Аргументы на тему: доброта и жестокость в романе «евгений онегин» (а. с. пушкин)

Доброта и жестокость: все аргументы к итоговому сочинению. Евгений Онегин. Старуха Изергиль. Герой нашего времени. Преступление и наказание. Девочка со спичками. В аптеке. 1984. Свеча горела. Попрыгунья. Дары волхвов. Преступление и наказание


Влияние жестокого мира на человека.   Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из пьесы “Тень” Е.Л. Шварца.

Трагическую судьбу человека, которого ломают жестокие обстоятельства, показывает Е.Л. Шварц в известной пьесе «Тень».

Доктор-человек честный и умный, но неспособный противостоять грубой и безжалостной силе, оказывается перед тяжелым нравственным выбором. Он сердцем хочет помочь Ученому, попавшему в беду, но боится, как бы самому не оказаться в роли жертвы.

Вечная борьба между благородными помыслами и трусливой осторожностью разрывает сердце этого человека.

Жестокость как свойство личности, которое проявляется в тяжелых условиях.
Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из романа У.

Голдинга “Повелитель мух”

В известном романе-притче «Повелитель мух», созданном английским писателем У. Голдингом, повествуется о группе детей, которые в результате авиакатастрофы оказались на пустынном острове.

Пытаясь спастись от страха и одиночества, они поклоняются богу – Повелителю мух, свиной голове, насаженной на кол. Это страшный символ зла, который гнездится в человеческой душе поэтому нужно ежедневно бороться против зверя в себе, иначе богом человечества станет облепленная мухами свиная голова.

Доброта и жестокость в поведении. Жестокость в словах.
Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из романа А.С. Пушкина “Евгений Онегин”  
Слово – один из самых грозных видов оружия. Словом можно сделать человека счастливым или убить в нем надежду, растоптать чувства, унизить. Так поступил Евгений Онегин с Татьяной. Когда он получил ее письмо с признанием в любви, то вызвал ее на серьезный разговор, где очень холодно и пренебрежительно дал понять, что не может ответить ей взаимностью. Он говорил с ней цинично и холодно. На слова любви от ответил: «Учитесь властвовать собою». Об этом вспоминает Татьяна спустя несколько лет, когда получает письмо от Евгения. Она рассказывает Евгению, насколько ранили его слова, называет их «колкой бранью», отличающейся отсутствием жалости .
Так, в романе А.С. Пушкина «Евгений Онегин» мы видим, как неосторожное слово может ранить до глубины души, особенно если человек, к которому это слово обращено, раним.
ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Доброта и жестокость на войне.
Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из романа А.Фадеева “Разгром”

В романе А.А. Фадеева «Разгром» командир партизанского отряда принимает роковое решение – отравить раненого бойца, чтобы тот не тормозил отступление. Врач дает раненому яд и просит его выпить. Молодой партизан Павел Мечик, слышавший разговор доктора с командиром в ужасе кричит, пытаясь остановить это убийство, но его с ненавистью прогоняют прочь. Этот отчаянный крик – беспомощный протест против жестокой действительности, в которой человеческая жизнь стала разменной монетой.
РАЗГРОМ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
РАЗГРОМ АНАЛИЗ
Доброта и жестокость на войне.
Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из рассказа И.А. Бабеля «Смерть Долгушова»

В рассказе И.А. Бабеля «Смерть Долгушова», который входит в цикл «Конармия», изображена драматическая ситуация: смертельно раненный в бою красноармеец, чтобы не попасть в плен, просит товарища пристрелить его. Но Лютов, воспитанный на принципах гуманизма, не способен убить человека и в страхе пятится назад. «Бежишь, гад!»- презрительно, с ненавистью говорит ему раненый. Человеческая душа корчится от ужаса, в который ее ввергает судьба, когда жестокое убийство становится спасением, когда отвращение к смерти воспринимается как трусливое малодушие.  
КОНАРМИЯ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ    
Доброта и жестокость на войне.
Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из рассказа Лескова «Человек на часах»

Н.С. Лесков в рассказе «Человек на часах» описывает реальный случай. Солдат, стоявший на посту, услышал крики о помощи: кто-то тонул в реке. После мучительной внутренней борьбы часовой, нарушая устав караульной службы, спасает беднягу. Об этом происшествии узнает командование, и, несмотря на сочувствие некоторых офицеров, провинившегося солдата строго наказывают.
Свое отношение к этому поступку втор красноречиво выразил в названии: на часах стоит не просто солдат, а человек, для которого нравственный долг превыше всего.

Жестокость к окружающим в повседневных делах.

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» очень точно выведен тип мерзавца, мелкого Иудушки, который ради своих интересов готов совершить любую подлость. Журналист Алоизий Могарыч написал донос на Мастера. Когда соседа арестовали, он переехал в его квартиру, обжился в ней, сделал ремонт, пристроил ванную. Такие внешне добропорядочные люди считают себя всегда правыми, потому что их ожиревшую совесть легко подкупить деньгами, должностью, захваченной квартирой.
МАСТЕР И МАРГАРИТА КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Доброта, самопожертвование на благо общества.
Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из рассказа М. Горького “Старуха Изергиль”

Яркая, независимая личность всегда вызывала опасливое отношение у серой посредственности. В рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» раскрывается драматическое противостояние сильной личности, которая жертвует собой ради людей и толпы. Данко ведет свой народ через глухой лес, через топи и тьму. Люди, измученные долгим путем, готовы растерзать отважного юношу, и тогда Данко вырывает из своей груди пылающее сердце. Когда спаситель вывел людей на залитый солнцем простор и, бездыханный, упал на землю, кто-то раздавил его горящее сердце. Мы видим, что толпу пугает все яркое, пылающее, героическое. Но видим также и то, что без выдающихся личностей невозможно выйти из густого мрака тусклого существования.
 
СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ
СТАРУХА ИЗЕРГИЛЬ АНАЛИЗ
Доброта как свойство личности, столкновение доброты с жестоким миром.
Аргумент к итоговому сочинению/сочинению из трагедии Шекспира “Гамлет”

В трагедии Шекспира «Гамлет» раскрывается конфликт личности и эпохи. Благородный юноша, воспитанный в духе гуманизма, призван Призраком мстить за убитого отца. Месть – это не лично дело молодого принца, для людей того времени это мировой закон, требующий восстановить справедливость, в противном случае становишься соучастником убийц. Но Гамлет – человек нового времени, он не желает быть слепым орудием судьбы, поэтому юноша колеблется, сомневается, не решается взять в руки оружие. Однако жизнь не оставляет ему выбора: руки гуманиста обагряются кровью, он гибнет, разорванный противоречиями.
ГАМЛЕТ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Причины жестокости.
Аргумент из романа М.Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”

Эгоизм проявляется, когда человек ставит свои интересы выше интересов других. Можно подумать, что ничего страшного в этом нет. Однако эгоизм, доведенный до абсурда, может причинить не только большой вред окружающим, но и сломать жизнь человеку, взращивающему в себе это чувство. Ярким примером эгоизма является поведение главного героя романа М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Печорин – красивый, образованный, богатый молодой человек своими руками разрушает жизнь. Он не верит в дружбу, манипулируя людьми только в своих интересах, отвергает любовь, боясь потерять свою свободу, не способен прощать, боится быть осмеянным. Вся его жизнь – это поиск удовольствий, удовлетворение своих потребностей. Однако такой путь разрушителен: Печорин ломает судьбы людей, меняет их жизни, делает несчастным самого себя. Таким образом, эгоизм – главная причина, мешающая Григорию обрести любовь и дружбу, и только непонимание этого решения приводит его к печальному финалу. 
ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ Аргументы / Аргументы к итоговому сочинению Предыдущая публикация Следующая публикация
<\p>

Источник: https://rustutors.ru/argumenty/argumentyitigovoe/page,4,1228-vse-argumenty-k-itogovomu-sochineniyu-napravlenie-dobrota-i-zhestokost.html

Итоговое сочинение ЕГЭ 2018-2019 «Евгений Онегин» доброта и жестокость

Жестокость Онегина — в его равнодушии, неумении сопереживать и сочувствовать. Ему не хватает такой черты, как эмпатия. Поэтому его ум холоден, он лишает жизни Ленского, а Татьяну — надежд. Онегин способен оценить чужие чувства, но его сердце не может так же глубоко и искренне чувствовать, как, например, Татьяна.

Поэтому он ущербен, даже жалок, он вызывает сочувствие. Татьяна — противоположный тип характера, это сердечная и добрая девушка, её отказ Евгению — не жестокость, а принципиальность и ответственность, верность нелюбимому мужу — это в данном случае порядочность и человечность, ведь Татьяна не хочет разбить сердце даже тому, кто не вызывает в её сердце ничего, кроме чувства долга.

Если рассматривать произведение Александра Сергеевича в данном ключе, то безусловно жестокости там больше, чем доброты. Автором описываются страдания, переживаемые героями, в том числе и главным героем.

Обратите внимание

Страдает Евгений, не находя себе интереса в жизни, радости и любви. Все ему скучно, неинтересно, пресно. Поэтому он не только равнодушен, не просто раздражен, а даже жесток. Его внутренняя пустота, отсутствие радости внутренней и непонимание того, в чем же причина и как от этого избавиться выливаются в результате в жестокие поступки.

Очень жестоко поступил он с другом своим Ленским, застрелив его на дуэли, что стало трагедией для Ольги. Жестоко поступил с Татьяной, отвергнув ее любовь. Хотя на этот счет бытует и другое мнение, что Татьяна была слишком юна и Евгений поступил правильно, отвергнув ее мимолетную подростковую любовь. Но это очень спорный взгляд.

И в итоге, не просто жестоко, а даже низко он поступил, признаваясь в любви и предлагая отношения уже замужней Татьяне.

Доброта и жестокость в произведении «Евгений Онегин». Что писать?

В нашей жизни, как и в природе, редко встречаются только черные или только белые цвета. Жизнь многогранна, полна оттенков и нюансов, не всегда однозначно можно сказать, что такое хорошо, а что такое плохо.

Доброта и жестокость. Эти качества могут быть оборотными сторонами одной медали. Один и тот же поступок для одних людей является добром, а для других может обернуться жестокостью.

В романе Александра Сергеевича Пушкина не все герои однозначны и просты.

Татьяна Ларина — добрая, отзывчивая, с открытой душой, помогает крепостным, уважает и чтит своих родителей. В то же время выходит по настоянию маменьки за нелюбимого человека.

Как правильно оценить этот поступок: доброта по отношению к родительской воле или жестокость по отношению к себе самой, своим чувствам, человеку, женой которого она становится? Сложно судить, времена и нравы были другие.

Главный герой Евгений Онегин убивает товарища на дуэли ни за что, можно сказать от скуки. Это явное проявление жестокости. Бессмысленная смерть молодого Ленского, несчастная Ольга Ларина.

С другой стороны, Онегин, получив письмо от Татьяны с признанием в чувствах, поступает вполне благородно. Он не осмеивает любовь девушки, ни с кем не делится ее признанием, а мог бы, просто так от нечего делать рассказать о том, что девушка первая призналась в своих чувствах, опозорить Татьяну.

Онегин поступает вполне благородно. Он не использует влюбленную девушку для интрижки. Он преподает ей урок, за который во втором своем письме к нему Татьяна искренне его благодарит.

И это, с моей точки зрения, проявление доброты.

Важно

После бала, когда Евгений видит уже замужнюю Татьяну и понимает, что в его душе есть к ней чувства, ему в голову не приходит мысль преследовать ее, добиваться взаимности, встречаться за спиной у мужа. Он понимает, что это будет мучением для Татьяны и уезжает. В этом тоже можно увидеть доброту.

В произведении «Евгений Онегин», Пушкин рассказал нам историю жизни и смерти, любви и ненависти с точки зрения его времени. Сейчас сложно отделить зерна от плевел, поскольку нравы, и понимание добра и зла сильно изменились.

С моей точки зрения, откровенно негативным персонажем является сам Онегин. Автор представил его эгоистичным и безразличным к окружающим персонажем.

