Аргументы к сочинению по проблеме взаимосвязей русского языка
Русский язык постоянно взаимодействует с другими мировыми языками. В романе в стихах А.С.Пушкин, описывая наряд Онегина, говорит, что «…панталоны, фрак, жилет, всех этих слов на русском нет».
Удивительно, прошли века, и никто не вспомнит, что когда-то от этих слов открещивались, считая их легкомысленными и неучтивыми. В начале 19 века считались сравнительно новыми видами одежды, терминология которых ещё не утвердилась до конца.
Подбор русских названий проходил медленно. Но с лёгкой руки Пушкина эти слова мы считаем своими и не задумываемся над их происхождением.
Можно спорить, обогатился ли русский язык, но точно не стал беднее, ведь сегодня вместо куртка без рукавов мы говорим «жилет», а вместо коротких штанов – «панталоны». Хотя, смело можно сказать, что и это слово постепенно устаревает.
2. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
В восьмой главе появление Татьяны окружено ореолом восторженности и светского апофеоза. Пушкин, что Татьяна была «верный снимок Du comme il faut…» И далее автор просит прощения у славянофилов: «Шишков, прости. Не знаю,как перевести».
Выражение в переводе с французского означает – порядочный, приличный, как должно. Обычно это выражение используют в ироничном смысле, но здесь Пушкин употребляет это слово – комильфо – в положительном смысле, всё, что не vulgar (т.е.
не вульгарно, то есть не примитивно, пошло). Об этом автор говорит позже.
Никто бы в ней найти не мог Того, что модой самовластной В высоком лондонском кругу Зовется vulgar. (Не могу… Люблю я очень это слово, Но не могу перевести; Оно у нас покамест ново, И вряд ли быть ему в чести.
Оно б годилось в эпиграмме…
Вульгарный – примитивный – стало абсолютно нашим словом, используемым в разговорной речи.
3. А.С. Грибоедов «Горе от ума»
Александр Андреевич Чацкий выступает в качестве защитника русского национального языка. Ему кажется неуместным употребление французского языка в своём отечестве, хотя бы. Чтобы быть ближе к народу. В своём монологе он говорит:
На съездах, на больших, по праздникам приходским? Господствует еще смешенье языков:
Французского с нижегородским?
Предполагая, что три прошедших года могли что-то изменить. Грибоедов устами Чацкого выражает своё негативное отношение к использованию французского языка в повседневной жизни.
4. Л.Н.Толстой «Война и мир»
В романе автор передаёт ситуацию, когда после Бородинского сражения представители петербургского света решают отказаться от употребления в речи французских слов.
Однако подобное решение трудно осуществить, так как в высшем свете не принято говорить по-русски и многие просто не знают значения французских слов в своём кровном языке. Л.Н.
Толстой явно не симпатизирует представителям высшего света, считая, что в трудную минуту все граждане должны объединиться, и язык одно из главных средств, способствующих этому.
5. К.Паустовский
считал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык». Наш выдающийся писатель считал, что истинная любовь к своей стране немыслима без любви к своему языку.
Отечественная литература является гордостью нации, имена Пушкина, Толстого, Чехова, Достоевского, Булгакова являются мировым достоянием, они читаемы и любимы на всех континентах.
«Многие русские слова сами по себе излучают поэзию, подобно тому, как драгоценные камни излучают таинственный блеск».
Источник: https://litera.su/learner/arguments-to-essay/the-problem-of-interrelations-of-russian-language
Проблема уважения чужого труда – Итоговое сочинение 2017 – 2018, готовые аргументы и тезисы
Категория: Примеры сочинений ЕГЭ по текстам
Сочинение ЕГЭ по тексту: “Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один.
В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нем раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший…” (по В.П.
Астафьеву).
Полный текст
(1) Среди многих постыдных поступков, которые я совершил в жизни, более всех памятен мне один. (2) В детдоме в коридоре висел репродуктор, и однажды в нем раздался голос, ни на чей не похожий, чем-то меня – скорее всего как раз непохожестью – раздражавший. (3) «Ха… Орет как жеребец!» — сказал я и выдернул вилку репродуктора из розетки.
(4) Голос певицы оборвался. (5) Ребятня сочувственно отнеслась к моему поступку, поскольку был я в детстве самым певучим и читающим человеком. (6) …Много лет спустя в Ессентуках, в просторном летнем зале, слушал я симфонический концерт.
(7) Все повидавшие и пережившие на своем веку музыканты крымского оркестра со славной, на муравьишку похожей, молоденькой дирижершей Зинаидой Тыкач терпеливо растолковывали публике, что и почему они будут играть, когда, кем и по какому случаю то или иное музыкальное произведение было написано.
(8) Делали они это вроде как бы с извинениями за свое вторжение в такую перенасыщенную духовными ценностями жизнь граждан, лечащихся и просто так жирующих на курорте, и концерт начали с лихой увертюры Штрауса, чтоб подготовить переутомленных культурой слушателей ко второму, более серьезному отделению.
(9) Но и сказочный Штраус, и огневой Брамс, и кокетливый Оффенбах не помогли – уже с середины первого отделения концерта слушатели, набившиеся в зал на музыкальное мероприятие только потому, что оно бесплатное, начали покидать зал.
