Верность и измена в рассказе «темные аллеи»

Верность и Измена в произведении «Тёмные аллеи»: что написать, какие аргументы в сочинении

Иван Алексеевич Бунин — мастер лирических рассказов, в его новеллах огромное место уделяется человеческим взаимоотношениям. Он пишет одновременно и красиво и жизненно, откровенно рассказывая читателю и радостные, и грустные истории, похожие на те, что могут случиться с каждым.

Новелла Темные Аллеи посвящена взаимной, но разорванной любви.

Богатый барин и горничная, им было хорошо вместе. Но затем Николай Алексеевич бросил Надежду, поскольку между ними была огромная социальная разница — он не мог представить, чтобы простолюдинка, крепостная, стала хозяйкой в его доме, матерью его детей.

Он предал их любовь, бросив Надежду, изменил их чувствам.

Когда они видятся через много лет, барин не может сдержать эмоций, у него дрожат руки и он все помнит.

Обратите внимание

Жизнь у него не сложилось — нелюбимая жена, которая ушла от него, а между тем Надежда так и не вышла замуж — она хранила верность Ивану Алексеевичу все эти годы.

Она не может его простить, но до сих пор верна той светлой яркой любви, что была когда-то давно.

Надежда в новелле Темные Аллеи — олицетворение верности. А измена Николая Алексеевича по сути разрушила их счастье.

На прощание он целует ей руку и уходит, еле сдерживая слезы — в момент их встречи они оба осознали, что счастье было рядом, но оно уже упущено и более не вернется.

Как написать сочинение на тему — Верность и Измена в произведении И. А. Бунина Тёмные аллеи

Верность и измена — это одни из главных принципов, на которых основываются рассказы Бунина. Если не смотреть на смежные качества, такие как честь и храбрость. Но они по большей степени присущи мужчинам.

Лично для меня стало запоминающимся произвдение, в котором рассказывается история любви горничной по имени Надежда к барину. Девушка была настолько влюблена и поглощена чувством, что не замечала ничего.

Но выяснилось, что барин пользовался своей красотой, ему хотелось гулять и дальше и о создании семьи он не задумывался. Именно это и стало предательством — предательством светлых и чистых чувств девушки.

Их судьбы расходятся на 30 лет, чтобы снова пересечься. В результате барин видит перед собой уже взрослую женщину. Она так и не вышла замуж, осталась верна своей единственной любви и воспоминаниям. Но при этом устоялась, стала самостоятельной и ни от кого не зависящей.

«Верность и измена» в произведении «Темные аллеи» — что писать

Верность и измена в сборнике произведений Бунина Темные аллеи прослеживается практически во всех рассказах. Все таки тематика любви — это нечто непознанное и каждый человек выбирает для себя свои критерии. Кто-то ветренен, кто-о предан, а кто-то не желает любить, чтобы не мучаться.

В качестве примера возьмем самый первый рассказ. В нем повествуется о Николае Алексеевича. Мужчина в молодости много кутил и встречался с разными девушками.

Все таки хороший чин барина и красивая внешность развязывали ему руки. А барышни хотели запулучить такого красавца в мужья. Одной из таких особ становится Надежда, которая работал горничной.

Важно

Ей казалось, что это любовь на всю жизнь. Но герой бросает ее.

В свою очередь она хранит верность 30 лет и встретив его на постоялом дворе спустя такой большой промежуток времени удивляется. Но ее жизнь сложилась и она превратилась в самодостаточную барышню. Энергичную и жизнерадостную. А вот барн уже староват и ему совсем не до приключений. Если бы не его измена и сохранность верности — у них была бы прекрасная семья.

Как написать сочинение по произведению «Темные аллеи», направление «Верность и измена»? Как может называться тема?

Отличный пример произведения для сочинения по направлению Верность и Измена.

В новелле Темные Аллеи ярко и реалистично показывается взаимная, но обреченная любовь.

Обреченная в силу подверженности общественному мнению и социальным законам, а взаимная — в душах героев.

Сочинение можно назвать — «Могут ли чувства быть сильнее общественных стереотипов?»

Барин Николай Алексеевич искренне любит горничную Надежду, а она — его.

Но в силу сословных различий он боится связать свою жизнь с простолюдинкой, сделать ее хозяйкой в своем доме, барыней.

Поэтому он бросает ее, но дальнейшая жизнь героев складывается неудачно.

Оба главных героя помнят друг друга и то счастье, что у них было.

Когда они видятся по прошествии многих лет, Надежда уже состоявшаяся взрослая женщина, хозяйка постоялого двора.

Николай Алексеевич не может сдержать слез при виде любимой.

Он так и не смог забыть ее, да, он женился, но не был счастлив в браке, жена изменяла ему и не любила.

Равно как и Надежда не смогла забыть свою любовь.

Простить его за предательство она не может, но вместе с тем до сих пор любит и помнит.

Совет

А ведь если бы барин смог перешагнуть через социальные условности, они скорее всего были бы счастливы.

И главное, что хочет показать Бунин в своей новелле — это то, что нужно верить своим чувствам и не бояться.

Источник: http://faston24.ru/vernost-i-izmena-v-proizvedenii-tyomnye-allei-chto-napisat-kakie-argumenty-v-sochinenii/

Направление итогового сочинения ВЕРНОСТЬ И ИЗМЕНА на примере анализа рассказа Бунина ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ

Направление «Верность и измена»

Тема урока (2 часа): Подготовка к сочинению-допуску по рассказу И.А.Бунина «Тёмные аллеи».

Цели урока:

Обучающая:<\p>

  • обобщить знания по теме «Итоговое сочинение»: требования к сочинению-допуску, критерии оценивания,
  • закрепить умение писать сочинение-допуск,<\p>
  • закрепить навыки самостоятельно конструировать свои знания, излагать мысли устно и письменно, систематизировать свои знания, аргументированно доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:<\p>

  • воспитать вдумчивого и внимательного читателя,
  • воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи;
  • воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа произведения.

