Анализ произведения «косцы» (и.а. бунин)

И. А. Бунин. Рассказ «Косцы». Анализ произведения

Рассказ написан в 1921 году в Париже, т. е. в эмиграции. В основу рассказа И. А. Бунина положены следующие воспоминания: «Когда мы с моим покой­ным братом Юлием возвращались из Саратова на волжском пароходе в Москву и стояли в Казани, грузчики, чем-то нагружавшие наш пароход, так восхити­тельно сильно и дружно пели, что мы с братом были в полном восторге всем существом и все говорили: «Так могут петь свободно, легко, всем существом только русские люди!»<\p>

Сюжет<\p>

Как и во многих произведениях Бунина, четкого сюжета в рассказе нет. Со­держание этого произведения — воспоминание рассказчика о том, как когда-то он, идя по дороге, слышал, как в березовом лесу поблизости косцы косили и пели.<\p>

Рассказчик передает свое чувство, связанное с впечатлением от этого пения, понимание того, что никогда ему не забыть этого предвечернего часа, а самое главное, никогда до конца не понять, в чем прелесть этой песни косцов.<\p>

Поэтика, композиция, идея<\p>

Рассказ «Косцы» также можно назвать лирическим очерком, поэтической зарисовкой.<\p>

Обратите внимание

Четкого сюжета и композиции произведения нет — это размышления писа­теля о русском человеке, о России, мечта о духовном единении со своей страной. Можно сказать, что и героев в рассказе нет. Нет и изображения действий, рабо­ты косцов. В центре произведения — чувства и мысли автора. Он размышляет о косцах, о том, что каждый из них — часть большой неделимой артели. Косцы поют, сами не осознавая того, что их песня гармонично вливается в жизнь при­роды. Слушая их пение, автор ощущает себя единым целым с этим народом, частью родины, России.<\p>

Этот рассказ можно назвать стихотворением в прозе. В нем чувствуется пере­кличка с рассказом «Певцы» другого русского писателя — И. С. Тургенева, где речь идет также о таланте народа, о силе и красоте народной песни.<\p>

Писатель использует в произведении яркие изобразительные средства:<\p>

—   эпитеты (предвечернее время, полевой воздух, облака на уже розовеющем западе);<\p>

—     метафоры (свежий молодой лес, полный медвяных трав по пояс, диких несметных цветов; наш общий дом была — Россия, мы были дети своей родины; чувства рассказывали вздохами, полусловам; звучность березового леса; откли­кающаяся даль);<\p>

—     сравнения («…это было как будто и не пение, а именно только вздохи, подъемы молодой, здоровой, певучей груди…»).<\p>

Из бунинских одухотворенных описаний возникает целостный образ стра­ны, которая была когда-то, но которой больше никогда не будет. Написанный уже в эмиграции, рассказ несет в себе и чувство горечи, связанное с потерей родины, и передает огромную любовь Бунина к ней.<\p>

В центре этого описания — дорога, один из излюбленных символов страны, напоминание о предках, о связи поколений, о бесконечности течения времени. И в простых людях, косцах, поющих песню, есть «несознаваемое, но кровное родство» с родной землей. Гармоничность изображенного писателем мира раз­бивается о фразу: «…это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки…».<\p>

Источник: https://www.soch67.info/index.php/podgotovka-k-gia/3989-i-a-bunin-rasskaz-kostsy-analiz-proizvedeniya

Рассказ Косцы Бунина: краткое содержание, анализ и характеристика героев

Великим мастером создания небольших прозаических произведений был Иван Алексеевич Бунин. Читателей впечатляют главные мотивы его рассказов, их редкая художественная тонкость, своеобразные приемы.

Одним из замечательных шедевров является рассказ Бунина «Косцы». Анализ произведения, приведенный в данном материале, демонстрирует талант главного писателя русского зарубежья.

Ведь Ивану Алексеевичу пришлось жить вдалеке от своей Родины.

Находясь в эмиграции, писатель посвящал свои книги России, русскому народу. Это касается и рассказа Бунина «Косцы». С кратким содержанием этого маленького произведения мы предлагаем ознакомиться в нашей статье. После прочтения рассказа вы поймете, почему за воссоздание в прозе русского характера Ивану Алексеевичу вручили Нобелевскую премию.

Иван Алексеевич длительное время до эмиграции жил в Орловской губернии и был верным сыном России. Когда ему вручали премию, то он отметил, что ее достоин весь русский народ.

Итак, попробуем кратко пересказать небольшой шедевр Ивана Алексеевича. Пересказ «Косцов» Бунина начнем с того, что на краю леса, где растут молодые березки, автор и его спутник видят работающих косцов. Писатель подмечает их благородный вид, опрятность и трудолюбие. Они наслаждаются своим занятием. Эта дружная компания кажется совершено беззаботной.

Приблизился вечер, и автору опять хочется встречи с косарями. Он видит их за трапезой. Они наслаждаются блюдом из мухоморов, которое им кажется сладковатым и напоминает курятину. Труженики отдохнули и решили спеть. Казалось, что их звонкие голоса заполняли лесной воздух особым очарованием, дивной прелестью.

Песня казалась грустной, но исполняли они ее с особой удалью. В этот момент автор понял, что в жизни нет безнадежности. Огромная Русь может всякому помочь и любого выручить. До самой ночи радовали косцы своими песнями. Писатель наслаждался этим моментом и вдыхал свежие ароматы медвяных лесных трав, удивлялся гармоничному сплетению человека и природы.

Конец рассказа немного грустный, автор ностальгически вспоминает косцов и их пение. Он чувствовал себя рядом с этими тружениками счастливым, а их песни подарили ему истинную радость. Бунину искренне жаль, что не вернуть больше тех сказочных мгновений.

Иван Алексеевич сам утверждал, что писал о красоте во всех ее формах, часть своей души передал в описании русской природы в произведении И. Бунина «Косцы». Анализ рассказа нужно начать с особенностей сюжета.

Важно

Как и многие другие короткие произведения писателя, рассказ «Косцы» не имеет определенных сюжетных линий.

Это своеобразное воспоминание о том, как он встретил в поле рязанских косцов, которые невероятно красиво пели.

В рассказе глубоко и проникновенно переданы чувства, которые одолевали писателя во время их пения. Уже тогда рассказчик понимал, что никогда не забудет тот предвечерний час. Автор удивлен, насколько глубока русская душа, что даже ему непонятны все тонкости песни сельских тружеников.

Четко выраженной композиции в рассказе «Косцы» нет. Стоит отметить, что и отдельные персонажи здесь тоже не выделяются. Присутствует только обособленный образ косцов. На первое место в произведении выплывают авторские чувства и мысли.

