План-конспект урока по литературе (10 класс) на тему: Анализ рассказа А.П.Чехова “Студент” (комментированное чтение в 10 классе), презентация
Анализ рассказа А.П.Чехова «Студент»
Комментированное чтение.<\p>
Студент» выделяется своей лаконичностью даже среди небольших по объёму чеховских рассказов. С одной стороны, это делает данное произведение удобным для изучения в средней школе.
С другой стороны, понять рассказ сложно в силу необыкновенной лексико-семантической «насыщенности», «плотности» повествования, содержащего «сгустки» духовных смыслов.
Отметим в этой связи, что при предварительном самостоятельном чтении учащиеся, как правило, не могут проникнуть в глубинный смысл этого произведения, духовное содержание «Студента» остаётся для многих закрытым.
Задача: раскрыть духовное содержание рассказа
Цели урока:
– продолжить формирование умения анализировать текст, акцентируя внимание на лексике, синтаксисе, символике текста
– помочь увидеть глубокий смысл рассказа благодаря знакомству с библейским сюжетом и его толкованием, помочь раскрыть замысел использования его в данном рассказе
Сегодня наш разговор и наша встреча с А.П. Чеховым особенные. Мы сегодня прикоснёмся к рассказу, который, по воспоминаниям родственников и современников писателя, был его самым любимым.
Рассказ, написанный тридцатичетырехлетним писателем, краток даже по меркам чеховской прозы (“Краткость — сестра таланта”, — сказал он как-то). В рассказе чуть более трех страниц, но он оставляет впечатление художественного совершенства.
До конца понять и объяснить суть прекрасного невозможно, мы можем лишь приблизиться к такому пониманию. После прочтения этого рассказа Л.Н.Толстой скажет о том, что Чехов – это «Пушкин в прозе».
Как Пушкин первым в нашей литературе выработал язык поэзии, которому оказалось доступно все — от тончайших душевных движений до поступи истории и законов мироздания, — так Чехов завершил подобные поиски в языке русской прозы.
– С чего же начинается рассказ?
– Кто его главный герой?
(Главный герой данного произведения — 22-летний студент Иван Великопольский, возвращающийся поздним вечером домой и размышляющий о жизни. Все окружающее кажется ему мрачным, пугающим и унылым. Он не хочет возвращаться домой, а вся жизнь и даже вся история предстают перед ним как нечто неизменно негативное).
– В каком он находится настроении, из чего это видно?
(Аанализируем пейзаж, находим ключевые слова. Делаем вывод: все мрачное и унылое, темнота пугает. Все окружение: лес, луг, деревня, — буквально утопает во мгле. И именно такое настроение владеет студентом: пессимистичное и безысходное)
– Меняется ли его настроение на протяжении рассказа?
( В конце рассказа всё преображается — освещается зарождающимся светом нового дня. Утренняя заря символизирует обновление души Ивана Великопольского).
– Что же так повлияло на Ивана Великопольского?
– Встреча с женщинами-вдовами? Евангельский рассказ? Слёзы и смущение женщин?
(Именно эмоции женских персонажей в связи с рассказом студентом библейского сюжета переворачивают всё в душе Ивана)
– Почему Иван рассказывает именно этот сюжет из Библии?
Необходимо задать ряд вопросов-подсказок.
Где учится студент? Что такое «страстная пятница» и что должны делать верующие люди в этот день?
Подвести ребят к пониманию того, что Иван совершает грех как будущий священник уже потому, что не участвует в богослужении. Грех уныния и безысходности овладевает им, становится понятно, почему именно этот сюжет так волнует его.
Подготовленный учащийся рассказывает о смысле этого эпизода из Евангелия.
– Каково значение евангельского эпизода отречения Петра в данном рассказе? Было ли отречение Петра сознательным поступком?
(Иван именно теперь вдруг увидел в Петре усталого, невыспавшегося, измождённого человека, который совершил бессознательное отречение. Пётр отрёкся и не заметил сразу этого, потому что сработал инстинкт самосохранения.<\p>
-Какое слово помогает почувствовать и понять это?
( Автор выражает бессознательность, импульсивность действия Петра глаголом «очнулся». Для Чехова важно раскаяние Петра, ибо оно означает спасение, снятие греха. Иван Великопольский, как и Пётр, усомнился, но, усомнившись, тоже раскаялся).
– Реакция женщин на рассказ Ивана?
(Василиса заплакала, Лукерья покраснела. Было видно, что она словно сдерживает сильную боль)
– Зачитайте, о чём после этого размышляет Иван.
(Живой, эмоциональный отклик добрых женщин на рассказ о Петре поразил героя, настроил его на мучительные раздумья ( зачитать текст от слов: «Работники возвращались с реки» до слов: «…имеет к ней какое-то отношение».) Результатом общения Ивана с женщимами стало душевное озарение. Оно происходит не сразу, а чуть позже, уже после того, как Иван расстался с вдовами.
– Что думает студент о Василисе?
Теперь студент думал о Василисе: если она заплакала, то, значит, всё происходившее в ту страшную ночь с Петром имеет к ней какое-то отношение.
-Где, по-вашему, кульминация рассказа?
(Момент душевного озарения, просветления героя становится кульминационным в чеховском повествовании. Этот момент связан уже не с внешними обстоятельствами, а с описанием внутреннего состояния персонажа).
– Изменилось ли что-то внешнее вокруг главного героя? Докажите.
(Вокруг него ничего внешне не изменилось).<\p>
Писатель не случайно вновь возвращается к теме непогоды, ненастья: «Дул жестокий ветер, в самом деле возвращалась зима, и не было похоже, что послезавтра Пасха»).
– В чём, по-вашему, мастерский замысел автора?
Чехов подчеркивает тем самым, что переломное событие происходит не в окружающем мире, который по-прежнему пребывает в состоянии дисгармонии, а в душе героя. Обратимся к тексту.
«Он оглянулся. Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей.
Студент опять подумал, что если Василиса заплакала, а её дочь смутилась, то, очевидно, то, что происходило девятнадцать веков назад, имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам, и, вероятно, к этой пустынной деревне, к нему самому, ко всем людям.
Если старуха заплакала, то не потому, что он умеет трогательно рассказывать, а потому, что Пётр ей близок, и потому, что она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе Петра».
