тургенев… рассказывает о своих героях, как о людях близких ему, выхватывает из груди их горячее чувство и с нежным участием, с болезненным трепетом следит за ними, сам страдает и радуется вместе с лицами, им созданными, сам увлекается той поэтической обстановкой, которой любит всегда окружать их… И это увлечение заразительно: оно неотразимо овладевает симпатией читателя, с первой страницы приковывает к рассказу мысль его и чувство, заставляет и его переживать, перечувствовать те моменты, в которых являются перед ним тургеневские лица”. С этими словами критика любопытно сопоставить признание самого Тургенева о его работе над “Асей”: “…Я писал ее очень горячо, чуть не слезами…”

Писатель действительно внес в повесть много своего, личного, им самим пережитого и перечувствованного. Замечательно в этом смысле одно место в конце четвертой главы, когда герой повести по пути домой внезапно останавливается, пораженный редким в Германии запахом конопли.

“Ее степной запах мгновенно напомнил мне родину и возбудил в душе страстную тоску по ней. Мне захотелось дышать русским воздухом, ходить по русской земле”.

“Что я здесь делаю, зачем таскаюсь я в чужой стране, между чужими?” – спрашивает он себя, и читатель ясно различает в этих словах выражение чувств самого писателя, с его страстной, душевной любовью к родине, которой он посвятил всю свою жизнь.

Наибольшую известность приобрела статья Н. Г. Чернышевского “Русский человек на rendez-vous”. В школьной программе по литературе советского периода была зафиксирована именно точка зрения Чернышевского, который в полемике с либерализмом, актуальной для того времени, подчеркнул в тургеневском герое типические черты дворянского либерала: дряблость натуры, неспособность к решительной борьбе.

Статья проникнута мрачноватым пафосом разночинного интеллигента, отравленного глубокой неприязнью к “бездельникам” дворянам.

Чернышевский видит в слабохарактерности тургеневского Н. Н. знамение времени, черту целого ряда литературных героев (Рудина, Бельтова из романа Герцена “Кто виноват?”, отчасти героя поэмы Некрасова “Саша”), а вслед за ними и всей либеральной дворянской интеллигенции.

Совет

Критик указывает на ее несостоятельность в той самой области, которую она издавна считала “своей” – в сфере любви, рыцарских отношений к даме. Чернышевский убежден, что рыцарство давно сменилось подлостью, трусостью, малодушием. Отчасти так оно и было.

Но Чернышевский намеренно сгущает краски, его оценка повести Тургенева – не только отклик на литературный текст, но и аргумент в идеологической борьбе времени.

Источник: http://www.uznaem-kak.ru/organizaciya-issledovatelskoj-deyatelnosti-uchashhixsya-na-urokax-literatury-tema-lyubvi-v-povesti-i-s-turgeneva-asya-chast-5/

Отношение Тургенева к Асе

В первую очередь стоит отметить, что повесть И. С. Тургенева “Ася” рассказывает о том, как знакомство главного героя господина Н. Н. с Гагиными перерастает в историю любви, которая оказалась для героя источником как сладостных романтических томлений, так и горьких терзаний, потом, с годами, утративших свою остроту, но обрекших героя на судьбу бобыля.

Интересным является тот факт, что автор отказал герою в имени, нет и его портрета. Объяснения этому можно дать разные, но одно несомненно: акцент с внешнего И. С. Тургенев переносит на внутреннее, погружая нас в душевные переживания героя. С самого начала повествования писатель вызывает симпатию у читателей доверию к герою-рассказчику.

Мы узнаем, что это веселый, здоровый, богатый молодой человек, который любит путешествовать, наблюдать жизнь, людей. Недавно он пережил любовную неудачу, но с помощью тонкой иронии мы понимаем, что любовь это была не настоящая любовь, а лишь развлечение.<\p>

И вот встреча с Гагиным, в котором он почувствовал родственную душу, близость интересов к музыке, живописи, литературе.

Общение с ним и его сестрой Асей сразу настроило героя на возвышенный романтический лад.<\p>

Стоит отметить, что на второй день знакомства он внимательно наблюдает за Асей, которая и влечет к себе, и вызывает у него чувство досады и даже неприязнь необъяснимыми, вольными поступками. Герой не отдает себе отчета в том, что с ним происходит.

Он ощущает то какое-то смутное беспокойство, которое вырастает в непонятную ему тревогу; то ревнивое подозрение, что Гагины не родственники.

Итак, прошли две недели ежедневных встреч. Н. Н. все более огорчен ревнивыми подозрениями, и хотя в полной мере не догадывался о своей любви к Асе, но она постепенно овладевала его сердцем. Он обуреваем в этот период настойчивым любопытством, некоторой досадой на загадочное, необъяснимое поведение девушки, стремлением понять е внутренний мир.

Но подслушанный в беседке разговор Аси и Ганина заставляет Н. Н. наконец понять, что его уже захватило глубокое и тревожное чувство любви. Именно от него он уходит в горы, а когда возвращается, то отправляется к Ганиным, прочитав записку брата Аси.

Обратите внимание

Узнав правду об этих людях, он мгновенно обретает утраченное равновесие и так определяет свое эмоциональное состояние: “Я почувствовал какую-то сладость – именно сладость на сердце: точно мне втихомолку меду туда налили…” Пейзажная зарисовка в 10 главе помогает понять психологическое состояние героя в этот знаменательный день, становясь “пейзажем” души.

Именно в этот момент слияния с природой во внутреннем мире героя совершается новый поворот: то, что было смутным, тревожным, вдруг оборачивается несомненной и страстной жаждой счастья, которая связывается с личностью Аси. Но герой предпочитает бездумно отдаваться набегающим впечатлениям: “Я не только о будущем, я о завтрашнем дне не думал, мне было очень хорошо”.

Это свидетельствует о том, что в тот момент Н. Н. был готов только наслаждаться романтическим созерцанием, он не чувствовал в себе того, что снимает благоразумие и осторожность, в то время как у Аси уже “выросли крылья”, к ней пришло чувство глубокое и непреодолимое. Поэтому в сцене свидания Н. Н.

словно стремится за упреками и громкими восклицаниями скрыть свою неготовность к ответному чувству, неспособность отдаться любви, которая столь медленно вызревает в его созерцательной натуре.<\p>

На мой взгляд, расставшись с Асей после неудачного объяснения, Н. Н.

еще не знает, что его ждет в будущем “одиночество бессемейного бобыля”, он надеется на “завтрашнее счастье”, не ведая о том, что “у счастья нет завтрашнего дня… у него есть настоящее – и то не день, а мгновенье”. Любовь Н. Н. к Асе, подчиняясь прихотливой игре случая или роковой предопределенности судьбы, вспыхнет позднее, когда уже ничего нельзя будет поправить. Герой будет наказан за то, что не узнал любовь, что сомневался в ней. “А счастье так было близко, так возможно…”

(Пока оценок нет)
Loading…

Вы сейчас читаете сочинение Отношение Тургенева к Асе« “Слава тебе, безысходная боль!” тема любви в лирике АхматовойОбраз главного героя рассказа Шукшина “Чудик” »

Источник: https://schoolessay.ru/otnoshenie-turgeneva-k-ase/

Ссылка на основную публикацию