Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни

Литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни?

Понимать эти слова следует буквально, никакого скрытого смысла в них нет.

Что бы ни писал человек, им всегда двигала необходимость сохранить и передать информацию максимально возможному количеству людей независимо от того, где он находится сейчас, со многими ли общается и не помрёт ли прямо завтра.

Учебник математики, инструкции по вязанию или печальная повесть о любви — всё это пища для ума, потому что даже в вымышленных историях из жизни никогда не существовавших людей есть пища для ума и чувства читающего.

Наш мозг должен думать, на чём-то тренироваться, и даже простая мысль о том, что не во всём мире принято смотреть на окружающую действительность так, как это заведено в родимом Скотопригоньевске, может привести к потрясению косного разума и подтолкнуть его к неординарному созидательному мышлению не меньше, чем литература, прагматически рассчитанная на развитие интеллектуальных способностей.

Обратите внимание

Просто говоря: человек всё время чему-то учится, даже не осознавая этого, и литература помогает ему прикоснуться к другим мнениям, воззрениям, повествованиям о пробах, ошибках и успехах, которые он сам не в состоянии прожить физически за свою жизнь.

Каждый из нас ознакомился с законом всемирного тяготения, начав ходить и неоднократно упав.

Некоторые вещи просто необходимо освоить лично, физически, а затем приходит время, когда требуется ознакомиться с концентрированным коллективным опытом человечества и осмыслить его.

Где бы мы были, если бы каждый должен был бы набить абсолютно все шишки и прийти ко всем выводам лично или на опыте лишь самого ближайшего окружения? Среди отсталых племён Африки, Латинской Америки или аборигенов Австралии.

Любой народ, не создавший письменность и не начавший её активно употреблять, очень скоро останавливается в своём развитии и не идёт дальше уровня каменного века. Обратите внимание на то, как замедлялось или ускорялось развитие европейской цивилизации в зависимости от уровня грамотности населения, дешевизны и доступности письменных источников.

Население античной эпохи было относительно немногочисленным (по сравнению с нашим временем), папирус дешевым, профессия переписчика — распространённой и востребованной. В результате был заложен культурный (во всех смыслах, в том числе научный и юридический) фундамент западной цивилизации.

В средние века книга стала предметом роскоши. Материал, на котором её писали — пергамент, дороже, чем содержание. Появились палимпсесты — книги, с которых был соскоблен первоначальный текст и написан новый.

Так, ощутив в XIII веке нехватку книг для ведения литургии, монахи уничтожили переписанную тремя веками ранее копию трудов Архимеда. Та же судьба постигла сочинения Софокла, которые уничтожили четыре века спустя после копирования.

Так прекращалась эстафета передачи знаний.

Эпоха Возрождения не случайно совпала с проникновением в Европу двух важнейших китайских изобретений: бумаги и книгопечатания. Значительно возросшему населению требовалось гораздо больше книг, чем могли создать все переписчики, работая денно и нощно, цена на книги значительно упала, делая их доступными для гораздо большего круга читателей.

Важно

Эпоха Просвещения началась составлением и изданием качественно новых книг — энциклопедий и первых попыток в жанре научно-популярной литературе. Последовавшая затем НТР явилась прямым следствием распространения грамотности и возможности немедленно делиться полученными знаниями.

Прав был Д. С. Лихачёв. Там, где нет книг, человечество дичает, ибо лишается опыта предков.

Источник: http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2305314-literatura-dajot-nam-kolossalnyj-obshirnejshij-i-glubochajshij-opyt-zhizni.html

Текст ЕГЭ. Д.С. Лихачев. Тема: Литература, телевидение

 Текст ЕГЭ. Д.С. Лихачев. О литературе, телевидении.

Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой — нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни.

Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание — понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми. Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах.

А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится — вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать.

Если первый раз прочли произведение невнимательно — читайте еще раз, в третий раз.

У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку(когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим.

«Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках — то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели.

Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать. Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и радоваться предстоящему. Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будими-ровиче, другую былину о Добрыне Никитиче, Повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. А дома отец и мать любили читать вечерами. Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. Читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы: все, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.

«Незаинтересованное», но интересное чтение — вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все — она модная. Умейте читать с интересом и не торопясь.

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует — как смотреть и что смотреть. Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором. Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классической. Это значит, что в ней что-то существенное есть. А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Классическое произведение — то, которое выдержало испытание временем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня.

Поэтому надо читать и современную литературу. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны.

Совет

Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, — свое время.

<\p>

Источник: https://rustutors.ru/vsetekstiege/literatura/662-tekst-ege-ds-lihachev-tema-literatura-televidenie.html

Сборник идеальных эссе по обществознанию

(1)Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе? (2)Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни.

(3)Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. (4)Одним словом, делает вас мудрыми. (5)Но все это делается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи.

(6)Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. (7)А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать.

(8)Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте еще раз, в третий раз.

(9) У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим.

(10) «Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (11)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках – то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели.

(12)Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать.