Развивающая:

  • развивать познавательные навыки учащихся,<\p>
  • развивать критическое и творческое мышления,<\p>
  • развивать умение учащихся увидеть, сформулировать и решить проблему.<\p>

Ход урока

I. Введение в тему…

Составление ассоциативных цепочек «Облако мыслей»

У.: Произнесите про себя два слова ВЕРНОСТЬ и ИЗМЕНА. Какие чувства вызывают они в вашем сердце? Почему?

У.: Составьте ассоциативные ряды к этим словам.

любовь <\p>
вера ВЕРНОСТЬ <\p> преданность
доверие
предательство, обман
недоверие ИЗМЕНА <\p> подлость
разочарование, боль

У.: Может ли любящий человек простить предательство? Аргументируйте свой ответ.

II. Анализ рассказа И.А.Бунина «Темные аллеи»

1. Работа с текстом (отбор фактического материала для сочинения)

У.: Дома вы прочитали рассказ И.А.Бунина «Темные аллеи». Как этот рассказ соотносится с теми ассоциативными рядами, которые мы только что составили?

У.: Назовите основные темы данной новеллы (любовь, предательство, расплата)

У.: Центральное место в рассказе отведено диалогу главных героев. Давайте прочитаем его по ролям (автор, Николай Алексеевич и Надежда).

У.: Отвечая на вопросы, составьте таблицу «Верность и измена»:

Найдите описание героев и кратко запишите их в таблицу.

— Какие детали раскрывают психологическое состояние героев? Меняется ли оно с момента встречи и до расставания (Как ведут себя герои на протяжении разговора)?

Почему Бунин так подробно описывает психологическое состояние Николая Алексеевича и скупо, в нескольких словах, – состояние Надежды?<\p>

— Какова роль авторских ремарок в изображении переживаний героев? Как в описании героев отражено авторское отношение к ним?

— Можно ли отъезд из дома молодого Николая Алексеевича считать изменой, предательством?

— Почему Николай Алексеевич предал свою любовь?

— Понимает ли он, что когда-то предал любимую женщину?

— Почему Надежда не смогла простить предательства своего возлюбленного?

— К каким выводам приходит герой после встречи с Надеждой? Чем является для него его неудавшаяся жизнь? (расплатой на предательство, карой за когда-то преданную любовь)

— Почему Бунин не даёт шанса Николаю Алексеевичу быть прощённым Надеждой? («Простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя»)

Примечание: <\p>

  1. материал о Николае Алексеевиче заполняется коллективно, о Надежде – самостоятельно,

  2. первый столбик как вывод заполняется в последнюю очередь

Герои Фактический материал (цитаты из рассказа) Комментарий ученика
Измена любви, потеря счастья Николай Алексеевич 1. Портрет героя

  • «стройный старик-военный», <\p>
  • «еще чернобровый, но с белыми усами»,
  • «взгляд…усталый»,
  • «с усталым видом провел бледной худой рукой по голове»,
  • «красивое удлинённое лицо с тёмными глазами»

2. Психологическое состояние Николая Алексеевича

  • «неприязненно крикнул»,
  • «отрывисто, невнимательно ответил»,
  • «быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел»,
  • «сказал…торопливо»,
  • «усталость и рассеянность его исчезли»,
  • «покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал»,
  • «болезненно усмехнулся»,
  • «вынув платок и прижав его к глазам»,
  • «отходя от окна уже со строгим лицом»,
  • «хмуро думал»,
  • «со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда»,
  • «сдвинув чёрные брови»,
  • «закрывая глаза, качал головой».
Две детали: сохранившаяся красота и усталость. Перед нами уставший от жизни человек, несчастливый и не любимый семьей. Психологическое состояние Николая Алексеевича меняется на протяжении рассказа: от резкости в словах, невнимательности в отношении к другим до потрясения, удивления от того, что любим до сих пор, и от того, что не прощён тоже до сих пор.<\p> Николай Алексеевич не имеет шанса быть прощённым, потому что предал любовь.
Верность любви, Чистота души Надежда 1. Портрет героини

  • «тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку»,
  • «лёгкая на ходу»,

2. Психологическое состояние Надежды

  • «пытливо смотрела»,
  • «прибавила она с недоброй улыбкой»,
  • «подошла к двери и приостановилась»
Две детали: красота, не угасшая с годами, и чистота (окружающая Надежду и её внутренняя). Героиня красива, спокойна. В отличие от Николая Алексеевича, который прожил непростую жизнь, где не было счастья, она довольна жизнью, в ней нет признаков старости, усталости. Но простить его она не смогла.<\p> Надежда уверена в себе. Немногочисленные авторские реплики говорят о многом: Бунин восхищается своей героиней, любуется ею. Надежде удалось сохранить не только былую красоту, но и остаться верной своему чувству. Она держит себя с достоинством.

— Смогли бы вы простить человека, который предал вас? Почему?

2. Подготовка к итоговому сочинению <\p>

1) Повторение структуры сочинения

1. Вступление. Собственное рассуждение по теме сочинения.

2. Основная часть.

1) Довод 1 + иллюстрация.

2) Довод 2 + иллюстрация.

3. Заключение (возврат к мыслям, высказанным во вступлении на новом уровне)

2) Составление нескольких видов вступления к сочинению на тему «Любовь и предательство – вещи несовместимые» и тезиса (антитезиса)

Вступление 1.

Верность… Удивительно доброе слово, от которого веет надежностью, любовью, заботой, вниманием… И измена! Она разрушает счастливый мир! Казалось бы, только что небо было голубым, солнце – ярким, настроение – замечательным… Ты был счастлив!!! И вдруг – боль, разочарование, обида! Потому что в жизнь ворвалась измена! <\p>

Тезис: Думаю, со мной многие согласятся: если ты столкнулся с предательством любимого, то мир перестаёт существовать, потому что «любовь и предательство – вещи несовместимые».

Вступление 2.

