Сочинение на тему: смерть базарова (по роману «отцы и дети»)

Сочинение на тему: Смерть Базарова в романе Тургенева “Отцы и дети”

­Смерть Базарова

Роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” появился во второй половине 19-го века в февральской книжке “Русского вестника”. Автор этим произведением обращался скорее к молодежи, нежели к старшему поколению.

Он хотел достучаться до “новых” людей и показать им всю бесполезность их новаторских идей. Уже тогда в обществе стали появляться так называемые “нигилисты” – люди, которые отрицали все общепринятые законы, устои и традиции.

Они готовы были противоречить самим себе, только затем, чтобы доказать свое превосходство над остальными.

Обратите внимание

Именно таким Тургенев изобразил Базарова – надменным, самолюбивым и противоречивым героем. Особое место в произведении занимает эпизод смерти Базарова. Мы видим, как внутренний конфликт и суровая игра судьбы приводят его к неизбежному концу.

Возможно, это был единственный выход для такого противоречивого человека как он, обреченного на идейное одиночество. Причиной смерти героя стало заражение крови, которое он получил во время своей очередной медицинской практики, проколов палец на труппе тифозного больного.

<\p>

Фактически эта случайная смерть.

Перед тем, как уйти Базаров многое переосмыслил. Он понял и стал замечать, какие прекрасные люди его родители, которые ни на секунду не переставали его любить. Он понял, сколько счастья ему могло принести общение с Одинцовой, любовь которой он отверг.

Возможно, он даже осознал, ценность Кирсановых в своей жизни и пересмотрел свои взгляды на ненавистного ему Павла Петровича. Перед смертью он написал письмо Одинцовой с просьбой приехать, попрощаться. Также, он просил ее приглядывать за стариками Базаровыми.

Примечательно то, что у него никогда не было с ними никаких конфликтов, как в обычных семьях между старшим и младшим поколением. Родители Базарова признавали превосходство своего сына над собой и были искренне к нему привязаны.

Они любили его той любовью, которая не зависит от внешних или внутренних разногласий. Для остальных героев романа смерть Евгения тоже не прошла незамеченной, но вряд ли имела большое значение.

Автор отмечает, что на могилу к нему приходили, в основном, уже состарившиеся его родители.

В заключение следует отметить, что героя романа “Отцы и дети” погубила даже не тифозная инфекция, а скорее желание отказаться от всего мирского, человеческого, от тех вечных вещей, который позволяют людям из века в век жить, существовать.

(Пока оценок нет)
Loading…

Сочинение на тему я патриот своей страны.

Сочинение на тему: Смерть Базарова в романе Тургенева “Отцы и дети”

Categories: Сочинения на определенные темы

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-smert-bazarova-v-romane-turgeneva-otcy-i-deti/

Анализ эпизода смерть Базарова (по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»)

Категория: Сочинения по роману Отцы и дети <\p> Actionteaser.ru — тизерная реклама

Главным героем романа И.С. Тургенева «Отцы и дети» является молодой нигилист Евгений Базаров.

На страницах своего произведения автор подробно излагает взгляды этого человека, всесторонне освещает его характер – таким образом Тургенев изучает новое явление под названием «нигилизм», захватившее Россию 60-ых годов 19 века.     Евгений Васильевич Базаров – выходец из разночинной среды, отец его всю жизнь служил уездным лекарем.

Сам герой является студентом и изучает естественные науки. Но главным своим предназначением он считает «нигилизм».     Базаров убежден, что человеку необходимо только то, что приносит конкретную пользу, как, например, химия или математика. Герой искренне верит: «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта». Область чувств, искусства, религии не существует для Базарова.

Важно

Он считает, что все это – выдумки бездельников аристократов. По мнению героя, существует лишь физиология и необходимость – это и руководит поведением людей.     Базаров убежден во всемогущей силе человека на этой земле.

Именно поэтому он считает, что людям (а вернее, отдельным их представителям — нигилистам) подвластно все – они способны отвергнуть весь предыдущий опыт человечества и жить лишь по своему разумению: «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, — промолвил Базаров. — В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем».

    Больше того, герой считает, что нигилисты выполняют священную миссию – разрушают «заблуждения предков». На восклицание Николая Петровича «да ведь надобно же и строить», Евгений отвечает: «Это уже не наше дело… Сперва нужно место расчистить».     Нет сомнения в том, что Базаров умен, обладает большим внутренним потенциалом.

Однако его убеждения, утверждает автор, в корне неверны и опасны, потому что противоречат законам жизни.     По мере развития сюжета Базаров начинает разубеждаться в своих жизненных принципах. Самым серьезным ударом стала для героя любовь, которую он, ее всегда отрицавший, внезапно почувствовал к Анне Сергеевне Одинцовой.

Любуясь поначалу лишь красотой этой женщины, вскоре он начал понимать, что полюбил Одинцову всей душой. И — самое главное – что это произошло помимо его воли, он ничего не может поделать, не может приказать своему сердцу замолчать: «Так знайте же, что я люблю вас, глупо, безумно… Вот чего вы добились».

    Любовь заставила Базарова понять, что все его теории, на которых он строил свою жизнь, были ошибочными. Да и сам он обычный человек, которым управляют какие-то неведомые ему законы. Это открытие подкосило героя – он не знал, как жить дальше, во что верить, на что опереться.     Базаров решает уехать к родителям, чтобы как-то прийти в себя.

Именно здесь, в родительском доме, с ним происходит роковой случай, который можно назвать судьбоносным. Делая вскрытие тифозного больного, Базаров заражается сам. Вскоре он понимает, что умрет: «…дело мое дрянное. Я заражен, и через несколько дней ты меня хоронить будешь».

    Поведение Базарова перед смертью в полной мере отражает силу и богатство его натуры, а также его внутреннюю эволюцию.     Герой страстно хочет жить («Сила-то, сила, — промолвил он, — вся еще тут, а надо умирать!..»), но понимает, что смерть неумолима. Перед ее лицом он убеждается, что его «боги» – медицина, химия, физика – были ложными, они бессильны ему помочь.

Совет

Есть что-то высшее и необъяснимое, что сильнее любого человека. И герой…начинает задумываться о настоящем Боге, о его помощи (!). Поэтому он, в свойственной ему манере, просит отца помолиться о его выздоровлении: «Вы оба с матерью должны теперь воспользоваться тем, что в вас религия сильна; вот вам случай поставить ее на пробу».

