Русский характер в рассказе м. шолохова «судьба человека»

Русский национальный характер в рассказе М.А.Шолохова “Судьба человека”

Урок литературы в 9 классе

Тема:Русский национальный характер в рассказе М.А.Шолохова “Судьба человека”.

Цели урока:

  • выявить суть души русского человека в понимании М.А.Шолохова, показать роль образа Андрея Соколова в раскрытии идеи произведения;
  • учить анализировать художественное произведение, работать с текстом, читать выразительно, строить монологическое высказывание;
  • развивать аналитическое мышление, творческое воображение, устную речь учащихся;
  • способствовать воспитанию у подростков чувства гордости за русского человека, патриотизма, высокой гражданской позиции.<\p>

Оборудование:

  1. текст произведения М.А.Шолохова;

  2. фотографии писателя;

  3. компьютер и проектор;

  4. фрагменты фильма С.Ф.Бондарчука “Судьба человека”;

  5. иллюстрации к рассказу художников С.А.Трофимова, О.Г.Верейского;

  6. текст стихотворения Парции Нельсон “Я иду по улице…”;

  7. текст стихотворения М.В.Исаковского “Враги сожгли родную хату…”;

  8. текст стихотворения Ф.И.Тютчева “Умом Россию не понять…”

Предварительная подготовка:

  • прочитать рассказ М.А.Шолохова “Судьба человека”;
  • повторить определение термина “лейтмотив”.

Эпиграфы к уроку:

  • “Силён тот, который валит, но сильнее – который подымает” (русская пословица).
  • “Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время” (Д.И.Фонвизин).
  • “Да разве найдутся на свете такие огни, муки и такая сила, которая бы пересилила русскую силу!” (Н.В.Гоголь).
  • “Оставаться человеком в нечеловеческих условиях – это трудное дело” (И.С.Грачёва).

Ход урока.

  1. Оргмомент

  2. Вступительная беседа.

Вопрос-завязка: Легко или трудно быть человеком?

– Прочтите стихотворение Парции Нельсон “Я иду по улице…”:

1. Я иду по улице.

На дороге глубокая яма.

Я падаю.

Я пропал…

Я беспомощен.

Я не виноват.
Я никогда не выберусь отсюда.

2. Я иду по той же улице.

На дороге глубокая яма.

Я делаю вид, что не замечаю её.

И снова падаю.

Не верится, что я снова здесь.

Но я не виноват.

Всё же долго выбираться отсюда.

3. Я иду по той же улице.

На дороге глубокая яма.

Я вижу её.

Но падаю…
По привычке… но

Мои глаза открыты.

Я знаю, где нахожусь.

Я сам виноват и выбираюсь вмиг.

4. Я иду по той же улице.

На дороге глубокая яма.

Я обхожу её.

5. Я иду по другой улице.

– О чём оно? О каком человеке здесь идёт речь? Чему научился этот человек? (преодолевать трудности)

– Какой из наших эпиграфов подходит к этому стихотворению? (русская пословица) раскройте его смысл.

– А можем ли мы данный эпиграф отнести к рассказу М.А.Шолохова “Судьба человека”? Почему?

– Итак, на сегодняшнем уроке мы будем говорить о произведении М.А.Шолохова, в котором он рассказывает нам о жизни, о человеке, о его судьбе, о войне, о тех трудностях, которые ему пришлось преодолеть. Преодоление – лейтмотив этого произведения. Дайте определение этому термину.<\p>

  1. Информация о писателе и об истории создания рассказа.

– Да и самому писателю тоже пришлось преодолевать в жизни немало трудностей. Послушаем сообщение о жизни М.А.Шолохова. (учащийся выступает с сообщением; возможно использование презентации)

– Рассказ “Судьба человека” впервые был опубликован в газете “Правда” 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года. Творческая история началась еще задолго до выхода в печать, в 1946 году при встрече М.А.Шолохова с прототипом главного героя.