Жизнь, к сожалению, устроена так, что рядом с любовью порой уживается предательство, с верностью – измена. И никто из нас не застрахован от боли и обиды, которые наполняют сердце при расставании с любимым. <\p>

Тезис: Мне кажется, предательство убивает любовь (иллюстрация: роман Л.Н.Толстого «Война и мир», Наташа Ростова и Андрей Болконский)

Антитезис: В жизни иногда бывает так: человек, которого предали, хранит в своем сердце любовь к изменившему ему всю жизнь (иллюстрация: рассказ И.А.Бунина «Тёмные аллеи»).

3) Работа над основной частью сочинения

Задание: Напишите основную часть сочинения-рассуждения на тему «Любовь и предательство – вещи несовместимые» по предложенной схеме, дополнив её примерами

Тезис 1: Любовь уходит, если на её пути встречается измена.

1. Причины (почему истинен тезис?):

а) в душе человека поселяется боль и обида;

б) человек теряет радость жизни, потому что думает о том, кто его жестоко обидел, предав самое светлое в мире – любовь;

в) от измены в любви страдает не только тот, кого предали, но и тот, кто предал: он теряет частицу самого себя.

2. Следствие (что следует из основного тезиса):

а) надо задумываться над своими поступками, над тем, как они повлияют на жизнь того, кого ты предаешь;

б) надо беречь любовь;

в) если любовь прошла,надо уметь расставаться красиво, оставляя в душе другого светлое чувство грусти, а не обиды («Как дай вам бог любимой быть другим»)

Тезис 2: Жизнь продолжается даже после измены близкого человека

1. Причина (почему истинен тезис?):

измена любимого делает человека сильнее, закаляет его волю;

2. Следствие (что из этого следует)

а) нельзя «зацикливаться» на той боли, которую причинило предательство любимого;

б) надо найти в себе силы идти дальше.

4) Обсуждение видов заключения и составление их к теме «Любовь и предательство – вещи несовместимые»

Виды заключения Пример заключения
1. Обобщение основных мыслей автора сочинения Итак, мы видим, что если в мир любви вошла измена, то этот хрупкий мир рушится: не могут рядом существовать верность и измена. И только в редких случаях человек хранит светлые воспоминания об оставшемся в прошлом чувстве к обманувшему его человеку.
2. Риторический вопрос В заключение мне хочется сказать: не могут «жить» рядом любовь и предательство. Они убивают друг друга! Разве это не так? <\p>
3. Призыв, обращение к читателю Обобщая сказанное, хочу обратиться к тем, кто любит. Берегите свою любовь! Не дайте её разрушить! Не изменяйте любимому, помните, что, изменяя ему, вы изменяете себе…
4. Использование цитат Итак, данная тема ещё раз заставила меня убедиться в том, что измена разрушает любовь, и даже если обиженный человек хранит верность предавшему его, он испытывает боль, которую проносит сквозь годы. Как тут не вспомнить слова Лопе де Вега: «Измена другу – преступленье без оправданья, без прощенья»

III. Домашнее сочинение

Напишите сочинение на одну из предложенных ниже тем с опорой на рассказ И.А.Бунина «Солнечный удар»<\p>

Темы (на выбор)

1. В чём может скрываться причина измены?

2. Когда возникает выбор между верностью и предательством?<\p>

3. Согласны ли вы со словами Л.Н.Толстого: «Когда тебя предали, это всё равно, что руки сломали… Простить можно, но вот обнять уже не получается».

4. Проблема нравственного выбора: верность или измена?

6

Источник: https://multiurok.ru/files/napravlieniie-itoghovogho-sochinieniia-viernost-i.html

Тема любви в рассказе И. Бунина «Темные аллеи»

«Темные аллеи» — так назван рассказ И. А. Бунина, в свою очередь давший заглавие целой книге, опубликованной в Нью-Йорке в 1943 году и проникнутой сильным чувством тоски по России. Сам писатель назвал этот сборник книгой о любви. Она стала последним произведением Бунина-прозаика, завершением его творческого пути. Почему «Темные аллеи» автор связывал с Россией?

Кругом шиповник алый цвел, 
Стояли темных лип аллеи…

Темные липовые аллеи — характерная особенность русских усадеб, составлявших их красоту. Именно там, под сенью тенистых лип, зародилась первая молодая любовь Надежды и Николая Алексеевича — главных героев рассказа.

О чем же этот рассказ? О любви, о встрече, о жизни двух людей. Фабула его проста: в молодости была любовь; потом наступило расставанье, длившееся тридцать лет; многолетняя разлука прерывается встречей главных героев на почтовой станции.

Именно эти события из жизни сорокавосьмилетней Надежды и шестидесятилетнего Николая Алексеевича выбирает Бунин, считая их главными. Историю же семейной жизни главного героя писатель рассказал нам кратко, всего лишь в пяти предложениях.

( Без памяти любил жену — но она его бросила; обожал сына — а вырос из него негодяй). Покинув Надежду и женившись на женщине своего круга, Николай Алексеевич не стал счастливым. Он не смог переступить через давно установившиеся в обществе правила.

И ему надо было прожить большую жизнь, чтобы понять очень важную истину — деньги, высокое социальное положение вовсе не являются главными в жизни. Для счастья человеку нужно всего лишь малость — надо любить по-настоящему, искренно и бескорыстно. Жена Николая Алексеевича его не любила, ее интересовали только деньги.

«А изменила, бросила меня еще оскорбительней, чем я тебя», — с болью говорит Николай Алексеевич. Поэтому их сын не стал хорошим человеком, а «…вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести…», так как вырос без любви.

«В чем же источник трагедии, сопровождающий всякую большую любовь?» — словно спрашивает своих читателей Бунин. И сам же отвечает: «В социальном неравенстве». В прошлом главные герои любили друг друга и были счастливы.

Но прошло время, и Николай Алексеевич бросил Надежду («история пошлая, обыкновенная»). Он предпочел отказаться от любви простой девушки, поддавшись общественному мнению.

Его волновало то обстоятельство, что люди из высшего общества скажут о нем и Надежде и как она будет выглядеть в окружении светских барышень.

