Художественные особенности драмы «Гроза»
В 1859 году Александр Николаевич Островский отправился в путешествие по городам России. Быт провинциальных людей, их устои и нравы настолько поразили писателя, что он решается написать драму «Гроза».
Художественные особенности произведения заключаются в антитезе характеров героев. Общество делится на группы по характеру, быту и привычкам. Кабаниха и Дикой – консервативные, жестокие представители старого поколения. Тихон и Борис – безвольные, слабые люди. Варвара, Кудряш и Кулигин – беглецы. Только Катерина является светлой, новой натурой в этой среде.
Центральным в произведении является образ Катерины. Девушка, жившая в любви, нежности и заботе, попадает в консервативную купеческую семью Кабановых.
Описание детства Катерины очень важно, так как именно оттуда становится понятно, какой по характеру является девушка. Она нежная, чувственная, честная, открытая, суеверная. Катерина представлена в произведении как единственный положительный образ.
Жизнь бедной девушки Катерины, которая не имеет право на счастье в личной жизни, не оставляют равнодушными ни одного читателя.
Противопоставлением является Кабаниха и Дикой – дурные, жестокие люди. Самодурство семьи поражает. Ярким примером является сцена, где Кабаниха заставляет своего сына ударить Катерину.
Эти люди привыкли, чтобы все было по правилам и законам. Иногда традиции общего быта не подчиняются какому-либо объяснению.
Например, когда Тихон уезжает, Кабаниха говорит, что Екатерина обязана рыдать (так положено в обществе).
Тихон и Борис – герои, не относящиеся к какой-либо категории образов. Это безвольные, подчиняющиеся люди. Им без разницы, в каких условиях жить. Оба героя любят Катерину, но не могут сделать ее счастливой. Смерть героини рождает протест только в душе Тихона, Борис же не испытывает каких-либо чувств. Ему выгодны условия, в которых он живет.
Безусловно, стоит сказать и об образах Варвары, Кудряша, Кулигина. Эти герои не боятся идти против системы и консервативного общества. Они не борются с окружающим, а просто сбегают.
В душе Катерины тоже происходит зарождение борьбы с обществом, но она оказывается жертвой обстоятельств. Борис не соглашается бежать и бросает несчастную девушку. Катерина честна и религиозна, поэтому она не может жить с грехом на душе и заканчивает жизнь самоубийством.
Все образы, представленные в провинциальном городе, логичны. Приверженцы консервативных взглядов, смирившиеся или сбегающие люди. Одна Катерина является единичным представителем другого направления в художественной организации произведения. Только из-за этого Островский не находит места Катерине и обрекает девушку на гибель.
Источник: https://school-essay.ru/xudozhestvennye-osobennosti-dramy-groza.html
Жанровое своеобразие драмы «Гроза»
“Гроза” — народная социально-бытовая трагедия.
Н. А. Добролюбов
“Гроза” выделяется как главное, этапное произведение драматурга. “Гроза” должна была войти в сборник “Ночи на Волге”, задуманный автором во время поездки по России 1856 года, организованной морским министерством.
Правда, Островский затем изменил свое решение и не объединил, как предполагал вначале, цикл “волжских” пьес общим заглавием. “Гроза” вышла отдельной книгой в 1859 году.
За время работы над ней Островского пьеса претерпела большие изменения — автор ввел ряд новых действующих лиц, но главное — Островский изменил свой первоначальный замысел и решил написать не комедию, а драму.
Однако сила социального конфликта в “Грозе” настолько велика, что о пьесе можно говорить даже не как о драме, а как о трагедии. Существуют аргументы в защиту того и другого мнения, поэтому жанр пьесы трудно определить однозначно.
Безусловно, пьеса написана на социально-бытовую тему: для нее характерны особое внимание автора к изображению деталей быта, стремление предельно точно передать атмосферу города Калинова, его “жестокие нравы”. Вымышленный город описан подробно, многосторонне.
Немаловажную роль играет пейзажный зачин, но здесь сразу же видно противоречие: Ку-лигин говорит о красоте заречных далей, высокого волжского обрыва. “Нешто”, — возражает ему Кудряш.
Картины ночного гулянья по бульвару, песни, живописная природа, рассказы Катерины о детстве — это поэзия калиновского мира, которая сталкивается с повседневной жестокостью жителей, рассказами о “бедности нагольной”.
О прошлом калиновцы сохранили лишь смутные предания — Литва “к нам с неба упала”, новости из большого мира им приносит странница Феклуша. Несомненно, такое внимание автора к деталям быта персонажей дает возможность говорить о драме как о жанре пьесы “Гроза”.
Еще одна черта, характерная для драмы и присутствующая в пьесе, — наличие цепочки внутрисемейных конфликтов. Сначала это конфликт между невесткой и свекровью за запорами ворот дома, потом об этом конфликте узнает весь город, и из бытового он перерастает в социальный.
Свойственное драме выражение кодфликта в поступках и словах героев ярче всего показано в монологах и диалогах действующих лиц.
Так, о жизни Катерины до замужества мы узнаем из разговора молодой Кабановой с Варварой: Катерина жила, “ни об чем не тужила”, словно “птичка на воле”, проводя весь день в удовольствиях и домашних делах. Мы ничего не знаем о первой встрече Катерины и Бориса, о том, как зародилась их любовь. В своей статье Н. А.
Добролюбов считал недостаточное “развитие страсти” существенным упущением, говорил о том, что именно поэтому “борьба страсти и долга” для нас обозначается “не вполне ясно и сильно”. Но этот факт не противоречит законам драмы.
Своеобразие жанра “Грозы” проявляется и в том, что, несмотря на мрачный, трагический общий колорит, в пьесе есть и комические, сатирические сцены.
Нам кажутся нелепыми анекдотично-невежественные рассказы Феклуши о салтанах, о землях, где все люди “с песьими головами”. После выхода “Грозы” А. Д.
Галахов в отзыве о пьесе писал, что “действие и катастрофа трагические, хотя многие места и возбуждают смех”.
Сам автор назвал свою пьесу драмой.
Но могло ли быть иначе? В то время, говоря о трагедийном жанре, привыкли иметь дело с сюжетом историческим, с главными героями, выдающимися не только по характеру, но и по положению, поставленными в исключительные жизненные ситуации.
Трагедия обычно ассоциировалась с образами исторических деятелей, хотя бы и легендарных, вроде Эдипа (Софокла), Гамлета (Шекспира), Бориса Годунова (Пушкина). Мне кажется, что со стороны Островского назвать “Грозу” драмой было лишь данью традиции.