– Почему так? (Есть что-то общее и очень важное для всех людей, независимо от их возраста, социального положения). Обратимся к тексту.
«И радость вдруг заволновалась в его душе, и он даже остановился на минуту, чтобы перевести дух».
С чем связана его радость?
Иван Великопольский открыл для себя духовную связь времён. Здесь особое значение приобретает символический образ цепи: «Прошлое, думал он, связано с настоящим непрерывною цепью событий, вытекающих одно из другого. И ему казалось, что он видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой».
– Как вы понимаете, что понял всё-таки Иван и отчего ему стало очень хорошо?
Чеховский герой вдруг осознал, почувствовал ту истинную любовь, которая живет в сердцах простых людей, несмотря на всю беспросветность их земной жизни – в прошлом и в настоящем.
Ключевыми понятиями становятся у Чехова правда и красота. Понятно, что речь здесь идёт о правде Христа и о красоте Его жизни и учения, неотделимых от истинной любви: «Правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле».
– Где читателю открывается новое, оптимистическое мироощущение героя?
(В последнем фрагменте текста)
«А когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору, глядел на свою родную деревню и на запад, где узкою полосой светилась холодная багровая заря, то думал о том, что правда и красота, направлявшие человеческую жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле; и чувство молодости, здоровья, силы, – ему было только 22 года, – и невыразимо сладкое ожидание счастья, неведомого, таинственного счастья овладевали им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла».
– В чём же обретает смысл жизни наш студент, так разочарованный в ней в начале рассказа?
(В поисках этой самой правды, в красоте человеческой души и красоте человеческих взаимоотношений)
– В чеховском рассказе очень важен мотив света.
-Где мы можем это наблюдать в тексте? Как вы его понимаете?
(Образ света, огня имеет в произведении символическое значение. Упоминаемый в начале рассказа отдаленный огонь на вдовьих огородах не может рассеять вечернюю мглу.
Он подчеркивает пустынность и мрачность местности, по которой идет студент, оттеняет мрак в душе самого героя. Затем герой подходит к костру. Этот костер напоминает студенту другой костёр, о котором говорится в Евангелии.
Его огонь озарил сознание чеховского персонажа, осветил его душу. А в конце рассказа он уже видит зарю и идёт в этом направлении – к свету…)
– Вернёмся к тексту последнего фрагмента чеховского рассказа и обратим внимание на две оставшиеся без комментария детали: «…когда он переправлялся на пароме через реку и потом, поднимаясь на гору…». Как вы понимаете эти символические детали?
( Гора – это символ восхождения, а река – символ обновления, новой жизни…)
Сообщение подготовленного ученика о преображении на горе Фавор(сюжет из Евангелия). Восхождение на гору напоминает нам о горе Фавор, куда взошёл Господь со своими учениками и преобразился.
-Что произошло с Иваном с этой точки зрения?
(Преображением можно назвать и всё, что произошло с Иваном в этом рассказе).
А теперь обратимся к названию рассказа, которое первоначально звучало «Вечером». Почему автор изменил название?
За вечером наступает ночь, а в рассказе всё иначе. Название студент более глубоко отражает идею произведения. Студент – это вера. Это надежды. Это устремлённость в будущее.
Домашнее задание.
Ответьте письменно на вопрос:<\p>
Как вы понимаете процитированные строки из стихотворения Тютчева?
.
Источник: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/01/25/analiz-rasskaza-a-p-chehova-student-kommentirovannoe-chtenie-v
Анализ рассказа А. П. Чехова «Студент»
Урок литературы в 9 классе
Тема: Анализ рассказа А. П. Чехова «Студент»
Цели урока:
1. Познакомить учащихся со временем написания и опубликования рассказа, выразительно прочитать рассказ, воздействуя на чувства и эмоциональную сферу учащихся; продолжить формирование умения анализировать текст, акцентируя внимание учащихся на лексике и синтаксисе произведения.
2. Воспитывать в учащихся такие нравственные черты, как духовность, умение анализировать поступки окружающих, а также свои собственные; на примере данного рассказа учить детей прощать слабости людей.
3. Развивать навыки культуры речи; учить находить главное в тексте, общее и отличительное в явлениях, описанных в рассказе А.П.
Чехова, формулировать выводы, обобщать факты, подводить итоги; продолжать привитие интереса к русской литературе и, в частности, к творчеству Чехова.
<\p>
Это была тоска исключительно тонкой, прелестной и чувствительной души, непомерно страдавшей от пошлости, грубости, скуки, праздности, насилия, дикости – от всего ужаса и темноты современных будней.
А. И. Куприн
Чехов уловил глубоко ценную и нужную для нас ноту – ноту бодрости и любви к жизни.
М. Горький
Какой я пессимист? Ведь из моих вещей самый любимый мой рассказ – “Студент”.
-
Актуализация знаний . Что мы знаем об А. П. Чехове.<\p>
Индивидуальное сообщение «Роль метафоры в рассказе «Хамелеон».
– Рассказ “Студент” написан уже зрелым Чеховым, гениальным писателем. Написан он в 1894 году – это уже почти рубеж веков. В это же время Чеховым написаны повести и рассказы «Огни» (1888), «Поцелуй», «Пари» (1889) . Когда рассказ «Студент» был напечатан в газете, он назывался “Вечером”. Дома вы прочли рассказ, как вы думаете, о чем он, какова его идея?
Учащиеся высказывают свое мнение.
Читаем эпиграфы к уроку. Подтверждают они ваши догадки или нет?
-
Для того чтобы подтвердить или опровергнуть выдвинутые гипотезы,<\p>
проанализируем рассказ, разберемся в прочитанном. Желающие могут писать отзыв.
-
Читаем первый абзац. Находим ключевые слова – описание природы.
Вначале погода хорошая, тихая, выстрел прозвучал весело – день.
Ночь стемнела – некстати подул холодный, пронизывающий ветер, ледяные иглы, неуютно, глухо, нелюдимо.
Во втором абзаце найдите подтверждение тому, что на земле “неуютно, глухо и нелюдимо”
“ … этот внезапно наступивший холод нарушил во всём порядок и согласие, <\p>
…самой природе жутко, и оттого вечерние потёмки сгустились быстрей, чем надо».