«Что, если б я не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» — с ужасом представляет себе Николай Алексеевич. Его возлюбленная не имела ни богатства, ни знатности, ни имени, ни положения в обществе, но она обладала богатой душой. К сожалению, такого приданого было не достаточно для счастья Николая Алексеевича.

Кому же из героев рассказа Бунин отдает предпочтение? Конечно, Надежде. Эта женщина простого звания так и не вышла замуж и сохранила свою любовь к человеку из высшего общества, который оскорбил ее чувства.

Обратите внимание

Преданность и верность, благородство и великодушие — вот те качества, раскрывающие богатство души простого человека. А сам Николай Алексеевич, поддавшись условностям светского общества, выглядит жалким, малодушным и слабохарактерным.

Безусловно, для него любовь к Надежде воспринимается как прекрасное мгновение, а для самой Надежды, сохранившей чувство на долгие годы, любовь — это вся жизнь.

В рассказе «Темные аллеи» Бунин привлекает внимание читателей к проблемам лирико-философского характера, когда размышляет о любви, времени и памяти. Влюбленный человек воспринимает мир и людей идеальными. Но время неумолимо бежит вперед и заставляет все забыть.

Память выбирает из прошлого и поэтически преображает те мгновения, когда человек по-настоящему любил и был счастлив.

Бунин описал в своем рассказе именно такую ситуацию, когда его стареющий герой вспомнил о своей любви к Надежде как об «истинно волшебных» минутах жизни: «Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни… Да, конечно, лучшие минуты.

И не лучшие, а волшебные!» «Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело, — отвечает Надежда. — Все проходит, да не все забывается». Много событий было в ее жизни: «Долго рассказывать, сударь». Но жила она только любовью к Николаю Алексеевичу.

«О любви не говори, о ней все сказано». Однако Бунин говорит об этом чувстве по-своему.

Для героев его рассказа «Темные аллеи» и других рассказов из этого сборника любовь — это «недоумение счастья», это мгновение, которое трагично уже потому, что его нельзя вернуть. К пониманию этого герои Бунина приходят не сразу, а позже.

Это может наступить и через пятнадцать минут после расставания с любимой («Солнечный удар»), и через тридцать лет («Темные аллеи»). Чувство любви у Бунина лишено пошлости, оно высокодуховно.

Важно

Рассказ «Темные аллеи» — небольшой по объему (всего четыре страницы) — но глубокий по содержанию, задает тон всему дальнейшему повествованию. Он часть целостного восприятия художественного мира, содержащего неповторимые черты авторской индивидуальности.

Источник: http://5litra.ru/soch/1047-tema-lyubvi-v-rasskaze-i-bunina-temnye-allei.html

Практическое занятие по подготовке к итоговому сочинению (направление «Верность и измена»)

Технологическая карта<\p>

Дата урока :

Предмет:   Русский язык              <\p>

 Класс: 6               

 Тема урока:  Способы словообразования в русском языке     <\p>

 Тип урока: урок изучения нового материала <\p>

Цели урока: выяснить, что такое словообразование и какова его функция, единицы словообразования; закрепить знания о способах словообразования;  развивать логическое мышление, внимание, устную речь; развивать языковое чутье, 

Этап урока Деятельность учителя Формируемые УУД и предметные действия Деятельность ученика
Организационный этап Приветствие учеников.
Откройте тетради и запишите число и классная работа. Тему урока запишем позже
Приветствие учителя
Мотивационно-целевой этап Составьте как можно больше слов с корнем       -школ- Познавательные: мышление, соотнесение понятий,<\p>
Регулятивные: постановка учебной  цели,<\p>
Составляют слова:  -(школьный, школьник, школьница, дошкольный, дошкольник, дошкольница, пришкольный )
Целеполагание Ориентировочный этап Помощь ученикам в постановке вопросов, целей,<\p>
-При помощи каких морфем вы смогли образовать новые слова?
С чем у нас будет связана тема урока и какие цели мы должны себе поставить?
Записываем тему урока
Регулятивные: планирование,
Личностные: самоконтроль,
Познавательные: формулировка познавательной цели
Постановка вопросов, на которые необходимо найти ответ<\p> тема связана с морфемами, цель – узнать способы словообразования
Поисково-исследовательский этап Представление ученикам теоретического материала, помощь в ориентировании в материале, в составлении сообщения. На стр. 94,95 прочитайте материал и составьте сообщение о способах словообразования, расскажите о них друг другу. Познавательные: поиск и отбор информации, построение высказывания
Регулятивные: самоконтроль, коррекция действий, Коммуникативные: умение взаимодействовать   в группе
Читают теоретический материал на стр. 94,95
Практический этап Давайте запишем все способы словообразования в тетрадь:
1. приставочный (школьник-дошкольник)
2. Суффиксальный (школа-школьный)
3.Приставочно– суффиксальный (подоконник)
4. Бессуффиксный (переход — переходить)
5.Сложение основ и их частей(пароход, завуч), слов(учитель — предметник)
6. Переход одной части в другую(столовая, ванная). 1  ученик у доски
А теперь давайте попробуем определить способ словообразования следующих слов(расположить, росточек, вытереть, наездник, вырастить, узаконить, оживить, бесчувственный) А сейчас выполните упр. 169.
Проверка
Оцените себя:
11 – 10 -«5»
9 — 8 – «4»
7 – 6 – «3»
5 и меньше «2»
Познавательный: выбор способов решения задач
Регулятивные: самоконтроль,
Личностные: самооценка<\p>
Записывают способы словообразования в тетрадь с примерами Определяют способ образования слов Выполняют упр. 169(171)
Проверка. Самооценка
Рефлексивно-оценочный этап Какова была тема урока?
Какие цели мы поставили?
С какими способами мы познакомились?
Добились ли нашей цели?
Познавательный: постановка цели ликвидировать пробелы самостоятельно, Регулятивные: осуществление контроля и коррекция действий
Домашнее задание Записывает на доске
Упр. 172(173) по зад, теорию выучить
Записывают в дневник

 Направление «Верность и измена»

Тема : Подготовка к итоговому сочинению по рассказу И.А.Бунина «Тёмные аллеи».