Новаторство А. Н. Островского заключалось в том, что он написал трагедию на исключительно жизненном, совершенно не свойственном трагедийному жанру материале.
Трагедия “Грозы” раскрывается конфликтом со средой не только главной героини, Катерины, но и других действующих лиц. Здесь “живые завидуют… умершим” (Н. А. Добролюбов). Так, трагична здесь участь Тихона, являющегося безвольной игрушкой в руках его властно-деспотичной матери. По поводу заключительных слов Тихона Н. А. Добролюбов писал, что “горе” Тихона в его нерешительности.
Если жить тошно, что же ему мешает броситься в Волгу? Тихон совершенно ничего не может сделать, даже и того, “в чем признает свое благо и спасение”. Трагично по своей безысходности положение Кули-гина, мечтающего о счастье трудового народа, но обреченного подчиняться воле грубого самодура — Дикого и чинить мелкую домашнюю утварь, зарабатывая лишь “на хлеб насущный” “честным трудом”.
Особенностью трагедии является наличие героя, выдающегося по своим духовным качествам, по словам В. Г. Белинского, “человека высшей природы”, по мнению Н. Г. Чернышевского, человека “с великим,- а не мелочным характером”. Обратившись с этой позиции к “Грозе” А. Н. Островского, мы, безусловно, видим, что эта черта трагедии ярко проявляется в характере главной героини.
Катерина отличается от “темного царства” Калинова своей нравственностью и силой воли. Ее душа постоянно тянется к красоте, сны ее полны сказочных видений. Кажется, что и Бориса-то она полюбила не реального, а созданного своим воображением. Катерина вполне могла бы приспособиться к морали города и дальше обманывать своего мужа, но “обманывать-то…
не умеет, скрыть-то ничего не может”, честность не позволяет Катерине дальше притворяться перед мужем. Как человек глубоко верующий, Катерина должна была обладать огромным мужеством, чтобы победить не только страх перед физическим концом, но и страх “перед судией” за грех самоубийства. Духовная сила Катерины “…
и стремление к свободе, смешанное с религиозными предрассудками, создают трагедию” (В. И. Немирович-Данченко).
Особенностью трагедийного жанра является физическая гибель главного героя. Таким образом, Катерина, по мнению В. Г. Белинского, “настоящая трагическая героиня”. Судьбу Катерины определило столкновение двух исторических эпох. Не только ее беда в том, что она заканчивает жизнь самоубийством, это беда, трагедия общества. Ей необходимо освободиться от тяжкого гнета, от страха, тяготящего душу.
Еще одна характерная черта трагедийного жанра заключается в очищающем воздействии на зрителей, которое возбуждает в них благородные, возвышенные стремления. Так, и в “Грозе”, как сказал Н. А. Добролюбов, “есть даже что-то освежающее и ободряющее”.
Трагичен и общий колорит пьесы с ее мрачностью, с ежесекундным ощущением надвигающейся грозы. Здесь явно подчеркнут параллелизм грозы социальной, общественной и грозы как явления природы.
При наличии несомненного трагического конфликта пьеса проникнута оптимизмом. Смерть Катерины свидетельствует о неприятии “темного царства”, о сопротивлении, о росте сил, призванных прийти на смену Кабанихам и Диким. Пусть еще робко, но уже начинают протестовать Кулигины.
Итак, жанровое своеобразие “Грозы” заключается в том, что она, без сомнения, является трагедией, первой русской трагедией, написанной на социально-бытовом материале.
Это трагедия не одной только Катерины, это трагедия всего русского общества, находящегося на переломном этапе своего развития, живущего в преддверии значительных перемен, в условиях революционной ситуации, которая содействовала осознанию личностью чувства собственного достоинства. Нельзя не согласиться с мнением В. И.
Немировича-Данченко, который писал: “Если бы какая-то купеческая жена изменила своему мужу и отсюда все ее несчастья, — то это была бы драма. Но у Островского это только основа для высокой жизненной темы… Здесь все поднимается до трагедии”.
Список литературы
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://ostrovskiy.org.ru/<\p>
Источник: https://diplomba.ru/work/97017
Сочинение на тему «Художественные особенности драмы Островского Гроза»
Пьеса «Гроза» названа драмой потому, что в ней изображена напряженная борьба жертв «темного царства» со своими угнетателями за право на личную жизнь, за освобождение от семейного гнета и материальной зависимости. Поэтому конфликт в пьесе носит общественный характер, а не личный. Также интересен смысл заглавия пьесы.
Из первых явлений первого действия мы узнаем о взаимоотношениях действующих лиц — жителей маленького провинциального городка Калинова. Дальше следует завязка пьесы, то есть сцены, в которых показана любовь Катерины к Борису.
В сцене покаяния Катерины действие достигает высшего напряжения. Развязка драмы — в последнем действии, в сцене самоубийства Катерины.
Трагизм развивающихся событий подчеркивает, внесенный в драму, комический элемент (разговор Дикого с Кулигиным и рассказы Феклуши).
Значительную роль в драме играет пейзаж. Островский первый из русских драматургов использовал его не только как фон, на котором происходят события. Пейзаж способствует более глубокому пониманию отдельных этапов развития действия и помогает обрисовке персонажей драмы.
Картины прекрасной волжской природы по контрасту усиливают мрачное впечатление, которое производит тяжелая, застойная жизнь обитателей городка.
У каждого из них свое отношение к красотам природы: романтик и поэт Кулигин восхищается ими, а забитая нуждой беднота и самодуры, увлеченные наживой, этой красоты не замечают.
Гроза в пьесе подчеркивает нарастание смятения в душе Катерины, которое заканчивается трагической сценой покаяния.
Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!
Заказать сочинение
Следует отметить яркую типичность образов, выведенных в драме. Кабанова и Дикой олицетворяют различные формы самодурства, Кулигин — стремление к знанию и просвещению, а молодое поколение — разные степени протеста.
Эти образы наделены индивидуальными чертами, заставляющими их воспринимать, как живых людей. Кудряш и Варвара отличаются ловкостью и бойкостью, Кабаниха — ханжеством, Катерина — правдивостью, нежностью, мечтательностью и т.д. Многообразен и выразителен язык действующих лиц пьесы.
Каждый персонаж говорит свойственным ему языком, который служит для его характеристики.
