Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции гоголя?

Готовые школьные сочинения

Апр
11 2010

Социальные противоречия в романе Гоголя «Мертвые души»

«Мертвые души» — произведение энциклопедическое по широте охвата жизненного материала. Это художественное исследование коренных проблем современной писателю общественной жизни. Здесь вскрыты ее самые острые социальные противоречия. В композиционном отношении главное место в поэме занимает изображение помещичьего и чиновничьего мира.

Но идейным ее стержнем является мысль о трагической судьбе народной. Правда, «люди низкого класса» изображены не крупным планом и занимают в общей панораме событий скромное место. Гоголь при этом иронически ссылается на вкусы «читателей», которые «неохотно… знакомятся с низкими сословиями».

Но значение тех немногих эпизодов, в которых непосредственно изображается народная жизнь, в общей концепции произведения чрезвычайно велико.

Среди образов крепостных крестьян мы не видим характеров столь же яркой художественной силы, как среди помещиков. Но тем не менее типаж, представляющий крепостную Россию, весьма разнообразен.

Обратите внимание

От малолетней девочки Пелагеи — той самой, которую Селифан корил в незнании «где право, где лево»,- до безымянных, умерших или беглых, работников Собакевича и Плюшкина, которые не действуют, а лишь мимоходом упоминаются, перед нами проходит обширная галерея персонажей, многоцветный образ народной России. Этот образ проникнут у Гоголя той атмосферой сердечности и благородства, которая заставляет нас вспомнить самые проникновенные лирические страницы «Вечеров на хуторе близ Диканьки» и «Тараса Буль-бы». Природная сметка, мастеровитость, богатырская удаль, чуткость к слову, разящему, меткому,- в этом и во многом другом проявляется у Гоголя истинная душа народа.

Изображение народа проникнуто у Гоголя поэзией. От «Вечеров на хуторе» и повести «Тарас Бульба» идет прямая дорога к лирической атмосфере многих страниц «Мертвых душ».

Повествование в «Мертвых душах» то и дело прерывается взволнованными лирическими монологами автора, оценивающего поведение героя или размышляющего о жизни, об искусстве. Подлинным лирическим героем этой книги является сам Гоголь. Мы постоянно слышим его голос. Автор — как бы непременный участник всех событий, происходящих в поэме.

Он незримо присутствует всюду. Он внимательно следит за поведением своих героев и активно воздействует на читателя. Образ автора — это как бы персонаж, созданный художником, обладающий своим характером и языком, имеющий собственное отношение к жизни, свой сложный духовный и нравственный мир.

Этот лирический персонаж придает всему повествованию своеобразную эмоциональную окраску.

Наибольшего напряжения достигает лирический голос автора на тех страницах, которые непосредственно посвящены родине, России.

«Русь! Русь! вижу тебя, из моего чудного, прекрасного далека тебя вижу: бедно, разбросан-но и неприютно в тебе… Но какая же непостижимая, тайная сила влечет к тебе?..

» Исполненный поэтического восторга, пишет Гоголь о чарующей природе России, о ее песнях, о «живом и бойком русском уме». Во всех этих лирических монологах пред нами выступает образ человека, горячо любящего свой народ, тесно связанного с родной национальной культурой.

В лирические раздумья Гоголя вплетается еще одна тема — будущее России, ее собственная историческая судьба и то место, какое она займет в судьбах человечества. Поэма завершается поэтическим символом птицы-тройки, романтически олицетворяющей   мечту   писателя   об   иной жизни, которую русский народ обретет в прекрасном далеке.

Так называемые лирические отступления Гоголя — важный элемент произведения. Это оценка настоящего с позиций авторского идеала, который может быть осуществлен лишь в будущем. Будущее России никогда еще с такой страстной силой не вторгалось в изображение крепостнической действительности.

Важно

Впервые в русской литературе будущее становилось судьей настоящего. Лирические монологи Гоголя — примечательное явление и с точки зрения художественной. В них угадываются завязи нового литературного стиля, который позднее обретет яркую жизнь в прозе Тургенева и особенно в творчестве Чехова.