Каково настроение главного героя? Подтвердите текстом.
Ему не хотелось домой.
Почему?
Состояние природы, страстная пятница.<\p>
Что такое страстная пятница?<\p>
Это день, когда был распят Иисус Христос; ветер подул с востока и принёс весть об этом событии; мир переживает.
– Церковные сутки начинаются вечером, по-нашему в четверг, у верующих – уже пятница. Студент Иван Великопольский идёт с охоты на вальдшнепов, которая бывает на утренней или вечерней заре.
Он размышляет о жизни и приходит к выводу: как оно было тысячелетия назад, так и будет, ничего не изменится, неразрывный круг жизни.
<\p>
2) что в этой мрачной картине студент замечает, выделяет? Куда идет? Почему
идет туда?
«Только на вдовьих огородах светился огонь».
«Костер горел жарко»
Кого студент видит у костра? Найдите в тексте портреты женщин. В чем их красота?
Эти женщины, которых встретил Иван, наверное, духовно красивы, они верны<\p>
богу, эти женщины похожи и на страдалиц у креста Иисуса, и на жён-мирроносиц, которые пришли с радостной вестью о воскрешении Христа.
<\p>
О чём рассказывает студент этим женщинам? Зачем он начинает рассказ об<\p>
апостоле Петре и его отречении от Христа?<\p>
«Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Пётр, – сказал студент, протягивая к огню руки. – Значит, и тогда было холодно». Это не что иное, как подготовка к очень важному наблюдению, которое выскажет позднее студент.
Сейчас мы греемся у костра, тогда Пётр грелся, сейчас холодно, и тогда было холодно. А дальше студент говорит слова, в которых сближаются не только внешние приметы двух ночей, между которыми ни мало ни много, а ведь девятнадцать столетий пролегли, но и настроения людей.
«– Ах, какая то была страшная ночь, бабушка! До чрезвычайности унылая, длинная ночь!»Студент почувствовал себя словно бы уже не в этой, а в той ночи, проникся ужасом той ночи.«Он посмотрел кругом на потёмки, судорожно встряхнул головой и спросил…»
Этой фразы в первой редакции рассказа не было.
Зачем Чехов вставил её? На этот вопрос можно ответить, если обратить внимание только на одно маленькое слово в этой фразе – на предлог, стоящий перед словом<\p>потёмки. Сказано: не «в потёмки посмотрел», а «на потёмки». В предлоге здесь большой смысл.
Если бы было сказано в потёмки, то, значит в те потёмки, в которые ему потом предстоит идти, уходя от тепла и света костра. Так сказать, посмотрел с деловой целью. А на потёмки – это уже как бы отстранённо, потому что молодое и пылкое воображение студента уже увело его далеко-далеко, в глубь веков.
Он уже не только мыслями, но и всеми чувствами там. А эти потёмки сейчас, на которые он смотрит, как бы подтверждают его фразу об унылой и длинной ночи тогда. И наваждение так сильно, что он даже головой встряхивает, чтобы от него освободиться. Кроме того, у будущего проповедника сам собой рождается вопрос, а понятно ли то, что он говорит этим тёмным женщинам. И он уточняет:
«– Небось, была на двенадцати евангелиях?»
Что такое двенадцать евангелий?<\p>
-
отрывков из Евангелия – описание «страстей Христовых», которые <\p>
читаются в православной церкви в страстной четверг.<\p>
Что вы знаете из Библии об отречении Петра?Почему Пётр отрекается от своего Учителя?<\p>
Индивидуальное задание. Чтение отрывков из «Детской библии».
«Что Пётр готов был умереть за Иисуса, это было очень трогательно, но он, говоря так, не знал своего собственного сердца. Он считал себя сильнее, чем он был в действительности. Ввиду этого Господь предупредил Петра, что он ошибается.Пётр не мог себе представить, что он решится отречься от своего Господа.
Поэтому он ещё настойчивее сказал: “Господи! С Тобою я готов и в темницу, и на смерть идти”. То же говорили Иисусу и другие ученики….Пётр имел полную возможность скрыться от людей, овладевших Иисусом, но он хотел доказать свою готовность пострадать с Иисусом и потому остался с ним….Во дворе было холодно, и служители развели здесь огонь и грелись около него.
Пётр также подошёл погреться к огню. Ему хотелось скорее узнать, что случилось с его Господом, и он надеялся, что никто не узнает его, потому что он боялся, что его также задержат в качестве ученика Иисуса. О своей готовности пострадать со своим Учителем он уже совершенно позабыл….
Пётр, боясь попасть в руки служителей, сделал вид, что он совершенно не знает Иисуса, хотя в душе он крепко любил Его.
Взгляд Иисуса исполнен был любви и глубокой скорби и проник в душу Петра. Он не мог выдержать этого взгляда, поэтому вышел, горько плача, сознавая, как неблагодарно он поступил, отрекшись от своего Спасителя».
<\p><\p>
Как называет Иван Петра? Почему?<\p>
Бедный; Ивану жаль Петра, потому что Пётр ближе ему самому и его слушателям. «… около костра стоял Пётр и тоже грелся, как вот я теперь»
Почему заплакала Василиса? Как студент объясняет это?
История Петра – это история всех людей, живущих девятнадцать веков назад и живущих сегодня.
Может быть, эти женщины вспомнили что-то совершённое ими – предательство, отступничество, словом, что-то плохое, известное не только им, но и всей деревне.
Здесь же студент осознаёт, что, наверное, и он не без какого-то греха, да и каждый из людей хранит в памяти какой-либо поступок, о котором стыдно вспоминать.
3) Как меняется настроение Ивана? С чем это связано? Читаем текст от слов<\p>
«Работники возвращались с реки…» до конца.<\p>
-
Так какова же основная мысль, идея этого рассказа?
Прошлое неразрывно связано с будущим, это звенья, концы одной цепи, и не <\p>
замкнутый круг, а именно цепь событий, вытекавших одно из другого. Единство правды и красоты, действительно, имеют отношение к каждому человеку. Иван «думал о том, что правда и красота …
по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле…». Ивану всего 22 года, и он ожидает счастья и земного благополучия. Он пока ещё в пути, но он обретёт дом (не только тот, родительский, куда он возвращается с охоты, а в более высоком смысле – построит свою жизнь, ведь впереди целый жизненный путь).