Читайте также:  Новинки книжной фантастики 2018 года

Татьяна наоборот, олицетворение если не чистоты, то верности и добродетели. Она хорошо относится к крепостным, и помогает бедным, но любовь играет с ней злую шутку, и в конце концов делает ее несчастной.

Евгений Онегин эгоистичный и расчётливый человек. Не получив хорошего образования, он нигде не работает, а прожигает свою жизнь на балах и занимается только собой. Евгений даже книг не любил читать, поэтому говорить о его тонкой душе не приходится. Он смотрит на мир сквозь призму своего высокомерия и добивается успеха любыми путями.

Поэтому он жестоко поступил и с Татьяной и со своим другом Ленским. Татьяну ему совсем не жалко, потому что он уже пресытился женским обществом и ему скучно. Эта скука привела его в раздражение, когда на дне рождении Татьяны он увидел, как её сестра Ольга влюблённо смотрит на Ленского и принял решение отомстить Ленскому за свою скуку. В результате, он убивает Ленского на дуэли.

Этот поступок характеризует Онегина, как жестокого человека.

Добрые персонажи в романе — это Татьяна, Ленский, её родители, няня. Пушкин, как бы вскользь, говорит о них, что они добрые, например, отец Татьяны хорошо относился к крепостным, а Татьяна помогала бедным. О Ленском Пушкин говорит, что он был либеральных взглядов, а в те времена это означало, что он был за отмену крепостного права и освобождение крепостных крестьян.

Евгений Онегин, главный герой произведения Александра Сергеевича пушкина с одноименным названием, олицетворяет собой целую прослойку в молодом поколении.

Совет

Это люди, которые заняты собой и не обладают особенной чувствительностью и эмпатией.

Они не развили навык сострадания, тонкого понимания души другого человека и даже просто не осознают, что может задеть или обидеть других людей.

Это эгоисты, думающие о себе.

Одно дело, если бы их холодность не причиняла вреда.

Но это не так.

Страдают люди вокруг.

Страдает Татьяна, не оцененная и не понятая Онегиным, страдает Ленский, павший в дуэли, страдает Ольга, потерявшая любимого.

так что можно смело утверждать, что Онегин — это олицетворение жестокости в этом произведении.

В этом произведении доброй можно назвать лишь Татьяну которая всей душой любила Онегина, но ее любовь его только забавляла, он не любил и был словно слепец — равнодушным, а когда опомнился, то уже Татьяна ему отказала.

Тут одним из главных отрицательных героев выступает именно больше Евгений Онегин. Он безразличен к девушке которая его по настоящему любит, убил друга на дуэли и никакого раскаяния. Жестокость в нем проявляется в виде равнодушия. Он будто не понимает, что делает людям вокруг больно.

Евгения Онегина можно назвать жестоким человеком. Жестокость в нем происходит от равнодушия, от поверхностного ума, от холодного сердца.

Он не в состоянии испытывать ни любовь, ни дружбу, судит всех по себе, поэтому не придает значения любви Ленского к Ольге и это приводит к тому, что он убивает на дуэли друга, не испытывая при этом особого раскаяния, в то время как более глубокий человек мучился бы после этого случая всю жизнь.

Обратите внимание

Онегин не отвечает взаимностью на любовь Татьяны, она не задевает его сердце, он даже не жалеет девушку, опять-таки не понимая, как больно ранит холодное отношение любимого человека. Все проходит мимо него, не оставляя в душе никакого следа.

Евгения Онегина можно назвать жестоким человеком? Это еще тот вопрос. Зная, что Ленский испытывает к Ольге,он переступил грань. И на дуэли убил друга.

Любовь Татьяны его тоже забавляла, но серьезных намерений он не имел. Жестокость Онегина состоит в его безразличии и легкомысленности. Но он поплатился за свое отношение к другим.

Спустя время он понял, что Татьяну нельзя было терять. Но так и не понял саму Татьяну. Это та девушка, которая останется верна мужу, даже если ее сердце принадлежит другому.

Источник: http://faston24.ru/itogovoe-sochinenie-ege-2018-2019-evgenij-onegin-dobrota-i-zhestokost/

Егэ русский язык. банк аргументов. нравственные проблемы

«Духовность –

свойство души,<\p>

состоящее в<\p>

преобладании

духовных,<\p>

нравственных,<\p>

интеллектуальных

ценностей над

материальными»

(толковый словарь Влади́мирИва́нович Даль

 ( 1801 — 1872) — составитель «Толкового словаря живого великорусского языка».).

Бездуховность

– это ее отрицание, т.е. приоритет материальных ценностей над духовными, нравственными, интеллектуальными.

Философская – нравственная проблема<\p>

бездуховностичеловека, равнодушия, жестокости

Проблема духовности, духовного человека – одна из вечных проблем русской и мировой литературы

Ива́нАлексе́евичБу́нин ( 1870 — 1953 ) — русский писатель и поэт, первый лауреат Нобелевской премии по литературе

В рассказе «Господин из Сан-Франциско» Бунин критикует буржуазную действительность. Этот рассказ символичен уже своим названием. Эта символичность воплощается в образе главного героя, представляющего собой собирательный образ американского буржуа, человека без имени, называемого автором просто господином из Сан-Франциско.

Отсутствие имени у героя – символ его внутренней бездуховности, опустошенности. Возникает мысль, что герой не живет в полном смысле этого слова, а лишь физиологически существует. Он понимает только материальную сторону жизни. Эта мысль подчеркивается символичной композицией этого рассказа, его симметрией.

Пока «он был довольно щедр в пути и потому вполне верил в заботливость всех тех, что кормили и поили его, с утра до вечера служили ему, предупреждая его малейшее желание, охраняли его чистоту и покой …».<\p>

А после внезапной «смерти тело мертвого старика из Сан-Франциско возвращалось домой, в могилу, на берега Нового Света.

Испытав много унижений, много человеческого невнимания с неделю пространствовав из одного портового сарая в другой оно снова попало наконец на тот же самый знаменитый корабль, на котором так еще недавно, с таким почетом везли его в Старый Свет.

» Корабль «Атлантида» плывет в обратном направлении, только везя богача уже в ящике из под содовой, «но теперь уже скрывая его от живых – глубоко спустили в черный трюм». А на корабле все та же роскошь, благополучие, балы, музыка, фальшивая пара, играющая в любовь.