В своих размышлениях писатель сравнивает этих тружеников с чем-то чарующим, слитым в единую артель, видит, что их пение очень гармонично вплетается в жизнь природы, но они даже не задумываются об этом. Во время пения автор ощущает себя частичкой этого народа. Их песня, окружающая природа неотделимы от родины, России.

К какому жанру можно отнести данное произведение? Пожалуй, это своеобразное стихотворение в прозе, где писатель размышляет о русском человеке. Ведь Бунину так необходимо было за границей духовное единение с Россией. А еще его можно назвать поэтической зарисовкой, лирическим очерком. Рассказ насыщен эпитетами, метафорами, сравнениями.

Описанием русской природы в произведении Иван Алексеевич показал, насколько он тонко ее чувствовал. Березовый лес у него как бы откликается на песню косцов. Автор описывает старую дорогу, которая заросла кудрявой муравой, рассуждает о том, что по этой дороге столько раз ходили его деды и прадеды. Днем по небосводу плыли красивые легкие облака, а вечером небо стало золотиться.

На лоне этой природы прекрасно чувствуют себя труженики. Читателю так и хочется разделить восторг и радость, передаваемую автором в описании местности и процесса сенокоса. Сразу перед глазами всплывают картины А. А. Пластова «Сенокос» и Г. Г. Мясоедова «Страдная пора. Косцы». Их даже можно назвать иллюстрациями к рассказу Бунина.

Совет

Автор изображает родство сильных тружеников с природой. Этим людям не в тягость такой тяжелый труд. Они поют песню, которая сливается воедино с березовым лесом. Деревья отзываются на дивное пение.

Цветовая гамма в произведении тоже очень богатая: серело, золотилось, синь, кумачовый, розовый, черней, красными. Особенностью этого и других рассказов являются повторы, поэтому оно и похоже на стихотворение в прозе.

Слово «прелесть» повторяется несколько раз. Оно относится к природе и песне косцов.

Косцы не просто трудились, но и пели. Казалось, что в работе они даже не делали особых усилий. Труженики размахивали вокруг себя косами, а те обнажали целые поляны. Писатель изображает не местных, а рязанских косцов, которые пришли из другой области России, но отличаются сплоченностью. В их движениях замечалась особая охота к работе.

И радостно было автору наблюдать за их слаженным трудом. Косы они пускали широко, как бы играясь. Шли ровно друг за другом, окашивая пни и кусты. Даже во вздохах этих тружеников писатель видел русскую красоту. В этом прозаическом стихотворении Бунин воспевает труд косцов.

В своем произведении «Косцы» Иван Бунин тонко описывает песню тружеников поля, воспевающую родимую сторонку, счастье, надежду. Некоторые строчки посвящены любимой девушке, несчастной любви. Прелесть пения косцов в откликах звучности. Они – дети своей земли, поэтому подобный душевный порыв свойственен только им.

Пение косцов Бунин сравнивает с пением души. Он даже не находит слов для выражения всей прелести этой песни. В ней связь со всем окружающим миром. Эти наивные, не ведавшие своих сил и талантов люди так запели, что даже лес отозвался на их звуки.

В них слышались радость и безнадежность одновременно. Один из косцов оплакивал себя: «Ой, да все пути мне, молодцу, заказаны». Разве могут так сладко петь и скорбеть те, кому некуда пойти, и везде закрыты дороги? Эти люди не верят в безнадежность.

Самое главное, что было в той песне — нельзя возвратить прошлых счастливых дней.

Будучи в эмиграции, Бунин обращается к прошлому и показывает его преображенным. Писателя тянет к соотечественникам, он любит Россию. Поэтому в рассказе Бунина «Косцы» Родина показана безмерной и далекой.

Писатель изобразил рязанских крестьян, их вдохновленный труд, берущую за душу песню во время сенокоса на орловской земле. Тем самым автор вспоминает те времена, когда ему на Родине было хорошо и спокойно.

Именно на русском материале построены произведения эмигрантского периода Ивана Алексеевича. На чужбине писатель постоянно вспоминал о родной земле, о ее полях, деревнях, крестьянах и дворянах, природе.

Обратите внимание

Ивану Бунину был прекрасно знаком и русский мужик, и русский дворянин. Запад писателю чужд, он не мог писать о нем. Произведения Бунина были наполнены классическими традициями русской литературы.

Также мастер слова не обходил стороной любовь, жизнь, будущее всего мира.

Описываемую в рассказе орловскую землю писатель называет «родной сторонушкой». А Россию он зовет не просто Родиной, а общим домом. В словах «беспредельная родная Русь» выражает свою любовь к ней. С неприглядной русской глубинкой он связан кровно. Писатель утверждает, что куда бы человека ни забросила судьба, пред глазами у него всегда будет родное небо.

В конце рассказа читатели видят печальное воспоминание о косцах и их песне. Когда-то и он был счастлив на русских просторах. Но те дни прошли. От этого автору очень грустно. Он хотел бы вернуть ушедшие времена. Но, к сожалению, покинул свою Родину из-за политических взглядов и боязни преследования.

Как и другие произведения писателя, «Косцы» наполнены тревогой за судьбу России. Бунин доказывает, что он настоящий аналитик жизни русского народа, его характера, языка, традиций. В конце рассказа писатель говорит, что сказка для русских людей уже прошла, Божья милость миновала.

Рассказ «Косцы» называют поэтической зарисовкой, которая сопровождается размышлением автора о судьбе России. Однажды, путешествуя на пароходе, Бунин услышал песню грузчиков. Это и послужило поводом для написания данного стихотворения в прозе.

Писатель рассуждает о русском человеке, о духовном единении людей со своей страной. Главное, что хотел показать Иван Алексеевич: слушая песню косцов, все чувствуют себя единым целым — Россией. Каждый должен ощущать свою землю и гордиться ею.

Ведь косцы пели так легко и естественно, как может только русский человек.

Источник: https://www.nastroy.net/post/rasskaz-kostsyi-bunina-kratkoe-soderjanie-analiz-i-harakteristika-geroev

бунин косцы.doc — И.А. Бунин «Косцы». Изображение природы и народного труда. Образ Родины. 5-й класс

Поиск материалов:
Количество Ваших материалов: 0. Авторское
свидетельство о публикации в СМИ Свидетельство
о создании электронного портфолио Грамота за
информатизацию образования Рецензия
на любой материал бесплатно Видеоуроки
по быстрому созданию эффектных презентаций

И.А. Бунин «Косцы».

Изображение природы инародного труда. Образ Родины. 5­й классЦели и задачи: Познакомить учащихся с личностью И.А. Бунина; с содержанием рассказа “Косцы”, его основными темами.

Читайте также:  Анализ стихотворения «к морю» (а. с. пушкин)

Развивать умение анализа произведения малой формы; учить определять основную мысль, ключевые темы, их роль в произведении; умения определять способы воссозданияосновных образов произведения, способы выражения авторской позиции.Развивать умение видеть образную природу слова, оттенки его значений.