    Перед лицом смерти к Базарову приходит некое озарение, герой начинает понимать, что в жизни по-настоящему важно, а что – наносное, игра его самолюбия, заблуждения.     Истинными ценностями для Базарова предстают его родители и их любовь: «Ведь таких людей, как они, в вашем большом свете днем с огнем не сыскать..

» А также — его собственная любовь к Одинцовой, которую теперь герой признает и принимает: «Ну, что ж мне вам сказать… я любил вас!»     Он просит Одинцову приехать к нему попрощаться, и женщина, не побоявшись страшной болезни Базарова, выполняет его просьбу. Именно перед Анной Сергеевной герой в полной мере раскрывает свою душу, делится с ней самыми сокровенными мыслями.

    Теперь Базаров убежден, что вовсе не нужен России, которой так хотел послужить. Действительно, что он сделал для своей родины, какую принес ей пользу? Гораздо больше для страны сделали те, кто просто изо дня в день выполняет свою работу: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен. Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник».

    Базаров не хочет умирать, но, видно, это единственный выход для него – все жизненные основы и принципы этого героя были разрушены. А на смену им ничего не пришло. Кажется, и сам герой понимает это. И решает принять свою участь достойно: «Все равно: вилять хвостом не стану».

    Можно сказать, что смерть Базарова в полной мере отразила жизнь этого героя, потенциал его натуры, внутреннюю борьбу, которая шла в нем после крушения теории «нигилизма».

    Мы видим, что Евгений Васильевич – сильный, умный, мощный человек, глубоко одаренный, всеми силами души стремившийся жить и трудиться на благо России. Однако, с грустью констатирует автор, Базарова погубила его приверженность к разрушительному нигилизму, заставляющего людей отказаться от всего настоящего, вечного, человеческого – всего, что позволяет жить на этой земле.<\p> 

Лирический герой ранней лирики В. В. Маяковского – это революционер–романтик, ищущий в творчестве не просто самовыражения, а оружие борьбы с ненавистными ему буржуазным обществом, являющимся врагом революции, которую он предрекает и в которую верит. Раннее творчество поэта уже содержит мотивы социального звучания, сформированные в его ещё юном сознании, и это выделяет Маяковского из числа многих художников слова того времени.     Прежде чем перейти к характеристике образа лирического героя, след

Труд самого поэта — это нечто важное, главное, пронизывающее его жизнь от самого начала трудовой деятельности.

Об этом также сохранились воспоминания близко знавших поэта людей: «В труде души молодого Твардовского было нечто непосредственно вырастающее из труда крестьянина и мастерового человека, каким был его отец крестьянин и кузнец, из труда души его матери, своеобразной и поэтической крестьянки, образ которой проходит через его поэзию и о которой не раз он говорил и в наших тогдашних беседах

Обратите внимание

Поэзия Лермонтова начала формироваться в эпоху романтизма, которая и оказала огромное влияние на творчество поэта. Чаще всего перед нами герой внутренне одинокий и противостоящий окружающему миру.

Человек у Лермонтова всегда испытывает душевные муки и страдания. Он задаётся вопросом, где истинный смысл жизни, да есть ли он вообще. Лирическому герою сложно понять стремления людей и цель их жизни.

Он испытывает горечь и боль за свое поколение, которому суждено жить в безрадостной действительности,

Проспер МеримеЭтрусская вазаОгюста Сен-Клера не любили в так называемом «большом свете»; главная причина заключалась в том, что он старался нравиться только тем, кто приходился ему по сердцу. Он шел навстречу одним и тщательно избегал других. К тому же он был беспечен и рассеян.Он был горд и самолюбив. Он дорожил чужим мнением.

Он призвал все свои силы, стараясь научиться скрывать все то, что считалось унизительною слабостью.

В свете приобрел он вскоре печальную известность человека равнодушного<\p>

Пой сладкозвучный гимн священной красоте!     Она одна живет, безгрешна и извечна,     Смерть может разбросать миров дрожащий рой,     Но красота горит, рождаясь бесконечно…

    Депонт де Лиль, “Гипапсия”     Человек всегда стремится к гармонии, к возвышенному и совершенному — в себе и вне себя, и во многом смысл всего этого он выражает одним словом — красота. Все в мире связано, и все имеет противоположность.

Есть Христос — есть и Антихрист, есть красота — есть и антикрасота, или безобразие,<\p>

Важно

Повесть М.А. Булгакова «Собачье сердце» была написана в момент расцвета сатиры в молодой советской литературе. В 20-е гг. творили Зощенко, Ильф и Петров, сатирические пьесы создавал Маяковский.

Революция обнажила противоречия общества, и фельетоны, целые сатирические циклы стали откликом на мещанство и бюрократию нового государства. Правда, такой период в литературе продлился недолго, сатира была признана ненужной, так как в социализм смеяться стало, якобы, не над чем.

Однако «Собачье сердце» и<\p>

В стихотворении «Русь» (1906) Россия предстает перед читателем таинственной, колдовской землей: Русь, опоясана реками И дебрями окружена, С болотами и журавлями, И с мутным взором колдуна. Русь сказочно прекрасна, но за этим обликом скрываются печальные картины реальной современности («утлое жилье», «вихрь в голых прутьях»). Главным в эти годы стало кровное родство со всем русским и жажда обрести обновление в столь тесной связи: Так — я узнал в моей дремоте Страны родимой нищету, И в лоскутах е

У меня дома есть кошка.Как-то раз я пришла домой со школы и выяснилось ,что моя кошка пропала.Я подумала:»Видимо спряталась».Целый день я потратила на поиски кошки.Я устала и решила передохнуть.Я села на диван и услышала какой-то писк.

Оказывается всё это время моя кошечка находилась под покрывалом на диване.А когда я на неё села,то она подала звук.Теперь если она теряется,то я в первую очередь ищу её на диване.

{loadposition textmod} Похожие сочинения:{module 3 класс:}

В романе «Дубровский» А. С. Пушкин говорит о чести и подлости, любви и ненависти, благородстве и низости. Одной из важных сюжетных линий романа являет­ся история взаимоотношений Владимира Дубровско­го и Маши Троекуровой.

В судьбах этих героев много общего. Они оба рано потеряли матерей и были лише­ны достаточной родительской ласки и тепла.

Читайте также:  Анализ рассказа горького «старуха изергиль»

Один воспитывался вдали от дома, другая жила при отце, но, избегая проявлений его горячего и непредсказуе­мого нрава, предпочитала уединяться с книгами, не­ж

Совет

В альбоме по истории постановки «Дней Турбиных» Булгаков сохранил листок из отрывного календаря за 5 октября 1926 года. Листок примечателен тем, что на нем изображен первый паровоз, построенный англичанином Стефенсоном в 1829 году.

