Судьба художника в повести гоголя «портрет»

Сочинение на тему Два художника в повести Портрет, Гоголь читать бесплатно

­Два художника

Повесть «Портрет» была написана Н. В. Гоголем в 1835 году, а затем отредактирована в 1842 году. Общественность восприняла ее неоднозначно, так как произведение было мистическим.

В нем автор рассказал историю жизни двух художников, столкнувшихся с одним и тем же портретом, обладающим сверхъестественной силой. Мотив был использован традиционный: богатство в обмен на душу.

В произведении затронуты такие социально-значимые темы, как борьба добра со злом, проблема назначения искусства, власть денег над человеком.

Обратите внимание

С главным героем мы знакомимся в первой части. Его зовут Чартков Андрей Петрович. Он молодой и талантливый художник, которому, однако, не везет в финансовом вопросе. Какими бы хорошими не были его картины, много заработать на них он не может.

Более того, он настолько беден, что с трудом может себе позволить комнатку в неухоженном доме и свечи для работы в вечерний час. Однажды судьба ему преподносит неожиданный сюрприз.

Купив на последний двугривенный картину, художник обнаруживает в рамке мешочек с деньгами, после чего у него начинается новая жизнь.

Картина эта, однако, необычная. На ней изображен старик азиатской внешности с пронзительными, будто живыми глазами. Он настолько живо выглядит, что, кажется, натурщик вот-вот выскочит из картины и заговорит. Собственно, именно это и привлекло внимание Чарткова.

Все, что происходило с ним потом, было уже последствиями покупки этой картины. Художник разбогател, перебрался из бедного жилища в роскошные апартаменты, купил новые кисти, краски, холсты, а заодно и дал объявление в газету.

К нему стали обращаться влиятельные заказчики.

Их портреты он теперь рисовал, не прикладывая никаких усилий. Всего два дежурных штриха и портрет был готов. Так он зарабатывал гораздо больше денег, чем усердным трудом, поэтому он предпочел материальное благополучие.

При этом он перестал совершенствовать свой талант, поэтому вскоре стал посредственностью. Он жутко завидовал другим более талантливым художникам. Характер у него стал скверный. Чартков дошел до того, что сжигал свои и чужие картины.

В результате он стал безумным и быстро умер.

На это обстоятельство пролил свет второй художник, о котором мы узнаем из второй главы. Его имя остается для нас загадкой, так как автор его не упоминает. Портрет старика-азиата, который обогатил Чарткова, был нарисован отцом этого художника – талантливым живописцем.

Важно

Когда-то к нему с просьбой нарисовать портрет обратился сосед-ростовщик, у которого была дурная слава. Все, занимавшие у него деньги, становились несчастливыми.

Но дело художника рисовать, а не копаться в жизненных обстоятельствах своих натурщиков, поэтому он с удовольствием взялся за работу.

Вскоре, однако, отец художника пожалел об этом. Чем дольше он рисовал портрет соседа, тем больше ему казалось, что глаза на картине живые. Он так и не окончил свое произведение, а после заявления ростовщика о том, что тот хотел жить вечно в портрете, художник просто ушел в монастырь.

Ростовщик вскоре умер, но портрет продолжал его дело. Он приносил людям материальное благополучие взамен на гибель души. Сын художника, которого автор упоминает во второй части, мечтает найти неоконченную работу отца и уничтожить ее, чтобы портрет больше не приносил людям несчастья.

Таким образом, мы видим двух художников из разных городов и с разными судьбами. Однако оба, так или иначе, связаны с портретом ростовщика. В случае с первым художником А. П. Чартковым, мы видим, как он проходит путь от таланта к гибели, а в случае со вторым художником – путь от совершения греха к искуплению добром.

см. также:
Другие сочинения по произведению Портрет, Гоголь

Характеристики главных героев произведения Портрет, Гоголь

Краткое содержание Портрет, Гоголь

Краткая биография Николая Гоголя

Источник: http://www.sdamna5.ru/dva_hudozhnika_portret

Два художника(по повести Н.В.Гоголя Портрет)

/ Сочинения / Гоголь Н.В. / Портрет / Два художника(по повести Н.В.Гоголя Портрет)

  Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

    Повесть «Портрет» была написана Николаем Васильевичем Гоголем в 1842 году. Автор использует традиционный мотив: деньги, Богатство в обмен на душу. Она затрагивает многие проблемы: борьба добра и зла в душе человека, власть денег над человеком, но самая главная – проблема назначения искусства (искусство истинное и мнимое).

Повесть состоит из двух частей, в каждой из которых присутствует художник.     В первой части рассказывается о молодом живописце Чарткове. Это очень талантливый, но в тоже время бедный человек. Он восхищается талантом великих художников; его обижает то, что модные художники, рисующие свои картинки, получают огромные деньги, а он должен сидеть в нищете.

Но тут с ним приключается странная история. Однажды он зашел в картинную лавку и увидел необычный портрет. Портрет был очень старый, на нем был изображен старик в азиатском костюме. Портрет сильно заворожил Чарткова. Старик притягивал его к себе; глаза его были особенно выразительны – они глядели на него, как настоящее. Молодой художник, сам не ожидая того, купил эту картину.

Совет

После этого с Чартковым приключилась странная ситуация: ночью ему приснился сон, что старик вылез из картины и показал ему мешок с деньгами. Это говорит о том, что наш молодой художник жаждет богатство и славы, что-то уже в нем есть демоническое в душе. Тут проснувшись, он на иву обнаруживает деньги, которых бы хватило ему на три года.

Чартков решает, что лучше потратить их на холсты и краски, то есть на благо своему таланту. Но его притягивает искушение: он срывается и начинает покупать множество не нужных ему вещей, снимает квартиру в городе и покупает себе славу в виде похвальной статьи в газете.

Он изменил себе, своему таланту, зазнался; он не обращает никакого внимания на людей, которые когда-то занимали важное место в его жизни, включая учителя, который давал ему совет: “У тебя есть талант; грешно будет, если ты его погубишь. Смотри, чтобы из тебя не вышел модный живописец…».

Статья в газете произвела фурор: люди так и бежали к нему, прося нарисовать их портрет, требуя то того, то другое. Чартков изменил своей душе и сердцу.

Теперь он рисовал не так естественно, более схоже с портретируемым человеком, а так как просили его клиенты: «один требовал себя изобразить в сильном, энергическом повороте головы; другой с поднятыми кверху вдохновенными глазами; гвардейский поручик требовал непременно, чтобы в глазах виден был Марс…».

После этого мнение художника полностью изменяется, он удивляется, как он мог раньше придавать столько значения схожести и тратить столько времени на работу над одним портретом: «Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Я не поверю, чтобы в нем был талант. Гений творит смело, быстро…

, утверждал, что прежним художникам уже чересчур много приписано достоинства, что все они до Рафаэля писали не фигуры, а селедки… Микель-Анжел хвастун…». Чартков становится модным и известным богачом. Секрет его успеха прост – угождение самолюбивым заказам и отход от подлинного искусства. Однажды его попросили высказать свое мнение по поводу работ одного молодого художника.

Чартков собирался раскритиковать его картины, но вдруг видит, как великолепно творчество молодого таланта. И тут тот он понимает, что обменял свой талант на деньги. Тогда-то им овладевает зависть ко всем художникам – он скупает и портит их картины. Вскоре он сходит с ума и умирает.     Во второй части повести рассказывается о совершенно другом художнике.

На аукцион приходит молодой человек и говорит, что он хочет забрать портрет старика, который по праву должен принадлежать ему. Тут этот молодой бедный художник рассказывает историю о неком ростовщике. Он был необыкновенно богат и мог любому занять денег. Но каждый человек, бравший у него в займы, заканчивал свою жизнь печально. Однажды этот ростовщик попросил нарисовать его портрет.