(10) Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно – нет, с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и мечтах. (11) Стулья в концертном зале старые, венские, с круглыми деревянными сиденьями, сколоченные порядно, и каждый гражданин, поднявшись с места, считал своим долгом возмущенно хлопнуть сиденьем.
(12) Я сидел, ужавшись в себя, слушал, как надрываются музыканты, чтоб заглушить шум и ругань в зале, и мне хотелось за всех за нас попросить прощения у милой дирижерши в черненьком фраке, у оркестрантов, так трудно и упорно зарабатывающих свой честный, бедный хлеб, извиниться за всех нас и рассказать, как я в детстве… (13) Но жизнь – не письмо, в ней постскриптума не бывает. (14) Что из того, что певица, которую я оскорбил когда-то словом, имя ей – великая Надежда Обухова, – стала моей самой любимой певицей, что я «исправился» и не раз плакал, слушая ее. (15) Она-то, певица, уж никогда не услышит моего раскаяния, не сможет простить меня. (16) Зато, уже пожилой и седой, я содрогаюсь от каждого хлопка и бряка стула в концертном зале, … когда музыканты изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания рано отстрадавшего близорукого юноши в беззащитных кругленьких очках. (17) Он в своей предсмертной симфонии, неоконченной песне своего изболелого сердца, более уже века протягивает руки в зал и с мольбой взывает: « (18) Люди, помогите мне! (19) Помогите!.. (20) Ну если мне помочь не можете, хотя бы себе помогите!..»
<\p>
У каждого в этой жизни есть свое дело. Мне кажется, труд любого человека должен встретить уважение, будь то работа столяра, инженера, учителя или музыканта. Каждый старательный и отдающий всего себя своему делу человек достоин внимания и почтения. Проблема невежливости, грубости, безразличия по отношению к человеческому труду поднята в данном тексте.
Размышляя над проблемой, автор рассказывает нам историю о крымском оркестре, который давал бесплатно играл для отдыхающих в Ессентуках.
Большинству слушателей пришлись не по нраву классические произведения, и люди повели себя грубо, шумно покидая свои места прямо во время музыкального мероприятия: «…с возмущениями, выкриками, бранью покидали, будто обманули их в лучших вожделениях и местах».
Лирический герой испытывал стыд за поведение отдыхающих, не уважающих музыкантов, которые «…изо всех сил, возможностей и таланта своего пытаются передать страдания композитора».
Всем ходом повествования автор хочет донести до нас мысль о том, что нельзя быть такими «недалёкими», безразличными и эгоистичными по отношению к труду других людей.
Я полностью согласна с автором. В подтверждение своих слов мне бы хотелось привести притчу, которую однажды услышала от бабушки. В рассказе говорилось об отце, который предложил своему сыну бросить в камин честно заработанные главой семьи деньги.
Сын колебался, но после настояний отца сжёг купюры, тогда отец предложил бросить деньги, заработанные самим сыном. Герой не смог, ссылаясь на то, что он слишком много усилий потратил на их заработок. Вот так плохо мы порой обходимся с трудом других людей.
Притча заставляет задуматься об уважении к чужой работе.
Бесспорно, труд человека вызывает уважение со стороны окружающих. Герой романа Тургенева «Отцы и дети» Евгений Базаров – истинный труженик. Он считает, что только непосильным трудом можно добиться цели. Базаров по происхождению – сын простого лекаря, поэтому многого он добился лишь своими усилиями, безграничной жаждой знаний.
Несмотря на спорные взгляды на жизнь и некоторые опрометчивые поступки, к нашему герою невозможно не испытывать уважение. Так и дворовые мальчишки, и слуги семьи Кирсановых, у которых гостил Базаров, тянулись к Евгению, хотя он и не думал искать их расположения.
Действительно, можно не любить этого героя, но нельзя его не уважать, ведь труд никому н даётся легко.
Мне кажется, человека нужно судить не только по его собственному труду, но и по тому, как он обращается с чужим. Способность к почитанию чужого труда – вот что действительно вызывает уважения.
(341 слово, не считая цитаты)
Источник: https://decsoch.ru/ege-rus/primery-sochinenij-ege-po-tekstam/problema-uvazheniya-chuzhogo-truda.html
Аргументы к сочинению ЕГЭ по русскому
Actionteaser.ru – тизерная реклама <\p>
Проблема воспитания: Д.И.Фонвизин «Недоросль» (Митрофан – невежественный, как и его мать и Простакова); Л.Н.Толстой «Детство» (Николенька добрый, т.к. оказала влияние мать, няня Наталья Саввишна и учитель Карл Иванович).
<\p>
Проблема нравственного выбора: А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (Петр Гринев отказывается присягать Пугачеву, он помнит слова отца; «Береги честь смолоду»); В.Быков «Сотников» (русский солдат Сотников не сдается перед фашистами, а его товарищ Рыбак соглашается им служить).
Проблема гражданственности и патриотизма: Л.Н.Толстой «Война и мир» (Капитан Тушин, не оставивший свою батарею, Андрей Болконский, Пьер Безухов, который помогает русским на батарее Раевского); М.Шолохов (Андрей Соколов, попавший в плен к немцам, но не сдавшийся, совершал два побега, во второй раз захватил офицера с очень важными документами).