Присев отдохнуть у разлившейся степной речушки Еланки, писатель заметил мужчину, который вел за руку мальчика по направлению к речной переправе. Усталые путники подошли к нему и, приняв его за шофера, запросто сели отдохнуть. Тут и поведал мужчина “своему брату-шоферу” о своей судьбе.

Возвратился тогда писатель необычайно взволнованный и все еще находился под впечатлением от встречи с неизвестным шофером и мальчиком. Между случаем, послужившим отправной точкой для формирования авторского замысла, и самой работой над рассказом протянулась дорога в десять лет. Когда художественная концепция приобрела в сознании М.А.

Шолохова достаточную определенность, он приступил к написанию “Судьбы человека”.<\p>

– Итак, рассказ о судьбе простого, самого обыкновенного русского человека.

Но каков он, русский человек? Каковы те свойства его личности, особенности характера, которые помогают ему не просто выжить, но и, несмотря на потерю всех родных, продолжать жить, работать, думать о будущем? Исследованием загадочной русской души и занимался М.А.Шолохов, создавая свой рассказ. И мы сегодня вслед за писателем займёмся этим же исследованием. (сообщение темы и цели урока)

– О русском национальном характере писали многие писатели в разные времена. Давайте вспомним такие произведения и их авторов. (А.Н.Толстой “Русский характер”, М.Ю.Лермонтов “Бородино”, Б.Н.Полевой “Повесть о настоящем человеке”, Л.Н.Толстой “Кавказский пленник”)

Обратите внимание

Примечание: учитель может выстроить для учащихся ассоциативный ряд из этих и других подобных произведений, предложив их вниманию фрагменты этих произведений с целью вспомнить произведения и их авторов и попросив самим сформулировать тему урока.

  1. – Какова композиция рассказа? (рассказ в рассказе) Почему автор вводит образ рассказчика? (повествование становится более достоверным, точным, эмоционально насыщенным)

– На какие части условно можно разделить весь текст? Обратимся к началу рассказа (иллюстрации С.А.Трофимова и О.Г.Верейского). Что мы видим? Какую часть текста проиллюстрировали художники? Что они передали? Различны или сходны изображения? Чем это объясняется? (каждый художник, не искажая текста, по-своему передаёт своё восприятие прочитанного)

– Что, на ваш взгляд, является главным в этом эпизоде? (Портрет мужчины и мальчика). Какой деталью уже в начале рассказа писатель передает всю глубину горя героя? (Глаза, словно присыпанные пеплом, наполненные такой неизбывной тоской, что в них трудно смотреть).

– Народная мудрость гласит: “Глаза – зеркало души. Почему так говорят? О чём говорят глаза мужчины?  (Глаза серые,  цвета  пепла, а пепел там, где все сожжено, разрушено. В душе героя – пепелище, разочарование, пустота). Значит, многое пережил, преодолел. Так какие же преодоления пришлось осуществить Андрею Соколову?

  1. – Расскажите о довоенной жизни нашего героя. (краткий рассказ учащихся; подчёркивается физическая сила Андрея Соколова)

– Что преодолевает Андрей? (пагубную привычку к выпивке) Благодаря кому это ему удаётся? (его жене, семье) Почему ему это удаётся? (взаимная любовь; совестливый)

  1. – Как воевал Андрей Соколов? Что нам раскрывает в герое его рассказ о том, как он писал письма своей семье? (заботится о своих родных, не хочет их расстраивать и перекладывать на их плечи тяжесть переживания за него). Процитируйте.

– Как он попадает в плен? (рассказ учащихся).

Что он при этом чувствует? (тяжёлое внутреннее состояние по поводу пленения) Как ведёт себя дальше? (рассказ учащихся о предателе, о чувствах и поведении Соколова в данной ситуации, о его личностных качествах). Что преодолевал? (тяжелейший выбор: убить или не убить? убить своего же, но он предатель, от его предательства погибнут многие; поступает по совести)

– О чём думал Андрей, попав в лагерь? (о побеге; убегал, его ловили, а он снова убегал) Как это его характеризует? (сила духа, несломленность, любовь к Родине, чувство долга) Что преодолевал? (тяготы плена, голод, холод, побои)

– Вновь обратимся к иллюстрациям С.А.Трофимова и О.Г.Верейского и рассмотрим эпизод допроса Соколова Мюллером. Как показали художники этот эпизод? Сравните. Какая из этих иллюстраций вам больше по душе? Почему?