Дерзкое и неожиданное сопоставление имело смысл, прояснившийся со временем. Великое изобретение англичанина, как известно, не вызвало единодушного восторга современников. Были те, кто доверял лошадиной силе, а в пар не верил.

Были инженеры-завистники, которые в парлам

Сейчас смотрят:{module Тургенев:} Actionteaser.ru — тизерная реклама Actionteaser.ru — тизерная реклама <\p>

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/tvorchestvo-turgeneva-i-s/sochineniya-po-romanu-ottsy-i-deti/14558-analiz-epizoda-smert-bazarova-po-romanu-i-s-turgeneva-ottsy-i-deti.html

Смерть Базарова по роману Тургенева Отцы и дети сочинение

С самого начало необходимо понять, что смерть Базарова это досадное недоразумение. Смерть Базарова наступает из-за такой маленькой глупости как маленький порез. Кстати этот маленький злополучный порез Базаров получит в результате вскрытия мертвого крестьянина, который был заражен тифом.

Так что смерть Базарова не была для него неожиданной. За это время у него было достаточно много времени для того что бы подумать, чего он смог достичь в жизни и чего он ещё не успел сделать или добиться.

Перед кончиной Базаров ведет себя достаточно стойко и невозмутимо, за это данному герою стоит отдать должное, ведь это вполне обычный человек, который имеет обычные человеческие чувства. И поэтому очень сложно вести себя спокойно зная, что к тебе приближается твоя кончина.

Но как было упомянуто выше, Базаров ведет себя вполне безразлично по отношению к своей смерти. Он просто сожалеет о том, что он чего-то не успел добиться в жизни или завершить какие либо дела.

Но все же изменения в поведении Базарова были замечены, а именно герой становится более мягким и добрым ближе к смерти.

Ему приходится показывать своё доброе сердце, которое он очень тщательно скрывал на протяжении своей жизни.

Он вспоминает и выпускает на свободу все свои добрые желания, которые он очень тщательно спрятал у себя в глубине души. Таким образом, он своеобразно пытается бороться со своей смертью.

Обратите внимание

Во-первых, он начинает показывать, что все-таки он романтик, и у него имеется огромное желание встречаться со своей любимой женщиной. А при первой же встрече он хочет признаться её в любви.

Во-вторых, он начинает понимать, что он был, не очень справедлив в отношении к своим родителям. Так же он понимает, что его родители всегда занимали в его сердце очень большую часть. Но главное о чем понимает герой это то, что ему некому передать свои понятия и убеждения.

Сочинение смерть Базарова

Образ Евгения Базарова в произведение «Отцы и дети» является одним из центральных. Раскрывая образ этого героя, автор охватывает тему нигилизма, который захватил умы интеллигенции в середине девятнадцатого века.

Взгляды героя многим казались странными. Ведь он не признавал чувств и каких-либо эмоциональных явлений. В искусство и разного рода творчество он не верил и считал это ненужным и никчемным делом. Все эти выдумки не стоят внимания порядочных людей. А те люди, которые этим занимаются бездельники, и не приносят пользы миру.

Религия также не существовала для Евгения и была для него за гранью понимания. Его верой была наука и исключительно то, что может принести человеку пользу. Более того, он считал, что неразумные предшественники глубоко заблуждались в понимании жизни и только у последователей нигилизма самое правильное представление о ней.

Однако в ходе прочтения повести становится понятно, как ошибался Евгений. Это поймет и сам герой, оказавшись лицом к лицу с тем, во что не верил.

Например, любовь, которая прикоснется к его сердцу и заставит содрогнуться. Евгений будет поражен тем насколько сильное это чувство, и как он мог отрицать любовь раньше. Теперь к нему приходит осознание того, что все его жизненные устои, в корни не верны.

Ключевым же эпизодом произведения является трагическое событие. Смерть Евгения Базарова от страшной и мучительной болезни, которой он заразился по роковой случайности. Перед смертью он оказался также бессилен, как и любая наука.

Именно в момент перед кончиной раскрывается весь богатый внутренний мир главного героя. Ему не хочется покидать этот мир, но еще тоскливее становится от осознания, что ничего ему не поможет. Евгений понимает, что есть силы выше человеческих и никому с ними не справиться.

Важно

Через такой сложный и мучительный путь герой приходит к Богу, и просит своих родителей молиться за него. Приближающаяся смерть заставила его разобраться в настоящих человеческих ценностях.  Евгений на протяжении жизни имел противоречия в собственном внутреннем мире, а скорый конец расставил приоритеты по своим местам.

Поскольку с образом главного героя рассматривалась теория нигилизма в целом, то в этом эпизоде становится понятно, что она неверна. Данная теория не несет в себе абсолютно никакой пользы и перспективы для человечества.  И порой так тяжело признать неправильность своих суждений и мировоззрения.

Смерть Базарова

Сейчас читают:

  • Сочинение по картине Ватолиной Вести с фронта
    Очень проницательная история, которую изобразил на своей картине художник, так как посмотрев, мы сразу же можем понять, что происходит в этой большой и дружной семье, которая привыкла поддерживать друг друга в сложной ситуации. Все дело в том,
  • В чем смысл романа Отцы и дети Тургенева сочинение
    За частую, название любого произведения, становиться основным ключевым понятием к основной идеи и восприятию текста в целом. Это не стало исключением и в случае с известным романом Тургенева Ивана Сергеевича «Отцы и дети». Как же всё это бывает интересно,
  • Сочинение по картине Юона Пейзаж с лыжниками 6 класс
    Константин Юон — художник, который находил необычные пейзажные сюжеты, и точно передавая их настроение, с помощью разных выразительных средств, создавал своеобразные, радостные работы. «Пейзаж с лыжниками» полотно,
  • Сочинение на тему Книга — источник знаний
    Книга, в отличие от книгопечатания, имеет намного более длинную историю. Так, первобытную книгу мы можем созерцать в форме наскальной живописи. Далее – клинопись, свитки папируса, пергамент.
  • Сочинение по картине Юона Русская зима. Лигачево 5, 6, 7 класс
    На картине известного русского художника Константина Юона «Русская зима. Лигачево» изображён прекрасный пейзаж русской деревни, обретшей особую красоту в зимнее время года: земля до самого горизонта покрыта толстым пластом снега,<\p>
  • Сочинение на тему Доброе слово
    Доброе слово – это самая приятная для человека вещь. Родители еще с самого нашего рождения учили нас быть добрыми и вежливыми. Мы пошли в школу и там тоже большое внимание уделяется доброму слову.

