Как судьба человека связана с историей народа?

Сочинение по литературе. Судьба человека – судьба народная

В этом рассказе Шолохов изобразил судьбу рядового советского человека, прошедшего войну, плен, испытавшего много боли, тягот, потерь, лишений, но не сломленного ими и сумевшего сохранить теплоту души.

Впервые мы встречаем главного героя Андрея Соколова у переправы. Представление о нем мы получаем через впечатление рассказчика.

Соколов- высокий, сутуловатый мужчина, у него большие темные руки, глаза «словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной смертной тоской, что в них трудно смотреть». Жизнь оставило в его внешности глубокие и страшные следы.

Обратите внимание

Но он говорит о своей жизни, что она была у него обыкновенная, хотя, как мы узнали позже, на самом деле она была полна ужасных потрясений. Но Андрей Соколов не считает, что Бог должен дать ему больше, чем другим.

А во время войны многих русских людей постигла такая же трагическая судьба. Андрей Соколов, словно ненароком, поведал случайному встречному горестную историю, которая произошла именно с ним, а перед нашими глазами встал обобщенный образ русского человека, наделенный чертами подлинной человечности и настоящего героизма.

Шолохов использовал здесь композицию «рассказ в рассказе». Соколов сам повествует о своей судьбе, этим писатель добивается того, что все звучит искренне и достоверно, и мы верим в реальное существование героя.

Многое накопилось, наболело в его душе, и вот, встретив случайного слушателя, он поведал ему о всей своей жизни.

Андрей Соколов прошел свой путь, как и многие советские люди: довелось ему и в Красной Армии послужить, и страшный голод, от которого умерли все его близкие, испытать, и на кулаков «поишачить». Потом он пошел на завод, стал рабочим.

Когда Соколов женился, в его жизни появилась светлая полоса. Его счастье было в семье. О жене Ирине он отзывался с любовью и нежностью. Она была умелой хранительницей домашнего очага, старалась создать в доме уют и теплую атмосферу, и это у неё получалось, за что муж ей был безмерно благодарен.

Между ними было полное взаимопонимание. Андрей сознавал, что она тоже в жизни хлебнула много горя, для него в Ирине важна была не внешность; он видел её главное достоинство – прекрасную душу.

А она, когда н приходил злой с работы, не озлоблялась в ответ, не отгораживалась от него колючей стеной, а стремилась снять напряжение лаской и любовью, понимая, что мужу приходиться много и тяжело работать, чтобы обеспечить им безбедное существование.

Важно

Они создали друг для друга свой маленький мирок, куда она пыталась не пускать злобу внешнего мира, что ей удавалось, и они были счастливы вместе. Когда у них появились дети, Соколов откололся от товарищей с их пьянками, всю получку стал приносить домой.

В этом проявилось его качество абсолютного отсутствия эгоизма по отношению к семье. Андрей Соколов нашел свое нехитрое счастье: жена- умница, дети- отличники, свой собственный домик, скромный достаток- это все, что ему было нужно. У Соколова очень простые запросы. Для него важны духовные ценности, а не материальные.

Но война разрушила его жизнь, как и тысячи жизней других людей.

Андрей Соколов пошел на фронт выполнять свой гражданский долг. Тяжело ему казалось прощание с семьей. Сердце его жены предчувствовало, что эта разлука навсегда.

Тогда он оттолкнул на мгновение, разозлился, посчитав, что она его «заживо хоронит», а вышло все наоборот: он вернулся, а семья погибла.

Эта потеря для него – страшное горе, и сейчас он винит себя за каждую мелочь, вспоминает каждый свой шаг: не обидел ли чем-нибудь жену, не сделал ли когда-либо ошибки, где недодал тепла своим близким.

И с невыразимой болью он говорит: «До самой смерти, до последнего моего часа, помирать буду, а не прощу себе, что тогда её оттолкнул!» Это потому, что нечего нельзя вернуть, ничего нельзя изменить, все самое дорогое утеряно навсегда. Но соколов несправедливо себя обвиняет, потому что он сделал все, что мог, чтобы вернуться живым, и честно выполнял этот долг.

Когда нужно было отвезти боеприпасы батарее, оказавшейся без снарядов под вражеским огнем, командир автороты спросил: «Проскочишь Соколов?» Но для него этот вопрос изначально был решенный: «А тут и спрашивать нечего было.

Там товарищи мои, может погибают, а я тут чухаться буду?» ради товарищей он, не задумывался, готов подвергнуть себя любой опасности, даже пожертвовать собой: «какая же тут может быть осторожность, когда там ребята с пустыми руками воюют, когда дорога вся артогнём простреливается».