Важно

Развивать умения выразительного чтения, связного выступления по теме с опорой на текст произведения.Развивать умения сопоставлять произведения, относящиеся к разным видам искусства.Воспитывать чувства патриотизма, любви к природе; чувства уважения к автору, любви к художественному слову.Оборудование:Портрет писателя, учебник литературы для 5 класса под редакцией Коровиной В.Л.

; толковый словарь Ожегова; памятки “Основные художественно­изобразительные средства языка”; презентация “Бунин и Орёл”; репродукции с картин художников Г.Г.Мясоедова и А.А.Пластова; магнитофонная запись русской народной песни “Ах ты, степь широкая”.Ход урока1. Сообщение целей и задач урока. Организация класса на работу. 2.

3накомство с личностью писателя:а) воспроизводящая беседа; б) сообщение ученика. 3.Чтение и анализ рассказа:а) беседа по выявлению первичного восприятия;б) выделение основных микротем;в) беседа по основным микротемам (тема природы, нар.труда, нар. песни, тема Родины), составление опорной схемы.4. Подведение итогов урока, выводы.Домашнее задание. Оценка.

Выразительное чтение рассказа учащимися.

Словарь урока: Нобелевская премиялексический повторэмиграцияЭпиграфы к уроку: Я пишу о красоте ­ всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своейдуши. (И.А.Бунин)Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она ­ в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает. (И.А.Бунин)Подробная запись урока1.

Чтение учителем стихотворения И.А.Бунина “И цветы, и шмели, и трава, и колосья…”­ Эти строки принадлежат великому русскому писателю и поэту И.А.Бунину.­ О чём это стихотворение? Как вы поняли его основную мысль? (В этом стихотворении описывается природа, которая является самым важным в жизни лирического героя).

­ Если есть в жизни человека любовь к природе, а значит, к Родине, всё остальное отходит на второй план.­ В центре нашего внимания на сегодняшнем уроке будет небольшой рассказ И.А.Бунина “Косцы”, который во многом близок этому стихотворению.2. 3апишите тему урока:“И.А.Бунин. “Косцы”. Изображение природы и крестьянского труда. Образ Родины”.

­ Наша задача ­ выяснить, как представлена природа и народный труд в рассказе, а также определить, из чего складывается образ Родины в рассказе “Косцы”.3. Но прежде чем обратимся к произведению, поговорим о его авторе.И.А.Бунин…Вы видите его портрет на доске и в учебниках. Знакомо ли вам это имя? Что вы знаете об этом писателе?(ИА.Бунин ­ наш земляк.

Его детские годы прошли в Орловской губернии, среди неброскойкрасоты природы нашего края. Многие произведения писатель посвятил описанию природы, народа. Например, поэма “Листопад”).­ К сегодняшнему уроку группой учащихся нашего класса подготовлена презентация, посвященная И.А.Бунину, в ней представлены материалы о связи писателя с городом Орлом.

(Просмотр презентации, комментарий авторов)Приложение 1.В этом году (2010 г.) 22 октября наш город отмечает 140­летие со дня рождения этого<\p>

великого писателя.

Прослушаем сообщение о жизни и творчестве И.А.Бунина.(Выступление ученика).Что вам больше всего запомнилось? Чем мы вправе гордиться? (Творчество Бунина высокооценено во всём мире. В 1933г. ему была присуждена Нобелевская премия ­ первому из русских писателей.

)А что такое Нобелевская премия? За какие заслуги она присуждается? (Справка. Сообщение уч­ся.) Нобелевская премия, международная премия, названная в честь её учредителя ­ шведского инженера­химика Нобеля. Присуждается ежегодно с 1901г.

За выдающиеся заслуги в области физики, химии, медицины, экономики, литературы, за деятельность по укреплению мира.За какие выдающиеся заслуги была присуждена Нобелевская премия И.А.Бунину? Читаем в учебнике на стр. 3 эпиграф к разделу.­ Мировое признание И.А.

https://www.youtube.com/watch?v=ZQQ9kmtRoMA

Бунин получил за воссоздание русского характера, за воссоздание в творчестве образа России. Эта тема была ведущей в произведениях писателя.Этой теме и посвящен рассказ “Косцы”.4. Чтение наизусть учеником начала рассказа на фоне музыки “Звуки природы”.5. Беседа. Анализ рассказа.

Какую картину вы представили, слушая начало рассказа? Помогла ли музыка лучше представить эти картины? Какие краски вы увидели? Ответ докажите текстом.

­ Если бы вы оказались там, какие запахи вы бы уловили? Какие звуки услышали?­ Какие художественно­изобразительные средства, используемые автором, помогают донести до нас эти краски, запахи, звуки? Пользуйтесь памяткой (Эпитеты, олицетворения,метафоры).­ К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать рассказ и выделить основные микротемы.

Назовите их.. (Тема труда, природы, народная песня, тема родины)­ Сейчас мы о какой теме говорили? (Тема природы).Поместим это слово на доску. (Учитель прикрепляет слово “природа” на доску).Какой представлена природа в рассказе Бунина? Как себя чувствуют герои рассказа на лоне этой природы? Свои ответы подтверждайте текстом.Одним из эпиграфов к уроку являются слова И.А. Бунина: “Я пишу о красоте.. .всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души”. Как вы понимаете эти

слова?

(Выразить душу в описании природы, чтобы читатель это почувствовал и разделил с писателем восторг и радость).Удалось ли автору в данном описании “дать с природой часть своей души”?А теперь обратимся к следующей теме ­ теме крестьянского труда. Поместим и это слово на доску, с какой целью ­ узнаете чуть позже. (Прикрепляет слово “труд”).

Совет

Кто герои рассказа? (Косцы, косари). Найдите их описание.(Стр.5)Какие слова вам показались непонятными? (Онучи, бахилы, ластовица).Словарная работа. Бахилы ­ вид крестьянской обуви.Онучи ­ куски материи, наматываемые на ногу (голень).Ластовица ­ матерчатая вставка на крестьянской рубахе, чаще всего подмышкой. (Комментирует учитель).

Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? Как относятся к работе? (“Охочи к работе”).Как понимаете эти слова? (Любят работать).А вы когда­нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы можете сказать об этом труде? (Тяжёлый труд).А как этот труд описывается в рассказе? Найдите в тексте. (Стр.5­6).

Что значат слова “безмалейшего напряжения, без малейшего усилия”? Что хочет сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость).На прошлом уроке мы разбирали отрывок из стихотворения А.В.Кольцова “Косарь”. Дома вы должны были сравнить описание крестьянского труда в этом стихотворении и в рассказе “Косцы”.