(13) Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и порадоваться предстоящему.

(14)Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. (15)Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. (16)А дома отец и мать любили читать вечерами.

(17)Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. (18)Помню, как читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы – все, что нравилось им и постепенно начинало нравиться и нам. (19) «Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

(20)Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. (21)Умейте читать с интересом и не торопясь.

(22)Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? (23)Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть.

(24) Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (25)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (26)Но я говорю: смотрите с выбором. (27)Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (28)Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (29)Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (30)Это значит, что в ней что-то существенное есть. (31)А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас? (32)Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. (33)С ним вы не потеряете своего времени. (34)Но классика не может дать ответ на все вопросы сегодняшнего дня. (35)Поэтому надо читать и современную литературу. (36)Только не бросайтесь на каждую модную книгу. (37) Не будьте суетны. (38)Ведь суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время. (По Д.С. Лихачеву) Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999 г.г) – советский и российский филолог, искусствовед, сценарист, академик Российской академии наук

Дмитрий Сергеевич Лихачев в прочитанном мною тексте заставляет задуматься над такой актуальной в нашем мире проблеме, как чтение.

Эта тема волнует многих, потому что в наш век развитых информационных технологий современный человек все меньше и меньше отводит времени  бумажной книге.

Сейчас, как верно замечает автор, люди читают больше «для галочки»: то, что надо прочесть «(по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия)», а не для собственного удовольствия.

  По мнению автора, читать литературные произведения необходимо «в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке» для того, чтобы открылось самое главное: что хотел писатель донести до сердца, до души читателя, взявшего  книгу.

«Незаинтересованное», но интересное чтение — вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека» — говорит Лихачев.

Читайте также:  Сочинение характеристика остапа и андрия

Литература же, по мнению Дмитрия Сергеевича, при «полном погружении» может сотворить с человеком удивительное: сделать интеллигентным, развить «не только чувство красоты, но и понимание жизни, всех её сложностей» и многое, многое другое.

Позиция же автора заключается в том, что читать нужно больше и читать «с величайшим выбором». Лихачев призывает нас не тратить самый большой и самый драгоценный капитал, которым мы обладаем, — свое время на «суетность»,

Источник: https://neznaika.info/check/rus-write/2297.html

Конспект урока русского языка в 9 классе» Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА.»

Урок русского языка в 9 классе.

Тема урока: Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА.

Цели урока:

  1. Формировать основные навыки работы с текстом: учить видеть структуру текста, выявлять микротемы, находить тезисы и аргументы, различать главную и второстепенную информацию.

  2. Закрепить навыки краткого пересказа текста, соблюдая логиеские связи между его частями.

  3. Учить сжимать текст при помощи основных приемов: обобщения и исключения.

  4. Продолжить воспитание у школьников любви к книге и чтению.

Тип урока: урок развития речи.

Оборудование: текст Д.С. Лихачева для написания сжатого изложения ( из сб. «Диктанты и изложения по русскому языку». Изд. «Экзамен» Москва 2012)

Ход урока.

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение ученикам темы и целей урока.

  3. Вступительное слово учителя.

Ребята, вы знаете, что одной из частей экзаменационной работы по русскому языку является написание сжатого изложения. Такой вид работы с текстом предполагает знание структуры текста, правильное выделение его смысловых частей, умение использовать приемы сжатия текста.

— Что означает слово «сжатое»?

— Какие приемы сжатия текста нам известны?

На партах у учащихся : текст Д.С. Лихачева для написания сжатого изложения ( из сб. «Диктанты и изложения по русскому языку». Изд. «Экзамен» Москва 2012).

Текст Д.С. Лихачева.

Каждый человек обязан заботиться о своем интеллектуальном развитии. Это обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.

Обратите внимание

Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллекту-ального развития – чтение. <\p>

Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям куль-

туры необходимо развивать в себе. Интерес может быть в значительной мере <\p>

результатом самовоспитания.

Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. Одним словом, делает вас мудрыми.

Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи. Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах.

А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать.

Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтбы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть.

Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, ко-торые важнее и интереснее, чем многие передачи. Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. Но я говорю: смотрите с выбором.

Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры. Чтобы стать классикой. Это значит, что в ней что-то существенное есть.

Важно

А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?

Классическое произведение – то, которое выдержало испытание време-нем. С ним вы не потеряете своего времени. Но классика не может ответить на все вопросы сегодняшнего дня.

Поэтому надо читать и современную лите-ратуру. Не бросайтесь только на каждую модную книгу. Не будьте суетны.

Совет

Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, — свое время.

4.Работа по тексту.

  1. Прочитайте текст. К какому типу речи он относится? (Рассуждение).

  2. Какова основная мысль текста? (Основная мысль: чтение – основной способ интеллектуального развития человека).

  3. Вспомните определение основных понятий: микротема, тезис, аргумент.

  4. Как можно озаглавить текст? «Чтение – основа развития человека»,«Любите читать».

  5. Из скольких частей состоит текст? Текст состоит из шести частей.

  6. Выделите основные мысли каждой из микротем.