Совет

И в его машину попал снаряд, и Соколов оказался пленником. Много боли, тягостей, унижений претерпел он в плену, но в любой ситуации он сохранял свое человеческое достоинство.

Когда немец велел снять ему сапоги, то он протянул тому и портянки, чем поставил фашиста в глупое положение в глазах товарищей. И враги смеялись не над унижением русского солдата, а над своим же.

Это качество Соколова проявилось и в сцене в церкви, когда он услышал, что один из солдат угрожал молодому командиру его выдать. Соколову противна мысль, что русский человек способен на такое гнусное предательство. Андрей задушил негодяя, и ему стало так отвратительно, «будто он не человека, а какого-то гада душил».

Соколов пытался бежать из плена, он во что бы то ни стало хотел вернуться к своим». Однако в первый раз ему это не удалось, его нашли с собаками, избили, истерзали и посадили в карцер на месяц. Но это его не сломило, мечта о побеге у него осталась. Его поддерживала мысль о том, что на Родине его ждут, и должны дождаться.

В плену он переживал «нелюдские муки», как и тысячи других русских военнопленных. Их жестоко избивали, морили голодом, кормили так, что – бы только могли держаться на ногах, давили непосильной работой. Добивали и новости о немецких победах.

Но и это не сломило несгибаемый дух русского солдата, вырвались из груди Соколова горькие слова протеста: «Им по четыре кубометра выработки надо, а на могилу каждому из нас и одного кубометра через глаза хватит». И какой-то подлец донес командиру лагеря об этом. Вызвали Соколова к лагерфюреру, а это означало растрел.

Андрей шел и прощался с окружающим миром, но не себя жалел он в эти минуты, а жену Ирину и детей, однако прежде всего он думал о том, чтобы собраться с духом и бесстрашно глядеть в лицо смерти, не уронить чести русского солдата перед врагами.

Но впереди его еще ожидала испытание. Немец перед расстрелом предложил Андрею выпить за победу немецкого оружия и дал кусочек хлеба с салом. Это было серьезным испытанием для изголодавшегося до смерти человека.

Но у Соколова была несгибаемая и поразительной силы патриотизм.

Даже перед смертью, доведенный до физического истощения, он не поступился своим принципам, не стал пить за победу врагов, он выпил за свою погибель, он не стал закусывать и после первого, и после второго стакана и лишь после третьего откусил маленький кусочек.

Даже немцы, не считавшие русских пленных за людей, были поражены удивительной стойкостью и чувством высочайшего человеческого достоинства русского солдата. Его мужество спасло ему жизнь, его даже наградили хлебом и салом, которое он честно разделил с товарищами.

Обратите внимание

В конце концов, Соколову удалось сбежать, но и тут он думал о долге перед Родиной и привез с собой немецкого инженера с ценной информацией. Андрей Соколов тем самым является образцом патриотизма, присущего русскому народу.

Но жизнь не пощадила Андрея, он не был исключением среди тысяч трагических судеб. Война отняла у него семью, и в самый День Победы его гордость – единственного сына. Но она не смогла уничтожить дух русского человека.

Андрей сумел сохранить в душе теплоту для маленького мальчика, сиротки, которого нашёл у дверей чайной и стал для него отцом.

Соколов не мог жить только для себя, это казалось ему бессмысленно, ему нужно было о ком то заботиться, на кого-то обратить не растраченную любовь к утерянной на всегда семье. В этом мальчике сосредоточилась теперь вся жизнь Соколова.

И даже когда его постигла очередная неудача: подвернулась под машину на дороге злосчастная корова, и от него несправедливо отобрали водительские права, он не озлобился, потому что теперь у него был маленький человечек, для которого стоит жить и сохранять душевное тепло.

Вот так Шолохов представил перед нами нелёгкую жизнь одного рядового русского человека. Он – обыкновенный солдат – труженик, каких в Советской Армии насчитывались миллионы. И даже трагедия, пережитая им, не является исключительной: в годы нашествия фашистов на нашу страну многие люди потеряли своих самых дорогих и близких.

Читайте также:  Топ-7 стихов есенина, которые легко учатся

Таким образом, мы видим за этой личной, индивидуальной судьбой судьбу всего русского народа, народа-героя, вынесшего на своих плечах все тяготы и ужасы войны, отстоявшего в непосильной борьбе с врагом свободу своей Родины.