Оказывается, все накопленное им не имеет никакого значения перед тем вечным законом, которому подчинены все без исключения. Очевидно, что смысл жизни не в приобретении богатств, а в чем-то, не поддающемся денежной оценке, -житейской мудрости, доброте, духовности.

Духовность не равна образованности и интеллигентности и не зависит от неё.

Алекса́ндрИса́евич (Исаакиевич) Солжени́цын (1918– 2008) — советский и российский писатель, драматург, публицист, поэт, общественный и политический деятель, живший и работавший в СССР, Швейцарии, США и России.

Лауреат Нобелевской премии по литературе (1970). Диссидент, в течение нескольких десятилетий (1960-е — 1980-е годы) активно выступавший против коммунистических идей, политического строя СССР и политики его властей.

Важно

Это хорошо показал А.Солженицын в рассказе «Матрёнин двор». Нещадно пользовались все Матрениной добротой и простодушием — и дружно осуждали ее за это. Матрена, кроме своей доброты и совести, не накопила других богатств.

Она привыкла жить по законам человечности, уважения и честности. И лишь смерть раскрыла перед людьми величественный и трагический образ Матрены. Рассказчик преклоняет голову перед человеком большой бескорыстной души, но абсолютно безответным, беззащитным.

С уходом Матрены уходит из жизни что-то ценное и важное…

Безусловно, ростки духовности заложены в каждом человеке. А её развитие зависит и от воспитания , и от обстоятельств, в которых живёт человек, от окружающей его среды. Однако решающую роль играет самовоспитание, наша работа над собой. Наше умение вглядываться в себя, спрашивать свою совесть и не лукавить перед собой.

Михаи́лАфана́сьевичБулга́ков (1891— 1940) —русский писатель, драматург, театральный режиссёр и актёр.Написана в 1925 году, впервые опубликована в 1968 году. Впервые повесть была опубликована в СССР в 1987 году

Проблема бездуховности в повести М. А. Булгакова «Собачье сердце»

Михаил Афанасьевич показывает в повести, что человечество оказывается бессильным в борьбе с бездуховностью, зарождающейся в людях. В центре его – невероятный случай превращения собаки в человека. Фантастический сюжет основан на изображении эксперимента гениального ученого-медика Преображенского.

Пересадив собаке семенные железы и гипофиз мозга вора и пьяницы Клима Чугункина, Преображенский, ко всеобщему изумлению, получает из собаки человека.<\p>

Бездомный Шарик превращается в Полиграфа ПолиграфовичаШарикова. Однако у него остаются собачьи повадки и дурные привычки Клима Чугункина.

Профессор же вместе с доктором Борменталем пытается воспитать его, но все усилия оказываются напрасными. Поэтому профессор вновь возвращает собаку в исходное состояние. Фантастический случай завершается идиллически: Преображенский занимается своим прямым делом, а присмиревший пес лежит на ковре и предается сладостным размышлениям.

<\p>

Жизнеописание Шарикова Булгаков расширяет до уровня социального обобщения. Писатель дает картину современной действительности, выявляя ее несовершенное устройство. Это история не только превращений Шарикова, но, прежде всего, — история общества, развивающегося по абсурдным, иррациональным законам.

Совет

Если фантастический план повести сюжетно завершен, то нравственно-философский остается открытым: шариковы продолжают плодиться, размножаться и утверждаться в жизни, а значит, «чудовищная история» общества продолжается. Именно такие люди не знают ни жалости, ни скорби, ни сочувствия. Они некультурны и глупы.

У них собачьи сердца с рождения, хотя не все собаки имеют одинаковые сердца.     Внешне шариковы ничем не отличаются от людей, но они всегда среди нас. Их нелюдская сущность только и ждет, чтобы проявиться.

И тогда судья в интересах карьеры и выполнения плана по раскрытию преступлений осуждает невиновного, врач отворачивается от больного, мать бросает свое дитя, разномастные чиновники, у которых взятки стали уже в порядке вещей, сбрасывают маску и показывают свою истинную сущность.

Все самое высокое и святое превращается в свою противоположность, потому что в этих людях проснулся нелюдь. Приходя к власти, они стараются расчеловечить всех вокруг, потому что нелюдями легче управлять, у них все человеческие чувства заменяет инстинкт самосохранения. 

    В нашей стране, после революции, были созданы все условия для появления огромного количества шариковых с собачьими сердцами. Тоталитарная система этому очень способствует. Наверное, из-за того, что эти монстры проникли во все области жизни, Россия и сейчас переживает тяжелые времена

Повесть Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

О бездуховности, равнодушии и жестокости людей рассказывает нам Борис Васильев в повести «Не стреляйте в белых лебедей». Туристы сожгли огромный муравейник, чтобы не испытывать от него неудобства, «смотрели, как тает на глазах гигантское сооружение, терпеливый труд миллионов крохотных существ».

С восхищением смотрели на фейерверк и восклицали: «Салют победы! Человек- царь природы».<\p>

Зимний вечер. Шоссе. Комфортабельный авто­мобиль. В нём тепло, уютно, звучит музыка, из­редка прерываемая голосом диктора. Две счастли­вые интеллигентные пары едут в театр — впереди встреча с прекрасным.

Не спугнуть бы это чудесное мгновение жизни! И вдруг свет фар выхватывает в темноте, прямо на дороге фигуру женщины “с ре­бёнком, завёрнутым в одеяло”. “Ненормальная!” — раздаётся крик водителя.

Обратите внимание

И всё — темнота! Нет былого ощущения счастья от того, что рядом сидит любимый человек, что совсем скоро ты окажешь­ся в мягком кресле партера и будешь заворожённо смотреть спектакль.

Казалось бы, банальная ситуация: отказались подвезти женщину с ребёнком. Куда? Зачем? Да и места в автомобиле нет. Однако вечер безнадёж­но испорчен. Ситуация “дежавю”, как будто это уже было, — проносится мысль у героини расска­за А.Масс. Конечно, было — и не раз.