Какие общие и различные черты в изображении героев и их труда вы отметили? Прослушаем выразительное чтение этого стихотворения и ответ на вопрос.(В обоих произведениях герои ощущают родство с природой, они сильные, тяжёлый труд для них ­ не в тягость. Последние строчки стихотворения перекликаются со строками рассказа “Косцы”: “Они подвигались без малейшего усилия…”(Стр.

6). Но в стихотворении труд описывается более эмоционально, т.к. поэт использует восклицательные побудительные предложения).­ Мы рассмотрели изображение крестьянского труда в произведениях искусства слова. Посмотрим, как представлена эта тема в произведениях живописи. Перед вами репродукции с картин художников Г.Г. Мясоедова “Страдная пора (Косцы)” и А.А.

Пластова “Сенокос”. Рассмотрите их.Какая из этих репродукций может служить иллюстрацией к рассказу “Косцы”? А герои<\p>

какой из картин ближе? Аргументируйте.

Обратимся вновь к тексту рассказа “Косцы”. Как вам кажется, автор относится к героям? Докажите ответ текстом. (Стр.6 “.. .и прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они…”. Рассказчик любуется и восхищается ими).Герои сильные, могучие, тяжёлый труд доставляет им радость.

Но не только это удивляет и поражает рассказчика, когда он наблюдает за косцами. Что ещё?(Они поют песню)(Включается фонограмма русской народной песни “Ах ты, степь широкая”. В это время учитель прикрепляет на доску слово “песня”.)Мы прослушали сейчас не ту песню, которую поют герои в рассказе “Косцы”. Но любая народная песня производит сильное впечатление, наводит на размышления.

Обратите внимание

Наверняка у вас русская народная песня “Ах ты, степь широкая” вызвала светлые, возвышенные чувства, близкие тем, что испытывает герой­рассказчик, слушая песни косцов в берёзовом лесу на закате июльского дня. Найдите и зачитайте строки произведения, которые передают чувства и размышления рассказчика, вызванные народной песней. (Стр.6,1 абзац).

Чем необычно построение этих предложений? Какую особенность вы заметили? (Каждое предложение начинается с одного слова “прелесть”).А как вам кажется, какую роль играет повторение этого слова? (Повторение слова привлекает внимание читателя, усиливает воздействие этого слова).

Такой композиционный приём называется лексический повтор­ повторение ключевого слова в начале строки или предложения с целью усиления эмоционального воздействия этого слова. Запишите в тетрадь термин: лексический повтор.­ Найдём в толковом словаре СИ. Ожегова значение этого слова.1. Обаяние, очарование, привлекательность.2. Приятные, пленяющие явления, впечатления.. 3.

0 ком­то, чём­то прелестном, чарующем. 4. Внешние черты женской красоты.­ В каком значении употреблено слово “прелесть” в данном фрагменте текста “Косцы”? Ответ аргументируйте.(Рассказчик пытается передать свои впечатления от народной песни (2), раскрыть, в чём жееё очарование, привлекательность (1), песня действует чарующе на рассказчика (3).

В данном случае, действительно, подходят все значения слова, кроме четвёртого. Но всё же ближе первое значение, т.к. рассказчик пытается понять сам и передать читателю необыкновенное очарование народной песни, понять причину её необычайно сильного<\p>

воздействия на душу).

В чём же было очарование, привлекательность народной песни, в чём её прелесть? Найдитеи зачитайте строки, которые вам кажутся ключевыми при ответе на этот вопрос.(“.. .прелесть была в том, что мы дети своей родины.. .”и далее о родине стр.6.)­ Как вы понимаете эти строки? Что значат слова “.. .были все вместе”, “наш общий дом была ­ Россия…”?(Русские люди едины в любви к Родине).

Так мы переходим к центральной теме­теме Родины. Поместим и это слово на доску.В чём конкретно в данном отрывке и во всём рассказе выражается любовь русского человека к Родине, единство с ней? (В любви к природе).Какое словосочетание использует автор, чтобы передать это единство человека и природы?(Кровное родство).Поместим и это слово на доску.Вспомним описание труда косцов.

Почему же тяжёлый труд даётся им легко? (Они чувствуют единство с природой и родиной).Кто ещё ощущает это единство? Ответ докажите текстом. (Рассказчик.“.. .в кровном родстве, что было между ими и нами, между ими, нами и этим хлебородным полем…”).

Важно

Вспомним задачу, которую мы поставили в начале урока: выяснить, из чего складывается образ Родины в рассказе “Косцы”? Посмотрим на слова, которые мы поместили на доску. Кто желает ответить на этот вопрос? (Образ Родины в рассказе “Косцы” складывается из описания природы, народного труда, народной песни, из ощущения кровного родства русского человека с природой и родиной).

Какая фигура получится, если добавить в основание ещё одно слово? (Дом).Какое слово необходимо? Что является для нас, русских людей, домом? (Россия).(Учитель прикрепляет в основание фигуры слово “Россия”).ПРИМЕЧАНИЕПо ходу урока опорные слова размещаются в виде схемы­фигуры дома.

“Стены” ­ слова родство и родина, “потолок”­слово природа, “крыша”­ слова труд и песня, основание фигуры ­ слово Россия.Перепишите в тетрадь эту схему. А теперь найдите в тексте предложение, которое можно<\p>

подписать под нашим домом. Запишите его часть. (“Наш общий дом была ­ Россия”).

В этой опорной схеме и заключён ответ на вопрос, поставленный в начале урока.“Беспредельная родная Русь”, ­ говорит Бунин. Единство с нею всегда давало поддержку русскому человеку. Любовь к ней воспета в русских народных сказках, песнях, о которых упоминает автор в конце рассказа “Косцы”. (Зачит.стр.8).Мы говорили сегодня, что жизнь И.А.

Бунина сложилась так, что ему пришлось покинуть Родину; эмиграция бывает вынужденной или добровольной. И.А.Бунин покинул Россию добровольно в 1920 г. Мы не будем сегодня говорить о причинах, заставивших писателя уехать из России. Очень часто у людей складывается мнение, что человек, который уезжаетиз страны добровольно, не любит свою Родину.

Вспомните, о чём мы сегодня говорили, и скажите: любил ли И.А.Бунин свою Родину?(Так писать о России, о её природе, народе может только человек, искренне любящий свою Родину).­ Находясь в эмиграции (данный рассказ тоже написан в эмиграции) И.А.Бунин писал только о России, о русском народе.

Недаром Нобелевскую премию он получил за воссоздание в прозе русского характера. Верным сыном своей Родины И.А.Бунин чувствовал себя всегда и в ответном слове во время вручения высшей литературной награды подчеркнул, что эта премия не столько ему, сколько всему русскому народу.На доске записаны слова И.А.

Бунина, которые должны стать самыми важными для каждого русского человека, для вас в первую очередь: “Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она ­ в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает”.

