“Василий Теркин”: анализ поэмы Твардовского (по главам)
“Книга про бойца” (“Василий Теркин”) Александра Твардовского стала народной книгой во время войны, потому что ее автору удалось рассказать о войне устами солдата, на котором всегда держались и будут держаться величие России и ее свобода. Даже такой сверхстрогий ценитель, как И. А.
Бунин, откровенно враждебно относившийся к советской литературе, восхищался “Теркиным” и талантом его автора.
Особенности военного времени определили художественное своеобразие поэмы: она состоит из отдельных глав, сюжетно не связанных между собой (“На войне сюжета нету”, – говорит автор), каждая из которых повествует о каком-то эпизоде из боевой жизни главного героя.
Такая композиция произведения вызвана еще и тем, что оно печаталось во фронтовых газетах, на отдельных листовках, и читатель не имел возможности следить за сюжетом – кто его знает, попадет ли к нему “продолжение” истории Тёркина, ведь война есть война, тут загадывать нельзя…
Анализ главы “Переправа”
В главе “Переправа” Твардовский определяет отличие этой войны от всех предыдущих: “Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, Ради жизни на земле”. В этих словах выражается авторская позиция, авторская оценка происходящего, определяющая и его взгляд на события и героев, и его отношение к ним.
Подвиг Тёркина, описанный в этой главе, стал составной частью общего подвига “ребят”, выполнивших свое задание ценой потерь: “Этой ночи след кровавый В море вынесла волна”. “Вцепившийся” в правый берег “первый взвод” не оставлен на произвол судьбы, о нем помнят и переживают, ощущая свою вину: “Словно в чем-то виноваты, Кто на левом берегу”.
И в этот драматический момент, когда судьба оставшихся на чужом берегу бойцов неизвестна, появляется Тёркин, переплывший зимнюю реку (“Да, вода.. Помыслить страшно. Даже рыбам холодна”) для того, чтобы сообщить “Взвод на правом берегу Жив-здоров назло врагу!”.
После того, как он сообщает о готовности первого взвода “переправу обеспечить”, Теркин возвращается к боевым товарищам, снова подвергая себя смертельной опасности, потому что товарищи его ждут – и он должен вернуться.
Анализ главы “Два солдата”
Глава “Два солдата” в юмористическом духе показывает связь поколений, на которой держится боевой дух армии.
Теркин, солдат войны нынешней, и “дед-хозяин”, отвоевавший свое, отдавший свой долг отечеству, быстро находят общий язык, и происходит это не только потому, что Тёркин легко и просто решает все “хозяйственные проблемы”, а потому, что оба они – защитники Родины, и их разговор – “разговор… солдатский”.
Этот полушутливый разговор, в котором каждый из собеседников норовит “подколоть” другого, на самом деле касается очень важной темы – исхода нынешней войны, самого главного вопроса, который только может волновать сейчас любого русского человека: “Отвечай: побьём мы немца Или, может, не побьем?”.
Его, вопрос этот, задаёт Тёркину старый солдат, и ответ Теркина, данный им тогда, когда солдат, готовясь уходить, был уже “у самой двери”, короток и точен: “Побьём, отец…”.
Здесь автор замечательно использует знаки препинания: троеточие в конце предложения лишает этот ответ “казённого патриотизма”, оно показывает, что Теркин знает, сколь трудным будет путь к победе, но и уверен также, что победа обязательно наступит, что русский солдат сумеет ее добиться. От такой интонации раздумья и уверенности одновременно слова героя приобретают особое значение, становятся особенно весомыми. Автор заканчивает явно юмористическую главу (одно предложение Тёркина “помочь” старухе жарить сало чего стоит!) серьезными, выстраданными словами героя, которые доходят до сердца читателя и становятся его собственным убеждением в победе.
Анализ главы “Поединок”
Глава “Поединок” имеет в поэме “Василий Теркин” особое значение, потому что в ней автор показывает рукопашный бой, схватку Тёркина один на один с немцем, который “был силен и ловок, Ладно скроен, крепко сшит”, но в этой схватке как бы в обобщенных, но индивидуальных образах сошлись Россия и Германия, их армии: “Как на древнем поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит, – Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка всё решит”. Получается, что от исхода этого поединка Василия Тёркина зависит исход всей войны, и герой это понимает, он отдаёт этой схватке все силы, он готов умереть, но только вместе с врагом. Описание поединка местами как бы носит былинный характер, местами – натуралистический, но герой знает, что его моральное превосходство над врагом (“Человек ты? Нет. Подлец!”, – говорит Тёркин о немце и доказывает это, описывая “подвиги” этого вояки) должно ему помочь, он ощущает могучую поддержку всей страны, всего народа: “Бьется насмерть парень бравый. Так что дым стоит сырой, Словно вся страна-держава Видит Теркина: – Герой!” Твардовский показывает, что истоки мужества и героизма русского солдата кроются именно в этом – в ощущении и понимании своего единства с народом, в осознании себя как части народа, что делает невозможным отступление в бою, каким бы трудным этот бой ни был.
Анализ главы “Кто стрелял?”
Глава “Кто стрелял?” начинается с описания пейзажа, “вечера дивного”, который принадлежит не войне, а мирной жизни, и этот вечер “растревожил” солдат, привыкших к войне и сейчас как бы вернувшихся в ту мирную жизнь, ради которой они воюют.
Они как бы переносятся в эту мирную жизнь, но “со страшным ревом” появляется немецкий самолет, который несет с собой смерть, и картины мирной жизни отступают перед страхом смерти: “Вот сейчас тебе и крышка, Вот тебя уже и нет”.
Однако автор, понимая причины этого страха, все же не может согласиться с тем, что русскому солдату пристало бояться смерти: “Нет, товарищ, зло и гордо, Как закон велит бойцу, Смерть встречай лицом к лицу…”.
И на его слова откликается один из солдат, который “бьет с колена Из винтовки в самолет”, и этот “бой неравный, бой короткий” заканчивается тем, что немецкий самолет “штопором” врезается в землю! Великолепна деталь: “Сам стрелок глядит с испугом: Что наделал невзначай”! Глава заканчивается словами Теркина, обращенными к сержанту, сказавшему, что “парню счастье, Глядь – и орден, как с куста”: “- Не горюй, у немца этот – Не последний самолет…”, и юмор автора помогает избежать ненужных рассуждений о героизме, о подвиге, который и в самом деле совершил Тёркин, причем автор показывает, что подвиг героя не в том, что он сбил самолёт (это как раз и могло быть случайностью), а в том, что он сумел преодолеть свой страх, бросить вызов смерти и победить ее.