Равнодушие к чужой беде, отстранённость, обособленность от всех и вся – явления не столь уж редкие в нашем обществе. Именно эту проблему в одном из своих рассказов цикла «Вахтанговские дети» поднимает писательница Анна Масс. В данной ситуации она — очевидец произошедшего на дороге.

Читайте также:  Русский постмодернизм в литературе

Ведь та женщи­на нуждалась в помощи, иначе не бросилась бы под колёса автомобиля. Скорее всего, у неё больной ребё­нок, его надо было довезти до ближайшей больницы. Но собственные интересы оказались выше проявле­ния милосердия.

И как гадко ощущать своё бесси­лие в подобной ситуации, остаётся только предста­вить себя на месте этой женщины, когда “мимо про­носятся довольные собой люди в комфортабельных машинах”. Муки совести, думаю, ещё долго будут терзать душу героини этого рассказа: “Я молчала и ненавидела себя за это молчание”.

“Довольные собой люди”, привыкшие к комфор­ту, люди с мелкособственническими интересами — те же герои Чехова, “люди в футлярах”. Это и док­тор Старцев в «Ионыче»,и учитель Беликов в «Че­ловеке в футляре».

Вспомним, как едет “на тройке с бубенчиками пухлый, красный” Дмитрий Ионыч Старцев, и кучер его Пантелеймон, “тоже пухлый и красный”, кричит: “Прррава держи!” “Прррава держи” — это ведь и есть отстранённость от бед и проблем человеческих.

На их благополучной доро­ге жизни не должно быть никаких помех. А в беликовском “как бы чего не вышло” мы так и слышим резкий возглас Людмилы Михайловны, персонажа того же рассказа А.

Масс: “А вдруг этот ребёнок за­разный? У нас тоже, между прочим, дети!” Духов­ное оскудение этих героев очевидно. И никакие они не интеллигенты, а попросту — мещане, обывате­ли, возомнившие себя “хозяевами жизни”.

Источник: https://multiurok.ru/files/iege-russkii-iazyk-bank-arghumientov-nravstviennyie-probliemy.html

Тема чести в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» Евгений Онегин Пушкин А. С

Тема чести в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» В романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин» каждый из героев сталкивается с необходимостью отстаивать свое представление о чести. Так, Татьяна решается первой признаться в любви Онегину, хотя понимает, что в случае огласки се репутации будет нанесен непоправимый урон.

По этическим нормам современной Пушкину эпохи, любовное послание незамужней девушки к малознакомому мужчине должно было расцениваться как опасный и безнравственный поступок.

Однако автор горячо вступается за свою героиню, говорит о глубине и искренности ее переживаний, о невинности се души: За что ж виновнее Татьяна? За то ль, что в милой простоте Она не ведает обмана И верит избранной мечте?

За то ль, что любит без искусства… Защищая честь Татьяны, Пушкин ставит героиню на недосягаемую для светских красавиц высоту. На ее стороне – подлинность чувства, внутренняя чистота, готовность пожертвовать собой ради любимого.

Важно

Для Татьяны честь – это, прежде всего, внутренняя правда и верность себе (вспомним, что уже ребенком героиня избегала демонстративного проявления чувств – «ласкаться не умела»).

Став княгиней, Татьяна отвергает ухаживания Онегина, которого все еще любит, поскольку верность согласуется с ее душевным строем, является ее внутренней потребностью, а не правилом, навязанным извне: Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна.

Если сюжетные ситуации, связанные с Татьяной, заключают в себе только предположительную возможность утраты героиней «чести», то в событиях, связанных с дуэлью между Онегиным и Ленским, проблема чести выходит па первый план и выступает главной движущей силой, определяющей действия героев.

Поступок Онегина (ухаживание за Ольгой на балу) представляется Владимиру черным предательством. Вызывая своего вчерашнего друга па дуэль, юноша полагает, что защищает собственную честь и честь своей невесты: Он мыслит: «Буду ей спаситель.

Не потерплю, чтоб развратитель Огнем и вздохов и похвал Младое сердце искушал… Благородство и пылкость героя направлены на ложные цели.

Во-первых, чести Ольги ничто не угрожает (у Онегина и в мыслях не было всерьез ухаживать за Ольгой), а во-вторых, эпизод на балу обнаружил не столько коварство Онегина, сколько женское тщеславие Ольги, се неверность и отсутствие глубоких чувств к жениху.

Но Владимир упорно рассматривает произошедшее сквозь призму знакомых ему литературных штампов: Ольга («двухутренний цветок») – невинная жертва коварного «развратителя» – Онегина. Урок, который намеревался преподать Онегин своему юному другу, не был тем усвоен.

Так и не расставшись с романтическими иллюзиями, Ленский гибнет напрасно, однако готовность героя защитить свои идеалы ценой собственной жизни не может не вызвать сочувствия.

Совет

Ленский, при всей его наивности, безусловно, олицетворяет собой лучшие черты дворянской молодежи пушкинского времени (к числу которых относится и бескомпромиссность в вопросах чести).

Главного героя романа – Онегина – автор ставит перед лицом трагически неразрешимой ситуации: с одной стороны, Евгений, «всем сердцем юношу любя», не желает смерти друга, но, с другой стороны, отказ Онегина от дуэли навсегда обесчестил бы его в мнении «света», сделал бы посмешищем в глазах «глупцов».

Онегин, в отличие от Ленского, рассматривает возникший конфликт с позиций здравомыслящего и умудренного опытом человека. Он во всем обвиняет себя и сожалеет, что из-за минутной вспышки гнева «над любовью робкой, нежной так подшутил вечор небрежно». Однако как для героя, так и для читателя – современника Пушкина – очевидно, что пути назад нет, отказ от дуэли немыслим: Вмешался старый дуэлист; Он зол, он сплетник, он речист…

Не снимая ответственности с Онегина за смерть Ленского (Евгений «должен был обезоружить младое сердце»), автор указывает подлинных виновников трагедии – Зарецкого, светских «глупцов».

В пушкинском романс идея чести в ее традиционном толковании соотносится с нравственным содержанием происходящего, с реальной жизнью, и оказывается, что это фундаментальное (в системе этики русского дворянского общества) понятие нуждается в серьезной переоценке.

