Тема семьи в романе “тихий дон” (м. шолохов)

разрушение семьи Григория в романе М. Шолохова “Тихий Дон”

Сочинения › Шолохов М.А. › Тихий Дон

Готовые Домашние Задания

М. Шолохов поднимает в своем романе «Тихий Дон» глубокие и универсальные проблемы, не поддающиеся однозначной и окончательной трактовке.

Однако, если спросить у читателя, кто является главным героем романа, ответ будет один – Григорий Мелехов. Именно его судьба является основным стержнем повествования.

Для лучшего понимания образа героя очень важен анализ среды, в которой формируется его характер ,– анализ мира донского казачества.

Обратите внимание

Невозможно понять духовный мир, житейский уклад казаков, не обратившись к их семейным взаимоотношениям. Уже в первой книге мы найдем множество эпизодов, раскрывающих те принципы, на которых строится казачья семья.

Читая эпизод драки Пантелея Прокофьевича с сыном, мы понимаем, что понятия семейной чести («Не страми отца!»), единства с земляками («Не пакости соседу!») для казаков несокрушимы. В семье господствует «культ стариков»: отношения здесь основываются на строгом подчинении старшим, внушаемом иногда с помощью грубой силы.

И даже если вначале Григорий оказывает сопротивление отцу, то позже беспрекословно покорится ему, женится на Наталье Коршуновой. Кроме того, истоки неистовой, несдержанной натуры Григория тоже следует искать в семье. Это в нем от отца.

Род, семья — святые понятия для казаков. Неслучайно роман начинается с предыстории мелеховского рода, и уже в первой главе автор дает подробный семейный портрет. В нем автор подчеркивает черты фамильного сходства: пшеничного цвета волосы — по материнской линии, звероватое выражение миндалевидных глаз, коршунячий нос — по отцовской.

Что касается семьи, то, несмотря на суровые, порой жесткие отношения, это целый организм. Любой чувствует свою неразрывную связь с ней, так же, как и с хутором, с родимым куренем.

Даже когда любовь к Аксинье гонит Григория из родных мест, возможности покинуть хутор он не видит: «Дура ты, Аксинья, дура! Гутаришь, а послухать нечего. Ну, куда я пойду от хозяйства? Опять же на службу мне на энтот год. Не годится дело…

От земли я никуда не тронусь. Тут степь, дыхнуть есть чем, а там?

Однако Шолохов не идеализирует жизнь донского казачества. В первой книге романа без труда можно увидеть огромное количество примеров не просто строгости, но истинной жестокости, моральной развращенности казаков.

Это и эпизод, когда взбешенная толпа хуторян безжалостно разделывается с женой Прокофия Мелехова, когда пятидесятилетний отец Аксиньи насилует свою дочь, за что жена и сын избивают его до смерти.

Важно

Это и когда Степан Астахов «обдуманно и страшно» бьет молодую жену на следующий день после свадьбы, а затем вновь, возвратившись с военных сборов, «охаживает» ее сапогами на глазах у безучастно усмехающегося Алешки Шамиля.

Характер Григория Мелехова и его долг перед семьей ярко раскрывается в отношениях с Аксиньей и Натальей в сценах первой книги. Неподдельно и сильно любя Аксинью, он не переживает за любимую.

Когда за девять дней до возвращения Степана из лагерей Аксинья, с трепетом чувствуя неотвратимость нависшей над ней опасности, в отчаянии обращается к своему возлюбленному: «Что я, Гриша, буду делать?» — тот отвечает: «Я почем знаю».

Если в отношениях с Аксиньей Григорий подчиняется только безрассудной страсти, то, женившись на Наталье, он, напротив, исполняет свой долг перед семьей, не прислушиваясь к голосу своего сердца. Он думает о том, на какие муки обрекает и себя, и близких, хотя уже в минуту венчания «безразличие оковало Григория» и уста жены показались ему «безвкусными».

Романа охватывает период в десять лет.

Герои переживают самые трагичные и значительные события первой половины ХХ века: революции, гражданскую войну, мятежи и восстания – события, определившие судьбы казачества, судьбу Григория Мелехова и его семьи, его дома, бывшего на протяжении всего этого времени его оплотом, ведь именно о семье, о родном курене думал он на поле боя. Но разгром белоказачьего движения неизбежно приводит к краху и семьи Григория, это падение логически закономерно. В третьей книге автор вновь обращается к теме семьи и дома, однако образы их – темны и печальны. Шолохов изображает разрушение мелеховского семейства.

Смерть Петра, навсегда оставшаяся незаживающей раной в душе близких. Потеря Пантелеем Прокофьевичем главенствующего положения в доме. Трагедия и смерть Дарьи, бесстыжей и распутной, ломающей цинизмом своего поведения столетиями формировавшиеся устои казачьей семьи и лишь перед гибелью с горечью осмыслившей всю безотрадность своей «красивой» жизни.

Смерть Натальи, после которой старик Мелехов со вздохом говорит: «Прилюбила смерть наш курень». Отдаление Дуняшки от семьи, ее отчуждение, переходящее в явный бунт против родительской власти. Разрушение хозяйства во время обстрела, когда «война, от которой бегал Пантелей Прокофьевич, сама пришла к нему во двор».

Смерть хозяина дома «в отступе», на чужой ставропольской земле. Смерть Ильиничны, оставшейся в одиночестве, так и не дождавшейся любимого сына.

Совет

Приход в дом Мишки Кошевого, который вряд ли можно назвать началом новой жизни мелеховского куреня, хотя бы потому, что уже с первых дней семейной жизни Мишка теряет интерес к хозяйству, полагая, что еще не настало время складывать оружие. Смерть Полюшки, о которой читатель узнает на последней странице.

Все это ступени постепенного краха того, что в начале романа казалось непоколебимым. Примечательны слова, произнесенные как-то Пантелеем Прокофьевичем Григорию: «У всех одинаково все рухнулось». И хотя речь идет всего лишь о сваленных плетнях, есть у этих слов и более широкий смысл: разрушение Дома, Семьи задело не только Мелеховых — это общая участь, общая драма всего казачества.

Повествование в «Тихом Доне» строится как изображение жизни семейных гнезд.

Роман этот часто сравнивают с «Войной и Миром» Толстого, но, несмотря на их композиционное подобие, отчетлива и принципиальная разница: если толстовские герои, пройдя через суровые испытания, приходят к созданию Семьи, то герои «Тихого Дона» переживают ее распад, что с особенной силой подчеркивает драматический характер времени, изображенного Шолоховым.

Сочинения по теме:

  • Личная трагедия Григория, главного героя романа М. Шолохова “Тихий Дон” сочинение
  • Образ дома в романе М. Шолохова “Тихий Дон” сочинение
  • Судьба русских людей во время революции в романе “Тихий Дон” М. Шолохова сочинение
  • Образ казачества в романе М. Шолохова “Тихий Дон” сочинение

Источник: http://1soch.ru/sholohov-ma/tihiy-don/razrushenie-semi-grigoriya-v-romane-m-sholohova-tihiy-don

Семья Мелеховых в романе “Тихий Дон”: характеристика, описание членов семьи

Семья Мелеховых.
Художник С. Корольков

Семья донских казаков Мелеховых – это группа центральных персонажей романа “Тихий Дон” Шолохова.

В этой статье представлена краткая характеристика членов семьи Мелеховых в романе “Тихий Дон” (описание героев).