Проблема единения с природой, восхищения прекрасным: Л.Н.Толстой «Война и мир» (Наташа восхищается лунной ночью, Андрей Болконский сравнивает свою жизнь с жизнью дуба – вначале он старый, корявый, а затем позеленевший, роскошный: природа способна возродить человека ).
Проблема засорения русского языка, неуважительного отношения к родному языку:
Л.Н.
Толстой «Война и мир» (светское общество, далекое от народа, говорит на французском языке, почти не зная своего родного, весьма жалко выглядит лепет Ипполита Курагина, безуспешно пытавшегося рассказать анекдот по-русски.
); И.Ильф и Петров «Двенадцать стульев» (Эллочка обходится в жизни всего 30 словами, да и то произносит их невнятно).
Проблема человеческих взаимоотношений: Л.Н.
Толстой «Война и мир» (добрые, душевные, доверительные отношения в семье Ростовых; дружеские отношения между Пьером и Андреем; поиски выгоды в отношениях представителей светского общества: семьи Курагиных, Анны Шерер, Анны Михайловны Друбецкой); А.И.Солженицын «Матренин двор» (главная героиня Матрена Васильевна с душой откликается на все просьбы односельчан о помощи, при этом сама живет чистой, праведной жизнью).
Проблема одиночества: К.Паустовский «Телеграмма» (дочь известного художника Екатерина Петровна доживает свой век в полном одиночестве, забытая дочкой Настей, которая в Ленинграде помогает молодым художникам найти свое место в жизни); А.Платонов «Юшка» (странный одинокий старик, над которым потешаются все в деревне и только после его смерти односельчане ощущают его потерю).
Проблема дружбы: Л.Н.Толстой «Война и мир» (искренняя дружба Андрея Болконского и Пьера Безухова, Наташи и Сони); Дружба лицеистов в лирике А.С.Пушкина («Мой первый друг, мой друг бесценный!» – сказано об Иване Пущине)
Проблема любви: А.С.Пушкин «Евгений Онегин» (Онегин и Татьяна – две сильные, незаурядные личности не смогли найти счастье друг с другом); Л.Н.Толстой (несостоявшееся счастье Андрея Болконского и Наташи Ростовой – Наташа жила сердцем, а не разумом); тихое спокойное счастье Наташи и Пьера в окружении детей).
Проблема трагедии народа: А.Ахматова поэма «Реквием» (репрессии, аресты, расстрелы, обвинение в измене Родине настоящих патриотов в сталинскую эпоху); Л.Н.Толстой «Война и мир» (весь народ встал на защиту России в 1812 году).
Проблема русского национального характера: А.
Твардовский «Василий Теркин» (главный герой Василий Теркин является обобщенным образом русского народа, его отличают мужество, умение и сноровка во всех делах, стремление даже в трагической ситуации проявлять юмор и самообладание); А.И.
Солженицын «Один день Ивана Денисовича» (Иван Денисович Шухов, находящийся в лагере для репрессированных, не теряет веры в то, что он выживет, проявляет стойкость и выдержку).
Проблема творчества и судьбы художника: М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» ( Мастер в работе над романом о Понтии Пилате оказывается непонятым , Иван Бездомный после того, как встретился с Мастером, осознает, что он плохой поэт и расстается с поэзией).
Проблема взаимоотношений человека и государства: А.Платонов «Котлован» (попытка идеального мироустройства и полный крах такого мироустройства); Е Замятин «Мы» (государство решило запретить право каждого его гражданина на индивидуальность и собственную свободу – каждому присвоен номер вместо имени и дан распорядок жизни).
Проблема значимости родной земли, Родины, традиций: М.А.
Шолохов «Тихий Дон» (Григорий Мелехов после многих жизненных трагедий возвращается к родному очагу, чтобы начать жить заново, там, где он нужен, на родной земле, со своим сыном); В.
Быков «Облава» (главный герой Хведор, бежавший из сталинского лагеря, пытается пробраться в родные края, чтобы хоть ненадолго вдохнуть воздух малой родины).
Проблема труда как основы жизни: А.С.Солженицын «Матренин двор» (Матрена Васильевна – труженица, не боится никакой работы, этим она и живет, хотя так и не смогла выхлопотать себе пенсию); М.А.Шолохов «Тихий Дон» (главная цель жизни – труд на земле, и начало полевых работ и их окончание – это определенный ритуал).
Проблема исторической судьбы России: Л.Н.Толстой «Война и мир» (Отечественная война 1812 года); А.С.Пушкин «Капитанская дочка» (восстание Пугачева); Н.В.гоголь «Тарас Бульба (борьба за независимость против польских захватчиков).
Проблема национализма, исторической памяти: А.Приставкин «Ночевала тучка золотая..
» (в годы войны с северного Кавказа выселялись многие народности, в том числе и чеченцы, а на их место привозили русских, которые вселялись в чужие жилища. Из-за этого шла необъявленная война: русские и чеченцы уничтожали друг друга.