Некоторых своих героев Островский наделил именами и фамилиями, подчеркивающими их основные черты характера (Кабанова, Дикой, Кудряш, Тихон).
Источник: https://sochinyalka.ru/2013/12/osobennosti-dramy-groza.html
Художественные особенности драмы “Гроза”
Одним из первых в русской драматургии Островский вводит пейзаж, который выступает не просто фоном, но воплощает естественную стихию, которая противостоит “темному царству” (в начале произведения, сцены на Волге, гибель Катерины).
Островский использует традиции фольклора при создании образа Катерины, Кулигина, Кудряша, а в образах Дикого и Кабанихи прослеживаются некоторые сказочные черты. Речь персонажей изобилует просторечиями. Использ-е символов: гроза – символ разлада в душе Катерины; громоотвод, предлагаемый Кулигиным, – символ просвещения и т. д.
Жанр – драма Драма характеризуется тем, что в ее основе лежит конфликт, отдельной личности и окружающего общества.
Для трагедии же характерно чувство трагической вины, которое преследует главного героя, приводя его к гибели; идея рока, фатума; катарсис (чувство духовного очищения, которое возникает у зрителя, созерцающего гибель главного героя).
“Грозу”, несмотря на то, что главная героиня погибает, принято считать драмой, так как в основе произведения лежит конфликт Катерины и “темного царства”. Комедийные традиции у Островского: сатирическое изображение нравов патриархальной купеческой среды.
Новаторство драматурга проявляется в том, что в пьесе появляется настоящая героиня из народной среды и именно описанию ее характера уделено основное внимание, а мирок города Калинова и сам конфликт описывается более обобщено.
Средства создания образа Катерины. тип народный, природное начало, цельность характера, стремление к свободе, к духовному раскрепощению.
В пьесе неоднократно повторяется образ, помогающий понять главное в хар-ре Катерины – образ птицы. В народной поэзии птица – символ воли. Катерина терпит до поры до времени. Речь Катерины проникнута высокой поэзией, она говорит на безукоризненно правильном народном языке, речь музыкальная, напевная.
Катерина борется не только с окружающей средой, но и с самой собой. она отравлена религиозными предрассудками. религиозность Катерины – не ханжество, а скорее детская вера в волшебные сказки. религия заставляет Катерину воспринимать светлое человеческое чевство любви как зло, смертный грех.
Драма завершается нравственной победой Катерины над темным царством, сковывавшим ее волю и разум. Самоубийство является выражением протеста в этом крайнем для Катерины случае, когда другие формы борьбы невозможны.
Островский создал в России жанр драмы (пьеса жизни). Для драмы характерен интерес к конфликтам повседневной действительности, за которыми зритель улавливает глубокие противоречия эпохи. Художественная мысль островского обнаруживала в обыденной жизни причудливое сочетание трагического и комического, и это тоже стало одним их признаков русской драмы, кот. зат. получил развитие в тв-ве Чехова.
Основные мотивы лирики Н. А. Некрасова, ее художественное своеобразие. Исследования о творчестве поэта.
У Некрасова можно выделить два крупных творческих периода:
Первый: с 1845 года по 1856 год, в который его поэзию можно назвать “музой скорби и печали”; основное настроение стихов этого времени – уныние; главной психологической чертой героев из народа является вечное терпение, пассивность; главные герои – крестьянская и городская беднота, труженики-разночинцы, люди трагической социальной судьбы, неимущие, обездоленные и бесправные; основное отношение к своим героям – сострадающая любовь и жалость; сам Некрасов в этот период выступает как “печальник” горя народного, сформулировавший свою поэтическую и гражданскую задачу; “Я призван был воспеть твои страданья, терпеньем изумляющий народ”.
Социальной сущностью лирики этого периода являлся демократизм и сострадательный гуманизм.
Среди стихотворений этих 10-11 лет выделяются две группы. В стихотворениях первой группы – скорбь и защита бесправных и обездоленных: ” В дороге”, “Огородник”, “Тройка”, “Еду ли ночью по улице темной”, “В деревне”, “Несжатая полоса”, “Влас”, “Забытая деревня” и т. д. Их лейтмотивом является любовь-скорбь.
Ко второй группе относятся сатирические стихи открытого презрения “к ликующим, праздно болтающим, обагряющим руки в крови”: “Колыбельная песня”, “Нравственный человек”, “Современная ода” и т. д.
; вся эта поэтическая сатира позже войдет в состав крупной сатирической поэмы “Современники”, писавшейся в 70-х годах параллельно с поэмой “Кому на Руси жить хорошо?”.
Источник: https://schoolessay.ru/xudozhestvennye-osobennosti-dramy-groza/
Художественные особенности драмы “Гроза”
1. Стремление Островского обобщить конкретные факты. На примере событий, происходящих в Калинове, раскрывается картина жизни провинциальной России второй трети девятнадцатого века. 2.
Двуплановость конфликта в драме: сочетание конфликта социального и любовного. При этом для автора развитие любовного конфликта не представляет особого интереса.
Лишь в ремарке указывается, что с его начала до кульминации прошло десять дней. Островского интересуют в большей степени результат, к которому приводит Катерину любовный конфликт, внутренний кризис и крах героини.
3. Использование Островским целого ряда приемов, помогающих поддерживать постоянное психологическое напряжение в драме. Мотив предсказания трагической развязки всего действия играет в пьесе особую роль. Он находит свое выражение и в предчувствиях самой Катерины (Тихону: “… быть беде, Тиша”; Борису: “Нет, мне не Жить!
“) и в пророчествах сумасшедшей барыни, и в песне Кудряша, и в общем ожидании катастрофы перед грозой, в замечаниях людей о том, что “убьет кого-нибудь”. 4.
Описание красоты русской природы еще более подчеркивает контрастность между возможными ощущениями радости жизни и реальными событиями, происходящими на сцене. 5. Богатство символики в пьесе. Особую роль играет многозначный символ грозы.
Для Кулигина гроза – “благодать”; для Катерины – возмездие за грехи (ей страшна не сама смерть, а то, что “застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами”); для Тихона – самодурство матери (уезжая из дома, он мечтает о том, что “недели две никакой грозы” над ним не будет). Устремленность Катерины к свободе символизируется вольным полетом птицы.
Изображение “гиены огненной” на стене в галерее символически предрекает для Катерины неизбежность расплаты.
Можно говорить и о том, что в пьесе фигурирует целый символический образ – образ сумасшедшей барыни. Никакой другой роли, кроме оглашения страшных пророчеств, этот образ не выполняет. 6. Использование в пьесе говорящих фамилий и особых “примет” героев.