Смотрите: Все материалы по роману “Тихий Дон”

Семья Мелеховых в романе “Тихий Дон” состоит из следующих членов семьи:

Характеристика членов семьи Мелеховых (описание героев)


1. Пантелей Прокофьевич Мелехов

Пожилой донской казак Пантелей Прокофьевич Мелехов – отец главного героя, Григория Мелехова. По происхождению Пантелей Мелехов наполовину турок (по матери).

В молодости бил и изменял своей жене Ильиничне, но на старости лет остепенился. Энергичный и трудолюбивый старик, вспыльчивый и упрямый. В своей большой семье является настоящим главой.

Умирает от тифа во время Гражданской войны.
     Смотрите: Характеристика Пантелея Мелехова

2. Ильинична 

Василиса Ильинична Мелехова, или просто Ильинична – пожилая донская казачка, мать семейства Мелеховых, мать главного героя, Григория Мелехова. Ильинична – трудолюбивая, гостеприимная и рачительная хозяйка.

Она вынесла много обид и измен со стороны своего вспыльчивого мужа. Мудрая и заботливая жена, мать и бабушка. После смерти мужа и сына Петра старушка Ильинична теряет смысл жизни. Она умирает, не дождавшись сына Григория с фронта.

     Смотрите: Характеристика Ильиничны


3. Петро Мелехов

Петр Пантелеевич Мелехов – старший сын в семье Мелеховых, старший брат главного героя, Григория Мелехова. Смирный, тихий человек. На войне он старается угодить и начальству и подчиненным, за что получает награды и повышения. Петро терпит измены своей “беспутной” жены Дарьи. У Петра и Дарьи рождается ребенок, который умирает во младенчестве. Петр погибает во время Гражданской войны от рук коммуниста Мишки Кошевого.
     Смотрите: Характеристика Петра Мелехова


4. Григорий Мелехов

Григорий Пантелеевич Мелехов – главный герой романа, младший их двух сыновей Мелеховых. Григорий – молодой донской казак, своенравный, храбрый и честный человек.

Обратите внимание

В ходе Гражданской войны он сначала воюет на стороне “красных”, затем переходит на сторону казаков-повстанцев, а затем снова воюет за “красных”. Всю свою молодость Григорий проводит на фронтах Первой мировой войны и Гражданской войны.

Война опустошает его и уносит жизнь почти всей его семьи.   
     Смотрите: Характеристика Григория Мелехова, 

5. Дуняша Мелехова 

Дуняша (Евдокия Пантелеевна) Мелехова – младшая сестра главного героя, Григория Мелехова. В начале романа Дуняша является веселым подростком. С годами Дуняша превращается в красавицу-казачку. Она выходит замуж за Мишку Кошевого, виновного в смерти ее брата Петра. Дуняша помогает брату Григорию в тяжелых ситуациях. 

      Смотрите: Характеристика Дуняши Мелеховой

6. Дарья Мелехова

Дарья Мелехова – жена Петра Мелехова, старшая сноха в семьей Мелеховых. Дарья – ленивая, легкомысленная женщина, которая думает только о развлечениях и “игрищах”. У Дарьи и Петра рождается ребенок, который умирает во младенчестве.

Дарья изменяет мужу, как только остается без его присмотра. После смерти Петра Дарья ведет беспорядочную жизнь и заболевает сифилисом. Она отказывается лечить болезнь, чтобы на хуторе не узнали о ее позоре. Дарья кончает жизнь самоубийством.

    Смотрите: Характеристика Дарьи Мелеховой

7. Наталья Мелехова 

Наталья Мелехова (в девичестве Коршунова) – жена главного героя, Григория Мелехова, младшая сноха в большой семье Мелеховых. Наталья – добрая, трудолюбивая женщина. Она выходит за Григория замуж по любви, но муж бросает ее ради соседки Аксиньи.

Спустя время Григорий возвращается к Наталье и у них рождается двое детей. Счастливая жизнь с Григорием длится недолго. Наталья узнает, что Григорий снова видится с Аксиньей. Беременная Наталья делает аборт, который проходит неудачно. Она умирает.

    

     Смотрите: Характеристика Натальи Мелеховой



8. Полюшка и Мишатка Мелеховы (дети Григория и Натальи)

В 1915 г. у Натальи и Григория рождается двойня – мальчик Мишатка и девочка Полюшка. В конце романа дочь Полюшка умирает осенью 1921 г. У Григория остается сын Мишатка.

Важно

Это была краткая характеристика членов семьи Мелеховых в романе “Тихий Дон” Шолохова: список членов семьи с кратким описанием.

Смотрите: Все материалы по роману “Тихий Дон”

Источник: http://www.literaturus.ru/2017/01/chleny-semji-melehovyh-tihij-don-opisanie-harakteristika.html

Конспект урока на тему «Род Мелеховых в романе М.А Шолохова «Тихий Дон»

Род Мелеховых в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон»

(работа по опорному конспекту)

Учитель современной школы, конечно же, хорошо знает: объемные, фундаментальные произведения классической литературы способны осилить далеко не все учащиеся. Как изучить роман, насчитывающий порой более тысячи страниц, не прочитанный заранее детьми, да еще за пять-шесть уроков? Думается, с этой проблемой сталкивается каждый педагог.

Мне кажется, что применение на уроках литературы опорных конспектов может существенно помочь в освоении объемных произведений.

На изучение романа М. Шолохова «Тихий Дон» отводится не так много часов, как хотелось бы, и опорные конспекты позволяют представить обширный и сложный материал романа-эпопеи в сжатой, лаконичной форме.<\p><\p>

I.

Предлагаемая система уроков

Урок первый. История создания романа, его сложная судьба, споры об авторстве; многозначность названия романа; социально-историческая основа произведения; гражданская война на страницах «Тихого Дона» как великая национальная трагедия. (Небольшие сообщения учащихся по данным вопросам готовятся заранее.)Урок второй.

История семьи Мелеховых. Группа учеников, прочитавших произведение, готовит рассказ о семье Григория Мелехова, главного героя эпопеи, при этом по ходу рассказа на доске появляются карточки с именами соответствующих персонажей.

Карточки, снабженные коротким описанием внешности героя, яркой деталью, характерными чертами личности, есть у каждого ученика, что обеспечивает включенность в работу всего класса. В результате этой работы на доске и в тетрадях выстраивается опорный конспект-схема (см. ниже).Урок третий. Трагедия Григория Мелехова.

На доске – выписки из текста для постановки проблемных вопросов о личности и судьбе Мелехова:

«Что же еще человеку надо?»;«Хороший казак, /…/ а вот непутевый»;«Какой-то чудаковатый»;«С одной стороны, борец за старое, а с другой стороны, какое-то подобие большевика»;

«Несчастный человек».

— Какая из этих характеристик ближе к вашим представлениям о Григории? — Попробуйте взглянуть на Григория глазами Аксиньи, Натальи, автора, своими собственными.

— Чем интересен Григорий Мелехов как личность? Что выделяет его из любой окружающей среды?— Какие личностные качества и внешние обстоятельства предопределили его судьбу?— Какие моменты судьбы Мелехова вызывают наибольшее сожаление?— Можно ли было что-то изменить в его жизни? Был ли возможен другой путь для героя?— В чем трагедия Мелехова?

— Кто или что становится виновником гибели семьи Мелеховых? Что способствует разрушению дома, семьи, рода?<\p><\p>

Урок четвертый. Любовные линии романа. Центральные женские образы (Аксинья, Наталья, Ильинична). <\p>

Уроки пятый – шестой. Сочинение.

II. Опорные схемы

Комментарий к опорному конспекту предложено подготовить группе учащихся, хотя возможна и лекция учителя. Учащиеся знакомятся с персонажами, подбирая необходимые карточки, содержащие соответствующую информацию.