<\p>

Источник: https://uchim-klass.ru/sochineniya/po-literature/smert-bazarova-po-romanu-turgeneva-otcy-i-deti

Анализ эпизода смерти Базарова в романе Отцы и дети Тургенева сочинение

Евгений Базаров, один из главных героев романа Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети», является носителем идеологии нигилизма. Он отрицает общепринятые ценности, признавая лишь то, что имеет практическую пользу.

Евгений активно изучает  естественные науки, проводит опыты, с ранних лет увлекается медициной.

Сильный, невозмутимый характер позволяет молодому человеку воплощать его нестандартные убеждения в реальные поступки, отстаивать их перед людьми любых чинов.

Крепкую жизненную позицию Базарова ломают жизненные обстоятельства в виде необузданной любви к молодой вдове Анне Сергеевне Одинцовой. Евгений, ранее не веривший в существование этого высшего чувства, оказывается не в состоянии вынести мук безответности.

Любовь не просто сделала его несчастным, но и пошатнула мировоззрение, в котором был так уверен главный герой. Его попытки убежать от чувства не приносят успеха.

Сознательно ли или случайно, Базаров, гостя у родителей, во время медицинской практики заражается тифом через небольшой порез, который не был вовремя обработан.

Болезнь свою Евгений встречает мужественно: он прямо и без страха сообщает своему отцу, что надежды на выздоровление нет. Протекает болезнь тяжело, однако Евгений из последних сил борется с помутнением сознания, стараясь не потерять рассудок.

Совет

Герой знает о скорой смерти своей и уже не сопротивляется родительской любви (даже сам проявляет чувства к ним), их религиозным воззрениям (наоборот, даже просит молиться о нем, соглашается на совершение христианского предсмертного ритуала).

По его собственной просьбе приезжает Одинцова, которой он говорит о своём сокровенном: о любви к ней, осознании ничтожности своей и своих убеждений, просит позаботиться о родителях. Встреча с Анной Сергеевной была последним проблеском сознания для него, умирает он уже в бреду.

То, насколько смело Базаров смотрел в глаза правде о неизбежности своей смерти, доказывает неподдельную силу его характера. Однако убеждения его лишь были ещё раз опровергнуты: даже наука и медицина, в которые он верил, оказались не способны ему помочь.

Глядя на свою недолгую жизнь, герой понимает, что был ведом ложными ценностями. Он упустил то главное, что составляет основу человеческого существования: любовь, веру, доброту.

Смерть Базарова сама по себе, а также его признание собственного заблуждения, показывает читателю несостоятельность нигилистических убеждений.

Вариант 2

Иван Сергеевич Тургенев преобразил русскую литературу собственным романом «Отцы и дети», в котором главным героем является Евгений Базаров. Человек он молодой, приверженец идеи нигилизма. Персонаж отрицает общепринятые ценности, такие как: дом, семья, флора. Для него «природа – не храм, а мастерская», соответственно, даёт Базаров всем явлениям объяснения с точки зрения науки.

Евгений глубоко убежден в том, что в жизни упрощает всё химия, физика, математика. С помощью их изучения строятся понятия о мире. Фатальная ошибка героя в том, что он не желает впускать в своё сердце прекрасное чувство: любовь.

Ни поэзия, ни религия, ни область возвышенных окрыляющих чувств, для него просто-напросто не существует, ибо, как считает сам Базаров, — это всё выдуманное бездельниками.

Обратите внимание

Убеждение героя состоит в могущественной силе человека, который способен подчинить себе всё в этом мире.

Как утверждает персонаж, необходимо отбросить опыт предыдущих поколений, забыть народный быт, сложившиеся уклады жизни, чтобы действовать полезно и продуктивно.

Несомненно, Базаров – герой со своим особенным внутренним миром, однако, как показывает Тургенев, взгляды Евгения ошибочны, его убеждения неверны, они надвигают опасность и угрозу, противореча установившимся в жизни законам.

Однако, как ни странно, в сердце героя входит внезапное чувство – любовь, которая полностью переворачивает мир с ног на голову, меняя мировоззрение. Чувства к Одинцовой не могут объясниться с точки зрения науки, медицины, Базаров это начинает осознавать. Против его вола эта странная вещь, которую Евгений всячески старался не замечать, отрицать.

И герой бессилен перед ней. Любовь дала понять персонажу: все его великие идеи, убеждения – это большая ошибка. Он является обычным человеком, который должен признавать общепринятые ценности. Однако осознание всего этого кардинально изменило героя. Базаров понял, что жизнь теперь перевернулась на 180 градусов.

А что делать дальше, никто не дает ему ответа!

Так или иначе, Евгений принимает решение отправиться к родителям, в доме у которых происходит судьбоносное событие. Оказывая помощь больному, заразившимся тифом, инфекция проникает и в тело Базарова, отчего он и осознает, что скоро покинет этот мир.

Странным оказывается поведение Евгения перед смертью. Он внезапно понимает, что рьяно хочет проживать каждый день, но, к сожалению, смерть настигает его. Перед ее взором осознается, что наука – это всё ложное, она не способна ему прийти на подмогу.

«Человеку нежен человек»! Базаров даже обращается к Богу за просьбой. И в конце у героя прозрение: жить необходимо! Как говорил Толстой: «Надо жить, надо любить, надо верить»! Евгений понимает, что любовь к Одинцовой – вот истинная ценность.

Семья, родители, — вот к чему нужно быть приближенным, а не к теории нигилизма.

Важно

Так, персонаж убежден, что стране он вовсе не нужен. Покидать сей мир не хочет герой, но это единственное решение, ибо все представления о жизни разрушились. Базаров понимает это, поэтому и спокойно уходит…

Смерть Евгения дала понять то, что губят человека ложные ценности, ошибочные представления о мире!

Сочинение Анализ эпизода смерти Базарова

Евгений Базаров – главный герой романа И.С. Тургенева «Отцы и дети», молодой человек, разночинец, нигилист. В своем произведении автор подробно раскрывает философские взгляды Базарова, в деталях описывает его характер. Через этого персонажа Тургенев анализирует явление нигилизма, охватившего всю страну в 60-х годах XIX столетия.

Отец Базарова всю свою жизнь проработал уездным лекарем. Сам же герой пока что учится в высшем учебном заведении, изучая естественные науки. И все-таки основным своим предназначением Евгений считает следование идеям нигилизма.

