Образ и характеристика костылина в рассказе «кавказский пленник» (л. н. толстой)

Костылин

Второстепенный персонаж рассказа Льва Толстого «Кавказский пленник». Русский офицер, служит на Кавказе, попадает в плен к татарам вместе с главным героем Жилиным, но по слабости и нерешительности характера отказывается сбежать, когда подворачивается возможность.

История создания

Писатель Лев Толстой

Лев Толстой подготовил школьное пособие, по которому дети должны были учиться чтению, письму и арифметике. Рассказ «Кавказский пленник» писался специально для этого пособия, а опубликован был впервые в литературно-политическом журнале «Заря» в 1872 году. Рассказ назван автором так же, как одна из поэм Александра Пушкина.

В основе рассказа частично лежит личный опыт Толстого, который служил на Кавказе в 50-х годах XIX века и едва не попал в плен. Толстой ехал верхом вместе с чеченцем, который был его большим другом.

Обратите внимание

Спутников настигли преследователи, которые имели некий повод мстить другу Толстого, и собирались взять обоих в плен. Однако ситуация разрешилась благополучно — погоню заметил часовой, и Толстого с другом отбили.

По собственному признанию писателя, это был «чувствительный» эпизод в его биографии, который, видимо, и вдохновил Толстого на рассказ.

«Кавказский пленник»

Сюжет рассказа таков: два российских офицера, Костылин и Жилин, на Кавказе попадают в плен. Татары держат тех в сарае, а на ноги героям надевают колодки, чтобы не сбежали. От обоих требуют написать письмо с просьбой о выкупе.

Костылин

В финале рассказа Жилину удается сбежать из плена, в то время как пассивный Костылин от побега отказывается. Герой чувствует себя скверно и говорит, что сил бежать у него нет.

На успешный исход этого предприятия Костылин не рассчитывает и смиряется с тем, что ему не вырваться.

Татары отпускают героя только через месяц после того, как Жилин благополучно сбегает, – когда татары получают за Костылина выкуп, собранный родственниками.

Костылин — русский офицер из обеспеченного дворянского рода. Герой служит на Кавказе, но к военной жизни не привык. Это изнеженный человек, который плохо переносит трудности и легко сдается. Физическая подготовка Костылина оставляет желать лучшего — во время попытки побега герой постоянно отстает и жалуется на измученные ноги.

Кадр из фильма “Кавказский пленник” (1975 год)

Неуклюжесть героя тоже создает проблемы — тот запинается о камни, шумит, позволяет себе издавать крики и не думает о том, что выдает собственное местоположение преследователям. Герой оправдывает собственную фамилию, всю дорогу являясь «костылем» для Жилина — то есть, мешая главному герою выбираться из неприятностей.

Внешне Костылин грузен, красен лицом. Из-за лишнего веса герой сильно потеет и плохо приспособлен к пешим переходам по лесу. Помимо этого, он еще и труслив и, едва увидев татар, норовит спрятаться в крепость.

Как товарищ Костылин ненадежен. Герои выезжают из крепости с обозом, но в итоге решают от обоза оторваться и ехать вдвоем, чтобы добраться до места скорее. Офицеры договариваются не разъезжаться и держаться вместе.

Однако при первых признаках опасности Костылин бросает Жилина и сбегает. Татары подстрелили лошадь Жилина, и тот из-за предательства товарища попадает в плен.

Важно

Сам Костылин, впрочем, тоже скоро оказывается в плену в том же горном ауле, что и Жилин.

Жилин пишет письмо домой

Бороться с обстоятельствами Костылин не склонен. Попав в плен, герой смиряется с ситуацией и пишет письмо домой, чтобы родные заплатили за него выкуп, без каких-либо условий и мыслей о побеге.

После этого Костылин решает, что все необходимое сделано, и больше не предпринимает ничего, а только пассивно ждет, когда из дома пришлют деньги. Идею побега герой встречает с пессимизмом.

Костылин убежден, что незнание местности и ночная темнота — препятствия, которые не преодолеть.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина

Жилин

Жилин — полная противоположность Костылину.

Герой не перекладывает ответственность за собственное спасение на семью и, когда от него требуют написать матери с просьбой о выкупе, пишет на письме неправильный адрес.

В плену Костылин ведет себя пассивно: либо спит, либо ждет вестей о выкупе, который должны прислать родные. Жилин же не сидит в плену без дела и мастерит кукол для местной ребятни.

Жилин сумел вызвать симпатию у Дины, тринадцатилетней дочери человека, в плену у которого находится. Девочка приносит герою лепешки и мясо, а позже помогает сбежать.

Днем ноги героев заковывают в колодки, но это не мешает Жилину изучать аул и окрестности. Прогуливаясь, герой прикидывает, в каком направлении располагается российская крепость, как лучше бежать.

Ночи герой проводит, делая в сарае подкоп.

Жилин сбегает из плена дважды. В первый раз через подкоп. Костылин отправляется вместе с ним. Жилин собран, решителен и готов идти до конца, в то время как изнеженный и неповоротливый Костылин сильно задерживает их обоих.

В результате героев ловят и возвращают обратно. После побега героев отправляют не в сарай, а в яму, а колодки перестают снимать на ночь.

Однако Жилин ухитряется сбежать и оттуда, в то время как Костылин сдается и от побега отказывается.

Иллюстрация к рассказу “Кавказский пленник”

Различия между Жилиным и Костылиным прослеживаются даже во внешности и жизненных обстоятельствах.

Жилин невысок ростом, «удал» и ловок, происходит из небогатой семьи, оптимистично смотрит на вещи и не смиряется с обстоятельствами. Разница между героями проявляется даже в отношении к лошадям.

Костылин во время погони жестоко избивает лошадь плетью, как неодушевленный предмет, в то время как Жилин разговаривает с лошадью и просит ту «вынести».

В то время как Костылин ждет помощи со стороны, Жилин рассчитывает только на собственные силы. При этом Жилин не бросает товарища на произвол судьбы и пытается сбежать вместе с Костылиным, даже несет того на себе. Герой не боится татар, в то время как Костылин относится к горцам со страхом. Неудивительно, что у таких разных героев — разные судьбы.

Экранизации

В 1975 году вышел фильм «Кавказский пленник» режиссера Георгия Калатозишвили. Лента снималась на киностудии «Грузия-фильм», в роли Костылина выступил актер Владимир Солодников.