Необузданный произвол Дикого вполне соответствует его фамилии. В то же время мы знаем, что Дикого в городе зовут “воин”. “Примета” Бориса в том, что он “достался “Дикому “на жертву”. Особенность Кабанихи заключается в желании действовать “под видом благочестия”: Кулигин о ней прямо говорит, что она “ханжа”.
(No Ratings Yet)
Загрузка…
Художественные особенности драмы “Гроза”
Другие сочинения по теме:
- Для учителя: один из возможных вариантов анализа драмы “Гроза” В основе драмы “Гроза” лежит столкновение бесправных и угнетенных с купцами-самодурами. Этот конфликт слагается из ряда частных конфликтов (столкновение Катерины…
- Соединение в пьесе Островского “Гроза” жанров драмы и трагедии В развитии драмы должно быть соблюдаемое строгое единство и последовательность; развязка должна естественно и необходимо вытекать из завязки; каждая сцена…
- Анализ шестого девятого явлений первого действия драмы “Гроза” Завязка “Грозы”, определяется по-разному. А. И. Ревякин считает завязкой признание Бориса в любви к Катерине в сочетании с ответным признанием…
- Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе “Гроза” Гроза Островский А. Н Авторская позиция и средства ее выражения в пьесе “Гроза” В пьесе Островского “Гроза” поднимается проблема перелома общественной жизни, произошедшего в…
- Что сильнее в Катерине – веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А. Н. Островского “Гроза”;) Гроза Островский А. Н Что сильнее в Катерине – веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А. Н. Островского “Гроза”) Драма А. Н….
- Темы “горячего сердца” и “темного царства”, драматургический конфликт в пьесе Островского “Гроза” Цели: проверить знание содержания прочитанных действий драмы “Гроза”; совершенствовать умение комментировать и выразительно читать сцены из пьесы, определять конфликт и…
- Художественные особенности пьес Чехова Драматургия Чехова формировалась в обстановке общественного безвременья, когда, вместе с наступившей реакцией и крушением революционного народничества, интеллигенция в преобладающей массе…
- Темы сочинений и рефератов по комедиям Островского 1. Смех как средство выражения позиции автора в комедиях Островского. 2. Нравственная проблематика комедии “Свои люди – сочтемся”. 3. “Недоросль”…
- Роль и значение второстепенных персонажей в драме “Гроза” А. Н. Добролюбов назвал пьесу Островского “Гроза” самым решительным произведением, так как “взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней…
- Художественные особенности современной повести Пути художественной правды, несомненно, пересекаются с тенденциями развития жанров, часто определяя направление процесса жанрообразования. В жанровой динамике последних лет преобладали…
- Не главные персонажи в пьесе Островского “Гроза” А. Н. Островский по праву считается певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского национального театра. Его перу принадлежит около…
- “Чайка”. Художественные особенности произведения. Значение новаторства драматурга Цель: повторить, систематизировать и обобщить изученное; помочь ученикам выяснить художественные особенности произведения, значение новых театральных идей Чехова; развивать навыки анализа…
- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭЗИИ ХХ СТОЛЕТИЯ Символизм как художественное течение возник в русской литературе в конце XIX – в начале XX столетия. Основы эстетики символизма начали…
- СИМВОЛИКА В ПЬЕСЕ А. Н. ОСТРОВСКОГО “ГРОЗА” Для произведений реалистического направления характерно наделение предметов или явлений символическим смыслом. Первым этот прием использовал А. С. Грибоедов в комедии…
- Значение второстепенных персонажей в драме Островского “Гроза” А. Н. Островского по праву считают певцом Купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60…
- Сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина. Проблематика Художественные особенности Гиперболизация. В классе можно организовать коллективный разбор сказки “Медведь на воеводстве”, так как она является переходным мостиком к изучению “Истории…
- Основные темы и идейно-художественные особенности Ломоносова Героическая тема является одной из основных тем мировой литературы. Известно то важное место, которое героическая тема заняла в историческом развитии…
- Художественные особенности пьесы М. Горького “Егор Булычев и другие”. Постановка ее на сцене. Горький М Драматургия М. Горького советской эпохи обобщает его предшествующие искания, проливает на них дополнительный свет. Горький не создал до 1931 года…
- Художественные особенности пословиц и поговорок В пословицах и поговорках используются очень многие художественно-изобразительные средства и приемы фольклора. Существуют две основные формы пословиц: иносказание и прямое…
- Художественные особенности “кавказских” поэм Лермонтова Возвращаясь к поэмам 1830-1833 гг., к их художественным особенностям, мы наблюдаем, как стремление Лермонтова отразить реальные впечатления, полученные им на…
Источник: https://ege-russian.ru/xudozhestvennye-osobennosti-dramy-groza/
Сюжет и композиция драмы А.Н. Островского «Гроза»
Традиционный литературный сюжет (любовный треугольник Тихон — Катерина -Борис) стал в драме Островского «Гроза» основой конфликта старого и нового не только при смене поколений, но и при смене старого и нового в социальной жизни России.
Композиция драмы «Гроза»
Привычный сюжет об измене жены и ее самоубийстве Островский-драматург превращает в исследование социальных условий жизни русской нации.
Первое действие — завязка конфликта
- характеристика нравов города Калинина
(«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе»);
- характеристика хозяев жизни:
Дикого
(«Уж такого ругателя, как у нас Савел Прокофьевич, поискать еще!»),
Кабанихи
(«Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем»);
- безвольное положение Бориса и его любовь к Катерине
( «А мне, видно, так и загубить свою молодость в этой трущобе», «… а тут еще с дуру-то влюбляться вздумал»);
(«Я, кажется, маменька, из вашей воли ни на шаг»);
- противостояние Катерины и Кабанихи
(«Напраслину-то терпеть кому ж приятно!»);
- Сведения о детстве Катерины и любви к Борису
(«Я жила, ни об чем не тужила, точно птичка на воле», «Ведь это нехорошо, ведь это страшный грех, Варенька, что я другого люблю?»);
- тема грозы (образ дикой барыни) и религиозности Катерины
(«Как, девушка, не бояться! Всякий должен бояться», «…смерть тебя вдруг застанет, как ты есть, со всеми твоими грехами, со всеми помыслами лукавыми»).