№ абзаца Микротема

1 Каждому человеку нужно заботиться о своем <\p>

интеллектуальном развитии.

2 Чтение – основной способ интеллектуального

развития.

3 Интерес к чтению – результат <\p>

самовоспитания.

4 Читать нужно с удовольствием, тогда <\p>

литература дает понимание жизни. <\p>

5 Читать нужно больше и с величайшим <\p>

выбором.

6 Нужно читать не только классику, но и <\p>

современную литературу. Главное – не быть

суетным, не терять время.

  1. Поскольку данный текст относится с рассуждению, необходимо выделить тезис и аргументы автора.

Тезис: Чтение – основной способ интеллектуального развития человека.

Аргументы: 1)Необходимо развивать в себе интерес к чтению. 2) Чтение с удовольствием делает человека мудрым и развивает понимание жизни. 3)Читайте больше и с величайшим выбором. 4)Современная литература дает ответы на вопросы сегодняшнего дня.

8.Работа над сжатием текста.

Мы будем сжимать текст при помощи способов исключения и обобщения информации.

В своей работе мы объединим первые три абзаца исходного текста:

Каждый человек должен заботиться о своем интеллектуальном развитии при помощи чтения. Оно должно быть интересным читателю. Интерес к чтению – результат самовоспитания человека.

В первом предложении обозначается тезис автора. Используем обобщение близких по смыслу предложений, объединяя их в одно. Далее используем прием исключения однородных членов и замену сложного предложения простым.

В следующем абзаце следуют аргументы-доказательства авторского тезиса. <\p>

Литература дает жизненный опыт, делает человека мудрым и интеллигентным, развивает понимание жизни.

Все это возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, вникаете в каждую мелочь. Смотрите телепередачи и читайте книги с серьезным выбором. Не растрачивайте время на несущественные произведения.

Уделяйте внимание как классической, так и современной литературе. Она даст ответы на вопросы сегодняшнего дня.

Здесь мы исключили повторы слов (понимание, мелочи), авторское пояснение в скобках (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), вопросительные предложения. Конструкции предложений сделали более простыми. Обобщаем предложения, связанные одной мыслью.

Далее следует заключение:

Поэтому больше читайте, но не будьте суетны в своем выборе литературы. Это убережет вас от потери самой большой ценности — времени.

Мы заменили часть предложения местоимением, устранили повторы слов, однородных членов предложения. Обобщили предложения, близкие по смыслу.

Совет

Логические связи между частями текста обеспечивают слова одной тематической группы (книга, чтение, литература), резюмирующие слова (поэтому), использование личных и указательных местоимений.

5.Подведение итогов урока.

Какие приемы сжатия текста мы использовали?

Все ли цели урока были достигнуты?

Источник: https://infourok.ru/material.html?mid=105436

По тексту Лихачёва. Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются…

Какова роль книг в жизни человека? В чём заключается сила их воздействия? Без каких книг жить нельзя? Эти и другие вопросы возникают у меня после прочтения текста Д.С.Лихачёва.

Дмитрий Сергеевич Лихачёв в своём тексте поднимает проблему роли книг в жизни человека. Он считает, что «литература даёт нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни». Она формирует личность, «делает вас мудрыми». Филолог подчёркивает, что происходит это только тогда, когда мы читаем, «вникая во все мелочи», потому что часто главное кроется в мелочах.

И читать надо с удовольствием.  «Умейте читать с интересом и не торопясь». Да и читать надо те книги, которые выдержали испытание временем, – классику. Хотя, конечно, и современную литературу нужно знать. Академик заканчивает свои рассуждения по данной проблеме словами А.С.Пушкина: «Чтение – вот лучшее учение».

Проблема, которую поднимает автор, помогла мне вспомнить свои любимые книги и их значение для меня.

Позиция автора ясна и понятна: роль книг в жизни человека бесценна. Литература даёт человеку колоссальный жизненный опыт. Книги расширяют кругозор, учат нас думать, иметь собственное мнение. Книги формируют личность. Поэтому так важно любить читать.

Я полностью разделяю точку зрения автора. Книги играют очень важную роль в жизни человека, особенно ребёнка. Они формируют жизненные взгляды, принципы, увлечения.

К сожалению, нельзя отрицать, что сегодня мы стали гораздо меньше читать, оправдывая это нехваткой времени. Но на развлечения, телевидение, интернет времени хватает.  Наши родители мало читают.  Не замечая этого, мы обкрадываем сами себя.

Обратите внимание

  О роли книг писали многие классики, показывая огромную роль книг в формировании личности. Попробую это доказать.

Вспомним бессмертную комедию А.С.Грибоедова «Горе от ума», где Фамусов и московское общество боятся, как огня, книг, просвещения.

Почему? Они хотят остановить время, сохранить сложившийся уклад жизни, где процветает кумовство и лесть.  А удержать можно только невежеством.

«Ученье – вот чума, учёность – вот причина», – говорит Фамусов, предлагая сжечь все книги.  Невежественными людьми легче управлять. У них нет,  и не может быть собственного мнения.