<\p>
-
1) Почему Чехов изменил название рассказа? Подберите ассоциативный ряд
«Вечером» – закат, темнота, старость…
«Студент» – молодость, будущее, развитие…
-
Составьте цепочку, которая поможет вам определить основную мысль рассказа.
Ощущение дисгармонии Душевное очищение «невыразимо сладкое <\p>
(вечер) (Апостол Петр) ожидание счастья»
-
Вернёмся к эпиграфам урока.
Как эпиграфы помогают раскрыть основную мысль рассказа? Изменилось ли ваше<\p>
мнение о рассказе?
Писавшие отзыв, читают свое сочинение.
-
Домашнее задание (на выбор):<\p>
-
Прочитать стихотворение Б. Пастернака “На Страстной”. Соотнести это стихотворение с рассказом “Студент”: что общего вы нашли, в чём разница?<\p>
-
Прочтите рассказ А. П. Чехова «Пари». Напишите отзыв о рассказе.
Источник: https://kopilkaurokov.ru/literatura/uroki/analiz_rasskaza_a_p_chiekhova_studient
Анализ рассказа Студент Чехова сочинение
“Студент” — произведение известного русского классика А.П.Чехова. Это рассказ об Иване Великопольском – студенте духовного учреждения, который рассказал библейскую историю двум женщинам. В произведении заложен глубокий смысл: автор призывает читателя любить жизнь, совершенствовать свои знания и обогащаться духовно.
Центральный персонаж произведения Иван Великопольский темным вечером возвращается в отчий дом. Иван много размышляет о тяжести положения своей страны: он полагает, что известные правители России привнесли в страну только безысходность и нищету.
Будущее России ему видеться исключительно бесперспективным и мрачным. Ввиду этих мыслей, весь окружающий мир кажется студенту убогим, суровым и в высшей степени негативным.
Иван полагает, что даже через тысячу лет ситуация в России не изменится, и будет все такой же плачевной как при Рюрике, Грозном или Петре.
Главным эпизодом рассказа становится сцена, где Иван встречается с двумя женщинами, дабы погреться у костра и отдохнуть с трудной дороги. Студент рассказывает женщинам новозаветную историю об апостоле Петре, который отрекся от Иисуса. Слушая эпизод из Евангелия, героини проявляют искренние эмоции, потому как история полна трагедии и драмы.
Иван осознает, что история об апостоле Петре произвела глубочайшее впечатление на женщин. Они прониклись рассказом настолько, что не смогли сдержать эмоции. Женщины словно сами пережили драматические события, которые произошли более тысячи лет назад.
Студент приходит к выводу, что события, произошедшие в прошлом, неразрывно связаны с настоящим и имеют влияние на будущее.
Если человек будет помнить о поступках некоторых личностей, совершенных в прошлом, анализировать и переосмысливать их, то ему будет легче жить в настоящем и будущем.
Неожиданно студент понимает, что он способен привнести в мир что-то полезное. Он тот, кто прекрасно разбирается в Библии, он человек, который понимает многие тонкости, и способен говорить людям о смысле жизни. С этого момента Иван Вернопольский решает, что он «луч света» в мрачном и суровом мире российской действительности.
В своем произведении Чехов доносит до читателя глубокие мысли о том, что человеку необходимо знать историю, находить гармонию в суровом мире и развивать свою духовность.
Сочинение по произведению Студент
Рассказ А. П. Чехова “Студент” – это очень краткое и лаконичное произведение. Однако в эти несколько страниц вложено много смысла. Казалось бы, автор описывает обычный вечер обычного студента духовной академии, а точнее его возвращение домой. Но как раз это возвращение и кажется символичным. Оно означает избавление от страха жизни и обращение к духовности.
В начале рассказа сама природа передаёт внутреннее состояние Ивана: холодно, морозной, неуютно, глухо и нелюдимо. Что-то гложет молодого человека изнутри, он представляет себе, что это же состояние переживали люди в разные времена, оно было, есть и будет. И от этих мыслей тоска наказывается на главного героя, он как бы теряет смысл жизни.
По дороге домой Иван встречает двух женщин, которые живут по-соседству. И вот именно в этот момент он видит огонь, который горит с жаром и треском, освещая собой пространство.
Этот огонь тоже является символом- символом прозрения. И студент вспоминает, что в такую же погоду много лет назад грелся у костра апостол Петр.
Иван начинает рассказывать женщинам подробности той самой ночи, когда, согласно Библии, Петр отрекся от Иисуса.
Неожиданно для главного героя. Эта история находит отклик в сердце слушательниц. Одна из них, Василиса, даже расплакалась. Слезы женщины наполнили историю какой-то живостью, она стала шире, чем просто повествование. Она обрела эмоции. И тут Иван понимает, что он не одинок.
Все, что творится у него в душе, понятно не только ему. Главный герой осознает, что прошлое и настоящее неразрывно связаны между собой. И это открытие даёт душевный покой и наполняет существование особым смыслом.
Уже совсем по другому смотрит он на мир, не такой лютой кажется ему непогода и он понимает, что впереди прекрасное будущее.
Главная мысль этого произведения: в каких бы условиях не находился человек в тот или иной отрезок жизни, кто бы его не окружал, какие бы испытания не преподносила судьба, он может найти счастье. Это счастье в душе и в вере. Вере в Бога, в счастье, в себя.Каждый выбирает свою веру сам.