Это коснулось и детей, но детдомовец Колька Кузьменыш подружился с чеченским мальчиком Алхузуром и даже выдал его за родного брата, чтобы русские солдаты не забрали его).
Проблема добра и зла: М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита» (Понтий Пилат – зло, Иешуа – добро). А.С.Пушкин «Капитанская дочка (Петр Гринев – добро, милосердие, Швабрин – зло, зависть, предательство); Д.И.Фонвизин «Недоросль» (слова Стародума: «Невежда без души – зверь»)
Проблема социального неравенства: А.М.Горький «На дне» (люди «дна», живущие в ночлежке, несчастны: у них нет будущего); Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание» (семья Раскольникова страдает от бедности: Родион Раскольников не может продолжать обучение и идет на преступление, его сестра Дуняша собирается принять предложение Лужина из-за нужды).
Проблема отцов и детей: И.С.Тургенев «Отцы и дети» (нравственные разногласия, непонимание между Евгением Базаровым и его родителями, хотя Евгений их любит)4 К Паустовский «Телеграмма» (Катерина Петровна забыта своей дочерью Настей, живущей в Ленинграде, хотя Настя и присылала деньги, но главное – внимание, память).
Actionteaser.ru – тизерная реклама <\p>
Проблема «маленького» человека: Н.В.
Гоголь «Шинель» (Акакий Акакиевич Башмачкин – мелкий чиновник, всеми унижаемый, забитый, не смеющий произнести слово при человеке высшего чина);
A. П.
Чехов «Смерть чиновника» (мелкий чиновник Червяков настолько запуган «сильными мира сего», что из боязни не быть прощенным генералом, умирает).
Проблема роли человека в истории: Л.Н.Толстой «Война и мир» (Кутузов и Наполеон);
B. Ян – (трилогия о Чингисхане и Батые, их черной роли в разорении Руси)
Проблема смысла жизни: В.
Короленко «Парадокс» (человек должен доставлять счастье и возможность жить другим, безрукий пан Уляницкий пишет ногой афоризм «Человек создан для счастья, как птица для полета»); А.М.
Горький «Старуха Изергиль» (Ларра живет для себя, презирая окружающих, а Данко жертвует жизнью, отдав свое пылающее сердце для людям, чтобы они могли выйти из темного, страшного леса).
Проблема бездуховности: Л.Н.Толстой «Война и мир» (семья Курагиных, которых интересует только выгода: власть, деньги): А.П.Чехов «Ионыч» (семья Туркиных, которые пытаются быть интеллигентными людьми, но все сводится только к разговорам об этом; сам Ионыч, который свои светлые мечты утопил в страсти к накопительству и позерству).
Проблема истинной свободы: М.Горький «Старуха Изергиль» (Ларра отверг нравственные законы, более всего ценил личную свободу и независимость.
Именно поэтому он и стал тенью – черной и пугающей; в груди Данко горит огонь великой любви к людям, и поэтому он свободен); М.Ю.
Лермонтов «Герой нашего времени» (Печорин – его жизненный путь ведет к душевному опустошению, так как человек обретает свободу там, где связь между людьми строится на идеалах добра, справедливости и благородства).
Проблема веры (в широком смысле) в жизни человека: Л.Н.Толстой «Война и мир» (Наташа Ростова, неизменная вера которой в счастье в конечном итоге привела ее к прекрасному семейному очагу; кроме того, в этой семье верили в Бога, в Россию, в русский народ – именно поэтому , защищая отечество, погибает Петя Ростов, отдает подводы раненым Наташа).
Проблема ответственности личности перед обществом, природой, перед всей Землей:
В.
Распутин «Прощание с Матерой» (все произведение – это призыв к человеку остановиться в бездумном и беспринципном отношении к природе, земле); Рони «Борьба за огонь» (мальчик из племени должен был охранять огонь, но заснул, и пламя погасло – этим мальчик обрек племя на смерть, он не оправдал доверия, поступив безответственно).
Проблема чести, достоинства: Л.Н.Толстой «Война и мир» (дорога жизни Андрея Болконского – это дорога чести); Д.И.Фонвизин (строчки из стихотворения «Ты должен посвятить Отечеству свой век, Коль хочешь навсегда быть честный человек»).
Проблема преклонения перед иностранными вещами: Ильф и Петров «Двенадцать стульев» (Эллочка-людоедка поклонялась иностранным вещам, например, восторг у нее вызывало ситечко для чая); А.С.
Грибоедов «Горе от ума» (еще Чацкий говорил о том, как отвратительно москвичи во всем подражают французам и скупают заморские товары на Кузнецком мосту, но не ценят родную литературу).
Проблема легкомысленного отношения к учебе: Д.И.
Фонвизин «Недоросль» (Митрофанушка – не хотел изучать науки, знал (да и то плохо) только примитивные сведения из некоторых наук); А.С.Пушкин «Евгений Онегин» – строчки из романа «Мы все учились понемногу чему-нибудь и как- нибудь».
Проблема формирования личности и роли книги в жизни человека: М.Горький «Детство», « В людях» (Алеша Пешков – страсть к чтению проснулась очень рано, грамоте его научил дед, но именно книги помогли Алексею стать писателем); А.