Источник: https://docbaza.ru/comp/ru/5688.html

Судьба человека — судьба народа (по рассказу М.А. Шолохова)

Главная » Сочинения » 11 класс |<\p>

Средняя оценка: 3.9 

В 1957 году в газете «Правда» был опубликован рассказ Михаила Александровича Шолохова «Судьба человека». Это короткое произведение писателя-гуманиста, поразило мир своей художественной силой.

Форма рассказа «Судьба человека» проста и гениальна: «рассказ в рассказе». Главный герой, простой советсткий человек Андрей Соколов, сам рассказывает о себе и своей жизни.

Это создает доверительное отношение, формирует реалистичность повествования и глубокий эмоциональный настрой читателя.

Важно

Кто же такой Андрей Соколов и чем интересна его судьба? Ровесник века, прошедший основные исторические вехи в становлении Страны Советов, мирный труженик, ненавидящий войну. С трепетом и любовью вспоминает Соколов довоенную жизнь, когда имел семью и был счастлив.

О жене он говорит: «И не было для меня красивей и желанней ее, не было на свете и не будет!» Его воспоминания о жене омрачаются тем, как он при расставании оттолкнул супругу, вцепившуюся в него: «Зачем я ее тогда оттолкнул? Сердце до сих пор, как вспомню, будто тупым ножом режут…».

<\p>

22 июня 1941 года простой плотник Андрей Соколов становится солдатом.<\p>

«Будь моя хибарка в другом месте, может, и жизнь сложилась иначе…

» — сетует Соколов, но судьба уготовила ему суровые испытания, которые этот человек перенес с беспримерной стойкостью: тяжелое расставание с семьей при уходе на фронт, ранение, фашистский плен, ад гитлеровского концлагеря. В коротком фронтовом отпуске он узнает, что жена и обе дочери погибли во время бомбежки.

Из близких у него остался только сын, но и он погибает в последний день войны — 9 мая. «Мужайся, отец! Твой сын, капитан Соколов, убит сегодня на батарее.» Выдержал Андрей Соколов и это тяжкое испытание, ни одной слезинки не проронил, видно, «на сердце засохли. Может, поэтому оно так и болит?»

Пережитые страдания не прошли даром, оставив глубокие раны в душе Андрея Соколова, но они не убили в нем человека. Как ни велико было личное горе, но во всех испытаниях его поддерживала любовь к Родине, чувство долга и ответственность за ее судьбу. Под Лозовеньками Соколов получил приказ доставить снаряды к артиллерийской батарее.

«Надо было сильно спешить, потому что бой приближался к нам: слева чьи-то танки гремят, справа стрельба идет, впереди стрельба, и уже начало попахивать жареным… Командир нашей автороты спрашивает: «Проскочишь, Соколов?» А тут и спрашивать нечего было.

Там товарищи мои, может, погибают, а я тут чухаться буду? Я должен проскочить, и баста!»

Оглушенный разрывом снаряда, очнулся солдат Соколов уже в плену. С болью и бессильной яростью смотрит он, как идут на восток наступающие немецкие войска.

Услышав ночью, что рядом с ним трус хочет выдать командира, Соколов принял решение не допустить этого и на рассвете своими руками задушил предателя.

Не уронил Андрей достоинства советского человека ни в немецком плену, ни на фронте, куда он снова вернулся, бежав из плена, прихватив с собой майора, которого возил на легковой машине. «Я вскочил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем».

Совет

Оставшись один на всем белом свете, Соколов не очерствел душой, он сохранил в своем сердце теплоту, которую и отдал мальченке-сироте Ванюше, заменив ему отца.

Забота о Ванюше стала для героя рассказа источником и смыслом жизни: «Спать я лег вместе с ним и в первый раз за долгое время уснул спокойно. Однако ночью раза четыре вставал.

Проснусь, а он у меня под мышкой приютился, как воробей под застрехой, тихонько посапывает, и до того мне становится радостно на душе, что и словами не скажешь… зажжешь спичку и любуешься на него…» — говорит о своих чувствах к мальчишке Соколов.

Писатель заканчивает рассказ «Судьба человека» уверенностью в том, что «этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит, и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина». В этих словах слышится отношение не только, да и не столько к герою рассказа, сколько ко всем русским людям, прошедшим через жернова Великой Отечественной войны, но не потерявшим достинства и чести.

«Судьба человека» — самый короткий рассказ Шолохова, однако, на мой взгляд, по эмоциональному воздействию он даже сильнее, чем, например, «Тихий Дон». И хотя в рассказе идет речь о судьбе одного человека, за ней видна судьба многих советских людей, разделивших со своей страной все тяготы и трудности, но сохранивших в себе человечность, доброту, любовь ко всему живому.