Григорий Мелехов – главный герой романа, младший сын в семье донского казака Мелехова: «…В отца попер: на полголовы выше Петра, хоть на шесть лет моложе, такой же, как у бати, вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей. Так же сутулился Григорий, как и отец, даже в улыбке было у обоих общее, звероватое».

Читайте также:  Желчь, любовь и кровавое месиво бориса виана

Прокофий – родоначальник семьи Мелеховых, дед Григория: «…Непокорно нес белесо-чубатую голову, – лишь под скулами у него пухли и катались желваки да промеж каменных, по всегдашней неподвижности, бровей проступал пот».

Турчанка – жена Прокофия, бабка Григория: «…Из Туретчины привел он жену – маленькую, закутанную в шаль женщину. Она прятала лицо, редко показывая тоскующие одичалые глаза. Пахла шелковая шаль далекими неведомыми запахами, радужные узоры ее питали бабью зависть. Отсюда и повелись в хуторе горбоносые, диковато-красивые казаки Мелеховы».

Пантелей Прокофьевич – отец Григория: «Под уклон сползавших годков закряжистел Пантелей Прокофьевич: раздался в ширину, чуть ссутулился, но все же выглядел стариком складным.

Был сух в кости, хром (в молодости на императорском смотру на скачках сломал левую ногу), носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы, в гневе доходил до беспамятства и, как видно, этим раньше времени состарил /…/ жену».

Ильинична – мать Григория: «…Некогда красивая, теперь сплошь опутанная паутиной морщин, дородная».

Петр – старший брат Григория: «…Напоминал мать: небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый».

Дарья – жена Петра: «…Крутые черные дуги бровей»; «Гладкая кобыла… у ней только что на уме – игрища да улица».

Дуняша – младшая сестра Григория: «…В длинных, чуть косых разрезах глаз искрились черные, в синеве белков, застенчивые и озорные миндалины»; «отцова слабость»,

Наталья – жена Григория: «…Смелые серые глаза… от худобы казавшиеся чрезмерно большими, светились парным блеском»; «На упругой щеке дрожала от смущения и сдержанной улыбки неглубокая розовеющая ямка»; «…Плотный сбитень тела, высокие красивые ноги, бесхитростный, чуть смущенный, правдивый взгляд».

Аксинья – возлюбленная Григория, жена Степана Астахова: «…Тяжёлый узел волос, точеная шея с курчавыми пушистыми завитками волос»; «бесстыдно-жадные, пухловатые губы»; «статная фигура, крутая спина и налитые плечи»; «тепло похорошевшие глаза светились сумасшедшим счастьем, вызывающе смеялись».

Михаил Кошевой – приятель Григория, потом (в гражданскую) враг, в конце романа – муж сестры Григория Дуняши: «…Безулыбчивые глаза, равнодушный, измотанный взгляд»; «твердое, восковое лицо».

Танюшка – дочь Григория и Аксиньи, умершая в раннем детстве от «глотошной» (скарлатины): «…Чернявая головка, вся в Григория», «с осмысленным любопытством глядели с лица ребенка глаза Григория».

Полюшка – дочь Григория и Натальи, умершая в детстве от «глотошной»: «…Блестящие черные глазенки, вся-то до капельки на батю похожая».

Мишатка – сын Григория и Натальи: «…Угрюмоватый, с неласковым мелеховским взглядом».

По мере движения рассказа на доске появляется новая схема, на которой имена умерших героев обведены траурными рамками.

Совет

В конце урока на доске оказываются два генеалогических древа: одно цветущее, полнокровное, другое – черное, с немногочисленными уцелевшими листьями.

Таким образом, на вопрос, заданный ребятам в начале урока: «Что было и что осталось у героя в жизни?» – ответить будет намного легче: вторая схема наглядно представляет страшные итоги национальной катастрофы, изображенной в романе М. А. Шолохова «Тихий Дон».

Трагедия Мелеховых

Поделиться…

Источник: https://doc4web.ru/literatura/konspekt-uroka-na-temu-rod-melehovih-v-romane-ma-sholohova-tihiy.html

Семья Мелеховых в романе “Тихий Дон”

Семья Мелеховых в романе “Тихий Дон” Шолохова оказывается в центре внимания читателя с первых строк. Ей посвящены и последние страницы произведения. Открывает повествование рассказ о трагической судьбе Прокофия Мелехова и его жены-турчанки, по навету убитой односельчанами. Завершает роман картина возвращения домой похоронившего Аксинью Григория Мелехова.

Характеристика Мелеховых

Мелеховы изначально выделяются среди других жителей хутора Татарский. Прокофий, носивший бороду и русскую одежду, был “чужим, непохожим на казака”. “Исчерна-смуглым” и “бедовым” растет и его сын Пантелей. Прозвали соседи Мелеховых “турками” за их горбатый нос и “диковатую” красоту.

Дом Мелеховых имел вид “самодовольный и зажиточный”, благодаря усилиям Пантелея Прокофьевича. Старший Мелехов, его жена, двое сыновей с женами, дочь, а затем и внуки – таковы обитатели мелеховского дома.

Но, мирную жизнь хутора нарушает сначала Мировая, а затем Гражданская война. Разрушается привычный казачий уклад, рушатся семьи. Не обходит стороной беда и Мелеховых. Пантелей Прокофьевич и оба его сына оказываются захваченными водоворотом страшных событий. Трагично складывается судьба и других членов некогда крепкой семьи.

Старшее поколение Мелеховых

Характеристика Мелеховых в романе будет неполной, если не обратиться к образу каждого члена семьи.

Пантелей Прокофьевич, глава семейства Мелеховых, был рожден раньше срока. Но выжил, встал на ноги обзавелся семьей и хозяйством. Он был “сух в кости, хром…, носил в левом ухе серебряную полумесяцем серьгу, до старости не слиняли на нем вороной масти борода и волосы”.

Старший Мелехов – натура вспыльчивая и властная. Он бьет костылем Григория за ослушание, “учит” вожжами загулявшую Дарью, частенько “подносит” жене. Узнав о связи младшего сына с Аксиньей, он своею властью женит его на Наталье Коршуновой, не считаясь с желаниями самого жениха.

С другой стороны, Пантелей Прокофьевич искренне любит своих домашних, переживает за их судьбу. Так, он возвращает в семью Наталью, ушедшую к родителям, относится к ней с подчеркнутым вниманием.

Привозит обмундированию Григорию в Ягодное, хотя тот ушел с Аксиньей из родного дома. Гордится сыновьями, получившими офицерский чин.

Только переживания из-за гибели сыновей смогли сломить крепкого старика, для которого семья была смыслом жизни.

Василиса Ильинична, жена старшего Мелехова, по-своему хранит домашний очаг. Ко всему семейству она относится с необыкновенной теплотой и пониманием. Ильинична безгранично любит своих детей, часто защищает их от гнева несдержанного мужа. Огромной трагедией становится для нее смерть Петра, убитого рядом с домом.

Обратите внимание

Только ожидание Григория дает ей силы жить после потери почти всех родных. Как родную дочь принимает Василиса Ильинична Наталью. Поддерживает ее, понимая, как тяжело живется невестке, нелюбимой мужем. Скрывает от Пантелея Прокофьевича болезнь Дарьи, чтобы тот не прогнал ее со двора.

Она даже находит в себе силы сблизиться с Аксиньей, с которой они вместе ждут с фронта Григория, и принять в качестве зятя Мишку Кошевого, убийцу ее сына и свата.