Второе действие — развитие характеров и сюжета
А) отъезд Тихона, последняя попытка Катерины противостоять внутреннему конфликту
(«Возьми меня с собой», «Я не чаю, как вырваться-то, а ты еще навязываешься со мной», «Как же мне любить тебя, когда ты такие слова говоришь?»),
согласие Катерины на свидание с Борисом
(«Мне хоть умереть, да увидеть его»)
Б) развитие характера Кабанихи, отношение к молодым
(«А ведь тоже, глупые, на свою волю хотят…»)
В) сведения о характере Катерины
(«Такая уж я зародилась, горячая!», «Обманывать-то я не умею…», «А уже коли мне здесь опостылет, так не удержать меня никакой силой»);
Г) сведения о характере Варвары
(«И я не обманщица была, да выучилась, когда нужно стало»);
Действие третье — продолжение традиционного сюжета измены мужу
Здесь происходит свидание Катерины и Бориса, а также развитие социального конфликта.
А) развитие характеров Дикого и Кабанихи в диалогах
(«Ты нарочно себя в сердце приводишь»);
Б) обобщение нравов города Калинина в монологе Кулигина
«Ограбить сирот, родственников, племянников, заколотить домашних так, чтобы ни об чем, что он там творит, пикнуть не смели»;
В) развитие характера Бориса: Борис не защитник Катерины (предостережение Кудряша:
«Только вы смотрите — себе хлопот наделаете, да и ее-то в беду введете»);
Г) свидание и объяснение Катерины и Бориса. Катерина как более сильный характер
(«Кабы ты не пришел, так я, кажется, сама бы к тебе пришла»).
Четвертое действие — кульминация сюжета
Она свершается в признании Катерины:
А) развитие сюжета в IV действии подготавливает кульминацию в конце действия: разговоры калиновцев на бульваре, беседа Дикого и Кулигина, диалог Варвары и Бориса о состоянии Катерины после возвращения Тихона
(«Дрожит вся, точно ее лихорадка бьет; бледная такая, мечется по дому, точно чего ищет», «бухнет мужу в ноги, да и расскажет все»),
гроза над городом, обращение дикой барыни
(«Куда прячешься, глупая! От Бога-то не уйдешь!»);
Б) кульминация — признание героини. Особенности: на бульваре, при людях, что обостряет конфликт.
Пятое действие — развязка
А) безвольное поведение Тихона
«Маменька ее поедом ест, а она, как тень какая, ходит безответная», «Я вот возьму, да последний-то, какой есть, пропью; пусть маменька тогда со мной, как с дураком, и нянчится»);
Б) бегство Варвары и Кудряша как выход из «темного царства»:
В) развитие внутреннего конфликта в душе Катерины: невозможность жизни в семье Кабановых и страх самоубийства как греха
(«… уж душу свою я ведь погубила»);
Г) встреча с Борисом — аналог прощания с Тихоном перед отъездом в Москву
(«Возьми меня с собой отсюда! — Нельзя мне, Катя. Не по своей я воле еду»),
в Катерине зреет решение
(«ни одного нищего не пропускай, всякому подай да прикажи, чтоб молились за мою грешную душу);
Д) разрешение внешнего и внутреннего конфликта — решение умереть. Смерть как избавление
(«Молиться не будут? Кто любит, тот будет молиться… А поймают меня да воротят домой насильно…Ах, скорей, скорей!»);
Е) реакция на самоубийство Катерины как протест против этого мира
Кулигин:
«Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед Судией, который милосерднее вас!»,
Тихон:
«Маменька, вы ее погубили! «
Заключение
«Гроза» — самое решительное произведение Островского»,
по словам Добролюбова, композиция и сюжет этого произведения делают Катерину — одной из самых решительных героинь русской литературы.
Материалы публикуются с личного разрешения автора — к.ф.н. О.А.Мазневой (см. «Наша библиотека»)
Вам понравилось? Не скрывайте от мира свою радость – поделитесь<\p>
Источник: https://velikayakultura.ru/gotovye-sochineniya/syuzhet-i-kompozitsiya-dramyi-a-n-ostrovskogo-groza
Черты социально-бытовой драмы и высокой трагедии в пьесе А.Н. Островского «Гроза»
Пьеса А. Н. Островского «Гроза» была написана в 1859 году. В том же году она была поставлена в театрах Москвы и Петербурга и вот уже много лет не сходит со сцен всех театров мира. Такая популярность и актуальность пьесы объясняется тем, что в «Грозе» сочетаются черты социально-бытовой драмы и высокой трагедии.
В центре сюжета пьесы – конфликт чувства и долга в душе главной героини, Катерины Кабановой. Этот конфликт – признак классицистической трагедии.
Катерина – очень набожная и религиозная натура. Она мечтала о крепкой семье, любящем муже и детях, но попала в семью Кабанихи. Марфа Игнатьевна превыше всего ставила домостроевский порядок и уклад. Естественно, что всех в своей семье Кабаниха заставляла следовать ее Уставу.
Но Катерина, светлая и свободная личность, не могла смириться с тесным и душным миром Домостроя. Она стремилась совсем к другой жизни. Это стремление привело женщину к греху – измене мужу. Идя на свидание с Борисом, Катерина уже знала, что после этого она не сможет жить. Грех измены тяжким камнем лег на душу героини, с которым она просто не могла существовать.
Гроза в городе ускорила всенародное признание Катерины – она покаялась в своей измене.
О грехе снохи узнала и Кабаниха. Она приказала держать Катерину взаперти. Что ожидало героиню? В любом случае, смерть: рано или поздно Кабаниха своими упреками и наставлениями свела бы женщину в могилу.
Но самое страшное для Катерины было не это. Самое страшное для героини – это ее внутренне наказание, ее внутренний суд. Она сама не смогла бы простить себе своей измены, своего страшного греха. Поэтому конфликт в пьесе решается в традициях классицистической трагедии: героиня погибает.
Но еще Добролюбов указывал на то, что на протяжении всей пьесы читатели думают «не о любовной интриге, а обо всей жизни». Это значит, что обличительные ноты произведения касались самых разных сторон русского быта.
Действие пьесы происходит в провинциальном купеческом городе Калинове, расположенном на берегу реки Волги. В этом месте все настолько однообразно и стабильно, что даже новости из других городов и из столицы сюда не доходят.
Жители в городе замкнуты, недоверчивы, ненавидят все новое и слепо следуют домостроевскому укладу жизни, который уже давно себя изжил.