В сознании писателя далеко не сразу определились жанровые особенности «Мертвых душ». Сложный и оригинальный замысел требовал для своего воплощения и соответственных художественных решений. Привычные жанровые схемы казались Гоголю неподходящими. Надо было совершенно по-новому завязывать сюжет и композиционно его развертывать.

На начальном этапе работы Гоголь назвал свое новое произведение романом. Характерно замечание Гоголя в письме к Пушкину: «Сюжет растянулся на предлинный роман». Это слово «роман» мелькает еще несколько раз в гоголевских письмах.

Одновременно в письмах начинает проскальзывать и другое слово — «поэма». Впоследствии Гоголь все более убежденно склонялся к мысли, что его новое произведение — поэма. Но поэма не в традиционном, а в каком-то особом значении слова.

Такое необычное определение прозаического произведения Гоголь несколько позднее теоретически обосновал в набросках к «Учебной книге словесности для русского юношества».

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани — » Социальные противоречия в романе Гоголя «Мертвые души» . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/socialnye-protivorechiya-v-romane-gogolya-mertvye-dushi/

Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции? по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.)

Созданные в расцвет крепостничества “Мертвые души” (1842 г.) стали новаторским произведением для русской литературы. В этой поэме Н. В. Гоголь воплотил давний замысел: показал жизнь различных сословий, поднял злободневные вопросы современности, заставил задуматься о будущем страны.

Центральное место в поэме занимает помещичий быт. Автор сатирически изобразил разложение крепостничества, одновременно показав убогость и обреченность его представителей.

Гоголь обличает пороки дворянства, откровенно смеется над помещиками и чиновниками, но показывает неоднозначное отношение к простолюдинам.

Совет

С одной стороны, писатель глумится над глупостью и наивностью крепостных, порицает за пьянство и невежество.

К примеру, “черноногая” малолетняя Пелагея по причине неграмотности не может различить где право, где лево, провожая Чичикова до большой дороги. А лакей Петрушка обладает “особенным запахом”, поскольку не склонен мыться.

К тому же все свободной время слуга проводит в кабаке, поэтому вдобавок от него разит еще и особым сивушным духом.

С другой стороны, <\p>

Гоголь осознает, что нет вины крепостных в ограниченности и необразованности, нынешняя реальность – итог многовековой рабской жизни. Писатель уверен: простой народ полон “творящих способностей души”.

Эту мысль подтверждает сцена заключения сделки между Чичиковым и Собакевичем. Последний намерен подороже сбыть “мертвые души”, а потому начинает расхваливать “товар”, некогда обладавший талантами и умениями.

Оказывается, все почившие были трудолюбивыми работниками: Михеев изготавливал прочные кареты, Милушкин умел “поставить печь в каком угодно доме”, Степан Пробка был отменными плотником. Чичиков диву дается, какими талантами обладали крепостные.

В поэме многие персонажи упоминаются мимоходом, но читатель видит целую галерею мастеровитых людей, представляющих многоцветный образ России.

Гоголь убежден: несмотря на явные недостатки, лишь русский народ обладает достойными личностными качествами: добросердечностью, прямотой, открытостью, трудолюбием.

В поэме прослеживается вера автора в светлое будущее для России.

Обратите внимание

Он надеется, что в скором времени здравый смысл возобладает над жестокостью господствующих слоев, они перестанут угнетать невольников и тогда творческие таланты свободных людей станут могучей движущей силой.


(Пока оценок нет)
Loading…

Кино в моей жизни сочинение.

Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции? по поэме Мертвые души (Гоголь Н. В.)

Categories: Школьные сочинения

Источник: https://ege-essay.ru/kak-v-izobrazhenii-naroda-proyavlyaetsya-neodnoznachnost-avtorskoj-pozicii-po-poeme-mertvye-dushi-gogol-n-v/

Н.В. Гоголь Г о р о д н и ч и й. Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких. — презентация