← Анализ рассказа Чехова Человек в футляре
← Анализ рассказа Пари↑ ЧеховАнализ рассказа В аптеке →
Анализ рассказа Тоска →
- Что общего между мечтой и реальностью? Итоговое сочинение
Мечта и реальность, что же это такое? Мечта это то что мы придумываем себе изо дня в день, то что мы хотим, это вымысел и у каждого он свой. Это наш личный внутренний мир, наши фантазии - Сочинение Дом, который украшает нашу улицу 8 класс
В самом конце нашей улицы стоит один дом, который по праву можно назвать украшением нашей улицы. Проходя мимо, я всегда представляю, что это не просто обыкновенный дом, украшенный садом - Почему Онегин обречен на одиночество? сочинение
Во многих произведениях различных авторов есть различные персонажи, которые обречены на одиночество и не могут жить счастливой жизнью. Некоторые живут так по своей вине, некоторые стараются изо всех сил - Сочинение Анализ рассказа Черный монах Чехова
Главным героем пьесы выступает Андрей Васильевич Коврин, который занимается философией и делает свою работу не по принуждению, а по призванию, то есть получает от этого удовольствие, полностью отдает себя - Сочинение на тему Апрель и апрельский день
После зимы наступает весна. Весна для многих людей самое любимое время года. Именно весна будит нас от зимнего застоя. Весной хочется больше двигаться, делать добрые дела
Источник: https://sochinimka.ru/sochinenie/po-literature/chekhov/analiz-rasskaza-student
Для педагога | Изучение рассказа А.П.Чехова “Студент”
Автор: Железникова Ирина Викторовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: мбоу сош №28
Населённый пункт: г.самара
Наименование материала: статья
Тема: Изучение рассказа А.П.Чехова “Студент”
Дата публикации: 11.04.2016
Раздел: полное образование
<\p>
Назад
Изучение рассказа «Студент» А.П.Чехова с использованием
«технологии развития критического мышления».
Тема урока: Трагедийное и обыденное в произведениях А. П. Чехова. Поиск «общей идеи» в творчестве писателя. Анализ рассказа «Студент» (1894). Задачи урока: выяснить соотношение трагедийного и обыденного в художественном мире Чехова на примере рассказов «Студент». Рассмотреть, как писатель решает проблему поиска «общей идеи» в рассказе «Студент». Своеобразие чеховского письма состоит в особом ощущении драматизма жизни. Чехов исследует в своих произведениях не социальное зло («среду») — эта тема в русской литературе была исчерпана к 80-м годам, — но выдвигает на первый план личность и рассказывает «скучную историю» благополучной жизни, которая при ближайшем рассмотрении оказывается герою «чужой». В ней ничего не происходит, в ней отсутствует «общая идея». Редкий миг гармонии в художественном мире Чехова открывается героям, прислушавшимся к жизни, к ее ритму и вступившим в диалог с ней. Принцип объективности письма – важная, но не единственная для характеристики стиля Чехова координата. Объективность повествования дополняется в художественном мире этого писателя особым лиризмом, который придает прозаическим произведениям неповторимый чеховский колорит. Рассмотрим с этой точки зрения рассказ «Студент» (1894). Сам Чехов считал его «наиболее отделанным». По свидетельству И.А.Бунина, рассказу «Студент» Чехов отводил исключительное место среди своих произведений. Перед нами характерное чеховское произведение, в основе которого «случай» из жизни студента духовной академии Ивана Великопольского. Вдовам на огороде он рассказывает (анекдотическая ситуация) притчу о предательстве Христа любимым учеником. Новозаветная реминисценция – единственное «событие» в рассказе. Событийный ряд заменяется выраже- нием состояния («подробностей чувств») персонажа. Многое в чеховских персонажах остается непроясненным, и это одна из особенностей его характерологии. Настроение изменяется как-то вдруг, внешне не мо- тивированно, оно подготовлено ритмической и фонетической организацией рассказа. В рассказе практически отсутствует мотивировка происходящего, а сюжетное движение организовано как ассоциативный поток настроения с двумя контрастными темами, заявленными в начале рассказа: холода – тепла, мрака – света. Эти темы имеют прямое и обобщенно-символическое значение. Для их разработки важна пространственно-временная организация рассказа. Хронотоп определен конкретным временем (страстная пятница) и ограниченным пространством. Подробность православного календаря выполняет в рассказе не только сюжетообразующую, но и смысловую функцию. Благодаря ей возникает ассоциативный ряд и изменяется масштаб повествования: то, что «происходило девятнадцать веков назад, имеет отно- шение к настоящему». На пересечении этих временных пластов возникает миг откровения. Он фиксирует переход от мрака к свету, от безнадежности к надежде. Субъективное ощущение персонажа — «радость» — событие его внутренней жизни. Случайный эпизод открывает закономерность вечного круговорота жизни с неизбежным движением от мрака к свету, приближает героя к пониманию себя в контексте вечности и наполняет рассказ философским содержанием. Авторская позиция в рассказе приглушена. Эта «сдержанность» создает необходимый фон для проявления формальных особенностей текста. По мнению Чехова, произведение «должно давать не только мысль, но и звук, известное звуковое впечатление». Существенной особенностью стиля Чехова является музыкальность его прозы. В письме к одному из своих корреспондентов он отмечал: «Корректуру я читаю не для того, чтобы исправить внешность рассказа: обыкновенно в ней я заканчиваю рассказ и исправляю его, так сказать, с музыкальной стороны». Начало и финал рассказа «Студент» контрастны друг другу как страстная пятница и пасхальное воскресенье. Безысходность начала передана фонетическим образом «жалобного гудения»: «гудело, точно дуло в пустую бутылку», «в лесу неуютно, глухо и нелюдимо». Заключительный абзац звучит в иной тональности: «Правда и красота… всегда составляли главное», «сладкое ожидание счастья – таинственного счастья, овладевало им мало-помалу…». Звучание и ритм фразы – один из чеховских способов создания настроения и звукового образа произведения. Финал произведения подчеркнуто оптимистичен. «Общая идея» осмыслена в нем как понимание связи прошлого «с настоящим непрерывною цепью событий, вытекающих одно из другого». 1. Какова художественная организация рассказа «Студент»? 2. На чем сосредоточено преимущественное внимание писателя: на изображении событий или рассказе о «подробностях чувства»? 3. Как соотнесены в рассказе внешний и внутренний сюжеты? 