Базаров – сторонник рационализма. Он убежден в том, что в жизни необходимо лишь то, что приносит определенную пользу. Поэтому он считает важными такие науки как химия и математика, но отвергает область чувств, искусство, религию. Он считает, что миром правит необходимость и физиология.

Базаров верит в силу человечество и его превосходство над всем остальным.  Однако подобная привилегия является прерогативой не всех людей, а только лишь нигилистов. Только они способны отречься от прежнего опыта всего человечества, чтобы жить по собственным правилам и законам, основанным на пользе и рационализме.

Отрицание, по мнению Базарова, на данный момент является наиболее полезным, значит, вывод один – нужно отрицать.

Как считает главный герой, священной миссией нигилистов является разрушение старого, ненужного. Когда Николай Петрович в возмущении восклицает, что нужно ведь еще и строить, создавать что-то новое, Базаров утверждает, что это уже не проблема.

Для начала нужно расчистить место для будущего созидания. Безусловно, Базаров очень умный человек, амбициозный, харизматичный. И все же автор не согласен с его мировоззрением, резко осуждая подобные убеждения.

Совет

Тургенев подчеркивает их ошибочность и даже вредность, поскольку те противоречат законам бытия. 

Постепенно Базаров начинает сомневаться в принципах нигилистской идеологии. Первым серьезным ударом, пошатнувшим его веру, стала любовь.

Главный герой сам того не заметил, как влюбился в Анну Сергеевну Одинцову, которая поначалу нравилась ему только внешне. В тот момент он осознал, что теория его оказалась неверна, что сам он обыкновенный человек, управляемый эмоциями чувствами.

Это событие буквально выбило его из колеи, подкосило, дезориентировало. Он не знал, что ему делать, во что верить.

Чтобы разобраться в себе, Базаров решает на некоторое время переехать в родительский дом. Но именно здесь происходит второй роковой случай в его судьбе. Во время вскрытия зараженного тифом больного, Базаров заболевает сам.

Перед смертью герой совершенно меняется. Его поведение свидетельствует о невероятной внутренней силе, о духовном богатстве и развитии.

Герой отчаянно хочет жить, а понимание своей физической силы и молодости своего тела, их беспомощности перед неумолимостью смерти приводит Базарова в исступление.

В этот трагический момент своей жизни, герой приходит к пониманию, что столь обожествляемые им науки на самом деле не всемогущи, они не в силах ему помочь. Есть что-то в этой Вселенной гораздо более могущественное и необъяснимое, то, что сильнее любого человека. Так герой начинает задумываться о Боге, и просит родителей помолиться за него.

Обратите внимание

Стоя на пороге смерти, Базаров осознает, что многие вещи в его жизни были не столь важными, скорее показными,  и существовали только для того, чтобы тешить его самолюбие, вводить в заблуждение. Теперь истинными ценностями для героя становятся его родители, их любовь друг к другу и любовь Базарова к Одинцовой.

Главный герой убеждается в том, что на самом деле совсем и не нужен своей стране, которой он так хотел быть полезным. Он осознает, что  никакой пользы для России он не принес. Гораздо нужнее были те, кто делал свою обычную повседневную работу – будь то простой сапожник, портной или мясник. 

Таким образом, несмотря на то, что Базаров вовсе не хотел умирать, это был единственный возможный для него путь – идеалы этого героя потерпели крах, жизненные опоры были сломаны, принципы разрушены. На смену же загубленному мировоззрению не пришло ничего. Базаров понимает это и, в конце концов, принимает свою судьбу и решает уйти достойно.

Сочинение 4

Во второй половине 19 века в России возникло новое явление под названием «нигилизм». Его последователи, нигилисты, не принимали всего того, что не приносит человеку конкретную пользу: искусство, поэзию, чувство. Считали, что самым главным в жизни является разум. В романе «Отцы и дети» Тургенев пытается понять суть философии и учения нигилизма, вносит свое отношение к этому явлению.

Главным героем романа является Евгений Базаров. Он вырос в семье лекаря и стал продолжателем его традиций. Наука, как он считает, главная часть его жизни.

Базаров умен, несколько циничен, но, безусловно, в душе он добрый человек, пытающийся помочь людям.

Его жизненная позиция строится на отрицании всей духовных  аспектов, он не признает религию, живопись, литературу и другие виды искусства. Не принимает Базаров и любви, рассматривая ее лишь с точки физиологии.

Базаров – нигилист, но не такой как Ситников и Кукшина, для которых нигилизм является лишь маской, под которой можно спрятать внутреннюю несостоятельность и пустоту. Евгений верит в свое учение, он пылко постаивает свои взгляды. Главная цель – служит на благо людям, приносить конкретную пользу.

Конечно, читая роман, можно заметить, что герой относится к окружающим с явной долей снисходительности. Считает неприемлемым такие понятия, как дружба, привязанность, сочувствие, взаимопомощь.

Но его взглядам суждено было разрушиться. Он полюбил, и его чувство было настолько неприемлемым для него же самого. Мировоззрение Базарова, который дышал своим негилизмом, стало манятся. Он стал понимать, что любовь, чувства – это очень важные составляющие жизни.

Важно

Конечно, Тургенев мог показать в романе, как сильный человек постепенно откажется от своих убеждений, но он не стал этого делать. Эпизод смерти Базарова, наверное, самый важный в романе.

Если раньше читатель видел холодного и циничного человека, то теперь на его место пришел другой человек, любящий жизнь, понимающий, что семья и любовь – это немаловажный фундамент для существования людей.

Почему же Тургенев умертвил своего персонажа?  Этим он показал свое отношение к негилизму, всю его хрупкость и настоятельность. Ведь нельзя лишить людей духовных аспектов, которые воспитывают и взращивают самые лучшие качества в человеке: взаимопомощь, сострадание, любовь.