Григорий и Петр

Петр Мелехов – старший сын Пантелея Пркофьевича и Василисы Ильиничны. Внешне он был очень похож на мать “небольшой, курносый, в буйной повители пшеничного цвета волос, кареглазый”. От матери передался ему и мягкий характер.

Он искренне любит родных, особенно брата, во всем поддерживает его. В то же время Петр готов, не задумываясь, постоять за справедливость.

Так, он вместе с Григорием бросается спасать Аксинью от избивающего ее мужа, вступается за односельчан на мельнице.

Но во время войны неожиданно проявляются совершенно другие стороны личности Петра. В отличие от Григория, Петр быстро приспосабливается, совершенно не задумывается о чужой жизни. “Война радовала, потому что открывала перспективы необыкновенные”.

Петр “быстро и гладко” дослуживается до чина, а потом, на радость отцу, отправляет домой целые подводы награбленного. Но, война, на которую герой возлагает такие надежды, приводит его к гибели.

Петр умирает от рук Кошевого, униженно прося о пощаде бывших односельчан.

Григорий Мелехов – полная противоположность старшего брата. Своим обликом он напоминает отца. У него “вислый коршунячий нос, в чуть косых прорезях подсиненные миндалины горячих глаз, острые плиты скул обтянуты коричневой румянеющей кожей”. Пошел Григорий в отца и взрывным характером.

В отличие от брата, Григорий не может принять насилия. Врожденное чувство справедливости заставляет героя метаться между белыми и красными. Видя, что все разговоры о светлом будущем заканчиваются кровопролитием, Григорий не может принять какую-либо сторону. Опустошенный, он пытается уйти с Аксиньей на Кубань, чтобы найти покой.

Но судьба лишает его возлюбленной и надежды на счастье.

Дуняша, Наталья и Дарья

Дуняша Мелехова, как и Григорий, пошла в отца не только внешне, но и по своему характеру. Отцовская твердость особенно проявляется в ней, когда она решает выйти замуж за Михаила Кошевого, убийцу брата.

С другой стороны, Дуняше свойственна нежность и душевная теплота. Именно они побуждают девушку взять к себе детей Григория, заменить им мать.

Дуняша, да еще сын Мишатка – единственные близкие люди, которые остались у Григория, вернувшегося в родной хутор.

Важно

Наталья, жена Григория, – один из самых ярких женских образов романа. Замечательная красавица, она создана для того, чтобы любить и быть любимой. Но, выйдя замуж за Григория, девушка не обретает семейного счастья.

Муж так и не смог полюбить ее, и Наталья обречена на страдания. Только любовь и сочувствие старших Мелеховых дают ей силы. А затем она находит утешение в детях.

Всю жизнь борясь за мужа, гордая Наталья, тем не менее, не может простить ему последней измены и избавляется от последнего ребенка ценой собственной жизни.

Дарья, жена Петра, совсем не похожа на Наталью. “С ленцой баба, спорченная… румянится, да брови чернит”, – говорит о ней Пантелей Прокофьевич. Дарья идет по жизни легко, не слишком задумываясь о морали.

Душевные переживания наложили отпечаток на всех членах семьи Мелеховых, но не на Дарью. Оплакав мужа, она быстро оправилась и снова расцвела “гибкая, красивая и доступная”. Жизнь Дарьи заканчивается драматично.

Она заражается сифилисом и решает свести счеты с жизнью, утопившись в Дону.

Заключение

Если вокруг идет война, меняется власть, никто не сможет остаться в стороне. В романе “Тихий Дон” семья Мелеховых – яркий тому пример. До конца произведения почти никто не доживает. Остается только Григорий, его маленький сын и сестра, вышедшая замуж за врага.

Источник: https://home-task.com/semya-melexovyx-v-romane-tixij-don/

Какие семьи изображены в романе Тихий Дон? – Сочинение

В романе «Тихий Дон», как и в «Войне и мире» Л.Н. Толс­того, свое воплощение нашла «мысль семейная». Какие семьи изображены в романе М.А. Шолохова?

Это казаки-середняки Мелеховы, богатая казачья семья Коршуновых, бедняки Кошевые, соседи Мелеховых Астаховы (Степан и Аксинья), купцы Моховы — все они жители хутора Татарского, а также отец и сын Листницкие- дворяне, чье имение Ягодное расположено неподалеку.

Некоторые семьи имеют предыстории, например Мелеховы. Автор объясняет, откуда «повелись в хуторе горбоносые, диковато­красивые казаки Мелеховы, а по-уличному — турки».

Сначала семейные связи определяются традиционными со­циально-бытовыми условиями: брак Григория и Натальи породнил семьи Мелеховых и Коршуновых. Молодые казаки дружат между собой, даже молодой Листницкий участвует в скачках с «хуторски­ми ребятами». Но совсем редким для хуторских нравов был уход Григория из семьи с любимой женщиной в наемные работники к Листницким.

Совет

Старшее поколение связано общим «служивским» прошлым; так, отставной генерал Листницкий — сослуживец Прокофия Мелехова. Только Моховы и Листницкие заметно отделяются социальными барьерами от остальных. Когда Митька Коршунов «обгулял» Лизу Мохову, его повинное сватовство с презрением отверг ее отец.

Первая мировая война, кажется, только сплотила представи­телей разных семейств. Большинство молодых казаков воюет, все на одной стороне.

И когда Григорий первый в хуторе заслужил геор­гиевский крест, это была радость для всего Татарского. Но меняется психология людей, вынужденных убивать.

Евгений Листницкий по­зволяет себе соблазнить Аксинью, так как на фронте «рисковал жиз­нью»: «Мне все можно!»

Трагически изменились взаимоотношения между людьми, ког­да началась гражданская война. Михаил Кошевой (красный) уби­вает Петра Мелехова, сжигает дома богатых хуторян, в том числе и Коршуновых, убивает деда Гришаку.

Митька Коршунов, служащий в карательном отряде, в отместку задушил старую мать Кошевого, сжег его домишко вместе с детьми сестры Михаила — Марьи.

Расстрелян хуторской атаман Мирон Коршунов, который совсем не­давно помог Кошевому, как единственному кормильцу, освободиться от военной службы.

Но на войне люди проявляются по-разному. Митька Коршунов признается: «Люблю войну!» Григорий (если исключить месть за брата) не расстреливал пленных, был против мародерства, за что его понижали в звании.

Обратите внимание

Степан Астахов, которого Григорий спас во время боя, признался, что трижды стрелял ему в спину, мстя за Аксинью. Кошевой руководствуется только прямолинейной политической догмой: «Какая она, политика, злая, черт!.. Он (Григорий) мне — как брат». Но «под разговор и зарезать можно».

Григорий думает иначе: «Ежли все помнить — волками надо жить». Для Дуняшки, Ильиничны, Натальи кровное родство — непреходящая ценность.

К концу повествования из шести семей (Моховы уехали за Донец, Степан — в Крым) в живых остались сестра и сын главно­го героя и трое казаков среднего поколения: председатель ревкома Михаил Кошевой, еще не вернувшийся с войны Митька Коршунов и Григорий Мелехов. В открытом финале нет ясной перспективы их возможного будущего.