См. также: Х/ф «Судьба человека» (реж. С. Бондарчук, Мосфильм, 1959 г)<\p>

Вместе с сочинением «Судьба человека — судьба народа (по рассказу М.А. Шолохова)» часто ищут

Источник: https://u4ulit.ru/publ/sudba_cheloveka_sudba_naroda_po_rasskazu_m_a_sholokhova/24-1-0-128

Человек — свидетель коренных изменений в жизни страны

Эпоха. Народ. Человек как свидетель коренных изменений в жизни страны…

Раскрывая проблему судьбы отдельного человека в контексте исторических событий, Нина Георгиевна Кондратковская, известный русский писатель и педагог, в первой части книги «Ах, если бы еще одну мне жизнь!» под названием «Почувствуй только Родину в себе…» предлагает читателю познакомиться с её героями. Это были «четверо пассажиров всех четырёх поколений», которые ехали в поезде.

Мы слышим рассказ сельского интеллигента Геннадия Марксовича о своём странном отчестве. Отец героя решил сменить своё имя Христофор, напоминавшее христианский символ, на имя философа-материалиста. Затем автор описывает беседу пассажиров о сложных двадцатых (гражданская война, страшный голод, разруха) и тридцатых-сороковых годах («коллективизация, потом Магнитострой, потом война»).

И вот тут, замечает писательница, в разговор старших вмешивается Лёня, мальчик двенадцати лет: «Сколько же вы эпох прожили! И какие разные эпохи!» Ребёнок осознал, что жизнь его попутчиков проходила в различные переломные моменты истории страны, когда коренным образом менялась существующая реальность.

Н.Г. Кондратковская приходит к выводу, что жизнь каждого отдельного человека, которая показана в контексте истории страны, может представлять интерес и для других людей.

Действительно, для нас и всех тех, кто не был свидетелем глобальных исторических изменений, судьба конкретных людей может быть интересна.

Тема судьбы человека, которая складывается под влиянием разнообразных событий в истории страны, всегда была одной из самых важных в русской литературе.

Так, рассказ Ивана Андреевича Бунина «Господин из Сан-Франциско» раскрывает кризис цивилизации Западной Европы, постигший её в начале двадцатого века. Герой рассказа является символом буржуазного мира, преследующего только свои корыстные интересы.

Обратите внимание

Он считает себя «хозяином положения», потому что у него есть много денег. Все планы этого человека рушатся в связи с его внезапной смертью. И тело этого богатого господина доставляется домой в грязном трюме, всеми забытое и ненужное.

Никакие деньги не смогли обеспечить герою достойного завершения его жизненного пути.

Герои произведения Бунина — люди своего времени, и их судьба в полной мере отражает настроения эпохи.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у нас за 250 рублей! Более 700 выполненных заказов!

Заказать сочинение

Ещё одним писателем, в произведениях которого отражены все важнейшие этапы истории в жизни нашей страны был Михаил Александрович Шолохов. Судьба Андрея Соколова, героя рассказа «Судьба человека», полна тяжких испытаний.

Но этот простой солдат, преодолевая все физические и нравственные страдания, сохраняет в себе по-детски чистую и добрую душу.

Писатель показывает нам трагическую судьбу человека, связанную с исторической судьбой народа в одно целое.

Таким образом, можно сказать, что всегда жизнь и судьба отдельного человека находится в неразрывной связи с жизнью народа, с историей страны.

Важно

И долг писателей, поэтов, художников и историков честно и правдиво передавать исторический опыт от поколения к поколению, чтобы «шевелить» души молодых, чтобы они поняли, что неповторимая человеческая судьба вовсе не пустяк и что она может быть интересной читателям других поколений.

Источник: https://sochinyalka.ru/2016/12/chelovek-svidetel-korennyh-izmenenij-v-zhizni-strany.html

Сочинение на тему: «Судьба человека» Михаила Шолохова

Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» является одним из наиболее знаменательных произведений отечественной литературы двадцатого столетия.

Автору удалось наделить своего героя – советского солдата Андрея Соколова комплексом наилучших человеческих качеств: мужеством, благородством, верностью Родине, преданностью своим идеалам и принципам.

Даже в плену у врага, оказавшись перед лицом смертельной опасности, он сохраняет человеческое лицо и чувство собственного достоинства, чем вызывает глубокое уважение. Оказавшись в немецком концлагере Андрей стойко переносит все тяготы тамошней жизни.

Читайте также:  «лето господне» шмелёва: анализ

Никто не видит его слез, не слышит ни слова о жалости пощаде. А после того, как кто-то донес на героя коменданту лагеря, жизнь Андрея Соколова оказалась в опасности.