Обратите внимание

Портрет принялся рисовать отец художника, рассказывающего историю. Но с каждым днем он испытывал отвращение к ростовщику, ибо его глаза на картине были очень выразительны, словно живые. Вскоре ростовщик умер. Художник понял, что совершил большой грех, нарисовав портрет ростовщика, ведь с каждым, кому он попадался в руки, случалось несчастье. Он становится отшельником, уходит в монастырь.

Вскоре он нарисовал икону Рождество Иисуса, пробыв многие годы здесь. Таким способом он исцелил свою душу: «Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая высшая сила водила твоей кистью, и благословенье небес почило на труде твоем». После этого он завещает своему сыну – молодому художнику уничтожить портрет, который он когда-то нарисовал, портрет самого дьявола.

    Таким образом, мы видим в поэме двух совершенно разных художников, судьбы которых связаны одним портретом. Но в первом случае художник проходит путь от таланта к гибели, а во втором – путь от совершения греха к добру. Гоголь говорит об ответственности художника за свое творение; главная цель живописца – «пробуждать чувства добрые». Автор показывает читателю, каким должен быть настоящий художник: «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою».

Добавил: NastyaLitle

96376 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.<\p>

Смотрите также по произведению “Портрет”:

  • Краткое содержание

Источник: http://www.litra.ru/composition/get/coid/00496901228924910210

Анализ повести «Портрет» Гоголя

Произведение «Портрет», анализ которого мы сейчас сделаем, входит в сборник «Петербургские повести» Николая Гоголя, куда также включены «Невский проспект», «Нос», «Шинель», «Записки сумасшедшего».

При всей разнице сюжетов они объединены не только местом действия, но и общей проблематикой.

Безусловно, разбор этой повести поможет лучше понять задумку Гоголя, что поможет вам, например, при написании сочинения или просто если вы делаете краткий анализ повести «Портрет» Гоголя.

Проблематика повести «Портрет» Гоголя

Произведение посвящено важной для любого писателя теме истинного и ложного искусства, ответственности художника за своё творение.

Не менее значима сквозная тема, объединяющая все «Петербургские повести» – вопрос настоящих и мнимых ценностей, обманчивой привлекательности столичной жизни, за которой скрывается пошлость, посредственность, ненужная суета и призрачная красота.

Звучит в повести «Портрет», анализ которой мы проводим, тема утраченных иллюзий, которая в этот период активно разрабатывалась многими европейскими писателями, например, французскими романистами О. де Бальзаком, Ф. Стендалем.

Анализ повести «Портрет» Гоголя – композиция

Произведение имеет двухчастную композицию. Первая посвящена судьбе художника Чарткова, прослежена его жизнь от ранней молодости до старости, показано разрушение таланта и духовная деградация под влиянием служения золотому тельцу.

Во второй части показан истинный художник, который понимает ответственность за созданное им произведение искусства. Совершив ошибку, он стремится её исправить, проходит путь духовного очищения.

Две части противопоставлены друг другу, два художника – два нравственных полюса: один разрушение, второй созидание. Продолжим анализ повести «Портрет».

Тема искусства и образ художника в повести «портрет» Гоголя

Анализ повести «Портрет» показывает, что центральное место занимает проблема творчества. Если вы пишите сочинение на эту тему, учтите этот момент. При подготовке вам также поможет краткое содержание повести «Портрет».

В первой части читатель видит молодого, подающего надежды художника Чарткова. Он беден, мечтает иметь свою мастерскую, чтобы погрузиться в творчество, не отвлекаясь ни на какие житейские проблемы.

Профессор пророчит ему большое будущее, видя в нём настоящий, но пока ещё не полностью развитый талант. Учитель предостерегает его от торопливости, объясняет, что талант требует вдумчивого, постоянного труда. Но случайность вмешивается в судьбу художника.

В лавке он неожиданно находит портрет старого ростовщика, поразивший его пронзительными, как будто живыми глазами. Хотя взгляд их неприятен, но в них видится притягательное зло. Чартков потрясён искусством неизвестного художника и на последние деньги покупает портрет.

Ночью ему снится долгий сон о том, как ростовщик выходит из рамы и пересчитывает золотые червонцы. Проснувшись, юноша находит деньги, спрятанные в раме портрета.

Благодаря анализу повести «Портрет» ясно, что внешне повествование укладывается в рамки традиционного мотива продажи души дьяволу: сатана, явившийся в образе ростовщика, искушает героя деньгами, и тот поддаётся соблазну. Однако вдумчивый анализ повести показывает: Гоголь неоднократно подчёркивает, что не слепой случай и даже не дьявол виноваты в судьбе героя.

Важно

Дальнейшее поведение Чарткова – результат его собственного выбора. Так, после получения денег молодой человек размышляет, на что их потратить. Первым побуждением было снять небольшую комнату и работать, совершенствуя картины.

Но затем он решает поехать в парикмахерскую завить волосы, сходить в лучший ресторан, снять огромную, богато обставленную квартиру, да ещё и заказать журналисту похвальную статью о себе.

Выбор художника – тема для сочинения

Когда у художника появляются первые клиенты, он снова оказывается перед выбором: поддаться их требованиям и написать посредственный портрет, который нравится даме с дочкой, или работать над образом Психеи, вкладывая в него талант и душу.

Но в погоне за деньгами Чартков выбирает лёгкий путь и за несколько лет разменивает своё дарование на золото. Выберите эту тему, чтобы раскрыть ее в своем сочинении, а анализ повести «Портрет» Гоголя вам поможет в этом, как и краткое содержание.

Только увидев прекрасную картину истинного художника, много лет прожившего в Италии затворником, совершенствуя мастерство, Чартков осознаёт, что зря потратил жизнь. Но воскрешения не наступает: наоборот, он сходит с ума, скупает картины великих художников и в озлоблении уничтожает их.

В повести Гоголя Чарткову противопоставлен настоящий художник. Во второй части мы слышим историю человека, написавшего портрет ростовщика. Это одухотворённый художник-самоучка, постигнувший высокое значение и духовную глубину искусства. Что еще нам становится ясно, когда мы делаем анализ повести «Портрет» Гоголя?

Художник понимает, что создав эту картину, он впустил в мир зло: портрет приносит несчастья всем обладателям. Искупить свою вину герой пытается уйдя в монастырь, отмаливая свой грех. Только очистив душу, он решается написать произведение живописного искусства на религиозную тему. Художник завещает сыну найти портрет, приносящий зло, и «истребить» его.

Словами этого художника об искусстве выражены мысли самого писателя: талант – «драгоценнейший дар Бога», «кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою», настоящее «высокое создание искусства» снисходит в мир «для успокоения и примирения всех».

Вы прочитали анализ повести «Портрет» Гоголя, и надеемся, что эта информация оказалась полезной и интересной для вас. Посетите наш литературный блог, где сотни статей на подобную тематику помогут вам познакомиться с известными произведениями, а также будут хорошим подспорьем при написании сочинений. Также читайте по теме:

  • Краткое содержание повести «Портрет»
  • Биография Николая Гоголя

Источник: https://reedcafe.ru/blogs/analiz-povesti-portret-gogolya-0

28 Проблема искусства и художника в «портрете» Гоголя

Повесть Гоголя
«Портрет»
делится на две
части.

В первой
говорится
о неком молодом
художнике Чарткове,

увидевшем портрет старика в каком то
захолустном магазинчике, и этого
живописца зацепили глаза старика, они
были настолько выписаны, что казались
просто живыми.

На последние деньги он
купил этот портрет, и принеся его домой
ему показалось, что старик, изображенный
на портрете, сам полностью живой и
вот-вот вылезет из портрета. Между тем
у Чарткова была
мечта

разбогатеть и стать модным живописцем.

И в эту же ночь ему снится, будто старик
вылез из своего портрета, и показывает
мешок, в котором множество свертков с
деньгами. Художник незаметно прячет
один из них. На следующее утро он и
вправду находит деньги.

Совет

И после этого
момента его дела идут в гору, он и вправду
становится модным художником, но его
работы лишаются индивидуальности, и
как последствие, художник лишается
таланта. Однажды его просят раскритиковать
картину одного молодого художника, и
Чартков видит талант молодого художника
и в ужасе понимает, что променял
талант на деньги.