Здесь искали:

  • семьи в тихом доне
  • семья коршуновых в романе тихий дон
  • семьи в романе тихий дон

Источник: http://Sochineniye.ru/kakie-semi-izobrazheny-v-romane-tihij-don/

Концепция семьи в романе-эпопее М.А. Шолохова “Тихий Дон” тема диссертации и автореферата по ВАК 10.01.01, кандидат филологических наук Цыценко, Ирина Ивановна

Актуальность исследования обусловлена значительностью темы семьи в романе-эпопее М.А.Шолохбва «Тихий Дон» и ее связью в художественном мире произведения с проблемой национального мира и самосознания.<\p>

Тихий Дон» – одно из самых изученных в научно-литературоведческой и литературно-критической мысЛи произведений русской литературы, но освоение его шло в нашей стране в эпоху сильной идеологизации общественных и гуманитарных наук. Идеологизация оказалась важной формой целенаправленного воздействия на национальное сознание в целом и на литературоведение как на литературное самосознание. Это привело к тому, что прочтение произведения, которое по самой своей жанровой специфике неразрывно связано с проблемами национального бытия, оказалось во многом искаженным.<\p>

Читайте также:  Вкусовая палитра прозы хэмингуэя

Современное шолоховедение пытается выйти на новый уровень в осмыслении «Тихого Дона» как произведения, место которого в духовном и историческом самосознании нации очень велико. Для этого используется весь арсенал традиционных литературоведческих методов: и системно-целостный, и сравнительно-типологический, и биографический, и мифопоэтический , и герменевтический. Однако, идейная и художественная ценность романа-эпопеи М.Шолохова еще не получили достаточно полного обоснования. Для того, чтобы осмыслить «бытийную» полноту «Тихого Дона», всю масштабность прозрений его автора, необходимо соединить традиционную литературоведческую методологию с историко-кулмурологическим, этнологическим и философским подходами. Попытка рассмотреть концепцию семьи в романе-эпопее «Тихий Дон» сквозь призму этнологического и философского подходов и определяет актуальность диссертационного исследования.<\p>

Изучение истории и теории ментальности, а также вопросов отражения в культурогенезе восходящих и нисходящих фаз этногенеза задает ту перспективу, которая позволяет восстановить широкий контекст творчества писателя и точнее определить и меру его историзма, и характер его мировоззренческой системы (либо биосферно-позитивной, либо мироотрицающей). Основатель одного из главных направлений в современной отечественной этнологии Л.Гумилев дал примеры применения своей этнологической системологии в анализе литературы (Гумилев ,1993)*. Представляется целесообразным использовать подобный подход и в анализе «Тихого Дона», произведения, которое уже в силу своей жанровой определенности ставит многие вопросы из числа тех, над которыми работает этнология: что происходит в национальной жизни? почему? какие подвижки происходят в сознании народа? как меняется национальный характер? Особенности осмысления этих вопросов во многом определяют и идейное содержание романа-эпопеи, и тип героя, и авторский пафос. Применение «шкалы этногенеза» оправдано в данном случае и тем, что М.Шолохов отразил национальное самосознание в период его грандиозной ломки, когда существенную трансформацию претерпевали все его устойчиво-доминирующие признаки (и образ жизни, и чувство принадлежности к нации, и основные ценности; даже историческая память ставилась под сомнение).<\p>

В.Кожинов писал о романе-эпопее, что «в «Тихом Доне» воссоздано бытие России в ее громадном целом и во всем сокрушающем размахе ее революции. И глубокое своеобразие казачества не только не мешает воссозданию этого целого, но, напротив, дает возможность воссоздать его с исключительной полновесностью и остротой» (Ко-жинов,2001,293). Чтобы добиться этой «исключительной полновесности» в изображении бытия донских казаков, автор «Тихого Дона» отказался от изображения одних лишь исторических событий и сделал центром изобразительной конкретизации своего произведения семью Мелеховых, которая втянута в историю, связана с самыми трагическими ее моментами, по которой острым ножом прошли все важнейшие события эпохи. Семейная проблема – не просто одна из важных в произведении М.Шолохова, в ней находит непосредственное выражение главная эпопейная проблема – судьбы нации.<\p>

В свое время русский философ Н.Бердяев писал, что «человек входит в человечество через национальную индивидуальность», а «национальность входит в иерархию ступеней бытия и должна занимать свое определенное место» (Бердяев, 1990,93,95). В художественном мире Шолохова первую и наиважнейшую ступень в этой иерархии бытия занимает семья, только через изображение ее жизни и судьбы оказывается возможным отразить многие важнейшие моменты в динамике национальной жизни.<\p>

Применение этнологического подхода в исследовании шолоховского произведения оправдано также назревшей «потребностью глубокого осмысления истории литературы в культурно-философском контексте отечественной и всемирной истории» (Юсуфов, 1996,6). О необходимости воссоздания историко-культурного контекста писал еще раньше М.М.Бахтин: «Прежде всего литературоведение должно Здесь и далее ссылки осуществляются следующим образом: первая цифра в скобках означает номер издания в библиографическом списке, вторая – номер страницы установить более тесную связь с историей культуры. Литература – неотрывная часть культуры, ее нельзя понять вне целостного контекста всей культуры данной эпохи «.» В наших историко-литературных трудах обычно даются характеристики эпох, к которым относится изучаемые литературные явления, но эти характеристики в большинстве случаев ничем не отличаются от тех, которые даются в общей истории, без дифференцированного анализа областей культуры и их взаимодействия с литературой, да и методология таких анализов еще не разработана» (Бахтин, 1979,330).<\p>

Важно

Те претензии, которые ученые выдвигают с начала 80-х годов к методам и методологии отечественного историко-эволюционного литературоведения, с его господством «примитивно-социологических стереотипов» (Юсуфов, 1996,6), при исследовании творчества М.Шолохова также во многом оправданы. Во многих работах, посвященных «Тихому Дону», игнорировались целые пласты национальной культуры, вне которых адекватное прочтение романа-эпопеи просто невозможно (например, мировидение героев рассматривалось вне связи с православной христианской культурой, а мировоззрение автора вне понимания того, что литературное произведение есть акт не только творческого, но и национального самосознания художника). Национальное своеобразие «Тихого Дона» до последнего времени исследовалось поверхностно, как нечто внешнее, фоновое, а не включенное в пространство внутритекстовых связей. А ведь речь идет о романе-эпопее, произведении, которое не может состояться без переживания и понимания «национального».<\p>

Теоретический подход к исследованию национального в литературе определен в работе К.Султанова «Национальное самосознание и ценностные ориентации литературы»: «Соотнесенность личностного и национального может характеризовать более гибкая формулировка, свободная от оценочного подхода (выше – ниже): личностное, не укорененное в национальном, обречено на духовную бездомность, национальное (роевое), не преображенное личностным, отторгается от приоритетных задач гуманизма» (Султанов,2001,25). Именно такой подход может быть продуктивен при изучении «Тихого Дона», особенно в исследовании темы семьи, которая как раз и является своеобразным «механизмом» укоренения личности в национальном мире. Целесообразно в подобном исследовании использовать для сравнения данные всех наук, позволяющих наиболее полно воссоздать этносоциальный и народнокультурный контекст творчества М.Шолохова. Привлечение материалов из трудов этнологов ( особенно по этногенезу донского казачества), социологов ( активно изучающих историческое бытование такого общественного организма, как семья) и историков позволит расширить диапазон исследования и более аргументировано подойти к ответу на вопрос о том, насколько близок к историческому облику тот национальный образ мира, что был создан писателем на страницах «Тихого Дона». По существу, это дает возможность новым путем пробиться к самому существу художественного мира МШолохова, к его эпической цельности. Кроме того, это позволяет взглянуть на историю русской литературы XX века в свете обобщений современной науки, в свете проблем национального самопознания и духовно-идеологического самоопределения. Как сви-детельстуют современные ученые, «.перечтение в русле этнического своеобразия стимулирует новые возможности анализа. Недостаточно изучен с точки зрения историко-литературной эволюции функциональный аспект этнического в структуре художественного смысла, то, что можно выделить как коэффициент или меру актуализации этнического, его результативности в системе художественных мотивировок» (Султанов,2001,95). Эта «мера актуализации этнического» в «Тихом Доне» очень высока, и анализ концепции семьи позволяет увидеть, что своеобразная этнотопика в романе-эпопее не статична, она размыкается в динамику художественного мира. Подвижность этнотради-ции, вопросы ее самостояния и самосохранения в произведении непосредственно связаны с проблемой судьбы традиционной казачьей семьи.<\p>