Анализ главы “Смерть и воин”
Одна из самых психологически глубоких глав поэмы “Василий Теркин” Твардовского – глава “Смерть и воин”, в которой автор показывает героя в едва ли не самый трудный момент его жизни: Тёркин тяжело ранен, он бредит, и в этом бреду к нему приходит Смерть, с которой он разговаривает и которая убеждает его, чтобы он сам отказался от жизни: “Нужен знак один согласья, Что устал беречь ты жизнь, Что о смертном молишь часе…”. Полная капитуляция героя – если он сам станет просить Смерть “забрать” его, поэтому она уговаривает его отказаться от борьбы за жизнь, объясняя, что может так статься, что его подберут, и “пожалеешь, что не умер Здесь, на месте, без хлопот…” Ослабевший герой вроде бы и сдаётся на уговоры Смерти (“‘И со Смертью Человеку Спорить стало выше сил”), однако он хочет выторговать у нее хотя бы один день “погулять среди живых”, но она отказывает ему в этом. Этот отказ воспринимается героем как знак того, что он должен продолжать бороться за жизнь: ” – Так пошла ты прочь, Косая, Я солдат ещё живой”. Эти слова героя не были восприняты Смертью всерьез, она была уверена, что никуда он от неё не денется, она даже готова пойти следом за бойцами из похоронной команды, которые стали санитарами и доставляют раненого в санбат. Разговоры солдат – полуживого и тех, кто спасает его (“Берегут, несут с опаской”), отдавая ему свои рукавицы и тепло своих душ, заставили Смерть “впервые” подумать о том, что она не всемогуща, что ее сила должна отступить и отступает перед силой людских душ, перед силой солдатского братства, поэтому ей приходится “нехотя” давать “отсрочку” раненому, которого из ее рук вырывают такие же простые солдаты, как и он сам. В этой главе произведения Твардовского “Василий Теркин”, анализ которого мы провели, автор сумел показать непоколебимую силу солдата, который никогда не будет одинок и всегда может рассчитывать на помощь и поддержку товарищей по оружию, по общей борьбе за свободу Родины.
Источник: Гладышев В.В. Краткий справочник по литературе. – М.: ФЛИНТА, 2014
Источник: https://classlit.ru/publ/literatura_20_veka/tvardovskij_a_t/vasilij_terkin_analiz_poehmy_tvardovskogo_po_glavam/15-1-0-1720
Твардовский, Василий Тёркин. Как изображен Теркин в главе «Два солдата»?
Василий Теркин — поэма Твардовского, которая описывает время Великой Отечественной войны, да и пишет ее писатель в военное время отдельными главами. Каждая часть может считаться отдельным произведением, ведь повествует читателю об отдельной истории, где главным героем является солдат Вася Теркин.
Произведением Александра Трифоновича зачитывались все бойцы, что воевали на фронте и ждали каждую главу с нетерпением, ведь работа писателя вдохновляла, дарила веру в победу, воодушевляла и обнадеживала. Теперь же и мы изучили поэму Твардовского, остановившись подробнее на главе Два солдата.
Именно данную часть нам предстоит проанализировать, выделяя образ Василия.
Василий Теркин: Два солдата
Глава Два солдата из поэмы рассказывает о том, как боец отправился на фронт. По дороге на войну он остановился в избе стариков. Он разговаривает с ними о быте, помогает по хозяйству. Василий чинит старикам пилу, а также настенные часы.
Старушка угощает молодого бойца салом, которое сначала припрятала, но в итоге не пожалела для человека, ставшего на защиту Родины. Когда Василий уходил, на вопрос старика: побьем ли мы немца, молодой боец дал обнадеживающий ответ.
Не раздумывая и с полной уверенностью Теркин заявил, что обязательно побьем.
Краткий анализ
Знакомясь с главой, мы видим состарившегося хозяина, бывшего солдата, что воевал в годы Первой Мировой, воина, который также в свое время рисковал жизнью, лишь бы страна была свободной от врага. Теперь же пришел черед молодого поколения отстаивать свободу народа.
Теперь молодые бойцы идут на фронт, чтобы одержать победу в Великой Отечественной войне. В поэме и ее части Два солдата мы видим, как оттаял старик в отношении Теркина, признав его за равного. Замечаем и старуху, которая подает кушанья бойцу, несмотря на то, что вокруг царит голод.
А все потому, что увидели в молодом Василии защитника Родины.
Самого же Теркина автор в главе Два солдата изображает остроумным опытным бойцом, что не теряется ни перед какими обстоятельствами.
Теркин — мастер на все руки, ведь без проблем починил не только пилу, но и часы, за которые не каждый бы часовщик взялся. Теркин бравый молодец, который сумел найти те самые слова, что так ожидали услышать старики.
Парень подарил надежду, подарил веру, произнеся краткие два слова: Побьем, отец.
Анализируя главу, хотелось бы отметить и ее необычное построение, что напоминает нам сказку, ведь и начинается она со слов жили-были дед и баба. Да и бравый молодец здесь имеется, который в итоге просто обязан победить и змея Горыныча, и Кащея Бессмертного, и Гитлера. Словом, любого врага, который позарился на русскую землю.
Для побед же нужно немного, полная отдача, вера в победу и сплочение. Это мы и видим во главе Два солдата поэмы Василий Теркин, где старый и молодой солдаты, где два поколения, выступают единым фронтом. Теперь же с уверенностью можно сказать, описанная сказка стала былью, где все же наш народ в конечном счете одержал победу.
Послушаем главу Василия Теркина Два солдата
- василий тёркин 2 солдата анализ Тёркина
Источник: https://sochinyshka.ru/tvardovskij-vasilij-tyorkin-kak-izobrazhen-terkin-v-glave-dva-soldata.html
Твардовский, Василий Тёркин. Как изображен Теркин в главе «Два солдата»?
Как изображен Теркин в главе «Два солдата»? Почему она так названа?
Теркин изображен в этой главе еще до оккупации деревни, где он встретил старого солдата и его жену в достаточно еще по тем временам благополучной крестьянской избе.
Это был уже опытный боец, бравый русский парень, остроумный, не теряющийся ни перед какими обстоятельствами, мастеровой, знающий и крестьянскую жизнь, и законы солдатской жизни.
Он быстро наладил деду пилу, починил часы, за которые бы не взялся часовщик-профессионал.
Зная хорошо быт деревни, Теркин уверен, что у старухи припасено сало: «Не был немец — значит есть!» Очень интересны наблюдения поэта, как ест Теркин: «Ел он много, но не жадно, Отдавал закуске честь…» Это черта трудового русского человека, умеющего и работать и ценить хлеб. Он уверен в победе над врагом, хотя понимает, что путь к ней долог и труден.