И тут он начинает скупать все картины
талантливых художников с целью уничтожить
их. Все это время ему мерещатся глаза
старика. Вскоре он умирает ни оставив
после себя ничего.<\p>

Вторая часть
рассказывает об аукционе на котором
продается эта картина.

Многие хотят ее
купить, но один человек говорит, что
портрет должен достаться ему, так как
он давно его искал. Человек, купивший
портрет рассказывает невероятную
историю. Давным-давно жил в Петербурге
некий ростовщик, отличавшийся от прочих
возможностей ссудить какую угодно сумму
денег.

Но странная особенность – все,
кто получал от него деньги, заканчивали
жизнь печально. Однажды ростовщик
попросил художника, отца покупателя,
изобразить его. Но чем дольше художник
рисует, тем больше отвращения испытывает
к старику. Когда портрет оказывается
нарисованным, ростовщик говорит, что
теперь будет жить в портрете, вечером
следующего дня умирает.

В самом художнике
происходит перемены: он начинает
завидовать таланту ученика… Когда же
портрет забирает приятель, художнику
возвращается покой. Вскоре выясняется,
что и приятелю портрет принес несчастье,
и он его продал. Художник понимает,
сколько беды может принести его творенье.
Приняв, постриг в монахи, завещает сыну
найти и уничтожить портрет. Он говорит:
Кто заключает в себе талант, тот чище
всех должен быть душою. Люди, слушающие
рассказ, оборачиваются к портрету, но
его уже нет – кто успел украсть его. Так
заканчивается повесть Н.В.Гоголя Портрет.

. «Портрет» –
повесть о
судьбе художника

и борьбе
добра и зла в душе человека
.
Автор использует традиционный мотив:
деньги, богатство в обмен на
душу
.

Повесть
затрагивает многие проблемы: борьба
добра и зла в душе человека, власть денег
над человеком, но самая главная
проблема назначения искусства

(искусство истинное и мнимое) .

В этом
произведении мы встречаемся с тремя
живописцами: это молодой
Чартков
,
иконописец
и его сын.

О Чарткове
рассказано в первой части. Он предстает
перед нами довольно талантливым, но
бедным и ропочущим на свою судьбу. Герой
повести «Портрет» — молодой одаренный
художник Чартков — беден. Гоголь рисует
неприхотливый быт художника, скудную
обстановку его жилья, ветхое платье.

в
его характере, как проницательно подметил
профессор живописи, учитель Чарткова,
есть нетерпение, он склонен поддаваться
чарам, соблазнам<\p>

Обратите внимание

В обычной жизни
слабости принимают иной вид: его «уже
начинает свет тянуть», на шее повязан
«щегольской платок», а на голове красуется
«шляпа с лоском».

Ему хочется кутнуть,
щегольнуть. Но до поры до времени «он
мог взять над собою власть», пока не
произошел случай, круто повернувший
его судьбу.<\p>

Молодой художник
обижается на то, что модные живописцы
рисуют несколько “картинок” и
получают большие деньги, а он вынужден
жить в бедности и безызвестности.

И
вдруг он попадает в небывалую ситуацию:
он получает все, о чем мечтает через
таинственный портрет. Он не сразу
поддается искушению, а сначала решает
купить манекенов и гравюр и серьезно
заняться искусством. Но в нем заговорили
22 года и юность. Внутренний голос и
желания художника противостоят его
рассудку.

Он бросается покупать ненужные
вещи, тратит деньги на недоступные ранее
удовольствия.

Почему же
деньги оказались сильнее таланта
художника
То
есть у Чарткова есть талант и желание
учиться, но другая часть его души жаждет
мгновенного успеха и славы. И именно
эта часть пересиливает первую.

Поводом
для этого стали дьявольские деньги,
которые толкали Чарткова к славе, но за
которые ему пришлось заплатить своим
талантом. В итоге человек морально
падает.<\p>

Художник, отец
рассказчика второй части совершил грех,
написав портрет ростовщика. Он уходит
в монастырь и становится отшельником.

Здесь человек проходит путь не от таланта
к гибели,

а от совершения
греха до восхождения к добру
.
Проведя долгие годы в молитвах и постах,
он наконец берется за кисть и пишет
рождество Иисуса. Иконописец дает
наставление двадцатилетнему сыну, тоже
художнику, который собирается в
путешествие в Италию. Этот художник Б.

Важно

такой же молодой как и Чартков, но как
мы видим из описания его на аукционе,
это был немодно одетый молодой человек,
которому чужды все светские потрясения
и которого не волновала мода. Он, получив
от отца просьбу найти и уничтожить
портрет, приходит на аукцион.

<\p>

В повести судьбы
трех художников

объединяет портрет
ростовщика,

который в конце таинственным образом
исчезает с аукциона. Мы видим в поэме
двух совершенно разных художников,
судьбы которых связаны одним портретом.

Но в первом случае художник проходит
путь от таланта к гибели, а во втором –
путь от совершения греха к добру. Гоголь
говорит об ответственности художника
за свое творение; главная цель живописца
– «пробуждать чувства добрые» . Автор
показывает читателю, каким должен быть
настоящий художник: «кто заключил в
себе талант, тот чище всех должен быть
душою» .

Гротесковое,
фантастическое начало

присутствует и в повести «Портрет»,
которая вошла в сборники «Арабески» и
«Петербургские повести» и считается
наиболее романтической. В ней встает
несколько проблем:
нравственной

ответственности художника перед собой
и искусством, зависимости
таланта от моды и денег
,
а также дьявольской
сущности искусства
.

Выразительной
параллелью, проясняющей мысль Гоголя,
служит один эпизод из второй части.
Пришедший к художнику (отцу рассказчика)
ростовщик сказал ему: «Нарисуй с меня
портрет. С необыкновенным рвением он
принялся за работу, но, нарисовав глаза,
не мог докончить портрета, почувствовав
«тревогу непостижимую». С тех пор он
изменился.

Однажды он принялся писать
новое полотно. Все единодушно предрекали
ему победу в конкурсе, как «вдруг один
из присутствовавших членов, если не
ошибаюсь, духовная особа, сделал
замечание, поразившее всех.

«В картине
художника, точно, есть много таланта,—
сказал он,— но нет святости в лицах;
есть даже, напротив того, что-то демонское
в глазах, как будто бы рукою художника
водило нечистое чувство». Все взглянули
и не могли не убедиться в истине сих
слов».

<\p>

Овладевшее душою
дьявольское наваждение непроизвольно
и как бы незаметно для самого художника
(и человека) проникает в его произведения.
И никакой талант не может изменить
кощунственного содержания.

Напротив,
талант всемерно раскрывает смысл
нечистых побуждений, хотя для неопытного
или «околдованного» взгляда такой смысл
может оставаться непроясненным. Сама
по себе одаренность еще ничего не говорит
о человечности или бесчеловечности
искусства. Гуманность, по мысли Гоголя,
содержится в сердце, в чувствах, в натуре
художника.

Но вследствие этого трудно
различить человеческое (на языке Гоголя
— христианское, Божественное) и
нечеловеческое, дьявольское, демоническое:
то и другое может быть изображено искусно
и мастерски.<\p>

Совет

Художник превратился
в ненавистника искусства, уничтожающего
произведения своих талантливых собратьев.

Демоническое (Гоголь сравнивает взгляд
Чарткова со взором василиска, а его с
гарпией, отравляющей все вокруг, с
демоном, ненавидящим и презирающим мир)
начало растет и ширится, приобретая
фантастические размеры: портрет «двоился,
четверился в его глазах: все стены
казались увешаны портретами, вперившими
в него свои неподвижные, живые глаза».