­ Я хочу, чтобы вы выучили эти слова наизусть к следующему уроку, а также я попрошу вас выполнить одно из двух заданий, записанных на доске. (Переносная доска).1. Составить связное, развёрнутое сообщение на тему: “Из чего складывается образ Родиныв рассказе И.А.Бунина “Косцы”.2. Сочинение­миниатюра: “Что является для меня малой родиной”.б.

Оценка. ­ А теперь, когда у нас осталось немного времени, я хочу, чтобы вы выразительно прочитали строки, которые произвели на вас сильное впечатление.<\p>

Постарайтесь в чтении выразить чувства.

Прямая ссылка на скачивание файла: Скачать файл

Источник: https://znanio.ru/media/ia_bunin_kostsy_izobrazhenie_prirody_i_narodnogo_truda_obraz_rodiny_5_j_klass-26860/32741

И.А.Бунин «Косцы»

И.А. Бунин «Косцы». Изображение природы и народного труда. Образ Родины. 5-й класс

Цели и задачи:

  • Познакомить учащихся с личностью И.А. Бунина; с содержанием рассказа “Косцы”, его основными темами.
  • Развивать умение анализа произведения малой формы; учить определять основную мысль, ключевые темы, их роль в произведении; умения определять способы воссозданияосновных образов произведения, способы выражения авторской позиции.
  • Развивать умение видеть образную природу слова, оттенки его значений.
  • Развивать умения выразительного чтения, связного выступления по теме с опорой на текст произведения.
  • Развивать умения сопоставлять произведения, относящиеся к разным видам искусства.
  • Воспитывать чувства патриотизма, любви к природе; чувства уважения к автору, любви к художественному слову.

Оборудование:

Портрет писателя, учебник литературы для 5 класса под редакцией Коровиной В.Л.; толковый словарь Ожегова; памятки “Основные художественно-изобразительные средства языка”; презентация “Бунин и Орёл”; репродукции с картин художников Г.Г.Мясоедова и А.А.Пластова; магнитофонная запись русской народной песни “Ах ты, степь широкая”.

Ход урока

1. Сообщение целей и задач урока. Организация класса на работу.

2. 3накомство с личностью писателя:

а) воспроизводящая беседа;

б) сообщение ученика.

3.Чтение и анализ рассказа:

а) беседа по выявлению первичного восприятия;

б) выделение основных микротем;

в) беседа по основным микротемам (тема природы, нар.труда, нар. песни, тема Родины), составление опорной схемы.

4. Подведение итогов урока, выводы.

Домашнее задание. Оценка.

Выразительное чтение рассказа учащимися.

Словарь урока:

  • Нобелевская премия
  • лексический повтор
  • эмиграция

Эпиграфы к уроку:

Я пишу о красоте — всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души. (И.А.Бунин) Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она — в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает.(И.А.Бунин)

Подробная запись урока

1. Чтение учителем стихотворения И.А.Бунина “И цветы, и шмели, и трава, и колосья…”

— Эти строки принадлежат великому русскому писателю и поэту И.А.Бунину.

— О чём это стихотворение? Как вы поняли его основную мысль? (В этом стихотворении описывается природа, которая является самым важным в жизни лирического героя).

— Если есть в жизни человека любовь к природе, а значит, к Родине, всё остальное отходит на второй план.

— В центре нашего внимания на сегодняшнем уроке будет небольшой рассказ И.А.Бунина “Косцы”, который во многом близок этому стихотворению.

2. 3апишите тему урока:

“И.А.Бунин. “Косцы”. Изображение природы и крестьянского труда. Образ Родины”.

— Наша задача — выяснить, как представлена природа и народный труд в рассказе, а также определить, из чего складывается образ Родины в рассказе “Косцы”.

3. Но прежде чем обратимся к произведению, поговорим о его авторе.

И.А.Бунин…Вы видите его портрет на доске и в учебниках. Знакомо ли вам это имя? Что вы знаете об этом писателе?

Детские годы ИА.Бунина прошли в Орловской губернии, среди неброской красоты природы. Многие произведения писатель посвятил описанию природы, народа. Например, поэма “Листопад”).

— К сегодняшнему уроку группой учащихся нашего класса подготовлена презентация, посвященная И.А.Бунину. (Просмотр презентации, комментарий авторов)

Прослушаем сообщение о жизни и творчестве И.А.Бунина.

(Выступление ученика).

Что вам больше всего запомнилось? Чем мы вправе гордиться? (Творчество Бунина высоко оценено во всём мире. В 1933г. ему была присуждена Нобелевская премия — первому из русских писателей.)

Совет

А что такое Нобелевская премия? За какие заслуги она присуждается? (Справка. Сообщение уч-ся.) Нобелевская премия, международная премия, названная в честь её учредителя — шведского инженера-химика Нобеля. Присуждается ежегодно с 1901г. За выдающиеся заслуги в области физики, химии, медицины, экономики, литературы, за деятельность по укреплению мира.

За какие выдающиеся заслуги была присуждена Нобелевская премия И.А.Бунину? Читаем в учебнике на стр. 3 эпиграф к разделу.

— Мировое признание И.А.Бунин получил за воссоздание русского характера, за воссоздание в творчестве образа России. Эта тема была ведущей в произведениях писателя. Этой теме и посвящен рассказ “Косцы”.

4. Чтение наизусть учеником начала рассказа на фоне музыки “Звуки природы”.

5. Беседа. Анализ рассказа.

Какую картину вы представили, слушая начало рассказа? Помогла ли музыка лучше представить эти картины? Какие краски вы увидели? Ответ докажите текстом.

— Если бы вы оказались там, какие запахи вы бы уловили? Какие звуки услышали?

— Какие художественно-изобразительные средства, используемые автором, помогают донести до нас эти краски, запахи, звуки? Пользуйтесь памяткой (Эпитеты, олицетворения, метафоры).

— К сегодняшнему уроку вы должны были прочитать рассказ и выделить основные микротемы. Назовите их. (Тема труда, природы, народная песня, тема родины)

— Сейчас мы о какой теме говорили? (Тема природы).

Поместим это слово на доску. (Учитель прикрепляет слово “природа” на доску).

Какой представлена природа в рассказе Бунина? Как себя чувствуют герои рассказа на лоне этой природы? Свои ответы подтверждайте текстом.

Одним из эпиграфов к уроку являются слова И.А. Бунина: “Я пишу о красоте.. .всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души”. Как вы понимаете эти слова?

(Выразить душу в описании природы, чтобы читатель это почувствовал и разделил с писателем восторг и радость).

Удалось ли автору в данном описании “дать с природой часть своей души”?

А теперь обратимся к следующей теме — теме крестьянского труда. Поместим и это слово на доску, с какой целью — узнаете чуть позже. (Прикрепляет слово “труд”).