Он вздохнул у самой двери
И сказал:
— Побьем, отец…
Глава названа «Два солдата» не случайно. Диалог деда и Теркина свидетельствует о преемственности поколений русских воинов, участников Первой мировой и Великой Отечественной войн.
Можно ли считать, как утверждает автор, Теркина и старика солдатами-братьями?
Можно. Оба вынесли на войне много суровых испытаний. То, что уже не может делать дед по возрасту и слабости, с легкостью делает солдат нового поколения. Теркин относится к старому солдату с большим уважением, серьезно отвечает на его вопросы, проявляет знание воинских традиций, чем радует деда, даже когда спорит с ним:
И сидят они по-братски За столом, плечо в плечо.
Разговор ведут солдатский,
Дружно спорят, горячо.
Рассуждения молодого солдата нравятся старику, и он признает его право на равенство: |
Рассуждать со мной достоин.
Ты — солдат, хотя и млад,
А солдат солдату — брат.
Какое отношение проявляют друг к другу старик и Теркин? Как это выражено в их словах, поступках, жестах, манере обращения?
Уважительное, братское, дружеское и при этом в некоторой степени соперничающее — такими словами можно охарактеризовать отношение друг к другу двух солдат, старшего и младшего поколений давно прошедшей и нынешней войн. Их объединяет спокойное отношение к рвущимся минам.
Немаловажной деталью для понимания их отношения друг к другу является поклон Теркина и старухе (за гостеприимство, угощение), и «солдату самому». «Брат» и «солдат» — наиболее частые обращения старика к Теркину.
В свою очередь, молодой боец называет старика «дед», «хозяин», «отец», уважительными в народе словами.
Какие сказочные, обрядовые и народно-песенные традиции вы находите в этой главе? В чем они выражены?
Народно-песенные традиции проявляются в ритмике стиха, интонациях, свойственном песне хореическом размере. Сама ситуация, принятая в сказках, «Жили-были дед и баба» и оказывающий им помощь «добрый молодец», использована в главе. Сказочная ситуация, когда гость указывает старой хозяйке на угощение, которое у нее есть и она не хочет подавать, и угадывает, где оно находится, также использована Твардовским в переоформлении применительно к войне. Народно-поэтические выражения «то-то ладно, то и складно», «дунул, плюнул, — что ты думаешь, пошли» и масса других делают речь поэмы близкой к фольклору.
Какие изменения в поведении и речи Теркина обнаруживаются в главе «Дед и баба»? Что, по-вашему, приобретено и что утрачено солдатом?
Прошло три года с момента прощания «двух солдат» в прифронтовой деревне. За это время много испытаний вынесли и Теркин и старики: отступление, оккупация, бои… И наконец, новая встреча — при отступлении немцев. И Теркин — во главе разведывательного отряда.
Это уже возмужавший, помудревший Теркин, которому доверено руководить разведывательной операцией перед освобождением деревни.
В первоначальном варианте Твардовский хотел изобразить его произведенным в офицеры, но впоследствии решил оставить все же рядовым бойцом (поэма называлась «Книга про бойца»), и потому в главе «Дед и баба» он назван «старшой», «молодец», «вроде даже офицер».
Его юмор теперь уже отличается степенностью, как и все поведение. На предложение хозяйки отведать сала он теперь ведет себя не так, как сказочный солдат в главе «Два солдата», а с достоинством и доброй шуткой-полувопросом отвечает:
— Закусить бы счел за честь,
Но ведь нету, бабка, сала?
Самое главное — уверенность в грядущей победе, что больше отступлений не будет. Сам Теркин осознает свои приобретения.
Он теперь не просто «мастер-ухарь, с кем сидели у стола» и не только «цел покуда», «а теперь гляди, кто буду, — вроде даже офицер».
Появляется и такое новшество в его общении с мирными жителями, уставшими от военных невзгод: «Это я, Василий Теркин, говорю. И ты уж верь». Право на эти слова он приобрел своим опытом солдата.
Сопоставьте сцены прощания в главах «Два солдата» и «Дед и баба». Что общего в них и что
различного? О чем говорит воспоминание Теркина о починенных часах?
Есть что-то общее в сюжетах глав «Два солдата» и «Дед и баба». Это, прежде всего, угощение салом, вопрос о том, побьет ли наша армия врага (во второй главе — не будет ли отступлений). Но есть и различия.
Угощает сейчас сама баба, которая в прошлую встречу не хотела этого делать, а Теркин заставил ее выставить угощение, как сказочный герой.
Сейчас настрадавшаяся крестьянка от радости освобождения и встречи с дорогим человеком, русским солдатом, сама настаивает, чтобы он подкрепился. Теперь он, принимая угощение, оказывает уважение крестьянскому дому:
И спешил, а все ж отведал, Угостился, как родной.
Табаку отсыпал деду И простился.
Часы — очень важная деталь, связующая обе главы как в сюжетном, так и в идейном отношении.
Русский солдат при отступлении починил часы, которые для семьи больше символизировали доброе прошлое, нежели представляли практическую ценность, а фашист-разрушитель украл их.
И мы видим авторскую позицию, утверждающую нравственное превосходство русского воина. Теркин не забывает о часах и успокаивает старуху обещанием привезти двое часов из Берлина, еще раз выражая свой победный оптимизм и природный юмор.
Какие изменения происходят в облике старика и старухи, в их поведении за (прошедшие годы? Чем они обусловлены?
Изменения происходят вследствие перенесенных в оккупации страданий, неотступного страха быть убитыми. Постаревший дед стремится предугадать ход военных действий и ответить на чаяния жителей, когда же придет долгожданная победа.
И уже казалось деду, —
Сам хотел того иль нет, —
Перед всеми за победу Лично он держал ответ.
И он больше не разговаривает с чувством некоторого превосходства как старый солдат с солдатом младшего поколения, наоборот, его отношение к нынешнему Теркину полно восхищения, как к защитнику родины. Сам автор, отдавая должное мужеству и терпению деда, продолжает называть его солдатом.
Меняется и отношение к своему супругу и со стороны бабки. Если в главе «Два солдата» мы читаем:
С кем жила — не уважала,
С кем бранилась на печи,
От кого вдали держала По хозяйству все ключи,
то теперь она видит в муже защитника, переживает за него, ощущает себя рядом с ним слабым существом.
Две войны прошел солдат Целый, невредимый.
Пощади его, снаряд,
В конопле родимой!
И старик ведет себя как защитник. Принимая отряд наших войск издали за немцев, он
За топор — и наперед Заслонил старуху.