1 Н.В. Гоголь Г о р о д н и ч и й. Обязанность моя, как градоначальника здешнего города, заботиться о том, чтобы проезжающим и всем благородным людям никаких притеснений… Х л е с т, а к о в (сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко). Да что ж делать?.. Я не виноват… Я, право, заплачу… Мне пришлют из деревни. Бобчинский выглядывает из дверей. Он больше виноват: говядину мне подает такую твердую, как бревно;, а суп он черт знает чего плеснул туда, я должен был выбросить его за окно. Он меня морил голодом по целым дням… Чай такой странный: воняет рыбой, а не чаем. За что ж я… Вот новость! Г о р о д н и ч и й (робея). Извините, я, право, не виноват. На рынке у меня говядина всегда хорошая. Привозят холмогорские купцы, люди трезвые и поведения хорошего. Я уж не знаю, откуда он берет такую. А если что не так, то… Позвольте мне предложить вам переехать со мною на другую квартиру. Х л е с т, а к о в. Нет, не хочу! Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть в тюрьму. Да какое вы имеете право? Да как вы смеете?.. Да вот я… Я служу в Петербурге. (Бодрится.) Я, я, я… Г о р о д н и ч и й (в сторону). О Господи Ты Боже, какой сердитый! Все узнал, всё рассказали проклятые купцы! Х л е с т, а к о в (храбрясь). Да вот вы хоть тут со всей своей командой не пойду! Я прямо к министру! (Стучит кулаком по столу.) Что вы? что вы? Г о р о д н и ч и й (вытянувшись и дрожа всем телом). Помилуйте, не погубите! Жена, дети маленькие… не сделайте несчастным человека. Х л е с т, а к о в. Нет, я не хочу! Вот еще! мне какое дело? Оттого, что у вас жена и дети, я должен идти в тюрьму, вот прекрасно! Бобчинский выглядывает в дверь и в испуге прячется. Нет, благодарю покорно, не хочу. Г о р о д н и ч и й (дрожа). По неопытности, ей-Богу по неопытности. Недостаточность состояния… Сами извольте посудить: казенного жалованья не хватает даже на чай и сахар. Если ж и были какие взятки, то самая малость: к столу что-нибудь да на пару платья. Что же до унтер-офицерской вдовы, занимающейся купечеством, которую я будто бы высек, то это клевета, ей-Богу клевета. Это выдумали злодеи мои; это такой народ, что на жизнь мою готовы покуситься. Х л е с т, а к о в. Да что? мне нет никакого дела до них. (В размышлении.) Я не знаю, однако ж, зачем вы говорите о злодеях или о какой-то унтер-офицерской вдове… Унтер-офицерская жена совсем другое, а меня вы не смеете высечь, до этого вам далеко… Вот еще! смотри ты какой!.. Я заплачу, заплачу деньги, но у меня теперь нет. Я потому и сижу здесь, что у меня нет ни копейки. Г о р о д н и ч и й (в сторону). О, тонкая штука! Эк куда метнул! какого туману напустил! разбери кто хочет! Не знаешь, с которой стороны и приняться. Ну, да уж попробовать не куды пошло! Что будет, то будет, попробовать на авось. (Вслух.) Если вы точно имеете нужду в деньгах или в чем другом, то я готов служить сию минуту. Моя обязанность помогать проезжающим. Х л е с т, а к о в. Дайте, дайте мне взаймы! Я сейчас же расплачусь с трактирщиком. Мне бы только рублей двести или хоть даже и меньше. Г о р о д н и ч и й (поднося бумажки). Ровно двести рублей, хоть и не трудитесь считать. Н.В. Гоголь, «Ревизор». <\p>

Читайте также:  Анализ стихотворного цикла тургенева «деревня» («люблю я вечером к деревне подъезжать»)

2 Н.В. Гоголь В 1. Укажите жанр, к которому относится пьеса Н.В. Гоголя «Ревизор». В 2. Назовите литературное направление, которе характеризуется объективным изображение действительности и принципы которого развивал в своем творчестве Н.В. Гоголь. В 3. Приведенная сцена строится как разговор двух действующих лиц. Как называется такая форма общения между персон ажами художественного произведения? В 4. Во фрагменте используются авторские пояснения, замечания по ходу действия пьесы («сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко» и т.п.). Каким термином они называются? <\p>