Однако, и тут он не изменил свои принципам, не принялся умолять о пощаде, цепляясь за свое земное существование.

Его отвага, мужество, сила духа, верность Отчизне, высоким идеалам вызывали уважение и восхищение даже у врагов – фашистов.

С войны Андрей вернулся победителем, за которым числилось немало героических подвигов. Однако, выяснилось, сто покуда он находился на поле боя, вражеская бомба уничтожила дом Андрея, оставив на его месте лишь зловеще чернеющую глубокую воронку. Таким образом, герой потерял все: дом, семью, любовь, надежды на будущее…Все кануло в пучине войны…

Совет

Удивительно, но даже пройдя сквозь все круги ада, Андрей Соколов сохраняет в своем сердце немало любви и человеческого тепла. И встретившись, в зрелом возрасте, с мальчиком-сиротой по имени Ванюша, Андрей отдал ему всю свою заботу, нежность и нерастраченную отцовскую любовь.

И с этих пор жизнь героя круто меняется. Смотри он каждый день в ясные и синие, словно «небушко» глаза ребенка, и светлеет, теплеет у него на душе.

Два человека – взрослый и маленький – утратившие все во время жестокой войны, объединили свои судьбы в одну нить и помогли друг другу справиться с тяжелейшими испытаниями.

Жизненному пути таких вот народных героев посвящено немало литературных произведений, однако, рассказ М. Шолохова, по моему мнению, является самым тонким и душевным из них.

Герой произведения печется и переживает, главным образом, не своих личных нуждах, а о собственном долге перед Отечеством, народом, окружающими людьми.

Именно поэтому произведение и называется «Судьба человека» – настоящего человека с большой буквы.

(8 votes, average: 4.63

Источник: https://school-essay.ru/sochinenie-na-temu-sudba-cheloveka-mixaila-sholoxova.html

Вопрос о роли личности в истории

Вопрос о роли личности в истории по сей день не может быть истолкован однозначно. В самом деле – история создаёт личность или же личность пишет историю? Что первично? Попробуем рассмотреть эту тему с разных точек зрения.

История Второй Мировой войны хранит в себе множество примеров беспредельного героизма, отваги и самопожертвования. То есть, мы можем сказать, что именно личности творили историю.

С другой стороны,  обстоятельства были таковы, что у многих людей не было выбора – если бы они не совершили то, что последующие поколения назовут подвигом, им не удалось бы выжить – налицо сотворение героя историей.

Обратите внимание

Одно несомненно: роль личности в истории очень высока, какой бы не была на самом деле их связь.

Существует поговорка: «история толпы не помнит». Она говорит нам о том, что заметный след в истории способна оставить именно личность, а не безликая масса. В самом деле, кто сейчас способен перечислить по именам людей, штурмовавших Зимний дворец? Их роль была весьма и весьма неоднозначна, но достаточно важна.

Несмотря на это, в истории они остались именно как толпа, тогда как имена тех личностей, которые вдохновили их на это действие, знает практически каждый. Можно сказать, что какой бы ни была роль личности в истории, эта личность обязательно останется в памяти людей, пусть даже и роль толпы порой бывает важнее.

Судьба человека в определенных исторических обстоятельствах

Интересен тот факт, что судьба великих личностей зачастую трагична. Вспомним Моцарта, Пушкина, Коперника. Их судьба тесно связана с теми условиями, при которых они жили и творили.

Важность исторических обстоятельств в судьбе человека невозможно переоценить.

И чем более стрессовыми, экстремальными, являются эти обстоятельства, тем большее влияние они оказывают на судьбу человека, на формирование его личности.

Судьба человека в исторических обстоятельствах, конечно же, зависит в том числе и от самого человека, от его характера, устремлений и прочего.

 Однако не будем забывать, что на формирование у человека личностных качеств влияют, в том числе внешние условия, в число которых входят и исторические обстоятельства.

Ведь любой человек, прежде чем развиться в полноценную личность, проходит этапы младенчества, детства, юности.

Именно в это время и закладываются будущие черты личности. И все эти этапы, конечно же, проходят в неких исторических обстоятельствах, которые играют свою роль в формировании личности человека, а также оказывают влияние на формирование его дальнейшей судьбы.

Важно

Подведя итог, мы можем сказать, что история и личность, а также судьба человека неразрывно связаны и оказывают влияние друг на друга взаимно. Говорить об одностороннем влиянии будет не совсем верно, ведь, к примеру, тяжело представить себе человека, который бы жил и развивался в некоем вакууме.