– Как об этом пишет М.А.Шолохов? (рассказ учащихся с цитированием) Что преодолевал Андрей? Какие качества при этом проявил? (страх смерти, желание съесть всё сразу – думал о товарищах; чувство собственного достоинства) Что его больше беспокоит, когда он уходит от коменданта? (что не донесёт еду до своих товарищей)

– Каким из наших эпиграфов можно проиллюстрировать образ главного героя в данной ситуации? (слова И.С.Грачёвой) Объясните их смысл.

– Что происходит с Андреем дальше? (удачный побег, отпуск домой)

  1. – Что ждало его по приезде домой? (смотрим видеоролик – фрагмент к/ф “Судьба человека” режиссёра С.Бондарчука о том, как Соколов приезжает домой, в котором звучит песня М.И.Блантера “Враги сожгли родную хату” на слова М.В.Исаковского)

– Как в фильме показано большое горе, свалившееся на Андрея?<\p>

– Для М.А.Шолохова стихотворение М.Исаковского было любимым, именно поэтому в этом видеоролике и звучит данная песня. Как текст этой песни совпадает с текстом рассказа? Как в нём передаётся состояние лирического героя?

– Что помогло Андрею пережить страшное горе? (мысли об Анатолии) Какое страшное испытание ещё уготовила ему судьба? (известие о гибели старшего сына; цитирование текста: состояние души героя)

– Рассмотрим иллюстрацию С.А.Трофимова. Что передаёт художник?

  1. – Не сломили героя рассказа обстоятельства. Он продолжал жить. Скупо пишет М.А.Шолохов об этом периоде жизни своего героя. Работал, начал выпивать, пока не встретил мальчика. (смотрим видеоролик – фрагмент к/ф “Судьба человека” режиссёра С.Бондарчука о том, как Андрей сообщает Ване, что он его отец)

– Что удалось передать актёрам? Созвучно ли это тому, что почувствовали вы, читая текст?

– Кто кого нашёл? Какие чувства испытывает герой, увидев беспризорного одинокого мальчика-сироту? Как это характеризует Андрея Соколова? К каждому ли человеку вот так, просто так может доверчиво прильнуть маленький ребёнок? (возрождение души героя, обретение смысла жизни, любовь к сироте) Что преодолевает Андрей Соколов? (смертельную тоску по погибшим родным, находит в себе силы не просто жить дальше, а ещё и взять на себя заботу о ребёнке; чувство ответственности)

– Охарактеризуйте средства выразительности и их роль в этом отрывке. (глаза Ванюши, состояние обоих, забота Соколова о мальчике)

– Обратимся к концовке рассказа. О чём беспокоится Соколов? (о мальчике, который снова может оказаться сиротой; не о себе думает)

– Вновь обратимся к началу рассказа. Каков пейзаж? Какие цвета присутствуют в описании? Каков смысл их противопоставления? (жизнь побеждает смерть, она продолжается)

– Итак, в рассказе М.А.Шолохова рассказывается о судьбе одного человека. Объясните смысл названия рассказа.

(представлен собирательный образ русского человека, с присущими ему чертами русского национального характера) Что дало ему силы преодолеть все выпавшие на его долю испытания? Почему не сломился, не пал духом, не предал, не спился, не сдался? (его поддерживали любовь, надежда и желание жить)

– Об этом и говорит в произведении “Тарас Бульба” Н.В.Гоголь (анализируем эпиграф к уроку)

– Назовите эти черты. Составим кластер (трудолюбие; совестливость; любовь к Родине, семье, людям; стойкость; доброта; милосердие; чувство собственного достоинства; сила духа; мужество; храбрость; чувство справедливости; патриотизм)

– Какие мысли автора звучат в конце рассказа? В чём он уверен? Почему?<\p>

– Какова идея этого произведения? (можно вновь обратиться к словам Н.В.Гоголя)

  1. Итог урока. Слово учителя.