3 Н.В. Гоголь В 5. Какой прием используется в реплике Хлестакова о говядине «твердой, как бревно»? В 6. В фамилии Хлестакова, как и в фамилиях других действующих лиц пьесы, заложена определенная образная характеристик а. Как называются такие фамилии? В 7. Речь героев отличается эмоциональностью и изобилует восклицаниями и вопросами, не требующими ответа. Как они называются? <\p>

4 Н.В. Гоголь B1комедия B2реализм B3диалог B4ремарка B5сравнение B6говорящие B7риторический С1. Какую роль играет приведенная сцена в развитии сюжета пьесы? С2. В каких произведенииях русских писателей отображены нравы чиновников и что сближает эти произведения с пьесой Н. В. Гоголя «Ревизор»? <\p>

5 Н.В. Гоголь Итак, в одном департаменте служил один чиновник; чиновник нельзя сказать чтобы очень замечательный, низенького роста, несколько рябоват несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с небольшой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным… Что ж делать! Виноват петербургский кли­мат. Что касается до чина (ибо у нас, прежде всего, нужно объявить чин), то он был то, что называют вечный титулярный советник1, над которым, как известно, натрунились и наострились вдоволь разные писатели, имею­щие похвальное обыкновенье налегать на тех, которые не могут кусаться Фамилия чиновника была Башмачкин. Уже по самому имени видно, что она когда-то произошла от башмака; но когда, в какое время и каким об­разом произошла она от башмака, ничего этого не известно. И отец, и дед и даже шурин, и все совершенно Башмачкины ходили в сапогах, переменяя только раза три в год подметки. Имя его было Акакий Акакиевич. Когда и в какое время он поступил в департамент и кто определил его, этого никто не мог припомнить. Сколько не переменялось директоров и всяких начальников, его видели все на одном и том же месте, в том же положении, в той же самой должности, тем же чиновником для письма, так что потом уверились, что он, видно, так и родился на свет уже со­вершенно готовым, в вицмундире и с лысиной на голове. В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения. Сторожа не только не вставали с мест, когда он проходил, но даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха. Начальники поступали с ним как-то холодно-деспотически. Какой-нибудь помощник столоначальника прямо совал ему под нос бумаги, не сказав даже «пе­репишите», или «вот интересное, хорошенькое дельце», или что-нибудь приятное, как употребляется в благовоспитанных службах. И он брал, посмотрев только на бумагу, не глядя, кто ему подложил и имел ли на то право. Он брал и тут же пристраивался писать ее. Молодые чиновни­ки подсмеивались и острили над ним, во сколько хватало канцелярско­го остроумия, рассказывали тут же пред ним разные составленные про него истории; про его хозяйку, семидесятилетнюю старуху, говорили, что она бьет его, спрашивали, когда будет их свадьба, сыпали на голову ему бумажки, называя это снегом. Но ни одного слова не отвечал на это Акакии Акакиевич, как будто бы никого и не было перед ним; это не имело даже влияния на занятия его: среди всех этих докук он не делал ни одной ошибки в письме. Только если уж слишком была невыносима шутка, когда толкали его под руку, мешая заниматься своим делом, он произносил: «Оставьте меня, зачем вы меня обижаете?»… (Н.В. Гоголь «Шинель».) 1Титулярный советник — невысокий (9-го ранга) гражданский чин, позволяющий занимать государственную должность. <\p>

6 Н.В. Гоголь В 1. Назовите литературное направление, в русле которого развивалось творчество Н.В. Гоголя? В 2. К какому жанру относится произведение Н.В. Гоголя «Шинель»? В 3. К какому известному в литературоведении социально-психологиче­скому типу относят образ Акакия Акакиевича Башмачкина? В 4. Напишите название стилистического приема, который использовал Гоголь в описании героя («несколько рябоват», «не­сколько рыжеват» и т.д.), чтобы обратить внимание читателя на его заурядность. <\p>

7 Н.В. Гоголь В 5. Как называется средство характеристики персонажа, строящееся на описании его внешности: «…низенького роста, несколько рябоват, несколько рыжеват, несколько даже на вид подслеповат, с неболь­шой лысиной на лбу, с морщинами по обеим сторонам щек и цветом лица что называется геморроидальным»? В 6. С помощью какого художественного приема автор подчеркивает незначительность Башмачкина: «В департаменте не оказывалось к нему никакого уважения даже не глядели на него, как будто бы через приемную пролетела простая муха»? В 7. Укажите основной художественный прием, позволивший Гоголю создать образ немного нелепого человечка, над которым «молодые чиновники подсмеивались и острили». <\p>