В романе-антиутопии «451 градус по Фаренгейту» американский фантаст  Рэй  Бредбери  описал общество, где книги тоже считаются главным злом. Их запрещено не только читать, но даже иметь. Если пожарные получают сигнал, что у кого-то есть книги, их сразу сжигают, а владельца наказывают. Виноваты в этом сами люди. Когда-то они перестали читать.

Кучка людей воспользовалась этим, понимая, что необразованными людьми, лишёнными памяти, погрязшими в плену материальных ценностей, легче управлять и манипулировать. И у них это успешно получается. Правда, растёт число суицидов, летают бомбардировщики по ночам, а в конце романа город гибнет от удара ядерной бомбы.

Не читая книги, не думая, люди превратились в бумажные салфетки, которые используют и выкидывают за ненадобностью.

Таким образом, книги играют важную роль в формировании личности человека. Они учат нас понимать жизнь, развивают в нас чувство красоты, расширяют наш кругозор. Книги – наши лучшие друзья и советчики. Читайте книги с удовольствием! Любите книги!

Источник: http://miheeva.tomsk.ru/kopilka-sochinenij/sochineniya-ege/po-tekstu-lixachyova-zamechali-li-vy-kakoe-bolshoe-vpechatlenie-proizvodyat-te-proizvedeniya-literatury-kotorye-chitayutsya/

Сочинение по тексту Д. Лихачева

Любите  читать!

(1)Замечаете ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой  и несуетливой обстановке.  (2)Литература дает вам колоссальный, обширный и глубочайший опыт жизни.

(3)Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не  только чувство красоты, но и понимание, — понимание жизни, всех ее сложностей, служит нам проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей, — одним словом, делает вас мудрыми. (4)Но все это дается вам только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи.

(5)Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. (6)А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому что то или иное произведение надо прочесть (по школьной программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это делать.

(7)Если первый раз прочли произведение невнимательно, — читайте еще раз, в третий раз.

(8)У человека должны быть любимые  произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происходящему с вами или с кем-либо другим.

(9)Умейте читать не только для школьных ответов  и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. (10)Умейте читать с интересом и не торопясь.

(11)Постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете, сядьте с книгой поудобнее  и вы поймете, что есть много книг, без которых  нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи по телевизору или игры в сетях Интернет. (12)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор   пользоваться сетями Интернет.

(13)Но я говорю: тратьте время свое на то, что достойно этой траты. (14)Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (15)Обретите сами этот свой выбор и никому не подчиняйтесь в выборе чтения, кроме той силы, которую приобрела в истории человеческой культуры книга классическая.  (16)Классическое произведение —то, которое  выдержало испытание временем. (17)Это значит, что в нем существует важное  и значимое для всего человечества, а значит и для тебя. (18)Не пренебрегайте чтением и современной литературы. (19)Она поможет вам найти ответы на вопросы сегодняшнего дня. (20)Не будьте суетны. (21)Суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, которым он обладает, — свое время.

Читайте также:  Что помогает человеку преодолеть страх?

                                                                                                                                            (Д. Лихачев)

Автор работы: Мария Устюжанина

Какое место занимает литература в жизни людей? Что нам дает чтение? Как правильно выбирать книги? Насколько важно читать книгу «бескорыстно», с интересном? Академик Дмитрий Лихачёв предлагает нам поразмышлять над проблемой правильного чтения.

В тексте речь идёт о том, что книги и чтение могут стать образом жизни каждого человека, стоит только подобрать правильную книгу, ведь она, по словам Лихачёва, служит «проводником  в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед нами сердца людей». Литература имеет огромное значение в жизни людей, она даёт нам «колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни», несёт мудрость, обогащает внутренний мир человека, воспитывая его.

Д. С. Лихачёв призывает нас читать книги осмысленно, вдумчиво, вникая в каждую мелочь, ведь именно в мелочах кроется самое интересное и загадочное. Погружаться в чтение нужно не ради кого-то, а для себя.

Важно

Автор считает, что наиболее важной является классическая литература, выдержавшая испытание временем, но он не отвергает и современную литературу, ведь на многие вопросы нашего времени может ответить только она.

А для того чтобы по-настоящему понять и полюбить книгу, необходимо неоднократно её перечитать.

Я хочу поддержать точку зрения Д. С. Лихачёва: литература развивает в нас «чувство красоты и понимание жизни». Читая классику, я тоже чувствую, что «автору есть что сказать, есть чем (…) поделиться и он умеет это сделать».  Для меня нет ничего более прекрасного, чем взять в руки хорошую книгу и погрузиться в мир героев.

Татьяна Ларина, главная героиня романа в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин», питала к книгам такую же сильную любовь, какую питаю и я.

«Теперь с каким она вниманьем/ Читает сладостный роман,/ С каким живым очарованьем/ Пьет обольстительный обман!» Татьяна читала книги, воображая себя на месте главных героинь романов: погрузившись в чтение с головой, она разделяла с ними чувства, владеющие ими.