Кто герои рассказа? (Косцы, косари). Найдите их описание. (Стр.5)

Какие слова вам показались непонятными? (Онучи, бахилы, ластовица).

Словарная работа. Бахилы —вид крестьянской обуви. Онучи —куски материи, наматываемые на ногу (голень). Ластовица — матерчатая вставка на крестьянской рубахе, чаще всего подмышкой. (Комментирует учитель).

Что отмечает в героях рассказчик? Как они друг к другу относятся? Как относятся к работе? (“Охочи к работе”).

Как понимаете эти слова? (Любят работать).

А вы когда-нибудь видели сенокос? Процесс кошения травы? Что вы можете сказать об этом труде? (Тяжёлый труд).

Обратите внимание

А как этот труд описывается в рассказе? Найдите в тексте. (Стр.5-6). Что значат слова “без малейшего напряжения, без малейшего усилия”? Что хочет сказать о косцах Бунин? (Они сильные, тяжёлый труд им не в тягость, приносит радость).

На прошлом уроке мы разбирали отрывок из стихотворения А.В.Кольцова “Косарь”. Дома вы должны были сравнить описание крестьянского труда в этом стихотворении и в рассказе “Косцы”. Какие общие и различные черты в изображении героев и их труда вы отметили? Прослушаем выразительное чтение этого стихотворения и ответ на вопрос.

(В обоих произведениях герои ощущают родство с природой, они сильные, тяжёлый труд для них — не в тягость. Последние строчки стихотворения перекликаются со строками рассказа “Косцы”: “Они подвигались без малейшего усилия…”(Стр.6). Но в стихотворении труд описывается более эмоционально, т.к. поэт использует восклицательные побудительные предложения).

— Мы рассмотрели изображение крестьянского труда в произведениях искусства слова. Посмотрим, как представлена эта тема в произведениях живописи. Перед вами репродукции с картин художников Г.Г. Мясоедова “Страдная пора (Косцы)” и А.А. Пластова “Сенокос”. Рассмотрите их.

Какая из этих репродукций может служить иллюстрацией к рассказу “Косцы”? А герои какой из картин ближе? Аргументируйте.

Обратимся вновь к тексту рассказа “Косцы”. Как вам кажется, автор относится к героям? Докажите ответ текстом. (Стр.6 “.. .и прекрасны совершенно особой, чисто русской красотой были те чувства, что рассказывали они…”. Рассказчик любуется и восхищается ими).

Герои сильные, могучие, тяжёлый труд доставляет им радость. Но не только это удивляет и поражает рассказчика, когда он наблюдает за косцами. Что ещё?

(Они поют песню)

(Включается фонограмма русской народной песни “Ах ты, степь широкая”. В это время учитель прикрепляет на доску слово “песня”.)

Мы прослушали сейчас не ту песню, которую поют герои в рассказе “Косцы”. Но любая народная песня производит сильное впечатление, наводит на размышления.

Наверняка у вас русская народная песня “Ах ты, степь широкая” вызвала светлые, возвышенные чувства, близкие тем, что испытывает герой-рассказчик, слушая песни косцов в берёзовом лесу на закате июльского дня.

Найдите и зачитайте строки произведения, которые передают чувства и размышления рассказчика, вызванные народной песней. (Стр.6,1 абзац).

Важно

Чем необычно построение этих предложений? Какую особенность вы заметили? (Каждое предложение начинается с одного слова “прелесть”).

А как вам кажется, какую роль играет повторение этого слова? (Повторение слова привлекает внимание читателя, усиливает воздействие этого слова).

Такой композиционный приём называется лексический повтор-повторение ключевого слова в начале строки или предложения с целью усиления эмоционального воздействия этого слова. Запишите в тетрадь термин: лексический повтор.

— Найдём в толковом словаре СИ. Ожегова значение этого слова.

1. Обаяние, очарование, привлекательность. 2. Приятные, пленяющие явления, впечатления.. 3 0 ком-то, чём-то прелестном, чарующем. 4. Внешние черты женской красоты.

— В каком значении употреблено слово “прелесть” в данном фрагменте текста “Косцы”? Ответ аргументируйте.

(Рассказчик пытается передать свои впечатления от народной песни (2), раскрыть, в чём же её очарование, привлекательность (1), песня действует чарующе на рассказчика (3).

В данном случае, действительно, подходят все значения слова, кроме четвёртого. Но всё же ближе первое значение, т.к. рассказчик пытается понять сам и передать читателю необыкновенное очарование народной песни, понять причину её необычайно сильного воздействия на душу).

В чём же было очарование, привлекательность народной песни, в чём её прелесть? Найдите и зачитайте строки, которые вам кажутся ключевыми при ответе на этот вопрос.

(“.. .прелесть была в том, что мы дети своей родины.. .”и далее о родине стр.6.)

— Как вы понимаете эти строки? Что значат слова “.. .были все вместе”, “наш общий дом была — Россия…”?

(Русские люди едины в любви к Родине).

Так мы переходим к центральной теме-теме Родины. Поместим и это слово на доску.

В чём конкретно в данном отрывке и во всём рассказе выражается любовь русского человека к Родине, единство с ней? (В любви к природе).

Какое словосочетание использует автор, чтобы передать это единство человека и природы? (Кровное родство).

Поместим и это слово на доску.

Совет

Вспомним описание труда косцов. Почему же тяжёлый труд даётся им легко? (Они чувствуют единство с природой и родиной).

Кто ещё ощущает это единство? Ответ докажите текстом. (Рассказчик.“.. .в кровном родстве, что было между ими и нами, между ими, нами и этим хлебородным полем…”).

Важно

Вспомним задачу, которую мы поставили в начале урока: выяснить, из чего складывается образ Родины в рассказе “Косцы”? Посмотрим на слова, которые мы поместили на доску. Кто желает ответить на этот вопрос? (Образ Родины в рассказе “Косцы” складывается из описания природы, народного труда, народной песни, из ощущения кровного родства русского человека с природой и родиной).

Какая фигура получится, если добавить в основание ещё одно слово? (Дом).

Какое слово необходимо? Что является для нас, русских людей, домом? (Россия).

(Учитель прикрепляет в основание фигуры слово “Россия”).

ПРИМЕЧАНИЕ

По ходу урока опорные слова размещаются в виде схемы-фигуры дома. “Стены” словародство и родина,“потолок”-слово природа,“крыша”- слова труд и песня,основание фигуры — слово Россия.

Перепишите в тетрадь эту схему. А теперь найдите в тексте предложение, которое можно подписать под нашим домом. Запишите его часть. (“Наш общий дом была — Россия”).

В этой опорной схеме и заключён ответ на вопрос, поставленный в начале урока.