Грин «Зеленая лампа» (Стильтон, нищий молодой человек, оставленный ради шутки в квартире с зажженной зеленой лампой и не имеющий права никуда выходить, увлекся книгами и читал их и днем, и вечером, а в конце концов смог стать замечательным врачом).
Проблема отсутствия в семье общих духовных интересов: Д.И.
Фонвизин «Недоросль» ( семья Простаковых невежественная и недалекая – всех ее членов интересует только еда да прибыль от помещичьего хозяйства, они не читают книг, не стремятся стать образованными людьми); Л.Н.
Толстой «Война и мир» (семья Курагиных – читатели не видят членов этой семьи в творчестве, за чтением книг или на домашних праздниках (как у Ростовых) – вместе Курагиных мы почти не видим).
Проблема использования научных достижений: А.С.Пушкин О, сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух, И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг, И случай…
Л.Н.Толстой «Не стыдно и не вредно не знать.., а стыдно и вредно притворяться, что знаешь то, чего не знаешь».
В.Дудинцев «Белые одежды» (Федор Дежкин ставит свои ботанические опыты, опираясь на достижения лучших ученых, его не понимают консервативно настроенные ученые, готовые сражаться за свои «успехи», но в результате селекционная наука продвигается вперед и становится основополагающей).
Проблема утечки мозгов из России: С.Довлатов «Чемодан» (главный герой, писатель, вынужден покинуть Россию, так как режим нашего государства в 70-80 годы прошлого века не поддерживал таких самобытных писателей); ученые, музыканты вынуждены были уехать из страны, где их открытия, произведения не понимались и не ценились).
Проблема воли к жизни: Б.
Полевой «Повесть о настоящем человеке» (Алексей Мересьев, оставшись без ног после многочасового блуждания по лесу, занимаясь гимнастикой, тренируя себя, вернул себе не только здоровье, но и прежнее любимое дело: он остался в строю летчиков); А.Солженицын «Раковый корпус» (главный герой произведения, забывая о болезни, не отчаиваясь, веря в силу лечения и надеясь на благополучный исход, победил рак).
Проблема нравственной ответственности перед теми, кому мы причинили боль: Ю.Яковлев «Багульник» (мальчик Коста, неприятный, отвратительно зевающий на уроках, вечно сонный, как оказалось, ухаживает за собаками, хозяева которых больны); восточная мудрость гласит: «Черствость души – самая страшная болезнь на свете».
Проблема неуважения к памяти, семейным ценностям: А.П.Чехов «Вишневый сад» (Гаев и Раневская, при всей их легкомысленности и непрактичности, с благоговением расстаются с тем, что их связывало с прошлым: садом, шкафом.); Д.С.Лихачев говорил: «Память – основа совести и нравственности, основа культуры».
Проблема наследственности и самоформирования: Лесковский Левша, нигде не учась ремеслу, сумел без микроскопа подковать блоху – никто не говорил Левше, что в его генотипе заложен или, наоборот, не заложен подобный талант; а люди-инвалиды, участвующие в паролимпийских играх, – ярчайшее доказательство того, что каждый способен к самоформированию и саморазвитию, что не все в человеческой жизни определено наследственностью.
Проблема взаимоотношений людей, занимающих разное социальное положение:
А.П.
Чехов «Хамелеон» (Очумелов, видя «непорядки» на улице, по-разному пытается их устранить: у одного он конфискует крыжовник, а слыша о других (бедных и богатых), меняется чуть ли не каждую минуту: то ему жарко, то «ветром подуло»); А.С.
Грибоедов «Горе от ума» (Молчалину отец завещал угождать всем); Л.Н.Толстой «Война и мир» (до получения Пьером Безуховым наследства им никто не интересовался, а после – все стали заискивать перед ним в надежде получить расположение).
Проблема компьютеризации общества: И.
Косолапов, публицист (выдержка из статьи): «Вот поставили вы в своей квартире компьютер – дорогущий, весь опутанный проводами прибор, который то и дело капризничает, постоянно требует для своего обслуживания специалиста».
В журнале «Наука и жизнь» за 2000 год (номера не помню) напечатана статья знаменитого физика, С.Капицы, в
которой он пишет, что компьютер играет важную роль, но, к сожалению, люди от этого не становятся лучше.
Проблема детского сиротства: А.Приставкин «Ночевала тучка золотая» (братья-близнецы Кузьменыши в годы войны осиротели, мыкались по детдомам, видели человеческую жестокость, смерть); М.
Шолохов «Судьба человека» (осиротевшего , одинокого ребенка усыновляет такой же одинокий, потерявший всю свою семью, Андрей Соколов); в годы Великой Отечественной войны многие военные подразделения брали на воспитание детей, у которых родители погибли – В.
Катаев «Сын полка», мальчик Ваня Солнцев стал любимцем бойцов и помогал им, став разведчиком.
Проблема эгоистичности счастья: Ю.Котлярский «Наденька» (герой рассказа не замечает в мыслях о любви, что он доставляет неприятности окружающим: кому-то наступил на ногу, кого-то задел, у кого-то выбил из рук кошелку с овощами).