Важно

8 Н.В. Гоголь B1реализм B2повесть B3маленькийчеловек B4повтор B5портрет B6сравнение B7ирония С1. Какую роль подробное описание героя играет в композиции гоголев­ского произведения? С 1. Сформулируйте основную идею фрагмента и кратко прокомментируйте высказывание критика: «Знаменитый Башмачкин остался, в общем, для читателя загадкой». С2. В каких произведениях русской литературы нашла выражение про­блема человеческого достоинства и что сближает эти произведения с «Шинелью» Гоголя? С 2. Какой фантастический элемент и с какой целью использует Гоголь в повести и кто из русских писателей XIX-XX веков прибегал к фантастике в своем творчестве? <\p>

9 Н.В. Гоголь B1. Кого Н. В. Гоголь называл «единственным честным, благородным лицом» своей комедии «Ревизор»? В 2. Какая народная пословица послужила эпиграфом к комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? В 3. Как в литературоведении называется один из основных этапов развития сюжета, представляющий собой исходный эпизод, момент, определяющий последующие действия, событие, с которого начинается активное развитие действия (например, первая фраза комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»: «Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие: к нам едет ревизор»). <\p>

10 Н.В. Гоголь В 4. Кто в комедии Н. В. Гоголя первый сообщил о приезде в город ревизора? В 5. В какой гоголевский сборник входит повесть «Шинель»? В 6. К какому литературному типу, появившемуся в 1830-е годы в творчестве А. С. Пушкина (Самсон Вырин в «Станционном смотрителе», Евгений в «Медном всаднике») и ставшему одним из постоянных в русской литературе, принадлежит герой повести Н.В. Гоголя «Шинель» Акакий Акакиевич Башмачкин? В 7. В чем заключается исполняемая с любовью служба героя повести Н. В. Гоголя «Шинель» Акакия Акакиевича Башмачкина? <\p>

11 Н.В. Гоголь В 8. Как сам Н. В. Гоголь определил жанр «Мертвых душ»? В 9. Как называется вставная новелла в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души», внешне слабо связанная с содержанием произведения, но являющаяся его неотъемлемой частью и имеющая большое значение для композиции и идейного звучания «Мертвых душ»? В 10. Кого из помещиков, героев поэмы «Мертвые души», Н. В. Гоголь называет «прорехой на человечестве»? «Одинокая жизнь дала сытную пищу скупости, которая, как известно, имеет волчий голод и чем более пожирает, тем становится ненасытнее; человеческие чувства, которые и без того не были в нем глубоки, мелели ежеминутно, и каждый день что-нибудь утрачивалось в этой изношенной развалине Он уже позабывал сам, сколько у него было чего А между тем в хозяйстве доход собирался, по- прежнему: столько же оброку должен был принесть мужик, таким же приносом орехов обложена была всякая баба, столько же поставов Холста должна была наткать ткачиха, все это сваливалось в кладовые, и все становилось гниль и прореха, и сам он обратился наконец в какую-то прореху на человечестве». <\p>

12 Н.В. Гоголь В 11. Что олицетворяет собой «птица-тройка» в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души»? «Эх, тройка! птица тройка, кто тебя выдумал? знать, у бойкого народа ты могла только родиться, в той земле, что не любит шутить, а ровнем-гладнем разметнулась на полсвета, да и ступай считать версты, пока не зарябит тебе в очи. И не хитрый, кажись, дорожный снаряд, не железным схвачен винтом, а наскоро живьем с одним топором да молотом снарядил и собрал тебя ярославский расторопный мужик. Не в немецких ботфортах ямщик: борода да рукавицы, и сидит черт знает на чем; а привстал, да замахнулся, да затянул песню кони вихрем, спицы в колесах смешались в один гладкий круг, только дрогнула дорога, да вскрикнул в испуге остановившийся пешеход и вон она понеслась, понеслась, понеслась!.. И вон уже видно вдали, как что- то пылит и сверлит воздух». <\p>