Цели урока:обобщить знания по теме «Итоговое сочинение»: требования к сочинению-допуску, критерии оценивания,закрепить умение  писать сочинение-допуск, закрепить навыки самостоятельно конструировать свои знания, излагать мысли устно и письменно, систематизировать свои знания, аргументированно доказывать свою точку зрения;воспитать вдумчивого и внимательного читателя,воспитывать у учащихся творческие способности, способствовать развитию логического мышления, устной монологической, диалогической речи;воспитывать нравственные и этические качества посредством анализа произведения;развивать познавательные навыки учащихся, развивать критическое и творческое мышления, развивать умение учащихся увидеть, сформулировать и решить проблему.<\p>

Ход урока

I. Введение в тему…

Составление ассоциативных цепочек «Облако мыслей»

У.: Произнесите про себя два слова ВЕРНОСТЬ и ИЗМЕНА. Какие чувства вызывают они в вашем сердце? Почему?

У.: Составьте ассоциативные ряды к этим словам.

любовь
вера ВЕРНОСТЬ преданность
доверие
предательство, обман
недоверие ИЗМЕНА подлость
разочарование, боль

У.: Может ли любящий человек простить предательство? Аргументируйте свой ответ.

II. Анализ рассказа И.А.Бунина «Темные аллеи»

1. Работа с текстом (отбор фактического материала для сочинения)

У.: Дома вы прочитали рассказ И.А.Бунина «Темные аллеи». Как этот рассказ соотносится с теми ассоциативными рядами, которые мы только что составили?

У.: Назовите основные темы данной новеллы (любовь, предательство, расплата)

У.: Центральное место в рассказе отведено диалогу главных героев. Давайте прочитаем его по ролям (автор, Николай Алексеевич и Надежда).

У.: Отвечая на вопросы,  составьте таблицу «Верность и измена»:

Найдите описание героев и кратко запишите их в таблицу.

— Какие детали раскрывают психологическое состояние героев? Меняется ли оно с момента встречи и до расставания (Как ведут себя герои  на протяжении разговора)?

 — Почему Бунин так подробно описывает психологическое состояние Николая Алексеевича и скупо, в нескольких словах, – состояние Надежды?<\p>

 — Какова роль авторских ремарок в изображении переживаний героев? Как в описании героев отражено авторское отношение к ним?

 — Можно ли отъезд из дома молодого Николая Алексеевича считать изменой, предательством?

— Почему Николай Алексеевич предал свою любовь?

 — Понимает ли он, что когда-то предал любимую женщину?

 — Почему Надежда не смогла простить предательства своего возлюбленного?

— К каким выводам приходит герой после встречи с Надеждой? Чем является для него его неудавшаяся жизнь? (расплатой на предательство, карой за когда-то преданную любовь)

— Почему Бунин не даёт шанса Николаю Алексеевичу быть прощённым Надеждой? («Простить я вас никогда не могла. Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя»)

Примечание:

1)     материал о Николае Алексеевиче заполняется коллективно, о Надежде – самостоятельно,

2)     первый столбик как вывод заполняется в последнюю очередь

Герои Фактический материал (цитаты из рассказа) Комментарий ученика
Измена любви, потеря счастья Николай Алексеевич 1. Портрет героя
·        «стройный старик-военный»,
·        «еще чернобровый, но с белыми усами»,
·        «взгляд…усталый»,
·        «с усталым видом провел бледной худой рукой по голове»,
·        «красивое удлинённое лицо с тёмными глазами»
2. Психологическое состояние Николая Алексеевича
·      «неприязненно крикнул»,
·      «отрывисто, невнимательно ответил»,
·      «быстро выпрямился, раскрыл глаза и покраснел»,
·      «сказал…торопливо»,
·      «усталость и рассеянность его исчезли»,
·      «покраснел до слез и, нахмурясь, опять зашагал»,
·      «болезненно усмехнулся»,
·      «вынув платок и прижав его к глазам»,
·      «отходя от окна уже со строгим лицом»,
·      «хмуро думал»,
·      «со стыдом вспоминал свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда»,
·      «сдвинув чёрные брови»,
·      «закрывая глаза, качал головой».
Две детали: сохранившаяся красота и усталость. Перед нами уставший от жизни человек, несчастливый и не любимый семьей. Психологическое состояние Николая Алексеевича меняется на протяжении рассказа: от резкости в словах, невнимательности в отношении к другим до потрясения, удивления от того, что любим до сих пор, и от того, что не прощён тоже до сих пор.<\p> Николай Алексеевич не имеет шанса быть прощённым, потому что предал любовь.
Верность любви,
Чистота души
Надежда 1. Портрет героини
·           «тоже чернобровая и тоже еще красивая не по возрасту женщина, похожая на пожилую цыганку»,
·           «лёгкая на ходу», 2. Психологическое состояние Надежды
·           «пытливо смотрела»,
·           «прибавила она с недоброй улыбкой»,
·           «подошла к двери и приостановилась»
Две детали: красота, не угасшая с годами, и чистота (окружающая Надежду и её внутренняя). Героиня красива, спокойна. В отличие от Николая Алексеевича, который прожил непростую жизнь, где не было счастья, она довольна жизнью, в ней нет признаков старости, усталости. Но простить его она не смогла.<\p> Надежда уверена в себе. Немногочисленные авторские реплики говорят о многом:  Бунин восхищается своей героиней, любуется ею. Надежде удалось сохранить не только былую красоту, но и остаться верной своему чувству. Она держит себя с достоинством.

 — Смогли бы вы простить человека, который предал вас? Почему?

2. Подготовка к итоговому сочинению

1) Повторение структуры сочинения

1. Вступление. Собственное рассуждение по теме сочинения.

2. Основная часть.

1) Довод 1 + иллюстрация.

2) Довод 2 + иллюстрация.

3. Заключение (возврат к мыслям, высказанным во вступлении на новом уровне)

2) Составление нескольких видов вступления к сочинению на тему «Любовь и предательство – вещи несовместимые» и тезиса (антитезиса)

Вступление 1.