Проблема материнской любви: К.Паустовский «Телеграмма» (Катерина Петровна готова верить рассказам Насти о том, что она сильно занята и не может навестить ее, брошенную в одиночестве. Материнская любовь прощает все.). М.Горький, роман «Мать» (Пелагея Ниловна Власова ради любви к сыну становится его единомышленницей, революционеркой).
Actionteaser.ru – тизерная реклама <\p>
Источник: https://sochineniya-na5.ru/argumenty-k-sochineniyu-ege-po-russkomu/
Сочинение по А.Н. Островскому. Проблема значимости писательского труда
По моему мнению, одной из главных проблем, поставленных А.Н. Островским в тексте, является проблема значимости писательского труда.
Размышляя над этой проблемой, автор приводит пример вклада в русскую литературу и в целом русское общество А.С. Пушкина. Островский пишет, что, приобщившись к творчеству Александра Сергеевича,
Пушкин подарил читателю не только наслаждение, но и показал, ка можно мыслить и чувствовать. Писатель отмечает, что Пушкин был основоположником «высвобождения мысли из-под гнёта условных приёмов», потому что всегда хотел быть самим собой. Важнейшая его заслуга состоит в том, что он сумел раскрыть душу русского человека и дал возможность русскому писателю гордиться тем, что он русский.
Позиция автора вполне понятна. Островский убеждён в том, что благодаря трудам творческих умов человечество получает возможность приобщиться к высшим нравственным ценностям и благоуханной атмосфере,в которой душа и помыслы имеют возможность развиваться, поднимаясь ввысь.<\p>
Я согласна с мнением автора. Проблема, поднятая Островским, очень важна.
Действительно, в чём может заключаться значимость труда писателя или поэта? Ведь он не врач, не фермер, не шофёр.Здесь всё понятно: без этих профессий каждому живущему на земле пришлось бы нелегко, эти люди нас кормят, лечат, возят. А что делает писатель? Ответ одновременно и прост, и сложен.
Задача истинного писателя в том, чтобы учить, воспитывать, заставлять обращаться к своей совести за разрешением важнейших вопросов бытия.
Подтверждением вышесказанному может служить множество примеров из художественной литературы.
главный герой создаёт поистине великое произведение.
В отличие от большинства МАССОЛИТовцев Мастер поднимает в своём романе глубокие нравственные проблемы – проблемы выбора между добром и злом, ответственности за свои поступки, раскаяния, милосердия.
У этой книги было очень мало читателей. Но именно потому, что книга Мастера была посвящена вечным вопросам, она удивительным образом сохранилась в огне, ведь
Ещё одним примером того, как книги – писательский труд – заставляют работать наши умы и сердца, можно считать творчество А.И. Солженицына. Его произведения<\p>
и некоторые другие поднимают темы, на которые в 50-60 гг. XX века говорить было не принято.
Он обращается к проблеме милосердия, сострадания, показывая эти качества как главные в человеке.
Из-за критики (зачастую неконструктивной) государственного строя его книги казались многим современникам глотком свежего воздуха в советской литературе и, хотя некоторые из них были запрещены цензурой, распространялись самиздатом.
В заключение хочется сказать, что тема, поднятая в тексте, и сегодня весьма актуальна. Своим трудом настоящие писатели способны формировать общество, его ценности,поэтому вслед за Островским хочется пожелать, чтобы
Перейти к исходному тексту
Перейти к другим сочинениям-рассуждениям
Ликвидация безграмотности плюс…
Литература – это новости, которые не устаревают
(Эзра Паунд)
Источник: https://literarus.ru/russkiy-yazyk/podgotovka-k-ege-2/problema-znachimosti-pisatelskogo-truda-soch/
Сочинение ЕГЭ по русскому: аргументы
К чему готовиться?
В сочинении ЕГЭ по русскому от вас не требуется знания приводимых вами произведений во всех подробностях. Здесь от вас ждут лишь того, чтобы вы привели конкретный эпизод, ситуацию, которая бы соответствовала проблеме поставленной автором. В одном и том же произведении зачастую можно увидеть аргументы и на тему природы, и на тему войны — важно только уметь их находить.
За время подготовки к сочинению я прочитала огромное количество литературы на всевозможную тематику, но, когда дело доходило до написания самого сочинения, в голове часто наступал ступор из-за переизбытка информации. Тогда я поняла, что стратегию подготовки нужно менять. Поэтому, перепробовав разные методики, я нашла для себя самую оптимальную.
Стратегия подготовки
- Составьте перечень основных проблем, поднимаемых в сочинениях. Это можно сделать, выписывая каждый раз незнакомую проблему, работая с новым текстом.
- К каждой проблеме подберите по 5-7 произведений. Это могут быть как произведения из классической, так и из современной литературы, которая вам близка.
Наверняка многие из вас слышали, что предпочтительней использовать классическую литературу.
Однако, по личному опыту могу сказать, что проблемы, поставленные на самом экзамене, часто бывают сформулированы достаточно узко, поэтому в стрессовой обстановке вам необходимо иметь в запасе хорошо знакомые, близкие произведения, пусть даже из современной литературы, которые вы не забудете при волнении и сможете использовать.