Гибель верную свою,
Как тот миг ни горек,
Порешил встречать в бою,
Держит свой топорик.
Так, общие испытания военного лихолетья сплачивают людей и переводят их отношения с обыденного уровня на уровень, можно сказать, романтическо-героизированный. И Твардовский не случайно продолжает называть деда солдатом.
Какую, по-вашему, роль выполняет в поэме о бойце Теркине глава «О себе»?
Глава «О себе» дает представление о личности автора, его жизненном пути, раздумьях о сложностях житейских, о формировании его мировоззрения, об обогащении жизненными наблюдениями и выводами. Автор непосредственно обращается к читателю с сокровенным.
Поэтическое раздумье писателя идет к самому сердцу читателя, который приглашается к проверке авторских рассуждений.
Стремление установить духовный контакт с ним, прямая обращенность к нему придают особый лиризм, теплоту, приближают его к герою, автору произведения, изображаемым событиям.
Лирическую одушевленность поэмы усиливает то обстоятельство, что в главе «О себе» Твардовский делает Теркина своим земляком, выходцем со Смоленщины. Война для героя и автора становится битвой за родной дом и дорогой к нему.
Я дрожу от боли острой,
Злобы горькой и святой.
Мать, отец, родные сестры У меня за той чертой.
Я стонать от боли вправе И кричать с тоски клятой.
То, что я всем сердцем славил И любил, — за той чертой.
Каково отношение поэта к родине, родному краю? Как оно передано в главе?
Одна из важных тем поэмы «Василий Теркин» — тема родной земли, родного края. В главе «О себе» большое место занимают воспоминания о родине, ее природе и детстве, прошедшем на этой благодатной земле. «Мать-земля моя родная» — дважды обращается поэт к своей малой родине.
И еще одно обращение — «отчий край». Конечно, это об истоках жизни, истоках русской духовности, полученной в родной семье как в конкретном, так и в символическом смысле. Для него родина и детство едины.
Это «милый лес», который красочно описывает Твардовский, и «стежка до колодца», и дворик, «где песочек золотой», и лед на речке, и родная школа, и учитель.
И конечно, здесь выражено ощущение огромного горя, что во время войны это «край, страдающий в плену».
Каковы размышления автора о своих связях с героем? В чем смысл этих рассуждений? Можно ли сказать, что в этой главе достигается единство лирического и эпического начал в поэме, трагическая гармония?
На данный вопрос о слиянии лирического и эпического начал можно ответить только положительно. Автор и его герой тесно слиты своими рассуждениями и переживаниями о родине, которая у них по воле автора одна — Смоленщина.
Отвечая на упреки в свой адрес, что в «Книге для бойца» автор многое пишет о себе и от себя, Твардовский отвечает:
Но давайте скажем честно:
Я ведь тоже человек.
То, что молвить бы герою,
Говорю я лично сам.
Я за все кругом в ответе,
И заметь, коль не заметил,
Что и Теркин, мой герой,
За меня гласит порой.
Он земляк мой, и, быть может,
Хоть нимало не поэт,
Все же как-нибудь похоже Размышлял. А нет, ну — нет.
Теркин — дальше. Автор — вслед.
На этой странице искали :
- как изображен теркин в главе два солдата почему она так названа
- Как изображен теркин в главе два солдата
- какие стороны характера василия теркина раскрываются в главе
- какие стороны характера василия теркина раскрываются в главе два солдата
- василий теркин два солдата анализ
Сохрани к себе на стену!
Источник: https://vsesochineniya.ru/tvardovskij-vasilij-tyorkin-kak-izobrazhen-terkin-v-glave-dva-soldata.html
«Василий Тёркин», анализ поэмы Твардовского
Замысел создания произведения о неунывающем бойце Васе Тёркине возник у Твардовского ещё во время финской кампании, когда он был военным корреспондентом.
В редакции газеты «На страже Родины» решили создать комикс о бойце, а Твардовскому было поручено вступительное слово, в котором определится характер героя и манера общения с читателем.
Стихотворение «Вася Тёркин» было напечатано в 1940 г, а затем появилась книжка «Вася Тёркин на фронте».
Весной 1941 г. были написаны первые главы поэмы «Василий Тёркин» и напечатаны в газете «Красноармейская правда» в четырёх сентябрьских номерах 1942 г. В том же году эти главы вышли отдельной книгой. В последующие три года поэма многократно перерабатывалась, в неё добавлялись новые главы. Последнюю главу Твардовский написал летом 1945 г.
Литературное направление и жанр
Поэма относится к литературному направлению реализма, описывает типичного героя в типичных обстоятельствах. Не зря в одной из глав появляется второй Тёркин, который уверен, что книга о нём, да и в каждом взводе есть свой Тёркин.
Сам Твардовский определил жанр произведения как «книга про бойца без начала и конца». Это очень точная характеристика особенностей лиро-эпического жанра поэмы, основанная на целях поэта.
Он решил «писать не поэму, повесть или роман в стихах», потому что отказался от последовательно развивающегося сюжета.
Многожанровую природу произведения, которое довольно формально относят к жанру поэмы, Твардовский осознавал и определял в нём наличие следующих жанров: лирика, публицистика, песня, поучение, анекдот, присказка, разговор по душам, реплика к случаю.
Твардовский ещё не упомянул былину и сказку, влияние которой особенно чувствуется в главах «Солдат и смерть», «От автора», «Два солдата».
Из литературных предшественников поэмы можно указать народные поэмы Некрасова и «Евгения Онегина» Пушкина, в котором автор – товарищ главного героя, взявшийся описать его жизнь.
Если «Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни, то «Василий Тёркин» – энциклопедия военной жизни, жизни народа на войне и во время войны. Даже «Война и мир» Толстого созвучна «Василию Тёркину».
Приметы героической эпопеи в повести – всестороннее изображение войны (бой, быт, фронт и тыл, подвиги и награды, жизнь и смерть). Кроме того, «Василий Тёркин» – хроника, которую можно писать «без начала и конца, без особого сюжета».
Тема, основная мысль и композиция
Поэма об обычном бойце Василии Тёркине, пехотинце, прошедшем всю войну и дошедшем до Берлина.
Тёркин пережил все военные тяготы, трижды был ранен и однажды чуть не умер, мёрз и голодал, отступал и шёл в атаку, но не проявлял малодушия и был душой своего взвода, роты, батальона.
Твардовскому недаром писали письма воины-бойцы, рассказывая, что Тёркин был именно в их взводе. Тема Великой Отечественной – жизнь на войне простого бойца, народа и всей Родины.
