Образ бесприданницы в пьесе островского

Система образов в драме Островского «Бесприданница»

«Бесприданница»

“Картинное” поведение Паратова имеет свои истоки в романтическом жизнетворчестве начала XIX в. Мы имеем дело с типом гусарского гуляки, бретёра, героя кутежей и забав. Ю. М. Лотман показал, что в контексте романтической эпохи подобное поведение не воспринималось как недостойное и низкое, являясь “знаком вольномыслия”.

Поступки и слова, позы и жесты Паратова обнаруживают безвкусный наигрыш и эклектику. Рисуясь перед Ларисой, Карандышевым и купцами на манер светского аристократа, он мыслит себя в амплуа дворянского героя-фата.

Пушки, шампанское, “большие усы при малых способностях”, стилизация под русскую старину – это уже знакомые читателям и зрителям Островского атрибуты куража (Хлынов в “Горячем сердце”), столь характерного для купечества во второй половине XIX в.

“фанфаронством”, но прежде всего – Паратову, чье поведение он не без оснований оценивает как напускное. Герой создает свою “позу”. Очень похожий на окружающих в стремлении первенствовать, он осознает именно свои действия как “законные”: “Я много, очень много перенес уколов для своего самолюбия; теперь я хочу и вправе погордиться и повеличаться”.

Цепочка действий Карандышева в пьесе – не только болезненно-напряженное (и тщетное) стремление овладеть словом, но и мучительные, до слез (плачут в драме только Лариса и он), попытки овладеть не свойственной людям его круга манерой поведения. Для достижения цели Карандышев “разные роли разыгрывает, дикие взгляды бросает, отчаянным прикидывается”.

Обратите внимание

Но в первую очередь он подражает Сергею Сергеевичу: “Ну чем я хуже Паратова?” – требует он откровенности от Ларисы. Он “донашивает” поведенческие одежды своего соперника: пытается устроить пышный обед, произнести на нем речь о своих достоинствах.

Среди “поведенческих масок” Юлия Капитоныча – “маленький Паратов”, мститель, “грозный муж”, морализатор и к тому же – человек, притязающий на изысканность вкуса (турецкое оружие и дешевые ковры в гостиной).

“уж”, гротескно использованное Островским в качестве речевого лейтмотива “бессловесной” Анфусы Тихоновны в “Волках и овцах”.

) В словесной дуэли с Паратовым Карандышев значительно уступает своему сопернику, его речь полна заученных штампов. “Топорщится”, – оценивает поведение Карандышева Паратов.

И это, по сути, справедливая характеристика карандышевской манеры самоутверждения – корявой, нескладной, неуклюжей.

“повеличаться”, Карандышев всегда более унижен, всегда более жертва (в том числе и в разговорах с Ларисой); ему последовательно отказывают в праве на человеческий жест и торжественное слово. Рядом с его величаниями – слезы, рядом с масками – душевная обнаженность.

И неудивительно, что Карандышев, с неустойчивостью его поведения, столь стремительно и легко надевает на себя маску мстителя, считая свои действия нормальными и законными: “Для меня нет теперь ни страха, ни жалости; только злоба лютая и жажда мести душат меня. Я буду мстить каждому из них, пока не убьют меня самого”.

Выстрел в Ларису поэтому естественно воспринять как следование поэтике маски: Карандышев стремится доказать, что его пистолеты – вовсе не бутафория.

“живое слово”, конечно же, остается в памяти читателя и зрителя. Вместе с тем автору понятно отвращение Ларисы и ее матери от семейной жизни с Карандышевым: он лишен житейских способностей, выделки характера. Жесткое карандышевское “я хочу и вправе”, как видно, встречает не менее жесткое “А по какому праву? ” со стороны драматурга.

“Бесприданницы”, отдающих дань этикету и жизнетворчеству, остается непреодоленной, если можно так выразиться, оппозиция “столица – провинция”. В миросозерцании драматурга, как убедительно показала А. И. Журавлева, эта оппозиция была преодолена4.

Поэтому он отчужденно, с резкой и последовательной критичностью воспринимает стремление героев возвыситься над Бряхимовым и из него уйти. Европа и столица для купцов – непререкаемая норма, образец, ради которого можно презреть все свое, близкое и привычное.

Знаменателен в этом отношении мотив Парижа в пьесе. Лариса нужна Кнурову и Вожеватову, чтобы покрасоваться на парижской выставке. Именно на это рассчитывает Огудалова, унижаясь перед купцами.

Шутовская изнанка подобных стремлений представлена в пьесе образом Робинзона: обещанный, грезившийся ему Париж оказался всего-навсего трактиром на городской площади под таким названием.

“человек человеку волк”), лучше быть сильным или хотя бы выглядеть таким, чем обнаружить слабость и быть осмеянным. Озабоченные внешними приличиями персонажи комически боятся стать поводом для насмешки, ибо осмеянный человек возвыситься над другими уже не сможет.

Важно

В этом отношении насмешливость героев “Бесприданницы” функционально уподобляется престижному этикету: это ложные нормы жизни в изображенной среде. В сфере деловых забот герои выглядят не лучше, чем в сфере развлечений.

Более того, в играх, которые можно назвать святотатством и кощунством, неприглядное существо персонажей пьесы предстает с предельной отчетливостью.

Из всего сказанного вытекает, что между ценностными установками персонажей, окружающих Ларису, очень много общего. Все в очень большой мере сосредоточены на своем внешнем облике во имя самоутверждения, желания первенствовать.

Все стремятся к лидерству за счет человеческого достоинства других.

Подобная расстановка персонажей нарушает традиционное построение драмы: героиня – женщина, заслуживающая любви, как жертва окружающих; сострадающие мать и отец; достойный или недостойный претендент на руку и сердце юной героини.

В “Бесприданнице” эта привычная схема решительно отвергнута: мать Ларисы не жертва, а виновница ее драмы, претенденты на руку героини противопоставлены не как достойный – недостойный, а как счастливый – несчастливый, причем удачливых претендентов двое – Паратов и Кнуров.

“Бесприданницы” сопоставлены не по принципу контраста, а по принципу вариации одного и того же жизненного существа. Автору, думается, было важно, чтобы читатель и зритель осознали одно и то же жизненное явление как многоликое, в его разнообразных поведенческих вариациях.

Источник: https://referat-lib.ru/view/referat-literature/55/54378.htm

Образ города в произведениях А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница» Бесприданница Островский А. Н

Образ города в произведениях А. Н. Островского “Гроза” и “Бесприданница” А. Н.Островский – величайший драматург XIX века.

За годы своего творчества он прошел долгий путь, по мере прохождения которого он находился в постоянном поиске той идеальной составляющей, в коей нуждалось его столетие.

Огромную роль играет периодизация – за многие периоды своей творческой жизни он успел не только возвеличить купечество как сословие, способное стать основой для будущего общества, но и разочароваться в нем.

Место действия в пьесах используется Островским в качестве инструмента для отражения той эпохи, в которой происходят события сюжета.