Еще один подход, представляющийся перспективным,- это изучение главной книги М.Шолохова в контексте русской религиозно-философской мысли начала XX века. В последнее время метод религиозно-философской интерпретации художественных текстов получил довольно широкое распространение. Некоторые ученые утверждают даже, что сама «теоретическая проблематика российского литературоведения сегодня определяется глубиной диалога литературной науки с философией, философией культуры в особенности» (Юсу-фов,1996,10). В современных работах по философской культуре восточных славян последовательно проводится мысль о самостоятельности и своеобразии путей ее развития. Вместе с тем, не подвергается сомнению вопрос о постоянном пересечении путей отечественной философии и литературы. Писатели, кто прямо, рационалистически, кто косвенно, одной лишь силой художественной интуиции, подключались к решению тех же вопросов, над которыми билась философская мысль. Подобных пересечений в истории отечественной культуры значительно больше, чем принято считать, а исследовать их необходимо, даже в тех случаях, когда внешней связи между формированием мировоззрения писателя и определенным направлением в философии не установлено. Как раз работ, посвященных изучению влияния определенной философии на определенного художника и, напротив, творчества определенного художника на становление какого-то направления философской мысли, несоизмеримо больше, чем работ, в которых исследуется именно момент «пересечения», а не причинно-следственных связей. Всякое действительно состоявшееся явление в художественной литературе всегда заключает в себе определенную философию самосознания человеческой личности, раскрываемую в идеях и образах, и эта философия всегда так или иначе соотносится со всей предшествующей и современной писателю философской культурой.<\p>

В случае с М.Шолоховым подобные пересечения исследовались мало ( о них подробнее позже). Между тем, современные биографы М.Шолохова обнародовали новые интересные материалы, согласно которым, мир философии был далеко не чужд молодому писателю. В «Новых материалах к биографии М. Шолохова» Н.Федь пишет: «Можно утверждать, что тяга к знаниям, любовь к искусству, интерес к людям, то есть духовный мир писателя формировался под влиянием отца. Уже в двенадцать лет Михаил рассуждал на философские темы. А вскоре «философские разговоры» перерастали в жаркие споры, и нередко побежденный отец примирительно говорил сыну: « Ох, Мишка, диалектика тебя заела!» Александр Михайлович даже прозвище сыну дал – Спиноза «.» В довоенной библиотеке Михаила Шолохова были собрания сочинений Канта, Шопенгауэра, Ницше, Спинозы (приложения к журналу «Нива»), а книги Гегеля – в коленкоровом переплете с золотым теснением» (Федь,1995,140-141).<\p>

В числе важнейших вопросов, осмысляемых М.П1олоховым в романе-эпопее «Тихий Дон» с подлинно философской глубиной и своеобразной эстетической концептуальностью, можно выделить проблемы семьи и любви, которые оказываются непоредственно связанными в произведении с темой судьбы нации. Продуктивным представляется сопоставление шолоховской концепции семьи и концепции любви с соответствующими концепциями, выработанными русской философией конца ХЕХ – начала XX вв. Возможные схождения здесь позволят приблизиться к тайнам философского сознания автора «Тихого Дона», до сих пор сокрытым в глубинах художественного текста.<\p>

В обширном и многополярном шолоховедении тема семьи никогда не была предметом специального монографического исследования, хотя в той или иной мере этой темы касались многие литературоведы и литературные критики. Чтобы убедиться в этом, достаточно обратиться к библиографическим обзорам, изданным в 1980 и 1986 годах, а также к последующим публикациям.<\p>

В первых критических откликах на появление романа-эпопеи, публиковавшихся с конца 20-х и до 40-х гг., вопрос о семье специально не ставился, речь шла о социальной характеристике персонажей романа, в том числе и из семьи Мелеховых. Определенное внимание было уделено в этих работах ( С.Динамова, Инн.Оксенова, Ф.Гинзбурга, В.Гоффеншефера и др.) лишь одной проблеме, так или иначе связанной с темой семьи – проблеме быта донского казачества. Сам этот быт характеризовался весьма однообразно, как*торжество грубости, невежества и примитивности. Объединяет многих авторов статей тех лет еще одно наблюдение: они фиксируют любовное отношение автора к изображаемому им казачьему быту и в связи с этим обвиняют его в идеализации «собственников».<\p>

И все же проблемы любви и семьи в романе не остались совсем без внимания в критике этого периода. Е.Ф.Никитина увидела в «Тихом Доне» фабулу, основанную на сексуальных взаимоотношениях героев, а дальнейшее ее развитие (во 2 томе) связала с «разрешением половой проблемы в условиях новых социальных отношений» (Никитина,1931,57). И в том, и в другом случае взгляд критиков настолько жестко социологичен, что никакие другие аспекты характеров героев, кроме их идеологического «соответствия», не являлись предметом исследования.<\p>

Совет

В 40-е годы диапазон исследований немного расширился, в центре полемики о романе-эпопее оказалась фигура главного героя – Григория Мелехова, тема семьи лишь «мерцает» в некоторых статьях в связи с этим образом. Так в статье М.Чарного читаем: «Так что же – вся почти полностью погибающая мелеховская семья, в том числе и Григорий, это – прошлогодняя трава, обращенная огнем в едкую темную пыль? По-видимому, ответ таков.» (Чарный, 1940,3). Той же линии придерживался А.Фадеев, который писал: «Шолохов с огромной силой таланта, зная казачью жизнь, быт, показал историю казачьей семьи, обреченность контрреволюционного дела. В романе видна полная его обреченность. Но ради чего и для чего? Что взамен родилось? этого в романе нет» (Фадеев, 1937).<\p>

Социологический подход, господствовавший в критике этих лет, исключал глубокий анализ семейной темы. П.Громов, В.Ермилов, И.Лежнев, А.Гурвич и многие другие, если и касаются семьи, то лишь фиксируют тот факт, что в произведении показана гибель всей семьи Мелеховых, но смысл этой гибели не раскрыт автором. Общее мнение выразил при обсуждении романа в конце 40-х гг. А.Довженко: «Жил веками тихий Дон, жили казаки и казачки. был какой-то сочный, пахучий, устоявшийся, теплый быт. Пришла революция, советская власть, большевики, – разорили тихий Дон, разогнали, натравили брата на брата, сына на отца, мужа на жену; довели до оскудения страну. Это огромная ошибка автора» (цит. по: Дворяшин, 1993).<\p>

Хотя в 40-50-е гг. появляются отдельные интересные работы, в которых исследуются шолоховская образность, язык, художественное мастерство, жанровая специфика, идейное содержание романа продолжает истолковываться вульгарно-социологически, значительного развития в осмыслении темы семьи в «Тихом Доне» не происходит. Монография Л.Якименко, вышедшая в 1954 г., интересна тем, что в ней представлен довольно подробный анализ образов, в том числе из семьи Мелеховых, а также попыткой рассмотреть творчество М.Шолохова в контексте русской литературы XIX века, но сам характер анализа и выводы, сделанные исследователем, по-прежнему носят идеологический характер.<\p>