Олег Меньшиков и Владимир Солодников а роли Костылина

Второй фильм вышел в 1996 году. Это не буквальная экранизация рассказа Толстого, а лента, снятая по мотивам. События разворачиваются в 90-е годы прошлого века в обстановке Чеченской войны. Герои попадают в плен к человеку из горного аула, чей сын тоже томится в плену. Жилина и Костылина захватывают, чтобы организовать обмен пленными.

Режиссер — Сергей Бодров-старший, роль прапорщика Костылина, которого в фильме именуют «Саня», исполнил актер Олег Меньшиков. Съемки проходили в Казахстане и Дагестане, в частности в городе Дербент и у Хучнинского водопада. Фильм номинировали на премию «Оскар» как лучший фильм на иностранном языке.

Цитаты

«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар — закатился что есть духу к крепости. Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого.

Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит».«Костылин еще раз писал домой, все ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придет, или спит.

А Жилин знал, что его письмо не дойдет, а другого не писал»

Фото

Источник: https://24smi.org/person/6860-kostylin.html

Учимся писать сочинение. Жилин и Костылин (сравнительная характеристика героев)

В 5-м классе мы начинаем учиться писать сочинения. Первое сочинение в жанре сравнительной характеристики – “Жилин и Костылин” (по рассказу Л.Н. Толстого “Кавказский пленник”). Вместе с ребятами составляем план  и вместе пишем вступление. Предствавляю несколько наиболее удачных работ пятиклассников. 

Жилин и Костылин: сравнительная характеристика героев 

(по рассказу Л.Н. Толстого «Кавказский пленник»)

2.1.   Как ведут себя герои в ситуации смертельной опасности? (Встреча с татарами, когда героев берут в плен)

2.2.   Как ведут себя герои, когда с них требуют выкуп?

2.3.   Как ведут себя герои в плену?

2.4.   Как ведут себя герои во время побега?

2.5.   Как сложилась судьба героев?

3.1.   Как воспитать в себе качества, достойные уважения?

Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение?

Совет

Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник».

Когда Жилин повстречал татар, он крикнул Костылину: «Неси ружьё!». Но Костылина не оказалось, он сбежал, как последний трус. Тогда Жилин подумал: «Хоть я и один, буду биться до последнего! Не дамся же живой!»

В плену они ведут себя по-разному. Жилин делал кукол, чинил вещи и думал, как сбежать. Костылин спал и ничего не делал.<\p>

Жилин сразу письмо писать не стал, чтобы не расстраивать родных, ну а Костылин быстро написал письмо и ждал выкуп.

Жилин пытался найти способ сбежать, а Костылин опустил руки и ждал, когда их спасут. К Жилину жители аула относятся с уважением. Отношение к Жилину гораздо лучше, чем к Костылину, потому что Жилин всем помогал, чинил вещи, мастерил кукол, лечил народ, а не лежал и спал.

Характеры у этих героев совершенно разные. Жилин упорный, всегда добивается своего и побеждает, он хотел сбежать – он и сбежал первый, а Костылина выкупили еле живым. Я бы подражала Жилину, так как он смелый, достойный уважения, упорный.

О Костылине мне читать было не очень приятно, он вечно медлил, ленился , а о Жилине мне читать было приятно: он попался в плен ещё раз из- за Костылина, но даже во второй раз он предлагает бежать с ним, не бросает его.

Люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному потому, что у них разные характеры. Одни вызывают уважение, потому что даже в трудной ситуации не теряют гордость и достоинство.

Обратите внимание

Нужно с детства приучать себя к достоинству, чтобы в трудной ситуации поступить так же, как Жилин.

Чугунова София, 5″А” класс

Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение? Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н. Толстого «Кавказский пленник».

 «Служили на Кавказе два офицера: Жилин и Костылин», – так начинается рассказ.

Однажды они выехали из крепости в сопровождении солдат. Тогда было жаркое лето, а обоз шёл очень медленно. Костылин предложил  Жилину поехать одним, ведь у него было ружьё.

Заехав в ущелье, они увидели татар. Костылин забыл в ту же секунду и про друга, и про ружьё и бросился опрометью в крепость. Он не подумал, что Жилин в большой опасности. Костылин даже не захотел попытаться помочь товарищу. Когда Жилин понял, что не сможет уйти от погони, решил, что так просто не сдастся и хоть одного татарина зарубит шашкой.

Жилина все же пленили. Он уже несколько дней находился в ауле. Татары сразу стали требовать выкуп. Скоро и Костылина привезли в аул. Оказывается, что он уже написал письмо домой, чтобы выслали выкуп – пять тысяч рублей. Жилин же торгуется, потому что он думает о матери, которая не сможет найти таких денег. И адрес на письме он пишет неправильно, так как решил самостоятельно бежать из плена.

В плену Жилин не раскисал. Он делал кукол для Дины и других детей, чинил часы, «лечил» или ходил по аулу. Жилин высматривал путь к побегу. В сарае делал подкоп. А Костылин “только спал или по целым дням сидел в сарае и считал дни, когда письмо придёт”. Для своего спасения он ничего не предпринимал.

И вот они сбежали. Костлин постоянно жаловался на боль в ногах, одышку, он не думал об осторожности, закричал, хотя знал, что недавно мимо них проехал татарин. Жилин вел себя по-мужски.

Он не бежал из плена один, а звал  Костылина. Он взвалил себе на плечи ноющего от боли в ногах и усталости Костылина, хотя сам был не в лучшей форме.

Эта попытка бегства все же не удалась из-за поведения Костылина.

Важно

Вот так разные характеры влияют на судьбу человека. Жилин вызывает у меня уважение за свой сильный характер, смелость, выносливость, умение постоять за себя и за товарища, целеустремленность.

Костылин же только презрение из-за своей трусости, лени.

<\p>

Мне кажется, качества, достойные уважения, нужно начинать воспитывать с малого, ведь так мы начинаем воспитывать в себе те качества, которыми обладал Жилин!

Осипова Елизавета, 5″А” класс

Как воспитать в себе качества, достойные уважения? Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение? Над этими вопросами заставляет задуматься рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник». Жилин и Костылин – два офицера, которые служили на Кавказе.