Совет

Пьеса «Гроза» относится к предреформенному периоду – периоду потери прежних ориентиров, ощущению грядущих перемен, и более трезвому взгляду на происходящее, поэтому купеческое сословие в ней отнюдь не добропорядочное, каковым оно было описано в предыдущем периоде, а консервативное, закостенелое, боящееся любых перемен. В центре пьесы находится довольно трагичный, но вместе с тем многогранный семейно-бытовой конфликт, через который, в свою очередь, раскрывается еще более глобальное противостояние разных эпох и поколений, касающееся не только Кабановых, но и большинства семей.

Вымышленный город Калинов находится на Волге, истинно русской реке – это подчеркивает то, что Калинов не какой-то особенный, непохожий на остальные места, а напротив, имеет нечто общее со многими русскими городами.

Считается, что идея написания пьесы пришла к Островскому во время отдыха в Костромской губернии и сюжет частично заимствован из жизни костромского купечества (до начала XX века костромичи могли без каких-либо затруднений указать на место самоубийства Катерины или, что более вероятно, ее прототипа).

Красота этого места не раз подчеркивается персонажами, но из уст разных героев эти замечания несут различный характер – странница Феклуша, корыстная женщина, расхваливает Калинов и его купеческое сословие, «добродетелями украшенное».

Прогрессивный Кулигин же хоть и восторгается прелестью местной природы, но его слова звучат с оттенком горечи из-за нравов, царящих там.

Жители этого небольшого города ведут весьма замкнутый, консервативный образ жизни – гуляют по бульвару лишь в праздники, а все остальное время сидят по домам, совершенно не замечая всего этого великолепия вокруг них – старшие и сильные издеваются над младшими и слабыми.

Купцы Дикой и Кабаниха являются представителями старшего поколения, самыми богатыми купцами города, с чьим мнением считается даже градоначальник, и их характеры вполне соответствуют патриархальному укладу темного царства. Между тем, они совсем непохожи – Дикой по сравнению с Марфой Игнатьевной Кабановой очень слаб, он неспособен противостоять более дерзкому и сильному человеку, поэтому всю злобу и неудовольствие он предпочитает вымещать скорее на домашних, чем открыто высказать это обидчику. Он с подозрением относится к новым веяниям и прогрессу, потому что лишь эта сила в состоянии пошатнуть его кажущийся нерушимым авторитет.

Кабаниха наоборот, считает себя главой семейства, порядочной женщиной, безупречной, которую не в чем упрекнуть, а на деле оказывается подлинным тираном своего дома, наседая на родственников.

Обратите внимание

Она считает себя в праве осуждать других в их поступках и совершенно «заела» своего взрослого сына, постоянно указывая ему на то, как нужно жить.

Ее нрав отчасти объясняется эпохой патриархального уклада и, мне кажется, подобные Кабановой купцы и купчихи встречались на Руси довольно часто и, возможно, не раз доходило до таких трагедий, как та, что описана в пьесе. Она враждебна ко всему, что способно развеять страх перед ней, вызвать сопротивление.

Молодое поколение Калинова называется молодым не только из-за возраста, но из-за того, что они символизируют собой новые идеи прогресса, свежее течение в застойном болоте, которого никак нельзя избежать, несмотря на все старания главных его защитников, патриархов купеческого сословия.

К этому поколению относятся многие персонажи, но особого упоминания, на мой взгляд, заслуживают младшие Кабановы – Тихон, Варвара и Катерина.

Тихон и Варвара – типичные купеческие дети, но вместе с тем, они отличаются друг от друга, как стол от стула – с одной стороны, они принадлежат к одному семейству, но Тихон гораздо более слаб, чем его сестра.

Он абсолютно подчинен воле своей матери и не находит в себе ни сил, ни, что самое главное, желания воспротивиться такому контролю. Он не исполнен обожания к своей норовистой матушке, но знает, чем грозит непослушание и поэтому предпочитает не спорить.

Когда Кабаниха приказывает сыну побить жену, признавшуюся в неверности, он делает это с неохотой, видимо оттого, что частично понимает Катерину и ее желание найти хоть какое-то спасение от домашнего рабства, которое она увидела в Борисе. Еще одна причина пассивного поведения Тихона – нежелание стать самостоятельным.

Если бы он пошел на открытый протест, то ему бы пришлось взять ответственность за все свои действия и поступки на себя, что ему совсем не хочется. Для него гораздо проще выглядит другой путь – плыть по течению в лодке, управляемой Кабанихой, пусть даже его не прельщают берега, к которым он направляется.

Важно

Лишь в конце пьесы, после смерти жены, он обвиняет мать в случившейся трагедии – «Маменька, вы ее погубили, вы, вы, вы…». Варвара – напротив, дерзкая, смелая, непокорная, одним словом, настоящая купеческая дочка. Именно она убеждает Катерину в том, что попытка спрятать ее чувство к Борису от окружающих и самой себя не увенчается успехом и лучше для нее будет пойти любви навстречу.

В отличие от Катерины, ее не так уж мучает совесть из-за встреч с Кудряшом. Их побег может служить таким же проявлением протеста против старших, как и самоубийство Катерины.

Но если Катерина терзаема осознанием собственного греха, не находит иного выхода, и для нее это не протест в буквальном смысле этого слова, то Варвара скорее похожа на зверя, который сбросил стесняющие его оковы и отправился на волю.

Катерина, которую критик Добролюбов окрестил «лучом света в темном царстве», не может принять суть патриархального общества в силу своей чистоты и нравственности, чего напрочь лишены Дикой с Кабанихой. В пьесе «Гроза» ее персонаж предстает перед читателем в духовной эволюции, что является чертой реалистического произведения.

Ее эволюция связана с внутренней борьбой совести, представлений о грехе с одной стороны и любовью к Борису с другой. Прежде грех для нее был изменой, невольным обманом мужа и свекрови, но постепенно к ней приходит мысль о смерти как о единственном выходе из сложившегося положения.

Причем пьеса с самого начала пропитана неизбежностью ее самоубийства (предсказание сумасшедшей барыни о том, что красота ведет в омут). Сначала Катерина пугается этой мысли, но потом она лишается черт чего-то страшного и рокового и обретает образ воссоединения с природой, с которой она очень близка.

Ортодоксальные люди склонны к осуждению ее поступка и упоминают о возможности поиска приюта в монастыре, но в случае Катерины это нереально, так как для этого нужно согласие мужа, чего она никогда бы не добилась из-за подчинения Тихона матери. Тем более, это вызвало бы толки среди соседей, ведь в благополучном семействе замужняя женщина вряд ли бы решилась пойти на такой шаг, а Кабаниха страшится людской молвы.

Читайте также:  Желчь, любовь и кровавое месиво бориса виана

Некоторые литературные критики считают, что Катерина, хоть и искренняя, но все же «плоть от плоти» патриархального режима. В пьесе есть так же один необычный персонаж, который по возрасту принадлежит к старшему поколению, но по убеждениям является «эссенцией» прогресса.