– Сквозь физические и моральные испытания, преодолев невероятные трудности, невзгоды, лишения, Соколов пронес чистую, широкую, открытую всему доброму душу, русскую душу.

Человек становится настоящим человеком, когда он оказывается в состоянии победить собственную слабость, обрести мужество, переступить через страх перед торжествующим в данный момент злом, перед неотвратимостью жизненной судьбы.

И в конце наших рассуждений мне хотелось бы поставить многоточие, потому что нельзя до конца осознать, в чем же заключается сила и величие души русского человека. Русский характер, как и русская душа, всегда были и остаются загадкой для мировой культуры. И воистину справедливы слова Ф.И.Тютчева:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить.

У ней особенная стать

В Россию можно только верить.

– Напишите творческую работу на тему “Что значит быть русским человеком?” (по впечатлениям от рассказа М.А.Шолохова).

Приложения к уроку.

Иллюстрации О.Г.Верейского

Иллюстрации С.А.Трофимова.

Стихотворение М.В.Исаковского

Враги сожгли родную хату,

Сгубили всю его семью.

Куда ж теперь идти солдату,

Кому нести печаль свою?

Пошел солдат в глубоком горе

На перекресток двух дорог,

Нашел солдат в широком поле

Травой заросший бугорок.

Стоит солдат — и словно комья

Застряли в горле у него.

Сказал солдат: “Встречай, Прасковья,

Героя — мужа своего.

Готовь для гостя угощенье,

Накрой в избе широкий стол,—

Свой день, свой праздник возвращенья

К тебе я праздновать пришел…”

Никто солдату не ответил,

Никто его не повстречал,

И только теплый летний ветер

Траву могильную качал.

Вздохнул солдат, ремень поправил.

Раскрыл мешок походный свой,

Бутылку горькую поставил

На серый камень гробовой:

“Не осуждай меня, Прасковья,

Что я пришел к тебе такой:

Хотел я выпить за здоровье,

А должен пить за упокой.

Сойдутся вновь друзья, подружки,

Но не сойтись вовеки нам…”

И пил солдат из медной кружки

Вино с печалью пополам.

Он пил,— солдат, слуга народа,—

И с болью в сердце говорил:

“Я шел к тебе четыре года,

Я три державы покорил…”

Хмелел солдат, слеза катилась,

Слеза несбывшихся надежд,

И на груди его светилась

Медаль за город Будапешт.

Источник: https://multiurok.ru/files/russkii-natsional-nyi-kharaktier-v-rasskazie-m-a-1.html

Сочинение «Тема русского характера в рассказе М. А. Шолохова «Судьба человека»»

Война… Это страшное для человека слово. От него веет холодом, бо­лью, страданием. Такая недавняя и такая далекая Великая Отечественная война никого не обошла стороной, проникла в каждую семью, повлияла на судьбу каждого человека.

Многие писатели, поэты посвящали подвигу народа в Великой Отечественной войне свои произведения. Среди них такие имена, как А. Твардовский, К. Симонов, В. Гроссман, В. Некрасов, Б. Василь­ев, В. Быков, В. Астафьев и многие, многие другие.

С темой войны связано и произведение Михаила Александровича Шоло­хова «Судьба человека», в котором автор с новой силой поднял тему войны и мира, в подлинном величии и могуществе показал душу самого обыкно­венного русского человека, такого, каких были миллионы. Рассказ «Судьба человека» — рассказ эпический, воплотивший в судьбе рядового русского солдата судьбу народную.

«Русский характер» — так определил образ рядового советского сол­дата Андрея Соколова писатель Е. Пермитин, назвавший рассказ «Судьба человека» национальным русским произведением, в котором национальность проявляется «в самом сгибе ума русского, в русском образе взгляда на вещи» (В. Г. Белинский).

Скромный труженик Андрей Соколов жил в Воронеже, имел жену и троих детей, увлекался машинами и был счастлив. Но вот всему пришел ко­нец: началась война. Все рухнуло в один миг. Страшные трагические дни сорок первого…

— В ружье!