4. Чем обусловлена психологическая мотивировка поведения персонажа? Попробуйте проследить изменение душевного со стояния И ва на Великопольского. 5. В какой момент происходит перебив эмоционального тона рассказа? Чем он обусловлен? 6. Какими штрихами показывает Чехов перемену в настроении Анфисы и Лукерьи? 7. Почему рассказ называется “Студент”? 8. Одинаковы ли по настроению начало и конец рассказа? 9. Почему в рассказе так много внимания уделяется природе? Как изменения в природе связаны с внутренним состоянием героя рассказа? 10. На какие вопросы Иван Великопольский хочет найти ответ? Удается ли ему это? 11. Зачем герой рассказывает вдовам евангельский сюжет об апостоле Петре? Чего ждал Иван Великопольский, рассказывая женщинам о Петре? Почему он был так потрясен их реакцией на свой рассказ? 12. Подготовьте для выразительного чтения в классе рассказ студента о предательстве Петра. 13. Как каждый из героев реагирует на него? Опишите лица Василисы и Лукерьи, слушавших, рассказ студента. Почему плачет Лукерья? 14. Какое настроение несет финал рассказа? Словесно нарисуйте картину заката в конце рассказа. 15. Найдите в тексте рассказа повторяющиеся повторы – слов, словосочетаний, синтаксических конструкций, художественных деталей, образов. Какова, на ваш взгляд, их роль в рассказе? 16. Задумайтесь, кто является главным героем рассказа: студент, Василиса, апостол Петр? Подберите в тексте рассказа доказательства для подтверждения вашего мнения 17. Подготовьте пересказ событий той ночи от лица персонажей 18. Что ценит и отвергает Чехов в жизни и людях? Важным качеством современных педагогических технологий является их ориентация на развитие личности: индивидуальных особенностей эмоциональной сферы, мышления (осознании, самокритике, самооценке и т. п.), работы воображения. Они предлагают пути, которые могут помочь сформировать умения рефлексии на основе художественного текста. Это совокупность разнообразных приемов, направленных на то, чтобы пробудить в ученике исследовательскую, творческую активность. Работу с рассказомА.П.Чехова “Студент” в десятом классе мы строим, используя технологии групповой работы и технологию развития критического мышления. На первом этапе необходимо обратиться к художественным особенностям текста. С этой целью в начале урока заслушиваются результаты лексико-семантических изысканий учащихся, которым было поручено описать, пользуясь словарями разного типа, семантику отдельных слов и выражений, встречающихся в рассказе, и охарактеризовать их функцию в тексте. Рассказ делится на 8-10 небольших ( приблизительно не более одной страницы) отрывков, языковой и стилистический анализ проводится в группе по 2-3 человека в течение 10-15 минут урока. Таким образом выясняется, от чьего лица ведется повествование, каковы особенности стиля повествователя, главного героя и его случайных попутчиков, роль и характер внутреннего монолога как средства создания психологического портрета Ионы и выражения авторской позиции. Вторая часть занятия строится как работа по подготовке и проведению дискуссии. Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. Учащихся необходимо обращать к их собственной интеллектуальной энергии, только ученики, у которые возникают более или менее четко сформулированные вопросы по теме, по-настоящему осваивают учебный материал. Какие главные вопросы вы задали бы автору рассказа? Большинство учащихся в ходе работы с текстом хотели бы получить ответы на такие вопросы: На какие вопросы Иван Великопольский хочет найти ответ? Удается ли ему это? Зачем герой студент рассказывает вдовам евангельский сюжет об апостоле Петре? Чего ждал Иван Великопольский, рассказывая женщинам о Петре? Почему он был так потрясен их реакцией на свой рассказ? По ходу чтения учащиеся должны были обозначить возникающие у них вопросы в самом тексте (карандашом в виде вопросительных или иных знаков). В этом случае происходит фиксация разных особенностей более глубокого самостоятельного восприятия текста юным читателем. Рассказ начинается описанием леса в весенний день в хорошую, тихую погоду. Лес живет, он наполнен звуками. В лесу стемнело. “Некстати” подувший с востока холодный ветер, «запахло зимой». Ветер как будто «прервал в жизнь в лесу: все сразу смолкло», «стало неуютно, глухо и нелюдимо». Стало очень холодно, поэтому лужи покрылись ледяной пленкой – «ледяными иглами». Эта часть рассказа не вызывает вопросов по ходу чтения (они возникнут лишь в конце). Неожиданно подувший холодный ветер прервал… – «нарушил во всем порядок и согласие» и в природе, и в самом путнике. Внешнее проявление разлада – у Ивана Великопольского «закоченели пальцы», «но разгорелось от ветра лицо». Ему одиноко и тоскливо, «жутко», так же, как и природе. Оттого, кажется, что «потемки сгустились быстрей, чем надо», «кругом пустынно и как-то особенно мрачно. Только на вдовьих огородах… светился огонь». Символический смысл этой картины тоже становится понятным не сразу, поэтому и тут вопросов не возникает Замерзший, голодный “по случаю страстной пятницы”, мучимый ощущением одиночества, студент не мог идти домой, в деревню, скрытую “холодной вечерней мглой” (Почему?). “Дома ничего не варили”, мать, “сидя на полу, чистила самовар”, т. е. его в этот день не разогревали; отец, видимо, болен. Гнетущее ощущение одиночества усиливается, вырастает до отчаяния. “Пожимаясь от холода, студент думал о том, что точно такой же ветер дул и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре (Каком?), и что при них была точно такая же лютая бедность, голод; такие же дырявые соломенные крыши, невежество, тоска, такая же пустыня кругом, мрак, чувство гнета – все эти ужасы были, есть и будут, оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше”. (Чье это мнение? Как оно соотносится с авторским?) Избавлением от мрака и холода был огонь костра на вдовьих огородах, который давал свет и тепло: “горел жарко, с треском освещая далеко кругом вспаханную землю”. То, что увидел студент у костра, не походило на картину, которую он оставил дома: Василиса в “раздумье глядела на огонь”, Лукерья сидела на земле и мыла котел и ложки. Здесь, у костра, “очевидно, только что отужинали”. “Поговорили” (О чем?). Протягивая к огню руки”, студент мысленно связывает себя с другим человеком, который “точно также в холодную ночь грелся у костра”- апостолом Петром. (Кто это? Почему именно он? Какие слова в предыдущем тексте являются ключевыми для понимания логики, по которой появляется образ апостола ?) «Ах, какая то была страшная ночь…! До чрезвычайности унылая, длинная ночь». (Страшная для Иисуса? Страшная для