Дикой и Кабаниха олицетворяют «отцов города», пользующихся властью и авторитетом. Дикой изображен как законченный самодур. Он куражится перед племянником, перед домашними, но отступает перед теми, кто способен дать ему отпор.
Кулигин замечает, что все зверства в городе происходят за высокими стенами купеческих домов. Здесь обманывают, тиранят, подавляют, калечат жизни и судьбы.
Вообще, реплики Кулигина часто разоблачают «темное царство», выносят ему приговор, даже, в некоторой степени, отражают позицию автора.
Большую роль в пьесе играют и другие второстепенные персонажи.
Так, например, странница Феклуша раскрывает все невежество и отсталость «темного царства», а также его ближайшую смерть, потому что общество, ориентирующееся на такие взгляды, не может существовать.
Важную роль в пьесе играет и образ полусумасшедшей Барыни, которая озвучивает идею греховности и неизбежной кары как Катерины, так и всего «темного царства».
Источник: https://students-library.com/library/read/46749-certy-socialno-bytovoj-dramy-i-vysokoj-tragedii-v-pese-an-ostrovskogo-groza
Урок : «Идейно-художественное своеобразие драмы А.Н. Островского «Гроза»
Воронежская область
Советский район
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 55
Тема урока: «Идейно-художественное своеобразие <\p>
драмы А.Н. Островского «Гроза»
учитель русского языка и литературы <\p>
Кошкарова Наталья Александровна
учитель информатики и ИКТ
Сикорская Татьяна Александровна
Воронеж 2014
Ход урока.
1.Вступительное слово учителя. (Слайд 1). Звучит музыкальная композиция «Среди долины ровныя, на гладкой высоте…»
Тема урока: «Идейно-художественное своеобразие драмы «Гроза».
Он представляет собой занятие интегрированного характера. Его проводят учитель русского языка Кошкарова Н.А и учитель информатики Сикорская Т.А.
Цели урока: (Слайд 2)
- Раскрытие идейно-художественного своеобразия пьесы, жизненных позиций героев.
- Закрепление знаний по орфографии
- Поиск информации и использование навыков работы с персональным компьютером при выполнении тестовых заданий. Отработка умений сохранять информацию в графическом виде. <\p>
«Гроза» есть, без сомнения, самое решительное произведение Островского; взаимные отношения самодурства и безгласности доведены в ней до самых трагических последствий….
В «Грозе есть что-то освежающее и ободряющее», – писал известный русский критик Николай Алексеевич Добролюбов. (Слайд 3)
2. Слово о создании произведения.
В 1856 и 1857 годах Александр Николаевич Островский участвовал в известной «Литературной экспедиции», организованной морским министерством от Волги до Нижнего Новгорода. После её окончания в течение нескольких месяцев была написана драма «Гроза».
В старинном споре приволжских городов о том, какой из них волею Островского превращён в Калинов (место действия пьесы «Гроза»), чаще всего слышны домыслы в пользу Кинешмы, Твери, Костромы.
О Ржеве спорщики словно забывали, а между тем рождению таинственного замысла «Грозы» именно Ржев явно сопричастен. (Слайд 4)
Многие известные русские художники обращались к событиям произведения и изображали их на своих полотнах. ( Слайды 5,6)
В октябре 1859 года на квартире Косицкой Островский прочёл пьесу актёрам Малого театра. Актёры дружно восхищались сочинением, прикидывая для себя роли. Известно было, что Катерину Островский заранее отдал Косицкой. Главным постановщиком был Островский. Премьера состоялась 16 ноября 1859 года. (Слайды 7,8)
3. Работа с таблицей. Исследовательская деятельность экспертов. <\p>
(Слайд 9)
Следующим этапом нашего урока следует работа с таблицей « Особенности произведения». Помощь в этом нам окажут эксперты, которые подготовили материал по ряду вопросов. При работе с таблицей вам необходимо оформить записи в таблице.
1. Написание драмы. Исторический очерк эпохи. (Кутейникова)
2.Различные жанры. Их разнообразие в произведении. Понятие трагедии (основана на конфликте между героями).
Драма (острый конфликт, написана для сцены)
Комизм (диалоги героев)
3.Необычность темы и конфликта (Новичихина)
4.Проблемы в драме, важные вопросы.
5. Связь конфликта с образами героев. (Кириллов)
6.Образы героев. Противопоставление.
7.Композиция драмы. Характерные черты.
Особенности произведения
Дата создания
1859г. <\p>
Время общественного подъёма
Жанровое своеобразие
Трагедия (конфликт между героями)
элементы комизма (диалоги героев)
драма
Тема, идея, конфликт
Столкновение между новыми и старыми традициями
Особенности изображения
Интересы героев, <\p>
проблема положения женщин,
проблемы времени, картины природы.
«Широкая картина национального быта и нравов»
Особенности конфликта
Конфликт между
«тёмным царством» и новым человеком
Система художественных образов
«Тёмное царство»
жертвы «тёмного царства»
Особенности композиции
Экспозиция
завязка
развитие конфликта
1 кульминация
2 кульминация
развязка
4. Проведение тестирования. Работа с компьютером. Применение ИКТ.
Слово учителя информатики об особенностях проведения теста. Использование различных программ при работе с ПК. (Деление класса на 2 группы. Работа 1 группы на ПК).
5. Работа с материалом по русскому языку.
Во время проведения тестирования 2 группа выполняет работу по карточкам « Герой и его речевая характеристика». В процессе её выполнения осуществляется закрепление материала по русскому языку. В том числе обучающиеся определяют героев драмы. (Слайд 10)
Затем 2 группа работает на ПК, а 1 группа продолжает работу с карточками. Итоги работы на ПК. (Слово учителя информатики).
Итоги работы по русскому языку будут подведены на следующем занятии.
1 ВАРИАНТ
1) Имя Островского
а) Николай Алексеевич
б) Алексей Николаевич
в) Александр Николаевич
г) Николай Александрович
2) Островского прозвали
а) «Колумб Замоскворечья»
б) «человек без селезенки»
в) «товарищ Константин»
г) «луч света в темном царстве»
3) Островский учился
а) в Царскосельском Лицее
б) в Нежинской гимназии
в) в Московском университете
г) в Симбирском университете
4) Произведение «Гроза»
а) комедия
б) трагедия
в) драма
г) роман
5) Какое призведение не принадлежит Островскому:
а) «Снегурочка»
б) «Волки и овцы»
в) «Обломов»
г) «Свои люди – сочтемся»
6) Драма «Гроза» была впервые напечатана в
а) 1852
б) 1859
в) 1860
г) 1861
7) Какое изобретение хотел внедрить в быт своего города механик-самоучка Кулигин?