Костылин, когда увидал татар, показал свою трусость и бросил товарища в беде: «А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости». Жилин, в отличие от Костылина, проявил себя героически и до конца боролся за свою свободу: « … не дамся же живой».

Когда их обоих взяли в плен и начали требовать с них выкуп, Костылин испугался за свою жизнь и сделал все так, как ему сказал хозяин. Жилин не побоялся угроз татар и не хотел платить выкуп, так как планировал сбежать. Костылин целыми днями сидел в сарае, ждал денег. Жилин проявил себя как человек умелый и заслуживающий доверие хозяина.

Но когда Жилин ходил по аулу, он пытался придумать план побега. Когда Жилин предложил Костылину бежать, тот пытался его отговорить, боялся, что их заметят. Жилин по звездам узнает, в какую сторону им идти. Но Костылин долго не протянул, он сдается и говорит товарищу, чтобы тот оставил его. Жилин был не таким человеком, как Костылин, и поэтому не мог бросить товарища в беде.

Их заметили татары, « …схватили, посвязали, посадили на лошадей, повезли».  Стала жизнь героев еще хуже. Но Жилин даже в такой ситуации продолжал думать о побеге. Когда он предложил это товарищу, Костылин, как мне кажется, совершил единственный человеческий поступок. Он не захотел быть обузой для товарища. Жилин успешно выбрался из плена, «а Костылина, еле живого, только через месяц привезли».

Совет

Каждый человек в одинаковых ситуациях проявляет себя по-разному. Мне кажется, из-за человеческих качеств. Одни люди думают только о себе, как Костылин. Другие, такие как Жилин, думают и о других: « … не годится товарища бросать». Некоторые люди вызывают уважение, потому что они думают не только о себе, но и о других. Они не отчаиваются, а продолжают бороться, как Жилин: « …

не дамся же живой». Другие делают все, что им говорят. И бросают своих товарищей, как Костылин: « А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости».  Мне кажется, эти качества воспитываются в семье. Надо преодолевать свои страхи.

<\p>

Почему люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному? Почему одни вызывают у нас уважение, а другие – презрение?Жилин и Костылин – герои рассказа Л.Н. Толстого, офицеры.<\p>

Жилин при встрече с татарами проявил смелость, бесстрашие и не хотел сдаваться до конца, а Костылин поступил как трус и предатель. Он бросил своего товарища в беде, а сам сбежал.

Когда с Жилина и Костылина требовали выкуп, наши герои вели себя по-разному. Жилин торговался и не уступал, да к тому же написал неправильный адрес. Он, как настоящий мужчина, рассчитывал только на собственные силы. Костылин же, напротив, не сопротивлялся и написал письмо с просьбой выкупить его за пять тысяч монет.

 В плену Жилин и Костылин проявляют себя по-разному. Жилин старался расположить к себе жителей аула. Он был мастер на все руки: он чинил вещи, мастерил игрушки для детей и многое другое. А Костылин тем временем ничего не делал, спал и ждал выкупа. Жилин верил в себя и надеялся на лучшее, а Костылин показал свою лень, трусость и слабость.

Во время побега Жилин проявил смелость и преданность по отношению к своему товарищу. Жилин был выносливей, чем Костылин, хоть он и устал, но продолжал идти. Костылин был слабым и нестойким. Поэтому их и поймали.

Судьба у наших героев сложилась по-разному. Жилин не потерял надежды и совершил второй побег. Этот побег оказался удачным.   Костылина выкупили через месяц. Он был еле живой.<\p>

Обратите внимание

Таким образом, на протяжении всего рассказа Жилин демонстрирует своё мужество и храбрость, а Костылин – лень и трусость.

Люди, попадая в одинаковые обстоятельства, ведут себя по-разному, потому что не у всех хватает самообладания и силы духа… Кто-то сильнее, кто-то слабее. Мне кажется, все зависит от характера человека.

Одни люди вызывают у нас уважение, потому что они совершают хорошие и мужественные поступки, а другие – презрение, потому что они трусливы и проявляют плохие стороны своего характера.

Чтобы воспитать в себе качества, достойные уважения, надо стараться преодолевать свои страхи и не боятся иногда рисковать.

Галкина Татьяна, 5″А” класс

Источник: https://www.berestovitskaya.ru/materialy-k-urokam/literatura/uchimsya-pisat-sochinenie-zhilin-i-kostylin-sravnitelnaya-kharakteristika-geroev/

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина — героев рассказа «Кавказский пленник» – Сочинение

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина — героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

В рассказе «Кавказский пленник» Лев Николаевич Толстой знакомит нас с двумя русскими офицерами — Жилиным и Костылиным. Своё произведение автор строит на противопоставлении этих героев. Показы­вая нам, как они ведут себя в одинаковых ситуациях, Толстой выражает своё представление о том, каким должен быть человек.

В начале рассказа писатель сводит этих героев вме­сте. Мы узнаём, что Жилин решается на опасный по­ступок, потому что торопится к матери, а Косты­лин — только потому, что «есть хочется, да и жара». Жилина автор описывает так: «…хоть невелик ростом, а удал был».

«А Костылин — мужчина грузный, тол­стый, весь красный, а пот с него так и льёт». Такая разница во внешнем описании ещё больше усилива­ется смыслом фамилий героев. Ведь фамилия Жилин перекликается со словом «жила», и героя можно на­звать жилистым человеком, то есть крепким, сильным и выносливым.

А в фамилии Костылин звучит слово «костыль»: и действительно, ему нужны опора и под­держка, а сам он ничего не может.

Жилина писатель изображает решительным, но в то же время очень предусмотрительным человеком: «Надо выехать на гору, поглядеть…». Он умеет оценить опас­ность и рассчитать свои силы. В отличие от него, Кос­тылин очень легкомыслен: «Что смотреть? поедем впе­рёд». Испугавшись татар, он повёл себя, как трус.

Даже к лошади герои относятся по-разному. Жилин называет её «матушкой», а Костылин безжалостно «ожаривает» её плетью. Но ярче всего различие харак­теров героев проявляется тогда, когда они оба оказы­ваются в татарском плену.

Попав в плен, Жилин сразу проявляет себя смелым, сильным человеком, отказавшись платить «три тыся­чи монет»: «…с ними что робеть, то хуже». Более того, жалея мать, он сознательно пишет адрес «не так», чтобы письмо не дошло. А Костылин, напротив, не­сколько раз пишет домой и просит прислать денег для выкупа.