- К каждой проблеме старайтесь подбирать не только прозу, но и лирику. Короткие отрывки из стихотворений легко запомнить, и при этом они сами по себе располагают проверяющего к вам, выгодно выделяя вашу работу среди прочих.
Важно! Обратите внимание, что при приведении стихотворения в качестве аргумента вам необходимо понимать заложенный автором смысл, который зачастую может быть не очевиден. Поэтому настоятельно рекомендую вам помимо самого произведения прочесть и анализ к нему.
- Отдавайте предпочтение небольшим рассказам.
(особенно, когда до ЕГЭ остается совсем мало времени) Не пытайтесь за день осилить «Тихий Дон», потому что в нем поднято сразу много проблем. Гораздо эффективнее будет выбрать для себя ряд коротких запоминающихся рассказов, которые не займут у вас так много времени.
- Уделяйте больше внимания тем проблемам, на которые список аргументов у вас пополняется с трудом. Например, тема взаимодействия человека с современными технологиями довольно редко встречается в литературе, поэтому аргументы на нее необходимо отдельно и тщательно продумать.
Список произведений
Вот мой список произведений, не из школьной программы, которые действительно помогли мне на ЕГЭ. Возможно, и вы сможете найти для себя что-то новое и полезное.
Название | Автор | Проблема |
«Роковые яйца» | М.Булгаков | проблема ответственности ученого перед обществом, проблема Советской власти. |
«Повесть о настоящем человеке» | Б.Полевой | проблема героизма |
«Живое пламя» | Носов | проблема материнской любви |
“451 градус по фаренгейту” | Бредбери | проблема отношения человека к книгам, проблема прогресса, борьба человека с системой |
«У войны не женское лицо» | Светлана Алексиевич | проблема роли женщины на войне |
«Парадокс» | Короленко | проблема человеколюбия, проблема ценности человека за его внутренний мир, а не за внешность; проблема восприятия окружающего мира глазами ребенка |
«Экологический роман» | Залыгин | проблема экологии, проблема профессионального долга |
«Песчаная учительница» | Платонов | проблема самоотверженности и профессионального долга |
«Благие намерения» | Лиханов | проблема воспитания ребенка, проблема ответственности родителей перед детьми |
«Мы» | Замятин | проблема власти; проблема «человек против системы» |
«А зори здесь тихие» | Б.Васильев | проблема роли женщины на войне; проблема самопожертвования |
«Сотников» | Б.Васильев | проблема нравственного выбора; проблема силы духа |
«Выпрямила» | Успенский | проблема влияния искусства на внутренний мир человека |
«И грянул гром» | Бредбери | проблема влияния поступков человека на развитие общества |
«Земляничное окошко» | Бредбери | проблема тоски по родному дому |
«Портрет» | Гоголь | проблема влияния искусства на человека; предназначение художника |
«Чем люди живы» | Толстой | проблема человеколюбия, веры |
«Мартин Иден» | Дж.Лондон | проблема самосовершенствования; проблема борьбы с общественным мнением; проблема самореализации человека |
«Золотая роза» | Паустовский | так как это серия рассказов, то в каждом из них поднимается своя проблема |
Чтобы систематизировать все проблемы и произведения к ним, лучше всего завести отдельную папку или тетрадь, где в виде таблицы также вы будете оформлять аргументы. Эти лишние полчаса, потраченные на работу с таблицей будут однозначно того стоить, когда перед экзаменом непосредственно вы откроете тетрадь для повторения, ведь воспринимать информацию таким образом будет гораздо легче.
Источник: https://www.abitura.pro/news/entries/sochinenie-ege-po-russkomu-argumenty
Аргументы к сочинению на ЕГЭ по русскому языку
Аргументы из рассказа М.Шолохова “Судьба человека”.