учеников Иисуса – двенадцати апостолов, которые не смогли защитить своего учителя? Унылая и долгая для апостолов, в том числе и для Петра, знающих, что эта ночь закончится чем-то ужасным?) Вспоминая евангельский сюжет, «он посмотрел кругом на потемки, судорожно встряхнул головой». (Может быть, рассказывая, воссоздавая картину той ночи, воссоздавая чувства, которые мог испытывать другой человек, точно также греющийся у костра, студент пытается освободиться от тоски и уныния, которые испытывал недавно в потемках?) В рассказе студента апостол Петр не только библейский персонаж. Это обычный человек, усталый и измученный тоской, размышлениями над словами Иисуса, и, наконец, осознавший свое предательство: «бедный Петр истомился душой, ослабел»; «изнеможенный (?), замученный тоской и тревогой, понимаешь ли (?), не выспавшийся, предчувствуя, что вот-вот на земле произойдет что-то ужасное, шел вослед…». Студент не просто понимает, что тревожит Петра, он проникается его состоянием, разделяет его. Теперь уже не только студент подобен греющемуся апостолу Петру, но и Петр подобен рассказывающему о нем Ивану Великопольскому, студенту духовной семинарии, будущему проповеднику: “С ними около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь”. “Проживая” вместе с Петром события той страшной ночи, студент делится с Василисой и Лукерьей картинами своего воображения: «Вспомнил, очнулся, пошел со двора и горько-горько заплакал. В Евангелии сказано: “И исшед вон, плакася горько”. Воображаю: тихий-тихий, темный-темный сад, и в тишине едва слышатся глухие рыдания». (Как меняются лица Василисы и Лукерьи, слушавших, рассказ студента. Почему плачет Лукерья?) Воспоминания о Петре и то, как восприняли их слушательницы, потрясли Ивана Великопольского и изменили его самого. Рассказывая библейскую историю, он связывает события, которые происходили девятнадцать веков назад, апостола Петра и своих слушательниц. Он становится звеном, посредником этой духовной связи. Видя какой душевный отклик вызвали у двух женщин душевные муки “другого” человека, измученный студент преображается, “Опять на наступили потемки, и стали зябнуть руки”. Но чувства одиночества уже нет, нет тоски и безысходности. : «Одинокий огонь спокойно мигал в темноте, и возле него уже не было видно людей». Сейчас огонь мигает спокойно, потому что Иван ушел от него далеко, или просто стало спокойнее на душе, нет того разлада, который мучил его до встречи с вдовами? «Ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как вздрогнул другой». (Замерзший Иван, подойдя близко к костру, ощущал таким образом этот жар и слышал треск, или сказалось внутреннее состояние его? Почему то, о чем он «рассказывал … имеет отношение к настоящему – к обеим женщинам, и к пустынной деревне (в которую он еще недавно не хотел идти), к нему самому, ко всем людям»? Какие «концы» увидел студент? Что общего в пути Петра и студента? Что изменилось в мировосприятии Ивана? В чем путь, пройденный Иваном Великопольским за эту ночь, сопоставим с путем апостола Петра?) «Родная деревня» на востоке и «запад, где узкою полосой светилась холодная багряная заря».( Как эта картина сопоставляется с пейзажем в начале рассказа?) Исчезает пессимизм человека, который смотрел на историю как на историю “других”, никак не связанных с ним. Соединив своим рассказом два конца цепи человеческих жизней, став звеном этой цепи, он понял, что «правда и красота» непрерывно «до сего дня, и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни…». Сквозь внешнюю неустроенность жизни прорывается и побеждает ее “чувство молодости, здоровья, силы… и невыразимо сладкое ожидание счастья… овладели им мало-помалу, и жизнь казалась ему восхитительной, чудесной и полной высокого смысла”. Смысла жизни, открывшегося Ивану Великопольскому в общении с другими людьми. Жизнь не стала лучше, появилась возможность взглянуть на нее по-другому, увидеть ее другими глазами. Сколько частей можно выделить в рассказе? Разговор у костра делит путь главного героя, как и апостола Петра, на три части. В начале – это сторонний наблюдатель, видевший только «ужасы, которые существовали тысячелетия», Костер, разговор у костра изменили восприятие жизни не только студента, но и женщин. Как описаны лица женщин? Именно эта способность простых, деревенских женщин ощутить чужую боль, прочувствовать ее, воспринять, как свою, помогла Ивану Великопольскому посмотреть на тысячелетнюю историю и на то, что происходит сейчас не сторонним, чужим взглядом одинокого наблюдателя. Какое настроение несет финал рассказа? На занятии знакомимся с двумя оценками творчества А.П.Чехова (читаем соответствующий отрывок из книги К.И.Чуковского) и предлагаем учащимся найти аргументы для каждой из них. Учащиеся делятся на две группы – команду утверждения и команду отрицания. Вопросы для обсуждения Положител ьная оценка Отрицатель ная оценка Как вы представлен герой рассказа? Как описана в рассказе природа? Как изменения в природе связаны с внутренним состоянием героя рассказа? На какие вопросы Иван Великопольский хочет найти ответ? Удается ли ему это? Зачем герой рассказывает вдовам евангельский сюжет об апостоле Петре? Чего ждал Иван Великопольский, рассказывая женщинам о Петре?
Как каждый из героев реагирует на него? Почему плачет Лукерья? Какое настроение несет финал рассказа Что ценит и отвергает Чехов в жизни и людях? Почему рассказ называется “Студент”? Просим учащихся подготовиться к перекрестной дискуссии, записав в тетрадях аргументы и положительных и отрицательных высказываний. Перекрестная дискуссия проводится следующим образом: высказывается тезис «за», потом заслушивается тезис опровержения и высказывается тезис «против». Через 10-15 минут работа останавливается и по результатам обсуждения. В группах обсуждают результаты перекрестной дискуссии, отби- рая наиболее значимые аргументы и контраргументы. По результатам полемики учащиеся пишут сочинение-миниатюру «Как изменялось мое восприятие рассказа Чехова».<\p>
В раздел образования<\p>
Источник: https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=1198
Анализ рассказа Чехова студент
Главный герой данного произведения – 22-летний студент Иван Великопольский, возвращающийся поздним вечером домой и размышляющий о жизни. Все окружающее кажется ему мрачным, пугающим и унылым.
Он не хочет возвращаться домой, а вся жизнь и даже вся история предстают перед ним как нечто неизменно негативное.
Иван думает, что и при Рюрике, и при Иоанне Грозном, и при Петре было все то же самое: бедность и безысходность.