Основная мысль стихотворения в святости и праведности боя за жизнь и свободу родной земли. Эта идея многократно повторяется рефреном в нескольких главах. В этой праведной борьбе на фронте и в тылу, в тяжёлое время, очень нужен такой неунывающий Тёркин, а каждый боец должен искать в себе этот источник оптимизма и надежды, а также героизма.
В поэме отдельные главы слабо связаны между собой по сюжету, даже не во всех есть главный герой, а в некоторых Василий Тёркин играет эпизодическую роль. Как говорил сам Твардовский, это «стихи, а всё понятно».
Таки образом, эпичность достигается благодаря широкому изображению жизни человека на войне, повествованию простым и доступным языком. Лирические элементы поэмы традиционны. Это главы «От автора», в которых автор описывает своё отношение к войне, к герою и к произведению.
Есть в поэме и пейзажи, и лирические отступления, и внутренние монологи, раскрывающие душу героев, и рассуждения героев и автора.
Предмет изображения в каждой главе свой. Поскольку Твардовский писал свои главы прямо в военной обстановке, то они хронологически соответствуют течению войны (отступление – наступление – победное движение на Запад). В то же время главы раскрывают хронику жизни на войне главного героя.
«На привале» – о том, как Тёркин попал в свою часть. «Перед боем» – о выходе Тёркина из окружения. «Переправа» – о неучтённом подвиге героя, переплывшего реку. «Тёркин ранен» – о ранении Тёркина в руку и спасении его танкистами. «Поединок» – о рукопашной с немцем.
«Кто стрелял?» – о подвиге Тёркина, сбившего из винтовки самолёт. «Генерал» – о вручении Тёркину награды. «Бой в болоте» – о многодневном взятии населённого пункта «Борки». «В наступлении» – о том, как Тёркин повёл в наступление взвод после смерти командира. «Смерть и воин» – о тяжёлом ранении Тёркина в ногу.
«По дороге на Берлин» – о движении Тёркина от западной границы до Германии.
Хотя поэма в целом не имеет завершённого сюжета, каждая из 30 глав закончена сюжетно и композиционно. Твардовский стремился в каждой высказаться до конца и заботился о тех читателях, которые не доживут до следующей главы. Отдельные главы близки то к героической балладе, то к лирическим стихам, то к сюжетным стихотворениям.
Герои и образы
В центре повествования – Василий Тёркин, крестьянин из-под Смоленска, начавший воевать рядовым в пехоте, но за время войны совершивший героические поступки, награждённый орденом.
Тёркин – воплощение всего русского народа, русского характера, неунывающий оптимист, притерпевшийся к тяготам военного быта, шутник и балагур, но сентиментальный парень. Тёркин не забывает поддержать и помочь, но и совершает подвиги.
Он боится смерти и имеет недостатки. Герой символизирует каждого человека, весь народ-победитель.
Уже при первом знакомстве автор даёт Тёркину определение «парень обыкновенный». Твардовский не сообщает никаких внешних примет своего героя: Тёркин не наделён «отменной красотой», «не высок, не то чтоб мал».
Подобно фольклорному, сказочному герою или богатырю, Тёркин защищён от гибели, пуля или бомба по нему ещё не нашлась. Герой остаётся невредим «под огнём косым, трёхслойным, под навесным и прямым». Ранения, даже тяжёлые, заживают на герое легко.
А уж в тех случаях, когда боец лежит, истекая кровью, на помощь приходят боевые товарищи, потому что самая святая и чистая дружба – военная.
Так происходит, когда Тёркин ранен в руку и его подбирают танкисты («Тёркин ранен»), когда Тёркин ранен в ногу после наступления и спасён похоронной командой («Смерть и воин»).
Во второй главе «От автора» Твардовский опровергает слухи о гибели своего героя как несостоятельные и несуразные: «Неподвержен Тёркин смерти, коль войне не вышел срок».
Здесь же Твардовский описывает Тёркина, с одной стороны, как литературного героя, который переживёт самого автора, с другой – как типичного и обычного русского человека, который изведал всё худое, терял родимый край, при этом не только не унывал, но и подбадривал остальных. Тяготы может пережить только тот, кому «нипочём труды и муки, горечь бедствий и потерь».
В этой главе, написанной в переломное время войны, Твардовский делает фамилию Тёркина говорящей. Это не просто тёрка, острое слово и шутка. Тёркин повторяет два девиза: «Не унывай» и «Перетерпим, перетрём». На этих двух китах народного характера покоится победа русского народа.
Ещё одна причина непобедимости Тёркина – его богатырская природа. Тёркин – богатырь не сказочный, а былинный.
Это не фантастический герой, а человек, чьё призвание – защита родной Русской земли, которую он прошёл пешком.
Твардовский перечисляет все черты такого бойца-богатыря, которые часто противоположны: простой, опасающийся в бою, но весёлый, твёрдый и гордый, серьёзный и потешный, ко всему привыкший, святой и грешный.
Определение «русский чудо-человек» не делает героя сказочным или волшебным. Наоборот, Твардовский каждого читателя превращает в своего героя и богатыря.
Несколько глав «От автора» и глава «О себе» посвящены автору, который не выпячивает себя, признавая первенство в поэме Тёркина. Автор – только земляк героя, впрочем, их судьбы похожи.
Поэма как энциклопедия жизни народа-освободителя изображает разные народные типы. Это командир, который, зайдя в отступлении домой, не спал ни с женой, ни один, а рубил дрова, стараясь ей помочь.
Героями показаны спасшие Тёркина танкисты, которые потом, в другой главе, дарят Тёркину гармонь убитого командира, фольклорные дед и баба, сначала провожавшие отступающие войска, а потом встречавшие при наступлении.
Твардовский подчёркивает и выделяет подвиг русской женщины, находящейся в тылу. Она привечает не только своего мужа, но и его товарищей-бойцов, она провожает на войну сына или мужа, пишет ему письма и даже смиряет свой плохой характер, чтобы радовать мужа на фронте.
Автор кланяется и «доброй женщине простой», и матери-солдатке, которая, воплощая всех матерей, получает награду за страдания в виде материального добра (лошадка с подводой, перина, домашняя утварь, коровка, овечка).
Девчонки для героев – воспоминание о мирной жизни, которую все вынуждены были оставить. Быть рядом с девушкой, хороша она собой или нет, – награда для воина.
Именно девушкам Тёркин стремится показать свою воображаемую медаль, именно безвестной санитарке, которая подарила ему шапку при перевязке, он обязан спасением.
Ни одной фамилии, кроме Тёркина, не упомянуто в поэме. И это неспроста, если герои – всякий и каждый. Немного также сказано о врагах. Они показаны как бы общим планом. Подробно прописан только немец, с которым Тёркин сражался врукопашную.