    Верность… Удивительно доброе слово, от которого веет надежностью, любовью, заботой, вниманием… И измена! Она разрушает счастливый мир! Казалось бы, только что небо было голубым, солнце – ярким, настроение – замечательным… Ты был счастлив!!! И вдруг – боль, разочарование, обида! Потому что в жизнь ворвалась измена!

Тезис: Думаю, со мной многие согласятся: если ты столкнулся с предательством любимого, то мир перестаёт существовать, потому что «любовь и предательство – вещи несовместимые».

Вступление 2.

    Жизнь, к сожалению, устроена так, что рядом с любовью порой уживается предательство, с верностью – измена. И никто из нас не застрахован от боли и обиды, которые наполняют сердце при расставании с любимым.

Тезис: Мне кажется, предательство убивает любовь (иллюстрация: роман Л.Н.Толстого «Война и мир», Наташа Ростова и Андрей Болконский)

Антитезис: В жизни иногда бывает так: человек, которого предали, хранит в своем сердце любовь к изменившему ему всю жизнь (иллюстрация: рассказ И.А.Бунина «Тёмные аллеи»).

3) Работа над основной частью сочинения

Задание: Напишите основную часть сочинения-рассуждения на тему «Любовь и предательство – вещи несовместимые» по предложенной схеме, дополнив её примерами

Тезис 1: Любовь уходит, если на её пути встречается измена.

1. Причины (почему истинен тезис?):

   а) в душе человека поселяется боль и обида;

   б) человек теряет радость жизни, потому что думает о том, кто его жестоко обидел, предав самое светлое в мире – любовь;

  в) от измены в любви страдает не только тот, кого предали, но и тот, кто предал: он теряет частицу самого себя.

2. Следствие (что следует из основного тезиса):

   а) надо задумываться над своими поступками, над тем, как они повлияют на жизнь того, кого ты предаешь;

   б) надо беречь любовь;

   в) если любовь прошла,надо уметь расставаться красиво, оставляя в душе другого светлое чувство грусти, а не  обиды («Как дай вам бог любимой быть другим»)

Тезис 2: Жизнь продолжается даже после измены близкого человека

1. Причина (почему истинен тезис?):

     измена любимого делает человека сильнее, закаляет его волю;

2. Следствие (что из этого следует)

   а) нельзя «зацикливаться» на той боли, которую причинило предательство любимого;

   б) надо найти в себе силы идти дальше.

4) Обсуждение видов заключения и составление их к теме «Любовь и предательство – вещи несовместимые»

Виды заключения Пример заключения
1. Обобщение основных мыслей автора сочинения Итак, мы видим, что если в мир любви вошла измена, то этот хрупкий мир рушится: не могут рядом существовать верность и измена. И только в редких случаях человек хранит светлые воспоминания об оставшемся в прошлом чувстве к обманувшему его человеку.
2. Риторический вопрос В заключение мне хочется сказать: не могут «жить» рядом любовь и предательство. Они убивают друг друга! Разве это не так?
3. Призыв, обращение к читателю Обобщая сказанное, хочу обратиться к тем, кто любит. Берегите свою любовь! Не дайте её разрушить! Не изменяйте любимому, помните, что, изменяя ему, вы изменяете себе…
4. Использование цитат Итак, данная тема ещё раз заставила меня убедиться в том, что измена разрушает любовь, и даже если обиженный человек хранит верность предавшему его, он испытывает боль, которую проносит сквозь годы. Как тут не вспомнить слова Лопе де Вега: «Измена другу – преступленье без оправданья, без прощенья»

III. Домашнее сочинение

Напишите сочинение на одну из предложенных ниже тем:

1.  В чём может скрываться причина измены?

2. Когда возникает выбор между верностью и предательством?<\p>

3. Согласны ли вы со словами Л.Н.Толстого: «Когда тебя предали, это всё равно, что руки сломали…  Простить можно, но вот обнять уже не получается».

4. Проблема нравственного выбора: верность или измена?

Источник: https://konspekteka.ru/prakticheskoe-zanyatie-po-podgotovke-k-itogovomu-sochineniyu-napravlenie-vernost-i-izmena/

Судьба и измена первой любви в рассказе И. А. Бунина «Темные аллеи»

Категория: Темные аллеи <\p> Actionteaser.ru — тизерная реклама

Иван Алексеевич Бунин — один из лучших писателей России. Его первый сборник стихотворений вышел в 1881 году. Написаны рассказы «Танька», «На край света», «Вести с родины» и другие. В 1898 году выходит новый сборник «Под открытым небом». В 1901 году — «Листопад», получивший Пушкинскую премию.

К Бунину приходят признание и популярность. Он знакомится с Л. Н. Толстым, А. П. Чеховым, М. Горьким. В начале 1900-х годов написаны рассказы «Антоновские яблоки», «Сосны», «Захар Воробьев» и другие. В них запечатлена красота русской природы, трагедия нищего, обездоленного народа, разоряющихся дворянских усадеб.

В рассказах «Хорошая жизнь», «Господин из Сан-Франциско» и других раскрывается жизнь городского дна с кабаками и дешевыми номерами, мир человеческих страстей. Октябрьскую революцию Бунин воспринял как социальную драму. В 1920 году эмигрировал во Францию.

Там он продолжает свою творческую деятельность, создает автобиографический роман «Жизнь Арсеньева», рассказы «Косцы», «Лапти», пишет цикл новелл «Темные аллеи». В сборнике «Темные аллеи» главная тема — любовь. И. А. Бунин показывает нам не только светлые, но и темные стороны любви, что символизирует и само название сборника. Возьмем для примера открывающий его одноименный рассказ.

Сюжет его прост. Старик генерал приезжает на почтовую станцию в Тульскую губернию и встречает свою возлюбленную, с которой не виделся тридцать пять лет. Он не сразу узнает Надежду, ныне — хозяйку постоялого двора, где когда-то произошла их встреча. А узнав, внезапно выясняет, что все эти годы она любила его одного.