13 Н.В. Гоголь B1смех B2назеркалонечапенятьколирожакрива B3завязка B4БобчинскийДобчинский B5Петербургскиеповести B6маленькийчеловек B7переписываниебумаг B8поэма B9ПовестьокапитанеКопейкине B10Плюшкин B11Русь С1. Какой смысл заключен в «немой сцене» в финале комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»? С2. Образ Петербурга в изображении Н. В. Гоголя. СЗ. Образ пути-дороги в поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души». <\p>

14 Н.В. Гоголь <\p>

15 <\p>

16 Счастлив путник, который после длинной, скучной дороги с её холодами, слякотью, грязью, невыспавшимися станционными смотрителями, бряканьями колокольчиков, починками, перебранками, ямщиками, кузнецами и всякого рода дорожными подлецами видит наконец знакомую крышу с несущимися навстречу огоньками, и предстанут пред ним знакомые комнаты, радостный крик выбежавших навстречу людей, шум и беготня детей и успокоительные тихие речи, прерываемые пылающими лобзаниями, властными истребить всё печальное из памяти. Счастлив семьянин, у кого есть такой угол, но горе холостяку! Счастлив писатель, который мимо характеров скучных, противных, поражающих печальною своею действительностью, приближается к характерам, являющим высокое достоинство человека, который из великого омута ежедневно вращающихся образов избрал одни немногие исключения, который не изменял ни разу возвышенного строя своей лиры, не ниспускался с вершины своей к бедным, ничтожным своим собратьям, и, не касаясь земли, весь повергался в свои далеко отторгнутые от неё и возвеличенные образы. Вдвойне завиден прекрасный удел его: он среди их как в родной семье; а между тем далеко и громко разносится его слава. Он окурил упоительным куревом людские очи; он чудно польстил им, сокрыв печальное в жизни, показав им прекрасного человека. Всё, рукоплеща, несётся за ним и мчится вслед за торжественной его колесницей. Великим всемирным поэтом именуют его, парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орел над другими высоко летающими. При одном имени его уже объемлются трепетом молодые пылкие сердца, ответные слёзы ему блещут во всех очах… Нет равного ему в силе он Бог! Но не таков удел, и другая судьба писателя, дерзнувшего вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь, всю глубину холодных, раздробленных, повседневных характеров, которыми кишит наша земная, подчас горькая и скучная дорога, и крепкою силою неумолимого резца дерзнувшего выставить их выпукло и ярко на всенародные очи! Ему не собрать народных рукоплесканий, ему не зреть признательных слёз и единодушного восторга взволнованных им душ; к нему не полетит навстречу шестнадцатилетняя девушка с закружившеюся головою и геройским увлеченьем; ему не позабыться в сладком обаянье им же исторгнутых звуков; ему не избежать, наконец, от современного суда, лицемерно-бесчувственного современного суда, который назовёт ничтожными и низкими им лелеянные созданья, отведёт ему презренный угол в ряду писателей, оскорбляющих человечество, придаст ему качества им же изображённых героев, отнимет от него и сердце, и душу, и божественное пламя таланта. Ибо не признаёт современный суд, что равно чудны стёкла, озирающие солн- цы и передающие движенья незамеченных насекомых; ибо не признаёт современный суд, что много нужно глубины душевной, дабы озарить картину, взятую из презренной жизни, и возвести её в перл созданья; ибо не признаёт современный суд, что высокий восторженный смех достоин стать рядом с высоким лирическим движеньем и что целая пропасть между ним и кривляньем балаганного скомороха! Не признаёт сего современный суд и все обратит в упрёк и поношенье непризнанному писателю; без разделенья, без ответа, без участья, как бессемейный путник, останется он один посреди дороги. Сурово его поприще, и горько почувствует он своё одиночество. Н.В. Гоголь «Мёртвые души» <\p>