Незабываемые минуты я провела с романом–эпопеей Л. Н. Толстого «Война и мир». Переживая за Андрея Болконского, волнуясь за судьбу Марьи Болконской, удивляясь поступкам Пьера Безухова, я читала страницу за страницей.

Княжна Марья сразу же полюбилась мне, и я не могла оставить книгу закрытой: переживания за княжну заставляли меня вновь и вновь открывать полюбившийся мне роман.

 А какую радость я испытала, когда узнала, что Марья обрела наконец счастье с Николаем Ростовым, нельзя передать словами.

Чем больше книг я читаю, тем чаще нахожу «свои» книги, тем больше понимаю слова Лихачева: «есть много книг, без которых жить нельзя».

Источник: http://russkiy-na-5.ru/articles/975

Вариант 6

Задание 25.

Напишите сочиненте по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Свое мнение аргументируйте, опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента).

Объем сочинения — не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляеь собой пересказанные или полностью переписанный исходный текст,без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аакуратно, разборчивым почерком.

Текст 6

Исходный текст.
(1)Каждый человек обязан (я подчеркиваю – обязан) заботиться о своем интеллектуальном развитии. (2)Это его обязанность перед обществом, в котором он живет, и перед самим собой.
(3)Основной (но, разумеется, не единственный) способ своего интеллектуального развития – чтение.
(4)Чтение не должно быть случайным.

(5)Это огромный расход времени, а время – величайшая ценность, которую нельзя тратить на пустяки. (6)Читать следует по программе, разумеется не следуя ей жестко, отходя от нее там, где появляются дополнительные для читающего интересы. (7)Однако при всех отступлениях от первоначальной программы необходимо составить для себя новую, учитывающую появившиеся новые интересы.

(8)Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего. (9)Интерес к чтению вообще или по определенным отраслям культуры необходимо развивать в себе. (10)Интерес может быть в значительной мере результатом самовоспитания.

(11)Составлять для себя программы чтения не так уж просто, и это нужно делать, советуясь со знающими людьми, с существующими справочными пособиями разного типа. (12)Опасность чтения – это развитие (сознательное или бессознательное) в себе склонности к «диагональному» просмотру текстов или к различного вида скоростным методам чтения.
(13)«Скоростное чтение» создает видимость знаний.

(14)Его можно допускать лишь в некоторых видах профессий, остерегаясь создания в себе привычки к скоростному чтению, оно ведет к заболеванию внимания.

(15)Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе или при какой-нибудь не очень сложной и не отвлекающей внимания болезни?
(16)Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни.

(17)Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. (18)Одним словом, делает вас мудрыми.
(19)Но все это дается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи.

(20)Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. (21)А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать.

(22)Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте еще раз, в третий раз.

(23)У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим.

(24)«Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (25)Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках – то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели.

(26)Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать.

(27)Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и радоваться предстоящему.

(28)Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. (29)Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. (30)А дома отец и мать любили читать вечерами.

Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. (31)Читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы – все, что нравилось им и что постепенно начинало нравиться и нам.
(32)«Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека. (33)Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. (34)Умейте читать с интересом и не торопясь.
(35)Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? (36)Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть.
(37)Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (38)Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (39)Но я говорю: смотрите с выбором. (40)Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (41)Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (42)Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (43)Это значит, что в ней что-то существенное есть. (44)А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас?
(По Д.С.Лихачеву)

Дмитрий Сергеевич Лихачев (1906-1999) — филолог, культуролог, искусствовед, академик РАН.

ШАГ 1. Прочитайте внимательно текст.

Совет

В процессе чтения подчёркивайте слова и выражения, которые непонятны и нуждаются в пояснении. Если значение слова или выражения вам непонятно, не используйте его при написании собственного текста. Важно, чтобы текст, который вы прочитали, был абсолютно понятен.

Слова и выражения, требующие дополнительного пояснения:

Отрасль культуры — направление, вид, тип культуры.

Кроется — скрывается, спрятано.

Трата — использование.

Сообразуясь — опираясь.

ШАГ 2Сформулируйте в двух-трёх предложениях одну из проблем, поставленных автором текста.

Для этого подберите, выделите в тексте или сформулируйте самостоятельные фразы, способствующие пониманию авторской мысли. Проблема, о которой вы собираетесь писать, должна быть понятна вам и поставлена автором текста.

Примеры фраз из текста:

 — Основной (но, разумеется, не единственный) способ интеллектуального развития — чтение.

 — Чтение, для того чтобы оно было эффективным, должно интересовать читающего.

 — Литература дает нам коллосальный, обширнейший и глубочайшй опыт. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувства, но и понимание — понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей.

 — Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой.

Прмеры собственных формулировок:

 — Автор ставит перед нами актуальнейшую проблему современного общества: что же такое эффективное чтение.

 — Книга не просто дает человеку запас знаний, она учит его пониманию жизни. Именно такую проблему ставит перед читателями Д. С. Лихачёв.