Генерал Николай Алексеевич пытается оправдаться перед Надеждой, что столько лет не навещал ее: «Все проходит, мой друг… Любовь, молодость — все, все. История пошлая, обыкновенная. С годами все проходит. Как это сказано в книге Иова? «Как о воде протекшей будешь вспоминать». Но больно уж неуклюжи, неискренни эти объяснения.

И Надежда мудро отвечает постаревшему генералу: «Что кому Бог дает, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь — другое дело». Бунинский герой не верит: «Ведь не могла же ты любить меня весь век!» Однако оказывается, что могла.

Совет

И Надежда «с недоброй улыбкой» укоряет своего возлюбленного: «Очень бессердечно вы меня бросили, сколько раз я хотела руки на себя наложить от обиды от одной, уж не говоря обо всем прочем», хотя и сознает, что «поздно теперь укорять». Генерал как будто не испытывает раскаяния: «А! Все проходит. — Все забывается». Но на самом деле Надежда права: «все проходит, да не все забывается».

И Николай Алексеевич так и не смог забыть свою первую любовь. Напрасно молил он: «Уходи… Уходи, пожалуйста». И неожиданно проговаривается: «Лишь бы Бог меня простил. А ты, видно, простила». Выясняется, что не простила. Надежда не простила его, она признается: «Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не было. Оттого-то и простить мне вас нельзя».

И Николай Алексеевич вынужден как бы извиняться, оправдываться перед бывшей возлюбленной: «…Никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно, — жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительней,-чем я тебя.

Сына обожал, пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести… Впрочем, все это тоже самая обыкновенная пошлая история». Нам понятно, что старая любовь сохранилась, что герои рассказа по-прежнему любят друг друга.

Когда генерал уезжает, он признается сам себе: «Разве неправда, что она дала мне лучшие моменты жизни?» Судьба мстит ему за измену первой любви. Счастья в семейной жизни Николай Алексеевич так и не обрел. Он понимает, что упустил данный ему когда-то шанс.

Когда кучер рассказывает генералу, что хозяйка постоялого двора дает деньги в рост и хотя и справедлива, но «крута»: не отдал вовремя — пеняй на себя, генерал проецирует эти слова на свою несложившуюся жизнь.

И герой размышляет: «Да, пеняй на себя. Да, конечно, лучшие минуты…

Но, Боже мой, что же было дальше? Что, если бы не бросил ее? Какой вздор! Эта самая Надежда не содержательница постоялого двора, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» Сословные предрассудки в свое время помешали будущему генералу соединить свою судьбу с простолюдинкой. Но любовь к ней не ушла из его сердца и мешала обрести счастье с другой женщиной, мешала достойно воспитать сына. Измена, совершенная в молодости Николаем Алексеевичем, подсознательно преследовала его всю жизнь.<\p> 

Московский метрополитен не так давно отметил свое 60-ле- тие: 15 мая 1935 года было открыто регулярное движение на первой линии метро в Москве. А теперь, к концу двадцатого века, нам трудно представить, как могла бы жить столица без подземки. Московское метро — гордость и краса столицы.В тридцатые годы московское метро строила вся страна: из Ленинграда и Сибири, с Волги и Северного Кавказа, с Урала и Дальнего Востока поступали на стройку эскалаторы и электромоторы, рельсы и строительный лес, цем

Обратите внимание

Мое любимое место отдыха – хвойный лес за городом. Это по-настоящему волшебное место. В лесу много хвойных деревьев. Все они очень хорошие. Аромат в этом месте стоит невероятный, ведь хвоя имеет свой особый запах.

В лесу есть много полянок, на которых люди могут расположиться для отдыха. Если пройти лесом около двух километров, то можно выйти к реке. Однако к ней надо спускаться вниз. Пейзажи в этом месте открываются действительно замечательные.

Видно противоположный берег реки, на котором не ж

В. А. Жуковский Светлана Раз в крещенский вечерок Девушки гадали:За ворота башмачок,Сняв с ноги, бросали.Гадали, чтобы узнать суженого, свою судьбу. Среди девушек только Светлана молчалива и грустна, она не поёт, не гадает.

Её милый далеко, и уже год от него нет никаких вестей. Тяжело Светлане переживать разлуку с любимым.Вот в светлице стол накрыт белой скатертью, на нем стоит зеркало со свечой и два прибора.

Ровно в полночь в зеркале Светлана увидит своего милого, свою судьбу. С робостью са

Овощи очень полезны для нашего организма. Из них мы берем витамины. Когда мы едим капусту, огурцы, помидоры или перчик, в организм поступает множество полезных элементов. Например, перец – источник витамина С.

Овощи помогают поддерживать силы нашего организма. Употреблять их нужно в сыром виде. Только так они сохраняют свою пользу. Если есть много овощей и зелени, то о простудах можно забыть. Овощи – наши помощники в борьбе с болезнями.

Давайте есть побольше полезных овощей!{loadposition textmod

 АКУЛОВ Иван Иванович (15.09.1922–25.12.1988), писатель.  Родился на Урале в д. Урусово Ирбитского р-на в крестьянской семье. Учился в пединституте. Работал учителем в сельской школе, потом в газете «Уральский рабочий».

Участвовал в Великой Отечественной войне, был трижды ранен. Начал воевать рядовым, закончил майором. После войны закончил Высшие литературные курсы при Литературном институте. В к. 60-х купил себе дачу в пос.

Семхоз близ Сергиева Посада и сразу влился в литературный патриотически

Важно

Человек как огромный неисследованный мир, как величайшая загадка природы интересовал М. Горького на протяжении всего творческого пути.

Человеческие мысли и чувства, надежды и их крушение, сила и слабость, его духовная и социальная природа находят свое отражение в образах, созданных писателем.

    Персонажи Горького — это не наши современники, это люди начала XX века, эпохи трех революций и мировой войны, эпохи крушения старого мира и начала новой жизни.     Человек Горького — это герой того врем

Булгаков — писатель, который самые сложные и высокие философские вопросы мог освещать в своих произведениях ясно и просто. Его роман «Белая гвардия» рассказывает о драматических событиях, разворачивающихся в Киеве зимой 1918— 1919 годов.