“Беспредельная родная Русь”, — говорит Бунин. Единство с нею всегда давало поддержку русскому человеку. Любовь к ней воспета в русских народных сказках, песнях, о которых упоминает автор в конце рассказа “Косцы”. (Зачит.стр.8).

Мы говорили сегодня, что жизнь И.А.Бунина сложилась так, что ему пришлось покинуть Родину; эмиграция бывает вынужденной или добровольной. И.А.Бунин покинул Россию добровольно в 1920 г.

Мы не будем сегодня говорить о причинах, заставивших писателя уехать из России. Очень часто у людей складывается мнение, что человек, который уезжает из страны добровольно, не любит свою Родину.

Вспомните, о чём мы сегодня говорили, и скажите: любил ли И.А.Бунин свою Родину?

(Так писать о России, о её природе, народе может только человек, искренне любящий свою Родину).

— Находясь в эмиграции (данный рассказ тоже написан в эмиграции) И.А.Бунин писал только о России, о русском народе. Недаром Нобелевскую премию он получил за воссоздание в прозе русского характера.

Верным сыном своей Родины И.А.Бунин чувствовал себя всегда и в ответном слове во время вручения высшей литературной награды подчеркнул, что эта премия не столько ему, сколько всему русскому народу.

Обратите внимание

На доске записаны слова И.А.Бунина, которые должны стать самыми важными для каждого русского человека, для вас в первую очередь: “Разве можем мы забыть родину? Может человек забыть родину? Она — в душе. Я очень русский человек. Это с годами не пропадает”.

— Я хочу, чтобы вы выучили эти слова наизусть к следующему уроку, а также я попрошу вас выполнить одно из двух заданий, записанных на доске. (Переносная доска).

Д. зад. 1. Составить связное, развёрнутое сообщение на тему: “Из чего складывается образ Родины в рассказе И.А.Бунина “Косцы”.<\p>

2. Сочинение-миниатюра: “Что является для меня малой родиной”.

<\p>

Оценки. — А теперь, когда у нас осталось немного времени, я хочу, чтобы вы выразительно прочитали строки, которые произвели на вас сильное впечатление.

Постарайтесь в чтении выразить чувства.

Источник: https://compedu.ru/publication/i-a-bunin-kostsy.html

Рассказ особого назначения («Косцы» И. А. Бунина в школьном литературоведении)

УДК 821.161.1

Владимир Анатольевич Зубков

кандидат филологических наук, доцент кафедры новейшей русской литературы

ФГБОУ ВО «Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет», Пермь, Россия 614990, Пермь, Сибирская, 24 (342) 212-05-67, e-mail: va_zoubkov@mail.ru

РАССКАЗ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ («КОСЦЫ» И.А. БУНИНА В ШКОЛЬНОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ)

Vladimir A. Zubkov

PhD, Assistant Professor of Modern Russian Literature

Federal State Budget Educational Institution of Higher Education

«Perm State Humanitarian Pedagogical University» 24, Sibirskaja, 614990, Perm, Russia, e-mail: va_zoubkov@mail.ru

A STORY WITH A SINGULAR MISSION («HAY CROPPERS» BY IVAN BUNIN IN LITERATURE CLASS)

Аннотация: Исследование жанра и мотивов в рассказе И.А. Бунина «Косцы» позволяет установить особую роль этого произведения в творческой судьбе писателя.

Ключевые слова: Бунин, лирическое, эпическое, мотив, родина.

Abstract: The analysis of genre and motifs of «Hay croppers» by Ivan Bunin helps to determine a special role played by this short story in the literary life of its author.

Keywords: Bunin, lyric, epic, motif, motherland.

Наша цель — не только раскрыть жанровое и идейное устройство маленького шедевра Бунина, что интересно и поучительно само по себе, но и увидеть его особую роль в драматическом прощании писателя с потерянной родиной (тогда и будет понятной необычная характеристика «Косцов» в заглавии нашей статьи). Глубокое постижение молодым читателем непритязательного, казалось бы, рассказа даст много его сердцу и уму, особенно в наше время обостренного внимания к проблеме патриотизма.

Начнем с оппозиции крайних точек рассказа — слов, образующих его внешнюю композиционную раму. Это — заглавие, настраивающее читателя на скромную зарисовку о давней встрече автора с артелью рязанских косцов, и это — указание на место и год сочинения (Париж, 1921), далеко отстоящие от предмета воспоминания.

© Зубков В.А., 2017

С первой фразы в рассказе возникает еще одна своеобразная оппозиция. При кажущейся ровности и безыскусности повествования в нем сразу же обнаруживается соседство двух речевых пластов: лирического и эпического. Их переплетением создается полнота и емкость текста.

«Мы шли по большой дороге, а они косили в молодом березовом лесу поблизости от нее — и пели.

Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки» [1].

Важно

Сообщив о давнем событии, его участниках и их действиях, подробностях его места, автор здесь же печалится о безвозвратности этой ушедшей жизни, усиливая свою печаль лирическими повторами.

И далее субъективно-лирический план будет создавать основной массив повествования. Автор излагает собственное восприятие предметно-событийного ряда, непосредственно выражая то, что чувствует, думает, воображает, сообщая о том, что его восхищает, волнует или огорчает… «Чувствовалось — человек так свеж, крепок…»; «Казалось, что нет…

ни времени, ни деления его на века…»; «…бесконечно счастливы были мы в те дни…». В этом эмоционально-медитативном ключе написана, в основном, центральная часть рассказа о том, как рязанские мужики поют за работой, а автор пробует дать себе ответ, в чем «дивная прелесть их песни», заранее понимая, что этого «…

никогда не понять, а главное, не высказать вполне… »

И все же, вслушиваясь в «дерзкую и мощную звучность» «вздохов и полуслов», автор ощущает в них «нечто единое, совершенно цельное, необыкновенно прекрасное».

В малом и преходящем — звуках и словах мужичьей песни — духовному слуху автора открывается громадное и вечное — «беспредельная родная Русь… со своей свободой, простором и сказочным богатством».

Впечатления музыкально-речевого ряда преобразуются в мозаику русского духовно-нравственного мира с чувством кровной связи человека и общего дома, с ключами «вечно живой воды», «молитвами и заклятиями» «от всех смертных чар», с радостью от красоты и спорости работы…

В «несравненной легкости, естественности, которая была свойственна в песне только русскому», автор открывает национальный характер с его отчаянностью, «всепрощающим великодушием», надеждой на «чье-то заступничество» и радостью «при всей ее будто бы безнадежности».

Лирическое повествование в рассказе прослоено, вместе с тем, образами иного плана, эпического, изобразительного, в котором, вспомним В. Г.

Совет

Белинского, «мир, пластически определенный, развивается сам собою, и поэт является только как бы простым повествователем того, что совершилось само собою» [1, с. 6].