Довершают разрушение личности болезнь,
припадки бешенства и ужасная смерть.<\p>

Фантастическое,
выявляющее страшную власть демонического
начала, служит у Гоголя предупреждением
о необходимости хранить духовность,
серьезно и ответственно относиться к
нравственным достоинствам и гуманистическому
содержанию личности.<\p>

Итак, начав писать
ради денег светские портреты и став тем
самым модным художником, Чартков
преисполнился злобой и завистью ко
всему прекрасному и в припадках безумия
начал уничтожать произведения искусства.

Таким образом,
социальная проблема золота, которое
губит художника, осложняется в повести
собственно эстетической проблемой:
цели и назначения художника. Поэтому
Гоголь прибегает к приему «сравнительного
жизнеописания», дав, по контрасту с
историей Чарткова, историю художника-схимника,
осознавшего высокую религиозную сущность
искусства и наставляющего в финале
своего сына: «Намек о божественном,
небесном рае заключен для человека в
искусстве, и потому одному оно уже выше
всего. И во сколько раз торжественный
покой выше всякого волненья мирского,
во сколько раз творенье выше разрушенья;
во сколько раз ангел одной только чистой
невинностью светлой души своей выше
всех несметных сил и гордых страстей
сатаны, во столько раз выше всего, что
ни есть на свете, высокое созданье
искусства. Все принеси ему в жертву и
возлюби его всей страстью, не страстью,
дышащей земным вожделением, но тихой
небесной страстью; без нее не властен
человек возвыситься от земли и не может
дать чудных звуков успокоения. Ибо для
успокоения и примирения всех нисходит
в мир высокое созданье искусства».<\p>

По контрасту к
истории Чарткова развертывается
предыстория портрета. С другим художником
происходят те же превращения: он тоже
почувствовал зависть к ученику. Но, в
отличие от Чарткова, он понял тайные
причины своего падения и освободился
от власти портрета. Причину он отыскал
в себе самом, хотя она пришла к нему
извне вместе с ростовщиком, заказавшим
свое изображение. Однако художник принял
заказ, как бы впуская демонское начало
в свою душу, и, следовательно, возложил
на себя полную ответственность за
необдуманный поступок.<\p>

Источник: https://StudFiles.net/preview/5775045/page:27/

Готовые школьные сочинения

Авг
24 2013

“Портрет” – повесть о судьбе художника и борьбе добра и зла – часть 1

Н. В.Гоголь.

“Портрет” – повесть о судьбе художника и борьбе добра и зла в душе человека. Рассказ учителя о работе Н. В.Гоголя над повестью, появившейся в 1835 году в составе сборника “Арабески” и встретившей неодобрительные отзывы, резкую критику В. Белинского.

Чтение отрывка из статьи Белинского “О русской повести и повестях Гоголя”. Проблемный вопрос: “Действительно ли “Портрет” есть неудачная попытка Гоголя в фантастическом роде”, а вторая часть “приделка, которая решительно ничего не стоит”?”.

Инсценирование первой редакции повести группой заранее подготовленных учеников и задания классу для домашнего чтения второй редакции, созданной Гоголем в Риме в 1841 – 42 годах. Размышления о различиях первой и второй редакций. Изменение фамилии героя (Чертков – Чартков).

Исключение мистических появлений портрета

И заказчиков, прояснение слога и развертывание реалистических характеристик второстепенных персонажей (Никита, профессор, хозяин дома, квартальный, дамы – заказчицы портрета и др.).

Обратите внимание

Центральный вопрос анализа: “Почему погиб талант художника?” Отношение Чарткова к бедности и своему труду в начале повести. Впечатление, произведенное портретом. Словесное рисование: “Чартков перед портретом ростовщика”. Сон и явь в повести.

Осуществление мечты о богатстве и славе. Секрет успеха Чарткова – угождение самолюбивым заказчикам и отход от подлинного искусства. Правда в искусстве и успех среди публики – «две вещи несовместные» для Гоголя.

Необходимость трагического отречения художника от соблазнов удобства, славы, богатства.

Судьба истинного художника в повести – обобщенный портрет Александра Иванова. Дружба Гоголя с Ивановым в Риме. Картина “Явление Мессии” и подготовительные этюды к ней. Поиски учениками среди них контрастов и аналогов портрету ростовщика: “Голова прислушивающегося”, “Голова Иоанна Крестителя”, “Голова фарисея в чалме”. “Портрет Гоголя” (1841 г.

). Размышление о том, что отличает портрет ростовщика от высокого искусства. Представление Гоголя об озаряющей силе искусства, помогающей победить низость и ужас жизни. Чартков, переходящий от молодого опьянения радостями жизни к самоутверждению в ней. Следы художественных склонностей и жажда золота, побеждающая в Чарткове даже желание славы.

Дискуссия: “Почему подлинное искусство так потрясает Чарткова и отчего им овладела страсть к разрушению?” Неосуществленность таланта, ведущая к злу, зависти и, в конечном счете, к гибели.

Вторая часть повести – история о победе души художника над злом, олицетворенным в дьявольском портрете ростовщика, облик которого в первой редакции исчезал с полотна, а во второй вновь терялся в мире сам портрет.

Размышление о смысле изменения финала и большей реалистичности позиции Гоголя в окончательном тексте повести.

Теория литературы. Фантастическое и реальное в литературе.

Внеклассное чтение. Н. В.Гоголь. “Невский проспект”, “Нос”.

Литературное творчество. Сочинение “”Петербургские повести” Гоголя и картины П. Федотова”. Сочинение-эссе «Подлинное и мнимое искусство».

В. Г.Белинский. “О русской повести и повестях Гоголя”, , “Взгляд на русскую литературу 1847 года”, “Сочинения Александра Пушкина .

Белинский — “одно из самых замечательных лиц николаевского периода”. Личность великого критика в восприятии современников (А. И.Герцен, П. В.Анненков, И. С.Тургенев, Ф. М. Достоевский, А. Я.Панаева и др.).

Важно

Борьба за утверждение “реальной поэзии” в искусстве. “Исторический взгляд” на русскую литературу — обзор статей из цикла “Сочинения Александра Пушкина”.

Разработка и пропаганда принципов “натуральной школы”. Составление “манифеста направления” на основе статей Белинского.

Эволюция взглядов критика от гегелевского признания всего действительного разумным к проповеди свободы личности и борьбы. Составление воображаемого диалога критика с самим собой.

Теория литературы. Критика как вид литературного творчества. Цели и приемы публицистики.

Внеклассное чтение. Одна из публицистических статей в современной журналистике.

Литературное творчество. Рецензия на “главную” книгу года.

А. И.Герцен. “Кто виноват?”, “Сорока-воровка”, “Былое и думы”

(обзор).

Биография, общественная деятельность, мировоззрение и судьба А. И.Герцена — главы из книги “Былое и думы”.

“Былое и думы” — исповедь, утверждающая достоинство, высокое назначение человека и веру в “благородные инстинкты человеческого сердца” (П. В.Анненков).

А. И.Герцен в России. “Семейная разладица” славянофилов и западников. Чтение глав “Наши” и “Не наши” четвертой части “Былого и дум”, сообщения учеников на тему: “Историческое развитие России в осмыслении западников и славянофилов”.

Отношение Герцена к человеку и его роли в истории. Человек как деятельный субъект истории. Размышления учеников о причинах, побудивших Герцена покинуть Россию. Роман “Кто виноват?” и повесть “Сорока-воровка”: анализ, организованный проблемным вопросом: “Какая власть — случая или закона — определяет судьбы героев этих произведений?”

Европа до 1848 года — арена “великой борьбы независимости и человеческих прав”. Причины разочарования Герцена в Европе и возрождение веры в историческую миссию России.

Отношение Герцена к событиям и людям, критерии оценки человека и события, которыми определялись эти отношения. Организация диспута: “Прав ли Герцен, утверждая, что будущность людей и народов зависит “от нас с вами”?”

“Полярная звезда” и “Колокол” — трибуна свободы слова, обращенного к России и призывающего “к великому развитию всех ее неистощимых сил”.