— В ружье!.. —

По градам шло, по весям,

В набатное «Вставай!» переходя…

И встал народ,

Их было миллионы… —

чтобы отстоять свободу и независимость, чтобы добыть великую Победу, оплаченную великой ценой.

Среди тех, кто встал «в ружье», чтобы выстоять и победить, был и Анд­рей Соколов. Он простился с родными, не подозревая, что не суждено им больше встретиться, и отправился на фронт.

Вначале Андрею сопутство­вала удача: «Дырявил немец мне машину и сверху и с боков, но мне, бра­ток, везло на первых порах. Везло-везло, да и довезло до самой ручки…» Попал Андрей в плен. «Ох, браток, нелегкое это дело, понять, что ты не по своей воле в плену.

Важно

Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта шту­ка».

Когда узнаешь, сколько мук, лишений, страданий выпало на долю Анд­рея в плену, невольно спрашиваешь себя: «Разве может человек вынести такое?» «А били богом проклятые гады и паразиты так, как у нас сроду животину не бьют… Били запросто, для того, чтобы когда-нибудь да убить до смерти, чтобы захлебнулся своей последней кровью и подох от побоев». Только после двух лет мучений и унижений Соколову удается сбежать, при­хватив с собой немецкого офицера. Трудно передать словами, какие чувства испытывает он, ступив на родную землю: «Наши бегут к машине, а я вско­чил в этот лесок, дверцу открыл, упал на землю и целую ее, и дышать мне нечем».

После возвращения к своим Андрей получает еще одно страшное из­вестие: фашисты сбросили бомбу на его домик, он узнает, что его жена и дочери погибли. «Была семья, свой дом, все это лепилось годами, и все рухнуло в единый миг, остался я один». Но блеснула и Андрею радость: нашелся сын.

«И начались у меня по ночам стариковские мечтания: как война кончится, как я сына женю и сам при молодых жить буду, плотни­чать и внучат нянчить». Но не отпускает судьба-злодейка солдата и наносит свой последний удар: в День Победы убивает Анатолия немецкий снай­пер.

Казалось бы, как тут не опустить руки, не впасть в отчаяние, не про­клясть жизнь за свои несчастья. Однако Андрей не жалуется, не замыкается в себе. Откуда черпает силы Андрей Соколов? Что дает ему силы выжить и сохранить себя как человека? Соколов всю свою любовь и нежность отда­ет приемному сыну — сиротке Ванюшке.

В привязанности к ребенку жизнь Андрея Соколова обретает новый смысл. Необыкновенная человечность и богатый нравственный мир шолоховского героя вызывают огромную сим­патию и уважение.

Рассказ «Судьба человека» взволновал меня до глубины души, многое помог понять, о многом заставил задуматься.

Так уж устроен человек — непременным условием его существова­ния являются обстоятельства, доля: иными словами — судьба.

Мне близка мысль о том, что судьба человечества — это судьба каж­дого человека.

Я могу с уверенностью сказать, что автор рассказа очень точно опре­делил его название, которое заставляет задуматься о проблеме смысла жиз­ни. «Покалеченного» войной Андрея ничто и никогда не утешит, не помо­жет забыть пережитое. Навеки в его сердце останется боль, а в его глазах — «смертная тоска».

Совет

Однако же Андрей Соколов — человек, который «глубоко сознает свои кровные связи с Отечеством», несгибаемый боец, способный на чу­деса героизма, это человек, которого не сломили кошмары войны, не опус­тошили утраты и лишения, перенесенные им. Он — поистине благородная личность. Именно поэтому и оптимистичен финал рассказа.

Читая рассказ М. Шолохова «Судьба человека», явственно ощущаешь протест против войны, звучащий в произведении.

Мне хочется сделать вывод о том, что как бы ни сложилась судьба ге­роев шолоховского произведения, за этой каждой отдельной судьбой мож­но увидеть судьбы многих, можно поразмышлять о будущем.