Здесь автор выступает уже в другом качестве — наблюдателя и описателя подробностей жизни людей и жизни природы, проявляя, по словам А.Т. Твардовского, феноменальную зоркость ко всем формам и краскам видимого мира.

Изобразительно-эпическое поле «Косцов» наполнено точными пейзажными мазками, воссоздающими «предвечернее время июньского дня» в «глуши срединной, исконной России». Молодой лес, полный «медвяных трав по пояс», рядом со старой дорогой, «заросшей кудрявой муравой». Светлые столпы между легкими облаками на предзакатном небе.

А рядом — вещественные детали, рисующие одежду, еду, работу, нрав артельщиков. «Они были беззаботны, дружны…

Они были как-то стариннее и добротнее, чем наши, — в обычае, в повадке, в языке, — опрятной и красивей одеждой, своими мягкими кожаными бахилками, белыми ладно увязанными онучами, чистыми портками и рубахами с красными, кумачовыми воротами и такими же ластовицами».

Бунин не выписывает лица отдельных артельщиков, все они сливаются в один общий тип вольного русского крестьянина — крепкого, спорого, ладного в работе и в песне.

Как видим, слитный поток лироэпического повествования с его сложной структурой и емкостью является основным смыслообразующим компонентом «Косцов». Вероятно, именно на этом уровне в лексическом составе повествования и предстоит отыскать литературные мотивы [4] — ступеньки в эмоционально-смысловой мир рассказа.

При внимательном прочтении в тексте «Косцов» обнаруживается несколько своеобразных лексических «гнезд», образуемых корреляцией слов, разных, но перекликающихся по значению, в том числе синонимов, и тем самым складывающихся в определенные семантические ряды.

Обратите внимание

Ключевые слова в этих рядах не только называют некие явления, предметы, их свойства, но и выражают авторский взгляд на них.

Частота и эмоционально-смысловая перекличка соотносящихся ключевых слов выдвигают их из общей лексической массы в положение мотивообразующих, в положение «носителей» мотивов.

В речевом массиве «Косцов» существуют, на наш взгляд, как минимум два развернутых лексических «гнезда», в каждом из которых формируется свой мотив, характерный для всей поздней прозы Бунина.

Первый и главный из этих мотивов складывается в лексическом «гнезде», основанном на следующих опорных словах. Родина, родное, родимое (7 случаев). Россия, русский (8).

Все мы, мы и они, все вместе, кровное родство, единение, единое, дружное, общий дом, приветливый, великодушие (18). Красота, красивое, прекрасное, дивное, прелесть, очарование, волшебное (16). Свежесть, простор, воля, свобода (10). Радость, счастье, хорошо (8).

Бог, божий, заступница, милосердный, благословенный, вера, крестились, молитвы и заклятия (13).

В корреляции этих опорных слов возникает светлый, духоподъемный мотив красоты бытия, которую и бессознательно, и осознанно ощущает русский человек, неразрывно слитый с тем, что собрано в коротком слове «родина», с ее землей, небом и песнями, несущими в своем очаровании всю широту и волю русской души, мотив радости от чувства кровного родства с соотечественниками, от общего счастья жить в богоспасаемом русском доме.

Значительно уже по объему в рассказе словесный круг, в котором развернут второй мотив — не светлый и радостный, а горький и печальный. Он вырастает из оппозиции двух лексических групп.

Важно

С ключевыми словами одной из них: бесконечная (2 случая), беспредельная, исконная, заповедная, вечная (2), контрастируют противоположные: бесконечно давно, не вернется вовеки, следы давней жизни, бесконечно далекие дни, миновало, невозвратимое, всему свой срок, иссякли, иссохли, предел, настал конец.

Именно слова из этого ряда выдвинуты автором в сильную позицию. Ими рассказ начинается («Это было давно, это было бесконечно давно, потому что та жизнь, которой все мы жили в то время, не вернется уже вовеки») и ими же завершается («…иссякли животворные ключи — и настал конец, предел божьему прощению»).

Встраивая слова этого лексического «гнезда» в композиционную раму рассказа, Бунин акцентирует его второй драматический мотив: мотив конца духовного, ментального русского мира, казавшегося незыблемым в своей прочности и красоте. Мотив горестной утраты чувства родины как дорогого общего дома.

Навеянный временем, местом и обстоятельствами сочинения рассказа, этот мотив — гениальное предчувствие великим писателем всеобщей беды, которую принесет стране социальный эксперимент ХХ века, обрушивший исконный русский мир, тот лад его, то счастье и ту волю, которые предстали под пером автора «Косцов» с удивительной красотой и силой.

О первых зримых приметах и отдаленных духовных последствиях этой беды Бунин напишет в своем дневнике 12 апреля 1919 года, оказавшись в Одессе на пути в эмиграцию. «Двадцать лет тому назад мы с Верой приехали в этот день в Одессу по пути в Палестину.

Какие сказочные перемены с тех пор! Мертвый, пустой порт, мертвый, загаженный город…

Наши дети, внуки не будут в состоянии даже представить себе ту Россию, в которой мы когда-то (то есть вчера) жили, которую мы не ценили, не понимали, — всю эту мощь, сложность, богатство, счастье…» [2, с. 90].

Прощание с родиной для Ивана Алексеевича Бунина как частного лица с российским паспортом произошло январским вечером 1920 года, когда за кормой последнего парохода с беженцами остались берега Одессы, еще свободные от накатывающейся Совдепии.

Совет

О том, как это было, он вспоминал в документальном рассказе «Конец». «Прощай, Россия, бодро сказал я себе, сбегая по трапам». И завершил это воспоминание ключевыми для себя словами: «…

России — конец, да и всему, всей моей прежней жизни тоже конец, даже если и случится чудо и мы не погибнем в этой злой и ледяной пучине» [3, с. 214, 220].

Прощание с родиной для Бунина — великого гражданина с огромным художественным талантом произошло год спустя, когда его мысли и переживания нашли замечательное образное воплощение на страницах «Косцов».

Список литературы

1. Белинский В.Г. Собр. соч. В 3 т. — М.: ГИХЛ, 1946.

2. Бунин Иван. Окаянные дни. — М.: Сов. писатель, 1990.

3. Бунин И.А. Собр. соч. В 6 т. Т. 4. — М.: Худ. лит-ра, 1988.

4. Различные определения литературного мотива приводятся в справочных изданиях: Литературный энциклопедический словарь. — М.: Сов. энциклопедия, 1987; Энциклопедический словарь для юношества. Литературоведение от «А» до «Я». — М.: Совр. педагогика, 2001; Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов. — СПб.: Паритет, 2005 и др.

Источник: https://cyberleninka.ru/article/n/rasskaz-osobogo-naznacheniya-kostsy-i-a-bunina-v-shkolnom-literaturovedenii

Ссылка на основную публикацию