Важно

Жилин поставил себе цель: «Я уйду». Он не теряет времени зря, наблюдает за жизнью, бытом и привыч­ками татар. Герой научился «понимать по-ихнему», стал рукодельничать, мастерить игрушки, лечить лю­дей.

Этим он сумел расположить их к себе и даже за­воевал любовь хозяина. Особенно трогательно читать о дружбе Жилина с Диной, которая и спасла его в конце.

На примере этой дружбы Толстой показывает нам своё неприятие корысти и вражды между наро­дами.

А Костылин «по целым дням сидит в сарае и счита­ет дни, когда письмо придёт, или спит». Благодаря сво­ему уму и смекалке Жилин смог организовать побег и как друг взял Костылина с собой. Мы видим, что Жи­лин мужественно терпит боль, а «Костылин всё отстаёт и охает». Но Жилин не бросает его, а несёт на себе.

Оказавшись в плену во второй раз, Жилин всё равно не сдаётся и бежит. А Костылин пассивно ждёт денег и вовсе не ищет выхода.

В конце рассказа оба героя спаслись. Но поступки Костылина, его трусость, слабость, предательство по отношению к Жилину вызывают осуждение. Уважения заслуживает лишь Жилин, ведь он выбрался из плена благодаря своим человеческим качествам.

Толстой ис­пытывает к нему особую симпатию, восхищается его упорством, бесстрашием и чувством юмора: «Вот я и домой съездил, женился!» Можно сказать, что свой рассказ писатель посвятил именно Жилину, ведь он назвал его «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники».

Здесь искали:

  • сравнительная характеристика жилина и костылина
  • характеристика жилина и костылина из рассказа кавказский пленник
  • характеристика жилина и костылина

Источник: https://Sochineniye.ru/sravnitelnaya-harakteristika-zhilina-i-kostylina-geroev-rasskaza-kavkazskij-plennik/

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина — Кавказский пленник

Офицеры Жилин и Костылин — центральные герои рассказа «Кавказский пленник» Льва Толстого. В данной статье мы подробно разберем характеристику этих персонажей.

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина в рассказе «Кавказский пленник»
Жилин Костылин
Место службы:
Кавказ
Место службы:
Кавказ
Военное звание:
Офицер
Военное звание:
Офицер
Статус:
Офицер был из обедневшего рода. Цитата — «…он, может, богат, а я не богат…»
Статус:
Является дворянином. Денег было достаточно.
Цитата — «Жилин говорит: он, может, богат, а я не богат… «
Внешность:
Небольшого роста, однако был удал.
Цитата — «А Жилин хоть и невелик ростом, а удал был…»
Внешность:
Полноват, высокий, часто потел.
Цитата — «А Костылин — мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт…»
Вера:
Являлся оптимистом, верил, что можно сбежать из плена.
Цитата — «Бог даст — и сам выберусь. А сам всё высматривает, выпытывает, как ему сбежать…»
Вера:
Являлся пессимистом, думал, что с пленка никогда не выбраться.
Цитата — «Ну, — думает Жилин, — нынче бежать надо… — Да как же бежать? Мы и дороги не знаем»
Отношения читателя к персонажу:
Читатель мог почувствовать всю силу духа и мужество данного человека.
Отношения читателя к персонажу:
Читатель думает, что данный человек способен любить только самого себя, он слаб духом.
Способность любить:
Любит свою лошадь и других животных. Проявляет к ним сострадание и жалость.
Способность любить:
Любит только себя.
Дружеские качества:
Даже когда Костылин попадает в беду, он не собирается его бросать.
Цитата — «Он и вправду расслаб; что мне с ним делать? Бросить товарища не годится…»
Дружеские качества:
Бросает Жилина в беде, когда появилась опасность.
Цитата — «А Костылин, заместо того, чтобы подождать, только увидел тата, — закатился, что есть духу, к крепости…»
Общие характеристики:
Жилин смог определить дорогу и поднялся на гору, выкопал подкоп и пытался не падать духом. Он борется за свою жизнь, а также помогает товарищам.
Общие характеристики:
Костылин не имеет целей, он слаб духом и может легко предать друзей, чтобы спасти свою жизнь. Трудности — это не для него.

В данном рассказе автор симпатизирует Жилину, даже сами татары, которые взяли мужчину в плен, относятся к нему с уважением. Даже будучи в плену Жилин не теряет человеческих качеств, он ценит дружбу и остается сильным в любых условиях. В данном произведении Лев Николаевич раскрывает особенности личности героев, а также показывает всем, что значит огромная сила воли.

Источник: https://pristor.ru/sravnitelnaya-xarakteristika-zhilina-i-kostylina-kavkazskij-plennik/

Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика героев рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»

Автор презентации:<\p>

учитель русского языка и литературы МОУ<\p>

«Лицей №1» р.п.Чамзинка Республики Мордовия<\p>

Печказова Светлана Петровна<\p>

Жилин и Костылин.<\p>

Сравнительная характеристика героев<\p>

рассказа Л.Н.Толстого<\p>

«Кавказский пленник»<\p>

УРОК ЛИТЕРАТУРЫ В 5 КЛАССЕ<\p>

Цель:<\p>

обобщить и систематизировать знание содержания рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» через сравнительную характеристику главных героев;<\p>

формировать умение анализировать текст художественного произведения;<\p>

Читайте также:  Сочинение: люди дна (по пьесе горького «на дне»)

развивать умение выразить свои мысли, оценить поступок героя, обобщать, делать выводы;<\p>

учить сжато излагать повествовательный текст;<\p>

развивать коммуникативные навыки, обогащать словарный запас;<\p>

продолжить работу по развитию культуры речи школьников<\p>

развивать навыки сопоставительной характеристики героев;<\p>

воспитывать нравственные качества у учащихся, ответственность за свою судьбу через сопоставительный анализ героев рассказа.<\p>

Человек сам отвечает за свою судьбу.<\p>

Л.Н.Толстой<\p>

Береги честь смолоду, а платье снову.<\p>

Сам погибай, а товарища выручай.<\p>

Пословицы<\p>

Вспомним прочитанное.<\p>

Композиция рассказа «Кавказский пленник»<\p>

Совет

действие происходит в 19 веке на Кавказе. Идёт война русских с горцами. Первоначальное знакомство с героями.<\p>