Писатель рассуждает о войне и мире, о человеческой вражде и прекрасном единении — «семье, где только и можно укрыться от ужасов окружающего хаоса».

Говоря об исторической катастрофе и гибели России, центральными образами романа он делает вещи далеко не столь мас

В образе Ивана Васильевича — героя рассказа «После бала» — Л. Н. Толстой показал нам типичного человека того времени, студента, можно сказать, обывателя, стоящего в стороне от больших дел, живущего скромно и ничем не отличающегося от других внешне.

Вместе с тем за этой безликой фигурой стоит нечто большее: через характер Ивана Васильевича Толстой показывает отношение (каким оно «должно быть») каждого честного и порядочного человека к тому, что творится в стране.

Писатель гневно обличает в доступ

Совет

После окончания «Войны и Мира» Л.Н. Толстой продолжает интересоваться историей декабристов, затем, увлекаясь событиями начала века, думает писать исторический роман об эпохе Петра 1. В 70-е годы Л.Н.

Толстой все чаще и глубже стал задумываться над проблемами брака и семьи. Окружающая действительность давала немало материалов для размышления над вопросами жизни семейной.

В январе 1872 года бросилась под поезд на станции Ясенки Анна Степановна Пирогова. Незаконная жена соседнего помещика Бибикова.

В русской литературе есть такие произведения, которые не только художественно отображают исторически важный момент, повествуют о необычных событиях, рисуют героя своего времени, но и играют важную роль в судьбах читателей.

    К таким произведениям, без сомнения, можно отнести поэму в стихах А. Т. Твардовского «Василий Тёркин».

В годы Великой Отечественной войны она печаталась по частям и имела огромный успех у защитников Родины, а образ главного героя — Василия Тёркина – оставался самым любимым

Сейчас смотрят:{module Бунин:} Actionteaser.ru — тизерная реклама Actionteaser.ru — тизерная реклама <\p>

Источник: https://referat567.info/sochineniya-po-literature/bunin-i-a/temnye-allei/1718-sudba-i-izmena-pervoj-lyubvi-v-rasskaze-i-a-bunina-temnye-allei.html

Сочинение на тему любви по рассказу Бунина «Тёмные аллеи», — Сочинения по литературе

Читайте также:
Сочинение Бунин Одиночество

ТЕМА ЛЮБВИ В РАССКАЗЕ И. А. БУНИНА «ТЕМНЫЕ АЛЛЕИ»<\p>

Рассказ «Темные аллеи», написанный в 1938 году в предвоенной Франции, возвращает нас в Россию начала ХХ века, в то время, о котором у Бунина остались только печальные воспоминания. Но при этом писатель рассказывает историю, которая могла бы произойти в любое время и в любой стране. Ведь люди продолжают влюбляться и уходить от возлюбленных, ссылаясь на то, что так сложилась жизнь.<\p>

Герой рассказа, еще будучи молодым помещиком, соблазнил красивую крестьянскую девушку Надежду, а затем бросил ее, считая этот роман обычным приключением. Прошли годы. Николай Алексеевич служил, женился, растил сына. И вот спустя годы он оказался проездом в тех местах, где прошла его молодость. В хозяйке заезжей избы герой внезапно узнает Надежду. Так встречаются через тридцать лет еще бравый военный и властная, сдержанная женщина, умеющая и копейку добыть, и постоять за себя. Она тоже постарела, но еще отчасти сохранила прежнюю красоту и стать. Герои вспоминают молодость, давно улетевшее юное счастье. Оказывается, Надежда пронесла любовь к Николаю Алексеевичу через всю жизнь. Она не вышла замуж, потому что так и не смогла забыть своего Николеньку. И до сих пор она не простила ему давнего предательства: «Как не было у меня ничего дороже вас на свете в ту пору, так и потом не бывало. Оттого-то и простить мне вас нельзя». Ведь было не только взаимное влечение юных горячих тел, было и душевное притяжение — и стихи о «темных аллеях», и восторг, и нежность. Оказывается, помнит об этом и Николай Алексеевич. В свое оправдание он признается, что тоже с той поры никогда не был счастлив: «Извини, что, может быть, задеваю твое самолюбие, но скажу откровенно — жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня еще оскорбительнее, чем я тебя. Сына обожал, — пока рос, каких только надежд на него не возлагал! А вышел негодяй, мот, наглец, без сердца, без чести, без совести… Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни».<\p>

Рассказ пронизан сожалением об утраченном счастье. Получается, герой рассказа дважды любил, дважды познал короткие мгновения счастья, но остался ни с чем. Надежда — однолюб, ей выпало нести через всю жизнь свою поруганную любовь. Кто же виноват в том, что их счастье разбилось? Бунин говорит нам о том, что всякий человек навсегда закован в цепи тоски, пошлости, обыденной жизни. Для блестящего барина Николая Алексеевича это разница в социальном положении, честолюбивые мечты. Ведь останься он с Надеждой, пришлось бы распрощаться с блестящей военной карьерой: «Но, боже мой, что же было бы дальше? Что, если бы я не бросил ее? Эта самая Надежда не содержательница постоялой горницы, а моя жена, хозяйка моего петербургского дома, мать моих детей?» Даже сейчас, в нынешнем одиночестве, подобная ситуация кажется ему невозможной, недопустимой. И Николай Алексеевич уже стыдится своего порыва: «Со стыдом вспоминал он свои последние слова и то, что поцеловал у ней руку, и тотчас стыдился своего стыда». Герой не способен пожертвовать ради любимой женщины ни положением в обществе, ни карьерой. Поэтому любовь ушла, оставив на всю жизнь не только память о настоящем счастье, но горечь вины и сожаление об утрате.<\p>

Внимание! Для получения значительной скидки, заполните поля и следуйте дальнейшим подсказкам.

Источник: https://referatbooks.ru/literature/essay/sochinenie-na-temu-lyubvi-po-rasskazu-bunina-tyomnye-allei/

Ссылка на основную публикацию