Автор не низводит идеал чести до уровня «практической целесообразности», но всеми средствами (ходом развития сюжета, через внутренние монологи персонажей, путем непосредственного авторского комментария) доказывает: подлинное достоинство человека не может быть оценено посредством формальных критериев чести, оно не должно обесцениваться из-за обывательских предрассудков или «болтовни глупцов». Идеал чести имеет смысл только в контексте целостной системы нравственных ценностей, восходящей к народным этическим основам, в противном случае этот идеал превращается в механическое правило поведения и умерщвляет все лучшее в человеке.

Источник: http://historylib.net/tema-chesti-v-romane-a-s-pushkina-evgenij-onegin-evgenij-onegin-pushkin-a-s/

Аргументация собственного мнения по проблеме

Чтобы
получить максимальный балл (3 балла) за аргументацию собственного мнения по проблеме,
необходимо привести не
менее двух аргументов, один из которых обязательно должен быть  взят из художественной, публицистической или
научной литературы.



БАНК АРГУМЕНТОВ скачайте ЗДЕСЬ

Аргументы
из художественных  произведений

Проблема Аргументы
Негативные процессы, связанные с использованием языка / проблема сохранения чистоты языка Л.Н.Толстой «Война и мир».  В знаменитом своими вечерами доме Анны Павловны Шерер не услышишь русскую речь. Великосветское общество в то время разговаривало на смеси русского и французского, речь  пестрила штампами, которые лишь обедняли русский язык.
Положительные процессы, связанные с изменением языка. 1. И.Абелева в книге «Речь о речи». В жизни идет нескончаемая череда поколений. Каждое новое поколение несло с собой свой временный опыт, закрепляя его в языке. Если бы язык не развивался, а воспроизводил лишь прежние образцы, человечество не имело бы истории. Язык движется сквозь пространство и время, сохраняя в памяти человечества все, что познано предшественниками.

2. Американский философ Ралф Эмерсон однажды сказал: «Язык – это город, на построение которого каждый живший на земле человек принес свой камень».

Духовное совершенствование человека 1. Л.Н.Толстой «Война и мир». В основе множества сюжетов об Андрее Болконском, Пьере Безухове, Наташе Ростовой – духовные искания, попытки определения своего места в жизни, что ведет непосредственно к самосовершенствованию, нравственному взрослению (Болконский и Безухов – испытания на войне, Ростова – любовь к Болконскому, его смерть).

2. Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Роль Библии в духовном возрождении Раскольникова

Приобщение людей к чтению, роль книги в жизни человека Чингиз Айтматов в одном из своих художественных произведений писал, что  книга «выступает одним из звеньев в духовной связи людей, заставляет их возвращаться к своим истокам, контактировать с настоящим, прошлым и будущим», поэтому так важно приобщаться к чтению.
Низкое качество современной литературы Рассуждая о вкусах читателей, которые выбирают в качестве настольной книги произведения Достоевского, Пушкина, Толстого, Чингиз Айтматов надеется на то, чтобы не было плохих книг, чтобы не разрушалось то представление, которое создается после прочтения творений классиков.<\p>
Проблема духовности в современном мире Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». Петербург Достоевского – это город-гигант, в котором люди постепенно утрачивают все лучшие душевные качества. Картины нищеты, надругательство над личностью, социальные и материальные тупики, порождающие трагедии. Отсутствие такой категории, как духовность, приводит к безысходности.
Проблема нравственной прочности человека, совести Ф.М.Достоевский «Преступление и наказание». В центре романа – преступление, идеологическое убийство. Попытка ответить на вопрос – имеет ли человек моральное право преступить закон, выше ли он других людей? Раскольников преступил закон, свою совесть, нравственные устои. Но душевные муки, страдания усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него.
Проблема назначения искусства, понятие о шедевре, его роли в жизни человека М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита». В романе представлены два направления – писатели МАССОЛИТА, которые «творили» на заказ, и Мастер, который создал настоящий шедевр. Недаром в конце романа Воланд говорит: «Рукописи не горят!».
Проблема ощущения родины, памяти о ней, родном доме Л.Н.Толстой «Война и мир». Обстановка в доме Ростовых – радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и такт. А это так часто необходимо человеку – чувствовать, что  есть место, где тебя любят и ждут, где ты отдыхаешь сердцем и душой.

В.Г.Распутин «Прощание с Матерой»  –  живущие на Матере старики понимают, что такое родина. Они связывают это понятие с памятью, совестью, верой. Затопив остров, люди лишают этих стариков корней, связи с прошлым, с домом.

А.С.Пушкин «Зимнее утро», «Осень». Пушкин стремился донести до сознания читателей, что возможны новые отношения человека с природой. Природа помогает преодолеть повседневность. Обнаруживая элементы красоты и поэзии в пейзаже, мы начинаем испытывать светлые чувства: радость, нежность, любовь, спокойствие, умиротворение.

М.Ю.Лермонтов «Родина». Навоевавшись на Кавказе, Лермонтов понял, насколько он любит родину. Он рисует русскую деревню печальной, но выделяет главную ее черту – гостеприимность. В ней любой путник найдет ночлег. Лермонтов принимает Россию такой, какая она есть.

Нравственная проблема ответственности людей за сохранение природы (экология) В. Астафьев в повести «Царь-рыба» говорит о необходимости возвращения к природе. Вопросы экологии непосредственно связаны с биологическим и духовном выживанием человека (на примере браконьера). Раз Игнатьич совершает зло, значит, он допускает существование зла везде.

В.Г.Распутин «Прощание с Матерой» –  экологическая проблема. Ставит вопрос: может ли человек управлять природой, например, повернуть русло реки и затопить остров, не нанеся урон окружающему. Ответ – нет, ничто не проходит бесследно. Они рушат жизнь жителей Матеры, рушат ее  флору и фауну, изменяют климат, а это безнравственно.