Историю делают люди — это мы не раз повторяем, но не всегда дума­ем о том, что эти люди живут вокруг нас.

Е. А. Маймин в своей книге для учащихся старших классов «Искус­ство мыслить образами» пишет: «Открытия, которые мы делаем… не только живые и впечатляющие, но и добрые открытия. Знание действительности есть знание, согретое человеческим чувством, сочувствием…»

Для меня «Судьба человека» Шолохова — это открытие. Я убеждена, что это произведение в самой основе своей нравственно именно потому, что вызывает во мне сопереживание и сочувствие к людям.

Благодаря об­разной форме, рассказ Шолохова приобщает человека к человечеству: за­ставляет с большим вниманием относиться к чужой боли и чужой радости. Он делает эту чужую боль и радость в значительной мере своими. Рассказ в самом глубоком смысле этого слова человечен.

Он идет от человека и ведет к человеку — к самому живому, доброму, к самому лучшему в нем.

Рецензия

Обратите внимание

Данное выше сочинение — личностное, целенаправленное, яркое, эмо­циональное, оно свидетельствует о высокой филологической культуре и творческой индивидуальности автора сочинения в его рассказе о русском характере.

Правильно подобран материал, удачно используется текст рас­сказа «Судьба человека», уместно вводятся цитаты, показывая культуру ци­тирования.

Композиция сочинения свидетельствует о знании требований к жанру школьного сочинения.

Сочинение написано хорошим литературным языком в жанре литера­турно-критической статьи.<\p>

Источник: https://litsochinenie.ru/tema-russkogo-haraktera-v-rasskaze-m-a-sholohova-sudba-cheloveka.html

Тема русского характера в рассказе М. Шолохова «Судьба человека»

Рассказ «Судьба человека» был написан М. А. Шо­лоховым в 1956 году. Это не просто интересная исто­рия, а действительно судьба реального человека, ис­пытавшего нечеловеческие муки, тяготы, терзания.

Весной 1946 года автор случайно встретил на реч­ной переправе мужчину, который вел за руку мальчи­ка. Усталые путники подошли к нему и сели рядом от­дохнуть.

Тогда-то и поведал писателю случайный со­беседник историю своей жизни. Целых десять лет вынашивал М. А. Шолохов замысел этого произведе­ния.

Размышляя о судьбах тех, кто прошел Великую Отечественную войну, он решил показать способность человека стойко преодолевать свои беды.

Андрей Соколов, обыкновенный человек, отец се­мейства, честный труженик. Как и тысячи других людей ушел на фронт защищать Родину. Война отры­вает его от родной семьи, от дома, от труда. Счастли­вая жизнь рушиться в один миг. В первые месяцы войны он был дважды ранен, контужен, и самое страшное — попал в плен. Два года Андрей Соколов переносил ужасы фашистского плена.

Каждый день смерть смотрела ему в глаза, но он находил в себе му­жество оставаться человеком. В духовной борьбе с фа­шизмом раскрывается характер героя, его мужество, стойкость, терпение. Он пытался бежать, но это ему не удалось; он расправился с предателем, который хо­тел выдать командира.

Огромная сила духа и выдерж­ка показаны в сцене встречи Андрея Соколова с ко­мендантом концлагеря. Обессиленный, замученный и истощенный он с таким мужеством готов встретить смерть, что это поражает даже фашиста, давно поте­рявшего человеческий облик. Он истинный патриот, чувствующий свою ответственность за судьбу Роди­ны. М. А.

Важно

Шолохов впервые в советской литературе сделал своим героем человека, прошедшего фашист­ский плен, в то время это была запретная тема.

И вот все-таки Андрею Соколову удалось бежать из плена, и он снова становится солдатом. Герой расска­за прошел всю войну, он вышел из нее победителем, хотя не получил ни одной награды.

Но тяжелые испы­тания ждали его еще впереди: разрушен дом, погибли жена и дочь от фашистской бомбы. У него осталась единственная надежда — встретиться с сыном. Но и этому не суждено сбыться, сын погиб в последние дни войны.