Экспозиция:<\p>

Завязка:<\p>

Развитие действия:<\p>

Кульминация:<\p>

Развязка:<\p>

Эпилог:<\p>

Жилин получает письмо из дома и решается поехать в отпуск. В пути Жилин и Костылин отделяются от обоза.<\p>

Жилин и Костылин попадают в плен. Жизнь в плену у татар. Первый побег.<\p>

Второй побег из плена.<\p>

Жилин оказывается в своей крепости.<\p>

Жилин остался служить на Кавказе, а Костылина через месяц выкупили за 5 тысяч и еле живого привезли в крепость.<\p>

Характеристика литературного героя<\p>

Характер – это …<\p>

совокупность всех психических, духовных свойств человека, проявляющихся в его действиях и поступках.<\p>

Характер героя выражается не только в прямой авторской характеристике, он проявляется в высказываниях героя, в его поведении, в отношении к окружающим, в образе жизни, в обстановке, которая его окружает, в событиях, какие с ним происходят, в его манерах, внешности, речи и т. д.<\p>

Дать характеристику героя– это значит рассмотреть поступки и поведение героя в различных обстоятельствах, показать его внутренний мир.<\p>

Сравнительная характеристика<\p>

Жилина и Костылина<\p>

Почему рассказ Л.Н.толстого называется «Кавказский пленник»,<\p>

ведь пленников двое?<\p>

В плен попадают два офицера,<\p>

но лишь один из них / Костылин / оказался по-настоящему «пленён».<\p>

Другой офицер / Жилин /сумел освободиться,<\p>

именно он – герой рассказа Толстого.<\p>

Сравним характер и поведение Жилина и Костылина,<\p>

т.е.дадим им сравнительную характеристику<\p>

Сравнительная характеристика<\p>

Жилина и Костылина<\p>

Жилин<\p>

Происхождение, род занятий<\p>

Костылин<\p>

Смысл фамилии<\p>

Внешность<\p>

Русские дворянине, офицеры, участники кавказской войны.<\p>

Жилы кровеносные сосуды, сухожилия. Крепкий, выдержанный, жилистый, мускулистый.<\p>

Костыль высокая палка с поперечиной, на которую при хождении опираются хромые люди.<\p>

«Не велик ростом, а удал».<\p>

«Мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт».<\p>

Сравнительная характеристика<\p>

Жилина и Костылина<\p>

Жилин<\p>

Предусмотри-тельность<\p>

Костылин<\p>

Отношение к лошади<\p>

«Надо выехать на гору поглядеть, а то тут, пожалуй, выскочат из-за горы и не увидишь»…<\p>

«Жилин уж наперёд прикормил её (собаку)».<\p>

«Плетью ожаривает лошадь то с того бока, то с другого».<\p>

«Лошадь под Жилиным была охотницкая (купил жеребёнком и сам выездил)».<\p>

«Матушка, вынеси, не зацепись ногой».<\p>

Сравнительная характеристика<\p>

Жилина и Костылина<\p>

Жилин<\p>

Поведение во время встречи с татарами<\p>

Костылин<\p>

«Выхватил шашку, пустил лошадь прямо на красного татарина, думает: «Либо лошадью сомну, либо срублю шашкой».<\p>

«А Костылин, заместо того чтобы подождать, только увидал татар, закатился что есть духу к крепости. Только в пыли видно, как лошадь хвостом вертит».<\p>

Смелый, решительный, готовый скорее умереть, чем сдаться врагам живым.<\p>

Трус, не поддержал товарища.<\p>

Сравнительная характеристика<\p>

Жилина и Костылина<\p>

Жилин<\p>

Поведение в плену<\p>

Костылин<\p>

«Написал письмо, а на письме не так написал, – чтобы не дошло. Сам думает: Я уйду».<\p>

«Костылин ещё раз писал домой, всё ждал присылки денег и скучал. По целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт; или спит».<\p>

«А сам высматривает, выпытывает, как ему бежать».<\p>

Не унывал, занимался ремеслом, подружился с Диной, приучил собаку, думал, как сбежать, изучал окрестности. аула<\p>

Сравнительная характеристика<\p>

Жилина и Костылина<\p>

Жилин<\p>

Мнение татар о пленниках<\p>

Костылин<\p>

Наблюдательность<\p>

«Джигит»<\p>

«Смирный»<\p>

«Стал Жилин немножко понимать по-ихнему».<\p>

«Встал Жилин, раскопал щелку побольше, стал смотреть».<\p>

Сравнительная характеристика<\p>

Жилина и Костылина<\p>

Жилин<\p>

Поведение во время первого побега<\p>

Костылин<\p>

«Перепрыгивает с камушка на камушек да на звёзды поглядывает».<\p>

«Костылин всё отстаёт да охает».<\p>

Обратите внимание

Постоянно жалуется на боль, усталость, не может идти дальше, выдаёт себя и Жилина (громко вскрикивает от боли) .<\p>

Знает дорогу, ведёт за собой товарища, помогает ему.<\p>

«Бросать товарища не годится».<\p>

Сравнительная характеристика<\p>

Жилина и Костылина<\p>

Жилин<\p>

Подготовка ко второму побегу<\p>

Костылин<\p>

Выносливость<\p>

Смекалист, находчив: наделал игрушек для Дины, попросил её принести шест для второго побега.<\p>

Непротивление судьбе: «и слышать не хочет» о повторном побеге.<\p>

«Костылин бросил Жилина в беде и ускакал на лошади».<\p>

«…не годится товарища бросать».<\p>

Сравнительная характеристика<\p>

Жилина и Костылина<\p>

ВЫВОД<\p>

Жилин<\p>

Костылин<\p>

Добрый, думает о матери, жалеет её, надеется на себя, обдумывает побег.<\p>

Слабый человек, на себя не надеется, ждёт помощи от матери<\p>

Раскис, упал духом.<\p>

Сумел прижиться в ауле<\p>

Работящий, не может сидеть без дела, мастер-рукодельник. Всем помогает, даже своим врагам – татарам.<\p>