Совет

Этот человек – Кулигин, часовщик-самоучка, отыскивающий вечный двигатель, светлая сила, которая противостоит Кабанихе и Дикому. Он, так же, как и Катерина, воплощает живое, душевное начало.

Он не идет в ногу с прогрессом в том смысле, что следит за современной ему литературой и новыми открытиями, цитирует в основном классицистов, упоминает Ломоносова.

На возражение Дикого насчет необходимости громоотвода он отвечает строками из стихотворения Державина – «Я телом в прахе истлеваю, умом громам повелеваю».

До всех научных достижений он способен додуматься самостоятельно, понимает, что человеку дарован Господом огромный потенциал, с помощью которого он может подчинить своей воле природу. Кулигин обладает просвещенным отношением к миру.

Он стремится к изобретению вечного двигателя – продав патент на него, он смог бы преобразить город Калинов и ввести его в эпоху вольного процветания.

Действие пьесы «Бесприданница» происходит в более позднее время и дает возможность проследить за изменениями, произошедшими в жизни купеческого сословия за сравнительно небольшой период. В основе сюжета – влюбленность Ларисы в Паратова. Вымышленный город Бряхимов, как и Калинов, располагается на берегах Волги, но заметны отличия в образе жизни жителей – они не сидят по домам, а свободно гуляют по бульвару, чувствуют себя гораздо привольнее, чем прежде.

Источник: https://historylib.net/obraz-goroda-v-proizvedeniyax-a-n-ostrovskogo-groza-i-bespridannica-bespridannica-ostrovskij-a-n/

Система образов в пьесе «Бесприданница» А. Н. Островского

Среди обитателей города Бряхимова центральное место занимает Кнуров, образ которого получился у Островского и живым, и современным. Вспомним Дикого из “Грозы”. Очень трудно представить его с газетой в руках.

Кнуров же читает газету на французском языке. Деталь весьма красноречивая. Это делец, капиталист, финансист очень крупного масштаба. Есть в городе лишь два-три человека, которых Кнуров удостаивает своим разговором.

Поэтому приезд Паратова так обрадовал его: “Все-таки будет с кем хоть слово за обедом молвить”.

Обратите внимание

Кнурова называют идолом; он и есть идол, осознающий свою несокрушимую силу, открыто презирающий почти всех окружающих. Но Лариса его поражает – очевидно, по контрасту. Он, меряющий все на деньги, вдруг увидел человека, для которого деньги ничего не значат. С удивлением и даже восхищением он говорит, что в Ларисе “земного, этого житейского, нет”.

Лариса ему действительно очень нравится. Так проявляется значительность его натуры. Это не мелкий и ничтожный пакостник, в нем ощущается сильный характер. Вряд ли он лукавит, когда признается Ларисе, что готов был бы жениться на ней, если бы был свободен. Однако же слова “любовь” в его речах нет. Он говорит о женитьбе, о деньгах, но не о любви.

Совет

Как показательно, что и в решающем разговоре с Ларисой он бессердечен даже по стилю разговора.

Создается впечатление, что он заводит речь о каком-то коммерческом предприятии и старается уговорить будущего компаньона.

Ни слова о чувствах, только четкие деловые предложения: “Не угодно ли вам ехать со мной в Париж, на выставку?” Он обнаруживает циническое презрение и к общественному мнению, и к общепринятым нормам.

Характерная черта другого дельца, Вожеватова,- равнодушие. Равнодушен он и к человеческому страданию, и к человеческому горю. Его смешит бедный Карандышев, он с великим удовольствием издевается над беззащитным Робинзоном. Что же касается отношения Вожеватова к Ларисе, то здесь трудно подобрать другое слово, кроме “предательства”.

Они с детства знакомы, почти родные, но это не мешает Вожеватову развращать “понемножку” молодую девушку. Отвечая на замечание Кнурова, он небрежно бросает: “Да мне что! Я ведь насильно не навязываю… Что ж мне об ее нравственности заботиться! Я ей – не опекун”.

И в самую тяжелую минуту в жизни Ларисы Вожеватов предательски отказывает ей не только в помощи, но и в элементарной жалости.

Важно

Предательство окружает Ларису со всех сторон. Предает (продает) ее родная мать, друг детства (Вожеватов), любимый человек (Паратов).

В перечне действующих лиц Паратов охарактеризован как “блестящий барин, из судохозяев”. Великолепная формулировка, ранее совершенно немыслимая. Блестящий барин – это одна поведенческая модель, судохозяин – совершенно другая.

Но в Паратове обе эти линии соединяются, придавая его облику сугубо индивидуальные, неповторимые черты, связанные, однако, с определенной исторической эпохой. Это человек своеобразный, яркий, неординарный. Не случайно его идеализирует Лариса, чем-то он привлекает цыган, ямщиков, трактирных слуг. Надо думать, дело не только в его щедрости.

Чувствуется в нем некий размах, удаль – но в то же самое время и опасное хладнокровие, нередко граничащее с жестокостью, страсть к сильным ощущениям.

Паратов очень умело и продуманно играет свою роль. Драматург же постоянно подсказывает (очень тонко и осторожно), что верить ему ни в коем случае нельзя.

Реальные дела Паратова разительным образом противоречат его же напыщенным речам, на которые он большой мастер. “Я, Лариса Дмитриевна, – говорит он, – человек с правилами, брак для меня – дело святое. Я этого вольнодумства терпеть не могу”.

Тем не менее он же делает все, чтобы разрушить предстоящий брак Ларисы с Карандашевым.

Паратов не упускает случая внушить окружающим представление о себе как о человеке без сословных предрассудков (спор с Карандашевым о русском языке), о своем презрении к мелочным расчетам.

Совет

С явным удовольствием рассказывает он о столкновении с пароходным механиком, который цифры какие-то на бумажке выводил, давление рассчитывал: “Иностранец, голландец он, душа коротка; у них арифметика вместо души-то!”.

Любопытно, что демонстративное пренебрежение к “арифметике” декларирует тот самый Паратов, который чуть дальше откровенно заявит: “У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно”,- сравниваясь этим с Кнуровым, Вожеватовым и им подобными.

Выгода, а не “широкая натура” – вот что, в конечном счете, определяет суть Паратова, хотя роль свою он играет настолько талантливо, что начинаешь понимать, почему Лариса им увлечена.

Источник: https://www.sochuroki.com/sistema-obrazov-v-pese-bespridannica-a-n-ostrovskogo/

Образ, характер и характеристика Ларисы Огудаловой по пьесе (драме) Бесприданница (Островский А. Н.)

Огудалова Лариса Дмитриевна – главная героиня замечательной пьесы Островского “Бесприданница”. Эта девушка молода, необычайно красива, но бедна, за ней не дают никакого приданого. Такое положение крайне унизительно, Лариса чувствует это особенно остро, ведь, по своей натуре, она умная и гордая личность.