То есть, конечно, жить он будет, но вот будет ли развиваться? Жизнь – это движение вперёд, это преодоление препятствий. Именно преодоление препятствий позволяет человеку развиваться как личности. И в конечном итоге, именно личностные качества человека во многом определят его судьбу.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Человек и история в русской литературе: интерес к истории
Следующая тема:   А.С. Пушкин «Медный всадник» – анализ поэмы, образы в поэме

Источник: https://www.nado5.ru/e-book/vopros-o-roli-lichnosti-v-istorii

“Судьба человека” (стр. 1 из 2)

“Судьба человека”

Л.П. Егорова, П.К. Чекалов

В годы Великой Отечественной войны Михаил Шолохов – военный корреспондент, автор очерков – в их числе “Наука ненависти” (1942), получивших большой общественный резонанс, главы незаконченного романа “Они сражались за родину” печатались на протяжении послевоенных десятилетий. В 1957 г.

Шолоховым написан рассказ “Судьба человека”, вошедший в золотой фонд произведений о борьбе народа с немецко-фашистскими захватчиками. Рассказ посвящен Е.Левицкой.

На письма к ней Шолохова мы уже неоднократно ссылались, и это посвящение как бы подчеркивает преемственность рассказа и предшествующего творчества писателя.

Принципиально новым в рассказе Шолохова было то, что писатель показал как положительного героя времени человека, прошедшего немецкий плен. (Кстати, таким был путь и лейтенанта Герасимова в “Науке ненависти”). Люди такой трагической судьбы долгое время подвергались репрессиям, им не было места на страницах литературных произведений. Поэтому, повстречавшись еще в 1946 г.

с тем, кто стал прототипом образа Андрея Соколова, Шолохов не мог реализовать свой замысел. Он не принадлежал к тому типу писателей, кто мог заведомо писать “в стол”, не надеясь на публикацию. Он выступил со своим рассказом на страницах “Правды” только в период “оттепели” – после ХХ съезда партии, положившего конец культу личности Сталина и связанной с ним системой запретов.

Частная жизнь главного героя Андрея Соколова включена в конкретное время реальных исторических событий; герой (он родился в 1900 г.) – ровесник ХХ века, принявший на свои плечи все его социальные катаклизмы. Он выстоял в трагических испытаниях – немецкий плен, гибель семьи – которые послала ему судьба.

Композиция и жанр

Самая заметная композиционная особенность “Судьбы человека” – построение по принципу “рассказа в рассказе”.

Совет

Оно связано с наличием в произведении двух субъектов сознания и речи, последовательно излагающих его художественные события: собственно повествователя, персонально не обозначенного, и героя – Андрея Соколова.

В основе структуры рассказа лежит прием композиционного обрамления: исповедь героя заключена в рамки речи повествователя. Рассказ Соколова выделен в особое художественное единство несколькими способами.

Он отличен от речи повествователя по своей внешней форме, поскольку последняя представляет из себя типичный Ich-Erzahlung, а слово героя дано как сказ. Речь Соколова маркирована стилистически, его рассказ относится к прошлому, имеет иной объект изображения, ритм и тональность.

В силу такой подчеркнутой выделенности рассказ Соколова получает особую значимость, он становится текстом в тексте, произведением в произведении, приобретает иное измерение, превращается в смысловой центр шолоховского творения.

Поэтому каждое слово получает в исповеди героя особую весомость.

Помещение же рассказа Соколова внутрь другого рассказа создает между ними сложные отношения: герой и его жизнь становятся объектом эмоционального осмысления со стороны повествователя, в которое включается и читатель.

Мотивировка рассказа Соколова носит очерковый характер, повествователь сообщает читателю то, что он услышал от героя во время их случайной встречи на берегу реки, когда Соколов принял писателя за “своего брата” шофера. Разумеется, функция этого приема у Шолохова сложнее. Соколов видит в слушателе человека и своего поколения, и своей судьбы.

Это определяет естественность, предельную откровенность и полифункциональность его монолога. Зарубежная критика обратила внимание на то, что в “Судьбе человека” сочетаются исповедальность как элемент стиля и исповедь как жанр (13, 123-129). Речь Соколова становится исповедью, обращенной к повествователю и к себе.

Это диалог с собой, раздумье о своей жизни и жизни вообще, в которых нужно разобраться. Это рассказ о своем горе и душевном мучении, от которого нужно освободиться, стремление и показать себя, и утвердиться в своей правоте. В процессе рассказа происходит в какой-то мере освобождение Соколова от тяжелых душевных мук.