Ему интересны другие люди, любит детей.<\p>

Не принимает других людей, думает лишь о себе, эгоист.<\p>

Великодушный, честный.<\p>

Способен на предательство, трус<\p>

Сравнительная характеристика<\p>

Жилина и Костылина<\p>

Почему так по-разному сложились судьбы героев?<\p>

Какие основные черты характера они проявили?<\p>

Жилин<\p>

Костылин<\p>

Стойкость, жизнелюбие, товарищество, нравственная сила и душевная красота.<\p>

Безволие, предательство, эгоизм, физическая и духовная слабость.<\p>

Сравнительная характеристика<\p>

Жилина и Костылина<\p>

Как вы понимаете слова Л.Н.Толстого:<\p>

«Человек сам отвечает за свою судьбу»?<\p>

Л.Н.Толстой поднимает в рассказе важные нравственные проблемы: о товарищеском долге, доброте и отзывчивости, о верности, дружбе, о храбрости и стойкости. Он славит сильных духом людей, готовых преодолеть любые препятствия, повествует о силе дружбы, которая сближает людей разных национальностей.<\p>

Объясните смысл русских пословиц<\p>

« Береги честь смолоду, а платье снову»,<\p>

«Сам погибай, а товарища выручай »,<\p>

опираясь на прочитанное произведение<\p>

Чему научил вас рассказ<\p>

Л.Н.Толстого «Кавказский пленник»?<\p>

СПАСИБО<\p>

ЗА УРОК!<\p>

Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/presentacii/zhilinikostylinsravnitielnaiakharaktieristikaghieroievrasskazalntolstoghokavkazskiipliennik

Жилин и Костылин в рассказе «Кавказский пленник»

Ознакомившись уже с первыми строками рассказа «Кавказский пленник», даже не видя поступков двух офицеров, а только по их внешнему описанию, можно подумать, что Л.Н. Толстой изначально их противопоставляет.

Жилин обладает решительностью, но и предусмотрительности он не лишён, проявляя осторожность в опасной ситуации и рассчитывает свои силы, исходя из обстоятельств. А Костылин легкомысленно относится к происходящему.

Попав в плен из-за трусливого поступка Костылина, они ведут себя по-разному.

Жилин, понимая, что кроме матери у него никого нет, а у неё нет денег заплатить выкуп, сознательно пишет другие данные, чтобы письмо не пришло по нужному адресу, Костылин же, не единожды просит денег в своём письме, чтобы его выкупили. Этот фрагмент рассказа свидетельствуют о порядочности одного и слабоволие другого, привыкшего надеяться на чью-либо помощь, а не на себя самого.

Жилин в плену старается занимать себя рукоделием, он мастерит кукол, ремонтирует часы, лечит татар, чем вызывает уважение самого хозяина. Костылин, напротив, бездельничает целый день, даже не пытаясь найти себе занятие.

Именно благодаря своей находчивости, Жилин организовывает побег. Но слабо выносливый Костылин не терпит боль, и Жилин, не подумав бросить его, несёт на себе. Побег не удаётся, но Жилин не отчаивается и бежит с помощью девочки Дины, с которой успел подружиться в плену.

А Костылин просто ожидает, когда за него заплатят и освободят.

Жилина можно охарактеризовать, как человека упорного, смелого, не покоряющегося обстоятельствам, ищущего выход даже там, где его, казалось бы, нет.

Костылин вызывает чувство презрения у читателя, так как его трусливость обернулось предательством, а пассивное ожидание разрешения ситуации при помощи других никак нельзя причислить к положительным качествам. Сила духа присутствуют в Жилине на протяжении всего рассказа, тогда как Костылин ведёт себя как слабая личность и не вызывает уважения.

Важно

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Также автор выявляет позицию неприятия враждебного отношения между народами, демонстрируя нам, как общение Жилина и Дины переросли в дружбу, что по удачному стечению обстоятельств помогает ему спастись в итоге.

Л.Н. Толстой в рассказе «Кавказский пленник» показывает, как обнажается личностная суть двух русских офицеров, Жилина и Костылина, когда они попадают в плен. Это произведение учит осознанию, что человек, упорно следующий к цели, оказывается победителем. Сила духа, упорство в любых жизненных ситуациях закаляют характер личности и позитивно её характеризуют.

Источник: https://sochinyalka.ru/2017/09/zhilin-i-kostylin-v-rasskaze-kavkazskij-plennik.html

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина – героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина – героев рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»

Характер человека создаёт его судьбу.

Гераскинит

В рассказе «Кавказский пленник» Лев Николаевич Толстой знакомит нас с двумя русскими офицерами – Жилиным и Костылиным. Своё произведение автор строит на противопоставлении этих героев. Показывая нам, как они ведут себя в одинаковых ситуациях, Толстой выражает своё представление о том, каким должен быть человек.

В начале рассказа писатель сводит этих героев вместе. Мы узнаём, что Жилин решается на опасный поступок, потому что торопится к матери, а Костылин – только потому, что «есть хочется, да и жара». Жилина автор описывает так: «…хоть невелик ростом, а удал был».

«А Костылин – мужчина грузный, толстый, весь красный, а пот с него так и льёт». Такая разница во внешнем описании ещё больше усиливается смыслом фамилий героев. Ведь фамилия Жилин перекликается со словом «жила», и героя можно назвать жилистым человеком, то есть крепким, сильным и выносливым.

А в фамилии Костылин звучит слово «костыль»: и действительно, ему нужны опора и поддержка, а сам он ничего не может.

Жилина писатель изображает решительным, но в то же время очень предусмотрительным человеком: «Надо выехать на гору, поглядеть…». Он умеет оценить опасность и рассчитать свои силы. В отличие от него, Костылин очень легкомыслен: «Что смотреть? поедем вперёд». Испугавшись татар, он повёл себя, как трус.

Даже к лошади герои относятся по-разному. Жилин называет её «матушкой», а Костылин безжалостно «ожаривает» её плетью. Но ярче всего различие характеров героев проявляется тогда, когда они оба оказываются в татарском плену.

Попав в плен, Жилин сразу проявляет себя смелым, сильным человеком, отказавшись платить «три тысячи монет»: «…с ними что робеть, то хуже». Более того, жалея мать, он сознательно пишет адрес «не так», чтобы письмо не дошло. А Костылин, напротив, несколько раз пишет домой и просит прислать денег для выкупа.

Жилин поставил себе цель: «Я уйду». Он не теряет времени зря, наблюдает за жизнью, бытом и привычками татар. Герой научился «понимать по-ихнему», стал рукодельничать, мастерить игрушки, лечить людей.