а) телеграф
б) печатный станок
в) громоотвод
г) микроскоп
8) Определите кульминацию драмы «Гроза»
а) прощание Тихона и Катерины перед его поездкой
б) сцена с ключом
в) встреча Катерины с Борисом у калитки
г) раскаяние Катерины перед жителями города
9) К какому литературному направлению следует отнести драму «Гроза»
а) реализм
б) романтизм
в) классицизм
г) сентиментализм
10) Действие драмы «Гроза» происходит
а) в Москве
б) в Нижнем Новгороде
в) в Калинове
г) в Петербурге
11) Как звали мужа Катерины?
а) Тихон
б) Борис
в) Кудряш
г) Акакий
12) Определите основной конфликт драмы «Гроза»
а) история любви Катерины и Бориса
б) столкновение самодуров и их жертв
в) история любви Тихона и Катерины
г) описание дружеских отношений Кабанихи и Дикого
13) Кто из героев драмы «Гроза» «позавидовал» умершей Катерине, считая собственную жизнь предстоящей мукой?
а) Борис
б) Кулигин
в) Варвара
г) Тихон
14) Как называется авторское пояснение, предваряющее или сопровождающее ход действия в пьесе
а) сноска
б) ремарка
в) пояснение
г) сопровождение
15) Кто сказал:
«Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности нагольной, не увидите. И никогда нам, сударь, не выбиться из этой коры».
а) Кудряш
б) Кулигин
в) Борис Григорьевич
г) Дикой
2 ВАРИАНТ
1) Годы жизни А. Островского:
а) 1823 – 1886
б) 1809 – 1852
в) 1812 – 1891
г) 1799 – 1837
2Островский учился:
а) в Царскосельском Лицее
б) в Нежинской гимназии
в) в Московском университете
г) в Симбирском университете
3) Островского прозвали:
а) «Колумб Замоскворечья»
б) «человек без селезенки»
в) «товарищ Константин»
г) «луч света в темном царстве»
4) Драма «Гроза» была впервые напечатана в
а) 1852
б) 1859
в) 1860
г) 1861
5) Какое произведение не принадлежит Островскому:
а) «Снегурочка»
б) «Бедность не порок»
в) «Обломов»
г) «Свои люди – сочтемся»
6) Произведение «Гроза»
а) комедия
б) трагедия
в) драма
г) повесть
7) К какому сословию принадлежала Кабаниха?
а) купцы
б) мещане
в) дворяне
г) разночинцы
8) К какому литературному направлению следует отнести драму «Гроза»
а) реализм
б) сентиментализм
в) классицизм
г) романтизм
9)Какой фразой заканчивается драма «Гроза»?
а)Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…
б)Делайте с ней, что хотите! Тело ее здесь, возьмите его; а душа теперь не ваша: она теперь перед судией,
который милосерднее вас!
в)Спасибо вам, люди добрые, за вашу услугу!
г)Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучиться!
10) К какому типу литературных героев принадлежал Дикой
а) «лишний человек»
б) «самодур»
в) «маленький человек»
г) герой-любовник
11)Кто написал критическую статью «Луч света в темном царстве» о «Грозе»?
а) В. Г. Белинский
б) Н. Г. Чернышевский
в) Н. А. Добролюбов
г) Д. И. Писарев
12) О каком персонаже идет речь?
Он прежде наломается над нами, надругается всячески, как его душе угодно, а кончит
все-таки тем, что не даст ничего или так, какую-нибудь малость. Да еще станет
рассказывать, что из милости дал, что и этого бы не следовало.
а) Дикой
б) Борис
в) Кудряш
г) Тихон
13)Кто сказал:
«Воспитывали нас родители в Москве хорошо, ничего для нас не жалели. Меня отдали в Коммерческую академию, а сестру в пансион, да оба вдруг и умерли в холеру,мы с сестрой сиротами и остались. Потом мы слышим, что и бабушка здесь умерла иоставила завещание, чтобы дядя нам выплатил часть, какую следует, когда мы придем
в совершеннолетие, только с условием…»
а) Тихон
б) Борис
в) Дикой
г) Кудряш
14) Кому принадлежит фраза: «Делай что хочешь, только бы шито да крыто было»?а) Кудряшуб) Катеринев) Варварег) Кабанихе
15) Определите основной конфликт драмы «Гроза»
а) история любви Катерины и Бориса
б) столкновение самодуров и их жертв
в) история любви Тихона и Катерины
г) описание дружеских отношений Кабанихи и Дикого
Герой и его речевая характеристика
Герой ?
Герой ?
Чес… ный
Р…дной
зак… балить
церк…вь
гор … дничий
л…мпадки
к…рысть
м..литься
м…щанство
м…чта
ж…стокие
т…рпеть
суд…рь
п…чаль
родствен…ики
р…сти
заг…рится
ск…рей
с…яние
погл…деть
пр…стить
ув…дать
ст…пенство
прокл…нать
л…дком
голу…чик
к..мета
приш…л
пр…щать
к…зак
6.Вывод об особенностях произведения.
Таким образом, на уроке была изучена информация об идейно-художественных особенностях драмы «Гроза».
Александр Николаевич Островский написал её почти полтора века назад.
Но пьеса волнует до сих пор и зрителей, и читателей. Одна из причин в том, что драматург создал в произведении яркие, живые и, к сожалению, узнаваемые в сегодняшней жизни характеры. Другая причина- автор обратился к «вечным проблемам» – проблемам нравственности, человеческого достоинства, любви, счастья, противоречиям между велением сердца и долга.
Итак, говоря словами И.А.Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов». (Слайды 11-17)
7.Общие выводы по уроку.
Во время проведения интегрированного урока по изучению драмы А.Н. Островского «Гроза» была осуществлена систематизация знаний по данной теме с использованием современных информационно-коммуникационных технологий , представлена взаимосвязь предметов литературы, русского языка, информатики .
В том числе намечены пути по формированию умений и навыков учащихся сравнивать, обобщать и делать выводы, которые в результате приводят к всестороннему развитию личности.
В результате использованных технологий и приемов обучения была достигнута цель по изучению данного материала в более широком спектре.