В нём, как и в других немецких врагах, подчёркиваются сытость, холёность, размеренность и точность, забота о здоровье. Но эти, в общем, положительные качества вызывают омерзение и отвращение, как чесночный запах изо рта.
Другие вскользь упомянутые немцы достойны только насмешек и жалости, но не страха или благоговения.
Героями поэмы становятся даже предметы – постоянные спутники солдата в войне: шинель, оду которой поёт Твардовский, гармонь и кисет, баня, вода и пища.
Художественное своеобразие
Изображая фольклорного добра молодца, Твардовский использует фольклорные сюжеты. В главе «Два солдата» улавливается сюжет сказки «Суп из топора». В главе «Солдат и Смерть» – сюжет сказки о солдате и чёрте.
Твардовский использует пословицы и поговорки: лишь бы дети были здоровы, пушки к бою едут задом, делу время – час потехе.
Кроме того, строки многих народных и авторских песен вошли в текст: «Три танкиста», «Москва майская», «По долинам и по взгорьям», «Походная песня» Пушкина.
Многие выражения поэмы стали афоризмами: «Бой идёт святой и правый, смертный бой не ради славы, ради жизни на земле», «Мне не надо, братцы, ордена», «У войны короткий путь, у любви – далёкий».
Почти в каждой главе трагическое и смешное перемежаются, как и лирические и эпические отрывки. Но несколько глав более смешные, чем грустные: «В бане», «О награде». Рассказ идёт то от имени автора, то от имени Тёркина, не меняется только точка зрения на войну, на своих и врагов.
Строфы, размер и рифмовка
Почти вся поэма написана разговорным четырёхстопным хореем, передающим шаг пехотинца. Находкой Твардовского стали строфы с разным количеством строк (от двух до десяти).
Твардовский завершал строфу вместе с каждой отдельной мыслью. Рифмовка в пределах строфы разнообразная: неупорядоченно чередуется смежная и перекрёстная.
Некоторые строки могут не иметь рифмы или рифмоваться по три строки.
Сами рифмы часто неточные, ассонансные или диссонансные. Всё это разнообразие рифмовок и строф служит одной цели – приблизить речь к разговорной, сделать стихи понятными и живыми.
С этой же целью Твардовский отдаёт предпочтение простой бытовой лексике, просторечным выражениям и грамматическим конструкциям (использование предлога про вместо о).
Он говорит просто даже о патетическом, речь его героя и автора подобны и просты.
-
«Василий Тёркин», краткое содержание по главам поэмы Твардовского
По произведению: «Василий Тёркин»
По писателю: Твардовский Александр Трифонович
Источник: https://goldlit.ru/tvardovsky/1173-vasilii-terkin-analiz
Анализ поэмы А.Твардовского «Василий Теркин»
Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» открывается
образом воды. Это своеобразный художественный прием, помогающий автору сразу
же ввести читателя в круг ценностей и реалий суровой эпохи начала сороковых
годов.
Не с героики, не с патетичный строк, а с описания скупых деталей
военного быта начинает автор свое повествование. И читатель понимает, что
героизмом уже является умение приспособиться к трудной походной жизни.
И здесь,
как считает Твардовский, помимо воды н еды (колоритных горячих щей, которые
кажутся лирическому герою на фронте самой лучшей и здоровой пищей), необходимо
кое-что еще, без чего не выжить в суровых испытаниях войны.
И этим лекарством
от страха и уныния, от горечи утрат и поражений становится шутка, прибаутка,
присказка — юмор, которым так богат русский фольклор.
Так возникает в поэме образ простого солдата Василия Теркина,
человека душевного, легкого на подъем, весельчака и хорошего рассказчика,
который умеет скрасить своим оптимистическим отношением к жизни тяготы военных
испытаний.
После небольшого вступления «От автора» в поэме следует
глава «На привале». Она также лишена батальных сцен, и эта особенность еще раз
подчеркивает, что А.Т. Твардовского интересует, прежде всего, не ход военных
действий, а описание жизни человека на войне, его проблем и переживаний, умения
в пограничных, безвыходных, казалось бы, положениях оставаться человеком.
Война в поэме становится мерилом порядочности, благородства,
ответственности за будущее других людей (родных, близких, соотечественников). В
эпоху консолидации народных сил эти качества становятся необходимыми для
каждого бойца.
Глава «На привале» открывается и перемежается разговорами
солдат. Подобная диалогичность придает сюжету непринужденный характер,
показывает доверительность в отношениях между бойцами. Однако из отдельных
деталей в разговоре складывается обобщенный образ военного поколения.
«Я вторую,
брат, войну На веку воюю», — говорит один из солдат, обращаясь с просьбой о
добавке каши. И читатель благодаря данной фразе буквально представляет себе
этого бойца, человека уже немолодого, прошедшего суровую жизненную школу.
Одна
война постучалась в его двери еще в юности, а теперь вот пришлось второй раз
взяться за оружие.
Художественный стиль А.Т. Твардовского отличается афористичностью,
емкостью, лаконизмом.
Образ «второй войны на веку» обладает философской
глубиной: и без того короткая жизнь человека, которая по сравнению с вечностью,
с нашей историей ничтожна мала, трагически необратима, оказывается омрачена
чередой трагических событий и, по сути, и состоит практически из одних
трудностей и лишений.
И вот в такой тяжелой обстановке общей усталости и
переживаний весельчак и балагур Василий Теркин начинает рассказ о «сабантуе».
Это своеобразный праздник души, когда солдат радуется тому, что не погиб под
бомбежкой, и душевный подъем, который помогает герою не бежать с поля боя,
увидев фашистские танки.
А.Т. Твардовский подчеркивает, что герой его поэмы —
самый обыкновенный человек с непримечательной внешностью. Он не ищет славы, но
отличается завидным жизнелюбием:<\p>
Курит, ест и пьет со смаком<\p>
На позиции любой.
В главе «Перед боем» А.Т. Твардовский рисует картину
отступления на восток, когда наши войска выходили из окружения, «покидая
пленный край». По дороге командир отряда, попавшего в окружение, решает
заглянуть в родную деревню.
Благодаря этому сюжетному ходу тема отступления
конкретизируется, воспринимается не обобщенно, а через призму переживаний
отдельного человека. Командир вместе с отрядом вынужден на оккупированной
врагом территории тайком пробираться в родную хату.
С горьким чувством садится
он к столу рубит ночью дровишки для семьи, а на рассвете покидает дом, понимая,
что скоро в него могут войти фашисты.