Совет

Словесное рисование снимков для “фотоальбома” о “грозном ритурнеле” истории и людях, в нем участвовавших (по прочитанным главам “Былого и дум”).

Теория литературы. Жанр мемуаров. Документализм и

Художественность.

Внеклассное чтение. И. Эренбург. “Люди. Годы. Жизнь”.

Литературное творчество. Полемический отклик на статью или передачу.

Герой времени. Обзор литературы и искусства 50-60-х гг.

Конец 60-х гг. для России — это эпоха надежд и ожиданий, когда поиски героя времени стали важнейшей проблемой литературы. Различное решение этой проблемы находим мы в романах И. А.Гончарова и И. С.Тургенева.

Большое влияние на формирование взглядов революционно-демократической интеллигенции на будущее России оказал социальный пафос статьи Н. А.Добролюбова “Когда же придет настоящий день?”. Отзыв-характеристика учащихся о героях произведений И. А.

Гончарова и И. С.Тургенева с опорой на суждения критиков.

На рубеже десятилетий, в период реформ, предметом пристального внимания и изучения в искусстве становится народ. Осмысление национального характера воспринимается как задача искусства. Этому посвящены стихотворения Н. А.Некрасова, музыкальные миниатюры М. П.

Мусоргского и А. С.Даргомыжского, “Портрет крестьянина” И. Н.Крамского и др. Критика социальной действительности становится доминантой в искусстве.

Изображение духовной нищеты власть имущих, страданий народа и вырождения религиозных идеалов становится главной темой творчества художника В. Г.Перова ^Чаепитие в Мытищах близ Москвы “, “Проводы покойника “, “Сельский крестный ход на Пасху”).

Сочинение-миниатюра: “Народ в русском искусстве середины XIX века” — обобщение читательских, слушательских и зрительских впечатлений.

Важнейшим событием эпохи стал раскол редакции журнала
“Современник”, получивший зачастую прямо противоположную оценку в
письмах и мемуарах современников.

Различия в понимании искусства
были во многом обусловлены различием во взглядах на будущее России,
на цели и задачи ее настоящего.

Те же процессы происходили в музыке и
живописи: наряду с академической школой живописи организуется
артель молодых художников во главе с И. Н.Крамским, положившая

начало обществу “передвижников”; наряду с Петербургской

Консерваторией организуется сообщество композиторов “Могучая кучка”. Споры о назначении искусства между революционерами-демократами и либерально настроенными писателями и сторонниками “чистого искусства”, помимо эстетического, приобретали социально-политическое значение. Песни М. П.Мусоргского на стихи Н. А.

Обратите внимание

Некрасова и увертюра-фантазия “Ромео и Джульетта” И романсы П. И.Чайковского — яркий пример различного понимания природы искусства в музыке. Составление учащимися синхронической историко-культурной таблицы.

Диспут о назначении искусства с привлечением литературно-критического материала и аппеляцией к собственным впечатлениям учащихся.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани – » “Портрет” – повесть о судьбе художника и борьбе добра и зла – часть 1 . Литературные сочинения!

Источник: http://www.testsoch.net/portret-povest-o-sudbe-xudozhnika-i-borbe-dobra-i-zla-chast-1/

Тема творчества в повести Гоголя «Портрет». Сочинение

Главная тема повести «Портрет» — тема искусства, художественного творчества. Повесть начинается с описания картинной лавочки на Щукином дворе, где продаются картины, в которых видно только

тупоумие, бессильная дряхлая бездарность, которая самоуправно встала в ряды искусств, тогда как ей место было среди низких ремесел…

Итак, первая проблема, с которой мы сталкиваемся, — это проблема противостояния ремесла и искусства. Художник Чартков, человек, наделённый талантом, он стремится следовать природе искусства. Он пытается достичь высоты, но ему не хватает ремесла, «рисунок не строг, а подчас и вовсе слаб, линия не видна».

Попытка добиться скорейшего результата толкает его следовать за модой. Внезапно разбогатев, он уже не хочет терять всего, что имеет, что его и губит. Погнавшись за деньгами и славой, он постепенно теряет свой талант. Для того чтобы писать портреты, удачно реализуемые за хорошие деньги, не надо быть творцом, надо быть циником.

И вот Чартков, забывши о творчестве, «сделался модным живописцем»:

Кто хотел Маркса, он в лицо совал Маркса; кто метил в Байрона, он давал ему байроновское положение и поворот.

В итоге повести Чартков вышел в тираж, растерял талант. Он предпочел конъюктуру, деньги, творчеству, дающему духовное удовлетворение. Он не выполнил свое назначение в этом мире и был наказан нравственной гибелью, его сожгли собственные страсти.

Гоголь дает нам и другой тип художника, художника, сумевшего сохранить и возвеличить свой талант, написавшего картину, так поразившую Чарткова. Этот человек «всем пренебрегал, все отдал искусству», и талант его претворился в гений.

Чартков слепо копировал природу, этот же человек — творец.

И стало ясно даже непосвященным, какая неизмеримая пропасть существует между созданием и простой копией с природы.

И, наконец, третий, высший тип художника — художник, написавший портрет ростовщика. Он, в отличие от двух первых, занимался не светской живописью, а религиозной. В этом есть глубокий смысл, ведь искусство призвано отражать высшую реальность.

Но в этой высшей реальности наряду с добром существует и зло; пропустив его через себя, невольно заражаешься им. Чтобы изображать духовные реалии, надо обладать огромной силой духа, иначе зло подчинит человека.

Этот художник, написав портрет, на некоторое время потерял чистоту творчества.

В картине…, точно, есть много таланта, но нет святости в лицах; есть даже, напротив того, что-то демонское в глазах, как будто бы рукою художника водило нечистое чувство.

Важно

Человек, изображая зло, как бы дает ему возможность влиять на наш мир, открывает ему окно и тем самым совершает грех.

Чтобы искупить этот грех и чтобы действительно подготовить свою душу для религиозного искусства, художник уходит в монастырь и ведет там жизнь подвижника.

И только очистившись многолетними подвигами, он решается снова взяться за кисть, но служит уже не своему таланту и тщеславию, но Богу. И Бог помогает ему:

Нет, нельзя человеку с помощью одного человеческого искусства произвести такую картину: святая, высшая сила водила твоею кистью, и благословение небес почило на труде твоем.

Этот человек в самой последней части повести выступает в качестве резонера и высказывает тот взгляд на творчество, который был характерен для самого Гоголя:

Спасай чистоту души своей. Кто заключил в себе талант, тот чище всех должен быть душою. Другому простится многое, но ему не простится.

Повесть «Портрет» – это творческое кредо самого писателя, и Гоголь высказывает мысль о том, что творчество — дело прежде всего духовное, и если ты встал на стезю, забудь о наживе, тщеславии, руководствуйся только провидением, следуй указаниям божьей искры.

Источник: http://litera.su/learner/all-works/gogol-n-v/theme-of-creativity-in-gogols-portrait

«Портрет», анализ повести Гоголя, сочинение

В 1834 году русское общество восторженно обсуждало «Пиковую даму» Александра Пушкина. Это мистическое произведение подтолкнуло Николая Гоголя к написанию повести «Портрет», в которой важную роль также играет элемент мистики. Писатель опубликовал свой труд в сборнике «Арабески».

Многим критикам произведение не понравилось. Белинский считал, что «Портрет» был неудачной попыткой, где талант автора начал падать.

После скандала с премьерой «Ревизора» Гоголь выехал в Италию. Под южным солнцем и под влиянием художника Иванова Николай Васильевич переработал повесть, а затем вновь опубликовал ее в 1841 году.

Совет

Писатель внес коррективы в диалоги, сцены, изменил фамилию главного героя. Теперь он звался Чартков, а не Чертков, что вызывало у читателей ассоциации с чертом. Стал другим и финал произведения: фигура ростовщика не исчезает с картины, а пропадает сам портрет.

Повесть состоит из двух частей. Центральное место в каждой из них занимает образ художника. Гоголь показывает две судьбы, два таланта с различным мировоззрением, с противоположным пониманием задач живописи.