Проблема |
Пример |
1)Проблема ужаса войны |
В рассказе М.А. Шолохова «Судьба человека» эта проблема раскрывается на образе Андрея Соколова, который был строителем, человеком мирной профессии. На войне он стал одним из бойцов, частью войска. Война перечёркнула жизнь героя, как и жизнь всей страны. Он остался без семьи: жены, дочерей и сына. Все уничтожила война. Весь путь унижений, испытаний, лагерей – это борьба человека и бесчеловечной машины, которая загубила миллионы невинных жизней. |
2)Проблема патриотизма |
Обратите внимание В рассказе М. Шолохова “Судьба человека” получили развитие идеи великой ненависти мирных советских людей к войне, к фашистам “за все то, что причинили они Родине”, и в то же время – великой любви к Родине, к народу, которая хранится в сердцах солдат. Автор показывает красоту души и силу характера русского человека, который жизнью жертвует ради Отечества. |
3)Проблема любви, счастья |
Ах, как любил свою жену герой рассказа М. Шолохова «Судьба человека», как ценил свое маленькое семейное счастье, где было трое детей! В это и был смысл его жизни – жить ради любимой женщины и дорогих детей! Ног посмотрите, как судьба все переворачивает, оставляя его одиноким. Но выдюжит Соколов, не сломается, а счастье обретет в маленькой семье, где главным человеком станет усыновленный Ванюша. Жизненный смысл есть! Он заключается в счастье сына! |
4)Проблема нравственности |
Война для героя рассказа М.А. Шолохова «Судьба человека» Андрея Соколова – это не только бесчеловечная машина, уничтожающая всё живое, но и испытание на человеческое достоинство. В лагере он впервые убивает человека, не немца, а русского, со словами: «Да какой же он свой?». Это и испытание потерей «своего». Попытка бегства оказывается неудачной, так как таким способом из-под власти уйти нельзя. Сцена в комендантской, когда он не стал пить за победу Германии, а сказал о том, что думал, доказывает, что герой – это человек, для которого в этой ситуации высшее благо – смерть. Этот поступок вызывает уважение даже у врага – садиста-коменданта. Сила человеческого духа побеждает! Герой остаётся жив. |
5)Проблема чести и достоинства русского солдата |
“Как будем харчи делить?” – спрашивает его сосед по нарам, а у самого голос дрожит. “Всем поровну”,– ответил Соколов. Дождались рассвета. Хлеб и сало резали суровой ниткой. Досталось каждому хлеба по кусочку со спичечную коробку. Такое нравственное поведение в тяжкие годы испытаний достойно уважения. |
6)Проблема силы духа |
Сила духа помогает Андрею Соколову, герою рассказа М. Шолохова, сохранить в себе человеческое достоинство. Сначала детдом, затем война. После бегства Соколов попадает не в лагерь, а в стрелковую часть. И тут ещё одно испытание – весть о смерти жены Ирины и дочерей. А в День Победы Соколов теряет своего сына. Самое большое, что даёт ему судьба, – это увидеть мёртвого сына перед тем, как похоронить его в чужой земле. Сколько же нужно силы, чтобы сжать в комок эту щемящую боль! Но герой делает это и продолжает жить! |
7)Проблема милосердия, смысла жизни |
Важно Проблему милосердия поднимает М. Шолохов и в рассказе «Судьба человека». В первый же послевоенный год Андрей Соколов возвращается к мирной профессии и случайно встречает маленького мальчика Ваню. У героя появляется цель, появляется человек, ради которого стоит жить. Да и Ваня тянется к Соколову, обретает в нём отца. Не смогла война уничтожить человеческое в человеке, не сломала его. |
8)Проблема семьи |
Семья для Андрея Соколова была тем нравственным стержнем, который составляет суть человека. Он горячо любил жену, детей, а война отняла у него все. Но герой не сломался, он вновь создал маленькую семью, усыновив Ванюшу. Теперь есть ради кого жить и трудиться. |
9)Проблема роли книги в жизни человека, роли искусства |
Считаю, что каждый должен прочитать рассказ М.Шолохова «Судьба человека», потому что он учит нравственной стойкости, патриотизму, жизненной осмысленности, силе духа. Это настольная книга для молодого человека, воспитывающая его и наставляющая на путь истинный. |
10)Проблема воспитания |
Убежден, что Андрей Соколов, прошедший ад Великой Отечественной войны, достойно воспитает мальчика Ванюшу, которого он усыновил. Нравственно стойкий человек, гуманный, целеустремленный, разовьет в сыне самые лучшие мужские качества, и вырастет из мальчика достойный гражданин, настоящий человек. |
11)Проблема исторической памяти |
М. Шолохов в рассказе «Наука ненависти» с потрясающей детальностью показывает читателю ужасы войны, чтобы напомнить людям о той цене, которую заплатила наша страна за Победу, за счастливую, мирную жизнь детей и внуков. Страшные картины изнасилованной и убитой девочки и зверски порубленных на куски красноармейцев – это напоминание о том, чего забывать нельзя. |
12)Проблема трусости, предательства |
А вот Андрей Соколов в рассказе М.Шолохова на предательство не способен, потому что не трус. Он Он отказался в лагере пить за победу фашистской Германии. Такое поведение вызывает уважение. |
13) Проблема героизма |
Я считаю героической жизнь Андрея Соколова из рассказа М.Шолохова «Судьба человека». Судите сами: он потерял всю семью (жену и троих детей), прошел ад Великой Отечественной войны, но остался человеком, способным на великий нравственный поступок – усыновление сироты Ванюши. Все потеряв, начинает жизнь сначала! Это героизм, величайший нравственный подвиг! |
14) Проблема одиночества |
В рассказе М.А.Шолохов «Судьба человека» Андрей Соколов потерял на войне всю семью: от бомбёжки погибли жена и дочери, разрушен дом, в День Победы погиб старший сын. Герой очень одинок, но одинок и мальчик-сирота Ваня, который остался без родителей. У него нет ни семьи, ни дома. И эти два человека объединились в семью, чтобы попытаться быть счастливыми! |
15) Проблема войны и мира. |
Совет Войне, ужасу потерь, разрухи и голода М.Шолохов в рассказе «Судьба человека» противопоставляет мир детей и семьи. Мы видим, что Андрей Соколов, потеряв всех родных, усыновляет сироту Ванюшу и начинает жизнь с чистого листа. Так хочется верить, что у этой маленькой семьи все получится, рядом с надежным отцовским плечом вырастет настоящий человек – Иван Соколов! |
<\p>
Источник: https://pedsovet.org/publikatsii/russkiy-yazyk/argumenty–k-sochineniyu-na-ege-po-russkomu-yazyku