← Конфликт поколений в романе Отцы и дети Тургенева
← Спор Базарова и Павла Петровича↑ ТургеневСравнительная характеристика Базарова и Кирсанова →
Сравнительная характеристика Николая и Павла Кирсановых →

  • Сочинение Комната каморка Герасима в рассказе Муму (описание жилища)
    Главным героем Тургенева «Му-му» является Герасим. Он всю свою жизнь прожил в одиночестве. Он работал дворником. Для житья ему была выделена очень маленькая каморка, в которой даже одному будет неудобно.
  • Сочинение Природа в лирике Фета (в творчестве)
    Афанасий Афанасьевич Фет – образованный и талантливый поэт. Получая образование в университете, поэт, уже создал краткий сборник стихов. В силу того, что в душе Афанасий был, романтик, он писал исключительно о красоте природы
  • Образ и характеристика Жоржа Бенгальского в романе Мастер и Маргарита сочинение
    Бенгальский – конферансье, который пострадал от действий свиты Воланда. Бегемот откручивает Жоржу Бенгальскому голову, но после этого возвращает обратно, так как публика просит пощадить несчастного артиста.
  • Сочинение Полковник на балу и после бала 8 класс Толстой
    На балу полковник выделялся, среди других, в первую очередь своим высоким ростом. Потом уже бросалась в глаза военная осанка и серебряные эполеты. Его стройная, статная фигура гордо возвышалась
  • Сочинение Первый раз в музее 6 класс
    Сегодня самый лучший день в моей жизни, вместо скучных уроков мы идем в музей. На это уйдет целый день. Большинство моих одноклассников уже неоднократно ходили туда, но для меня это первый раз. Они неоднократно рассказывали, как там интересно

Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/turgenev/analiz-ehpizoda-smerti-bazarova-v-romane-otcy-i-deti

Сочинение: Смерть Базарова

Смерть Базарова

Главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети” — Евгений Васильевич Базаров — погибает в финале произведения. Базаров — сын бедного уездного лекаря, продолжающий дело своего отца. Жизненная позиция Евгения заключается в том, что он все отрицает: взгляды на жизнь, чувство любви, живопись, литературу и другие виды искусства. Базаров — нигилист.

Вначале романа происходит конфликт между Базаровым и братьями Кирсановыми, между нигилистом и аристократами. Взгляды Базарова резко отличаются от убеждений братьев Кирсановых. В спорах с Павлом Петровичем Кирсановым Базаров побеждает. Поэтому происходит разрыв по идеологическим соображениям.

<\p>

Евгений знакомится с Анной Сергеевной Одинцовой, с женщиной умной, красивой, спокойной, но несчастной. Базаров влюбляется, а, полюбив, понимает, что любовь предстает перед ним уже не как “физиология”, а как настоящее, искреннее чувство. Герой видит, что Одинцова высоко ценит собственное спокойствие и размеренный порядок жизни.

Решение расстаться с Анной Сергеевной оставляет в душе Базарова тяжелый след. Неразделенная любовь.<\p>

К «мнимым» последователям Базарова относятся Ситников и Кукшина.

В отличие от них, для которых отрицание — всего лишь маска, позволяющая скрывать внутреннюю пошлость и несостоятельность, Базаров с уверенностью в своих силах отстаивает близкие ему взгляды. Пошлость и ничтожество.

<\p>

Базаров, приехав к родителям, замечает, что ему становиться скучно с ними: ни с отцом, ни с матерью Базаров не может поговорить так, как он говорит с Аркадием, даже поспорить так, как он спорит с Павлом Петровичем, поэтому решает уехать. Но вскоре приезжает обратно, где помогает отцу лечить больных крестьян. Люди разного поколения, разного развития.

<\p>

Базарову нравиться работать, для него работа является удовлетворением и самоуважением, поэтому он близок к народу. Базарова любят ребятишки, прислуга и мужики, потому что они видят в нем простого и умного человека. Народ – его понимание.<\p>

Совет

Тургенев считает своего героя обреченным. У Базарова две причины: одиночество в обществе и внутренний конфликт. Автор показывает, как Базаров остается одиноким.

Смерть Базарова стала следствием маленького пореза, который он получил, вскрывая тело умершего от тифа крестьянина.

Евгений ждет встречи с любимой женщиной, чтобы еще раз признаться ей в любви, так же становится мягче с родителями, в глубине души, наверное, все же понимая, что они всегда занимали значительное место в его жизни и достойны гораздо более внимательного и душевного отношения. Перед смертью он силен, спокоен и невозмутим.

Смерть героя дала ему время, чтобы оценить сделанное и осознать свою жизнь. Непонятен оказался его нигилизм, — ведь его самого теперь отрицают и жизнь, и смерть. Мы испытываем к Базарову не жалость, а уважение, и в то же время помним, что перед нами — обыкновенный человек со своими страхами и слабостями.

Базаров — романтик в душе, но считающий, что романтизму сейчас не место в его жизни. Но все же судьба совершила переворот в жизни Евгения, и Базаров начинает понимать то, что когда-то отвергал. Тургенев видит его нереализовавшимся поэтом, способным на сильнейшие чувства, обладающим силой духа.

Д.И. Писарёв утверждает, что «Базаровым все-таки плохо жить на свете, хоть они припевают и посвистывают. Нет деятельности, нет любви, — стало быть, нет и наслаждения».

Так же критик утверждает, что надо жить, «пока живется, есть сухой хлеб, когда нет ростбифу, быть с женщинами, когда нельзя любить женщину, и вообще не мечтать об апельсинных деревьях и пальмах, когда под ногами снеговые сугробы и холодные тундры».

Смерть Базарова — символична: для жизни недостаточными оказались медицина и естественные науки, на которые так уповал Базаров. Но с авторской точки зрения смерть закономерна.

Обратите внимание

Тургенев определяет фигуру Базарова как трагическую и «обреченную на гибель». Автор любил Базарова и многократно говорил, что он – «умница» и «герой».

Тургенев хотел, чтобы читатель полюбил Базарова со своей грубостью, бессердечностью, безжалостной сухостью.

Он сожалеет о своей нерастраченной силе, о невыполненной задаче. Всю свою жизнь Базаров посвятил стремлению принести пользу стране, науке. Мы представляем его умным, рассудительным, но в глубине души чутким, внимательным и добрым человеком.

Согласно своим нравственным убеждениям, Павел Петрович вызывает Базарова на поединок. Чувствуя себя неловко и, понимая, что поступается принципами, Базаров соглашается стреляться с Кирсановым-старшим.

Базаров слегка ранит противника и сам подает ему первую помощь.

Павел Петрович держится хорошо, даже подшучивает над собой, но при этом и ему, и Базарову неловко/Николай Петрович, от которого скрыли истинную причину дуэли, также ведет себя самым благородным образом, находя оправдание для действий обоих противников.

«Нигилизм», по мысли Тургенева, бросает вызов непреходящим ценностям духа и естественным основам жизни. В этом усматривается трагическая вина героя, причина его неизбежной гибели.