 — «Бескорыстное» чтение … Что это такое? Возможно ли оно сегодня?

 — Автор объясняет, что важно всё: и выбор читаемого произведения, и его понимание. 

 — Может ли чтение стать в наши дни любимым занятием? Как подходить к выбору книг? О чем следует читать и как понимать прочитанное? Эти проблемы ставит перед нами академик Д. С. Лихачёв.

 — Автор размышляет о том, что чтение является неотъемлемой частью интеллектуального развития человека.

 — Предложенный нам текст Д. С. Лихачёва интересен прежде всего тем, что в нем объясняется значение чтения в формировании и развитии человеческой личности.

ШАГ 3.

 Прокомментируйте сформулированную проблему, включив в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).

Следите за фактической точностью в комментариях, не пересказывайте текст. Когда вы приводите иллюстрацию-пример, она не должна быть формальной. Здесь необходимо продемонстрировать ваше понимание текста.

Возможные варианты начала комментариев:

— Автор текста показывает, что …

 — Говоря о чтении, Д. С. Лихачёв …

 — Автор стремится привлечь читателя к …

 — В качестве доказательства своей мысли автор текста опирается …

ШАГ 4Сформулируйте в одном-двух предложениях позицию автора (рассказчика).

Следите за чёткостью своей формулировки. Сформулированная вами авторская позиция должна опираться на прочитанный текст.

Возможные варианты начала формулирования позиции автора:

 — Автор утверждает, что …

 — Авторская позиция понятна: …

Читайте также:  10 интересных фактов о есенине

 — Автор, безусловно, прав, утверждая, что …

 — Безусловно, нельзя не признать правоту автора … 

 — Д. С. Лихачёв акцентирует внимание на следующей мысли: …

 — Позиция автора принципиальна …

ШАГ 5. Выразите своё согласие или несогласие с точкой зрения автора про- читанного текста.

Аргументируйте свою позицию, приведя 2 аргумента. Первый аргумент должен быть основан на вашем читательском опыте. Вы, так же как и автор, в качестве аргумента (примера-иллюстрации) можете привести книгу (книги), чтение которой (которых) оказало влияние на ваше интеллектуальное, эстетическое, духовно-нравственное развитие.

Примеры произведений, опираясь на которые можно раскрыть проблему чтения и его роли в жизни человека:

Г. Р. Державин «Памятник» (1795).

А. С. Пушкин «Свободы сеятель пустынный…» (1823), «Пророк» (1826), «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…» (1836), «Брожу ли я вдоль улиц шумных… » (1829), «Поэту» (1830), «Маленькие трагедии» (1830), «Евгений Онегин» (1823-1831).

М. Ю. Лермонтов «Пророк» (1841), «Листок» (1841), «Герой нашего времени» (1838-1839).

Ф. И. Тютчев «Нам не дано предугадать… » (1869).

Обратите внимание

И. С. Тургенев «Певцы» (1852), «Разговор» (1878), «Русский язык» (1882), «Отцы и дети» (1862).

Ф. М. Достоевский «Преступление и наказание» (1866).

Л. Н. Толстой «Война и мир» (1863-1869).

М. И. Цветаева Из цикла «Стихи к Блоку» («Имя твое — птица в руке …») (1916).

О. Э. Мандельштам «Звук осторожный и глухой…» (1908), «Равноденствие» («Есть иволги в лесах, и гласных долгота…») (1913), «Бессоница. Гомер. Тугие паруса…» (1915).

У. Шекспир «Ромео и Джульетта» (1595), «Гамлет» (1601).

Аргумент, основанный на вашем читательском опыте, должен состоять из четырёх-пяти предложений и обосновывать целесообразность использования того или иного художественного текста.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на читательском опыте:

— Проблема … поднимается в произведении …

— Вопрос о … традиционен как для русской, так и для европейской литературы. Например, …

— Размышляя о …, можно обратиться к произведению…

— В этом году я читал произведение, в котором ….

— О проблеме чтения …

 — Книга способна …

 — В книгах …

Второй аргумент должен быть основан на знаниях и жизненных наблюдениях. Вы можете рассказать о том, встречалась ли в вашей жизни ситуация, когда было необходимо посмотреть на окружающую природу свежим взглядом.

Аргумент, основанный на ваших знаниях и жизненных наблюдениях, должен состоять из трёх-четырёх предложений и обосновывать причины вашего обращения к тем или иным позициям, к жизненным обстоятельствам.

Возможные варианты начала аргументации, основанной на знаниях и жизненных наблюдениях:

— Однажды я прочитал (прочитала) …

— Я обратил (обратила) внимание на …

— Я уверен (уверена), что …

— Мне близка точка зрения автора, так как …

— Я хочу рассказать о …

ШАГ 6. Написание заключительного предложения сочинения.

Данная часть необходима для того, чтобы придать собственному тексту логическую завершённость, композиционную целостность, подвести итог своего сочинения.