Обратите внимание

Местами монолог Соколова превращается в суд героя над собой. Таким образом он двунаправлен: обращен к повествователю, у которого Соколов ищет поддержки, понимания, и к самому себе, становясь осмыслением своей судьбы. Пользуясь термином М.М.Бахтина, его можно назвать диалогическим монологом.

Читайте также:  Краткое содержание «мцыри» лермонтова по главам

Характерно и то, что рассказ Соколова идет почти без всяких пояснений, комментариев с его стороны: он считает, что повествователю все понятно, что их жизненный опыт и сознание едины.

Специфична в шолоховском творении и форма сказа. Он сохраняет все свои признаки, воссоздавая безыскусную, естественную речь героя и подавая ее именно как чужую индивидуальную речь, как изображенное слово. И в то же время это хоровой, многоголосый сказ, не ограниченный сугубо профессиональной или диалектной лексикой.

По своей стилистической организации исповедь Соколова двойственна. В этих кульминационных моментах речь героя приближена к авторской речи, сливается с ней. То, что речь героя выстроена автором, проявляется и в насыщенности рассказа Соколова раздумьями-отступлениями, и в постепенном включении в речь героя высоких литературных слов и правильных синтаксических конструкций.

Происшествия, о которых рассказывает герой, можно разделить на два типа: на события, которые происходят помимо его воли (эпизод расставания, сцена пленения, гибель семьи, смерть сына и др.), и на события, которые являются следствием самостоятельных действий Соколова, его инициативных поступков.

К ним можно отнести сцену убийства предателя, эпизод с комендантом лагеря, побег из плена и др. Примечательно, что те и другие эпизоды чередуются, но если вначале преобладают события первого типа, “удары судьбы”, (Б.

Ларин), то по мере приближения к финалу рассказа Соколов превращается в человека, творящего наперекор року свою судьбу, проявляющего жизненную и социальную активность, становящегося личностью. При этом композиция повествования о жизни героя подчинена принципу чередования беглого и развернутого описаний.

Развернутое описание возводит происшествия в ранг события, повышает его значение, отмечает самые важные в идейном смысле эпизоды. Но в тексте используется еще один способ усиления значимости тех или иных сцен: сообщение о них носит прерывистый характер, наполнено паузами, обозначаемыми многоточием.

Важно

Важен повтор ряда эпизодов, выражений, фраз, мыслей. Повторяется описание жены Соколова в сцене прощания, осуждение героем себя за свое поведение во время отъезда на фронт.

События, составляющие жизнь Андрея Соколова, объединены общностью своей функции, роли в жизни персонажа. Все они – испытание героя: плен, события, в которые он вовлекается в плену (отношение к предателю, эпизод с Мюллером и др.), смерть близких, полное одиночество. События в рассказе нагнетаются по степени их драматичности.

В жизни героя беда накладывается на беду, горе на горе. События имеют свою логику: они последовательно отъединяют Соколова от мира, разрывают его связи с ним, ведут героя к одиночеству. Тем большее значение приобретает последний, завершающий поступок героя – усыновление сироты Ванюшки.

Соколов действует наперекор судьбе, логике событий, он сам устанавливает связь с миром, с людьми, начиная жизнь как бы сначала.

Развертывание судьбы героя как цепи испытаний роднит шолоховский рассказ с произведениями устного народного творчества, подключает его к могучим фольклорным традициям, прежде всего к сказкам, где мотив испытания всегда был одним из ведущих сюжетных приемов.

Исходной ситуацией в судьбе Соколова выступает ситуация равновесия, счастливой семейной жизни – типичная исходная ситуация сказки, которая по Проппу “служит контрастным фоном для последующей беды”.

В исходной ситуации шолоховского произведения присутствует и случайность, трагическое последствие которой не предусмотрено героем: “Только построился я неловко. Отвели мне участок… неподалеку от авиазавода”.

Завязка событий в рассказе драматична. Война обрушивается на Соколова внезапно, как обрушивается беда на героя в сказке. Со сказкой соотносятся мотивы потери и поисков семьи. Ядро сюжета рассказа составляют оппозиции герой / враждебная сила и жизнь / смерть.

Совет

В основе ряда ситуаций и мотивов рассказа лежит, как отметили многие исследователи, принцип троичности.

Так для судьбы Соколова характерны три главных беды: плен, гибель жены и дочерей, гибель сына; в эпизоде с Мюллером герою трижды предлагают стакан шнапса, у него трое детей, в сюжете рассказа на берегу реки встречаются три человека.