Евгения Базарова ни в коем случае нельзя назвать «лишним человеком». В отличие от Онегина и Печорина он не скучает, а много работает. Перед нами очень деятельный человек, у него «в душе силы необъятные». Одной работы ему мало. Чтобы действительно жить, а не влачить жалкое существование, как Онегин и Печорин, такому человеку нужна философия жизни, ее цель. И она у него есть.

Мировоззрений двух политических направлений дворян-либералов и революционеров-демократов.

На противопоставлении наиболее активных представителей этих направлений разночинца Базарова и дворянина Павла Петровича Кирсанова построен сюжет романа.

Важно

По мнению Базарова, аристократы не способны к действию, от них нет никакой пользы. Базаров отвергает либерализм, отрицает способность дворянства вести Россию к будущему.

Читатель понимает, что Базарову некому передать то немногое, но самое дорогое, что у него есть, — свои убеждения. У него нет близкого и дорогого человека, а стало быть, нет и будущего. Он не мыслит себя уездным лекарем, но и переродиться, стать похожим на Аркадия он тоже не может.

Ему нет места в России, да и за границей, пожалуй, тоже. Базаров умирает, а вместе с ним умирает и его гений, его замечательный, сильный характер, его идеи и убеждения. Но истинная жизнь бесконечна, цветы на могиле Евгения подтверждают это. Жизнь бесконечна, но только истинная…

Тургенев мог бы показать, как Базаров постепенно откажется от своих взглядов, он не стал этого делать, а просто “умертвил” своего главного героя. Базаров умирает от заражения крови и перед смертью признает себя ненужным для России человеком. Базаров пока одинок, поэтому обречен, но его сила духа, мужество, стойкость, упорство в достижении цели делают его героем.

Базаров ни в ком не нуждается, он одинок в этом мире, но совершенно не чувствует своего одиночества. Писарев писал об этом: «Базаров один, сам по себе, стоит на холодной высоте трезвой мысли, и ему не тяжело от этого одиночества, он весь поглощен собою и работою»

Перед лицом смерти даже самые сильные люди начинают обманывать себя, тешить несбыточными надеждами. Но Базаров смело смотрит в глаза неизбежности и не боится ее.

Он лишь сожалеет, что жизнь его была бесполезна, потому что он не принес никакой пользы Родине. И эта мысль доставляет ему много страданий перед смертью: «Я нужен России… Нет, видно, не нужен.

Да и кто нужен? Сапожник нужен, портной нужен, мясник…»

Вспомним слова Базарова: «Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мною, — тогда я изменю свое мнение о самом себе». Налицо культ силы. «Волосатый», — так высказался Павел Петрович о приятеле Аркадия.

Совет

Его явно коробит внешность нигилиста: длинные волосы, балахон с кистями, красные неухоженные руки. Конечно, Базаров — человек труда, не имеющий времени заняться своей внешностью. Это вроде бы так.

Ну, а если это «намеренное эпатирование хорошего вкуса»? А если в этом вызов: как хочу, так и одеваюсь и причесываюсь. Тогда это дурно, нескромно. Болезнь развязности, иронии над собеседником, неуважение…

Рассуждая чисто по-человечески, Базаров не прав. В доме друга его встретили радушно, правда, Павел Петрович руки не подал. Но Базаров не церемонится, сразу вступает в жаркий спор. Его суждения бескомпромиссны. «Зачем я стану признавать авторитеты?»; «Порядочный химик в двадцать раз полезнее поэта»; он низводит высокое искусство до «искусства наживать деньги».

Позже достанется и Пушкину, и Шуберту, и Рафаэлю. Даже Аркадий заметил другу о дяде: «Ты его оскорбил».

Но нигилист не понял, не извинился, не усомнился, что вел себя излишне дерзко, а осудил: «Воображает себя дельным человеком!», опустился до того, чтобы поставить «свою жизнь на карту женской любви», «мы, физиологи, знаем, какие это отношения» между мужчиной и женщиной…

В X главе романа во время диалога с Павлом Петровичем Базарову удалось высказаться по всем основополагающим вопросам жизни. Этот диалог заслуживает особого внимания. Вот Базаров утверждает, что общественный строй ужасен, и с этим нельзя не согласиться. Далее: Бога как высшего критерия истины нет, а значит, делай, что хочешь, все дозволено! А вот с этим согласится далеко не всякий.

Есть ощущение, что Тургенев сам растерялся, исследуя характер нигилиста. Под напором базаровской силы и твердости, уверенности писатель несколько смутился и начал думать: «А может, так надо? А может, я старик, переставший понимать законы прогресса?» Тургенев явно сочувствует своему герою, а к дворянам относится уже снисходительно, а подчас и сатирически.

Но одно дело субъективный взгляд на героев, другое дело объективная мысль всего произведения. О чем же она? О трагедии. Трагедии Базарова, который в жажде «долго делать», в увлеченности своим богом-наукой попрал общечеловеческие ценности.

Обратите внимание

А ценности эти — любовь к другому человеку, заповедь «не убий» (стрелялся на дуэли), любовь к родителям, снисходительность в дружбе. Он циничен в отношении к женщине, издевается над Ситниковым и Кукшиной, людьми недалекими, падкими на моду, убогими, но все же людьми.

Евгений исключил из жизни своей высокие мысли и чувства о «корнях», нас питающих, о Боге. Он говорит: «Я гляжу в небо, когда хочу чихнуть!»

Трагедия героя также в полном одиночестве и среди своих, и среди чужих, хотя ему симпатизирует и Фенечка, и эмансипированный слуга Петр. Он в них не нуждается! Мужики, назвавшие его «шутом гороховым», чувствуют его внутреннее презрение к ним.

Трагедия его и в том, что он непоследователен и в отношении к народу, именем которого прикрывается: «… Я возненавидел этого последнего мужика, Филиппа или Сидора, для которого я должен из кожи лезть и который мне даже спасибо не скажет… Да и на что мне его спасибо? Ну, будет он жить в белой избе, а из меня лопух расти будет — ну, а дальше?»

Интересно, что Базаров перед смертью вспоминает лес, то есть тот мир природы, который он раньше по существу отрицал. Даже религию теперь он призывает на помощь. И получается, что герой Тургенева в своей короткой жизни прошел мимо всего, что так прекрасно. А теперь эти проявления подлинной жизни словно торжествуют над Базаровым, вокруг него и поднимаются в нем самом.

Сначала герой романа делает слабую попытку бороться с болезнью и просит у отца адский камень. Но затем, поняв, что умирает, он перестает цепляться за жизнь и довольно пассивно отдает себя в руки смерти. Для него ясно, что утешать себя и других надеждами на исцеление — дело напрасное.