В голове и душе его только темнота и горечь, ведь “. все эти ужасы были, есть и будут, и оттого, что пройдет еще тысяча лет, жизнь не станет лучше”.
К концу произведения мысли и настроения Ивана Великопольского меняются на прямо противоположные.
Что же так повлияло на молоденького студента? Может, так на него подействовала встреча с двумя вдовами? Или рассказ из Евангелия? А, возможно, слезы Василисы и смущение Лукерьи?
Встреча с вдовами Василисой и ее дочерью Лукерьей является центральным эпизодом всего рассказа.
Иван подходит к женщинам поздороваться и немного погреться у костра, и в этот момент ему вспоминается эпизод из Евангелия о том, как апостол Петр трижды отрекся от Иисуса.
Он повествует об этом двум женщинам, и этот рассказ вызывает у них слезы и боль. И, наверное, именно эти эмоции переворачивают все в душе у студента. Он продолжает свой путь и размышляет.
Размышляет о том, что Василиса плакала, а Лукерья выглядела смущенной и напряженной потому, что им было жаль Петра, потому что они прониклись его судьбой, и, возможно, она очень близка им и каким-то образом к ним относится.
Событие, произошедшее девятнадцать веков назад, не забыто, и, более того, непрерывно связано с настоящим. Иван осознает, что одно вытекает из другого, настоящее – это продолжение прошлого. И мысли эти наполняют его радостью, заставляют по-новому взглянуть на все окружающее.
Миром управляет правда и красота, а сам он молод и полон сил, а, значит, впереди ждет неведомое счастье.
Возможно, осознание, что он не одинок, что все же не просто песчинка в этом огромном мире, наполняет Ивана Великопольского ощущением счастья. На него снисходит понимание “высокого смысла” бытия. Человек обретает внутреннюю гармонию и гармонию между собой и внешним миром.
А гармония приносит умиротворение. Настроение главного героя А. П. Чехов передает с помощью описания окружающей природы. Читатель видит пейзаж через призму чувств Ивана, и нетрудно заметить, насколько различны эти картины в начале и в конце рассказа.
Сперва все мрачное и унылое, темнота пугает. Все окружение: лес, луг, деревня, – буквально утопает во мгле. И именно такое настроение владеет студентом: пессимистичное и безысходное. Зато после окружение преображается – освещается зарождающимся светом нового дня.
Утренняя заря символизирует обновление души Ивана Великопольского.
Рассказ “Студент” сильно отличается от других произведений писателя. Здесь герой обретает гармонию, покой, понимает, что жизнь имеет огромный и великий смысл; сюжет имеет позитивную динамику.
Недаром в свое время критики говорили, что этот рассказ является новым поворотом в творчестве Чехова, а сам писатель утверждал, что это его любимое произведение. Скорее всего, на “Студенте” сказалось влияние отца А. П.
Чехова – человека набожного, заставлявшего своих детей ночью петь в церковном хоре. “Студент” – это художественное произведение, по направлению больше относящееся к реализму.
В этом рассказе автор описывает изменение жизненной позиции человека и призывает каждого последовать примеру главного героя – студента, сына дьячка Ивана Великопольского, даже фамилия которого намекает на обретение им нового духовного статуса.
(Пока оценок нет)
Loading…
Вы сейчас читаете сочинение Анализ рассказа Чехова студент« Анализ стихотворения Есенина «Песнь о собаке»Некрасов Размышления у парадного подъезда »
Источник: https://schoolessay.ru/analiz-rasskaza-chexova-student/
Анализ рассказа Чехова Студент
Главная › Книги<\p>
Совсем недавно я разместила на этом сайте краткое содержание рассказа Чехова Студент. Теперь же самое время поделиться с вами моими размышлениями и выводами об этом произведении.
Пейзаж занимает небольшую часть в рассказе, но, тем не менее, картины природы у Чехова, как и у других писателей, очень важны. Они в первую очередь отражают внутреннее состояние героя. Так и в «Студенте», Чехов нам описывает тоскливый однородный пейзаж, и это значит, что настроение Ивана тоже окрашено в темные тона.
Рассуждения студента о погоде плавно переходят к мыслям о далеком прошлом, о временах Рюрика, Ивана Грозного и Петра Великого. Его охватывает тоска и безысходность. Он думает, что такой же холод, как сейчас, был и тогда, что нищета всегда сопровождала народ. Так будет и впредь. У него нет надежд на светлое будущее.
С такими грустными думами он подходит к двум вдовам, сидящим у костра, и рассказывает им отрывок из Евангелия про одного из учеников Иисуса.
Сама эта история не особо важна для читателя, но стоит обратить внимание на то, как рассказывает Иван о давно минувшем событии.
Он чувствует таинственную близость с Петром, это выражается в репликах «около костра стоял Петр и тоже грелся, как вот я теперь», «Точно так же в холодную ночь грелся у костра апостол Петр».
Рассказ вызывает неожиданное впечатление у слушателей, двух вдов: одна из них расплакалась, другая покраснела. Иван делает вывод, что эта история как-то связана с ними. Еще недолго поразмышляв, ему приходит на ум, что старшая из вдов заплакала потому, что она сопереживала Петру, она всем своим существом заинтересована в том, что происходило в душе апостола.
Дальше цитирую: «Ему казалось, что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца, как дрогнул другой.» Теперь он понимает, что прошлое связано с настоящим непрерывной цепью событий и что объединяет все это правда и красота. Они всегда были с человечеством.
От осознания этого студент уже не чувствует прежней грусти. Он уже не испытывает одиночества, его сердце наполнилось счастьем и радостью. Ему всего 22 года, и жизнь ему кажется чем-то необычным, полной высокого смысла.
Пожалуй, этот рассказ о понимании ценности жизни. Такое же прозрение, как и у главного героя произведения, возникает рано или поздно у каждого.
Возможно даже, что упадки настроения потребуют того, чтобы мы снова и снова убеждали себя, что мы живем не напрасно. Именно мы наполняем наше существование делами, убеждениями и смыслом.
И только от нас и от нашего настроя зависит наша жизнь, как не банально это звучит, но это правда.
Источник картинки: pravmir.ru
Источник: https://setadra.ru/2012/07/analiz-rasskaza-chexova-student/