Героини-бесприданницы встречались в драматургии Островского и ранее: Марья Андреевна (“Бедная невеста”), Надя (“Воспитанница”), Аксюша (“Лес”), Настя (“Не было ни гроша, да вдруг алтын”).

Среди всех этих героинь Лариса Огудалова обладает самой тонкой натурой и душевной хрупкостью. Лариса живет, будто “поверх быта”, не касаясь повседневной суеты, житейских страстей и торгашества. Ее душа постоянно стремится куда-то: в лес, в деревню, за Волгу, одним словом, в какой-нибудь тихий уголок, который покажется ей раем.

Лариса одинока, и в ее душе происходит трагический надлом. Все восхищаются ею, вожделеют ее, но никого не интересует, что творится у девушки внутри. Ей так не хватает простого, но теплого и сердечного слова, поддержки и участия. Она живет <\p>

в обстановке, которая больше напоминает “базар” или “цыганский табор”.

Даже в родном доме девушка не может найти покоя, ее заставляют улыбаться, навязывают женихов. Лариса страстно влюбляется в Паратова, но не в его личные качества, а в ту мечту о другой, красивой жизни, которую он ей способен дать.

Паратов ассоциируется в сознании Ларисы с легким, поэтичным миром, который она знает только по стихам и романсам, в реальности этот мир недоступен ей. Согласившись от безысходности выйти замуж за мелкого чиновника Карандышева, Лариса чувствует себя униженной.

Обратите внимание

Жених-неудачник раздражает ее, когда пытается сравниться с Паратовым, которым она по-прежнему восхищается, несмотря ни на что. В душе Ларисы происходит ужасная борьба между стремлением примириться с участью жены мелкого чиновника и мечтой о красивой и яркой жизни. Пытаясь решить свою судьбу, Лариса отправляется с Паратовым в компрометирующую ее поездку на пароходе.

Во время этой поездки Лариса неожиданно понимает свое истинное положение – красивой игрушки, которую мужчины не могут поделить между собой. Паратов откровенно играл с ее чувствами, Карандышев, хоть и признавался ей в искренней любви, на самом деле просто тешил свое самолюбие, а друг детства Вожеватов додумался разыграть ее в “орлянку” с Кнуровым, крупным дельцом.

В финале произведения Лариса погибает от руки своего жениха Карандышева. Его смертельный выстрел стал для нее настоящим спасением от окончательной нравственной погибели.

Лариса благодарит перед смертью своего убийцу за то, что он ей помог уйти из этого страшного мира, в котором ничего святого нет, а человек запросто может оказаться предметом купли-продажи. Лариса так мечтала о настоящей, искренней любви, но ее все воспринимали, как забаву. Никому не было дела до того, что творится в ее душе.

Умирая, Лариса прощает всех, она не держит в себе зла. Ее образ необыкновенно поэтичен и прекрасен, он оставляет неизгладимый след и запоминается надолго.

(Пока оценок нет)

Источник: https://ege-essay.ru/obraz-xarakter-i-xarakteristika-larisy-ogudalovoj-po-pese-drame-bespridannica-ostrovskij-a-n/

Система образов в пьесе «Бесприданница» А. Н. Островского

«Бесприданница» – уникальное произведение А. Н. Островского, как и его герои, которые полны переживаний, амбиций и душевных переживаний. Герои А. Н. Островского, как ни у кого, отображают суть человеческого существования. Правда, каждый из героев свое существование выбирает по своему вкусу.

Уникальность образов отображается в их манере поведения, что, порой красноречивей любых слов. Иногда, читая об одном из героев, складывается определенный образ, по которому предполагаем его последующие действия.<\p>

Так и в романе «Бесприданница» всплывает герой, который все меряет только материальными ценностями.

Мы сейчас говорим о Кнурове, который является владельцем финансового капитала.   Человек, читающий газеты на иностранном языке, всегда вызывал некоторое восхищение, поскольку это свидетельствует об уровне его образованности. Именно это чувство он с успехом вызывал у местных жителей города Бряхимова.

Словом, успешный человек, умеющий организовывать свою жизнь, использующий труд наемных работников. Согласитесь, такой человек может вызывать весьма противоречивые чувства, но каждый норовит наладить с ним отношения. Чего не скажешь о самом Кнурове, который пренебрегает общением с местным населением. Своим вниманием он почтил только нескольких.

Будучи ярким, неординарным, любящим жизнь во всех ее проявлениях, не испытывал особого удовольствия при общении с «недалекими» людьми.<\p>

Человек, умеющий зарабатывать деньги, обладает колоссальным энергетическим потенциалом, который позволяет распознать в человеке жизненную практичность.

Наверное, по этой причине он так оживился, когда на арене появляется Паратов, с которым, по его соображениям, можно было «обмолвиться словом». Согласитесь, сложно найти достойного собеседника человеку, который говорит на языке денег. Поэтому Куратов и избирателен в своих собеседниках, поскольку одной болтовни не достаточно для достижения финансового успеха.  

Важно

Исключением из правил является Лариса, которая поразила Куратова своим безразличным отношением к деньгам, которые по ее мнению не играют большой роли в человеческих отношениях. Хотя даже отношения с Ларисой имели скорее коммерческий интерес, чем чувственный. Она привлекла его внимание своим контрастным выделением из общей толпы Бряхимова – уметь и излагать смело свои мысли, пусть даже отличные от общественных идеалов. Это качество очень близко Куратову, ведь свой капитал не построишь, проявляя заботу о состоянии тех, кто тебя окружает. По ходу того, как развиваются события, мы понимаем, что Лариса, действительно, очень ему импонировала как человек. Куратов, как владелец капитала, проявляет очень благородные качества, такие как: честность, открытость и прямота в высказываниях. В «Бесприданнице» он, не скрывая своего отношения к Ларисе, признается, что с удовольствием бы женился на ней, но не «свободен». И тем не менее, как отличному коммерсанту, этот факт не мешает ему предложить ей поехать с ним на выставку в Париж. Он осознает, что они оба презирают общественное мнение.<\p>

В противовес Куратову в «Бесприданнице» противопоставляется другой герой. Вожеватов, чей образ не столь привлекателен, представлен лжецом, хитрецом и большим эгоистом. Ему чужды такие чувства: как сожаление, сочувствие и уважение. Данный герой проявляет черствость и безжалостность к чужим несчастьям и неудачам, что свидетельствует о мелочности натуры. Образ Вожеватова – пример человека, на которого нельзя положиться, которому лучше не доверять свои мысли и переживания. Для него мало что значит понятие «дружба» и он с легкостью предает товарищеские отношения с Ларисой, которые длились с самого детства. Преследуя свои личные интересы, Вожеватов развращает Ларису, пренебрегая законами морали. Поиграв чувствами девушки, он жестоко отказывает ей помощи без малейшего сожаления.<\p>

Еще один яркий образ представлен в «Бесприданнице». Хозяин-судовладелец Паратов сочетает в своем образе две разные модели поведения. Такой противоречивой фигурой и предстает перед читателями. «Блестящий барин» – первая модель, которая предполагает широту души, авантюризм и предположительную щедрость. «Судохозяин» же – совсем другая модель, которая предполагает сухой расчет и практичность.<\p>