Злая и беспощадная судьба не оставила солда­ту ни родных, ни даже пристанища на земле.

Андрей Соколов говорит своему случайному собе­седнику: «Иной раз спишь ночью, глядишь в темноту пустыми глазами и думаешь: «За что же ты, жизнь, меня так покалечила? Нету мне ответа ни в темноте, ни при ясном солнышке… Нет и не дождусь!».

После всего, что пережил наш герой, казалось бы, он должен был озлобиться, стать жестоким. Душа его, действительно, полна постоянным ощущением мучи­тельной боли. Но он стойко и мужественно преодоле­вает свое горе, одиночество. Жизнь изранила его, но не смогла убить в нем живую душу.

Оставшись совсем один на белом свете, этот человек ведет непрерывную борьбу с самим собой и выходит из нее победителем. Он усыновляет такого же, как он, сироту — Ванюшу, мальчика со «светлыми, как небушко, глазами».

Всю теплоту, сохранившуюся в его израненном сердце, он отдал сироте и именно потому сам стал понемногу воз­вращаться к жизни.

«И хотелось бы думать,— пишет М. А. Шолохов,— что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, кото­рый, повзрослев, сможет все выдержать, все преодо­леть на своем пути, если к этому позовет его Родина».

Совет

Рассказ проникнут глубокой, светлой верой в чело­века. Герой, пройдя сквозь тяжелые испытания, со­хранил человеческое достоинство, любовь к жизни, качества, помогающие жить дальше, трудиться, бо­роться.

Заглавие рассказа символично, это не просто судь­ба отдельного солдата Андрея Соколова, а рассказ о судьбе русского человека, вынесшего на себе жесто­кие испытания войной.

Писатель считает себя обязанным поведать всему миру правду о том, какой огромной ценой была завое­вана победа над фашизмом в Великой Отечественной Войне, и кто был настоящим ее героем.

Героизм Андрея Соколова показан не плакатно, он незаметный, так как повествование ведется от лица самого героя. Но он и есть истинный герой, подлинно русский человек, Человек с большой буквы, лучший представитель нашего великого народа.

Источник: https://5litra.ru/soch/296-tema-russkogo-haraktera-v-rasskaze-m-sholohova-sudba-cheloveka.html

Образ русского человека в рассказе М. Шолохова “Судьба человека”

Сочинения › Шолохов М.А. › Судьба человека

Готовые Домашние Задания

На войне себя забудь,

Помни честь, однако,

Рвись до дела – грудь на грудь,

Драка – значит, драка.

А. Твардовский. Василий Теркин.

Рассказ М. Шолохова «Судьба человека» (1956 – 1957) считается классикой военной прозы. Он, наряду с произведениями Быкова, Твардовского, Кондратьева. Некрасова, раскрывает правду тех страшных четырех лет, повествует о жизни русского народа, воспевает русский национальный характер.

«Судьба человека» изображает одно из проявлений русского национального характера – русского солдата. Главный герой произведения, Андрей Соколов, говорит о войне: «Ну, и мне там пришлось, браток, хлебнуть горюшка по ноздри и выше».

Этот герой – простой русский человек, живший в деревне и с молоком матери впитавший народные представления и морали и нравственности. Главный критерий для Соколова – чтобы все в жизни было «не хуже, чем у людей».

И рассказ Соколова о своей судьбе подчеркивает, что герой и его семья – самые типичные, самые обыкновенные, каких в СССР было большинство.

И тем ценнее свойства его натуры, которые говорят о достоинствах русского характера в целом.

Судьба Соколова трагична. Он прошел всю гражданскую войну, воевал на стороне Красной Армии.

Узнав о начале Великой Отечественной, на третий день герой уходит на фронт, прощается со своей семьей, любимой женой.

Разве мог он знать, что больше никогда не увидит их? Всю оставшуюся жизнь корил себя Соколов за то, что тогда оттолкнул жену, нагрубил ей. Это было последнее, что он успел сделать – вскоре Ирина погибла…

Обратите внимание

Герой вспоминает, что первое время на фронте было очень тяжело: наши отступали, немцы одерживали верх. Через слова Соколова автор подчеркивает, что в советских рядах воевали совершенно разные люди, а не одни лишь герои.