17 Н.В. Гоголь B1 Как называется литературное направление, принципы которого отчасти сформулированы во второй части представленного фрагмента («вызвать наружу всё, что ежеминутно пред очами и чего не зрят равнодушные очи, всю страшную, потрясающую тину мелочей, опутавших нашу жизнь»)? B2 Укажите термин, которым обозначают повтор слова или группы слов в начале соседних фраз («Счастлив путник… Счастлив писатель…»). B3 Как называются образные определения, являющиеся традиционным средством художественной изобразительности («скучной дороги», «пылкие сердца» и т.п.)? B4 Укажите вид тропа, в основе которого перенос свойств одних предметов и явлений на другие («пламя таланта»). <\p>

Совет

18 Н.В. Гоголь B5 В данном фрагменте противопоставлены два типа писателей. Каким термином обозначается такое противопоставление предметов, явлений или персонажей в художественном произведении? B6 Укажите приём, использованный автором в следующей фразе: «…парящим высоко над всеми другими гениями мира, как парит орёл над другими высоко летающими». B7 Назовите авторское определение жанра «Мёртвых душ». <\p>

19 Н.В. Гоголь 1 реализм 2 анафора 3 эпитет 4 метафора 5 антитеза 6 сравнение 7Поэма С 1. Как в приведенном отрывке раскрывается проблема взаимоотношений художника и толпы? С 2. Кто из отечественных прозаиков или поэтов обращался к теме назначения художественного творчества и в чём их позиция созвучна размышлениям автора «Мёртвых душ»? <\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/499557/

Ликбез. Литература. ЕГЭ. ОГЭ

Часть 1

Прочитайте приведенный ниже фрагмент текста и выполните задания В1–В7; С1, С2.

Жена Прокофия умерла вечером того же дня. Недоношенного ребёнка, сжалившись, взяла бабка, Прокофьева мать.

Его обложили пареными отрубями, поили кобыльим молоком и через месяц, убедившись в том, что смуглый турковатый мальчонок выживет, понесли в церковь, окрестили. Назвали по деду Пантелеем. Прокофий вернулся с каторги через двенадцать лет. Подстриженная рыжая с проседью борода и обычная русская одежда делала его чужим, непохожим на казака. Он взял сына и стал не хозяйство.

Пантелей рос исчерна-смуглым, бедовым. Схож был на мать лицом и подбористой фигурой.

Женил его Прокофий на казачке — дочери соседа.

С тех пор и пошла турецкая кровь скрещиваться с казачьей. Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы, а по-уличному — Турки.

Похоронив отца, въелся Пантелей в хозяйство: заново покрыл дом, прирезал к усадьбе с полдесятины гулевой земли, выстроил новые сараи и амбар под жестью. Кровельщик по хозяйскому заказу вырезал из обрезков пару жестяных петухов, укрепил их на крыше амбара. Веселили они мелеховский баз беспечным своим видом, придавая и ему вид самодовольный и зажиточный.

Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но всё же выглядел стриком складным.

Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нём вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства и, как видно, этим раньше времени состарил свою когда-то красивую, а теперь сплошь опутанную паутиной морщин, дородную жену.

Обратите внимание

Старший, уже женатый сын его, Петро, напоминал мать: небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый; а младший, Григорий, в отца попёр: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсинённые миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое.

Дуняшка — отцова слабость — длиннорукий, большеглазый подросток, да Петрова жена Дарья с малым дитём — вот и вся мелеховская семья.

М. А. Шолохов «Тихий Дон»

При выполнении заданий В1–В2 ответ необходимо дать в виде слова, или сочетания слов, или последовательности цифр. 

В1. Укажите литературное направление, главным принципом которого является объективное изображение жизни и в русле которого развивалось творчество М. А. Шолохова.

В2. Назовите жанр, к которому принадлежит шолоховский «Тихий Дон».

В3. В предложенном фрагменте значительное место занимает описание внешности Пантелея Прокофьевича и его детей. Как называется такое средство характеристики персонажей?

В4. Каким термином обозначается выразительная подробность, имеющая важное смысловое наполнение (например, жестяные петухи на крыше мелеховского амбара)?