А. Н. Островский в своем драматическом произведении ненавязчиво подчеркивает ненадежность Паратова, в речах которого много непонятного и запутанного. В одном случае Паратов утверждает об отсутствии в нем алчности и тут же, в диалоге с Мокием Парменычем заявит о своей мертвой хватке по отношению к выгоде, причем любой ценой. В другом случае Вожеватов нас убеждает в наличии принципов по отношению к браку и семье, а на самом деле – пытается разбить брак, который предстоит Ларисе с Карандошевым.<\p>

И тем не менее, именно эта непонятность и напыщенность, своеобразная «широта души» и выраженное красноречие привлекают вольнодумцев и свободолюбцев.<\p>

Источник: https://cwetochki.ru/post-Sistema-obrazov-v-pese-Bespridannitza-A-N-Ostrovskogo-23199.html

Персонажи в драме Островского “Бесприданница”

Персонажи “Бесприданницы” – представители России на одном из переломов ее общественного и культурного развития. Новое время рождает новые ценности, которые формируют установки, жизненные программы, поведение человека и обостряют проблемы личностной культуры. А. Н.

Островский изображает и оценивает эти перемены с точки зрения христианской нравственности, защищая душу, любовь, красоту, единение людей как вечную правду, вечные блага человеческого существования. По словам А. И.

Журавлевой, “основой всей деятельности Островского было безусловно твердое нравственное отношение к искусству как делу просвещения и наставления на путь добра, но не с позиции Учителя и Пророка, а средствами художника – через показ житейских ситуаций и возникающих в них нравственных коллизий” .

Мы ставим своей задачей сначала выявить установки персонажей “Бесприданницы”. Речь пойдет об этикете, о жестах, игровых и смеховых формах созидания характеров персонажей.

Установки в действиях тех из них, кто окружает Ларису Огудалову, едины в своей исходной точке. Каждый исполнен самолюбивых амбиций, жажды “повеличаться”, покрасоваться в избранном обществе. Соблазнительна сама мысль стать “притчей на устах у всех”.

Сфера ценностей, признаваемых этим кругом общества, объемно выражена в словах Кнурова о Карандышеве: “Пожалуй, со своей точки зрения, он не глуп. Что он такое? Кто его знал, кто на него обращал внимание? А теперь весь город заговорит про него, он влезает в лучшее общество”.

Совет

Подняться на более высокую, а значит, и более заметную ступеньку, удержаться на ней – едва ли не единственная цель “героев” “Бесприданницы”. Для того чтобы “состояться” в обществе, все настойчиво ищут подобающий внешний облик.

Персонажи, озабоченные своим престижем, – Кнуров, Вожеватов, Огудалова, Паратов, Карандышев – неизменно следуют неким правилам поведения, назовем их этикетом, который, однако, никем и ничем не предначертан – не является жестко предписанным, но тщательное соблюдение его негласных установок имеет особое значение в городе Бряхимове.

Наиболее яркая фигура в этом отношении – Кнуров. Для него соблюдение этикета – знак причастности к высокому слою общества; ему важно убедить бряхимовцев в своем абсолютном превосходстве, удержать “престол”. Эмоциональная атмосфера поведения Кнурова – напряженность и беспокойство.

Если дворянский этикет осуществлялся органично и ненапряженно, то купцы пытаются соблюдать этикетные правила с некоторой долей беспокойства и тревоги, заботясь дополнительно о том, чтобы возвеличить себя в глазах общества.

(Любопытно, как преображается “этикет”, будучи заимствован купцами: розыгрыш Ларисы в “орлянку”- это своего рода перелицовка дворянской дуэли, а “честное купеческое слово” Вожеватова – дурной двойник “слова чести” дворянина.)

Итак, Кнурову нужна маска сдержанности и отчужденности, недосягаемости и могущества – все, что заставило бы окружающих почтительно считаться с ним. Но его осмотрительность и осторожность, постоянная оглядка на чужое мнение и т. п. обретают в глазах драматурга комический оттенок. Смешно и то, что этикет соблюдается перед людьми, открыто презираемыми.

Выразительны в своем постоянстве реплики Кнурова: “люди посмотрят, скажут”, “много у них всякого сброда бывает, потом встречаются, кланяются, разговаривать лезут”. Подобные детали готовят читателя и зрителя к смеховому восприятию первого вопроса Кнурова в разговоре с Огудаловой – он задан почти анекдотично, без обиняков, “в дверях”: “У вас никого нет?”.

Персонажи, утверждая себя посредством этикета, стремятся дать понять другим, кто они такие, и подчеркивают при этом различия социального статуса окружающих. В связи с этим вспоминаются “Мертвые души” Гоголя: “Надобно сказать, что у нас на Руси, если и не угнались еще кое в чем за иностранцами, то далеко перегнали их в умении обращаться.

Пересчитать нельзя всех оттенков и тонкостей нашего обращения… У нас не то, у нас есть такие мудрецы, которые с помещиком, имеющим двести душ, будут говорить совсем иначе, нежели с тем, у которого их триста, а с тем, у которого их триста, будут говорить опять не так, как с тем, у которого их пятьсот, а с тем, у которого их пятьсот, опять не так, как с тем, у которого их восемьсот, – словом, хоть выходи до миллиона, все найдутся оттенки”.

Обратите внимание

Сцена приглашения на обед представляет и Кнурова, и Вожеватова, и Огудалову, и Карандышева виртуозами этикетности, выявляющей социально-иерархические дистанции. Здесь неожиданно соседствуют контрастные варианты обхождения. Кнуров солидно неразговорчив в общении с Огудаловой и как бы не замечает Карандышева.

Под стать Мокию Парменычу и Вожеватов, позволяющий небрежно-распорядительный тон с Огудаловой и едкую насмешливость в обращении с Карандышевым. Огудалова свободно переходит от фамильярной манеры говорить с Васей к льстивым заискиваниям перед Кнуровым.

И Карандышеву знакомы тонкости обхождения: к Вожеватову он обращается небрежно, а к Кнурову – почтительно-боязливо. Многочисленных оттенков и в самом деле не сосчитать. Каждый демонстрирует свое искусство обхождения. При этом “все себя любят”, как скажет Лариса.

Этикетное поведение, служащее самоутверждению в земном бытии, лишено одухотворяющего начала и потому воплощает ложную иерархию ценностей.

Резонерство персонажей “Бесприданницы” выглядит неорганичным, подобно моралистическим маскам героев “Недоросля” Фонвизина. Перекличка резонеров “Бесприданницы” и пьес классицизма имеет пародийно-комический характер. Если герои трагедий и комедий XVIII в.

носят маски проповедников новой морали, то персонажи “Бесприданницы” строят из себя “идолов” мещанской среды. Это резонерство предстает искусственным и смешным потому, что не имеет под собой какой-либо нравственной основы. Они возводят амбицию, позерство, ложь в ранг серьезного и высокого принципа.