Источник: https://infourok.ru/urok-ideynohudozhestvennoe-svoeobrazie-drami-an-ostrovskogo-groza-863924.html
Драма «Гроза». История создания. Своеобразие конфликта и смысл названия драмы
Пьеса «Гроза» была написана Островским в течение лета и осени 1859 г., в этом же году поставлена в театрах Москвы и Петербурга, напечатана же была в 1860 году. Успех пьесы и спектаклей был так велик, что драматург был удостоен Уваровской премии (высшей награды за драматическое произведение).
В основу сюжета легли впечатления от литературной экспедиции по Волге в 1856—1857 гг. с целью изучения быта и нравов поволжских поселений. Сюжет взят из жизни. Не секрет, что многие волжские города оспаривали право на то, что действие пьесы происходило именно в их городе (домострой, самодурство, грубость и унижения господствовали во многих городах России того времени).
Это период общественного подъема, когда трещали устои крепостничества. Название «Гроза» — это не просто величественное явление природы, а социальное потрясение. . Гроза становится фоном, на котором разворачивается финальная сцена пьесы. Разразившаяся гроза пугает всех страхом возмездия за грехи.
Гроза… Особенность этого образа в том, что, символически выражая главную мысль пьесы, он вместе с тем непосредственно участвует в действиях драмы как вполне реальное явление природы, определяет (во многом) поступки героини.
Гроза над Калиновым разразилась в I действии. Она вызвала смятение в душе Катерины.
В IV действии мотив грозы уже не смолкает. («Дождь накрапывает, как бы гроза не собралась?..»; «Гроза-то нам в наказанье посылается, чтобы мы чувствовали…»; «Гроза убьет! Не гроза это, а благодать…»; «Уж ты помяни мое слово, что эта гроза даром не пройдет…»)
Гроза – это стихийная сила природы, страшная и до конца не изученная.
Гроза – это «грозовое состояние общества», гроза в душах обитателей города Калинова.
Гроза – это угроза уходящему, но еще сильному миру кабановых и диких.
Гроза – это благая весть о новых силах, призванных освободить общество от деспотии.
Для Кулигина гроза – божья благодать. Для Дикого и Кабанихи – небесная кара, для Феклуши – Илья Пророк по небу катится, для Катерины – возмездие за грехи. Но ведь сама героиня, ее последний шаг, от которого зашатался калиновский мир, – это тоже гроза.
Гроза в пьесе Островского, как и в природе, соединяет в себе разрушительную и созидательную силы.
В драме отразился подъем общественного движения, те настроения, которыми жили передовые люди эпохи 50-60 годов.
«Гроза» была разрешена драматической цензурой к представлению в 1859 г, а напечатана в январе 1860 г. По просьбе друзей Островского цензор И. Нордстрем, благоволивший к драматургу, представил «Грозу» как пьесу не социально-обличительную, сатирическую, а любовно-бытовую, ни словом не упомянув в своем рапорте ни о Диком, ни о Кулигине, ни о Феклуше.
В самой общей формулировке основную тему «Грозы» можно определить как столкновение между новыми веяниями и старыми традициями, между утесняемыми и утеснителями, между стремлением людей к свободному проявлению своих человеческих прав, духовных потребностей и господствовавшими в предреформенной России общественными и семейно-бытовыми порядками.
Тема «Грозы» органически связана с ее конфликтами. Конфликт, составляющий основу сюжета драмы, — это конфликт между старыми социально-бытовыми принципами и новыми, прогрессивными стремлениями к равноправию, к свободе человеческой личности.
Основной конфликт — Катерины и Бориса с окружающей их средой — объединяет все остальные. К нему присоединяются конфликты Кулигина с Диким и Кабанихой, Кудряша с Диким, Бориса с Диким, Варвары с Кабанихой, Тихона с Кабанихой.
Пьеса является правдивым отражением общественных отношений, интересов и борьбы своего времени.
Общая тема «Грозы» влечет за собой и ряд частных тем:
а) рассказами Кулигина, репликами Кудряша и Бориса, поступками Дикого и Кабанихи Островский дает подробную характеристику материально-правового положения всех слоев общества той эпохи;
б) излагая взгляды и мечты Кулигина, автор знакомит нас с воззрениями, господствовавшими в жизни людей, с уровнем культурных запросов и состоянием общественных нравов;
в) рисуя жизнь, интересы, увлечения и переживания действующих лиц «Грозы», автор с разных сторон воспроизводит общественный и семейно-бытовой уклады купечества и мещанства. Тем самым освещается проблема социальных и семейно-бытовых отношений. Ярко обрисовано положение женщины в мещанско-купеческой среде;
г) отображен жизненный фон и проблемы того времени. Герои говорят о важных для своей поры общественных явлениях: о возникновении первых железных дорог, о холерных эпидемиях, о развитии торгово-промышленной деятельности в Москве и т. д.;
д) наряду с социально-экономическими и бытовыми условиями, автор мастерски нарисовал и окружающую природу, разное отношение к ней действующих лиц.
Итак, говоря словами Гончарова, в «Грозе» «улеглась широкая картина национального быта и нравов». Предреформенная Россия представлена в ней и своим социально-экономическим, и культурно-нравственным, и семейно-бытовым обликом.
Композиция пьесы
В пьесе 5 действий: I действие — завязка, II-III — развитие действия, IV — кульминация, V — развязка.
Экспозиция — картины волжского простора и духоты калиновских нравов (д. I, явл. 1-4).
Завязка — на придирки свекрови Катерина с достоинством и миролюбиво отвечает: «Ты про меня, маменька, это напрасно говоришь. Что при людях, что без людей, я все одна, ничего из себя не доказываю». Первое столкновение (д. I, явл. 5).
Далее идет развитие конфликта между героями, в природе дважды собирается гроза (д. I, явл. 9). Катерина признается Варваре, что полюбила Бориса — и пророчество старой барыни, отдаленный удар грома; конец д. IV.
Грозовая туча ползет, как живая, полубезумная старуха грозит Катерине смертью в омуте и аде, и Катерина признается в грехе (первая кульминация), падает без чувств.
Но гроза так и не обрушилась на город, только предгрозовое напряжение.
Вторая кульминация — Катерина произносит последний монолог, когда прощается не с жизнью, которая уже нестерпима, а с любовью: «Друг мой! Радость моя! Прощай! (д. V, явл. 4).
Развязка — самоубийство Катерины, потрясение обитателей города, Тихона, который, будучи живым, завидует умершей жене: Хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить да мучиться!..» (д. V, явл. 7).
⇐ Предыдущая12345Следующая ⇒
Источник: https://mykonspekts.ru/2-102617.html