Одной из наиболее ярких и запоминающихся в поэме является
глава «Переправа». А.Т. Твардовский рисует в ней один из эпизодов войны,
подчеркивает богатые традиции славных подвигов русских воинов — защитников родной
земли: «Тем путем идут суровым, Что и двести лет назад Проходил с ружьем
кремневым русский труженик-солдат».
Переправа — тяжелое испытание силы, выносливости. Мужества.
Символами этого испытания является и рев воды, и жухлый лед. И чужая ночь, и
неподступный лес, «берег правый, как стена». Все эти образы природного мира
оказываются враждебными по отношению к человеку. А.Т.
Твардовский в поэме не
приукрашивает действительность, не скрывает жертв и неудач, а изображает
военные действия и потери во всей ужасающей и трагической правде: «Люди
теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно…». Повтор усиливает глубину
переживаемой автором трагедии, показывает масштабы «кровавого следа».
Горечь
потерь усиливает картина, где изображаются мертвые лица, на которых не тает
снег. Этот фрагмент поэмы не лишен натурализма. Далее автор упоминает о том,
что погибшим еще выписывается паек, а написанные ими старые письма идут по
почте домой. Эти детали также подчеркивают невосполнимость утраты.
Масштабы
трагедии укрупняются при помощи топонимики:<\p>
Из Рязани, из Казани,<\p>
Из Сибири, из Москвы —<\p>
Спят бойцы.<\p>
Свое сказали<\p>
И уже навек правы.
В главе «Переправа» Василий Теркин чудом остается жив да
и еще приносит радостную весть о том, что первый взвод, успевший переправиться
на правый берег, жив.<\p>
Глава заканчивается емким и лаконичным обобщением: «Бой
идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле».
Тема ответственности за судьбу России развивается и в
следующей главе «О войне». А.Т. Твардовский подчеркивает, что жертвы во время
войны неизбежны, но приносятся они ради общей победы, поэтому солдат должен
забыть на время о себе: главное — решать боевую задачу, выполнить свой долг
перед родиной, перед детьми.
Антигуманистический характер войны подчеркивается писателем
в главе «Теркин ранен», которая открывается картиной «изувеченной земли»,
пахнущей не людским дымком жилья, а орудийным дымом.
Но нещадная стужа военных
зим воспринимается автором как подмога: русский мужик привык к снегу, холоду,
ведь он воюет на родной земле, а вот для захватчиков мороз становится тяжелым
испытанием.
Если сюжет этой главы, в которой герой получает ранение, динамичен,
насыщен художественными деталями и постоянно держит читателя в напряжении, то
глава «О награде» открывается контрастным по настроению оптимистическим
монологом: Василий Теркин мечтает об отпуске, хочет очутиться в родной деревне,
но Смоленщина занята врагом. В финале главы повтор «Смертный бой не ради
славы, — ради жизни на земле» возвращает героя из мечты в суровую реальность.
В главе «Два солдата» переосмысливается известный сказочный
сюжет о том, как солдат суп из топора сварил. Василий Теркин ночует в
крестьянской избе, точит старику- хозяину пилу, чинит часы, а потом уговаривает
хозяйку сделать яичницу с салом.
Спокойные, насыщенные юмором главы чередуются в поэме с
воссозданием самых тяжелых, трагических страниц военной летописи.
В главе «Поединок» описывается рукопашный бой. Сперва
читатель видит, что немец физически сильнее Теркина. Однако находчивый Василий
не унывает. И вот уже «немец красной юшкой Разукрашен, как яйцо». Сравнение это
в поэме передает дух русских народных пасхальных традиций.
Автор тем самым
показывает, что на стороне Теркина святая правда и поэтому он победит. А.Т. Твардовский
вновь обращается к далеким, но незабываемым страницам истории («Как на древнем
поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит, — Вместо тысяч бьются двое, Словно
схватка все решит»).
Контраст множественного и единичного в этой главе
показывает, что судьба победы в годину военных испытаний зависит от действий
каждого бойца.
На войне самые обычные сцены мирной жизни кажутся сказочными,
обрастают мечтами. Ностальгией по малой родине пронизаны строки главы «О себе».
Герой свято хранит в душе мир утерянного детства: лес, куда ходил с друзьями за
орехами, глобус в школе, разговоры с земляками и, конечно, образ матери.
Завершает поэму глава «От автора», в которой поэт говорит
о том, что посвящает книгу памяти павших бойцов и всем друзьям поры военной.
А.Т. Твардовский признается, что «Василий Теркин» в годину нелегких испытаний
помогал не только читателям, но и самому автору, придавая его жизни смысл и
отраду.
Источник: https://uchitel-slovesnosti.ru/publ/analiz_stikhotvorenija/tvardovskij/analiz_poehmy_a_tvardovskogo_vasilij_terkin/43-1-0-2871
ActionTeaser.ru – тизерная реклама
Поэма А.Т. Твардовского «Василий Теркин» открывается образом воды.
Это своеобразный художественный прием, помогающий автору сразу же ввести читателя в круг ценностей и реалий суровой эпохи начала сороковых годов.
Не с героики, не с патетичный строк, а с описания скупых деталей военного быта начинает автор свое повествование. И читатель понимает, что героизмом уже является умение приспособиться к трудной походной жизни.
И здесь, как считает Твардовский, помимо воды и еды (колоритных горячих щей, которые кажутся лирическому герою на фронте самой лучшей и здоровой пищей), необходимо кое-что еще, без чего не выжить в суровых испытаниях войны. И этим лекарством от страха и уныния, от горечи утрат и поражений становится шутка, прибаутка, присказка — юмор, которым так богат русский фольклор.
Так возникает в поэме образ простого солдата Василия Теркина, человека душевного, легкого на подъем, весельчака и хорошего рассказчика, который умеет скрасить своим оптимистическим отношением к жизни тяготы военных испытаний.
После небольшого вступления «От автора» в поэме следует глава «На привале». Она также лишена батальных сцен, и эта особенность еще раз подчеркивает, что А.Т. Твардовского интересует прежде всего не ход военных действий, а описание жизни человека на войне, его проблем и переживаний, умения в пограничных, безвыходных, казалось бы, положениях оставаться человеком.
Война в поэме становится мерилом порядочности, благородства, ответственности за будущее других людей (родных, близких, соотечественников). В эпоху консолидации народных сил эти качества становятся необходимыми для каждого бойца.
Глава «На привале» открывается и перемежается разговорами солдат. Подобная диапогичность придает сюжету непринужденный характер, показывает доверительность в отношениях между бойцами. Однако из отдельных деталей в разговоре складывается обобщенный образ военного поколения.