Были и те, кто боялся, «скулил и сопли размазывал», по выражению главного героя. Военный дух советского войска падал, и только сильные люди «держали себя в руках».

Но был и еще один аргумент, для Соколова самый сильный, – «… этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже нашего в тылу приходилось. Вся держава на них оперлась!» Конечно, и Андрей Соколов – не безупречный герой, ему тоже было страшно и «тошно».

Но он, как мужчина, как более сильный, брал этот груз на себя, стремясь хоть немного, но облегчить жизнь женщинам и детям в тылу. И таких людей, я уверена, было в те годы предостаточно.

За первый год войны Соколов был два раза ранен. Про это время он говорит, что ему «везло». Потому что немецкий плен, который герой выдержал позже, можно сравнить только с адом, и все другое на войне можно было назвать везением.

В машину Соколова, который под неприятельским огнем вез патроны солдатам, попал снаряд. Очнувшись, герой понял, что оказался в немецком плену: «Ох, браток, нелегкое это дело понять, что ты не по своей воле в плену.

Кто этого на своей шкуре не испытал, тому не сразу в душу въедешь, чтобы до него по-человечески дошло, что означает эта штука».

За два года плена Соколов натерпелся нечеловеческих издевательств и мучений: «Били за то, что ты – русский, за то, что на белый свет еще смотришь, за то, что на них, сволочей, работаешь». Но, несмотря на это, немцам не удалось сломить характер героя, наверное, поэтому он и остался жив.

Важно

Кульминацией пребывания героя в плену и одной из кульминаций рассказа стал эпизод разговора Соколова с лагерфюрером Мюллером. Идя на встречу с Мюллером, Андрей осознает, что идет на смерть.

Он собирается с духом, чтобы взглянуть на врага и в дуло пистолета отважно, как и подобает русскому солдату. Да и перед лицом лагерфюрера Соколов держится с огромным достоинством.

Он, находящийся на грани голодной смерти, не стал пить за победу фашистских войск: «…у меня есть свое, русское достоинство и гордость и … в скотину они меня не превратили, как ни старались».

После этого даже фашисты преклонились перед сильным русским характером, полным достоинства, свободы и любви к Родине. Мюллер говорит, что уважает достойных противников, и в знак своего признания даже дает герою кусок сала и хлеба.

Фашистское угощенье разделили поровну между всеми обитателями барака. Русский солдат при любых условиях остается русским солдатом! Это подтверждает и то, как Соколов спасся из плена.

Он бежал и привез с собой немецкого генерала, который был советским войскам «дороже двадцати языков».

Но на этом несчастья героя не закончились. Вскоре он узнал, что его жена и дочери погибли, а 9 мая, в день победы, погиб и его единственный сын. Свет померк перед Андреем.

Исчез смысл жизни, незачем стало жить. Но и тогда выстоял русский солдат. А чуть позже судьба дала ему еще один шанс – Соколов встретил маленького бродяжку Ванюшу, у которого родители погибли на фронте.

Совет

И перед Соколовым вновь забрезжил свет…

Судьба героя во многом типична: жестокая война, физические и душевные страдания и испытания, потеря всех близких. Но всегда Соколов сумел оставаться человеком, русским человеком и русским солдатом, перед которым склоняли голову даже звери в человеческом обличье – фашисты.

Сочинения по теме:

  • Человечность образов в рассказе М. Шолохова “Судьба человека” сочинение
  • Один из величайших рассказов М. Шолохова “Судьба человека” сочинение
  • Вера в будущее по произведению М. Шолохова “Судьба человека” сочинение
  • Пример русского героизма (М. Шолохов “Судьба человека”) сочинение

Источник: https://1soch.ru/sholohov-ma/sudba-cheloveka/obraz-russkogo-cheloveka-v-rasskaze-m-sholohova

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector
Для любых предложений по сайту: [email protected]