Герои Островского любуются собой в формах резонерства.

Паратов и Карандышев объединены автором в их лицедействе, направленном на импозантное и красивое самоутверждение: каждый обдуманно создает свой внешний облик, чтобы выделиться на общем фоне и поразить город. Стихия поведения Паратова – бесшабашность, безудержный разгул, чарующий бряхимовцев, в том числе и Ларису.

Карандышев тоже поначалу без осуждения отмечает радостное оживление в городе по приезде “блестящего барина”. Но драматург проницательнее своих героев, он не склонен обольщаться “широкой натурой” Паратова. Островский взывает к трезвой и вместе с тем ироничной оценке поведения героя как самопредставления, как “спектакля”.

Вспомним: Паратова ждут в Бряхимове, но он задерживается, чтобы произвести шум и эффект.

(No Ratings Yet)
Загрузка…

Персонажи в драме Островского “Бесприданница”

Другие сочинения по теме:

  1. Система образов в драме Островского “Бесприданница” “Картинное” поведение Паратова имеет свои истоки в романтическом жизнетворчестве начала XIX в. Мы имеем дело с типом гусарского гуляки, бретера,…
  2. “Я ваш хозяин” (Лариса и Карандышев в драме “Бесприданница”) План: 1. Кто такой Карандышев? Как держится он с Вожеватовым, Кнуровым, Паратовым и другими героями? 2. Как складываются взаимоотношения Каранды-шева…
  3. “Бесприданница” Островского – краткое содержание Действие происходит в большом вымышленном городе на Волге – Бряхимове. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров (“из крупных…
  4. Характеристика образа Ларисы драме “Бесприданница” Неприглядное существо персонажей “Бесприданницы” порою обладает неким эстетическим колоритом, обманчиво привлекательным. Этим “блеском” прельщается и Лариса, но, в отличие от…
  5. Образ Юлия Капитоныча Карандышева в пьесе Островского “Бесприданница” В своей пьесе “Бесприданница” Островский вывел образы буржуазного общества: крупных дельцов, промышленников-миллионеров, чиновников. Но некоторые темы не зависят от социально-исторических…
  6. Кульминация драмы Островского “Бесприданница” Столкновение между Паратовым и Карандышевым с неизбежностью вытекает из их характеров и положения, в которое они поставлены. В сцене встретились…
  7. Жизненная позиция и нравственный облик Огудаловой в драме “Бесприданница” Нравственный облик Огудаловой, как и других героев Островского, предопределяется ее общественным положением и условиями жизни. Харита Игнатьевна – приживалка при…
  8. Пафос пьесы Островского “Бесприданница” “Бесприданница” отражает новый по сравнению с “Грозой” этап развития России. Перед нами проходит пореформенная Русь иными героями, иными социальными конфликтами…
  9. Жизненная философия Паратова драме “Бесприданница” “Зерно художественного образа, зародыш роли, действия у Островского иногда заключается в слове, ярко выхваченном из жизни”, – пишет Е. Д….
  10. Не главные персонажи в пьесе Островского “Гроза” А. Н. Островский по праву считается певцом купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского национального театра. Его перу принадлежит около…
  11. Персонажи “Горячего сердца” Островского Обаяние героев “Горячего сердца”, даже отрицательных, рождается из того, что они, по воле автора, наделены, помимо хитрости и жестокости, великим,…
  12. Характеристика образа Ларисы Огудаловой в драме “Бесприданница” В драме А. Н. Островского “Бесприданница” главной героиней является Лариса Огудалова. Это молодая девушка из небогатой семьи, чистая и любящая…
  13. Значение второстепенных персонажей в драме Островского “Гроза” А. Н. Островского по праву считают певцом Купеческой среды, отцом русской бытовой драмы, русского театра. Его перу принадлежат около 60…
  14. “Бесприданница” в постановках русского театра В 20-30-е годы в постановках театром “Бесприданницы” преобладало сочувствие к Карандышеву как к человеку “бедному”, затравленному богатыми бездельниками. Он как…
  15. Трагическая судьба Ларисы в пьесе “Бесприданница” Героями пьес Островского чаще всего становятся женщины. Безусловно, эти женщины являются незаурядными и неординарными личностями. Достаточно вспомнить героиню драмы Гроза…
  16. Краткое содержание “Бесприданницы” Островского Большой вымышленный город на Волге – Бряхимов. Открытая площадка возле кофейни на приволжском бульваре. Кнуров (“из крупных дельцов последнего времени,…
  17. Темы сочинений и рефератов по комедиям Островского 1. Смех как средство выражения позиции автора в комедиях Островского. 2. Нравственная проблематика комедии “Свои люди – сочтемся”. 3. “Недоросль”…
  18. Драма “Бесприданница”. Основное содержание – Действие третье Кабинет в доме Карандышева обставлен безвкусно, но с претензией на роскошь. На стене, в соответствии с модой, развешено оружие: сабли,…
  19. Что сильнее в Катерине – веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А. Н. Островского “Гроза”;) Гроза Островский А. Н Что сильнее в Катерине – веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А. Н. Островского “Гроза”) Драма А. Н….
  20. Персонажи романа Ф. М. Достоевского “Идиот” Виды Персонажи романа Ф. М. Достоевского “Идиот” Персонажи романа Ф. М. Достоевского “Идиот” Князь Лев Николаевич Мышкин – русский дворянин,…

Источник: https://ege-russian.ru/personazhi-v-drame-ostrovskogo-bespridannica/

Женские образы пьес а. н. островского (“гроза”, “бесприданница”)

Два емких художественных символа определяют и подчеркивают смысл пьесы “Гроза”. Первый – это вынесенный в заглавие мощный стихийный катаклизм, пронесшийся не только в природе, но и в людском сообществе, и разбивший изнемогшую от избытка невостребованных запасов любви душу героини.

Второй – это великая река Волга, в которую бросилась несчастная женщина, ее колыбель и ее могила. Общее значение этих образов-символов – свобода. Свобода и любовь – вот главное, что было в характере Катерины. Она и в Бога верила свободно, по-своему, не из-под палки, и власти старших покорялась так же.

По собственной свободной воле она согрешила, а когда отказали ей в покаянии, сама себя покарала. Причем самоубийство для верующего человека – грех страшный, но Катерина пошла на это.

Важно

Порыв к свободе, к воле оказался у нее сильнее страха загробных мучений, но, вероятнее, сказалась ее надежда на милосердие Божие, ибо Бог Катерины, несомненно, – это воплощенная доброта и прощение.

Катерина – истинно трагическая героиня. Ибо герой трагедии – всегда нарушитель некоторого порядка, закона. Хотя он субъективно и не хочет ничего нарушать, но объективно его поступок оказывается нарушением.

За это его постигает кара некоей надличной силы, которой часто выступает сам же герой трагедии. Такова и Катерина. Она и не думала протестовать против порядков и мира, в котором жила (и что безосновательно приписал ей Добролюбов).