Герой первой части – молодой художник Чартков. Он подает большие надежды, но не имеет средств на покупку холста, красок и даже на еду.

Однако Чартков на последние деньги решился купить портрет старика-азиата, потрясенный его «живыми» глазами.

Во второй части произведения мы узнаем историю возникновения роковой картины. Однажды к иконописцу (он известен нам как отец художника Б.) пришел ростовщик и попросил нарисовать портрет. Художник согласился на необычный заказ, поскольку внешность старика произвела на него большое впечатление.

Каждого мастера портрет искушает. Чартков, найдя спрятанные в раме деньги, сначала хочет потратить их на новую студию, кисти и краски, чтобы совершенствовать свой талант.

Но вместо этого приобретает ненужные вещи, модную одежду, посещает рестораны. Подсознательно Чартков и раньше завидовал жизни модных художников, хотел богатства, известности. И это желание теперь одержало победу над стремлением к творческому росту.

Именно жажда славы заставила Чарткова заказать о себе хвалебную статью.

Поначалу молодой живописец стремится следовать правде жизни, ищет не просто портретное сходство, а старается перенести на полотно душу человека, его характер. Но постепенно он превращается в ремесленника, потакающего вкусам толпы, теряет божественную искру.

Обратите внимание

Чартков стал знаменит и богат. Его восхваляет публика, известные люди предлагают преподавать в художественной Академии. Он уже свысока поглядывает на молодых живописцев, поучает их. Только увидев новую, по-настоящему талантливую картину, Чартков понимает, что свой талант погубил.

Искушение отца художника Б. было другого рода. В демоническом образе ростовщика его привлекла возможность создать портрет нечистой силы. Это был вызов таланту.

Художник чувствовал, что поступает неправильно, но профессиональный интерес заставил его продолжать работу. К счастью, в отличие от Чарткова, иконописец смог вовремя остановиться.

Огромным усилием воли ему удалось избавиться от влияния портрета, очистить свою душу. Он завещает сыну найти и уничтожить роковую картину.

Финальная часть повести не добавляет оптимизма. Сошел с ума и погиб Чартков, уничтожив перед этим большое количество своих хороших работ. Но страшный портрет сжечь не удалось. Он был похищен и, возможно, стал искушать новую жертву.

Противопоставление двух судеб талантливых художников закономерно. Гоголь хотел показать, что только путем отказа от мирских благ, от суеты светской жизни художник может создавать настоящие картины, а не ремесленные полотна. Не зря иконописец находит спасение от влияния портрета в монастырских стенах.

В период работы над повестью Гоголь находился на творческом распутье. От романтизма ранних произведений он подошел к реализму, но еще не до конца осмыслил возможности нового для себя направления.

Важно

В повести «Портрет» писатель ищет ответ на вопрос: может ли искусство быть предельно точным, зеркально отражать жизнь? Или оно должно изображать действительность художественными средствами, воздействуя на мысли и чувства людей, воспитывать их? Ведь художник во второй части повести слишком приблизился к реальности, сделал глаза ростовщика живыми и впустил зло в этот мир.

Автор несет ответственность за свое творение. Гоголь подчеркивает: только с чистыми помыслами, с добрым сердцем можно создать настоящий шедевр, который способен возвысить душу, озарить ее светом и радостью.

  • «Портрет», краткое содержание по частям повести Гоголя

  • «Мертвые души», анализ произведения Гоголя

  • «Нос», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

  • «Мертвые души», краткое содержание по главам поэмы Гоголя

  • «Ревизор», анализ комедии Николая Васильевича Гоголя

  • «Шинель», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

  • «Майская ночь, или Утопленница», анализ повести Гоголя

  • «Ревизор», краткое содержание по действиям комедии Гоголя

  • «Нос», краткое содержание по главам повести Гоголя

  • «Майская ночь, или Утопленница», краткое содержание по главам повести Гоголя

  • «Шинель», краткое содержание повести Гоголя

  • «Вий», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

  • «Ночь перед Рождеством», анализ повести Гоголя

  • «Вий», краткое содержание повести Николая Васильевича Гоголя

  • «Невский проспект», анализ повести Николая Васильевича Гоголя

По произведению: «Портрет»

По писателю: Гоголь Николай Васильевич

Источник: https://goldlit.ru/gogol/647-portret-analiz

Сочинение по повести Гоголя портрет

Главной проблемой, которую Гоголь поднимает в повести “Портрет ” является проблема выбора мнимого или истинного искусства. Решение этой проблемы писатель постарался найти в образах двух художников описанных на страницах произведения.

В начале повести Гоголь знакомит нас с молодым художником Чартковым, который крутится возле картинной лавки. Его внимание привлекает очень старый портрет. Чарткову эта работа кажется неоконченной, но взгляд старика, изображенного на картине, словно околдовал художника и он покупает портрет за последние деньги.

Стоит отметить, что Чартков был действительно талантливым художником. В свои работы он вкладывал частичку души. Каждую деталь молодой художник старался изобразить максимально реалистично.

Он восхищался работами великих мастеров. Несмотря на свой талант, Чартков был очень беден и жил в нищете.

Ему было не понятно, как другие художники, рисуя посредственные картины, зарабатывают большие деньги.

Покупка портрета старика изменила жизнь молодого художника. Ночью ему приснился сон, в котором он увидел, как старик с портрета ожил. Он присел на кровать к Чарткову и начал пересчитывать какие-то свертки. На одном из них художник заметил надпись “1000 червонных”.

Этот момент показывает склонность Чарткова к искушению богатством и славой. Утром он действительно нашел сверток с деньгами.

Совет

Часть денег художник тратит на полотна и краски, но, не устояв перед искушением, снимает роскошную квартиру на Невском проспекте и заказывает хвалебную статью в газете. После этого от клиентов не было отбоя.

Чартков все также старается писать портреты максимально точно и естественно, но работы не нравятся клиента. Тогда он решать писать так, как хотят заказчики. Этим Чартков придает свой талант и теряет свое предназначение.

Когда-то бедный художник становится модным художником. С его мнением начинают считаться, его приглашают оценить работы других мастеров. Чартков меняется и внутренне. Теперь он не боится критиковать других, считает художников, которые пишут картины месяцами бездарными.

В один из дней его приглашают оценить картину одного молодого художника. Чартков, взглянув на работу, понимает, как она великолепна. Теперь он понимает, что продал свой талант. Чартков начинает скупать работы великих художников и уничтожать их. В конечном итоге, он, сойдя с ума, умирает.

Далее мы оказываемся на аукционе, где выставлен портрет старика. Когда торги были в самом разгаре, один художник заявил права на эту картину. Присутствующим он рассказал историю про человека, изображенного на портрете. Этот человек был очень богат, любой мог занять у него денег. Но все, кто прикасался к деньгам старика, трагически заканчивали свою жизнь.

В один из дней этот старик попросил отца рассказчика нарисовать его портрет. Работа очень утомляла мастера. В конечном итоге, он ее бросил. А жизнь художника наполнилась злостью и завистью. Тогда он решил уйти в монастырь, где написал икону Рождение Иисуса Христа. Эта икона позволила исцелить душу художника.

А своему сыну он завещал найти и уничтожить портрет старика.

В образах двух художников Гоголь показал нам, как может быть губительна жажда денег и славы и то, что искусство должно быть истинным.

Источник: https://schoolessay.ru/sochinenie-po-povesti-gogolya-portret/

Тема творчества и ответственности художника в повести Н. В. Гоголя «Портрет»

Повесть “Портрет” посвящена основной и животрепещущей теме Н. В.Гоголя – теме творчества, судьбы художника, эстетического и нравственного.

Замысел повести относится 1831-1832 годам. Три произведения – “Невский проспект”, “Портрет” (1 ред.), “Записки сумасшедшего” – вошли в сборник “Арабески”, опубликованный в 1835 году. Автор мечтал создать книгу о петербургских художниках, скульпторах, музыкантах. Первые две повести перекликаются с рядом статей “Арабесок” по вопросам искусства.