Элементы народной поэтики присущи и стилистике рассказа Андрея Соколова (поговорки, присказки, речевые обороты и сравнения, свойственные фольклорным произведениям – характерно словоупотребление “белый свет” – элементы плача). Они проявляются и ритмическом рисунке наиболее эмоциональных фрагментов его рассказа, и в синтаксической организации его речи. Достаточно вспомнить описание жизни в плену:

“И кулаками били, и ногами топтали, и резиновыми палками били, и всяческим железом, какое под руку попадется, не говоря уже про винтовочные приклады и прочее дерево.

Били за то, что ты – русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь”.

Описание построено на основе синтаксического параллелизма и воспринимается как поэтическая формула – обобщение судьбы русского и вообще советского человека в неволе, фашистском плену, рожденное народным сознанием, народным поэтическим талантом.

Фольклорные элементы поэтики “Судьбы человека” внешне мотивированы тем, что Соколов – выходец из трудового народа – носитель его сознания. Но их “густота”, частота, а главное – разножанровость превращают его частный, личный голос в голос всего народа.

В его рассказе выражается народное отношение к труду, семье, чужому горю, плену, предательству, родине, смерти (т.е.

ко всем основным категориям бытия) и нравственный кодекс народной жизни: “На то ты и мужчина, на то ты и солдат, чтобы все вынести, все снести, если к этому нужда позвала”.

Источник: https://MirZnanii.com/a/353033/sudba-cheloveka

История создания рассказа Шолохова “Судьба человека”

Инструкция

Школьное сочинение – это не литературная статья в миниатюре. Цель сочинения – понять, как чувствует школьник произведение, как он умеет мыслить, какие выводы делать, а также насколько хорошо он усвоил теоретический курс литературы и информацию о данном авторе и произведении. Темы для сочинений бывают самыми разными, но, как правило, для сочинения учитель выбирает тему, которую на уроках вы не успели пройти в рамках изучения данного произведения. Поэтому вот несколько правил написания любого сочинения, в том числе и по «Тихому Дону». 1) Произведение должно быть прочитано. Правда, школьники часто практикуют написание сочинений по произведениям, о которых лишь слышали урывками на уроках или прочитали в кратком содержании. Мало того, такие сочинения иногда получаются вполне успешными. Однако опытный учитель всегда отличит вдумчивое сочинение от поверхностного, даже если и не укажет на это ученику.2) Нужно четко следовать теме сочинения. Отступления возможны, но сочинение, написанное на совершенно другую тему вряд ли будет оценено высоко.3) Не увлекайтесь цитированием. Цитаты нужны для подтверждения текстом ваших суждений, но не стоит составлять из них сочинение.

4) Применяйте теорию, исторические сведения и факты об авторе и произведении.

Теперь немного о специфике произведения «Тихий Дон». Это произведение – роман-эпопея, и рассматривается в школе с нескольких основных точек зрения. Во-первых, это тема войны и того, как она влияет на судьбу народа.

Во-вторых, тема казачества как совершенно особого сообщества и образа жизни. В-третьих, это судьба отдельно взятого человека, его характер и качества.

Если речь идет о войне или о казачестве, то непременно нужно изучить какие-либо материалы на эту тему, чтобы быть подкованным в этих вопросах и суметь правильно построить аргументацию.

Обратите внимание

В сочинении по «Тихому Дону» непременно нужно сказать о неповторимом языке Шолохова. Во многом от него зависит художественное своеобразие романа. В языке много диалектной лексики, просторечий. Много настолько, что современному человеку иногда трудно без словаря понять, о чем идет речь. Таким образом Шолохов пытался погрузить читателя в мир произведения.

Помните об основных компонентах композиции сочинения – вступлении, основной части и заключении. Выстройте логическую цепочку рассуждений, все свои мысли подтверждайте текстом.

Используйте в сочинении все то, что давал учитель на уроке, перечитайте свои записи. Возможно, это и не слишком правильно, но большинство учителей любит, когда в сочинениях фигурируют те самые положения, которые они диктовали на уроках.

Пользоваться готовыми сочинениями по «Тихому Дону» можно, но не стоит выдавать их за свои. Во-первых, можно попасть в неудобную ситуацию, а во-вторых, учителя часто знакомы с текстами готовых сочинений. Лучше использовать их для поиска интересных идей и оборотов.

Полезный совет

При подготовке к сочинению полезно будет посмотреть фильмы Сергея Герасимова или Сергея Бондарчука, снятые по этому произведению.

Источники:

  • Темы для сочинений и сочинения по “Тихому Дону” в 2019

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-883441-istoriya-sozdaniya-rasskaza-sholohova-sudba-cheloveka

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]