Но свободно отдавшись впервые посетившему ее чувству, она нарушила патриархальный покой и неподвижность окружающего мира. Конфликта с этим миром, с окружающим у нее не было. Причиной ее гибели стал внутренний конфликт.

Мир русской патриархальной жизни (а Катерина есть высшее, полное выражение самого лучшего, самого поэтического и живого в этом мире) в Катерине взорвался сам, изнутри, потому что из него стала уходить свобода, то есть сама жизнь.

В сорока оригинальных пьесах Островского, охвативших современную ему жизнь, практически нет героев-мужчин, то есть положительных персонажей, занимающих центральное место. Вместо них у Островского героини – любящие, страдающие души. Катерина Кабанова – лишь одна из них.

Ее часто сравнивают с Ларисой Огудаловой из “Бесприданницы”. Основания для этого есть: любовные страдания, равнодушие и жестокость окружающих и, главное, гибель в финале. Но и только. По сути Катерина и Лариса, скорее, антиподы.

Лариса не имеет главного, что есть у Катерины, – цельности характера, способности на решительный, энергический, как говорил Н. А. Добролюбов, поступок. В этом смысле Лариса, безусловно, часть мира, в котором она живет.

Совет

Но мир “Бесприданницы” иной, нежели тот, что описан в “Грозе”: в 1878 году, когда появилась пьеса, в России утвердился капитализм.

В “Грозе” же купечество только становится буржуазией, традиционные патриархальные отношения отживают, мертвеют, возможности для личности, подобной Катерине, проявить свои устремления к свободе, утрачиваются, утверждается обман и лицемерие (Кабаниха, Варвара), которые не приемлет Катерина. Лариса – тоже жертва обмана и лицемерия, но у нее иные жизненные ценности, немыслимые для Катерины.

Прежде всего, Лариса получила европеизированное воспитание и образование. Она ищет возвышенно-прекрасную любовь, стремится к изящно-красивой жизни. Для этого, несомненно, ей нужно богатство. Конечно, ее жених Карандышев во всех отношениях ей не пара. Но и ее кумир, воплощение ее идеалов, блестящий барин Паратов еще хуже.

Неопытность и приверженность губительным ценностям влекут Ларису в его объятия, подобно бабочке, летящей на пламя свечи. А сильным характером, цельностью натуры она не обладает. Казалось бы, образованная и культурная Лариса должна была выразить протест в отличие от Катерины. Но нет, она проявляет слабость во всех отношениях.

Слабость не только в ее решении убить себя, когда все рухнуло и все стало постыло, но и в ее нежелании противостоять глубоко чуждым ей нормам жизни. Не быть игрушкой в чужих, грязных руках.

Прекрасная, как сказал о своей бедной Лизе Карамзин (кстати, недаром Лариса наряжается во втором акте пастушкой, героиней, увы, не состоявшейся идиллии), душою и телом, Лариса сама оказывается выражением обманности окружающей жизни, пустоты, душевного холода, скрывающегося за эффектным внешним блеском.

(No Ratings Yet)

Источник: https://goldsoch.info/zhenskie-obrazy-pes-a-n-ostrovskogo-groza-bespridannica/

Женские образы в пьесах А. Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»

Коллекция сочинений: Женские образы в пьесах А. Н. Островского “Гроза» и “Бесприданница»

Две драмы А. Н. Островского посвящены одной и той же проблеме — положению женщины в русском обществе. Перед нами проходят судьбы трех молодых женщин: Кате­рины, Варвары, Ларисы. Три образа, три судьбы.

Катерина отличается по складу характера от всех дей­ствующих лиц драмы “Гроза». Честная, искренняя и прин­ципиальная, она не способна на обман и фальшь, на изво­ротливость и приспособленчество. Поэтому в жестоком мире, где царят дикие и кабанихи, ее жизнь оказывается невыносимой, невозможной и заканчивается так трагично.

Протест Катерины против Кабанихи — это борьба светло­го, чистого, человеческого против мрака лжи и жестокости “темного царства». Недаром Островский, который очень большое внимание уделял именам и фамилиям, дал герои­не “Грозы» имя Екатерина, что в переводе с греческого оз­начает “вечно чистая». Катерина — натура поэтическая.

Обратите внимание

В отличие от окружающих ее грубых людей, она чувствует красоту природы и любит ее. Именно красота природы на­туральна и искренна. “Встану я, бывало, рано утром; ле­том, так схожу на ключик, умоюсь принесу с собой водицы и все, все цветы в доме полью. У меня цветов было много, много», — рассказывает она о своем детстве.

Ее душа по­стоянно тянется к красоте. Сны были наполнены чудеса­ми, сказочными видениями. Часто снилось ей, что она ле­тает как птица. О желании летать она заговаривает не­сколько раз. Этим Островский подчеркивает романтическую возвышенность души Катерины.

Выданная рано замуж, она пытается ужиться со свекровью, полюбить мужа, но в доме Кабановых искренние чувства никому не нужны. Нежность, которая переполняет ее душу, не находит себе применения. Глубокая тоска звучит в ее словах о детях: “Хоть бы дети чьи-нибудь! Эко горе! деток-то у меня нет: все бы я сидела с ними да забавляла их.

Люблю очень с детьми разговари­вать, — ангелы ведь это». Какой любящей женой и мате­рью была бы она в других условиях!

Искренняя вера Катерины отличается от религиознос­ти Кабанихи. Для Кабанихи религия — это мрачная сила, подавляющая волю человека, а для Катерины вера — это поэтический мир сказочных образов и высшей справедли­вости. “… До смерти любила я в церковь ходить! Точно, бы­вало, я в рай войду, и не вижу никого, и время не помню, и не слышу, когда служба кончится», — вспоминает она.

Неволя — главный враг Катерины. Внешние условия ее жизни в Калинове вроде бы ничем не отличаются от обстановки ее детства. Те же мотивы, те же обряды, то есть те же занятия, но “здесь все как будто из-под неволи», — говорит Катерина. Неволя несовместима со свободолюби­вой душой героини.

“А горька неволя, ох, как горька», — говорит она в сцене с ключом, и эти слова, эти мысли под­талкивают ее к решению увидеться с Борисом.

В поведении Катерины, как говорил Добролюбов, проявился “решитель­ный, цельный русский характер», который “выдержит себя, несмотря ни на какие препятствия, а когда сил не хватит, то погибнет, но не изменит себе».

Варвара — полная противоположность Катерине. Она не суеверна, не боится грозы, не считает обязательным строгое соблюдение установленных обычаев. По своему положению она не может открыто выступить против матери и поэтому хитрит и обманывает ее.

Важно

Она надеется, что замужество даст ей возможность уйти из этого дома, вырваться |из “темного царства». На слова Катерины о том, что она |не умеет ничего скрывать, Варвара отвечает: “Ну, а ведь без этого нельзя! Ты вспомни, где ты живешь! У нас весь |дом на том держится.