В5. Установите соответствие между тремя персонажами «Тихого Дона» и их характеристикой. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ПЕРСОНАЖИ    

А)    пан Листницкий
Б)    Михали Кошевой

В)    Степан Астахов    

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1)    муж Аксиньи
2)    большевик-агитатор
3)    убийца Петра Мелехова

4)    хозяин имения Ягодное

В6. Назовите имя упомянутого в данном фрагменте персонажа, который является главным героем «Тихого Дона».

В7. Как называется намеренное нарушение привычного порядка слов в фразе: «Веселили они мелеховский баз беспечным своим видом, придавая и ему вид самодовольный и зажиточный»?

Для выполнения задания С1-С2 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.

С1. Чем внутренне выделяются Мелеховы в казачьей среде?

С2. В каких произведениях русской классики звучит «мысль семейная» и в чём эти произведения созвучны шолоховскому «Тихому Дону»?

Часть 2

Прочитайте приведенное ниже стихотворение и выполните задания В8–В12; С3–С4.

 
АНЧАР

В пустыне чахлой и скупой,
На почве, зноем раскаленной,
Анчар, как грозный часовой,

Стоит — один во все вселенной.

Природа жаждущих степей 
Его в день гнева породила
И зелень мёртвую ветвей

И корни ядом напоила.

Яд каплет сквозь его кору,
К полудню растопясь от зною,
И застывает ввечеру

Густой прозрачною смолою.

К нему и птица не летит,
И тигр нейдёт — лишь вихорь чёрный
На древо смерти набежит

И мчится прочь, уже тлетворный.

И если туча оросит,
Блуждая, лист его дремучий,
С его ветвей, уж ядовит,

Стекает дождь в песок горючий.

Но человека человек
Послал к анчару властным взглядом:
И тот послушно в путь потек

И к утру возвратился с ядом.

Принёс он смертную смолу
Да ветвь с увядшими листами,
И пот по бледному челу

Струился хладными ручьями;

Принёс — и ослабел и лёг
Под сводом шалаша на лыки,
И умер бедный раб у ног

Непобедимого владыки.

А князь тем ядом напитал
Свои послушливые стрелы
И с ними гибель разослал

К соседям в чуждые пределы.

А. С. Пушкин, 1828

При выполнении заданий В8–В12 ответ необходимо дать в виде слова, или сочетания слов, или последовательности цифр. 

В8. В начале стихотворения даётся описание пустыни. Как называется подобное описание в художественном произведении?

В9. Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных автором в ПЕРВОЙ строфе стихотворения (укажите их номера в любой последовательности).

1)    инверсия
2)    гипербола
3)    метафора
4)    сравнение

5)    анафора

В10. Как называется образное определение, служащее средством художественной выразительности («вихорь чёрный», «песок горючий» и т. п.)?

В11. Укажите название стилистического приёма, придающего стиху особую звуковую выразительность: «И тот послушно в путь потек».

В12. Укажите размер, которым написано стихотворение А. С. Пушкина «Анчар» (ответ дайте в именительном падеже без указания количества стоп).

Для выполнения задания С3–С4 дайте связный ответ на вопрос в объеме 5–10 предложений.

С3. Как в пушкинском стихотворении соотносятся два содержательных пласта — описание анчара и рассказ о гибели раба?

С4. В каких произведениях отечественной лирики мир природы сравнивается с миром человеческих взаимоотношений и в чём эти произведения можно сопоставить с пушкинским «Анчаром»?

Часть 3

Для выполнения заданий части 3 выберите только ОДНО из предложенных ниже заданий (С5.1, С5.2, С5.3). Дайте полный развернутый ответ на проблемный вопрос (в объеме не менее 400 слов), опираясь на конкретный литературный материал и позицию автора произведения вне зависимости от того, насколько она совпадает с высказанными вами в работе собственными выводами и наблюдениями. 

С5.1. Как в изображении народа проявляется неоднозначность авторской позиции? (По поэме Н. В. Гоголя «Мёртвые души».)

С5.2. Какую роль играет образ Кулигина в пьесе? (По драме А. Н. Островского «Гроза».)

С5.3. В чём своеобразие звучания темы поэта и поэзии в лирике Б. Л. Пастернака?

Источник: http://www.litra-lik-bez.com/load/egeh/2014/000_11_14_005/104-1-0-168

Ссылка на основную публикацию