Этим он сумел расположить их к себе и даже завоевал любовь хозяина. Особенно трогательно читать о дружбе Жилина с Диной, которая и спасла его в конце.

Совет

На примере этой дружбы Толстой показывает нам своё неприятие корысти и вражды между народами.

А Костылин «по целым дням сидит в сарае и считает дни, когда письмо придёт, или спит». Благодаря своему уму и смекалке Жилин смог организовать побег и как друг взял Костылина с собой. Мы видим, что Жилин мужественно терпит боль, а «Костылин всё отстаёт и охает». Но Жилин не бросает его, а несёт на себе.

Оказавшись в плену во второй раз, Жилин всё равно не сдаётся и бежит. А Костылин пассивно ждёт денег и вовсе не ищет выхода.

В конце рассказа оба героя спаслись. Но поступки Костылина, его трусость, слабость, предательство по отношению к Жилину вызывают осуждение. Уважения заслуживает лишь Жилин, ведь он выбрался из плена благодаря своим человеческим качествам.

Толстой испытывает к нему особую симпатию, восхищается его упорством, бесстрашием и чувством юмора: «Вот я и домой съездил, женился!» Можно сказать, что свой рассказ писатель посвятил именно Жилину, ведь он назвал его «Кавказский пленник», а не «Кавказские пленники».

Источник: https://librolife.ru/g2990543

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина в рассказе Кавказский пленник

Лев Толстой известен прежде всего своими масштабными произведениями. «Война и мир», «Воскресенье», «Анна Каренина» – эти романы вспоминаются в первую очередь. Но есть среди произведений Толстого и рассказы, простые и правдивые. Один из них – «Кавказский пленник». Два главных персонажа – Жилин и Костылин. Сравнительная характеристика этих героев представлена в статье.

Прежде чем привести сравнительную характеристику Жилина и Костылина, стоит рассказать о том, с чего начиналась работа над «Кавказским пленником». Замысел произведения возник у писателя в молодости.

В основу сюжета легли события, произошедшие с Толстым во время его службы на Кавказе. В 1853 году Толстой едва не попал в плен. Как истинный художник, он сохранил это событие в своей памяти, а позже, вернувшись в Ясную Поляну, перенес на бумагу.

Обратите внимание

Правда, герою Толстого не удалось избежать пленения. Иначе сюжет не был бы столь занимательным.

Рассказ был впервые опубликован в 1872 году. Сам автор высоко ценил свое произведение и вспоминал о нем даже в трактате «Что такое искусство?». Критики хвалебно отзывались о «Кавказском пленнике». Важная особенность рассказа – простота изложения, которая не свойственна Толстому-романисту. Самуил Маршак назвал произведение «образцом маленькой повести для детей».

План

Сравнительная характеристика Жилина и Костылина в статье дана одновременно с изложением рассказа. Автор создал два ярких портрета. Один принадлежит главному герою, другой – его антиподу. Есть еще несколько интересных образов.

Но на уроках литературы ученики прежде всего составляют сравнительную характеристику Жилина и Костылина. Почему? Поступки этих героев иллюстрируют авторскую идею. Один храбрый и благородный. Другой – трус и предатель.

Подобное противопоставление мы видим в произведениях других русских писателей, например в «Капитанской дочке».

Составим план сравнительной характеристики Жилина и Костылина:

    Внешность. Татары. В плену.

Письмо от матери

Главный герой рассказа – офицер по фамилии Жилин. Однажды он получает письмо от матери. Та просит сына приехать, проститься. Женщина чувствует скорую смерть, а потому поспешно подыскивает ему невесту. В то время на Кавказе было очень опасно. Повсюду сновали татары (так в XIX веке называли всех мусульман). Жилин не должен был покидать крепость без сопровождения солдат.

В тот момент, когда Жилин раздумывал о том, не отправиться ли ему одному, без сопровождения солдат, к нему подъехал на лошади еще один офицер и предложил ехать вместе. Автор дает описание главному герою: это был невысокий, крепкий мужчина.

Составляя сравнительную характеристику Жилина и Костылина из «Кавказского пленника», стоит упомянуть: фамилии своим героям автор дал неслучайные, они соответствуют внешнему облику. Жилин – крепкий, жилистый.

Костылин – грузный, полный, неповоротливый.

Итак, главный герой соглашается ехать. Но при условии: не разъезжаться ни при каких обстоятельствах. На вопрос о том, заряжено ли ружье, Костылин отвечает утвердительно.

Сравнительную характеристику Жилина и Костылина составлять нужно на основе сцены захвата в плен. Офицерам не удалось далеко отъехать от крепости – появились татары. Костылин в тот момент отъехал чуть поодаль.

Когда увидел приближающихся татар, стрелять не стал, а бросился прочь. Главный пункт в сравнительной характеристике Жилина и Костылина из «Кавказского пленника» – это поведение в критической ситуации. Первый никогда не терялся, был храбр.

Второй повел себя трусливо, предав товарища.

Выкуп

Татар было человек тридцать, и Жилину, конечно, не удалось им противостоять. Впрочем, быстро он не сдался.

«Не дамся живым», – так он подумал, и эта мысль как нельзя лучше раскрывает внутренний мир героя рассказа «Кавказский пленник». Характеристики Жилина и Костылина автором даны уже в начале произведения.

Но что же дальше произошло с офицером? Какова судьба предателя, который, увидев татар, «что есть духу закатился к крепости»?

Как уже сказано, Жилин был невысок, да удал. Несмотря на то что остался один, еще долго боролся с татарами, набросившимися на него. Однако те победили и увели пленника в свой аул. На него надели колодки и отвели в сарай.

Важно

Для того чтобы составить полноценную характеристику героев Жилина и Костылина, нужно вспомнить о том, как главный герой вел себя в плену. Ведь позже туда угодит и офицер, предавший его.

Татары, захватившие Жилина в плен, по-русски не говорили – позвали переводчика. Русского офицера привели к главному – Абдул-Мурату – и сказали, что он теперь его хозяин.

Тот, с помощью переводчика выдвинул требование: Жилина отпустят после того, как за него внесут три тысячи монет. Но у пленника богатых родственников не было, да и мать он не хотел расстраивать.

Татарам он сразу сказал, что больше пятисот рублей дать не сможет.