Автор так глубоко и искренне верил в его спасительную силу, что надеялся посредством его повлиять на миропорядок. “…Знаю, что, прежде чем понимать значенье и цель искусства, я уже чувствовал чутьём всей души моей, что оно должно быть свято… В искусстве таятся созданья, а не разрушенья. Искусство есть водворение в душу стройности и порядка, а не смущения и расстройства…

” – сообщает Н. В. Гоголь в письме В. А. Жуковскому.

Обратите внимание

В начале 40-х годов автор возвращается к работе над повестью, так как её первая редакция не была принята современниками. В. Г. Белинский отметил: “Портрет” есть неудачная попытка г. Гоголя в фантастическом роде. Здесь есть талант. Первой части этой повести невозможно читать без увлеченья…

Но вторая её часть решительно ничего не стоит: в ней совсем не видно Гоголя…” В Риме автор подверг повесть тщательной переработке. В первой редакции Гоголь вёл открытый диалог с читателем, обнажал все “нервы” произведения.

Во второй редакции он углубил эстетическую проблематику, чётче выразил эстетический идеал. В первой части проблема реализации художнического дара, влияния искусства на душу человека входила эпизодически.

В окончательном варианте этот вопрос поставлен со всей определённостью: “Или рабское, буквальное подражание натуре есть уже проступок и кажется нестройным криком?” Настоящее искусство, по мысли Гоголя, должно быть озарено высшим светом и не подчиняться законам сиюминутного, временного. В результате правок был изменён сюжет: углублён подтекст, изменены экспозиция и финал, завуалирована фантастика.

Повесть состоит из двух частей: В первой рассматривается трагическая история художника Чарткова; вторая рассказывает историю преображения человека. Здесь Н. В.

Гоголь использовал хорошо известный в мировой литературе приём “перевёрнутой композиции” (ведь события второй части хронологически предшествуют событиям первой).

Почему погиб талант Чарткова? Почему герою не удалось сохранить свой талант, а автору таинственного портрета удалось преодолеть в себе живописца “нестройной жизни”? Каков смысл композиции?– ответы на эти и другие вопросы помогут юным читателям разгадать многочисленные тайны гоголевского текста.

На уроках речь пойдёт о тайне творчества, о загадке человеческого духа, о возможных способах постижения природы искусства, о том, как важно человеку не предавать себя, не изменять своему таланту и верить в своё призвание. Проблемный анализ поможет ученикам преодолеть многие “нестройности” восприятия текста.

Важно

Начало повести многообещающее: перед нами молодой, талантливый художник, “пророчивший многое: вспышками и мгновениями его кисть отзывалась наблюдательностью, содержанием, шибким порывом приблизиться к природе…”. Он умеет отличать подлинное искусство от подделки, за так называемым лицом увидеть “личину”.

Так, в картинах, выставленных на Щукинском дворе, прежде всего бросается в глаза не только бездарность их авторов, но и искажённая действительность: “Он остановился перед лавкою и сперва внутренне смеялся над этими уродливыми картинами. Здесь было видно просто тупоумие, бессильная, дряхлая бездарность, которая самоправно встала в ряды искусств…

Фламандский мужик с трубкою и выломанной рукой, похожий более на индейского петуха, чем на человека”. Рассматривая с героем портретную живопись, автор с грустью отмечает отсутствие света , красоты и гармонии внутренней жизни в изображаемом.

Пройдёт совсем немного времени, и на полотнах Чарткова заиграют, забьют яркие, кричащие краски; хорошенькую головку Психеи заменит томное личико Лизы, на котором “можно обнаружить тяжёлые следы безучастного прилежания к разным искусствам”.

Каждый новый заказчик будет иметь “притязания на разное”.

Они попытаются скрыть следы деформированной действительности за маской Марса, Байрона, обликом Коринны, Ундины, Аспазии, Чартков с “большой охотой согласится на всё и прибавит от себя уже всякому вдоволь благообразия…

Он будет дивиться чудной быстроте и бойкости своей кисти…” А пока он стоит “уже несколько времени неподвижно”, словно заворожённый, перед одним портретом, в больших, когда-то великолепных рамах…”

Рассматривая дома таинственный портрет, Чартков испытал одновременно два противоположных чувства: с одной стороны, он сильно испугался, с другой – какое-то томление охватило его. Молодой человек пытался заснуть, думая о “бедности, о жалкой судьбе художника, о тернистом пути, предстоящем ему на этом свете”, но портрет не давал ему покоя : что-то притягивало, манило за ширму.

Золото, блеснувшее в руках ростовщика, стало символом искушения, духовного испытания героя. В “Петербургских повестях” сновидения наделяются особой функцией испытания души.

“Герой-сновидец предстаёт как своеобразный медиатор между этим и тем светом; блуждающая душа героя обнажает переживаемое им состояние кризиса, что выражается в потере ориентации, неумении ответить на вопросы “где” и “когда”.

Совет

Переходы из одного сна в другой метафорически обозначают движение героя в пучину хаоса. Этот эпизод напоминает по тематике сцену “Вакула у Пацюка” из повести “Ночь перед Рождеством”. Вареник, попавший волшебным образом в рот кузнеца в “голодную кутью”, явился неким “договором” с нечистой силой.

Однако набожность Вакулы не позволили ему совершить грех. У Чарткова не было внутреннего стержня, как не было его у многих людей, живущих в ломающемся мире. “Красивая жизнь”, праздничные гуляния с дамами, вкусные обеды – об этом мечтал тайно бедный художник в маленькой комнатке на Васильевском острове.

Схватив судорожно свёрток, Чартков смотрел, не заметит ли старик…”. Так произошло “подписание договора с дьяволом”. Эта тема не нова в литературе: она волновала Гёте, Байрона. Пушкина. Лермонтова.

Но у Пушкина в “Сцене из Фауста” развита мысль о том, что “человеческая природа всё ещё сохраняет благоговенье перед понятиями, священными для человеческого рода”. Любовь и является одним из таких понятий. Когда Мефистофель вырывает из души героя корень любви, ему ничего не остаётся, как издать приказ: “…

всё утопить”. Жизнь теряет всякий смысл, когда любовь превращается в иллюзию (см. анализ “Сцены из Фауста” в кн. Маранцман В. Г. На пути к Пушкину. – М., 1999).

В повести Гоголя диалога героев нет. Его участники (художник и ростовщик) пребывают в “разных пространственно-временных и исторических плоскостях”.

Вместе с тем формула диалога сохраняется в повести. Герои общаются с помощью жестов, взглядов, а свёрток с монетами – это итог этой встречи.

Таким образом, получение денег – это первый “прекрасный миг”, “преобразовавший” Чарткова. Он прекрасно устроился, составил себе карьеру, добился успеха у столичной знати. Деньги приобщили его к атмосфере, где царствует “презренный холод торговли и ничтожества”.

Творческие напряжения и порывы сменились небрежностью, равнодушием

Обратите внимание

к собственному творчеству. “Этот человек, который копается по нескольку месяцев над картиною, по мне, труженик, а не художник. Гений творит смело, быстро…” – так теперь рассуждает Чартков. Как здесь не вспомнить пушкинские строчки:

Служенье муз не терпит суеты,

Прекрасное должно быть величаво…

Гоголь лексически подчёркивает историю духовной гибели живописца.

“Уже он начал достигать поры степенности ума и лет… Уже в газетах и журналах читал прилагательные: “почтенный наш Андрей Петрович”,

“заслуженный наш Андрей Петрович”… Уже стали предлагать ему по службе почётные места”.

Во всех этих рядах обнаруживается два противоположных плана: один – передаёт продвижение по службе, внешнее восхождение, а другой план (внутренний) раскрывает деградацию личности художника (“Уже он начинал верить, что всё на свете просто, вдохновения свыше нет…”), променявшего талант на простые безделицы.