Возможные варианты начала заключения:

— Автор заставляет задуматься о том, …

— После прочтения этого текста …

— Я понял …

— Итак, …

— Таким образом, в заключение …

 — Для меня ….

ШАГ 7Прочитайте внимательно пример сочинения по исходному тексту.

Обратите внимание на композицию текста, аргументацию и комментарии.

Пример сочинения по данному тексту с учетом вышеизложенных рекомендаций:

Может ли чтение стать в наши дни любимым занятием? Как подходить к выбору книг? О чем следует читать и как понимать прочитанное? Эти проблемы ставит перед нами Д. С. Лихачев. Говоря о чтении, автор дает конкретные советы, к которым стоит прислушаться.

Важно

Убеждающая, страстная интонация атора передается при помощи разнообразных средств выразительности, среди которых тропы: метафоры («служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей»), эпитеты («величайшая ценность», «колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт»).

Автор стремится привлечь внимание читателя, рассказывая о своем учителе литературы, который в годы Великой Отечественной войны открывал своим ученикам мир книги, «умел прочесть, … умел объяснить прочитанное, посмеяться …, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя».

Позиция автора принципиальна: книги необходимы человеку, так как влияют на его интеллектуальное, духовно-нравственное, художественное развитие.

Грамотно подобранная книга способна изменить человека. В качестве примера предлагаю обратиться к неповторимому, очаровательному образу Татьяны Лариной, созданной А. С. Пушкиным на страницах романа «Евгений Онегин». Героиня оказалась не похожей ни на кого, так как огромное влияние на нее оказали книги: именно благодаря им Татьяна стала «милым идеалом» поэта.

Я обратил (обратила) внимание на то, что у тех моих друзей, кто мало читает, бедный словарный запас. Ребята с трудом могут подобрать синонимы, заменить сказанную фразу. Мне жаль их: они лишают себя того интеллектуального наслаждения, которое может дать только книга.

После прочтения текста, написанного Д. С. Лихачёвым, я еще раз убедился (убедилась) в верности моего профессионального выбора: стать журналистом.

ШАГ 8Напишите свой вариант сочинения по данному тексту, используя рекомендации и образец. Следите за своими формулировками. Избегайте повторов фраз и мысли. Не торопитесь.

Следите за правильным написанием слов и грамотной расстановкой знаков препинания. Если сомневаетесь в написании того или иного слова, подбирайте синонимы, меняйте формулировку.

Если сомневаетесь в постановке знака препинания, переформулируйте фразу.

Русский язык : 20 вариантов сочинений по прочитан- ному тексту для подготовки к единому государственному экзамену / Н.А. Миронова. — Москва : Издательство АСТ, 2017

Источник: http://cleverpenguin.ru/variant-6-3

Проблема правильного выбора литературы — Итоговое сочинение 2017 — 2018, готовые аргументы и тезисы

Категория: Примеры сочинений ЕГЭ по текстам

Сочинение ЕГЭ по тексту: «Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе…» (по Д.С. Лихачёву)
(И.П. Цыбулько, 7 вариант, задание 25)

Полный текст

(1) Замечали ли вы, какое большое впечатление производят те произведения литературы, которые читаются в спокойной, неторопливой и несуетливой обстановке, например на отдыхе? (2) Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни.

(3) Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты, но и понимание – понимание жизни, всех ее сложностей, служит проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей. (4) Одним словом, делает вас мудрыми. (5) Но все это делается только тогда, когда вы читаете, вникая во все мелочи.

(6) Ибо самое главное часто кроется именно в мелочах. (7) А такое чтение возможно только тогда, когда вы читаете с удовольствием, не потому, что то или иное произведение надо прочесть (по школьной ли программе или по велению моды и тщеславия), а потому, что оно вам нравится – вы почувствовали, что автору есть что сказать, есть чем с вами поделиться и он умеет это сделать.

(8) Если первый раз прочли произведение невнимательно – читайте еще раз, в третий раз.

(9) У человека должны быть любимые произведения, к которым он обращается неоднократно, которые знает в деталях, о которых может напомнить в подходящей обстановке окружающим и этим то поднять настроение, то разрядить обстановку (когда накапливается раздражение друг против друга), то посмешить, то просто выразить свое отношение к происшедшему с вами или с кем-либо другим.

(10) «Бескорыстному» чтению научил меня в школе мой учитель литературы. (11) Я учился в годы, когда учителя часто вынуждены были отсутствовать на уроках – то они рыли окопы под Ленинградом, то должны были помочь какой-либо фабрике, то просто болели.

(12) Леонид Владимирович (так звали моего учителя литературы) часто приходил в класс, когда другой учитель отсутствовал, непринужденно садился на учительский столик и, вынимая из портфеля книжки, предлагал нам что-нибудь почитать.

(13) Мы знали уже, как он умел прочесть, как он умел объяснить прочитанное, посмеяться вместе с нами, восхититься чем-то, удивиться искусству писателя и порадоваться предстоящему.