«Я вторую, брат, войну На веку воюю», — говорит один из солдат, обращаясь с просьбой о добавке каши. И читатель благодаря данной фразе буквально представляет себе этого бойца, человека уже немолодого, прошедшего суровую жизненную школу.
Одна война постучалась в его двери еще в юности, а теперь вот пришлось второй раз взяться за оружие.
Художественный стиль А.Т. Твардовского отличается афористичностью, емкостью, лаконизмом.
Образ «второй войны на веку» обладает философской глубиной: и без того короткая жизнь человека, которая по сравнению с вечностью, с нашей историей ничтожна мала, трагически необратима, оказывается омрачена чередой трагических событий и, по сути, и состоит практически из одних трудностей и лишений.
И вот в такой тяжелой обстановке общей усталости и переживаний весельчак и балагур Василий Теркин начинает рассказ о «сабантуе». Это своеобразный праздник души, когда солдат радуется тому, что не погиб под бомбежкой, и душевный подъем, который помогает герою не бежать с поля боя, увидев фашистские танки. А.Т.
Твардовский подчеркивает, что герой его поэмы — самый обыкновенный человек с непримечательной внешностью. Он не ищет славы, но отличается завидным жизнелюбием: «Курит, ест и пьет со смаком На позиции любой». В главе «Перед боем» А.Т. Твардовский рисует картину отступления на восток, когда наши войска выходили из окружения, «покидая пленный край».
По дороге командир отряда, попавшего в окружение, решает заглянуть в родную деревню. Благодаря этому сюжетному ходу тема отступления конкретизируется, воспринимается не обобщенно, а через призму переживаний отдельного человека. Командир вместе с отрядом вынужден на оккупированной врагом территории тайком пробираться в родную хату. С горьким чувством садится он к сто- ЛУ> рубит ночью дровишки для семьи, а на рассвете покидает дом, понимая, что скоро в него могут войти фашисты.
Одной из наиболее ярких и запоминающихся в поэме является глава «Переправа». А.Т. Твардовский рисует в ней один из эпизодов войны, подчеркивает богатые традиции славных подвигов русских воинов — защитников родной земли: «Тем путем идут суровым, Что и двести лет назад Проходил с ружьем кремневым русский труженик-солдат».
Переправа — тяжелое испытание силы, выносливости. Мужества. Символами этого испытания является и рев воды, и жухлый лед. И чужая ночь, и неподступный лес, «берег правый, как стена». Все эти образы природного мира оказываются враждебными по отношению к человеку. А.Т.
Твардовский в поэме не приукрашивает действительность, не скрывает жертв и неудач, а изображает военные действия и потери во всей ужасающей и трагической правде: «Люди теплые, живые Шли на дно, на дно, на дно…». Повтор усиливает глубину переживаемой автором трагедии, показывает масштабы «кровавого следа».
Горечь потерь усиливает картина, где изображаются мертвые лица, на которых не тает снег. Этот фрагмент поэмы не лишен натурализма. Далее автор упоминает о том, что погибшим еще выписывается паек, а написанные ими старые письма идут по почте домой. Эти детали также подчеркивают невос- полнимость утраты.
Масштабы трагедии укрупняются при помощи топонимики: «Из Рязани, из Казани, Из Сибири, из Москвы — Спят бойцы. Свое сказали И уже навек правы».
В главе «Переправа» Василий Теркин чудом остается жив да и еще приносит радостную весть о том, что первый взвод, успевший переправиться на правый берег, жив. 186
Глава заканчивается емким и лаконичным обобщением: «Бой идет святой и правый. Смертный бой не ради славы, ради жизни на земле».
Тема ответственности за судьбу России развивается и в следующей главе «О войне». А.Т. Твардовский подчеркивает, что жертвы во время войны неизбежны, но приносятся они ради общей победы, поэтому солдат должен забыть на время о себе: главное — решать боевую задачу, выполнить свой долг перед родиной, перед детьми.
Антигуманистический характер войны подчеркивается писателем в главе «Теркин ранен», которая открывается картиной «изувеченной земли», пахнущей не людским дымком жилья, а орудийным дымом.
Но нещадная стужа военных зим воспринимается автором как подмога: русский мужик привык к снегу, холоду, ведь он воюет на родной земле, а вот для захватчиков мороз становится тяжелым испытанием.
Если сюжет этой главы, в которой герой получает ранение, динамичен, насыщен художественными деталями и постоянно держит читателя в напряжении, то глава «О награде» открывается контрастным по настроению оптимистическим монологом: Василий Теркин мечтает об отпуске, хочет очутиться в родной деревне, но Смоленщина занята врагом. В финале главы повтор «Смертный бой не ради славы, — ради жизни на земле» возвращает героя из мечты в суровую реальность.
В главе «Два солдата» переосмысливается известный сказочный сюжет о том, как солдат суп из топора сварил. Василий Теркин ночует в крестьянской избе, точит старику- хозяину пилу, чинит часы, а потом уговаривает хозяйку сделать яичницу с салом.
Спокойные, насыщенные юмором главы чередуются в поэме с воссозданием самых тяжелых, трагических страниц военной летописи.
В главе «Поединок» описывается рукопашный бой. Сперва читатель видит, что немец физически сильнее Теркина. Однако находчивый Василий не унывает. И вот уже «немец красной юшкой Разукрашен, как яйцо». Сравнение это в поэме передает дух русских народных пасхальных традиций.
Автор тем самым показывает, что на стороне Теркина святая правда и поэтому он победит. А.Т. Твардовский вновь обращается к далеким, но незабываемым страницам истории («Как на древнем поле боя, Грудь на грудь, что щит на щит, — Вместо тысяч бьются двое, Словно схватка все решит»).
Контраст множественного и единичного в этой главе показывает, что судьба победы в годину военных испытаний зависит от действий каждого бойца.
На войне самые обычные сцены мирной жизни кажутся сказочными, обрастают мечтами. Ностальгией по малой родине пронизаны строки главы «О себе». Герой свято хранит в душе мир утерянного детства: лес, куда ходил с друзьями за орехами, глобус в школе, разговоры с земляками и, конечно, образ матери.
Завершает поэму глава «От автора», в которой поэт говорит о том, что посвящает книгу памяти павших бойцов и всем друзьям поры военной. А.Т. Твардовский признается, что «Василий Теркин» в годину нелегких испытаний помогал не только читателям, но и самому автору, придавая его жизни смысл и отраду.
Источник: https://moitvoru.ru/index.php/analiz-proizvedeniya/6986-a-t-tvardovskij-vasilij-terkin-analiz-proizvedeniya