Главное теперь — умереть достойно. А это значит — не хныкать, не расслабляться, не поддаваться панике, не предаваться отчаянию, сделать все, чтобы облегчить страдание стариков-родителей.

Нисколько не обманывая надеждами отца, напоминая ему, что все теперь зависит только от времени и темпов течения болезни, он тем не менее бодрит старика своею собственной стойкостью, ведением разговора на профессиональном медицинском языке, советом обратиться к философии или даже к религии.

Важно

А для матери, Арины Власьевны, поддерживается ее предположение о простуде сына. Эта забота перед смертью о близких очень возвышает Базарова.

У героя романа нет страха перед смертью, нет боязни расстаться с жизнью, он очень мужествен в эти часы и минуты: «Все равно: вилять хвостом не стану», — произносит он. Но его не покидает обида за то, что гибнут напрасно его богатырские силы. В этой сцене мотив силы Базарова особенно подчеркнут.

Сначала он передан в восклицании Василия Ивановича, когда Базаров выдернул зуб у заезжего разносчика: «Эдакая сила у Евгения!» Затем сам герой книги демонстрирует свою мощь. Ослабленный и гаснущий, он вдруг поднимает стул за ножку: «Сила-то, сила вот вся еще тут, а надо умирать!» Властно преодолевает он свое полузабытье и говорит о своем титанизме. Но этим силам не суждено проявить себя.

«Обломаю дел много» — эта задача гиганта осталась в прошлом как нереализованное намерение.

Очень выразительной оказывается и прощальная встреча с Одинцовой. Евгений больше не сдерживает себя и произносит слова восторга: «славная», «такая красивая», «великодушная», «молодая, свежая, чистая».

Он говорит даже о своей любви к ней, о поцелуях. Он предается такому «романтизму», который раньше привел бы его в негодование.

И высшим выражением этого становится последняя фраза героя: «Дуньте на умирающую лампаду, и пусть она погаснет».

Природа, поэзия, религия, родительские чувства и сыновняя привязанность, красота женщины и любовь, дружба и романтизм — все это берет верх, одерживает победу.

И тут встает вопрос: почему же Тургенев «убивает» своего героя?

Но причина гораздо глубже. Ответ кроется в самой жизни, в социальной и политической обстановке тех лет. Общественные условия в России не давали возможности для осуществления стремлений разночинцев к демократическим преобразованиям.

Совет

К тому же сохранялась их оторванность от народа, к которому они тянулись и для которого боролись. Они не могли осуществить той титанической задачи, которую перед собой ставили. Они могли бороться, но не побеждать. Печать обреченности лежала на них.

Становится ясно, что Базаров был обречен на неосуществимость своих дел, на поражение и гибель.

Тургенев глубоко убежден в том, что Базаровы пришли, но время их еще не пришло. Что остается орлу, когда он летать не может? Думать о гибели. Евгений среди своих будней нередко задумывается о смерти.

Бесконечность пространства и вечность времени он неожиданно сопоставляет со своей короткой жизнью и приходит к выводу о «собственном ничтожестве».

Поразительно, что автор романа плакал, когда заканчивал свою книгу смертью Базарова.

По словам Писарева, «умереть так, как умер Базаров, — все равно что сделать великий подвиг». И этот последний свой подвиг совершает тургеневский герой. Наконец, отметим, что в сцене смерти возникает мысль о России. Трагично то, что родина теряет своего большого сына, настоящего титана.

И тут вспоминаются слова Тургенева, сказанные по поводу смерти Добролюбова: «Жаль погибшей, напрасно потраченной силы». Такое же авторское сожаление чувствуется и в сцене смерти Базарова. И то, что мощные возможности оказались напрасно потраченными, делают смерть героя по-особому трагической.

Источник: https://ronl.org/sochineniya/literatura-zarubezhnaya/128500/

Сочинение на тему: «Можно ли принять смерть Базарова подвигом?»

Сочинение на тему: «Можно ли принять смерть Базарова подвигом?» 5.00/5 (100.00%) 1 vote

Произведение Ивана Тургенева «Отцы и дети» является одним из классических творений русской литературы.

В нем поднимаются и анализируются как некоторые проблемы, свойственные тому времени, когда жил автор, так и вечные проблемы жизни. Однако содержащиеся в данном произведении образы людей тоже являются крайне интересными, они вызывают желание размышлять, искать параллели с современностью и заниматься действенным анализом текущей действительности.

Главным героем романа, а также человеком, который действительно вызывает желание тщательного анализа, является Евгений Базаров.

Обратите внимание

В контексте попытки понять и оценить действия и поведение Базарова в условиях действительности того времени можно сформировать несколько интересных вопросов относительно его человеческой сущности. Например, достаточно интересно рассматривать смерть Евгения Базарова.

Из содержания романа известно, что Базаров умер из-за того, что выполнял свою непосредственную профессиональную деятельность. Однажды ему выпало практиковаться на трупе человека, который был болен тифом. Во время такой практики Базаров поранился, порезал себе палец. За этим последовало заражение крови, болезнь и смерть.

В силу того, что Базаров стал жертвой во время своей работы, выполнения профессии, можно ли называть его смерть подвигом?

Я думаю, что сделать это вполне можно. Во-первых, Базаров умер во имя своей профессии. Будучи ученым врачом, он, конечно, знал, что может заразиться. Тем не менее, он не испугался, смело занимался своим делом. Кроме того, настоящим подвигом является то, как он вел себя перед своими родителями до момента своей смерти.

Невзирая на понимание скорой кончины, он не превратился в нытика, не впал в депрессию, не страдал наигранно и не убивался. Он прекрасно понимал, что это может доставить крайне серьезную боль его отцу и матери.

Вместо этого он стремился держаться бодро, не боялся смерти и даже поддерживал безнадежное предположение своей матери о том, что с ним случилась обычная простуда.

Можно быть полностью уверенным, что смерть Базарова была ничем иным, как подвигом. Тому есть множество подтверждений, включая источник прихода его болезни и смерти, а также его поведение непосредственно перед ней.

Конечно, к сожалению, Базарову не удалось сделать все то, к чему он стремился.

Быть может, в случае выживания он смог бы добиться значительно более серьезных успехов и совершить другие подвиги, полезные всему обществу, однако для простого человеческого подвига достаточно и того, что он уже сделал.

Источник: https://online-urok.ru/sochinenie-na-temu-mozhno-li-prinyat-smert-bazarova-podvigom/

Ссылка на основную публикацию