(14) Так мы прослушали многие места из «Войны и мира», «Капитанской дочки», несколько рассказов Мопассана, былину о Соловье Будимировиче, другую былину о Добрыне Никитиче, повесть о Горе-Злосчастии, басни Крылова, оды Державина и многое, многое другое. (15) Я до сих пор люблю то, что слушал тогда в детстве. (16) А дома отец и мать любили читать вечерами.

(17) Читали для себя, а некоторые понравившиеся места читали и для нас. (18) Помню, как читали Лескова, Мамина-Сибиряка, исторические романы – все, что нравилось им и постепенно начинало нравиться и нам. (19) «Незаинтересованное», но интересное чтение – вот что заставляет любить литературу и что расширяет кругозор человека.

(20) Умейте читать не только для школьных ответов и не только потому, что ту или иную вещь читают сейчас все – она модная. (21) Умейте читать с интересом и не торопясь.

(22) Почему телевизор частично вытесняет сейчас книгу? (23) Да потому, что телевизор заставляет вас не торопясь просмотреть какую-то передачу, сесть поудобнее, чтобы вам ничего не мешало, он вас отвлекает от забот, он вам диктует – как смотреть и что смотреть.

(24) Но постарайтесь выбирать книгу по своему вкусу, отвлекитесь на время от всего на свете тоже, сядьте с книгой поудобнее, и вы поймете, что есть много книг, без которых нельзя жить, которые важнее и интереснее, чем многие передачи. (25) Я не говорю: перестаньте смотреть телевизор. (26) Но я говорю: смотрите с выбором. (27) Тратьте свое время на то, что достойно этой траты. (28) Читайте же больше и читайте с величайшим выбором. (29) Определите сами свой выбор, сообразуясь с тем, какую роль приобрела выбранная вами книга в истории человеческой культуры, чтобы стать классикой. (30) Это значит, что в ней что-то существенное есть. (31) А может быть, это существенное для культуры человечества окажется существенным и для вас? (32) Классическое произведение – то, которое выдержало испытание временем. (33) С ним вы не потеряете своего времени. (34) Но классика не может дать ответ на все вопросы сегодняшнего дня. (35) Поэтому надо читать и современную литературу. (36) Только не бросайтесь на каждую модную книгу. (37) Не будьте суетны. (38) Ведь суетность заставляет человека безрассудно тратить самый большой и самый драгоценный капитал, каким он обладает, – свое время. (39) Помните, что писал Пушкин из Кишинёва брату Льву и сестре Ольге 31 июля 1822 года: «Чтение — вот лучшее учение». (40) Загляните в «Словарь языка Пушкина» на слова «книга» и «чтение». (41) Как много пишет Пушкин о чтении, об общении своих любимых героев с книгой.

<\p>

Книга – это такой предмет, без которого человек уже много лет не может существовать. Какое место занимает книга в жизни людей? Как правильно выбирать для чтения книги? Русский филолог, искусствовед Д.С. Лихачёв предлагает нам поразмышлять над проблемой правильного чтения.

Он пишет, что книги и чтение могут стать образом жизни каждого человека, стоит только подобрать нужную книгу, ведь она служит «проводником в другие эпохи и к другим народам».

Литература имеет огромное значение в жизни людей, она даёт нам «колоссальный, обширнейший  и глубочайший опыт жизни».

Совет

Позиция автора чётко прослеживается на протяжении всей статьи. Лихачёв призывает нас читать книги осмысленно, вдумчиво, «вникая в каждую мелочь», ведь именно в мелочах кроется самое интересное и загадочное. Автор считает, что  наиболее важной является классическая литература, но он не отвергает и современную литературу, потому что на многие вопросы нашего времени может ответить только она.

Я очень люблю читать и поэтому полностью поддерживаю точку зрения Лихачева: литература развивает в нас «чувства красоты и понимание жизни». Для меня нет большего счастья, чем взять хорошую книгу и погрузиться в мир героев.

У каждого человека, я думаю, есть свой любимый писатель или поэт. Мне больше всего нравятся произведения М.Ю. Лермонтова, в особенности его поэма «Мцыри». Когда мне бывает тяжело на душе, именно к этому произведению я обращаюсь.

Я восхищаюсь силой духа этого героя, его жаждой воли и свободы. Несмотря на то, что Мцыри долгое время провел в плену, а потом и на службе в монастыре, далеко от дома, ему все равно снился родной аул. Кровь отцов звала его на родину.

Три дня свободы – ради этого стоило жить.

Незабываемые минуты я провел с повестью Куприна «Гранатовый браслет». Такого отношения к женщине, такой любви как у Желткова, сейчас встретить невозможно. Я восхищаюсь этим человеком. Проявить такое искреннее чувство способен не каждый.

Чем больше книг я читаю, тем чаще нахожу «свои» книги, тем больше понимаю слова Лихачёва «…есть много книг, без которых жить нельзя».

(285 слов, не считая цитаты)

Источник: http://decsoch.ru/ege-rus/primery-sochinenij-ege-po-tekstam/problema-pravilnogo-vybora-literatury.html

Ссылка на основную публикацию