В 50-е гг. появляются первые зрелые исследования фольклорности «Тихого Дона». И.Кравченко связывает тематику произведений М.Шолохова с донским фольклором, изучает разные песенные жанры и обрядовую культуру донского казачества, нашедшие отражение на страницах шолоховских произведений. А.Горелов, анализируя донские казачьи песни, выводит национальный тип женского характера и сравнивает его с основными женскими образами «Тихого Дона». В.Гура исследует фольклорные источники романа, а также многообразие фольклорных жанров, использованных в нем. Все эти исследования способствовали углублению понимания идейного содержания романа, в том числе семейной темы.<\p>

Источник: http://www.dissercat.com/content/kontseptsiya-semi-v-romane-epopee-ma-sholokhova-tikhii-don

План-конспект урока по литературе (11 класс) на тему: План-конспект урока литературы (11 класс) по теме “Роман М.А.Шолохова “Тихий Дон”. Семья как хранилище нравственности”

УРОК ПО РОМАНУ М.ШОЛОХОВА «ТИХИЙ ДОН»

СЕМЬЯ КАК ХРАНИЛИЩЕ НРАВСТВЕННОСТИ

Цели урока: размышление над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного

                  здоровья семьи, нации;

                 развитие мышления учащихся: учить анализировать текст, выделять в нём

                 главное, сравнивать и т.п.;

                 через содержание текста формировать правильное отношение к нравственным<\p>

                 ценностям семьи.

Оборудование урока: портрет М.Шолохова; иллюстрации к роману «Тихий Дон».

Ход урока

1.Слово учителя

Семья – это основа духовных и нравственных ценностей человека. Влияние семьи на личность человека велико. Поэтому не случайна тема, вынесенная в название нашего урока – СЕМЬЯ КАК ХРАНИЛИЩЕ НРАВСТВЕННОСТИ. Сегодня мы с вами будем размышлять над вечными проблемами добра и зла, духовного и душевного здоровья семьи и нации.

(На доску вывешивается слово СЕМЬЯ, к которому в ходе урока будут добавляться другие составляющие этого понятия.)

2.Анализ эпизода «История семьи Мелеховых» (1часть 1тома)

– Чтение эпизода.

(Первоначально роман должен был начаться с описания мятежа генерала Корнилова, но вскоре автор признаётся: «Я почувствовал: что-то у меня не получается». Начать с семьи было новой гениальной интуитивной находкой молодого писателя.)<\p>

– С чего же начинается история этой семьи?

(С трагедии.)<\p>

– Почему гибнет юная турчанка и что утверждает её смерть?

(Утверждает величие и трагизм истинной любви, любви непохожей, а следовательно, раздражающей окружающих своей непохожестью. Прокофий, казак, гордец, «на руках носил жену до Татарского ажник кургана». Это был вызов казакам, их быту, традициям – отсюда трагедия.)

– Что вносится в роман этой историей?

(Автор отвечал на вопрос, кто такие казаки, какие у них корни, что является основой их быта, почему они ведут себя в той или иной ситуации именно так, а не иначе. Семья – носительница того, что мы называем культурой. Поэтому в центре внимания Шолохова разные поколения семьи Мелеховых.)

3.Индивидуальные сообщения учащихся

«Патриархальность и традиции в семье Мелеховых»

– Т.о,в семье Мелеховых велика патриархальная сила – всевластие отца в доме, но именно он был одним из центров, сплачивающих семью.

СЕМЬЯ – ЭТО МУЖЧИНА (на доску добавляется слова МУЖЧИНА).

«Религия как один из центров патриархальной семьи»

– Т.о, семья выступает в романе хранительницей веры. Семья благословлялась Богом!

СЕМЬЯ – ЭТО ВЕРА (на доску добавляется слово ВЕРА).

«Семья и традиции фольклора»

– Т.о, связь семейного начала с фольклором позволяла автору добиваться глубокой эпичности повествования.

(Тексты сообщений см. ниже)

4.Проверка дом.задания

– Хранительницей домашнего, семейного  очага всегда считалась женщина. Героини «Тихого Дона» различны и по своему нравственно-психологическому складу, и по характеру, и по красоте. Какими же рисует их Шолохов?

1 группа – характеристика Аксиньи,

2 группа – Дарьи,

3 группа – Натальи.

 (Дарья. Ничего не известно о её родителях, происхождении, девичьей фамилии. Сама героиня говорит: «У меня ни сзади, ни спереди никого нет». Подобно песенной героине, Дарья сожалеет, что не родилась казаком. Она резко изменилась в отсутствие Петра: теперь у неё на уме «игрища да улица».

Дарья недолго горюет о погибшем муже: «Как только дунул вешний ветерок, едва лишь пригрело солнце, – и тоска Дарьина ушла вместе со стаявшим снегом». Дарья не раз предстаёт перед нами красавицей-казачкой: «белым-бела, в поясу тонка», «Дарья поиграла тонкими ободьями чёрных бровей», «жила она на белом свете, как красноталовая хворостинка; гибкая, красивая и доступная».

Но красота её грязная, дешёвая. Наталья, оплот семьи, «всегда относилась к Дарье и к её любовным увлечениям с чувством сожаления и брезгливости». Испокон века женщина-казачка ассоциировалась с понятиями «жизнь», «продолжательница рода». Но в конце Дарья совсем стала «зверь-бабой». Единственная из русских героинь, она берёт в руки боевое оружие, а потом убивает безоружного.

Невозможно представить такими ни Аксинью, ни Наталью. Потому и смерть Дарьи в Дону очистительная и ужасная.

Аксинья.

 «Непокорная головушка», Аксинья многое испытала на своём веку: поругание своей девичьей чести, побои мужа в первый же день замужества, его «гулянья» на стороне, потому, наверное, «тепло и приятно ей было, когда чёрные Гришкины глаза ласкали её», когда он охаживал её «с бугаиной настойчивостью».

И полюбила огромной любовью Григория, став сама как песня. Тоска по любви, по семье (а не просто по привычке к мужу) руководит всеми её поступками. Красота Аксиньи характеризуется как «губительная, огневая», «гордая». Гибнет Аксинья от пули, не оставив после себя никого, «только чёрное солнце».

Обратите внимание

Наталья. Печать народного осознания красоты ещё в большей мере лежит на авторской характеристике Натальи.

«Бесхитростный, чуть смущённый взгляд», «тоскующие», «смелые серые глаза» – и «большие раздавленные работой руки» – вот основные детали в характеристике Натальи, они повторяются и становятся характерологическими в раскрытии женщины-труженицы, хранительницы семьи.

Но при этом писатель обращает внимание и на духовную красоту Натальи, женщины, матери: «некрасивая и всё же прекрасная, сияющая какой-то чистой внутренней красотой». Она глубоко переживает своё положение нелюбимой жены.

Её глаза часто «налиты слезами», у неё «мокрые от слёз ладони», она нередко тайком «тихо всхлипывала», глотала слёзы, душа рыдания. Наталья, натура сильная, «вырывающаяся», уходит из семьи, режет себя, проклинает Григория, вытравливает плод и в конце концов гибнет.)

– Одним из приёмов Шолохова в характеристике героев является сопоставительный анализ. Через отношение к детям раскрываются и наши героини. Сравните отношение к детям Дарьи, Аксиньи, Натальи.<\p>

(Аксинья. Родила дитя от Степана, но «ребёнок умер, не дожив и до года».

От Григория родила Танюшку, стала счастлива и обрела какую-то особенно счастливую осанку. но любовь к ребёнку была лишь продолжением любви к Григорию. Как бы то ни было, ребёнок тоже умирает около полутора лет от роду. Детей Григория взяла после смерти Натальи к себе.