Проблема памяти о детстве Л.Н.Толстой посвятил целую трилогию теме детства – «Детство», «Отрочество», «Юность», где пытается проследить этапы своего взросления, становления как личности.
Взаимоотношения человека и природы, красота природы Ф.И. Тютчев, лирика.  Человек у поэта – частица природы, а природа разнообразна в своих проявлениях. Трудно уловить, где кончается пейзаж и где начинается раздумье о человеке.<\p>

С.Есенин, лирика. Есенин – единственный среди русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Сам поэт писал: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Образ родины неотделим от образа природы, который представлен в космическом плане. Человек – это частичка природы.

Проблема понимания красоты А.И.Солженицын «Матренин двор». Понятие внутренней красоты человека. Недаром произведение заканчивается словами: «Не стоит село без праведника». Щедрость, бескорыстность Матрены – свидетельство ее духовного богатства, внутренней красоты.

Л.Н.Толстой, А.С.Пушкин, Ф.М.Достоевский говорили о красоте женщины, которая способна изменить, нравственно  возродить мир.

Современное телевидение Ю.Тимошин «Враг русской молодежи – современное телевидение». Телевизор – враг человека, желающего быть свободным. Кривые телезеркала умышленно меняют привычные, веками складывающиеся законы национальной жизни, формируют ложные идеалы, искажают правильное, с позиции добра и истины, восприятие событий, создают “виртуальную реальность”… Телевизор стал основным средством манипулирования сознанием, а значит, основным средством “расчеловечивания человека”. Телевизор разрушает личность, духовно порабощает, ослабляет внимание и волю, и приводит как бы в наркотическое состояние. Это можно отнести как к отдельному человеку, так и в целом к обществу. По признанию доктора психологических наук В. Лебедева, телевидение и “пресса может сделать так, что в транс впадет вся страна”.
Проблема дружбы Испытание дружбой проходят многие герои русской литературы. Так, постоянно чувствует поддержку апатичный, меланхоличный Обломов со стороны Штольца в романе «Обломов» Гончарова.<\p>

Подружились столь разные, на первый взгляд, Базаров и Аркадий Кирсанов («Отцы и дети»).

А.С. Пушкин («19 октября», «19 октября 1827», «Друзьям»). Это любимая тема Пушкина. Дружбу он понимал не только как отношения, возникающие между людьми. Дружба – это целый круг людей, близких по судьбе, это братство, союз:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Этими словами поэт подчеркивает гармонию, красоту, свободу, лежащие в основе союза, его прочность. Дружеское участие, поддержка для Пушкина – высшее проявление человечности

Проблема любви Ф.И. Тютчев, лирика. Любовь у поэта двойственна. С одной стороны, это «очарованье», «чудесный плен», «союз души с душой родной», а с другой – борьба неравных двух сердец, буйная слепота.

Достоевский «Преступление и наказание». В эпилоге романа происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь к Соне.<\p>

А.А.Ахматова, поэма «Реквием», в которой она описывает ужасы 17 месяцев, когда она простояла около тюрьмы, ожидая хотя бы какую-то весточку о  сыне. Здесь поднимается тема родительской любви.

Лирика Пушкина («Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье»). Пушкин рассматривает любовь как чувство преходящее. Он не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовь дает возможность испытывать полноту жизни, чувство прилива творческих сил.

Проблема ревности Вильям Шекспир «Отелло». Ревность – это разрушительная сила, которая способна разрушить даже самые крепкие узы, светлые чувства между людьми. Она способна довести человека до крайности. Недаром Отелло под воздействием беспочвенной ревности убил Дездемону – любовь всей его жизни.
Проблема выбора жизненного пути И.А.Гончаров, роман «Обломов». Главная тема – судьба молодого поколения, ищущего свое место в жизни, но не сумевшего найти верный путь. Автор показывает, как безволие, неспособность к труду русского помещика Ильи Обломова превращают его в бездельника и праздного лежебоку.

А.С.Пушкин, роман в стихах «Евгений Онегин». Жизнь дворянина не обременена заботами, но Евгений Онегин пытается найти свой путь в жизни. Он смог отказаться от стереотипов светского поведения. Его считают странным, но эта черта – протест против социальных и духовных догм. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь.

Проблема героизма, предательства В. Кондратьев, повесть «Сашка». Сашка голыми руками схватил немца – тема подвига на войне, когда человек не думает о собственной жизни.<\p>

В.Астафьев, повесть «Пастух и пастушка». Борис совершает подвиг, но автор пытается проникнуть в душу героя в этот миг, и мы видим, что Борис боится, но тем не менее бросается под танк с гранатой.

Проблема отцов и детей, современной молодежи А.Н.Островский, драма «Гроза». В лице представителей двух групп провинциального города Калинова драматург показал, как старый уклад жизни (Кабаниха и Дикой) начинает рушиться под воздействием требований новой жизни (Катерина, Борис, Варвара).<\p>

И.С. Тургенев, роман «Отцы и дети». Базаров –  представитель нового мировоззрения, в основе которого лежит отрицание общественных норм, правил – и старшее поколение Кирсановых – люди «старого века». Между ними невозможно примирение и единство. Столкновение неизбежно.

Культура жизни и быта, проблема становления личности в зависимости от жизненных условий А.Н.Островский (драма «Гроза»). Понятие «темное царство», представителями которого являются Дикой и Кабаниха. Дикой – власть денег, грубость, брань. Кабаниха – воплощение деспотизма, прикрытого ханжеством. Для нее не существует любви, материнских чувств к своим детям.

Д.И.Фонвизин, комедия «Недоросль».  Воспитание зависит от среды, быта, условий формирования молодого поколения. В те времена царила мысль о воспитании просвещенного дворянина. Митрофанушка – главный герой комедии «Недоросль» – занимался науками, но вопреки всему не стал образованным, интеллигентным. Почему? Наверное, потому, что вначале нужно воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а потом уже об уме.

Проблема интеллигентности Б.Пастернак, роман «Доктор Живаго». Невозможность интеллигентному человеку проявить себя в этом мире. Противоречие богатого внутреннего мира и обезличенного внешнего, где выгоднее быть, как все.