Жилин понял: с татарами робеть нельзя. Разговаривал он с ними уверенно, даже с некоторым вызовом. Вдруг привели Костылина. Оказалось, ему не удалось убежать.

Он, в отличие от главного героя, вел себя смирно и тут же написал письмо домой – попросил выслать пять тысяч рублей. Жилин тоже написала, но адрес указал неверный. Он был уверен, что сбежит рано или поздно.

При этом потребовал от татар, чтоб они держали его вместе с товарищем. Даже в такие минуты он думал не только о себе, но и о другом пленнике, который, к слову, этого не заслуживал.

В сравнительной полной характеристике Жилина и Костылина нужно непременно сказать: главный герой, в отличие от второго пленного офицера, был готов бороться до последнего.

Жилин – это человек, привыкший к борьбе. Он не писал больше писем домой, понимал, что матери, которой он сам раньше отправлял деньги, не собрать и пятисот рублей. Он вынашивал план побега. В сочинении «Сравнительная характеристика Жилина и Костылина» важно рассказать о том, как вели себя в плену офицеры.

Совет

Костылин либо спал, либо считал дни. Он написал еще одно письмо родственникам. Тосковал, скучал по дому, о побеге и не помышлял. Слишком труслив был, чтоб решиться на такой шаг.

Жилину стало скучно, а был он «на всякое рукоделие мастер». Начал делать игрушки из глины. Однажды смастерил куклу и подарил Дине – дочке своего «хозяина».

Девочка сперва испугалась, но со временем перестала бояться русского пленного и даже прониклась к нему симпатией. Вскоре Жилин смастерил Дине из глины еще одну куклу.

И она, в знак благодарности, принесла ему молока (татары держали своих узников на сухом пайке).

Дина стала каждый день приносить Жилину молока, а иногда, если повезет, лепешек или баранины. Вскоре весь аул узнал, что русский на все руки мастер. Вызвал однажды Жилина к себе Абдула и приказал отремонтировать сломанные часы, и тот быстро справился с заданием.

К пленному русскому стали приезжать и из ближних деревень. То часы починить, то ружье. Спустя два месяца он стал немного понимать язык жителей аула. Как-то обратились к нему с просьбой вылечить одного татарина. Этого уже Жилин не умел, но пошептал на воду и дал ее выпить больному. Татарин, к счастью, выздоровел.

Старый джигит

Обитатели аула полюбили русского пленного. Хозяин однажды признался: «Я бы тебя отпустил, но слово дал, да и денег потратил на тебя». Не любил Жилина только старый татарина, ходивший всегда в чалме.

История этого человека весьма интересная. Когда-то русские разорили деревню, убили всю его семью. Остался в живых только один сын, да и тот перешел на сторону врага. Старик отыскал изменника и убил его.

Он ненавидел русских и не раз требовал убить Жилина.

Жилин мастерил игрушки для татарских детей, наблюдал за жизнью аула. Но с участью своей не смирился. Но знал, что выкуп за него платить некому. Жилин понемногу делал подкоп в сарае. Костылин в этом участия не принимал. Он смиренно ждал денег, которые ему должны были прислать богатые родственники.

Обратите внимание

Жилин и не думал бежать один. Он разрабатывал план побега, но никогда бы не покинул аул без Костылина. Тот долго отказывался бежать. Костылину было страшно, к тому же дороги он не знал. Но жалости от татар ждать не приходилось. Один из них был убит русским солдатам.

Жилин было ловким и выносливым. Костылин – медлительным, неповоротливым. Тихой летней ночью они наконец решили бежать. Вылезли из сарая и отправились в сторону крепости.

Вот только Костылин то и дело останавливался, вздыхал и охал. Если б Жилин сам бежал, он не попался бы снова в руки татар. Костылин начал жаловаться и причитать. Словом, вел себя совсем не так, как подобает офицеру.

Жилину пришлось тащить его на себе – бросить товарища он не мог.

Беглецов быстро настигли татары. Отныне шансы на спасение стали совсем малы. Абдула обещал Жилину, что убьет их, если не получит в течение двух недель выкуп. Теперь их держали в темнице, порознь. Колодки не снимали и на свежий воздух не пускали.

Дина

В темнице было совсем мало места. Делать подкоп не имело смысла. К Жилину стала приходить Дина: приносила лепешки, черешню. А однажды сказала: «Тебя убить хотят». Абдуле старики приказали уничтожить пленных, а на Кавказе перечить страшим не полагается. Жилин попросил девочку принести ему длинную палку, с помощью которой он смог бы выбраться из подвала. Но она отказалась – боялась отца.

Как-то дочь Абдулы все же принесла ему длинный шест. В тот день почти никого не было в ауле, о чем она и сообщила Жилину. Костылин бежать не хотел, но помог товарищу выбраться из подвала. Жилин попрощался с ним. Дина проводил его до окраины аула.

Возвращение

Но и на этот раз не обошлось без приключений. Жилин уже подходил к крепости, когда увидел татар. К счастью, неподалеку находились казаки, которые ринулись на его крик. Жилин был спасен. Еще долго он рассказывал товарищам о том, что ему довелось пережить эти месяцы.

Костылин вернулся через месяц. За него все-таки выплатили пять тысяч рублей. Привезли его еле живым.

Костылин – слабый человек. В отличие от Жилина, готов на какие угодно унижения, лишь бы не бороться. Но он не подлец. Во время первого побега он просит товарища оставить его, не тащить на себе. Но тот отказывается. Принцип Жилина: погибнуть, но не оставить друга в беде.

Герои воспитаны в разных условиях. Автор почти ничего не говорит о семье Жилина, но известно, что он небогат, незнатен. Однако он привык заботиться не только о себе, но и о матери. Костылин же из богатой знатной семьи. Вероятно, за него всегда кто-то принимал решение. Он не привык действовать – привык плыть по течению.

«Кавказский пленник» в кинематографе

Рассказ дважды экранизирован. Впервые в 1975 году. Второй фильм по произведению Льва Толстого вышел в середине девяностых. Снял его Сергей Бодров-старший. Однако в киноленте 1995 году события происходит в годы Первой чеченской войны.

Источник: https://www.nastroy.info/post/sravnitelnaya-harakteristika-jilina-i-kostyilina-v-rasskaze-kavkazskiy-plennik

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]