За свой быстрый успех герою пришлось расплачиваться талантом и душой.

Увидев “божественное” произведение искусства, привезённое из Италии, Чартков на миг прозрел, к нему вернулась молодость, “как будто потухшие искры таланта вспыхнули снова”. Здесь герой ощутил второе “прекрасное мгновение”, на некоторое время восстановившее прерванную связь художника с миром людей, с миром искусства.

В этот миг он понял, что настоящий талант нельзя купить ни за какие деньги. Вновь фаустовский мотив “прекрасного мгновения”, на некоторое время осветил жизнь героя, наметил перелом в воззрениях и характере: от ослепления к прозрению, от заблуждения к истине. Однако восстановление его личности оказалось невозможным. Чартков истощил самого себя.

Когда он взглянул на картину, “чистое, непорочное, прекрасное, как невеста, стояло перед ним произведение художника”. Он хотел высказать замечания, но “речь умерла на устах его, слёзы и рыдания нестройно вырвались в ответ, и он как безумный выбежал из залы”. Герой стал частью этой “нестройной” жизни, забыв о своём высоком предназначении.

Чарткорвым, как и пушкинским Фаустом, овладела страсть к разрушению, однако мотивы такого поступка у художника были иные. Последние дни жизни его были ужасны: он безжалостно уничтожал лучшие картины, шедевры мировой живописи. Зло потому стало для Чарткова неуничтожимо, что он оказался неспособен терпеть и надеяться.

Ему не хватило душевного покоя, мудрого смирения, чтобы преодолеть душевную смуту.

Во второй части повести рассказывается о судьбе автора этого таинственного портрета, сумевшего преодолеть в себе живописца нестройной жизни.

Важно

Художник, как и молодой Чартков “искал ту степень мастерства, то творческое состояние, которое позволяет уловить и передать глубинную суть живого человеческого лица”. Мастер, услышав просьбу ростовщика написать портрет, “на другой день , схвативши палитру и кисти, был у него в доме…

“Чёрт побери, как теперь хорошо осветилось его лицо! – сказал он про себя и принялся жадно писать, как бы опасаясь, чтобы как-нибудь не исчезло счастливое освещение”. Чарткова и художника-богомаза объединяет один образ – ростовщик.

Один увековечил его, а другой дал ему вторую жизнь, “оживил”. Ещё древние люди наделяли портретное изображение магической функцией (способностью портрета “оживать” и “оживлять” изображённое на нём.)

С портретным изображением связана надежда человека на “преодоление” смерти и посмертное существование в портретном образе (ростовщик художнику: “Я, может быть, скоро умру, детей у меня нет; но я не хочу умереть совершенно, я хочу жить”). Портрет получился “совершенный”, как будто живой человек глядел с полотна.

Автор портрета, как и Чартков, стремился к точному изображению, к овладению природой. Хозяин квартиры говорит о Чарткове: “Вот комнату рисует… нарисовал её со всем сором и дрязгом”. Всех присутствовавших в лавке поразили глаза ростовщика, “живые” глаза, пронизывающие душу насквозь. Подражание природе, видимо, необходимое для искусства, но явно недостаточное действие. Как отмечает В. А.

Фаворский, “живое” в искусстве не там, где с портрета смотрят совершенно живые глава, заставляя вас содрогаться, но там, где художнику удаётся создать цельное пространство – мир, который в своей цельности оказывается самостоятельным, самосущим, а значит, уже в очень значительной степени и живым”.

Вторая часть повести и раскрывает историю преодоления “заданности” искусства, путь познания и преодоления “порывов страдания”. Только жизнь в монастыре, посты и молитвы восстановили гармонию духа художника-портретиста. Картина, созданная художником после его пострижения и отшельничества, поразила “необыкновенной святостью фигур”.

“Чувство божественного смирения и кротости в лице Пречистой Матери… святая, невыразимая тишина, обнимающая всю картину, – всё это предстало в такой согласной силе и могуществе красоты, что впечатленье было магическое”.

В повести “Портрет” представлен идеал художника – автор “великолепной” картины. Гоголь в нескольких фразах, но свободно и вдохновенно проговаривает свою позицию, наслаждается величия духа мастера. В этой картине, “чистой, непорочной, прекрасной, как невеста”, сказалась та свобода творчества художника, о которой мечтал писатель.

Жизнь художника прошла вдали от “свободного мира”. “Ему не было до того дела, толковали ли о его характере, о его неумении обращаться с людьми, о несоблюдении светских приличий… Всем пренебрегал он, всё отдал искусству”. Как отмечается в исследовательской литературе, прообразом молодого талантливого художника стал друг Гоголя – А.А. Иванов.

“В облике Иванова, в его творческом самоотречении Гоголь видел образ идеального художника, о чём писал в “Выбранных местах…”. С Ивановым писатель познакомился в Риме в 1838 году при содействии В. А. Жуковского, когда тот работал над своим главным трудом – “Явление Мессии”. Знакомство переросло в дружбу, не прекращавшуюся до смерти писателя.

Совет

Гоголь высоко ценил талант живописца, присущий ему пытливый, философский склад ума. Всю страсть своего сердца Иванов отдавал работе над картиной. Около 1833 года Иванов создаёт эскизы будущего творения. На картине разворачивается сюжет, взятый из первой главы Евангелия от Иоанна.

Перед нами бугристый участок земной поверхности, ближе к зрителям почва слегка поднимается, уходит вглубь, затем опускается, вновь круто поднимается холмом и завершается долиной, за которой тянется вереница гор. Эти движением художник расширил пространство картины: каждое действующее лицо становится обозримым.

На переднем плане, чуть сдвинуты в левую сторону, под вековым деревом расположилась группа апостолов, возглавляемая Иоанном Крестителем. Этой группе противостоит толпа нисходящих с холма во главе с фарисеями. Между этими полюсами – вереница людей, которые пытаются понять происходящее, слушают, что им говорит Иоанн.

Вся апостольская группа направлена к Христу, группа фарисеев и книжников, спускающихся с холма, направляются от Христа. Они не приняли учение Господа, однако пришли Его послушать. Каждый персонаж выбирает свой путь: либо избавление от грехов, либо возможность жить по-прежнему. “Каждому достанется по его вере”, по самоощущению себя в меняющемся мире.

одни пребывают в смятении, сомнении; раб жаждет свободы; фарисеи живут прошлым; в лицах “дрожащих” чувствуется пробуждение сознания собственной душевной неустроенности. Некоторые ещё только прислушиваются к спокойному, ровному шагу Христа. Он несёт с собой завет спокойствия и умиротворяющей гармонии. В эскизах есть фигура, получившая название “ближайшего” к Христу.

Это человек со встрёпанными волосами, в хламиде бруснично-жёлтого цвета, с худым лицом, обращённым в профиль. Вся фигура даёт впечатление мучительного переживания своей греховности. В картине нет, кроме него, ни одного лица, которое было бы носителем столь глубоко безысходных драматических черт.

В эскизных зарисовках легко обнаружить в этом персонаже характерные для Гоголя черты лица. Введение писателя в картину о Мессии в ранний период знакомства его с Ивановым могло произойти не просто с его согласия. но и при активном его содействии. Гоголь как раз в этот период работал над II редакцией “Портрета”, и покаянный настрой очень соответствовал этому процессу.

Связь Сцены из Фауста” А. С. Пушкина с “Портретом” Н. В. Гоголя основана на общности некоторых сторон мировоззрения двух гениев.

Обратите внимание

Если в человеке уничтожена любовь, не найдена “божественная опора”, разрушена нравственная природа, то весь мир может оказаться на краю духовной и физической гибели.

Когда ученики видят, как Гоголь, опираясь на литературные традиции, раскрывает новую мысль, создаёт новый сюжет, они убеждаются, что осмысленные писателем события, оставшиеся в памяти человечества, дают стимул к дальнейшим творческим поискам.



Источник: https://infopedia.su/6x38e0.html

Ссылка на основную публикацию