«Они охотно называли её мамой», она их оставляет, когда уезжает к Григорию.<\p>

Дарья. У Дарьи родился ребёнок. Раздражаясь на своего младенца, говорит: «Цыц ты, поганое дите! Ни сну тебе, ни покою». Много в романе грубых слов, но никто так не обращается к детям. Ребёнок умер, когда ему не исполнился и год.

Не имея, в сущности, детей, Дарья очень быстро умирает и как женщина. Отсутствие детей становится «Господним наказанием».

Наталья. Вытравливает плод («Буду ли я жить с Гришкой али нет … но детей я от него больше рожать не желаю») и в конце концов гибнет.)

– В ком же с особой силой проявляется материнская любовь в романе?

(В образе Ильиничны. Именно она воспитала своих детей такими, какими мы видим их в романе; она не только заботилась о них, но и передала им своё мирочувствование. Отсюда глубокое сродство молодых Мелеховых именно с матерью, а не с отцом. Сам Шолохов, преклоняясь перед собственной матерью, не раз отмечал сходство её и Ильиничны.)

– Т.о, дети являются мерилом жизненности самих героинь в романе.

– К какому же выводу приводит нас Шолохов?

(Смерть женщины – это всегда зло, беда, это смерть семьи.)

СЕМЬЯ – ЭТО ЖЕНЩИНА (на доску добавляется слово ЖЕНЩИНА).

5.Анализ текста

– И снова перед нами семья Мелеховых, пока ещё дружная, целая, патриархальная – в лучшем значении этого слова. В чём была сила этой семьи? (В единстве)

– Как это проявлялось? (Все важные вопросы решались открыто, выносились на семейный суд, прямо и основательно обсуждались).

У Мелеховых было 4 таких совета: 1) не заладилась жизнь Григория и Натальи;

                                          2) приход красных: отступать или сдаться?

                                          3) сердечные дела Дуняши;

                                          4) 1919 год – деньги Дарьи.

Важно

Анализ 1 совета: кто присутствует? о чём совет? кто выступает на совете? чем он заканчивается?

(Жизнь Григория и Натальи не заладилась. Начало совету положил Пантелей Прокофьевич. Выступают все;  даже Дуняша, подросток, допущена к совету, внимательно слушает. Григорию стыдно, он грубит.

Но чем бы ни заканчивались советы, ни одно важное событие не проходит незамеченным).

<\p>

Анализ 4 совета: какое настроение вызвали у вас эти строки? как автор рисует эту картину спора, оскорбительную для памяти Петра?<\p>

(Разговор ведут только Пантелей Прокофьевич и Дарья, все остальные молчат, стесняясь прикоснуться к этому недоброму делу).

ВЫВОД. В семье Мелеховых – всех казаков – ответственные и сложные дела решались открыто, в прямом, порой нелицеприятном обсуждении. Крайности сглаживались и выравнивались, резкие страсти утишались.

То не было ни раем, ни идиллией, а лишь сплочённым миром родных людей, для которых выше личных устремлений и прихотей всегда была семья.

Шептаться по углам считалось предосудительным, ибо вековой опыт подсказывал: где начинаются тайны – тут начинаются распад и раскол.

СЕМЬЯ – ЭТО ГАРМОНИЯ (на доску добавляется слово ГАРМОНИЯ).

– Ну, а если внутрь семьи всё же проникало нечто злое и враждебное, как решали эту проблему Мелеховы? Были ли в семье тайны?<\p>

(В семье Мелеховых тоже были свои тайны, их в романе три:

1) секрет Григория;

2) секрет Дарьи;

3) секрет Натальи.)

Групповая работа:    а) тема секрета;

                        б) где происходит беседа;

                        в) итоги «разговора по душам».

(Все эти тайны касаются семьи.<\p>

1. Пантелей Прокофьевич сразу догадался о связи Григория и Аксиньи – сын связался с женой близкого им человека – соседа. Старик понимает, что от разговора не уйти и рано утром на рыбалке с Григорием начинает разговор.

2.Дарьина болезнь. Наталья – Дарья. Дарья просит предупредить мать: «пущай она отцу не говорит про это, а то старик взбесится и выгонит меня из дому».

Совет

3.Ильинична – Наталья (аборт). «Буду ли я жить с Гришкой али нет… но детей я от него больше рожать не желаю».)

– Обратите внимание: все три разговора ведутся ВНЕ дома, двора: на реке, огороде, степной дороге. Они как бы не желают запачкать дом, семью, хотят отгородиться от дурного, заразного. Это естественное стремление всякого живого и здорового организма).

СЕМЬЯ – ЭТО ЗДОРОВЬЕ (на доску добавляется слово ЗДОРОВЬЕ).

– Итак, мы видим, как заботились казаки о целостности, здоровье своей семьи. На смену одному поколению должно было идти следующее, такое же здоровое и целое. В связи с этим интересен вопрос о детях в романе «Тихий Дон». Как заботились о них казаки? Как проходил процесс воспитания?

(Рождению детей горячо и искренне радовались, заботы о них никого не утомляли и не пугали – трудности просто не замечались в суете большой семьи.

Воспитание проходило через труд, «так повелось исстари и так навсегда осталось для Мелеховых»: труд и в быту, и в душе, и в духе).

<\p>

Анализ эпизода «В ожидании сына» («…А Ильинична с каждым днём всё резче ощущала подступившее к ней одиночество…»)

– Каким настроением проникнут данный отрывок? Какие чувства он вызывает у вас? Как автор рисует «великую материнскую тоску»по сыну, «младшенькому», как называет его Ильинична?<\p>

(Всё более трагическим становится повествование к концу романа, Ильинична , мудрая, проницательная, своим материнским чутьём понимает, что прежней жизни не будет.

«Сама жизнь стала ей в тягость, За один год потеряв столько близких её сердцу людей, она жила надломленная и жалкая… и хотела лишь одного: дождаться Григория, передать ему детей, а потом навсегда закрыть глаза…<\p>

Голос автора всё чаще обретает взволнованные интонации, он разделяет чувства и переживания своих героев, проникается участием и тревогой за их судьбу.

И конечно в первую очередь за судьбу детей. ).

– Насколько же сильна материнская любовь, насколько же велико желание Ильиничны, чтобы всё в доме было мирно, что примиряется она даже с тем, что Мишка Кошевой входит в их дом хозяином, видит, как Дуняшка тянется к этому человеку, как Кошевой нежно относится к внуку её, Мишатке. Дети не должны быть сиротами! Это для Ильиничны становится главным условием и для новой жизни.

– Как вы думаете, крушение чего проницательно уловил автор романа в народной среде?

(Семьи как основной ячейки общества).

– Как же заканчивает свой роман Шолохов?

– О чём мечтает бессонными ночами Григорий?

(Всё вернулось на круги своя. Мы снова перед домом – казачьим куренем Мелеховых. Григорий стоит у ворот родного дома, держа на руках сына. Это было всё, что осталось у него в жизни, что пока ещё роднило его с землёй и со всем этим огромным сияющим под холодным солнцем миром).

6.ИТОГ УРОКА

– Так о чём же роман М.Шолохова?

(О человеке, о его истоках, о гуманизме. Шолохов высказал свою тревогу о мире, заставил задуматься о семье, государстве, державе на фоне разрухи).

– А что значит в вашем понимании СЕМЬЯ? Добавьте своё понимание этого слова к записям на доске!

Дом.задание:<\p>

мини-сочинение «Крыша дома твоего» – что для каждого из вас значат эти слова?»

Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2014/08/10/plan-konspekt-uroka-literatury-11-klass-po-teme-roman

Ссылка на основную публикацию