И я не обманщица была, да выучи­лась, когда нужно стало». Варвара презирает бесхарактер­ность брата и возмущается бессердечностью матери, но Ка­терины ей не понять. Ее интересует и волнует только вне­шняя сторона жизни.

Она смирилась и приспособилась к законам окружающего ее старого мира.

Лариса, в отличие от Катерины, выросла и была воспитана в условиях, где слабого унижают, где выживает сильнейпшй. В ее характере нет той цельности, которая есть вКатерине.

Поэтому Лариса не стремится, да и не может воплотить в жизнь свои мечты и желания. Ее имя в переводе с греческого означает “Чайка». Эта птица ассоциируется с чем-то белым, легким, пронзительно кричащим.

И этот образ полностью соответствует Ларисе.

У Катерины и Ларисы разное воспитание, разные ха­рактеры, разный возраст, но объединяет их желание лю­бить и быть любимыми, найти понимание, одним словом, стать счастливыми. И каждая идет к этой цели, преодоле­вая препятствия созданные устоями общества.

Катерина не может соединиться с любимым человеком и находит выход в смерти.

У Ларисы положение более сложное. Она разочарова­лась в любимом человеке и перестала верить в существова­ние любви и счастья.

Поняв, что ее окружают ложь и об­ман, Лариса видит два выхода из сложившегося положе­ния: либо поиск материальных ценностей, либо смерть. И при стечении обстоятельств, она выбирает первое.

Но ав­тору не хочется видеть в ней заурядную зависимую женщи­ну, и она уходит из жизни.

Источник: https://www.rlspace.com/zhenskie-obrazy-v-pesax-a-n-ostrovskogo-groza-i-bespridannica/

Система образов в пьесе «Бесприданница» А. Н. Островского

Среди обитателей города Бряхимова центральное место занимает Кнуров, образ которого получился у Островского и живым, и современным. Вспомним Дикого из «Гро­зы». Очень трудно представить его с газетой в руках. Кнуров же читает газету на французском языке.

Деталь весьма красноречивая. Это делец, капиталист, финансист очень крупного масштаба. Есть в городе лишь два-три человека, которых Кнуров удостаивает своим разговором. Поэтому при­езд Паратова так обрадовал его: «Все-таки будет с кем хоть слово за обедом молвить».

Кнурова называют идолом; он и есть идол, осо­знающий свою несокрушимую силу, открыто прези­рающий почти всех окружающих. Но Лариса его поражает — очевидно, по контрасту. Он, меряющий все на деньги, вдруг увидел человека, для которого деньги ничего не значат. С удивлением и даже восхищением он говорит, что в Ларисе «земного, этого житейского, нет».

Лариса ему действительно очень нравится. Так проявляется значительность его натуры. Это не мелкий и ничтожный пакостник, в нем ощущается сильный характер. Вряд ли он лукавит, когда признается Ларисе, что готов был бы жениться на ней, если бы был свободен. Однако же слова «любовь» в его речах нет. Он говорит о женитьбе, о деньгах, но не о любви.

Совет

Как показательно, что и в решающем разговоре с Ларисой он бессердечен даже по стилю разговора.

Создается впечатление, что он заводит речь о ка­ком-то коммерческом предприятии и старается угово­рить будущего компаньона.

Ни слова о чувствах, только четкие деловые предложения: «Не угодно ли вам ехать со мной в Париж, на выставку?» Он обнаруживает циническое презрение и к общест­венному мнению, и к общепринятым нормам.

Характерная черта другого дельца, Вожеватова,— равнодушие. Равнодушен он и к человеческому стра­данию, и к человеческому горю. Его смешит бедный Карандышев, он с великим удовольствием издевает­ся над беззащитным Робинзоном. Что же касается отношения Вожеватова к Ларисе, то здесь трудно подобрать другое слово, кроме «предательства».

Они с детства знакомы, почти родные, но это не мешает Вожеватову развращать «понемножку» молодую девуш­ку. Отвечая на замечание Кнурова, он небрежно бро­сает: «Да мне что! Я ведь насильно не навязываю… Что ж мне об ее нравственности заботиться! Я ей — не опекун».

И в самую тяжелую минуту в жизни Ларисы Вожеватов предательски отказывает ей не только в помощи, но и в элементарной жалости.

Важно

Предательство окружает Ларису со всех сторон. Предает (продает) ее родная мать, друг детства (Вожеватов), любимый человек (Паратов).

В перечне действующих лиц Паратов охаракте­ризован как «блестящий барин, из судохозяев». Великолепная формулировка, ранее совершенно не­мыслимая. Блестящий барин — это одна поведен­ческая модель, судохозяин — совершенно другая.

Обратите внимание

Но в Паратове обе эти линии соединяются, при­давая его облику сугубо индивидуальные, неповто­римые черты, связанные, однако, с определенной исторической эпохой. Это человек своеобразный, яркий, неординарный. Не случайно его идеали­зирует Лариса, чем-то он привлекает цыган, ям­щиков, трактирных слуг. Надо думать, дело не только в его щедрости.

Чувствуется в нем некий размах, удаль — но в то же самое время и опас­ное хладнокровие, нередко граничащее с жесто­костью, страсть к сильным ощущениям.

Паратов очень умело и продуманно играет свою роль. Драматург же постоянно подсказывает (очень тонко и осторожно), что верить ему ни в коем случае нельзя. Реальные дела Паратова разительным образом противоречат его же напыщенным речам, на которые он большой мастер.

«Я, Лариса Дмитриев­на, — говорит он, — человек с правилами, брак для меня — дело святое. Я этого вольнодумства терпеть не могу». Тем не менее он же делает все, чтобы раз­рушить предстоящий брак Ларисы с Карандашевым. Материал с сайта //iEssay.

ru<\p>

Паратов не упускает случая внушить окружаю­щим представление о себе как о человеке без со­словных предрассудков (спор с Карандашевым о русском языке), о своем презрении к мелочным расчетам.

С явным удовольствием рассказывает он о столкновении с пароходным механиком, который цифры какие-то на бумажке выводил, давление рас­считывал: «Иностранец, голландец он, душа корот­ка; у них арифметика вместо души-то!».

Любопытно, что демонстративное пренебрежение к «арифметике» декларирует тот самый Паратов, который чуть даль­ше откровенно заявит: «У меня, Мокий Парменыч, ничего заветного нет; найду выгоду, так все продам, что угодно»,— сравниваясь этим с Кнуровым, Воже­ватовым и им подобными. Выгода, а не «широкая натура» — вот что, в конечном счете, определяет суть Паратова, хотя роль свою он играет настолько талантливо, что начинаешь понимать, почему Лари­са им увлечена.

На этой странице материал по темам:

  • кратко об отношении вожеватова к ларисе
  • система образов в пьессе островского бесприданница
  • система образа островского бесприданница
  • бряхимов образ
  • город бряхимов и его обитатели у островского

<\p>

Источник: https://iessay.ru/ru/writers/native/o/ostrovskij/stati/bespridannica/sistema-obrazov-v-pese-bespridannica-a.-n.-ostrovskogo

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]