Л.Н.Толстой «Война и мир» – Болконский, Безухов – интеллигенты, но им трудно жить в этом мире, т.к. они люди думающие, рефлексирующие.<\p>

А.С.Грибоедов, комедия «Горе от ума». В ней поднимается проблема непонимания нового поколения интеллигенции. Чацкого в компании почитали сумасшедшим. Фамусовское общество связывает это с просвещением. Книги, которые читал Чацкий, формировали ум, развивали мысль, но несли свободомыслие. Такой ум страшен для поколения консерваторов. Страх порождает сплетни, поскольку бороться другими средствами это общество не в силах.

Человек и война Л.Н. Толстой «Война и мир».  Автор показывает, что война была бессмысленной и бесполезной, она велась за пределами России, смысл и цели ее были непонятны русскому человеку. Сила духа, стойкость русского солдата может спасти армию почти в безвыходном положении.

Любое из произведений: Кондратьев «Сашка», Астафьев «Пастух и пастушка», Твардовский «Василий Теркин». Показывается бессмысленность, жестокость войны. Человеческая жизнь обесценивается.

Проблема одиночества человека в современной мире М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Одинокими обычно становятся те, кто по каким-либо причинам не принимает общество, законы жизни и т.д. Печорин незауряден, поэтому он всегда одинок. Его не могут понять, поэтому он старается отгородиться от всего мира. Печорин пытается реализовать себя, но эти попытки оборачиваются страданиями и потерями.

Вторым
аргументом

можно привести следующее:

1) ссылки на передачи телевидения, радио,
кинофильмы

2) имена исторических деятелей

3) ссылки на призванные авторитеты и их
произведения

4) свидетельства очевидцев

5) названия событий

6) цитаты

7) собственные наблюдения и выводы

8) положения официальных документов

9) различные общественные законы

10) законы природы

11) народная мудрость (пословицы, поговорки,
приметы)

12) статистические или научные данные

13) примеры из научно-популярной, исторической
литературы

14) примеры из жизни окружающих.

скачать можно здесь

Перед скачиванием прочтите ИНСТРУКЦИЮ (чтобы скачать бесплатно)

Источник: http://egepro100.blogspot.com/2012/09/blog-post_14.html

Сочинение на тему: Достоин ли Онегин сострадания в романе Евгений Онегин, Пушкин

­Достоин ли Онегин сострадания

Всем известна поэма в стихах А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Это произведение о молодом дворянине, столичном гуляке и повесе, у которого в жизни все складывалось удачно, кроме любви. Онегин последний отпрыск знатного рода и наследник всех своих родственников, поэтому он ведет беспечную, праздную жизнь, полную наслаждений и забав.

В свои двадцать шесть он ни разу не задумывался о смысле своего существования, о создании семьи и продолжении рода. Все, что его интересует, это светские рауты, балы и гуляния до рассвета. Так он и живет в Петербурге до тех пор, пока не приходит весть о смерти его дядюшки, который оставил ему в наследство приличное имение за городом.

Устав от городской суеты, Онегин решает сменить образ жизни и немного пожить в деревне. Там его жизнь кардинально меняется. Он много читает, гуляет на свежем воздухе, больше отдыхает, лучше спит.

Обратите внимание

Он выбирает для себя добровольное деревенское отшельничество, сторонится соседей-помещиков и избегает представителей высшего света.

Единственный человек, с которым он охотно знакомится, это <\p>

восемнадцатилетний Ленский, с которым есть о чем поговорить, подискутировать на самые острые и животрепещущие темы. Совсем разные по характеру, эти двое часто встречаются за чашкой чая и проводят много времени вместе.

Томясь от деревенской скуки, Онегин решает воспользоваться приглашением друга и познакомиться с семейством Лариных. Это решение в корне меняет жизнь не только главного героя, но и романтичного Ленского. Знакомство с незамужними дочками Лариных даже можно назвать роковым.

В то время как романтичный Владимир ухаживает за веселой, открытой Ольгой, Онегин увлекается ее старшей сестрой Татьяной – девушкой незаурядной внешности и характера. Скорее даже Татьяна сама увлекается их столичным гостем и чувствует к нему любовь.

Отношения развития не получают, так как Онегин не намерен менять свой образ жизни и как он считает, он совсем не умеет любить.

У Владимира с Ольгой отношения складываются вполне удачно до одного случая во время именин Татьяны. Онегин тяготится вниманием девушки и намеренно начинает ухаживать за ее сестрой, не думая, что это может ранить друга. Тогда Ленскому ничего не остается, как вызвать его на смертельную дуэль.

К сожалению, Онегин стреляет первым и убивает друга. Есть ли ему оправдание? Наверное, нет. Также как и к легкомысленной Ольге. Она недолго горевала после смерти своего ухажера и вскоре обвенчалась с каким-то уланом.

Возможно, единственное, в чем Евгений нуждается в сострадании, так это его личная неудавшаяся попытка любви.

Важно

Спустя пару лет, он встречает Татьяну на званом вечере в Петербурге, но уже в другом качестве. Она теперь уважаемая светская дама, которая замужем за неким богатым князем. Онегин по-прежнему одинок, сторонится заурядных людей, которых в обществе большинство и не стремится связывать себя узами брака.

Эта встреча с Татьяной перевернула с ног на голову все его представления о жизни. Он понимает, что любит ее, что был слеп и глух раньше. Увы, изменить ничего уже нельзя, так как Татьяна остается верна своему мужу. Теперь он, Евгений пишет ей письма, полные нежности и любви.

Он преследует ее и просит выслушать, но Татьяна остается холодна и невозмутима.

При этом она никак не хочет обидеть его чувства, о чем мы узнаем из ее прямодушного монолога. Она просит ее оставить не, потому что не любит его, а потому что судьба так распорядилась, и незачем с ней спорить.

“Я вас люблю (к чему лукавить?), Но я другому отдана; Я буду век ему верна”. Такими словами она с ним прощается. Есть в них и мольба, и горечь за несостоявшуюся любовь. Только по этой причине главный герой достоин сострадания.

Он ведь никогда в своей жизни не любил, и тот единственный шанс, который ему подарила судьба, оказался невозможным.

(2

Источник: https://ege-essay.ru/sochinenie-na-temu-dostoin-li-onegin-sostradaniya-v-romane-evgenij-onegin-pushkin/

Ссылка на основную публикацию